Этот художник был одним из отцов-основателей импрессионизма. Вот потому часто и путают двух художников Моне и Мане. Они оба творили в этом направлении и работы их практически похожи, но всё же есть разница. Клод Моне прожил дольше и чем дольше он жил и тем более менялся его стиль, а точнее краски на холсте. А вот Эдуарду Мане повезло меньше, в смысле жизненных лет. После Ренуара это пожалуй самый многострадальный художник. И дело тут вовсе не в творчестве, а в совершенно ином – в состоянии здоровья. И снова ассоциации – и у Мане и у Ренуара был ревматизм, приступы которого привели обоих к смерти.

Но всё же вернёмся от сравнений к жизненному пути Эдуарда Мане. Как художник он был великолепен. Его работы радовали, да и до сих пор радуют многих поклонников импрессионизма и простых любителей. Итак, прежде всего Эдуард Мане был представителем довольно таки обеспеченного семейства и потому мог себе спокойно проживать. Тем более, что его отец прочил ему место юриста, но… мальчик хотел только рисовать. Отец не был категорично против, но всё же его мало радовало это. Зато дядюшка Мане был совсем не против увлечения племянника и частенько водил его в Лувр. Вот там то и понял юный Мане, что его удел быть художником. Именно дядя оплачивал посещение курса лекций о живописи, но будущему гениальному художнику там показалось скучно. И то правда: постоянно рисовать гипсовые фигуры – это скучно и не интересно, а вот изображать своих одноклассников куда как интересно. Это он и делал и вскоре этим же стали заниматься все его товарищи «по несчастью». Но ссориться с отцом Эдуард не стал и потому взял и попробовал поступить в морскую академию, но экзамен провалил. Правда, ему позволили сдать экзамен повторно, но для этого он отправился на паруснике в Бразилию. Но там он просто так тоже не сидел, когда он вернулся с путешествия, то в его багаже была масса этюдов и набросков, портретов матросов и бразилианок. А ещё он очень много писал писем своим родным, где делился впечатлением от увиденного. Конечно, же по прибытию Мане ещё раз попытался поступить в Морскую академию, но его отец увидел рисунки и… сдался. Он посоветовал сыну поступить Школу изящных искусств в Париже. Но Мане этого не сделал, подумав, что получится у него так же, как и с морской академией. Зато пошёл в мастерскую Кутюра. Но и там он не задержался – всё было слишком академично.

Потом в его жизни было долгое путешествие по Центральной Европе. Там он часто посещал знаменитые музеи в Вене, в Дрездене, в Праге. А ещё позже была борьба за своё признание. Например, в то время нужно было утвердится в каком нибудь Салоне. Он это попробовал и поначалу это весьма получилось. Но однажды он выставил своё полотно под названием «Олимпия» и в результате его перестали воспринимать всерьёз. Его оскорбляли, его назвали извращенцем, и полотно вообще считали сверх пошлым.

А ещё дальше – начался мрак. Он серьёзно заболел, и это его просто сводило с ума. Было трудно передвигаться, ревматизм не отступал и заставлял чувствовать себя отвратительно. Он работал через боль, страдал, но работал. И как раз именно в этот период к нему вернулось признание публики. И это как раз тогда когда он получил орден Почётного легиона, и это случилось как раз тогда, когда его лишили одной ноги. Спустя одиннадцать дней его не стало.

Его картины – это его жизнь. Он творил для людей и старался своим творчеством утвердить величие красоты. И кажется, у него это получилось, ведь мы помним его полотна, изучаем его биографию и высоко, в истинном смысле этого слова, ценим его труды. Увы, при жизни за полотна импрессионистов платили очень мало, а вот после… Сейчас эти полотна входят в десятку самых дорогих картин.

Алексей Васин

Хотя сам Мане никогда не стремился к тому, чтобы совершить революционный переворот в европейской живописи, судьбе было угодно сделать его «отцом импрессионизма».

Автопортрет с палитрой. 1878.


Биография и творчество Эдуарда Мане (1832 — 1883)


Огюст и Эжен Мане, родители художника, Мане. 1860. Музей Орсе, Париж
Мане родился 23 января 1832 года в Париже, в доме № 5 по улице Малых Августинцев. Эдуард Мане был сыном Огюста Мане, чиновника Министерства юстиции, и Эжени-Дезире Фурнье, дочери дипломата и крестницы маршала Бернадотта. Выходец из знатной буржуазии, изысканной, образованной, но консервативной, он небрежно учился и, при всем уважении к родителям, ожесточенно сопротивлялся желаниям отца, прочившего ему карьеру юриста

Бой "Кирсаджа" и "Алабамы". 1864

9 декабря 1848 года в качестве юнги молодой Эдуард Мане поднимается на борт корабля "Гавр-и-Гваделупа". Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио оставили глубокий след в сознании Мане.

Бой быков. 1865 - 1866

Он, родившийся под дымчатым небом Парижа и воспитывавшийся в чинной и скучноватой среде, впервые открыл для себя красоту солнечных просторов, сияние красок. Конечно, и то удивительное личное ощущение моря, которое впоследствии отличало Мане-мариниста, родилось в его душе именно во время этого плавания в заэкваториальные страны. Путешествие побудило в Мане жажду творчества и, когда 13 июня 1849 года, он сходил по трапу на французский берег, его дорожный чемодан был набит рисунками. Но по возвращении вновь терпит неудачу на приемных экзаменах.


Матадор. 1866 - 1867

Тогда он поступает в ученики к художнику и хорошему педагогу Тома Куперу, автору нашумевшей в Салоне 1847 года картины "Римляне эпохи упадка". Однако через некоторое время восстает против его обучения, ибо в мастерской царил дух рутины, процветали традиции "школы здравого смысла" или "золотой середины". После 5 с лишним лет учебы у Тома Кутюра, 24-х летний Мане вступил на путь самостоятельных исканий, где опорой и вехами для него были музеи Франции, Италии, Германии, Голландии, Австрии, Испании и Англии.


Испанский певец (Гитареро) - 1860

В 1859 году вместе с друзьями он пытается выставить свои картины в Салоне, который проходил тогда раз в два года. Несмотря на одобрение и поддержку Делакруа, его картина "Любитель абсента" была отвергнута. Однако в 1861 году благосклонно принимаются два его других произведения, отмеченные даже как "почтенные": "Портрет родителей" и "Гитареро".


Любитель абсента. 1858 -1859. Новая глиптотека Карлсберга
В начале 60-х Мане пишет самые разные композиции: испанские мотивы ("Лола из Валенсии", 1862; "Испанский балет", 1863; "Мертвый тореро"), марины ("Бой "Кирсаджа" и "Алабамы", 1864), пленэрные сцены ("Бега в Лонг-шане", 1864), картины на темы современной истории ("Расстрел императора Максимилиана", 1867), натюрморты и картины на религиозные сюжеты ("Мертвый Христос", 1864).


Lola de Valence. 1862


"Испанский балет", 1863; "


"Мертвый тореро"


"Бега в Лонг-шане", 1864


"Расстрел императора Максимилиана", 1867

"Мертвый Христос", 1864


Бой быков. 1865
В 1863 году император Луи Наполеон повелел выставить отвергнутые произведения официального Салона в расположенном рядом с Салоном Дворце промышленности. Эта параллельная выставка и получила название "Салон отверженных". Подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда Мане "Завтрак на траве".


Завтрак на траве. 1863

Вскоре Мане закончил другую картину, вновь разрушившую традиционное восприятие, подобно "Завтраку на траве", и опять бурно ославленную. Теперь речь шла об изображении лежащей на постели молодой женщины. Серьги, браслеты и бархотка на шее составляли все ее одеяние. Мане назвал свою картину "Олимпия" как дань уважения ее классическому образцу.


Олимпия. 1863

В 1865 году картина была принята в Салон, и во второй раз произведение Мане потрясло французское общество. "Олимпия" привлекла еще больше зрителей, чем "Завтрак па траве". Она была единственной картиной, которую все хотели видеть. Возле нее собирались огромные толпы, и два дюжих охранника были вынуждены призывать всех к порядку. В 1866 жюри Салона отвергает "Трагического актера" и "Флейтиста" Мане. Золя в газете "Evenement" встает на защиту художника, однако его вынуждают прекратить свои публикации.

Портрет Эмиля Золя. 1868

Трагический актер (Рувьер в роли Гамлета) .

"Флейтист"
В 1860-e годы Мане усиленно занимался портретом. Главными героями его произведений были современники. Фигуры в человеческий рост выступали на полотнах Мане, поражая естественной простотой движений и поз, запечатленных быстрыми решительными мазками.

Портрет мадам Бруне. 1860 - 1867


Portrait of Zacharie Astruc. 1866

Ряд портретов посвящены Берте Моризо, Мане с ней познакомился годом раньше в Лувре, где она копировала Рубенса. Берта стала женой брата Эдуарда - Эжена Мане

В последующее десятилетие Мане явил своим соратникам блистательный пример творческой энергии. Он писал портреты, цветочные натюрморты и сцены на скачках. Если где-то происходило важное событие, он отправлялся туда и изображал его. Работая на пленэре, художник добился блестящего успеха ("Моне в лодке у берегов Сены", 1874). Высветление своей палитры характерно для работ Мане 70-х годов; в те годы он пишет самые светлые свои работы: "Железная дорога" (1873), "В лодке" (1874), "Аржантёй" (1874).


Железная дорога. 1873


В лодке. 1874

Аржантёй (Argenteuil). 1874


Семья Моне в саду. 1874
Но в 1874 году, когда его друзья-импрессионисты решили выставиться вместе, Мане отходит от них, оставляя место главы движения за Клодом Моне. Он создает серию картин, отмеченных натурализмом "Официантка в пивной" (1878), "В кабачке папаши Латюиля" (1879), "Бар в "Фоли-Бержер" (1881-1882).

Официантка в пивной. 1878


В кабачке папаши Латюиля. 1879


Бар в "Фоли-Бержер. 1881 - 1882

В "Баре в "Фоли-Бержер", выставленном в Салоне 1882, художник достигает синтеза меланхолии и очарования жизни Монмартра, к которому он долгое время был привязан.
В 1874 году Мане посетил Венецию и запечатлел этот город короткими и энергичными мазками светящихся красок

Большой канал. Венеция. 1874

Большой канал или голубая Венеция. 1874

В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели. В декабре 1881 года по рекомендации Антонена Пруста, друга детства художника и нового министра культуры, Мане был награждён орденом Почётного легиона.
В эти годы Мане наконец получает признание своего таланта — даже со стороны тех, кто всю жизнь с ним боролся.

«В кафе». 1878 г.

Мужская голова (доктор Матерн?) 1878


Мать в саду
Бельвью
1880г


Эдуард мане дама в мехах 1880.


Роза и тюльпан
1882г

Сирень и розы
1883
Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. 19 апреля 1883 года ему ампутировали левую ногу, а через 11 дней он умер в страшной агонии. На похороны великого творца собрался весь артистический Париж.

http://art-tourism.livejournal.com/25493.html

Эдуа́рд (Эдуа́р) Мане́ (фр. Édouard Manet; 23 января 1832, Париж - 30 апреля 1883, Париж) - французский живописец, гравёр, один из родоначальников импрессионизма.

Биография Эдуарда Мане

Эдуар Мане родился в Париже 23 января 1832 года в довольно респектабельной семье. Отец будущего художника, Огюст Мане, служил в министерстве юстиции, а мать была дочерью дипломата.

Отец желанию сына учиться на художника яростно воспротивился. В конце концов, полем для его дальнейшей карьеры выбрали морскую службу. Но юноша провалил вступительные экзамены в морское училище. Оказавшись не у дел, он устроился юнгой на торговое судно. В декабре 1848 года новоиспеченный юнга оказался на борту парусника, отправлявшегося в Рио-де-Жанейро.

Вернувшись во Францию, Эдуар наконец-то смог победить стойкую неприязнь отца к занятиям искусством. Бунтарский дух заставлял его искать не совсем обычные пути в жизни.

Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Юношу привлекла эта скандальная слава. Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850-1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Мане явно скучал в мастерской Кутюра.

Последовавшая в том же году смерть отца освободила художника от многих ограничений, сковывавших его жизнь. Полученное наследство позволяло ему теперь не думать о том, как заработать себе на жизнь. В создавшихся условиях Мане почувствовал себя достаточно свободным для того, чтобы жить и писать так, как ему хочется. Следствия этого проявились очень быстро. Новую его картину «Завтрак на траве».

К концу 1860-х годов Мане приобрел двусмысленную репутацию. Многие считали его каким-то исчадием ада - между тем как это был воспитанный человек с безукоризненными манерами. Выставленные в Салоне картины Мане продолжали подвергаться нападкам критики, а его персональную выставку, организованную в рамках Всемирной парижской выставки 1867 года, попросту освистали. В этих обсуждениях и были сформулированы основополагающие принципы импрессионизма.

Но начавшаяся в 1870 году франко-прусская война заставила на время забыть о живописи. Мане поступил в артиллерию в звании лейтенанта.

После войны «банда Мане», как называли художников-«батиньольцев» обыватели от искусства, вновь собралась в Париже.

Мане поддерживал импрессионистов, однако никогда не выставлялся вместе с ними, считая, что битва за современное искусство должна разворачиваться только в рамках официального Салона. Впрочем, это не помешало ему взять на вооружение некоторые чисто импрессионистические приемы письма.

В 1874 году он поехал в Аржантей, где работал на пленэре рука об руку с Моне и Ренуаром. Следы всего этого без труда обнаруживаются в его работах того времени.

В 1879 году у Мане появились грозные признаки атаксии, при которой, вследствие поражения головного мозга, нарушается координация движений. Чуть позже он уже не мог писать. По иронии судьбы именно в эти годы к художнику пришло долгожданное признание.

В 1881 году он получил медаль Салона, а чуть позже был награжден орденом Почетного легиона.

Весной 1883 года Мане ампутировали левую ногу. Операция прошла неудачно, и вскоре Мане скончался. Произошло это 30 апреля, как раз накануне открытия очередного Салона.

Творчество Мане

С середины 50-х годов Мане начал создавать собственные оригинальные произведения, героями которых были завсегдатаи парижских кафе, прохожие.

Характерным композиционным приемом Мане стал неожиданный срез картины рамой, кадрирование изображения. Такой прием вносил в композицию элемент неустойчивости, динамики.

Одновременно Мане боролся с традиционной академической манерой письма и, отступая от мягкой моделировки формы, лепил ее свежими, выразительными мазками.

Этюд «Кабачок», относящийся уже к концу 70-х годов, демонстрирует интенсивность и сочность цветного подмалевка художника.

Вокруг Мане начали группироваться Дега, Писсарро, Клод Моне, Ренуар и Сислей. Им импонировало не только новаторство Мане, но и его профессионализм, образованность, глубокие познания в области истории живописи, овладение всеми приемами живописной и графической техники.

В 1863 году Мане выставил в знаменитом «Салоне отверженных» свою картину «Завтрак на траве», ее содержание и необычность живописной техники вызвали негодование публики. С этого момента Мане становится признанным вождем «независимых» художников.

За картиной «Завтрак на траве» последовала «Олимпия», где натурщица Викторина Меран была изображена обнаженной на кровати. Картину приняли в салон в 1865 году, но ее постигла та же участь, что и «Завтрак на траве».

The Luncheon on the Grass Olympia A Bar at the Folies-Bergere

В этих произведениях Мане утверждал право на изображение в живописи своих современников без всякой идеализации, открыв тем самым новую тематику для Ренуара, Дега, Писсарро и других художников, стремившихся к правдивому воссозданию действительности.

Защитника и ценителя своего творческого метода Э. Мане нашел в лице молодого Эмиля Золя. Писатель первым признал значение искусства талантливого художника для будущего развития европейской живописи и неоднократно выступал с разбором творчества Э. Мане в печати. Золя понимал несправедливость нападок на картины Мане со стороны публики и салонных живописцев, предсказывая, что со временем они будут выставлены в Лувре.

В 1873 году Мане представил жюри салона картину «За кружкой пива», традиционную как по трактовке сюжета, так и по манере письма.

Этот противоречивый живописец всю свою жизнь стремился создать новый «большой» стиль в современной живописи. Невзирая на нападки и упреки как художественных критиков, так и его друзей импрессионистов, Мане упорно продолжал выставляться один.

В 1882 году он закончил одно из самых значительных произведений в европейской живописи 70-х-80-х годов прошлого века «Бар в Фоли-Бержер», за которое был награжден орденом Почетного легиона. Признание пришло уже к смертельно больному художнику.

Не считая себя импрессионистом и отказываясь участвовать в выставках этого объединения, Мане тем не менее дал толчок импрессионизму, став его вдохновителем.

В 50-е-60-е годы XIX века будущие импрессионисты ориентировались на его оригинальную творческую манеру. Но в отличие от них Мане всегда стремился к созданию картины, главное место в которой принадлежит человеку.

Работы художника

  • Олимпия
  • Сливы
  • Скачки в Булонском лесу
  • Испанский певец

Мане представил низкорослую и толстую Лолу в полный рост на фоне театральных кулис. Даже условная одежда Лолы воспринимается правдивой и искренной. Мане рисовал эту одежду тщательно, деликатно выписывая каждый узор шали, золотые украшения на руке, красные кисти на черной юбке. Это одновременно и портрет и сценический образ.
Действие происходит у чугунной ограды, которая отделяет городскую улицу от железнодорожных путей. Слева изображена молодая женщина, сидящая на парапете у ограды. Она держит раскрытую книгу, а у неё на коленях примостилась маленькая собачка. Женщина смотрит прямо на зрителя, как будто её только что кто-то окликнул. Рядом с ней, спиной к зрителю, стоит маленькая девочка, которая смотрит сквозь чугунные прутья ограды на железную дорогу, пытаясь за дымом разглядеть проходящий поезд. Как и многие другие произведения Мане, изображённая сцена представляет собой момент, выхваченный из реальной жизни - здесь одновременно и портрет женщины, и жанровая сцена.
В качестве сидящей женщины художнику позировала Викторина Мёран, которая также была моделью для других картин Мане, в частности, «Завтрак на траве» и «Олимпия». Полагают, что в качестве стоя́щей девочки позировала дочь банкира Альфонса Хирша (Alphonse Hirsch), друга Мане.


Бар в Фоли-Берже 1882г 96х130см Courtauld Institute of Art, London, UK
«Фоли-Бержер» - варьете и кабаре в Париже. Находится по адресу улица Рише 32. В конце XIX века это заведение пользовалось большой популярностью. Мане часто посещал «Фоли-Бержер» и в итоге написал эту картину - последнюю, которую он представил на Парижском салоне перед своей смертью в 1883 году.
Мане делал наброски к картине прямо в баре, находившемся на первом этаже варьете справа от сцены. Потом он попросил барменшу Сюзон (фр. Suzon) и своего друга, военного художника Анри Дюпре (фр. Henri Dupray), позировать в мастерской. Изначально основу композиции должны составлять стоящие друг против друга барменша и клиент, увлечённые разговором. Об этом свидетельствуют не только сохранившиеся наброски, но и рентгеновские снимки картины. Позднее Мане решил сделать сцену более многозначительной. На заднем плане видно зеркало, в котором отражается огромное количество людей, заполняющих помещение. Напротив этой толпы, за стойкой стоит поглощённая собственными мыслями барменша. Мане удалось передать чувство невероятного одиночества посреди пьющей, едящей, разговаривающей и курящей толпы, наблюдающей за акробатом на трапеции, которого можно заметить в верхнем левом углу картины.
Если взглянуть на бутылки, стоящие на мраморной стойке бара, можно заметить, что в их отражение в зеркале не соответствует оригиналу. Отражение барменши тоже нереально. Она смотрит прямо на зрителя, в то время как в зеркале она обращена лицом к мужчине. Все эти несоответствия заставляют зрителя задуматься, реальный или воображаемый мир изобразил Мане.


19. Мэри Лоран
20. "Бар в Фоли-Бержер"
21. Запоздалые почести

МАНЕ Эдуард (1832-1883) - французский живописец и график, один из ярчайших художников, положивших начало импрессионизму.

Художественное кредо Э.Мане сформировалось в основном под влиянием разочарования, вызванного поражением буржуазной революции 1848 г. Под непосредственным впечатлением от этого события семнадцатилетний парижанин из буржуазной семьи бежал из дома и нанялся матросом на морское парусное судно. В дальнейшем путешествовал мало и почти всю свою жизнь провел в неустанной работе в своей мастерской.

Э.Мане резко выступал против академических форм творчества, но на протяжении почти всей своей жизни он испытывал глубокое уважение к традициям некоторых великих мастеров, непосредственное или опосредованное влияние которых проявляется во многих его произведениях ("Балкон" , 1868-1869, Музей Орсэ, Париж; "За кружкой пива" , 1873, Собрание К.Тисен, Филадельфия).

Характер его живописи во многом определяется опытом его предшественников: великих испанцев Веласкеса и Ф.Гойи, знаменитого голландского мастера Ф.Хальса, французских живописцев О.Домье и Г.Курбе, но также и стремлением перешагнуть за существующие традиции и создать новое, современное, отражающее окружающий мир искусство. Первым шагом на этом пути явились две картины, прозвучавшие как вызов официальному искусству: "Завтрак на траве" (1863, Музей Орсэ, Париж) и "Олимпия" (1863, Музей Орсэ, Париж). После их написания художник подвергся жестокой критике со стороны публики и прессы, на его защиту встала лишь небольшая группа художников, среди которых были К.Моне , Э.Дега , П.Сезанн и др., а нападки журналистов отражал один Э.Золя. В благодарность в 1868 г. Э.Мане пишет портрет писателя (Музей Орсэ, Париж), представляющий собой классический пример характеристики модели при помощи натюрмортных деталей.

Импрессионисты считали Э.Мане своим идейным вождем и предшественником. Но его искусство гораздо шире и не укладывается в рамки одного направления, хотя художник всегда поддерживал импрессионистов в основополагающих взглядах на искусство, касающихся работы на плэнере и отражения мимолетного впечатления от реально существующего мира. Так называемый импрессионизм Э.Мане более близок живописи японских мастеров. Он упрощает мотивы, уравновешивая в них декоративное и реальное, создает обобщенное представление о виденном: чистое впечатление, лишенное ненужных подробностей, выражение радости ощущения ("На берегу моря" , 1873, Собрание Ж.Дусе, Париж). Э.Мане неоднократно участвовал в совместной работе с К.Моне и О.Ренуаром на берегах Сены, где основным мотивом его картин становится ярко-синяя вода ( "В лодке" , 1874, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Э.Мане любит рисовать человека на фоне пейзажа, передавая ощущение свежести природы его мимикой, жестом и выразительными позами ("Аржантёй" , 1874, Музей искусств, Турне).

Наиболее близка к импрессионистическом восприятию мира картина "Лодка - мастерская К.Моне" (1874, Новая пинакотека, Мюнхен), в которой, используя дополнительные желтые и синие мазки, художник добивается полной иллюлзии вибрирующего движения воды, затененной лодкой. Нельзя сказать, что эта работа на пленэре сильно изменила творческую манеру художника, но она значительно обогатила его живописную палитру. Так, он отказался от использования чистого черного цвета, особенно при написании пейзажей, и заменил его сочетанием отдельных мазков разного цвета.

В 1874 г. Э.Мане совершает путешествие в Венецию, впечатления от которого вылились в серию импрессионистических картин, написанных энергичными мазками ("Канале Гранде в Венеции", 1875, Компания Провидент Секьюрити, Сан-Франциско).

В поздний период своего творчества Э.Мане отходит от импрессионизма и возвращается к своему прежнему стилю. В середине 1870-х гг. увлеченно работает пастелью, которая помогала ему использовать достижения импрессионистов в области анализа цвета, сохранив при этом собственное представление о равновесии между силуэтом и объемом ("Женщина, подвязывающая чулок", 1880, Собрание Нансен, Копенгаген). Работа Э.Мане пастелью способствовала смягчению его живописной манеры даже в тех случаях, когда он описывал далеко не поэтичные образы, навеянные произведениями современных ему писателей ("Нана" , 1877, Кунстхалле, Гамбург; "У папаши Латюиль" , 1879, Музей, Турин).

Вершиной творчества Э.Мане является его знаменитая картина " Бар в Фоли Бержер " (1882, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон), которая представляет собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных импрессионизму, и постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в искусстве. Четкий передний план картины противопоставлен заднему - неясному и почти фантастическому зеркальному отражению. Это произведение можно считать программным в творчестве Э.Мане, так как оно отражает его излюбленные темы: натюрморт, портрет, различные световые эффекты, движение толпы.

Официальное признание Э.Мане получил в 1882 г., когда ему был вручен орден Почетного Легиона - главная награда Франции.

Литература:
1. Э.Золя. Эдуард Мане. Пер. с франц. Л., 1935.
2. Э.Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников. Пер. с франц. М., 1965.
3. Чегодаев А.Д. Э.Мане. М., 1985.

По материалам из книги "Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.

Основные даты жизни и творчества Эдуарда Мане

1844
Мане поступил в коллеж Роллен.

1847
Мане провалился на конкурсных экзаменах в Мореходную школу.

1849, 5 февраля - 10 апреля
Мане в Рио-де-Жанейро. 13 июня - возвращение во Францию.

1853
Первое путешествие Мане в Италию.

1856, весна
Мане покидает мастерскую Кутюра; вместе с Альбером де Баллеруа он снимает мастерскую на улице Лавуазье.

1856, лето
Путешествие в Голландию, Германию, Австрию; второе путешествие в Италию.

1858
Начало дружбы Мане и Бодлера. Мане пишет "Мальчика с вишнями" и начинает "Любителя абсента".

1859
Мане окончательно порывает с Кутюром; жюри Салона отклоняет "Любителя абсента".

1860
Мане поселяется вместе с Сюзанной Ленхоф в квартале Батиньоль. Пишет "Музыку в Тюильри", "Портрет родителей", "Гитарреро", "Мальчика с собакой".

1861
Успех "Гитарреро" в Салоне; Мане удостоился "почетного упоминания".

1862
Мане пишет "Уличную певицу", "Викторину Меран в костюме эспада" и серию картин, посвященную испанской танцевальной труппе (в том числе "Лолу из Валенсии"). Делает первый эскиз "Завтрака на траве".

1863, март
Выставка картин Мане в галерее Мартине. Жюри Салона отвергает "Лолу", "Махо", "Завтрак на траве". Они выставлены в "Салоне отвергнутых" и вызывают невероятный скандал.

1863, октябрь
В Залт-Бомме Мане обвенчался с Сюзанной Ленхоф. Фантен-Латур пишет картину "В честь Делакруа", изобразив Мане в числе подлинных наследников только что умершего живописца.
Мане пишет "Олимпию".

1864
Мане выставляет в Салоне "Эпизод боя быков" и "Мертвого Христа". Пишет "Бой "Кирсэджа" и "Алабамы", морские пейзажи и многочисленные натюрморты.

1865
Выставлена "Олимпия". Мане едет в Испанию.

1866
Жюри Салона отвергает "Трагического актера" и "Флейтиста". Начало встреч художников-новаторов в кафе Гербуа. Эмиль Золя начинает в газете "L"Evenement" кампанию в защиту Мане.

1867
Во время Всемирной выставки Мане по примеру Курбе устраивает частную выставку. Пишет "Расстрел императора Максимилиана", но полиция запрещает выставлять эту картину и распространять выполненную с нее литографию. Умер Бодлер.

1868
В Салоне выставлены "Женщина с попугаем" и "Портрет Золя". Мане посетил Лондон.

1868, Осень
Мане пишет "Завтрак в мастерской", "Балкон", "Чтение", "Портрет Т.Дюре".

1869
В Салоне выставлены "Завтрак в мастерской" и "Балкон". Пишет "Отдых" (портрет Берты Моризо).

1870
Фантен-Латур выставил в Салоне картину "Мастерская в квартале Батиньоль", изобразив Мане главой кружка художников-новаторов. Там же показаны "Урок музыки" и "Портрет Эвы Гонсалес" самого Мане. В начале лета Мане впервые пишет картину на пленэре ("Сад").

1870, сентябрь - 1871, январь
Мане участвует в обороне Парижа, осажденного пруссаками.

1871, 12 февраля
Мане уезжает в Оролон-Сент-Мари.
22 февраля
В Бордо пишет картину "Порт".
Март
Мане в Аркашоне пишет пейзажи.
Конец мая
Возвращается в Париж, делает зарисовки расправы версальцев с коммунарами. Все виденное вызывает у Мане глубокую нервную депрессию.

1872, январь
Поль Дюран-Рюэль покупает сначала две картины Мане ("Натюрморт с семгой" и "Лунный свет в Булонском порту"), а затем еще около 30 картин - всего на 53 тысячи франков.
Июнь
В Салоне выставлен "Бой "Кирсэджа" и "Алабамы". Мане снимает мастерскую на улице С.-Петербург. Пишет "Берту с веером", "Берту в трауре" и "Скачки в Булонском лесу". Поездка в Голландию.

1873
Успех в Салоне картины "Кружка пива". Возобновление встреч в кафе Гербуа. Мане сближается с Малларме. Пишет "Бал-маскарад в Опере", "Партию в крокет", "Ласточки в Берке".

1874, весна
Мане отказывается присоединиться к созданному "батиньольцами" "Анонимному обществу живописцев, скульпторов и графиков" и участвовать в их первой групповой выставке. Жюри Салона принимает его картину "Железная дорога", но отвергает "Бал-маскарад" и "Ласточек".
Лето
Мане работает в Аржантейе вместе с Клодом Моне. Пишет "Аржантей", "В лодке", "Женщину на берегу Сены".

1875
В Салоне скандал в связи с картиной "Аржантей". Мане пишет "Стирку" и "Художника" (портрет Марселена Дебутена). Поездка в Венецию.

1876
Жюри отвергает "Стирку" и "Художника"; Мане выставляет их в своей мастерской. Знакомство с Мери Лоран. Пишет "Портрет Малларме", "Портрет Фора в роли Гамлета", "Нана".

1877
Жюри Салона принимает "Портрет Фора", но отвергает "Нана" как "безнравственную картину". У Мане начинается атаксия.

1878
Мане не посылает свои работы в Салон. Пишет два вида улицы Монье ("Мостильщики", "14 июля"), "Блондинку с обнаженной грудью", начинает усиленно работать в технике пастели.

1879
В Салоне выставлены картины "В лодке" (1874) и "На скамейке". Пишет "У папаши Латюиль" и "Автопортрет". Работает над портретом Жоржа Клемансо. Лечится в гидротерапевтической клинике в Бельвю.

1880, 8-30 августа
Выставка Мане в галерее газеты "La Vie moderne" (10 картин и 15 пастелей). В Салоне выставлены "У папаши Латюиль" (1879) и "Портрет А.Пруста". Пишет серию натюрмортов. Мане проходит второй курс лечения в Бельвю.

1881
В Салоне, где выставлены "Портрет Пертюизе" и"Портрет Рошфора", Мане получает медаль второго класса и теперь может посылать свои работы на выставку вне контроля жюри.
Лето
Мане живет в Версале, его болезнь прогрессирует. Пишет картину "Весна" (портрет Ж. де Марси). Начинает "Бар в Фоли-Бержер".

1882
В Салоне выставлены "Весна" и "Бар в Фоли-Бержер". Лето проводит в Рюэле. Пишет пейзажи и натюрморты с цветами и плодами. Болезнь его резко обостряется.

1883, 19 апреля
Мане ампутируют пораженную гангреной левую ногу.
30 апреля
xМане скончался.

1884, 6-29 января
Ретроспективная выставка произведений Мане в залах Школы изящных искусств (154 картины, акварели и пастели, 22 офорта, 4 литографии, 13 рисунков). Предисловие к каталогу написал Э.Золя.
4-5 февраля
Распродажа мастерской Мане в Отеле Друо: 93 картины, 30 пастелей, 14 акварелей, 23 рисунка, 9 офортов и литографий проданы всего за 116 637 франков.

1885, 5 января
В ознаменование первой годовщины со дня открытия посмертной выставки Мане в кафе папаши Латюиля устроен банкет почитателей художника под председательством А.Пруста (присутствовало 150 человек).

1889
В экспозиции "Сто лет французского искусства", устроенной А.Прустом во время Всемирной выставки в ознаменование столетия Великой французской революции, экспонируется 14 картин Мане. К.Моне открывает общественную подписку для приобретения "Олимпии".

1890
"Олимпия" принесена в дар Люксембургскому музею в Париже.

1895
В Люксембургский музей по завещанию Кайботта поступили "Балкон" и "Аржантей".

1900
13 картин Мане экспонируются на Всемирной выставке в Париже.

1905, 18 октября - 25 ноября
Почетная выставка Мане в Осеннем Салоне (26 картин, 5 пастелей).

1907
Клемансо добивается включения "Олимпии" в собрание Лувра.

По материалам книги А.Перрюшо "Эдуард Мане"./ Пер. с фр., послесл. М.Прокофьевой. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб. 2000. - 400 с., 16 с. ил.