МОУ средняя общеобразовательная школа №40

Печорин как герой своего времени

Выполнила: ученица 9 класса Д Ксения

Проверил: учитель литературы

Томск – 2006

План:

1) Почему я выбрала тему «Печорин как герой нашего времени»?

2) История создания «Героя нашего времени».

3) Привлекательность зла.

i) «Бэла».

ii) «Максим Максимыч».

iii) «Тамань».

iv) «Княжна Мэри».

v) «Фаталист».

4) Заключение:

i) Неужели зло так привлекательно?

ii) Почему Печорин – герой того времени?

5) Список использованной литературы.

Вот книга, которой суждено никогда не стареться, потому что, при самом рождении её, она была вспрыснута живою водою поэзии! Эта старая книга всегда будет нова…

Перечитывая вновь «Героя нашего времени», невольно удивляешься, как всё в нём просто, легко, обыкновенно и в то же время так проникнуто жизнию, мыслию, так широко, глубоко, возвышенно…

В. Г. Белинский

Почему я выбрала тему «Печорин как Герой своего времени»?

Читая роман «Герой нашего времени», я впервые делала то, чего не делала никогда раньше. Я подчёркивала и выделяла в тексте умные мысли. К концу прочтения практически вся книга оказалась у меня исчерчена горизонтальными полосами. Когда Лермонтов писал этот роман, Печорин отражал собой «пятно» общества, он отражал собой сильного, умного человека, который противостоит обществу, но, к сожалению, в результате этого противостояния, становится «таким привлекательным злом». Если раньше такие люди, способные противостоять остальному человечеству, встречались редко, и их не любили, то сейчас таких людей практически не осталось вовсе, но они стали особенно ценны.

«Печорин – герой нашего времени» - мне кажется, эту фразу можно будет произнести и через тридцать, и через пятьдесят лет, но она останется актуальной. Печорин постоянно находился в поиске себя, постоянно задавал себе вопрос: «Кто Я?», но умер так и не найдя ответа. Хорошо это или плохо? Я думаю, что это хорошо. Если бы он получил ответ на свой вопрос, он состарился и умер бы в скуке. Несмотря на то, что для разгадки своего вопроса, Печорин играет чужими судьбами, вмешивается в чужие жизни, ему можно это простить. Но как, как можно простить человеку решение чьей-либо судьбы в своё спасение? Печорин спасал не себя, он спасал общество. Спасал от гниения и разрушения, спасал от единообразия, спасал и от тоски, в конце концов. Мне очень понравился этот роман. В нём на примере нескольких главных персонажей можно проследить линии судеб большинства человечества. Ведь до сих пор у нас встречаются и подлые, лживые Грушницкие, и великодушные, открытые сердцем Максим Максимычи, мудрые доктора Вернеры, и с виду неприступные Княжны Мэри…

Как создавался «Герой нашего времени»

В 1836 году Лермонтов задумал написать роман из петербургской великосветской жизни. Наступил 1837 год и за стихотворение «Смерть поэта», посвящённое Пушкину, Лермонтов был сослан на Кавказ. Работа над романом прервалась, и у Михаила Юрьевича появился новый замысел романа. Лермонтов побывал в Пятигорске и Кисловодске, в казачьих станицах на Тереке, проехал вдоль линии боевых действий, а в городке Тамани, на побережье Чёрного моря, чуть не погиб. Всё это обогатило Лермонтова множеством ярких впечатлений. Но некоторые наблюдения и предположения относительно замысла и писания «Героя нашего времени» можно сделать путём анализа их появления. Ещё до выхода романа отдельным изданием три входящие в него повести были напечатаны в журнале «Отечественные записки». «Бэла»-1839 год, журнал №3, «Фаталист»-1839 год, журнал №11, «Тамань» -1840 год, журнал №2. Причём глава «Бэла» появилась под заголовком «Из записок офицера о Кавказе». Возможность продолжения подтверждалась концовкой повести, где автор расстаётся с Максимом Максимычем в Коби: «Мы не надеялись никогда более встретиться, однако, встретились, и, если хотите, я когда-нибудь расскажу: это целая история». После большого перерыва был напечатан «Фаталист», к которому редакция сделала примечание: «С особенным удовольствием пользуемся случаем известить, что М.Ю.Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей и напечатанных, и ненапечатанных. Это будет новый, прекрасный подарок литературе». Что же касается «Тамани», она появилась в журнале с редакционным примечанием: «Ещё отрывок из записок Печорина, главного лица в повести «Бэла», напечатанной в третьей книжке «Отечественных записок» 1839 года». Из всего этого следует,

что порядок появления этих трёх вещей в печати и был порядком их написания. В самой ранней редакции самого романа первой из составляющих его повестей стояла "Бэла"; за нею следовали "Максим Максимыч" и "Княжна Мери". "Бэла" и "Максим Максимыч", имевшие подзаголовок "Из записок офицера", составляли первую часть романа, "Княжна Мери" - вторую, основную его часть, содержащую исповедальное самораскрытие героя. Вероятнее всего, в августе-сентябре 1839 года Лермонтов переписал все "главы" романа (за исключением "Бэлы", которая к этому времени была опубликована) с черновиков в особую тетрадь, внося в процессе переписывания некоторые поправки. На этой стадии работы в роман вошла глава "Фаталист". По утверждению биографа Лермонтова П.А. Висковатова, «фаталист» «списан с происшествия, бывшего в станице Червленой с А.А. Хастатовым», дядей Лермонтова: «по крайней мере, эпизод, где Печорин бросается в хату пьяного рассвирепевшего казака, произошёл с Хастатовым»

В этой редакции роман получил название «1 из героев начала века»; теперь он состоял из "Бэлы", "Максима Максимыча", "Фаталиста", "Княжны Мери". По-прежнему роман делился на две части: первая представляла собой записки офицера-повествователя, вторая - записки героя. С включением "Фаталиста" вторая часть и роман в целом стали глубже, философичнее, законченное. К середине 1840 года Лермонтов создает завершающую редакцию романа, включив в него "Тамань" и определив окончательно его композицию. Поставив в записках Печорина первой "Тамань", Лермонтов передвинул главу "Фаталист" в конец, что в наибольшей мере соответствовало ее итоговому философскому смыслу. В этой редакции появилось название записок героя - "Журнал Печорина". Вычеркнув концовку "Максима Максимыча", подготавливавшую переход к "запискам", Лермонтов написал специальное предисловие к "Журналу Печорина". Таким образом, роман разросся до шести глав, включая сюда и "Предисловие" к "Журналу". Появилось и окончательное название - "Герой нашего времени". Когда Лермонтов писал свой роман, он вплотную подошёл к труднейшей задаче: показать в реальной обстановке характерного героя того времени – человека одарённого и мыслящего, но искалеченного светским воспитанием и оторванного от жизни своей страны и своего народа. Рассказывая о судьбе Печорина, Лермонтов вплотную подошёл к вопросу: «кто виноват?». Кто виноват в том, что умные и жаждущие деятельности люди в условиях самодержавно – крепостнической России обречены на вынужденное бездействие, искалечены воспитанием, оторваны от народа?

Привлекательность зла.

Каждый видит в Печорине то, что он хочет видеть. Кто-то видит в нём отражение силы, храбрости и воли, способности противостоять толпе, обществу. Кто-то, наоборот, видит в нём отражение сломавшегося и потерявшего себя человека, который мстит человечеству, а месть – черта слабохарактерности. Я склоняюсь к первому мнению. Печорин противостоял толпе, а это – главное. Неважно, смог ли он её победить. Любой человек, даже с самой крепкой нервной системой, и с самой крепкой силой воли не может противостоять всему, не изменив себя. Множество толкований образа Печорина возможно благодаря тому, что повествование ведётся от нескольких лиц: Максима Максимыча, повествователя, самого Печорина и автора первого предисловия. Неоднозначность его характера, противоречивость этого образа выявлялась не только в исследовании самого его духовного мира, но и в соотнесении героя с остальными персонажами. Расположение повестей обусловлено также и необходимостью ввести второстепенные персонажи, которые нужны для решения основной задачи, стоявшей перед автором, - для объективного, многостороннего изображения героя. Сначала Печорин сталкивается с простыми, естественными в своих чувствах людьми - с Бэлой, Максимом Максимычем, контрабандистами, затем - с людьми своего круга. Столкновения между Печориным и другими персонажами позволяет с особенной четкостью показать отличие Печорина от них, его ущербность по сравнению с ними и одновременно бесспорное его превосходство, и основная функция всех персонажей романа состоит в том, чтобы раскрыть центрального героя. Это лишний раз подчеркивает его эгоцентризм. Из особенностей композиции является нарастание раскрытия тайны. Лермонтов ведет читателя от поступков Печорина к их мотивам, то есть от загадки к разгадке. При этом мы понимаем, что тайной являются не поступки Печорина, а его внутренний мир, психология. Печорин занят только самим собой. Он проявляет власть над чужой душой, управляет чувствами других людей и испытывает собственную волю.

Лермонтов помещает Печорина в различные жизненные ситуации, проверяя его в любви и дружбе, во взаимоотношениях с представителями различных слоёв общества, заставляя спорить с собой и окружающими, ставить эксперименты над людьми. Не желая никому зла, но и не делая добра, он разрушает устоявшуюся, спокойную жизнь окружающих. Печорин противостоит другим персонажам, как движение - покою. Он вмешивается в жизнь других людей. Как бы мы не оценивали роман, нельзя не отметить то мастерство, с которым Лермонтов описал своего главного героя. На протяжении всего произведения автор как можно полнее стремится раскрыть его внутренний мир. По словам Добролюбова, Печорин «действительно презирает людей, хорошо понимая их слабости; он действительно умеет овладеть сердцем женщины не на краткое мгновенье, а надолго, нередко навсегда. Всё, что встречается ему на дороге, он умеет отстранить или уничтожить. Одно только несчастье: он не знает, куда идти».

Герой нашего времени» является первым русским социально-психологическим романом. В нем все направлено к одной цели: дать максимально точный психологический портрет современного Лермонтову молодого человека - «героя своего времени». Автор не скрывает, что в своем произведении он преследует именно эту цель. В предисловии к роману он прямо говорит, что «Герой нашего времени - это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Но каким же было то время, героем которого Лермонтов считал Печорина? Прежде всего, 30-е годы XIX века - это годы николаевской реакции. В обществе была еще свежа память о декабристском восстании, участники которого были или казнены или отправлены в далекие ссылки. Стараясь не допустить повторения событий 1825 года, Николай 1 сделал все для того, чтобы еще в зародыше подавить любые проявления свободомыслия. Как следствие такой политики, в стране появилось целое поколение молодых, талантливых людей, не сумевших найти себе применение в условиях общественного застоя. Белинский называл таких людей «умными ненужностями», «нравственными калеками».

К числу таких людей принадлежит и герой Лермонтова Печорин. Н. Г. Чернышевский по этому поводу писал: «Лермонтов… понимает и представляет своего Печорина, как пример того, какими становятся лучшие, сильнейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной обстановки их круга». И это абсолютно верно, поскольку именно эта полнейшая невозможность реализовать свои таланты, проявить свои способности, направить свою энергию на нужные и добрые дела сделала Печорина таким, каким он появляется на страницах романа.

"Герой нашего времени" - последнее большое произведение Михаила Юрьевича Лермонтова, которое было опубликовано полностью уже в год его смерти. Однако, принимая во внимание всю логику развития гения писателя, можно предположить, что, не оборвись его жизнь так рано, это было бы только началом. Лермонтов обещал вырасти в крупнейшего русского прозаика, поскольку ничего равного этому произведению тогда в русской литературе не существовало.

Предисловие, изменившее восприятие произведения

Лермонтов стал думать о прозе в конце тридцатых годов. В сороковом вышло первое издание романа "Герой нашего времени", а год спустя - второе. Они отличались предисловием, которое Михаил Юрьевич добавил во втором варианте. В нем он высказал несколько важных мыслей. Прежде всего, здесь отметаются все подозрения насчет отождествления автора с персонажем произведения, которое написал Лермонтов, - "Герой нашего времени". "Печорин - это не я!" - говорит Михаил Юрьевич. Он подчеркивает, что пишет роман не о себе, а о герое своего времени.

Второй комментарий, содержащийся в предисловии, тоже сместил многие акценты восприятия произведения. Лермонтов упоминает о наивности публики, которая всегда ждет прямых выводов или морали. Кто "герой нашего времени"? Печорин или кто-то другой? Здесь Михаил Юрьевич открыто насмехается над теми, кто в конце произведения надеется увидеть ответы на свои вопросы.

"Герой нашего времени". Анализ Печорина и его понимание смысла жизни

В этом произведении Лермонтов предпринимает попытку - последовательную, ясную и очень масштабную - ответить на вопрос о том, какой именно тип личности, характера является носителем ключевых свойств времени. И каким образом такие качества мотивированы внешними условиями? Почему Печорин - "герой нашего времени" и почему он живет именно в этот период?

Произведение содержит в себе очень сложный смысл. Дело в том, что "герой нашего времени" Печорин не столько мотивирован внешними условиями, сколько, наоборот, им противостоит. В романе минимум фактов, отсылок к истории, к большому государственному масштабу событий.

Персонаж как будто существует отдельно от событий, происходящих в это время. И живет он очень непонятной жизнью. Не ясно, к чему он стремится. Делает ли он карьеру, хочет ли получить очередной чин, встретить настоящую любовь. На эти вопросы нет ответов.

Образ главного персонажа, созданный окружающими

Чем отличается от других образов произведения "Герой нашего времени" личности этого персонажа показывает его как человека постоянно противоречащего самому себе. И тем не менее, читателю все равно понятна его логика, да и то, что он за человек, в принципе. Трудности характера главного персонажа, этого неуловимого "героя времени", соответствуют всей сложности взгляда на него.

Михаил Юрьевич создает весьма непростую систему, сочетающую разных рассказчиков и свидетелей, которые описывают события. В результате читатель не приближается к ответам на свои вопросы, а как будто, наоборот, отдаляется от них.

Присутствуют описания событий, увиденных Максимом Максимовичем, офицером достаточно простодушным. Он живет рядом с Печориным и относится к нему с глубокой симпатией, но видит в нем не того человека, которым он на самом деле является. Сложный противоречивый образ главного персонажа представлен на протяжении всего романа глазами разных героев, включая его самого.

Личность одинокая и углубленная в себя

Не только главный, но и довольно сложный персонаж произведения "Герой нашего времени" - Печорин. Характеристика его личности создается при помощи окружающих его людей. И когда они анализируют этого человека со стороны, порой их мнения не совпадают с его собственной точкой зрения. Так как, например, Максим замечает в нем гораздо больше, чем он сам. Наблюдает те свойства, которые ему самому не видны.

И так происходит с каждым человеком, который, как персонаж романа "Герой нашего времени" Печорин, углублен в самого себя. У него почти нет друзей, за исключением доктора Вернера. И очень важно, что увидеть главное в этой личности, ее лучшие качества может как раз сторонний наблюдатель.

Загадка характера главного персонажа

Чем же занят постоянно главный Печорин? Он поглощен постоянными поисками себя. И в большинстве случаев они оказываются поисками любви, страсти, подлинно близких, сердечных, дружеских отношений с женщиной.

Наедине с самим собой это очень Любое его действие рождает противодействие. Любой поступок оборачивается не тем результатом, которого он ожидал. Он как будто режиссер, который строит свою жизнь и видит себя постоянно со стороны. И все это для личности мучительно и разрушительно. Ведь неестественно непрерывно думать о себе.

Особый замысел автора в произведении

Михаил Юрьевич абсолютно оригинален. Опираясь на привычные литературные схемы, он предлагает читателю нечто совершенно необычное. Каждое событие в романе увидено с разных точек зрения, и ни одна не является доминирующей.

Чтобы понять произведение Лермонтова, необходимо расположить повести, вошедшие в роман "Герой нашего времени", в последовательности реальных событий. Михаил Юрьевич выстраивает собственную авторскую хронологию, отличную от реальности происходящего. Это задает особую художественную логику развития замысла изображения "героя нашего времени" - человека, который воплощает в себе суть того периода.

Что еще характерно для произведения "Герой нашего времени"? Цитаты Печорина, присутствующие на протяжении всего романа, наполнены глубоким смыслом и раскрывают суть характера персонажа. Не будучи в силах применить свою энергию и талант вовне, направить свои стремления на какой-то внешний объект, он их замыкает на себе. И всякий раз выступает палачом тех людей, которых любит.

Ключ к характеру главного героя

То, почему Печорин - "герой нашего времени", читатель анализирует на протяжении всего произведения, а вот философский ключ к его образу находится именно в повести "Фаталист". Неслучайно она заключает собой весь роман. Здесь заключается уверенность в том, что судьбе нельзя противоречить, все заранее предопределено. И предсказания в повести странным образом сбываются. И вместе с тем Печорин всякий раз, будучи уверенным в фатальности происходящих событий, им противостоит.

Это человек, который вмешивается в события, пытается их изменить, будучи в то же время убежден, что это абсолютно бесполезное занятие. Совершенно непонятная личность, каждый поступок которой гарантирует противоположный результат, а стремление к активности содержит в итоге бессилие.

Незримое присутствие автора в романе

Современники могли переосмыслить благодаря роману ситуации, факты, детали быта. Например, дуэль с Грушницким, которая имеет большое значение в контексте произведения. Подобный поединок для девятнадцатого столетия - это значимый атрибут дворянской жизни. И очень важно переосмысление дуэльного кодекса, которое дано в романе "Герой нашего времени".

Это замечательное произведение было написано за год до гибели поэта, но невольно кажется, что в нем описывается история грядущей дуэли. Сам автор незримо присутствует в образе героя, но и Грушницкого он наделил чертами характера и внешности Николая Соломоновича Мартынова.

Роман "Герой нашего времени" стал началом целой литературной традиции. Без этого произведения и тех художественных открытий, к которым пришел Михаил Юрьевич Лермонтов, возможно, не было бы лучших романов Тургенева, Толстого. Именно это произведение начинает собою новую эпоху в русской литературе, где доминирует проза и в особенности жанр романа.

Понятие «герой» по отношению к Печорину, персонажу произведения Лермонтова, многие исследователи творчества писателя трактуют по-разному. Некоторые говорят о типичности образа для молодежи 30-х годов позапрошлого века. Некоторые вообще не понимают, что в нем особенного и почему Михаил Юрьевич назвал его ярким представителем времени?

Образ и его характеристика

Печорин - и умный, и волевой, даже - неординарный. У него довольно обширный кругозор. Его отличие - постоянное устремление к деятельности, невозможность усидеть на месте, безусловно, говорящее о его большой энергетической наполненности. Однако в окружении привычных людей герой скоро начинает скучать. Он ищет новизны, забывая тех, кто находился рядом. Не потому ли Печорин несчастлив ни с одной из женщин?

Гений, но злой

Печорин замечает в дневнике о судьбе гения, как бы причисляя себя этим к высокой касте талантливых людей, не могущих быть прикованными к унылой работе чиновника. Так можно «умереть или сойти с ума», поэтому действие - вот наилучший выход для гения!

Пагубные действия

Но при этом, совершая действия, Печорин впустую тратит свои силы. Делает поступки, его не достойные: похищает Бэлу, добивается Мери и бросает ее, убивает Грушницкого на дуэли, практически не обращает внимания на чувства людей, его окружающих. Можно констатировать: поступки Печорина - эгоистичны, а сам он превращается в законченного «нравственного калеку».

Почему он герой?

Почему же, все-таки, Лермонтов назвал Печорина именно так? По мнению писателя, персонаж являлся и злым гением, и жертвой общества - одновременно. Очевидно, в 30-е годы 19 века таких умных, но в то же время эгоистичных натур было много среди современников. А в его трагедии отразилась трагедия поколения талантов, не нашедших себя.

Почему автор называет Печорина «героем времени» ? Литература всегда была тесно связана с жизнью общества, отражала в художественной форме самые волнующие проблемы своего времени. В литературе XIX в. отразились зарождение, формирование и ук­репление свободомыслия, непокорности, бунтарства самой передовой части дворянской молодежи. Так появились Чацкий Грибоедова и Онегин Пушкина. Историю жизни человека, способного на многое и не свершившего ничего, продолжил великий преемник Михаил Юрьевич Лермонтов, создав роман «Герой нашего времени».

Это итоговое произведение Лермонтова, первый русский социально-философский и психологический роман в прозе. Автор пытается найти ответ на волну­ющий его вопрос: почему молодые люди, умные, энергичные, полные сил, не находят применения сво­их недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути?

История жизни Печорина, представителя поколе­ния 1830-х гг., трагическая судьба его - ответ на этот вопрос. В предисловии к роману автор писал: «Это точно портрет, но портрет, составленный из по­роков всего поколения». Лермонтов в романе выно­сит суровый приговор своему поколению, упрекая его в равнодушии, бездействии, в неспособности «к ве­ликим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья».

Лермонтов глубоко и всесторонне раскрывает внут­ренний мир своего героя, сильные и слабые стороны его натуры, обусловленные временем и средой. Вслед за А. С. Пушкиным Лермонтов делает героем романа типичного представителя образованной дворянской молодежи. Но другим было время, и иначе выгляде­ли его герои. Это был период страшной николаевской реакции, наступившей после разгрома декабрьского восстания. «Черной страницей в истории России» на­звал этот период А. И. Герцен. Реакция не смогла за­глушить голос М. Ю. Лермонтова, но время наложи­ло свой отпечаток на творчество великого поэта, оно диктовало свои темы, образы, настроения. По словам Герцена, «то были сомнения, отрицания; мысли, пол­ные ярости».

Противоречия между высоким сознанием дворян­ского интеллигента, страстной внутренней активнос­тью души и внешней бездеятельностью, прожигани­ем жизни в маскарадном аду, в бессмысленном существовании привело к мрачным проклятиям «Ду­мы», прозвучавшей как похоронная песня потерян­ному поколению:

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

А перед властию - презренные рабы…

«Дума» - поэтическое выражение проблем и мыс­лей романа « Герой нашего времени ».

Образ Печорина, главного героя романа, - верши­на всего творчества Лермонтова. Писатель смог соз­дать образ героя своего времени, обобщив большой материал жизненных впечатлений, хорошо зная и по­нимая историческую сущность окружавшей его дей­ствительности.

Печорин - сильная личность, в нем много ис­ключительного, особенного: выдающийся ум, не­обыкновенная сила воли. Раздумывая о людях предшествующих поколений, полных веры, жажды свободы, Печорин причисляет себя к их жалким по­томкам, которые скитаются по земле без гордости и убеждений. Отсутствие веры в подвиг, любовь и дружбу и порожденная этим скука лишают для Пе­чорина жизнь всякой ценности. Печорин ощущает в душе своей «силы необъятные», и в то же время он не знает, зачем живет, для какой цели родился. Ав­тор не скрывает недостатков и противоречий своего героя, но это были пороки целого поколения. Траге­дия молодого человека усугублялась тем, что он вы­нужден был жить в среде, которую презирал и отвер­гал. Передовой человек 30-х гг. XIX в. чувствовал себя лишним в своей стране и даже в целом мире.

Но в реалистическом романе «Герой нашего вре­мени » Лермонтов уже приводит своего героя к созна­нию того, что хотя жизнь и приносит страдания, не­выносимо скучна, но лишь в ней человек может обрести счастье, испытать и печаль и радость. В этом оптимизм и жизнеутверждающая сила романа «Ге­рой нашего времени».

Таким образом, Печорин - типичный представи­тель определенной исторической эпохи, то есть герой своего времени. Время определило в нем черты, кото­рые позволили современникам увидеть в Печорине «страдающего эгоиста».