П амятник «Родина-мать зовет!» открылся в 1967 году. Как монумент стал самым высоким в мире, чье лицо у женской фигуры и какие у нее есть скульптурные «родственники» - вспоминаем 10 фактов о Родине-матери.
Волгоград. Мемориальный комплекс «Родина-мать зовёт!». Андрей Ижаковский / Фотобанк Лори
Конкурс без границ . Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в истории Великой Отечественной войны . Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нем участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров - 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.
Приходили проекты даже из-за рубежа - из Марокко, Шанхая. Интересно, что в конкурсе не принимал участия будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Ходили легенды, что он обсуждал свой проект напрямую со Сталиным.
Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1962. Фотография: zheleznov.pro
Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: stalingrad-battle.ru
Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: planet-today.ru
Изменения в композиции . Скульптурная композиция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что рядом с женской фигурой будет статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако первоначальная композиция монумента показалась Евгению Вучетичу слишком сложной. Он изменил проект уже после утверждения «сверху». У скульптора был важный идеологический аргумент: солдат не мог никому передать свой меч, ведь война еще не закончилась.
Кто был прототипом? Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо - со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.
Первый железобетонный памятник . Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.
Советская легкоатлетка Нина Думбадзе на соревнованиях. 1950-е. Фотография: russiainphoto.ru
Барельеф «Отход волонтеров на фронт в 1792 году» («Марсельеза»). Триумфальная арка. Скульптор Франсуа Рюд. Париж, Франция. 1836
Скульптура «Ника Самофракийская». Пифокрит из Линдоса. Около 190 до н.э. Лувр, Париж
Укрепление конструкции . Все инженерные расчеты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню . Монумент «Родина-мать зовет!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счет своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают ее более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.
Памятник эпохи трех генсеков
. Хотя конкурс архитектурных проектов проходил в 1940-е годы, работа над памятником началась после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев. Монумент возводили почти десять лет - его открыли в октябре 1967 года. На открытии присутствовал и генеральный секретарь ЦК КПСС - в то время уже Леонид Брежнев.
Самая высокая статуя мира . Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру. Статуя на Мамаевом кургане должна была «перегнать» статую Свободы - ее высота без пьедестала составляла 46 метров.
После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.
Стальной меч . Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника - меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности. Из-за «проблемного» меча конструкторы памятника не получили Ленинскую премию.Монумент «Родина-мать зовет!». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Николай Никитин. Волгоград. 1959-1967
Монумент «Воин-освободитель». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Яков Белопольский. Берлин, Германия. 1949
Образ «Родины-матери» . Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах еще в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясен ее выражением лица и сразу же сделал первые наброски.
В Волгограде я воспользовался уникальным предложением пресс-службы губернатора Волгоградской области и поднялся в голову знаменитой статуи «Родина-Мать зовет». Говорят, что наверх поднимается лишь несколько человек в год. Под катом я покажу что у нее внутри…
Монумент «Родина-Мать Зовет» — одна из самых высоких статуй в мире — входит в состав историко-мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом Кургане.
К ней ведут 200 ступеней — именно столько дней длилась Сталинградская битва. По замыслу архитектора Евгения Вучетича лестница должна была идти до самой Волги, но, как обычно, не хватило денег. Сейчас идут разговоры о том, чтобы завершить строительство.
3.
Мы начали свой подъем на Мамаев курган с площади «Стоявших насмерть», к которой ведет аллея пирамидальных тополей, а за ней начинаются «Стены-руины». В центре площади установлена фигура солдата-защитника Сталинграда. По словам архитектора Евгения Вучетича, «это аллегорический образ советского народа-воина, стоявшего насмерть, готового нанести неотвратимый удар по врагу. Его фигура вырастает из вздыбившейся земли, как бы превратившейся в скалу – несокрушимый бастион против фашизма. Воин слился с матерью-землей, словно черпая от нее новые силы «.
На скале выцарапаны надписи: «Стоять насмерть », «За Волгой для нас земли нет », «Ни шагу назад! », «Каждый дом – это крепость », «Не посрамим священной памяти »:
4.
Стены-руины производят сильное впечатление и рассматривать их можно часами. Это своеобразные руины сооружений, разрушенных долговременными обстрелами, бесчисленными бомбежками, исщербленных прямым попаданием снарядов и автоматными очередями. Тема левой стены — «Ни шагу назад!», правой стены — «Только вперед!».
Фигура знаменитого снайпера Василия Зайцева, уничтожившего во время войны 225 немецких солдат и офицеров, наверху левой стены кажется очень маленькой, хотя на самом деле она выполнена в человеческий рост:
5.
На стенах очень много надписей, среди которых есть цитата из собрания одной из комсомольских организаций Сталинграда:
Слушали
: О поведении комсомольцев в бою.
Постановили
: В окопе лучше умереть, но не уйти с позором. И не только самому не уйти, но сделать так, чтобы и сосед не ушел.
Вопрос к докладчику
: Существуют ли уважительные причины ухода с огневой позиции?
Ответ
: Из всех оправдательных причин только одна будет приниматься во внимание - смерть».
6.
Лестница, минуя Стены-руины, приводит на площадь Героев с бассейном «Озеро Слез» посередине. Слева от бассейна расположена Стена-Знамя, на которой высечены слова: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?».
Отсюда можно войти в круглое здание — «Зал воинской славы»:
7.
В центре зала установлен монумент с вечным огнем, а на стенах изображены тридцать четыре символических знамени, с высеченными на них именами 7200 героических защитников Сталинграда. Всего в Сталинградской битве погибло около 3 миллионов человек:
8.
Через огромный проем в крыше зала видна Родина-Мать. Архитектор Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у нее открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит - за Родину… вашу мать! - заткнулись»:
9.
Каждый день с 9 утра до 7 вечера в Зале воинской славы стоит почетный караул:
10.
В нашей стране всего 2 города, где есть почетный караул — это Москва и Волгоград:
11.
12.
13.
Выход из Зала воинской славы приводит на площадь Скорби. Здесь расположена фигура скорбящей матери, на руках которой погибший воин:
14.
С площади Скорби начинается подъём к главному монументу Мамаева кургана:
15.
Статуя весом 8 тысяч тонн никак не прикреплена к фундаменту. Она спокойно стоит на нем, как шахматная фигура на доске:
16.
Высота статуи Родины-Матери - 52 метра. В правой руке она держит меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. Монумент стоит на 16-ти метровом фундаменте. Общая высота скульптуры — 85 метров:
17.
Попасть внутрь монумента можно через небольшую дверь в основании. Дверь двойная. За первой спрятана лестница:
18.
Внутри статуя напоминает знаменитую литографию «Относительность» Маурица Эшера:
19.
Мы пытались прикинуть количество ступенек ведущих наверх. Получилось 187:
20.
Внутри статую пронизывают натяжные канаты весом 60 тонн каждый:
21.
22.
За их натяжкой следят с помощью специальных датчиков. Когда натяжение ослабевает — их подтягивают:
23.
24.
25.
Эту комнату можно назвать Сердцем Родины-Матери. Она находится на уровне груди и в ней закреплены тросы от левой и правой руки статуи. Сама комната тоже стянута канатами, чтобы монумент не разорвало, под тяжестью рук:
26.
Крепление левой руки (без меча):
27.
А это вход в правую руку (с мечом):
28.
29.
Слева внизу — вход в плащ, а справа за арматурой — вход в левую руку:
30.
На стенах периодически попадаются надписи. Видимо, некоторые строители решили себя увековечить:
31.
Вход в голову такой же узкий, как и в остальные части тела:
32.
Ребенку было легче всех, а я с рюкзаком за плечами протиснуться не смог — пришлось его снимать:
33.
Помещение в голове. Здесь есть удобная лавочка, на которой можно посидеть и передохнуть. В макушке открывается люк, через который мы высовывались наружу:
34.
Никита Барышев, который организовал для нас экскурсию, вылез первым.
35.
Внизу виднеется Храм Всех Святых:
36.
37.
На руке у статуи много «наколок», оставленных альпинистами:
38.
После постройки статуи в 67 году клепки первого меча стали трескаться, а сам меч вибрировал со страшным звуком, поэтому в 72 году его заменили на более современный с системами гашения вибрации:
39.
В гарде, с каждой стороны есть люк. Мы вылезли через такой же:
40.
41.
42.
А это знаменитый «Танцующий мост». Помните фейковое видео, которое облетело весь интернет, и даже «попало в телевизор», где этот мост жутко вибрировал.
43.
44.
45.
46.
P.S. Видео с Артемия Лебедева о его походе внутрь статуи и Волгограде:
Монумент "Родина-мать зовёт!" - центральный памятник архитектурного ансамбля в честь героев Сталинградской битвы на Мамаевом кургане. Является самым узнаваемым символом Волгограда.
Строительство памятника велось в период с 1959 по 1967 гг. На момент постройки и в течении следующих 22-х лет памятник являлся самым высоким в мире (был занесен в Книгу рекордов Гиннесса). В настоящее время занимает девятое место в списке высочайших скульптур в мире, но среди не религиозных статуй занимает первое место.
Сравнение с другими памятниками мира (высота скульптур указана без постаментов)
- Статуя Будды в Мьянме - 115,82 м
- Статуя Будды в Хэнане (Китай) - 108 м
- Статуя богини Каннон в Сендае (Япония) - 100 м
- Статуя богини Гуаньинь в Чанше (Китай) - 92 м
- Статуя Большого Будды в Ангтхонге (Таиланд) - 92 м
- Статуя "Родина Мать зовет!" в Волгограде - 85 м
- Статуя "Родина мать" в Киеве - 62
- Статуя Свободы в Нью Йорке - 46 м
- Памятник "Алёша" в Мурманске - 35,5 м
- Статуя Христа-Искупителяв Рио-де-Жанейро - 30 м
- Памятник "Солдат и матрос" в Севастополе - 27 м
- Памятник "Рабочий и колхозница" в Москве - 25 м
Техническая информация
Для изготовления памятника использовалось 7,9 тыс. тонн железобетонных конструкций. Внутри скульптура полая, состоит из железобетонных камер-ячеек. Для жесткости используются металлические тросы (всего их 99).
Меч изначально был изготовлен из нержавеющей стали и обшит листами титана. Его масса составляла 14 тонн. Из-за этого возникла высокая парусность, меч сильно раскачивался от ветра, что создавало избыточное напряжение в месте, где рука крепилась к телу скульптуры. Так же листы титана образовывали неприятный металлический шум. В 1972 г. меч был полностью заменен на конструкцию из нержавеющей стали со специальными отверстиями на конце, чтобы уменьшить парусность конструкции.
Размеры
- Высота скульптуры женщины - 85 м
- Общая высота памятника с постаментом - 87
- Глубина железобетонного фундамента - 16 м
- Длина руки - 20 м
- Длина меча - 33 м
Композиционные решения
Известно, что памятник является частью единой идеологической композиции, включающей три памятника: монумент "Тыл - Фронту" в Магнитогорске, монумент "Родина-мать" в Волгограде, монумент "Воину-освободителю" в Берлине. Все три памятника связывает меч, который, выкованный в глубоком тылу (в Магнитогорске), рабочий передает воину, в Сталинграде этот же меч женщина, символизирующая Родину, поднимает над собой, призывая своих сыновей к борьбе, и в Берлине этот меч опущен вниз, как символ примирения и скорби.
В качестве прототипа этого памятника называют: скульптуру богини Ники Самофракийской (найдена в Греции в середине XIX в.); скульптурную композицию "Марсельеза" на Триумфальной арке в Париже. Оба изваяния изображают поступательное движение вперед и призыв к борьбе.
Авторами монумента являются: скульптор Евгений Викторович Вучетич (из известных работ автора: скульптура Воина-освободителя в Берлине, скульптура "Родина-мать" в Киеве, памятник М. Г. Ефремову в Вязьме, памятник "Перекуем мечи на орала" в Нью-Йорке и др.), инженер Николай Васильевич Никитин, отвечавший за устойчивость конструкции (известен как автор знаменитой Останкинской башни в Москве, а так же каркаса здания МГУ).
Считается, что фигуру женщины Вучетич лепил с известной советской легкоатлетки, выступавшей в метании диска, Нины Яковлевны Думбадзе, а лицо скульптуры со своей супруги - Веры Владимировны.
Скульптура сегодня
На сегодняшний день - скульптура "Родина-мать зовет!" является главной достопримечательностью Волгограда. Посмотреть на нее приезжают из множества городов нашей страны и иностранные туристы. На гербе и флаге Волгоградской области можно увидеть силуэт этого монумента.
В темное время суток монумент подсвечивается прожекторами.
Существует копия памятника в китайском городе Маньчжурия.
Приветствуем всех читателей сайта «Я и Мир»! Более 70 лет прошло после самой страшной войны 20 столетия, но центральная скульптура на Мамаевом кургане «Родина-мать зовет!» (памятник) по сей день является напоминанием о тех ужасных событиях.
Общий вид
Эта скульптура входит в десятку высочайших в мире. Её размеры огромны – вместе с длиной меча она достигает 85 метров, и весит 8 000 тонн. К тому же возвышенность, на которой она стоит, высотой 14 м. Грандиозно описание памятника: внезапно поднялась над курганом русская женщина и зовёт всех своих сыновей идти на защиту родной земли от врага.
Волевое лицо обращено назад, к воинам – она громко кричит. Раздуваемые ветром волосы и одежда словно огромная сила двигают её вперёд. Женщина похожа на птицу, взлетевшую в небо над городом. Посмотрите великолепие скульптуры на картинках.
К возвышенности ведут дорожки, вдоль которых надгробные плиты с павшими воинами-освободителями города. Под самим холмом с великой скульптурой тоже захоронены солдаты и простые жители – всего 34 505 защитников.
Строительство
Например, первоначально Родина-мать держала красное знамя, а рядом на одном колене стоял воин. Но потом женщину оставили одну. Сама статуя «подросла» на несколько метров и стала выше знаменитой Статуи Свободы.
Многих интересует вопрос: с кого скульптор лепил Родину-мать? Вариантов несколько – спортсменка-дискоболка, жена автора Вера, официантка в ресторане Валентина Изотова и даже фигура «Марсельезы» в Париже.
Внутри натянуто множество тросов, поддерживающих статую и не дающие прогнуться тяжёлую бетонную конструкцию. С фундаментом скульптура не скреплена, а стоит только благодаря своей тяжести.
Интересные факты:
- изображение статуи нарисовано на гербе и флаге Волгоградской области и на почтовой марке Германии 83 года;
- небольшая копия поставлена в Китайской Маньчжурии;
- чтобы заливка статуи шла по графику, на машины, везущие к кургану бетон вешали ленточку, дающие право проезжать на красный цвет светофора;
- у подножия вырыты специальные ниши для домкратов, если скульптуре будет грозить падение.
В честь какого события построен знаменитый памятник? 200 дней продолжалась битва за высоту под Сталинградом, зимой и летом земля оставалась чёрной от разрывов снарядов, а весной, после освобождения города от врага на кургане даже не взошла трава. В честь страшной битвы была возведена скульптура.
Найти великий памятник воинам-освободителям можно по адресу: в городе Волгограде, проспект Ленина, Мамаев курган. Великолепны фото статуи со всех сторон.
Видео
Кто создал, где находится, что означает, в каком городе стоит и когда был создан – всё это показано в статье о грандиозном строительстве скульптуры «Родина-мать зовёт!»
Памятник имеет просто колоссальные размеры, выполнен он из железобетона. Изображает фигуру женщины в полный ее рост. Выполнено архитектурное строение таким образом, что создается впечатление движения вперед. Фигура держит в руках огромный меч, таким образом она призывает свой народ бороться с противником.Памятник имеет просто колоссальные размеры // Фото: tvzvezda.ru
«Родина-мать зовет!» является монументом, входящим в триаду скульптурных сооружений. Помимо нее существует такие же величественный, но, к сожалению, менее знаменитое сооружение «Тыл - фронту», расположенный в Магнитогорске. Третьей частью композиции является «Воин-освободитель» из берлинского Трептов-парка. Задумка архитекторов была следующая: родина-мать подымет свой выкованный в Сталинграде меч на берегах Урала. Опустит она его только в Берлине о время победы.
Общие параметры памятника
Высота памятника составляет всего 87 метров. При этом высота фигуры женщины составляет всего 52 метра. Остальную часть составляет меч, поднятый ввысь. В частности, длина руки женщины составляет 20 метров, а сам меч достигает 33 метров. Общий вес памятника составляет 8 тонн, что касается меча, то он весит все 14 тонн. Как это не удивительно, но внутри статуя пустая, а толщина ее стен составляет всего-навсего 25-30 см.После завышения строительных работ памятник был практически сразу занесен в книгу рекордов Гиннесса. Первенство среди самых высоки памятников мира она занимала почти четверть века. На сегодняшний день она уже не является лидером, но все же входит в 10 самых высоких архитектурных сооружений. В России памятник до сих пор является самым высоким и величественным изваянием.
После завышения строительных работ памятник был практически сразу занесен в книгу рекордов Гиннесса // Фото: volfoto.ru
У подножья памятника
Возле памятника «Родина-мать зовет!» находится кладбище. Там спят вечным сном приблизительно 34 500 человек. Но это отнюдь не простые люди. Они когда-то были солдата и героями Великой Отечественной войны, а также теми, кто оборонял Сталинград. Также у подножья огромного памятника спит на Мамаевой горе захоронен командир 62 армии (Василий Иванович Чуйков), которая особым образом отличилась при бороне Сталинграда.Меч, выполненный из стали
При изготовлении меча использовала особая – авиационная – технология. Он изготовлялся из нержавеющего металла, а затем обшивался титановыми листами. Подобный способ изготовления не применяли к фигуре женщины, потому как меч в итоге начал скрипеть и немного покачиваться при порывах ветра. В 1972 году меч решили сменить. В руки Родине-матери вручили меч из стали, который имел несколько отверстий, снижающих парусность. Архитекторы этого величественного памятника лишились Ленинской премии из-за того, что изначально не смогли выполнить меч наилучшим образом.В руки Родине-матери вручили меч из стали // Фото: pikabu.ru
Прототип Родины-матери
Образ, стоящий на горе, собрал в себе все лучшие черты советского народа. Он был настолько хорош, что в 1941 году начал часто появляться на агитационных плакатах советского правительства. Над ним работал художник и живописец Ираклий Тоидзе. В последующие годы он признался, что за основу все же взял образ собственной жены. Он запомнил ее выражение лица, когда она, услышав объявление о начале военных действий, вбежала в кухню и выкрикнула: «Война!». Художник был настолько потрясен, что мгновенно сделал наброски мимики супруги.В памятнике есть вход вовнутрь, но он закрыт для посещения. Возможно, поэтому скульптура обросла загадками и слухами. Многие полагают, что во рту женщины размещена просторная смотровая площадка. Возле одного из ушей архитекторы когда-то сделали ресторан для советских VIP-персон. Однако, абсолютно все это неверно.
в 1941 году начал часто появляться на агитационных плакатах советского правительства // Фото: sib.fm
В мире существует еще одна Родина-мать. Находится она в Киеве на одном из крутых берегов Днепра. Она также является творением архитектора Вучетича, но обладает не настолько впечатляющими размерами. Высота младшей сестры Родины-матери 23 метра. Она стоит на постаменте, внутри которого расположили музей. За его счет статуя оказывается немного выше.