Старинную московскую улицу имени Кропоткина с дворянскими особняками, где когда-то жили герои Отечественной войны 1812 года, декабристы и сам Александр Сергеевич Пушкин бывал на балах, я помню с детства.

Но родители частенько называли ее Пречистенкой, когда я вместе с ними отправлялся в булочную с ароматами свежеиспеченного хлеба, саек и пирожков, печенья и сухариков, только что поданных на прилавок.

Располагалась она в самом начале четной стороны улицы в большом полукруглом доме, выходящем на Бульварное кольцо. В годы хрущевской оттепели и дефицита продуктов забегал в булочную в надежде купить коробку зефира в шоколаде и шоколадно-вафельный тортик “Сюрприз”, а если повезет, конфеты “Ассорти” фабрики “Красный Октябрь”. Но не всегда это удавалось... Давно нет того магазина, а его место в здании заняли какие-то фирмы.

Из особняков, увиденных тогда, в начале 1950-х годов, особенно впечатлял большой двухэтажный дом с колоннами и широкими длинными ступенями. К его подъезду подъезжали знаменитые по тем временам легковушки “Победа” и “Москвич”, рядом с которыми стояли автобусы. Оказывается, этот дом в 1835 году купил поэт (после победы над Наполеоном - генерал-лейтенант) Денис Давыдов, но поселился в нем только год спустя, уже после отъезда своего друга и соратника Пушкина из Москвы. А расположенный неподалеку соседний дом принадлежал отцу героя - полковнику Василию Давыдову.

Впоследствии мне не раз приходилось бывать по общественным делам в особняке храброго командира, основоположника теории русского войскового партизанства. В нем кроме музея находился райком партии Ленинского района...

Замечу, начало улицы у широкой площадки перед станцией (павильоном) метро “Кропоткинская” (на этом месте с 1493 по 1933 год находился храм Сошествия Святого Духа) москвичи-старожилы и поныне порой зовут Пречистенскими воротами. Основания тому достойные и связаны с именем благочестивого царя Алексея Михайловича. На исходе ХVII века тут тек проворный и своенравный ручей, подмывая, “роя”, свои берега, за что и был окрещен Черторыем. Вдоль него по окраине тогдашней Москвы тянулась крепостная стена Белого города с башнями-воротами. Их по названию ручья окрестили Черторьскими или Чертольскими, а дорогу, проложенную от Боровицких ворот Кремля к одной из крепостей, составлявших оборонительный пост столицы, Новодевичьему монастырю, - Черторьем. Алексею Михайловичу такие названия показались неподобающими, и он повелел указом от 16 апреля 1658 года именовать и то и другое по церкви Пречистой Богородицы Смоленской в Новодевичьем монастыре, куда ездил на богомолье.

Эти названия продержались без малого три столетия: в 1921 году Пречистенку переименовали в честь ученого-географа, революционера-анархиста Петра Кропоткина, родившегося и проживавшего в одном из прилегающих к ней переулков. Только спустя 70 с небольшим лет улице вновь вернули учрежденное государем имя.

Пречистенка с ответвляющимися от нее переулками была одним из самых аристократических районов Москвы. В конце ХVIII - начале ХIХ века ее застроили крупными городскими усадьбами и особняками. Ни одна улица столицы не располагает таким количеством памятников эпохи классицизма.

Уцелели и некоторые дома допетровской эпохи. В предназначенных к сносу в середине 1970-х годов зданиях архитекторы-реставраторы обнаружили боярские палаты конца ХVII века. Сейчас в них, именуемых Белыми палатами, устраивают выставки.

Длина маршрута: 2 км.
Тип: Пеший
Начало: м. Кропоткинская
Конец: м. Парк культуры

* Комментариев: 1
Написалa: Наташа
Спасибо. Обязательно там побываю.

P.S. Не знаю, побывала ли там Наташа, да и с Наташей, собственно говоря, не знакома, но в Доме ученых - на Пречистенке, 16 - я бывала довольно часто. На кинопоказах и выставках, на дневных музыкальных абонементах, да и в буфете за чашечкой кофе с коньяком и приятными собеседниками засиживались порой до вечерних концертов. Удивительно уютная там, камерная атмосфера и неизменно приятная, через некоторое время уже узнаваемая, публика...

История Дома ученых

Летний сад перед особняком А.И.Коншиной. Фотография начала XX века
Среди дворянских гнезд

Дом ученых Москвы . К 80-летию основания

Я помню с детства это странное, состоящее как бы из двух сросшихся, здание, напоминающее архитектурных сиамских близнецов, на тогдашней Кропоткинской улице за зеленым каменным забором и ажурными металлическими воротами, украшенными типичными московскими львами. Там, из вполне банального гардероба можно было, свернув налево, пройти через обычную дверь, и, вдруг, советский аскетизм скучного присутственного места резко сменялся непривычной роскошью барского особняка. Беломраморная лестница, изгибаясь, вела на второй этаж к анфиладе прелестных залов - Белому, Голубому, затем, кажется, к гостиной и т.д. Старинная живопись на стенах, фарфоровые вазы и бронзовые лампы под уютными, теплыми абажурами, ампирная мебель, - и все это в суровой послевоенной Москве поражало нас, детей приарбатских коммуналок.

Парадная лестница. Фотография начала XX века
Среди дворянских гнезд

Особняк А.И.Коншиной. Зал на втором этаже. Фотография начала XX века

Особняк А.И.Коншиной. Интерьер Зимнего сада. Фотография начала XX века

Особняк А.И.Коншиной. Столовая. Фотография начала XX века
А напротив упомянутой анфилады располагался, да и сейчас располагается, самый удивительный зал этого особняка. На дверях было лаконично написано - «столовая», а за ними открывалось пространство самого зала, как и полагалось для всякой советской общепитовской точки, уставленное обычными столами, покрытыми часто несвежими скатертями со всякого рода солонками, перечницами и т.д. Но вы входили туда и уже через минуту не замечали ни жующих ученых (а речь мы ведем о московском Доме ученых и потому столоваться здесь имели право лишь те, кто был причислен к этому неопределенному сословию), ни советской столовской обстановки. Беломраморные колонны, прелестный портик с эркером, к которому надо было подняться по нескольким мраморным ступеням, и, конечно, огромная стеклянная чудо-стена, разделяющая роскошный зал на две неравные части - бывшую барскую столовую и зимний сад. Чудесные пропорции этого зала как бы подчеркивались хрустальной преградой, никаким естественным способом, по нашему детскому разумению, не могущей оказаться там, где она находилась, - ибо стекло такого размера никак не могло пройти ни в окна, ни в двери. И лишь много позже я узнал, что строивший особняк в 1910 году архитектор А.О.Гунст заказал это огромное стекло в Италии и установил его здесь во время строительства. Но как сумели доставить в начале прошлого века его из Италии целым и невредимым? До сих пор понять не могу. Таковы были первые, внешние, конечно, впечатления от Дома ученых.

(с) В.Енишерлов

Ресторан "Золотой" Дома Ученых

Внутренние интерьеры

Бывший зимний сад - ныне столовая ученых

Зимний сад - столовая для ученых, общий вид

фрагмент потолка Зимнего сада

кабинет последнего хозяина особняка фабриканта Алексея Путилова

фрагмент потолка Дома ученых

лепнина на стенах

парадная лестница на второй этаж

фрагмент потолка

Холл второго этажа

Спальня княгини Гагариной
Тайны Дома ученых . 22-10-2006

Дом ученых стоит ровно посередине Пречистенки.
Он был построен в 1807 году и до 1917 года сменил семь хозяев.
Один был знатнее другого.

Каждый новый хозяин обновлял апартаменты согласно своему вкусу и образу жизни.
Менялись не только интерьеры, но и круг посетителей.
В итоге, практически все значимые фигуры российской истории с начала 19 века побывали в этом доме.
Первым хозяином особняка стал московский военный губернатор Иван Архаров.
В 1818 году дом переходит к родственникам царя Нарышкиным.
Наталья Гончарова после венчания с Александром Пушкиным 18 февраля 1831 года отправились в гости к своему дяде Ивану Нарышкину на Пречистенку.
Следующим хозяином особняка стал Мусин-Пушкин.
Его племянник Михаил в каминном зале не раз засиживался с Николаем Гоголем.
От Мусиных-Пушкиных дом переходит к княгине Гагариной, затем - к князьям Трубецким.
В 1865 году особняк Трубецкого приобретают фабриканты Коншины, которые затевают его перепланировку.
В доме появляется зимний сад, ныне - столовая для ученых.
В 1916 году особняк покупает действительный статский советник Алексей Путилов.

В 1922 году Горький предложил Ленину создать здесь клуб ученых
Первым его директором стал нарком здравоохранения РСФСР Николая Семашко.
На Пречистенке у Семашко побывали Бернар Шоу, Лион Фейхтвангер, Ромен Ролан, Джон Пристли, Рабиндранат Тагор.
Здесь же находилась балетная студия Айседоры Дункан.
Вторым директором Дома стала жена Горького, актриса МХАТа и революционерка Мария Андреева, которую Ленин звал «товарищ Феномен».
К началу 90-х Дом Ученых пришел в полный упадок.
В 1992 году его директором становится полковник в отставке Виктор Шкаровский, который спас здание, собственными руками восстановив лепнину, по старым фотографиям восстановил – нарисовал картины, отреставрировал и спас от уничтожения здание.

* На фотографии - Виктор Шкаровский у собственной картины

Особняк А.И.Коншиной (ныне Дом ученых). Фотография начала XX века

Изящная усадьба Д.В.Давыдова воплотила в себе основные черты московского дворянского дома XVIII-XIX вв. Расположена в традиционно аристократическом районе Москвы в окружении особняков, принадлежавшим семействам Лопухиных, Долгоруких, Тучковых, Всеволожских. Во второй половине XVIII в. усадьба охватывала целый квартал, включая сад, главный дом и флигеля. Построена, как и большинство московских усадебных домов, на основе более древних палат, датируемых первой половиной XVIII в. В 1770-х гг., когда усадьба принадлежала московскому полицмейстеру Н.П. Архарову, главное здание было перестроено в формах раннего классицизма. После пожара 1812 г. дом был восстановлен с добавлением мезонина. Впоследствии неоднократно достраивался, но центральная часть сохранила основные черты московского ампира. В 1835-37 гг. усадьба принадлежала герою Отечественной войны 1812 г. поэту Денису Давыдову, имя которого и определило ее название. В этом доме в гостях у Давыдова бывал А.С. Пушкин. Позднее в усадьбе располагалась женская гимназия. В советские время дом занимал райком партии. В настоящее время усадьба принадлежит Центру эстрадного искусства И.Кобзона.


« »


« »

======================================== ====

Под заклинания про террористическую угрозу Москва на глазах превращается в скопление обнесенных оградами закрытых территорий. Если так пойдет и дальше, то скоро мы начнем передвигаться по городу только по межквартальным “ходам сообщения”. А все остальное жизненное пространство превратится в “режимные зоны”. Первой, как водится, озаботилась своей безопасностью власть. “Москвичи лезут в наши переулки”
Года полтора назад общественному градостроительному совету при мэре Москвы предложили утвердить... новый забор. Без шуток. Проектные предложения были подписаны руководителем “Моспроекта-2” Михаилом Посохиным. Забор, выполненный по мотивам ограды Летнего сада, на планшетах тянулся вокруг Старой площади, от Варварки вверх по Ильинке, огибая гребень средневекового Китайгородского холма с древними церквями.
- Вы не представляете, до чего обнаглели эти москвичи, - прокомментировал идею майор ФСО. - Они лезут в наши переулки, гадят и мусорят. А нам там работать. Мы попросили “Моспроект-2” защитить места, где мы трудимся, художественными оградами.
Судя по этим словам, где-то “наверху” имелись планы оформить заборами и другие места, а общественности показали лишь часть большой программы.
Но лоббист проекта неверно расставил акценты. Одно дело - когда при Брежневе в самом центре Москвы выгораживали комплекс ЦК КПСС, и совсем другое - уже в наше время добавить к этому еще и всю Старую площадь.
- Товарищ майор ошибся. Это не ваши, а наши переулки, - парирует искусствовед Алексей Клименко. - А вы - обслуживающий персонал, вроде официантов.
В итоге тогда от глобальной идеи озаборивания отказались. Но обольщаться не стоило.

Китай-город: шаг влево, шаг вправо - побег
- Попробуйте сегодня пройтись по переулкам между старым Гостиным Двором и Старой площадью (между Ильинкой и Варваркой). Раньше хозяином здесь был ЦК КПСС, теперь - администрация Президента, губернатор Громов и его област­ное правительство, но ничего не изменилось. Куда ни сунься - везде будки с охраной, везде - вход запрещен. Шаг влево, шаг вправо расценивается как побег. Идешь и ждешь, когда “возьмут за шиворот”, - возмущается Алексей Клименко. - Желаешь осмотреть старый Монетный двор - знаменитый памятник культуры прямо у Красной площади, напротив главного входа в Исторический музей? Но осмотреть можно только глухие ворота с кодовым замком. Печатный двор на Никольской, 15 - первое здание, построенное в Москве после наполеоновского нашествия, дом Московской синодальной типографии со знаменитым теремком во дворе - вещь в себе, увидеть его невозможно. Или взять древний Заиконоспасский монастырь, где располагалась Славяно-греко-латинская академия. При входе на территорию повесили ворота. На ночь их запирают, а днем за порядком следит охранник у будки. Стоит сделать несколько шагов - и увидишь забор и еще одну будку с охранником. Кого они охраняют?

Зеленые “зоны”
В историческом центре активно проходит относительно новый этап всеобщей “заборизации”: от “чужих” отрезают зеленые территории - дворы и садики, прежде общедоступные.
- Первое, что сделал новый арендатор дворца Долгоруких-Чертковых на Мясницкой, 7, - огородил заглубленный двор перед фасадом кованой металлической решеткой, - рассказывает архитектор-реставратор, знаток старой Москвы Геннадий Холманских. - Раньше дворик был излюбленным местом отдыха. На этом участке Мясницкой идет блокированная, дом к дому, застройка, податься больше некуда.

В сквере дома-дворца героя Отечественной войны Дениса Давыдова на Пречистенке, 17 , в те времена, когда там размещался райком партии, дозволялось гулять с колясками и отдыхать на скамейках. Теперь в здании прописался крупный холдинг, сквер прочно заблокирован от “чужих” оградой, у ворот ходит топтун с рацией.


Мир русской интеллигенции. Пречистенка и Остоженка

В усадьбе Дурасовых “Люблино” за решеткой оказался сам исторический дворец. Его отреставрировали на деньги налого­плательщиков, а затем - изолировали от общества (видимо, по желанию будущих арендаторов). Заодно оказалась огороженной и изрядная часть парка.
Примеры уничтожения городского пространства можно продолжать бесконечно.
- Все идет к тому, что у каждого столичного “сверчка” будет допуск в свою зону, а в чужую никто из нас не пройдет, - резюмирует Геннадий Холманских. - А Москва превратится в закрытое административно-территориальное образование (сокращенно - ЗАТО). Так называли наши секретные города, не обозначенные на картах.

======================================== ====

«Пусть: раз социальная революция - не нужно топить. Но я спрашиваю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши нужно до сих пор еще запирать под замок? И еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?»

М. А. Булгаков, «Собачье сердце»

Красивый особняк с табличкой «Пречистенка, 20» возведен, возможно, по проекту архитектора М. Казакова в конце XVIII века как главный дом дворянской городской усадьбы. Особняк имеет богатую историю. По преданию, до пожара на этом месте был деревянный дом доктора Христиана Лодера, автора проекта Первой градской больницы. Профессор открыл «Московское заведение искусственных минеральных вод», прославившись таким образом своим методом лечения великосветских недугов прогулками на свежем воздухе. Лечебница находилась недалеко от дома, на берегу Москвы реки. Для простого народа данное явление казалось бездельем, поэтому людей, прогуливающихся в садах лечебниц, стали называть «лодырями», из-за фамилии Христиана Ивановича. Изначально слово было составляющей частью выражения «лодыря гонять» (т.е. слоняться без дела).

В 1812 г Лодеру было поручено устроить военный госпиталь на 6 000 офицеров и 30 000 нижних чинов.Позднее Лодер ревизовал госпитали, казармы и тюрьмы. В 1818 г. государь купил у Лодера богатое собрание анатомических препаратов и подарил его Московскому университету. В следующие годы Лодер занялся постройкой анатомического театра в Москве по собственному плану. Затем Лодер стал безвозмездно читать лекции по анатомии в этом же театре для студентов Московского университета, иллюстрируя их операциями над трупами.
После пожара 1812 года в 1816 году на этом месте был возведен каменный особняк с переработкой фасадов в характере московского ампира. Возведенный на одной из самых аристократических улиц Москвы, особняк сменил немало именитых владельцев: Хованских, Орловых, Ермоловых. Графиня Е.Ф. Орлова, прославилась чудачествами - ее домашняя шутиха "дура Матрешка" была известна всему городу.


В теплое время года эта самая "дура Матрешка" сидела, нарумяненная, у решетки сада, облаченная в старые бальные платья графини с огромным вырезом и чудовищные головные уборы из перьев, и разговаривала с прохожими, посылая им воздушные поцелуи. Однажды она вступила в беседу с самим Александром I, проезжавшим с адъютантом по улице. Ее задорный возглас: «Bonjohr, mon cher» - привлек внимание, и адъютант был послан узнать, что это за чудище выглядывает из-за решетки. - Я - орловская дура Матрешка,- рекомендовалась та на всю улицу. Дура получила в подарок сто рублей на румяна.


Затем дом был приобретен для героя Отечественной войны и покорителя Кавказа Алексея Ермолова (1777-1861), проявивший великое мужество при участии в Бородинском сражении, отбив у французов батарею генерала Н. Н. Раевского.


Генерал Ермолов провел в особняке последние 10 лет своей жизни. По причине преклонного возраста он отошел от военных дел, но принимал участие в общественной московской жизни и даже был избран начальником городского ополчения во время Крымской войны. Дом на время стал чем-то вроде штаба ополчения. Генерал собрал богатую библиотеку, предсказывал судьбу знакомым, написал подробное руководство по переплетному делу.


Позднее здесь жил В.Д. Коншин - потомственный дворянин, коммерции-советник, учредитель и председатель правления Товарищества Костромской Большой льняной мануфактуры, преемник торгового дома "П.и С. братья Третьяковы и В.Коншин", член Попечительского совета Комиссаровского технического училища.

За пристрастие к примулам его называли московский "лорд Биконсфильд" (британский премьер-министр того времени). В отличие от Ермолова новый хозяин прославился полным отсутствием книг в своем доме, у него была всего одна книга - официальное описание коронации Александра II. Коншин был родственником и деловым партнёром Павла Третьякова (женат на его сестре, Елизавете), другая сестра мецената, София, вышла замуж за архитектора Александра Каминского. Поэтому неудивительно, что для реконструкции своего дома Коншин пригласил в 1873 году именно его. .


В 1900 году (есть предположение, что в 1890году) в особняк заселился миллионер-промышленник А. К. Ушков, владелец чайной фирмы «Губкин и Кузнецов», имевший плантации даже на Цейлоне. Ушков стал немедленно перестраивать особняк - и снаружи, и внутри. Новый фасад в точности повторил все декоративные особенности фасада ушковского дома в Казани, построенного архитектором Мюфке. Есть мнение, что Мюфке были заказаны оба проекта одновременно, дом в Казани и реконструкция на Пречистенке, но точных сведений нет. Предположительно, что Ушков заказал работу какому-то московскому архитектору, по проекту Мюфке. В перестроенный особняк Алексей Ушков въехал вместе с первой женой, дочерью профессора Казанского Императорского университета Зинаидой Высоцкой.


Забавная деталь: русский купец, человек консервативных взглядов был ярым... бонапартистом. Все бонапартистские эмблемы и атрибуты - орлы, оружие, военное снаряжение и т.д. - украсили снаружи особняк на Пречистенке. Изысканы кованая решетка фигурного балкона второго этажа в центре фасада и литая ограда слева от дома. А в интерьере, как и в казанском особняке, ампирную утонченность сменила эклектика конца века. Здесь были залы помпейский, римский, два наполеоновских, севрский и, конечно же, мавританский - так требовала мода.

После развода хозяйкой особняка стала вторая жена, балерина Александра Балашова, блиставшая на сцене Большого театра. В 1910 году произошла еще одна перестройка.

Для домашних репетиций в особняке была оборудована специальная комната со стенами, сплошь покрытыми зеркалами. После революции семье Ушкова пришлось покинуть Россию, однако особняк с зеркальной комнатой пустовал недолго. В национализированном особняке в 1921 году поселилась другая известная балерина Айседора Дункан и открыла здесь детскую хореографическую студию. Произошла забавная ситуация: балерины как будто поменялись местами — Александра Балашова поселилась в Париже на Rue de la Pompe в доме Айседоры Дункан, а американская балерина приехала в России и обосновалась в особняке, ранее принадлежавшем Балашовой. Узнав о таком «обмене», Айседора рассмеялась и назвала его «кадрилью». В 1922 году после свадьбы Есенин переехал в Пречистинский особняк к Айседоре. Здесь он с увлечением работал и написал свою «Волчью гибель». Айседора Дункан и Сергей Есенин прожили в этом особняке 2 года.

Вскоре жизнь в доме была потревожена загадочным событием: ночами по комнатам стали бродить таинственные люди с фонарями. Поймать их было невозможно — при малейшем шорохе они сразу же исчезали. Однажды незваные гости с отмычками проникли в спальню детей, угрожая им ножами. Есенин услышал детские крики и с поленом в руках бросился обыскивать дом, но нашел только спящего мирного швейцара. Потом оказалось, что жильцов подстерегала самая настоящая опасность: по ночам в большом особняке разгуливала целая шайка воров. Они пробирались сюда в надежде отыскать сокровища — в ту пору по городу ходили слухи о тайнике с несметными богатствами Ушкова, будто бы оставленном им в стенах своего Пречистинского дома. В 1926 году в особняке жили работники Мельстроя, Большого Театра, консерватории, таинственного Губотд. Деревообдел. и Руссобуха, врачи.


В 1930-х годах в доме помещалась Выставка охраны материнства и детства, а затем здание было передано Наркомату иностранных дел. ГлавУпДК бережно относится к доверенному его попечению историческому и культурному наследию. Проведенная Главным Управлением в 1999 году реставрация особняка признана победителем конкурса на лучшую реставрацию, реконструкцию памятников архитектуры Москвы. В процессе реставрации был открыт "мавританский зал" - по одной версии - одно из ранних творений архитектора Федора Шехтеля, казалось, навсегда утраченное в 20 - 30-е годы. По второй версии - этот зал был скопирован с такого же из казанского особняка.

Восстановительная бригада работала в очередном зале - скучном, плоском, беленом. Посреди одной из стен торчал неработающий камин. Когда приступили к потолку, обнаружилось, что он дощатый, подшивной. Убрали доски - и открылись остатки купола и следы сбитой лепнины. Часть ее нашли позже, сняв пол, - кто-то заботливо сложил куски в две коробки из-под обуви как послание потомкам, которые будут не ломать, а строить.

Открытия продолжались. Под многими слоями белой краски, покрывавшей двери, обнаружилась сложная вязь резного орнамента, когда-то покрытого сусальным золотом. Камин оказался мраморным, украшенным резьбой по камню и тоже позолоченным. Среди витиеватых орнаментов виднелись арабские надписи. Впрочем, изощренные глаза искусствоведов и реставраторов, подключившихся к исследованиям, быстро увидели в них совсем неарабское слово "Ушковъ", повторенное четырежды: имя последнего владельца особняка перед революцией.

Сегодня я снова приглашаю вас на экскурсию по Москве. На этот раз мы немного пройдем по Пречистенке — старинной улице Москвы, которая, как и Остоженка , берет свое начало у площади Пречистенских ворот .

Последнее время я заново открываю для себя Москву. Одно время мне казалось, что того города, который я знала и любила, в центре которого прошли мои школьные и студенческие годы, . И все-таки я была неправа — многое сохранилось, многое отреставрировано. И я, наконец, поняла еще одну особенность Москвы — к этому городу нельзя относится как к застывшему памятнику архитектуры. В Москве, в отличие от Петербурга, нет целостных ансамблей, выдержанных в едином стиле. Москва — это наслоение эпох, смешение стилей. Это постоянное изменение городской среды — остаются на месте лишь отдельные знаковые доминанты, все остальное меняется, сносится, перестраивается. Новодел соседствует со зданием XVII века, рядом со старинным особнячком высится дом в стиле сталинского ампира. Такова природа Москвы.

На углу Остоженки и площади Пречистенских ворот (о них я уже ) находится здание стиле конструктивизма, построенное в 1926 году — жилой дом остоженского рабочего ЖСК . За ним по Остоженке виднеется «Дом под рюмкой» — бывший доходный дом купца Филатова («рюмка» виднеется за стыком троллейбусных проводов). О них я тоже уже .

На стыке Остоженки (слева) и Пречистенки (справа) находится сквер , где установлен памятник Ф.Энгельсу . За ним виднеются палаты, построенные в конце XVII века — главный дом усадьбы Н.Е.Головина. В настоящее время здесь размещается историко-культурный центр «Красные Палаты XVII века» .

До 1658 года Пречистенка называлась Чертольской , с 1921 по 1990 годы — Кропоткинской . Своим названием — Пречистенка, — она обязана иконе Пречистой Божией Матери Смоленской, которая хранится в Новодевичьем монастыре, расположенном на продолжении этой улицы.

Почти в начале улицы, по нечетной стороне, за Красными палатами, расположены Белые палаты — памятник московского зодчества XVII столетия. Они принадлежали Борису Ивановичу Прозоровскому (1654 или 1661-1718). Его отец, Иван Семенович Прозоровский, 24 июня 1670 года был убит при обороне Астрахани от войск Степана Разина. Борис (младший), был повешен за ноги, но остался в живых, однако на всю жизнь остался хромым.

Парадоксально, но Белые палаты планировали снести в 1972 году, лишь чудом они уцелели. В 1995 году они были отреставрированы. А 19 января 2009 года на тротуаре перед ними произошло громкое убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой, одна из пуль попала и в стену дома.

Пройдя еще немного по Пречистенке, свернем в Чертольский переулок . Здесь, рядом со зданием 1935 года постройки (ныне в нем размещается Гимназия № 1521, младшая школа), высятся еще одни палаты XVII века

С Чертольского свернем в Гагаринский переулок . Здесь обращает на себя внимание дом писателя С.Д.Мстиславского , построенный в 1925 году, архитекторы А.В.Щусев, Б.К.Рерих, инженер С.И.Макаров.

Из Гагаринского переулка свернем в Хрущевский , чтобы снова выйти на Пречистенку. Здесь, на углу обращает на себя внимание одноэтажный особняк 1816 года постройки . Первым его владельцем был декабрист Владимир Иванович Штейнгель (1783-1862), который также был известным масоном, в доме проходили заседания членов масонского ордена Москвы. В 1824 году в этом доме останавливался декабрист К. Ф. Рылеев (1795-1826). В 1830 году здесь поселился Николай Тургенев, дядя будущего писателя. Здесь же почти год своей жизни провел и сам Иван Тургенев. Этот дом в разные годы видел Л.Н.Толстого, С.М.Соловьёва, В.С.Соловьёва, А.А.Фета, А.Ф.Писемского, В.О.Ключевского и других. В настоящее время здесь размещается отделение архитектуры Академии художеств.

А на углу Хрущевского переулка и Пречистенки — здание музея А.С.Пушкина , бывшая усадьба Хрущевых-Селезневых. Ансамбль усадьбы сложился в XVII-XIX веках, после пожара 1812 года она была восстановлена в стиле ампир архитекторами А.Григорьевым и Д.Жилярди. С 1906 года здесь размещалась школа-приют для дворянских детей, устроенная дочерью штабс-капитана Дмитрия Селезнева. После революции здесь помещались разные организации, а в 1957 году было принято решение о реставрации здания и передаче его Литературному музею. Подробнее об экспозиции музея вы можете прочитать в блоге у Галины Лукас .

И вот, мы снова на Пречистинке. И перед нашим взглядом оказывается высокий многоквартирный доходный дом 1911 года постройки (угол Пречистенки и Лопухинского переулка, адрес Пречистенка, 13). До революции, на верхнем этаже, в квартирах №11 и 12 жил Александр Петрович Фаберже, юрисконсульт и родственник знаменитого ювелира. После революции квартиры стали коммунальными, в одной из комнат поселился режиссер и преподаватель ГИТИСа А. А. Муат, знакомый Михаила Булгакова. И дом стал героем романов. В «Мастере и Маргарите» описана квартира ювелирши Анны Францевны Фужере (она помещена в дом №10 по Большой Садовой). Описана и огромная люстра, которая свисала с потолка высотой 7,5 м. Возможно, именно на ней качался кот Бегемот. Этот дом также описан в «Собачьем сердце». Хотя профессор Преображенский жил в доме №24 по Пречистенке, но описание больше соответствует дому №13.

Перед «булгаковским» домом расположены еще две интересные постройки. Одноэтажный желтый особняк — главный дом усадьбы Лопухиных-Станицких , предположительно архитектор А.Г.Григорьев. Серое здание перед ним, ближе к центру — дом, также описанный М.Булгаковым в романе «Собачье сердце». Здесь жил друг Булгакова, художник группы «Бубновый валет» Борис Шапошников. В романе профессор Преображенский зашел в магазин Центрохоза, который располагался на первом этаже и купил краковской колбасы «с райским запахом чеснока и рубленой конины». Напротив, у Дома ученых, сидел Шарик, заинтересовавшийся этим аппетитным запахом. Ныне в здании размещается Центральная энергетическая таможня ФТС России.

Заглянем еще в один переулок, который отходит от Пречистенки — . Зеленое здание справа — часть комплекса Центрального Дома ученых Российской академии наук , бывшая усадьба Коншиных XVIII-начала XX века. В 1922 году здесь был открыт клуб московской научной общественности.

На заднем плане, на углу Пречистенского и Староконюшенного переулков виднеется белое здание с ротондой. Это дом И.А.Миндовского , 1906 года постройки, архитектор Н.Г.Лазарев. В 1920-х годах здесь размещался ЗАГС, где регистрировали свой брак Сергей Есенин и Айседора Дункан, Михаил Булгаков и Любовь Белозерская. В 1939 году в этом здании останавливался Риббентроп, в 1944 году — Черчилль. Сейчас здесь размещается посольство Австрии.

Настала пора возвращаться назад, к площади Пречистенские ворота. Желтое здание рядом с Белыми палатами — флигель усадьбы В.Суровщикова , начало XIX века.

И вот, мы снова на площади Пречистенских ворот. Перед нами — громада Храма Христа Спасителя . Подробнее о его истории вы можете прочитать в посте .

Мы прошли лишь малую часть Пречистенки, посмотрели лишь некоторые здания. На самом деле, почти каждый старинный дом таит свою неповторимую историю. Ежедневно, спеша по своим делам, мы забываем об этом. Но стоит хоть на минуту остановиться, оглядеться, как начинаются удивительные открытия старой Москвы.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Одна из моих любимых улиц в Москве - улица Пречистенка . И не только потому, что на ней и рядом с ней сконцентрировано большое количество музеев, но и потому, что сама эта улица - одна из, увы, немногих, сохранивших облик, по которому можно представить себе Москву XVIII-XIX веков. В XVI веке улица была дорогой из Кремля в Новодевичий монастырь. До 1658 г. она называлась Чертольской. Занятна история ее превращения в Пречистенку. Местность, где она начиналась, называлась Чертольем от названия ручья Черторый, промывшего возле Чертольских ворот глубокий овраг. В народе такой овраг называли чертороем, т.е. вырытым чёртом. Ну, нельзя было ходить крестным ходом по улице с таким названием! Вот и издал указ набожный царь Алексей Михайлович о переименовании Чертольской улицы в Пречистенскую, которую народ быстро «укоротил» до Пречистенки.

Вид на Пречистенскую площадь со стороны ул. Пречистенки.

Памятник Ф.Энгельсу соседствует с композицией, посвещенной А.С.Пушкину.

В начале XVII века улица была застроена только возле Пречистенских ворот. Сейчас здесь стоят два здания палат той эпохи.
Богатые жилые палаты построены в конце XVII века как главный дом усадьбы стольника Н.Е.Головина («Красные палаты»). В 1713 году она перешла к его зятю М.М.Голицыну. С конца 1760-х усадьба принадлежала Лопухиным, здесь жил декабрист, один из основателей Общества благоденствия, П.Лопухин. После нашествия Наполеона владельцами были купцы.

Палаты XVII века («Белые палаты») — главный дом усадьбы князя Б. И. Прозоровского, отстроен в два этапа в 1685 году. Отреставрирован в 1995 году.

В январе 2009 года на тротуаре перед зданием произошло убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. А в 2007 здесь же от рук нацистов погиб 26-летний Илья Бородаенко. На крыльце «Белых палат» всегда лежат цветы.

С конца XVII века размещавшуюся здесь слободу и стрельцов постепенно вытесняет московская знать, стремившаяся обосноваться поближе к Кремлю. Во второй половине XIX века красивые особняки выкупаются богатыми купцами и промышленниками.

№ 5 - флигель городской усадьбы В.В.Суровщикова (1857 г.)

№ 7, № 15 —жилые дома XVIII — начала XIX века.

№ 9 - хорошо отреставрированный доходный дом 1910 года, работа архитектора Г. А. Гельриха, в стиле неоклассицизма. На фасаде - барельефы на античные темы.
В этом доме М. А. Булгаков бывал в 20-х годах у своего друга художника Бориса Шапошникова.

№ 11— В доме Лопухиных-Станицких (арх. А. Г. Григорьев, 1820-е гг.) расположился музей Льва Николаевича Толстого, хотя писатель никогда не бывал здесь.

№ 17— Знаменитая «усадьба Давыдова». Во второй половине XVIII в. занимала весь квартал между Барыковским и Сеченовским переулками. Включала в себя сад, главный дом, флигеля. В основе главного дома — палаты первой половины XVIII в.

В конце XVIII в. Усадьбой владел московский оберполицмейстер Н. П. Архаров. В подчинении Архарова был полицейский полк, который держал в страхе весь город. Видимо, отсюда пошло слово “архаровец” в смысле разбойник, громила. Н. П. Архаров снискал себе славу легендарного сыщика, о его полицейском таланте знали даже в Париже. В 1782-84 годах он был губернатором Москвы. В 1796 г. стал губернатором Санкт- Петербурга. После него в усадьбе поселился генерал Бибиков, большой любитель музыки и балов. На одном из таких балов присутствовал А.С.Пушкин.

В 1835 г. дом переходит к поэту-гусару Денису Давыдову, но тот, не в состоянии содержать такие хоромы, уже в следующем году пишет шуточную Челобитную директору « Комиссии для строения Москвы»:
«Помоги в казну продать
За сто тысяч дом богатый,
Величавые палаты,
Мой пречистенский дворец…»
После этого усадьба сменила множество владельцев.
В 1841 году «Пречистенский дворец» числится собственностью баронессы Е. Д. Розен, которая распорядилась сдать левое крыло под хлебную лавку, а правое — под слесарное, седельное и портновское заведения. В 1861 г. в том же правом флигеле располагается одна из первых в Москве фотографий — «художника императорской Академии фотографа И. Я. Красницкого». Позднее в усадебном доме размещалась популярная женская гимназия С. А. Арсеньевой.

№ 19 — дом А. Н. Долгорукова. Построен в 1780-х годах, предположительно, знаменитым архитектором М. Ф. Казаковым. После пожара 1812 г. перестраивался. Нынешний вид приобрел к 1847 г.

В 1880-х годах в доме открылось Александро-Мариинское женское училище, основанное “кавалерственной дамой” генеральшей Чертовой. Москвичи тут же шутя прозвали его “чертовским училищем”.
В 1921 г, сюда переехала часть Военной академии РККА. Сейчас здесь располагается Галерея Зураба Церетели , одно из самых моих любимых мест в Москве. Позднее я обязательно расскажу о ней подробнее.


№ 21 - городская усадьба. Главный дом построен после 1812 года на основе дома 1770-х годов и перестроен в 1871 г. по проекту П. Кампиони. Здесь не раз бывал А.С.Пушкин, т.к. одним из владельцев усадьбы был С.П. Потемкин, женатый на Е.П. Трубецкой, посаженой матери на свадьбе поэта. “Когда Потемкину в потемках я на Пречистенке найду...”

Позднее дом принадлежал знаменитой семье промышленников Морозовых. Здесь И.А. Морозов, известный коллекционер и меценат, собрал ценнейшую коллекцию живописи, в советский период частично разделенную между ГМИИ им. Пушкина и Эрмитажем, частично утраченную. Сейчас здесь находится Академия художеств с выставочными залами.

Как вам это сочетание: Советский Серп и Молот и надпись "Императорская Академия"
.
№ 23 — дом Татищевых-Лопухиных.

№ 25 — доходный дом, арх. А. А. Остроградский, 1910.

Далее по улице:
№ 33 — дом Голохвастова, 1780-е гг.,
№ 35 — усадьба Самсоновых, 1817 г.,
№ 37 — Особняк М. Н. Макшеева-Мошонова (1901, архитектор А. О. Гунст),
№ 39 — доходный дом Лихутина (1892-1900 гг.) В 1899—1900 годах квартиру в этом доме снимал М. А. Врубель, здесь он работал над своими знаменитыми картинами «Пан» и «Царевна Лебедь». В гостях у художника бывал приезжающий из Петербурга композитор Н. А. Римский-Корсаков.

Во второй части прогуляемся по


Эта территория в XVI в. и позднее входила в Большую Конюшенную слободу, которая в 1653 г. насчитывала 190 дворов. Здесь жили «стремянные, стадные стряпчие и задворные конюхи, конюшенные сторожа, конюшенные подковщики, государевы колымажники и т.п. Здесь же были и конюшни. И считается что именно на этом месте стояли палаты Конюшенной слободы, которые там в основании и есть до сих пор.
При Грозном эти земли отошли к опричнине.

И все же Пречистенка в 18 веке становится своеобразным "Сен-Жерменским" предместьем Москвы, где в лабиринте чистых, спокойных улиц и извилистых переулков жило старое московское дворянство, громкие имена которого часто упоминаются в русской истории до Петра I. Тут были усадьбы Всеволожских, Вяземских, Архаровых, Долгоруких, Лопухиных, Бибиковых, Давыдовых, графов Орловых, а также Гагариных, Гончаровых, Тургеневых, чьи фамилии мы встречаем в книгах по истории России и многочисленных воспоминаниях современников.


На это фото Пречистенка. Почтовая открытка изд. «Шерер, Набгольц и К». 1902.
На переднем плане слева – дом Лопухиной (начало XIX в., архитектор Д.Г.Григорьев). Справа на заднем плане видна пожарная каланча. Справа ограда нашего дома.

Хотя в современных исследованиях утверждается, что сохранившееся до нас здание имеет в основе палаты начала XVIII столетия, документальных сведений о владельцах авторы не приводят.

В конце 18 века и до 1818 года им владел Иван Петрович Архаров.


Младший брат московского обер-полицмейстера Николая Петровича Архарова, дом которого находится почти напротив по Пречистенке (потом там Денис Давыдов жил).
Он был женат на княжне Екатерине Александровне Римской-Корсаковой, троюродной сестре Елизаветы Петровны Яньковой.

Они были очень дружны с сестрой. Старшая сестра Е.А. Архарова вывозила в свет своих троюродных сестер со своими дочками, так как сестры остались к тому времени без матери.
Незадолго перед Наполеоновским нашествием Яньковы купили дом напротив Архаровых и часто у них бывали. В воспоминаниях бабушки то и дело встречается "я его видела у Архаровых, девочки мои у Архаровых танцевать учились" и.т.д.

Но вернемся к Ивану Петровичу Архарову. Своей карьерой он был обязан брату - в то время петербургскому генерал-губернатору Н.П.Архарову, который в беседе с императором Павлом I как-то выбрал удачный момент для протежирования брата. Иван Петрович был немедленно потребован в Петербург, произведен в генералы от инфантерии, пожалован орденом святой Анны первой степени и тысячью душ крепостных крестьян.

С помощью прусского полковника Гессе, назначенного императором плац-майором в помощь Ивану Архарову, новый военный губернатор сформировал из отчаянных храбрецов, спаянных суровой дисциплиной, полк, которого москвичи боялись как огня. Недаром слово «архаровец» стало нарицательным.

Один из лучших знатоков бытовой истории ХVIII столетия С.Н.Шубинский писал: «Архаров зажил в Москве большим барином. Дом его на Пречистенке был открыт для всех знакомых и утром, и вечером. Каждый день у них обедало не менее сорока человек, а по воскресеньям давались балы, на которые собиралось все лучшее московское общество; на обширном дворе, как ни был он велик, иногда не умещались экипажи съезжавшихся гостей.

Широкое гостеприимство скоро сделало дом Архаровых одним из самых приятных в Москве…»

Иван Архаров благополучно губернаторствовал два года, как внезапно его карьера прервалась анекдотическим случаем, вызванным чрезмерным усердием брата угодить императору. В то время как Павел после коронации поехал осматривать литовские губернии, Николай Архаров решил преподнести ему сюрприз. Зная любовь императора к «эстетике шлагбаумов и полицейских будок», он приказал всем петербургским обывателям, не медля, окрасить ворота своих домов и заборы полосами черной, оранжевой и белой красок. Непредвиденные срочные и большие расходы вызвали недовольство жителей, а губернаторский «сюрприз» произвел на императора сильное, но совершенно противоположное ожидаемому действие. Пораженный при въезде в столицу массой выкрашенных по однообразному шаблону построек, он спросил, что означает эта нелепая фантазия? Ему отвечали, что «полиция принудила обывателей безотлагательно исполнить волю монарха».

Так что же я, дурак, чтобы отдавать такие повеления? - гневно воскликнул Павел I.

Николаю Архарову было приказано тотчас же уехать из Петербурга и никогда не показываться более на глаза монарху. Вскоре пришел и черед московского брата. 23 апреля 1800 года был отдан приказ об увольнении обоих Архаровых от службы, а на другой день послано повеление императора московскому генерал-губернатору: «По получении сего, повелеваю объявить братьям генералам от инфантерии Архаровым повеление мое выехать немедленно из Москвы в свои деревни в Тамбове, где и жить им впредь до повеления».

Ссылка продолжалась недолго. После убийства Павла I и вступления на престол Александра I Иван Архаров поселился в своем доме, который по-прежнему открылся для всех.
Широкое гостеприимство сделало дом Архарова одним из самых приятных в Москве, чему особенно способствовала жена Ивана Петровича.

В.Л.Боровиковский. Портрет Е.А. Архаровой.1820 г.
"Екатерина Александровна Архарова была величественна и умела держать себя в людях как следует, или, как вы теперь говорите, с достоинством. Я всегда скажу, что если я умею войти и сесть как следует, то этим я ей обязана. ...
У нее было две дочери: старшая, Софья Ивановна, была за графом Александром Ивановичем Соллогубом и младшая, Александра Ивановна, за Алексеем Васильевичем Васильчиковым." (Янькова)
После Отечественной войны и смерти мужа Екатерина Александровна жила в Петербурге в семье младшей дочери Васильчиковой, проводя лето в Павловске. Архарова пользовалась всеобщим уважением: в дни рождения (12 июля) и именин все являлись ее поздравить; Императрица Мария Федоровна ежегодно 12 июля удостаивала ее своим посещением. Просьбам и ходатайствам Е. А. не отказывали, и почет “старухи Архаровой” принимался ею как нечто должное, принадлежащее по праву.

Пречистенка сильно выгорела в пожар 1812 года.
Этот ужас послепожарной Пречистенки хорошо описан у все той же Яньковой:
"Долго я не могла решится побывать на Пречистенке и посмотреть на то место, где был наш дом. ...увидала я совершенно пустое выгорелое место. ...
Через переулок от нас, ниже к Пречистенским воротам, был дом Архаровых, напротив них дом Лопухина и далее еще большой каменный дом Всеволожских; они все сгорели. ... и еще много других домов по Пречистенке почти вплоть до Зубова, где ныне бульвар. - все это погорело. Уцелел только дом Н.И. Хитровой."

Так вот это пепелище в 1818 году купил князь Нарышкин Иван Александрович.

Как известно, Нарышкины были скромными дворянами, происходившими от крымских татар. Они возвысились благодаря женитьбе царя Алексея Михайловича на Наталье Нарышкиной, ставшей матерью Петра Первого. Это сделало их, родственников царя, крупными помещиками и вельможами.
Е.П. Янькова так характеризовала своего нового соседа: «Ивану Александровичу было лет за пятьдесят; он был небольшого роста, худенький и миловидный человечек, очень учтивый в обращении и большой шаркун. Волосы у него были очень редки, он стриг их коротко и как-то особенным манером, что очень к нему шло; был большой охотник до перстней и носил прекрупные бриллианты. Он был камергером и обер-церемониймейстером». Женат он был на Екатерине Александровне Строгановой.

Художник Жан Луи Вуаль,1787
Она была дочерью действительного тайного советника барона Александра Николаевича Строганова (1740-1789) от брака его с Елизаветой Александровной Загряжской (1745-1831). По рождению принадлежала к высшей столичной знати. Так как мать у нее Загряжская она была двоюродная сестра Натальи Ивановны Гончаровой - тёщи А.С.Пушкина.
"От матери Екатерина Александровна унаследовала отличавшую её красоту и представительную наружность. Высокого роста, немного полная, с голубыми, несколько навыкат близорукими глазами, с смелым и открытым выражением лица. "... видная из себя, но в противоположность мужу малообщительная."(Янькова)

Имея самые высокие придворные должности, но ветреный и легкомысленный от природы, И.А.Нарышкин любил хорошо пожить и в короткое время расстроил своё и женино состояние. Из-за своей беспечности и излишней доверчивостью он утратил и расположение к себе Двора. Пользовавшаяся покровительством И.А.Нарышкина француженка г-жа Вертёль, содержательница мастерской дамских нарядов, оказалась замешанной в получении контрабандою, через дипломатическую вализу одного из иностранных посольств, разных модных товаров для своего магазина. История эта причинила много неприятностей Нарышкину и привела к его отставке. Семье пришлось переехать в Москву.

Супруги Нарышкины имели трех сыновей и двух дочерей. Елизавету Ивановну - фрейлину

Художник Тропинин.
Она замуж так и не вышла. Как Янькова про нее писала - "потом очень располнела и осталась старой девой и за свое дородство заслужила название "Толстуха Лиза".
И Варвару Ивановну

Художница Э.Виже-Лебрен.
замужем за Сергеем Петровичем Неклюдовым (двоюродным братом Римских-Корсаковых)

"Старший из сыновей Александр Иванович был видный и красивый молодой офицер, подававший большие надежды своим родителям, живого и вспыльчивого характера: у него вышла ссора с графом Федором Ивановичем Толстым (Американцем), который вызвал его на поединок и убил его. Это было года за два или за три до 12 года. ...
Другие два сына оба были женаты: старший Григорий, на вдове Алексея Ивановича Муханова, Анне Васильевне, которая сама по себе была княжна Мещерская. Они имели сына и нескольких дочерей...
Меньшой сын, Алексей Иванович, был женат на дочери наших соседей Хрущовых, Елизавете Александровне; он был, сказывали большой оригинал; детей... не имел."

Быт в доме Нарышкиных был близок к тому, что было здесь при Архаровых. Но Нарышкины по своему рангу стояли выше Архаровых: кроме того, что они были родственниками царя, жена Нарышкина кичилась, что она была родственницей Голицыных и дочь их была фрейлиной. Поэтому и стиль в доме Нарышкиных несколько отличался от архаровского - здесь все было богаче, изысканнее.

Иван Александрович приходился дядей Наталии Николаевне Гончаровой (по жене своей как я писала выше) и был посаженым отцом невесты на венчании с Пушкиным, которое состоялось 18 февраля 1831 года в приделе еще недостроенного храма Большое Вознесение у Никитских ворот. Естественно, что поэт не раз наносил визиты Нарышкиным в их доме на Пречистенке.

Племянник Нарышкина Михаил Михайлович Нарышкин, полковник Тарутинского полка, был участником восстания декабристов и был приговорен к 8 годам каторги. Отбыв каторгу и частично ссылку, Михаил Михайлович поселился в деревне Тульской губернии и нелегально бывал на Пречистенке, у своего родственника - Мусина-Пушкина, к которому дом перешел от Нарышкиных.

Здесь в доме Мусина-Пушкина Михаила Михайловича Нарышкина посетил Николай Васильевич Гоголь, который тогда работал над вторым томом «Мертвых душ» и интересовался деятельностью декабристов в связи с темой о ссылке в Сибирь Тентетникова и переезда к нему Улиньки.

Позднее дом переходит к княгине Гагариной, потом к князьям Трубецким.


В 1865 году у Трубецких усадьбу приобретает на имя жены Александры Ивановны Коншиной (урожденной Игнатовой, 1838-1914)миллионер-фабрикант Иван Коншин, принадлежавший к старинному роду серпуховских посадских людей, которые еще в ХVIII столетии производили полотно и парусину. К началу ХIХ века их мануфактура включала ткацкое (1400 ручных станов) и ситценабивное (200 набойщицких столов) производства. На мануфактуре и в селах, где крестьяне занимались ткачеством, было занято более двух тысяч человек.

В 1840-е годы Николай Коншин значительно расширил производство, построив красильню и оснастив прядильню паровой машиной. В 1853 году его брат Иван Максимович получил в наследство прядильное и ткацкое отделения. А спустя шесть лет сыновья Н.М.Коншина, Николай Николаевич и Максим Николаевич, образовали Торговый дом «Николая Коншина сыновья» для эксплуатации ситцепечатного заведения, которое переоборудовали на машинную тягу.

Коншины и их гости на крыльце дачи Коншиной Александры Ивановны в Бору близ Серпухова. 15 августа 1895 гг.
В 1882 году, к 200-летнему юбилею текстильных предприятий, род Коншиных «в воздаяние их заслуг на поприще отечественной промышленности» был возведен в потомственное дворянство. И.Н.Коншин умер в 1898 году бездетным. Все огромное состояние, превышающее 10 миллионов рублей, он оставил жене - Александре Ивановне. Она ликвидировала промышленное предприятие мужа, продав фабрику его братьям, и стала жить одна в своем доме. «У Коншиной детей не было. Она была одинокой женщиной, необщительной, нелюдимой, недоверчиво относившейся к своим родственникам, даже чуждавшаяся их. Жила она в окружении невероятного количества кошек, единственный человек, который ей был близок - это монашенка-компаньонка; управлял домом некто Александр Васильевич, старообрядец. Всеми делами ведал адвокат Александр Федорович Дерюжинский» (А.Ф.Родин)

Коншины и их гости на крыльце дачи Коншиной Александры Ивановны в Бору близ Серпухова
Первый раз Коншины перестроили особняк в 1867 году.

В 1910 г. особняк перестраивает архитектор Гунст, после чего дом 72-летней Коншиной превратился в один из самых шикарных особняков в Москве.
Выбор пал на талантливого московского зодчего и художника не случайно. Гунст, окончивший в 1898 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества, находился в расцвете творческих сил и был уже известен крупными работами: вместе с Л.Н.Бенуа он возвел монументальное здание Первого Российского страхового общества на углу Б.Лубянки и Кузнецкого моста, проектировал фешенебельные особняки на улицах Погодинской и 1-й Мещанской. Репутация Гунста в мире искусства упрочилась благодаря основанию им Классов изящных искусств, в которых преподавали архитектор Федор Шехтель, художники Исаак Левитан, Николай Крымов, скульптор Сергей Волнухин и другие известные деятели искусства. Анатолий Осипович был всесторонне одарен. Увлекался не только живописью, но и художественной фотографией (его работы были удостоены премий на Всемирной выставке в Париже), был своим человеком в театральном мире.

После перестройки стоимость владения оценивалась в 193.193 рубля, в том числе двухэтажного особняка - 92.802 рубля. На первом и втором этажах было по 15 комнат. На втором этаже помещались парадные, а также комнаты хозяйки и 2 комнаты для ее прислуги. Общая площадь каждого этажа составляла около 800 кв. метров.
Александра Ивановна Коншина ликвидирует промышленное предприятие, продает фабрику братьям мужа, живет же она здесь, в своем доме.

Один из невольных вопросов, возникающих по поводу перестройки этого здания: почему Александра Ивановна Коншина, находясь в столь пожилом возрасте (ей было 77 лет), перестраивает себе это роскошное здание.



Весьма правдоподобным является следующее предположение; дом, построенный в 1867 г., вряд ли мог обветшать за 40 лет, хотя со стороны Мертвого переулка дал трещину, но Дерюжинский, ее доверенный, приглашает известного в Москве архитектора Анатолия Оттовича Гунста и заказывает ему разрушить старый дом и построить новый, но по плану прежнего.



Гунст проектировал особняк с большим размахом, не стесняясь в средствах. Благодаря этому его творение по праву заняло место в ряду самых роскошных построек, которыми ознаменовалось в Москве начало ХХ столетия. Зодчий тактично сохранил ясную соразмерность объема здания - удачного образца неоклассицизма.

Главный фасад акцентирован шестью плоскими пилястрами ионического ордера и фронтоном. Однако в мелкой декоративной лепнине фриза, обрамления окон прослеживается влияние эклектики. Дом выходит в сад с беседкой, огороженный со стороны улицы высоким каменным забором с арочными нишами, балюстрадами и вазами наверху. Пилоны парадных ворот украшают скульптуры львов.




Со стороны переулка на стене особняка барельефное панно в стиле модерн.


Наиболее эффектно выглядят интерьеры дома, в создании которых архитектор проявил себя как крупный мастер.

Особенно роскошен Зимний сад (ныне - парадная столовая) с остекленным эркером и световым фонарем, эффектно отделанный объем которого был встроен со двора.


Мрамор был выписан из Италии, бронзовые украшения - из Парижа. Громадное стекло было заказано также в Италии. Его везли в Москву в специально оборудованном вагоне. Вставить этот «уникум» на уготовленное для него место можно было только в процессе строительства.

Мраморные скульптуры были получены из Парижа - о чем на скульптурах имеется пометка.

Прекрасно представляя, что пресыщенную московскую публику удивить непросто, Александра Ивановна выбрала стиль классической роскоши.

Богатая лепнина потолков, причудливые люстры, изумительный наборный паркет (в ряде помещений сохранившийся до сих пор) - всё это давало благочестивой вдове ощущение праздника в последние четыре года ее жизни.

Бальную залу отделяла от музыкального салона колоннада, и таким образом можно было устраивать настоящие большие концерты. Для любителей покурить были устроены "мужские кабинеты" с комфортными диванами и приглушенным светом.


Дом Коншиной был начинен всякой современной техникой - водопроводом и канализацией, и даже специальной системой вытяжных пылесосов через вентиляционные отверстия. Эти новинки в обустройстве жилья были приманкой для многочисленных гостей. С шиком была устроена ванная (сантехнику, по традиции, привозили из Англии) - как и в других богатых особняках, здесь имелось специальное устройство для подогрева простыней, в которые оборачивались после водных процедур.

Бронзовые украшения привезли из Парижа, Стекла и мрамор, скульптуры из Италии, электротехнику из Британии. Освящение особняка происходило на именины хозяйки, 23 апреля 1910 года.


А.И.Коншина была старообрядкой, при ее доме всегда держали открытый стол для странников, старообрядцев-приезжих, нищих. Угощая прямо в столовой, Коншина перед началом трапезы приглашала всех в домовую моленную, бывшую рядом со столовой.