В рассказе о Ермиле Гирине и его печальной судьбе большую четкость и остроту обретает высокий этический и злободневно-политический смысл спора мужиков о счастье. Уже композиционная отчлененность эпизода с Ермилом (он включается после реплики: «Эй, счастие мужицкое!..») подготовляет читателя к тому, что счастье его принципиально отлично от «дырявого с заплатами» мужицкого. В рассказе о Гирине нарисован высокий идеал счастья по народным представлениям:

Да! Был мужик единственный!

Имел он все, что надобно

Для счастья...

Ермил обладает тем материальным достатком, который, с точки зрения мужика, необходим для счастливой жизни. «Кому на Руси жить хорошо» — не бытовая повесть, это «философия народной жизни», произведение, где правда жизни раскрывается с помощью художественной условности. Поэтому автор ничего не говорит о том, как, какими путями пришел Ермил к этому «богачеству». Для решения социальной и нравственной задачи, над которой бьются правдоискатели, дано: Гирин богат и стыдиться этого ему нечего, так как все, что он имеет, нажито честным трудом.

Ермил имеет и другое необходимое условие счастья: почет.

Почет завидный, истинный,

Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою,

Умом и добротой!

Своей многолетней бескорыстной деятельностью («В семь лет мирской копеечки / Под ноготь не зажал»), своим «умом и добротой» Ермил заслужил глубокое уважение и доверие народа, что и проявилось в сцене с покупкой мельницы. Силу «над округою» Гирин взял «не колдовством, а правдою», его облик воплощает в себе правдолюбие народа, его нравственную требовательность. Только жизнь на основе строгой правды и может дать человеку ощущение радости — вот смысл рассказа Федосея.

Так было и с Ермилом, пока он не поставил свое личное благополучие выше «правды», выше интересов другого человека, пока не сдал в рекруты вместо своего брата Митрия сына старухи Власьевны. Однако глубокое раскаяние Ермила в своем поступке, невозможность для него жить с сознанием своей вины перед «миром» делают этот образ еще более привлекательным. Недаром он после всего случившегося стал «пуще прежнего / Всему народу люб».

Ну, так что же? Дана норма жизни, к которой нужно стремиться? Нет, иную цель имел автор, вводя в поэму эпизод с Ермилом Гириным. Дав мужикам возможность выслушать рассказ Федосея (с дополнениями седенького попика), автор содержанием этого рассказа приводит к мысли, что высокий идеал счастья, мыслимый как свободная зажиточная трудовая жизнь, утопичен, недостижим при современном общественном строе. Во-первых, в этих условиях зажиточность крестьянина (если он не мироед) может быть только счастливым исключением. Мы ведь даже не знаем, как удалось Ермилу разбогатеть, в то время как никто из жителей деревень Босово, Горелово, Неелово и др. добиться этого не сумел... А во-вторых... Рассказ Федосея вторично перебивает «попик седенький», сообщив, что Ермил Гирин сидит в остроге. Эта реплика сразу переводит повествование из этического и несколько умозрительного в остро политический план.

Вот она реальность-то! Бунтует в борьбе за справедливость нищая мужицкая Русь. Бунтует «в избытке благодарности» к освободителям. Поднимаются от невыносимой жизни на борьбу даже самые забитые, поднялась даже вотчина

Помещика Обрубкова,

Испуганной губернии,

Уезда Недыханьева,

Деревня Столбняки...

И хотя рассказчик, крестьянин Федосей, говорит, что причина бунта «осталась неизвестною», Некрасов, используя символику названий, раскрывает ее: до того обрубил помещик крестьянские наделы, что мужики веками испуганной губернии, не смевшие при крепостном праве дыхнуть (Недыханьев уезд), застывшие в вековом оцепенении (Столбняки!), — и те взбунтовались. Осторожным упоминанием о бунте в Столбняках автор дает понять читателю, что народному терпению приходит конец, что борьба, на которую поднимается крестьянство, и есть единственный путь к достижению того идеала жизни, который так пленяет слушателей в рассказе о Ермиле.

За что попал Ермил в острог, в поэме прямо не говорится, но и по намекам об этом нетрудно догадаться: во время бунта в деревне Столбняки Гирин, видимо, встает на сторону восставших. Иначе и не мог поступить человек с таким обостренным чувством справедливости. Ермил сознательно жертвует личным благополучием во имя идеи общей справедливости, «правду» предпочитает «богачеству» и попадает в острог. В условиях помещичьего государства непрочным, временным, призрачным оказалось его бытовое благополучие.

Отчленив композиционно рассказ о Гирине от изображения судьбы других «счастливцев» и тем подчеркнув исключительность его судьбы, Некрасов, однако, оставил его в пределах главы «Счастливые», ибо иронический смысл ее заглавия может быть распространен и на судьбу человека, кончившего свою жизнь в остроге.

В рассказе Федосея с неменьшей четкостью, чем духовный облик героя, вырисовываются нравственные понятия и требования крестьянской массы. Мужики Адовщины ценят Ермила за честность, бескорыстие, строгую прямоту. Сторицей платит за добро отзывчивое мужицкое сердце, доказательством чему служит эпизод с покупкой Ермилом мельницы. В основу его Некрасов положил подлинный факт, описанный П. И. Мельниковым-Печерским. Богатый нижегородский раскольник Петр Иванович Бугров за полчаса до переторжки о казенном подряде на перевозку соли «опрометью бросился на нижний базар и там, сказав торговцам: „Братцы, давайте денег скорее", снял перед ними свой малахай, в который через четверть часа было накидано 20000 рублей серебром». С деньгами Бугров успел на переторжку. Подряд остался за ним. Некрасов использовал этот, может быть и исключительный, факт, чтобы показать не только безграничное доверие и уважение мужиков к Ермилу, но и (и это главное!) чувство локтя, чувство мужицкой солидарности, более того — социальной солидарности, т. к. купец Алтынников им социально враждебен и поддержка Ермила по существу равносильна защите собственных интересов. Знаменательно, что темой народной солидарности начинается (покупка мельницы) и заканчивается (бунт в Столбняках) история Ермила Гирина.

Ермил Гирин в поэме Н.А.Некрасова спрятан среди второстепенных персонажей. Автор специально создал сложность читателю. Ему необходимо самому постичь весь замысел гениального поэта.

Образ и характеристика Ермила Гирина в поэме «Кому на Руси жить хорошо» объединяет в себе черты, которые считал самыми важными Некрасов, в нем он увидел одного из претендентов на звание счастливого человека.

Особенности счастья

Ермил (Ермило) Ильич Гирин – молод и не по годам умен. По социальному положению герой простой мужик. В нем нет ни княжеских, ни графских корней. Решительность характера позволили ему стать уважаемым человеком. Вотчина в 6 тысяч душ единогласно выбрала его бурмистром. Добиться доверия у крестьян сложно, а Ермил смог. Чем же заслужил Гирин такое отношение:

«…строгой правдою»;

«умом и добротой»;

отзывчивостью и бескорыстием.

Ермил умел посоветовать, узнавал для простых людей нужные сведения. Он не требовал благодарности и не брал денег за помощь. Для счастья у мужика было, по мнению народа, все: спокойствие, почет, деньги.

Характер героя

Чтобы разобраться в счастье персонажа, нужно рассмотреть его черты характера. Что такого особенного в мужике, чем отличается он от других. Какой характер может претендовать на роль счастливцев по-настоящему?

Сообразительность. Русский мужик видел скрытую хитрость, умел быстро раскусить нечестные намерения. Он по взглядам, поведению оценивал человека. Молча выводил на честность, не разводил скандалов, а уходил в сторону, оставляя хитрецов ни с чем.

Не умение льстить и преклоняться. Ермил не поддавался на ухищрения подьячих и других богатых купцов. Он не принимал на свой счет слащавые, лживые речи, не платил за лесть и приятное вранье.

Честность. Семь лет служит крестьянин бурмистром, не прибирает к своим рукам ни одной «мирской копеечки».

Справедливость. Ермил не давал в обиду слабых, защищал бедных. С другой стороны, если человек был виновен, «не попустил» ему грех и черные дела.

Уважение. Гирин относится ко всем сословиям одинаково. Он уважает крестьян, помещиков, купцов. Главное для него не статус, чин, а сам человек.

Работая на мельнице, Ермил принимал строго по очереди и за одну цену. Беднейшие люди, управляющие, приказчики не спорили с мельником, видя справедливый подход к каждому.

Искренность. Совершив плохой поступок, Ермил раскаивается перед всем народом. Он просит по отношению к себе справедливого суда, даже прощение земляков не позволяет ему остаться на службе. Он сам находит себе наказание.

Судьба Гирина

Ермилу выбирают бурмистром. Он семь лет честно и преданно служит народу. Когда наступило время младшему брату идти в рекруты, бурмистр из народа не выдерживает проверки владения властью. Он решает ею воспользоваться. Вместо родственника служить уходит сын деревенской крестьянки. Совесть начинает мучить Гирина, доводит его до решения повеситься, но исправляет положение барин. Он возвращает сына обиженной матери. Ермил оставляет службу и уходит на мельницу. Крестьяне не перестают уважать мужика. Доказательством служит эпизод со сбором денег на выкуп мельницы, которую решили продать. Тысячу рублей, огромную по тем временам сумму, собирает Гирин за полчаса. Никто не пожалел для него последнего гроша. Помощь крестьян удивляет. Гирин выигрывает тяжбу с купцами, возвращает все до копейки тем, кто дал ему денег. Остается у него лишний рубль. Весь день Гирин ходит по площади в надежде найти того, чей это рубль, но не находит. В этой сцене видно, насколько велико доверие к герою. Некрасов показывает, как умеет русский народ принимать решение всем миром. Насколько силен дух простого народа. Открыл свою беду Ермил, и каждый добрый человек ему ответил. Силен русский человек своим бескорыстием, умением поддержать, объединиться. Но не суждено даже ему быть счастливым на Руси. В деревне поднялся бунт, Ермил отказался усмирять крестьян. Его арестовывают и отправляют на каторгу. Рассказ о судьбе завершается печальной новостью:

«…в остроге он сидит…».

Не смог стать по-настоящему счастливым человек с таким ярким характером.

Реальность образа

Литературоведы нашли доказательства, что у Гирина есть реальный прототип. Это управляющий графскими поместьями Орловых – А.Д.Потанин. Он вышел из крестьянских низов. Потанин известен в истории бескорыстием по отношению к жителям имений, честностью поведения и справедливостью правления. Поэт вводит в речь персонажа мысли, близкие к фактам из биографии Потанина:

«Худую совесть надобно …иметь, чтобы…крестьянину с крестьянина копейки вымогать»;

«…Стал он пуще прежнего всему народу люб…».

Ермил и Григорий Добросклонов – два близких персонажа. Можно предположить, что Ермил Ильич мог бы стать в будущем революционером, борцом, человеком, которого ждет Россия. Но каторги, тюрьмы и остроги многих похожих мужиков сломают, лишат здоровья и веры в будущее. Странники ищут счастливого, но проходят мимо Ермила, хотя он ближе всех к их пониманию счастья.

Образ Ермила Гирина в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - один из наиболее колоритных, поскольку в этом персонаже автор воплотил свое видение лучших черт в русском народе: честность, прямота, бескорыстие и любовь к правде. Вместе с тем Некрасов описал своего героя очень правдоподобно, вложив рассказ о нем в уста крестьян, которые рассказывают странникам о нем. Поэт не зря передает повествование о нем чужим людям, стремясь таким образом подчеркнуть правдивость рассказа.

Общая характеристика

Образ Ермила Гирина весьма символичен в философском смысле. Вся суть поэмы заключается в поисках семью странниками счастливого человека на Руси. И в главе «Счастливые» автор устами простого народа повествует о людях, которые, по мнению крестьян, по своим моральным и нравственным качествам заслуживают того, чтобы о них все знали. Но прежде чем рассказывать о героях, необходимо отметить некоторые факты создания и написания поэмы. Некрасов начал писать свое, пожалуй, самое известное произведение в первой половине 1860-х годов, хотя, возможно, начал делать наброски и раньше. Создание текста и его публикация растянулась на несколько лет и продолжались вплоть до смерти автора. Поначалу он хотел написать восемь частей, однако в связи с болезнью он сократил количество частей, и в конечный вариант вошли четыре части.

Особенности

Образ Ермила Гирина воплощает общий замысел автора - создание широкой панорамы народной жизни на Руси. В условно сказочной форме Некрасов повествует о путешествии семи странников, которые ищут по всей стране подлинно счастливого человека. Характерной особенностью данного произведения является то, что оно стало настоящим эпическим полотном народной жизни Руси. Поэт постарался охватить основные сферы общественной и социальной жизни, показать слои населения и для этого выбирает в качестве героев представителей различных социальных слоев, каждый из которых представляет странникам свою историю и повествует о своих бедствиях и проблемах. Автор неспроста пошел по такому пути, так как именно таким образом повествование получало особенную убедительность и правдивость. Сам же он как бы намеренно отстранился от повествования и выступает лишь в качестве наблюдателя, предоставляя своим героям самим о себе рассказывать.

Герои

Образы Якима Нагого и Ермила Гирина занимают одно из центральных мест в повествовании по нескольким причинам. Во-первых, это простые люди из народа, обычные крестьяне. Во-вторых, они упомянуты в главе «Счастливые», что сразу выделяет их среди остальных персонажей, так как по названию главы предполагается, что именно те, которых ищут странники во время своего путешествия по Руси. В-третьих, они не сами о себе рассказывают, но читатель узнает о них со слов жителей села, которые хорошо их знали. Таким образом, автор следует народной традиции, согласно которой молва о добром и хорошем человеке распространяется по всей земле, о нем узнает весь мир и жизнь его становится известной очень многим людям.

Характеры

Образ Ермила Гирина отличается тем бо́льшей правдивостью и выразительностью, что о нем рассказывают странникам всем миром. Какие же черты выделяют крестьяне при его характеристике? В первую очередь правдивость: Ермил - честный человек, который никогда не пользовался своим положением для собственной выгоды. Работая писарем, он всегда помогал крестьянам, не брал взяток, действовал в их интересах. За это все в деревне его любили и уважали, выбрали бурмистром.

Когда ему срочно понадобились деньги для выкупа мельницы, он обратился ко всему народу за помощью, и все присутствующие на ярмарке помогли ему: каждый, даже не знакомые ему люди, дали денег для выкупа мельницы. Именно в этом эпизоде, пожалуй, ярче всего раскрывается образ Ермила Гирина. Кратко о нем в связи с этим эпизодом можно сказать следующее: он - человек подлинно народный по духу, и поэтому крестьяне всем миром ему помогают. И только один раз он злоупотребил своей властью: послал в рекруты вместо своего брата сына бедной крестьянки. Однако, будучи по природе человеком совестливым и правдивым, он раскаялся в своем поступке, ушел со своей должности, каялся перед всем народом. Итак, образ Ермилы Гирина, кратко о котором повествуется в данном разделе, - один из наиболее ярких в поэме.

Яким Нагой - также простой крестьянин, вся жизнь которого проходит в тяжелом физическом труде. Он много пьет, и на первый взгляд кажется, что он человек конченый. Однако Яким - человек с богатым внутренним миром. У него есть чувство прекрасного: так, он покупает красивые картинки, которые стали его единственным утешением, так что во время пожара он спасает именно их. Итак, в своей поэме Некрасов убедительно показал образы простых крестьян, каждый из которых трогателен и симпатичен читателю.

Поэма Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» изобилует различными персонажами, среди которых и Ермил Гирин. Характеристика этого героя очень важна для всего произведения, так как автор делает его одним из вероятных претендентов на звание счастливого человека.

О поэме

Николай Алексеевич Некрасов создал поэму о тяготах крестьянской жизни, пытаясь изобразить все те мучения, которые выпадают на долю деревенского мужика. И вместе с тем проиллюстрировать быт бывших крепостных. Один из таких деревенских людей - Ермил Гирин. Характеристика персонажа занимает не последнее место в понимании уклада жизни того времени. Да и сам Некрасов выделяет его из ряда других. О том, как делает и зачем, поговорим ниже.

Ермил Гирин: характеристика

Этот персонаж возникает уже в первой части поэмы. Однако читатель лично с ним не знакомится, а слышит лишь рассказ о нем. Ермил Гирин (характеристика по плану обязательно должна включать этот момент) - председатель деревни, которого выдвигают кандидатом в счастливцы. Ермилу избрал на его должность за честность и ум бурмистр. И мужик полностью оправдал возложенные на него надежды, семь лет исправно и справедливо выполняя свой долг, за что заслужил уважение и любовь всей общины.

Однажды только злоупотребил Гирин властью. Когда за его младшим братом пришли, чтобы забрать в рекруты, он отдал вместо него сына местной крестьянки. Но и тут проявились лучшие нравственные качества героя. Его начала мучить совесть. И довел он себя до того, что едва не повесился. Спас положение барин, который вернул матери несправедливо отосланного на службу сына.

Но после этого случая уже не чувствовал себя вправе быть председателем, поэтому он оставил службу, а потом стал мельником. Однако, несмотря ни на что, Гирин продолжал пользоваться доверием и уважением других крестьян. В этом отношении показателен случай с продажей мельницы. Дело в том, что мельницу, на которой работал Ермил, он арендовал. И вот хозяин решил продать свое имущество. Начались торги, и Гирин выиграл их. Однако при себе нужной суммы задатка у него не оказалось. Тогда ему на помощь пришли мужики, которым за полчаса удалось собрать далеко не маленькую сумму - тысячу рублей. Только их помощь и спасла Гирина от разорения.

Однако этот радостный рассказ обрывается на том, что Ермила арестовали за то, что отказался усмирить бунт, случившийся в его деревне.

Некрасов специально показывает силу и высоту моральных устоев героя (цитатная характеристика Ермилы Гирина это подтверждает). Однако несправедливость власти не позволяет счастливо жить даже такому человеку.

Прототип героя

Ермил Гирин, характеристика которого была изложена выше, был не на пустом месте придуман Некрасовым. Прототипом стал А. Д. Потанин - выходец из крестьян, управляющий имением графов Орловых. Этот человек прославился своим бескорыстием, справедливостью и честностью. Роднят Потанина и Гирина, например, такие цитаты из поэмы: «Худую совесть надобно — крестьянину с крестьянина копейку вымогать», «Стал он пуще прежнего всему народу люб».

Таким является мерилом счастья, для которого, по мнению Некрасова, необходимо быть честным, справедливым, бескорыстным и уважаемым народом.

Ермил Гирин – один из положительных крестьянских образов поэмы. Появляется в главе «Счастливые».

Из рассказа седоволосого попа мы узнаем, что сначала Г. 5 лет служил писарем в конторе. Уже тогда односельчане любили его за честность. При старом князе его уволили, а при молодом единогласно избрали бурмистром. За 7 лет честной и справедливой службы Г. лишь один раз «согрешил»: «…из рекрутчины Меньшого брата Митрия Повыгородил он». За этот поступок героя замучила совесть и чуть не довела его до самоубийства. Благодаря вмешательству князя справедливость восстановили: Митрий отправился служить, причем сам князь обещал о нем заботиться. После этого случая Г. уволился, арендовал мельницу «и стал он пуще прежнего Всему народу люб». Когда же мельницу решили продать, Г. выиграл торги, но у него не оказалось с собой денег, чтобы внести залог. И тогда «чудо сотворилося»: крестьяне на базаре за полчаса собрали Г. 1000 рублей. Но Г. затаил обиду на тех, кто пытался отобрать у него мельницу: «Не дорога мне мельница, Обида велика». Поэтому герой, имея «все, что надобно Для счастья: и спокойствие, И деньги, и почет», принял участие в крестьянском восстании. Он отказался усмирять бунтующих крестьян. За это Г. посадили в острог.

Ермил Гирин-ещё один претендент на звание счастливого человека. Его любят в народе, его уважает помещик. Он не обладает высоким чином или несметным богатством, всё, чем выделяется Ермил-это честность и благородство.

А кто такой Ермил?

Князь, что ли,граф сиятельный?

"Не князь, не граф сиятельный,

А просто он-мужик!"

Примерно в двадцать лет Ермил Гирин состоял писарем в конторе. Он не имел особых полномочий, однако рад был помочь неграмотным крестьянам.

К нему подходишь к первому,

А он и посоветует,

И справку наведёт;

Где хватит силы-выручит,

Не спросит благодарности,

И дашь, так не возьмёт!

Таким образом Ермил Гирин стал знаком всей вотчине. Вскоре его избрали на должность бурмистра. Свою работу он всё так же исполнял честно и добросовестно.

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не допустил виновному,

Душой не покривил...

Но и такому прекрасному человеку, как Ермила Гирин не чуждо ничто человеческое-он воспользовался своими привелегиями, но всё не для личной пользы, а для блага его младшего брата Митрия.

Свихнулся: из рекрутчины

Меньшого брата Митрия

Повыгородил он.

Однако он раскаялся, и чуть было не поконочил жизнь самоубийством. Он добровольно решил отдаться под суд народу.

Пришёл, сказал: "Была пора,

Судил я вас по совести,

Теперь я сам грешнее вас:

Судите вы меня!"

За провинность с Гирина взяли штраф.

Однако последнее что мы о нём узнаём, это то, что он сидит в остроге, так как не захотел обманывать народ по приказу посланного государем человека.