Объективы разделяются по углу обзора. При этом каждый тип оптики может делиться на более точные категории. Широкоугольная оптика может делиться на сверхширокоугольную и фишай (рыбий глаз). При разработке широкоугольной оптики разработчики стараются максимально исправить все искажения. В случае с рыбьим глазом всё иначе. У этих объективов наиболее сильные искажения.

Как фотограф может использовать дисторсию фишай-объектива?

В реальной жизни линии зданий прямые. Широкоугольный объектив всеми силами старался сделать их таковыми на фотографии и у него получилось. Рыбий глаз сильно не перетруждался и согнул все линии так, как ему удобнее. Такая уж у него конструкция. Центр кадра фишая сохраняет линии прямыми. Закругляются они только к краю изображения.

Фишай отлично подходит для художественной фотосъёмки. Он часто используется в архитектурной и пейзажной фотографии. Съёмка людей с такой оптикой немного комична. Лица и пропорции тела сильно искажаются.

Если вашей целью является передача максимального реализма на фотографии, то рыбий глаз вам не подойдёт. Сейчас всё большее распространение получают системы виртуальной реальности и фишай-объектив может пригодиться для съёмки сферических панорам. Создание кривых линий у края кадра - это плата за очень широкий угол обзора. Фишай может вмещать изображение практически на 180 градусов со всех сторон.

Фишаи бывают разные. Есть оптика, которая обеспечивает угол обзора 180 гадусов по диагонали. Некоторые объективы создают круглое изображение, которое вмещает обзор на 180 градусов во все стороны, но эти объективы редко встречаются, так как создают очень необычные круглые снимки на прямоугольном сенсоре. Из-за этого углы получаются чёрными.

Если у вас камера с матрицей APS-C, то вам необходимо брать фишай именно для данного формата сенсора. Если использовать оптику от полнокадровой камеры, то из-за кроп-фактора вся прелесть широкого угла обзора потеряется. Объективы рыбий глаз позволяют создавать изображения с очень необычной геометрией. Ровные площади искажаются, а здания, столбы и деревья причудливо закручиваются. Если изменять угол наклона камеры, то можно получить совершенно новые виды привычных мест.

Обычные широкоугольные объективы создают ровные линии горизонта и вертикали. Такие снимки выглядят очень привычно.

Не думайте, что покупка рыбьего глаза позволит вам бесконечно экспериментировать. На самом деле функционал такой оптики ограничен. Она будет делать все ваши кадры одинаковыми. Даже при смене сюжета все они будут похожи друг на друга, поэтому такую съёмку нужно выполнять дозировано и создавать действительно интересные сюжеты.

Этот урок расскажет о том, как легко в программе Photoshop создать эффект объектива Fish eye и провести цветокоррекцию изображения в Camera raw (Photoshop) и провести тонирование в HDR.

Что вы освоите пройдя данный урок:

- выполнение коррекции фотографий в RAW конвертере программы Photoshop.

- использование фильтра трансформации для создания Fish eye.

- перемещение содержимого в определенные участки (Content-Aware, Heal Brush)

- создание тонирования HDR и виньетирования.

Прежде всего нужно открыть изображение в Camera Raw. Это выполняется через Файл> Открыть как> Camera Raw (File> Open as> Camera raw).

Установите настройки как на скриншоте. В дальнейшем их можно сохранить и пользоваться как пресетом.

На панели Кривых "Tone Curve" нужно проработать контраст и интенсивность цветов..

Еще следует откорректировать настройки HSL панели:

В области неба стоит применить фильтр Градации (Graduated).

Откорректировав изображение в Camera Raw, его нужно открыть в Фотошопе.

Для создания эффекта "Рыбий глаз" есть несколько способов:

1) Фильтр> Адаптивный широкий угол (Filter> Wide Angle) (Это новая функция, которая появилась в версии CS6);

2) Фильтр> Коррекция линз (дисторсии) (Filter > Lens Correction)

3) Редактирование> Трансформации> Деформации (Warp transformation).

Для данного урока удобнее всего будет использовать именно Warp transformation.

Создаем дубликат изображения (Ctrl+J) и идем в Редактирование> Трансформации> Деформации (Edit> Transform> Warp). Маркерами настраиваем примерно так, как показано на скриншоте.

Трансформированный слой нужно немного сместить вниз. По углам будет виднеться нижний слой. Ничего страшного. Применим трансформацию Warp еще раз, но в меню на верхней панели выберем пункт Рыбий глаз (Fish eye):

Теперь нужно сжать изображение. По поводу того, что по бокам появились просветы, переживать не стоит. Они будут заполнены с помощью Content-Aware (Заполнение с учетом содержимого).

Все созданные слои нужно объединить. Инструментом Лассо следует выделить участки, которые будут заполняться.

Для выполнения заполнения нужно перейти в меню Редактирование> Заполнение> С учетом содержимого (Edit> Fill> Content-Aware) или просто нажать (Shift+backspace). В старых версиях Фотошопа такой функции нет. Тогда можно использовать инструмент Заплатка (Patch) или Штамп (Stamp Tool).

Всё то же самое нужно проделать во всех местах, где требуется заполнение.

Теперь можно заняться верхней частью изображения. При помощи Точечной Лечащей Кисти (Spot Heal Brush Tool) в режиме Content-Aware следует скрыть лишние элементы.

Серое здание на заднем плане смотрится не очень хорошо. Его лучше убрать. Для этого создаём дубликат основного слоя. К нему нужно добавить маску (Add Layer Mask) и скрыть все объекты кроме неба.

Теперь нужно выделить серое здание Полигональным лассо (Polygonal Lasso Tool). Выделенный участок нужно залить с учетом содержимого. Ранее созданная маска не даст программе брать содержимое из области зданий и земли. Участок будет залит содержимым из области неба.

В завершении можно объединить все слои и создать виньетку. В этом поможет команда Фильтр> Коррекция линз> Виньетка (Filter> Lens Correction> Vignette).

Остался последний штрих. Следует перейти в меню Изображение> Корректировки и выбрать HDR тонирование (Image > Adjustments > HDR toning). Настройки следует вносить исходя из личных предпочтений.

После тонирования в HDR нужно продублировать слой (Ctrl+J). Режим наложения дубликата нужно изменить на Умножение (Multiply) и уменьшить прозрачность (Opacity) до 45%.

Вот такой результат получился в завершении урока:

На основе материалов с сайта:

1. Что это такое - объектив типа «Рыбий Глаз»?

Объектив типа «Рыбий Глаз» - это сверх широкоугольный объектив с углом зрения около 180°. Он характеризуется сильными геометрическими искажениями - бочкообразной дисторсией.

Название «Рыбий Глаз» было озвучено в 1906 Робертом Вудом и представляет собой оптический эффект видения рыбой объектов из-под воды.

Впервые объектив был применен в метеорологии, поскольку позволял единовременный обзор всей небесной сферы.

Этот объектив по-прежнему используется в науке, когда необходимо получить панорамные сверх-широкоформатные изображения.

Объективы типа «Рыбий Глаз» имеют очень короткие фокусные расстояния. Например, типичное фокусное расстояние объектива для 35мм пленочного формата (Дальше: Полный кадр) ~8мм для «циркулярного» объектива и ~16мм для «диагонального» объектива.

Типичный угол зрения объектива типа «Рыбий Глаз» оставляет 100° - 180°.

В настоящее время объективы типа «Рыбий Глаз» популярны и среди фотолюбителей. В основном используются для фотографирования пейзажей, архитектурной съемке и для "карикатурных" портретов.

2. Типы объективов «РыбийГлаз».

Объективы типа «Рыбий Глаз» в принципе можно поделить на две группы: Циркулярный «Рыбий Глаз» и Диагональный «Рыбий Глаз».

Циркулярный «Рыбий Глаз» даёт изображение в виде полного круга, только частично покрывающего светочувствительную матрицу / кадр (дальше - сенсор). Такой объектив даёт угол зрения 180° в любом направлении. (фотография взята из Wikipedia)

Диагональный«Рыбий Глаз» покрывает всю площадь сенсора.Такой объектив даёт угол зрения 180° по диагонали кадра, ~147° по горизонтали и ~ 94° по вертикали.

Обратите внимание - разделение на «циркулярный» или «диагональный» «Рыбий Глаз» вполне относительно и определяется степенью перекрытия сенсора создаваемым изображением. Таким образом разделение зависят от того, для какого размера сенсора предназначен тот или иной объектив, и на каком сенсоре он реально используется.

Например: (см. фотографию справа) объектив с фокусным расстоянием 8мм спроектирован как циркулярный «Рыбий Глаз» для полного кадра.

Изображение будет представлять полный круг, вписанный в кадр 24мм х 36мм (черный).

Этот же объектив может быть использован на формате Four Third (17.3הмм x 13мм красный), где он становится диагональным «Рыбьим Глазом».

На данный момент на рынке существует довольно большое разнообразие комбинаций объективов «Рыбий Глаз», спроектированных и используемых под разные форматы (спроектирован под Полный кадр - используется на APS-C формате, спроектирован под APS-C формат - используется на формате Four Third и т.д.)

В результате всякие классификации объективов не могут быть строгими. Например, Samyang 8mm f3.5 спроектированный под APS-C формат как диагональный «Рыбий Глаз» может быть использован на формате Four Third, при этом будет иметь угол зрения 165°-167°. Будьте внимательны...

3. Особенности изображений, получаемых объективом «Рыбий Глаз».

a. На изображении можно выделить две центральные линии: горизонтальная (синяя) и вертикальная (зеленая) которые НЕ ИМЕЮТ искажений (дисторсии).

b. Можно выделить центральную область (голубая) где искажения МИНИМАЛЬНЫЕ.

c. Четыре угловых области (желтые) имеют НАИБОЛЕЕ выраженные искажения.

С фокусировкой объективов «Рыбий Глаз» не должно быть никаких проблем даже в НЕ автофокусном варианте. Глубина резкости у объективов с таким фокусным расстоянием просто огромная. Поэтому при съемке при достаточно хорошем освещении можно прикрыть диафрагму до f5.6-f8.0, настроить резкость на выбранный объект (при пейзажной съемке - чуть не-до бесконечности) и спокойно снимать. Из-за гиперфокального эффекта всё будет в резкости.

На основании вышеперечисленных особенностей можно попробовать выстроить правила использования объективов «Рыбий Глаз».

4. Фотографирование пейзажей.

a. Совместите горизонт со средней горизонтальной линией объектива (синяя линия). Изображение будет выглядеть как панорама:

b. Для лучшей визуализации можно обрезать изображение снизу или сверху для получения «золотого» сечения:

c. Помните про углы - там искажения наиболее выражены. Имейте это ввиду, когда фотографируете объекты с прямыми линиями - в углах кадра это иногда выглядит забавно. Но может и испортить композицию:

5. Архитектурная и Городская съемка.

a. Постарайтесь удерживать прямые линии объектов (фундаменты, фасады, дороги, крыши, колонны) параллельно или в области средней горизонтальной или вертикальной линий объектива:

b. Используйте симметричные элементы композиции для компенсации искажений:

6. Предметная и "карикатурная" фотография.

Даже большие объекты объективом «Рыбий Глаз» можно фотографировать с небольшого расстояния. Лучше если бОльшая часть основного объекта будет находиться в центре кадра - там, где искажения меньше (голубая область):

7. Фотографии неба.

a. Поскольку объектив изначально предназначался для снимков небесной сферы, совсем не плохо получаются фотографии, где горизонта совсем невидно. Для получения такого эффекта объектив нужно нацеливать точно в зенит:

Если вы хотите купить объектив типа фишай (fisheye) он же рыбий глаз, вам нужно знать несколько важных моментов.

Я попробую объяснить разницу между рыбим глазом и обычным сверх широкоугольным объективом. Это очень важно, так как многие её не понимают.

Основной разницей между сверхширокоугольным объективом и рыбим глазом является то, что сам фишай совершенно не исправляет искажения и благодаря этому имеет угол обзора около 180 градусов.

А если рассматривать стандартные широкоугольники, они имеют в оптической схеме специальные линзы, которые изображение корректируют, но из-за этого очень сильно снижается угол обзора, и фотографии получаются с минимальными искажениями, совсем не такими как у фишаев.

Также следует понимать, что в зависимости от камеры (кроп или полный кадр), нужно и разные, для кропа, фишай нужен с фокусным 8-10mm, а для полного кадра – 15-16mm. И обязательно обращайте внимание, для какой камеры создан фишай, для кроп камер или фулфрейм, от этого зависит угол обзора.

У объективов SIGMA, если в названии есть DG - значит он для полного кадра, если DC - для кропа.

Ещё один важный момент, все объективы типа рыбий глаз делятся на 2 категории: диагональный и циркулярный фишаи. Первые более ходовые из-за того, что имеют охват 180 градусов по диагонали и практически вся площадь кадра заполнена изображением.
А циркулярный фишай создает прямо в центре кадра круг, а остальная площадь кадра – просто черная без изображения.

Фишай: практическое применение

Каждый начинающий фотограф знает или, как минимум, слышал о таком объективе, как фишай. Но, как найти ему применение, кроме фоторазвлечений и экспериментов? Вот на этот вопрос ответят не многие, ограничившись стандартными фразами, типа: «Ну, сверхширокий угол, там, сферические панорамы и т.д.».
Но этого было бы мало для того, чтобы покупать недешевый «рыбий глаз» , – не правда ли?


Широкий угол бывает востребованным в художественной и технической фотографии довольно часто. С этой точки зрения фишай был бы весьма полезен, если бы не одно «но». Этот тип объектива обладает сильными геометрическими аберрациями , которые не всегда поддаются нормализации программными средствами. Стало быть, техническая сфера, где важна геометрическая точность, таким объективом вряд ли заинтересуется. Исключение могут составить специфические отрасли, типа аэрофотосъемки или наблюдение.



Художественная фотография находит сверхширокому углу обзора и связанным с ним специфическим аберрациям больше применений. Чудовищные бочкообразные искажения можно обыграть, получив весьма неординарные и интересные снимки.

Объектив «рыбий глаз» отличается от обычной широкоугольной оптики способностью захватывать угол до 180 и более градусов (на практике до 200 град.). Это означает, что панораму в половину круга можно сделать с его помощью одним кадром. Правда, такая оперативность связана с появлением искажений, которые напоминают отражение в елочной игрушке.

Нередко рекламщики и кинематографисты находят это забавным, используя фишай для создания креативной продукции. По большому счету нечто похожее можно сделать из обычного (геометрически правильного) снимка при помощи фильтров Фотошопа. Но имитация фишайя всегда будет уступать оригиналу, поскольку ни один плагин не в состоянии восполнить недостающие градусы угла обзора.



К слову, для рекламы и различной медиапродукции объектив фишай является мощным креативным средством. Он способен сделать интересной даже свалку строительного мусора, не говоря уже о чем-то более привлекательном. Кроме того, фишайем можно снимать классные сферические панорамы, имитировать изображение из дверного глазка или камер наружного наблюдения, делать снимки интерьеров тесных помещений.

В архитектурной съемке, казалось бы, не место геометрическим искажениям. Но иногда без сверхширокого угла просто не обойтись. Снять интерьер маленькой комнаты целиком можно только рыбим глазом. Разумеется, бочкообразные искажения и виньетированвие внесут свои коррективы, но человеческий мозг имеет замечательное свойство упорядочивать искаженные объекты. Как бы фишай не «закрутил» интерьер, план помещения и исходный вид предметов все равно останется понятным для наблюдателя.

Выставляя объект недвижимости на продажу, современные агентства все чаще включают в портфолио сверхширокоугольные снимки. Они делают такие объекты более привлекательными, но при этом у рекламщиков всегда есть железное оправдание, что это не умышленное преукрашение, а технически вынужденный оптический эффект.

Простейший оптический прибор, способный охватывать угол приближенный к 180 градусам, – это дверной глазок.

Даже в самом дешевом исполнении он неизменно демонстрирует сверхширокий угол. Некоторые фотолюбители даже умудряются приспособить дверной глазок к своему фотоаппарату, чтобы получить желанный эффект «рыбьего глаза». Качество снимков, сделанных при помощи такой оптической системы, конечно, оставляет желать лучшего. в этом смысле на недосягаемом уровне. Уже при фокусном расстоянии 10-15 мм фишай демонстрирует весь набор эффектов сверхширокугольной оптики.



Перед фотографами-любителями объектив-фишай открывает массу новых возможностей. Он вскрывает недоступный ранее творческий пласт с неисчерпаемым потенциалом. В туристических поездках, на выставках, концертах, на природе и в зоопарке, на стадионе или детской площадке – везде фишайю найдется применение. При этом снимки будут не только забавны, но и более информативны.

Мы рекомендуем не гнаться за дешевым товаром, а покупать фишай-объективы SIGMA: они исключительно японской сборки, имеют отличные оптические характеристики и сделаны очень качественно.

Удачных вам снимков!