До официального празднования 250-летия Эрмитажа остается 293 дня, однако начать отмечать юбилей крупнейшего музея страны и главного культурного символа Петербурга можно уже сегодня - в неофициальный день рождения музея. Именно 17 февраля в 1852 года (162 года назад) Эрмитаж стал настоящим «публичным музеем» - в этот день его двери впервые открылись для всех желающих. До этого на протяжении 88 лет он оставался частным собранием царской семьи, а все картины и скульптуры были надежно спрятаны от посторонних глаз.

Лучший способ поздравить любимый музей со знаменательной датой - прогуляться по его залам. К юбилею Эрмитажа редакция сайт собрала самые интересные экспонаты и поделила их на три программы для самостоятельных экскурсий: на час, на три часа и на весь день.

Экспресс: Эрмитаж за час

Обойти все залы современного Эрмитажа за час невозможно, даже если бежать, не глядя по сторонам и не останавливаясь у картин и скульптур. Однако иногда посетители музея ставят перед собой такую задачу - чаще всего это гости Северной столицы, которым за пару дней нужно и в Петергоф съездить, и в театре побывать, и по Неве на катере покататься.

Ограничившись одним часом, придется отказать себе в удовольствии от неспешной прогулки. Чтобы проще было ориентироваться в коридорах и залах, можно скачать на смартфон официальное приложение музея - так вы сможете свободно перемещаться без экскурсионной группы.

Если вы располагаете совсем небольшим количеством времени, то лучше всего выбрать несколько наиболее ярких экспонатов и проложить оптимальный маршрут с помощью одного из информационно-справочных киосков - машина сама выберет кратчайший путь между выбранными точками и выдаст вам распечатанную карту с текстовой навигацией. Вот самые популярные экспонаты музея.

«Мадонна Литта»

"Мадонна Литта" - картина, на которую съезжаются посмотреть туристы со всего мира. Фото: www.russianlook.com

Одна из двух картин Леонардо да Винчи в Эрмитаже. Экспонируется в зале да Винчи на втором этаже. «Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта)» была написана в 1490-1491 годах в Милане. Один из шедевров Ренессанса. Картина поступила в Эрмитаж в 1865 году из собрания герцога Антонио Литта в Милане. Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Лувре.

«Мадонна Бенуа»

"Мадонна Бенуа" также известна как "Мадонна с цветком". Фото: www.russianlook.com

Второй шедевр Леонардо в коллекции Эрмитажа. Картина «Мадонна с цветком» поступила в собрание из семьи Бенуа, с чем и связано ее расхожее название. Написанная в 1478 году, она стала одной из первых независимых работ молодого да Винчи. В одном из соседних залов можно полюбоваться знаменитой «Данаей» Тициана.

«Возвращение блудного сына»

Рембрандт часто использовал библейские и мифологические сюжеты. Фото: www.russianlook.com

Картина хранится в зале Рембрандта наряду с 23 другими полотнами великого голландского мастера. Полотно датируется 1668-1669 годами и повествует о евангельской притче. Этот сюжет художник использовал не раз, а эрмитажную картину написал незадолго до смерти. Также в этом зале на втором этаже Зимнего дворца можно увидеть другие его полотна: «Флора» (1634), «Даная» (1636), «Жертвоприношение Авраама» (1635) и «Снятие с креста» (1634).

«Вакх»

"Вакх" - одна из картин, благодаря которым появилось выражение "рубенсовские формы". Фото: Creative commons

С голландским живописцем соседствуют мастера Фландрии, и один из самых известных - Питер Пауль Рубенс. В коллекции Эрмитажа хранится 22 картины и 19 эскизов, сделанных художником. Всем знакомый «Вакх» датируется 1638-1640 годами и поступил в музей в 1772 году из собрания Пьера Кроза в Париже. С «Вакхом» рядом вы увидите картины «Союз Земли и Воды» (1618), «Персей и Андромеда» (начало 1620-х) и «Возчики камней» (около 1620).

Три часа и три миллиона

В Государственном Эрмитаже более трех миллионов экспонатов - чтобы вдумчиво разглядеть их все, потребуется ходить не один месяц и объехать не одно здание. Поэтому, даже имея в запасе три часа на свободное посещение Эрмитажа, лучше заранее продумать пункты, обязательные для посещения. Проще всего выбрать один из этажей - ему будет соответствовать один исторический период. Короткий маршрут по залам поможет проложить все тот же информационно-справочный киоск.

Есть и другой вариант - выбрать самую интересную коллекцию и сосредоточиться на ней. Как правило, после залов да Винчи и Рембрандта больше всего желающих - у входа в эрмитажную Галерею драгоценностей. Правда, туда можно попасть только с экскурсионной группой.

Галерея драгоценностей была названа так еще при Екатерине Великой. Состоит она из Золотой и Бриллиантовой кладовых.

Золотая кладовая включает около полутора тысяч золотых предметов из Евразии, Античного Причерноморья и Востока, изготовленных с VII в. до н.э. по XIX в. н.э. Вот самые интересные из них:

Нащитная бляха в виде фигуры оленя (около 600 г. до н.э.)

Анималистические мотивы характерны для скифского искусства. Фото: creaitve commons / sailko

Относится к коллекции «Золото скифов». Обнаружена в станице Костромской при раскопках Костромского кургана. В основе коллекции - находки из курганов Прикубанья, Поднепровья, Крыма. Еще одна жемчужина коллекции, вошедшая во все учебники истории - золотой гребень с изображением сражающихся воинов (конец V - начало IV вв. до н.э.), найденный в кургане Солоха в Приднепровье.

Погребальная маска царя (III в.) - один из самых ярких экспонатов греческого зала «Золотой кладовой». Она была обнаружена в Керчи, в некрополе Пантикапея. Там же выставлены пара золотых серег с фигуркой Артемиды (325-300 гг. до н.э.), рог с наконечником в виде полуфигуры собаки (середина V в. до н.э.), диадема с геракловым узлом (II в. до н.э.) и многое другое.

Также в «Золотой кладовой» можно увидеть шедевры гуннского ювелирного искусства времен Великого переселения народов (украшения одежды и головного убора, убранство конского снаряжения), роскошную утварь, сосуды, оружие Востока.

Вторая часть галереи - «Бриллиантовая кладовая» - посвящена развитию ювелирного дела. Здесь представлены украшения из Византии, Киевской Руси и средневековой Европы, созданные с III тысячелетия до н.э. до начала XX столетия. В частности - предметы, созданные европейскими ювелирами в XVI-XVII веков и XVIII-XIX веков, и, наконец, работы петербургских ювелиров - предметы из обихода императорской семьи. В собрании кладовой хранятся памятники церковного искусства, дипломатические подарки русскому двору, изделия легендарной фирмы Карла Фаберже.

Букет цветов (1740), мастер Иеремия Позье. Яшма, агат, тигровый глаз, кремень, альмадин, берилл, бирюза, коралл, опал, корунды, аквамарины, топаз, аметист, бриллианты, алмазы, бриллианты, рубины, сапфиры, изумруды. Упоминается среди вещей Екатерины II.

Драгоценный букет прикалывали к корсету. Фото: Creative commons / shakko

День в Зимнем

Провести весь день в Эрмитаже - довольно распространенная практика среди туристов, путешествующих вне группы и готовых свободно распоряжаться временем. Петербуржцы так щедро относятся к своему времени реже, однако 250-летие великого музея может стать дополнительным стимулом к тому, чтобы посвятить целый день любимым произведениям искусства.

Можно начать с первого этажа - там вас ждут египетские боги, саркофаги и вазы, история Античного мира и мумия скифского вождя.

Египетский зал - одно из любимых мест в экскурсии у школьников. Фото: Creative commons / Thomas Ault

Затем по Иорданской лестнице можно подняться в Фельдмаршальский зал и завернуть в портретную галерею Романовых. Далее - Малахитовый зал, библиотека Николая II и экспозиция «Русский интерьер XIX - начала ХХ веков».

В юго-восточной части второго этажа, осмотрев Белый зал, можно подняться наверх, чтобы увидеть работы западноевропейских художников XIX-XX веков и отдельно - порядка 250 полотен французских импрессионистов. Здесь вас ждут семь картин Клода Моне - от «Дамы в саду» (1867) до «Моста Ватерлоо» (1903), два парижских вида Писсаро, три пейзажа Сислея, пастели Дега. Здесь же - Сезанн и Гоген, Ван Гог и 37 полотен Анри Матисса, среди которых «Танец» и «Музыка» (оба 1910). Рядом - 31 картина Пикассо, от ранней «Любительницы абсента» (1901) до «Женщины с веером» (1908).

В Эрмитаже представлены 37 полотен Анри Матисса. Фото: Creative commons

После можно снова спуститься на второй этаж и пройти по царским залам для торжественных приемов - Гербовому залу, галерее 1812 года и Георгиевскому залу. Затем можно посетить Малый Эрмитаж и под конец дня, когда поток посетителей из самых популярных залов схлынет, дойти до легендарных Тициана, да Винчи, Рафаэля и Рембрандта. На прощание можно спуститься в залы греческого и римского искусства.

Редакция

Спецпроект. Наши площадки

Входит в число самых посещаемых художественных музеев мира. По итогам 2016 года, в нём побывали более 4 миллионов человек. Это один из самых значительных, с культурной и исторической точек зрения, музей России. Когда-то сюда попадали лишь избранные, даже Пушкина не сразу пустили, а потом в подвалах музея обустраивали бомбоубежища и за копейки распродавали и раздаривали коллекции “друзьям" советской власти.

Эрмитажи для уединённых экскурсий

История Эрмитажа началась в 1764 году, когда Екатерина II купила коллекцию из 225 картин у берлинского купца Гоцковского. Сначала их разместили в Зимнем дворце. Но императрица вошла во вкус - продолжила покупать картины, скульптуры, монеты.

Висячий сад, Малый Эрмитаж. Фото: hermitagemuseum.org

Всё это богатство нужно было где-то размещать. И по велению императрицы возле Зимнего дворца возвели пристройку - место для уединённого отдыха с парадной, гостиными и оранжереей.Так появился Малый Эрмитаж, в продольных галереях которого разместили работы из той самой приобретённой коллекции. В переводе с французского, эрмитаж - это место уединения, приют отшельника. Собственно, во Франции эрмитажами называли маленькие павильоны при дворцах. И екатерининский Эрмитаж был задуман как место, где императрица и её приближённые смогут в уединении насладиться искусством.

Но задумка переросла себя. Императорская коллекция пополнялась год от года. Например, только в 1769 году были куплены 600 картин саксонского министра Брюля. Одного Малого Эрмитажа для всего этого великолепия было уже недостаточно. И по заказу Екатерины II рядом с Малым Эрмитажем возвели Большой Эрмитаж - трёхэтажное строение, созданное архитектором Фельетоном в стиле классицизма.

Во время правления Екатерины II коллекция Эрмитажа пополнилась творениями Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Микеланджело и других мастеров. За границей даже работали специальные агенты, которые скупали произведения искусства для Эрмитажа.

Большой Эрмитаж, зал испанской живописи, конец XIX века.
Фото: pastvu.com

Эрмитажный кот. Фото: жизнь-спб.рф

Говоря об истории Эрмитажа в период Екатерины II, непростительно промолчать о знаменитых эрмитажных котах. Считается, что на территорию Зимнего дворца кошек привезли для того, чтобы они предотвращали размножение крыс. Потом появился Эрмитаж, и хотя его создательница Екатерина не очень любила кошек, она решила их оставить в качестве охранников картинных галерей. Кошки жили в Эрмитаже после революций, при советской власти, особенно пригодились после войны, когда пришлось усиленно бороться с расплодившимися грызунами. Коты обитают в Эрмитаже и по сей день. Правда, в музейные залы им нельзя входить. А в 2016 годы издание “Telegraph” внесло эрмитажных котов в список необычных достопримечательностей, которые нужно увидеть.

Как Эрмитаж стал публичным

Во время правления Александра I собрание Эрмитажа пополнили работы итальянской, фламандской и голландской школ. В эпоху Николая I, который заботился о своём имидже, как бы сейчас выразились, и который увлекался военным делом, в 1826 году была создана Военная галерея 1812 года. Состояла она из портретов генералов, фельдмаршалов, князей, императоров - всех, кто отличился в период войны.

Кстати, именно Николай I превратил Эрмитаж в публичный музей. До этого у простого человека не было никакого шанса попасть туда. Даже Александра Сергеевича Пушкина пустили в Эрмитаж только по рекомендации Жуковского, который был наставником императорского сына.

Военная галерея 1812 года. Фото: pastvu.com

Новый Эрмитаж, 1970-е годы. Фото: pastvu.com

Так вот, в 1852 году состоялось открытие Императорского музея Нового Эрмитажа. Здание Нового Эрмитажа было открыто для посетителей. Но опять же открытость получилась относительной: надо было получить билет в дворцовой конторе, что не каждому оказалось доступным. К тому же для посетителей ввели дресс-код: мундир или фрак.

Новый Эрмитаж, отличавшийся большой роскошью, был первым зданием в России, специально созданным для художественного музея. На первом этаже разместилась коллекция древностей, на втором - картинная галерея. Через тридцать лет посещаемость Эрмитажа достигла 50 тысяч человек в год.

Вторая половина XIX века запомнилась созданием Павильонного зала (один из самых эффектных интерьеров Эрмитажа), парадных интерьеров Большого Эрмитажа, приобретением картин Рафаэля и Леонардо да Винчи, передачей Царскосельского Арсенала (коллекция доспехов и оружия) в Эрмитаж и пополнением музея произведениями русских живописцев.

XX век: распродажа, эвакуация и долгое восстановление

Удивительным образом Эрмитаж не сильно пострадал во время революционных событий. Сотрудники Эрмитажа не стали сопротивляться и заявили о принятии новой власти и о продолжении работы музея. Но от посетителей временно отказались.

Павильонный зал, 1959 год. Фото: pastvu.com

Эвакуация коллекции Эрмитажа, 1917 год. Фото: pastvu.com

Однако в сентябре 1917 года Временное правительство объявило о национализации дворцов и создало комиссию по приёмке ценностей Зимнего дворца, часть коллекции эвакуировали в Москву. А после октябрьской революции Эрмитаж, собственно, как и Зимний дворец, стали государственными музеями. Вернулись ценности, эвакуированные в Москву, вернулись и посетители, вход в течение пяти лет после революции был бесплатным.

Для Эрмитажа 1920-1930 годы выдались противоречивыми. С одной стороны, происходила национализация частных коллекций. Так в музей попали коллекции византийских монет, икон, древних документов, Кушелевская галерея с полотнами Руссо, Декана, Делакруа.

С другой стороны, в это время роль Петербурга, который традиционно считался императорской столицей, хотели уменьшить в пользу новой столицы - Москвы. И этой новой столице тоже нужен был свой большой музей с большой коллекцией произведений искусства. Таким местом стал нынешний Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В итоге в Москву из Эрмитажа передали около 500 картин.

Ударом для Эрмитажа в это время стало буквальное разбазаривание ценностей музея. Огромное количество картин вывезли на европейские аукционы, а советская власть раздаривала коллекции музея иностранным политическим партнёрам или бизнесменам, с которыми им нужно было поддерживать отношения.

Очередное испытание для музея подготовила Великая Отечественная. Как только началась война, из Эрмитажа эвакуировали около миллиона произведений искусства на Урал. Сотрудники музея берегли экспонаты, и ни один из них не пропал за всё время эвакуации.

Опустевшие залы Эрмитажа во время эвакуации, 1941 год.
Фото: pastvu.com

Возвращение произведений искусства из эвакуации в Эрмитаж, 1945 год.
Фото: foto-history.livejournal.com

Но часть коллекций вывезти из Ленинграда не удалось - началась блокада. В Эрмитаже находились подразделения гражданской обороны, а в музейных подвалах - 12 бомбоубежищ. Но музей всё же сильно пострадал от бомбёжек. По окончании войны какие-то залы удалось восстановить в течение нескольких месяцев, а какие-то, пострадавшие от артиллерийских снарядом и бомб, пришлось приводить в порядок несколько лет. Приятным поствоенным подарком стала передача в Эрмитажу более 300 картин Музея нового западноевропейского искусства. Среди этих картин были работы Моне, Гогена, Сезанна, Пикассо, Матисса и других художников.

Эрмитаж бьёт рекорды

В 1988 году Эрмитаж попал в Книгу рекордов Гиннесса в качестве самой большой картинной галереи в мире.

После распада СССР Эрмитаж направил усилия на пополнение своих собраний произведениями XX века. Этому, в какой-то степени, помог международный Клуб Друзей Эрмитажа, основанный в 1996 году для поддержки проектов по реставрации и программ по приобретению новых экспонатов. А в 2006 году запустили проект “Эрмитаж 20/21”, целью которого было привлекать внимание к современному искусству.

Чтобы посмотреть все экспонаты Эрмитажа, надо пройти более 20 км. А если возле каждого экспоната задерживаться хотя бы на минуту, потребуется 11 лет.

Сейчас коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства: живопись, скульптуры, археологические находки, графику и т.д. В Эрмитаже проходят выставки, научные конференции, мастер-классы. В музей выстраиваются огромные очереди (особенно в первый четверг месяца, когда вход бесплатный).

Но одного Петербурга для Эрмитажа оказалось мало, и представительства музея стали открываться в других городах и странах. Например, Центры Государственного Эрмитажа уже есть в Казани, Выборге, Амстердаме, есть филиалы в Лондоне, Венеции.

Очередь в Эрмитаж, 2016 год. Фото: blog.fontanka.ru

Описание

В течение года Эрмитаж посещают 3 млн человек. Основной наплыв посетителей - с мая по сентябрь, в это время за 20 минут в музей проходит 200-300 человек

Коллекция музея насчитывает более 3 млн 106 тыс. экспонатов. Из них произведений живописи - около 17 тыс., графических работ - 623 тыс., скульптур - порядка 13 тыс., произведений прикладного искусства - свыше 357 тыс., археологических предметов искусства - 751 тыс., памятников нумизматики - более 1 млн 122 тыс., редких книг - около 350, оружия - 14 тыс. и др. На фото: Малый испанский просвет

Современный Эрмитаж - это комплекс из пяти зданий, расположенных на Дворцовой набережной и Миллионной улице: Зимний дворец, Большой (Старый) Эрмитаж, Малый Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр. Кроме того, коллекции музея размещены в здании Главного штаба на Дворцовой площади и во Дворце Меншикова на Университетской набережной. На фото: Парадная лестница Нового Эрмитажа

В зале Рембрандта в Эрмитаже выставлены 24 полотна знаменитого голландца. Одной из самых известных картин художника является написанная в 1636-1647 гг. "Даная". В 1985 году она серьезно пострадала - один из посетителей, позднее признанный сумасшедшим, облил картину кислотой и полоснул ее ножом. На восстановление полотна Рембрандта ушло 12 лет

В музее находится 180 тыс. предметов, представляющих искусство Востока, среди которых произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, ювелирные изделия, образцы письменности и др. Экспонаты представлены в 50 залах. На фото: Иорданская лестница Государственного Эрмитажа

В коллекции античных древностей - свыше 170 тыс. предметов, среди которых собрания расписных ваз, резных камней, античной скульптуры, археологических памятников Северного Причерноморья, ювелирных изделий и др. На фото: дети на экскурсии у скульптуры Юпитера, в честь которого был назван зал Эрмитажа

Для защиты экспонатов от грызунов в подвалах Эрмитажа со времен Екатерины II проживают коты. На службе в музее постоянно состоят более 50 котов, кошек и котят. Они живут в просторных подвалах Эрмитажа вольно, но в залы с экспозицией животных не пускают

Собрание европейского искусства насчитывает около 600 тыс. предметов и охватывает период от средних веков до ХХ столетия. В составе коллекции - более 7 тыс. картин, 2 тыс. скульптур, 40 тыс. рисунков, 500 тыс. гравюр

Собрание экспонатов древних и раннесредневековых культур в Эрмитаже насчитывает почти 2 млн единиц хранения и является одним из лучших и крупнейших в России

Советская лестница. Свое название получила от Государственного Совета, который в XIX в. располагался на первом этаже. Специально для него в западной части здания были устроены новый подъезд и новая лестница (арх. А. И. Штакеншнейдер)

Общая площадь помещений (зданий) Государственного Эрмитажа составляет 233 тыс. 345 кв. м. Из них экспозиционно-выставочная площадь занимает 66 тыс. 842 кв. м. На фото: Скульптуры Атлантов на портике Малого Эрмитажа

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге - один из крупнейших художественных и культурно-исторических музеев мира, экспозиция которого расположена более чем в 350 залах пяти связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной Невы: Зимний дворец (1754-1762, арх. Ф.Б. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-1767, арх.

Ж.-Б. Валлен-Деламот), Большой Эрмитаж (1771-1787, арх. Ю.М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839-1852, арх. Л.фон Кленце), Эрмитажный театр (1783-1787, арх. Дж. Кваренги). В состав Государственного Эрмитажа также входят Меншиковский дворец (1710-1720, арх. Дж.-М.Фонтана, И.-Г.Шедель), восточное крыло здания Главного штаба (арх. К.И. Росси) и Фондохранилище. Коллекция Эрмитажа насчитывает около 3 млн экспонатов: 16,783 произведений живописи, 621 274 графических работ, 12 556 скульптур, 298 775 произведений прикладного искусства, 734 400 археологических памятников, 1 125 323 памятников нумизматики, 144 185 прочих экспонатов.

Датой основания музея является 1764, когда императрица Екатерина II приобрела коллекцию в 225 картин у берлинского купца И.Э. Гоцковского, собранную первоначально для прусского короля Фридриха II. Семилетняя война (1756-1763), принесшая Пруссии поражение, вынудила монарха отказаться от этой дорогой покупки. Поэтому Гоцковский, имевший финансовые обязательства перед русским правительством, предложил Екатерине II приобрести картины в счет его долга. Императрица согласилась, оценив возможность нанести удар по самолюбию прусского короля. Собрание, куда входили полотна фламандских, голландских и итальянских художников XVII и положили основание будущего Императорского Эрмитажа.

В 1765 - 1766 по желанию императрицы Екатерины II, рядом с Зимним дворцом архитектор Фельтен возвел двухэтажный корпус, а в 1767 - 1769 на берегу Невы было построен павильон для уединенного отдыха с парадным залом, несколькими гостиными и оранжереей (арх.Ж.-Б. Валлен-Деламот). Эти два корпуса (Северный и Южный), соединенные расположенным на уровне второго этажа висячим садом, получили название Малый Эрмитаж (от франц. ermitage - место уединения). Для дворца производились закупки за границей крупных частных коллекций: Г. Брюля (1769), А. Кроза (1770), Р. Уолпола (1771), библиотеки Вольтера и Дидро.

В 1771 - 1787 по заказу императрицы Екатерины II рядом с Малым Эрмитажем было построено здание Большого Эрмитажа (арх. Ю.М. Фельтен). В 1792 Джакомо Кваренги пристроил к Большому Эрмитажу корпус, в котором разместились Лоджии Рафаэля - близкое к оригиналу повторение знаменитой галереи папского дворца в Ватикане. Переходная галерея соединила новое здание с Северным павильоном Малого Эрмитажа, а арка через Зимнюю канавку - с театром.

В XIX Эрмитаж продолжал приобретать экспонаты и коллекции: из Мальмезонского дворца в Париже, дворца Барбариго в Венеции и др. В 1825 открыта экспозиция русских художников. В 1852 Эрмитаж открыт для посетителей. После Октябрьской революции уже 30 октября 1917 народный комиссар просвещения в Советском правительстве А.В. Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями. Коллекция музея в этот период и увеличилась - за счет национализированных частных собраний, и уменьшилась - некоторые шедевры в 1920 - 1930-х были проданы за рубеж. Во время Великой Отечественной войны значительная часть коллекции была вывезена в Свердловск, в 1945 возвращена в Ленинград.

Эрмитаж сегодня

В Эрмитаже работают 8 научных отделов: (Запада, Востока, истории русской культуры, античного искусства и др.), архив, научная библиотека, реставрационные мастерские, научно-техническая экспертиза и др.).

Эрмитаж проводит художественные выставки, организует научные конференции, издает каталоги, альбомы, путеводители, организует археологические экспедиции и т.д. В 1999 был открыт электронный путеводитель по залам музея. В год музей посещают более 2,5 млн человек.

Официальное названия музея

  • Федеральное учреждение культуры «Государственный Эрмитаж», Государственный Эрмитаж (Россия, 190000, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 34)
  • Директор: Михаил Борисович Пиотровский

Памятные даты Эрмитажа

  • 7 декабря (24 ноября по старому стилю), в день Святой Великомученицы Екатерины, Эрмитаж празднует свой день рождения.
  • 8 декабря - Международный день друзей Эрмитажа

Коллекции Екатерины II продолжали пополнять и другие российские императоры. Но в истории Эрмитажа произошло трагическое событие, едва не уничтожившее все его сокровища: 17 декабря 1837 г. в Зимнем дворце вспыхнул пожар. Пламя уже перекидывалось на здания Эрмитажа. Крышу и стены Малого Эрмитажа поливали водой, а переходы, окна и двери, выходящие на Зимний дворец, наспех закладывали кирпичом.

Пожар бушевал три дня, в конце концов от Зимнего дворца остался лишь каменный остов, но остальные дворцовые постройки уцелели. Уже через год с небольшим Зимний дворец был полностью восстановлен и его залы вновь засверкали прежним великолепием. Именно в это время начали строить и Новый Эрмитаж. Фасады его решено было украсить статуями поэтов и ученых разных времен, а могучие атланты из серого гранита, созданные скульптором А.И. Теребеневым, и по сей день держат на своих плечах балкон.

Новый Эрмитаж был задуман как музей, доступный не только для придворной знати, но и для обыкновенных посетителей. Поэтому в нем поместили картины из других зданий Эрмитажа и произведения, специально отобранные в загородных императорских дворцах, а также найденные на юге России во время археологических раскопок скифские и греческие памятники культуры.

Официальное открытие публичного музея, состоявшееся 5 февраля 1852 г., получилось необыкновенно пышным. В Эрмитажном театре дали спектакль, а прямо в музейных залах был устроен роскошный ужин. Разумеется, первые гости музея были далеко не простыми людьми. Да и в дальнейшем пропуска в Эрмитаж выдавала по рекомендации влиятельных людей специальная контора при министерстве императорского двора. Посетителям надлежало приходить в музей во фраках или парадных военных мундирах.

Свободный доступ в Эрмитаж был открыт только в 1863 г., при императоре Александре II.

К 1914 г. музей посещали уже 180 тысяч человек в год. Ну а в наши дни счет идет на миллионы. Сейчас в Эрмитаж любителей прекрасного привлекает не только богатейшее собрание западноевропейского искусства, одно из лучших в мире, но и ни с чем не сравнимые парадные залы Зимнего дворца, отделанные мрамором, позолотой, самоцветами, - Большой, Малахитовый, Фельдмаршальский, Петровский, Георгиевский…

К Георгиевскому залу примыкает знаменитая Военная галерея, сооруженная в 1826 г.

На ее стенах - 300 с лишним портретов генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 г.

По счастью, во время пожара 1837 г. эти картины, как и другие дворцовые ценности, удалось вынести из огня.

Эрмитаж обойти за один день невозможно. Ведь каждый посетитель кроме картин непременно старается увидеть сооруженные при Екатерине II Лоджии Рафаэля - копию знаменитой галереи в Ватикане, расписанной великим итальянским художником Рафаэлем. Особой славой пользуется и Рыцарский зал, где собраны образцы средневекового оружия и доспехов. В Золотой кладовой Эрмитажа хранятся уникальные изделия ювелиров XVI–XIX вв., а также золотые предметы, найденные археологами в скифских курганах и на месте древнегреческих колоний в Причерноморье.

07.03.2018

Государственный Эрмитаж - художественный музей, расположенный в Санкт-Петербурге.

Один из самых крупных и посещаемых в мире. Его коллекция начиналась с картин, собранных Екатериной Великой, а затем увеличилась в тысячи раз. Сейчас музей занимает не только 5 корпусов на Дворцовой набережной Невы, но и еще несколько исторических зданий города. Какие факты из истории создания и современной жизни Эрмитажа можно считать самыми интересными?

  1. Слово «эрмитаж» - французского происхождения и обозначает «место уединения», «келью». Именно так назывался флигель дворца, где хранила свою небольшую коллекцию Екатерина II.
  2. Также «эрмитажами» называли небольшие увеселительные мероприятия, устраиваемые императрицей именно в этом здании, за что оно и получило название Малого Эрмитажа.
  3. В состав современного музея (главного комплекса на Дворцовой набережной) входят также: Зимний дворец, Большой и Новый Эрмитаж.
  4. Большой Эрмитаж (иногда его называют Старым) специально построили в 1771-1787 годах для размещения дворцовых коллекций, когда те перестали помещаться в залах Малого.
  5. Новый Эрмитаж (1842-1851 гг.) стал самым первым в России зданием, специально построенным для публичного музея.
  6. В 1852 году картины стали доступны для просмотра всем желающим, а раньше галереи могли посещать только избранные, по специальному разрешению.
  7. Гигантские гранитные статуи атлантов на крыльце (портике) у входа в Новый Эрмитаж по проекту не должны были поддерживать свод, эта роль отводилась балкам, которые просто соединялись со статуями. Однако из-за осадки главной части здания и деформаций портика нагрузка приходится и на атлантов тоже.
  8. Первые трещины на телах атлантов заметили в 1909 г., их причиной считают ненадежные грунты в основании здания и, как следствие, подвижки и оседание. В 2010 году было проведено полное обследование статуй самыми современными методами, но проект их спасения от дальнейшего разрушения до сих пор не утвержден.
  9. Коллекционирование картин в XVIII веке и позднее было модным увлечением для императорских домов, а перечень экспонатов часто отражал их личные вкусы и моду. Например, Екатерина II предпочитала работы фламандских, голландских, французских и итальянских мастеров.
  10. Пополнения коллекции происходили не столько за счет единичных приобретений, сколько «крупными партиями», когда приобреталось целое собрание какого-то известного европейского ценителя живописи.
  11. Помимо картин для музея покупались скульптуры, резные камни и даже библиотеки.
  12. После смерти Екатерины самыми активными продолжателями ее дела стали Александр I и Николай I, дополнившие коллекцию множеством ценнейших экспонатов.
  13. В XX веке самые большие поступления в фонды музея происходили в результате национализации собственности после революции.
  14. Во время Великой Отечественной войны в здании располагалось бомбоубежище, а экспонаты эвакуировали за Урал.
  15. Послевоенные трофеи из Берлина выставлялись в Эрмитаже только до 1958 г., после чего были возвращены в ГДР.
  16. Коллекция Эрмитажа не всегда пополнялась, в истории были и потери. В начале 30-х гг. 48 шедевров мирового значения и несколько сотен других ценных экспонатов были заграницу проданы для пополнения государственной казны.
  17. Бриллиантовая комната - коллекция императорских регалий и драгоценностей, собираемая со времен правления Петра I - также была увезена из Эрмитажа, но не в другую страну, а в Алмазный фонд Московского Кремля. Она стала основой для создания этого музея.
  18. Самыми главными произведениями искусства, выставляемыми в Эрмитаже, считаются: «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Даная» и «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Кающаяся Мария Магдалина» Тициана, «Дама в голубом» Гейнсборо, «Портрет актрисы Жанны Самари» Ренуара, «Дама в саду» Моне и т.д.
  19. Кроме картин в Эрмитаже можно увидеть знаменитые скульптуры («Вечная весна» Родена), легендарные золотые часы «Павлин», подаренные Екатерине II Потемкиным и до сих пор работающие, египетскую мумию жреца и многое другое.
  20. Всего в коллекции Эрмитажа более 1 млн. экспонатов прикладного и изобразительного искусства, не считая оружия, археологических, нумизматических и других предметов.
  21. У музея есть своя официальная гостиница с роскошными интерьерами и интернет-магазин, где продаются не только сувениры и репродукции, но и оригинальные предметы декора, украшения и т.д.

Современный Эрмитаж - крупный культурный центр, где ведется, в том числе, и научно-исследовательская работа.

У музея есть партнеры по всему миру, проводятся выездные выставки, планируется создание реставрационно-хранительского центра и Музея геральдики в историческом здании Биржи на стрелке Васильевского острова.

17 февраля 1852 года Эрмитаж торжественно открыл свои двери для публики - теперь каждый год его посещает больше трех миллионов человек со всего мира. Расскажем несколько интересных фактов об одном из самых популярных музеев планеты!

В ЭРМИТАЖЕ ОФИЦИАЛЬНО РАБОТАЮТ КОТЫ

Еще в XVIII веке, когда стены Зимнего дворца начали портить крысы, императрица Елизавета Петровна издала «Указ о высылке ко двору котов», согласно которому ей должны были прислать отборных охотников. А Екатерина II пожаловала котам официальный статус: «охранники картинных галерей». Сегодня музей охраняет около 70 котов: их называют «внештатными сотрудниками», каждому выписывают свой паспорт и позволяют передвигаться по всей территории музея, кроме залов. Эти «охранники» - настоящая легенда Эрмитажа: им шлют подарки из разных стран мира, о них пишут статьи и снимают фильмы.

Американка Мэри Эн Эллин, однажды посетившая Эрмитаж с внучкой, даже выпустила детскую книгу, посвященную эрмитажным котам - часть доходов от продаж книги в США была потрачена на уход за животными.

ПОПАСТЬ В ЭРМИТАЖ КОГДА-ТО НЕ МОГ ДАЖЕ ПУШКИН

Эрмитаж возник как частное собрание Екатерины II - после того, как она приобрела коллекцию из 255 работ голландских и фламандских художников. Картины разместили в тихих апартаментах дворца, отсюда и название Эрмитаж (с французского - место уединения, келья, приют отшельника). Коллекция постепенно разрасталась, но вплоть до середины XIX века музей был местом для избранных: посетить его можно было только по специальному пропуску. Даже Александру Пушкину для этого пришлось искать протекцию: помог поэт Жуковский, воспитатель царских детей. Внук Екатерины II, император Николай I, позволил Пушкину посетить Вольтеровскую библиотеку - знаменитое собрание книг философа, читать которые (а уж тем более делать выписки) было строжайше запрещено. Сам Николай I, кстати, тоже любил гулять по музею в одиночестве и даже запретил слугам обращаться к нему в это время по бытовым вопросам. Однако, именно он в 1852 году и сделал музей публичным, и к 1880-му Эрмитаж посещали уже около 50 000 человек в год.

ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ ЭРМИТАЖ БЫЛ БОМБОУБЕЖИЩЕМ

22 июня 1941 года, сразу же после начала Великой Отечественной войны, экспонаты музея начали отправлять в эвакуацию: Леонардо Да Винчи, Рафаэль, Тициан, Рембрандт - работы великих художников упаковывали круглосуточно, сотрудники музея даже спали в залах. Основную часть собрания - около двух миллионов экспонатов - удалось увезти, за остальными присматривали сотрудники уже во время бомбежек. В подвалах Эрмитажа организовали 12 бомбоубежищ: заложили окна кирпичом, навесили железные двери, сколотили топчаны. Здесь жили не только работники музея, но и преподаватели Академии наук, художники (они и зафиксировали атмосферу блокады в своих рисунках), их семьи. Здесь же, под темными сводами, был стационар на 100 коек. А сотрудники музея в перерывах между артобстрелами продолжали вести научную работу: ученый Борис Пиотровский, долгие годы возглавлявший Эрмитаж, написал здесь свою книгу о древнем городе Кармир-Блуре.

В ХРАНИЛИЩАХ ЭРМИТАЖА ЕСТЬ СЕКРЕТНЫЕ ШЕДЕВРЫ

Конечно, рассказы о «бездонных хранилищах» Эрмитажа не имеют отношения к реальности, но периодически публике действительно представляют картины, о существовании которых никто не знал (иногда даже сами сотрудники музея). Так, например, в 60-х картину известного голландского художника Хендрика Голциуса «Вакх, Церера, Венера и Купидон» буквально нашел голландский искусствовед. Он пил чай в подсобке с сотрудниками музея и увидел, что под шкафом валяется какой-то лист. Это оказался холст, приобретенный Екатериной II еще в 1772 году - находку отправили на реставрацию и вернули в экспозицию музея. Говорят, с тех пор каждый сотрудник очень внимательно смотрит по сторонам в надежде найти шедевр. Впрочем, иногда о «секретных» картинах в хранилищах всем известно, но для публики они открываются много лет спустя: в 1995-м году, например, на экспозиции «Неведомые шедевры» представили 74 работы импрессионистов и постимпрессионистов - Ренуара, Мане, Писсарро, Моне, Дега, Ван Гога - все картины были вывезены из Германии еще в 1945 году и с тех пор хранились под замком.

В СТЕНАХ ЭРМИТАЖА ВИДЯТ ОЖИВШИЕ ЭКСПОНАТЫ

Легенды об Эрмитаже - целый пласт в петербургской мифологии: они повествуют о призраках, гуляющих по залам, об оживающих экспонатах и мистических случаях. Одна из самых известных таких историй - о кланяющемся Петре I. По слухам, восковая фигура императора встает, кланяется и указывает посетителям на дверь. Интересно, что внутри куклы действительно есть шарниры, позволяющие ставить ее и сажать в кресло - это и дает большой простор для фантазии. А для тех, кто любит сюжеты пострашнее, есть история про один из экспонатов в зале Древнего Египта - скульптуру львиноголовой богини Сахмет, которая была крайне кровожадной и хотела стереть с земли весь род людской. Один раз в году, якобы в полнолуние, на коленях богини Сахмет появляется красноватая лужа, похожая на лужу крови. Ее замечают только служители, а к моменту появления первого посетителя «кровь» высыхает.

НА ПОЛНЫЙ ОСМОТР ЭРМИТАЖА НУЖНО ПОТРАТИТЬ 11 ЛЕТ

Эрмитаж сегодня - один из самых популярных музеев в мире и самый большой на территории России. В нем - более трех миллионов экспонатов, которые представлены в пяти огромных зданиях. Для того, чтобы хотя бы пройти мимо всех произведений искусства, нужно преодолеть 24 километра. А если проводить у каждого около минуты, на прохождение всех залов потребуется 11 лет: и это при условии, что посетитель будет бывать в музее ежедневно по восемь, а то и десять часов.

Самому главному музею России - Эрмитажу - уже более 250 лет. Это крупнейший музей нашей страны. Мы собрали самые интересные факты, которые, вероятно, многим неизвестны.

Когда-то попасть в Эрмитаж не мог даже Пушкин

Эрмитаж появился как частная коллекция Екатерины Великой: императрица приобрела собрание из 317 ценных картин за 183 тысячи талеров. Полотна разместили в уединенных залах дворца, кстати, отсюда и название: с французского «эрмитаж» означает место уединения, приют отшельника. Это собрание постепенно пополнялось новыми экземплярами, однако посетить залы мог далеко не каждый. Так, Александру Пушкину удалось посмотреть коллекцию только после просьб Василия Жуковского, влияние которого при дворе было достаточно сильным.

Открыл же Эрмитаж для посетителей Николай I в 1852 году, а к 1880 году музей ежегодно посещали уже 50 тысяч человек. Сам император любил гулять по музею в полном одиночестве: в этот момент к нему было запрещено обращаться по бытовым вопросам.

В Эрмитаже работают коты

Впервые коты в Зимнем дворце появились при Елизавете Петровне: она издала «Указ о высылке ко двору котов». Это случилось после того, как дворец стал подвергаться нападкам крыс, которые портили стены. Ну а Екатерина II подарила животным официальный статус - «охранники картинных галерей».

Сегодня в музее живут около 70 котов, и их часто называют «внештатными сотрудниками». У них есть свой паспорт, а гулять им можно везде, кроме выставочных залов. И коты - настоящая легенда музея, им шлют подарки, о них снимают фильмы (как шутят работники Эрмитажа, чаще, чем про Рембрандта) и пишут статьи. А американка Мэри Эн Эллин, которая посетила музей с внучкой, даже написала книгу для детей, посвященную эрмитажным котам.

В Эрмитаже есть никому не известные шедевры

Эрмитаж часто представляет публике ранее неизвестные работы художников. А иногда настолько неизвестные, что об их нахождении в стенах музея не знают даже сами сотрудники. Так, в 1960-х годах картину нидерландского художника совершенно случайно нашел голландский искусствовед. Сотрудники музея пригласили его выпить чай в подсобку, и под шкафом он увидел какой-то лист. Когда находку достали, оказалось, что это картина «Вакх, Церера, Венера и Купидон», принадлежащая перу Хендрика Гольциуса. А полотно приобрела Екатерина II еще в 1772 году. Картину отправили на реставрацию, после чего она заняла свое почетное место в экспозиции. Говорят, что теперь каждый сотрудник музея мечтает найти шедевр и внимательно осматривает все уголки Эрмитажа.

В начале XX века в Эрмитаже была коллекция автомобилей


Мало кто знает, но Николай II коллекционировал автомобили. Первую машину он приобрел в 1905 году, а уже через шесть лет их насчитывалось около 50 марок. Для этого между Зимним дворцом и Малым Эрмитажем построили специальный гараж.

Здесь стояли автомобили Mercedes, Delaunay-Belleville, Rolls-Royce, Brasier, Peugeot, Renault, а также российские «Руссо-Балт» и «Лесснер». В гараже было все необходимое: автомойка, бензоколонка и даже целая система парового отопления (чтобы избежать коррозии). К сожалению, большевикам тоже нравились автомобили, и при разграблении Эрмитажа в 1917 году вся коллекция Николая II бесследно исчезла.

В Эрмитаже видели привидения

Мистические истории об Эрмитаже, его призраках и оживших экспонатах - это целый пласт мифологии Санкт-Петербурга, заслуживающий отдельной истории. Но самая известная из них - легенда о Петре I. Говорят, что восковая фигура императора встает, кланяется посетителям и указывает на дверь. Кстати, в кукле и правда есть шарниры, которые позволяют ее посадить в кресло или поставить, видимо, отсюда и растут ноги у легенды.

Но есть истории и страшнее: например, про египетскую богиню Сехмет с львиной головой. Ее скульптура стоит в зале Древнего Египта. Согласно мифам, богиня войны и палящего солнца Сехмет была очень кровожадной. Говорят, что иногда в полнолуние на коленях скульптуры появляется лужа крови, которая позже исчезает.

Чтобы посмотреть все экспонаты Эрмитажа, нужно 11 лет


Эрмитаж не только один из самых популярных музеев России, но и мира. Каждый год его посещают более 5 миллионов человек, а количество экспонатов давно перевалило за три миллиона. Коллекции размещены в пяти зданиях, и нужно преодолеть 24 километра, чтобы хотя бы пройти мимо всех экспонатов. Ну а если возле каждого произведения искусства стоять хотя бы минуту, то понадобится 11 лет. И это при условии, что нужно проводить в музее ежедневно по 8-10 часов.