Конспект урока истории (Вигасина А.А.)

5 класс

Тема: Природа и люди Древней Индии.

Цель: познакомить учащихся с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей, особенностями религии.

Задачи:

Образовательные: формирование навыка работы с исторической картой и историческими источника.

Воспитательные: воспитывать уважение к людям другой национальности, их культуре и традициям.

Развивающие: развитие кругозора учащихся, развитие умения анализировать, сравнивать и обобщать.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: контурные карты, документ «Природные богатства Индии» (Диодор сицилийский), отрывок из поэмы «Махабхарата», атлас по истории Древнего мира, запись индийской музыки, компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Структура урока:

    Организационный момент

    Изучение нового материала

    Закрепление изученного материала

    Домашнее задание

Ожидаемые результаты: учащиеся должны знать особенности и отличия формирования государств у народов Юго-Восточной Азии, уметь назвать основные географические объекты полуострова Индостан, уметь рассказать о природе, религии и городах Древней Индии.

Ход урока

Основные этапы урока

Методы

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Содержание учебного материала, деятельность учащихся

Примечания

Приветствие учащихся, отмечает отсутствующих.

Приветствие учителя.

Объяснение, беседа

Ребята, мы познакомились с историей стран Западной Азии. Узнали, что здесь много красивых городов, жители которых умели создавать прекрасные вещи, многие из которых сохранились и до нашего времени. Например, египетские пирамиды или Библия, которую написали древние евреи. А как жили древние люди на юге Азии? Какие цивилизации там находились? Прослушав музыку и посмотрев слайды, определите, что за страну мы сегодня будем изучать (Музыкальная презентация).

Итак, какую страну мы будем изучать?

Правильно. И тема сегодняшнего урока «Природа и люди Древней Индии».

Сегодня мы познакомимся с новой для нас цивилизацией, во время урока мы узнаем, где и как образовалось индийское государство, чем отличается природа Индии, чем занимались жители этого государства, в чем особенности религии этого государства (слайд 1).

Постановка логического задания:

В течение всего урока, подумайте над таким заданием: «Почему греки считали Индию «волшебной сказочной страной?»

Географическое положение Индии

Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии (слайд 2). Но для того, чтобы не заблудиться нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты. В ходе моего объяснения мы будем заполнять контурные карты, которые лежат перед вами (слайд 3).

Индия представляет собой огромный полуостров, почти материк (слайд 4) . Огромный полуостров Индостан – родина многих древних цивилизаций. Он отделен от всего окружающего мира Индийским океаном и величайшим в мире горным хребтом – Гималаями (слайд 5) . Вершины их сплошь покрыты льдами и снегом (слово «Гималаи» означает «жилище снега»). Эти горы защищают Индию от холодных ветров, а в древности Гималаи служили хорошей защитой от вражеских нашествий. В Гималаях находится самая высокая на земле вершина – Джомолунгма, ее высота 8848м. Слово «Джомолунгма» означает «поднебесное жилище богов». Древние индийцы верили, что на вершине горы обитали боги. В областях, расположенных близ Гималайских гор, порой бывает так же холодно, как и в Северной Европе. В южных областях Индии большую часть года стоит сильная жара. Центральную часть Индии занимает плоскогорье Декан. Оно является родиной древних цивилизаций. Здесь возвышаются холмы, здесь раскинулись степи, саванны. По земле Индии текут две великие реки – Ганг и Инд .

Начало они берут в Гималаях. Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии и сейчас считают священными. Климат полуострова очень жаркий и влажный. Долины крупнейших рек Индии сходны по своим природным условиям с речными долинами Междуречья и Египта: здесь также жарко, ежегодно Ганг и Инд широко разливаются и несут вместе с водой плодоносный ил (слайд 6). Учитель указывает на различие в природных условиях долин Инда и Ганга: в первой редко выпадают дожди, во второй с июня по сентябрь идут ливни.

- Ребята, давайте откроем контурные карты и выполним следующие задания (слайд 7):

1. Напишите названия двух главных рек Индии.

2. Обозначьте и надпишите Гималайские горы.

3. Надпишите название полуострова, на котором находится Индия.

4. Надпишите море и залив, которые омывают Индию.

Климатические и природные условия Индии

Климат полуострова очень жаркий и влажный. Поэтому большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями. Джунгли не похожи на леса нашей Родины: поражает огромная высота деревьев, густота растительности – здесь всегда темно и душно, стволы деревьев терялись в высоте. Гигантскими гирляндами свешивались лианы, создавшие сплошную сеть, через которую невозможно было пробраться даже с помощью каменного или медного топора (слайд 8) .

Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут огромные слоны, страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Люди особенно боялись змей, которые заползали в их жилища. Чтобы умилостивить их, они даже оставляли им еду – комочки риса, молоко (слайд 9).

Жителям Индии удалось приручить слонов. Слоны перевозили тяжести, таскали бревна. Специально обученные слоны участвовали в сражениях. На их спинах находились воины, которые поражали врагов стрелами. Боевые слоны затаптывали противников. Жители Индии почитали слонов как животных, наделенных божественной силой. Они даже изображали бога мудрости с головой слона (показывает рисунок Ганеша).

Давайте прочтем отрывок, посвященный природе Индии, из поэмы «Махабхарата» (показывает картинки из поэмы) , который лежит перед вами. Следите внимательно и подумайте, какова природа и животные в Индии? ( слайд 11).

Вы заметили, что Деваки была одета в одежду из древесной коры. Чуть позже у индийцев появилась их национальная одежда – сари (показывает рисунок) .

Мы продолжаем читать отрывок из индийской поэмы «Махабхарата» (слайд 12).

Ребята, а что описано в этом отрывке? Вы обратили внимание на картинку? Что за цветок изображен на ней?

Лотос в Индии считается священным цветком.

Физ. минутка (слайд 13)

Змея по земле растянулась,

На хвост не спеша оглянулась.

Не видно, довольно вздохнула,

Легла и спокойно уснула.

Не видно, еще раз взглянула,

Легла и спокойно уснула.

Червяк по земле растянулся,

А хвост у него перед носом

Стать длинным задался вопросом.

Хвостом по земле он вдруг хлопнул,

Вздохнул, потянулся и лопнул.

Занятия жителей Древней Индии

(работа с историческим документом)

Опережающее задание: каковы же были занятия населения Древней Индии? Ответить на этот вопрос нам поможет отрывок из сочинения Диодора Сицилийского «Природные богатства Индии», который вы прочитали дома (слайд 14).

Ребята, какой вывод мы можем сделать? Чем занимались древние индийцы? (слайд 15).

Основным занятием древних индийцев было оседлое земледелие. В Древней Индии люди обычно селились вдоль рек, но нередко их деревни строились на краю джунглей. Жители деревень выращивали пшеницу, ячмень, овощи. Там, где было много воды, возделывали рис. Буйвол в условиях жаркого влажного климата незаменим. Он обладает силой и выносливостью, поедает болотные травы и водяные растения, которые не едят другие домашние животные. Болота и леса в долине Ганга трудно было бы освоить без буйволов. Их применяли для вспашки топких участков земли, непроходимых для обычных быков. Еще большей силой обладают слоны, которых использовали и в хозяйстве и на войне (слайд 16).

- Ребята, а к нам пожаловали гости (разыгрывается небольшое представление.Действующие лица: ведущий, путешественник, друг путешественника).

Ведущий: Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.

Путешественник: Индия удивительная страна. Там на кустах растет белая шерсть…

Друг путешественника: Этого не может быты, ты лжешь!

Путешественник: Нисколько…индийцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее ткани…А из тростника выжимают сок, уваривают его на огне, и он становится твердым и более сладким, чем пчелиный мед.

Друг путешественника: Вранье! На свете нет ничего слаще меда.

О чем же рассказывал путешественник?

Индийцы научились выращивать хлопчатник. Из него выделывалась пряжа, из которой производились легкие, удобные в жарком климате ткани.

Из сахарного тростника получали сладкий порошок – сахар. Это был самый древний сахар в мире. Разные растения и цветы использовались для получения пряностей и благовоний, каких не было больше нигде. Не случайно в Индию устремлялись торговцы из разных стран, чтобы заполучить эти удивительные вещества, стоившие очень дорого (слайд 17).

В древней индийской поэме «Махабхарата» сказано: «Корова, коза, человек, овца, лошадь, осел и мул – эти семь считаются домашними животными». Какие выводы можно сделать из этих слов?

Рабами в Индии, как и повсюду на древнем Востоке, становились военнопленные, неоплатные должники, преступники, дети рабынь, а также дети, проданные в рабство своими родителями.

Рабовладелец мог подарить своего раба, продать, проиграть в кости или даже убить.

Цивилизация Древней Индии

Начало цивилизации в Индии относят к 3 тысячелетию до н.э., когда в долине Инда возникли великие города с высокой культурой и благоустройством – Мохенджо-Даро и Хараппа. В начале 20 в. английские археологи обнаружили развалины этих городов. Особенно их поразил Мохенджо-Даро. Вероятно, город строился на протяжении нескольких столетий. Его размеры достигали 250га. Здесь были обнаружены прямые улицы, с домами, построенными из обожженного кирпича. Стены некоторых зданий возвышались на 7 с половиной метров. Скорее всего, горожане жили в 2-х и 3-х этажных домах. В домах не было украшений и окон, выходящих на улицу, но зато, кроме жилых помещений, была комната для омовений, куда подавалась вода из специального колодца.

Улицы располагались с севера на юг и с востока на запад, ширина каждой из них достигала 10м. вероятно, древние жители этого города пользовались повозками на колесах. В центре Мохенджо-Даро возвышалось здание с огромным бассейном. Назначение этого строения точно неизвестно, но ученые предположили, что это здание представляло собой древний храм, посвященный богу воды. Неподалеку от храма размещались большие ремесленные мастерские, рынок и зернохранилища. Центральная часть города была обнесена крепостной стеной. За ней жители Мохенджо-Даро прятались во время войн (слайд 18).

На контурной карте отметьте:

1. места древнейших городов Индии.

2. закрасим территорию крупнейшего государства в Индии в III в. до н.э.

На доске высвечивается текст «Реши задачу», который озвучивает учитель.

Археологи рассказали в своих отчетах о том, что древнейшие индийские города были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но кроме, двух-, трехэтажных домов со множеством комнат и небольших помещений (возможно для слуг), а также домов средних размеров, где находились многие инструменты и остатки мастерских, в других районах городов располагались жалкие лачуги, канализации там не было. Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? (слайд 19).

Многое о культуре Древней Индии могли бы рассказать древние книги. Они делались из пальмовых листьев. Пластины из листьев через специальные отверстия скреплялись веревочкой. На пальмовых листьях писали чернилами из сажи, разведенной в подслащенной воде. В Древней Индии были изобретены цифры, которыми мы сейчас пользуемся и называем арабскими. Однако сами арабы заимствовали их у индийцев. Очень важным математическим открытием индийцев было изобретение нуля – знака для обозначения пустоты. Без этого знака современная математика не может обойтись (слайд 20,21).

Памятники культуры Древней Индии – Тадж Махал (слайд 22).

Искусству мудро править людьми должна была учить игра, придуманная древними индийцами и предназначенная для царей и военачальников. Эта игра называлась «чатуранга», а по-русски «шахматы». В Древней Индии была создана особая система духовного и физического совершенствования человека – йога.

Религия древних индийцев. Особенности индуизма

Как видно из священных книг индийцев, они обожествляли животных и поклонялись многим богам. Их древняя религия – индуизм – сохранилась до наших дней. Большинство населения Индии и сегодня верят в своих древних богов. Больше 4 тысячелетий тому назад из множества богов на главное место в индуизме выдвинулись три бога. Они образуют неразрывное единство (слайд 23).

Ученики рассказывают о трех богах Индии (сообщение было задано на дом) (слайд 24).

Единого бога в Древней Индии не было.

Сначала индийцы обожествляли животных – слонов, коров, а затем их сменили боги, с головами животных (слайд 25).

- Как вы думаете, почему с особой любовью и почтением индийцы относились и относятся к корове?

Абсолютно верно. И поэтому ее называют божественной кормилицей, матерью. Мясо коровы в Индии в пищу не употребляют. Индийцы поклонялись и другим животным.

Древние индийцы верили, что не только человек, но и животные, и растения имеют душу. Душа каждого существа вечна. Она может переселяться после его смерти в другое тело. Что будет с душой человека после смерти, зависит от его поведения при жизни. Так, душа кровожадного и жестокого воина может переселиться в тело тигра. Легкомысленный человек может перевоплотиться в стрекозу или другое насекомое. Обманщик и кривляка в следующей жизни может стать обезьяной.

По представлениям древних индийцев, все в мире, в том числе и человек, подчиняется карме. Карма означает «дело», «действие», которое рождает определенный результат. За все дурные поступки человек будет наказан в следующих жизнях. Так действует закон кармы – закон возмездия. Только правильно проведенная жизнь может избавить человека от вечного переселения его души (слайд 26).

Слушают объяснение, смотрят музыкальную презентацию и отвечают на вопросы учителя.

Записывают тему урока.

Слушают объяснение учителя, наблюдают, делают записи в тетради.

Выполняют задания в контурных картах.

Работа с историческим документом.

Читают отрывок и отвечают на поставленный вопрос.

Делают записи.

Примерные ответы учеников:

На рисунке изображен лотос.

Делают записи в тетрадь.

Проговаривают считалочку вместе с учителем.

Примерные ответы учеников:

Земледелием.

Слушают рассказ учителя.

Смотрят представление.

Примерные ответы учеников: хлопок, сахар.

Слушают рассказ учителя.

Работа с историческим документом

Примерные ответы учеников: в Древней Индии разводили много домашних животных, возможно, существовало рабство.

Слушают объяснение учителя.

Работают с контурными картами.

Слушают отрывок.

Примерные ответы учеников:

Люди в Древней Индии строили города по специальным планам, следовательно, обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь говорит о развитии торговли. Разные жилищные условия – о неравенстве между людьми.

Слушают объяснение учителя и наблюдают.

Рассказывают о богах Индии.

Бог Брахма творец и правитель мира. Он создал вселенную, людей и дал им законы. Обычно его изображают с четырьмя лицами, обращенными к четырем сторонам света.

Бог Вишну спасает людей от разных бедствий, например от потопа. Вишну очень добрый бог, он всегда помогает людям и всем живым существам на Земле. Так, к примеру, индусы считают, что именно Вишну в образе Рамы победил злого Равана. Обычно Вишну изображают человеком с синей кожей, одетым в яркую оранжевую одежду.

Бог Шива грозный носитель сил космоса, который и создает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти. Обычно Шиву изображают танцующим многоруким и многоглазым. Его священный танец символизирует вечное вращение вселенной.

Примерные ответы учеников:

Она дает молоко и масло.

Закрепление изученного.

Беседа

Игра-викторина «Проверь себя»

Один ученик вызывается к доске, отвечает на оценку, остальные самостоятельно выполняют задания (слайд 27).

Правила игры: если утверждение верное ставим Х, если неверное, то О.

Задания:

1. Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан (Х).

2. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи (Х).

3. Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана (О).

4. Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан (О).

5. Джунгли – это густой, труднопроходимый лес (Х).

6. Основные занятия древних индийцев сводились к земледелию, скотоводству, ремеслу и торговле (Х).

7. Индийцы поклонялись многим животным, которых считали священными (Х).

Решение поставленного вначале урока логического задания

В начале урока вам было дано задание: "Почему греки называли Индию "волшебной, сказочной страной"?"

Выслушиваются ответы учащихся, а затем формируется вывод.

Чудеса Индии (слайд 28):

    благоприятные природные и климатические условия;

    плодородные земли;

    полноводные реки;

    защищенность от нападений врагов (Индийский океан, Гималаи);

    памятники культуры.

Ребята, давайте запишем новые понятия, которые мы узнали на уроке (слайд 29).

Итак, сегодня на уроке мы начали разговор о Древней Индии. Вы узнали много интересного об этой сказочной, волшебной стране и ее жителях. Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она многому учит и сегодня. Не стоит забывать мудрые слова древних индийцев:

"Да не будет ненависти

У брата к брату, а у сестры к сестре!

Оборотившись друг к другу, следуя одному обету,

Говорите доброе слово!"

На следующем уроке вы расширите свои знания об Индии.

Рефлексия

Играют в игру.

Отвечают на вопрос учителя.

Записывают понятия в тетрадь.

§20, пересказ "Сказания о Раме" (слайд 30).

Презентация современной Индии.

Записывают домашнее задание. Смотрят презентацию.

Тот, кто любит Бога, не может более любить человека, он потерял понимание человеческого; но и наоборот: если кто любит человека, поистине от всего сердца любит, тот не может более любить Бога.

Индия древняя страна возрастом примерно 8 тыс. лет. На ее территории проживал удивительный народ индцы. Которые делились на несколько общественных классов. Где важную роль играли жрецы. Хотя историкам не известно кто правил столь удивительным государством. Индцы имели свой язык и письменность. Их письмена не могут расшифровать ученые по сей день. Древние индцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Делали тонкую ткань ситец. Они приручили самое крупное животное в мире слона. Почитали и верили в разных богов. Климат древней Индии. Обожествляли животных. Наравне с богами почитались Веды, язык санскрит и брахманы как хранители культуры и священных знаний. Брахманов считали живыми богами. Это очень интересное государство и народ.

Древнее государство Индия

Местоположение и природа . На юге Азии, за Гималайским хребтом, расположена удивительная страна - Индия. Ее история насчитывает уже почти 8 тысяч лет. Однако современная Индия отличается по своим размерам от древней страны под этим же названием. По площади Древняя Индия была примерно равна Египту, Междуречью, Малой Азии, Ирану, Сирии, Финикии и Палестине, вместе взятым. На этой огромной территории были разнообразные природные условия. На западе протекала река Инд, дожди шли сравнительно редко, но летом были большие разливы. Здесь расстилались просторные степи. На востоке несли свои воды в Индийский океан реки Ганг и Брахмапутра. Здесь всегда шли обильные дожди, а вся земля была покрыта топкими болотами и непроходимыми джунглями. Это густые заросли деревьев и кустарников, где даже днем царит полумрак. В джунглях водились тигры, пантеры, слоны, ядовитые змеи и огромное количество разнообразных насекомых. Центральная и южная части Индии в древности представляли собой гористые пространства, где всегда было жарко и выпадало много дождей. Но обилие влаги не всегда было благом. Густая растительность и болота являлись большим препятствием для древних земледельцев, вооруженных каменными и медными топорами. Поэтому первые поселения возникают в Индии на менее лесистом северо-западе страны. У долины Инда было еще одно преимущество. Она была ближе к древним государствам Передней Азии, что облегчало связь и торговлю с ними.

Образование государств в Древней Индии

Пока ученые имеют мало сведений об общественном строе и культуре индийских городов. Дело в том, что еще не расшифрована письменность древних индцев. Но сегодня известно, что в III и первой половине II тысячелетия до н. э. в долине Инда было единое государство с двумя столицами. Это Хараппа на севере и Мохенджо-Даро на юге. Жители делились на несколько общественных классов. Точно не известно, кто управлял государством. Но большую роль играли жрецы. С упадком Индского государства распалась и общественная организация. Была забыта письменность. Появившись в середине II тысячелетия до н. э., арии принесли с собой и свою общественную организацию. В ее основе лежал раздел общества на «своих» (ариев) и «чужих» (дасов). Используя право завоевателей, арии отвели дасам зависимое положение в обществе. Существовало и разделение среди самих ариев. Они делились на три сословия-варны. Первой и самой высокой варной были брахманы - жрецы, учителя, хранители культуры. Вторая варна - кшатрии. Ее составляла военная знать. В третью варну - вайшьи - входили земледельцы, ремесленники и торговцы. В начале I тысячелетия до н. э. появилась и четвертая варна - шудры. Это значит «слуга». В эту варну входили все неарии. Они были обязаны служить трем первым варнам. Самое низкое положение занимали «неприкасаемые». Они не входили ни в одну из варн и обязаны были выполнять самую грязную работу. С развитием ремесла, ростом народонаселения и усложнением общественной жизни, помимо варн, появилось дополнительное деление по профессиям. Это дробление называется делением на касты. И в определенную варну, как и касту, человек попадал по праву рождения. Если ты родился в семье брахмана, ты брахман, если в семье шудры - ты шудра. Принадлежность к той или иной варне и касте определяла правила поведения каждого индийца. Дальнейшее развитие индийского общества привело в середине I тысячелетия до н. э. к возникновению царств во главе с раджами. (По - древнеиндийски «раджа» означает «царь».) В конце IV в. до н. э. в Индии образуется могущественная империя. Ее основателем был Чандрагупта, который приостановил продвижение армии Александра Македонского. Наивысшего могущества эта держава достигла при внуке Чандрагупты Ашоке (263-233 гг. до н. э.). Таким образом, уже в III- начале II тысячелетия до н. э. в Индии существовало государство. Оно не только не уступало в своем развитии, но временами превосходило Египет и Междуречье. После упадка индской культуры и прихода ариев усложнился общественный строй древнеиндийского общества. Его культура была оздана ариями при участии местного населения. В это время складывается кастовый строй. Возникла могучая империя. Видоизменяясь, древнеиндийская культура просуществовала до наших дней.

Хозяйственная жизнь

Уже в III тысячелетии до н. э. основным занятием жителей долины Инда было земледелие. Выращивали пшеницу, ячмень, горох, просо, джут и, впервые в мире хлопчатник и сахарный тростник. Хорошо было развито животноводство. Индцы разводили коров, овец, коз, свиней, ослов, слонов. Конь появился позже. Индцы были хорошо знакомы с металлургией. Основные орудия труда делали из меди. Климат древней Индии. Из нее выплавляли ножи, наконечники копий и стрел, мотыги, топоры и многое другое. Не было для них секретом художественное литье, мастерская обработка камня, сплавы, среди которых особое место занимала бронза. Индцам были известны золото и свинец. Но железа в это время они не знали. Развито было и ремесло. Важную роль играло прядение и ткачество. Впечатляет мастерство ювелиров. Они обрабатывали драгоценные металлы и камни, слоновую кость и раковины. Высокого уровня достигла морская и сухопутная торговля. В 1950 г. археологи нашли первый в истории порт для стоянки кораблей во время отлива моря. Наиболее активно шла торговля с Южным Междуречьем. Сюда из Индии привозили хлопок, ювелирные изделия. В Индию привозили ячмень, овощи, фрукты. Были торговые связи с Египтом и островом Крит. Вероятно, индцы обменивались и с соседними кочевыми народами и даже построили город на реке Амударья. С упадком индской культуры замерла хозяйственная жизнь. Появившиеся в середине II тысячелетия до н. э. арии были кочевниками и значительно отставали от индцев в хозяйственном развитии. Единственное, в чем арии опережали индцев, так это в использовании лошади. Только на рубеже II - I тысячелетий до н. э. новое население Индии - индийцы - вновь перешло к земледелию. Появились посевы пшеницы, ячменя, проса, хлопчатника и джута. Особенно большие урожаи собирали земледельцы долины реки Ганг. Наряду с лошадью и крупным рогатым скотом важное место в хозяйстве занял слон. С его помощью люди успешно боролись с непролазными джунглями. Развивается металлургия. Быстро освоив бронзу, уже в начале I тысячелетия до н. э. индийцы научились добывать железо. Это значительно облегчило освоение новых земель, ранее занятых болотами и джунглями. Возрождается и ремесло. Снова видное место в хозяйстве занимают гончарное дело и ткачество. Особенно славились индийские хлопчатобумажные ткани, изделия из которых можно было продеть через маленькое колечко. Эти ткани были очень дорогими. В честь богини пашни Ситы их назвали ситец. Были и более простые дешевые ткани. Только торговля оставалась на низком уровне. Она ограничивалась обменом товарами между соседними общинами. Таким образом, древние индийцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Они приручили самое крупное животное в мире слона.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Языки и письменность Древней Индии. В конце III тысячелетия до н. э. в Индии была крупная держава с высокоразвитой культурой. Но пока неизвестно, на каком языке говорили жители долины Инда. Их письменность все еще остается загадкой для ученых. Первые надписи индцев относятся к XXV - XIV вв. до н. э. Индское письмо, которому нет подобия, насчитывает 396 знаков-иероглифов. Писали на медных табличках или глиняных черепках, царапая письменные знаки. Число знаков в одной надписи редко превышает 10, а наибольшее число-17. В отличие от языка индцев язык древних индийцев хорошо известен ученым. Он называется санскрит. Это слово в переводе значит «совершенный». Из санскрита возникли многие современные языки Индии. В нем есть слова, похожие на русские и белорусские. Например: веды; швета - свята (праздник), брахман-рахманы (кроткий). Создателями санскрита и его хранителями считались боги и брахманы. Каждый человек, считавший себя арием, обязан был знать этот язык. «Чужие», как шудры, так и неприкасаемые, не имели права изучать этот язык под страхом жестокого наказания.

Литература

О литературе индцев ничего не известно. Но литература древних индийцев - это огромное наследие для всего человечества. Древнейшими произведениями индийской литературы являются Веды, написанные между 1500 и 1000 гг. до н. э. Веды (буквально - мудрость) - священные книги, в которых были записаны все важнейшие для древних индийцев знания. Их правдивость и полезность никогда не оспаривались. Вся духовная жизнь древних индийцев создавалась на основе Вед. Поэтому индийскую культуру I тысячелетия до н. э. называют ведийской культурой. Кроме Вед, индийская культура создала множество разнообразных произведений. Все они были написаны на санскрите. Многие из них входят в сокровищницу всемирной литературы. Климат древней Индии. Первое место в этом ряду принадлежит великим поэмам «Махабхарата» и «Рамаяна». В «Махабхарате» рассказывается о борьбе сыновей царя Панду за право управлять царством. В «Рамаяне» повествуется о жизни и подвигах царевича Рамы. Поэмы описывают жизнь древних индийцев, их войны, верования, обычаи и приключения. Кроме великих поэм, индийцы создали замечательные сказки, басни, мифы и легенды. Многие из этих произведений, переведенные на современные языки, не забываются и по сей день.

Религия Древней Индии

О религиях древних индцев мы знаем мало. Однако известно, что они верили в богиню-мать, трехликого бога-скотовода, некоторые виды растительного и животного мира. Среди святых животных выделялся бык. Вероятно, был и культ воды, о чем свидетельствует многочисленные бассейны в Хараппе и Мохенджо-Даро. Индцы верили и в потусторонний мир. О религиях древних индцев мы знаем намного больше. Ведийская культура создала сразу две великие религии Востока – индуизм и буддизм. Индуизм берет свое начало из Вед. Именно Веды - первые и главные священные книги индуизма. Древний индуизм отличается от современного. Но это разные стадии одной религии. Индуисты верили не в одного бога, а почитали многих. Главными среди них были бог огня Агни, грозный бог воды Варуна, бог-помощник и хранитель всего Митра, а также бог богов, великий разрушитель - шестирукий Шива. Его образ подобен древнеиндийскому богу - покровителю скота. Представление о Шиве - доказательство влияния культуры местного населения на верования пришельцев ариев. Наравне с богами почитались Веды, язык санскрит и брахманы как хранители культуры и священных знаний. Брахманов считали живыми богами. Примерно в VI в. до н. э. в Индии появляется новая религия, которой суждено было стать мировой. Названа она в честь первого его сторонника Будды, что означает «просвещенный». Буддизм не имеет веры в богов, не признает ничего, что существует. Единственный святой сам Будда. Долгое время в буддизме не было храмов, священников и монахов. Было провозглашено равенство людей. Будущее каждого человека зависит от правильного поведения в обществе. Буддизм очень быстро распространился в Индии. В II в. до н. э. буддизм принял император Ашока. Но в начале нашей эры буддизм был вытеснен из Индии индуизмом и стал распространяться в более восточных странах. Именно в это время появляется главная священная книга современного индуизма - «Бхагавад-Гита» - «Божественная песня». Охотник и два голубя (отрывок из «Махабхараты» в пересказе Я. Купалы) Жил в Индии охотник. Без жалости повил он в лесу птиц, чтобы продавать их на рынке. Он разлучал птичьи семьи, забывая закон богов.

ИНТЕРЕСНОЕ ОБ ИНДИИ
Раскопки в Махенджо-Даро

В 1921-1922 гг. было сделано большое археологическое открытие. В трех километрах от реки Инд археологи раскопали город. Его длина и ирина составляли 5 км. От разливов реки его защищали искусственные насыпи. Сам город был разделен на 12 примерно равных кварталах. Они имели ровные прямые улицы. Центральный квартал был поднят на высоту 6-12 м. Возвышение, сделанное из глины и сырцового кирпича, обороняли кирпичные квадратные башни. Это была главная часть города.

Общественное устройство индийце по древним законам

Ради процветания миров Брахма создал из своих уст, рук, бедер и ступней соответственно брахмана, кшатрия, вайшьи и шудру. Для каждого из них были установлены определенные занятия. Обучение, изучение священных книг, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни Брахма установил для брахманов. Брахман всегда первый. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение священных книг и неприверженность к людским удовольствиям Брахма указал кшатриям. Но ни при каких условиях кшатрий не имеет права брать больше четвертой части урожая своих подданных. Скотоводство, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение священных книг, торговлю, денежные дела и земледелие Брахма дал вайшьям. Но только одно занятие Брахма дал шудрам - служение первым трем со смирением.

Заключение

Подводя итог можно сказать, что про Индию мы знаем много. Хотя в истории этого древнего государства есть еще очень много белых пятен, которые все-таки когда-то раскроются перед нами. И все узнают о величии Древней Индии. Мировая литература получит бесценные произведения индийских авторов. Археологи раскопают новые города. Историки напишут интересные книги. И мы узнаем много нового. Передадим наши знания будущему поколению без утрат.

Индия – одна из древнейших цивилизаций планеты. Культура этой страны повлияла, как на близлежащие страны, так и на удаленные на тысячи километров от Индостана регионы. Индийская цивилизация зародилась ещё в начале 3 тысячелетия до н. э. В археологии её принято называть протоиндийской или хараппской. Уже в то время здесь существовала письменность, города (Мохенджедаро, Хараппа) с продуманной планировкой, развитым производством, централизованным водоснабжением и канализацией. Индийская цивилизация подарила миру шахматы и десятичную систему счисления. Достижения древней и средневековой Индии в области науки, литературы и искусства, зародившиеся в Индии различные религиозно-философские системы, оказали воздействие на развитие многих цивилизаций Востока, стали неотъемлемой частью современной мировой культуры. Индия – это огромная страна на юге Азии, раскинувшаяся от ледяных пиков Каракорума и Гималаев до омываемых экваториальными водами мыса Кумари, от знойных пустынь Раджастхана до болотистых джунглей Бенгалии. Индия - это и великолепные пляжи на побережье океана в Гоа и горнолыжные курорты в Гималаях. Культурное многообразие Индии поражает воображение всякого впервые прибывшего сюда. Путешествуя по стране, понимаешь, что многообразие - душа Индии. Стоит проехать несколько сот километров, и замечаешь, как изменились местность, климат, еда, одежда и даже музыка, изобразительное искусство, ремёсла. Индия может ослепить красотой, покорить гостеприимством, озадачить противоречиями. Поэтому каждому предстоит открыть свою Индию. Ведь Индия - не просто другой мир, а множество разных миров, объединившихся в одно целое. Только в конституции страны перечислено 15 главных языков, а общее число языков и диалектов, по подсчётам учёных, достигает 1652. Индия родина многих религий – индуизма, сопоставимого с пластом аврамистических религий (иудаизм, ислам, христианство), буддизма, джайнизма и сикхизма. И в тоже время Индия крупнейшая мусульманская страна - третье место в мире по числу последователей (после Индонезии и Бангладеш). Индия – федеративное государство (по конституции – союз штатов). В Индии насчитывается 25 штатов и 7 союзных территорий. Штаты: Андхра-Прадеш, Аруначал-Прадеш, Ассам, Бихар, Гоа, Гуджарат, Харьяна, Химачал-Прадеш, Джамму и Кашмир, Карнатака, Керала, Мадхья-Прадеш, Махараштра, Манипур, Мегхалая, Мизорам, Нагаленд, Орисса, Пенджаб, Раджастхан, Сикким, Тамилнад, Трипура, Уттар-Прадеш, Западная Бенгалия. К семи союзным территориям относятся - Андаманские и Никобарские острова, Чандигарх, Дадра и Нагархавели, Даман и Диу, Дели, Лакшадвип и Путтуччери (Пондишери). Главой государства является президент. Практически исполнительная власть осуществляется премьер-министром. Столица Индии – г. Дели. Площадь республики – 3,28 млн.кв.км. Страна граничит на западе – с Пакистаном, на севере – с Китаем, Непалом и Бутаном, на востоке – с Бангладеш и Мьянмой. С юго-запада омывается водами Аравийского моря, с юго-востока – Бенгальским заливом.

Индия - страна с уникальными традициями (Древняя Индия). История Индии - это история целой цивилизации.А культура Индии - это уникальное достижение человечества География Индии обширна. Страна поражает разнообразием природных зон. Индию условно можно разделить на четыре части. Северная Индия - это прежде всего уникальный город Дели (столица государства). Здесь собраны самые невероятные памятники архитектуры, ведущее место среди которых занимают многочисленные религиозные сооружения. Причем в Дели можно встретить храмы буквально всех мировых религий. По количеству музеев город легко обойдет любую столицу мира. Непременно посетите Национальный музей, Археологический музей Красного форта, Национальную галерею современного искусства, Национальный музей естественной истории и др. К вашим услугам будут тысячи торговых точек, уникальные восточные базары с их непередаваемым колоритом, знакомым нам еще из детских сказок, в который непременно стоит окунуться. Если вы предпочитаете отдых у моря, то для вас Западная Индия и Гоа. Именно в этом штате расположены многочисленные пляжи, великолепные отели, масса развлекательных комплексов, казино и ресторанов. Южная Индия - представляет из себя наиболее густонаселенную часть страны, район нахождения сотен древних тамильских храмов, колониальных фортов. Есть здесь и песчаные пляжи. Восточная Индия ассоциируется прежде всего с городом Калькутта, административным центром штата Западная Бенгалия и самым большим городом страны, входящим в десятку крупнейших городов мира. Для поездки в эту страну необходима виза, для оформления которой придется посетить посольство Индии. И еще один совет. Индия - это страна, рядом с которой находится загадочный Непал, не забудьте об экскурсии. Вам уже снится Индия.

Где нравы без просвещения или просвещение без нравов, там невозможно долго наслаждаться счастьем и свободой.

Данное название «Индия» было приобретено и уже установлено от названия самой широкомасштабной реки, которая находилась на северо-западе данной страны. В то время индийцы именовали её как «Синдху», у персов оно именовалось, как «Хинду», а древние греки – прозывали её как «Индос». А уже в последующем в Европе, она получила название «Индия», которое сохранилось по сей день. У индейцев данное наименование страны не было общепринятым. Если говорить о местоположении страны, то Индия располагается в Южной Азии, точнее на Деканском полуострове, где она прилегает к нему с северной части материка. А уже на севере она имеет ограничение Гималаями – уникальная в мире горная цепочка, которая обладает самой высокой системой горных хребтов. На востоке горный пик снижается, но при этом имеются труднопроходимые горы, которые и отделяют саму Индию от стран, касательно Индо-Китайского полуострова, а на западе имеются отроги Гималаев, и остальные горные хребты. Тем временем Деканский полуостров, который впадает в Индийский океан, и образует на западной части Аравийское море, а на восточной части – Бенгальский залив. Но в то же время географическая обособленность, которая имела в Индии, препятствовала общению народов со всем внешним окружением. Она так же имела место препятствования формированию мореплавания. Но все это не казалось Индийскому народу препятствием, они и в этих обстоятельствах старались не ограждаться от общения и связи с их соседями. Если рассматривать касательно географии, то на них Индия состояла из двух основных частей: Это была южная часть, которая была полуостровной, а северная часть была материковой. Тем не менее на их границе располагаются горные породы, которые в свою очередь состоят из обширных хребтов, самым крупным из них принято считать гору Виндхья, которая имеет возвышенность в 1100 м, и имеет общую площадь, которая достигает 1000 км, и следует с запада на восток. Большая часть горы Виндхья находится в штате Мадхья-Прадеш. Область этой горы, была главной преградой касающаяся связи между южной и северной частью. Сама Южная Индия характеризует собой полуостров, который схож по фигуре неверного треугольника, при этом направленный вершиной к югу. Главную часть этого полуострова занимает Деканское плоскогорье. При этом само Деканское плоскогорье обладает малым уклоном которые ведет с запада на восток, это и является главным фактором того почему все масштабные реки Южной Индии в основном протекают на восток. Но тем не менее главная часть этого полуострова сравнительно засушлива. При этом реки Южной Индии обладают индивидуальным водным порядком.
Северная Индия имеет разделение пустынями, которые имеют название «Тар».
В западной части Северной Индии имеется Пенджаб – это долина реки Инда и пяти масштабных рек, которые сливаются речным потоком в Инд.
В восточной части Северной Индии имеется долина реки Ганг. В данное время эта часть Индии практически не имеет на себе лесов, но, тем не менее, в древности она имела место покрытия насыщенными лесами. В Ганге наблюдается очень влажный климат, который в свою очередь отражается на рисе, джуте и сахарном тростнике которые здесь не могут выращиваться без применения искусственного осушения. Но, если продвинуться чуть вперед на западную часть, то там осадки атмосферы подвергаются меньшим обилиям и соответственно искусственное осушение здесь крайне необходимо.

Древнейшая цивилизация долины Инда (т.н. «цивилизация Хараппы/Мохенджо-Даро»).

Самые закореневшие и древние энеолитические поселения были найдены пока что в единственном месте, которое располагается на западной окраине долины Инда. По крайней мере,если сравнивать климат в Северо-Западной Индии который имел место быть в IV-III тысячелетиях до н. э, по сравнению с настоящим временем он был более важным.
В середине III тысячелетия до н. э, в этих местах было распространено земледелие, которое в последующем уже стало их главной деятельностью, но в то же время скотоводство тоже играло важную роль в их жизни. Для ведения земледелия они больше давали предпочтение речным долинам, которые периодически затапливались дождями. Создание и совершенствование новых орудий труда постепенно открывало дорогу к этим долинам. Самой первой из освоенных оказалась долина Инда. В Инде со временем стали появляться очаги в отношении их сформированной земледельческой цивилизации, а формирование здесь производственной силы казалось более удобным. В новой среде появилось имущественное, а последовательно уже неравенство между обществом, что стало причиной расформирования первобытнообщинного строя, а затем уже возведение его в государство.
Множественные раскопки, которые проходили в долине Инда, свидетельствовали о том что в III-II тысячелетиях до н. э, была светлая и стандартная цивилизация.
В 20-х годах ХХ в. были найдены поселения в виде городского типа, которые в свою очередь имели множество сходящих черт.
У этих поселений была своя культура, которая получила название «Хараппа». Раскопки также были произведены и в Мохенджо-Даро, она считалась провинцией Синд, которые дали отличные результаты.
Развитие культуры Хараппы нужно относить к концу III тысячелетия до н. э. Прошедшие этапы развития этой культуры неизвестны.

Данные современной науки позволяют показать важное историческое значение уже в далёкой древности одной из величайших стран мира - Индии, установить истоки её цивилизации.

Уже во второй половине III тысячелетия до н. э. в Индии существовало рабовладельческое общество, была известна письменность, был достигнут относительно высокий уровень культуры.

Первобытно-общинный строй в Индии

Природные условия

Название индия произошло от наименования крупнейшеи реки на северо-западе этой страны. Древние индийцы называли её Синдху; это слово у древних персов звучало - Хинду, а у древних греков - Индос. Страну, расположенную в бассейне этой реки и к востоку от неё, в Европе уже в древности стали называть Индией. У самих древних индийцев общепринятого названия для всей страны не было.

Индия расположена в Южной Азии, на Деканском (Индостанском) полуострове и прилегающей к нему с севера части материка. На севере она ограничивается Гималаями - величайшей в мире системой горных хребтов; на востоке-невысокими, но труднопроходимыми горами, отделяющими Индию от стран Индо-Китайского полуострова; на западе - отрогами Гималаев, а также другими горными хребтами. К западу от этих отрогов- находятся пустынные и полупустынные области с горным ландшафтом. Деканский полуостров глубоко вдаётся в Индийский океан, образующий на западе Аравийское море, а на востоке - Бенгальский залив. Берега Индии мало изрезаны, вблизи мало островов, а Индийский океан остаётся бурным значительную часть года. Всё это препятствовало раннему развитию мореплавания. Географическая изолированность Индии затрудняла общение её народов с внешним миром. Однако народы Индии, особенно населяющие северо-западную ее часть, даже в этих условиях поддерживали на протяжении многих тысячелетий разносторонние связи со своими соседями.

В географическом отношении Индия отчётливо делится на две основные части: южную - полуостровную и северную - материковую. На границе между ними находятся горы, состоящие из ряда широтных хребтов (крупнейший из них Виндхья), покрытых в древности дремучими лесами. Эта горная область была существенным препятствием для сообщения между северной и южной частями страны, что содействовало некоторой исторически сложившейся обособленности их друг от друга.

Южная Индия представляет собой полуостров, напоминающий по форме неправильный треугольник, обращённый вершиной к югу. Центральную часть полуострова занимает Деканское плоскогорье, заключённое между Западными и Восточными Гхатами - горами, тянущимися вдоль западного и восточного побережья. Деканское плоскогорье имеет небольшой уклон с запада на восток, поэтому почти все крупные реки Южной Индии текут на восток. Для земледелия здесь наиболее благоприятны прибрежные равнины. Центральная часть полуострова довольно засушлива, так как горы, окаймляющие Деканское плоскогорье, задерживают влажные ветры, дующие с океана. Реки Южной Индии отличаются неустойчивым водным режимом и порожистым течением, что затрудняет их использование для транспорта и искусственного орошения.

Северная (материковая) Индия разделяется пустыней Тар и прилегающими к ней обширными полупустынными пространствами на Западную и Восточную. Наиболее удобные пути сообщения между ними находятся ближе к предгорьям Гималаев.

В западной части Северной Индии находится Пенджаб (Пятиречье) - долина реки Инда и пяти крупных рек, сливающихся вместе и одним речным потоком впадающих в Инд. В связи с засушливостью климата, для того чтобы здесь развивалось земледелие, необходимо искусственное орошение. Правда, районы, непосредственно прилегающие к рекам бассейна Инда, могут орошаться и их разливами

В восточной части Северной Индии находится долина реки Ганг и её многочисленных полноводных притоков. В настоящее время она почти безлесна, но в древности была покрыта густыми лесами. В низовьях Ганга очень влажный климат. Даже такие влаголюбивые культуры, как рис, джут, сахарный тростник, могут здесь выращиваться без применения искусственного орошения. Однако с продвижением на запад атмосферные осадки становятся всё менее обильными, и искусственное орошение оказывается всё более необходимым.

Природные условия Индии чрезвычайно разнообразны: здесь находятся самые высокие в мире горы и огромные равнины, области с исключительным обилием атмосферных осадков и пустыни, обширнейшие степи и непроходимые джунгли, местности с очень жарким климатом и высокогорные районы, где никогда не тают льды и снега. Животный и растительный мир Индии также отличается богатством и многообразием. При этом многие породы животных, например различные виды крупного рогатого скота (зебу, буйволы и др.), легко поддаются приручению и одомашнению. Многие виды растений, в том числе рис, хлопок, джут, сахарный тростник и др., оказалось возможным культивировать ещё в очень отдалённые времена.

Одним из важнейших факторов, определяющих климат всей Индии в целом, являются юго-западные муссоны, начинающие дуть с Индийского океана в июне - июле и приносящие основную массу атмосферных осадков. Поэтому в большинстве областей страны налицо очень благоприятное в хозяйственном отношении сочетание периода максимума солнечного тепла с периодом максимума выпадения осадков.

Особенности географической среды наложили отпечаток на историю народов Индии, способствуя ускорению темпов исторического развития в одних районах и замедлению в других.

Индия по своим размерам больше, чем все ранее упоминавшиеся рабовладельческие страны. Весьма разнообразны природные условия Индии,этнический состав населения и исторические судьбы её различных народов. Это усложняет изучение древнейшей истории этой страны.

Изучение древней истории Индии осложняется также и тем, что мы не имеем ни одного точно датированного письменного источника древнее IV в. до н. э. Только для времени начиная с середины I тысячелетия до н. э. можно установить факты политической истории и с уверенностью назвать имена некоторых исторических деятелей. Археологические данные и материалы преданий, сохранившихся в религиозной литературе, эпосе и т. д., при всей их ценности, ещё не дают возможности разрешить многие важнейшие проблемы древнейшей истории страны.

Население

Индия, являющаяся в настоящее время второй после Китая страной в мире по численности населения, была густо заселена и во времена глубокой древности; известно, что греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., считал Индию самой населённой в мире страной.

Этнический состав населения современной Индии неоднороден. Народы Северо-Западной Индии по своему физическому облику мало отличаются от народов Ирана и Средней Азии. Народы южной части полуострова существенно отличаются от жителей северо-западной части страны: например, цвет кожи у них значительно темней. Другие народы Индии имеют промежуточные антропологические черты между этими двумя основными. Весьма различно население Индии и по языку. Многочисленные языки народов Индии в большинстве своём принадлежат к двум группам, существенно отличающимся друг от друга,- индоевропейской и дравидской, представляющей собой особую не связанную с другими языковую семью. Языки первой группы преобладают на большей части территории Индии, дравидские языки - только в южной половине полуостровной Индии; имеются изолированные очаги дравидских языков на северо-западе и индоевропейских-на юге. Кроме того, в глухих горных районах живут народности, общепринятой классификации которых по антропологическому и языковому принципу ещё нет.

Как сложилась эта этническая пестрота, пока ещё определить с достоверностью не представляется возможным. Высказываются лишь различные предположения. Так, например, то обстоятельство, что население Северной Индии более похоже по внешнему облику и языку на народы, населяющие Иран и Среднюю Азию, чем на население Южной Индии, привело европейских учёных XIX в. к заключению, что Индия, коренным населением которой, по их мнению, были народы, говорящие на языках дравидской группы, подверглась когда-то вторжению так называемых «ариев»-группы племён, говоривших на языке индоевропейской семьи. На основании этого предположения о приходе индоевропейских племён в Индию была создана так называемая теория «арийского завоевания Индии». Однако, что представляли собою эти племена, откуда они явились и когда, в какой форме происходило их вторжение,- на все эти вопросы ни одна из высказывавшихся гипотез не даёт обоснованного ответа. Индия является одним из древнейших очагов цивилизации.

Археологические данные о древнейшей истории Индии

Основным творцом самобытной и оригинальной индийской куяьтуры, несомненно, было её коренное население. Археологические исследования в Индии начались сравнительно недавно, но они уже дали, особенно в последние десятилетия, чрезвычайно пенные результаты, которые позволяют по-новому осветить некоторые важнейшие вопросы древнейшей истории страны.

Индия была заселена со времён глубочайшей древности. Об этом свидетельствуют находки в различных районах страны орудий, датируемых временем нижнего палеолита (шелльского и ашельского типов). Однако в основных частях речных долин Инда и Ганга пока не обнаружено следов палеолитического человека,это вполне согласуется с исследованиями геологов, показывающими, что эти важнейшие районы современной Индии в период каменного века были заболочены и покрыты джунглями. Освоение их было в то время делом, непосильным для человека.

Лучше и полнее изучен период неолита в Индии. Поселения неолитического человека обнаружены и в речных долинах, хотя здесь они всё ещё встречаются реже, чем в холмистых и горных местностях. В этот период, так же как и в предыдущий, основным материалом, из которого делались орудия труда, был камень. Однако техника обработки камня достигла значительной высоты; неолитические орудия тщательно обтёсывались, а иногда, особенно их рабочие части, и шлифовались. О развитости производства изделий из камня свидетельствует обнаруженная в округе Беллари (штат Мадрас) специальная мастерская по их изготовлению.

Жители неолитических поселений уже занимались примитивным земледелием, умели приручать скот, изготовляли гончарные изделия. Древние индийцы времени неолита умели делать лодки, на которых не боялись выплывать даже в море. Много стоянок неолитического человека обнаружено в пещерах,хотя в это время сооружались и настоящие жилища простейшего типа. В некоторых неолитических стоянках обнаружена роспись на стенах пещер. Наиболее интересные образцы неолитической живописи находятся в пещерах около селения Синганпур (Центральная Индия).

Общественные отношения

Данные о первобытно-общинном строе в Индии сохранились исторических преданиях, мифах, легендах, собранных в древнеиндийской религиозной литературе и в древнеиндийском эпосе на индоевропейском языке - санскрите. Предания эти восходят ко II тысячелетию до н. э., но безусловно сохранили и более ранние данные, в том числе и о населении, говорившем на неиндоевропейских языках. Изучение пережитков первобытно-общинных отношений у некоторых племён и народностей современной Индии также помогает уяснить ход исторического развития страны в далёком прошлом. В преданиях и легендах сохранились смутные воспоминания о периоде собирательства, о том, как человек научился добывать и использовать огонь и какое значение он придавал этому своему достижению.

Сохранились данные, указывающие на существование в Индии родовой общины - ганы. Гана обычно составляла одно поселение - граму и представляла собой единый экономический и общественный организм. Члены ганы были связаны кровным родством, каждый участвовал в производственном процессе и военных действиях на равных основаниях со всеми и имел право на равную с другими долю при распределении продуктов коллективного труда. Глава общины - ганапати, руководивший всеми работами, выбирался собранием общины - сабхой. Военная добыча была собственностью всей общины, а то, что должно было потребляться индивидуально, делилось поровну. Положение женщины в. общине было высоким. Счёт родства вёлся по материнской линии, что свидетельствует о наличии в это время ещё материнского рода.

В названных выше письменных источниках имеются также данные (впрочем, скудные и недостаточно определённые) о племенной организации. Племя - вишь- состояло из нескольких ган. Верховным органом власти в племени было общее собрание всех взрослых членов племени - самати, выбиравшее племенного вождя - раджу, главу племенного ополчения.

Религиозные верования были основаны на поклонении силам природы, а культ заключался в жертвоприношениях богам вместе с различными магическими действиями, представлявшими ритуальное воспроизведение производственных процессов в общине. Во время религиозных праздников произносились гимны, восхвалявшие богов. Религиозным ритуалом руководил глава общины. Профессионального жречества ещё не было. Мёртвых хоронили без гроба или в специальных урнах. Известны и надгробные памятники типа дольменов.

Переход к металлу

Золото было первым металлом, который древние индийцы научились использовать, но оно употреблялось только для производства украшений. Первые металлические орудия труда и оружие, датируемые концом IV и началом III тысячелетия до н. э., сначала изготовлялись из меди, а потом из бронзы. Естественно, что переход к металлическим орудиям произошёл прежде всего в тех районах, в которых имелись залежи медной руды с большим содержанием металла. Древнейшим центром индийской металлургии была, вероятно, область гор Виндхья. Об этом свидетельствуют раскопки в Гунгерии (штат Мадхья Прадеш), обнаружившие древнейший склад разнообразных медных изделий (более 400 сбщйм весом около 360 кг), но древнейшая индийская цивилизация развивалась прежде всего в районах, благоприятных для земледелия, бывшего в то время наиболее прогрессивным видом хозяйственной деятельности. Здесь использование металлических орудий давало наибольший эффект в смысле роста производительности труда и возможностей получения прибавочного продукта.

Богатство индийской природы в ее разнообразии. 3/4 территории страны занимают равнины и плоскогорья. Индия напоминает огромный треугольник, направленный своей вершиной в . Вдоль основания индийского треугольника протянулись горные системы Каракорум, Гин-дукуша и Гималаев.

К югу от Гималаев лежит обширная плодородная Индо-Гангская равнина. Западнее Индо-Гангской равнины протянулась бесплодная пустыня Тар.

Дальше на юг расположено Деканское плоскогорье, которое занимает большую часть центральной и южной . С двух сторон плоскогорье ограничивают горы Восточных и Западных Гат, их предгорья занимают тропические леса.

Климат Индии на большей ее территории субэкваториальный, муссонный. На севере и северо-западе — тропический, где выпадает осадков около 100 мм/год. На наветренных склонах Гималаев выпадает 5000-6000 мм осадков в год, а в центре полуострова — 300-500 мм. В летний период выпадает до 80% всех осадков.

Крупнейшие реки Индии — Ганг, Инд, Брахмапутра берут начало в горах и имеют снегово-ледниковое и дождевое питание. Реки плато Декан имеют дождевое питание. Во время зимнего муссона реки плато пересыхают.

На севере страны преобладают коричнево-красные и красно-бурые почвы саванн, в центре — черные и серые тропические и красноземные латеринтные. На юге — желтоземные и красноземные, развившиеся на лавовых покровах. Прибрежные низменности и долины рек покрыты богатыми аллювиальными почвами.

Естественная растительность Индии очень сильно изменена человеком. Муссонных лесов сохранилось только 10-15% от изначальной площади. Ежегодно площадь лесов в Индии сокращается на 1,5 млн. га. В саваннах растут акации, пальмы. В субтропических лесах — сандал, тик, бамбук, кокосовые пальмы. В горах четко выражена высотная поясность.

В Индии богат и разнообразен животный мир: олени, антилопы, слоны, тигры, гималайские медведи, носороги, пантеры, обезьяны, кабаны, много змей, птиц, рыб.

Мировое значение имеют рекреационные ресурсы Индии: прибрежные, историко-культурные, архитектурные и др.

Индия имеет значительные запасы . Месторождения марганца сосредоточены в центральной и восточной Индии. Недра Индии богаты хромитами, ураном, торием, медью, бокситами, золотом, магнезитами, слюдой, алмазами, драгоценными и полудрагоценными камнями.

Запасы угля в стране составляют 120 млрд. тонн (штат Бихар и Западный Бенгал). Нефть и газ Индии сосредоточены в долине Асаму и на равнинах Гуджарату, а также на шельфе Аравийского моря в районе Бомбея.

Неблагоприятными природными явлениями Индии являются засухи, землетрясения, наводнения (8 млн. га), пожары, сход снежных в горах, эрозия почв (6 млрд. т теряет страна), опустынивание на западе Индии, сведение лесов.