Сюжеты известных произведений «Илиада» и «Одиссея» взяты из общего сборника эпических сказаний о Троянской войне. И каждая из этих двух поэм представляет собой небольшую зарисовку из более обширного цикла. Основная стихия, в которой действуют персонажи произведения «Илиада» - это война, изображающаяся не в виде столкновения народных масс, а как действия отдельно взятых персонажей.

Ахилл

Главным героем «Илиады» является Ахилл – молодой герой, сын Пелея и богини моря Фетиды. Слово «Ахилл» переводится как «быстроногий, подобный богу». Ахилл является центральным персонажем произведения. У него цельный и благородный характер, который олицетворяет настоящую доблесть, как ее понимали тогда греки. Для Ахилла нет ничего выше, чем долг и честь. Он готов отомстить за смерть своего друга, пожертвовав собственной жизнью. При этом Ахиллу чужды двуличие и хитрость. Несмотря на свою честность и искренность, он выступает как нетерпеливый и очень вспыльчивый герой. Он проявляет чувствительность в вопросах чести – несмотря на серьезные последствия для войска, он отказывается продолжать сражение из-за нанесенной ему обиды. В жизни Ахилла совпадает веление небес и страсти его собственного бытия. Герой мечтает о славе, и ради этого он также оказывается готовым пожертвовать собственной жизнью.

Противоборство в душе главного героя

Ахилл, главный герой «Илиады», привык повелевать и управлять, так как сознает свою силу. Он готов уничтожить на месте Агамемнона, который посмел его оскорбить. И гнев Ахилла проявляется в самых разных формах. Когда он мстит врагам за Патрокла, то превращается в настоящего демона-уничтожителя. Завалив весь берег реки трупами врагов, Ахилл вступает в схватку с самим богом этой реки. Однако очень интересно наблюдать за тем, как сердце Ахилла смягчается, когда он видит отца, просящего отдать тело его сына. Старик напоминает ему его собственного отца, и жестокий воин смягчается. Также Ахилл горько тоскует по своему другу, рыдает у матери. В сердце Ахилла борются благородство и желание отомстить.

царь Агамемнон, а также спартанский правитель Менелай. Гомер изображает обоих не самыми привлекательными персонажами – оба не упускают возможности злоупотребить своим положением, в особенности Агамемнон. Именно его себялюбие и послужило причиной гибели Ахилла. А заинтересованность Менелая в нападении и послужила причиной того, что разгорелась война.

Менелай, за которого в сражениях выступают ахейцы, должен был занять место микенского правителя. Однако он оказывается неподходящим на эту роль, и это место оказывается занятым именно Агамемноном. Сражаясь с Парисом, он дает волю своей злости, которая накопилась у него против своего обидчика. Однако как воитель он значительно уступает другим героям поэмы. Его действия оказываются значительными только в процессе спасения тела Патрокла.

Другие герои

Один из самых обаятельных главных героев «Илиады» - это старец Нестор, который любит постоянно вспоминать годы своей молодости, давать свои наставления юным воинам. Также привлекателен и Аякс, который своей храбростью и силой превосходит всех, исключая Ахилла. Вызывает восхищение и Патрокл, самый близкий друг Ахилла, который был воспитан с ним под одной крышей. Совершая свои подвиги, он слишком увлекся мечтой захватить Трою и погиб от беспощадной руки Гектора.

Престарелый троянский правитель по имени Приам не является главным героем «Илиады» Гомера, однако обладает привлекательными чертами. Он – истинный патриарх, который окружен многочисленным семейством. Состарившись, Приам уступает право командовать войском своему сыну, Гектору. От имени всего своего народа старец приносит жертвоприношения богам. Приама отличают такие черты характера, как мягкость, обходительность. Он хорошо относится даже к Елене, которую все ненавидят. Однако старца преследует несчастье. Все его сыновья погибают в сражениях от руки Ахилла.

Андромаха

Главные герои поэмы «Илиада» - воины, однако в произведении можно встретить и немало женских образов. Это супруга Гектора по имени Андромаха, его мать Гекуба, а также Елена и плененная Брисеида. Впервые читатель встречается с Андромахой в шестой песне, где повествуется о ее встрече с супругом, вернувшимся с поля брани. Уже в тот момент она интуитивно предчувствует гибель Гектора и уговаривает его не покидать города. Но Гектор не внимает ее словам.

Андромаха является верной и любящей женой, которая вынуждена жить в постоянной тревоге за своего супруга. Судьба этой женщины наполнена трагизмом. Когда ее родной город Фивы был разорен, мать и братья Андромахи были убиты врагами. После этого события погибает и ее мать, Андромаха остается одна. Теперь весь смысл ее существования – в любимом муже. После того как она прощается с ним, то оплакивает вместе со служанками, как уже погибшего. После этого Андромаха не встречается на страницах поэмы до самой смерти героя. Скорбь является главным настроением героини. Она предвидит заранее свой горький жребий. Когда Андромаха слышит крики на стене и бежит узнать, что же произошло, то видит: Ахилл тащит по земле тело Гектора. Она падает без чувств.

Герои «Одиссеи»

Частый вопрос, который задается на уроках литературы учащимся – назвать главных героев «Илиады» и «Одиссеи». Поэму «Одиссею», наряду с «Илиадой», принято считать важнейшим памятником всей эпохи перехода от общинно-родового к рабовладельческому строю.

В «Одиссее» описано даже больше мифологических созданий, чем в «Илиаде». Боги, люди, сказочные создания - самыми разными персонажами полны "Илиада" и "Одиссея" Гомера. Главные герои произведений – это и люди, и боги. Причем боги принимают активное участие в жизнях простых смертных, помогая им или отнимая силу. Главный герой «Одиссеи» - это греческий царь Одиссей, который возвращается после сражения домой. Среди других персонажей выделяется его покровительница, богиня мудрости Афина. Противостоит главному герою морской бог Посейдон. Немаловажной фигурой является и верная Пенелопа, жена Одиссея.

Агамемнон настаивает на исполнении заключенного договора, но троянец Пандар нарушает перемирие, пуская стрелу в Менелая, после чего завязывается первое открытое сражение (четвёртая песнь), Элефенор убит Агенором.

Война продолжается. Однако ни ахейцы, ни троянцы не могут одержать верх. Смертным помогают бессмертные боги. Ахейцам покровительствует Афина Паллада, Гера и Посейдон, троянцам - Аполлон, Арес и Афродита.

Пятая песнь рассказывает о том, как в жестокой битве даже бессмертные Арес и Афродита получают ранения от руки ахейца Диомеда, руководимого Афиной. Видя силу Афины Паллады, предводитель троянцев Гектор возвращается в Трою и требует принести богине богатые жертвы. Заодно Гектор стыдит скрывшегося в тылу Париса и обнадеживает свою жену Андромаху.

Менелай убивает Пилемена, но Сарпедон сражает царя Родоса Тлеполема.

Возвратившись на поле боя, Гектор вызывает на поединок сильнейшего из ахеян и его вызов в седьмой песне принимает Аякс Великий. Герои бьются до поздней ночи, но никто из них не может одержать верха. Тогда они братаются, обмениваются дарами и расходятся.

Тем временем воля Зевса склоняется на сторону троянцев и лишь Посейдон остается верен ахейцам.

Ахейское посольство отправляется к Ахиллу, чье войско бездействует из-за ссоры их предводителя с Агамемноном. Однако рассказ о бедствиях ахейцев, прижатых троянцами к морю, трогает лишь Патрокла - друга Ахилла.

Троянцы атакуют: Агенор убивает Клония, а Медонт сражен Энеем.

Атакуя, троянцы едва не сжигают ахейский флот, но благосклонная к ахейцам богиня Гера обольщает и усыпляет своего мужа бога Зевса, чтобы спасти своих фаворитов. Видя подожженный троянцами ахейский корабль, Ахилл отправляет в бой своих солдат под командованием Патрокла, одетого в доспехи Ахилла, однако сам уклоняется от сражения, держа гнев на Агамемнона. Однако Патрокл гибнет в битве. Сначала его в спину копьем поражает Эвфорб, а затем Гектор наносит ему смертельный удар пикой в пах.

В борьбе за тело Патрокла Аякс Теламонид убивает Гиппофоя и Форкия, а Менелай поражает Евфорба. Ахеец Схедий гибнет от руки Гектора.

Желание отомстить за друга возвращает в игру Ахилла, который, в свою очередь, убивает Гектора, поразив его копьем в шею. В конце Илиады разворачивается тяжба за тело Гектора, которое Ахилл первоначально отказывался выдавать отцу погибшего для погребения.

Для погребения Гектора и Патрокла устанавливается одиннадцатидневное перемирие, устраиваются похоронные игры.

Герои Илиады

Песнь вторая Илиады содержит Catalogue of Ships греков, где указываются имена многих греков, принявших участие в войне, а также указываются местности, откуда они родом. Там же даётся и список троянцев, но он сильно уступает перечню греков, в нём указаны лишь некоторые герои Илиады.

Ахейцы

Ахейцы (Ἀχαιοί), также Данайцы (Δαναοί) и Аргивяне (Ἀργεĩοι), также один раз названы Эллинами - коллективное название греков у Гомера.

  • Агамемнон - Царь Микен, предводитель греков.
  • Ахилл - Предводитель миромидян, герой полубожественного происхождения.
  • Одиссей - Царь Итаки, самый хитрый из греческих военначальников, герой «Одиссеи».
  • Аякс Великий - сын Теламона, второй после Ахилла в военном мастерстве.
  • Менелай - Царь Спарты, муж Елены и брат Агамемнона.
  • Диомед - сын Тидея, Царь Аргоса.
  • Аякс Малый - сын Оилея, частый союзник Аякса Великого.
  • Патрокл - лучший друг Ахилла.
  • Нестор - Царь Пилоса, доверенный советчик Агамемнона.

Можно ли говорить о характерах героев Гомера? Можно ли вообще как-то судить о характерах персонажей народного эпоса, испытавших, по всей видимости, неоднократную отделку и переделку и обычно наделенных качествами, возвышающими их над обычными людьми? У Гомера эта преувеличенность различных достоинств его героев особенно и постоянно подчеркивается. "Божественный", "богоподобный", "богоравный" - эпитеты не только героев, но и второстепенных, впрочем, всегда положительных персонажей. Вспомним для примера "богоравного свинопаса Эвмея" из "Одиссеи". И все же заведомо "героический" тон и стиль народного эпоса не затушевывают, а порой даже подчеркивают личные черты действующих лиц. На самом деле, если взять наши былины, разве Илья Муромец не характер? Не находим ли мы то же самое в финское эпосе "Калевала" и в эпических поэмах другая народов? Мелетинский Е.М. О древнейшем типе героя в эпосе тюрко-монгольских народов Сибири // Проблемы сравнительной филологии: Сб. ст. к 70-летию В.М. Жирмунского. - М.; Л.: Наука, 1964. - С. 433.

Интересно противопоставить характеры двух главных героев "Илиады" - Ахиллеса и Гектора, что было сделано, конечно, самим Гомером, но не излишни и комментарии.

B древнегреческой мифологии Ахиллес - один на самых популярных и прославленных героев Троянского цикла. Его жизнь и подвиги воспеты, изменены или дополнены позднейшими греческими поэтами. Напротив, имя Гектора в греческой мифологии связано только или почти только с "Илиадой". Даже в "Одиссее" Гектор, по существу, забыт.

Но сравним грека-фессалийца Ахиллеса и троянца Гектора по их месту в "Илиаде" и вообще в Троянской войне. Первый не был замешан в событиях, ставших причиной этой войны, но принял в ней самое деятельное участие и был убит до взятия Трои, в то время, когда ахейцы еще не добились никаких военных успехов.

Гектор также не имел никакого личного отношения к причинам, породившим Троянскую войну, но как сильнейший и храбрейший воин Трои и как старший сын царя Приама должен был стать во главе обороны родного города, с честью сражался с ахейцами и был убит Ахиллесом незадолго до взятия Трои, еще некоторое время остававшейся неприступной.

Итак, оба героя вступили в Троянскую войну с самого ее начала, но Гектор - вынужденно, а Ахиллес - поддавшись уговорам организаторов Троянской войны. Оба погибли до взятия Трои. Оба - ярые участники Троянской войны - не имели отношения к ее исходу. Нельзя, таким образом, не отметить сходство их судеб и тот факт, что картины войны на десятом году осады Трои в поэме Гомера составили лишь общий фон для последних дней обоих героев.

В самой "Илиаде" о прошлом Ахиллеса сказано сравнительно мало. Сын смертного Пелея и морской богини Фетиды, родившийся в Фессалии, царь мирмидонян, пользующийся особым покровительством богов, избравший вместо долгой счастливой мирной жизни жизнь короткую, но полную подвигов и воинской славы. В до и послегомеровских сказаниях его детство изображается по-разному. Наиболее популярна версия о том, что богиня Фетида выкупала маленького сына в водах Стикса, реки подземного мира, что сделало его неуязвимым в будущих боях. При этом мать держала ребенка за пятку, и она-то и стала единственным уязвимым местом на теле Ахиллеса. Уже в конце осады Трои стрела Париса, направленная Аполлоном в пятку героя, сразила его на месте. Отсюда выражение "ахиллесова пята" - слабое, уязвимое место.

Мальчик Ахиллес вырос на попечении воспитателя Феникса и мудрого кентавра Хирона. Когда по Греции разнесся призыв к походу против Трои, Фетида, знавшая, что участие в этом походе ее сына кончится безвременной его гибелью, пыталась скрыть Ахиллеса на острове Скирос, где он, одетый в женское платье, жил среди дочерей царя Ликомеда. По одной версии к участию в Троянской войне его склонил Нестор, по другой - Одиссей, разложивший под видом торговца перед дочерьми Ликомеда среди женских украшений также боевое оружие, при виде которого Ахиллес выдал себя. Так он стал участником Троянской войны, возглавив войско мирмидонян, разместившееся на 50 кораблях.

"Илиада" говорит об Ахиллесе как о славнейшем герое Троянской войны, да и во всей греческой мифологии он представляется идеальным воином, не менее знаменитым, чем славнейшие и древнейшие герои - Геракл, Тезей, Язон и некоторые другие. В местах, мифологически связанных с жизнью и деяниями Ахиллеса, существовал его культ, совершались жертвоприношения. С восхищением относились к Ахиллесу создатели и слушатели послегомеровских поэм Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. - М.: Изд-во вост. лит-ры, 1963. - С. 162. .

Гомер неоднократно подчеркивает, что Ахиллес в стане ахейцев превосходил всех силой и храбростью. Его постоянные эпитеты "благородный", "быстроногий". К нему особенно милостивы высшие богини греческого Пантеона - Гера и Афина, жена и дочь Зевса. Он единственный, кто решается спорить с главнокомандующим ахейцами Агамемноном, требующим себе красивейшую новую пленницу взамен бывшей в его владении пленницы, дочери жреца Хриза, которую необходимо вернуть отцу по требованию бога Аполлона. Именно гнев Ахиллеса по этому поводу послужил сюжетной основой для всей "Илиады". В разгаре спора Ахиллес намеревается даже убить Агамемнона. По Гомеру, справедливость на стороне Ахиллеса, так как он отвергает, а Агамемнон, как верховная власть, как "пастырь народов", напротив, требует пересмотра дележа уже давно захваченных военных трофеев, и прежде всего красивых пленниц. По воле богов Ахиллес смиряет несколько свой гнев, но отказывается от участия в дальнейшей осаде Трои, отдавая при этом свою пленницу Агамемнону (признание нерушимости воинских обычаев при разделе военной добычи). Оскорбленный, он более не принимает участия в боях под Троей, но и не возвращается к себе домой в Фессалию, о чем сам говорит в пылу ссоры, но не решается идти против воли богов. Во время самого спора с Агамемноном Ахиллес признается, что никаких обид от троянцев он не знал, мстить им ему не за что и воевать в Трою он прибыл, собственно, лишь "чести ища Менелаю". В дальнейшем мы узнаем из "Илиады", что гнев Ахиллеса чуть не стоил ахейцам полного разгрома и уничтожения троянцами их кораблей.

Уже античные критики "Илиады" отмечали, что в самой поэме гневу Ахиллеса уделено не столь много места, об этом пространно толковали позднейшие европейские ученые Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества. - М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1958. - С. 62. . Но если обратиться к тексту поэмы без всякой предвзятости, то хорошо видно, что из гнева Ахиллеса так или иначе следует временный успех троянцев, их переход от обороны к наступлению, угроза самому ахейскому лагерю, убийство Гектором друга Ахиллеса Патрокла, из-за чего Ахиллес в великом гневе и в новых доспехах, изготовленных по просьбе Фетиды за одну ночь богом Гефестом, возвращается к битве, убивает Гектора с помощью Афины у стен Трои. За этим следует умиротворение гнева Ахиллеса, выдача тела Гектора его отцу, Приаму, подробное описание похорон сначала Патрокла, а затем, в конце поэмы, Гектора. Таким образом, основной сюжетной линией "Илиады" от начала до конца действительно является гнев Ахиллеса, тесно связанные с ним события и следствия.

В образе гомеровского Ахиллеса мы видим идеал эллина героического периода, весьма далекий, например, от идеала средневекового рыцаря. Хотя "благородство" и составляет один из главнейших и постояннейших его эпитетов, но под ним подразумевается, по-видимому, только происхождение героя (мать - богиня), возвышающее его над простыми людьми. Эпитет "быстроногий" подчеркивает спортивные качества Ахиллеса, ценившиеся древними в отличие от наших дней прежде всего с военной точки зрения. Главное же в гомеровском Ахиллесе - его беспредельная храбрость, физическая сила и красота. Именно по этим "параметрам" с ним сравнивается Аякс Старший, лучший после Ахиллеса воин среди ахейцев. Любопытно, что нигде у Гомера не отмечается ум, мудрость Ахиллеса. Гомер молчаливо признает, что куда ему в этом отношении до Нестора или Одиссея. Явившись под Трою со своими мирмидонянами, в течение первых девяти лет Ахиллес, кажется, ничем не прославился, кроме набегов и разбоев по всей Троаде. Из "Илиады" можно понять, что подобное он замышлял и против пасшего свои стада на горах Иды дарданского царя Энея, чем побудил последнего к участию в войне на стороне троянцев. Из сетований Андромахи, жены Гектоpa, мы узнаем, что в это же время он добрался до царя Киликии и отца Андромахи Гетиона, убил его вместе со всеми сыновьями и разграбил город. О подобной работе "на стороне" во время осады Трои других ахейских вождей Гомер не сообщает. Так, по Гомеру, Ахиллеса возвышает над другими еще неуемная и ненасытная жажда войны, убийств, грабежа, насилия самих по себе. Недаром, желая отомстить Агамемнону отказом участвовать в осаде Трои, Ахиллес праздней сидел, но душою алкал он и брани и боя.

Так с предельной четкостью вырисовывается перед нами эллинский идеал мужа-воина - храброго, могучего, прекрасного телом и лицом, но и не знающего жалости, жестокого, корыстолюбивого.

Вспомним грандиозный мифический цикл о Геракле и его двепадцати подвигах. Этот величайший из героев греческой мифологии совершал убийства разных чудовищ и людей вынужденно, мотивированно. Ахиллес отправился воевать в Трою ради войны как таковой, ради убийств и грабежей. Сам Гомер не отрицает излишней жестокости и кровожадности главного своего героя, его чисто варварских замашек, его недостойных издевательств над умирающим Гектором и затем над его телом, его зверского убийства двенадцати ни в чем неповинных троянских юношей в честь похорон Патрокла. Сам Гомер, симпатии которого к ахейцам в отличие от троянцев нередко ясно просвечивают в торжественно-бесстрастной речи поэмы, отмечает, что "и на Гектора он недостойное дело замыслил.".

В то же время, зная о близком конце своей жизни, Ахиллес не боятся смерти, смело идет ей навстречу, а пока, пока. пользуется особой милостью богов, которые идут даже на то, что, будучи невидимыми, сражаются с ним рядом и обеспечивают ему в бою преимущества. Безгранично храбрый уже потому, что знает о своей неуязвимости до последнего, рокового часа, Ахиллес в своей "частной жизни" высоко ценит дружбу, неутешно оплакивает своего друга Патрокла, устраивает грандиозные похороны его тела и спортивные состязания в честь умершего, щедро вознаграждая победителей в разных видах игр. Его сердце способно смягчиться в разговоре с Приамом о выдаче поруганного им тела Гектора. Великодушный разбойник Ахиллес, можно сказать, предвосхищает многих подобных персонажей европейской литературы, но с той разницей, что в большинстве случаев и он, как и другие герои Гомеровых поэм, творил добрые дела, лишь уступая воле богов. Впрочем, и сами боги вмешивались в поступки и судьбы смертных героев, руководствуясь исключительно личными симпатиями и пристрастиями, а не "моральными принципами" и уступая только воле всемогущего Рока. Таким от начала до конца Троянской войны и во время последующих странствий Одиссея было поведение Геры и Афины, жестоко мстивших всему троянскому народу за непризнание их "прекраснейшими" единственным троянцем - Парисом.

Если судить по Гомеровым поэмам, греки героического периода не знали ни скромности, ни сентиментальности, а убийство оправдывалось одной "практической" целесообразностью, мародерство же на поле боя рассматривалось как доблесть.

Таков был и один из любимейших героев греческого эпоса, сын Пелея, Ахиллес. Его первым подвигом при походе против Трои было убийство одного из троадских царей - Кикна, препятствовавшего высадке ахейской армии на берег Геллеспонта и тем самым бывшего союзником Трои.

Существо последнего подвига Ахиллеса, судя по позднейшим сказаниям, то же самое. После убийства Гектора на помощь троянцам прибыли амазонки во главе со своей царицей Пентеселеей и сын владыки Эфиопии Мемнон. Тот и другая были убиты Ахиллесом. Как бы мы теперь сказали, "послужной список" героя отличался неизменностью избранного им пути и свидетельствовал о его высоком, хотя, с нашей точки зрения, и узком профессионализме. В дальнейшем за Ахиллесом не числилось ни одного подвига, совершенного с гуманной целью, чем прославились Геракл, Персей, Тезей. Варварски-разбойничья натура Ахиллеса во всем блеске проявилась в его скупой, короткой "биографии". Пожалуй, ни один из смертных героев греческой мифологии не пользовался таким покровительством богов, как Ахиллес. Не исключая и Геракла, на долю которого выпало столько непомерных трудов. Особой божественной мерой поощрения послужило, как помним, укрепление сил Ахиллеса перед его возвращением к битве едой и питьем небожителей, принесенными Афиной. И еще особое благоволение: после своей гибели он становится в подземном мире повелителем душ умерших, хотя, впрочем, душа самого Ахиллеса невысоко ценит эту привилегию.

Такое абсолютное превосходство Ахиллеса над всеми смертными на поле боя, к которому древние относились с восторгом и преклонением, в глазах современного читателя резко ослабляет человеческие, черты одного из любимейших героев древних греков. Оно несовместимо в наши дни даже с самим понятием героизма.

Как бы чувствуя глубокие противоречия в натуре Ахиллеса и предвидя возможность отрицательной реакции своих читателей, Гомер апеллирует к наивысшему авторитету - к самому Зевсу.

Эолийцы (северная группа древнегреческих племен, населявших Фессалию и Македонию), предпринявшие первую колонизацию северо-западной части Малой Азии и, следовательно, Троады, как полагают ученые, создали по мотивам своих завоеваний первую, догомеровскую редакцию "Илиады", их национальным (гораздо позднее - общегреческим) героем и стал Ахиллес - воин-завоеватель со всеми необходимыми для такой профессии качествами. Ввел ли Гомер в своей "Илиаде" что-то новое в его характеристику, мы не знаем и никогда не узнаем. И хотя в позднейшей и даже в новейшей литературе имя Ахиллеса означает имя одного из величайших героев древности, с современной точки зрения этому персонажу "Илиады" трудно сочувствовать. Но так, пожалуй, устроена вообще человеческая память, и не только личная, но и народная: хорошее помнится лучше и дольше, становясь в отдалении все лучезарнее, плохое, преступное, позорное меркнет, на него как бы набрасывается даже покров величия.

Таким образом, разрушение Трои было торжеством, триумфом греческого народа, создавшего для достижения этой цели огромный военный союз под единым командованием. Но вместе с тем в сознании древних греков сохранялась глубокая убежденность в изначальной и заранее предсказанной обреченности Трои и ее народа, так же как и убежденность в предначертанности судьбы каждого, кем бы он ни был - простым человеком, царем или героем. Сила Рока неумолима, будущее мрачно для всех. А значит, пользуйся настоящим, как сумеешь

Троянская война не принесла успеха ни той, ни другой стороне. Она обернулась трагедией, крахом, но порожденными не случайностями, а неисповедимыми путями судьбы. Судьба Трои, троянцев, ахейских героев была предсказана и неумолима. Большинству своих участников Троянская война принесла гибель или позор, изгнание.

Песнь вторая Илиады содержит Перечень кораблей (англ.)русск. греков, где указываются имена многих греков, принявших участие в войне, а также указываются местности, откуда они родом. Там же даётся и список троянцев, но он сильно уступает перечню греков, в нём указаны лишь некоторые герои Илиады.

Ахейцы (Ἀχαιοί), такжеДанайцы (Δαναοί) иАргивяне (Ἀργεĩοι), также один раз названыЭллинами - коллективное название греков у Гомера.

    Агамемнон - ЦарьМикен , предводитель греков.

    Ахилл - Предводительмиромидян , герой полубожественного происхождения.

    Одиссей - ЦарьИтаки , самый хитрый из греческих военначальников, герой «Одиссеи ».

    Аякс Великий - сынТеламона , второй после Ахилла в военном мастерстве.

    Менелай - ЦарьСпарты , мужЕлены и братАгамемнона .

«Ахиллес, оплакивающй Патрокла » (1855),Николай Ге

    Диомед - сынТидея , ЦарьАргоса .

    Аякс Малый - сынОилея , частый союзникАякса Великого .

    Патрокл - лучший друг Ахилла.

    Нестор - ЦарьПилоса , доверенный советчик Агамемнона.

Ахилл и Патрокл

Взаимоотношения между Ахиллом иПатроклом являются важной составляющей Илиады. Между героями существует глубокая серьёзная дружба. Ахилл внимателен к Патроклу, будучи чёрствым и полным презрения к остальным. Одни античные исследователи считали их дружбу гомоэротической, тогда как другие считали её платоническим союзом воинов.

Троянцы

    • Гектор - сын ЦаряПриама и главный воин троянцев.

      Эней - сынАнхиса иАфродиты .

      Деифоб - братГектора иПариса .

      Парис - похитительЕлены .

      Приам - престарелый ЦарьТрои .

      Полидамант - разумный командир, чьи советы игнорируются,антагонист Гектора .

«Прощание Гектора с Андромахой», Сергей Постников, 1863

    • Агенор - троянский воин, сынАнтенора , пытался сражаться с Ахиллом (Песнь XXI).

      Сарпедон - убитПатроклом . Был другомГлавка и вместе с ним предводителемликийцев , воевавших на сторонеТрои .

      Главк - другСарпедона и вместе с ним предводителемликийцев , воевавших на сторонеТрои .

      Евфорб - первый из троянских воинов ранившийПатрокла .

      Долон - шпион в греческом лагере (Песнь X).

      Антенор - King Priam’s advisor, who argues for returning Helen to end the war.

      Полидор - сынПриама и Лаофои.

      Пандар - великий стрелок из лука, сын Ликаона.

    • Гекуба (Ἑκάβη) - женаПриама , матьГектора ,Кассандры ,Париса и др.

      Елена (Ἑλένη) - дочьЗевса , женаМенелая , похищенаПарисом , затем стала женойДеифоба . Её похищение стало причинойТроянской войны .

      Андромаха - женаГектора , матьАстианакта .

      Кассандра - дочьПриама . Её пытался соблазнитьАполлон , подарив ей дар пророчества, но будучи отвергнут ею, сделал так, что к её пророчествам о судьбе Трои не прислушивались.

      Брисеида - троянская женщина, захваченная греками, досталась Ахиллу в качестветрофея .

Боги Илиады

Сакральным значением в Илиаде обладает гора Олимп , на которой восседаетЗевс , сынКроноса . Его чтут как ахейцы, так и троянцы. Он возвышается над противоборствующими сторонами. В повествование вовлечены многие олимпийские и другие боги, одни помогают ахейцам, другие троянцам. Многие из событий, описанных в Илиаде, вызываются, направляются богами, боги также часто влияют на ход событий, выступая на стороне одной из противоборствующих сторон.

    Олимпийцы:

    • Зевс (нейтрален, но чаще помогает троянцам из-за обещания отомстить за Ахилла)

      Гера (за ахейцев)

      Артемида (за троянцев)

      Аполлон (за троянцев)

      Аид (нейтрален)

      Афродита (за троянцев)

      Арес (за троянцев)

      Афина (за ахейцев)

      Гермес (нейтрален)

      Посейдон (за ахейцев)

      Гефест (нейтрален)

    Остальные:

    • Эрида (за троянцев)

      Ирида (за ахейцев)

      Фетида (за ахейцев)

      Лето (за троянцев)

      Протей (за ахейцев)

      Скамандр (за троянцев)

      Фобос (за троянцев)

      Деймос (за троянцев)

Время и место создания «Илиады» и «Одиссеи»

Всё это указывает на родовой характер гомеровского общества, которое находится на грани разложения и перехода к рабовладельческому строю. В поэмах «Илиада» и «Одиссея» уже налицо имущественное и социальное неравенство, разделение на «лучших» и «худых»; уже существует рабство, которое, правда, сохраняет патриархальный характер: рабы – в основном пастухи и домашние слуги, среди которых есть привилегированные: такова Евриклея, няня Одиссея; таков пастух Евмей, который действует вполне самостоятельно, скорее, как друг Одиссея, чем как раб его.

Торговля в обществе «Илиады» и «Одиссеи» уже существует, хотя она еще мало занимает мысли автора.

Следовательно, создатель поэм (олицетворенный в личности легендарного Гомера) – представитель греческого общества VIII–VII вв. до н. э., находящегося на грани перехода от родоплеменного быта к государственному.

Материальная культура, описанная в «Илиаде» и «Одиссее», убеждает нас в том же: автор хорошо знаком с употреблением железа, хотя, стремясь к архаизации (особенно в «Илиаде»), указывает на бронзовое вооружение воинов.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея» написаны в основном на ионийском диалекте, с примесью эолийских форм. Это означает, что местом создания их была Иония – острова Эгейского моря или Малая Азия. Отсутствие же в поэмах упоминаний о городах Малой Азии свидетельствует об архаизаторских стремлениях Гомера, воспевающего древнюю Трою.

Композиция «Илиады» и «Одиссеи»

Гомер сочувствует в поэме «Илиаде» воинам обеих враждующих сторон, но агрессивность и грабительские стремления греков вызывают у него осуждение. Во II книге «Илиады» поэт вкладывает в уста воина Терсита речи, клеймящие алчность военачальников. Хотя описание внешности Терсита указывает на стремление Гомера выразить свое осуждение его речам, однако речи эти весьма убедительны и по существу в поэме не опровергнуты, значит, мы можем предполагать, что они созвучны мыслям поэта. Это тем более вероятно, что упреки, брошенные Терситом Агамемнону , почти аналогичны тяжким обвинениям, которые предъявляет ему же Ахилл (ст. 121 сл.), а тот факт, что Гомер сочувствует словам Ахилла, сомнения не вызывает.

Осуждение в «Илиаде» войны, как мы видели, звучит не только в устах Терсита. Сам доблестный Ахилл, собираясь вернуться в войско, чтобы отомстить за Патрокла, говорит:

«О, да погибнет вражда от богов и от смертных, и с нею
Гнев ненавистный, который и мудрых в неистовство вводит!»
(Ил., кн. XVIII , ст. 107–108).

Очевидно, что если бы прославление войны и мести было целью Гомера, то действие «Илиады» завершилось бы убиением Гектора, как это было в одной из «киклических» поэм. Но для Гомера важно не торжество победы Ахилла, а моральное разрешение его гнева.

Жизнь в представлении поэм «Илиада» и «Одиссея» настолько привлекательна, что Ахилл, встреченный Одиссеем в царстве мертвых, говорит, что он предпочел бы тяжелую жизнь поденщика царствованию над душами умерших в преисподней.

В то же время, когда нужно действовать во имя славы родины или ради близких людей, герои Гомера презирают смерть. Сознавая свою неправоту в том, что он уклонился от участия в боях, Ахилл говорит:

«Праздный, сижу пред судами, земли бесполезное бремя»
(Ил., кн. XVIII, ст. 104).

Гуманизм Гомера, сострадание человеческому горю, восхищение внутренними достоинствами человека, мужеством, верностью патриотическому долгу и взаимной привязанностью людей достигает ярчайшего выражения в сцене прощания Гектора с Андромахой (Ил., кн. VI , ст. 390–496).

Художественные особенности «Илиады» и «Одиссеи»

Образы гомеровских героев до некоторой степени статичны, т. е. характеры их освещены несколько односторонне и остаются неизменными от начала и до конца действия поэм «Илиада» и «Одиссея», хотя каждый персонаж имеет свое лицо, отличное от других: в Одиссее подчеркивается изворотливость ума, в Агамемноне – надменность и властолюбие, в Парисе – изнеженность, в Елене – красота, в Пенелопе – мудрость и постоянство жены, в Гекторе – мужество защитника своего города и настроение обреченности, так как должен погибнуть и он, и его отец, и его сын, и сама Троя.

Односторонность в изображении героев обусловлена тем, что большинство из них предстает перед нами только в одной обстановке – в бою, где не могут проявиться все черты их характеров. Некоторое исключение составляет Ахилл, так как он показан в отношениях с другом, и в битве с врагом, и в ссоре с Агамемноном, и в разговоре со старцем Приамом, и в других ситуациях.

Что касается развития характера, то оно еще недоступно «Илиаде» и «Одиссее» и вообще литературе доклассического периода Древней Греции. Попытки такого изображения мы находим лишь в конце V в. до н. э. в трагедиях Еврипида .

Что же касается изображения психологии героев «Илиады» и «Одиссеи», их внутренних импульсов, то о них мы узнаем из их поведения и из их слов; кроме того, для изображения движений души Гомер использует весьма своеобразный прием: вмешательство богов. Например, в I книге «Илиады», когда Ахилл, будучи не в силах стерпеть оскорбление, вынимает меч, чтобы напасть на Агамемнона, кто-то сзади вдруг хватает его за волосы. Оглянувшись, он видит Афину, покровительницу треков, которая не допускает убийства.

Подробность, детальность описаний, характерные для «Илиады» и «Одиссеи», особенно проявляются в таком часто употребляемом поэтическом приеме, как сравнение: гомеровские сравнения иногда настолько развернуты, что превращаются как бы в самостоятельные рассказы, оторванные от основного повествования. Материалом для сравнения в поэмах служат чаще всего природные явления: животный и растительный мир, ветер, дождь, снег и т. п.:

«Он устремился как лев горожитель, алкающий долго
Мяса и крови, который, душою отважной стремимый,
Хочет на гибель овец, в их загон огражденный ворваться;
И, хотя перед оградою пастырей сельских находит,
С бодрыми псами и копьями стадо свое стерегущих,
Он, не изведавши прежде, не мыслит бежать из ограды;
Прянув во двор, похищает овцу, либо сам под ударом
Падает первый, копьем прободенный из длани могучей.
Так устремляла душа Сарпедона, подобного богу»
(Ил., кн. XII , ст. 299–307).

Иногда эпические сравнения поэм «Илиады» и «Одиссеи» призваны создать эффект ретардации , т. е. замедления хода повествования путем художественного отступления и отвлечения внимания слушателей от основной темы.

«Илиаду» и «Одиссею» роднят с фольклором и гиперболы: в XII книге «Илиады» Гектор, атакуя ворота, швыряет в них такой камень, который и два сильнейших мужа с трудом приподняли бы рычагами. Голос Ахилла, бегущего вызволить тело Патрокла, звучит, как медная труба, и т. п.

О песенно-народном происхождении поэм Гомера свидетельствуют также так называемые эпические повторы: отдельные стихи повторяются полностью или с небольшими отклонениями, и таких стихов в «Илиаде» и «Одиссее» насчитывается 9253; таким образом, они составляют третью часть всего эпоса. Повторы широко применяются в устном народном творчестве потому, что они облегчают певцу импровизацию. В то же время повторы – моменты отдыха и ослабления внимания для слушателей. Повторы облегчают и восприятие слышимого. Например, стих из «Одиссеи»:

«Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос»
(пер. В. А. Жуковского).

переключал внимание аудитории рапсода на события следующего дня, означая, что наступило утро.

Часто повторяемая в «Илиаде» картина падения воина на поле битвы нередко выливается в формулу с трудом валимого дровосеками дерева:

«Пал он, как падает дуб или тополь серебрянолистный»
(пер. Н. Гнедича).

Иногда словесная формула призвана вызывать представление о громе, который возникает при падении облаченного в металлические доспехи тела:

«С шумом на землю он пал, и взгремели на мертвом доспехи»
(пер. Н. Гнедича).

Когда боги в поэмах Гомера спорят между собой, бывает, что один говорит другому:

«Что за слова у тебя из ограды зубов излетели!»
(пер. Н. Гнедича).

Повествование ведется в эпически бесстрастном тоне: в нем нет признаков личного интереса Гомера; благодаря этому создается впечатление объективности изложения событий.

Обилие в «Илиаде» и «Одиссее» бытовых деталей создает впечатление реалистичности описываемых картин, но это так называемый стихийный, примитивный реализм.

Приведенные выше цитаты из поэм «Илиада» и «Одиссея» могут дать представление о звучании гекзаметра – поэтического размера, придающего несколько приподнятый торжественный стиль эпическому повествованию.

Переводы «Илиады» и «Одиссеи» на русский язык

В России интерес к Гомеру начал понемногу проявляться одновременно с усвоением византийской культуры и особенно возрос в XVIII в., в эпоху русского классицизма.

Первые переводы «Илиады» и «Одиссеи» на русский язык появились во времена Екатерины II : это были либо прозаические переводы, либо стихотворные, но не гекзаметрические. В 1811 г. были опубликованы первые шесть книг «Илиады» в переводе Е. Кострова александрийским стихом, который считался обязательной формой эпоса в поэтике французского классицизма, господствовавшего в то время в русской литературе.

Полный перевод «Илиады» на русский язык размером подлинника был сделан Н. И. Гнедичем (1829), «Одиссеи» – В. А. Жуковским (1849).

Гнедичу удалось передать и героический характер повествования Гомера, и некоторый его юмор, но его перевод изобилует славянизмами, так что уже к концу XIX в. он стал казаться слишком архаичным. Поэтому опыты перевода «Илиады» возобновились; в 1896 г. вышел новый перевод этой поэмы, сделанный Н. И. Минским на основе более современного русского языка, а в 1949 г.– перевод В. В. Вересаева, еще более упрощенным языком.