Гештальт терапия - это форма терапии, вобравшая в себя и обобщившая различные психотерапевтические методы лечения. В переводе с немецкого языка слово «gestalt» означает «фигура», «форма». В основе гештальт терапии лежит целостный подход к человеку и его проблеме с учетом телесных, духовных, социальных аспектов. Основное внимание направлено не на поиск причин возникновения проблемы, а на попытке осознать сиюминутные ощущения человека, что он чувствует в данный момент и как можно что-то изменить к лучшему.

Основателем гештальт терапии является немецкий психоаналитик Фриц (Фредерик Соломон) Перлз, который окончательно сформулировал принципы терапии в своей работе в 1951 году. Главной целью нового метода лечения Перлз обозначил достижение «здоровой личности» (нем. gute gestalt) – отсюда и появилось название гештальт терапия.

В настоящее время последователи Перлза пытаются и дальше совершенствовать методы гештальт терапии, применяемые для лечения заболеваний психики, например, шизофрении , шизоидного невроза .

Основные положения

Гештальт-терапия базируется на способности психики человека к саморегуляции и адаптации к изменившимся условиям внешней среды. Человек должен осознавать последствия за собственные поступки, цели, желания. Психотерапевт сосредотачивает внимание пациента на осознании и оценке ощущений, которые чувствует пациент «здесь и сейчас».

Очень важно, чтобы пациент сам осознал свои истинные потребности. Например, при наличии у пациента алкогольной или наркотической зависимости, он должен осознать, что алкоголь или наркотики – это не истинная потребность его организма, есть что-то более значимое. Для такого осознания необходим положительный практический опыт взаимодействия с окружающей средой, например, новое интересное хобби. Основная цель – восприятие чего-то нового, развитие творческого мышления, побуждение к росту, развитию личности. Помогает обозначить истинные потребности пациента экспериментальный анализ.

Суть гештальт терапии заключается в получении пациентом способности концентрироваться на новом положительном опыте, осознавать его значимость на телесном, интеллектуальном и эмоциональном уровнях, понимать, что в жизни существует выбор. Свой стиль жизни можно изменить в соответствии с новыми ощущениями, полученными в результате практического опыта взаимодействия с теми элементами окружающего мира, которым раньше не придавалось должной значимости.

Техники гештальт терапии

Главные техники гештальт терапии, можно разделить на две основные части: принципы и игры. Принципы – это вспомогательные средства, опираясь на которые, пациент способен привести в порядок свои мысли и чувства и играть по правилам.

Принципы гештальт терапии:

  • Первый принцип - понимание настоящего. Важно, чтобы пациент осознал, что происходит в конкретный момент. Он должен уметь абстрагироваться от прошлого и будущего.
  • Второй принцип - «я» и «ты». Пациент не просто кому-то говорит, а адресует свои слова конкретному человеку, сидящему напротив, которого должен называть по имени.
  • Третий принцип - пациент должен «перевоплощаться» и говорить не от своего имени, а от имени образа, в который он «перевоплотился». Пациент не говорит: «Моя рука дрожит», но говорит: «Я дрожу».
  • Четвертый принцип - использование потока сознания. Пациент должен рассказать о своих эмоциях и показать то, что он переживает, например, наглядно изобразить страх.
  • Пятый принцип - пациенту запрещается говорить о других рядом находящихся людях, но он должен обращаться непосредственно к ним.
  • Шестой принцип опирается на вопросы пациента. Терапевт пытается отделить важные вопросы от незначительных.

Игры

В гештальт терапии применяют много различных игр. Например, игра «Я буду за это ответственным» используется на занятиях групповой терапии для создания определенного настроения. При этом пациент к каждой высказанной им мысли должен добавлять: «...и я буду за это ответственным». Другие игры - «Монолог» (развернутое высказывание от первого лица), «Кружок» (пациент должен откровенно сказать каждому члену группы, какие чувства он к нему испытывает), «У меня есть тайна» (пациент рассказывает как реагировали бы другие, если бы они знали тайну, которую он желает сохранить), «Советы супругам» (во время игры супруги должны завязать откровенный диалог). Гештальт терапия использует и другие подобные игры. Кроме того, терапевт может придумывать новые игры, соответствующие проблемам пациентов и их жизненным ситуациям.

Упражнения гештальт-терапии

  • Горячий стул – все участники группы располагаются на стульях, стоящих по кругу. В центре круга стоит еще один стул, который называется «горячим». Один из участников группы садится на горячий стул, причем по своему желанию. Сидящий на горячем стуле начинает рассказывать о своих проблемах, остальные задают ему вопросы, на которые должны быть даны откровенные ответы. Человек на горячем стуле должен ощутить теплоту, понять, что его проблемы кого-то волнуют, стать уверенным в себе, осознать, что его проблемы преодолимы.
  • Ассоциации – психотерапевт или один участник группы называет понятие или термин, вызывающий негативные эмоции, например, «страх», а другой подбирает к нему позитивную ассоциацию, например, «преодоленный страх».
  • Незаконченные фразы – скажите другим участникам группы то, что о них думаете. Ваши фразы должны начинаться со слов: мне нравится, что ты…, меня злит, что ты…, я удивлен, что ты… и т.д.
  • Человек, которого не хватает – участник закрывает глаза и представляет человека, которого ему не хватило в прошлом, например, старшего брата или наставника. Затем участник рассказывает группе о том, как этот человек мог бы повлиять или предупредить проблему.
  • Обратные эмоции – участник выражает словами свои чувства и эмоции, которые он испытал при выслушивании проблемы других участников. Затем пытается изобразить противоположную эмоцию и исследует новые ощущения.
  • Реверсия – игра в противоположность. Например, правильной девушке предлагают побыть стервой, а верующему – грешником.
  • За и против – после выслушивания проблемы одного из участников группа делится на тех, кто критикует и тех, кто защищает. Каждая группа приводит свои аргументы, дискуссия и споры приветствуются.
  • Челнок – данное упражнение гештальт терапии можно выполнять самостоятельно в домашних условиях. Потребуется два стула – «горячий» и «пустой». Суть заключается в том, что человек сидит на «горячем» стуле и рассказывает вымышленному собеседнику на пустом стуле о своей проблеме. Затем пересаживается на пустой стул, пытается выслушать сказанное и воспринять со стороны слушателя, дать совет, задать уточняющий вопрос. Затем снова на «горячий» стул, снова на пустой и т.д.

Принимая участие в различных играх, пациент должен понять, что реальная жизнь - это та же игра, в которой принимают участие настоящие люди, и что одни из этих игр для него приемлемы, а другие нет. Терапия должна научить людей менять неудовлетворяющую их игру и не бояться меняться самим, чтобы жизнь стала полноценной. Человек должен избавиться от комплексов и научиться быть свободным от навязываемых обществом предубеждений. Кроме того, во время терапии человек учится принимать своих близких такими, какими они являются, и не пытаться их изменить.

В гештальт-терапии существуют общие принципы построения психотерапевтического процесса. Они касаются, прежде всего, определенных речевых конструкций. Некоторые из них приводятся ниже.
1. Употребление местоимения «я» вместо «мы», «он», «они».
2. Замена глагола «не могу» на «не хочу», «должен» на «предпочитаю».
3. Выяснение того, что стоит за словом «это».
4. Использование прямого обращения вместо описания кого-то в третьем лице.
5. Замена вопроса «почему» на вопрос «как», что не позволяет уйти в рассуждения, а обращает к чувствам.
6. Замена вопроса на утверждение.

Такие конструкции основаны на базовой идее гешталь-терапии, что язык создает разрыв между мыслями и чувствами, человеком и средой. В языке фиксируется человеческий опыт, но, в то же время он дает возможность передавать интроекты. В процессе взаимодействия с социумом, человек все более отдаляется от своих чувств. Особый интерес для работы представляет вербальная конструкция «должен». Причем то, что «должен» человек, оценивается как хорошее, а то чего он хочет, соответственно, как плохое. Таким образом, люди учатся действовать в соответствии с нормами, оценивать свои переживания на основе стандартов, неких табу, устоявшихся в обществе.

В качестве примера мы приводим одну из техник работы с речью, которая называется «Сила речи». Сядьте лицом к лицу с партнером, и, глядя ему в глаза, обратитесь к нему с тремя заявлениями, начинающимися со слов «Я должен…». Теперь вернитесь к исходным заявлениям, начинающимся со слов «Я должен…», заменив на слова «Я решил…», оставив вторую часть каждого предложения прежней. Обратите внимание на ваши чувства при произнесении этих фраз. Теперь выслушайте, как ваш партнер произносит эти фразы, начиная их словами «Я решил…». Дайте время обменяться впечатлениями.

После этого вместе по очереди начинайте фразы со слов «Я не могу…». Выслушайте партнера, когда он говорит о том, чего он не может. Потом вспомните ваши заявления и повторите их, начиная словами «Я не хочу…», оставляя вторую часть фразы без изменения. Выслушайте вашего партнера, когда он делает свои заявления, начиная словами «Я не хочу…». Поделитесь своими впечатлениями и проверьте, осознали ли вы свою способность давать решительный отказ, заменивший собою нерешительность и бессилие в ситуациях, которые требуют определенности.

После этого по очереди произнесите по три предложения, начинающихся со слов «Мне нужно…». Потом повторите эти фразы, но начиная их со слов «Я хочу…». Вновь поделитесь впечатлениями и проверьте, не привела ли замена «нужно» на «хочу» к чувству облегчения и свободы. Спросите себя, действительно ли то, о чем у вас шла речь, необходимо для жизни или без этого, хотя оно и кажется полезным, можно обойтись.

Наконец, обменяйтесь репликами, начинающимися со слов «Я боюсь…», заменив на «Мне хотелось бы…», оставив вторую часть каждой фразы без изменений. Поделитесь впечатлениями с партнером.

Выражения типа «Я обязан…», «Я не могу…», «Мне не нужно…» и «Я боюсь…» лишают вас сил, способности действовать и ответственности. Есть много возможностей для того, чтобы жить полной жизнью, а мешает этому только ваша уверенность в вашей неспособности жить как вам хочется. Изменив свою манеру говорить, вы сделаете важный шаг к повышению своей ответственности за собственные мысли, чувства, действия.

Другая языковая конструкция, используемая в гештальт-терапии – это нахождение причинно-следственных связей для оправдания самого себя. «Я в детстве жил в глуши, не играл с детьми, поэтому мне трудно вступать в контакт и знакомиться с людьми», – говорит клиент. Он создал для себя некий закон и в каждой ситуации бессознательно стремится ему следовать. Все остальные аспекты ситуации, прежде всего чувства, желания, ощущения, им просто игнорируются.

В гештальт-терапии весьма популярна так называемая челночная техника. В ответ на рассказ клиента психотерапевт произносит: «Вы осознаете это предложение?». Таким образом, клиент переходит от говорения к слушанию, от описания к ощущению, от прошлого опыта к настоящему, от неопределенных чувств к реальной, присущей в настоящем эмоции. Обеспечивая поочередные переводы, психотерапевт направляет внимание на текущие ощущения, создает условия для улучшения контакта с реальностью.

Хождение по кругу («рондо» создает условие для выражения определенного отношения или чувства непосредственно каждому участнику процесса, что зачастую позволяет более дифференцированно определять собственные переживания и связи с окружающими. Многократное повторение фразы, выражающей глубоко укоренившееся убеждение, может способствовать изменению его значения и содержания для пациента. Совершение таких «раундов» в группе может включать также и невербальные действия (мимика, жесты, локомоции).

«Незаконченное дело» как правило, применяется в самом начале работы с клиентом. Оно предназначено для завершения разного рода ситуаций и действий, начатых в прошлом. У большинства людей есть немало таких незаконченных вопросов, связанных с интерперсональными отношениями с родителями, родственниками, друзьями, коллегами и т. д. По мнению Перлза, наиболее часто встречающиеся виды незавершенных вопросов из области отношений – это невысказанные когда-либо жалобы и претензии. Такие незаконченные дела требуют концентрации внимания и непродуктивно поглощают энергию пациента, поскольку он к ним постоянно возвращается.

В этой игре пациенту предлагается завершить какое-либо дело, которое до этого было незавершенным. Например, если суть дела в невыраженном чувстве по отношению к члену терапевтической группы, то пациенту предлагают выразить его напрямую. Если речь идет о чувстве обиды, то предлагается игра, в которой коммуникация ограничена заявлениями, начинающимися словами: «Я обижен…».

«У меня есть тайна». В этой игре предпринимается исследование чувства вины и стыда. Каждого из участников просят подумать о каком-либо важном для него и тщательно хранимом личном секрете. Терапевт просит, чтобы участники не делились этими тайнами, а представили себе, как могли бы реагировать окружающие, если бы эти тайны стали им известны. Следующим шагом может быть предоставление каждому участнику случая похвастаться перед другими, «какую страшную тайну он хранит в себе». Довольно часто оказывается, что многие неосознанно очень привязаны к своим секретам как к чему-то значимому для них.

«Репетиция». Часто отсутствие успеха в действиях в конкретных жизненных ситуациях определяется тем, как данная личность в воображении готовится к встрече с этими ситуациями. Такая подготовка в мыслях и воображении часто проходит в соответствии с ригидными и неэффективными стереотипами, являющимися источником постоянного беспокойства и даже деструктивного поведения. Репетиция поведения вслух в психотерапевтической группе с вовлечением других участников позволяет лучше осознать собственные стереотипы, а также использовать новые идеи и пути их эффективного решения.

«Проверка готового мнения». Иногда, в словах улавливается какое-то туманное неопределенное сообщение, некая недоговоренность. Тогда можно воспользоваться следующей формулой: «Слушая тебя, у меня возникло одно мнение. Я хочу предложить тебе повторить его вслух и проверить, как оно звучит в твоих устах, насколько оно тебе подходит. Если ты согласен попробовать, повтори это мнение нескольким членам группы».

В этом упражнении содержится фактор интерпретации скрытого значения поведения пациента, но терапевт не старается сообщить свою интерпретацию пациенту, он только предоставляет ему возможность исследовать переживания, связанные с проверкой рабочей гипотезы. Если гипотеза окажется плодотворной, пациент может развить ее в контексте собственной деятельности и опыта.

«Направление поведения». В ряде ситуаций через инструкции и указания относительно того, что можно сделать в данный момент, пациенту предлагается выполнить определенные действия. Такие инструкции, конечно же, не определяют того, как пациенту следует поступать в жизни, они лишь указывают направление конкретного поведения во время терапевтической работы. Такой эксперимент вызывает определенные переживания, способные изменить точку зрения пациента на его прежнее поведение, переживания, отношения с людьми.

Домашняя работа. Действия пациента и терапевта во время очередных занятий не создают полных условий, необходимых для глубоких терапевтических перемен. Они являются источником важных переживаний, мобилизующих процесс изменения. Однако они требуют продолжения и развития в условиях повседневной жизни. Поэтому гештальт-терапевт продолжает сотрудничество с пациентом за пределами терапевтического кабинета. Домашняя работа пациента должна быть направлена на решение его проблемы.

Гештальт-терапия - это метод практической психологии, направленный на осознание и анализ пациентами всего невысказанного, подавленного и незавершенного в жизни, с целью избавления от проблем и гармонизации личности.

Гештальт-подход основан на собственных теоретических тезисах, постулатах психоанализа, элементах психодрамы и биоэнергетики.

Основателем данного направления является немецкий ученый - Фриц Перлз , он использовал для его развития теорию психоанализа, которую постоянно дополнял собственными умозаключениями. Холистический подход (единство души и тела, чувств и эмоций) в гештальт-терапии появился благодаря трудам психологов Вертгеймера, Келера, Курта Гольдштейна . Развитие телесных ощущений позиционировал исследователь Райх , а элементы психодрамы ввел Якоб Морено .

Пройдя гештальт-терапию, человек начинает видеть, ощущать и понимать собственную личность не как набор отдельных черт характера, качеств, желаний, запретов и способностей, а целиком как единый организм, которым он может управлять. В процессе лечения терапевт помогает пациенту “извлечь” из подсознания “болезненные” воспоминания, образы, мысли, чувства и “поработать” над ними.

В итоге должен получиться гештальт (внутренний образ проблемы и преграды к выражению эмоций). Его пошаговый анализ позволяет людям выстраивать гармоничные отношения с собой, близкими людьми и окружающим миром так, чтобы получать при этом удовольствие и положительные эмоции.

Изменение привычного восприятия себя, своего поведения, возрождение искренности и умения радоваться, переосмысление поступков и взаимоотношений - вот что такое гештальт-терапия простым языком.

На своих консультациях или групповых тренингах гештальт-терапевты учат пациентов:

  • всегда опираться на свои желания и потребности, с учетом реальности и обстоятельств;
  • не подавлять своих чувств и не накапливать негатива;
  • выражать себя в общении, творчестве, деятельности.

Основные положения гештальт-подхода - это:

  • развитие внимательного отношения и быстрого отклика на любые собственные эмоции;
  • обогащение, увеличение и сохранение внутренней энергетики;
  • раскрепощенность проявления телесных реакций;
  • стремление у аутентичности (выстраиванию гармоничных отношений со своим организмом).

Цикл действий в такой терапии

Гештальт-терапия наиболее эффективна для женщин (из-за их эмоциональности), мужчинам такое длительное внимание и тщательный разбор чувств может показаться преувеличением, они обычно руководствуются доводами разума и с легкостью игнорируют свои желания и потребности в угоду достижениям и успехам.

Кроме того, в обществе слишком эмоциональный мужчина считается слабым, поэтому говорить о своих проблемах многим представителям сильного пола непросто даже при встрече с психотерапевтом.

Основные методы и техники

В гештальт-подходе используются:

  • работа с чувствами;
  • упражнения на выражение своего состояния движениями тела;
  • анализ снов и воспоминаний;
  • работа с вымышленными персонажами (обыгрывание ситуаций и чувств).

Процесс терапии считается эффективным:

  • если он длится не больше 2-х лет;
  • показывает пациентам сильные черты их личности;
  • способствует позитивному восприятию себя в мире.

Этапы гештальт-терапии:

  • поиск проблем, явного и “замаскированного” негатива у клиентов, слабых сторон их личности;
  • анализ и “отпускание” обнаруженных препятствий;
  • формирование доверия к собственной сфере чувств и обучение свободному выражению эмоций (с учетом социальных норм и правил).

Главная роль в любых гештальт-методиках отводится эмоциям , движения же разума считаются вторичными, их учитывают, если они не подавляют сферу чувств.


Базовые 5 эмоций в гештальт-терапии

Задача гештальт-терапевта помочь пациенту увидеть каким образом он “препятствует” удовлетворению своих потребностей, какие психологические блоки он выставляет и вместе найти приемлемые способы их удовлетворения.

Задача клиента - рефлексия (осознание и выражение) своих чувств и связанных с ними поступков.
Основная стратегия гештальт-терапии - это развитие желания принятия себя (техники изменения личности в ней практически не используются).

Терапевты гештальт-подхода в своей работе оперируют специальными терминами:

1. Интерпроекция. Подмена реальных потребностей людей навязанными (обществом, традициями, значимыми людьми).

2. Конфлюэнция (отсутствие границ между внешней средой и организмом).Слияние чувств и поступков с целью получения максимального удовлетворения от жизни.

3. Ретрофлексия. “Замораживание” в подсознании своих потребностей и желаний.

4. Цикл-контакт. Процесс формирования в сознании клиента образа препятствия, выражения чувств относительно проблемы, разрушения гештальта.

5. Преконтакт. Стадия формирования гештальта с преобладанием ощущений его фона (на основе телесных ощущений возникает образ главенствующего чувства).

6. Контактинг. Свободное выражение чувств и преодоления эмоциональных ” зажимов”.

7. Финальный контакт. Отождествление себя с гештальт-образом, осознание единства чувств и действий.

8. Эготизм. Самопрерывание цепочки гештальт-терапии. Уход от осознания потребности, предотвращение перехода в финальный контакт и застревание на контактинге.

9. Постконтакт. Растворение фигуры гештальта в фоне. Получение и закрепление опыта эмоционального и телесного выражения чувств.

Таким образом, весь процесс традиционной гештальт-терапии представляет собой формирование в сознании пациентов фигуры и фона и поэтапное отражение их внутренней работы над психологическими проблемами.

А вот что это такое простыми словами:

  • осознание своих эмоций в состоянии покоя;
  • анализ чувств и желаний при возникновении раздражителя;
  • формирование целостного образа (гештальта) провоцирующего фактора и реакции на него;
  • эмоциональное реагирование на него;
  • катарсис (снятие напряжения и возникновение удовлетворения);
  • возвращение к гармоничному состоянию

Упражнения

Индивидуальные или групповые занятия с гештальт-терапевтом позволяют
шаг за шагом “обнажить” эмоциональные “шлаки” в подсознании клиентов, привести их к осознанию проблемной ситуации, научить проявлять себя согласно внутренним порывам и жить в гармонии со своим организмом.

В начале терапии используются упражнения, направленные на фокусировку чувств и их рефлексию, затем используются техники высвобождения негативных эмоций. Врач осуществляет общее руководство процессом формирования гештальта, он заостряет внимание пациентов на проблемных моментах, поощряя осознание необходимости свободного выражения своих эмоций.

Примеры упражнений:

1. “Горячий стул”. Клиент садиться в центр группы (на тренингах обычно участники сидят по кругу) и ему предлагается рассказать о том, что его беспокоит. После диалога с пациентом на “горячем стуле” тренер просит выразить чувства и ощущения других участников. Все они должны побывать в центре круга.

2. Осознание. Здесь пациенты рассказывают об ощущениях и мыслях в настоящий момент.

3. Усиление телесных проявлений во время занятий. Любые невербальные жесты участников тренинга терапевт просит утрировать, например, постукивание пальцев превратить в “барабанную” дробь.

4. Челночное движение. Нагнетание фона к фигуре. Если клиент сообщает об одиночестве, терапевт старается максимально негативно “окрасить” фон, т.е. делает акцент на телесных проявлениях (дрожи, сжимании рук или ног и т.д.).

5. “Пустой стул”. В этом упражнении на стуле в центре пациенты ведут диалог не с реальным человеком, а с воображаемым, умершим или самим собой.

6. Совершение кругов. Все члены группы по кругу высказываются друг друге.

Очень много психологических направлений существует на сегодняшний день. Гештальт-терапия Перлза является одной из них. Психологи могут не придерживаться основных положений и теории данного направления, однако зачастую смешивают свои методы работы с техниками гештальт-терапии.

Психология в целом рассматривает духовную составляющую человека с разных сторон. Поскольку человек – многогранное существо, возникает множество направлений, которые не замещают друг друга, а наоборот дополняют.

Основным положением гештальт-терапии является осознанная жизнь. Что такое осознанность или сознательность? Это умение человека направлять свое внимание на то, что происходит здесь и сейчас. Он не погружается в свои мысли, не витает в облаках, не вспоминает о прошлом или не мечтает о будущем. Настоящий момент является самым главным для человека, который находится в сознании.

Что такое гештальт-терапия?

Как и психология, гештальт-терапия является относительно молодой наукой, которая была разработана в 20-х годах прошлого столетия. Ее основные идеи и принципы были разработаны Фредериком и Лаурой Перлзами, Полом Гудманом. Что такое гештальт-терапия? Это работа над формированием собственной сознательности и ответственности за то, что происходит с человеком.

Сознательное осознание – основное понятие в гештальт-терапии. Оно означает, что человек должен обращать внимание только на то, что происходит здесь и теперь. Он должен проживать это, чувствовать, понимать и даже запоминать. Анализ в гештальт-терапии проблем и чувств происходит лишь с теми единицами, которые актуальны на нынешний момент.

Гештальт-терапевты не обращают внимания на прошлое или будущее. Прошлое уже прошло, а будущее еще не наступило. Тело человека находится лишь в настоящий момент. Что говорить о том, что уже случилось или еще не произошло? Как ни крутите, а человек живет только в настоящем моменте. Только «здесь и теперь» он может отпустить прошлое, понять его, исправить ошибки и сделать что-то хорошее для своего будущего.

Не нужно погружаться в какие-то мысли, улетать в воспоминания или мечты. Замечайте, что вас окружает, что происходит вокруг, что ваш организм чувствует, как возникают те или иные . Отслеживайте свои эмоции, начиная с того, как вы что-то услышали или увидели, и кончая тем, как в вас разгораются определенные чувства.

Наслаждайтесь тем, что вы делаете сейчас. Делайте лишь то, что считаете нужным на данный момент. Решайте лишь те вопросы, которые важно решить сейчас. Будьте здесь и сейчас. Что на самом деле важно сейчас? Что вы считаете нужным сделать на данный момент? Аргументируйте свои критерии оценивания важности. Это позволит в будущем не жалеть о том, что вы делаете сейчас. Да, вы можете сомневаться в правильности своего выбора. Однако в будущем вы будете помнить, что сегодняшний выбор казался вам самым правильным. А это уже говорит о том, что вы поступили верно.

Понимайте, что с вами происходит, что вы чувствуете и к каким целям хотите прийти. Не позволяйте воле случая или другим людям вами руководить. Вы вольны решать сами, что думать, говорить и делать. Но для этого нужно жить в настоящем времени, понимать мотивы своих поступков, а также видеть цель, которую вы хотите достичь. Обычно люди не достигают желаемого, потому что не знают, чего хотят, забывают об этом, когда ими овладевают эмоции, и ничего не делают для его реализации. Однако если вы будете осознанными, то будете понимать, что можете не поддаваться своим эмоциям, которые просто заставляют вас делать глупости, а не решать вопросы так, чтобы в итоге вы получали то, что вам нужно.

Чтобы жить, нужно быть здесь и сейчас. Учитесь как можно больше времени проводить в настоящем моменте. И тогда вы увидите много плюсов в том, чтобы жить здесь и сейчас, а не витать в мечтах и не погружаться в воспоминания.

Гештальт-терапия Перлза

Основным желанием человека является сохранение гомеостаза, когда он совершает лишь те действия, которые в настоящих условиях позволят ему достичь уравновешенного состояния. Гештальт-терапия Перлза основывается на важности теперешних обстоятельств и на неважности всего остального.

Она базируется на таких 5 стержнях:

  1. Отношение фона и фигуры. Человек не может удовлетворить свои потребности в отдельности от окружающего мира. Фоном или фигурой становятся те элементы, которые на теперешний момент важны для достижения желаемого. Как только цель достигается, гештальт прекращается и фигура отходит на задний план. Если цель не достигается, тогда гештальт остается незавершенным.
  2. Противоположности. Человек постоянно контактирует с окружающим и внутренним мирами, которые не всегда проявляют себя одинаково. Для быстрой оценки человек оперирует однозначными понятиями, например, «хорошо» и «плохо». Однако никогда ничто не бывает однозначно хорошим или плохим. Даже эмоции человек переживает неоднозначные по отношению к окружающему миру (то любит, то ненавидит, то плачет, то смеется).
  3. Осознание и концентрация на настоящем. Чтобы человек имел возможность воспользоваться имеющимися обстоятельствами для достижения цели, он должен находиться здесь и теперь. Его внимание должно быть обращено на две составляющие: внутренние ощущения и внешние факторы. Ярким примером является то, что человек при холодной погоде надевает теплый свитер, что соответствует внешнему и внутреннему.

Проблема возникает тогда, когда человек заостряет свое внимание на средней области – это мысли, желания, убеждения, эмоции и пр. Он в таком случае не замечает ни внешнего, ни внутреннего. Он оперирует доводами, которые абсолютно не согласуются с реальными фактами.

В таком состоянии человек планирует, отчаивается, вспоминает, надеется. Он не действует, а уповает на то, что его мысленные процессы позволят как-то повлиять на настоящую жизнь без его участия.

  1. Ответственность и зрелость. В достижении счастливой жизни человек должен быть зрелым. Что это такое? Это когда человек перестает ждать помощи извне, а опирается только на собственные силы. В таком случае он прекращает обвинять, ждать, бездействовать, поскольку берет на себя ответственность за собственную жизнь, имеющиеся достижения, успехи и неудачи.

Зрелость наступает тогда, когда человек перестает бояться и фрустрировать. Пока человек незрел, он занимается лишь поиском различных манипуляций, которые помогут ему получить от других то, в чем он нуждается. Личность должна пройти через несколько этапов, чтобы стать зрелой:

  • Избавиться от клише, то есть избавиться от стереотипов.
  • Избавиться от игр и ролей, которые помогают манипулировать окружающими.
  • Выйти из «тупика», когда помощи извне невозможно получить, а самопомощь не предоставляется. Данный уровень опасен тем, что люди чувствуют себя обманутыми и потерянными, поэтому начинают искать новые способы манипуляции окружающими.
  • Дойти до «внутреннего взрыва», когда вы переступаете тот порог, когда «вам должны» и вступаете в период, когда «вы сами все можете сделать и помочь себе».

На гештальт-терапии человеку помогают создать безопасную для себя обстановку на «тупиковом» уровне, чтобы успешно перейти на следующий.

  1. Функции защиты. Психика обладает различными функциями защиты, которые должны помочь оградиться от стрессовой или опасной ситуации. Она может заставлять убегать (уходить), не обращать внимания на болевые ощущения либо уходить в бред, галлюцинации. Иногда человек настолько обеспокоен происходящим вокруг, что считает мир опасным для себя, убегает от него даже тогда, когда ему ничего не грозит.

Теория гештальт-терапии

Гештальт-терапия изначально не была направлена на выработку теоретических знаний. Однако с годами скопилось так много информации, что психологам пришлось сформировать теорию данного направления. Этим занялся П. Гудмен, который обозначил основные термины гештальт-терапии.

Основным положением данного направления является склонность индивида к саморегуляции на основе единства внешнего и внутреннего и творческого подхода к приспособлению к миру. Здесь важными становятся зрелость и ответственность человека, который ориентируется на свои поступки, ожидания и цели. Психотерапевт помогает клиенту сконцентрироваться на состоянии здесь и теперь, чтобы решить все насущные проблемы.

Гештальт-терапия направлена на осознание человеком своих истинных потребностей, а также на обращение к собственному опыту, который наиболее ценен и важен, нежели чужое мнение.

Человек не может жить отдельно от окружающего мира, поэтому гештальт-терапия учит сохранять свою обособленность от него, однако понимать, что он постоянно контактирует и влияет на то, что происходит вовне.

Человек не может быть понят, если не рассматривать его целиком в сочетании со своим прошлым, мыслями и действиями. То, что происходит сейчас и здесь, является показателем того, что было сделано в прошлом. Человек может прийти только к одному результату вследствие тех решений и действий, которые он совершил. А это значит, если человеку не нравится настоящая жизнь, это говорит о том, что в прошлом он чего-то не сделал или принял решение, которое повело его в другом направлении.

Гештальт-терапевты нацелены не на решение проблем, которые волнуют людей, а на обучение клиентов осознавать реальность, жить в ней и концентрироваться только на настоящем.

Основные положения гештальт-терапии

Техники гештальт-терапии базируются на основных положениях данного направления. Сайт психотерапевтической помощи сайт выделяет такие принципы:

  • «Здесь и сейчас». Человек должен сконцентрироваться на чувствах, мыслях, ощущениях, которые происходят с ним сейчас. Если он говорит о прошлом, то должен произносить такие слова, будто это происходит с ним сейчас.
  • «Я – Ты». Обучение человека открыто и непосредственно обращаться к тому, о ком он говорит.
  • Континуум сознания. Концентрация на потоке мыслей и чувств, которые происходят в данную секунду, отказ от постоянного анализа ситуации и высказываний.
  • Субъективизация высказываний. Обучение человека говорить о себе, своем теле, неудачах и прочем так, что он сам себе «мешает», «не помогает», «не дает» и т. д. Человеку кажется, что кто-то извне мешает ему жить счастливо. На самом деле он сам является автором собственных несчастий.

Самая главная ошибка, которую вы можете совершить, — это быть счастливым в прошлом. Все люди знают, что жизнь может как радовать, так и огорчать. Однако за «черной полосой» всегда идет «белая», и об этом не стоит забывать, когда вы снова столкнетесь с неприятностями и проблемами, которые заставят вернуться в те воспоминания, когда вы жили беззаботно.

Почему человек живет прошлым? Если вы погружаетесь в былые воспоминания и не хотите из них выходить, это говорит лишь о том, что настоящая жизнь вас не захватывает, не радует, не наполнена чем-то интересным и новым. Вам сейчас живется скучно или вы погрязли в большом количестве проблем, отчего решили вернуться воспоминаниями в то время, когда все было хорошо, весело и беззаботно.

Однако это является ловушкой. Вы вернулись в прошлое, не желая видеть настоящего положения дел. Зачем вам возвращаться в теперешнее время, если вы уже счастливы, вспоминая о прошлом, когда вы были успешны? Это – ошибка, которая просто погружает вас в состояние и безвыходности.

Во-первых, вы живете прошлым, не обращая внимания на настоящее. Соответственно, вы несчастливы «здесь и сейчас», но счастливы «тогда и там». Во-вторых, если вы постоянно находитесь в прошлом, значит, не решаете тех вопросов, которые заставили вас убежать из настоящего. Вы избегаете проблемы, которые нависли над вами сейчас, не понимая, что они никуда не денутся и будут о себе напоминать каждый раз, когда вы будете возвращаться в настоящее.

Не будьте счастливыми в прошлом. Пусть прошедшая жизнь будет показателем того, что вы можете чего-то достигать и решать вопросы. Пусть прошлое будет вашим стимулом для того, чтобы не опускать руки в настоящем, пока вы решаете возникшие проблемы. И как только вы научитесь справляться с теперешними неурядицами, не избегая их, вы станете более уверенными в себе, перестанете опускать руки перед каждой неудачей и поймете, что живете счастливой жизнью.

Прошлая жизнь – показатель того, что вы можете быть счастливыми. Но ведь и тогда, в прошлом, вам приходилось преодолеть некие трудности, чтобы достичь успеха. Это дает понимание того, что вам и сейчас нужно продолжать жить настоящим, преодолевать препятствия, чтобы в будущем иметь возможность вернуться в настоящее и снова поверить в себя, что вы можете всего достичь и со всем справиться.

Итог

Каждое направление в психологии предназначено сделать жизнь любого человека счастливым. Это возможно, если предпринимать те шаги и следовать рекомендациям, которые даются психологами. Итог может быть выше всех ожиданий, которые изначально были у человека.

Легко говорить о том, что гештальт-терапия не помогает. Однако пока человек не попробует, он не поймет, что станет ему полезным, а что не окажет никакого эффекта. Если есть внутреннее желание достичь счастья, а также разобраться со многими внутренними проблемами, тогда пора что-то делать. В данном случае прогноз будет более благоприятным, нежели при ничегонеделании.

1951. Немецкий психиатр и психоаналитик Фриц Перлз (Friedrich Perls, 1893–1970) формулирует основные положения гештальт-терапии. Эта теория долгое время остается в тени. В 1968 году Перлз, переехавший к тому времени в США, оказывается на первой странице журнала Life под заголовком «Фриц Перлз – человек, живущий в гармонии с собой, – служит иллюстрацией собственной теории». С этого момента гештальт-терапия становится всемирно известной. Сегодня студенты изучают этот метод терапии в более чем 200 вузах 50 стран мира.

Определение

Название метода происходит от немецкого gestalt – «форма», «структура». Термин «гештальт» понимается как единица анализа психики и обозначает цельные, несводимые к сумме своих частей образования сознания. Гештальт-терапия помогает обрести целостное представление о себе и начать жить не в мире прошлого и фантазий о будущем, а здесь и теперь. Метод сочетает элементы психоаналитического подхода (перевод неосознаваемых чувств в сознание) и гуманистического подхода (акцент на «согласии с собой»).

Принцип действия

Основная идея заключается в том, что наше восприятие мира зависит от нашего опыта и потребностей. Незавершенные в прошлом ситуации (гештальты) искажают наше восприятие и ограничивают возможности действия. Задача гештальт-терапевта – помочь клиенту сфокусироваться на своем состоянии «здесь и сейчас». В нем могут обнаружиться следы прошлых нерешенных проблем. Тогда терапевт помогает клиенту пережить их и завершить, чтобы перейти к максимально полному восприятию текущего момента. Практическая работа идет в трех направлениях.

Во-первых, внимательное отношение к эмоциональным и телесным ощущениям. С помощью техники «осознавания» гештальт-терапевт учит клиента вниманию к непрерывному потоку его телесных и эмоциональных ощущений. Во-вторых, укрепление здорового контакта с собой и окружающими. Гештальт-терапия позволяет определить, в каких ситуациях и на каком этапе нарушается наш так называемый «цикл контакта» (осознавание потребности – поиск удовлетворения – удовлетворение – усвоение полученного в результате опыта). Она также помогает понять, почему мы испытываем затруднения в общении и что заставляет нас избегать его. Наконец, осознание своих насущных потребностей позволяет сосредоточиться на проблемах, актуальных для настоящего момента времени, и взять на себя ответственность за свое состояние.

Ход работы

Гештальт-терапевт ведет беседу с клиентом, мягко задавая ей нужное направление. Обычно сеанс гештальт-терапии строится по следующей схеме:

1. Описание проблемы: сидя напротив терапевта, клиент рассказывает о том, что его волнует в данный момент.

2. Работа с опытом: пока клиент говорит, терапевт наблюдает за его жестами и мимикой. Затем он обращает внимание клиента на эти проявления, помогая ему осознать выраженные в них чувства и желания. Терапевт может предложить воспользоваться техникой «прямого обращения»: в этом случае клиент перестает говорить о ком-то в третьем лице («Он ревнив» или «Она слишком властная»...) и обращается к нему напрямую, как если бы он находился в том же пространстве. Такое общение становится возможным благодаря тому, что некий предмет (например, стул или подушка) символически представляют отсутствующего человека. Благодаря этой технике чувства клиента перестают быть рассказом о прошлом, вместо этого они переживаются и находят непосредственное выражение в словах и действиях «здесь и сейчас».

3. Тренировка: клиент может, при активном содействии терапевта, придумать и опробовать новые виды поведения, более эффективные, чем прежнее. Возможна также работа в гештальт-группах. Она активно задействует механизмы обратной связи: участники сообщают друг другу о чувствах, которые возникают у них в настоящий момент в ответ на слова и поступки других участников.

Показания к применению

Гештальт-терапия – не только индивидуальная практика, ей можно воспользоваться в паре, группе и даже в большом рабочем коллективе. Эта методика позволяет работать с самыми разными проблемами: от робости в общении до затруднений в интимной сфере, а также с психосоматическими расстройствами, с депрессиями и тревожными состояниями. Гештальт-терапия может быть полезной для супружеских пар и для тех, кто переживает сложный период (смерть близкого, развод, потерю работы). Противопоказана клиентам с серьезными нарушениями в структуре сознания, которым сложно провести границу между теоретическими моделями поведения и непосредственным переходом к действиям.

Как долго? Сколько стоит?

Продолжительность курса индивидуальной терапии составляет около двух лет, один сеанс (50 минут) в неделю. Однако не исключено, что глубинные изменения произойдут уже спустя несколько месяцев после начала терапии. Стоимость определяется терапевтом и зависит от его специализации и опыта работы. В среднем за одну встречу клиент платит от 2000 до 4000 рублей. Участие в терапевтической группе стоит от 1000 рублей за одну встречу.