Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка или взрослого человека. Инструкции, которые предъявляются ребенку в данном случае, например, такие: "Сочини сказку о мальчике пяти лет (возраст ребенка)", "Сочини любую сказку". Затем психолог проводит анализ сказки. Ниже будет приведен пример (алгоритм работы) педагога - психолога и примеры разбора народных сказок

Взрослого человека можно попросить назвать любимую сказку или первую которая пришла на ум. Взрослому обычно задают несколько таких, например, вопросов:

"Почему именно эта сказка?"

"Какой персонаж наиболее симпатичен и какой наименее и почему?"

"Как это похоже на твою жизнь?"

Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы как ребенка, так и взрослого человека. Также сказка может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка или взрослого, о которых он не хочет или не может говорить вслух. Например, проверить отношение ребенка-дошкольника к разводу родителей или как складываются у него отношения с детьми в саду или одноклассниками. Или выявить причину межличностного конфликта у взрослого человека. Через сказку можно проверять множество гипотез, возникающих у терапевта в результате работы Диагностические возможности сказки

Сказкотворчество дает редкую возможность подступиться к индивидуальной жизни души. Это верно во всех случаях, однако докопаться до этого смысла практически очень трудно. Это требует не только большого опыта и такта, но и знания.

Основные способы психодиагностики взрослого клиента с помощью сказки, применяемые в работе психолога следующие:

Рассказываем сказку и отслеживаем его реакции. Для этого необходимо погрузить клиента в сказку, ввести в состояние, подобное легкому трансу. Это достигается многочисленными повторами, распевами и ровностью голоса, использованием красочных речевых оборотов, затейливых присказок и концовок, приемами НЛП.

Психолог должен наблюдать, как клиент реагирует на те или иные поступки героев, для того, чтобы выявить ценностные представления, страхи; отследить позы, движения, мимику. Кроме комментариев клиента необходимо истолковывать невербальные сигналы, чтобы выявить наиболее значимые места.

Необходимо обращать внимание на шутки и смех, на тревогу, на те моменты, которые вызывают особый интерес или, наоборот, не привлекли внимания, на комментарии по ходу рассказа. Следует отметить, с кем из героев сказки себя идентифицировал человек; догадаться об этом нетрудно по личностным реакциям, то есть проявляемым эмоциям.

Просим рассказать любимую сказку или рассказ, или наиболее запомнившуюся. В данном случае мы исходим из положения, что сказки, прочно закрепившиеся в душе человека, являются плодами родительских предписаний и лежат в основе жизненных сценариев.

Любимая сказка, чаще всего, представляет собой грубо упрощенный жизненный сценарий и, выявив, с кем из героев - Героем или Неудачником - идентифицирует себя клиент, можно определить его "программу" на всю сознательную жизнь.

При работе с клиентом психолог исходит из необходимости искать именно тот мир, или ту волшебную сказку, которым следует пациент. И чем более мы к ним приближаемся, тем лучше для клиента. Однако когда к психотерапевту обращается взрослый человек, его жизненный сценарий достаточно трудно переделать. Поэтому диагностическую и коррекционную работу начинать желательно как можно раньше (еще с ребенком): когда ребенок только усвоил мифы и сказки, и делает "первые в них шаги". К тому же работа с ребенком легче для психолога еще и потому, что его психологические защиты не стали "закостенелыми", а выражение своих чувств и эмоций не столь сильно сдерживает "родительский контроль", поэтому проекция является более пропорциональной и, следовательно, менее искаженной. Тем не менее использование сказки в психотерапии взрослых не теряет своей эффективности, но соответственно претерпевает некоторые изменения по сравнению с детской сказкотерапией.

Просим клиента придумать и рассказать историю, сказку. Именно этот способ работы со сказкой дает самый богатый материал для диагностики.

Тут психологу следует не только отслеживать реакции клиента, но и сделать полный анализ продукта творчества - сказки, которую можно условно отнести к художественному произведению, автор которого комбинирует образы не случайно, как во время сновидения или бессмысленного мечтания. Напротив, сказка следует внутренней логике развиваемых образов, а внутренняя логика обусловлена той связью, которую устанавливает произведение между своим миром и миром внимания.

a. Терапевтическая функция сказки в сказкотерапии.

Коррекционные сказки используются для того, чтобы помочь клиенту увидеть, осознать его собственные старые, возможно разрушающие его психику и здоровье действия, и самостоятельно смоделировать новые, наиболее подходящие ему самому в данный период времени, гармонично встраивающиеся в его развитие.

Путем сказочной истории до ребенка доносится информация о ситуации, в которой он оказался, и возможных вариантах ее последствия. Смысл подобных сказок в том, чтобы сначала продемонстрировать неэффективное поведение и его результаты, а потом предложить эффективное, показав его преимущество

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния па поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается "замещение" неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено но возрасту (примерно до 11 - 13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).

Создать психокоррекционную сказку нетрудно, и многие писатели, сами не осознавая этого, сочиняют их блестяще.

Алгоритм психокоррекционной сказки:

1. В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.

2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, что-бы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает "фигуру психотерапевта" - мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и пр. Наша задача, через сказочные события показать герою ситуацию с другой строны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем. "Увиденное в правильном свете, все является благом" - эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку.

5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину "плохого" поведения. Обычно их пять.

Ребенок ведет себя плохо, если:

1. Желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания;

2. Желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в психокоррекционной сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель прежде всего заботиться о своих друзьях;

3. Желает за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения;

4. Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха;

5. У него не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля поведения за ним.

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Даже если он не проявил восторгов по поводу сказки, она все равно попала в его душу, и через некоторое время его поведение изменится. Нам остается только подождать.

Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать "сказочный урок", проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.

Рассмотрим некоторые методы работы со сказкой, используемые педагогом-психологом при коррекционной работе с детьми.

Анализ сказки.

Использование данного метода учит думать, разбираться в скрытых механизмах происходящего, абстрагироваться от поверхностных смыслов, дает возможность высказаться и быть услышанным. Метод заключается в том, что после прочтения сказки предлагается обсудить ее сюжет по заданным вопросам.

Формула для составления вопросов следующая:

1) что и почему происходит? О чем эта сказка? Чему она учит? Отчего герой совершал те или иные поступки? и т.д.

2) что было бы, если.? Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь? Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои? и т.д.

3) Что в этой сказке похоже на нашу жизнь?

Сказочные задачи.

Сказочные задачи дают возможность рассмотреть явление со множества сторон, служат для нахождения нескольких решений внутренних проблем и разрешений различных жизненных ситуаций. Сказочные задачи можно придумать самим или предложить уже готовые, например: в сказке царевна-несмеяна ставится задача - почему царевна не хотела смеяться и что надо сделать, чтобы ее рассмешить. Ребенок высказывает свою проблему, а придумывая способ как рассмешить, находит выход для себя. Таким образом, процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка и адаптирует к ситуации, а учителю позволяет диагностировать и корректировать психологические проблемы.

Рассказывание сказки. Решаются задачи: выявление актуальной проблематики ребенка; развитие речи, памяти, внимания, фантазии, воображения, умения слушать другого. Метод основан на том, что либо рассказчик сознательно расставляет акценты с целью развития сознания, либо рассказчик бессознательно снижает акценты в сказочных ситуациях, что помогает понять причины своих затруднений, осознать проблему. Рассказывание сказок может быть:

1) рассказчик педагог от 3 лица - группе детей

2) Рассказчик педагог - одному ребенку

3) рассказывание известной сказки группой детей по кругу

4) рассказывание известной и придумывание к ней продолжения

5) рассказчик педагог от первого лица - группе детей

6) рассказывание сказки от 1 лица детьми

7) рассказывание сказки от имени различных персонажей.

Сочинение сказки.

Сочинение волшебной сказки помогает рассмотреть одно и то же явление с разных сторон, проиграть многие модели поведения и найти выход, может корректировать неадекватное поведение детей. Сказка может сочиняться устно, с использованием игрушки, быть нарисованной отдельно каждым ребенком или в группе. Художественные сказки бывают с полным и неполным сюжетом. Полный сюжет включает 7 этапов, которые в "полной волшебной сказке" тесно связаны со становлением личности человека. Кроме того, в каждой конкретной ситуации человек может находиться на любом из сказочных этапов, которые соответствуют степени решения данной проблемы.

7 сказочных этапов (алгоритм построения сюжета):

1) Происхождение главного героя, его жизнь в отчем доме

2) расставание с родительским домом

3) Выбор пути, проверка на доброе сердце

4) Борьба и победа

5) Возвращение домой, трудности обратного пути

6) Прибытие домой

7) Свадьба, коронование.

Мы описали методы диагностической и коррекционной работы психолога в сказкотерапии при работе со взрослым человеком и при работе с ребенком. Как видно из описания этих двух методов разница между детской, взрослой и подростковой сказкотерапией лишь в проблемах, желаниях и тревогах, которые затрагиваются каждым из этих возрастов. В одной и той же истории каждый человек, как взрослый так и ребенок сможет найти что-то свое, подставить свои образы, избавиться от ненужных тревог и отыскать решения своих проблем. И тем не менее очень важно, чтобы каждая сказка непосредственно относилась к жизненной ситуации определенного человека, к решению его проблем, созданию в его воображении нужных позитивных образов и реализовывала желаемые намерения.

Итак, функции терапевтических сказок:

Сказка восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее общечеловеческой информацией.

Сказка позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории.

Сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение.

Сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним.

Сказка является символическим "буфером" между клиентом и сказкотерапевтом. Благодаря этому сопротивление клиента сглаживается и энергия направляется на размышление.

Сказка служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций.

Сказка формирует веру в позитивное разрешение проблемы (правда, для того чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов обыденного сознания).

Сказка имеет древнейшие корни в человеческой истории и культуре. В ее сюжетах обычно собиралась вся мудрость и опыт того или иного народа, в мифах или притчах можно увидеть не только фиксирование какой-то проблемы, но и ее решение.

Следует отметить, что диагностические и коррекционные, впрочем как прогностические функции сказок тесно взаимосвязаны и в результате разбора одной сказки, как правило, отслеживаются все три ее функциональные направленности.

Прогностическая функция сказки в сказкотерапии

В том случае, когда диагностируется потенциальное развитие событий, можно говорить о прогностической функции диагностической сказки. В этих сказках, будто матрешка в матрешке, раскрываются суть и особенности будущего жизненного сценария человека. Прогностическое направление диагностирует возможное развитие событий на основе анализа диагностической сказки, когда максимально полно раскрываются суть и особенности жизненного сценария клиента в перспективе.

Синкопа

"Но, чтоб знать красу вселенной,..
Чтобы Бога славить вечно,
Рыцарь, мне не нужен свет".

П. Чайковский, "Иоланта"

Синкопа в музыке - смещение акцента с сильной доли такта на слабую, то есть несовпадение ритмического акцента с метрическим.

Каждый, кто пытался научиться играть на каком-либо инструменте, прекрасно знает, как это трудно, а освоение сложнейшей музыкальной литературы на слух, на ощупь, на память представляется подлинным подвигом, почти невозможным.
Олег Аккуратов - уникальный слепой пианист. Он выиграл огромное количество конкурсов, он аккомпанировал выдающейся оперной певице Монтсеррат Кабалье, у него абсолютный слух и музыкальная память.
Напомню материалы "Слепая музыка". В них я рассказывала о неожиданном повороте в жизни нашего героя, о судьбоносных встречах - таких как Владислав Тетерин, . Она сразу поверила в его талант и прочила слепому музыканту славу Рэя Чарльза.
- - - - -
Олег в 13 лет записал свою первую классическую пластинку в Германии. Он лауреат многих конкурсов. У него такой слух, что просто когда играют фальшиво, у парня такая мука на лице... Олег и классику играет, и джаз, причем он - поющий джазовый музыкант. Когда привезли его в консерваторию, профессор сказал: "Это Моцарт! Такие рождаются раз в сто лет!" Это было сказано, когда ему было двенадцать.
Очень много вложили в парня изумительные армавирские педагоги, но, как всегда в России, не обойтись без тех, кто может и хочет помочь. Раньше таких людей называли меценатами, которые скромно, без пиара, как бы сейчас выразились, помогли многим талантам встать на ноги. Ведь нужны просто деньги на сопровождающего… Даже чтобы элементарно подвести к инструменту, не говоря уже о прочем.
Владислав Тетерин:
Он жил в музыкальном интернате под Армавиром. Когда я познакомился с ним, ему не было семи лет. Слепой и отстающий в развитии мальчик, брошенный родителями (сейчас они вернулись к нему), Олег стал заниматься с лучшими педагогами. И что теперь? Он победил в Германии как классический пианист, выиграл конкурс в России как джазовый пианист. Выступал с концертами в Санкт-Петербурге, Москве. В Лондоне с великим музыкантом Д. Дорелли. Где это видано? Мировая премьера для мировой звезды с четырнадцатилетним слепым мальчиком! Сейчас планируем вместе с Элтоном Джоном записать компакт-диск. Это огромный труд..."
Слепому мальчику из Армавира Олегу Аккуратову нашли хороших педагогов в его родном городе, он много раз приезжал брать мастер-классы в Москву и дважды ездил в Лондон учиться в Королевской академии музыки. К 17 годам Олег не только феноменально играл, но и прекрасно пел, выступал с Монтсеррат Кабалье. А в 19 лет победил на Международном конкурсе пианистов в Новосибирске - обошел своих зрячих сверстников.


занятия с дирижером С.Н. Проскуриным
Параллельно с учебой в школе, в которой он отучился в общей сложности 14 лет, Олег заочно окончил эстрадно-джазовое училище и поступил на музыкальное отделение Московского университета культуры и искусств. Планировалось, что после окончания школы он будет работать здесь же концертмейстером сводного хора "Жаворонок", продолжая заниматься по индивидуальной программе. Поэтому решили, что патронировать его дальнейшее творческое развитие будет по-прежнему Армавирская музыкальная школа. Но жить юноша должен уже не в интернате, как раньше, а в собственной квартире, купленной на собранные кубанцами деньги.
Безусловно, куда лучше, чтобы рядом находился близкий человек, но его родные, отдав почти пятнадцать лет назад ребенка в школу-интернат, практически полностью переложили заботу о нем на плечи государства.
Президент фонда "Мир искусства" Владислав Тетерин специально для слепого гения из кубанской глубинки придумал нечто поистине грандиозное: 14 октября 2009 в Большом зале Московской консерватории вместе с оркестром Юрия Башмета и сводным хором в составе 815 человек он должен был исполнять фантазию Бетховена для фортепиано, шести солистов, хора и оркестра... Однако задуманный триумф не состоялся.
- Олег просто исчез, не выходил на связь, - поясняет Владислав Михайлович. - Много раз пытался ему дозвониться, но его родственники отвечали: мол, Олега нет дома. Как-то взяла трубку его мачеха, начала требовать каких-то денег. Так и заявила: "Платите, тогда он к вам приедет". Мы все были в шоке.
Правда, поговорить наедине нам так и не удалось: родня постоянно была рядом, контролируя каждое слово юноши. Похоже, взрослые все за него уже решили. Они наперебой высказывали накопившиеся обиды и делились планами. Теперь он принадлежит отцу, который существует на его пенсию. Олег живет в деревне под Ейском. Родственник понял, что мальчик сулит хорошие доходы, понял спустя много лет, ни капли не вложив в развитие его таланта. Сейчас Олег лишен культурного общения, которое ему так необходимо. Сейчас для Аккуратова сколотили джаз-банд в деревне для заработка на семью в 8 человек."
. . . . . .
папа Борис и мачеха:
- В Армавире, наверное, забыли, что у Олега есть семья. - Надо было не там квартиру покупать, а в Ейске, рядом с нами. Будем менять его жилье, если потребуется, и в Москву за ним поедем, - подхватывает мачеха Марина, мать 3-х детей. Нашлись добрые люди, обещают помочь. Так что теперь, куда Олег - туда и мы.
- Нечего его сиротой казанской выставлять, Я буду сам по концертам ездить, если надо и за границу поеду, - заявляет Борис. - Зачем ему чужие люди, если есть семья?
. . . . . . .
Владислав Тетерин, президент фонда "Мир искусства":
- За 10 лет обучения этого гениального ребенка я ни разу не слышал голоса отца. И узнать, что теперь он импресарио Олега, было просто дико. Хотел сказать прямым текстом, так, чтобы Олег обязательно услышал: "Чтобы папа был твоим импресарио, нужно владеть языками, разбираться в музыке, знать дирижеров и директоров концертных залов". Я рад, что у мальчика появилась семья, но, боюсь, через полгода он поймет, что остался ни с чем. Деньги от продажи квартиры быстро закончатся, и Олег будет вынужден играть в ресторане, хотя прокормить такую большую семью он вряд ли сумеет. Ну а вернуться на высокий уровень классической музыки будет просто невозможно.
- - - - - - - - - - - -


На черно-белых клавишах жизни Олег Аккуратов играет свою яркую,
неповторимую и противоречивую судьбу.
...Эта "синкопа" продолжалась полтора года , и с радостью могу сообщить читателям, что юношу не забыли, не бросили, нашлись неравнодушные к его судьбе музыканты и меценаты поддержать талант музыканта.
Мой коротенький отчет:
С сентября 2011 года Олег – студент Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова (класс профессора заслуженного артиста РФ В.С. Дайча).
В июне 2011-го Аккуратов принял участие в международном фестивале "Времена года", который ежегодно проводится на Кубани. С камерным оркестром Москонцерта "Времена года" под управлением заслуженного артиста России Владислава Булахова Олег успешно исполнил концерт В.А.Моцарта №13, что послужило началом дальнейшего творческого сотрудничества с коллективом.
Еще одним знаменательным событием для Олега в 2013-м. Председатель жюри конкурса "Триумф джаза", которого народный артист России Игорь Бутман, пригласил Олега на свой фестиваль джаза.
Для справки: Международный фестиваль "Триумф джаза" – крупнейшее в России джазовое событие мирового уровня. В списке триумфаторов фестиваля за всю его историю - целый калейдоскоп имен тех, кого мировое джазовое сообщество называет живыми легендами: Ди Ди Бриджуотер, Гэри Бертон, Ларри Корриэлл, Тутс Тилеманс, Джо Ловано, Билли Кобэм, ... и еще сотни известных на весь мир музыкантов.




Олег Аккуратов и Адам Терацуян

Новым удивительным годом для музыканта стал 2014-й год.
18 мая 2014 года. Седьмой международный творческий фестиваль "Шаг навстречу!". В рамках фестиваля, в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии Олег Аккуратов и Академический симфонический оркестр филармонии (дирижер Владимир Альтшулер).
Концерт для фортепиано с оркестром №1, си-бемоль минор,ор.23 П.И.Чайковского

2014 год. Паралимпийские игры.
Под аранжировку Паралимпийского гимна в исполнении слепого пианиста Олега Аккуратова Паралимпийский флаг спустился с флагштока.

"Играй, слепой, и музыкой своей
Неси добро сквозь зло и преткновение,
Даруй любовь для радости людей,
Не бойся слёз, они, как откровение.
Пусть жизнь твоя - ночная пелена,
Но свет внутри тебя всего дороже..."

(Яна Демиденко)


Уникальный незрячий пианист Олег Аккуратов - о главном деле своей жизни


Медики и психологи знают: нередко отсутствие одного из чувств природа с лихвой возмещает развитием других. У Олега Аккуратова так и вышло. Незрячий от рождения, мальчик с детства обнаружил феноменальные музыкальные способности. Теперь, когда Олегу 27, стало очевидно: Аккуратов — Талант с большой буквы. И Человек с такой же. На своем первом в жизни большом концерте в столице, в Светлановском зале Московского международного дома музыки, музыкант из Краснодара поразил столичную публику тем, как удивительно естественно чувствует себя в мире европейской классики и джаза, проявив себя тонким интерпретатором и блистательным виртуозом. Но наш разговор с Олегом после концерта касался не только музыки.

Он родился в городе Ейске Краснодарского края у несовершеннолетней матери, воспитывался у бабушки с дедушкой. И те обратили внимание, с каким увлечением малыш подбирает любую услышанную мелодию на пианино. Показали педагогам местной музыкальной школы — те сразу взяли парня в первый класс. Затем Олег окончил специализированную музыкальную школу для слепых и слабовидящих детей (есть, оказывается, такая в Армавире Ростовской области), Московский музыкальный колледж эстрадного и джазового искусства. А потом и Ростовскую государственную консерваторию (с красным дипломом!), где сейчас учится в аспирантуре, а также преподает.

Олег — лауреат российских и международных конкурсов, причем не специальных, а тех, где соревнуются зрячие музыканты. Объездил с концертами Россию, выступал и в престижнейших зарубежных залах. В составе Квартета Игоря Бутмана и Московского джазового оркестра гастролировал в Израиле, Нидерландах, Италии, Индии, США, Канаде... И всюду ему аплодировали стоя. Зал Московского дома музыки не стал исключением...

— Олег, джаз нередко противопоставляют классике, но вы блестяще играете и то и другое. Что вам ближе?

— Для меня классика и джаз — две грани одного искусства, я люблю соединять их в своих программах. В классическом произведении ты обязан точно сыграть все ноты, передать авторскую фразировку и динамику. А в джазе импровизируешь, выстраивая композицию, придумываешь риффы — повторяемые мотивы... Когда я долго играю классику, начинаю скучать по джазу, и наоборот.

Музыка может выразить и изобразить все что угодно — хоть горы Тибета, хоть прерии Техаса. У Дебюсси прямо слышишь пение лесных птиц. Или взять Грига... Сразу понимаешь: это север, Норвегия — море, фьорды, луга. А в трагических произведениях Бетховена за музыкой встают битвы и революции, не только свершившиеся, но и те, что еще грядут...

— Более практичный вопрос: как вы разучиваете произведения?

— С помощью компьютера. Замедляю темп, вслушиваюсь в то, что играют правая, левая рука. Воспроизвожу партии, но не механически, а стараясь уловить акценты, полифонические эффекты. За инструментом провожу целые дни, с утра до вечера. Музыка необъятна, как океан. В уже знакомое тебе произведение можно погружаться все глубже и глубже, постоянно находя новые нюансы. Собственно, из этого и состоит вся моя жизнь.

— Сколько лет из ваших 27 вы за роялем?

— Играю с трех лет. В музыкальную школу пошел в шесть. Лет в 10 уже исполнял Детские альбомы Чайковского и Шумана, сонаты Моцарта. Освоив это, перешел к Патетической сонате Бетховена, прелюдиям Рахманинова... Люб-лю ощущение, когда ты будто вырастаешь от пьесы к пьесе. Также я сочиняю инструментальную музыку и песни. Но в данный момент сосредоточен прежде всего на классической музыке — все-таки аспирантура обязывает.

— Расскажите о школе для незрячих музыкантов в Армавире.

— Она такая в России первая. Открылась в 1989-м по инициативе замечательного человека — слепого баяниста и педагога Владимира Сухорукова. Вначале там учились только инвалиды по зрению, затем стали принимать всех желающих. Обучаются все вместе, и это очень хорошо. Наши учителя разработали методику, в которой используются ноты, записанные шрифтом Брайля. А многое мы воспринимаем на слух. В школе прекрасно оборудованные классы, превосходные инструменты... Три года назад на церемонии закрытия Паралимпиады в Сочи я играл Паралимпийский гимн, а ученица нашей же школы Нафсет Чениб блистательно пела с Хосе Каррерасом и Дианой Гурцкой.

Учителям своим, в первую очередь Анне Юрьевне Кудряшевой, я обязан победой на Международном конкурсе имени Веры Лотар-Шевченко. Вообще всех людей, к которым испытываю огромную благодарность, не перечислить. Вот еще несколько имен. После Армавира я учился в Московском эстрадном джазовом училище у Михаила Моисеевича Окуня. Он помог мне сформироваться как джазовому музыканту. Из профессоров Ростовской консерватории не могу не назвать Владимира Самуиловича Дайча, педагога по классическому фортепиано. А сейчас учусь в аспирантуре у профессора Маргариты Петровны Черных, специалиста по камерному ансамблю. Еще я преподаю на джазовом отделении Ростовского колледжа искусств, которым руководит великолепный музыкант и мой друг контрабасист Адам Терацуян. Очень важной для меня оказалась встреча с Игорем Михайловичем Бутманом. Именно он открыл мне мир как гастролеру. Разве можно забыть прекрасные концерты, на которых мы выступали с такими гигантами, как Уинтон Марсалис, Чик Кориа, Роберт Глеспер и другие джазовые звезды мирового масштаба.

— Вы ведь и перед папой римским выступали?

— Да, только не играл, а пел в Ватикане в 2003 году. В той поездке участвовал хор Виктора Сергеевича Попова и еще два солиста. Мы исполнили 140-й псалом царя Давида «Да исправится молитва моя» — знаменитую его версию, написанную композитором Павлом Чесноковым. Наше выступление произвело фурор. Папа Иоанн Павел II на трех языках — русском, польском и итальянском — поблагодарил меня за то, что я хорошо пел.

— А где ваша самая любимая публика?

— Даже когда играешь одну и ту же программу, в различных городах мира тебя по-особому встречают, ждут от тебя чего-то особенного, близкого именно этой аудитории. Со сцены это чувствуется. Мне нравится публика Санкт-Петербурга, она теплая, образованная и интеллигентная. Но самая родная для меня — все-таки московская публика. Гостеприимная, восторженная и в то же время требовательная, прекрасно разбирающаяся в музыке. Когда тебе рукоплещет Светлановский зал Дома музыки — это, поверьте, стоит дорогого.

— Слышал, вы собираетесь участвовать в конкурсе Чайковского?

— Мне очень бы этого хотелось, но пока не могу сказать, получится ли. Очень многое должно совпасть.

— Олег, какие качества характера или души привели вас к успеху — если, конечно, говорить о главном?

— Если о главном, то это любовь к музыке. Я действительно ею живу, и она часто отвечает мне взаимностью, я чувствую ее благодарность. А еще я люблю трудиться. На концерте в Доме музыке я спел свою балладу на стихи Заболоцкого «Душа обязана трудиться». Эти слова — мой девиз. Работа музыканта — бурлацкий труд. Как говорил гениальный пианист и композитор Антон Рубинштейн, «музыкой надо заниматься по 20 часов в день без перерыва». Я стараюсь этому совету следовать.

Аккуратов , пианист ,