Проза Ф. М. Достоевского, несомненно, являлась новаторской, что признавали и его современники, и потомки. Прочитав первые его произведения, Белинский предсказал появление нового гениального писателя, о двойничестве в творчестве Достоевского писал
И. Анненский, об идее Раскольникова и ее несостоятельности - Ю. Карякищ Для меня прочтение Достоевского во многом связано с работой Бахтина «Особенности поэтики Достоевского», написанной в 1929 году. Некоторые характерные черты, увиденные им в мировой культуре (в частности, в книгах Рабле), играют важную роль в стилистике автора «Преступления и наказания».
Одна из главных особенностей произведений Достоевского - это то, что персонажи являются героями-идеологами. Так, например, Родион Раскольников увлечен теорией, суть которой в разделении людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». О том, что «мы все глядим в Наполеоны», писал еще Пушкин, однако дело главного героя романа «Преступление и наказание» приобретает уродливую форму: он убивает «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную старушонку» с якобы гуманной целью - спасти людей от смерти, бесчестья, голода. Почти все герои Достоевского имеют свои идеи и реализуют их: «Свидригайлов и Лужин живут по принципу «все позволено», Сонечка Мармеладова искренне верит в бога, любит людей и не позволяет себе судить их. С изображением героев-идеологов связано и создание Достоевским особого романа, названного впоследствии полифоническим, в основе которого лежит не столкновение людей между собой, а конфликт идей. Поэтому одним из широко применяемых автором приемов является антитеза. Противопоставление заложено в названии романа «Преступление и наказание». В центре его мы видим столкновение якобы гуманной идеи Раскольникова и подлинной любви к людям Сони. Но есть и более глубокий конфликт: внутри самого главного героя (между его человечностью и надуманной, противоестественной философией).
Подобный прием автор использует в «Записках из подполья», где герой все время спорит с вымышленным оппонентом, где превращает его монолог в диалог. Не случайно книга Ю. Карякина называется «Самообман Раскольникова». Идеи в романе развиваются, сталкиваются, доходят до своего конечного выражения, проходя пробу на прочность, и либо опровергаются, либо оказываются верными. Полтора месяца Родион обдумывает свою теорию, проверят ее на практике, убивая старуху, и отрекается от нее, встает на путь покаяния после болезни и увиденного им апокалипсического сна - доведенного до абсурда выражения своей идеи.
В связи с тем что авторский голос в романе практически отсутствует, окружающий мир изображается в воспитании героев. Как и в повести «Бедные люди», мы не видим ничего из описанных событий непосредственно глазами автора. Даже гоголевскую «Шинель» и пушкинского «Станционного смотрителя» мы оцениваем с позиции Макара Девушкина. Крайне субъективным и тем более характеризующим героев отображением действительности являются сны. Достоевский интуитивно осознал это раньше, чем изучением подсознания занялись психологи. В первом болезненном сне мы видим, что природа Раскольникова противится насилию еще тогда, когда он отказывается признаться себе в этом наяву.
Полифонизм появляется и присутствует в романе на лексическом уровне. Например, в слове «проба» заложено диалоговое начало. Автор употребляет его в значении проверки Раскольниковым себя на сильную личность, и как часть действия, сюжета романа, и в смысле испытания идеи на прочность.
Интересна и еще одна выделенная Бахтиным особенность поэтики Достоевского - амбивалентность, то есть соединение противоположного (жизни и смерти, гуманизма и презрения к людям, любви и ненависти). Множество противоречий уживается в натуре Раскольникова. Желая спасти пьяную девочку от франта на бульваре, он многократно меняет свое решение. «Двадцать копеек мои унес, - злобно проговорил Раскольников, оставшись один. - Ну пусть и с того тоже возьмет, да и отпустит с ним девочку, тем и кончится... И чего я ввязался тут помогать? - Бедная девочка!.. - сказал он, посмотрев в опустевший угол скамьи. - Очнется, поплачет, потом мать узнает...» Амбивалентность проявляется и в изображении Сони. Несомненно, она является жертвой, что предполагает бессилие и покорность, но Сонечка - спаситель: она помогает Раскольникову встать на путь покаяния. Ее вера оказывается сильнее цинизма и презрения Родиона. Противоречие заложено и в изображении Петербурга. Как писал Пушкин:
Город пышный, город бедный.
Дух неволи, стройный вид...
Иногда среди грязного, душного, зловонного Петербурга Раскольников видит необычайно красивый пейзаж. «Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение».
Интересно, что в сложном, во многом трагическом романе Достоевского Бахтин выделил еще одну особенность - принцип кар- навализации. После похорон Мармеладова Катерина Ивановна идет на улицу с детьми требовать справедливости. «Катерина Ивановна, в своем стареньком платье, в драдедамовой шали и в изломанной соломенной шляпке, сбившейся безобразным комком на сторону, была действительно в настоящем исступлении... Она бросалась к детям, кричала на них, уговаривала, учила их тут же при народе, как плясать и что петь, била их».
Форма произведений Достоевского неразрывно связана с их содержанием. Именно в силу того, что в центре произведений писателя стоит столкновение вечных идей, они остаются такими актуальными. Возможно, ни один автор XIX века не повлиял так сильно на формирование литературы XX столетия. Вопросы гуманизма, возможности насильственного счастья для всех, права встать по ту сторону добра и зла, поднятые Достоевским в «Преступлении и наказании», «Братьях Карамазовых», «Бесах», стали главными для таких писателей, как Платонов, Замятин, Булгаков, Оруэлл, Хаксли, Василь Быков, Чингиз Айтматов.
Вследствие того что в центре романа Достоевский поставил необычный конфликт - идеологический, создается и особого рода роман, названный Бахтиным полифоническим. В нем сталкивается множество равноправных идей, ни одна из которых не утверждается автором как единственно верная. Напротив, Достоевский далек от догматизма. Все теории убедительны. Философия Раскольникова не только следствие его болезни, она - порождение действительности, она «витает в воздухе». Созвучный своим мыслям разговор он слышит еще тогда, когда его идея только зарождается. Автор не является судьей, его собственный голос звучит не громче голосов героев романа.

27. «Фантастический реализм» («реализм в высшем смысле») и особенности творческого метода Ф. Достоевского.

Вопрос о том, какого творческого метода придерживался Ф.М. Достоевский, до сих пор остается неразрешенным. Современная Достоевскому критика исключала его из сферы реализма, отказывая ему в художественности и даже в психологизме: автор “не умеет поймать и обрисовать душу персонажа в ее объективных проявлениях” Марков Е. Критические беседы //Русская Речь, 1879, №12.с. 269. Кроме того, исследователи, в том числе Н. Страхов, отмечали отсутствие предметных деталей, характерных для реалистического метода. Они сопоставляли романы Достоевского с русской и западноевропейской прозой. Романы О. Бальзака, Г. Флобера, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого были насыщены бытом, их герои были узнаваемы, “вживлены” в реальное течение жизни, в то время как у Достоевского детали единичны, и служат они не столько оживлению картины и персонажа, сколько чему - то другому, выступая как самостоятельный смысловой элемент, значимый для всей художественной целостности произведения (топор Раскольникова или нож с оленьими черенками в “Идиоте”), или усиливающий эмоциональный тон эпизода (косыночка и чулки Катерины Ивановны, которые пропил Мармеладов).

В связи с этим, они утверждали, что Достоевский не кто иной, как романтик (или отчасти романтик), аргументируя это тем, что действие в его произведениях не развивается медленно и спокойно, в отличие от романов Тургенева и Толстого, а “совершается лихорадочно, зигзагообразно… неожиданно для персонажей” Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М.-Л, 1964. с. 126, тем, что центральные образы романа и их поступки долгое время остаются загадкой для читателя, и, наконец, тем, что на центральное место выдвигаются “фантастические”, “роковые” страсти и преступления, что очень характерно для романистов - романтиков. Достоевский комментировал подобные высказывания следующим образом: “Совершенно иные я понятия имею о действительности и реализме, чем наши реалисты и критики. Мой идеализм реальнее ихнего. Господи! Порассказать толково то, что мы все, русские, пережили в последние 10 лет в нашем духовном развитии, - да разве не закричат реалисты, что это фантазия! А между тем это исконный, настоящий реализм! <…>Ихним реализмом сотой доли реальных, случившихся фактов не объяснишь. А мы нашим идеализмом пророчили даже факты. Случалось!” Письмо А.Н. Майкову из Флоренции, 11/23 декабря 1868 года, А. 28(II).с. 329 Так или иначе, но большинство литературоведов все - таки относило творчество Достоевского к реалистическому методу, хотя и отмечая “особость” его реализма. Для определения своеобразия творчества писателя исследователи даже вводили новую терминологию: “идеал - реализм” (Вячеслав Иванов), “Экспериментальный” или “опытный реализм” (Д.Н. Овсянико - Куликовский) и, наконец, “фантастический реализм

Целью Достоевского было вывести сферу подсознания, где правят смутные эмоции и инстинкты, в мир жизненного действия. Его автор “Преступления и наказания” называл “фантастическим”. Фантастический реализм Достоевского предстает в двух слагаемых. “Реализм”- оттого, что это верно соответствует психологии бытия человека. “Фантастический” - оттого, что скользящие тени в текущей жизни Достоевский представил как явь.

В жизни люди говорят и ведут себя иначе, чем говорят и поступают в романах Достоевского. Но они так думают наедине с собой, инстинктивно так чувствуют. И этот мир тайных эмоций писатель выводит в свет как неоспоримую реальность. И будто не люди разговаривают, а общаются их души, спорят их идеи. В будущем оказалось, что разговоры эти не были выдуманы Достоевским: идеи, мысли, инстинкты и эмоции стали нагляднее и острее отзываться в действительности XX века - в образе жизни, социальных конфликтах, эксцессах уголовной хроники.

Другая важная особенность фантастического реализма Достоевского - это смещение границ реального и фантастического, невозможность порой отделения действительности от “сновидений, фантазий, состояния полудремы, писем, статей, книг, теорий, истинных, ложных и искаженных утверждений, Священного Писания, конфликтующих и диссонирующих голосов других, всех отголосков…”

Достоевский на деле утверждал право художника-реалиста создавать произведения фантастических жанров. Им самим созданы фантастические произведения - повести «Двойник», «Крокодил», рассказы «Бобок», «Сон смешного человека», «Влас», «Мальчик у Христа на елке». Их высокие эстетические достоинства доказывают плодотворность этих художественных опытов. Столь же активно Достоевский использует фантастические образы и мотивы в своих строго реалистических произведениях, романах-трагедиях. И это предпринималось не как причуда или каприз художника, а с далеко идущей целью - создание второго сюжетного плана содержания, взаимодействующего с первым, основным. Подобная усложненная структура произведения и определила принципиально новое качество прозы писателя, именуемой им как «реализм в высшем смысле».

Столь серьезно обоснованный подход к художественной образности позволяет осознавать фантастическое как закономерную и равноправную категорию эстетики.

Формы фантастического в творчестве Достоевского разнообразны. В качестве главных необходимо указать следующие:

5. Фантастический жанр прозы. К нему принадлежат созданные писателем повесть «Двойник» и ряд рассказов. Жанровая природа этих произведений контаминационная. Она включает в себя существенные элементы традиционного реализма. Это вид фантастики в творчестве писателя не явился особенно продуктивным. Объяснение этому можно увидеть в излишне резком неприятии критикой этих произведений, с чем автор не мог не считаться.

6. Фантастические сны занимают особенно большое место в поэтике Достоевского. Таковы четыре сна Раскольникова, сны Свидригайлова, Ставрогина, Версилова, «Сон смешного человека» и другие. Как правило, фантастические сны являются вторым планом основного содержания и находятся с ним в сложном сюжетном взаимодействии, поясняя или усиливая его. Подобного рода фантастика может быть определена как психологическая по своей содержательной функции.

7. К философской фантастике может быть отнесена поэма, сочиненная Иваном Карамазовым, «Великий инквизитор», раскрывающая одну из важнейших составляющих проблематики романа «Братья Карамазовы».

8. К видам фантастической образности могут быть также отнесены кошмары, бред некоторых персонажей, евангельские и легендарные сюжеты и эпизоды.

В свое время Достоевскому до­велось услышать немало упреков в свой адрес: почему он изобра­жает жизнь в столь резких столкновениях, конф­ликтах, даже катастрофах, не слишком ли он жес­ток в своем восприятии действительности, не много ли в его романах элементов случайности и т. д. В конечном счете вопрос ставился так: можно ли назвать Достоевского реалистом, т. е. писателем, правдиво отражающим действительность?
В конце 1868 г. Достоевский писал А. Н. Май­кову: “Совершенно другое я понятие имею о дейст­вительности и реализме, чем наши реалисты и кри­тики. Мой идеализм – реальнее ихнего. Господи! Пересказать толково то, что мы все, русские, пере­жили в последние 10 лет в нашем духовном разви­тии, – да разве не закричат реалисты, что это фантазия! А между тем это исконный, настоящий реализм! Это-то и есть реализм, только глубже, а у них мелко плавает”.
Спустя несколько месяцев Достоевский обраща­ется с той же мыслью в письме к Н. Н. Страхову: “У меня свой особенный взгляд на действительность (в искусстве – авт.), и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного. Обыденность явлений и казенный взгляд на них, по-моему, не есть еще реализм, а даже напротив”.
Самооценка Достоевского справедлива. Представ­ление об искусстве как унылом копировании обы­денной действительности ему всегда было чуждо. Он признавал себя реалистом, но в особом смысле. Свой реализм писатель называл “фантастическим”, но не потому, что он противостоял реальной дейст­вительности, а потому, что был основан на обо­стренном внимании к наиболее сложным и проти­воречивым формам бытия и общественного созна­ния, самым запутанным, “фантастическим” явлениям духовной жизни человека.
Об американском писателе Эдгаре По Достоев­ский писал: “Он почти всегда берет самую исклю­чительную действительность, ставит своего героя в самое исключительное внешнее или психологическое состояние и с какою силою проницательности, с какою поражающею верностью рассказывает он о состоянии души этого человека”. Эти соображения вполне можно отнести и к творчеству гениального русского писателя.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. С топографической точностью воссоздает Достоевский реалии города, где живут и страдают его герои. Эта журналистская конкретность идет от традиций “натуральной школы”. Достоевский, внутренне близкий этому течению, навсегда сохранил особый социализированный взгляд на действительность и ее противоречия. Но было в “натуральной Read More ......
  2. Достоевский-критик в “Дневнике писателя” восстановил в памяти портреты “старых людей” – Белинского и Герцена. Он назвал Белинского “самым торопившимся” русским человеком, т. е. жаждавшим скорейшего обновления жизни в отечестве. Четырежды выступал Достоевский в защиту своих молодых убеждений, подчеркивая, что “мы, Read More ......
  3. Идеи меняются, сердце остается одно. Ф. Достоевский “Записки из Мертвого дома”, вернули Достоевского в живые ряды первозначных писателей. В них наиболее непосредственно слились в художественное единство опыт жизни Достоевского и его писательский дар. Здесь вызревали зерна его будущих великих романов, Read More ......
  4. Говоря о социально-гуманитарной линии творчества Достоевского, следует отметить, что образы униженных, “маленьких” людей широко представлены в его произведениях разных периодов. Образы эти ярко обрисованы в “Записках из Мертвого дома”, “Униженных и оскорбленных”, “Преступлении и наказании” и др. Достоевский и тут Read More ......
  5. Становление французского реализ­ма, начиная с творчества Стенда­ля, происходило параллельно с дальнейшим разви­тием во Франции романтизма. Показательно, что первыми, кто выступил с поддержкой и в основном позитивно оценил реалистические поиски Стендаля и Бальзака, были Виктор Гюго (1802-1885) и Жорж Санд (1804-1876) Read More ......
  6. Из произведений раннего периода творчества Ф. М. Достоевского мною были прочитаны такие повести, как “Елка и свадьба”, “Белые ночи”, “Маленький герой”, “Мальчик у Христа на елке”. И хотя они составляют лишь незначительную часть всего творческого наследия Достоевского, уже по этим Read More ......
  7. Знакомство с творчеством Достоевского прежде всего дало мне любимого писателя, а любимая книга – это всегда друг и наставник, и новое открытие. Так что приобрела я сразу очень много, что наверное хватит на всю жизнь. Прежде чем впервые взять в Read More ......
  8. В напряженной и трагической реальности романа Достоевского, как шелуха, отброшены бытовые реалии нашего существования: должности, профессии, приятельства и неприязни. Автор не нагнетает “ужасы” – его самого страшит потерянность человека в мире: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Read More ......
Фантастический реализм Достоевского

Говоря о Федоре Михайловиче Достоевском, необходимо сразу сказать о двойственности, противоречивости писателя. С одной стороны - протест против социальной несправедливости, которую автор видел повсюду, против угнетения человека человеком, против власти денег; с другой - проповедь смирения, вера в примирение всех противоречий с помощью христианской религии.

Эту двойственность можно обнаружить во всех произведениях Федора Михайловича, но особенно ярко она проявилась в романе «Униженные и оскорбленные», написанном в 1861 году. К этому времени Достоевский глубоко познал социальную несправедливость, царящую в обществе, изучил быт и нравы среднего класса - мелкого чиновничества и мещанства, особенно же представлял себе жизнь социальных низов - городской бедноты. Это отразилось в мировоззрении и творчестве писателя.

А. В. Луначарский отмечал, что социальное положение Достоевского, загнавшее его в общественные низы, давшее ему отведать горечь существования униженных и оскорбленных, вместе с его необыкновенной чуткостью, способностью страдать и сострадать не могли не толкнуть его в молодости на путь достаточно яркого протеста, на путь мечтаний о «радикальной реформе всего общественного уклада». Роман «Униженные и оскорбленные», отнесенный критиками к «натуральной школе», отражает боль писателя о человеке, который признает себя не в силах или даже не вправе быть человеком, настоящим, самостоятельным, уверенным в себе.

Именно униженные обществом, оскорбленные самыми близкими и, казалось, родными, герои Достоевского страдают и мучаются, плачут и переживают, пытаются найти выход из заколдованного круга, а его и нет. Действие романа происходит в величественном и прекрасном городе - Санкт-Петербурге. Но мы видим лишь грязные подворотни, квартиры, подобные «сундукам», крутые темные лестницы. Невежество и страх царят в этих темных углах. Невозможно себе представить, что здесь может родиться творчество.

Начинающий литератор Иван Петрович ради денег наскоро «портит» свои повети, отказываясь от неторопливого писания, он сломлен физически и морально. Вообще на страницах произведений Достоевского нет здоровых людей. Все страдают какими-то недугами, постоянно больны. И это вполне закономерно, если учесть условия их жизни. Подавленные морально, они и физически не выдерживают условий жизни. Гибнут в нищете и горе старик Смит, Нелли, ее мать, Иван Петрович. Достоевский полностью на стороне этих несчастных, уставших от жизни, ждущих смерти как избавления. Писатель-гуманист уверен, что земные страдания вознаградятся им в будущем, в ином мире. Но он не может смотреть равнодушно на муки людей. И помимо воли писателя выступает его протест на несовершенство общества, живущего не по Божеским законам.



Продолжая традиции А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, Достоевский своим творчеством боролся против зла, нищеты, духовного и физического вырождения человека. В романе «Униженные и оскорбленные» писатель дал точнейшие психологические характеристики русских типажей несчастных и обездоленных людей. Это и разоренный собственной дочерью старик Смит, умерший одиноким, под забором, гордо отвергнув раскаявшуюся дочь. И Наташа Ихменева, доходящая в самоотверженной любви до исступления; и Иван Петрович, все понимающий и всех прощающий ради любимой. Достоевский здесь страстно проповедует покорность, доводя ее до абсурда.

Писателю не хочется отказываться от своей любимой идеи, но временами он увлекается реалиями жизни и изображает страстных «борцов», бунтующих против несправедливости, царящей в мире. И это страшный бунт, так как исходит от самых слабых, обездоленных. Они гибнут в своем неприятии несправедливости общественного уклада, но их вызов, брошенный в толпу, зовет за собой остальных. Так, помимо своей воли писатель-гуманист Ф. М. Достоевский зовет к протесту, неприятию тех законов, по которым живет буржуазное общество.

Особенности реализма Достоевского:

· Диалогизм повествования. Всегда присутствует спор и защита своей позиции (Иван и Алеша Карамазовы в «Братьях Карамазовых», Шатов и Верховенский в «Бесах», Раскольников и Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании», князь Лев Николаевич Мышкин и остальное общество в «Идиоте»)

· Соединение философской основы с детективом. Везде есть убийство (старухи-процентщицы в «Преступлении и наказании», Настасьи Филипповны в «Идиоте», Шатова в «Бесах», Федора Павловича Карамазова в «Братьях Карамазовых»). За это критики все время упрекали писателя.



· По поводу реализма Достоевского говорили, что у него «фантастический реализм». Д. считает, что в исключительных, необычных ситуациях проявляется самое типическое. Писатель замечал, что все его истории не выдуманы, а откуда-нибудь взяты. Все эти невероятные факты – это факты из действительности, из газетных хроник, с каторги, где Достоевский провел в общей сложности 9 лет (1850-1859, с 1854-59 служил рядовым в Семипалатинске) и куда его сослали за участие в кружке Петрашевского. (Сюжет «Братьев Карамазовых» построен на реальных событиях, связанных с судебным разбирательством над мнимым «отцеубийцей» омского острога поручика Ильинского)

· В «Дневнике писателя» Достоевский сам определил свой метод как «реализм в высшей степени». Д. изображает все глубины души человека. Самое интересное – это найти человека в человеке при полном реализме. Чтобы показать истинную природу человека надо изобразить его в пограничных ситуациях, на краю бездны. Перед нами предстает пошатнувшееся сознание, заблудшие души (Шатов в «Бесах», Раскольников в «Преступлении и наказании»). В пограничных ситуациях раскрываются все глубины человеческого «я». Человек находится во враждебном ему мире, но без него он не может жить.

· Энгельгардт предложил назвать роман Достоевского идеологическим романом, т.к. в его романах присутствует конфликт идей. Сам Д. называл этот конфликт «pro et contra», имеется в виду «за» или «против» веры. В художественном пространстве романов Д. обычно присутствует конфликт 2-х идей: Раскольников – Соня Мармеладова; старец Зосима – Иван Карамазов.

· Вячеслав Иванов, определяя новую жанровое своеобразие романа Достоевского, назвал его произведения романом – трагедией, т.к. в его романах показана трагедия личности, одиночество, отчуждение. Перед героем всегда стоит проблема выбора, и ему самому надо решать, по какому пути он пойдет.

· Михаил Михайлович Бахтин, определяя структурную особенность романов Достоевского, говорит о полифонии (многоголосье). Полифонический роман Д. теперь противостоит ранее господствовавшему в русской литературе монологическому роману, где преобладал голос автора. А у Достоевского голоса автора не слышно, он находится наравне со своими персонажами. Звучат лишь голоса персонажей, им автор дает высказаться до конца. Позиция самого автора просматривается через высказывания его любимых героев (Алёша Карамазов, князь Мышкин). Никаких авторских отступлений, как у Льва Николаевича Толстого мы здесь не встретим.

· Д. изображает не просто человека, а его самосознание, герой его интересует как одна из точек зрения на мир и на самого себя. У Д. герой сам все говорит о себе.

· По словам Бахтина, герои Достоевского внутренне не завершены. В человеке есть что-то такое, что только сам он может открыть в свободном акте самопознания. Заметим, что излюбленной формой Достоевского была форма исповеди.

· Оскар Уайльд говорил, что «главная заслуга Достоевского в том, что он никогда не объясняет своих персонажей полностью, и герои Достоевского всегда поражают тем, что они творят или делают, и таят в себе до конца вечную тайну бытия». Это как раз соотносится с тем, что Д. называл «реализмом в высшей степени».

Касаясь философских взглядов писателя, следует отметить, что Достоевский видел два пути совершенствования человека:

1.кровавый революционный (Раскольников, Иван Карамазов, Пётр Верховенский). Это путь бездны, атеизма, Достоевский его отвергает. Каждый из этих героев – человекобог, он присваивает себе функцию Бога, они возомнили себя Наполеонами (как Великий инквизитор в «Братьях Карамазовых»). Это разрушительный путь.

2.путь любви. Для изменения мира нужно отказаться изменить мир. Нужно изменять не общество, а человека. Люди должны стать братьями. В мир нельзя вторгаться мечом и кровью, человек должен сам прийти к необходимости любви, но это непростой путь. Люди должны преклониться перед Богом, стать Богочеловеком (а не человекобогом) через смирение и терпение.

Удивительно, что Достоевский, будучи, пожалуй, самым национальным среди наших классиков, в то же время лучше всех других русских писателей известен в мире. Почему так? «Я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой», – писал он о себе. А что волнует каждого человека, способного заглянуть в такие глубины? Зачем я явился в этот мир и по каким законам он устроен; в чем смысл человеческого бытия; что ждет меня после смерти? Вот об этом и пишет Достоевский. У него был опыт, недоступный почти никому из нас, – переживание близости неминуемой смерти. Участников революционного кружка, возглавляемого Михаилом Петрашевским, среди которых был и Достоевский, приговорили к смертной казни. Осужденных привезли на плац, первую тройку привязали к столбам и надвинули на головы им капюшоны, прозвучала команда «На прицел!» – и лишь после этого был прочитан окончательный приговор: разные сроки каторжных работ. Казнь оказалась всего лишь инсценировкой. Вечером того же дня, перед отправкой на каторгу, Достоевский писал брату: «Быть человеком между людьми, не уныть и не пасть – вот в чем жизнь, в чем задача ее (...) On voit le soleil! (видно солнце! – фр.)».

Главным в его романах является диалог – диалог человека со своим вторым «Я», диалог персонажей друг с другом, утверждал философ . А главный вопрос всякого диалога – вопрос об устройстве мира, где даже такой «положительно прекрасный» человек, как князь Мышкин, не может спасти всех: спасая одного, он неизбежно бросает на произвол судьбы другого…

Одно из открытий Достоевского заключается в том, что мы совсем не всегда действуем по законам рассудка и истины, даже прекрасно зная их: «И с чего это взяли все эти мудрецы, что человеку надо непременно благоразумно выгодного хотенья? Человеку надо – одного только самостоятельного хотенья, чего бы эта самостоятельность ни стоила и к чему бы ни привела». Значит, попытки рационально устроить общество обречены? «Ясно и понятно до очевидности, что зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-социалисты, что ни в каком устройстве общества не избегнете зла, что душа человеческая останется та же, что ненормальность и грех исходят из нее самой…» Непрочным будет общество, где человек не мог бы делать зла, – он всегда найдет для этого и повод, и возможность. Нужно, чтобы человек мог, но сам не хотел делать зла. А для этого надо найти и увидеть человека – и в самом себе, и в ближнем. Увидеть в нем брата по человечеству.

Его даты

  • 11 ноября 1821 Родился в Москве в семье штаб-лекаря Мариинской больницы.
  • 1846 Выходит в свет первое произведение – роман «Бедные люди».
  • 1849 За участие в кружке Петрашевского сослан на каторжные работы в Омский острог.
  • 1854 В возрасте 33 лет выходит на свободу и служит солдатом, а потом офицером в Семипалатинске.
  • 1859 Ему разрешено вернуться в Центральную Россию.
  • 1864 Умирают первая жена Марья Дмитриевна и брат Михаил, выходят в свет «Записки из подполья».
  • 1866 Первый роман великого пятикнижия – «Преступление и наказание».
  • 1867 Женитьба на Анне Григорьевне Сниткиной, отъезд на несколько лет за границу.
  • 1880 «Братья Карамазовы»; речь на Пушкинском празднике в Москве.
  • 9 февраля 1881 Скончался в своей квартире в Санкт-Петербурге.

Карен Степанян, доктор филологических наук, вице-президент российского Общества Достоевского, автор монографии «Явление и диалог в романах Ф. М. Достоевского» (Крига, 2010).

Его взгляд на мир

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать (...); я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Эта мысль 17-летнего Достоевского прозвучит потом и в речи о Пушкине, который унес с собою в гроб «...великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем». Нравственность – нечто большее, чем честное поведение. Того, кто сжигает еретиков, нельзя признать нравственным, пусть даже он действует в соответствии со своими убеждениями: «это лишь честность (русский язык богат), но не нравственность».

Ответ на вопрос «Какая красота спасет мир?» есть в черновиках к роману «Бесы»: «Мир спасет красота Христова». Почему он остался в черновиках? Потому что Достоевский никому ничего не навязывал, полагая, что каждый должен прийти к истине сам.

«Быть одному – это потребность нормальная»

«Я скажу Вам про себя, что я – дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить (...) И, однако же, бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил в себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной. Но об этом лучше перестать говорить. Впрочем, не знаю, почему некоторые предметы разговора совершенно изгнаны из употребления в обществе, а если и заговорят как-нибудь, то других как будто коробит? Но мимо об этом. (...) Вот уже очень скоро пять лет, как я под конвоем или в толпе людей, и ни одного часу не был один. Быть одному – это потребность нормальная, как пить и есть, иначе в насильственном этом коммунизме сделаешься человеконенавистником. Общество людей сделается ядом и заразой, и вот от этого-то нестерпимого мучения я терпел более всего в эти четыре года. Были и у меня такие минуты, когда я ненавидел всякого встречного, правого и виноватого, и смотрел на них, как на воров, которые крали у меня мою жизнь безнаказанно. Самое несносное несчастье – это когда делаешься сам несправедлив, зол, гадок, сознаешь все это, упрекаешь себя даже – и не можешь себя пересилить. Я это испытал».