21 июля 2016, 22:40

21 июля 1899 года родился Эрнес Хемингуэй. В честь этого замечательного писателя решила составить пост о его женщинах, часть из которых были прообразами героинь его романов и рассказов. Всегда интересно посмотреть кто на самом деле был прототипом тех прекрасных женщин, которых воспевал Хемингуэй. Когда я в детстве и юности читала про них, мне они все казались необыкновенными красавицами. По крайней мере так их описывал Хемингуэй. Но на поверку оказалось, что зачастую внешне это были обычные женщины. Но, как говорится, красота в глазах смотрящего, а уж в глазах влюбленного и гениального писателя - это просто Мадонны, сошедшие с небес.

Хемингуэй говорил: «На свете так много женщин, с которыми можно спать, и так мало женщин, с которыми можно разговаривать». Хемингуэй настойчиво культивировал образ мачо, утверждал, что имел множество любовниц, в том числе легендарную Мату Хари, несколько итальянских графинь, подругу гангстера, жену африканского вождя, гарем негритянок, греческую принцессу и невероятное количество проституток. Многие в это верили, но биографические факты ставят эти утверждения под сомнение.

Первой известной женщиной Хемингуэя, на которой он всерьез собирался жениться, была Агнес фон Куровски, американская медсестра, предположительно послужившая прообразом для Кэтрин Баркли в романе Эрнеста Хемингуэя «Прощай, оружие!»

Куровски работала медсестрой в госпитале Американского Красного Креста в Милане во время Первой мировой войны. Одним из её пациентов был Хемингуэй, который влюбился в неё. Агнес запомнилась друзьям и коллегам веселой, переменчивой, склонной к флирту, легко забывавшей о своей помолвке с нью-йоркским доктором. Она была старше Эрнеста на семь лет, так что ее любовь к нему сильно окрашивалась материнскими интонациями. В письмах часто мелькают обращения «дорогой мальчик», «малыш». Она охотно поддерживала разговоры о женитьбе, о планах на будущее в Америке, но в душе не была готова расстаться ни с Италией, ни со своей работой, которая ей нравилась. В строгой атмосфере военного госпиталя им вряд ли удалось пойти дальше переплетения пальцев под простыней. Но, видимо, и это было замечено, потому что вскоре Агнес была отправлена в другой город.

После войны Хемингуэй вернулся в Соединённые Штаты и рассчитывал, что Куровски скоро приедет к нему и они поженятся. Но вместо этого он получил от неё письмо с объявлением о разрыве. Агнес полюбила другого - итальянского лейтенанта знатного происхождения, - и они собираются пожениться. Хотя Куровски в конечном итоге вернулась в Соединённые Штаты, они никогда больше не встречались. Умерла Агнес в 1984 году.

А вот в фильмах, снятых по роману "Прощай, оружие!" ее играли признанные красавицы.

Хелен Хэйес

Дженифер Джонс

Сандра Баллок

В 1921 году Хемингуэй женился на пианистке Элизабет Хэдли Ричардсон, которая была старше писателя на восемь лет. После свадьбы Хемингуэй переехал в Париж работать журналистом, туда переехали и его жена.

Они жили в Париже бедно, почти впроголодь, что позже было описано в романе «Праздник, который всегда с тобой», но были необыкновенно счастливы. В 1923 году у них родился сын - Джон Хэдли Никанор. К слову сказать, третье имя дали мальчику в честь известного матадора, который поразил Хемингуэя своим мастерством.

В 1923 году вместе со своей супругой Хедли Ричардсон Хемингуэй впервые посетил фестиваль Сан-Фермин в Памплоне. Коррида очаровала писателя. Через год он вновь посетил фиесту, но уже в сопровождении друзей. Третье посещение памплонской корриды состоялось через год, в 1925 году. В этот раз в компании Стюарта, Билла Смита, друга детства, леди Дафф Твисден, её возлюбленного Пэта Гатри и Гарольда Леба. С последним у Хемингуэя возник конфликт, из-за леди Дафф: оба ревновали друг к другу. Отношениям с леди Дафф и Гарольдом Лебом Хемингуэй и посвятил свой роман "И восходит солнце (Фиеста)".

Эрнест Хемингуэй (слева), Гарольд Леб, Леди Дафф Твисден (в шляпе), супруга Хемингуэя Хедли Ричардсон, Дональд Огден Стюарт (на заднем плане), Пэт Гатри (справа) в кафе в Памплоне, Испания, июль 1925 года.

Именно Леди Дафф Твисден послужила прообразом роковой Брэтт Эшли в "Фиесте".

Хемингуэй был очарован ею, как и десятки других мужчин в их кругу. Но в свои двадцать шесть лет он еще оставался добродетельным юношей с американского Среднего Запада, считавшим измену жене делом постыдным и невозможным. Себя он вывел в романе под именем журналиста Джейка Барнса, давно и безнадежно влюбленного в леди Эшли.

Реальная Дафф сдружилась с семьей Хемингуэя, часто бывала у них, любила играть с сыном. Хедли потом вспоминала ее заразительный смех, ее очаровательные манеры. После нескольких бокалов вина в ее речи могли проскакивать крепкие словечки, но даже они произносились тем легким тоном, который снимал налет грубости. Кроме того, она придерживалась своих правил поведения и на чужих мужей не покушалась.

В 1927 году Хэмингуэй все-таки разведется со своей первой женой Хэдли, увлекшись ее подругой Паулиной Пфайфер, с которой познакомился двумя годами раньше. Но до конца своих дней Хемингуэй будет считать это «величайшим грехом своей жизни». Ведь именно Хэдли первой поверила в его литературные способности и даже подарила печатную машинку! Именно про нее Хеменгуэй писал: «Чем больше женщин я узнаю, тем сильнее восхищаюсь тобой».

Паулина Пфайфер

В 1927 году Эрнест разводится с Хэдли и женится на Паулине Пфайфер. В апреле 1928 года Паулина и Эрнест уезжают из Парижа на остров Ки Уэст (Key West) рядом с Флоридой. 28 июня 1928 года у них родился сын Патрик, 12 ноября 1931 года - второй сын Грегори Хэнкок.

После выхода романа "Прощай, оружие!" Хемингуэй стал писателем с мировым именем. Он может себе позволить купить рыболовецкий баркас, на котором подолгу уходит в море, или улетает на охоту в Кению. А Паулине ничего не остаётся, как терпеливо ждать и писать мужу отчаянные письма: «Хочу, чтобы ты был здесь, спал в моей постели, мылся в моей ванной, пил мой виски. Дорогой Папа, приезжай скорее домой!»

«Я никогда не разлюблю Полин», - писал Хемингуэй отцу в 26-м году. Но уже в 31-м у него началась многолетняя связь с красавицей Джейн Мэйсон. Она была охотницей и рыболовом, и в рассказе «Недолгое счастье Фрэнсиса Маккомбера» стала (совершенно незаслуженно) прототипом Марго - жестокой жены, застрелившей презираемого ею мужа в момент его триумфа.

В 1936 году Хемингуэй познакомился со своей будущей третьей женой - американской журналисткой Мартой Геллхорн. Она отличалась любовью к охоте на львов, была талантливой журналисткой, умной и ироничной.

Марта рассказывала ему о гражданской войне в Испании. О героических защитниках Мадрида, о детях, гибнущих под бомбами и снарядами, об оружии, получаемом фалангистами от Гитлера и Муссолини, о бойцах интернациональных бригад. Новая женщина, новая война - можно ли было устоять перед таким соблазном? И в апреле 1937 года они оба уже в осажденной столице Испании.

Однако вторая жена долго не давала развод Хэменгуэю. В 1940 г. Хемингуэй писал другу, знавшему о его новом романе с журналисткой Мартой Геллхорн:«Мы с Мартой не можем ехать на Восток вместе... Придется встретиться уже прямо там. Мой тебе совет: женись как можно реже и никогда не женись на богатой суке». Это он писал о своей второй жене Паулине. Развод был через суд, скандальный, и разъяренная семья Паулины высудила у Хемингуэя большие деньги. Сама Паулина осталась одна слишком поздно. Сыновья-подростки категорически не давали ей заменить отчимом их обожаемого отца, и она прожила остаток жизни в одиночестве и злых обидах. К тому времени первая жена - Хэдли - уже давно была замужем за журналистом, Пулитцеровским лауреатом Полом Морером и счастливо дожила с ним до старости.

Марта Геллхорн залетела в жизнь Хемингуэя, как экзотическая птица. Когда они случайно встретились в баре на Ки-Весте в 1936 году, она уже была знаменита своими репортажами об опасных политических движениях – например, о немецких национал-социалистах. Несмотря на молодость, она была вовлечена в мировую политику и дружила с Элеонор Рузвельт. Интересно, что бармен, ставший свидетелем первой встречи Хемингуэя и Геллхорн, назвал эту пару «красавица и чудовище».

Исследователи творчества Хемингуэя указывают, что Марта не годилась на роль жены Хемингуэя. Разумеется, она поддалась его обаянию, восхищалась его талантом, но она слишком скоро заметила его недостатки. Она не любила его браваду, хвастовство, и ее пугал его эготизм. Они вместе были в Испании во время Гражданской войны, и позже она писала: «Это был, может быть, единственный период в жизни Эрнеста, когда он загорелся чем-то, что было выше него самого. Иначе я не попалась бы на крючок».

Впоследствии Хеменгуэй и третий брак назовет своей самой большой ошибкой. Дело в том, что писатель любил проявлять власть, а иногда даже применял силу по отношению к своим женщинам. Всех жен это, очевидно, устраивало, но только не Марту. Геллхорн стала первой женой, подавшей на развод, а также вдохновившей Хемингуэя на написание одного из самых известных его романов «По ком звонит колокол».

Роман вышел летом 1940 года, когда у него еще продолжались отношения с Мартой. Хемингуэй рассказывал, что, описывая Марию в романе, представлял себе Ингрид Бергман, которая спустя три года сыграла её в одноимённом фильме.

Официально Хеменгуэй и Марта Геллхорн были женаты с 1940 по 1945. Умерла Марта в 1988 году от суицида. В США она довольно известная личность. Ее причисляют к одной из величайших военных корреспонденток XX века. В 2007 году даже выпустили посвященную ей марку.

Существует также журналистская премия, посвященная ее имени. в 2011 году эту премию вручили Джулиану Ассанжу.

В 2012 году роман Хемингуэя с Мартой Геллхорн был экранизирован в фильме "Хемингуэй и Геллхорн". В главных ролях сыграли Николь Кидман и Клайв Оуэн.

Еще до разрыва с Мартой, осенью 1944 г. в Лондоне, где собрались перед высадкой журналисты, Хемингуэй наткнулся в кафе на Ирвинга Шоу и попросил познакомить с его дамой – журналисткой Мэри Уэлш. В конце вечера он сказал: «Мэри, война нас разнесет, но запомните, пожалуйста, что я хочу на вас жениться».

Когда журналистка Мэри Уэлш (на фото), ставшая четвертой женой писателя, и Эрнест познакомились, Марлен Дитрих сказала ей: «Твоя жизнь может быть интереснее, чем жизнь репортера».

Казалось, она идеально подходила для этой роли. Умная, красивая, на 9 лет моложе Хемингуэя, Мэри стала не только преданным другом писателя, но и его личным секретарем, взявшим на себя все хлопоты по быту и издательским делам. Хемингуэй ликовал. Вот что он писал про неё сыну Патрику: «Зову её Папиным Карманным Рубенсом, а если похудеет, произведу в Карманного Тинторетто. Она - человек, который хочет быть всегда со мной рядом, и чтобы писателем в семье был я». Давать домашние прозвища своим близким было маленькой слабостью писателя. Так, первую жену он звал Шустрым Котиком, старшего сына - Бемби, среднего - Мексиканским Мышонком, а младшего - Крокодильчиком. Мэри он в первый же день знакомства окрестил Огурчиком, а она, равно как и все её предшественницы, звала его только Папой.

Быть женой Хемингуэя действительно оказалось интересно, но невероятно трудно. Мэри прощала ему пьянство, бывших жен, грубость, ведь он был необычайно талантлив. Она часто в шутку повторяла, что отпускает ему все грехи благодаря повести «Старик и море», ведь именно из-за нее он стал живым классиком. Труднее всего оказалось простить мужу самоубийство.

Последней, платонической любовью Хемингуэя стала 18-летняя Адриана Иванчич.

Они познакомились весной 47-го, в Венеции, когда он, с еще одним журналистом, поехал на охоту. Под дождем они подобрали в свой джип дочь погибшего во время войны друга журналиста – 18-летнюю Адриану Иванчич.

«Она знала имя Хемингуэя, но, извинившись, призналась, что не читала его книг. «Не за что извиняться, - сказал Хемингуэй. - Из них ничего не узнать и ничему не научиться. Главное, что мы нашли вас в дожде, дочка, и едем охотиться. И он поднял фляжку за ее здоровье».

Хемингуэй приглашал Адриану с матерью к себе на Кубу, летал в Венецию, рвался к ней и боялся отпугнуть: ему было 48 лет, он был для неё стариком.

Жена Мэри сердилась, обижалась, но писала в дневнике: «Я знаю, что никакими словами этот процесс не остановить». А он вымещал на ней безнадежность своей новой любви: называл ее «девкой, которая тащится за полком», говорил, что у нее «лицо Торквемады». Она терпела.

С Адрианы Хемингуэй писал Ренату – далеко не платоническую любовь полковника в романе «За рекой в тени деревьев». Роман ругали, но Адриана стала знаменитостью в Италии, чуть скандальной - что ужасало ее мать. В 1950 г. – последняя встреча. Адриана, узнав о приезде Хемингуэя, прибежала к нему в отель.

«Адриана едва не заплакала: он поседел и исхудал. «Простите за книгу, - сказал он. – Вы – не та девушка, я – не тот полковник... И лучше бы мне никогда не найти вас в дожде». Адриана увидела в его глазах слёзы. «Ну вот, теперь можете всем говорить, что видели Хемингуэя плачущим».

Это время было уже началом конца: болезней, депрессий, паранойи, электрошоков, потери памяти. Он застрелился 2 июля 1961 года. В книге «Смерть после полудня» Хемингуэй писал: «Любовь – старое слово. Каждый вкладывает в него то, что ему по плечу».


115 лед назад, 21 июля 1899 года в семье врача в Оук-Парке (штат Иллинойс, США) родился всемирно известный писатель

Эрнест Миллер Хемингуэй

Творчество писателя для поколения 60-70-х годов было по-настоящему культовым. Хотя его литературный приход в Россию случился гораздо раньше. Так поэт Марина Цветаева не раз перечитывала и держала на своем рабочем столе рассказ Хемингуэя «Снега Килиманджаро», написанный в 1936 году, в ту пору, когда мир сопереживал тем, кто воевал в Испании против фашизма.

Философская повесть-эссе «Старик и море» (1952) принесла Хемингуэю Нобелевскую премию в 1954 году с формулировкой «За повествовательное мастерство». И это действительно так - в произведениях Хемингуэя есть все: исторические наблюдения, философия, ирония, любовь к человеку и к жизни.

В советские времена у Хемингуэя была репутация «прогрессивного» писателя, так что читать его разрешали, кроме, конечно, «По ком звонит колокол». Когда пришла «оттепель», в лаконичном и суровом стиле Хемингуэя для шестидесятников, измученных выспренним советским враньем, воплотилась столь желанная правда.

21.07.1899 - 2.07.1961

Портрет бородатого «Папы Хема» в грубом свитере превратился в икону. Романтичные шестидесятники обрели в Хемингуэе не свирепого реалиста, а романтика - кумира, властителя дум. Недаром одним из главных событий тех лет был очень романтичный фильм М.Ромма и Д.Храбровицкого «Девять дней одного года» (1962) про ученых-атомщиков, сделанный в хемингуэевском ключе.

У себя на родине Хемингуэй пользовался огромным успехом, но чисто литературным. Мы же ничего о нем не знали. А в США выходили биографические книги - с фактами, человеческими подробностями, которые мешали ему превратиться в миф. Одну из таких книг почти 30 лет назад написала Бернис Керт. Она называется «Женщины Хемингуэя. Те, кто его любил - жены и другие».
Эпиграф взят из его книги «Иметь и не иметь»:

«Чем лучше относишься к мужчине и чем больше доказываешь
ему свою любовь, тем скорее он от тебя устает».

Из своих 62 лет Хемингуэй сорок прожил в браке. Вернее, в браках - он был женат четыре раза, и у него было в них три сына. Еще были две платонические любви - первая и последняя.

Агнес фон Куровски

Первая женщина, которой 19-летний Эрнест сделал предложение, его отвергла. Поехав в 1918 году на войну шофером от Красного Креста, он был ранен, получил от итальянцев орден за храбрость и лечился в миланском госпитале.

Медсестра Агнес фон Куровски (американка, дочь немецкого иммигранта ) была старше юного героя на семь лет. На его влюбленность она ответила нежностью, но отношения остались платоническими. В романе «Прощай, оружие» Агнес появилась в образе Кэтрин Баркли.

Одно время Эрнест и Агнес дружески переписывались, потом постепенно отдалились. Агнес была дважды замужем и дожила до 90 лет.

Хедли Ричардсон.

Вернувшись домой, Эрнест познакомился через общих друзей с застенчивой, женственной Хедли Ричардсон. У Хедли, которая тоже была старше него на восемь лет, судьба была грустная: мать умерла, отец покончил с собой. В 1928 году такую же трагедию перенесет и Эрнест - в приступе депрессии застрелится его отец, врач Эд Хемингуэй.


Свадьба с Хедли 1921 год

Встреча с Хедли излечила Эрнеста от любви к Агнес. Меньше, чем через год они поженились и уехали жить в Париж. Потом про это будет написан «Праздник, который всегда с тобой». В 1923 году родился Джек Хедли Никанор. Хедли была прекрасной женой и матерью. Некоторые друзья считали, что она слишком подчиняется властному мужу.

Первые несколько лет, которые Хемингуэй провел в браке со своей первой женой Хедли, были почти идеальными. До конца своей жизни Хемингуэй считал развод с Хедли «величайшим грехом» своей жизни.

Полин Пфейфер

Их семья распалась, когда он познакомился с прекрасной Полин Пфейфер. 30-летняя американка из состоятельной семьи, приехавшая работать в журнале «Вог», была умна, остроумна, в кругу ее знакомых были Дос Пассос и Фитцджеральд. В Хемингуэя она влюбилась без памяти, и он не устоял.

Сестра Полины, то ли нечаянно, то ли умышленно проговорилась Хедли об их связи. Кроткая Хедли совершила ошибку. Вместо того чтобы дать роману постепенно угаснуть, она попросила Эрнеста расстаться с Полиной на три месяца - проверить свои чувства. Конечно, в разлуке эти чувства только окрепли.

Эрнест терзался, думал о самоубийстве, но в конце-концов, обливаясь слезами, погрузил вещи Хедли на тачку и перевез на новую квартиру. Хедли вела себя идеально. Маленькому Джеку она объяснила, что отец и Полина любят друг друга. В январе 1927 года супруги развелись.

К счастью, Хедли тут же познакомилась с американским журналистом Полом Маурером. Выйдя за него замуж в 1933 году, она продолжала поддерживать теплые отношения с Эрнестом, а Джек часто виделся с отцом. Хедли прожила с Полом долгую счастливую жизнь и скончалась в 1979 году, когда ей было 89.

Поженившись с в парижской католической церкви, Эрнест с Полиной уехали на медовый месяц в рыбацкую деревушку. Полина обожала мужа и не уставала повторять, что они - нераздельное целое. В 1928 году родился Патрик. При всей любви матери к сыну, первое место в ее сердце принадлежало все-таки мужу. Хемингуэй не слишком интересовался детьми вообще.

Знакомому художнику он написал в это время, что не понимает, почему тот так стремится стать отцом. Однако к своим сыновьям он оказался привязан, любил, когда они были рядом, учил их охотничать и рыбачить, и воспитывал на свой жестковатый манер.

В 1931 году Хемингуэи купили дом на Ки Уэсте - островке во Флориде. Они очень хотели дочку, но осенью на свет появился Грегори. Вместе с прошлым браком кончились парижские времена. Теперь любимыми местами Эрнеста стал Ки Уэст, ранчо в Вайоминге и Куба, куда он ходил рыбачить на своей яхте «Пилар».

В 1933 году Эрнест с Полиной отправились на сафари в Кению. В знаменитой долине Серенгети они охотились на львов и носорогов, вернулись они с триумфом. Дом в Ки Уэсте уже стал туристической достопримечательностью. Слава Хемингуэя росла.

В 1936 году вышел рассказ «Снега Килиманджаро», имевший огромный успех. Но душевное состояние автора было не из лучших. Он боялся, что уходит его талант, считал, что слишком мало работает.

Участилась бессонница, скачки от эйфории к депрессии. Видимо, он подсознательно винил в этом Полину. В «Снегах» писатель Уолден, умирающий в Африке от гангрены, думает о своей жене - богатой, избалованной женщине, погубившей его дарование.

Так что последовавшее вскоре вмешательство судьбы было не таким уж случайным.


Марта Гелхорн

Под Рождество 1936 года 27-летняя журналистка Марта Гелхорн поехала с матерью и братом отдохнуть во Флориду. Марта была борцом за социальную справедливость, идеалисткой либеральных убеждений. Написанная ею книга о безработных принесла ей большую известность. Ее знакомство с Элеонорой Рузвельт, женой президента, переросло в дружбу.

Неожиданно для самих себя Гелхорны оказались в Ки Уэсте. Марте понравилось название бара «Неряха Джо», они вошли. В баре сидел Хемингуэй. Через несколько минут они были знакомы. Вскоре миссис Рузвельт получила письмо от младшей подруги, где та описывала Эрнеста как обаятельного оригинала и прекрасного рассказчика.

Осенью 1937 года Эрнест и Марта снова были в Испании. В 1938 году они побывают там еще дважды. Любовь в прифронтовой мадридской гостинице запечатлена в пьесе «Пятая колонна». Хемингуэй - отважный разведчик Филип, притворяющийся шутом и растяпой, Марта - журналистка Дороти Бриджес, описанная не без легкой иронии.

Тем временем, домашние дела Хемингуэя шли ужасно. Полина, узнавшая про Марту, грозила броситься с балкона. Сам он был взвинчен, подрался во Флориде на танцплощадке, прострелил дома дверной замок, не желавший открываться. В 1939 году он уехал от Полины и поселился с Мартой в гаванской гостинице, чуть ли не более ужасной, чем мадридская.

Марта, страдавшая от неустроенности жизни и неряшливости Эрнеста, на собственные деньги сняла под Гаваной и отремонтировала запущенный дом. Но для заработков ей пришлось в конце года отправиться корреспонденткой в Финляндию, где она, в Хельсинки, угодила теперь уже под советские бомбы. Хемингуэй жаловался, что она его бросила из-за журналистского тщеславия, хотя гордился ее храбростью.

Наконец, зимой 1940 года был получен развод с Полиной, и Хемингуэй с Мартой поженились. Вышел и стал бестселлером «По ком звонит колокол». По нему был сделан фильм. Хемингуэй купался в славе. Но Марта обнаружила, что не в восторге от его образа жизни.

Вокруг было слишком много шума и суеты, выпивки и приятелей. При этом Марте казалось, что он не слишком склонен разговаривать с людьми, умеющими читать и писать. Да и его любимые развлечения - бокс, коррида, скачки - не совпадали со вкусами Марты, предпочитавшей театр и кино.

В 1941 году они вместе поехали в воюющий Китай. Эрнесту хотелось, чтобы жена угомонилась. А уж если хочет писать, то чтобы под фамилией Хемингуэй. Но Марта не могла ни сидеть на месте, ни отказаться от собственного имени. Так что ссоры начались довольно скоро.

Когда в декабре 1941 года японцы напали на Америку, Хемингуэй загорелся идеей стать разведчиком. Посол США в Гаване эту странную мысль одобрил. В доме писателя была организована явка, сюда являлись агенты - испанские антифашисты, рыбаки, официанты - которым было поручено искать пятую колонну на Кубе.

Затем получили разрешение Рузвельта вооружить яхту «Пилар», и Хемингуэй стал патрулировать на ней океанские воды в поисках вражеских субмарин. Угроза подводных лодок была реальной - в 1942 году они потопили 250 союзнических судов в Карибском море - но вклад «Пилар» в борьбу с ними был чистым вымыслом.

Гораздо больше пользы государство получило от творчества Хемингуэя. 80% его гонораров за 1941 год - 103 тысячи долларов, огромную по тем временам сумму - у него забрали налоги. Он писал:

«Когда потомки спросят, что я делал в эти годы. скажите, что я оплачивал войну мистера Рузвельта».

Марта считала затею с яхтой бредом и способом получать бензин для рыбалки. В 1943 году она уехала военным корреспондентом в Европу. Когда через полгода она вернулась, Эрнест осознал, что ловля субмарин была потерянным временем, и тоже решил, что его место в Европе.

Весной 1944 года он солгал Марте, что женщин не берут в военный самолет, и улетел в Лондон без нее. Марта 17 дней добиралась до Англии на корабле, груженом взрывчаткой. К тому времени, когда она оказалась в Лондоне, ее муж успел познакомиться с Мэри Уэлш - журналисткой, ровесницей Марты.

Мэри Уэлш

Мэри, дочь лесоруба из американской «глубинки», своими силами пробилась в большую журналистику. В числе ее друзей были Уильям Сароян и Ирвин Шоу. Уже на третью встречу Хемингуэй сказал Мэри, что не знает её, но хотел бы на ней жениться. Попав в автомобильную аварию, он лежал с сотрясением мозга в больнице, окруженный друзьями и бутылками спиртного. Мэри носила туда цветы. Марта при виде этой картины объявила, что с нее хватит и все кончено.

В августе 1944 года после освобождения Парижа Хемингуэй приехал туда уже вместе с Мэри. Одержимый своим призванием разведчика, он раздобыл мандат и принялся руководить группой французского сопротивления, собирая информацию. В гостинице, где они жили с Мэри, рекой лилось шампанское. Сыну Патрику Эрнест писал про нее:

«Зову ее Папиным карманным Рубенсом, а если похудеет, произведу в карманного Тинторетто. Она - человек, который хочет быть всегда со мной рядом, и чтобы писателем в семье был я».

Мэри быстро было дано понять, что в семье не только один писатель, но и один хозяин. Когда она взбунтовалась было против пьянства и беспутства военных приятелей мужа в гостинице, Эрнест ее ударил (это случалось у него и с Мартой ). В дневнике Мэри выразила сомнения, что он вообще способен любить женщину.

Окончилась война, и весной 1945 года Мэри приехала в кубинский дом Эрнеста. Увиденное подействовало на нее угнетающе. Несмотря на присутствие 13 слуг, дом был запущен, в нем жило 20 не слишком опрятных кошек, вода в бассейне не фильтровалась, а заливалась хлоркой. Эрнест, привыкший в Париже с утра выпивать по литру шампанского и не долечившийся после аварии, страдал от головных болей, частичной потери памяти и слуха.


Мэри и Хемингуэй кормят газель в Сан-Вэлли 1947 год

После развода с Мартой Хемингуэй, по кубинским законам, имел право на все ее имущество, поскольку заявил, что она его покинула. Он оставил себе даже ее пишущую машинку, 500 долларов в банке и свои единственные подарки - ружье и кашемировые кальсоны, в которых она ходила на охоту.

Правда, ее семейный хрусталь и фарфор был ей отправлен, но так небрежно упакован, что побился в пути. Больше он с ней никогда не виделся и не переписывался, считая их брак огромной ошибкой, хотя всегда признавал, что она была отважна, как львица, и хорошо относилась к его сыновьям.

Весной 1946 года Эрнест и Мэри поженились, хотя у нее были опасения, что брак будет неудачным. Но тут произошло событие, накрепко привязавшее ее к мужу. У 38-летней Мэри обнаружили внематочную беременность, она потеряла массу крови, врач объявил: «Все кончено». Тогда Эрнест сам стал руководить переливанием крови, не отходил от жены и спас ей жизнь. Мэри навсегда осталась бесконечно ему благодарна.

Адриана Иванчич.

Но впереди у Эрнеста была еще одна, последняя любовь. Так же, как и первая, она осталась платонической. В 1948 году во время поездки в Италию Хемингуэи познакомились с 18-летней Адрианой Иванчич. Это была красивая и талантливая девушка из семьи далматских мореходов, обосновавшихся 200 лет назад в Венеции.

Фамилию окружал ореол не только знатного происхождения, но и героизма - отец и брат Адрианы участвовали в антифашистском сопротивлении. Эрнест влюбился в нее необычайно пылко, писал ей с Кубы едва ли не каждый день.

Когда вышел его роман «Там за рекой, в тени деревьев», посвященный «Мэри, с любовью», ни у кого не было сомнений, что его герой, полковник Кэнтвелл - сам автор, а 19-летняя венецианская графиня Рената - его новое увлечение. Адриана, способная художница, сделала к книге превосходные рисунки.

Брат Адрианы получил назначение по службе на Кубу. Адриана с матерью приехали его навестить и провели в Гаване три месяца. Хемингуэй был вне себя от счастья, но понимал, что у него с Адрианой нет будущего. Семью Иванчич беспокоило, что сплетни, окружавшие девушку, испортят ей репутацию.

В 1950 году после довольно долгого перерыва состоялась их последняя встреча. Адриана, узнав о приезде Хемингуэя в Венецию, сама прибежала к нему в отель. Их встреча описана Бернис Кёрт со слов Адрианы Иванчич в книге «Женщины Хемингуэя»:

«Адриана едва не заплакала: он поседел, исхудал и как-то усох. Он крепко обнял ее и потом долго с восхищением разглядывал. «Простите за книгу, - сказал он. - Меньше всего я хотел бы ранить вас. Вы - не та девушка, я - не тот полковник. - И потом, помолчав: - Лучше бы мне никогда не найти вас в дожде. Адриана увидела у него на глазах слезы. Он отвернулся к окну: - Ну вот, теперь сможете всем говорить, что видели Эрнеста Хемингуэя плачущим».

Это время было уже началом конца: болезней, депрессий,
паранойи, электрошоков, потери памяти. В 1951 году не стало Полины - второй жены. Она позвонила Эрнесту в большом беспокойстве - у младшего сына Грегори, жившего в Лос-Анджелесе, были неприятности с полицией из-за наркотиков. А через три дня у нее подскочило давление, случился разрыв сосуда, и она скончалась на операционном столе.

На вручение ему в 1954 Нобелевской премии, которую он называл «этой шведской штукой», Хемингуэй не поехал. Здоровье его - и физическое, и психическое - ухудшалось. Когда в 1959 году ему исполнилось 60, у него стала развиваться навязчивая идея преследования. Он жаловался, что за ним следит ФБР. Что один из друзей хочет столкнуть его со скалы. Что ему грозит нищета. Дело дошло до того, что пришлось применить лечение электрошоком. Но это не помогло.

Когда на Кубе пришел к власти Кастро, Хемингуэи сочли за лучшее переехать в США. В штате Айдахо был построен мрачноватый дом среди голых холмов, напоминавший крепость. Хемингуэй был постоянно угнетен, плакал, говорил, что не может больше писать.

В апреле 1961 года Мэри увидела у него в руках ружье, и его снова ненадолго поместили в больницу. А ранним июльским утром Мэри нашла его в луже крови - он выстрелил себе в голову.

Дом в Гаване Мэри, которой Эрнест оставил все свое имущество, подарила народу Кубы - за это ей позволили вывезти оттуда личные вещи и бумаги. Самоубийство скрывали до 1966 года.

В книге «Смерть после полудня» Хемингуэй писал:

«Любовь - старое слово. Каждый вкладывает в
него то, что ему по плечу».

***
Источник основной: «Те, кто его любил: Женщины Хемингуэя»
Марианна Шатерникова, Лос-Анджелес. 2002


С американкой Агнессой фон Куровски восемнадцатилетний Хемингуэй познакомился в миланском госпитале. Классический роман раненого шрапнелью и Амуром юноши и красивой медсестры. Она была старше 19-летнего Эрни на 8 лет. Агнесса стала первой женщиной, которая бросила его, жестоко посмеявшись над неопытным юношей. Но она же оказалась и последней, поскольку право уйти с тех пор он оставлял только за собой. Возможно, тогда же он поставил перед собой задачу - стать чемпионом. Эту первую в своей жизни любовь и первую измену он не только запомнил на всю жизнь, но и живописал в своем романе «Прощай, оружие!».

«Счастье - это крепкое здоровье и слабая память»

Хэдли Ричардсон: «И восходит солнце (Фиеста)»


Излечившись с горем пополам от безнадежной любви к Агнес, Эрнест познакомился с прелестной рыжеволосой пианисткой из Сент-Луиса - Хэдли Ричардсон. И да, она тоже была старше жениха. На 7 лет. Она стала первой миссис Хемингуэй.

О первой супруге Хемингуэя критики обычно отзываются, как о несостоявшейся пианистке, осложнявшей жизнь талантливому писателю. Действительно, она в самый неподходящий момент родила ему сына, а в декабре 1922 года потеряла чемодан с его полным архивом, оставив писателя без единой строчки.

Любовь Хэдли и Эрнеста выдержала бедность, скитания, безработицу, депрессию, войну, но треснула, когда к писателю пришла слава.

В романе «И восходит солнце» Хемингуэй писал о том, что хорошо знал, сам видел, сам пережил, но личный опыт, на который он опирался, служил лишь фундаментом возводимого им здания творчества. Он сформулировал этот принцип так:

«Писать романы или рассказы - значит выдумывать на основе того, что знаешь. Когда удается хорошо выдумать, выходит правдивее, чем когда стараешься припомнить, как бывает на самом деле».

Измену он уже пережил, теперь в копилку опыта добавился развод.

Эрнест Хемингуэй и Хэдли Ричардсон Фото: East News

Полина Пфейфер: «Праздник, который всегда с тобой»


Полина - редактор парижского «Вог», была на четыре года старше Эрнеста, но, главное, гораздо опытнее наивной Хэдли. Подружившись с ней, Полина получила возможность сколько угодно видеться с Эрнестом, который к тому времени стал уже достаточно известным автором. В итоге, Эрнест развелся с Хэдли и в 1927 году женился на Полине. Молодые переехали в Штаты, в городок Ки-Уэст во Флориде. Именно там в 1940 году Хемингуэй создал один из своих шедевров — роман «По ком звонит колокол», принесший ему мировую известность. И именно после этого успеха он впал в глубочайшую депрессию. А тем временем Полина родила мужу двух сыновей - Патрика и Грегори.

Постепенно он выкарабкивался из этого состояния. Помогают ему, как обычно, активная, наполненная физическими упражнениями жизнь, рыбная ловля и… внимание женщин.

«…Молодая незамужняя женщина временно становится подругой молодой замужней женщины, приезжает погостить к мужу и жене, а потом незаметно, невинно и неумо-лимо делает все, чтобы женить мужа на себе… Все по-настоящему плохое начинается с самого невинного… Ты лжешь, и тебе это отвратительно, и каждый день грозит все большей и большей опасностью, но ты живешь лишь настоящим днем, как на войне».

Эрнест Хемингуэй и Полина Пфейфер Фото: East News

Марта Геллхорн: «По ком звонит колокол»


Они увидели друг друга в знаковом для Эрнеста уголке - любимом месте пребывания писателя в Ки-Уэсте — баре «Неряха Джо». Марта была красива, умна, самостоятельна. Она издала две книги, стиль которых напоминал книги Хемингуэя. И это было приятно. Увлечение оказалось молниеносным: Полина уже в день знакомства Эрнеста с Мартой не дождалась мужа к обеду. И к ужину тоже. Как тут не вспомнить первую миссис Хемингуэй? Все воздается…

История повторилась. Марта осталась в Ки-Уэсте, навязалась в подруги к Полине и стала любовницей Эрнеста. Тут в Европе вспыхнула гражданская война - в Испании. Вместе они и отправились в Испанию освещать ее ход. После испанской вылазки Хемингуэй курсировал между Ки-Уэстом, где жила Полина с двумя его сыновьями, и Флоридой, куда переехала Марта. Спустя две недели после того, как Эрнест получил развод с Полиной, они с Мартой поженились. Обосновались они на Кубе, в доме известного писателя Габриэля Гарсиа Маркеса. Обществом им служило бесконечное количество книг, собак и котов.

Однако брак этот изначально был обречен: слишком сильные и эгоцентричные личности оказались под одной крышей. Сама достаточно известная журналистка и писательница, Марта Геллхорн решительно отказалась уйти в тень знаменитого мужа и подписывать свои произведения именем Марта Хемингуэй.

К тому же Хэм был и остался в глубине души патриархальным американцем. Влюбляясь в независимых и умных женщин, он совсем не умел с ними жить.

В общем, не смотря на войну, постепенно в сердце Эрнеста образовывалось свободное место для еще одной любви.

Эрнест Хемингуэй и Марта Геллхорн Фото: East News

Мэри Уэлч Ноэль: «Там за рекой, в тени деревьев»


Марта, несмотря на ум, не избежала ошибок предыдущих миссис Хемингуэй: она оставила мужа ненадолго одного. В 1943 году Хемингуэй уехал в воюющую Европу, чтобы освещать там ход военных действий для журнала «Colliers». Марта, которая должна была ехать вместе с ним, немного задержалась. Это решило ее судьбу. За время ее отсутствия Хемингуэй познакомился с корреспонденткой журнала «Time» по имени Мэри Уэлч Ноэль, которой было суждено стать его четвертой женой.

«Я хочу, чтобы вы вышли за меня замуж. Я хочу быть вашим мужем»

Кстати, знакомство с Мэри тоже произошло в кабачке. Через два года знакомства и безумной любви, Хемингуэй женился на Мэри.

С этой женщиной - единственной из всех - Хемингуэй разговаривал, когда депрессия заставляла его мечтать о самоубийстве. Мэри прощала ему грубость, запои, измены - ведь он был сказочно талантлив. Дети Хемингуэя упрекали ее в безволии. «Вы ничего не понимаете, — отвечала она. — Я - жена, а не полицейский».

Но грустный факт был такой, что один из последних романов Хемингуэя - «Там за рекой, в тени деревьев», формально был посвящен жене Мэри, а фактически - последнему увлечению писателя. Им стала 19-летняя далматка Адриана Иванчич. Эта любовь осталась платонической.

Эрнест Хемингуэй и Мэри Уэлч Ноэль Фото: East News

Эрнест Миллер Хемингуэй родился в городе Оук – Парк штат Иллинойс. Он известен как писатель, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года. Получил всемирную популярность благодаря своим произведениям - романам и разнообразным повествованиям. Его жизнь была насыщена многочисленными приключениями и своего рода испытаниями. Произведения Хемингуэя значительно повлияли на литературу двадцатого столетия.

Отец Эрнеста - Кларенс Эдмонт Хемингуэй - работал врачом, а мама - Грейс Холл - полностью посвятила себя воспитанию детей. С самого младенчества папа Хемингуэя старался привить ему любовь к окружающему миру. Кларенс хотел, чтоб сын пошел по его стопам и посвятил себя медицине. В трёхлетнем возрасте мальчик впервые получил подарок от отца – удочку, после чего отец и сын отправились на первую совместную рыбалку. Когда юному Эрнесту исполнилось 8 лет, он уже был прекрасно разбирался в сфере природоведения. Мальчик помнил многочисленные названия деревьев, птиц, рыб и цветов, а также обладал знаниями о животных, обитающих на территории Среднего Запада. Однако самым любимым увлечением для Эрнеста стала литература. Юный писатель днями напролет просиживал за страницами книг, которые находил на полках семейной библиотеки. Мальчик увлекался работами Дарвина, но больше всего его волновала историческая литература. Мама Эрнеста мечтала о том, чтобы её мальчик стал певцом или великим виолончелистом. Грейс всячески способствовала тому, чтобы сын пел в хоре и практиковался игре на виолончели. Через много лет уже в пожилом возрасте писатель скажет: «Моя мать целый год не пускала меня в школу, чтобы я учился музыке. Она думала, что у меня есть способности, а у меня не было никакого таланта». Эрнест не хотел продолжать обучение музыке, но мать все же настаивала на своем и Эрнест продолжал каждый день усердно заниматься музыкой.

Семья Хемингуэя имела помимо своего зимнего дома в городе Оук – Парк еще и замечательный коттедж - Уиндимир на берегу озера Валлун. Именно в этом коттедже мальчик со своей семьей проводил лето, где он мог наслаждаться тишиной и красотой пейзажей. Здесь ему наконец-то удалось освободиться от уроков музыки и полностью посвятить себя рыбалке, прогулкам по лесу и играм с индийскими ребятишками. В двенадцатилетнем возрасте мальчику подарили его первое оружие – ружье 20 – го калибра. С появлением данного подарка Эрнест всерьёз увлекся охотой, а отец с радостью стал помогать ему осваивать новое увлечение.

Юношеские годы Эрнеста Хемингуэя

Эрнест был очень сильным и обладал отменным здоровьем. В школьные годы он начал увлекаться футболом и боксом. Его дебют как писателя произошел именно во время обучения в школе. Он написал небольшой рассказ и его опубликовал журнал «Скрижаль». Для начала своей деятельности как писателя Эрнест отдал в редакцию журнала свою работу – Суд Маниту. Это небольшое сочинение о северной экзотике и многостороннем индийском фольклоре. Журнал предложил опубликовать работы юному автору и другие работы, следующей стала публикация – «Все дело в цвете кожи». Этот рассказ о плохой стороне мира бокса. Эрнест продолжал публиковать свои работы, но в основном он занимался написанием репортажей о спорте, концертах. Именно тогда подросток понял, что его предназначение - писать. После окончания школы юноша решил, что не станет продолжать обучение в институте и отправился работать. Он стал репортером газеты «The Kansas City Star». Юный репортер желал быть всегда в центре событий, именно на этой работе он старался тщательно изучить все грани человеческого поведения и чувств. Эти познания стали для него очень актуальны во период творчества. Работа репортера повлияла на Эрнеста таким образом, что он окончательно утвердил свой особенный стиль написания. Во времена первой мировой войны Эрнест пожелал отправиться воевать, но проблемы со зрением стали весомой причиной для того, чтобы отказать писателю в разрешении отправиться на фронт. Юноша не отчаивался и вскоре смог добиться попадания в войска Италии. Он стал добровольцем Красного креста. В первый день пребывания на фронте он и его отряд получил задание – расчистить территорию взорванного завода. После всех лет он написал произведение «Прощай, оружие!», где поведал свои ощущения от первого дня на фронте.
Юноша же хотел быть на передовой и добился перевода на реку Пьянве, где получил желаемое - там он стал доставлять припасы солдатам в окопы. В 1918 Эрнест попал под массированный обстрел, спасая снайпера. В больнице из его тела смогли вытащить более 25 осколков, все тело писателя было в ранениях. В 1919 Эрнест все-таки попал к себе домой, где он стал героем. Сам король Италии наградил его медалью «За доблесть» и «Военным крестом». Спустя много лет Эрнест сказал: «Я был большим дураком, когда отправился на ту войну. Я думал, что мы спортивная команда, а австрийцы - другая команда, участвующая в состязании». После возвращения он почти год провёл со своей семьёй и постарался залечить многочисленные раны. В 1920 он решил продолжить карьеру журналиста и отправился в Торонто. В газете он смог получить одобрение на написание статей на разнообразную тематику.

В 1921 году Хемингуэй женился на пианисткеХэдли Ричартстон и вскоре переехал с ней в Париж.
Там они с Хэндли снимали маленькую квартирку, но это не мешало их счастью. Эрнест много трудился, ведь надо было содержать семью. Именно тогда появились такие творения как «Вот он какой Париж», «Американская богема в Париже». В 1923 Эрнест познакомился с Сильвией Бич, владелицей магазина «Шекспир и компания», в этом же году он впервые познакомился с богемой города Парижа. Знакомство с Гертрудой Стайн стало серьёзным событием в жизни Эрнеста. Именно с ней он делился своими переживаниями и взглядами на творчество. Женщина старалась донести до Эрнеста, что надо бросать работу журналиста и сосредотачиваться на писательской деятельности.

Творчество Хемингуэя в военный период

Первую славу Хемингуэй получил благодаря публикации в 1926 «И восходит солнце».
В 1927 и 1933 годах писатель смог опубликовать замечательные сборники рассказов «Мужчины без женщин», «Победитель не получит ничего». Это смогло полностью подтвердить уникальность письма Хемингуэя и его первенство в мире коротких повествований. Работа «Прощай оружие!» стала настоящим успехом в творческой жизни Хемингуэя, ведь книга имела огромнейший успех. В 1930 году писатель отправился в США. Там он решается пожить в тишине и отдаться творчеству и рыбалке. С помощью собственной яхты Эрнесту удалось достичь берегов Кубы. В это время происходит самый пик творчества писателя, а его книги обретают небывалый успех.

Написанная в 1932 году «Смерть после полудня» в который раз доказала значимость Хемингуэ, как писателя. Тогда он решает писать сборник под названием «Победитель не получает ничего». Конец написания попадает на 1933 год. При помощи гонорара за книгу писатель решает осуществить свою мечту – сафари в Африке. Во время пребывания в Африке он смог познать красоту и быт племен, обитающих на берегу Танганьики. Эрнест многочисленно отправлялся на охоту, но в 1934 году заразился амебной дизентерией. Самочувствие писателя ухудшалось с каждым днём, поэтому вскоре в тяжёлом состоянии он попал в госпиталь. Лечение пошло ему на пользу, и вскоре писатель пошёл на поправку. Свои переживания и открытия во время пребывания в Африке писатель отразил в книге «Зеленые холмы в Африке».

В 1937 году Эрнест смог окончить написание книги «Иметь и не иметь». Эта книга полностью раскрывает жизнь обыкновенных жителей США во времена Великой депрессии. Во время гражданской войны в Италии Хемингуэй стал писать с социальными мотивами, ведь эта страна имела особенную значимость для писателя. В конце тридцатых годов писатель решает снять киноленту по своему же сценарию «Земля Испании». Он заручается поддержкой режиссера Йориса Ивенса. Всю войну писатель провел в Мадриде. Он смог написать пьесу «Пятая колонна», а так же познакомиться со своей будущей женой - Мартой Геллхорн. Во время поездки в Каталонию Эрнест смог подружиться с Антуаном де Сент – Экзюпери, а так же Гансом Кале. Все свои эмоции и переживания по поводу войны писатель выразил в своем труде «По ком звонит колокол». В романе, который был написан в 40-е гг., описаны все трагические события того времени.

В 1941 году писатель решает вернуться в Балтимор, где покупает катер и отправляется на Кубу. Вскоре Эрнест решает возобновить журналистскую деятельность. Для этого он переезжает в Лондон, где устраивается на работу корреспондентом. С 1941 по 1943 Эрнест занимается организацией контрразведки, при помощи которой велись активные поиски немецких подлодок. В 1944 Хемингуэй участвует в бомбежках авиацией Германии и оккупированной Франции, где становится командиром для 200 человек французских партизан. Его отряд во главе с ним принимает участие в боях за Париж, Бельгию, Эльзас, а так же при прорыве «линии Зигфрида».

В 1949 году Хемингуэй решает переехать жить на Кубу. Именно там он вновь осознаёт необходимость продолжения своей творческой деятельности и в 1952 году создаёт произведение «Старик и море». За данную повесть в 1953 году Хемингуэю была вручена Пулитцеровская премия. Произведение «Старик и море» стало точкой отчета для коллегии Нобелевской премии по литературе. Эту великую награду писатель получил в 1954 году. В 1956 году Хемингуэй решает написать автобиографической книгу - «Праздник, который всегда с тобой», которая будет опубликована только после кончины великого маэстро.

Последние дни Эрнеста Хемингуэя

В 1960 году Эрнест приезжает в город Керчум, там он начинает страдать от многочисленных недугов, но больше всего подкашивает легендарного писателя круглосуточная слежка ФБР, которая вскоре становится причиной его переселения в психиатрическую лечебницу, где на нем применяют электросудорожную терапию, из – за чего писатель теряет память и свой талант. Эрнест неоднократно хотел сообщить о слежке за ним, но никто ему не верил. Он начал погружаться в депрессию и всё чаще думать о самоубийстве. 2 июля 1961 писатель покончил жизнь самоубийством, выстрелив себе в голову и собственного ружья. Спустя 50 лет ФБР расскажет жуткую правду о том, что за Эрнестом Хемингуэем действительно велась активная слежка.

Отец писателя покончил с собой. Эрнест, старший сын из шести детей, учился в нескольких школах Оук-Парка, писал рассказы и стихотворения в школьных газетах.

После окончания школы с 1917 по 1918 год работал корреспондентом в канзасской газете "Стар".

Из-за травмы глаз, полученной в отрочестве, не был призван в армию для участия в Первой мировой войне. Уехал добровольцем в воюющую Европу и стал шофером американского отряда Красного Креста на итало-австрийском фронте. В июле 1918 года получил серьезное ранение в ногу, пытаясь вынести с поля боя раненого итальянского солдата. За воинскую доблесть Хемингуэй был дважды награжден итальянскими орденами.

В 1952 году в журнале "Лайф" была напечатана повесть Хемингуэя "Старик и море" — лирическое повествование о старом рыбаке, который поймал, а потом упустил самую большую рыбу в своей жизни. Повесть пользовалась огромным успехом как у критики, так и у широкого читателя, вызвала мировой резонанс. За это произведение в 1953 году писатель получил Пулитцеровскую премию, в 1954 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе.

В 1960 году Хемингуэй с диагнозом депрессии и серьезного умственного расстройства лежал в клинике Майо в Рочестере (штат Миннесота). Выйдя из больницы и убедившись, что не в состоянии больше писать, он возвратился в свой дом в Кетчум (штат Айдахо).
2 июня 1961 года выстрелом из ружья Эрнест Хемингуэй покончил собой.

Некоторые произведения писателя, такие как ""Праздник, который всегда с тобой"" (1964) и ""Острова в Океане"" (1970), были опубликованы посмертно.

Писатель был женат четыре раза. Первой его супругой была Элизабет Хэдли Ричардсон, второй — подруга жены Паулина Пфайфер. Третьей женой Хемингуэя стала журналистка Марта Геллхорн, четвертой — журналистка Мэри Уэлш. От двух первых браков у писателя родились три сына.

Материал подготовлен на основе РИА Новости и информации открытых источников