Совместный проект с НПО «Информсистема»

Людмила Левова,
Сергей Ефремов, Ирина Кузина

Школа «МАРК»

Практикум для начинающих пользователей АИБС «МАРК-SQL – версия для школьных библиотек»

Архитектура клиент-сервер – архитектура распределенной вычислительной системы, в которой приложение делится на клиентский и серверный процессы. При использовании этой архитектуры, как и при централизованной обработке информации также необходимо наличие центрального компьютера – сервера . Клиентские компьютеры запрашивают у сервера необходимые данные, выполняют их обработку и отсылают обратно. В архитектуре «клиент-сервер» прикладная часть информационной системы выполняется на рабочих станциях, а на стороне сервера осуществляется доступ к базе данных, прикладная обработка данных, поступающих от пользователя и/или из базы данных. Большинство современных сетевых продуктов созданы с использованием архитектуры «клиент-сервер».

Сервер – компьютер сети, на котором размещены различные данные, программные модули, информационные ресурсы и специальные программы, обеспечивающие доступ к данным из локальной и глобальной сети. Сервер работает по заданиям клиентов и управляет выполнением их заданий. После выполнения каждого задания сервер посылает полученные результаты клиенту.

Сеть – несколько компьютеров, соединенных вместе, что позволяет совместно использовать ресурсы и обмениваться информацией.

Интернет – глобальная компьютерная сеть. Доступ к сети Интернет дает возможность получать сведения из огромного количества источников, связываться с любым человеком, независимо от того, где он проживает.

Формат –способ расположения и представления данных на носителе информации. Запись в MARC формате. Термин MARC представляет собой акроним названия системы Machine-Readable Cataloging record. Запись MARC – это машиночитаемая каталогизационная запись. Термин «машиночитаемая» означает, что особый тип машины, компьютер, может читать и интерпретировать данные каталогизационной записи. Понятие «каталогизационная запись» означает библиографическую запись или информацию, традиционно представленную на каталожной карточке. Фактически MARC – это краткий и удобный термин для обозначения процесса маркировки любой части каталогизационной записи так, чтобы она могла быть обработана с помощью компьютера.

База данных (БД) – совокупность данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования ими, независимая от прикладных программ. Строго говоря, базой данных является специальным образом организованные один или группа файлов. Для работы с ними используется система управления базой данных (СУБД).

Согласно ГОСТу 7.73–96 Межгосударственный стандарт «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Поиск и распространение информации. Термины и определения» База данных – это набор данных, который достаточен для установленной цели и представлен на машинном носителе в виде, позволяющем осуществлять автоматизированную переработку содержащейся в нем информации.

Система управления базами данных (СУБД) – комплекс программ и языковых средств, предназначенных для создания, ведения и использования баз данных. СУБД обеспечивает:

· описание и сжатие данных;

· манипулирование данными: запись, поиск, выдача, изменение содержания;

· физическое размещение (изменение размеров записей, сортировку);

· защиту от сбоев, поддержку целостности данных и их восстановление;

· работу с файлами;

· безопасность данных.

Операционная система – это система, которая организует диалог пользователя с компьютером, управляет распределением и использованием ресурсов машины. Аппаратура персонального компьютера работает только совместно с операционной системой. Сегодня наиболее известная операционная система – Windows.

Интерфейс пользователя – набор средств диалога, взаимодействия программы (машины) с человеком. С помощью интерфейса человек управляет работой машины: выдает задания, отвечает на ее запросы, получает информацию о ходе работы программы. Организуется такое взаимодействие посредством основных элементов интерфейса пользователя: меню, диалогового окна, панели инструментов.

Меню – это список некоторых объектов (элементов), из которого необходимо сделать выбор. Отдельный элемент меню называется пунктом или командой . Каждая команда имеет краткое название на русском (или английском) языке, например: «файл», «сервис». Выбирая определенную команду, мы задаем для выполнения конкретную операцию.

Горизонтальное меню (строка меню, главное меню) – это вторая верхняя строка на экране с командами «файл», «правка», «вид» и т.д.

Ниспадающее меню набор команд, который появляется при нажатии на команды горизонтального меню. Например: при работе с файлами, нажимаем команду горизонтального меню «файл», появляется ниспадающее меню с перечнем возможных операций «создать», «открыть», «сохранить». Выбираем неободимую нам позицию.

«Горячие» клавиши. В ниспадающем меню напротив некоторых команд указаны английские буквы и цифры, например «сохранить Shift + F12». Это значит, что данную команду можно выбрать, нажимая указанную комбинацию клавиш. Так, команда «сохранить» может быть выполнена при одновременном нажатии клавиш Shift и F12.

Панель инструментов – набор символов (буквы, значки, рисунки) расположенные в верхних и нижних горизонталях экрана. Они имеют прямоугольную форму похожую на кнопку. Активируя их (нажимая на символ стрелкой курсора), мы задаем для выполнения различные задания: изменения шрифта, сохранение или создание нового документа, расположение текста на экране и т.д.

Диалоговое окно. На экране возникает окно, в котором находится поле для ввода информации. Диалоговое окно – это запрос на ввод определенных данных: имени файла, фрагмента строки, чисел и т.д. Часто поле ввода уже заполнено – вам сразу предлагается вариант возможного ответа. Существуют окна с несложными вопросами и кнопками для ответа «да», «нет».

Компакт-диск CD (Compact Disk) – небольшой оптический диск, информация с которого считывается лазером. Внешне CD представляет собой пластиковый диск диаметром 120 мм. Широко известны CD audio – компакт диски со звукозаписями. В зависимости от характера записи информации различают несколько типов дисков:

CD-ROM (Compact Disk-Read Only Memory – компакт-диск только для чтения) – диск, на котором записаны мультимедиа-данные и программы.

CD-R (Compact Disk Recordable – компакт-диск записываемый) – одноразовая запись данных на этот компакт-диск может сделать сам пользователь. Для этого он должен иметь и включить устройство, именуемое CD-рекордером . Запись осуществляется лучом лазера этого устройства.

CD-RW (Compact Disk – Rewritable – компакт-диск перезаписываемый) – информацию на этом диске можно перезаписывать, как на магнитном носителе.

Файл – совокупность данных, информации, записанная на магнитный диск. Файл является объектом, имеющим свое имя и являющимся основным элементом хранения данных в системе. В файлах хранится любая информация, которая может быть обработана компьютером. Пользователь может создать, редактировать, пересылать из одного устройства в другое и уничтожить файл.

Занятие 2
Автоматизированная информационно-библиотечная система (АИБС) «МАРК-SQL». Основные сведения о системе

Инсталляция пакета. Запуск системы. Модули. «Администратор», «Каталогизация», «Комплектование», «Поиск», «Абонемент»

Принципиальные особенности АИБС «МАРК-SQL»:

1. АИБС «МАРК-SQL» функционирует в архитектуре клиент-сервер .

2. АИБС «МАРК-SQL» разрабатывалась на основе принципа открытых систем . К свойствам, которыми обладают открытые системы, можно отнести:

· работу системы в мультизадачном режиме (многопользовательский режим работы с СУБД – системой управления базами данных);

· расширяемость: возможность добавления новых компонентов (функций) или изменение некоторых уже имеющихся компонентов при неизменных остальных функциональных частях информационной системы (ИС) и без повторной инсталляции (установки) всей информационной системы;

· масштабируемость: возможность адаптации информационной системы под любой размер фондов и количество пользователей;

· мобильность/переносимость: возможность переноса программ и данных из одной операционной среды в другую, возможность работы с различными СУБД;

· способность к взаимодействию с другими информационными системами – интероперабильность;

· дружественность к пользователю (графический многооконный интерфейс);

· модульность структуры;

· поддержка сетевых протоколов.

Минимальные требования

Процессор Pentium 450MHz и выше

Оперативная память 64 Мb и выше

Объем жесткого диска 6,5 Гb

Сетевой адаптер + (для работы в локальной сети)

Устройство для чтения CD-ROM +

Видеоадаптер SVGA

Манипулятор «мышь» +

Операционная система Windows 98/2000/XP

Установленный сетевой протокол TCP/IP

Для работы с БД через Интернет Web Server IIS

Основные автоматизированные рабочие места (АРМы) АИБС «МАРК-SQL»

АРМ «Каталогизация» – модуль, с помощью которого осуществляется создание и ведение электронного каталога, научная и техническая обработка поступивших изданий, ведение инвентарного и безынвентарного учета, формирование книги суммарного учета, формирование стандартных выходных форм и др.

АРМ «Абонемент» – модуль, где осуществляется запись и регистрация читателей, выполняется книговыдача литературы, определяются задолженности по литературе, обеспечивается формирование и печать статистических отчетов.

АРМ «Комплектование» – модуль, в котором реализуются функции по заказу и учету поступающей литературы, формированию отчетных бухгалтерских документов. АРМ «Комплектование» включает в себя подсистему «Книгообеспеченность», позволяющую проводить анализ состояния книгообеспеченности учебного процесса.

АРМ «Поиск» – модуль, с помощью которого пользователь производит поиск, просмотр и заказ нужной литературы.

АРМ «Администратор» – модуль, который осуществляет администрирование системы и баз данных, выполняет функции по адаптации системы к требованиям пользователей.

Технология работы в АИБС «МАРК-SQL»

АИБС «МАРК-SQL» обеспечивает комплексную автоматизацию всех библиотечных процессов. Поступившие в библиотеку издания отмечаются в АРМе «Комплектование». В АРМе «Каталогизация» вносится информация о них в Книгу суммарного учета (КСУ). Затем осуществляется постановка на учет, формирование инвентарной книги (при инвентарном учете), формирование учетной карточки (при безынвентарном учете). Создается полное библиографическое описание. Распечатываются стандартные выходные формы (каталожные карточки и др.).

Для комплектования литературы необходимо внести в базу данных библиографические описания с минимальным количеством полей. Это могут быть поля Заглавие, Авторы, Издательство, Дата издания, Место издания, Серия, Цена. Далее сформировать необходимые документы (например, Сводная ведомость), требуемые для заказа литературы в издательствах.

Установка на компьютер

Практические задания.

1. Установка АИБС «МАРК-SQL»

· Вставьте компакт-диск (CD) в дисковод.

· Программа автозапуска запустит программу установки Setup.exe АИБС «МАРК-SQL».

· Следуйте инструкциям, появляющимся на экране.

По умолчанию в результате установки система будет помещена в каталог: «C:\Program Files\Inform-Systema\MarcSQL \»

После инсталляции (установки) в каталоге...\Inform-Systema\MarcSQL образуются подкаталоги:

· BIN – системные и настроечные файлы;

· DB – базы данных, с которыми поставляется система;

· HELP – файлы с документацией по системе;

· HTML – шаблоны для создания экранных форм и выходных файлов;

· SQL – SQL-коды.

2. Запуск АИБС «МАРК-SQL»

Для запуска приложения АИБС «МАРК-SQL» выбрать меню (нижняя горизонтальная строка внизу слева) Пуск, затемпоследовательно нажать ® Программы ® Школьная библиотека ® АИБС Школьная библиотека.

В АИБС «MАРК-SQL» созданы три категории пользователя: Библиотекарь, Учитель, Читатель .

Для входа в систему пользователю с правами «Библиотекарь» необходимо ввести Имя «библ » , Пароль – «123 ». Для входа в систему пользователю с правами «Учитель» необходимо ввести Имя – «учитель », Пароль – «1 ». Для входа в систему пользователю с правами «Читатель» необходимо ввести Имя «читатель», Пароль вводить не надо. Если Вы не знаете Имя и Пароль для входа в систему, то нажмите кнопку Справка. В дальнейшем предоставляется возможность изменить Имя и Пароль пользователей.

Рис. 1. Вход в систему

Пользователю с категорией «Библиотекарь» доступны все АРМы. Пользователю с категорией «Учитель» доступны АРМы «Комплектование», «Каталогизация», «Поиск», «Абонемент» с ограничением некоторых функций внутри АРМов. Пользователю с именем «Читатель» доступен только АРМ «Поиск».

После входа в систему с категорией «Библиотекарь» появляется следующий экран:

Рис. 2. Основной экран

На самой верхней строке выдается информация об АРМе, в котором Вы в данный момент находитесь – Каталогизация. Вторая строка – основное меню программы. Третья и четвертая строка – кнопки для выполнения различных операций. Все команды в системе можно выполнять или с помощью команд меню, или нажатием кнопок, или с помощью «горячих» клавиш.

Занятие 3

АРМ «КАТАЛОГИЗАЦИЯ»

Знакомство с основными технологическими процессами, выполняемыми в АРМ «Каталогизация».

Функциональные возможности АРМ «Каталогизация»:

· Создание библиографических записей.

· Копирование документов.

· Сохранение документов.

· Режим редактирования документов.

· Удаление документов.

· Режим постановки на учет.

· Формирование и печать стандартных выходных форм учетных документов.

· Списание документов. Распечатка Акта списания.

· Формирование книги суммарного учета (КСУ).

· Формирование запросов на поиск.

· Поиск по словарям. Простой, расширенный, фиксированный поиск.

· Фильтры. Сортировка.

· Основные функции, выполняемые при групповой корректировке.

· Формирование и печать отчетных документов.

· Отчеты.

· Виды отчетных документов. Шаблоны. Формирование отчетных документов. Задание параметров. Просмотр созданных документов. Редактирование документов. Печать. Загрузка отчетных документов в WORD, Excel и др.

· Макрообъекты. Виды макрообъектов. Подключение макрообъектов в систему. Подключение к библиографическому описанию. Просмотр макрообъектов.

· Словари. Понятия о внешних и внутренних словарях. Создание внутренних словарей. Типы словарей. Определение разделителей в словарях. Алгоритмы для построения словарей.

· Импорт и экспорт записей. Импорт/экспорт в MARC-форматы. Выбор формата. Виды кодировок.

· Копирование записей в другую базу данных.

Теперь подробнее остановимся на каждом из этих пунктов.

АРМ «Каталогизация»

Практические задания

Запуск АРМ «Каталогизация».

Для активизации (запуска) АРМ «Каталогизация », необходимо выбрать в меню АРМ команду Каталогизация или щелкнуть на значке на панели инструментов. Теперь в этом АРМе мы будем учиться выполнять необходимые для библиотечной работы операции.

Создание документов

Рис. 3. Режим Словари

Для создания нового документа, в меню Документ необходимо выбрать команду Создать , или щелкнуть на значке на панели инструментов. На экране выведется диалоговое окно, содержащее список полей, которые следует заполнить. При двойном щелчке мыши на выбранном поле откроется диалоговое окно для редактирования. В него вводится вручную (набирается на клавиатуре) необходимая информация или выбирается уже готовая информация из словарей данной системы. Для использования словарей в Режиме Создания документов необходимо щелкнуть кнопку Словари. После появления диалогового окна редактирования, нужно выбрать необходимый словарь. Дважды щелкнуть левой кнопкой мыши выбранный словать и щелкнуть кнопку ОК .

Сохранение документов

Для сохранения документа в базе данных необходимо в меню выполнить команду Документ/Сохранить , или щелкнуть значок на панели инструментов. Для выхода из режима без сохранения документа щелкнуть левой кнопкой мыши значок на панели инструментов.

Редактирование документов

Для редактирования документов, находящихся в БД (базе данных), необходимо отобрать редактируемые документы. Для этого можно использовать команды Найти , Найти все или Поиск по словарям в меню Документ , или щелкать по соответствующим кнопкам на панели инструментов. Далее выполнить те же команды, что и при создании документа . Для занесения информации в поля, которые не отражены в диалоговом окне необходимо в меню Правка, щелкнуть команду Дополнить из шаблона .

Создание подобных библиографических документов

Для создания подобных библиографических документов необходимо выполнить следующие действия:

1. Найти документ, который по описанию похож на создаваемый.

2. Выполнить последовательно команды Копировать, Создать, Вставить . Внести изменения во вновь созданный документ.

Авторский знак определяется по таблице Хавкиной. Для определения авторского знака необходимо ввести несколько начальных букв имени автора или заглавия текущего документа. Определение авторского знака подключается автоматически при редактировании соответствующего поля документа

Стандартные выходные формы

Рис. 4. Каталожная карточка

К Стандартным выходным формам относится каталожная карточка, формуляр, читательское требование. Формирование (создание) и печать стандартных выходных форм можно произвести, выбрав в меню Вид команду Экранные формы, далее щелкнуть Стандартные выходные формы или нажать сочетание «горячих» клавиш на клавиатуре ALT-6 .

Настройка принтеров см. раздел «Примеры настройки принтеров для печати карточек» в Документации по установке.

Работа с документом

Для работы с документами, помещенными в базе данных, необходимо выбрать текущее подмножество документов, выполняя команды Найти, Найти все или Поиск по словарям в меню Документ , или щелкнуть соответствующие кнопки на панели инструментов.

Просмотр документов в прямом направлении (по возрастающей порядковых номеров в базе данных) или в обратном направлении осуществляется кнопками панели инструментов со стрелками (вверх-вниз). Выборка документа по номеру в текущем подмножестве осуществляется кнопкой панели инструментов Выдать по номеру («#»). В правой нижней части экрана показаны номер в текущем подмножестве – уникальный номер (идентификатор документа) и общее количество документов в текущем подмножестве. Например: 4 – 202 Всего 13.

Отметка документов

Рис. 5. Режим отметки записей

При выполнении некоторых операций, например, Удаление документа , в отобранном подмножестве требуется дополнительно отметить записи.

Для этого в отобранном подмножестве с помощью кнопки на панели инструментов или «горячих» клавиш можно выполнить команды, описанные ниже в меню.

Удаление документов

Для удаления документов необходимо выделить документы (см. выше Отметка документа ). Далее выполнить команду Удалить из базы данных . В появившемся диалоговом окне подтвердить команду удаления. После щелчка кнопки Да документ будет удален.

ВНИМАНИЕ! документы, удаленные из базы данных, восстановлению не подлежат!

Исключение документов из подмножества

Для исключения документов необходимо сначала отметить документы (см. выше Отметка документа ). Далее выполнить команду Исключить из подмножества .

Поступающие в библиотеку издания ставятся на инвентарный и безынвентарный учет.

Для постановки на учет необходимо сначала найти библиографическое описание изданий, если его нет, то создать – ввести. Далее, нажатием сочетания «горячих клавиши» ALT-5 , или в меню Вид, щелкнуть последовательно команды Экранные формы, далее – Инвентарный учет и Форма ввода. Так попадаем в форму для ввода информации об экземплярах.

Рис. 6. Форма ввода информации при постановке на учет

Рис. 7. Формирование учетных документов

Выбирая команду (щелкнув «мышью») Постановка на учет, мы можем ввести информацию, характеризующую экземпляры изданий: тип учета (инвентарный / безынвентарный), инвентарный номер (если есть), штрихкод (если используется штрихкодовая технология), цена, дата поступления и др. Если вводятся новые данные, то требуется щелкнуть кнопку Добавить . Если запись редактируется – кнопку Заменить . Инвентарная книга, учетная карточка и другие документы по учету поступающей литературы могут быть сформированы при нажатии на команду Отчеты.

Списание литературы

Списание литературы происходит при нажатии команды Постановка на учет (или сочетание «горячих клавиш» ALT-5 , или в меню Вид ). Нужно щелкнуть последовательно команду Экранные формы, далее – команду Инвентарный учет .

Выделить строку с экземплярами, которые требуется списать. Щелкнуть кнопку Форма ввода , далее – Списать , указать причину списания и номер акта. На основании этих данных в поле Отчеты формируется Акт списания .

Формирование книги суммарного учета

Ведение Книги суммарного учета (КСУ) состоит из ввода информации в базу данных и получения выходных отчетных форм. КСУ представлена в двух вариантах: КСУ учебников и КСУ книг. Каждый вариант КСУ состоит их трех частей: Часть 1 – поступление экземпляров, Часть 2 – выбытие экземпляров и Часть 3 – итоговая, движение фонда.

Все таблицы, относящиеся к КСУ, заполняются в АРМ «Каталогизация», в меню Вид . Необходимо поэтапно щелкнуть команды Экранные формы, далее – DBList ALT-3). Из предложенного списка выбрать требуемую КСУ.

Для ввода исходной информации в КСУ (поступление и выбытие, часть 1 и часть 2) необходимо в меню Вид щелкнуть команду Экранные формы, далее – команду DBList (или сочетание «горячих» клавиш ALT-3 ) . Результаты ввода информации в КСУ (часть 1 и часть 2) записываются в таблицу КСУ (часть 3). В КСУ Итоговая, движение фонда (часть 3) должна быть занесена информация о первоначальном состоянии фондов УЧЕБНИКОВ (или КНИГ, если это КСУ книг).

Для формирования (создания) отчетов по КСУ в меню Вид щелкните команду Отчеты , далее – команду Книга суммарного учета (учебники/книги). Для выполнения подсчетов в КСУ Часть 3 указываются номера строк, которые являются соответственно первоначальным значением (состоянием фондов), результатом выполнения отчета КСУ Часть 1 (поступление) и результатом выполнения отчета КСУ Часть 2 (выбытие). Информация из строки, номер которой указан как начало, складывается с результатом, полученным после выполнения КСУ Часть 1, и вычитается результат выполнения КСУ Часть 2 – начало + поступления – выбытие.

Рис. 8. КСУ учебников. Часть 1

Рис. 9. КСУ книг. Часть 3

Учет книг и учебников, утерянных читателем

Для ведения тетради учета книг и учебников, принятых от читателей взамен утерянных, в АРМ «Каталогизация» в меню Вид выбирается команда Экранные формы, далее – команда DBList и Тетрадь замены книг.

Рис. 10. Тетрадь замены книг

Порядок заполнения этой формы следующий. Сначала библиотекарь списывает потерянный экземпляр по причине ЗАМЕНА (см. поле Списание документов ). Затем выполняется отчет в поле Отчеты. После выполнения отчета информация о списанных экземплярах по причине ЗАМЕНА переносится в Тетрадь замены книг и учебников. Информация, которая помещается в Тетрадь замены , содержит:

· инвентарный номер или номер учетной карточки потерянного экземпляра;

· место издания;

· год издания;

· издательство;

· стоимость экземпляра;

· отдел, к которому был приписан экземпляр;

· номер акта, по которому был списан экземпляр.

Когда читатель приносит книгу на замену, библиотекарь находит в Тетради замены информацию об утерянной книге и корректирует строку с этой информацией, добавляя в нее сведения о читателе, потерявшего экземпляр, информацию о книге-замене (заглавие, авторы, издательство, год издания, цену, отдел), куда книга пойдет. Также требуется (можно после занесения информации о книге в базу данных) указать инвентарный номер или номер учетной карточки нового поступления.

Когда необходимо, выдается Акт о замене книг в библиотечном фонде за указанный период (см. Отчеты , Печать тетради замены ).

_______________

Продолжение. Предыдущая публикация в № 06–2005.

Автоматизированная информационно-библиотечная система (АИБС) «МАРК-SQL» представляет собой многофункциональную систему и является средством для автоматизации традиционных библиотечных технологий, связанных с учетом фонда учебников и книг, для создания электронного каталога, включающего как ресурсы школьной библиотеки, так и возможность создания виртуальных электронных ресурсов для использования в учебном процессе .

Свободной и бесплатной заменой данного продукта являются АБИС Koha и DSpace .

Установка

Это , требующая доработки.
Как поставить это чудо

Администрирование

Создание новой базы данных в MSSQL Server 2005

Нижеописанные функции выполняет среда Microsoft SQL Server Managament Studio входящая в комплект MSSQL Server 2005 .

  • Запустите Managament Studio .
  • Перейдите в каталог Безопасность > Имена входа
  • Cоздайте пользователя, используемого для доступа к базам данных MarcSQL, например operator . Если пользователь создан - пропустите этот шаг.
  • Выберите папку Databases /Базы данных .
  • В контекстном меню выберите пункт New Database /Создать базу данных .
  • В появившемся окне Database Properties /Создание базы данных в поле Name введите имя новой базы данных, например, MSSQL_db .
  • В таблице Database files /Файлы базы данных в колонке Initial size /Начальный размер укажите первоначальный размер базы данных в мегабайтах, например 100. После этого нажмите кнопку OK. Процесс создания может занять некоторое время, если размер базы данных значителен. В результате выше описанных операций будет создана пустая база данных.
  • Выберите в папке Databases /Базы данных вновь созданную базу данных и откройте Properties /Свойтва .
  • На закладке файлы Файлы в качестве владельца выберите созданного выше пользователя operator .
  • Выберите закладку Options /Параметры . Определите следующие свойства новой базы данных:
Select Into/Bulk copy ANSI NULL default; Truncate Log on Checkpoint;

Подключение к базе данных в MarcSQL 1.9

  • Выберите в меню База данных пункт Создать источник БД
  • На сообщение о том, что база данных не размечена и предложение ее разметить ответить согласием и подождать пока система это сделает.

Экспорт базы данных из MarcSQL 1.9

Для экспорта открытой базы данных выполните следующие действия:

  • в меню Документ выберите пункт Найти все
  • найденные записи можно экспортирвать через меню Сервис пунктом Экспорт в MARC формат
  • в окне Экспорт документов выберите кодировку UTF-8 и формат MARC21 , поддерживаемым большинством библиотечных систем. Остальные параметры оставьте по умолчанию и нажмите Ок .

MarcSQL без MS Office

Word нужен для проверки орфографии. Отключить (начиная с версии 1.15.0.11) можно в файле marc.ini в секции

AutoSpell=NO

После отключения, можно запускать без word-а.

Миграция с MarcSQL на Koha

При переводе инфраструктуры предприятия на свободное ПО представляется целесообразным заменить АБИС MarcSQL на АБИС Koha .

Примечания

См. также

Ссылки

Год издания книги: 1982

Повесть Довлатова «Зона: Записки надзирателя» впервые увидела свет в 1982 году в Америке. Произведение состоит из четырнадцати небольших рассказов и описывает впечатления автора от работы охранником лагерей. Повесть получила большую популярность и признание среди читателей и была рекомендована школьникам России для самостоятельного прочтения. По мотивам одного из рассказов произведения «Зона» Сергея Довлатова в 1992 году был снят художественный фильм «Комедия строгого режима».

Повести «Зона» краткое содержание

Ефрейтор Петров, которого по-другому еще называли Фидель, был очень жестоким и неграмотным человеком, который к тому же любил выпить чего-то покрепче. Однажды он ранил своего сослуживца – главного героя повести Бориса Алиханова, однако до сих пор он так и не испытал чувство вины за свой поступок. В повести Довлатова «Зона» подробно описывается, что ефрейтор, глядя на заключенных, понимает, что будущее у этого мира предопределено, при чем не в лучшую сторону. За время службы он разочаровался в людях, окончательно пристрастился к алкоголю и практически полностью потерял рассудок.

Далее в произведении Довлатова «Зона» краткое содержание рассказывает о том, что как-то раз Фидель решил немного подшутить над эстонским охранником Пахапилем. Петров рассказал руководству, будто бы новоприбывший эстонец регулярно ухаживает за могилами погибших воинов. Начальство обрадовалось, услышав эту новость, и тут же позвало Пахапиля, чтобы тот подробнее рассказал об этом.

В следующих эпизодах книги Довлатова «Зона» читать можем о том, что на всей территории лагерей работает всего лишь одна женщина. Это медицинский сотрудник по имени Раиса. За молодой женщиной уже давно пытается ухаживать Пахапиль. Он уже уверен в том, что Раиса испытывает к нему чувства, как внезапно узнает о том, что девушку добивается еще один мужчина. Им оказывается его давнишний знакомый ефрейтор Петров. Такая ситуация очень не нравиться эстонцу.

Далее в произведении Сергея Довлатова «Зона» читать можем о главном персонаже повести – Борисе Алиханове, который является прототипом самого автора. Он охраняет штрафной изолятор уже на протяжении нескольких месяцев, однако так и не успел завести на этой должности хороших товарищей. Даже местные собаки воспринимают его как чужого. В то время, как вся его рота весело праздновала новогодние праздники, Борис заперся наедине со своей тетрадью. В ней он, по примеру , записывал все свои эмоции и впечатления о лагерной жизни.

Через какое-то время Борис начинает общаться с заключенным Купцовым, который провел на территории лагеря уже более тридцати лет. Все это время преступник пытался идти против системы, не желая подчиняться начальству. Во всех этих порывах и борьбе за правду рассказчик видит в Купцове самого себя. Они начинают подолгу разговаривать о жизни. Как-то раз, когда всех лагерных вывели на лесоповал, заключенный наотрез отказался работать. Тогда к нему подошел Алиханов. Он протянул Купцову топор, однако тот, как и многие герои , взял орудие и одним ударом отрубил себе пальцы, не желая подчиняться командованию.

Если скачать книгу Довлатова «Зона», то узнаем еще об одном персонаже повести – капитане Егорове, который как-то раз отправился в Сочи, где познакомился с молодой и красивой девушкой по имени Екатерина. Она училась на аспирантуре в одном из местных университетов. Молодые люди хорошо проводят вместе время и много беседуют о музыке и литературе. Катя просит Егорова оставить работу в лагерях, которая для девушки видится сущим адом. Он отвечает ей, что на данный момент не может выполнить ее просьбу, однако говорит, что ради нее готов перечитать уже забытые классические произведения. Как только приходит время капитану возвращаться на работу, Катя говорит, что согласна отправиться с ним. Они женятся и начинают семейную жизнь. Однако все это время Екатерина тяготится тем, что вокруг нее зима и преступники, а ведь она мечтала совсем о другом. Однажды девушке становится плохо, и ее увозят на машине скорой помощи, после чего Егоров долго не может собраться и найти в себе силы работать.

Также в повести «Зона» читать можем о других заключенных и их жизни в лагерях. Автор знакомит нас с персонажем по фамилии Бутырин. Он исправно трудился на заводе на протяжении долгого времени. Однако как-то раз на него падает огромный парогенератор. Бутырина тут же доставили в больницу, но спасти заключенного так и не удалось. Когда настало время сообщить родственникам погибшего о случившемся, начальство приняло решение написать, что он погиб во время поста, не вдаваясь в подробности происшествия. Довлатов также рассказывает о капитане Токаре, который переживает сейчас не лучшие времена. Он понимает, что все его товарищи уже получили повышение, а все близкие люди живут далеко от тайги. Единственной его отрадой является верная собака по кличке Брошка, которая проживает вместе с ним.

В своей повести автор подробно рассказывает о буднях в лагерях. Одним из ключевых эпизодов произведения является процесс постановки заключенными спектакля под названием «Кремлевские звезды», в которой принимал участие в качестве помощника режиссера и Алиханов. Судьба Бориса в лагерях была довольно непростой. Повесть заканчивается тем, что надзирателя обвиняют в участии в массовой драке. За это он должен был понести наказание – его отправляют в гауптвахту. Все время по дороге до места заключения Алиханова сопровождает ефрейтор Петров.

Книга «Зона: Записки надзирателя» на сайте Топ книг

Повесть Довлатова «Зона: Записки надзирателя» читать стало возможным лишь с наступлением в нашей стране перестройки. Книга мгновенно завоевала признание, что позволило ей попасть в наш

Сергей Довлатов

(записки надзирателя)

Имена, события, даты – все здесь подлинное.

Выдумал я лишь те детали, которые несущественны. Поэтому всякое сходство между героями книги и живыми людьми является злонамеренным. А всякий художественный домысел – непредвиденным и случайным.

Дорогой Игорь Маркович! Рискую обратиться к Вам с деликатным предложением. Суть его такова.

Вот уже три года я собираюсь издать мою лагерную книжку. И все три года – как можно быстрее.

Более того, именно «Зону» мне следовало напечатать ранее всего остального. Ведь с этого началось мое злополучное писательство.

Как выяснилось, найти издателя чрезвычайно трудно. Мне, например, отказали двое. И я не хотел бы этого скрывать.

Мотивы отказа почти стандартны. Вот, если хотите, основные доводы:

Лагерная тема исчерпана. Бесконечные тюремные мемуары надоели читателю. После Солженицына тема должна быть закрыта…

Эти соображения не выдерживают критики. Разумеется, я не Солженицын. Разве это лишает меня права на существование?

Да и книги наши совершенно разные. Солженицын описывает политические лагеря. Я – уголовные. Солженицын был заключенным. Я – надзирателем. По Солженицыну лагерь – это ад. Я же думаю, что ад – это мы сами…

Поверьте, я не сравниваю масштабы дарования. Солженицын – великий писатель и огромная личность. И хватит об этом.

Другое соображение гораздо убедительнее. Дело в том, что моя рукопись законченным произведением не является.

Это – своего рода дневник, хаотические записки, комплект неорганизованных материалов.

Мне казалось, что в этом беспорядке прослеживается общий художественный сюжет. Там действует один лирический герой. Соблюдено некоторое единство места и времени. Декларируется в общем-то единственная банальная идея – что мир абсурден…

Издателей смущала такая беспорядочная фактура. Они требовали более стандартных форм.

Тогда я попытался навязать им «Зону» в качестве сборника рассказов. Издатели сказали, что это нерентабельно. Что публика жаждет романов и эпопей.

Дело осложнялось тем, что «Зона» приходила частями. Перед отъездом я сфотографировал рукопись на микропленку. Куски ее мой душеприказчик раздал нескольким отважным француженкам. Им удалось провезти мои сочинения через таможенные кордоны. Оригинал находится в Союзе.

В течение нескольких лет я получаю крошечные бандероли из Франции. Пытаюсь составить из отдельных кусочков единое целое. Местами пленка испорчена. (Уж не знаю, где ее прятали мои благодетельницы.) Некоторые фрагменты утрачены полностью.

Восстановление рукописи с пленки на бумагу – дело кропотливое. Даже в Америке с ее технической мощью это нелегко. И, кстати, недешево.

На сегодняшний день восстановлено процентов тридцать.

С этим письмом я высылаю некоторую часть готового текста. Следующий отрывок вышлю через несколько дней. Остальное получите в ближайшие недели. Завтра же возьму напрокат фотоувеличитель.

Сергей ДОВЛАТОВ. Зона

[отрывок]

…К шести заключенные начали группами собираться около библиотеки. Здесь, в бывшей тарной мастерской, происходили общие собрания. В дощатом сарае без окон могло разместиться человек пятьсот.
Заключенные побрились и начистили ботинки. Парикмахером в зоне работал убийца Мамедов. Всякий раз, оборачивая кому-нибудь шею полотенцем, Мамедов говорил:
– Чирик, и душа с тебя вон!..
Это была его любимая профессиональная шутка.
Лагерная администрация натянула свои парадные мундиры. В сапогах замполита Хуриева отражались тусклые лампочки, мигавшие над простреливаемым коридором.
Вольнонаемные женщины из хозобслуги распространяли запах тройного одеколона. Гражданские служащие надели импортные пиджаки.
Сарай был закрыт. У входа толпились сверхсрочники. Внутри шли приготовления к торжественной части.
Бугор Агешин укреплял над дверью транспарант. На алом фоне было выведено желтой гуашью:
«Партия – наш рулевой!»
Хуриев отдавал последние распоряжения. Его окружали – Цуриков, Геша, Тамара. Затем появился Гурин. Я тоже подошел ближе.
Хуриев сказал:
– Если все кончится благополучно, даю неделю отгула. Кроме того, планируется выездной спектакль на Ропче.
– Где это? – заинтересовалась Лебедева.
– В Швейцарии, – ответил Гурин…
В шесть тридцать распахнулись двери сарая. Заключенные шумно расположились на деревянных скамьях. Трое надзирателей внесли стулья для членов президиума.
Цепочкой между рядами проследовало к сцене высшее начальство.
Наступила тишина. Кто-то неуверенно захлопал. Его поддержали.
Перед микрофоном вырос Хуриев. Замполит улыбнулся, показав надежные серебряные коронки. Потом заглянул в бумажку и начал:
– Вот уже шестьдесят лет…
Как всегда, микрофон не работал.
Хуриев возвысил голос:
– Вот уже шестьдесят лет… Слышно?
Вместо ответа из зала донеслось:
– Шестьдесят лет свободы не видать…
Капитан Токарь приподнялся, чтобы запомнить нарушителя.
Хуриев заговорил еще громче. Он перечислил главные достижения советской власти. Вспомнил о победе над Германией. Осветил текущий политический момент. Бегло остановился на проблеме развернутого строительства коммунизма.
Потом выступил майор из Сыктывкара. Речь шла о побегах и лагерной дисциплине. Майор говорил тихо, его не слушали…
Затем на сцену вышел лейтенант Родичев. Свое выступление он начал так:
– В народе родился документ…
За этим последовало что-то вроде социалистических обязательств. Я запомнил фразу: «…Сократить число лагерных убийств на двадцать шесть процентов…»
Прошло около часа. Заключенные тихо беседовали, курили. Задние ряды уже играли в карты. Вдоль стен бесшумно передвигались надзиратели.
Затем Хуриев объявил:
– Концерт!
Сначала незнакомый зек прочитал две басни Крылова. Изображая стрекозу, он разворачивал бумажный веер. Переключаясь на муравья, размахивал воображаемой лопатой.
Потом завбаней Тарасюк жонглировал электрическими лампочками. Их становилось все больше. В конце Тарасюк подбросил их одновременно. Затем оттянул на животе резинку, и лампочки попадали в сатиновые шаровары.
Затем лейтенант Родичев прочитал стихотворение Маяковского. Он расставил ноги и пытался говорить басом.
Его сменил рецидивист Шушаня, который без аккомпанемента исполнил «Цыганочку». Когда ему хлопали, он воскликнул:
– Жаль, сапоги лакшовые, не тот эффект!..
Потом объявили нарядчика Логинова «в сопровождении гитары».
Он вышел, поклонился, тронул струны и запел:

Цыганка с картами, глаза упрямые,
Монисто древнее и нитка бус.
Хотел судьбу пытать бубновой дамою,
Да снова выпал мне пиковый туз.
Зачем же ты, судьба моя несчастная,
Опять ведешь меня дорогой слез?
Колючка ржавая, решетка частая,
Вагон столыпинский и шум колес…
Логинову долго хлопали и просили спеть на «бис». Однако замполит был против. Он вышел и сказал:
– Как говорится, хорошего понемножку…
Затем поправил ремень, дождался тишины и выкрикнул:
– Революционная пьеса «Кремлевские звезды». Роли исполняют заключенные Усть-Вымского лагпункта. Владимир Ильич Ленин – заключенный Гурин. Феликс Эдмундович Дзержинский – заключенный Цуриков. Красноармеец Тимофей – заключенный Чмыхалов. Купеческая дочь Полина – работница АХЧ Лебедева Тамара Евгеньевна… Итак, Москва, тысяча девятьсот восемнадцатый год… Хуриев, пятясь, удалился. На просцениум вынесли стул и голубую фанерную тумбу. Затем на сцену поднялся Цуриков в диагоналевой гимнастерке. Он почесал ногу, сел и глубоко задумался. Потом вспомнил, что болен, и начал усиленно кашлять. Он кашлял так, что гимнастерка вылезла из-под ремня.
А Ленин все не появлялся. Из-за кулис с опозданием вынесли телефонный аппарат без провода. Цуриков перестал кашлять, снял трубку и задумался еще глубже.
Из зала ободряюще крикнули:
– Давай, Мотыль, не тяни резину.
Тут появился Ленин с огромным желтым чемоданом в руке.
– Здравствуйте, Феликс Эдмундович.
– Здрасьте, – не вставая, ответил Дзержинский.
Гурин опустил чемодан и, хитро прищурившись, спросил:
– Знаете, Феликс Эдмундович, что это такое?
– Чемодан, Владимир Ильич.
– А для чего он, вы знаете?
– Понятия не имею.
Цуриков даже слегка отвернулся, демонстрируя полное равнодушие.
Из зала крикнули еще раз:
– Встань, Мотылина! Как ты с паханом базаришь?
– Ша! – ответил Цуриков. – Разберемся… Много вас тут шибко грамотных.
Он неохотно приподнялся.
Гурин дождался тишины и продолжал:
– Чемоданчик для вас, Феликс Эдмундович. Чтобы вы, батенька, срочно поехали отдыхать.
– Не могу, Владимир Ильич, контрреволюция повсюду. Меньшевики, эсеры, – Цуриков сердито оглядел притихший зал, – буржуазные… как их?
– Лазутчики? – переспросил Гурин.
– Во-во…
– Ваше здоровье, Феликс Эдмундович, принадлежит революции. Мы с товарищами посовещались и решили – вы должны отдохнуть. Говорю вам это как предсовнаркома…
Цуриков молчал.
– Вы меня поняли, Феликс Эдмундович?
– Понял, – ответил Цуриков, глупо ухмыляясь.
Он явно забыл текст.
Хуриев подошел к сцене и громко зашептал:
– Делайте что хотите…
– А чего мне хотеть? – таким же громким шепотом выговорил Цуриков. – Если память дырявая стала…
– Делайте что хотите, – громче повторил замполит, – а службу я не брошу.
– Ясно, – сказал Цуриков, – не брошу…
Ленин перебил его:
– Главное достояние революции – люди. Беречь их дело архиважное… Так что собирайтесь, и в Крым, батенька, в Крым!
– Рано, Владимир Ильич, рано… Вот покончим с меньшевиками, обезглавим буржуазную кобру…
– Не кобру, а гидру, – подсказал Хуриев.
– Один черт, – махнул рукой Дзержинский.
Дальше все шло более или менее гладко. Ленин уговаривал, Дзержинский не соглашался. Несколько раз Цуриков сильно повысил голос.
Затем на сцену вышел Тимофей. Кожаный пиджак лейтенанта Рогачева напоминал чекистскую тужурку. Полина звала Тимофея бежать на край света.
– К Врангелю, что ли? – спрашивал жених и хватался за несуществующий маузер.
Из зала кричали:
– Шнырь, заходи с червей! Тащи ее в койку! Докажи, что у тебя в штанах еще кудахчет!..
Лебедева гневно топала ногой, одергивала бархатное платье. И вновь подступала к Тимофею:
– Загубил ты мои лучшие годы! Бросил ты меня одну, как во поле рябину!..
Но публика сочувствовала Тимофею. Из зала доносилось:
– Ишь как шерудит, профура! Видит, что ее свеча догорает…
Другие возражали:
– Не пугайте артистку, козлы! Дайте сеансу набраться!
Затем распахнулась дверь сарая и опер Борташевич крикнул:
– Судебный конвой, на выход! Любченко, Гусев, Корались, получите оружие! Сержант Лахно – бегом за документами!..
Четверо конвойных потянулись к выходу.
– Извиняюсь, – сказал Борташевич.
– Продолжайте, – махнул рукой Хуриев.
Представление шло к финальной сцене. Чемоданчик был спрятан до лучших времен. Феликс Дзержинский остался на боевом посту. Купеческая дочь забыла о своих притязаниях…
Хуриев отыскал меня глазами и с удовлетворением кивнул. В первом ряду довольно щурился майор Амосов.
Наконец Владимир Ильич шагнул к микрофону. Не сколько секунд он молчал. Затем его лицо озарилось светом исторического предвидения.
– Кто это?! – воскликнул Гурин. – Кто это?!
Из темноты глядели на вождя худые, бледные физиономии.
– Кто это? Чьи это счастливые юные лица? Чьи это веселые блестящие глаза? Неужели это молодежь семидесятых?..
В голосе артиста зазвенели романтические нотки. Речь его была окрашена неподдельным волнением. Он жестикулировал. Его сильная, покрытая татуировкой кисть указывала в небо.
– Неужели это те, ради кого мы возводили баррикады? Неужели это славные внуки революции?..
Сначала неуверенно засмеялись в первом ряду. Через секунду хохотали все. В общем хоре слышался бас майора Амосова. Тонко вскрикивала Лебедева. Хлопал себя руками по бедрам Геша Чмыхалов. Цуриков на сцене отклеил бородку и застенчиво положил ее возле телефона.
Владимир Ильич пытался говорить:
– Завидую вам, посланцы будущего! Это для вас зажигали мы первые огоньки новостроек! Это ради вас… Дослушайте же, псы! Осталось с гулькин хер!..
Зал ответил Гурину страшным неутихающим воем:
– Замри, картавый, перед беспредельщиной!..
– Эй, кто там ближе, пощекотите этого Мопассана!..
– Линяй отсюда, дядя, подгорели кренделя!..
Хуриев протиснулся к сцене и дернул вождя за брюки:
– Пойте!
– Уже? – спросил Гурин. – Там осталось буквально два предложения. Насчет буржуазии и про звезды.
– Буржуазию – отставить. Переходите к звездам. И сразу запевайте "Интернационал".
– Договорились…
Гурин, надсаживаясь, выкрикнул:
– Кончайте базарить!
И мстительным тоном добавил:
– Так пусть же светят вам, дети грядущего, наши кремлевские звезды!..
– Поехали! – скомандовал Хуриев.
Взмахнув ружейным шомполом, он начал дирижировать.
Зал чуть притих. Гурин неожиданно красивым, чистый и звонким тенором вывел:
…Вставай, проклятьем заклейменный…
И дальше, в наступившей тишине:
Весь мир голодных и рабов…
Он вдруг странно преобразился. Сейчас это был деревенский мужик, таинственный и хитрый, как его недавние предки. Лицо его казалось отрешенным и грубым. Глаза были полузакрыты.
Внезапно его поддержали. Сначала один неуверенный голос, потом второй и третий. И вот я уже слышу нестройный распадающийся хор:
…Кипит наш разум возмущенный,
На смертный бой идти готов…
Множество лиц слилось в одно дрожащее пятно. Артисты на сцене замерли. Лебедева сжимала руками виски. Хуриев размахивал шомполом. На губах вождя революции застыла странная мечтательная улыбка…
…Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем…
Вдруг у меня болезненно сжалось горло. Впервые я был частью моей особенной, небывалой страны. Я целиком состоял из жестокости, голода, памяти, злобы… От слез я на минуту потерял зрение. Не думаю, чтобы кто-то это заметил…
А потом все стихло. Последний куплет дотянули одинокие, смущенные голоса.
– Представление окончено, – сказал Хуриев.
Опрокидывая скамейки, заключенные направились к выходу.