Ученым-энциклопедистом, крупнейшим представителем атомистического направления в философии был Демокрит (ок. 460–370 гг. до н. э.) из города Абдеры – греческой колонии на Фракийском побережье. Демокрит написал около 70 сочинений, но ни одно не дошло до нас в полном виде.

Основу философских размышлений Демокрита составляет идея, которая в самом общем виде уже появилась в древневосточной культуре и которая, как полагают историки, была воспринята от его учителя Левкиппа, но он разработал ее дальше, в целостную концепцию. Демокрит считал, что существует бесконечное множество миров; одни миры возникают, другие гибнут. Все они состоят из множества атомов и пустоты, которая находится между мирами и атомами. Сами же атомы неделимы и лишены пустоты. Помимо свойства неделимости, атомы неизменны, не имеют внутри себя никакого движения; они вечны, не уничтожаются и вновь не появляются. Число атомов в мире бесконечно. Они отличаются друг от друга по 4 признакам: по форме; величине; порядку; положению.

Атомы бывают самой разной формы. Из разных атомов и разного их числа путем сцепления и образуются различные вещи и миры. Если бы они находились в состоянии покоя, то объяснить многообразие вещей было бы невозможно. Им как самостоятельным элементам присуще движение. Находясь в движении, атомы сталкиваются друг с другом, изменяя направление движения; одним из видов движения является вихрь. Само движение не имеет начала и не будет иметь конца.

Демокрит утверждал, что любая вещь имеет свою причину (как результат движения и столкновения атомов). Знание причин – основа человеческих действий. Причина, как полагал Демокрит, необходима и вследствие этого делает невозможными случайные события. Случайность – из-за невежества людей. Раскрыв причину, мы обнаруживаем, что за случайностью лежит необходимость. Вот пример: орел сбросил на голову лысого человека черепаху – это потому, что у орла есть привычка сбрасывать черепаху на скалу или блестящий твердый предмет, чтобы разбить черепаху (точно так же необходимым является движение человека в том или ином направлении).

Душа человека, по Демокриту, тоже состоит из атомов, только они самые малые и шарообразные. Благодаря такому составу душа способна воспринимать вещи: от них истекают частицы, образующие как бы внешнюю ее оболочку, напоминающие собой предмет в целом. Человек способен разобраться в них и проникнуть в глубину предметов, для чего требуется ум, мышление. Демокрит разграничивал чувственное и разумное познание; первое он называл познанием «по мнению», второе – познанием «по истине». Познание «по мнению» неодинаково: есть цвет, запахи, звуки, вкусовые ощущения, которых нет вне души, они – результат воздействия предметов на органы чувств, но вне органов чувств их нет. Знание этих качеств, по Демокриту, «темное». В любом случае без органов чувств, без познания «по мнению» невозможно и познание «по истине».

Демокрит – древнегреческий философ, в заслугу которого входит основание атомистического учения.

Его представление об атомах и их свойствах очень близко тому, что современная наука может наблюдать, так сказать, воочию.

При этом такого представления он достиг исключительно умозрительным путём, не проводя физических опытов и не располагая современным оборудованием.

Положения теории атомов

  1. Атомы – неделимые материальные частицы, которые движутся в бесконечной пустоте.
  2. Движение атомов является равномерным и бесконечным, пока какой-либо объект не нарушит этого постоянства. Так Демокритом было заложено понятие об инерции.
  3. Атомы бывают различных видов и свойств, от которых зависят свойства наблюдаемых нами объектов. При этом Демокрит допускал, что существуют как очень маленькие атомы, так и очень большие, даже размером с целый мир.
  4. Атомы, близкие по свойствам, притягиваются друг к другу, а различные по свойствам – отталкиваются.
  5. Но при этом атомы не могут соединяться полностью, так как в этом случае получившийся объект сам стал бы атомом. Значит, в любом материальном объекте присутствуют и атомы, и пустота. А раз есть пустота, значит, на очень малых расстояниях притягивающиеся атомы начинают отталкиваться.

Понятие о времени и пространстве

Демокритом был сформулирован принцип изономии, то есть равенства всего сущего перед законами природы. Это означает, что если какой-то объект, свойство или явление не противоречит законам природы, значит, он обязательно будет иметь место в какое-либо время и в какой-то точке пространства, причём бесчисленное количество раз.

Из этого он сделал несколько выводов. Например, признал существование множества миров, одни из которых похожи на Землю, другие от неё как-либо отличаются.

Факты из жизни

Демокрит происходил из города Абдеры во Фракии. Он любил путешествовать и посетил много стран – Египет, Вавилон, Индию, Персию и даже Эфиопию, и везде изучал труды местных философов. На эти путешествия он потратил огромные деньги – практически всё наследство. О

днако в Абдерах растрата наследства считалась преступлением и наказывалась в судебном порядке. Демокрит предстал перед судом и вместо своей защиты зачитал фрагменты своего сочинения под названием «Великий мирострой», в котором излагал свои атомистические взгляды. Восхищённые судьи оправдали его, так как решили, что деньги, оставленные отцом, Демокрит потратил не зря.

Введение

По мнению, большинства философов, Демокрит родился в 460 г. до н.э., умер в 360/370 г. до н.э. Родом из Абдер, считавшихся в Греции не только глухой интеллектуальной провинцией, но дажепросто городом глупцов. Но нарицательное "абдерит" - простак, простофиля,глупец - стало собственным именем одного из величайших мыслителей. Демокрит происходил из знатной семьи и был богат, но богатство забросил, всю жизнь провел в бедноте, предаваясь исключительно любомудрию.

Попреданию, Демокрит был учеником каких-то магов и халдеев, которых царь Ксеркспредоставил его отцу в качестве учителей, когда гостил у него, у них-тоДемокритещё в детстве перенял науку о богах и звездах. У него были связи с современными учеными. Древние сообщают, что Демокрит был учеником своего предшественника и друга Левкиппа, общался с Анаксагором, был знаком с трудами ученых стран Востока.

Существуют сведения, что он совершил путешествие в Египет, Персию и даже Эфиопию и Индию. Вернувшись из путешествия, он вел скромный и уединенный образ жизни, занимаясь наукой и ценя её так высоко, что, как говорят, "сказал, что он предпочел бы одно приличное объяснение сану персидского царя". Завистники обвинили его в том, что он вопреки абдерским законам, растратил доставшееся ему наследство; в ответ он "прочитал народу свой "Большой Мирострой", лучшее из всех его сочинений, и получил за него в награду пятьсот талантов (много это или мало? Вспомним, что все имущество Сократа стоило 5 талантов); мало того, в честь его воздвигли медные статуи, а когда он умер, то погребли его на государственный счет, - а жил он более ста лет".

Многочисленные свидетельства и легенды говорят о Демокрите, как о "смеющемся философе", "настолько несерьезным казалось ему все, что делалось всерьез". Рассказы о нем свидетельствуют о глубокой житейской мудрости философа, о его наблюдательности, обширных познаниях. Диоген Лаэрций приводит список, состоящий из более чем 60 произведений Демокрита, главное место, среди которых занимают "Великий диакосмос", "Малый диакосмос", "О логике, или Мерило". От сочинений Абдерита сохранились лишь фрагменты, перемешанные с фрагментами и пересказами Левкиппа в почти неразличимое целое. Видимо, немалую роль сыграли в плачевной судьбе произведений философа мировоззренческие споры: "Аристоксен в своих "Исторических записках" сообщает, что Платон хотел сжечь все сочинения Демокрита, какие только мог собрать, но пифагорейцы Амикл и Клиний помешали ему, указав, что это бесполезно: книги его уже у многих на руках".

Демокрит первым в древнегреческой философии вводит в научный оборот понятие причины. Случайность он отрицает в смысле беспричинности.

Демокрит и его атомистическая теория

Трактовка бытия в философии Демокрита

Знаменитый греческий философ Демокрит принимает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое - атом ("атом" по-гречески означает "нерассекаемое", "неразрезаемое"). Он дает материалистическую трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую, далее не делимую физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество, тем самым отвергая утверждение, что бытие - одно. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота - это небытие и, как таковое, непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том, что бытие не множественно.

Демокрит, наряду с Левкиппом, считается одним из основателей древнегреческого атомизма. На первый взгляд учение атомизма предельно просто. Начало всего сущего – неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уничтожается в несуществующее, но возникновение вещей – есть соединение атомов, а уничтожение – распадение на части, в пределе на атомы. Все возникает на некотором основании и по необходимости; причина возникновения - вихрь, который и именуется необходимостью. Ощущаем мы потому, что в нас попадают "видики", отделяющиеся от вещей. Душа - совокупность особых атомов. Конечная цель человека - душевное благосостояние, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не смущаемая ни страхом, ни суеверием, ни какой бы то ни было другой страстью.

Все, что существует, - это атомы и пустота. В бесконечной пустоте-пространстве движутся, сочетаясь между собою, бесконечное по числу и формам тельца; последние отличаются друг от друга формой, порядком, поворотом. Возникает вопрос - что заставляет нас утверждать, что есть какие-то неделимые тельца, что материя не делима до бесконечности? Левкипп и Демокрит были внимательными слушателями Зенона и от них не ускользнули ни сильные ни слабые стороны его рассуждений, в частности, содержание апорий против множества: если разделить тело на бесконечное число частей, то или эти части не будут иметь величины - и тогда их сумма, т.е. исходное тело обратится в ничто, или они будут иметь величину - но тогда их сумма будет бесконечно велика. Но и то, и другое нелепо. Однако апория не возникает, если предположить существование предела делимости - неделимый далее атом. Атомы достаточно малы, но ведь простейшее наблюдение показывает, что материя действительно делима на весьма малые, даже не различимые глазом частицы. Таковы пылинки, видимые в луче света, падающем в темную комнату. " Демокрит не говорил, что эти видимые через окно, поднятые (ветром) пылинки (и есть те частицы), из которых состоит огонь или душа, или что вообще эти пылинки суть атомы, но он говорил: "Эти пылинки существуют в воздухе, но так как они не заметны из-за слишком малой величины, то и кажется, что они не существуют, и только лучи солнца, проникая через окно, обнаруживают, что они существуют. Подобным же образом существуют и неделимые тела, мелкие и неделимые из-за слишком малой величины" (Левкипп).

Таким образом разрешены сразу две проблемы. Множественность сущего не ведет больше к противоречиям: любое тело можно разделить на конечное множество частиц, имеющих величину, а затем снова из них составить. А "бытие" элеатов находит воплощение в атоме: он един, неделим, неизменен, неуничтожим, отвечая всем требованиям парменидова "бытия". Только атомов много. А для того, чтобы они могли существовать как множество, необходима пустота, которая отделяла бы один атом от другого и обусловливала возможность перемещения атомов - движения. Пустота - это уже не "несуществующее" элеатов, но существующее ничто.

Демокрит, однако, согласен с элеатами, что только бытие познаваемо. Характерно также, что и Демокрит различает мир атомов - как истинный и потому познаваемый лишь разумом - и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно только мыслить. Здесь, как видим, тоже сохраняется противопоставление "знания" и "мнения". Атомы Демокрита различаются по форме и величине; двигаясь в пустоте, они соединяются ("сцепляются") между собой в силу различия по форме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, даже "с крючками". Так из них образуются тела, доступные нашему восприятию.

Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном вире. Стремясь найти причину движения, Демокрит "раздробляет" единое бытие Парменида на множество отдельных "бытий" - атомов, которые трактует материалистически.

Доказательство существования пустоты у Демокрита и атомистов вообще сводится к тому, что, во первых, без пустоты не было бы возможно перемещение, так как наполненное не может восприять в себя еще что-то; во-вторых, о её существовании говорит наличие таких процессов, как уплотнение и сгущение, возможные только в том случае, если между телами и их частями существуют пустые промежутки. Пустота абсолютно однородна и может существовать как вмещая тела, так и без них. При этом она существует как вне тел, вмещая их в себя, отделяя их друг от друга, так и внутри сложных тел, отделяя друг от друга их части. Лишь атомы не содержат пустоты, чем объясняется их абсолютная плотность, - некуда вставить лезвие, чтобы разрезать атом, или расколоть его.

Что касается числа атомов в мире, то Демокрит признает его бесконечным. А следовательно, бесконечной должна быть и пустота, ибо конечное пространство не может вместить бесконечного числа атомов и бесконечного числа состоящих из них миров. Трудно сказать, что оказывается здесь первым допущением - бесконечность числа атомов или бесконечность пустоты. И то, и другое основывается на том аргументе, что как число атомов, так и величина пустоты "не более такое, чем иное". Распространяется этот аргумент и на число форм атомов, которое, по Демокриту, также бесконечно.

Бесконечность мира в пространстве влечет вечность во времени и бесконечность (безначальность) движения. Аристотель сообщает, что Демокрит утверждал: "вечное и бесконечное не имеет начала, а причина есть начало, вечное же безгранично, поэтому спрашивать, какова причина какой-либо из таких вещей, по мнению Демокрита, то же, что искать начало бесконечности". Таким образом, атомизм признает вечность мира во времени, бесконечность в пространстве, бесконечность числа атомов и сложенных из них миров.

Взгляды Демокрита на природу души человека

Последовательно материалистическую позицию Демокрит занимает и в вопросе о природе души и познания. Известно, что часто психическая деятельность человека объясняется наличием в его теле специфической субстанции или силы - "души".

В неорганической природе все совершается не по целям и в этом смысле случайно, а у ученика могут быть и цели, и средства. Таким образом, взгляд Демокрита на природу души является строго причинным, детерминистическим.

Демокрит (460 - 370 до н. Н.э.) происходил из древнего рабовладельческого рода из Абдеры. В детские годы он учился в халдейских магов, которых оставил его отцу Ксеркс. Позже его учителями были Левкипп, Анаксагор. Он участвовал в беседах с Сократом. Получив значительное наследство, Демокрит использовал ее для получения знания, совершив для этого далекие путешествия.

За 18 лет этих путешествий он побывал в Персии, Вавилоне, Египте, Индии, обошел почти все приморские страны. Вернувшись на родину бедняком, Демокрит удивлял своими знаниями даже мыслителей старшего поколения. Написал более 70 работ по физике, математике, этике, риторике, астрономии, из которых до нас дошли лишь отдельные фрагменты.

Функцию философии Демокрит сводил к описанию природы, конструирования картины мира, а назначение философии видел в том, чтобы учить истине, которая не подлежит суду, поскольку посягательство на истину есть посягательство на саму природу. Относительно мудрости он утверждал, что она заключается в смелости духа, бесстрашия мысли, что достигается, как и все значительное, напряженным трудом. Направляя свое учение против элейцы и пифагорейской мистики чисел, Демокрит выступил с обоснованием анатомистичнои концепции, основы которой были заложены Левкиппа. Соглашаясь с Гераклитом в том, что материальное бытие, природный мир не является единством сами по себе, он считал, что материальную причину всего сущего надо искать не синтетическим, а аналитическим путем, где предел разложения конкретной природы и есть тот элемент, из которого состоит все сущее.

По мнению Демокрита, основой, первосущность материального мира есть маленькие неделимые частицы - атомы. Именно они являются основой бытия, границей раздела материи, из них состоят все вещи, ими обусловлены их сущность и организация. Атомы вечны, неделимы, отличаются друг от друга по форме, размеру, порядку, состоянием. Они находятся в постоянном движении, гарантом возможностей которого является пустота (пустое пространство), которая не имеет ни верха, ни низа, ни середины, ни внешнего, ни внутреннего. Атомы ("сущее") и пустота ("не-сущее") предстают началом Вселенной, тогда как все остальное лишь считается существующим. Ничто не возникает из несуществующего и ничто не разрушается в несуществующем. Движение по утверждению Демокрита не привносится извне, а присущий атомам в их естественном состоянии. Движение никогда не имел начала, существовал вечно. Так отстаивая мысль о вечности и незнищуванисть атомов, Демокрит приходил к выводу о нестворюванисть и незнищуванисть как материи, так и движения - присущего ей основного способа существования, хотя и рассматривал его в чисто механическом виде.

Согласно концепции Демокрита атомы не только неделимые, а бесконечные по размеру, количеству, форме и своим сочетанием. Они вихрем перемещаются во Вселенной и этим порождают все сложное. Все вещи состоят из атомов, подобно тому как слова состоят из букв. Двигаясь вверх и вниз, атомы соединяются друг с другом или, натыкаясь друг на друга, расходятся и вновь соединяются между собой и так образуют более сложные тела, их определенные состояния и ощущения. Так же объяснял Демокрит происхождении мира. Бесконечность атомов в своем движении порождает бесконечность миров, где наш мир является только одним из множества существующих. Итак, представление о вечности, дискретность материи в постоянном движении Демокрит дополняет идеей ее бесконечности, доводя эту идею до признания бесконечной множества миров, которые возникают и гибнут.

Как качественно новое в античном мышлении, указанное при рассмотрении проблем, бытия требовало осознания и объяснения отношения между предметами и явлениями объективной действительности, признание их всеобщего взаимосвязи. Согласно основным принципам своего учения, рассматривая данную проблему, Демокрит выступал как детерминист, подчеркивая, что все в мире причинно обусловлено, взаимодействие же между предметами и явлениями есть соотношением причины и следствия. Поскольку развитие мира, его порядок выводились Демокритом из механического движения, то и его детерминизм приобретал механистического характера, основываясь на абсолютизации необходимости, отвергала всякую случайность, возвращаясь отождествлением причины и следствия. И хотя признание Демокритом движения как источника развития и изменений лишало концепция атомизма телеологичности, однако понимание движения как чисто механического приводило и механистическое понимание причинности, которое исключало объективное существование случайности, возвращаясь фатализмом.

В теории познания Демокрит исходил из наивноматериалистичнои концепции "ейдолив" (образов). Согласно этой концепции от поверхности вещей выделяются тонкие образы, которые, действуя на воздух перед органами чувств, позволяют видеть или чувствовать сами вещи. Этой концепцией Демокрит отвергал негативное отношение к чувственному познанию, свойственного элейцы, предоставляя чувственном познанию важное значение как первой основной посылки всякого познания. Вместе значение, которое придавал Демокрит чувственном познанию, не мешало ему подчеркивать роли и значении рационального познания. Именно познания он разделял на темное и действительное. К темному познания Демокрит относил зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Это познание является низкой степенью, дает человеку знание явлений. Им можно узнать только то, что образовалось соединением атомов и само по себе является переходным. Дать истинное знание, т.е. знание сущности, причинных связей, чувственное познание не может. Истинное знание достигается только с помощью разума, рационального мышления, когда в споре чувств и разума достигается истина, а сам разум может существовать лишь благодаря чувственному восприятию реально существующих предметов и явлений мира.

Всего, раскрывая объективно содержательную логику познания, Демокрит рассматривал его как процесс восхождения от опыта к теоретическому знанию, распознавания истинного, когда главным является не количество знаний, а глубина мысли, мышления. Разум Демокрит рассматривал как часть души - совокупности легких огненных атомов, имеющих идеальную, шарообразную форму. Функцией души, по его мнению, является не только ум, но и веление, желания, локализованные в сердце. Душа смертна, она не может существовать без тела и погибает вместе с ним. Учитывая роль и значение духовных процессов в жизни человека, Демокрит отмечал, чтобы люди думали сердцем, имели в себе как жар ума, так и огонь сердца.

Отрицание Демокритом внешних потусторонних сил, бессмертие души стали основанием для квалификации его взглядов как атеистических, вызвав чрезмерное акцентирование на отдельных положениях философа о невмешательстве богов в дела мира и человека, истолкование их в духе ортодоксального воинствующего материализма и атеизма представителями материалистически-атеистического направления, а кроме того, неправильную интерпретацию демокритовського учения и его негацию представителями клерикальных течений.

Думается, что как первые, так и другие далеки от истины в своих потугах, а партийно-идеологическая непримиримость не дала пользы ни одним, ни другим. Сын своего времени, Демокрит был человеком религиозным, как и каждый представитель его класса. Но как философ он имел свое представление о богах, и главными богами для него были природа и разум. Однако Демокрит был не только философом, но и поэтом. Как поэт он сохранял представление о богах - красивую сказку детства своего народа. По его мнению, где-то в других мирах живут люди, подобные нам, но преобладают нас своими качествами. их образы попадают в людей, которые живут на земле, но ничего об этих существах не знают, их они воспринимают богов, умом своим придумывая божественные дела, где подражание богам делает людей лучше, совершеннее.

Мыслитель разносторонней ориентации, Демокрит значительное внимание уделял вопросу о происхождении человека, социально-политическим и нравственным проблемам. Одним из первых древнегреческой философов он сделал попытку объяснить происхождение общества и государства, выступил учредителем договорной теории происхождения государства в европейской общественно-политической мысли. С точки зрения Демокрита, люди вышли из природы, которая была их колыбелью. Сначала жили неупорядоченно, животной жизнью. Чтобы выжить, "ходили на пастбище", собирали травы и плоды деревьев. Когда на них нападали звери, люди объединялись, помогая друг другу и создавая первые коллективы. В процессе жизни они получали определенные знания, навыки по изготовлению средств существования. Материальная нужда побудила людей к различным винаходив.Так, от паука люди научились изготавливать ткани, от ласточки - строить жилье. Чтобы предотвратить взаимной вражде, люди объединились, установили законы, договорившись об ограничении некоторых своих прав. Так возникло государство, имевшее полисную форму греческой рабовладельческой демократии, верность которой представлялась Демокриту одним из высших политических и этических принципов.

Рассматривая ценности и взгляды своего собственного класса как универсальные, общечеловеческие, Демокрит был убежден, что бедность при народовластии является весомой от благоустройства при владыке, как весомой является свобода перед рабством. Для Демокрита собственность имела смысл, если накоплювалася собственным трудом, потому что прибыли, полученные несправедливостью, разрушают добродетельным. Главным средством достижения последнего Демокрит считал убеждения и воспитания в духе нравственности. Универсальными правилами нравственности считаются достижение доброй мысли жизненного равновесия и умеренности. Хорошая мысль является тем ключом, который ведет человека к закону и справедливой жизни, ибо только тогда, когда он действует правильно и с пониманием, то есть сознательно, человек становится достойным и прямодушный, не совершает ничего недостойного ни тайно, ни явно.

Подводя итог изложенному выше, можно сделать вывод, что раскрепощение теоретической мысли от антропоморфизма обернулось в древнегреческой философии досократиков закрепощенным натурализмом, согласно которому когда все есть свет, то и мнение является элементом мира. Поэтому все первые древнегреческой философы были натурфилософами, которых начиная с Фалеса интересовало прежде всего вопрос о першоначала (архе) вещей и отношение его к многообразной мира явлений. Таким мыслилось несколько естественное космическое, обладающий не только качеством субстратности (вещественность), но и другими ценными свойствами. Оно и вызывает все существующее в мире, является оформленным началом, основой объединения вещей, целостным космосом и, наконец, причинной основой всего существующего.

Поскольку мир досократиков рассматривался как многообразие вещей, то объединяющее их начало характеризовалось как субстанция, обладающая статусом вещественности, субстратности. Это то, что может быть общим для всего вещественного по составу и происхождению, некоторое материальный субстрат, который можно охватить теоретической мыслью. Так, уже у самых истоков философии прослеживается формирование принципа материального единства мира, начал стихийного материализма и наивной диалектики, которые обеспечивали методологический подход к пониманию развития научного знания, объяснение мира таким, каков он есть в своем развитии под действием природных сил и объективной закономерности. Вместе механицизм в объяснении процессов и явлений природы рано или поздно должен привести к идеализму, поиске некой нематериальной силы, стоящей за существующими вещами. Этому способствовало и то, что в рамках суммативные-субстанционального понимания мира оставался открытым вопрос о соотношении форм бытия, их перехода одних в другие. Вопрос, довольно существенное в понимании природы в целом, из-за своей сложности при решении оборачивалось абстрактными схемами и мистификацией самих форм бытия при умозрительной их реконструкции.

Общая натурфилософские традиция, ориентированная на поиски всего сущего, не могла объяснить характер развития самого мышления, духовного и настоятельно требовала перехода к осмыслению субъективной человеческой формообразующей и целенаправленной деятельности, противопоставление природного и духовного, установление связи между ними. Обращение к этой проблематике, основанное софистами, было поддержано философией Сократа.

Софистика формируется в период наибольшего развития рабовладельческой демократии и ее политической организации в виде городов - республик континентальной Греции во второй половине V - конце IV в. до н. е. Ведущую роль среди них играют Афины - гегемон морского союза, объединившего почти все главные греческие города и колонии в борьбе с персами. Основу политической жизни Афин в то время составляла полное равенство свободного населения перед законом с правом участия его в делах полиса, что требовало определенных знаний по истории культуры, основ хозяйственной жизни, риторики, философии, политики, судопроизводства. Носителями их стали профессиональные учителя общего образования, которые назывались софистами - мудрыми. Оценка их взглядов и деятельности является неоднозначной и включает в себя как полную негацию, так и сравнение их с просветителями XVIII в.

Античные софисты не создали единой школы или течения, напротив, им свойственно разнообразие взглядов и учений, которые должны научить учащихся использовать приобретенное знание в дискуссиях и полемиках. По исторической последовательностью их условно делят на старших и младших. Наиболее известными представителями старшего поколения софистов были Горгий, Протагор, Гиппий, Продик, Антифонт, младшего - Критий, Алкидом, Ликофрон, Фризмах, Полемон.

Демокрит Абдерский – знаменитый древнегреческий философ, который считается основателем теории атомизма, владел энциклопедическими знаниями. Ученый муж изучал точные и естественные науки и участвовал в составлении первого календаря.

Демокрит родился в городе Абдерах, находящемся во Фракии. Датой рождения принято считать 460-370 г. до н.э. Семья мальчика славилась богатством и праведной жизнью. Помимо Демокрита родители дали жизнь еще двум сыновьям – Геродоту и Дамасу. В Греции родной город юноши считался городом простаков и невежд, а жителей называли откровенными глупцами. Смышлёный мальчуган опровергает мнение соотечественников об Абдерахе.

Дамасипп, глава семейства, оставил в наследство детям акры земли, три сотни голов скота, рабов и деньги. Мужчина надеялся, что отпрыски увеличат состояние. Демокрит отказался от имущества, взяв 100 талантов. Родственники считали, что он купит товары или использует средства на торговые операции. Но юноша отправился странствовать, так с детства мечтал постичь истину.

За 8 лет странствий побывал в Персии, Индии, Египте и Вавилоне. Полтора года прожил в Афинах, где слушал лекции и общался с Анаксагором. Почерпнул знания у персидских халдеев и магов. Вернутся в родной город мужчину заставила нужда. Растратив на путешествия отцовское наследство, вынужден жить за счет родного брата Дамаса.


В Абдерахе подвергнулся заключению под арест за растрату имущества. На суде юный философ защищал права самостоятельно и отчитался перед согражданами за деяния. Объяснил собравшимся, что потратил деньги не на пустые скитания, а на познание мудрости других народов, на изучение чужеземных нравов, обычаев, науки.

В конце оправдательной речи Демокрит зачитал отрывки из собственного произведения «Большой мирострой», которое объясняло происхождение Вселенной и строение вещей. Горожане оправдали мудреца и наградили деньгами. Этот момент биографии философа подтверждается исследованиями трудов , Диогена Лаэрция и Афинагора.

Наука

Жизнь и научные эксперименты знаменитого абдеритянина не оставляли равнодушными сограждан, которые считали его помешанным. Демокрит любил гулять часами по кладбищу, где обдумывал идеи сотворения мира в тишине и спокойствии. В разговоре мог запросто расхохотаться без причины. Мужчина объяснял это тем, что житейские трудности и нюансы – это ничто, в сравнении с глобальностью мироздания.

«Эти два исполнителя закона представляют полную полярность друг другу как по внешности, так и по приемам».

Личная жизнь

Личная жизнь у древнегреческого ученого отсутствовала. Сексуальную жизнь не одобрял, считая это преобладанием удовольствия над сознанием. В момент соития мужчина руководствуется животными инстинктами, что для ученого не подобающе. Женщин считал глупыми и никчемными созданиями, пригодными только для продолжения рода.


Роль отца не вдохновляла философа. Он считал, что маленькие дети помешают умственной и созерцательной работе. Потомства Демокрит не оставил. По высказыванию Тертуллиана, в 90-летнем возрасте ослепил себя, чтобы не возжелать женщину. Эта гипотеза признана ошибочной и доказано, что к этим годам ученый муж попросту ослеп.

Смерть

Гиппарх сообщает, что великий философ умер безболезненно, не страдая болезнями, дожив до 109 лет. За три дня до смерти просил ежедневно приносить в комнату горячий хлеб и булочки, чтобы насладиться ароматом. Погребение состоялось за государственный счет, а при прощании горожане воздали почести великому соотечественнику.

  • Являлся атеистом. Богов создали люди, чтобы объяснить миропорядок.
  • Стремился к самосовершенствованию и духовному росту.
  • Написал 70 трудов.
  • Считал, что душа состоит из «жизненных атомов» огненного цвета.
  • Человеческий разум расположен в груди, а не в голове.
  • Возникновение ремесел объяснял тем, что человек это «подсмотрел» в животном мире.
  • В 20 веке в честь ученого назвали лунный кратер.