К:Википедия:Страницы на КУЛ (тип: не указан)

Анатоль Курагин
Анатолий Васильевич Курагин

Витторио Гассман в роли Анатоля в голливудской экранизации 1956 года .
Создатель:
Произведения:
Пол:
Национальность:
Дата смерти:
Семья:

отец: князь Василий Курагин
сестра: Элен
брат: Ипполит

Роль исполняет:
Анатоль Курагин Анатоль Курагин

Анатолий (Анатоль) Курагин - герой романа Льва Толстого «Война и мир ». Сын князя Василия Курагина. Сестра Элен, брат Ипполит. Светский человек, франт, повеса, дамский угодник, хлыщ. Чрезвычайно хорош собой. Женат на польской девушке, но тщательно скрывает этот факт.

Увлекшись Наташей Ростовой (II-ой том, 5-я часть), заставляет её влюбиться в себя. Очаровав Наташу, Анатоль предлагает ей бежать за границу. Однако в ночь похищения Марья Дмитриевна Ахросимова, у которой гостят Наташа и Соня, узнает об этом. Похищение не удается. Узнав, что Анатоль женат, Ростова пытается отравиться мышьяком . По настоянию Пьера Безухова Анатоль изгнан из Москвы.

После Бородинского сражения Анатолю ампутировали ногу. Далее в 9-й главе III-его тома говорится о том, что Пьер Безухов узнает о его смерти, однако слух не подтверждается. Более в романе он не упоминается.

Напишите отзыв о статье "Анатоль Курагин"

Отрывок, характеризующий Анатоль Курагин

– Ну, что, кончил? – обратился он к Козловскому.
– Сию секунду, ваше высокопревосходительство.
Багратион, невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек, вышел за главнокомандующим.
– Честь имею явиться, – повторил довольно громко князь Андрей, подавая конверт.
– А, из Вены? Хорошо. После, после!
Кутузов вышел с Багратионом на крыльцо.
– Ну, князь, прощай, – сказал он Багратиону. – Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг.
Лицо Кутузова неожиданно смягчилось, и слезы показались в его глазах. Он притянул к себе левою рукой Багратиона, а правой, на которой было кольцо, видимо привычным жестом перекрестил его и подставил ему пухлую щеку, вместо которой Багратион поцеловал его в шею.
– Христос с тобой! – повторил Кутузов и подошел к коляске. – Садись со мной, – сказал он Болконскому.
– Ваше высокопревосходительство, я желал бы быть полезен здесь. Позвольте мне остаться в отряде князя Багратиона.
– Садись, – сказал Кутузов и, заметив, что Болконский медлит, – мне хорошие офицеры самому нужны, самому нужны.
Они сели в коляску и молча проехали несколько минут.
– Еще впереди много, много всего будет, – сказал он со старческим выражением проницательности, как будто поняв всё, что делалось в душе Болконского. – Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить, – прибавил Кутузов, как бы говоря сам с собой.
Князь Андрей взглянул на Кутузова, и ему невольно бросились в глаза, в полуаршине от него, чисто промытые сборки шрама на виске Кутузова, где измаильская пуля пронизала ему голову, и его вытекший глаз. «Да, он имеет право так спокойно говорить о погибели этих людей!» подумал Болконский.
– От этого я и прошу отправить меня в этот отряд, – сказал он.
Кутузов не ответил. Он, казалось, уж забыл о том, что было сказано им, и сидел задумавшись. Через пять минут, плавно раскачиваясь на мягких рессорах коляски, Кутузов обратился к князю Андрею. На лице его не было и следа волнения. Он с тонкою насмешливостью расспрашивал князя Андрея о подробностях его свидания с императором, об отзывах, слышанных при дворе о кремском деле, и о некоторых общих знакомых женщинах.

Анатоль Курагин - сын князя Василия, офицер, дамский угодник. Анатоль всегда попадает в какие - то неприятные истории, из которых его всегда вытаскивает отец. Его любимым занятием считается игра в карты и кутёж со своим другом Долоховым . Анатоль глуп и не разговорчив, но сам всегда уверен в своей уникальности.

Он очень красив и одевается по моде, поэтому пользуется популярностью у женского пола. Анатоль привык к тому, что нравится женщинам, поэтому относится к ним с презрением, осознавая своё превосходство. Он не умеет испытывать сильные чувства, не знает, что такое любовь. Анатоль наглый и развращённый человек, он очаровывает Наташу Ростову и хочет её увезти и тайно жениться на ней, хотя сам уже состоит в браке с польской девушкой и от всех скрывает это. Долохов предупреждает его, что за двоеженство он может угодить под суд, но его это не пугает, он просто хочет добиться понравившейся ему девушки, хотя в душе не питает к ней сильных чувств, иначе просто мог бы попросить её руки. Похищение срывается и Пьер изгоняет его из города.­ Курагину приходиться скрываться от Андрея Болконского , который хочет вызвать его на дуэль, за то, что Анатоль отбил у него невесту. Их встреча состоялась только в лазарете: Андрей лежал со смертельной раной, а Курагину ампутировали ногу.

Для Толстого мир семьи - основа человеческого общества. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности. Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства, безответственность за свои поступки в личной жизни - вот основные отличительные черты этого семейства. Среди персонажей " Войны и мира " Курагины живут, зная во всем мире только личный свой интерес и

энергично добиваясь его интригой. И сколько разрушений Курагины внесли - князь Василий, Элен, Анатоль - в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского!

Курагины лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она, несомненно, есть - инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода круговая порука эгоизма почти животного. Такая семейная связь не положительная, настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи - Ростовы, Болконские - имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне безмерное нравственное превосходство; но все же вторжение низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей.

Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний.

Василий Курагин

Главой всего этого семейства является князь Василий Курагин. Впервые мы встречаем его в салоне Анны Павловны Шерер. Он был "в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со светлым выражением плоского лица". Говорил князь на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые свойственны состарившемуся в высшем свете и при дворе значительному человеку", "говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы".

В глазах светского общества князь Курагин - уважаемый человек, "приближенный к императору, окруженный толпой восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно посмеивающийся" . На словах он был порядочным, отзывчивым человеком, но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений.

Излюбленный прием Толстого - противопоставление внутреннего и внешнего характеров героев. Образ князя Василия очень четко отражает это противопоставление.

Эпизод борьбы за наследство старого графа Безухова наиболее точно раскрывает двуличную сущность Василия Курагина.

Князь вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя при этом свои корыстные цели. На предложение Анны Павловны Шерер " женить блудного сына Анатоля " на княжне Марии Болконской, узнав, что княжна богатая наследница, он говорит: "она хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно". При этом князь Василий совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно непрерывное увеселение.

Впитали в себя все низменные, порочные черты князя Василия и его дети.

Элен Курагина

Элен - воплощение внешней красоты и внутренней пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее " однообразную " , " неизменяющуюся " улыбку и " античную красоту тела " , она напоминает прекрасную, бездушную статую.

Элен олицетворяет безнравственность и порочность, вступает в брак только ради своего собственного обогащения.

Она изменяет мужу, поскольку в ее натуре преобладает животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной.

Еще, будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством своей личной жизни.

Элен Безухова - не женщина, она скорее, животное. Ни у одного романиста не встречался еще этот тип развратницы большого света, которая ничего не любит в жизни, за исключением своего тела. Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела, эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу ее манер и заученности некоторых фраз и приемов.

Как и говорила Элен, в свете после дуэли и отъезда все считали Пьера наивным дураком. Она вновь стала жить с мужем и создала свой салон.

"Быть принятым в салоне графини Безуховой считалось дипломом ума". Это несказанно удивляло Пьера, который знал, что Элен была очень глупа. Но она так умела преподать себя, что никто об этом не задумывался.

Негативную роль сыграла она и в судьбе Наташи Ростовой. Ради забавы, пустой прихоти Элен испортила жизнь молодой девушке, подтолкнув ее к измене, и даже не задумалась об этом.

Элен совершенно лишена патриотических чувств. В то время как вся страна поднялась на борьбу с Наполеоном, и даже высший свет по-своему принимал участие в этой борьбе ("не говорили по-французски и ели простую еду"), в кружке Элен, французском, опровергались слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к примирению". Когда угроза захвата наполеоновскими войсками Москвы стала явной, Элен уехала за границу. И там она блистала при императорском дворе. Но вот двор возвращается в Петербург. "Элен, возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в затруднительном положении. В Петербурге Элен пользовалась особым покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве.

В Вильне же она сблизилась с молодым иностранным принцем".

Ради собственного блага она предает самое святое - веру, принимает католичество. Этим, как ей казалось, она освобождает себя от нравственных обязательств, данных Пьеру, став его супругой. Элен решает связать свою судьбу с одним из двух ее поклонников. В начале августа все совершенно определилось, и она написала мужу (который ее очень любил, как она думала) письмо, в котором извещала его о своем намерении выйти замуж за NN и о том, что она просит исполнить все необходимые для развода формальности. Но Пьер не получил письма, он был на войне.

В ожидании ответа от Пьера, Элен праздно проводила время. Она по-прежнему блистала в свете, принимала ухаживания молодых людей, несмотря на то, что уже собиралась выйти замуж за одного из влиятельнейших вельмож, но, к несчастью, старика.

В конце концов, Элен умирает. Эта смерть - прямое следствие ее собственных интриг.

Ипполит Курагин

"… Князь Ипполит поражал своим необыкновенным сходством с сестрой-красавицей и еще более тем, что несмотря на сходство, он был поразительно дурен собой … лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение ".

Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности, с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал.

На приеме у Шерер он предстает нам " в темно-зеленом фраке, в панталонах цвета испуганной нимфы, как он сам говорил, в чулках и башмаках ". И такая нелепость наряда нисколько его не смущала.

Несмотря на странности характера, князь Ипполит имел успех у женщин и был дамским угодником. Так в конце вечера в гостиной Шерер, Ипполит, как бы невинно ухаживая за маленькой княгиней, женой Болконского, вызывает ревность князя.

Отец Князь Василий называет Ипполита " покойным дураком " . Толстой в романе - " вялым и ломающимся " .

Это главенствующие черты характера Ипполита. Ипполит глуп, но он своей глупостью хотя бы не приносит никому вреда, в отличие от младшего брата Анатоля.

Анатоль Курагин

Анатоль Курагин, по мнению Толстого, " простой и с плотскими наклонностями " . Это главенствующие черты характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрел, как на непрерывное увеселение, которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него.

"Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка". Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет единственной целью его развлечение и существует для этого. Никакой оглядки на людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений, колебаний, сомнений - Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову: свобода поистине безграничная, свобода в поступках и самоощущении.

Такая полная свобода дана Анатолю его бессмысленностью. Человек, сознательно относящийся к жизни, уже подчинен, как Пьер, необходимости понять и решить, он не свободен от жизненных сложностей, от вопроса: зачем? В то время как Пьер замучен этим сложным вопросом, Анатоль живет, довольствуясь каждой минутой, глупо, животно, зато легко и весело.

Женитьба на " богатой уродливой наследнице " - Марии Болконской ему представляется очередным увеселением.

Он вместе с отцом приезжает в Лысые Горы, чтобы посвататься.

Марья, и отец ее чувствуют себя оскорбленными тем волнением, которое вызвал в них приезд предполагаемого жениха, и которое они не могут в себе победить.

Прекрасные большие глаза дурака Анатоля " притягивают к себе, и княжна Марья, и маленькая княгиня, и m-lle Bourienne не остаются равнодушными к красоте Курагина. Все желают предстать перед ним в лучшем свете. Но для княжны Марьи кажется оскорбительным то, что она вынуждена наряжаться и вести себя не сообразно со своими привычками. Чем дольше подруги подбирали наряды, тем меньше княжне хотелось встречи с Анатолем. Она понимала, что сейчас ее выставляют на показ, что своей внешностью она не сможет никого заинтересовать, и тем неуместнее казались ей хлопоты подруг. Так ничего и не добившись, подруги оставили княжну одну. Она ни только не переменила наряда, но даже не взглянула на себя в зеркало.

Анатоль обратив внимание на хорошенькую m-lle Bourienne , решил, что и в Лысых горах будет не скучно.

В разговоре с отцом княжны Марьи Анатоль снова проявляет себя полным дураком, бесшабашным повесой.

Анатоль казался княжне Марье добрым, храбрым, решительным, мужественным и великодушным. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни, возникали в ее воображении. Анатоль же думал: "Бедняга! Чертовски дурна".

M-lle Bourienne думала о том, что этот русский князь увезет ее и женится на ней.

Анатоля вовсе не интересовала княжна как человек, ему было нужно ее богатое приданное.

В то время как княжна Марья пошла в обычный час к отцу, m-lle Bourienne и Анатоль встретились в зимнем саду.

После разговора с отцом княжна пошла к себе через зимний сад и увидела Анатоля, страстно обнимающего m-lle Bourienne.

Когда отец с князем Василием пригласили княжну Марью дать ответ, она сказала: "Я благодарю за честь, но никогда не буду женой вашего сына".

Князь Василий благодаря опрометчивому поведению Анатоля остался ни с чем.

В Петербурге Анатоль вел жизнь разгульного повесы. В его доме собиралось игорное общество, после которого обыкновенно шла попойка. Он сбивает с пути добродушного, доверчивого Пьера своей наигранной простотой.

Негативную роль сыграл Анатоль и в судьбе Наташи Ростовой. Его низменное, порочное желание сиюминутно иметь то, что хочется, не считаясь с интересами других, привело к разрыву Наташи с князем Андреем, принесло душевные страдания семьям Ростовых и Болконских.

Зная, что Наташа обручена с князем Андреем, Анатоль все же признается ей в любви. Что могло выйти из этого ухаживания, Анатоль не мог знать, так как он никогда не знал того, что выйдет из каждого его поступка. В письме к Наташе он говорит, что-либо она полюбит его, либо он умрет. И, если Наташа скажет " да " , он похитит и увезет ее на край света. Под впечатлением этого письма, Наташа отказывает князю Андрею и соглашается на побег с Курагиным. Но побег не удался, записка Наташи попала в чужие руки, и план похищения провалился.

На следующий день в разговоре с Наташей Пьер открыл ей, что Анатоль женат, поэтому все его обещания - обман. Затем Безухов поехал к Анатолю и потребовал от него вернуть Наташины письма и ухать из Москвы. На другой день Анатоль уехал в Петербург.

Узнав об измене Наташи и о роле Анатоля в этом князь Андрей собирался вызвать его на дуэль и долго разыскивал его по всей армии. Но когда он встретил Анатоля, которому только что отняли ногу князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость к этому человеку наполнила его сердце. Он все ему простил.

Л. Н. Толстой считал, что «человек есть всё: все возможности, есть текучее вещество... что люди худшие весьма редко и слабо обладают достоинствами лучших. А вот лучшие часто... обладают недостатками и чертами худших».

В романе-эпопее «Война и мир» любимая героиня писателя, Наташа Ростова, наделённая внутренней, духовной, красотой, основанной на потребности и способности любить, благородная душой, тонко чувствующая добро и правду, прелесть родной природы и русский национальный характер, не идеальный персонаж. Ей свойственны ошибки и заблуждения (одна из которых - увлечение Анатолем Курагиным), подчёркивающие естественность Наташиной натуры, детскую непосредственность её отношений с окружающим миром.

Сущность жизни Наташи Ростовой - любить доверчиво, самозабвенно, без самопожертвования, жизнь с её радостями и печалями, отдавать себя другим людям, просветляя всё вокруг себя, интуитивно помогая близким в трудную минуту.

Встретив и полюбив Андрея Болконского, она вся отдаётся своему порыву, счастливая и радостная от сознания того, что теперь она «большая» и на ней «лежит ответственность за всякое дело и слово».

Большим ударом для Наташи становится отъезд жениха (по воле его отца) на год за границу. «Она не плакала и в ту минуту, как он, прощаясь, последний раз поцеловал её руку», «несколько дней она, не плача, сидела в своей комнате, не интересовалась ничем и только говорила иногда: «Ах, зачем он уехал!» Душа, раскрывшаяся, как бутон цветка, для любви, замерла, оглушённая непредвиденной бедой. Наташа, не умеющая объяснить своё состояние, инстинктом понимает, что своё нежное чувство она должна отдать другому: «Ей нужно теперь, сейчас обнять любимого человека и говорить, и слышать от него слова любви, которыми было полно её сердце».

Но Болконского нет рядом. «Мама, мне его надо. За что я так пропадаю, мама?» - блестя глазами и не улыбаясь говорит Наташа. Она одинока без князя Андрея, её томит смутное чувство родства со всем жившим и живущим на земле, чувство причастности ко всему, что есть во вселенной, нервы её напряжены, любой пустяк выводит из равновесия. Когда Петя неосторожно прерывает пение Наташи, она рыдает так, что потом долго не может остановиться.

В этот тяжёлый момент на её пути встречается Анатоль Курагин, увидевший молодую графиню Ростову в Москве в опере. Он любуется очарованием и прелестью девушки, которой нравится его внимание. «Она даже повернулась так, чтоб ему виден был её профиль, по её понятиям, в самом выгодном положении».

Почему Наташа, с её тонким чутьём фальши, наигранности, заинтересовалась молодым человеком?

Курагин, светский щёголь, привыкший жить легко и свободно, никому не завидуя и не делая зла, повинуется только своим страстям. Он смотрит на Наташу «восхищённым, ласковым взглядом», разговаривает с ней «смело и просто», обращаясь «как к старой, давнишней знакомой». Эта простота и подкупила Наташу, увидешую в Анатоле близкого ей человека. Отсутствие в нём расчётливости, способность страстно увлекаться, не останавливаясь ни перед чем, отдаваться данному мгновению, увлекают юную, неопытную, наивную девушку, ощущающую «себя страшно близкой к этому человеку», уничтожившему ту «преграду стыдливости, которую всегда она чувствовала между собой и другими мужчинами».

Курагин, повинуясь своим животным и сладострастным наслаждениям, живущий только одной минутой, не думающий о будущем Наташи, по-своему наивен и добродушен. Именно «добродушная ласковость улыбки» и «победила» молодую Ростову, которая «опять... с ужасом чувствовала, что между ним и ею нет никакой преграды».

В. Ермилов говорит, что «в своём безоглядном увлечении Анатолем Наташа и почувствовала именно эти его стороны - простоту, добродушие, искренность, нежелание приносить зло, силу увлечения... Анатоль... представился ей каким-то безукоризненным благородным рыцарем, способным жизнь положить за любовь...»

И в то же время чистая душа девушки подсказывает ей, что она делает что-то нехорошее, а в словах Анатоля, приглашающего её на карусель, кроется «неприличный умысел».

Неожиданно попав из атмосферы чистой деревенской жизни, семейного тепла и уюта в порочную и разлагаюшую среду светского общества, вспомнив бесстыдно-голую, « с спокойной и гордой улыбкой Элен», «тёмную, неясную и страшную» атмосферу театра, Наташа ужасается своему поведению с князем Курагиным и интуитивно понимает, «что вся прежняя чистота любви её к князю Андрею погибла».

Она не может решить, кого «любила: Анатоля или князя Андрея? Князя Андрея она любила - она помнила ясно, как сильно она любила его. Но Анатоля она любила тоже, это было несомненно. «Иначе разве всё это могло бы быть?» - думала она. - Ежели я могла после этого, прощаясь с ним, могла улыбкой осветить же его улыбку, ежели я могла допустить до этого, то значит, что я с первой минуты полюбила его. Значит, он добр, благороден и прекрасен, и нельзя было не полюбить его. Что же мне делать, когда я люблю его и люблю другого?» говорила она себе, не находя ответов на эти страшные вопросы». В логической путанице рассуждений Наташи и в наивном, но верном восприятии этих людей, как бы сливающихся в один образ, видно, что она верит бльше чувству, чем разуму, перенеся на Курагина те черты характера, которые были присущи Болконскому.

За что же Наташа полюбила Анатоля? Причина была, но не та, которую она придумала. Природная цельность натуры Курагина была родственной ей самой.

Анатоль, как и Наташа, живёт «легко и уверенно, с чувством полной свободы, не зная вопроса: зачем?» Ему, не ведающему ни совести, ни стыда, благодаря животному эгоизму, «всё можно»: кутить, играть в карты, «жить в тридцать тысяч дохода и занимать всегда высшее положение в обществе», брать деньги в долг «у встречного и поперечного» и не отдавать их.

Князь Куракин не терзается сомнениями, не стремится к славе или карьере. «Ему было совершенно всё равно, что бы о нём ни думали... в душе своей он считал себя безукоризненным человеком, искренне презирал подлецов и дурных людей и с спокойной совестью высоко носил голову... Он был инстинктивно, всем существом своим убеждён в том, что ему нельзя было жить иначе...»

Для Наташи тоже главное - чувство и «всё можно», но совсем по-другому: это наивное требование немедля, сейчас открытых, прямых, человечески простых отношений между людьми и естественное понимание всяких других отношений. Она хочет жить, любить сейчас, не ожидая, не откладывая на год.

Искренняя и доверчивая, Ростова привыкла верить всем, поэтому даже подумать не смеет, что за горячими уверениями в любви, за ласковой улыбкой Анатоля кроется обман, а за внешней красотой его сестры Элен, добродушием и весёлостью - желание заманить девушку к себе домой для свидания с братом. Ощущая что-то ненастоящее, «неестественное» в Анатоле и Элен, в «нечаянных» встречах с ним, Наташа не может поверить, что всё, что она видит и слышит, искусно и искусственно сделано, поэтому не слушает Соню, утверждающую, что Курагин «неблагородный человек», ненавидит Марью Дмитриевну, помешавшую Наташе бежать с Анатолем. В. Днепров говорит, что в этот момент «в Наташе чувственная страсть взбунтовалась против любви». Отсюда идёт агрессивность толстовской героини, её недоступность разумному слову.

Любовная история заканчивается печально: Наташа, пытавшая отравиться, остаётся жить, поняв, хотя и поздно, своё заблуждение Курагиным и горячо раскаивается за это перед Богом: «Она ощущала в в душе своей благоговейный и трепетный ужас пред наказанием... за сои грехи, и просила Бога о том, чтоб он простил... её и дал бы... ей спокойствия и счастия в жизни. И ей казалось, что Бог слышит её молитву».

История отношений Наташи с Анатолем, по мнению Л. Н. Толстого, «самое важное место романа», потому что любимая героиня писателя в трагическую пору своей жизни показана через восприятие Курагина, князя Андрея, Сони, Марьи Дмитриевны, Безухова, что расширяет понимание образа этой поэтично-необыкновенной девушки, которую никто не упрекает в опрометчивом поступке. Своё отношение к Наташе Л. Н. Толстой передаёт через чувства Пьера: «Он до сих пор в душе своей упрекал и старался презирать её; но теперь ему сделалось так жалко её, что в душе его не было места упрёку».

Анатоль Курагин в романе “Война и мир” – тот персонаж, который является противоположностью Андрея Болконского и Пьера Безухова. Его жизнь легкая и яркая, похожая на непрекращающийся праздник: женщины, игры, развлечения, кутёж. За бесцельное прожигание жизни и сломанные судьбы автор “наказывает” героя справедливо и ужасно – ему ампутируют ногу после Бородинского сражения, позже он умирает.

Семья и воспитание Анатоля Курагина

Отец Анатоля – князь Василий, хитрый и расчётливый человек. Его моральное “наследство” передаётся всем троим детям. Удивительно красивый молодой юноша имеет пустую, безнравственную натуру. Он глупый и поверхностный человек, не имеет целей, ни к чему не стремится, не уважает чувств других людей. Отсутствие настоящей человеческой теплоты, поддержки и любви в семье привело к тому, что Анатоль не умеет любить, он не привязывается к женщинам, они служат средством для развлечения. За ним числится множество разбитых сердец и судеб. Молодой человек воспитывался за границей, в том числе в Париже. Однако аристократическое воспитание и образование не помогло бестолковому сыну князя Василия – он постоянно попадает в неприятности, из которых отец вытаскивает чадо, оплачивает его долги, спасает репутацию.

Анатоль и Элен, его сестра, абсолютно одинаковы в плане нравственных принципов: они добиваются своих целей любыми средствами. Такие люди не созданы для семьи, у них нет детей, автор не даёт продолжения их жизням в потомках.

Характеристика героя

Анатоль отличается безупречной внешностью и фигурой, он удивительно красив. Не смотря на то, что герой не отличается особым умом, он в совершенстве владеет наукой соблазнения. Важно отметить тот факт, что автор многократно упоминает в различных эпизодах особенную красоту молодого человека. Как известно любимые персонажи у Л. Н. Толстого имеют непривлекательную внешность, их красота – в душевных качествах, в моральной позиции. Привлекательная внешность Анатоля ни что иное как контраст с его внутренним миром, пустым и чёрствым. Любовь – чувство, которое Анатоль никогда не испытывал, в этом смысле он нравственный инвалид.

Для героя флирт и ухаживания за девушками такая же игра, как и карты – результат может быть разным, Анатоль увлечён самим процессом. Молодые неопытные девушки влюбляются в него с первого взгляда, в их число попала и наивная Наташа Ростова. К счастью, Марья Дмитриевна узнаёт о том, что Наташа решила сбежать с Анатолем (который, как выясняется, скрывает то, что он женат на полячке) и спасает девушку от позора. Анатоль вынужден уехать из Москвы, расставание с Наташей он переносит легко.

Лучший друг Анатоля Курагина – Долохов, он всегда поддерживает товарища в кутежах, пьянках и драках. Анатоль, по замечанию автора, не просто “дурень”, а буйный, “беспокойный” дурак. Будучи в подпитии, он стремится к разрушению – ломает вещи, бьёт стёкла, лезет в драку. Характеристика героя такова: “Он не пропускал ни одного кутежа у Долохова и других весельчаков Москвы, напролет пил целые ночи, перепивая всех, и бывал на всех вечерах и балах высшего света…”.

В Петербурге Анатоль славился теми же “подвигами” и имеет репутацию прославленного повесы и кутилы. Природа не наградила его умением вести красноречивые разговоры, петь, танцевать, ему чуждо искусство. Анатоль влюблён в собственную персону, самодовольство и самолюбование особенно свойственны его натуре.

Жизненные принципы и судьба Анатоля Курагина

Твёрдых жизненных принципов у героя нет: он наслаждается жизнью, сплошным весельем, отсутствием ответственности перед кем бы то ни было. Именно это служит причиной того, что Анатоль доволен жизнью, он не печалится о прошлом и не беспокоится о будущем… Герой абсолютно уверен, что он хороший, добрый человек: “в душе своей он считал себя безукоризненным человеком, искренно презирал подлецов и дурных людей и с спокойной совестью высоко носит голову…”. Ему не свойственно стремление к самопознанию, раскаяние или самобичевание. Он просто живёт подобно любому эгоисту, переступая через чувства окружающих.