Живописец, график.

Сын калмыка, захваченный русскими казаками. В возрасте шести лет был определен в Воспитательный дом в Москве, в том же году переведен в Воспитательное училище при ИАХ. Занимался под руководством И. А. Акимова и Г. И. Угрюмова. В1794 и 1795 был удостоен малой и большой серебряных медалей за рисунки с натуры, в 1796 получил знак отличия «за успехи и хорошее поведение». В 1797 выпущен из Академии со званием классного художника. Оставлен пенсионером в рисовальных классах ИАХ. В 1798 назначен на должность учителя рисования. В 1800 признан «назначенным» в академики.

Летом 1803 для совершенствования мастерства отправлен пенсионером в Италию. Жил в Риме, сблизился в А. Кановой и Ф. Камуччини. Приобрел известность в итальянских художественных кругах. Весной 1807 возвратился в Петербург и был принят в ИАХ на должность адьюнкт-профессора. В том же году за эскиз композиции «Положение во гроб» для Казанского собора был избран академиком. В 1809–1811 состоял учителем рисования при императрице Елизавете Алексеевне. В 1812 удостоен звания профессора исторической живописи. В 1822 утвержден в должности младшего профессора, в 1831 - профессора 1-й степени, в 1832 - заслуженного профессора. Среди его учеников - К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, Ф. С. Завьялов, А. А. Иванов, А. Т. Марков и другие. С 1844 являлся почетным членом Московского художественного общества.

Много работал в области монументальной и религиозной живописи. Создавал образа для Казанского собора, Таврического дворца, Троицкого собора в Петербурге, Малой и Дворцовой церквей Екатерининского дворца в Царском Селе, Сионского собора в Тифлисе. Обращался к офорту, создал альбом «Рисунки, сочиненные и гравированные Алексеем Егоровым, Императорской Академии художеств профессором и Кавалером... «(1814) и Portfeil contenant des dessins d`Alexis Yegoroff (1846).

В 1840 уволен с академической службы по личному распоряжению императора Николая I, оставшегося недовольным выполнением образов Екатерининской церкви в Царском Селе.

Егоров - один из крупнейших мастеров русской академической школы, представитель классицизма. Работал как исторический живописец и портретист. Лучшую часть его творческого наследия составляют рисунки. В этой области художник выработал собственную манеру, отличающуюся лаконичностью исполнения, артистизмом и изяществом. Он предпочитал свободный линейный рисунок мелом или тушью пером на коричневатой либо тонированной бумаге, почти не моделировал форму, уделяя большое значение ритмическому построению листа: в зависимости от задач его линии могли быть ломкими, прерывистыми, напряженными, либо же мягкими и круглящимися.

Произведения Егорова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.


(1776-1851)

Один из самых одаренных мастеров академического рисунка, А. Е. Егоров недаром получил у современников имя "русского Рафаэля". Вся его жизнь связана с Петербургской Академией Художеств.

О ранних годах художника не известно почти ничего. Русские казаки подобрали ребенка-калмыка в степи во время боевого похода. Смутными воспоминаниями детства для него навсегда остались кибитка, шелковый халат и расшитые сапожки. Перед тем как попасть в Петербург, мальчик недолго жил в московском Воспитательном доме, а в 1782 г. был определен в Воспитательное училище при АХ.

В академических классах Егоров учился у профессоров И. А. Акимова и Г. И. Угрюмова . Здесь он быстро приобрел славу лучшего рисовальщика, упроченную медалями за рисунки с натуры.

Окончив в 1797 г. АХ с правом заграничной поездки для совершенствования в искусстве, Егоров лишь в 1803 г. вместе с другими выпускниками попадает в Рим. До этого времени он был оставлен преподавать рисование в академических классах - честь редкая для вчерашнего выпускника.

О пребывании Егорова в Италии ходило множество легенд. Из одной узнаем, что при первом же посещении натурного класса русский художник поразил присутствующих своим мастерством, изобразив натурщика очень быстро и, что особенно важно, в сложнейшем ракурсе. Егоров рисовал, сидя почти у ног модели, потому что к моменту его прихода в класс более удобные места оказались занятыми.
Другая легенда рассказывает, как Егоров отстоял честь русского искусства: в ответ на заявление местного художника, утверждавшего, что русскому никогда не нарисовать человеческую фигуру так мастерски, как это сделает итальянец, Егоров взял уголь и со словами: "А вот так вы умеете?" - изобразил на беленой стене человека одним очерком, начав с большого пальца левой ноги. Говорили, что после этого случая за рисунок Егорова итальянские любители искусства платили столько золотых монет, сколько укладывалось на поверхности изображения.

Егоров приобрел в Италии необычайную популярность. Его талант высоко ценили ведущие мастера классицизма - А. Канова и В. Камуччини, последний даже использовал эскизы Егорова для своих композиций. Па па Пий VII предлагал ему остаться в Италии в качестве придворного живописца. Однако художник не воспользовался этой возможностью и летом 1807 г., по окончании срока пенсионерства, возвратился в Петербург. Здесь он был определен на должность адъюнкт-профессора АХ, а уже в сентябре признан академиком за эскиз композиции "Положение во гроб" для Казанского собора.

Дальнейшая, более чем тридцатилетняя, служба в АХ принесла ему постепенное восхождение к вершинам академической карьеры. В 1812 г. он становится профессором исторической живописи, в 1831-м - профессором 1-й степени, а в 1832-м - заслуженным профессором - высшее звание в академической иерархии.

(1776 ) Дата смерти: Гражданство: Влияние на:

К. П. Брюллова, А. Т. Маркова, К. М. Шамшина

Работы на Викискладе

Алексе́й Его́рович Его́ров ( - 10 (22) сентября , Петербург) - русский живописец и рисовальщик , профессор исторической живописи, как преподаватель Академии художеств оказал большое влияние на русское искусство; под его руководством совершенствовались Брюллов , Басин , Марков и другие.

Биография

Калмычонок, захваченный казаками, был помещен в московский Воспитательный дом; место рождения и происхождение его неизвестны; единственными воспоминаниями его детства были богатый шёлковый халат, вышитые сапоги и кибитка - всё это, вместе с татарским его обликом, подтверждало его азиатское происхождение.

Явление Христа Марии Магдалине, 1818 год

Человек вполне русских вкусов, в молодости коренастый богатырь, Егоров в Италии пользовался удивительной популярностью; его знали все - одни звали его великим русским рисовальщиком, другие - «русским медведем». Все кварталы Рима были полны слухами о его геркулесовских подвигах.

Семья

Егоров был женат на Вере Ивановне Мартос, дочери скульптура И. П. Мартоса . В домашнем быту Егоров был великим самодуром. Дочерям своим он не дал никакого образования, считая, что девицам не надо учиться, всё равно забудут, были бы деньги - женихи будут. Жениха одной из них Булгакова он едва не выгнал из дома, заподозрив, что он масон , только потому, что молодой офицер за обедом сложил крестом нож с вилкой. Кроме того, Егоров к старости стал скуп, подозрителен и полон всяких чудачеств. М. Ф. Каменская , дочь графа Толстого , писала :

… В грязнейшем халате, в такой же ермолке на голове, Егоров всегда стоял перед мольбертом и писал какой-нибудь большой образ; около него на кресле, в пунцовом ситцевом платье, прикрывая ковровым платком свой громадный живот, всегда сидела на натуре очень еще красивая собой жена его (я не помню её иначе как в почтенном положении) Вера Ивановна; у него все Богородицы выходили - жена его, а все ангелы - старшая дочь его хорошенькая Наденька...

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в 1776 году
  • Умершие 22 сентября
  • Умершие в 1851 году
  • Художники по алфавиту
  • Художники России XIX века
  • Похороненные на Тихвинском кладбище

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Егоров, Алексей Егорович" в других словарях:

    Большая биографическая энциклопедия - (1776 1851), русский живописец и рисовальщик. Калмык по происхождению. Представитель классицизма. Учился в петербургской Академии художеств (1782 97) у И. А. Акимова и Г. И. Угрюмова; преподавал там же (1798 1803, 1807 40), среди учеников … Художественная энциклопедия

    - (1776 1851) российский живописец. Представитель классицизма. Мастер лирического изящного рисунка. Картины на религиозные и мифологические темы, росписи, портреты (Голова юноши, 1812) … Большой Энциклопедический словарь

    - (1776 1851), российский живописец. По происхождению калмык. Представитель классицизма. Мастер лирического изящного рисунка. Картины на религиозные и мифологические темы, росписи, портреты («Голова юноши», 1812). * * * ЕГОРОВ Алексей Егорович… … Энциклопедический словарь

    Исторический живописец (1776 1851), по происхождению калмык; род. в улусе орды, ушедшей из за Волги в китайские владения. Будучи захвачен казаками, преследовавшими орду, он, 6 ти лет от роду, попал в московский воспитательный дом, откуда в 1782 г …

    Исторический живописец (1776 1851), по происхождению калмык; род. в улусе орды, ушедшей из за Волги в китайские владения. Будучи захвачен казаками, преследовавшими орду, он, 6 ти лет от роду, попал в московский воспитательный дом, откуда в 1782 г … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Егоров. Егоров, Алексей: Егоров, Алексей Александрович (1918 1951) советский военный лётчик, подполковник. Герой Советского Союза (1945). Егоров, Алексей Егорович (1776… … Википедия

Сила большого искусства.
Неумолимо бежит время. Прошло уже много лет, как художника нет с нами. Но жива память, живы работы, в которых заключена частичка его души, значит, жив и их автор.
Первое признание пришло к Валерию Егорову в 1959 году. Его картина «Мстера», которая экспонировалась на Всесоюзной выставке самодеятельных художников, принесла ему премию: этюдник, мольберт и зонт. Это был успех, который ошеломил девятнадцатилетнего художника и определил весь его дальнейший творческий путь. «Мстера» была посвящена всем художникам и мастерам, которые помогли ему, ещё подростку, учащемуся мстерской художественной школы, не только развить талант, но и зало¬жить основы верного и истового служения искусству.
Валерий Егоров родился в Коврове, в сороковом году. Во время войны семья переехала в Юрьевец на Волге. Небольшой городок, просторы великой русской реки стали для мальчишки настоящей вселенной разно¬образнейших эмоций. Волжская ширь, протяжные гудки белых пароходов, серые чайки на крыле высокой волны и печально зовущий за собой клин журавлей в холодно-голубом осеннем поднебесье. Все это – Волга, и она навсегда оставила след в сердце мальчишки.
В конце сороковых семья Егоро¬вых вернулась в Ковров. Валерий вспоминал, что уже в десятилетнем возрасте он ощущал необъяснимое же¬лание выразить свои чувства на бумаге с помощью кисти, что познакомился с парнишкой – Витькой, который умел рисовать так хорошо, что ему соседи даже заказывали картины. И это было для Валеры чудом. Сам он любил черчение. А Витька говорил: «Если тебе нравится черчение, значит, ты сможешь и рисовать, давай рисуй», – и звал его на этюды.
Так и пошло, собирается утром Валера, буд¬то в школу с портфелем, а сам с Витей - на этюды. Прогуливал уроки, было, а после семилетки решил в Ивановское художественное училище поступать. Но родители в Иваново не пустили: «Там чужой город, там шпана. Лучше во Мстеру поезжай, там хоть родствен¬ники есть».
Так Валерий оказался во Мстере. Пришел в художественную школу, посмотрел шкатулки - и обмер. Ничего подобного прежде не видел. Шкатулки его поразили, он не знал, что есть такое письмо и что он может этому письму научиться… В 1959 году он с отличием закончил художественную школу, через год вернулся в родной Ковров. Там стал заниматься живописью. Но в память о годах учебы во Мстере в семье Валерия Егорова по сей день хранится его работа – шкатулка, выполненная по мотивам пушкинских «Бе¬сов».
В 1960 году Валерий Егоров переехал во Владимир. Атмосфера владимирского искусства в те годы была совершенно уникальной – здесь царил дух творческого поиска, большого эксперимента, соревновательности. Объединенная общей целью, во Владимире работала группа художников-единомышленников, решавших большие новаторские задачи в искусстве. На владимирской земле рождалась новая живопись - жизнеутверждающая, свежая, неформальная, получившая в дальнейшем самую широкую известность.
Молодой художник быстро вошел в круг молодежи, рядом со старшими товарищами включившейся в цветовые поиски и эксперименты. Наступило время напряженной работы. Валерию хотелось много сделать, познать, постичь. В эти годы он активно ведет поиски своего творческого лица, участвует во многих серьезных российских и зарубежных выставках. В 1967г. Валерий Егоров становится членом Союза художников СССР.
Во владимирском искусстве Валерий Егоров был одним из тех художников, кто писал работы, где фигуры людей являлись не просто красивым дополнением, стаффажем. Персонажи в его произведениях выходили на первый план, были главными героями - они занимались своими будничными делами, хлопотами, жили повседневной жизнью.
В одном из интервью Валерий Егоров говорил: «Я считаю важным писать так, чтобы природа и чело¬век на моем холсте были равнознач¬ными героями. Нужно одинаково хоро¬шо знать природу села и природу человека, писать их, не умаляя достоинства ни того, ни другого. Для этого нужно много. Я об этом думаю всегда. И когда иду по улице, и когда обедаю, и даже когда делаю какие-то второстепенные дела. В таком напря¬женном состоянии сюжеты работ, бывает, даже снятся».
В среде владимирских художников безусловным творческим лидером был Владимир Юкин. Для Егорова этот удивительный человек и большой художник был непререкаемым авторитетом. «Владимир Яковлевич Юкин – личность неординарная, че¬ловек, непохожий на других, он многое дал мне в понима¬нии жизни и живописи» - говорил художник.
Есть у Валерия Егорова работа, посвященная Юкину, это «Автопортрет с порт¬ретом Юкина». На холсте - две фигуры. На первом плане художник изобразил себя. Он сидит и смотрит прямо на нас. В фигуре, во взгляде, в руках художника чувствуется напряжение. Он находится в поисках, в терзаниях, но взгляд его полон решительности.
Несмотря на то, что художник изобразил себя на первом плане, прямо у кромки холста, все же он находится в тени фигуры сидящего сзади него за столом Юкина. В фигуре Юкина прекрасно схвачена пластика, характерная поза, взгляд. Думается, этим двойным портретом Егоров хотел нам сказать многое о себе, о непростом постижении искусства, о значимости личности Юкина во владимирском искусстве.
Глядя на эту картину, почему-то, всплывают в памяти слова московского художника Г.Мызникова, сказанные в 1970 году: «Когда бываешь на выставках владимирских художников, проскальзывает мысль, что большинство ваших художников – юкинята. Все они находятся в тени большого дерева по имени Владимир Яковлевич Юкин. А это и легко и очень трудно. Не каждому дано выйти на собственный путь, найти себя».
Валерий Егоров нашел себя в искусстве, нашел собственный путь, собственный почерк. Всю жизнь художник был предан любимой теме – пейзажу русской провинции. В пейзажах художника выражена простая и естественная радость человека от общения с природой, наслаждение ее красотой. Произведения Валерия Егорова обладают той чудотворной силой настоящего искусства, высокой степенью живописного благородства, которая духовно обогащает, делая нашу жизнь красивее, совершеннее.
Имя этого автора вошло в когорту замечательных владимирских мастеров, принадлежащих своей кистью к широко известной художественной школе, получившей название «Владимирский пейзаж». Произведения Егорова находятся в фондах Государственной Третьяковской галереи (картина «Праздник в Юрьевце на Волге»), многих региональных музеях страны, частных собраниях в нашей стране и за рубежом.
Н.Севастьянова – научный сотрудник ВСМЗ

Алексей Егорович Егоров – является выдающимся художников в плеяде конца 18-19 века. Не зря он получил негласное второе имя «Русский Рафаэль», пожалуй, лучше чем он и по сей день никто не может изобразить человеческое тело.

Биография Алексея Егоровича Егорова: Молодые годы.

Ничего или практически ничего не известно о начале жизни талантливейшего русского художника. Приблизительной датой его рождения называют год 1776. Он и сам ничего не мог вспомнить о первых годах своей жизни, единственным его воспоминанием остались шелковый халат, расшитые сапоги да кибитка. Поэтому биография калмыцкого мальчика начинается с того момента, когда подобрали его во время военного похода казаки. Какое-то время найдёныш провел в воспитательном московском доме, до тех пор, пока в 1782 году не был отправлен в Воспитательное Училище при Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге, где учился у лучших профессоров того времени Угрюмова и Акимова. Учеба давалась будущему светилу российской живописи более чем легко, за свои работы с натуры он не раз удостаивался золотых и серебряных медалей. По окончании академии, Егоров был удостоен высочайшей чести преподавать в академических классах рисование, что было очевидным признанием его таланта и мастерства.

Биография Алексея Егоровича Егорова: Зрелые годы.

В 1803 году, наконец воспользовался правом заграничной поездки, данным ему академией и отправился в Рим. Итальянский период его жизни и творчества стал одним из самых ярких и породил массу легенд вокруг личности талантливого художника. Итальянцы, хранители мировых традиций в области портретной живописи, и уверенные в том, что лучше них самих никто не может изобразить человеческое тело, были вынуждены признать в молодом русском живописце очевидный талант. Поговаривали, что горожане готовы были платить за портреты столько золота, сколько монет умещалось на картине. Его мастерство было удостоено наивысших похвал от итальянских и не только коллег. Такие гиганты классицизма, как Канова и Камуччини, даже использовали его эскизы в своих работах, а Папа Римский предложил ему навсегда остаться в Италии в роли придворного живописца. Это хоть и польстило Алексею Егоровичу, однако от заманчивого предложения он отказался и в 1807 году, как только истёк срок его пенсионерства, возвратился в уже ставший родным для него Петербург. Вернувшись летом, он получил должность адьютанта-профессора Академии Художеств, а уже в сентябре, за эскиз картины «Положение во гроб» стал академиком. Родная академия как всегда отнеслась к нему благосклонно, уже в 1812 году Егоров стал профессором исторической живописи, в 1831 году удостоился профессорского звания первой степени, а еще через год дослужился до высшего в иерархии заслуженного профессора.

Большую часть его творчества занимали работы религиозной направленности. Во многих петербуржских церквях представлены его работы (церковь Преображения, конного полка, Казанский собор, церковь Святой Екатерины, Сионский собор и многие другие). Также Егоров очень много пишет на сюжеты из Священного Писания. Многие из его картин и по сей день считаются эталонами академического искусства. Вся жизнь Алексея Егоровича прошла в служении искусству и неразрывно была связана с Академией художеств, где он пользовался неизменным авторитетом и уважением как среди коллег, так и среди учеников. Потому, он никак не ожидал той злой шутки, которую сыграла с ним судьба в последние годы жизни. Императору Николаю I, почитавшему себя человеком многое в искусстве разумеющим, не понравились картины для церкви Царского села. И в году 1835 он повелел внести выговор, всем принимавшим в их написании участие. Среди попавших под недовольство государя был и Егоров. Еще через пять лет император уже потребовал увольнения именитого и уважаемого художника. Ни совет, спешно собранный Академией для защиты мастера, ни прошения от учеников положительного результата не возымели. Однако это не только не испортило репутацию художника, а скорее наоборот подняло её в глазах его многочисленных учеников, которые до конца дней учителя обращались к нему и за советами, и за рецензиями. Умер Алексей Егорович за работой в 1851 году.

Самые известные картины Алексея Егоровича Егорова.

Егоров прожил долгую и плодотворную жизнь, написав не одну сотню удивительных картин. Самыми известными его творениями считаются: «Отдых на пути в Египет», «Явление Христа Марии Магдалине», «Мадонна с Христом и Иоанном», «Истязание спасителя», портрет Княгини Галициной, «Купальщицы», «Сусанна», «Явление ангела Апостолу Петру».

Принадлежность картин Алексея Егоровича Егорова к художественным стилям.

Период, в который творил Егоров, а также несколько лет, проведенные в Италии, не могли не оставить след на его творчестве. Само собой стилистика его картин была продиктована великим классицизмом. В любых его работах, не важно, были то портреты или жанровые композиции или картины с религиозным содержанием, дух классицизма неизменно проглядывался в них невооружённым глазом.

Музеи и галереи – места выставок картин Алексея Егоровича Егорова.

Картины выдающегося художника представлены по большей части в Государственном Русском Музее и Государственной Третьяковской Галереи .

Посмотреть все картины художника Егорова А.Е. можно

© Художник Егоров. Биография художника Егорова. Картины, описание картин художника Егорова