Это было в последних числах февраля 1852 года. На утреннем заседании в зале Дворянского собрания в Петербурге Тургенев заметил странно возбужденного И. И. Панаева, перебегавшего от одного лица к другому. «В Москве умер Гоголь!»...

«Нас поразило великое несчастие, - писал Тургенев Полине Виардо. - Гоголь умер в Москве, умер, предав все сожжению, - все - второй том «Мертвых душ», множество оконченных и начатых вещей, - одним словом, все. Вам трудно будет оценить всю огромность этой столь жестокой, столь полной утраты. Нет русского, сердце которого не обливалось бы кровью в эту минуту. Для нас он был более, чем только писатель: он раскрыл нам нас самих. Он во многих отношениях был для нас продолжателем Петра Великого. Быть может, эти слова покажутся вам преувеличенными, внушенными горем. Но вы не знаете его: вам известны только самые из незначительных его произведений, и если б даже вы знали их все, то и тогда вам трудно было бы понять, чем он был для нас. Надо быть русским, чтобы это почувствовать. Самые проницательные умы из иностранцев, как, например, Мериме, видели в Гоголе только юмориста английского типа. Его историческое значение совершенно ускользнуло от них. Повторяю, надо быть русским, чтобы понимать, кого мы лишились».

В смерти Гоголя Тургенев увидел событие, отражающее трагические стороны русской жизни и русской истории. «Это тайна, тяжелая, грозная тайна - надо стараться ее разгадать... но ничего отрадного не найдет в ней тот, кто ее разгадает... Трагическая судьба России отражается на тех из русских, кои ближе других стоят к ее недрам - ни одному человеку, самому сильному духу, не выдержать в себе борьбу целого народа - и Гоголь погиб!» Тургеневу казалось, что это была не простая смерть, а смерть, похожая на самоубийство, начавшееся с истребления «Мертвых душ». Социальная дисгармония прошла через сердце великого писателя России, и это сердце не выдержало, разорвалось.

Тургеневу было неприятно видеть, что многие петербургские литераторы приняли известие о смерти Гоголя спокойно. Писатель надел траур и в общении с друзьями и знакомыми резко обличал хладнокровие петербургской публики, петербургских журналов и газет. Стремясь разъяснить читателям глубину постигшей Россию трагедии, Тургенев написал некролог:

«Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова? Он умер... Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, назвать великим; человек, который своим именем одним означил эпоху в истории нашей литературы...

Мысль, что прах его будет покоиться в Москве, наполняет нас каким-то горестным удовлетворением. Да, пусть он покоится там, в этом сердце России, которую он так глубоко знал и так любил...»

Тургенев направил некролог в редакцию «Петербургских ведомостей». Но статья не появилась ни в один из последовавших дней. На недоуменный вопрос Тургенева издатель газеты заметил:

Видите, какая погода, - и думать нечего.

Да ведь статья самая невинная.

Невинная ли, нет ли, - возразил издатель, - дело не в том; вообще имя Гоголя не велено упоминать.

Вскоре до Тургенева дошел слух, что попечитель Петербургского учебного округа Мусин-Пушкин назвал Гоголя «лакейским писателем». Возмущенный Тургенев обратился к московским друзьям с просьбой попытаться напечатать некролог в Москве. Им это удалось, и 13 марта некролог под заглавием «Письмо из Петербурга» вышел в газете «Московские ведомости».

Так Тургенев попал, наконец, «под статью», нарушил закон, и против него уже можно было применить чрезвычайные меры. Он был на подозрении как автор антикрепостнических «Записок охотника», как свидетель парижских событий 1848 года, как друг Бакунина и Герцена. Нужен был повод. И он нашелся. Глава цензурного комитета, попечитель Петербургского округа Мусин-Пушкин заверил начальство, что он призывал Тургенева лично и лично передал ему запрещение цензурного комитета печатать статью, хотя в действительности Тургенев Мусина-Пушкина в глаза не видал и никакого с ним объяснения не имел. И вот за ослушание и нарушение цензурных правил Тургенев был арестован, приговорен к месячному заключению, а затем ссылке на жительство в родовое имение под полицейский надзор.

Первые сутки он просидел в обыкновенной сибирке, где «беседовал с изысканно-вежливым и образованным полицейским унтер-офицером, который рассказывал ему о своей прогулке в Летнем саду и об аромате птиц». А затем месяц находился под арестом в Адмиралтейской части. Образованный Петербург был взволнован этим безобразным событием. Толпы посетителей устремились к месту заключения, чтобы выразить свое искреннее сочувствие автору «Записок охотника». Тогда на посещение наложили запрет. Кто-то из литераторов пустил гулять по Петербургу каламбур: «Говорят, литература не пользуется у нас уважением, - напротив, литература у нас в части ».

Но в высших кругах общества, близких ко двору, арест Тургенева вызвал одобрение: этот дерзкий человек договорился до того, что осмелился назвать Гоголя, писателя, «великим человеком». Одна из светских дам, охотно согласившаяся помочь Тургеневу, отказалась от своей затеи, узнав о такой «дерзости». «Великим» разрешалось называть императора, полководца, государственного человека, В высших сферах еще господствовал взгляд, подобный взгляду покойной Варвары Петровны, сравнивавшей писателя с писцом.

Поплатились и московские друзья Тургенева. В. П. Боткин за содействие в публикации некролога был взят под полицейский надзор, а неслужащий Е. М. Феоктистов насильственно определен на государственную службу с установленным и за ним «присмотром».

Николай I был тогда в отъезде, и Тургенев написал объяснительное письмо цесаревичу Александру, объясняя свой «проступок» глубокой скорбью об ушедшем писателе. Официального ответа Тургенев, по-видимому, не получил, но условия пребывания под арестом улучшились: его перевели на квартиру частного пристава, разрешили читать и работать. А. К. Толстой приносил ему книги и вместе с княжной С. И. Мещерской пытался добиться освобождения. Хлопоты оказались безуспешными. В придворной среде ходили слухи об антиправительственных настроениях Тургенева. С. И. Мещерская предупреждала, что переписка с семейством Виардо должна быть осмотрительной с обеих сторон: «Малейшее рассуждение чуть-чуть либеральное... да еще исходящее из семьи, известной как очень республиканская, - может вас подвергнуть новым и более значительным неприятностям».

Но в литературных семьях Петербурга Тургенев оказался героем дня. Младшие дочери Ф. И. Тютчева, «обе республиканки», по словам Мещерской, «подняли бунт» из-за Тургенева: «Портрет императора сковырнулся с почетного места в шкаф для нижних юбок и там был помещен в самом низу, лицом к задней стенке шкафа, - и выйдет оттуда только после благоприятного конца нашей драмы».

Тургенев начал было под арестом изучать польский язык, но Мещерская предупредила, что это безумно со стороны человека, преследуемого властями, знающими об антигосударственных настроениях в современной Польше, где поднимается освободительное движение. Княжна не уставала повторять: «Помните, что ни одно ваше движение или слово не остаются незамеченными... Прощайте и еще раз - сожгите ваш польский учебник».

В письме к супругам Виардо, пересланном в Париж частным образом, Тургенев объясняет свой арест не статьей о Гоголе, «совершенно незначительной», а тем, что на него уже давно смотрели косо и только искали подходящего случая. Письмо выдержано в спокойных тонах. Тургенев огорчен, что не увидит весны, а в деревню едет охотно: он собирается изучать русский народ, «самый странный и самый изумительный во всем мире», будет писать давно задуманный роман.

Под арестом Тургенев создает рассказ «Муму», навеянный воспоминаниями о матери: «день ее нерадостный и ненастный, и вечер ее чернее ночи». После освобождения он читает «Муму» своим друзьям в Петербурге: «Истинно трогательное впечатление произвел этот рассказ, вынесенный им из съезжего дома, и по своему содержанию, и по спокойному, хотя и грустному тону изложения. Так отвечал Тургенев на постигшую его кару, продолжая без устали начатую им деятельную художническую пропаганду по важнейшему политическому вопросу того времени», - вспоминал П. В. Анненков.

Подобный материал:

  • Экзаменационный реферат по литературе система образов в поэме н. В. Гоголя «мёртвые , 378.08kb.
  • Николаю Васильевичу Гоголю не исполнилось еще и 20 лет, когда он принимает решение , 69.07kb.
  • Николая Васильевича Гоголя. Именно 2009 год был объявлен юнеско годом Гоголя, чьё творчество , 255.47kb.
  • «Народные костюмы Южного Урала» , 47.49kb.
  • Урок «Поэма…великих страстей» (В. Г. Белинский) , 167.56kb.
  • Экзаменационные билеты по литературе для 7 класса (углублённое изучение предмета) , 19.18kb.
  • Знаешь ли ты жизнь и творчество Н. В. Гоголя?1 , 21.68kb.
  • Урок литературы в 6 классе Творчество Н. В. Гоголя , 63.21kb.
  • Лекция по литературе в 9 классе Души мертвые и живые в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые , 101.94kb.
  • М. Рощин муж и жена , 1024.74kb.
200 – летнему юбилею Н.В.Гоголя

Православное изучение творчества Н.В. Гоголя в школе

Для нас он был больше, чем писатель:

он раскрыл нам нас самих.

Из письма И.С.Тургенева Полине Виардо. 1852г.

Творчество Н.В.Гоголя изучается в средней образовательной школе, начиная с 5 класса. Образовательная программа Министерства образования РФ ставит следующие вопросы для изучения: «Н.В.Гоголь – великий сатирик»;

«Вечера на хуторе близ Диканьки»: Близость повестей к народному творчеству;

«Майская ночь, или Утопленница»: Сказочное и реальное в повести; Поэтичность языка в описании бытовых сцен; Пейзаж майской ночи;

«Тарас Бульба»: Патриотический пафос повести; Боевое товарищество Запорожской Сечи; её нравы и обычаи; Любовь к Родинекак источник формирования необыкновенных характеров; Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Повесть Гоголя и устное народное творчество.

«Ревизор»: Жизненная основа комедии; Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия; Мастерство композиции и речевых характеристик; роль авторских ремарок; Общечеловеческое значение характеров в комедии; «Ревизор» в театре и в кино.

Нет в Образовательной программе МО РФ таких, например, тем, как «Н.В.Гоголь – христианин», или «Священное Писание в жизни Гоголя», «Пребывание Гоголя на Святой Земле», «Паломничество в жизни Гоголя», связанных с мировоззрением великого русского писателя, чей 200 – летний юбилей мы отмечаем в этом году.

Известно, что Гоголь ежедневно читал Евангелие, и «именно Евангелием проверял Гоголь все свои душевные движения…. И судил Гоголь свои произведения именно в свете Евангелия». 1 А «поездки Гоголя по святым местам можно с полным правом назвать паломничеством – они всегда были для него насущно необходимы как в литературном, так и в духовном отношении, а то и другое сливалось у Гоголя (и особенно в последнее десятилетие его жизни) воедино». 2

Попробуем взглянуть на творчество великого писателя с христианской точки зрения, отражающей суть его мировоззрения. Рассмотрим некоторые аспекты его произведений с точки зрения христианской морали.

«Ночь перед Рождеством». В этой повести, помимо поэтизации чистой, светлой любви, завораживающих ярких описаний природы, картин народной жизни, её поэзии и праздничности просматривается христианская мораль: таинственная помощь любящим. Анализируя образ Вакулы, отметим его христианский характер, который, прощаясь с парубками кричит: «Скажите отцу Кондрату, чтобы сотворил панихиду по моей грешной душе. Свечей к иконам Чудотворца и Божией Матери, грешен, не обмалювал за мирскими делами»; «Все добро, какое найдется в моей скрыне, на церковь». Без специального комментария учителя учащимся вряд ли будет понятен смысл слов: панихида, грешная душа, церковные свечи, иконы Божией Матери (их много), Николая Чудотворца, жертва на церковь, которые использует писатель в своём произведении. Необходимо объяснить учащимся эти понятия, сказав, что значат они и для самого писателя. «В завещании Гоголь советовал сестрам открыть в своей деревне приют для бедных девиц, а по возможности превратить его в монастырь, и просил: «Я бы хотел, чтобы тело моё было погребено если не в церкви, то в ограде церковной, и чтобы панихиды по мне не прекращались». 3

«Малороссия христианская с еще не изжитыми языческими обрядами. Украинский вариант «Фауста»: кузнец Вакула обращается за помощью к ч…, но не губит свою душу бессметрную, а побеждает ч… крестным знамением», - отмечает С.Е.Шамаева. 4 На уроке можно объяснить учащимся понятия: бессмертная душа, сила крестного знамения; познакомить с молитвой «Да воскреснет Бог…».

Радостный финал повести: «Итак, вместо того, чтобы провесть, соблазнить, одурачить других, враг человеческого рода был сам одурачен». Свой грех (общение с лукавым) Вакула по-христиански отмолил (прочитаем вместе с детьми пример в тексте). Отметим, что человек испытывает чувство радости от того, что он не беззащитен под натиском зла. На уроках при изучении данного произведения идёт развитие понятия: защита от врага (невидимого) – крест, крестное знамение, молитва «Да воскреснет Бог…», жизнь по Христианским Заповедям!

В повести «Майская ночь, или Утопленница» отметим интерес писателя к народным обрядам, быту, близость к распространенным народным преданиям и повериям. Яркие картины природы, нарисованные писателем, убеждают в том, что Мир создан как творение Божие, как гармония. Трижды дает Гоголь прекрасное описание украинской ночи: «Знаете ли вы украинскую ночь?...», которые подводят к выводу: «Дивны дела Твои, Господи!». Эти слова, по праву, можно назвать лейтмотивом повести.

Евангельская заповедь любви для Гоголя была смыслом его жизни. Об этом сам писатель говорил в «Завещании», напечатанном в книге «Выбранные места из переписки с друзьями». Наверное, оттого так много поэтизации чистой, светлой любви в его произведениях. Вот и в повести «Майская ночь, или Утопленница» герои Левко и Ганна впитали в себя прекрасную христианскую мораль любви. Они говорят о Боге, о девственной ночи. Здесь народные предания сливаются с библейскими текстами: «У Бога есть длинная лестница от неба до самой земли. Ее ставят перед светлым Воскресением святые Архангелы, и как только Бог ступит на первую ступень, все нечистые духи полетят стремглав и кучами попадают в пекло, и оттого на Христов Праздник ни одного духа не бывает на Земле» (текст, гл. I). Можно рассказать учащимся о том, что образ лестницы (в церковнославянском языке - «лествицы»), соединяющей землю с небом, - один из любимейших у Гоголя. Это мы и видим в данном эпизоде произведения. В православной святоотеческой литературе «лествица» - один из основных образов духовного возрастания. Он восходит к Библии, а именно, 28главе Книги Бытия (ст.10-17), где описывается видение Иакова: «И сон виде; и се, лествица утверждена на земли, еяже глава досязаша до небесе, и ангели Божии восхождаху и нисхождаху по ней». Этот фрагмент входит в паремии (избранные места из Священного Писания), читаемые в церкви на Богородичные праздники, и встречается во многих акафистах Пресвятой Богородице: «Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог», Николаю Чудотворцу, небесному покровителю Гоголя: «Радуйся, лествице, Богом утвержденная, еюже восходим к небеси» Примеры такого словоупотребления мы находим и в выписках Н.В.Гоголя. Сохранились свидетельства, что Гоголь внимательно изучал «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы, и делал из неё подробные выписки.

А перед своей кончиной Гоголь дважды исповедовался и причастился Святых Тайн, а также соборовался. Предсмертными его словами были: « Лестницу, поскорее, давай лестницу!» Подобные же слова о лестнице сказал перед смертью святитель Тихон Задонский, один из любимых писателей Гоголя, сочинения которого он перечитывал неоднократно. 5

Находит отражение в повести и тема послушания родителям. Панночка

«… стала выполнять отцовскую волю» (текст, гл. I). Тема мачехи – ведьмы перекликается с моралью народных сказок: мачеха несет в себе черное начало. Зло коварно: оно маскируется под добро (мачеха превратилась в утопленницу. Левко увидел в ней «что-то черное» во время игры в ворона). Распознав зло, Левко спас панночку: «Дай Бог тебе Небесное Царство, добрая и прекрасная панночка…». 6 Отсюда – сказочность повести.

При анализе повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» много вопросов рассматривается с православной точки зрения. Это и верность своему Отечеству, православной вере, это – и тема материнского благословения… «Теперь благослови, мать, детей своих! - сказал Бульба. - Моли Бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь лыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то, пусть лучше пропадут... Подойдите, дети, к матери: молитва материнская и на воде и на земле спасет», - читаем с детьми в тексте (гл.1) очень важные слова о силе материнского благословения. Проводим беседу с детьми, выясняем, кого из детей мама благословляет перед школой, вообще, перед каждым добрым делом и начинанием. Разве может православный учитель пройти мимо этих слов, не акцентируя на них внимания? Также, как и мимо следующего эпизода в изображении Запорожской Сечи, являющейся нравственным идеалом Гоголя: «Пришедший являлся только к кошевому; который обыкновенно говорил:

Здравствуй! Что, во Христа веруешь?

Верую! – отвечал приходивший.

И в троицу Святую веруешь?

И в церковь ходишь?

А ну, перекрестись!

Пришедший крестился.

Ну, хорошо, - отвечал кошевой, ступай же в который сам знаешь курень. Этим оканчивалась вся церемония. И Сечь молилась в одной церкви и готова была защищать её до последней капли крови…» Эпизод этот обязательно читаем вслух и анализируем, выясняем, какие качества, по мысли Гоголя, вырабатывала Сечь в запорожцах. Приходим к выводу о том, что «Сечь, по мысли Гоголя, вырабатывала в запорожцах инициативу, чувство ответственности за свободу родины. …Качества, которые вырабатывала в казаках Сечь и которые были для них высшей нравственно – этической нормой: будь честен и справедлив, смел и храбр, отважен и вынослив, метко стреляй и яростно руби саблей,… будь верен товариществу, береги козацкую честь, больше всего на свете люби мать – Отчизну». 7

Любовь к Родине, готовность отдать жизнь за Отечество рассматриваем на примере героической смерти Остапа. «Остап остановился. Ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу». Здесь вспоминаем Евангельские слова: «Испить чашу страданий», «Блажен, кто душу свою положит за други своя». Комментируя их, приходим к выводу о вере писателя в силу русского народа: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

Учителю можно посоветовать познакомиться со статьёй «Жива вера – жив народ. Н.В.Гоголь и русско – украинский вопрос» Владимира Воропаева, профессора МГУ, в которой даётся комментарий произведения: «Читая «Тараса Бульбу», понимаешь, что нет на свете преступления более страшного и позорного, чем измена Родине. Младший сын Тараса, презрев священный долг, увлекся красивой полячкой и перешел на сторону врагов Сечи. Как грозное возмездие воспринимает Андрий своею последнюю встречу с отцом. На вопрос Тараса «Что сынку! Помогли тебе твои ляхи?» -Андрий «был безответен». «Так продать? продать веру? Продать своих?» Не чувствует жалости к сыну-изменнику Тарас. Без колебания вершит он свой суд: «Я тебя породил, я тебя и убью!» Покорно принимает Андрий приговор отца, понимая, что нет у него и не может быть оправдания. Он не только предатель, но и богоборец, так как, отрекаясь от родины («Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны?»), он отрекается от Божьего установления: только Он указывает каждому место его рождения, и человек должен любить данную ему Богом родину.

А вслед за этим попадает в плен старший сын Тараса Остап. С риском для жизни пробирается в стан врагов отец, чтобы поддержать его в трудную минуту мучительной казни. Вскоре и сам Тарас мужественно погибает в огне, распятый на дереве. В последние минуты он думает не о себе, а о товарищах, о Родине. «…Уже казаки были на челнах и гребли веслами; пули сыпались на них сверху, но не доставали. И вспыхнули радостные очи у старого атамана. «Прощайте товарищи!- кричал он им сверху. – Вспоминайте меня и будущей весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы боялись казаки? Постойте же, придет время, узнаете вы, что такое православная русская вера!... Гоголю важно показать, что запорожцы сражаются и умирают за православную веру». 8 Здесь можно и нужно с учащимися провести беседу о православной вере. Потому что об этом говорит Гоголь устами своих героев. И пройти мимо этого нельзя. Но кто из учителей общеобразовательной школы ведёт с учащимися беседу на эту тему? Тогда как же ученики смогут понять величие личности Гоголя?

При изучении комедии «Ревизор» обращаем внимание на роль эпиграфа, в котором сформулирована идея произведения: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Народная пословица подразумевает под зеркалом Евангелие. «Примечательно, что Гоголь сам обращался к этому образу. Так, в декабре 1844 года он писал М.П.Погодину: «Держи всегда у себя на столе книгу, которая бы тебе служила духовным зеркалом»; а спустя неделю – А.О.Смирновой: «Взгляните также на самих себя. Имейте для этого на столе духовное зеркало, т.е. какую-нибудь книгу, в которую может смотреть ваша душа.»…Но как всякий христианин обязан жить по Евангельским заповедям, подражая Христу (по мере своих человеческих сил), так и Гоголь–драматург по мере своего таланта устраивает на сцене свое зеркало.» 9

Попытаемся донести до детей мысль о том, что вся комедия – иллюстрация к словам Ф.М.Достоевского: «Без Бога все дозволено». В «Ревизоре» Гоголь заставил современников смеяться над тем, к чему они привыкли и что перестали замечать. Но самое главное, они привыкли к беспечности в духовной жизни. Зрители смеются над героями, которые погибают духовно.

Главная идея «Ревизора» - идея неизбежного духовного возмездия, которого должен ожидать каждый человек. Заключительная сцена «Ревизора» есть символическая картина именно Страшного Суда 10 . Нужно объяснить учащимся понятие Страшного Суда – Суд Господень, напомнить Евангельские слова: «Берегитесь любостяжания» (Лк, 12, 15).

И, наконец, «Мёртвые души» - произведение, задуманное автором как отражение многообразия русской жизни.

С самого начала «Мертвые души» были задуманы в общерусском, общенациональном масштабе. «Начал писать «Мертвые души», - сообщал Гоголь Пушкину 7 октября 1835 года. – (…) Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь». И это ему удалось в полной мере!

Талант, данный ему Богом, Гоголь хотел направить для прославления Бога и на пользу людям. И чтобы достичь этого, он должен был очистить себя молитвой и истинно христианской жизнью. Преображение русского человека, о котором мечтал Гоголь, совершалось в нем самом. Жизнью своей он продолжил свои писания. 11

Лариса Леонидовна Телегина,

Учитель русского языка и литературы

МОСШ №8 г.Нижневартовск.

И. С. Тургенев. Из писем

…Нас поразило великое несчастие: Гоголь умер в Москве, - умер, предав все сожжению, - все - 2-й том «Мертвых душ», массу оконченных и начатых вещей, - одним словом, все. Вам трудно будет оценить, как велика эта столь жестокая, всеобъемлющая потеря. Нет русского, сердце которого не обливалось бы кровью в настоящую минуту. Для нас это был более, чем только писатель: он раскрыл нам себя самих. Он во многих отношениях был для нас продолжателем Петра Великого. Быть может, вам покажутся слова эти, - как написанные под влиянием горя, - преувеличением. Но вы не знаете его; вам известны только самые незначительные из его произведений; но если б даже вы знали их все, то и тогда вам трудно было бы понять, чем он был для нас. Надо быть русским, чтобы это чувствовать. Самые проницательные умы из иностранцев, как, например, Меримэ, видели в Гоголе только юмориста на английский манер. Его историческое значение совершенно ускользает от них. Повторяю, надо быть русским, чтобы понимать, кого мы лишились…

Из книги Письма, заявления, записки, телеграммы, доверенности автора Маяковский Владимир Владимирович

Адрес для писем Борису Федоровичу Малкину

Из книги Гоголь в русской критике автора Добролюбов Николай Александрович

Из писем И. С. Тургенева П. Виардо С.-Петербург. 21 февраля 1852 г.…Нас поразило великое несчастие: Гоголь умер в Москве, - умер, предав все сожжению, все - 2-й том «Мертвых душ», массу оконченных и начатых вещей, - одним словом, все. Вам трудно будет оценить, как велика эта

Из книги Гоголь в воспоминаниях современников автора Панаев Иван Иванович

В. Г. Белинский. Из статей и писем

Из книги Публицистика автора Платонов Андрей Платонович

Из книги Антиох Кантемир и развитие русского литературного языка автора Веселитский Владимир Владимирович

Из книги Избранная проза и переписка автора Головина Алла Сергеевна

Из книги Мертвое «да» автора Штейгер Анатолий Сергеевич

Из писем к А.Л. Бему 1.Дорогой Альфред Людвигович, получила сегодня Ваше письмо и отвечаю сразу же. Конечно, я соглашаюсь со всеми условиями, хотя новое правописание для сборника (а не для себя лично) мне не особенно по душе - но раз ничего не поделаешь, то Бог с ним. Деньги -

Из книги Лермонтов. Исследования и находки автора Андроников Ираклий Луарсабович

Из книги На рубеже двух столетий [Сборник в честь 60-летия А. В. Лаврова] автора Багно Всеволод Евгеньевич

Из книги С.Д.П. Из истории литературного быта пушкинской поры автора Вацуро Вадим Эразмович

Из книги Избранные труды автора Вацуро Вадим Эразмович

Из книги Стихотворения. 1915-1940 Проза. Письма Собрание сочинений автора Барт Соломон Веньяминович

Строки из писем 1841 года Весть о том, что Лермонтов убит на дуэли Мартыновым, дошла до Москвы и до Петербурга в конце июля - начале августа с кавказской почтой и распространилась среди читающей публики только благодаря частным письмам. Напрасно тогдашний читатель

Из книги автора

«Из новейших одобрялся несомненно один Тургенев…» (К теме И. С. Тургенев и Н. С. Лесков)[*] Его стихи, конечно, мать Велела б дочери читать. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» (гл. 2, XII; вариант) 1«Таинственные» повести Тургенева быстро стали мишенью не только журнальной

Из книги автора

Из книги автора

А. Е. Измайлов Из писем к… Вы почиваете, а я давно не сплю; Об вас все думаю, все вами занимаюсь - Ах! С… Д…, как много вас люблю! Я в Царское Село сегодня собираюсь И тамо на коре дерев или древес Тем карандашиком, что вы мне подарили. Писать я буду букву: S. Ах! если

Из книги автора

ИЗ ПИСЕМ С. В. БАРТА Письма к А. Л. Бему 1Многоуважаемый Альфред Людвигович,Ваш неожиданный приезд в Варшаву был для меня событием, к которому я готовился с большим душевным напряжением. Какой соблазн иметь возможность лично Вас послушать, удостоиться беседы с Вами, узнать