Чтобы научиться рисовать деревья нужно понять несколько принципов, которые помогут увидеть закономерности в строении деревьев. Приведённые ниже схемы и рисунки позволяют увидеть всё это наглядно. А дальше нужно наблюдать за природой и регулярно делать зарисовки. Только постоянно практикуясь в рисовании можно овладеть необходимыми навыками. Итак, какие принципы нужно понять, чтобы научиться рисовать деревья?

1. Цилиндрическая форма ствола и веток дерева.

В основе ствола дерева лежит цилиндрическая форма. Поэтому когда художник рисует кору, за фактурой коры, нужно видеть объём ствола. Это значит, что он будет освещен неравномерно. Т. е. с одной стороны — свет, а с другой — тень. Свет может находиться и посередине «цилиндра», а по его бокам, соответственно — тень. Тоже самое применимо и к веткам. Но из-за их маленькой толщины светотень будет мало заметна. Поэтому художники применяют такой приём: ветку пишут одним цветом, а ее край подчеркивают темной краской. Подчеркивание создаёт впечатление тени и ветки кажутся объёмными.

2. Структура коры дерева чаще всего представляет собой трещины.

Структура коры у большинства деревьев представляет собой трещины поверхностного слоя ствола. Растрескиваясь и огрубевая, этот слой с годами становится толще и грубее. Каждый отдельный «бугорок» коры имеет освещённую и теневую стороны. Но глядя на дерево мы не видим таких подробностей, а воспринимаем образ в целом. Поэтому художник не срисовывает каждую «коринку», а передает фактуру штрихом похожим на кору. Например, можно использовать «корявый» штрих, с разной толщиной линии. При этом область коры, находящаяся в тени, будет темнее.

3. Форма ствола и веток. Направление ветвей.

У каждой породы дерева есть свои особенности. Например, характер изгибов ствола и ветвей. У дуба ветви более извилистые и корявые. У сосны ствол в основном прямой. У ивы ствол может разветвляться на несколько стволов, образуя «рогатку». Такой же характер и у множества крупных ветвей ивы. Поэтому, рисуя дерево, нужно быть наблюдательным и видеть различные особенности строения.

Кроме этого, есть ещё один аспект о котором многие люди забывают. Часто начинающие художники рисуют ветки слева и справа от ствола, забывая о том, что ветви ещё растут вперёд и назад, окружая ствол со всех сторон. Если ветка растет вперёд, то она будет загораживать ствол и другие ветви. Таким образом в рисунке дерева образуются планы: первый, второй, третий… Ветви первого плана будут закрывать ветви второго плана и т. д.

4. Фрактальный принцип иерархии веток дерева.

Фрактал — это повторяющееся самоподобие. Если внимательно понаблюдать за деревьями, то можно увидеть, как похожи друг на друга мелкие и крупные ветви, а также ствол. Действительно, крона дерева состоит из иерархии ветвей: очень мелкие, малые, средние, крупные, очень крупные и сам ствол дерева. В их основе лежит одна и та же форма. Словно взяли одну ветку и сделали с неё множество копий все большего и большего размера. Зная этот принцип, рисовать дерево будет значительно проще.

5. Ствол дерева виден не везде: он — то появляется, то прячется в листве.

Ствол дерева, его разветвления и крупные ветви будут проходить между масс мелких веток и листьев. Ствол может то появляться между ними, то уходить вглубь, где его уже не видно. Из-за этого на него будут падать тени от групп веток и листьев. Поэтому, передавая светотень на цилиндрической поверхности ствола, нужно ещё посмотреть — нет ли на нём падающих теней от его листвы. В солнечный день бывает так, что ствол дерева испещрён «пятнами» падающих теней.

6. Светотень на всей кроне дерева в целом.

Вся масса ветвей и листьев дерева без нижней части ствола называется кроной. Она имеет объём. То есть на всей этой массе в целом есть свет, полутень, тень и рефлекс. Например, часто солнечный свет падает на крону сверху. Это значит, что верхушка дерева будет светлее, чем его нижняя часть. Однако, крона дерева состоит из скоплений листвы, между которыми есть промежутки, сквозь которые видны небо или теневая внутренняя часть кроны. Сами эти скопления или группы веток, также освещаются солнечным светом по-разному. А значит крона дерева не будет изображаться в рисунке сплошным силуэтом. Поэтому мы приходим к изучению следующего важного принципа.

7. Листва и ветви деревьев объединяются в группы.

Огромное множество листочков дерева, а также ветки на которых они растут объединяются в группы, образуя скопления. Крона дерева это не сплошная масса листвы. Крона состоит из множества групп веток и листьев. Причем эти группы также различаются по размеру и форме. Они не одинаковые. Каждая группа освещена дневным светом, а значит каждая отдельная масса листвы имеет свой свет, свою тень, свои рефлексы и полутени. Т. е. как в рисунке гипсового шара студенты передают светотень, так и в рисунке дерева, в каждой отдельной массе или группе веток и листьев нужно передать светотень. Однако, вместе с этим нужно помнить, что светотень отдельных групп будет подчинена общей светотени всей кроны (о чем я писал в предыдущем подзаголовке). Но как это воплотить в рисунке? Например, солнце светит сверху. Самая светлая точка на дереве будет на его верхушке. Самая тёмная точка — снизу. Но крона состоит из вышеупомянутых групп веток. Значит на каждой группе есть своя светотень. Предположим, на верхушке дерева расположена одна группа, а в нижней части дерева — другая. Так вот, свет на верхней группе будет светлее, чем свет на нижней группе. Также и тень на верхней группе будет светлее, чем тень на нижней группе (на рисунке они под номером №1 и №2). Получается, что частное подчиняется общему. Светотень отдельных групп веток подчиняется общей светотени всей кроны дерева. Но в данном правиле есть исключения. Если группа листьев из нижней теневой части дерева будет выступать больше и на неё будет падать больше света, то она может быть такой же светлой как и та, что на самом верху (из нашего примера).

8. Имитация листвы посредством штриховки.

В предыдущих схематичных рисунках деревья выглядят «мультяшно» и упрощённо. В настоящем рисунке дерево нужно изображать реалистично. Для этого нужно обратить внимание на технику исполнения. Штриховка может быть самой разной в зависимости от изображаемой поверхности (о видах штриховки я писал ). Она должна передавать «материальность» изображаемого предмета. В нашем случае — это листва дерева. И художнику не нужно рисовать тысячи отдельных листочков на дереве. Нужно просто заштриховать так, чтобы получилось впечатление листвы. Но как нужно штриховать дерево, чтобы получилось реалистично и живо?

Секрет заключается в том, что штрих может создавать иллюзию листвы. Т. е. характер линий будет подобен характеру листьев. На приведённом рисунке Вы можете увидеть три вида штриховки, соответствующих трём видам листьев — листьям клёна, листьям дуба, листьям ивы. В одном случае линия «колючая», в другом «корявая», в третьем — штрихи более продолговатые. Но это лишь примеры. Вы можете придумать свой вид штриха. Здесь нужно подключать фантазию и не мыслить шаблонно. Для коры дерева следует придумать другой штрих, для травы третий и т. д. В этом отношении только могу дать такой совет: рисунок эффектно смотрится, когда толщина линии меняется. Т. е. работать нужно тупым и острым кончиком грифеля карандаша. Поэтому придумывая свою штриховку, можно учитывать этот момент.

9. Просветы в массе листвы.

Крона дерева не монолитная и, как я писал выше, состоит из веток и листьев, объединённых в группы. Следовательно между этими группами будут образовываться промежутки, через которые может просвечиваться небо или внутренняя, теневая часть дерева.

Казалось бы всё просто. Но, как раз, здесь, у начинающих художников и возникает проблема в рисовании деревьев. Дело в том, что эти просветы начинающие изображают не между массами листвы, а между отдельными листочками, и рисуют они их одинаковыми в размерах. В результате получается живопись, в которой зритель видит дерево, силуэт которого выглядит «мультяшно» и неестественно. В природе промежутки в листве располагаются на разном расстоянии друг от друга. Сами просветы, также везде различны по размеру. Но такая закономерность обусловлена не только природой, но и законами композиции. В изобразительном искусстве есть понятие ритма. Также, как и в музыке, кстати. Если художник располагает объекты на одинаковом расстоянии друг от друга, то изображаемый вид выглядит скучно и не естественно. Если же художник меняет расположение, размеры, тон или цвет, то живопись становится динамичной и естественной. Таким образом, в живописи создаётся ритм.

Представим, что мы пишем темно-зеленый силуэт дерева на фоне неба. Этот силуэт испещрён «точками», представляющими собой просветы в дереве, через которые виднеется небо. Так вот, эти точки нужно делать разными по размеру и на разном расстоянии друг от друга. Крупные, мелкие, средние… Между малыми группами веток, между крупными скоплениями листвы, между отдельными листочками дерева и т. д.

Поэтому крона дерева будет выглядеть не как сплошная масса листвы, а как рыхлая структура пронизанная ветками и имеющая просветы между скоплениями листвы.

10. Не шаблонный подход.

Для того чтобы понять, как применить вышеупомянутую теорию на практике, привожу два своих рисунка деревьев. В первом изображён клен, а во втором — дуб. Попробуйте проследить в этих рисунках девять принципов изложенных выше. Сразу оговорюсь, что есть разные виды рисунка: линейные, тоновые, быстрые зарисовки и многочасовые подробные рисунки. Данные рисунки клёна и дуба являются быстрыми зарисовками. А в таких набросках художники не всё прорисовывают. Поэтому где-то Вы можете обнаружить некоторые отступления от того, что прочли выше. Здесь как раз видно, что я не пользовался шаблонным подходом, а руководствовался именно принципами, размышляя как их лучше всего применить. Поэтому в заключении добавлю, что художник должен добавлять к теоретическим знаниям творчество, фантазию и интуицию. Тогда рисунок будет более выразительным и лишённым однообразия шаблонного подхода.

Как нарисовать структуру дерева карандашом?

Сегодня мы будем работать цветными карандашами и пытаться передать фактуру дерева в рисунке.

Изображая фактуру любого материала всмотритесь, потрогайте (если есть возможность) какой он на ощупь - тонкий, толстый, гладкий, глянцевый, шершавый, колючий, шероховатый. Именно это и нужно постараться передать в вашей работе с помощью линий и штрихов, нажима на карандаш, толщины, длины и направления штриха. Напомню, что фактуру уже рисовали - это было перо птицы .

  1. Возьмем для примера деревянный брусок, потому как рисунок волокон разный с каждой стороны и рисовать интереснее.
    Сделаем набросок легкими линиями. Для этого используем карандаш в тон будущему рисунку - в данном случае, светло-коричневый.

    Рисуем первоначальный набросок деревянного бруска.

  2. Следующим шагом накладываем штриховку. На верхней и левой вертикальной грани бруска волокна продольные и штрихи накладываем по направлению волокон. Для штриховки на этом этапе используем боковую грань карандаша.
    А вертикальная правая грань имеет шершавую структуру, так как волокна спилены поперек. Здесь мы накладываем штрих в разном направлении, чтобы показать шероховатость поверхности.
    На этом этапе я взяла карандаши желто-коричневой гаммы и наносила их друг на друга.

    Накладываем штриховку.

  3. Дальше заполняем наш брусок цветом. Используем для этого желто-оранжево-коричневую гамму с включениями холодных тонов. Всмотритесь в цветовые пятна на бруске и используйте подходящие цвета - где-то есть участки более желтые, где-то более коричневые и даже розовые.
    Направление штриховки мы сохраняем как во втором этапе. Рисуем то боковой гранью, то острием карандаша, так как прожилки у древесины разной толщины.
    На вертикальных гранях больше холодных тонов.
    Край у бруска зубчатый, покажите это зигзагообразными штрихами.

    Рисуем прожилки дерева.

  4. Добавляем прожилок серого цвета.
    На короткой вертикальной грани рисунок у деревянного среза дугообразный.
    Для прожилок используйте карандаши разного цвета.
    Под бруском нарисуйте тень. Для нее можно использовать серый и индиго.

<<>>Достаточно два оттенка краски, резиновая стерка (щетка, напоминающая стеклоочиститель с нанесенным рисунком). Техникой фладрования в старину пользовались для реставрации старой мебели или дверей. В настоящее время при помощи резиновой стерки и терпения можно нанести рисунок дерева на такие материалы как ламинат, ДСП, пластмассу и металл.
Покрасить дверь или шкаф техникой фладрования - имитация рисунка дерева - можно заказать художнику-декоратору, однако, если имеете терпение и желание, можете научиться сами. И конечно если этому научитесь, можете оживить какие-нибудь старые вещицы, коробочки для бижутерии и всяких мелочей.
Основной процесс. Перед фладрованиемнеобходимо подготовить ту вещь, с которой будем работать: необходимо ее тщательно очистить, отполировать мелкой наждачной бумагой и покрасить краской, которая будет основой - она потом будет имитировать рисунок дерева. Очень важно, чтобы поверхность была абсолютно гладкой, чтобы резиновая стерка при нанесении рисунка хорошо скользила и ни за что не цеплялась. На нижний, основательно высохший слой нанесем другослой краски, которую тут же будем стирать резиновой щеткой.
Покачивающими движениями стерки создадим рисунок, имитирующий узел от ветки, движением стерки по одной грани создадим имитацию структуры дерева без узла от ветки. Стерку после каждого движения следует очистить, чтобы остатки краски не испортили рисунок. Для фладрования используем краски на водной основе (которые используем в интерьере - потому что они сухие и не пахнут). Для верхнего слоя можно воспользоваться глазурью оттенка, темнее чем нижний слой. Мастера добавляют к глазури пиво, чтобы краски лучше держались, а после того, как основательно высохнет, покроют двумя слоями бесцветного лака. Инструменты для фладрования. Техника работы со стеркой . 1. Узкой стороной стерки можно сделать ровные неглубокие канавки. Это делается на краях изделия, куда не войдет весь рисунок.
2. Широкой стороной с верхушкой изгиба сделаем посередине широкую полосу, которая делается уже к краям. 3. Стерка, положенная широкой стороной плашмя, делает широкую полосу посередине, по краям узкие полоски. 4. Краем стерки с нижней стороной изгибов сделаем небольшие канавки с узкими полосками. 5. Качающими движениями сделаем рисунок, имитирующий дерево. Делается непрерывным движением. Чем чаще делаем качающие движения, тем чаще повторяется рисунок. Фото автора http://www.ceskykutil.cz

Еще каких-то полвека назад мастерам приходилось идти на самые разные хитрости, наводя на «столярку» эмалево-пластиковый глянец.

Со временем предпочтения общественности повернулись на 180 градусов: теперь людей куда больше волнует вопрос, как максимально правдоподобно изобразить древесную текстуру на основании любой природы.

Чтобы решить данную задачу, понадобится полуматовая или полуглянцевая акриловая краска и «глэйз» (он же лазурь, он же глизаль), то есть полупрозрачный цветной состав с увеличенным временем высыхания.

Подобные продукты есть у многих производителей, в нашем же примере использован Color Glaze из серии декоративных материалов McCloskey Special Eff ects.


«Фоновое» окрашивание выполняют полуматовой или полуглянцевой акриловой краской (в нашем случае — McCloskey Base Coat), главное тут — удачно подобрать оттенок. В нашем примере мастер выбрал фон, ярко контрастирующий с текстурой, для наглядности. После того как подложка высохнет, на нее кистью наносят «глэйз», не обращая внимания на неизбежные полосы и разводы «Сосновый» рисунок воспроизводят при помощи приспособления, которое так и называется — «инструмент для имитации дерева». На фото представлены две модели разных производителей — отличия, как видите, совершенно не принципиальные Чем чаще поворачивают инструмент, тем сжатее и насыщеннее текстура. Если при этом еще и полосы узора расположить вплотную, рисунок выйдет весьма колоритный, правда, для настоящей доски не слишком правдоподобный
Значительное время высыхания «глэйза» позволяет как минимум один-два раза переделывать не понравившуюся картину: достаточно пройтись по ней кистью, сравнивая неудачный узор. Проделав это с предыдущим образцом, мастер приступил к созданию текстуры более умеренной и, соответственно, более реалистичной Завершающий штрих — создание мельчайших ворсинок, которые всегда есть на древесине. Для этого берут чистую кисть с длинным ворсом и слегка прикасаются ею к поверхности, сразу же отрывая и не делая продольных движений

Варьируя угол наклона и направление движения, мастеру удалось получить нечто, напоминающее карельскую березу. Финальные штрихи — протяжка и создание ворсинок — выполнены так же, как и в случае «сосны»




Главное — не загонять свою фантазию в жесткие рамки и пробовать, пробовать и еще раз пробовать. Вполне вероятно, что получится не совсем так, как представлялось в воображении, но ведь основное достоинство декоративных красок и заключается в 100-процентной уникальности результата!

Редакция благодарит компанию Center Color
и лично Дмитрия КАРАСЕВА и Андрея НОГИНА
за помощь в подготовке материала

What You"ll Be Creating

Рисование - это как волшебство - вы можете создать множество разных поверхностей, используя только лист бумаги и несколько карандашей. Но, так же, как и магию, весь процесс не так-то просто понять.

В этой новой серии уроков я покажу вам, как создать различные текстуры, используя одни и те же инструменты. В качестве примера я использую простой цилиндр, но вы можете использовать тот же самый процесс для создания текстуры на любой форме.

Сегодня вы узнаете, как нарисовать фрагмент дерева!

Что вам понадобится

Вам понадобятся следующие исходные материалы для выполнения данного урока:

  • Несколько листов бумаги
  • Жёсткий карандаш (HB)
  • Карандаш средней мягкости (2B)
  • Мягкий карандаш (5B)
  • Очень мягкий карандаш (8B)
  • Точилка для карандашей
  • Ластик
  • Ватные палочки / Растушка
  • Линейка (выборочно)

1. Рисуем Полено

Шаг 1

Определите ширину и длину цилиндра, рисуя перпендикулярные линии карандашом HB, а также используя линейку при необходимости. Точные параметры не так важны, но имейте в виду, что чем больше рисунок, тем труднее сохранить пропорции (а также, тем меньше рисунок, чем меньше деталей вы можете использовать).

Шаг 2

Добавьте пересекающие линии вверху и внизу, чтобы определить размеры эллипсов. Чем длиннее линии, тем больше диаметр цилиндра. Используйте нарисованные линии, чтобы создать два эллипса вверху и внизу. Линии должны быть светлыми, и не пытайтесь нарисовать весь контур за один раз.

Обратите внимание насколько светлые линии. Вы должны едва видеть их, чтобы они могли исчезнуть после того, как вы добавите больше деталей.

Шаг 3

Соедините оба эллипса прямыми линиями, они должны быть параллельны средней линии.

Шаг 4

Нарисуйте ещё параллельных линий между двумя эллипсами, постепенно сокращая расстояние между ними, по мере удаления от центральной линии.

Шаг 5

Произвольно нарисуйте диагональные линии, создавая ромбообразные фигуры вдоль каждой полоски.

Шаг 6

Отделите сердцевину полена от коры, добавив немного по-меньше эллипс сверху.

Шаг 7

Добавьте ещё эллипсов внутри. Они не должны быть идеальными, поэтому не стесняйтесь придать им слегка волнообразную форму.

Шаг 8

Создайте небольшой зазор между фигурами на коре. Рука должна быть свободной, не рисуйте линии слишком точно.

Шаг 9

Нарисуйте ещё произвольных линий в пределах уже существующих фигур. Слегка поддёргивайте рукой, чтобы сделать фигуры менее плоскими и более естественными.

Шаг 10

Пришло время для затенения! Слегка наклоните свой карандаш, чтобы затемнить внутреннюю часть эллипса сверху. Это будет сердцевина ствола.

Шаг 11

Возьмите карандаш 2B, чтобы добавить небольшое затенение на внутреннюю сторону каждого эллипса в этой области. Карандаш должен быть слегка наклонённым и не нажимайте слишком сильно на него.

Шаг 12

Возвращаемся к карандашу HB. Примените ту же самую технику затенения к остальным эллипсам. Далее, произвольно нарисуйте точки между ними.

Шаг 13

Ещё раз возьмите карандаш 2B, чтобы затемнить кромку коры.

Шаг 14

С помощью карандаша 5B, добавьте трещины. Чем суше полено, тем больше трещин вы можете добавить. Трещины не должны быть прямыми - рассматривайте эллипсы, как будто это небольшие "волны",

Шаг 15

Ещё раз возьмите карандаш HB. Нарисуйте хаотичные фигуры на каждом элементе коры. Держите карандаш под наклоном, чтобы получить более естественный эффект.

Шаг 16

Когда вы заполните участки, возьмите карандаш 2B, чтобы продолжить.

Шаг 17

Возьмите карандаш 5B, чтобы заполнить им трещины. Вам не нужно быть точным - используйте предыдущие линии в качестве подсказки, а не в качестве точного указания. Не бойтесь добавить больше трещин.

Шаг 18

Проделайте то же самое с трещинами на коре, но только сделав их немного глубже. Далее, вы можете использовать карандаш 8B для акцентирования определённых теней.

2. Рисуем Деревянную Поверхность

Шаг 1

Начните с цилиндра, точно так же, как в предыдущей части урока. Если вы хотите попрактиковаться и создать больше разнообразных деревянных поверхностей, то вы также можете «разрезать» часть этого цилиндра. Я также решила сделать край более мягким и более отполированным.

Шаг 2

Откорректируйте контур линий ластиком, чтобы лучше видеть края.

Шаг 3

С помощью карандаша HB, создайте текстуру древесины. Обратите внимание на перспективу. Не слишком переживайте за целостность линий - они не будут видны позже.

Шаг 4

Наклоните карандаш, чтобы придать небольшое затенение к внутренней части большого узора.

Шаг 5

Шаг 6

Возьмите карандаш 2B, наклоните его, чтобы нарисовать немного линий вдоль древесного волокна.

Шаг 7

Используйте ластик, чтобы "нарисовать" более светлые волокна между ними.

Шаг 8

Используйте тот же самый карандаш, чтобы добавить немного деталей к большому узору. Нарисуйте короткие, тонкие линии по всей текстуре дерева, карандаш должен быть заострённым.

Шаг 9

Не бойтесь довольно глубже добавлять линии в яркой области между ними. Просто не забывайте сохранять расстояние между линиями, чтобы они выделялись. Далее, возьмите карандаш 5B, чтобы акцентировать плотные волокна на тёмных участках.

Шаг 10

Используйте тот же самый карандаш, чтобы также акцентировать линии на большом узоре.

Шаг 11

Используйте различные мягкие карандаши, чтобы в целом затенить цилиндр и создать более цельный узор. Карандаш должен быть под наклоном. не нажимайте слишком сильно на карандаш, чтобы не повредить узор. Дерево довольно светлое внутри, поэтому, проявите аккуратность, чтобы не слишком сильно затемнить его. Карандаш 8B необходимо использовать только на отдельных трещинах.

Отличная Работа!

Это начало новой серии уроков по рисованию различных текстур, поэтому, будьте с нами. Какие текстуры вы хотели бы научиться рисовать?

Хотите узнать больше? Тогда посетите следующие уроки.

Как научиться рисовать лес? В рисунке леса важно правильно передавать форму веток и ствола дерева, фактуру коры… В этом видео Вы увидите схему работы, теоретическую основу и её практическое применение. В представленном видеоролике наглядно показано то, как можно передать объём ствола дерева и фактуру коры. Рисунок выполняется карандашом.

1. Чтобы нарисовать ствол дерева, нужно помнить, что его форма подобна цилиндру. Несмотря на то, что дерево может быть корявым, извилистым в его основе всё равно лежит форма цилиндра. Ствол дерева будет объемным, если показать свет, полутень и тень. Если свет падает на дерево с левой стороны, то тень, соответственно будет с правой.

2. Для передачи фактурности, используется «корявый» штрих, который создаёт иллюзию коры дерева. В работе важно чередовать рисование плоскостью карандаша и его остриём. Штрих получается живой, широкие линии переходят в острые, а это создаёт интересный эффект. Помимо этого ещё необходимо чередовать длинные штрихи с короткими. Соединять их нужно таким образом, чтобы передать иллюзию изгибов ствола дерева.

3. В рисунке крайне важно расставить акценты. Ни в коем случае нельзя делать тени одинаково тёмными. В каких-то местах тень должна быть легче, а в каких-то нужно надавить на карандаш во всю силу. Чисто визуально, такое чередование тёмных и светлых участков рисунка придает живость и натуралистичность. К тому же дерево имеет множество изгибов и неровностей, на которых тональность штриховки меняется. Светлое переходит в тёмное, а тёмное в светлое. Таким образом рисунок пейзажа будет выглядеть интереснее и живее.