Две королевы на одной сцене. Да, это возможно! Елена Яковлева и Марина Неелова вновь играют Шиллера. Легендарный спектакль в самом ярком составе в афише театра «Современник». И блистательные актрисы опровергают и популярные поговорки, и устоявшиеся стереотипы. А публика с замиранием сердца следит за противостоянием двух характеров, двух сердец, двух великих женщин.

«Дважды в одну воду не входят. Такая ситуация в жизни, когда нужно войти и со свежими ощущениями сегодняшнего дня», - говорит Елена Яковлева.

«Римас настолько ртутный режиссер, его никогда не устроит то, что было вчера, сегодня и завтра», - сказала Марина Неелова.

«Эти женщины меня поразили, и я так доверился, был в них уверен», - говорит Римас Туминас.

Две актрисы и одна судьба. Стать королевой: сердец, Англии, сцены.

«Играем... Шиллера!» не исчезает из репертуара театра «Современник» вот уже 18 лет. Артисты шутят: у спектакля совершеннолетие, а они снова репетируют. Все потому, что режиссеру Римасу Туминасу неинтересно просто повторять или вспоминать то, что он когда-то придумал. Да, та постановка произвела фурор в театральном мире тогда, но слова немецкого классика должны резать по живому и обжигать сейчас.

«Когда мы репетировали, Римас придумывал какую-то сцену и ты ее уже присваивал, ты уже мог ее сделать и сыграть, он говорил: да, хорошо. А на следующий день он приходил и говорил: сейчас переделаем. Я говорю: вчера же вы сказали, что все хорошо, он говорит: так это вчера было. Самая страшная режиссерская задача была, что не надо играть Елизавету или Марию - портретируйте только. Как хотите, так и портретируйте», - рассказывает народная артистка РСФСР Марина Неелова.

Елизавета Марины Нееловой и жестокая королева, и женщина, мечтающая быть счастливой, и марионетка в руках невидимого кукловода. А вот какой мы увидим ее соперницу? В образе Марии Стюарт после долгого перерыва снова первая исполнительница этой роли Елена Яковлева.

«Вернуться туда уже не получится. Ну, наверное, и не надо. Потому что тот опыт, который есть - и ошибок, и чего-то хорошего, его я не хочу терять, поэтому, наверное, она уже будет другая», - говорит народная артистка РФ Елена Яковлева.

«Как ее встретили, как ее приняли! Не было человека, кто не кинулся к ней с поцелуями. Я счастлива, что она снова у нас на сцене, что она играет свою роль, которую она родила вместе с Римасом», - сказала художественный руководитель театра «Современник», народная артистка СССР Галина Волчек.

Они играют страстно и самоотверженно, не боясь казаться некрасивыми, будто бы принося себя в жертву режиссерскому замыслу. Зал то взрывается аплодисментами (а как еще, когда на сцене народные любимицы!), то буквально замирает, будто бы боясь прервать откровенный монолог. И в этой пронзительной тишине то, что всегда отличало «Современник» от других театров - умение дышать одним воздухом с сегодняшним зрителем.

В Омске Яковлева рассказала, почему ушла из «Современника»

Народная артистка России Елена Яковлева едва не расплакалась, рассказывая омичам об истинных причинах ухода из театра, которому отдала более двух десятков лет.

Во время творческой встречи омских зрителей с народной артисткой России Еленой Яковлевой актрисе был задан вопрос о причинах ее ухода из театра «Современник». Яковлева призналась, что еще не давала по этому поводу никаких интервью, а только выслушивала, что о ней говорят.

– Я, к счастью, не дружу с интернетом, потому что там, говорят, вообще что-то ужасное пишут, – говорит актриса. – Ну и бог с ними. Ушла по одной простой причине. Много-много лет с 1984 года были одни и те же спектакли. А хотелось чего-то нового. Когда я встречалась с Галиной Волчек , то говорила ей, что мне 50 лет, а я играю девочку, и просила дать мне какую-то свежую пьесу. Галина Борисовна мне отвечала, что не может найти такую пьесу, и это было на протяжении последних четырех лет. Я думаю: «Ну сколько можно», и решила уйти. Для того чтобы отдаваться все время полностью, нужно откуда-то что-то брать, что-то накапливать. А я поняла, что в «Современнике» я ниоткуда ничего не могу взять. Я честно об этом сказала Галине Борисовне, и она, надеюсь, это поняла.

– Я поняла, что у меня такое состояние, что могу кинуться, куда угодно, и взяла для себя паузу, – продолжает Елена Яковлева. – Я сказала, что до декабря не буду рассматривать никаких предложений, а просто буду читать пьесы и думать. В следующий раз нужно окунуться не с горячей головой и кому-то что-то доказывать. Я просто найду хорошую пьесу, хорошего режиссера и, может быть, опять выйду на сцену.

– На последнем спектакле «Пигмалион» я упала за кулисами, – рассказывает Яковлева. – Нога попала в дырку перед последней, самой главной сценой. Я летела в темноту, а там, оказывается, лебедка стояла. Я спектакль доиграла, но затем выяснилось, что у меня два оторванных ребра. Потом на этой почве не доиграла в театре. Хотела, конечно, доиграть и уйти тихо, спокойно, но так получилось. Говорят, что я ушла в Вахтанговский театр, и артисты из МХАТа, вроде бы, волнуются, и «Ленком» тоже. Но я ничего не буду предпринимать еще долгое время. Я, может быть, не уйду ни в какой театр, а просто соглашусь играть какой-нибудь спектакль. Я театру все отдала.

Мне она запомнилась по мелодраме "Спасибо за любовь! и драме "Воспитание жестокости у женщин и собак " (если не смотрели, рекомендую)

Кто знал, что она родилась на Украине?

Родилась 5 марта 1961 года в Житомирской области, в городе Новоград-Волынском в семье военнослужащего.
Школу окончила в 1978 году в Харькове. После школы успела поработать и библиотекарем в Харьковском государственном университете, и картографом. Окончила ГИТИС им. Луначарского (1984, мастерская Андреева Владимира Алексеевича).
В 1984-1986 и 1988-2011 годы - актриса театра "Современник".
В 1986-1988 годы - актриса театра им.Ермоловой. Дебютом на сцене театра стал спектакль "Двое на качелях" (1984).

Муж: актер Валерий Шальных тоже работал в "Современнике"


Заслуженная артистка России (1995),
Народная артистка России (2002). (инфа с сайта kino-teatr.ru)

Текст с сайта Частная жизнь

Елена Яковлева: «Я надеялась, что мой уход воспримут спокойно»

«Со стороны театра обида на меня была большой. У меня просто волосы дыбом вставали, когда я читала некоторые вещи. Думала: ну это уже совсем не по-товарищески, не по-человечески», — поделилась Елена Яковлева с Екатериной Рождественской…

Екатерина: Лен, прошло уже почти два года с тех пор, как вы ушли из «Современника», а объяснений с вашей стороны все нет. Так что все-таки случилось?

Елена: Решение вызревало у меня давно. С сорока до пятидесяти лет, то есть в хорошем актерском возрасте, когда еще есть силы, я получила только одну новую роль — в спектакле «Пять вечеров». Единственную за десять лет! Получается, что девять лет я играла только старые, привычные роли: Варю в «Вишневом саде», Элизу Дуллитл в «Пигмалионе», а ведь они обе — совсем девочки! В моем возрасте уже как-то стыдно выбегать на сцену девочкой. А ролей, которые бы соответствовали моему возрасту, опыту, все не было и не было. И вот мне стало казаться, что я вообще зря живу… Конечно, я понимала, что работаю в коллективе, что в театре не только обо мне должны думать. И все-таки тяжело ощущать себя каким-то роботом, вся жизнь которого запрограммирована и нового в ней уже ничего не будет. Ну и последней капелькой, которая переполняет стакан, стало обнародование планов театра на следующий сезон. Я в очередной раз

обнаружила, что меня там нет…

Екатерина: А вы не жаловались Волчек, что хочется чего-то нового? Просто сидели и ждали?

Елена: Именно так, я сидела и ждала. Наверное, надо было пойти. Но я не знала, как ей объяснить… Ведь даже нельзя сказать, что мне вообще ничего нового не предлагалось. Время от времени возникали какие-то предложения, но слишком незначительные, на которые невозможно согласиться после моих ролей в «Играем... Шиллера!», «Пигмалионе», «Пяти вечерах»! В общем, я отказывалась, и у меня уже стало складываться впечатление, что всякую мелочь мне предлагают чисто формально, чтобы хоть что-то предложить…

И тут вдруг Галина Борисовна звонит мне сама и весьма интригующим тоном сообщает: «Лена, я тебе дам один роман почитать…» И передает книгу Зингера «Враги. История любви». Из чего я заключаю, что «Современник» будет это ставить и что мне предлагается долгожданная, большая, новая роль. «Здорово!» — думаю я. И, как всякая актриса, которой дали читать роман или пьесу, мысленно выбираю для себя персонажа. Пока читала, успела прожить со «своей» героиней целую жизнь! Все лето я выписывала из книги какие-то нюансы, детали, важные реплики…

И тут выясняется, что обо мне в этой роли вовсе не мечтают. Возможно, мои ожидания и представления были ошибочными — я с этим не спорю. Ведь мне же изначально не сказали, что за роль мне предлагается, а в романе три женских линии. Но все-таки трудно на моем месте не почувствовать разочарования и обиды. И тут, как на грех, я узнаю, что меня переводят на третью роль! Потому что Марина Мстиславовна (Неелова. — Прим. ред.), оказывается, от нее отказалась и играть некому. И вот я думаю: «Я что, такая грандиозная актриса, что могу вообще любую роль сыграть?» Конечно, кроме той, о которой я мечтала… И тут в душе моей нарастает… Даже не знаю что…

Актриса Елена Яковлева написала заявление об уходе из театра «Современник». Об этом сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на заявление помощника художественного руководителя театра по литературной части Евгении Кузнецовой.

По словам Кузнецовой, артистка решила уйти из театра, потому что «Современник» «недостаточно хорошо заботился о ее профессиональном развитии». Помощник худрука подтвердила, что последней премьерой с Яковлевой стал спектакль «Пять вечеров», который был поставлен в 2006 году.

Однако Кузнецова отметила, что три роли Яковлевой предлагались, но она от них отказывалась. Заявление актриса написала еще 20 мая и подтвердила свое намерение расстаться с «Современником» в беседе с худруком Галиной Волчек 20 июня. Актриса обязалась отыграть все спектакли до конца сезона и принять участие в гастролях в Екатеринбурге. Однако поехать на гастроли актрисе помешала болезнь. Заявление об уходе руководство театра не подпишет до выздоровления актрисы.

- Поскольку актриса больна, руководство театра не считает для себя возможным принимать какие бы то ни было административные шаги, в том числе, подписывать неотозванные заявления, пока Елена Яковлева не выздоровеет, - добавили в «Современнике».

Тем временем, представители театральной тусовки считают, что главная причина ухода Яковлевой в том, что она не поделила с Аленой Бабенко долгожданную роль и написала заявление об уходе на имя главного режиссера театра Галины Волчек.

С другой стороны актриса Мария Селянская, которая работает в «Современнике» уже более 20 лет и хорошо знает обо всем, что происходит в театре. По словам актрисы, Елена ушла из театра после того, как узнала о том, что к постановке готовится много новых спектаклей, но для нее не нашлось места ни в одном из них. Яковлеву это очень обидело, и она решила уволиться. Кстати, Волчек не раз говорила о том, что на сцене нужна смена поколений. Видимо, реформу решили начать именно с Яковлевой.

Елена Яковлева отпраздновала в марте 50-летний юбилей. Она пришла в «Современник» в 1984 году и играла в нем всю жизнь, за исключением нескольких лет в труппе театра Ермоловой. Ее роли Тамары в «Пяти вечерах», Элизы Дуллитл в «Пигмалионе», Наташи в «Трех сестрах» и многие другие сделали ее одной из ведущих актрис «Современника».

Яковлева - лауреат государственной премии России в области театрального искусства (2001), награждена орденом Почета (2006). Член Совета по культуре и искусству при президенте РФ.

Елена Яковлева. Карьера.

Елена Алексеевна Яковлева родилась 5 марта 1961 года в Житомирской области, в городе Новоград-Волынском. Мать — Валерия Павловна, сотрудница НИИ, отец — Алексей Николаевич, военнослужащий: семье приходилось очень часто переезжать с места на место. Как следствие, Елена Яковлева сменила много школ.

Школу окончила в 1978 году в Харькове. После школы успела поработать и библиотекарем в ХГУ, и картографом, но в 1980 году всё-таки решила осуществить свою мечту — и, приехав в Москву, с первой же попытки поступила в ГИТИС.

В ГИТИСе училась в мастерской Владимира Андреева (1980—1984) . Окончив ГИТИС, стала актрисой театра «Современник» — за включение её в труппу театра члены художественного совета проголосовали единогласно — это редчайший случай.

Дебютировала в роли Гитель в возобновлённом спектакле Г. Волчек «Двое на качелях» (1984), по пьесе У. Гибсона, — первым партнёром Яковлевой был Николай Попков.

В 1986 году Валерий Фокин предложил Яковлевой перейти в театр им. Ермоловой, — там она прослужила три года. Затем вернулась в «Современник», и — редкий случай — была принята обратно.

Дебютом в кино стала картина Г.Юнгвальд-Хилькевича «Двое под одним зонтом» (1983).

В 1980-е много снималась (Мария в «Плюмбуме, или Опасной игре» В. Абдрашитова, Мила во «Времени летать» А. Сахарова и др.) — однако всесоюзная слава пришла после роли Тани Зайцевой в «Интердевочке» (1989) П. Тодоровского, по скандальной повести В. Кунина.

В 1990-е Тодоровский-старший снял Яковлеву ещё в трёх своих фильмах: «Анкор, ещё анкор» (1992), «Какая чудная игра» (1995) и «Ретро втроём» (1998). На новый пик популярности актрису вознесла роль Насти Каменской в сериале «Каменская».

Многие не верили, что вы вернетесь в «Современник» - настолько решительно вы ушли вместе с мужем. Как же произошло, что вы вернулись?

Во-первых, я вернулась пока только в этот спектакль. Меня уговорили Галина Борисовна Волчек и Марина Мстиславовна Неелова. Возможно, они вступили в сговор, чтобы заманить меня на этот корабль под названием «Современник»?

Честное слово, я возвращаюсь в первый раз - и то ради роли Марии Стюарт и благодаря уговорам Галины Борисовны, которая очень много для меня сделала. Ради любого другого спектакля я бы хорошо подумала - возвращаться или нет. Уходя из театра, я больше всего жалела о том, что не буду играть королеву Шотландии. Наверное, если очень чего-то хочешь, то это получается. Я очень-очень скучала по Марии.

Что сказал Римас Туминас по поводу вашего возвращения?

Римас был на репетициях, давал нам указания, но ничего не оценивал. Может, скажет после премьеры.

А что за четки у вас в руках?

Эти четки перед премьерой в 2000 году мне подарил Римас Туминас. Он привез их из Прибалтики и как бы благословил меня ими. Четки я хранила, и вот теперь они мне пригодились для роли.

Елизавета - разумная, холодная, а Мария - порывистая, страстная. Какой темперамент вам ближе?

Насчет страсти не знаю. Елизавета, на мой взгляд, более страстная натура, чем Мария, просто она спрятала все свои порывы, поставила на них табу. Мне ближе Мария. Постоянство - не моя черта. Ни одно дело, которое я начинала в своей жизни, до конца так и не сделано. Все бросаю, как только надоедает. У меня нет ни одного хобби, потому что я ничего не могу ни собрать, ни систематизировать, ни приумножить, ни достать.

Изменились ли вы за эти семь лет?

Каждый день что-то меняется. И есть надежда, что это новое сделает Марию в моем исполнении еще более любимой публикой.

Какие у вас были чувства, когда вы вернулись в «Современник»?

Со всеми обнимаемся, целуемся, очень соскучились друг по другу. Такое ощущение, что этих семи лет и не было. Но я повторяю - «Мария Стюарт» - особый случай. Мы часто что-то теряем, что-то приобретаем, иногда без потерь не бывает приобретений. Но если это - твое, настоящее, данное свыше, то возврат неизбежен.

Вы сказали, что у вас нет хобби. Что же вы любите?

Лежать на диване с книгой в руке. Благо муж не гонит меня с дивана и ничего не требует. Наш долгий и благополучный брак - это удачное стечение обстоятельств, а не моя заслуга. Да и Валера - не первый мой муж, что тоже опровергает миф о моем постоянстве. Так получилось, что он находит в себе силы и желание так долго терпеть меня и мои выходки. Это с виду я такая белая и пушистая, а в жизни, уж поверьте, далеко не сахар.

Николай Лебедев, у которого вы снимались в фильме «Экипаж», приступает к экранизации романа «Мастер и Маргарита». Если бы он предложил вам роль, согласились бы?

Вряд ли я смогла бы отказать такому прекрасному человеку, как Николай Лебедев. Хотя не думаю, что там для меня есть роли.

СПРАВКА

Елена Яковлева - актриса театра и кино, народная артистка России. Окончила ГИТИС, после чего стала ведущей актрисой театра «Современник». Снималась в фильмах «Интердевочка», «Черный квадрат» «Елки новые» и других картинах. В 2011 году покинула «Современник», а сейчас - вернулась как приглашенная актриса.