Побеседуй с землей, и наставит тебя,
И скажут тебе рыбы морские.
Кто во всем этом не узнает,
Что рука Господа сотворила сие?

Иов. 12: 8-9.

Вопрос о происхождении мира, характере и природе этого происхождения - один из самых трудных, но в тоже время один из самых принципиальных и значимых в диалоге науки и религии в современном обществе. Что есть происхождение мира: творение или эволюция? Вот проблема, крайне важная не только для православного догматического богословия, но и для всех православных христиан, так как с решением этой проблемы связаны многие вопросы, прямо затрагивающие наше православное учение и мировоззрение: об относительном достоинстве науки и богословия, о современной философии и святоотеческом учении, об учении о человеке (антропологии), о нашем отношении к писаниям святых отцов, к знанию и серьезному осмыслению их творений, об отношении к современной философии, т.е. т.н. «мудрости века сего», и о православном толковании Священного Писания, в особенности книги Бытия.

В настоящем исследовании, основываясь на опыте Церкви, главным образом суждениях святых отцов, и рассмотрении теории эволюции в ее научном воплощении я попытаюсь решить вопрос о степени правомерности эволюционной теории в ее претензиях на свое изложение как единственно верного и истинного учения о происхождении и развитии мира и человека.

НАУКА И БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ

Каков источник наших истинных знаний о первозданном мире, и насколько он отличен от науки? Православная Церковь учит нас следующим образом: «Без всякого сомнения, Бог есть Творец всех видимых и невидимых тварей. Прежде всего, он произвел мыслию Своею все небесные Силы… После того сотворен Богом из ничего сей видимый и вещественный мир. Напоследок Бог сотворил человека, который составлен из невещественной разумной души и вещественного тела, дабы из одного, сим образом составленного человека, видно уже было, что он есть Творец и обоих миров, и невещественного и вещественного ». Эти слова, исходящие из уст Матери-Церкви, основаны не на пустом мудровании отягощенного страстями и грехом мирского разума, а на основании Божественного Откровения и святоотеческого опыта, на творениях отцов высочайшей духовной жизни. Дополним начатые рассуждения словами св. Исаака Сирина, который говорил о восхождении души к Богу на основании собственного духовного опыта: «И отсюда уже возносится умом своим к тому, что предшествовало сложению мира, когда не было никакой твари, ни неба, ни земли, ни ангелов, ничего из приведенного в бытие, и к тому, как Бог, по единому благоволению Своему, внезапно привел все из небытия в бытие, и всякая вещь предстала пред Ним в совершенстве ».

Из этого видно, что святые подвижники постигали первозданный мир, будучи в состоянии Божественного созерцания, которое находится за пределами естественного знания. Так св. Григорий Синаит утверждает, что «восемь главных предметов созерцания» в состоянии совершенной молитвы суть следующие:

1) Бог;

2) Порядок и строй жизни разумных сил;

3) Устройство существующего (мира);

4) Домостроительное схождение Слова;

5) Общее воскресение;

6) Страшное второе Христово пришествие;

7) Вечное мучение;

Для чего бы ему «порядок и строй жизни разумных сил» и «устройство существующего» включать с другими объектами Божественного созерцания, относящимися к сфере богословского знания, а не науки? Не потому ли, что есть такой аспект и состояние творений, который находится вне сферы научных знаний и может быть увиден, как и сам преподобный Исаак Сирин некогда видел Божие творение, созерцательно по милости Божией? Объекты такого созерцания можно увидеть и понять. Св. Григорий Синаит говорит, что, «тот устами… изрекает премудрость и размышление сердца - знание (Пс. 48: 4) кто ясно…разумом усматривает в вещах оттиски первообразов и устами при содействии живого слова проповедует мудрость от мудрости, сердце же освещает силой обновительного духовного ведения».

КОНФЛИКТ МЕЖДУ БОЖЕСТВЕННЫМ ОТКРОВЕНИЕМ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИЕЙ

В чем же лежит причина спора между святоотеческим пониманием книги Бытия и эволюционным учением? Последнее пытается понять тайны Божьего творения посредством натурального знания и мирской философии, не допуская даже, что в этих тайнах есть что-то, что ставит их вне возможностей этого знания. Ведь сама книга Бытия - это повествование о Божием Творении, увиденном в Божественном созерцании боговидцем Моисеем, а увиденное им подтверждается и опытом позже живших святых отцов. И хотя откровенное знание выше натурального, все же мы знаем, что не может быть противоречий между истинным Откровением и истинным натуральным знанием. Но может быть конфликт между Откровением и человеческой философией, которая часто ошибочна. Таким образом, нет несогласия между знанием о творении, содержащимся в книге Бытия, как она толкуется нам святыми отцами, и правдивыми знаниями о твари, приобретаемыми современной наукой через наблюдения. Но здесь, конечно, существует неразрешимый конфликт между знанием, содержащимся в книге Бытия, и пустыми философскими спекуляциями современных ученых, не просвещенных Верой, о состоянии мира в течение шести дней Творения. Зная о том, что между книгой Бытия и современной философией существует подлинный конфликт, и стремясь постигнуть правду, мы должны принять учение святых отцов и отвергнуть ложные мнения философов от науки. Ведь современный мир настолько заражен суетной современной философией, выдающей себя за науку, что даже очень немногие православные могут или хотят исследовать этот вопрос бесстрастно и выяснить, чему в действительности учили святые отцы, а затем принять святоотеческое учение, даже если оно представляется неверным и «темным» для пустого мудрования мира сего.

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ СОТВОРЕННОГО МИРА

Относительно истинного святоотеческого видения первозданного мира, самым удивительным является то, что святые отцы понимают текст Священного Писания, «как написано», но в тоже время они не позволяют нам толковать его свободно или аллегорически. «А ведь многие «современно образованные» православные привыкли связывать такую интерпретацию с протестантским фундаментализмом, и боятся, что их сочтут «наивными» умудренные философы науки; но ведь ясно, с одной стороны, насколько глубже святоотеческое толкование по сравнению с таковым фундаменталистов, которые никогда не слышали о Божественном созерцании и чье истолкование лишь иногда случайно совпадает со святоотеческим; а с другой стороны, насколько глубже святоотеческое толкование, чем то, которое некритически воспринимает спекуляции современной философии, как будто это истинное знание».

Первозданный мир до преступления Адама был нетленным, т.к. в этом мире не было еще смерти, ибо «Бог смерти не сотворил » (Прем. 1:13). Современный православный христианин может понять, каким образом нетленность первозданного мира находится вне компетенции научных исследований, если он рассмотрит факт нетленности, так, как он представляется через Божие действие даже в нашем нынешнем тленном мире. Мы не можем найти более высокого проявления этой нетленности, чем у Пречистой Божией Матери, о которой мы поем: «Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем ». Богородичны наших православных богослужений наполнены этим учением. Св. Иоанн Дамаскин указывает, что в двух отношениях это «нетление» находится вне законов природы: ...«а что без отца, это выше естественных законов рождения... а что безболезненно, это - выше закона рождения ». Что сказать православному, когда современный неверующий, под влиянием современной натуралистической философии, настаивает на том, что такое «нетление» невозможно, и требует, чтобы христиане верили только в то, что можно доказать или наблюдать научно? Следует держаться Святой Православной Веры, которая есть откровенное знание, несмотря на т.н. «науку» и ее философию, и объяснять акт нетленности, как сверхъестественные дела Божии. Не напрасно св. Иоанн Златоуст тесно связывает правильное и строгое истолкование Священного Писания (конкретно книги Бытия) с правильностью догматов, насущно необходимых для нашего спасения. Говоря о тех, кто истолковывает книгу Бытия аллегорически, он пишет: «Но мы, прошу, не станем внимать этим людям, заградим для них слух наш, а будем верить Божественному Писанию, и, следуя тому, что в нем сказано, будем стараться хранить в душах своих здравые догматы, а вместе с тем и вести правильную жизнь, чтобы и жизнь свидетельствовала о догматах, и догматы сообщали жизни твердость... если мы... живя хорошо, будем нерадеть о правых догматах, не можем ничего приобресть для своего спасения. Если хотим мы избавиться от геенны, и получить царство, то должны украшаться тем и другим - и правотою догматов, и строгостью жизни ».

Есть еще один вопрос, касающийся состояния первозданного мира, который может возникнуть: а что есть эти «миллионы лет» существования мира, которые наука «знает как факт»? Ведь уже доказана ошибочность «радиоуглеродного метода» и других «абсолютных» системы датирования, так что остается признать, что эти «миллионы лет» тоже вовсе не факт, а опять философия, некоторая версия о длительности доисторической эпохи. Сама идея миллионного существования Земли не возникала до тех пор, пока люди, под влиянием натуралистической философии, не начали верить в эволюцию, а раз эволюция - это правда, то и возраст мира должен исчисляться миллионами лет. И вот где причина обмана: так как эволюцию никогда не наблюдали, то она мыслится только при предположении, что бесчисленные миллионы лет могли вызвать процессы, слишком «мелкие», чтобы современные ученые их могли фиксировать. Если исследовать этот вопрос объективно и бесстрастно, отделяя подлинные доказательства от предположений и философии, то легко заметить, что нет фактических данных, которые бы заставили нас считать, что земле более 7500 лет (я, как историк по первому образованию, убедительно уверился в этом еще на первом курсе Университета). Поэтому взгляды ученых на возраст нашей планеты полностью зависят от их философского отношения к Творению.

Подвести итог обзору святоотеческого учения о первозданном мире будет уместно божественными словами св. отца, который настолько просиял в молитве, что его третьего вся Православная Церковь называет «Богословом». Это - св. Симеон Новый Богослов. В своем 45-м Слове он говорит от святоотеческого предания, а также, вероятно, из собственного опыта, следующее: «Бог в начале, прежде чем насадил рай и отдал его первозданным, в пять дней устроил землю и что на ней, и небо и что в нем, а в шестой создал Адама и поставил его господином и царем всего видимого творения. Рая тогда еще не было. Но этот мир бысть от Бога, как бы рай некий, хотя вещественный и чувственный. Его и отдал Бог во власть Адаму и всем потомкам его... «И насади Бог рай во Едеме на востоцех. И прозябе Бог еще от земли всякое древо красное в видение и доброе в снедь» (Быт. 2: 9), с разными плодами, которые никогда не портились и никогда не прекращались, но всегда были свежи и сладки и доставляли первозданным великое удовольствие и приятность... После преступления Адама не проклял Бог рая... а проклял лишь всю прочую землю, которая тоже была нетленна и все произращала сама собою... Тому, кто сделался тленным и смертным по причине преступления заповеди, по всей справедливости надлежало и жить на земле тленной и питаться пищею тленною... Не подобает телам людей облекаться в славу воскресения и делаться нетленными, прежде вся тварь сотворена нетленною, а потом из нея взят и создан человек, так надлежит и опять прежде всей твари сделаться нетленною, а потом обноситься и стать нетленными и тленным телам людей, да будет снова весь человек нетленен и духовен и да обитает в нетленном, вечном и духовном жилище... Видишь, что вся эта тварь в начале была нетленною и создана Богом в чине рая? Но после Богом подчинена тлению, и покорилась суете человеков. Познай также и то, что это за прославление и светло-сиянность твари будет в будущем веке? Ибо когда она обновится, то не будет опять такою же, какою была создана в начале. Но будет такою, каким, по слову божественного Павла, будет наше тело... Вся тварь по повелению Божию имеет быть, по всеобщем воскресении, не такою, какою была создана - вещественною и чувственною, но имеет быть пересоздана и соделаться неким невещественным и духовным обиталищем, превысшим всякого чувства».

Может ли быть более ясное учение о состоянии первозданного мира до преступления Адама?

ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРИРОДУ ЧЕЛОВЕКА

СВ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА

Теперь следует подойти к последнему и самому важному вопросу, поднимаемому перед православным богословием современной эволюционной теорией: о природе человека, и, в частности, о природе первосозданного человека Адама. Это учение о человеке - антропология - касается самым тесным образом богословия, и здесь, вероятно, наиболее возможным становится выявить богословски ошибку эволюционизма. Хорошо известно, что Православие совершенно по-иному, чем римо-католичество, учит о природе человека и Божественной благодати. Иными словами, богословский взгляд на природу человека, подразумеваемый эволюционной теорией, это неправославный взгляд на человека, но точка зрения, близкая римо-католической антропологии. Это есть лишь подтверждение того факта, что теория эволюции, о которой не учит ни один православный отец, есть просто продукт западного апостасийного образа мышления и даже, несмотря на тот факт, что первоначально это была «реакция» на римо-католичество и протестантизм, глубоко коренится в папистской схоластической традиции. Этот святоотеческий взгляд очень хорошо высказан великим отцом-исихастом св. Григорием Паламой, когда он был вынужден защищать православное богословие и его духовный опыт конкретно от западного рационалиста Варлаама, который хотел свести духовный опыт и знание исихазма к чему-то достижимому наукой и философией. Отвечая ему, св. Григорий в своем знаменитом труде «Триады в защиту священно-безмолствующих» выдвигает общие принципы, вполне применимые в наши дни, когда ученые и философы думают, что они могут понять тайны творения и природы человека лучше, чем православное богословие. Он пишет: «Начало премудрости - быть достаточно мудрым, чтобы различить и предпочесть мудрости низкой, земной и суетной - истинно полезную, небесную и духовную, исходящую от Бога и приводящую к Нему, и сотворяющую угодными Богу приобретающих ее ».

Он учит, что только вторая мудрость блага в себе, а первая и блага, и зла:

«Знание различных языков, сила риторики, исторические знания, открывание тайн природы, различные методы логики... все это одновременно и благо и зло, не только потому, что оно проявляется соответственно идее тех, которые им пользуются, и легко принимает форму, которую придает ему мнение тех, кто им владеет, но также и потому, что изучение его хорошо лишь до той степени, которая придает зраку души проницательность. Но оно худо для того, кто отдается этим исследованиям так, чтобы оставаться в них до старости ».

Кроме того, даже «если один из отцов говорит то же, что внешние, это согласие только словесное, а мысли совершенно различные. Первые, по Павлу, имеют «ум Христов» (1 Кор. 2: 16), а вторые выражают в лучшем случае человеческое разумение . «Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших», говорит Господь (Ис. 55: 9). К тому же, если бы даже мысли этих людей были порой теми же, как у Моисея, Соломона или их подражателей, какая им от этого польза? Какой человек в здравом уме и принадлежащий к Церкви, может из этого вывести, что их учение от Бога? ».

От мирского знания, пишет святитель Григорий, «мы абсолютно не можем ожидать какой-либо точности в познании вещей божественных; ибо невозможно почерпнуть из него какого-либо определенного учения о божественном. Ибо "Бог его объюродил " ».

И это знание может быть вредным и враждебным истинному богословию:

«Сила этого разумения, объюродившего и несущего, вступает в борьбу против тех, кто принимает предание в простоте сердца; оно презирает писания Духа, следуя примеру людей, которые обращались с ними небрежно и восстановили тварь против Творца ».

Вряд ли может быть дана лучшая, чем эта, оценка того, что современные «христианские эволюционисты» попытались сделать, считая себя мудрее святых отцов, и применив мирское знание для извращения учения Священного Писания и святых отцов. Разве не видно всякому, что рационалистический, натуралистический дух воззрений еретика средневековья Варлаама вполне подобен духу современного эволюционизма?

ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ: НАУКА ИЛИ ФИЛОСОФИЯ?

Следует отметить, что св. Григорий говорит о научном знании, которое, на своем уровне, истинно, и становится ложным, только воюя с высшим, богословским знанием. Истинна ли теория эволюции хотя бы научно? И здесь надо задаться вопросом: почему мы должны относиться к творениям современных ученых и философов «просто», веря им на слово, когда они говорят о чем-либо, что это истинно - даже если принятие их высказывания вынуждает нас менять наши богословские взгляды? Напротив, нам следует быть очень критичными, когда современные мудрецы говорят нам, как мы должны истолковывать Священное Писание. Нам следует критически воспринимать не только их философию, но и т.н. «научные свидетельства», которые, как считается, говорят в пользу современной неоязыческой философии, ибо часто «научные свидетельства» сами по себе являются таковой философией.

Особенно это верно в отношении ученого иезуита Тейяра де Шардена, ибо «он не только построил самую проработанную и влиятельную философско-богословскую систему, основанную на понятии эволюции, но и был тесно связан с открытием и интерпретацией почти всех ископаемых свидетельств в пользу «эволюции человека», найденных за время его жизни».

А теперь мы зададимся элементарным научным вопросом: каковы доказательства «эволюции человека»? Обучаясь на историческом факультете университета, я имел возможность изучать историю первобытного общества, и вспоминаю, как преподаватель рассказывала нам красивые истории о различных «предках человека», коих насчитывалось в пределах двух десятков. Но я никак не мог понять, где же реальные доказательства действительного существования в далеком прошлом всех видов этих животных: их студентам никто не предоставил.

На самом деле научные ископаемые «свидетельства» в пользу «эволюции человека» состоят из: ископаемых останков неандертальца (много экземпляров); синантропа (несколько черепов); так называемых яванского, гейдельбергского и пилтдаунского «людей» и находок в Африке (все они крайне фрагментарны) и из немногих других останков. Т.о., все ископаемые свидетельства «эволюции человека» можно уместить в ящик размером с небольшой гроб, и происходят они из далеко удаленных одна от другой местностей, при отсутствии надежных указаний хотя бы на относительный (а уж тем более «абсолютный») возраст, и без всяких указаний на то, как эти разные «люди» связаны между собой родством или происхождением.

Кроме того, один из этих «эволюционных предков человека», «пилтдаунский человек», как выяснилось позже, представлял собой намеренную подделку. Интересно, что иезуит Тейяр де Шарден был одним из «открывателей» «пилтдаунского человека» - факт, который можно найти в большинстве учебников. Он «открыл» клык этого сфабрикованного создания - зуб, который уже был подкрашен, с намерением ввести в заблуждение относительно возраста находки. Это «открытие» конечно, и было тем, чего требовалось для «недостающего звена» между человеком и обезьяной, потому-то и пилтдаунская подделка состояла именно из человеческих и обезьяньих костей. Тейяр де Шарден имел отношение к открытию, а главное - к интерпретации некоторых находок «яванского человека», которые были фрагментарными. Собственно, где бы он ни был, он находил «свидетельства», которые в точности отвечали его ожиданиям - а именно, что человек «произошел» от обезьяноподобных созданий.

Если изучить объективно все ископаемые свидетельства в пользу «эволюции человека», то, обнаружится, что убедительных или хоть сколько-нибудь разумных доказательств этой «эволюции» нет. Все научные работы по этой проблеме сводятся к полуфантастическим домыслам, с неправдоподобной реконструкцией устройства и быта древнечеловеческого общества, не подтвержденных реальными археологическими находками и иными документальными источниками. Но все же общепринято, что есть доказательства эволюции, потому что люди хотят в это верить; они веруют в атеистическую материалистическую философию, которая требует, чтобы человек произошел от обезьяноподобных тварей. Из всех ископаемых «людей» только неандерталец (и, конечно, кроманьонец, который есть просто современный человек) представляется подлинным; но и он - просто homo sapiens, не более отличный от современного человека, чем современные люди различаются между собой. А вот картинки неандертальского человека в учебниках по истории первобытного общества являются измышлением художников, у которых предвзятые представления о том, как должен выглядеть «примитивный человек», исходя из эволюционной философии.

В итоге мы приходим к следующим выводам:

1) Эволюция - совсем не научный факт, а философская система,

2) Эволюция - ложная философия (любящая не мудрость, а отца лжи), изобретенная на секуляризованном Западе, в качестве реакции на католическо-протестанскую теологию, и замаскировавшаяся под науку, чтобы обманывать людей, которые согласны на веру принять якобы научный факт.

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ТВОРЕНИИ И О СОЗДАНИИ ЧЕЛОВЕКА

Куда обратиться православному христианину, если он пожелает узнать истинное учение о сотворении мира и человека? Святитель Василий Великий нам ясно говорит: «О чем говорить прежде? С чего начать толкование? Обличать ли суетность язычников? Или возвеличить истину нашего учения? Эллинские мудрецы много рассуждали о природе, и ни одно их учение не осталось твердым и непоколебимым: потому что последующим учением всегда ниспровергалось предшествовавшее. Посему нам нет нужды обличать их учения; их самих достаточно друг для друга к собственному низложению ».

Следуя примеру святителя Василия, «внешние учения оставляя внешним, возвратимся к учению церковному ». Как и он, станем «исследовать состав мира, рассматривать вселенную не по началам мирской мудрости, но как научил сему служителя Своего Бог, глаголавший с ним «яве, а не гаданием» (Числ. 12: 8)».

Возвращаясь к святым отцам, следует признать, что эволюционистские взгляды на происхождение мира и человека в действительности не только ничему не учат нас о происхождении человека, а наоборот - ложно говорят о человеке.

Православное учение о человеческой природе наиболее сжато изложено в «Душеполезных поучениях» Аввы Дорофея. «Эта книга принята в Православной Церкви как азбука, основной учебник православной духовности; это первое духовное чтение, которое дают православному монаху, и оно остается его постоянным спутником в течение всей жизни, читаемое и перечитываемое. Чрезвычайно важно, что православное учение о человеческой природе излагается на первой же странице этой книги, так как учение это является основанием всей православной духовной жизни».

Что это за учение? Авва Дорофей пишет в первых же строках своего Поучения Первого: «В начале, когда Бог сотворил человека (Быт. 2: 20), Он поместил его в раю, как говорит божественное и святое Писание, и украсил его всякою добродетелью, дав ему заповедь не вкушать от древа, бывшего посреди рая. И так, он пребывал там в наслаждении райском: в молитве, в созерцании, во всякой славе и чести, имея чувства здравые, и находясь в том естественном состоянии, в каком был создан. Ибо Бог сотворил человека по образу Своему, т.е. бессмертным, самовластным и украшенным всякою добродетелью. Но когда он преступил заповедь, вкусивши плод древа, от которого Бог заповедал ему не вкушать, тогда он был изгнан из рая (Быт. 3), отпал от естественного состояния и впал в противоестественное, и пребывал уже в грехе, в славолюбии, в любви к наслаждениям века сего и в прочих страстях, и был обладаем ими, ибо сам сделался рабом их через преступление…

(Господь Иисус Христос) принял самое естество наше, начаток нашего состава, и сделался новым Адамом, по образу Бога, создавшего первого Адама, обновил естественное состояние и чувства сделал опять здоровыми, какими они были и в начале…

А чада смиренномудрия суть: самоукорение, недоверие своему разуму, ненавидение своей воли; ибо чрез них человек сподобляется прийти в себя и возвратиться в естественное состояние чрез очищение себя святыми заповедями Христовыми».

ПОВРЕЖДЕНИЕ ПЕРВОЗДАННОЙ ПРИРОДЫ ВСЛЕДСТВИЕ ГРЕХОПАДЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЕЕ ХРИСТОМ СПАСИТЕЛЕМ

Святые отцы ясно учат, что, когда Адам согрешил, человек не просто утратил нечто, что было прибавлено к его природе, но скорее сама человеческая природа изменилась, подверглась порче в то самое время, как человек утратил благодать Божию. Богослужения Православной Церкви, которые являются основой нашего православного догматического учения и духовной жизни, ясно учат нас, что человеческая природа не естественна для нас, а находится в испорченном состоянии: «Исцеляя человеческое естество, древним преступлением истлевшее, без тли нов рождается Младенец, и в Твоих недрех, яко на престоле, седит, Безневестная, Отеческого не оставль соседения Божеством » (Минея 22 декабря, Богородичен 6-й песни канона на утрени). «Спасти хотя от тли истлевшее человеческое естейство Зиждитель и Господь, во утробу очищенну Святым Духом вселився, неизреченно вобразися » (Минея 23 января, Богородичен 5-й песни канона на утрени).

И в таких гимнах все наше православное понятие о воплощении Христа и о нашем спасении через Него связывается с надлежащим пониманием человеческой природы, как она была в начале, и которую Христос восстановил в нас.

Справедливо пишет профессор Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле И.М. Андреев: «Христианство всегда рассматривало современное состояние материи, как результат грехопадения… Грехопадение человека изменило всю его природу, в том числе и природу самой материи, которую проклял Бог (Быт. 3, 17)». Соглашаясь с этим заявлением, мы делаем вывод, что эволюционное учение не только отвергает описанный в книге Бытия акт Творения, но так же отвергает идею греха, сам грех, отвергает великий опыт покаяния, накопленный Христианством в течение двух тысяч лет.

Поэтому, логично сделать следующий вывод: эволюция противоречит учению святых отцов, т.е. не вписывается в рамки святоотеческого учения о Творении и создании человека.

Из опыта сожития с нашим тленным телом нам невозможно понять состояние нетленного тела Адамова, не имевшего естественных нужд, как мы знаем, евшего «от всякого древа» в раю без выделения каких-либо отходов, и не знавшего сна (пока прямое действие Бога не заставило его уснуть, чтобы Ева была создана из ребра). А насколько менее способны мы понять еще более возвышенное состояние наших тел в грядущем веке! Но мы достаточно знаем о природе первозданного мира и жизни первых людей в раю из Священного Писания и Предания, т.е. из учения Церкви, чтобы опровергнуть всех тех, кто считает, что может понять эти тайны через научное знание и мирскую философию. Состояние человека в раю и первозданного мира навсегда вынесено за пределы научного знания барьером адамова прегрешения, изменившего саму природу первозданного человека и всей твари, а также и природу самого знания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно православному учению, которое исходит от Божественного созерцания, природа Адама в раю была отличной от нынешней человеческой природы, и по телу, и по душе, и эта возвышенная природа оживлялась Божьей благодатью. А согласно латинской доктрине, основанной на рационалистических дедукциях из нынешнего падшего естества, человек по природе тленен и смертен, каков он и есть сейчас, а его состояние в раю было особым, сверхъестественным даром. Все это показывает, насколько искажается чудесное святоотеческое видение Адама и первозданного мира, когда подходят к этому с позиции мудрости падшего мира. Ни наука, ни логика ничего не могут нам сказать о рае; «и все же многие православные настолько обмануты современной наукой и ее рационалистической философией, что боятся прочесть серьезно первые главы Книги Бытия, зная, что современные «мудрецы» находят там столько «сомнительного» или «запутанного», или такого, что подлежит «новой интерпретации», или что можешь получить репутацию «фундаменталиста», если посмеешь читать этот текст просто «как написано», как все святые отцы читали».

Здравое чувство православного христианина подсказывает отвернуться от «глубокой» модной точки зрения, что человек произошел от обезьяны или любого другого низшего создания. Поэтому справедливо, когда св. отцы выражают свой праведный гнев на тех, кто пытается доказать, что человек - это обезьяна, от которой, как они хвалятся, они произошли. Такова точка зрения православной святости, которая знает, что творение не таково, как им его описывают современные мудрецы с их пустой философией, но как Господь открыл его Моисею «не гадательно», и как святые отцы видели его в Божественном созерцании. Человеческая природа отлична от обезьяньей и никогда с ней не смешивалась. Если бы Господь Бог, ради нашего смирения, пожелал бы произвести такое смешение, то святые отцы, которые видели самый «состав видимых вещей» в Божественном созерцании, знали бы это.

«Сколько еще православным оставаться в плену у этой пустой западной философии?» - взывает к нам величайший подвижник современности иеромонах Серафим (Роуз). И не только он один. Много было сказано о «западном пленении» православного богословия; когда же мы поймем, что в еще более отчаянном «западном пленении» находится сегодня каждый беспомощный пленник «духа времени», преобладающего течения мирской философии, растворенной в самом воздухе, которым мы дышим в богоотступном, богоненавистном обществе? Православный, который не борется сознательно против пустой философии века сего, а просто принимает ее в себя и находится с нею в мире, потому что собственное его понимание Православия искажено, не сообразуется со святоотеческими установлениями.

Изощренные в мирском мудровании смеются над теми, кто называет эволюционизм «ересью». Действительно, эволюционизм, строго говоря, не ересь, но эволюционизм это идеология, глубоко чуждая православному христианскому учению, и она втягивает в такое множество неверных учений и мнений, что было бы намного лучше, если бы это была просто ересь, которую можно было бы легко опознать и обличить. Эволюционизм тесно сплетен со всею апостасийною ментальностью секуляризованного «западного христианства», он является орудием «новой духовности» и «нового христианства», в которое сатана ныне стремится погрузить последних истинных христиан. Эволюционизм предлагает объяснение Творения, противное святоотеческому, он подводит православных под такое влияние, чтобы они читали Священное Писание и не понимали его, автоматически «подгоняя» его текст под предвзятую мирскую натурфилософию. Приняв эволюционизм, невозможно не принять также альтернативного объяснения и других частей Божественного откровения, автоматической «подгонки» других текстов Священного Писания и святоотеческих творений под научную «мудрость».

Современная наука знает только то, что наблюдает, и что можно разумно вывести из наблюдений: ее догадки о самых ранних временах творения имеют значение не большее и не меньшее, чем мифы и басни древних язычников. Истинное знание об Адаме и первозданном мире, насколько нам полезно знать, доступно только через Божественное Откровение и в Божественном созерцании святых.

1 вариант

Часть А

1. Человек современного вида появился

а) 2—1,5 млрд лет назад

б) 4—3 млн лет назад

в) 100—40 тыс. лет назад

г) 6—5 тыс. лет назад


2. На рубеже IV—III тыс. до н. э.

а) возникли первые цивилизации

б) началась неолитическая революция

в) появился человек современного вида

г) зародилась религия


3. Древневосточный правитель

а) имел неограниченную власть над подданными

б) выбирался высшей знатью

в) имел лишь религиозные функции

г) не имел никакой собственности

4. «Нет многих богов, а только великий Ахурамазда, который есть Добро и Свет». Такова основная идея религии

а) иудаизма

б) буддизма

в) зороастризма

г) ислама


5. Гай Юлий Цезарь

а) впервые установил бессрочную диктатуру в Риме

б) стал римским императором

в) являлся одним из древнеримских царей

г) был избран афинским стратегом

6. В основе Крестовых походов лежала идея

а) защиты христианского мира от неверных

б) уничтожения всех иноверцев

в) захвата всего мира

г) объединения мира в единое государство

Часть Б

1. Установите соответствие между народами и их достижениями


1) создание шестидесятеричного счета

2) создание алфавита

3) строительство гигантских усыпальниц-пирамид

а) шумеры

б) китайцы

в) финикийцы

г) египтяне

2. Дайте определение понятиям

а) неолитическая революция

б) восточная деспотия

3. Характерные черты Спарты

а) военизированное государство

б) демократическое политическое устройство

в) высшая власть принадлежит народному собранию

г) полис олигархического типа

д) прямая демократия

Часть В

  1. Опишите организацию христианской церкви в первые века её существования.
  2. Сравните франкское государство и Арабский халифат

Контрольная работа по теме «Древний мир и Средневековье»

2 вариант

Часть А

1. В основе развития китайской государственности и цивилизации лежали идеи

а) буддизма

б) даосизма

в) ведизма

г) конфуцианства


2. Возникновение цивилизации в Месопотамии связано с народом

а) аккадцы

б) шумеры

в) ассирийцы


3. Вера в происхождение человека от воображаемого предка (человека, животного или растения) и поклонение ему

а) тотемизм

б) анимизм

в) фетишизм


4. Древнейший очаг греческой цивилизации

б) Спарта


5. Средневековая европейская цивилизация была преимущественно

а) промышленной б) ремесленной в) мелкотоварной г) аграрной

6. Особенность, определившая развитие Византии в Средние века

а) ее связи с Древним Римом оборвались еще в Античности

б) в ней была слаба роль церкви

в) она была прямой наследницей Древнего Рима

г) она была полностью разгромлена варварами

Часть Б

1. Выберите признаки неолитической революции (укажите только цифры)

а) возделывание злаков и выращивание животных

б) отсутствие частной собственности

в) преимущественно кочевой образ жизни

г) существование соседской общины

д) возникновение племенных богов

е) преобладание собирательства

2. Дайте определения понятиям:

А) феодальные отношения

Б) каролингское возрождение

В) античность

3. Установите соответствие между событием и датой

1) начало завоеваний Александра Македонского

2) установление республики в Риме

3) падение Западной Римской империи

4) основание Рима

5) раздел Рима

а) 753 г. до н. э.

б) 509 г. до н. э.

в) 336 г. до н. э.

г) 395 г. н. э.

д) 476 г. н. э.

Часть В

  1. Перечислите и объясните основные положения мусульманского вероучения.
  2. Сравните Византийскую империю и Франкскую империю

Домашнее задание: Жанна де Арк и Столетняя война (творческий проект)


Вариант 1 1. Человек современного вида появился а) 2-1,5 млрд лет назад б) 4-3 млн лет назад в) 100-40 тыс. лет назад г) 6-5 тыс. лет назад 2. Признаки неолитической революции а) возделывание злаков и выращивание животных б) отсутствие частной собственности в) преимущественно кочевой образ жизни г) существование соседской общины д) возникновение племенных богов е) преобладание собирательства

1) создание шестидесятеричного счета2) создание алфавита 3) строительство гигантских усыпальниц-пирамид а) шумеры б) китайцыв) финикийцыг) египтяне
4. Древневосточный правитель а) имел неограниченную власть над подданными б) выбирался высшей знатью в) имел лишь религиозные функции г) не имел никакой собственности 5. Вера в происхождение человека от воображаемого предка (человека, животного или растения) и поклонение ему а) тотемизм б) анимизм в) фетишизм г) магия
6. Началом Античности историки считают а) рубеж IV-III тыс. до н. э. б) рубеж III-II тыс. до н. э. в) середину II тыс. до н. э. г) начало I тыс. до н. э.
7. Гражданин греческого полиса имел право а) заниматься ремеслом и торговлей б) продать своего сына в рабство в) участвовать в управлении государством г) отказаться от участия в военном походе д) защищать свой полис от врага
8. Установите соответствие между событием и датой
1) начало завоеваний Александра Македонского2) установление республики в Риме 3) падение Западной Римской империи а) 753 г. до н. э.б) 509 г. до н. э.в) 336 г. до н. э.г) 395 г. н. э.д) 476 г. н. э. 9. Юлий Цезарь а) впервые установил бессрочную диктатуру в Риме б) стал римским императором в) являлся одним из древнеримских царей г) был избран афинским стратегом

11. В римском праве было сформулировано а) понятие собственности, в том числе частной б) право только римских граждан в) обоснование обязательности рабства г) право на свободу слова
12. Дайте определение понятиям а) древневосточная деспотия
б) полис

1. Историческое познание сегодня. Первобытность. Древний Восток. Мир Античности.
Вариант 2 1. Палеография изучает а) авторство, время и место создания письменного источника б) историю денежного обращения в) даты исторических событий и явлений г) значение гербов
2. Признаки неолитической революции а) существование родовой общины б) второе разделение труда - выделение ремесла в) преимущественно кочевой образ жизни г) появление пахотного земледелия д) переход к монотеизму е) появление семейного хозяйства и зачатков частной собственности
3. Установите соответствие между народами и их достижениями
1) возникновение буддизма2) создание клинописи 3) изготовление шелка а) шумеры б) египтянев) индийцыг) китайы 4. Небо считалось высшим божеством, правитель - Сыном Неба, а само царство стало называться Поднебесным. Речь идет о а) Персии б) Египте в) Индии г) Китае 5. Для древневосточной деспотии характерно а) участие народа в управлении государством б) всеохватывающее господство государства над подданными в) отсутствие налоговой системы г) отсутствие письменных законов
6. Окончанием Античности историки считают а) V в. до н. э. б) IV в. до н. э. в) III в. н. э. г) V в. н. э. 7. Древнегреческий полис - это а) город-государство с округой б) один из городов Греции в) участок земли, принадлежащий на правах собственности г) община полноправных граждан д) религиозное объединение 8. Установите соответствие между событием и датой
1) установление империи в Риме2) легендарное основание Рима3) распад Римской империи на Западную и Восточную а) 753 г. до н. э.б) 509 г. до н. эв) 27 г. до н. э.г) 336 г. до н. э.д) 395 г. н. э.
9. Октавиан Август а) стал первым римским императором б) впервые установил бессрочную диктатуру в Риме в) был знаменитым римским поэтом г) прославился созданием кодекса римского права
10. Характерные черты Афин а) военизированное государство б) демократическое политическое устройство в) высшая власть принадлежит народному собранию г) полис олигархического типа д) выборные государственные должности е) жесткий контроль власти над жизнью граждан
11. В римском праве было сформулировано а) понятие собственности, в том числе частной б) право только римских граждан в) обоснование обязательности рабства г) право на свободу слова 12. Дайте определение понятиям а) неолитическая революция б) республика

Периодизация первобытности. Наиболее разработанной является археологическая периодизация первобытности. Она основывается на изучении останков древних людей, орудий труда, форм, жилищ, свидетельств повседневной жизни, захоронений.

Поскольку главным материалом для изготовления орудий первобытными людьми был камень, первобытность рассматривается как смена «каменных веков»: древний каменный век - палеолит (это самый длительный период, поэтому его подразделяют на нижний, средний и верхний палеолит), средний каменный век - мезолит, новый каменный век - неолит. В период нижнего и среднего палеолита человек сначала на учился изготовлять грубо обработанные каменные орудия - рубила, позже появились ножи, скребки, наконечники копий. Человек овладел огнем, начал строить примитивные жилища. Сложилось половозрастное разделение труда. Мужчины занимались охотой, рыболовством, изготовлением орудий, женщины - собирательством, приготовлением пищи, поддержанием огня, жилища, воспитанием детей. Основной ячейкой общественной организации в среднем палеолите была, как предполагают, сравнительно небольшая родовая община (около 100 человек, из которых примерно четверть - взрослые).
Homo sapiens sapiens распространился на планете в верхнем палеолите. Свою производственную деятельность он начинал с совершенствования орудий труда среднего палеолита, которые все больше дифференцировались, появились разнообразные метательные орудия: дротики, гарпуны и т. п. Археологи зафиксировали существование небольших жилищ, вероятно предназначенных для обитания парной семьи.
Люди верхнего палеолита могли обеспечивать себя питанием И необходимыми средствами к жизни без сверхнапряжения. Собирательство, охота на крупных животных, рыбная ловля отнимали у них, по подсчетам современных ученых, несколько часов в день. Человек потреблял то, что предоставляла ему природа, причем де лал это настолько активно, что подчас уничтожение растений и особенно животных приобретало характер бессмысленного истребления. Хозяйственная деятельность человека носила присваивающий характер. Еще в верхнем палеолите зародилась религия. Первые свидетельства об особом отношении к смерти и о первичных представлениях о душе встречаются в захоронениях неандертальцев. Они погребали мертвых в особой позе (свернувшись на боку), окрашивали их ступни и ладони в красный цвет, клали в погребения цветы и предметы, очевидно предназначая их для жизни усопшего в загробном мире.
Зарождение религии - важнейший этап в развитии человеческой культуры и человека как духовного существа. Древние люди верили во всеохватывающую одушевленность окружающего их мира, в существование духов растений, камней, рек, звезд, т. е. духов природы, духов предков, душ людей. Такая вера называется анимизмом (от лат. слова animus - дух), она считается древнейшей формой религии. Духи могли быть доброжелательными к человеку, а могли противодействовать, вредить ему.
Вера в покровительство реального или воображаемого предка (тотема), которым мог быть человек, животное или растение, также была органичной частью представлений людей верхнего палеолита. Поклонение предкам, от которых якобы магическим образом зависели жизнь и благополучие живущих, называется тотемизмом. Тотемизм сосуществовал с поклонением неодушевленным предметам - фетишизмом. Появилась магия - действия и обряды, с помощью которых люди пытались повлиять сверхъестественным путем на других людей, на явления природы и события. Зародилась мантика - особая практика гаданий и предсказаний.
Таким образом, человек признавал главенство над собой высших сил, нематериального мира, которому подчинен мир повседневного существования людей.

Пытаясь найти ответы на главные вопросы бытия, своего происхождения, жизни и смерти, человек начал создавать мифы, которые становились важной частью формирования усложнявшейся картины мира.
Реализацией огромных творческих возможностей человека стало искусство. Вероятно, сначала зародились его виды, связанные с ритмом, движением, звуком, -- танец и музыка. Изобразительное искусство в форме наскальной живописи и миниатюрной скульптуры появилось 35-30 тыс. лет до н. э. Живопись верхнего палеолита была реалистической, но в период неолита она начала тяготеть к схематизации, становясь более многофигурной, притом что фигуры уменьшались в размерах. У ее создателей развивалось более абстрактное, символическое художественное мышление.

Вопросы по теме «Первобытное общество»

1. Древние люди не могли жить поодиночке. Они объединялись в группы-коллективы. Как вы думаете, почему первобытные люди не могли жить поодиночке? Как назывался самый древний коллектив людей? Каковы его черты?

2. Около 30 тыс. лет назад человеческие стада превратились в постоянные коллективы родственников.

Как назывались такие коллективы? Укажите основные признаки такого коллектива. *Чем новые коллективы людей отличались от человеческого стада? Какая судьба ожидала первобытного человека, изгнанного из коллектива?

3.Фридрих Энгельс сказал, что человека создал труд.

Как вы понимаете эти слова? Объясните их смысл. Расскажите о развитии первобытных людей в процессе труда.

4 . Около 100 тыс. лет назад на Земле началось похолодание. Зимы стали длинными и морозными. С севера надвигался ледник. Теплолюбивые животные вымерли или ушли на юг. Но люди устояли перед наступлением ледников.

Подумайте, что было необходимо древним людям, чтобы выжить в холодные зимы. Назовите три причины, которые вы считаете главными в борьбе людей с суровыми природными условиями. Как изменилась жизнь первобытных людей с изменением природных условий?

5.Древнейшие люди знали много животных, растений, в том числе лекарственных растений, из которых изготовлялись настойки, мази и порошки.

Каким образом, по-вашему, у них появились эти знания? *О чем свидетельствует тот факт, что они научились давать названия не каждому отдельному животному, а виду животных, например волкам, тиграм, слонам и т. д.

6. В поселке родовой общины обычно строились большие вместительные жилища, площадью в 150 - 200 кв. м.

Как вы можете объяснить этот факт? *Какие выводы вправе сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища?

7. В первобытное время было много животных, которыми могли питаться люди. Однако древнейшие люди часто голодали.

Попытайтесь объяснить, в чем заключались причины частых голодовок первобытных людей. Каким признаком первобытнообщинного строя объясняются частые голодовки? Обоснуйте свое мнение. В каких случаях охота первобытных людей могла быть удачной?

8.Фридрих Энгельс характеризует овладение огнем как «гигантское, почти неизмеримое по своему значению открытие».

Объясните слова Энгельса. Расскажите, как первобытные люди добывали огонь. Почему потеря огня была огромным несчастьем для людей? Можно ли считать, что овладение огнем способствовало выделению людей из мира животных? *Докажите свое мнение.

9. В пещере «Трех братьев» во Франции есть странное изображение на скале. Со стены в танцевальном движении глядит непонятное существо: полуолень, получеловек. На голове рога, на подбородке борода. Тут же изображены другие животные со следами ран.

Объясните, о чем свидетельствует рисунок первобытного художника. Может ли первобытное искусство служить источником наших знаний о жизни первобытных людей? Докажите свое мнение.

10. В схватке с крупным животным копье было могучим оружием. Однако в конце ледникового времени мамонты вымерли, меньше стало и других крупных зверей. Люди стали чаще охотиться на мелких и быстро бегающих животных. Необходимо было новое оружие.

Почему в охоте на мелких и быстробегающих животных копье было ненадежно? Благодаря каким изобретениям людей охота их стала успешнее? *Как и почему изменилась жизнь первобытных людей с началом потепления на Земле? Какие изменение были самыми главными?

Контрольная работа по темам «История как наука» и «Первобытное общество»

1.Человек современного вида появился
а) 2-1,5 млрд лет назад
б) 4-3 млн лет назад
в) 100-40 тыс. лет назад
г) 6-5 тыс. лет назад

2.На рубеже IV-III тыс. до н. э.
а) возникли первые цивилизации
б) началась неолитическая революция
в) появился человек современного вида
г) зародилась религия

3.Высказывание «Никакие явления социальной, политической, материальной жизни не могут быть правильно поняты без рассмотрения картины мира, присутствующей в сознании людей, без понимания ментальности» характерно для
а) цивилизационных теорий
б) исторической антропологии
в) теорий модернизации
г) сравнительного изучения истории

4.Вера в происхождение человека от воображаемого предка (человека, животного или растения) и поклонение ему
а) тотемизм
б) анимизм
в) фетишизм
г) магия

5.Эволюционная теория происхождения человека создана
а) А. Тойнби
б) Ч. Дарвином
в) М. Блоком
г) Ф. Энгельсом

6.Палеография изучает
а) авторство, время и место создания письменного источника
б) историю денежного обращения
в) даты исторических событий и явлений
г) значение гербов

7.Вера в одушевленность окружающего мира, в существование духов природы и людей
а) тотемизм
б) анимизм
в) фетишизм
г) магия

О какой форме первобытной религии идет речь в каждом описании?

Из книги Дж. Фрезера «Золотая ветвь»

1. Индейцы британской Колумбии питаются в основном рыбой, которой изобилуют их моря и реки. Если рыба не приходит в нужное время и наступает голод, шаман племени делает чучело рыбы, опускает его в воду в направлении, откуда обычно приходит рыба. Этот обряд, сопровождаемый молитвой, призван побудить рыбу незамедлительно появиться.
2. Все первобытные народы соблюдают запрещение будить спящего; ведь душа его отсутствует и может не успеть возвратиться, и человек, если он проснется без души, заболеет. Если разбудить спящего абсолютно необходимо, делать это следует постепенно, чтобы у души было время вернуться...
3. Малайцы-патани воображают, что, если разрисовать лицо человека во время сна, отошедшая душа его не узнает и сон будет продолжаться до тех пор, пока с лица не смоют краску.
4. Когда охотники, выехавшие на байдаре, находят стадо моржей, сидящих на льду, и байдара, ударяясь о мелкие льдины, производит шум, тогда человек, произносящий заклинание, говорит: «О, моржи! Я кладу ваши уши на широкую железную сковородку, чтобы вы не могли услышать шуршащего звука подъезжающей байдары».
5. Когда на острове Ниас попадается в ловушку дикая свинья, животное извлекают из западни и натирают ему спину девятью упавшими листьями в уверенности, что как девять листьев упали с дерева, так девять других диких свиней попадут в западню.
6. Однажды кто-то из аборигенов убил ворону. Три или четыре дня спустя умер человек по имени Лерри из клана Вороны. Хворал он уже несколько дней, но умерщвление вороны ускорило его кончину.
7. Однажды было такое жаркое лето, что водоем, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь. Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор, пока не превратилась в человека - предка рода Черепахи.
8. Когда индеец племени оджибвеев хочет навлечь на кого-то напасть, он изготовляет деревянное изображение своего врага и вгоняет в его голову (или сердце) иглу или выпускает в него стрелу в уверенности, что стоит игле или стреле пронзить куклу, как враг почувствует в этой части тела острую боль. Если же он намеревается убить врага на месте, он сжигает и хоронит куклу, произнося при этом заклинания.
9. На двух экваториальных островах... где в полдень предметы очень мало или совсем не отбрасывают тени, жители придерживаются правила в полдень не выходить из дома.
10. На молодом вожде, мальчике лет одиннадцати, была маска в виде волчьей головы. Члены каждого клана имеют обыкновение носить на себе какую-нибудь часть своего животного.