План анализа художественного произведения.

1. История создания.
2. Тематика.
3. Проблематика.
4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.
5. Жанровое своеобразие.
6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.
7. Центральные персонажи.
8. Сюжет и особенности строения конфликта.
9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).
11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.
12. Место произведения в творчестве писателя.
13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.

Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя.

А. Место писателя в развитии русской литературы.
Б. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы.
1. Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.
2. Традиции и новаторство писателя в области:
а) идей;
б) тематики, проблематики;
в) творческого метода и стиля;
г) жанра;
д) речевого стиля.
В. Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.

Примерный план характеристики художественного образа-персонажа.

Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.
Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.
1. Социальное и материальное положение.
2. Внешний облик.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:
а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;
б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).
4. Область чувств:
а) тип отношения к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц;
г) с помощью предыстории или биографии;
д) через цепь поступков;
е) в речевой характеристике;
ж) через "соседство" с другими персонажами;
з) через окружающую обстановку.
Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

План разбора лирического стихотворения.

I. Дата написания.
II. Реально-биографический и фактический комментарий.
III. Жанровое своеобразие.
IV. Идейное содержание:
1. Ведущая тема.
2. Основная мысль.
3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.
4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
5. Преобладание общественных или личных интонаций.
V. Структура стихотворения:
1. Сопоставление и развитие основных словесных образов:
а) по сходству;
б) по контрасту;
в) по смежности;
г) по ассоциации;
д) по умозаключению.
2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.
3. Речевые особенности: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.
4. Основные особенности ритмики:
а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;
б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.
5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая),
6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа).
7. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.



Комплексный анализ драматического произведения.

1. Время создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.

2. К какому литературному направлению принадлежит драматическое произведение? Как проявились в произведении черты этого направления? 1

3. Вид и жанр драматического произведения

4. Специфика организации действия драмы: действия, сцены, акты, явления и т.д. Авторские оригинальные компоненты драмы (например, "сны" вместо актов или действий в драме М.Булгакова "Бег").

5. Афиша пьесы (действующие лица). Особенности имен (например, "говорящие" имена). Главные, второстепенные и несценические персонажи.

6. Особенности драматического конфликта: трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, философский и т.д.

7. Особенности драматургического действия: внешнее - внутреннее; "на сцене" - "за сценой", динамическое (активно развивается) - статическое и т.д.

8. Особенности композиции пьесы. Наличие и специфика основных элементов: экспозиции, нарастания эмоционального напряжения, конфликта и его разрешения, нового возрастания эмоционального напряжения, кульминаций и т.д. Как связаны между собой все "острые точки" (особо эмоциональные сцены) произведения? Какова композиция отдельных компонентов пьесы (актов, действий, явлений)? Здесь нужно назвать конкретные эпизоды, являющиеся этими "острыми очками" действия.

9. Специфика создания диалога в пьесе. Особенности звучания темы каждого персонажа в диалогах и монологах. (Краткий анализ диалогической композиции одного эпизода по вашему выбору).

10. Тематика пьесы. Ведущие темы. Ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения.

11. Проблематика произведения. Ведущие проблемы и ключевые эпизоды (сцены, явления), в которых проблемы особенно остро заявлены. Авторское видение решения поставленных проблем.

· действия персонажей (игру актеров);

· обстановку на сцене, костюмы и декорации;

· настроение и идею сцены или явления.

13. Смысл названия пьесы.

"Анализ драматического произведения".

Анализ драмы предпочтительно начинать с анализа небольшого ее фрагмента, эпизода (явления, сцены и т.д.). Анализ эпизода драматического произведения проводится практически по той же схеме, что и анализ эпизода эпического произведения, с той только разницей, что следует дополнить рассуждения пунктом анализа динамической и диалогической композиций эпизода.

Итак,

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Границы эпизода уже определены самой структурой драмы (явление отделено от других компонентов драмы); дать название эпизоду.

Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (Это - экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения?)

Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:

кто они?

каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

Раскрыть особенности начала и финала эпизода.

Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:

Выявить и охарактеризовать тему и противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащие в основе эпизода.

Охарактеризовать героев - участников эпизода:

их отношение к событию;

к вопросу (проблеме);

друг к другу;

кратко проанализировать речь участников диалога;

выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

Охарактеризовать динамическую композицию эпизода (его экспозиция, завязка, кульминация, развязка; иначе говоря, по какой схеме развивается эмоциональное напряжение в эпизоде).

Охарактеризовать диалогическую композицию эпизода: по какому принципу освещения темы строится диалог?

Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами драмы.

Теперь перейдем к комплексному анализу драматического произведения. Успех этой работы возможен, только если вы разбираетесь в теории драматического рода литературы (см. тему №15).

Итак,

Время создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.

Связь пьесы с каким-либо литературным направлением или культурной эпохой (античностью, Возрождением, классицизмом, Просвещением, сентиментализмом, романтизмом, критическим реализмом, символизмом и т.д.). Как проявились в произведении черты этого направления?1

Вид и жанр драматургического произведения: трагедия, комедия (нравов, характеров, положений, плаща и шпаги; сатирическая, бытовая, лирическая, буффонада и т.д.), драма (социальная, бытовая, философская и т.д.), водевиль, фарс и пр. Значение этих терминов уточните по справочной литературе.

Специфика организации действия драмы: разделенность на действия, сцены, акты, явления и т.д. Авторские оригинальные компоненты драмы (например, "сны" вместо актов или действий в драме М.Булгакова "Бег").

Афиша пьесы (действующие лица). Особенности имен (например, "говорящие" имена). Главные, второстепенные и внесценические персонажи.

Особенности драматургического конфликта: трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, философский и т.д.

Особенности драматургического действия: внешнее - внутреннее; "на сцене" - "за сценой", динамическое (активно развивается) - статическое и т.д.

Особенности композиции пьесы. Наличие и специфика основных элементов: экспозиции, нарастания эмоционального напряжения, конфликта и его разрешения, нового возрастания эмоционального напряжения, кульминаций и т.д. Как связаны между собой все "острые точки" (особо эмоциональные сцены) произведения? Какова композиция отдельных компонентов пьесы (актов, действий, явлений)? Здесь нужно назвать конкретные эпизоды, являющиеся этими "острыми очками" действия.

Специфика создания диалога в пьесе. Особенности звучания темы каждого персонажа в диалогах и монологах. (Краткий анализ диалогической композиции одного эпизода по вашему выбору).

Тематика пьесы. Ведущие темы. Ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения.

Проблематика произведения. Ведущие проблемы и ключевые эпизоды (сцены, явления), в которых проблемы особенно остро заявлены. Авторское видение решения поставленных проблем.

действия персонажей (игру актеров);

обстановку на сцене, костюмы и декорации;

настроение и идею сцены или явления.

Смысл названия пьесы.

1. Этот пункт раскрывается, если такие черты ярко выражены в произведении (например, в классицистских комедиях Д.Фонвизина или в комедии А.Грибоедова "Горе от ума", совместившей черты сразу трех направлений: классицизма, романтизма и реализма).

При проведении анализа драматического произведения Вам пригодятся те навыки, которые Вы получили при выполнении заданий по анализу эпизода произведения.

Будьте внимательны, строго придерживайтесь плана анализа.

Темы 15 и 16 тесно связаны между собой, поэтому удачное выполнение работы возможно только при детальном изучении теоретических материалов по этим темам.

А.С.Грибоедов. Комедия "Горе от ума"

Н.Гоголь. Комедия "Ревизор"

А.Н.Островский. Комедия "Свои люди - сочтемся!"; драмы "Гроза", "Бесприданница"

А.П.Чехов. Пьеса "Вишневый сад"

М.Горький. Пьеса "На дне"


Драматургия спектакля по пьесе Леонида Андреева

« Тот, кто получает пощёчины»

Музыка к спектаклю:

Сплин: «Звезда рок-н-ролла», «Романс», «Тебе это снится»

«Мы сидели и курили», «Рики- Тики- Тави»

«Пластмассовая жизнь», «Сиануквиль»

«Шато Марго»

Л. В. Бетховен Третья часть 14-й сонаты в исп. Виктора Зинчука.

АНАЛИЗ ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1) Тема пьесы - Любовь, которую все ищут, но не находят, т.к. сами не умеют любить, пытаясь добиться ее, даже от «хищников» и только герой любит, любит искренне и открыто, не стараясь завладеть ею безраздельно сам. Готовый на любые жертвы во имя этого высокого чувства, которое испытал впервые в жизни, будучи уже женатым человек и полностью разочаровавшемся в людях, да и в самом существовании, как яркой и неординарной личности, которой являлся сам.

2) Идея пьесы: Приход чужака, очень часто в классических произведениях русских и зарубежных авторов появление чужого не на своём месте приводит к трагическим последствиям. (Разрушение двух семей – «Грозовой перевал» Э. Бронте.) Также у Андреева: человек из аристократического общества, который появляется в бродячем цирке, разрушает сложившийся уклад своим появлением, внося тем самым ноту раздора, как между работниками цирка, так и свою жизнь обрекает на смерть вместе с безвинной девочкой, наделяя себя божественным символом.

Андреев сам по себе необычный писатель- символист, друг А.Блока и др. Символы его произведения начинаются с имени героя и героини. «Тот»- Откуда? Почему? «Тот»- Бог мудрости в Египетской мифологии. «Консуэлла»- утешение. Чтобы приступить к работе над пьесой, имея имя героини и зная, что оно взято из романа Жорж Санд (псевдоним французской писательница Авроры Дюпен, возлюбленной Фредерика Шопена, великого композитора, ходившая в брюках и курившая трубку, тем самым бросившая вызов аристократическому обществу, мать пятерых детей, писательница - романтик, в её прозе угадываются черты готической прозы, из чего можно сделать вывод, что огромное влияние на неё оказал Вальтер Скот) имя героини, которое взял Леонид Андреев не случайно, героиня не только утешилась, но и упокоилась с миром в юном возрасте. Сложно точно определить идею, чем больше углубляешься в материал, тем более он кажется с двойным, а порой и с тройным дном. Глубоко философская трагедия, в которой не объясняются подлинные имена всех действующих лиц, они все носители сценического имени. Безымянные герои, глядящие на нас из прошлого, не смотря ни на что сохраняют в себе и несут все те человеческие качества и вечные человеческие ошибки, а по сему сами становятся некими символами извечных ценностей и великих потерь, где ценности приобретают иной характер. Идея пьесы в том, что высота духа определяется низостью положения, власть денег почему- то даёт право покупать невинные детские души? На волне перестройки в нашем государстве, именно эта пьеса показалась мне особенно актуальной, где люди совершают преступления, которые выкупаются благодаря их обеспеченности, и не несут за это никакой ответственности. С такими сюжетами мы сталкиваемся постоянно.

3) Основной конфликт – «…ведь все красивое покупают они!» Зинида. Так как продаются и покупаются человеческие души. Герой пришел в этот мир, для того чтобы изменить его, так как сам попал в эту систему купли-продажи (сцена появления Господина). Мы знаем, что мир изменить невозможно.

4) Основные события пьесы: Нет ни одного события у Л.Андреева, в котором не было бы символов мистики и загадок.

а)Исходное событие : Герой уходит из привычной ему среды обитания, внутренний моральный конфликт героя приводит его в бродячий цирк.

б) Появление героя в цирке , где течет своя жизнь, где свои законы и свои представления о ней, но даже в цирке герой окунается в бесконечность проблем, и цирк является «макетом» мироустройства из которого он сбежал.

в) Встреча героя и героини всколыхнула душу героя, так как героиня обладала по его представлению божественной невинностью и чистотой души. «Пораженный стрелами Амура», он готов на все, чтобы остаться рядом с ней.

г) Герой вынужден директору цирка открыть свое происхождение, тем самым приводит в замешательство и изумление.

д) Выяснение отношений Зиниды и Безано , становясь свидетелем этой сцены, герою открываются тайные стороны жизни этого цирка, как уже знакомые для него тайные стороны жизни мира и любого общества, в котором вынуждены жить люди.

е) Воспитатель героини вознамерился продать ее извращенному барону, который находится явно в преклонных годах. Этот факт оставляет равнодушными всех действующих лиц, кроме влюблённого героя.

ж) Клоун Джим запрещает герою вглядываться и иронизировать над Провидением, в силу чего-то уже пережитого. Герой получает настоящую пощечину, так как еще не усвоил, что нельзя работать даром. Здесь автор ярко проводит параллель между собой и героем пьесы.

з) Доверительная беседа героя с «воспитателем» героини. Беседа оплачена героем в материальном выражении. Ещё один шаг к спасению героини из паутины, в которую должно попасть невинное существо, не увенчалось успехом, т.к. слишком сильно власть денег.

и) Укротительница тигров Зинида теряет сознание после колоссальной самоотдачи и нервного напряжения на арене с тиграми, перейдя дозволенные границы, будучи уже уверенной, в том что ее сейчас разорвут хищники, и взорвав тем самым зрительный зал, появляется, пытаясь еще держаться, но теряет сознание, чем вызывает общий переполох всего цирка. Это яркое событие пьесы я огранила внутренним разладом укротительницы с нелюбовью людей и преданностью хищников.

к) Божественная невинность героини в этом событии задает герою вопрос – «А что такое любовь?» Уже пытаясь пользоваться любовью окружающих (Джим, Томас, Тилли и Полли, Безано, Зинида, папа Брике). Герой не отвечает ей впрямую на вопрос, а пытается сам откровенно признаться в любви, поднимая себя на одну ступень с божественной невинностью, облекая свою душу в божественную мудрость, пытаясь дать понять безграмотной девочке, которая осознать не в состоянии, его глубокомысленных слов и заглянуть во «второе дно» (или второй план), которым пользуется герой. Получая пощечину, герой все переводит в игру, в гадание и т.д. А она просто хочет быть все время сытой.

л) Приход Господина, кульминация произведения . Это событие полностью раскрывает жизнь героя до прихода в цирк, и в этом событии автор явно дает понять, как бесконечно уничтожение себе подобных из-за зависти, корысти, желания славы.

м) Попытка уговорить наездника , тоже влюблённого в героиню, спасти девочку, натыкается на безмолвие, и невозможность осуществить это, в силу его собственных убеждений.

н) Укротительница даёт понять герою, что он «лишний», если он лишний в том мире из которого пришёл, и лишний здесь, то какой смысл в дальнейшем существовании?

о) Клоуны во время бенефиса героини ощущают себя мошенниками, т.к. понимают, что не могут пойти против судьбы.

п) Героиня поняла чем грозит ей жизнь с бароном , и в слезах просит помощи у героя, хотя понимает, что ничего вернуть уже нельзя.

р) Отравление, это единственное , что остаётся герою, дабы спасти невинную душу, и сам он уходит из жизни.

с) Оставаясь ещё в сознании , после того, как дыхание героини остановилось, он слышит, что вбегает Томас, и сообщает о том, что барон застрелился. Оценка героя является финалом трагедии человеческой жизни, где очень часто близкие души вынуждены жить врозь.

т) Возмущение клоуна Джима , и объяснение укротительницы, вот финальная точка загадочного и мистического произведения Л. Андреева.


Похожая информация.


Анализ драмы предпочтительно начинать с анализа небольшого ее фрагмента, эпизода (явления, сцены и т.д.). Анализ эпизода драматического произведения проводится практически по той же схеме, что и анализ эпизода эпического произведения, с той только разницей, что следует дополнить рассуждения пунктом анализа динамической и диалогической композиций эпизода.

Итак,
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  1. Границы эпизода уже определены самой структурой драмы (явление отделено от других компонентов драмы); дать название эпизоду.
  2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (Это - экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения?)
  3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
    • кто они?
    • каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
  4. Раскрыть особенности начала и финала эпизода.
  5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
    • автора; персонажей.
  6. Выявить и охарактеризовать тему и противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащие в основе эпизода.
  7. Охарактеризовать героев - участников эпизода:
    • их отношение к событию;
    • к вопросу (проблеме);
    • друг к другу;
    • кратко проанализировать речь участников диалога;
    • сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев);
    • выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
    • определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
  8. Охарактеризовать динамическую композицию эпизода (его экспозиция, завязка, кульминация, развязка; иначе говоря, по какой схеме развивается эмоциональное напряжение в эпизоде).
  9. Охарактеризовать диалогическую композицию эпизода: по какому принципу освещения темы строится диалог?
  10. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме.
  11. Сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода.
  12. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами драмы.

Теперь перейдем к комплексному анализу драматического произведения . Успех этой работы возможен, только если вы разбираетесь в теории драматического рода литературы (см. тему №15).

    Итак,
  1. Время создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.
  2. Связь пьесы с каким-либо литературным направлением или культурной эпохой (античностью, Возрождением, классицизмом, Просвещением, сентиментализмом, романтизмом, критическим реализмом, символизмом и т.д.). Как проявились в произведении черты этого направления? 1
  3. Вид и жанр драматургического произведения: трагедия, комедия (нравов, характеров, положений, плаща и шпаги; сатирическая, бытовая, лирическая, буффонада и т.д.), драма (социальная, бытовая, философская и т.д.), водевиль, фарс и пр. Значение этих терминов уточните по справочной литературе.
  4. Специфика организации действия драмы: разделенность на действия, сцены, акты, явления и т.д. Авторские оригинальные компоненты драмы (например, "сны" вместо актов или действий в драме М.Булгакова "Бег").
  5. Афиша пьесы (действующие лица). Особенности имен (например, "говорящие" имена). Главные, второстепенные и внесценические персонажи.
  6. Особенности драматургического конфликта: трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, философский и т.д.
  7. Особенности драматургического действия: внешнее - внутреннее; "на сцене" - "за сценой", динамическое (активно развивается) - статическое и т.д.
  8. Особенности композиции пьесы. Наличие и специфика основных элементов: экспозиции, нарастания эмоционального напряжения, конфликта и его разрешения, нового возрастания эмоционального напряжения, кульминаций и т.д. Как связаны между собой все "острые точки" (особо эмоциональные сцены) произведения? Какова композиция отдельных компонентов пьесы (актов, действий, явлений)? Здесь нужно назвать конкретные эпизоды, являющиеся этими "острыми очками" действия.
  9. Специфика создания диалога в пьесе. Особенности звучания темы каждого персонажа в диалогах и монологах. (Краткий анализ диалогической композиции одного эпизода по вашему выбору).
  10. Тематика пьесы. Ведущие темы. Ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения.
  11. Проблематика произведения. Ведущие проблемы и ключевые эпизоды (сцены, явления), в которых проблемы особенно остро заявлены. Авторское видение решения поставленных проблем.
  12. Специфика авторских ремарок, поясняющих:
    • действия персонажей (игру актеров);
    • обстановку на сцене, костюмы и декорации;
    • настроение и идею сцены или явления.
    • Специфика авторской позиции, выраженной посредством ремарок.
  13. Смысл названия пьесы.
1. Этот пункт раскрывается, если такие черты ярко выражены в произведении (например, в классицистских комедиях Д.Фонвизина или в комедии А.Грибоедова "Горе от ума", совместившей черты сразу трех направлений: классицизма, романтизма и реализма).