Отношения между Советским Союзом (1922–1991) и Японией всегда были напряженными.

Страница: 1/4

Во-первых, обе страны были в противоположных лагерях во время холодной войны. Во-вторых, отношения были напряженными из-за территориальных конфликтов, касательно и Курильских островов, и Южного Сахалина. Эти две причины, а также ряд других небольших разногласий не давали обеим странам заключить мирный договор после Второй мировой войны, и даже сейчас ряд вопросов, в частности, касательно всё тех же т.н. «северных территорий» остаётся нерешенными.

Напряженность в японо-советских отношениях имеет глубокие исторические корни, которые появились ещё во времена гонки японской и российской империй за господство над северо-восточной Азией.

В 1993 году, около 50 лет спустя после конца Второй мировой войны, военное положение межу Японией и Россией всё ещё технически существовало из-за того, что правительство Москвы отказывалось все прошедшие годы подписать мирный договор 1951 года. Большим камнем преткновения во всех последующих попытках Японии установить двусторонние отношения на так называемой «подлинно стабильной основе» был территориальный спор в отношении Курил, которые также известны в Японии как «северные территории».

1922-1925 годы: признание Советского Союза

Плохие отношения между Советским Союзом и Японией, начиная с 1920-х и до конца 1940-х годов, возможно, были следствием победы японской стороны над императорской Россией, государством-предшественником Советского Союза, в Русско-японской войне 1904-1905 годов.

Кроме того, во время гражданской революции в России (1918-1921 годы) Япония (в качестве члена войск интервентов) заняла Владивосток и не покидала его вплоть до 1922 года, когда был основан Советский Союз.

В 1925 году, после нескольких лет переговоров между Японией и Советским Союзом, обе страны согласились, что Портсмутский договор (был заключён между Российской империей и императорской Японией и стал официальным концом Русско-японской войны) остается в силе до тех пор, пока ни будут пересмотрены другие соглашения и договоры между этими странами. Таким соглашением Япония формально признала Советский Союз.

1932-1946 годы: ухудшение отношений и война

После оккупации Манчжурии в 1922 году, Япония повернула свои военные интересы к советским территориям. Советско-японские отношения резко ухудшились в 1936 году. Это произошло из-за заключения Антикоминтерновского пакта между Японией и Германией в ноябре 1935 года, который был разработан в качестве обороны против международного коммунизма. Советский Союз отреагировал на это заключением Советско-монгольского соглашения о взаимопомощи в марте 1936 года.

Первый крупный советско-японский пограничный инцидент, так называемая битва у озера Хасан (1938 год), произошел в Приморье, недалеко от Владивостока. Часто происходили конфликты между Японией и Советским Союзом на границе с Манчжурией, далее они перешли в непровозглашенную войну, которая завершилась боем на реке Хальхин-Гол (1939 год) на границе Монголии и Манчжурии. Советский Союз решительно выиграл сражение и удержал Японию от дальнейших агрессивных действий в отношении себя во время Второй мировой войны.

В 1941 году, два года спустя после пограничной войны, Япония и Советский Союз подписали Пакт о нейтралитете. Позже в том же году Япония обдумывала расторжение пакта, когда нацистская Германия вторглась в Советский Союз, проводя операцию «Барбаросса» в начале Великой отечественной войны. Но она не стала этого делать в основном из-за поражения в сражении на Хальхин-Голе, даже несмотря на то, что вместе с Германией была участницей Тройственного пакта.

В апреле 1945 года, перед победой над нацистской Германией, Советский Союз аннулировал Пакт о нейтралитете, а после победы – объявил войну Японии в поддержку своих союзников во Второй мировой войне и начал операцию Августовский шторм. Вторжение началось 8-го августа 1945 года, ровно три месяца спустя после того, как Германия сдалась 8-го мая. Примечательно, что «Августовский шторм» начался между сбросом атомных бомб на Хиросиму (6-е августа) и Нагасаки (9-е августа). Решение Японии сдаться было принято перед серией масштабных советских атак в Манчжурии, на Сахалине и Курильских островах, но война продолжалась, и Советские войска запланировали вторгнуться на Хоккайдо задолго до другого вторжения союзников на Кюсю.

На фоне этих вторжений 56 островов Курильской цепи, включая южную половину Сахалина (т.е. «северные территории»), в 1946 году были включены в состав Советского Союза указом Президиума Верховного совета СССР. Этот декрет создал Южно-Сахалинскую область в Хабаровском крае Советского Союза. Эта аннексия никогда не была признана Японией и расторгла соглашение советско-японского мирного договора времён Второй Мировой войны и сделала невозможным появление более близких отношений между этими двумя государствами. Советский Союз отказался возвращать эти территории из-за страха перед тем, что такое действие могло воодушевить Китай предъявить свои территориальные требования СССР. Также Советский Союз использовал эти острова как часть противолодочной военной системы, защищая выход в Охотское море.

Следующая страница (2/4)

Переход к странице: [ 1 |

Русско-японские отношения в 80-90-е годы

Политика России в отношении Японии существенно отличалась от курса Англии и других западных держав. Обороты торговли России с Японией были незначительными, поэтому русские капиталисты были мало заинтересованы в сохранении неравноправных договоров. В 1879 г. русский ввоз и вывоз составлял мизерную сумму - 59,5 тыс. иен. Японцы пользовались правом беспошлинно ловить и вывозить рыбу с Сахалина; в устье Амура и других местах тихоокеанского побережья японские рыбопромышленники вели бесконтрольный хищнический промысел, не уплачивая сборов. В отличие от японцев русские рыбопромышленники при ввозе рыбы в Японию должны были платить таможенные сборы, поэтому они не выдерживали конкуренции с японскими дельцами.

Русский экспорт быстро стал возрастать, когда Россия в 1888 г. стала ввозить в Японию керосин. Сумма русского экспорта поднялась до 235,5 тыс. иен (см. ). Попытки Общества добровольного флота в 1889 г. получить разрешение на закупку каменного угля (10 тыс. т) на о-ве Хоккайдо в порту Отарунай не увенчались успехом. Японское правительство не дало на это согласия (см. ).

Российские министерство финансов и министерство путей сообщения возлагали большие надежды на постройку Великой сибирской дороги, полагая, что проведение дороги до Владивостока сделает Россию торговой посредницей между Европой и Дальним Востоком и сообщит импульс быстрому развитию русской торговли с Японией и Китаем.

В свою очередь, японские капиталисты интересовались возможностью использования Сибирской дороги для экономического проникновения в Восточную Сибирь и расширения торгового обмена с русским Дальним Востоком. По сведениям русского посольства, деловые круги городов западного побережья Японии лелеяли надежду на значительный рост объема торговли с Россией (см. ). Об этом в 1893 г. писали ведущие японские газеты: "Иомиури", "Дзию", "Хоккайдо симбун", "Коккай" и др.

В 1895 г. из Нагасаки в Приморскую область было вывезено риса и пшеничной муки на сумму 640 тыс. иен (см. ).

Как указывалось выше, царское правительство не считало необходимым придерживаться общей линии с западными державами по вопросу о пересмотре договоров. Россия при условии сохранения за ней права наиболее благоприятствуемой нации соглашалась пойти на ряд уступок японцам и поддержать японское правительство перед другими государствами.

В 1889 г. русский посланник в Токио Д. Е. Шевич начал переговоры о заключении нового русско-японского торгового договора. В ходе переговоров японская сторона согласилась отменить пошлину на ввоз соленой сушеной рыбы с условием не включать эту статью в текст тарифа, пока другие державы не откажутся от неравноправных договоров. В отличие от России за отказ от консульской юрисдикции Англия и Германия в 1886 г. требовали от японцев издания нового кодекса гражданского права до того, как будет подписано соответствующее соглашение. Они также настаивали на допуске иностранных судей для разбора дел, касающихся иностранных подданных.

Русско-японский договор был подписан 8 августа (27 июля) 1889 г. К этому времени договоры с Японией заключили США и Германия. Германия также пошла на уступки Японии, рассчитывая таким путем ослабить позиции Англии и укрепить свое политическое влияние на Дальнем Востоке.

Русско-японский договор должен был войти в силу после отказа всех договорных держав от прежних неравноправных трактатов. Русский посланник Д. Е. Шевич разъяснил японской стороне, что если бы Россия односторонне согласилась на отмену консульской юрисдикции за одно допущение иностранной торговли внутри Японии, то другие государства на основании принципа наиболее благоприятствуемой нации могли бы потребовать допущения внутрь страны своих подданных без отказа от консульской юрисдикции (см. ). Японское правительство было удовлетворено этим разъяснением. Оно было готово пойти на компромисс и согласиться на частичный отказ иностранных государств от консульской юрисдикции. Но обострение внутриполитической борьбы по вопросу о введении в жизнь реакционной конституции 1889 г. и рост враждебности народа по отношению к иностранцам, отстаивавшим неравноправные договоры, вынуждали правительство медлить с оформлением таких соглашений. Правящая верхушка боялась взрыва народного негодования. Народное недовольство иностранцами выражалось подчас в крайних формах: избиениях и убийствах иностранных миссионеров, покушениях на иностранных представителей, правительственных деятелей Японии, слывших сторонниками развития связей с западными державами.

Японская пресса резко критиковала миссионерскую деятельность, в том числе и русскую духовную миссию в Токио. Действительно, английские, американские и другие миссионеры, пытаясь насадить христианство, вмешивались во внутренние дела страны, что не могло не вызвать противодействие со стороны японской общественности. Русская же духовная миссия занималась в основном просветительской деятельностью (распространение знаний о России, обучение русскому языку и т. п.).. Однако националистически настроенные выходцы из самурайства, студенческая молодежь и оппозиционные партии в своих выступлениях не отделяли представителей русской духовной миссии от миссионеров западных стран.

В 1890 г. толпа забросала камнями русского посланника Д. Е. Шевича и его жену, а в 1891 г. наследник царского престола Николай Александрович (будущий царь Николай II) получил в г. Оцу сабельный удар по голове от японского полицейского по имени Цуда. По оценке русского посланника Д. Е. Шевича, покушение явилось не следствием общей ненависти к русским - ее не существовало,- а результатом того, что Цуда "глубоко ненавидит иностранцев вообще" ( Министр внутренних дел Сайго, министр юстиции Ямада и министр иностранных дел Аоки, которых Д. Е. Шевич считал ответственными за происшествие, по его настоянию вынуждены были подать в отставку. Цуда был приговорен к пожизненной каторге и умер в тюрьме. ) .

Надо сказать, что этот эпизод не оказал серьезного влияния на дальнейшее развитие русско-японских отношений.

Основные принципы русской политики в отношении Японии вновь были сформулированы осенью 1892 г., при назначении в Токио нового посланника М. А. Хитрово.

В инструкции новому посланнику отмечался устойчивый характер политики России на Дальнем Востоке, что определялось: "Во-первых, соседством таких относительно сильных государств, как Китай и Япония; во-вторых, недостаточной развитостью наших окраин, отстоящих от главного сосредоточения наших государственных сил, материальных и нравственных, на громадном расстоянии. Отсюда желательность не только мирных, но даже дружественных отношений с вышеупомянутыми государствами должна бы, с одной стороны, обеспечить неприкосновенность и спокойствие наших собственных владений, с другой - противодействовать возможным проискам соперничающих с нами держав" (цит. по ). Указывая, что между Россией и Японией "не существует никакой принципиальной противоположности", министерство иностранных дел исходило из того, что японские порты могут служить убежищем (!) для русских морских сил на Дальнем Востоке и снабжать их "всем необходимым".

Донесения царских дипломатов показывают, что они плохо разбирались в главных тенденциях японской внешней политики и внутренней жизни Японии. Русские представители в Японии, за немногим исключением, а вслед за ними и руководители министерства иностранных дел с ироническим пренебрежением относились к агрессивным выступлениям японских политических деятелей и прессы и не понимали надвигающейся со стороны Японии угрозы. Быстрое экономическое развитие Японии, ускоренные темпы наращивания армии и флота не вызывали в Петербурге тревоги. В инструкции лишь отмечалось недоверие и подозрительность японских влиятельных кругов к России, полагавших, что Россия вынашивает планы захвата Кореи.

Как показывает текст инструкции, Россия не проявляла никакой враждебности по отношению к Японии. Как и прежде, инструкция предписывала избегать вмешательства во внутренние дела Японии, где в то время происходила ожесточенная борьба либеральных и радикальных оппозиционных кругов правящих классов, а также демократических сил (часть мелкой буржуазии города и деревни, мелкобуржуазная интеллигенция) (В 80-х и начале 90-х годов были созданы буржуазные и помещичьи партии: в 1881 г. либерально-помещичья партия "Дзиюто" и в 1882 г.- либерально-буржуазная партия "Кайсинто". Радикальная фразеология либерально- помещичьей оппозиции иногда делала ее центром притяжения для оппозиционно настроенных элементов из других слоев населения. Либерально-буржуазная партия была менее радикальна в своих выступлениях против абсолютистского правительства вследствие тесной связи ее вождей с правительственной бюрократией. Участие демократических кругов Японии в борьбе с правящей верхушкой придавало ей боевой характер вопреки сдерживающему влиянию на нее буржуазно-помещичьих партий. ) против реакционной диктатуры военно-феодальной верхушки. В японском парламенте, несмотря на то что он был создан на весьма узкой социальной базе, в первые годы его существования (после принятия конституции 1889 г.) происходили частые конфликты (в основном это были споры между парламентом и правительством). Парламентская буржуазно-помещичья оппозиция резко критиковала методы и всевластие правительственной полуфеодальной бюрократии и демагогически выражала недовольство колоссальными военными расходами. Инструкция министерства иностранных дел рекомендовала русскому представителю "тщательно воздерживаться от всего, что могло бы быть истолковано в сторону... воздействия с нашей стороны". М. А. Хитрово поручалось добиваться открытия порта Отарунай для иностранной торговли на о-ве Хоккайдо. Но это не было главным. "Япония важна для нас,- говорилось в инструкции,- не столько в торговом, сколько в политическом отношении, как один из факторов установившегося на Дальнем Востоке равновесия" (цит. по ). Перед русскими дипломатами ставилась задача добиваться упрочения статус-кво на Дальнем Востоке и в особенности стремиться не допускать японо-китайского сближения на антирусской основе.

Приведенные выше документальные данные и другие многочисленные свидетельства опровергают утверждение английских, американских и японских буржуазных авторов о враждебном характере политики России в отношении Японии накануне японо-китайской войны 1894-1895 гг. Между тем Англия, надеясь на использование агрессивной политики Японии против России и Китая, в 1894 г. наконец согласилась на пересмотр неравноправных договоров. Она подписала соглашение об отмене консульской юрисдикции с 1899 г. Японо-английское соглашение открывало возможность заключения русско-японского договора на базе соглашения 1889 г.

Русско-японский договор о торговле и мореплавании был подписан 27 мая 1895 г. в Петербурге, сразу же после завершения японо-китайской войны. Договор 1895 г. заменял договоры 1855, 1858 и 1867 гг. и все дополнительные к ним соглашения, "вследствие чего юрисдикция, до сих пор отправляемая русскими судами в Японии, и все особые привилегии: изъятия и льготы, коими русские подданные пользовались... прекращаются и отменяются окончательно без особого извещения" (ст. 18). Иностранные поселения в Японии должны были войти в состав японских городов (ст. 17).

Между обеими сторонами устанавливались "взаимная свобода торговли и мореплавания", а также принцип наибольшего благоприятствования в отношении пошлин и "всего, что касается торговли и мореплавания" (ст. 2-7). Эти правила не распространялись па каботажное плавание.

Подданные каждой из договаривающихся сторон на территории другой стороны пользовались широкими правами: свободой проезда и поселения, равными с местными жителями судебными и имущественными правами, свободой совести и отправления религиозных обрядов и др. Стороны предоставляли друг другу право повсеместно назначать своих консулов (см. ).

В 1991 году произошел распад СССР, Россия, став правопреемницей Советского Союза, получила в наследство неразрешенные проблемы советско-японских взаимоотношений. После прихода к власти Б.Н. Ельцина в 1991 году был окончательно сформирован и утвержден документ, где указывались основные подходы к спорным вопросам, - пятиэтапный план решения территориальной проблемы между Россией и Японией. Его впервые «Б.Н. Ельцин обнародовал еще 17 января 1990 года в Токио во время визита в Японию в качестве лидера российской демократической оппозиции.

План включал в себя следующие положения:

Первый этап охватил 1990 - 1991 годы и предусматривал официальное признание советской стороной существования территориальной проблемы.

Второй этап был рассчитан на последующие 3-5 лет. Это организация на Южных Курилах зоны свободного предпринимательства со льготными условиями для бизнеса японской стороны.

Третий этап включал демилитаризацию Южных Курил.

Четвертый этап падал на начало 2000-х годов и предполагал подписание мирного договора между СССР и Японией.

Кроме того, в план был включен 5 перспективный пункт, который предусматривал участие в решении проблемы следующего поколения политиков, не связанных предрассудками современности. Предполагалось, что они нашли бы нестандартное решение проблемы, удовлетворившее обе стороны» там же с.316-319.

Таким образом, документ выглядел противоречивым. С одной стороны Б.Н. Ельцин признавал наличие территориальной проблемы во взаимоотношениях между двумя странами, с другой, отнес сроки окончательного решения проблемы ко времени появления следующего поколения политиков.

Дальнейшие российско-японские отношения представляют собой полосу обоюдных визитов японских и российских представителей с целью дальнейшего развития всех сфер взаимоотношений.

«Наиболее важной представляется встреча на заседание Совета Безопасности ООН президента РФ Б. Н. Ельцина и премьер-министра Японии К. Маядзава в Нью-Йорке 31 января 1992 года. Итогом переговоров между ними стало требование японской стороны немедленного разрешения территориальной проблемы»Курилы: острова в океане проблем. М., 1998, с.336., что и явилось ответом на обнародованный Ельциным 5-этапный план решения территориальной проблемы

С 19 по 22 марта 1992 года была совершена поездка министра иностранных дел РФ А. Козырева в Японию, где было заявлено о решении территориальной проблемы на основе совместной декларации 1956 года.

Видя нежелание российских представителей идти на уступки, японское правительство делает приглашение для приезда в Токио непосредственно президенту РФ Б.Н. Ельцину.

В июле 1992 года на встрече в Москве с председателем ассоциации японо-российской торговли Сато Б. Ельцин заявил, что не будет рассматривать территориальный вопрос без развития экономических отношений.Там же с.336.

В итоге, накануне переговоров в Токио президент России занял жесткую позицию в отношении территориальной проблемы, завязав его на решении экономического блока вопросов.

8 июля 1993 года состоялась встреча Б.Н. Ельцина и Маядзавы в Токио, где были разработаны некоторые вопросы российско-японских отношений, которые обсуждались на следующей встрече в Токио Ельцина и Маядзава с 11 по 13октября 1993 года. В результате была заключена Токийская декларация, которая не содержала значительных подвижек в подходе к территориальному вопросуКурилы: острова в океане проблем. М., 1998, с.350., но Токийская декларация стала единственным основным и взаимно признанным документом, регулирующим российско-японские отношения.

Осложнившаяся внутриполитическая обстановка в России, связанная с вооруженным конфликтом в Чечне оттеснила в последующие годы проблемы между Россией и Японией на задний план. То есть, в российско-японских отношениях наметилось явное ослабление во взаимных усилиях по урегулированию территориальной проблемы.

Но уже в 1996 году министр иностранных дел РФ Е. М. Примаков внес предложение о дальнейшей разработке совместной экономической сферы деятельности без заключения мирного договора, на что японское правительство ответило согласиемГоловин В. Неоконченный поединок богатыря и самурая //Новое время. 1997, №1/2, с.31-35.. Но в связи с отставкой Е.М. Примакова дальнейшая разработка предложений была заморожена до 1998 года. Экономическая сфера взаимоотношений была не менее важна. Одна из проблем в этой сфере - рыболовство. «Япония настаивала на праве японских рыбопромышленников беспрепятственно добывать в территориальных водах Южных Курил рыбу и морепродукты на том основании, что острова должны быть преданы ей. Незаконный массовый лов японцами рыбы, в этих зонах, наносивший большой ущерб России начался в 1990 году, несмотря на протесты российского правительства. В 1993 году Москва потребовала от Токио прекратить браконьерство, предупредив, что будет вынуждена прибегнуть к более решительным мерам. Однако от Японии ответа не последовало: хищнический лов рыбы продолжался. В 1994 году во время визита О. Сосковца, а затем в 1995 году А. Козырева в Японию было выдвинуто предложение с российской стороны о возможности свободного лова в территориальных водах Южных Курил на условиях соответствующей денежной компенсации, на которое японское правительство дало отказ.

В марте 1995 года в Москве состоялись переговоры по этому вопросу. Японская сторона согласилась с выплатой компенсации, стремясь избежать ее прямой увязки с промыслом в конкретной южно-Курильской акватории, предлагая вынести договоренность на уровень общественных организаций».Макаров А. «Проблемы российско-японских отношений» // Международная жизнь. 1995, №10, с.46.

Это означало, что, внося достигнутую договоренность за рамки межправительственных документов, Япония преследовала цель не признавать права России в дальневосточном регионе.

Отрицательно сказалась на российско-японских отношениях уже решенная в современном обществе проблема японских военнопленных, которые оказались захваченными в результате советско-японской войны 1945 года советской армией. «В 1956 году все военнопленные вернулись на родину, где у них возникли проблемы по получению пособий из-за отсутствия документов о работе в советских лагерях. В начале 1990-х годов были составлены списки военнопленных, а 4000 японцев получили свидетельства, по которым они смогли получать пособие»Там же с.46..

С 18 по 19 апреля 1998 года состоялся саммит в Каванне, где российскую сторону представлял президент РФ Б. Н. Ельцин, японскую делегацию возглавил премьер-министр Японии Р. Хасимото. На саммите был зафиксирован план дальнейшего сотрудничества. Во-первых, разработка энергоресурсов Сибири и Дальнего Востока, транспорта, в частности модернизация системы обеспечения грузопотока на Транссибе. Велось обсуждение о подключении Ковыктинского газового месторождения под Иркутском. Во-вторых, Япония дала согласие на предложение Б. Ельцина странам «восьмерки» о приеме на стажировку молодых россиян- специалистов, позже приступив к практической реализации этого сотрудничества. В-третьих, на саммите поднимался вопрос о расширении японских инвестиций в российскую промышленность. «План Ельцина - Хасимото» был расширен космической тематикой. Кроме того, оба лидера подняли вопрос о заключении мирного договора, в результате чего была назначена дата его заключения - 2000 год.

Анализируя результаты встречи Ельцина и Хасимото, можно сделать вывод, что она не повлекла за собой глубоких изменений в решении территориальной проблемы. В связи с отставкой Б.Н. Ельцина с поста президента РФ договор 2000 года не был подписан.

Осознавая нереальность выполнения «плана Ельцина - Хасимото», 12 мая 2000 года в Саппоро был созван международный симпозиум «Новая эпоха в российско-японских отношениях». Российскую сторону представляли Б. Немцов, вице-спикер Госдумы, депутаты М. Задорнов и В. Третьяков. В Токио к ним присоединились посол России в Японии А. Попов. Японскую сторону представляли губернатор Хоккайдо, Х. Тацуге и министр иностранных дел М. Комура. На симпозиуме Б. Немцов внес предложение о создании совместного управления спорными территориями: «На мой взгляд, необходимо совместное освоение Южных Курил и Дальнего Востока в целом. Предлагаю создать совместное управление с целью развития Южных Курил. Соглашение об этом должны быть зафиксированы на уровне международного договора, который в свою очередь, необходимо рассматривать как часть реализации программы по заключению мирного договора»Третьяков В. Россия - Япония: новая эпоха? //Независимая газета. 2000, 1 июня, с. 10.. Предполагалось разработать новую идеологию российско-японских взаимоотношений, которая должна была повлиять на проведение внешней и внутренней политики обоих государств. Суть идеологии состояла в признании России и Японии стратегическими партнерами на Дальнем Востоке. Таким образом, симпозиум поднял взаимоотношения России и Японии на новый уровень, так как кроме обсуждения экономических и политических сфер, было внесено действительно новое предложение о совместном управлении островами, был поднят вопрос об идеологии отношений России и Японии, но одновременно было выяснено, что выработке пути решения проблемы мешает зацикленность двух стран на решении спорных вопросов, на требованиях каждой из сторон.

За прошедшие с момента распада СССР годы российско-японские отношения поступательно развивались, наполнялись новым содержанием. Они характеризуются обоюдной приверженностью универсальным демократическим ценностям, отсутствием идеологической и военной конфронтации, глубокой взаимной заинтересованностью в сотрудничестве на международной арене. На высшем уровне согласованы базовые принципы развития связей: взаимное доверие, взаимная выгода, долгосрочность, тесное экономическое сотрудничество.

Япония, восстановив свои силы после капитуляции, стала предъявлять требования на занятые СССР территории Курильских островов и Южного Сахалина, опираясь на Портсмутский мирный договор. «В 1948-1950 годах кабинет премьер-министра Сигеру Иосида разработал пакет документов по территориальному вопросу, который представил в Вашингтон»Там же с. 110., откуда последовал ответ, что проигравшая Япония не может на что-либо претендовать.

Видя растущее недовольство Японии послевоенным распределением территорий, в 1951 году была проведена Сан-францисская мирная конференция, итогом которой стало подписание мирного договора. Это был последний крупный международный документ, непосредственно касающийся II Мировой войны. По нему Япония отказывалась от претензий на остров Сахалин.

Осенью 1954 года в Японии произошла смена политических сил, и уже в январе 1955 года премьер-министр Японии Хатояма указал, что «Японии следует предложить СССР нормализовать отношения с ним. В соответствии с этим 3 июня 1955 года в посольстве СССР в Лондоне начались официальные переговоры между Японией и СССР, призванные прекратить состояние войны, заключить мирный договор и восстановить дипломатические и торговые отношения. Несмотря на то, что попытки вынудить СССР пойти на территориальные уступки не имели каких-либо международно-правовых оснований, японская делегация в Лондоне продолжала добиваться удовлетворения своих притязаний. Более того, в японском проекте договора, представленном 16 августа 1955 года, вновь было выдвинуто положение о передаче Японии Южного Сахалина и всех Курильских островов. Н.С. Хрущев 21 сентября 1955 года заявил, что «Хабомаи и Шикотан настолько близко подходят к Японским островам, что надо учесть интересы Японии». Как показали последующие события, японская сторона не захотела или не смогла под давлением США должным образом оценить «щедрый жест» Н.С. Хрущева, который считал, что предусмотренная им уступка уже принадлежавших СССР территорий побудит японцев заключить на этих условиях мирный договор. Но позиция японской стороны была непреклонной. В итоге, не найдя компромиссного решения, 20 марта 1956 года переговоры были прерваны на неопределенный срок.Кутаков Л.Н. История советско-японских дипломатических отношений. М., 1962, с.447.

22 апреля 1960 года СССР было заявлено, что территориальный вопрос между СССР и Японией решен в результате II Мировой войны «соответствующими международными соглашениями, которые должны соблюдаться».Кошкин А. Проблемы мирного урегулирования с Японией. Исторический аспект. //Вопросы истории, 1997, №4, с.138-145. Таким образом, позиция советской стороны полностью свелась к отрицанию существования территориальной проблемы между государствами.

Заключение в 1960 военного союза Японии и США вынудило СССР отказаться от подписания мирного договора и соответственно передачи Японии 2-х островов Курильской гряды: острова Хабомаи и острова Шикотан, так как советское правительство осознавало, что эти острова могут стать непосредственными военными базами не только Японии, но и крупнейшей державы мира - США. Это ослабило бы дальневосточные рубежи СССР.

Таким образом, был упущен реальный шанс восстановления мирных взаимоотношений и разрешение территориального вопроса со стороны Японии. Политика послевоенных лет на Дальнем Востоке не привела ни к каким результатам и не оставила предпосылок для дальнейшего сотрудничества СССР и Японии. Возникла явная необходимость заключения мирного договора с четкой расстановкой границ.

Новый этап в международных отношениях между Россией и Японией в целом был связан с именем М.С. Горбачева. СССР начал активно сдавать позиции в Европе, что выразилось в аннулировании Варшавского договора, выводе советских войск из Германии, согласии на воссоединение 2-х немецких государств. «Начало» перестройки в СССР ознаменовалось и крупными кадровыми переменами в союзном МИД. В 1985 году на место представителя жесткой внешнеполитической линии А.А. Громыко был назначен Э. Шеварднадзе. Уже в январе 1986 года он посетил Японию, где провел консультации с японским министром иностранных дел С. АбэКурилы: острова в океане проблем. М., 1998, с.283.. На встрече был обсужден ряд вопросов, хотя Э.А. Шеварднадзе не признал наличие территориальной проблемы. Однако был заключен коммюнике, где содержались основные принципы условий мирного договора. Таким образом, консультации, хоть и не включили в себя обсуждение территориальной проблемы, но имели большое значение для обеих стран, поскольку означали возобновление прямого политического диалога между СССР и Японией.

«Для окончательного разрешения территориальной и иных проблем во взаимоотношении СССР и Японии состоялся официальный визит президента СССР М.С. Горбачева в Японию с 16 по 19 апреля 1991 года. Было проведено 6 раундов встреч с премьер-министром Т. Кайфу, чтобы выработать единую позицию по спорным вопросам. Было заключено совместное советско-японское заявление от 18 апреля 1991 года, где говорилось, что были проведены обстоятельные и углубленные переговоры по всему комплексу вопросов, включая проблему территориального размежевания островов Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. Кроме того, оговаривалось, что будет использован весь позитив, начиная с 1956 года, когда Япония и СССР совместно декларировали прекращения состояния войны и восстановление дипломатических отношений».Курилы: острова в океане проблем. М., 1998, с.287.

То есть, со сменой идеологии и изменением внешнеполитического курса советская сторона официально признала наличие территориального вопроса в отношениях между СССР и Японией. Были четко определены спорные территории: острова Хабомаи, Шикотан, Итуруп и Кунашир. Тем не менее, о возвращении Японии островов Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора ничего не было сказано.

Кроме того, на встрече в Токио советская сторона предложила расширить культурные связи населения как двух государств. По советской инициативе был установлен безвизовый въезд на Южные Курилы японских граждан.

Советско-японское заявление прекратило жесткую конфронтацию в территориальном вопросе между Японией и СССР, поставив взаимные отношения на новые стартовые позиции. Этот факт подтвердил и состоявшийся «с 11 по 17 октября 1991 года визит в СССР министра иностранных дел Японии Т. Накаяма, после чего была создана постоянная организационная структура для обсуждения территориальной проблемы»Курилы: острова в океане проблем. М., 1998, с.336..

Несмотря на это, японская сторона, не сумев добиться выдвинутых ею требований по «северным территориям», заблокировала предоставление экономической и финансовой помощи со стороны Японии в виде инвестиций в советскую экономику.

Таким образом, российско-японские, а затем советско-японские, отношения на протяжении всего XX века очень сильно изменялись. Две войны подорвали взаимное доверие, но, несмотря на это, советское руководство было готово идти навстречу Японии в решении «территориального вопроса», но в свое время Япония не оценила этого шага и «территориальный вопрос» вновь остался нерешенным, перейдя к новому, уже российскому, руководству в XXI век.

2 и 3 сентября 2016 года в рамках Международного Экономического Форума (МЭФ), проходившего во Владивостоке, состоялась встреча лидеров России и Японии. В ходе переговоров между президентом России Владимиром Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ были достигнуты договорённости по вопросам сотрудничества двух стран. Данная встреча явилась важным этапом, открывающим перспективы сотрудничества России и Японии в экономической и оборонной сферах, а также в решении внешнеполитических вопросов.

Одним из ключевых вопросов в отношениях России и Японии является принадлежность четырех Курильских островов: Хабомаи, Шикотана, Итурупа и Кунашира. Российская сторона непреклонна в своей позиции о сохранении этих островов, однако Япония пытается найти новые подходы для получения «Северных территорий». Несмотря на кажущуюся невозможность компромиссов по данному вопросу, переговоры продолжаются. Япония настаивает на заключении Мирного Договора, которое подразумевает передачу островов японской стороне.

Россия также заинтересована в решении этой проблемы, но с другой точки зрения. Перед встречей с Синдзо Абэ президент Путин заявил, что необходимо решение проблемы на взаимовыгодных условия, и какое-либо продвижение в вопросе «Северных территорий» возможно только при выстраивании близких, доверительных отношений. В качестве примера президент России привёл случай Китая. Территориальные споры между Россией и Китаем были урегулированы в результате тесного сотрудничества в различных сферах. Таким образом, в данной ситуации дальнейшее рассмотрение территориальных споров между Россией и Японией может явиться толчком для углубления сотрудничества.

Премьер-министр Абэ начал предпринимать решительные шаги в этом направлении. Ещё во время майского визита в Сочи он предложил план по сотрудничеству двух стран в восьми сферах: энергетики, промышленности, сельского хозяйства, городской среды, кооперации предприятий малого и среднего бизнеса, высоких технологии, гуманитарных обменов. Данные действия со стороны Японии направлены на возможный прогресс в подписании мирного договора и передаче островов. Не следует также обделять вниманием личные амбиции премьера Абэ, всеми силами пытающегося принять это историческое соглашение в срок своего правления. Также Абэ Синдзо предпринимает попытки по сохранению своего авторитета среди правящей элиты и населения. Согласно опросам газеты Майнити, около 60% опрошенных выразили уверенность в решении вопроса Северных территорий. Более того, не только у японской политической элиты, но и у японских инвесторов есть сугубо экономический интерес на российском рынке. Ряд крупномасштабных проектов по развитию Дальнего Востока выгоден для обеих сторон. Например, президент Абэ предложил совместно развивать Владивосток как открытый порт, сделав его воротами из Тихого океана в Евразию.

Ещё одним фактором, создающим необходимость выстраивания более тесных взаимоотношений с Россией, является претензия Китая на региональное доминирование. Япония пытается сместить в свою сторону поток ресурсов, ослабив Китай. Она может предложить более безопасное сотрудничество, так как со стороны Японии не существует опасности заселения приграничных территорий. Поэтому Япония ищет в России защитника на случай агрессии со стороны Китая. Также Япония пытается освободиться от американского влияния, выстраивая более доверительные отношения с Россией. Для этого ключевым является сотрудничество в оборонной сфере. Хотя Япония ещё не готова полностью отказаться от опеки США, Правительство постепенно предпринимает законодательные шаги для создания боеспособной армии. Например, в 2016 году был принят закон, дающий право Японским Силам Самообороны вести боевые действия за пределами территории Японии. Нынешним министром обороны Японии является Томоми Инада, который не раз высказывался за разработку ядерного оружия.

Для России выгоды, получаемые от сотрудничества с Японией, также выходят за рамки экономики. Япония может стать очень важным геополитическим партнёром России по двум причинам. Во-первых, Япония является одной из самых экономически высокоразвитых стран мира. Более того, Япония обладает достаточно мощной и боеспособной армией. В рейтинге вооружённых сил стран мира, опубликованном на сайте globalfirepower.com, Япония занимает седьмое место. И хотя Япония не обладает ядерным вооружением, высокие технологии, в первую очередь в атомной энергетике, и развитая инфраструктура позволят при необходимости создать ядерное вооружение в течение нескольких месяцев. Во-вторых, дипломатическое смещение в сторону Евразии ослабит главного геополитического соперника России - США.

Япония находится в положении младшего партнёра по отношению к США, что ослабляет Японию на международной арене. Для страны с таким военным и экономическим потенциалом полузависимое положение не просто невыгодно, но ещё и унизительно. Помимо того, США уже не может обеспечить безопасность Японии в Тихоокеанском регионе. Оставшись в одиночестве перед угрозой усиливающегося Китая, который претендует на первенство в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Япония вынуждена искать новые способы обеспечения своей безопасности. Помимо этого Япония и сама не отказывается от своих амбиций ведущего игрока в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В отличие от США Россия может предложить такие партнёрские отношения, в которых и Япония, и Россия будут находиться на одном уровне. Однако пока речи о передаче островов быть не может, так как одним из факторов, затрудняющих решение Курильской проблемы, является нынешнее положение Японии в отношение к США. Передача островов Японии означает де факто передачу островов США.

Что касается результатов переговоров на МЭФ, то в первую очередь был достигнут прогресс в реализации плана Абэ по сотрудничеству в восьми направлениях. Результаты же переговоров касательно мирного договора и островов противоречивы. Противоположные заявления министра иностранных дел России Лаврова и официального представителя МИД Японии Ясухисы Кавамуры свидетельствует о том, что взаимопонимание по проблеме ещё не достигнуто. Министр иностранных дел России заявил о договорённости между двумя сторонами касательно совместной хозяйственной деятельности на четырех островах Курильской гряды. Однако офпред японского МИД опроверг эту информацию.

Сейчас самое время для начала самостоятельного пути Японии на международной арене. Пока США заняты выборами, Япония и Россия могут выстроить доверительные и союзнические отношения. Действовать необходимо прямо сейчас. У Абэ Синдзо есть 2 года, чтобы претворить свой план в жизни и создать прочную основу для дальнейшего развития сотрудничества двух стран. Я считаю, что в культурном плане Япония ближе к России, чем к США. Основоположник германской школы геополитики Карл Хаусхофер, предлагавший в ХХ веке создание Евразийского Континентального блока «Берлин - Москва - Токио» для противостояние Атлантистскому блоку Британии и США, утверждал, что, несмотря на островное расположение, Япония является континентальной державой с точки зрения ценностей и культуры.

Для создания столь мощного союза также следует принять во внимание возможные внутренние и внешние угрозы. Против сближения с Россией могут выступать различные ультраправые националистические организации и сторонники Запада. Однако Абэ Синдзо на сегодняшний момент в силах справиться с внутренним давлением, так как он стал одним из самых влиятельных премьер-министров за последнее время, о чем свидетельствует его долгое нахождение у власти. Кроме того, сам Абэ относится к националистической организации Ниппон Кайги . Возможность угрозы с Запада зависит от исхода предстоящих выборов в США. Но несмотря на это, сближение идёт форсированными темпами, об этом могут свидетельствовать договорённости между российским и японским лидерами о двух встречах: в ноябре на саммите АТЭС в Перу и 15 декабря в японской префектуре Ямагути, что имеет особое значение, так как это место рождения Синдзо Абэ. К этому времени будет виден прогресс по решению совместных задач в различных областях сотрудничества двух стран.

Никита Бондаренко