В последние годы международный терроризм характеризуется как одна из главных глобальных проблем. Многочисленные террористические акции с конца 90-х гг. XX в. потрясли и Россию: Буденновск, Первомайское, взрывы домов и захват концертного зала в Москве, гибель сотен школьников в Беслане и т. д. Гнев, страх, недоумение слились в восприятии россиянами всех этих событий, широко освещавшихся средствами массовой информации.

В стремлении понять природу современного терроризма отечественные авторы заглянули в прошлое и сделали вывод, что Россия является родиной терроризма, так как именно российские революционеры выступили в качестве теоретиков и практиков революционного террора.

С. Л. Перовская и А. И. Желябов

1 марта 1881 г. царь-освободитель Александр II выехал от Михайловского дворца и буквально через несколько минут его экипаж на набережной Екатерининского канала подвергся атаке террористов. Бомба, брошенная Рысаковым, убила и ранила немало людей из царского конвоя и из числа прохожих, разбила царскую карету, из которой… вышел живой и невредимый император. Он направился к человеку, который стоял неподалеку. Это был второй «метальщик» Игнатий Гриневицкий. Вроде царь сказал, думая, что опасность миновала: «Ну, слава Богу!» И вроде бы террорист-самоубийца ответил: «А слава ли Богу?» И бросил метательный снаряд между собой и императором. Покушавшийся погиб на месте, а царь в страшных мучениях скончался через непродолжительное время на глазах своей семьи.

Кто же были эти люди, осмелившиеся поднять руку на Государя, «помазанника божьего», совершившие самый тяжкий грех – убийство? Что собой представляли российские террористы? Действительно ли Россия – «родина терроризма»?

Лидер группы отчаянных революционеров Андрей Иванович Желябов (1851-1881) происходил из крепостных крестьян. При выпуске из Александровской гимназии в Керчи был «по недостатку благонадежности» удостоен не золотой, а серебряной медали. За организацию нелегального студенческого кружка, как «руководитель и главный деятель» студенческих волнений в 1871 г. был исключен из Новороссийского университета (в Одессе) и выслан на родину. Затем вел революционную пропаганду среди интеллигенции и рабочих, ведал доставкой нелегальной литературы, собирал средства и отправлял добровольцев на Балканы. Его арестовали, судили в Петербурге в 1877 г. на «процессе 193-х», но оправдали «за отсутствием улик».

В 1879-1880 гг. Желябов являлся членом «Земли и воли», затем «Народной воли», членом-учредителем Исполнительного комитета, который вынес смертный приговор Александру II. Желябов был сторонником многообразия форм политической борьбы, допускал террор лишь как вспомогательное средство, как прелюдию и ускоритель народной революции. Под его руководством подготовлено несколько покушений на императора, но 27 февраля 1881 г. он был арестован.

Желябов потребовал приобщить его к делу «первомартовцев» и рассчитывал на рассмотрение дела судом присяжных. Он был уверен, что суд общественной совести не только оправдает народовольцев, но и выразит им «признательность отечества за деятельность особо полезную». На суде Желябов обличал «белый террор», который подавил мирную пропаганду социалистических идей. Он говорил, что, не веря в Бога, признает сущность учения Христа, а поскольку вера без дел мертва, то он хотел делом помочь униженным и оскорбленным нуждающимся труженикам. Желябов был повешен вместе с другими на Семеновском плацу в Петербурге и тайно похоронен на Преображенском кладбище.

Руководила действиями бомбистов гражданская жена Желябова Софья Львовна Перовская (1853-1881). Генеральская, губернаторская дочь выбрала путь революционерки. Она бежала из родительского дома от отца-самодура в 18 лет. Была учительницей в Тверской и Самарской губерниях, а также оспо-прививательницей. Вела революционную пропаганду среди рабочих Петербурга. После нескольких арестов и процесса «193-х» перешла на нелегальное положение. Миловидная, белокурая девушка с пухленькими розовыми щечками, с высоким выпуклым лбом и голубыми глазами выбрала путь аскетизма, самоограничений, тяжелой борьбы. Софья Перовская руководила действиями «метальщиков» 1 марта 1881 г.

«Я о своей участи нисколько не горюю, совершенно спокойно встречаю ее. <…> Я жила так, как подсказывали мне убеждения; поступать же против я была не в состоянии; поэтому со спокойной совестью ожидаю все предстоящее мне. <…> До свидания же, моя дорогая, повторяю свою просьбу: не терзай, не мучай себя из-за меня; моя участь вовсе не такая плачевная, и тебе из-за меня горевать не стоит…», – писала она матери накануне казни. Софья Перовская стала первой русской женщиной, казненной по политическому делу.

Удивительными способностями обладал Николай Иванович Кибальчич (1853-1881). Он сначала поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения, но затем перевелся в Медико-хирургическую академию. Вел пропаганду среди крестьян, бывал арестован, сидел в тюрьме. В «Народной воле» (с 1879) он создал динамитную мастерскую, готовил снаряды для всех террористических актов народовольцев. Его партийным псевдонимом был «Техник».

Свободный труд на благо Родины Кибальчич считал идеалом, но его способностям не было суждено быть востребованными. «Ту изобретательность, которую я проявил по отношению к метательным снарядам, я, конечно, употребил бы на изучение кустарного производства, на улучшение способа обработки земли, на улучшение сельскохозяйственных орудий и т. д.», – говорил он на суде по делу «первомартовцев». На суде эксперты восхищались метательными снарядами Кибальчича и сожалели, что таких гранат нет на вооружении русской армии. Знаменитый генерал Тотлебен отзывался о Кибальчиче и Желябове еще более категорично: «Что бы там ни было, что бы они ни совершили, но таких людей нельзя вешать. А Кибальчича я бы засадил крепко-накрепко до конца его дней, но при этом предоставил бы ему полную возможность работать над своими техническими изобретениями». Так появилась идея создания «шарашки» для проштрафившихся выдающихся людей, которых можно использовать для нужд государства. Эту идею, как известно, реализовали И. В. Сталин и Л. П. Берия, которые знали, что Туполев, Королев и другие ученые никаких террористических актов не замышляли, а их золотые головы можно использовать по назначению. Незадолго до казни Кибальчич закончил расчеты для полета космического аппарата и ждал отзывов специалистов. Не дождался.

Во второй половине XX в. многие советские ученые, изобретатели и инженеры, работавшие в военно-промышленном комплексе (ВПК), сожалели, что им не пришлось себя проявить в сфере гражданского производства. Но приоритеты определяла высшая власть в стране.

Мало кому известно имя Николая Васильевича Клеточникова (1846-1883). Он происходил из дворян. Болел туберкулезом, не смог завершить обучение в университете. Осенью 1878 г. предложил себя в качестве исполнителя террористического акта, но по заданию «Земли и воли» поступил на службу в Третье отделение, где получил доступ к секретным материалам политической полиции. Клеточников пользовался полным доверием начальства и в течение двух лет информировал революционеров о планах полиции, готовившихся обысках и арестах, раскрыл многих агентов полиции. Его арестовали в январе 1881 г., приговорили к смертной казни, замененной вечной каторгой. Клеточников умер в Алексеевском равелине Петропавловской крепости после голодовки протеста против жестокого тюремного режима.

Люди разного социального происхождения (их называли разночинцами), народники, как и многие современные россияне, хорошо знали теорию общественного договора. Отличие в подходе к теории общественного договора россиян начала XXI в. от россиян XIX в. заключается в том, что современная политическая элита через средства массовой информации в начале XXI в. внушает населению, что революция – это абсолютное зло. А народники в последней трети XIX в. еще помнили рассуждения Ж.-Ж. Руссо, Монтескье и других философов о том, что у народа есть право на революцию, на свержение тех, кто по «общественному договору» получил право на управление, но не справился со своими обязанностями. Народники считали, что в борьбе с зарвавшейся властью следует применять различные средства, включая террор.

России вряд ли приходится претендовать на то, что она является «родиной террора» (как и «родиной слонов»). Слово «террор» в переводе на русский язык означает «устрашение». В этом смысле террор являлся и является неотъемлемым элементом внутренней и внешней политики абсолютного большинства государств.

В Древнем Риме (позже у монголов) воины подразделения, струсившего и побежавшего от врага на поле боя, подвергались «децимации» – казнили каждого десятого. На «врагов народа» в Древнем Риме составлялись «проскрипции» – специальные списки, по которым любого «проскрибированного» можно было убить. С жестоких «террористических актов» начала свое правление княгиня Ольга. Террористическим был режим Золотой Орды на русских землях. Появилась практика заложничества. Орудием террора в руках Ивана Грозного стала опричнина. В XVII-XVIII вв. в застенках, на виселицах, плахах, кольях, кострах, подвешенные на крючья за ребро тысячами гибли не только фальшивомонетчики (им горло заливали расплавленным металлом), убийцы, воры, но и участники народных восстаний, старообрядцы, просто оболганные доносчиками люди. Убийство С. М. Кирова 1 декабря 1934 г. стало поводом для «большого террора», для «ежовщины». Любого, кто выступает против существующей власти, можно назвать террористом.

Народовольцы Желябов, Перовская, Кибальчич, Клеточников и другие не захватывали заложников, не воевали с безоружными женщинами и детьми, не получали деньги от зарубежных спецслужб и фондов. Их терроризм носил кустарный, примитивный характер. Их главным и единственным «ресурсом» была собственная жизнь. И они отдали свои жизни за лучшую жизнь для простого народа, за лучшее будущее для своей страны. Напрасно?

Мане представил низкорослую и толстую Лолу в полный рост на фоне театральных кулис. Даже условная одежда Лолы воспринимается правдивой и искренной. Мане рисовал эту одежду тщательно, деликатно выписывая каждый узор шали, золотые украшения на руке, красные кисти на черной юбке. Это одновременно и портрет и сценический образ.
Действие происходит у чугунной ограды, которая отделяет городскую улицу от железнодорожных путей. Слева изображена молодая женщина, сидящая на парапете у ограды. Она держит раскрытую книгу, а у неё на коленях примостилась маленькая собачка. Женщина смотрит прямо на зрителя, как будто её только что кто-то окликнул. Рядом с ней, спиной к зрителю, стоит маленькая девочка, которая смотрит сквозь чугунные прутья ограды на железную дорогу, пытаясь за дымом разглядеть проходящий поезд. Как и многие другие произведения Мане, изображённая сцена представляет собой момент, выхваченный из реальной жизни - здесь одновременно и портрет женщины, и жанровая сцена.
В качестве сидящей женщины художнику позировала Викторина Мёран, которая также была моделью для других картин Мане, в частности, «Завтрак на траве» и «Олимпия». Полагают, что в качестве стоя́щей девочки позировала дочь банкира Альфонса Хирша (Alphonse Hirsch), друга Мане.


Бар в Фоли-Берже 1882г 96х130см Courtauld Institute of Art, London, UK
«Фоли-Бержер» - варьете и кабаре в Париже. Находится по адресу улица Рише 32. В конце XIX века это заведение пользовалось большой популярностью. Мане часто посещал «Фоли-Бержер» и в итоге написал эту картину - последнюю, которую он представил на Парижском салоне перед своей смертью в 1883 году.
Мане делал наброски к картине прямо в баре, находившемся на первом этаже варьете справа от сцены. Потом он попросил барменшу Сюзон (фр. Suzon) и своего друга, военного художника Анри Дюпре (фр. Henri Dupray), позировать в мастерской. Изначально основу композиции должны составлять стоящие друг против друга барменша и клиент, увлечённые разговором. Об этом свидетельствуют не только сохранившиеся наброски, но и рентгеновские снимки картины. Позднее Мане решил сделать сцену более многозначительной. На заднем плане видно зеркало, в котором отражается огромное количество людей, заполняющих помещение. Напротив этой толпы, за стойкой стоит поглощённая собственными мыслями барменша. Мане удалось передать чувство невероятного одиночества посреди пьющей, едящей, разговаривающей и курящей толпы, наблюдающей за акробатом на трапеции, которого можно заметить в верхнем левом углу картины.
Если взглянуть на бутылки, стоящие на мраморной стойке бара, можно заметить, что в их отражение в зеркале не соответствует оригиналу. Отражение барменши тоже нереально. Она смотрит прямо на зрителя, в то время как в зеркале она обращена лицом к мужчине. Все эти несоответствия заставляют зрителя задуматься, реальный или воображаемый мир изобразил Мане.

Хотя сам Мане никогда не стремился к тому, чтобы совершить революционный переворот в европейской живописи, судьбе было угодно сделать его «отцом импрессионизма».

Автопортрет с палитрой. 1878.


Биография и творчество Эдуарда Мане (1832 — 1883)


Огюст и Эжен Мане, родители художника, Мане. 1860. Музей Орсе, Париж
Мане родился 23 января 1832 года в Париже, в доме № 5 по улице Малых Августинцев. Эдуард Мане был сыном Огюста Мане, чиновника Министерства юстиции, и Эжени-Дезире Фурнье, дочери дипломата и крестницы маршала Бернадотта. Выходец из знатной буржуазии, изысканной, образованной, но консервативной, он небрежно учился и, при всем уважении к родителям, ожесточенно сопротивлялся желаниям отца, прочившего ему карьеру юриста

Бой "Кирсаджа" и "Алабамы". 1864

9 декабря 1848 года в качестве юнги молодой Эдуард Мане поднимается на борт корабля "Гавр-и-Гваделупа". Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио оставили глубокий след в сознании Мане.

Бой быков. 1865 - 1866

Он, родившийся под дымчатым небом Парижа и воспитывавшийся в чинной и скучноватой среде, впервые открыл для себя красоту солнечных просторов, сияние красок. Конечно, и то удивительное личное ощущение моря, которое впоследствии отличало Мане-мариниста, родилось в его душе именно во время этого плавания в заэкваториальные страны. Путешествие побудило в Мане жажду творчества и, когда 13 июня 1849 года, он сходил по трапу на французский берег, его дорожный чемодан был набит рисунками. Но по возвращении вновь терпит неудачу на приемных экзаменах.


Матадор. 1866 - 1867

Тогда он поступает в ученики к художнику и хорошему педагогу Тома Куперу, автору нашумевшей в Салоне 1847 года картины "Римляне эпохи упадка". Однако через некоторое время восстает против его обучения, ибо в мастерской царил дух рутины, процветали традиции "школы здравого смысла" или "золотой середины". После 5 с лишним лет учебы у Тома Кутюра, 24-х летний Мане вступил на путь самостоятельных исканий, где опорой и вехами для него были музеи Франции, Италии, Германии, Голландии, Австрии, Испании и Англии.


Испанский певец (Гитареро) - 1860

В 1859 году вместе с друзьями он пытается выставить свои картины в Салоне, который проходил тогда раз в два года. Несмотря на одобрение и поддержку Делакруа, его картина "Любитель абсента" была отвергнута. Однако в 1861 году благосклонно принимаются два его других произведения, отмеченные даже как "почтенные": "Портрет родителей" и "Гитареро".


Любитель абсента. 1858 -1859. Новая глиптотека Карлсберга
В начале 60-х Мане пишет самые разные композиции: испанские мотивы ("Лола из Валенсии", 1862; "Испанский балет", 1863; "Мертвый тореро"), марины ("Бой "Кирсаджа" и "Алабамы", 1864), пленэрные сцены ("Бега в Лонг-шане", 1864), картины на темы современной истории ("Расстрел императора Максимилиана", 1867), натюрморты и картины на религиозные сюжеты ("Мертвый Христос", 1864).


Lola de Valence. 1862


"Испанский балет", 1863; "


"Мертвый тореро"


"Бега в Лонг-шане", 1864


"Расстрел императора Максимилиана", 1867

"Мертвый Христос", 1864


Бой быков. 1865
В 1863 году император Луи Наполеон повелел выставить отвергнутые произведения официального Салона в расположенном рядом с Салоном Дворце промышленности. Эта параллельная выставка и получила название "Салон отверженных". Подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда Мане "Завтрак на траве".


Завтрак на траве. 1863

Вскоре Мане закончил другую картину, вновь разрушившую традиционное восприятие, подобно "Завтраку на траве", и опять бурно ославленную. Теперь речь шла об изображении лежащей на постели молодой женщины. Серьги, браслеты и бархотка на шее составляли все ее одеяние. Мане назвал свою картину "Олимпия" как дань уважения ее классическому образцу.


Олимпия. 1863

В 1865 году картина была принята в Салон, и во второй раз произведение Мане потрясло французское общество. "Олимпия" привлекла еще больше зрителей, чем "Завтрак па траве". Она была единственной картиной, которую все хотели видеть. Возле нее собирались огромные толпы, и два дюжих охранника были вынуждены призывать всех к порядку. В 1866 жюри Салона отвергает "Трагического актера" и "Флейтиста" Мане. Золя в газете "Evenement" встает на защиту художника, однако его вынуждают прекратить свои публикации.

Портрет Эмиля Золя. 1868

Трагический актер (Рувьер в роли Гамлета) .

"Флейтист"
В 1860-e годы Мане усиленно занимался портретом. Главными героями его произведений были современники. Фигуры в человеческий рост выступали на полотнах Мане, поражая естественной простотой движений и поз, запечатленных быстрыми решительными мазками.

Портрет мадам Бруне. 1860 - 1867


Portrait of Zacharie Astruc. 1866

Ряд портретов посвящены Берте Моризо, Мане с ней познакомился годом раньше в Лувре, где она копировала Рубенса. Берта стала женой брата Эдуарда - Эжена Мане

В последующее десятилетие Мане явил своим соратникам блистательный пример творческой энергии. Он писал портреты, цветочные натюрморты и сцены на скачках. Если где-то происходило важное событие, он отправлялся туда и изображал его. Работая на пленэре, художник добился блестящего успеха ("Моне в лодке у берегов Сены", 1874). Высветление своей палитры характерно для работ Мане 70-х годов; в те годы он пишет самые светлые свои работы: "Железная дорога" (1873), "В лодке" (1874), "Аржантёй" (1874).


Железная дорога. 1873


В лодке. 1874

Аржантёй (Argenteuil). 1874


Семья Моне в саду. 1874
Но в 1874 году, когда его друзья-импрессионисты решили выставиться вместе, Мане отходит от них, оставляя место главы движения за Клодом Моне. Он создает серию картин, отмеченных натурализмом "Официантка в пивной" (1878), "В кабачке папаши Латюиля" (1879), "Бар в "Фоли-Бержер" (1881-1882).

Официантка в пивной. 1878


В кабачке папаши Латюиля. 1879


Бар в "Фоли-Бержер. 1881 - 1882

В "Баре в "Фоли-Бержер", выставленном в Салоне 1882, художник достигает синтеза меланхолии и очарования жизни Монмартра, к которому он долгое время был привязан.
В 1874 году Мане посетил Венецию и запечатлел этот город короткими и энергичными мазками светящихся красок

Большой канал. Венеция. 1874

Большой канал или голубая Венеция. 1874

В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели. В декабре 1881 года по рекомендации Антонена Пруста, друга детства художника и нового министра культуры, Мане был награждён орденом Почётного легиона.
В эти годы Мане наконец получает признание своего таланта — даже со стороны тех, кто всю жизнь с ним боролся.

«В кафе». 1878 г.

Мужская голова (доктор Матерн?) 1878


Мать в саду
Бельвью
1880г


Эдуард мане дама в мехах 1880.


Роза и тюльпан
1882г

Сирень и розы
1883
Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. 19 апреля 1883 года ему ампутировали левую ногу, а через 11 дней он умер в страшной агонии. На похороны великого творца собрался весь артистический Париж.

http://art-tourism.livejournal.com/25493.html

(1832-1883) французский живописец

Наряду с картинами Э. Дега и О. Ренуара творчество Эдуард Мане стало своеобразным переходным мостиком между культурой Высокого Возрождения и культурой новейшего времени. Он первым начал эксперименты со светом и композицией, тем самым подготовив основные открытия своего выдающегося современника - Клода Моне .

Эдуард Мане родился в состоятельной семье и никак не отвечал сложившему представлению о богемном художнике. Внешне он скорее походил на респектабельного джентльмена.

В 1850-1856 годах с небольшими перерывами Эдуард Мане учился у Т. Кутюра. Он также самостоятельно изучал произведения Джорджоне, Тициана , Д. Веласкеса, Франса Гойи , Эжена Делакруа и испытал их влияние. Позже, как и некоторые его современники, он создавал собственные композиции по мотивам их картин.

Широкой публике Мане стал известен начиная с шестидесятых годов. Правда, не обошлось без скандала. В 1863 году он пишет «Завтрак на траве» и «Олимпию», которые вызвали острую критику у представителей традиционной школы. Они постарались сделать все возможное, чтобы помешать художнику выставляться.

Почему же картины Эдуарда Мане воспринимались так негативно? Дело было не только в том, что он писал обнаженную натуру (такие картины появлялись на выставках и раньше), - Мане выступал против самой стилистики академизма, уже известных и хорошо освоенных сюжетов. Поэтому художник и разместил обнаженных натурщиц среди элегантно одетых мужчин («Завтрак на траве»).

Да и его парафраз сюжета известных картин Тициана и Джорджоне «Венера» носил явно шокирующий характер: для того чтобы подчеркнуть красоту обнаженного тела натурщицы и своеобразную игру цвета, художник ввел сочетание двух ранее несовместимых характеров - белой и черной женщин. Кроме того, в своих картинах он отразил собственный взгляд на красоту женского тела, который противоречил традиционному идеальному образу богини.

В конце десятилетия Эдуард Мане резко меняет изобразительную манеру и переходит от темных или контрастных цветов к светлой и раскованной живописи. Тогда же он начинает рисовать на природе. Таковы его картины «Аржантей» (1874), «Берег Сены в Аржантейе» (1874), «Партия в крокет» (1873), «В лодке»(1874).

Эдуард Мане часто строил свои произведения на контрасте: прописывая яркую среду, окружающую героя, он практически не заботился о четкости силуэта самой модели, нередко обозначая ее с помощью темных тонов. Так, например, он сделал в своей картине «Бар в Фоли-Бержер» (1881-1882).

Для выражения творческого замысла Мане предпочитал рисовать широкими, отдельно расположенными мазками. При этом он всегда четко разделял две реальности: конкретную и иллюзорную. Предметы и силуэты людей всегда вписывались им в зыбкую, мерцающую и меняющуюся среду.

Творчество Эдуарда Мане многоообразно. Он не отдавал предпочтение какому-то одному жанру - с легкостью рисовал портреты, натюрморты, делал рисунки сангиной и даже создавал литографии и офорты.

Эдуард Мане начал работать в офорте и литографии в 1862 году. Он выполнил около 75 офортов и около 20 литографий, сделал несколько рисунков для гравюр на дереве. Правда, его серии офортов, выполненные в 1862 и 1874 году, остались нераспроданными. Но тем не менее Мане остался в истории графики как интересный художник, автор серии иллюстраций. Наиболее известные из них - иллюстрации к поэме Шарля Кро, сделанные в офорте, и к «Ворону» Эдгара По , сделанные в технике литографии. Мане также сделал рисунки для ксилографии к поэме С. Малларме «Послеполуденный отдых фавна».

В офорте он использовал свою излюбленную композицию, построенную на темном резком силуэте. При этом главным для него был ритм линии, передающий струящееся движение внутри силуэта. Как и в других работах, художника прежде всего интересовала передача динамики движения, которой он достигал не только ярким противопоставлением основных цветов - темного и светлого, но и через движение самих пятен. Зритель следил за переменчивой кистью художника, пытаясь найти логику в его картине. Таков самый интересный офорт Мане «Очередь в мясную лавку».

Из-за тяжелой болезни художник оказался прикованным к креслу, и тогда основным жанром для него стали натюрморты. Они поражают богатством цветовой гаммы и осознанием удивительной жизненной силы, что, например, отчетливо проявляется в его картине «Розы в хрустальном бокале» (1882-1883).

Техника импрессионизма - использование размытого контура - помогла ему создать удивительные зарисовки цветов и выразительные портреты современников. В своих картинах художник как бы сохранил свое сиюминутное восприятие букета цветов.

Надо особо отметить, что в конце творческого пути критика привыкла к яркой выразительности его картин. Эдуард Мане был по достоинству оценен еще при жизни: в 1881 году он был удостоен высшей награды Франции - ордена Почетного легиона.