Из всего обилия русских народных сказок можно выделить, как минимум три, которые каждый из нас уж точно помнит наизусть. Безусловно, это «Курочка Ряба», «Колобок» и «Репка». Знают-то эти сказки все, а вот понимают ли?

Этим вопросом я озадачился после того, как обнаружил в Интернете обилие статей с пугающими названиями вроде «Анализ русской сказки «Курочка ряба» в теории объектных отношений», или ««Колобок». Буквальная, архетипическая, натуральная, ритуальная и этимологическая интерпретации». И ладно бы это были шуточные или художественные интерпретации, так нет – пишут типа научно, на полном серьезе да еще зачастую на 50-100 тыс. знаков. Обилие сего заумного бреда заставляет задуматься над тем, как же странно устроены мозги отдельных представителей интеллигенции.

Ну что же, давайте посмотрим – какие загадки (настоящие и мнимые) скрывают эти три популярные сказки.

«Курочка Ряба, где твоя баба?» (П. Мамонов)

Каждый, кто всерьез заинтересуется нашими народными сказками, никогда не пройдет мимо академического издания.... Александра Николаевича Афанасьева – русского последователя братьев Гримм. Именно он впервые собрал, систематезировал и опубликовал собрание нашего сказочного наследия. Первые сборники выходили еще в 1860-х годах, а полное собрание было напечатано в 1873-м.

Надо сразу отметить, что народное творчество в отличие от авторского не склонно иметь один вариант одной и той же истории. Обычно вариантов много, и они порой сильно отличаются от того, который позже признают каноническим и печатают в популярных изданиях. То же и с «Курочкой-Рябой».

У Афанасьева сказка называется просто «Курочка» и звучит совсем по-другому. Во-первых, ни о каком золотом яйце речи в ней нет. Курочка сносит простое яичко, которое тут же разбивает мышка. После чего начинается настоящий конец света. Дед и баба, как и положено, рыдают, а вот их внучка с горя... вешается. После чего весть о разбитом яйце по цепочке разносится по селу, просвирня ломает и бросает просвиры, дьячок «побежал на колокольню и перебил все колокола», а поп рвет книги.

Понятно, что здесь сказка повествует о глупых людях, которые из-за пустяка впадают в панику – такой народный «черный юмор».

Однако Афанасьевскими вариантами сказка не исчерпывалась, и в итоге классическим стал пересказ известного педагога К. Ушинского, напечатанный в его хрестоматии «Родное слово». Здесь уже наличествуют все составляющие – и золотое яйцо, которое не поддается деду с бабой, но разбивается мышкой, и обещание Курочки-Рябы снести простое яйцо взамен золотого.

Именно на этом варианте и обтачивают зубы современные «исследователи». Таинственность сказки они усматривают в якобы абсурдных действиях, и задаются следующими вопросами:
1) Зачем дед с бабой бьют золотое яйцо?
2) Почему разбить яйцо удается мышке?
3) Почему, когда мышка, по сути, исполняет их желание – они не радуются, а плачут?
4) Зачем Курочка обещает им снести простое яйцо, а не золотое взамен разбитого?

После чего начинаются рассуждения о космогонических мифах, где мир рождается из Мирового яйца, о мыши, которая является «духом предков» и волшебной помощницей. Пишут и покруче.

И. Флерова «Славянские корни русского духа»:
«...Оно упало не из-за мышкиного хвостика, а от пренебрежения к сокровищу. Потеряли благоговение, оно и разбилось. Не так ли и в нашей жизни? Все разрушается при небрежении: любовь, здоровье, знания, Родина, язык, воздух, реки, растения, животные. Все гибнет».

М. Черненко ««Курочка Ряба» и «Репка»»:
«Мышка – это не просто аллегория в виде животного. Это символ мысли, той божественной мысли, которая приходит внезапно, придаёт толчок в застоявшихся делах, вдохновляет на подвиги. Это провидческий или божественный импульс, который Всевышний посылает нашим людям в трудную минуту».

М. Вигдорчик «Анализ русской сказки «Курочка ряба» в теории объектных отношений»:
«Золотое яйцо, снесенное курицей – это символ ребенка, имеющего особую значимость для его родителей. ...дед и баба бьют яйцо. Бьют – воспитывают, пытаются привести яйцо в соответствие со своими представлениями и горечь разочарования наступает, когда в один момент некая «мышка» достигает того, чего они не могли достигнуть сами в отношении яйца. Кто же она, эта мышка? И ее символическое значение и ее действия (вильнуть хвостом) указывают на то, что это женщина (сноха), которая воспринимается родителями сына как соперница, легкомысленно себя ведущая. Утешение же могут родители найти только в оставшейся у них «Курочке Рябе» и ее детородной функции».

Психолог Е. Веременко:
«Если именно «Курочка Ряба» запала в душу, во взрослой жизни у человека могут появиться такие черты как жадность, накопительство, склочность, он может противиться определенным нормам и правилам. Или наоборот, становится педантом, стремится выстраивать жизнь по придуманным самим собою нормам и правилам».

Думаю, достаточно. После прочтения подобных опусов я подумал, что, либо у авторов не все дома, либо они живут по принципу – «Не хочу, чтоб было просто, а хочу, чтоб было сложно». Я провел свой небольшой опрос среди самых обычных знакомых, не отягощенных столь глубокой «эрудицией». И почти все они прекрасно понимали, в чем суть сказки о золотом яичке. Ясно же, что дед и баба хотели кушать и о ценности золота не подозревали. Разбить золотую скорлупку нелегко. Мышка – это конечно же сказочное забавное допущение – эвон какая маленькая и слабая, а яичко разбила (кстати, мышь в сказках часто решает проблемы). Понятно, что мышь разбила яичко совсем не так, как было надо – с пола содержимое яйца никто есть не будет. И понятно, что видя, что дед и баба ничего в золоте не смыслят, Курочка обещает больше не экспериментировать и снести полноценную калорийную пищу.

Объясните, что тут сложного? Нет тут никакого «экзистенциального абсурда», а есть шуточный рассказ о разном восприятии разных ценностей. Помните, как Робинзон, найдя сундук с золотом, горестно восклицал: «И зачем ты мне на необитаемом острове?».

Конечно, напиши народ сказку, как это в ироничной форме предложил сделать Е. Клюев, никаких бы вопросов не возникло.

«А вот представим себе:
«Жили себе дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко – яичко не простое, а золотое. Обрадовался дед. Обрадовалась баба. Взяли они яичко и понесли на рынок. И там за это золотое яичко продали им десять тысяч простых. Сто яичек они съели, а остальные протухли».
…Чудная сказка! Я дарю ее моему знакомому: пусть рассказывает своим внукам и правнукам про оборотистых деда и бабу».

Кстати, в 1920-е годы, когда вокруг жанра сказки еще шел спор – вреден он советскому ребенку или полезен – на почве «Курочки-Рябы» даже сцепились две организации – Деткомиссия при ГУСе и Комиссия при Главсоцвосе. Первая была против включения сказки в круг детского чтения – мол, ребенку надо давать правильные представления о мире. Вторая резонно отвечала: «Сказка «Курочка Ряба» помещена в ряде книг для чтения, предназначенных для первых классов сельских школ. Дело педагогов объяснить детям, что золотых яиц куры не несут, и деревенские дети сами это прекрасно знают».

Как оказалось, объяснять смысл простейших сказок надо не только детям...

Тимергалина Айгуль Ямиловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 с.Аскино
Населённый пункт: РБ, Аскинский район,с.Аскино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Театрализованное представление сказки"Курочка Ряба на новый лад"
Дата публикации: 14.02.2018
Раздел: начальное образование

Театрализованное представление

Ведущий: - Здравствуйте, дети, уважаемые коллеги, гости! Мы рады снова видеть

Вас! Каждый из нас любит сказки: и вы - дети и даже мы - взрослые.

Ведущий. Сегодня разговор у нас пойдет о сказке. Для нас давно стало

привычным существование автомобилей, самолетов, космических кораблей. Захотел

перенестись на край света - включи телевизор, и на экране появятся ландшафты

Африки, джунгли Амазонки, белый медведь на льдине. Люди создали больше чудес,

чем сказочные герои.

Но почему сказка остается все такой же милой и родной? Почему до сих пор

сочиняют сказки? Дело в том, что все взрослые когда-то были детьми, а детям

обязательно рассказывают сказки. И что бы мы ни изобрели, куда бы нас не занесла

судьба, сказка останется с нами. Сказка родилась с человеком, и покуда жив человек,

будет жива и сказка. Она - светлячок перед сном в колыбели и для малого, кто

слушает, и для старого, кто сказывает.

Сегодня вам, ребята, предстоит еще раз встретиться со сказкой.

Раскроем занавес-вуаль,

И перед нами на мгновенье

Раздвинул ветви чудный лес.

Мы, задержав слегка волненье,

Войдем в мир сказок и чудес.

В этом зале ожидают нас сегодня чудеса.

(Звучит мелодия и появляется Баба-Яга)

Баба Яга

Берегись! Разойдись!

Везделет, остановись!

Что за сборище у вас

В неурочный зимний час?

Здравствуйте, миленькие!

Здравствуйте, сладенькие!

Узнали вы меня?

Да, я Бабушка-яга! Мне 300 лет,

Я злая и вредная,

Ведущий : Бабушка -яга, да и вовсе ты не злая и не вредная. Помоги нам в сказку

Баба-яга: Ах, в сказочку захотели?

Ишь какие? А вот отгадаете мои загадки и тогда подумаю.

(Баба-яга загадывает загадки)

1.Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети?(семеро козлят)

2.Была она артисткой

Прекрасной, как звезда,

От злого Карабаса

Сбежала навсегда. (Мальвина)

3. Вот совсем нетрудный,

Коротенький вопрос:

Кто в чернилку сунул

Деревянный нос? (Буратино)

4. Человек немолодой

Вот с такущей бородой.

Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину,

И вообще для всех людей

Он отъявленный злодей.

Знает кто-нибудь из вас

Кто же это? (Карабас)

5.Чуть больше ноготка.

В кроватке из ореха

Девочка спала.

И такою маленькой

Милою была.

Ты читала такую книжку?

Как зовут эту малышку? (Дюймочка)

6.Дюймовочки жених слепой

Живет все время под землей. (Крот)

7.В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.(Красная Шапочка)

8. Она была подружкой гномов

И вам, конечно же, знакома. (Белоснежка)

9. Скорей бы приблизился вечер,

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал!

Никто во дворце не узнает

Откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь.(Золушка)

10. Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же их дочурку звали? (Снегурочка)

11.Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка (Снегурочка)

12. Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

13.Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три поросенка)

14. Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор… (Айболит)

15. Этот сказочный герой

С хвостиком, усатый,

В шляпе у него перо,

Сам весь полосатый,

Ходит он на двух ногах,

В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)

16.Оказалась девочка

В чашечке цветка

И была та девочка (Дюймовочка)

17.Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне (Емеля)

18.Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше. (Карлсон)

19. В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рожден. (Гадкий утенок)

20. На снежных санях Королева

По зимнему небу летела.

Коснулась мальца, невзначай.

Холодным, недобрым стал.. …(Кай)

(Звучит мелодия «Русская народная песня»)

Представление сказки "Курочка Ряба на новый лад"

Девчонки и мальчишки

Рад приветствовать я вас

В этот светлый добрый час.

Что ж, садитесь по местам

Сказку расскажу я вам

Жили-были баба, дед

Во деревне много лет.

Как в народе говорили

Жили, вроде, не тужили.

Бабка в огороде с тяпкой

Целый день все полет грядки,

Дед косой с утра махает -

Скучно старым не бывает.

Поют частушки

Бабка: Огурцы полью, морковку,

Помидорчики, капусту,

Если летом не лениться,

То зимою будет вкусно.

Дед: Я возьму-ка свой топор

Дров побольше наколю,

А когда зима придет

Печку жарко натоплю.

Курочка, звалася Рябой.

Курочку они любили

И кормили, и поили

Хорошо живется Рябе

Ряба: Вот спасибо деду, бабе.

Дед: Кушать, баба, не пора

Ничего ни ел с утра

солнце высоко, гляди

Баба: руки мой, да в дом иди

Все готово у меня:

Каша, щи, да пироги

Молока налить парного?

Или квасу? Сам гляди.

Дед: хорошо нам здесь живется

все своё едим и пьем.

Воздух свежий, солнце светит

хорошо мы здесь живем!

(Курица кудахчет)

Баба: Что-то Рябушка кудахчет

Дед: Так пойди, да погляди

Баба: Дед, выйди на крыльцо!

Ряба нам снесла яйцо!

Дед: Ну, снесла, какое дело!

Что ты, баба, обалдела!

Баба: Да яйцо-то непростое

А, гляди-ка, золотое!

Не мечтали о таком!

Как же быть с таким добром?

Дед: Стало быть мы - богачи

Баба: Тише, тише, не кричи!

А быстрей пошли-ка в дом

Окна, двери, все кругом

Закрывай-ка на крючок

И об этом, цыц, молчок.

Это вам аль не наука?

Что ж, теперь пенсионеры

Стало быть, - миллионеры!

Баба: Погляди, горит, как жар

Дед: Не случился бы пожар

Баба: Ой, горит, слепит глаза

Дед: Чудеса!

Баба: Да! Чудеса!

Дед: Ты в сундук запри его!

Стук в дверь

Баба: Нету дома никого

Ишь, соседей, как назло

Ненароком принесло

Ты поди запри засов

Да спустить бы надо псов.

В город я, старик, поеду

Там базар бывает в среду

Богатеев много там

Им яичко я продам!

На пальто себе добуду

Я сибирских соболей

Вот обновок накуплю я

Разных юбок сорок штук

Шаль в цветочках голубую

До краёв набью сундук

Дед: Что ты мелешь небылицы!

Ишь, сыскалась молодица!

Наряжаться в разный хлам!

Нет уж, если мы богаты

Я построю вместо хаты

Трёхэтажные палаты

И беседки по углам.

Баба: Наказанье с глупым мужем

Что ты, старый, не блажи!

Мы живём других не хуже

Ни к чему нам этажи!

А за эти за беседки

Засмеют тебя соседки!

Дед: Пусть смеются, мне не жалко!

Баба: Да уймись ты, не кричи

Вот огрею тебя скалкой

Дед: Слышь, ты, баба, замолчи!

Я хозяин или нет!

Баба: Ох, не мил мне белый свет!

Да друг с другом поругались.

Разошлися по углам…

(Появляется мышка, берёт в лапки яйцо, обнюхивает его.)

Мышь: Мне бы сыра! Я ведь мышь!

(Бабка, увидев мышь, бежит к столу и кричит))

Баба: Брысь, злодейка! Кыш-кыш-кыш!

(Мышка бросает яйцо вниз и прячется.)

Баба: Ой, разбилось! Ой, разбилось! Дед сюда!

Дед: Да, что случилось?

Баба: по столу бежала мышь

Только я сказала: «Кыш!»,

Как она хвостом махнула

Всё вверх дном перевернула

И яичко покатилось…

И разбилось! Ой, разбилось!

Дед: Ух, злодейка! Ох, беда!

Не прощу ей никогда!

Вот несчастье приключилось!

Ох, разбилось! Ох, разбилось!

Вместе: Ох, не мил нам белый свет

(Появляется курочка)

Ряба: Что ты, баба, что ты, дед?

Дед: Ряба, веришь или нет!

По столу бежала мышь

Бабка ей сказала: «Кыш!»,

А она хвостом махнула

Всё вверх дном перевернула

И яичко покатилось…

Вместе: Покатилось, да разбилось!

Ряба: Вы не плачьте, дед и баба,

Это вовсе не беда

Ну, разбилося яичко -

Это право, ерунда!

Разве раньше плохо жили?

с тобой, баба, с тобой, дед,

жили - вроде не тужили,

без богатства столько лет

счастье вовсе ведь не в этом,

что богат ты или нет!

Дед: хватит, баба, слезы лить!

Ряба правду говорит

Ну и что мы затужили

От чудес одна беда!

Будем жить, как прежде жили,

И работать, как всегда!

Баба: И шубёнку справить можно

И подправить можно дом

Дед: Только то, видать, надёжно

Что даётся нам трудом.

Баба: раз у нас такая доля,

что крестьянский мы народ

прополю пойду картошку,

да полью свой огород!

дед: я дровишек наколю,

да баньку жарко натоплю.

не устану говорить

хорошо в деревне жить!

Дед: Открывай, старуха, двери

Что нам прятаться теперь?

Эй, соседки!

Баба: Эй, сосед!

Забывать друзей не след!

Заходите на часок,

У меня хорош квасок,

И соленья, и варенья,

Вместе: Заходите без стесненья!

Ведущий: "Для чего нужны нам сказки?"

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

Начинают говорить.

В сказке все бывает честно:

И начало, и конец.

Смелый принц ведет принцессу

Неприменно под венец.

Белоснежка и русалка,

Старый карлик, добрый гном-

Покидать нам сказку жалко,

Как уютный милый дом.

Прочитайте сказки детям!

Научите их любить.

Может быть,на этом свете

Станет легче людям жить.

Баба-яга:

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Все вместе:

Говорим вам: "До свиданья! До счастливых новых встреч!"


Подобный материал:
  • Конспект досуга фольклорная сказка «Курочка Ряба» , 28.75kb.
  • Жили-были дед да баба. Была у них курочка Ряба… Замечательная сказка! Ловко сложена , 116.29kb.
  • 1 слайд. «Жили, были…», «В некотором царстве…» начинается сказка, начинается жизнь. , 74.75kb.
  • Театрально – речевой мини – проект по мотивам русской народной сказки курочка Ряба , 74.74kb.
  • Сценарий экологической сказки «Курочка Ряба на новый лад» , 65.85kb.
  • Сказка повествовательный фольклорный жанр, он характеризуется своей формой бытования. , 665.04kb.
  • Не какая-то там обезьяна, которую прочат нам в предки, не собака друг человека, а именно , 47.47kb.
  • Комплексное питание в ресторане «Зимняя сказка» 2011/2012 , 38.84kb.
  • Зачем добрым молодцам сказки с намеком на ложь , 111.77kb.
  • Журнал издается с 1991 , 2949.78kb.

Городская научно – практическая конференция

«Первые шаги в науку»

Исследовательская работа на тему

«Курочка Ряба – сказка с намеком? (научно-развлекательный журнал)»

Секция: информатика

Бобровская Наталия Сергеевна

Россия, г. Тольятти,

МОУ гимназия № 39, 5 «В»

Научный руководитель:

Малышева Елена Юрьевна, доцент кафедры информатики ТГУС

Учитель

Осипова Светлана Леонидовна, учитель информатики

Тольятти 2008

  1. Введение

Я, как и все дети, люблю сказки и компьютер. Практически любая сказка таит в себе скрытый смысл, который бывает, неясен и непонятен не только детям, но и взрослым. Я взяла сказку «Курочка Ряба», чтобы попытаться понять, какой в ней может быть смысл у разных народов. И, чтобы было интересно, собранный материал представила в виде научно-развлекательный мультимедийного журнала на компьютере.

Основной проблемный вопрос , который был поставлен – это какой смысл в сказке и совпадает ли он у разных народов и у разных категорий людей. Мне хотелось выяснить, какие варианты сказки есть у русских, белорусов, украинцев, остается ли основное содержание её неизменным, есть ли современные варианты сказки.

Чтобы ответить на эти вопросы я обратилась, прежде всего, к среде ВИКИ, и нашла в Википедии много интересных изложений сказки. Так возникла идея, собрать и сгруппировать информацию, сделать выводы и, используя технологию Flash, создать мультимедийный журнал, который потом разместить на школьном сервере и на школьном портале.

Цель данного проекта – создать научно-развлекательный мультимедийный журнал, в котором представить варианты сказки «Курочка ряба» и ее смысл.

Задачи проекта:

  • разыскать и сгруппировать варианты изложения сказки у различных народов;
  • взять интервью у различных категорий населения (служащих, инженеров, попутчиков, учащихся);
  • спроектировать электронную версию журнала и используя Flash-технологию, создать мультимедийный программный продукт.
  1. Курочка ряба – глазами детей и взрослых

    1. Как я представляю сказку в анимации

В разделе «Мультфильм» представлено классическое изложение русской народной сказки. Некоторые рисунки созданы в стандартном графическом редакторе Paint, некоторые на бумаге, а некоторые прямо во FLASH. По мотивам сказки в качестве приложения сделана игра, которая будет интересна дошкольникам.

На рисунках - внешний вид меню журнала, первого кадра анимированной сказки и кадры игры.

    1. О сказке и вариантах сказки

Общую информацию о сказке можно посмотреть из журнала по кнопке «О сказке». Выяснилось, что сказка имеет свой международный классификационный номер, а тот сюжет, который мы знаем – сокращенный детский вариант (из Википедии). Материал представлен в виде html-документа и имеет ссылку на дополнительный материал из викиучебника.

В разделе «Версии сказки» собраны варианты сказки, представленные в Интернете и в среде ВИКИ различными народами – русскими, украинцами, белорусcами и сказка современного автора в нескольких вариантах.

Если сравнить содержание сказок разных народов, то оно отличается только в деталях. Во всех вариантах присутствует повторение, концовки иногда отличаются.

Все версии представляют собой html-документы, которые открываются по гиперссылкам

    1. Интервью или мнения детей и взрослых

Как понимают смысл сказки дети и взрослые, я выясняла через интервью, предварительно подготовив текст вопросов.

Вопросы такие:

  • Как курочка Ряба, смогла снести золотое яйцо?
  • Зачем дед и баба били золотое яйцо, а не пошли на базар и не продали его?
  • Предположим дед и баба очень хотели есть. Зачем тогда они не сварили яйцо, а стали бить сырое об стол?
  • Почему яйцо не разбилось когда его били дед и баба, а когда мышка вильнула хвостиком, оно упало и разбилось?
  • Курочка случайно снесла золотое яйцо или специально, что бы дед с бабкой не смогли его разбить?
  • Какой философский смысл в этой сказке?
Интервью в журнале представлено в формате html и подключено к первой странице через гиперссылку.

На вопросы отвечали ученики музыкальной школы, где я учусь, мои одноклассники, преподаватели университета, где работают мои родители, попутчик в поезде, когда я ездила летом отдыхать.

Ответы на вопросы можно просмотреть по гиперссылкам

Я опросила 14 человек и попробовала сгруппировать их мнения. Выяснилось, что на некоторые вопросы мнения почти совпадают, а на другие распадаются на группы.

На основной вопрос - «Какой философский смысл в этой сказке?» - почти у каждого свое мнение или его вообще нет.

Анализируя ответы, можно сделать вывод, что мнения о сказке практически не зависят от профессии и возраста, а на вопрос о философском смысле (намеке) сказки мнение у каждого свое. Хотя в целом можно сказать, что к сказке и взрослых, и – детей объединяет одно – сказка сказкой, но в ней намек – будьте умными, внимательными, не жадными и рассудительными.

Игра построена так же по мотивам сказки «Курочка Ряба». Она включает в себя 5 этапов.

Первый – успеть щелкнуть курочку Рябу, которая появляется в разных местах экрана на 1-2 секунды.

Второй этап – навести прицел на летящую с яйцом ворону и нажать клавишу «Пробел».

Третий этап – поймать яйцо, падающее по сложной траектории.

Четвертый этап – провести мышь через лабиринт, не задев стенки.

Пятый этап – щелчком убрать с экрана яйца в заданной последовательности.

Внешный вид сцены каждого этапа игры представлен в приложении.

Делая эти маленькие игры я научилась

  • управлять курсором мышки,
  • определять нажатые клавиши на клавиатуре,
  • определять столкновение одного объекта с другим,
  • программировать события, связанные с кадрами, нажатием клавиш на клавиатуре, щелчком мыши.
    1. Об авторе

Страничка журнала об авторе содержит краткие сведения обо мне и моих увлечениях.

  1. Выводы

  • При обработке данных интервью выяснилось, что по некоторым вопросам мнения людей совпадают, а по другим распадаются на группы
  • На основной вопрос почти у каждого свое мнение или его вообще нет
  • Сюжет в сказках (не считая детской) один и тот же, отличия в подробностях и концовках
  • Создание анимационного журнала с играми требует умения программировать события, связанные с кадрами, клавиатурой, мышью
  1. Литература

  • 100% самоучитель macromedia Flash MX: [учеб. пособие] / под. ред. Б. Г. Жадаева.-M.: ТЕХНОЛОДЖИ – 3000, . – 544 с.
  • Macromedia Flash MX. Создание игр с помощью ActionScript. Пер.с англ. – М.: ДМК Пресс, 2003.- 576с.
  • Рихард Айзенменгер. HTML 3.2/4.0/ Справочник / Пер. с нем. – М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998. – 368 с.
  • ru.wikipedia.org/wiki/Курочка_Ряба_(сказка)
  • www.bayushki.ru/tales_russian_ryaba.htm
  1. Приложения



Сцена первого этапа игры.



Сцена второго этапа игры.



Сцена третьего этапа игры.



Сцена четвертого этапа игры.



Сцена пятого этапа игры.

2.Курочка ряба – глазами детей и взрослых 4

2.1.Как я представляю сказку в анимации 4

2.2.О сказке и вариантах сказки 4

2.3.Интервью или мнения детей и взрослых 5

3.Выводы 9

4.Литература 9

На самом деле была не совсем такой, как нам в детстве рассказывали, а немного посложнее. Она - образец "цепочной" сказки. В разных областях бытовали разные варианты. Так что и вы решайте, какую лучше рассказать своим детям.

Полтавская обл.
Дид и Баба


Дид плаче, баба плаче, ворота скрипять, сорока стрекоче.
Полетила сорока, сила на дубочку. Питае дуб сороки: "Чого ты стрекочешь?", "Ей дубе, дубе. Коли б ты знав, то б и листья поопускав. Дуб листье попускав".
Був соби дид и баба. Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла, баба хижу мила, яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче, ворота скрипять, сорока стрекоче, дуб листье поопускав.
Прийшов бычок. Бычок питае: "Чого ты листья поопускав?" "Як бы ты знав, то ты б и рыужки позбывав".
Був соби дид и баба. Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла, баба хижу мила, яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче, ворота скрипять, сорока стрекоче, дуб листье попускав,бычок рыужки позбывав.
Пошел бычок до воды. Вода питае: "Чого ты рыужки позбивав?" "Ей водо, водо, як бы ты знала, то ты б кровавою стала".
Був соби дид и баба. Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла, баба хижу мила, яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче, ворота скрипять, сорока стрекоче, дуб листье попускав,бычок рыужки позбывав, вода кровью стала.
Прийшла наймичка попова по воду: "Водо, водо, чого ты кровью стала?" "Дивко, дивко, як бы ты знала, то ты б и видра побыла".
Був соби дид и баба. Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла, баба хижу мила, яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче, ворота скрипять, сорока стрекоче, дуб листье попускав,бычок рыужки позбывав, вода кровью стала, наймичка видра побыла.
Пришла наймичка до дому. Пыуп питае: "На що ты видра побыла?" "Ей попе, попе, як бы ты знав, то ты б усе з церквы повыкидав".
Був соби дид и баба. Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла, баба хижу мила, яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче, ворота скрипять, сорока стрекоче, дуб листье попускав,бычок рыужки позбывав, вода кровью стала, наймичка видра побыла, пыуп усе з церкви повыкидав.
Прийшов пыуп до поподди. Поподдя пытае: "Попе, попе, на що ты з церквы повыкыдав?" "Ой попаддя, попадя, як бы ты знала, то ты б проскуры повыкидав".
Був соби дид и баба. Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла, баба хижу мила, яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче, ворота скрипять, сорока стрекоче, дуб листье попускав,бычок рыужки позбывав, вода кровью стала, наймичка видра побыла, пыуп усе з церкви повыкидав, попаддя проскурыц повыкидав.

(М. Борисполь, Переяславского у., Полтавской губ. Чубинский. Труды этнографически-статистической экспедиции в Зап.-Руск. край. М-лы и исл-ия, собранные Чубинским. Т.2 Малорусская сказка. СПб. 1878 отд. 1, 2)

Саратовская обл.
Дорогое яичко

Жили старик со старухой. И была у них
курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко.
Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Попова дочь за водой пошла, вёдра разбила, пришла домой без воды.
Попадья спрашивает: "Что ты дочь, без воды пришла?" Она рассказывает: Какое на меня горе, какое на меня великое: "Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, вёдра разбила, коромыс разбила. Хоть ты попадья покидай с горя пироги за окошко!"
Попадья с горя и выкинула пироги за окошко. Поп идёт: "Что это ты, поподья, делаешь?" А она отвечает: "Какое на меня горюшко, какое на меня великое. Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, вёдра разбила, коромыс разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко. А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!"
Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять. Вот какое яичко-то дорогое!

(Сказки Саратовской области. Саратов, 1937. Стр. 147-148).

Воронежская обл.
Курочка рябушка

Жили были дед и баба. И была у них курочка рябушка. Курочка была не простая, значит, и несла яички золотые. Вот снесла рябушка золотое яичко, крупное такое, любо смотреть. Увидел яйцо дед и зовёт бабушку. Стали они хвалить курочку рябушку. А потом дед и говорит: "Наддать-то яичко на хорошее место положить, чтобы видно было. Ну, и положили. Положили и не налюбуются. Весь день любовались. А у бабушки с дедушкой был кот мурлыкушка, очень до мышей злой. И вот когда дед с бабушкой легли спать, стал мурлыкушка за мышкой бегать. Съесть её удумал. Мышка и туда и сюда - некуда от кота не денешься. Увидала она яичко, хотела за него спрятаться - и нырь на полку. А яичко на полке не удержалось и на пол упало и разбилось. Утром встают дед и бабушкой. Дай, думают, на яичко полюбуемся. Глядь, а яичка на полке нет. Валяется на полу и разбито всё как есть. Заголосили дед и бабушка и пошли жалиться к рябушке. А курочка им и говорит: "Не плачь, дед, не плачь, бабушка! Снесёт вам курочка рябушка другое золотое яичко, лучше прежнего".

(От Даньшиной Натальи Михайловны (1892), с. Красовка, Грибановского р-на, в 1969г.//Народная сказка Воронежской области. Современные записи. Воронеж 1977 под. ред. Кретова. Стр. 17, № 1.)

Вологодская обл.
Был старик, да старуха

Был старик, да старуха. А у них была пестра курочка. Снесла яичко у Кота Котофеича под окошком на шубном лоскуточке. Глядиька, мышка выскочила, хвостом вернула, глазком мигнула, ногой лягнула, яйцо изломала. Старик плачет, старуха плачет, веник пашет, ступа пляшет, песты толкут. Вышли на колодец за водой поповы девки, им и сказали, что яйцо изломали. Девки вёдра изломали с горя. Попадье сказали, та под печку пироги посадила без памяти. Попу сказали, поп-от побежал на колокольню, в набат звонить. Миряне собрались: "Что же сделалось?" Тут между собой миряне стали драться с досады.

(Соколовы, 142. От Елезаветы Пантелеевны Чистяковой, д. Покровская, Пунемской волости, кирилловского уезда, Новгородской губ.)

Украинский сюжет
Черниговская обл.
Курица Ряба

Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое - золотое. Дед бил, бил - не разбил. Баба била, била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: - Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое!

Рябонька Курыця

Жыв дид, да баба. У дида була курыця рябенька. Курыця на яечко, а мышь на оконце искочила, хвостиком матнула, яйце упало и розбилось. Стали воны плакать. Курыця знесла ще яйце; тоды курица через два дни пропала.

(с. Плоское, нежинского у. Черн. г.).

Харьковская обл.
Про курочку рябу

Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив - не разбив, баба била - не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять.
Стоит дуб. "Двери, двери, що вы рыпите?
"Поспускай гилля, так скажу. Дуб и поспускав гилля.
"Як же, кажуть, нам не рыпыты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив - не разбив, баба била - не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав.
Иде баран воды пыты: "Дубе, дубе, що ты гилля поспускав?" "Збый соби рогы, так скажу. Вин взяв и позбывав.
"Як же мени не поспускаты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив - не разбив, баба била - не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля позбивав. Баран рогы збыв.
Прийшов баран до рички.
"Баран, баран, щ ты рогы позбывав? "А стань кривяною, так скажу. Ричка кривяною стала. "Як же мени рогы не позбываты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив - не разбив, баба била - не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Баран рогы збыв. Ричка кривяною стала.
Приходе до рички попова дивка тарилок баныты: "Ричка, ричка, чого ты кривяною стала?"
"А побый отту посуду, так скажу. Дивка и побыла.
"Як же, каже, мени кривяною не статы: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив - не разбив, баба била - не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Баран рогы збыв. Дивка посуду побыла.
Прийшла дивка до дому, а попадя саме дижу ученила. "Чого ты, пыта, посуду побыла?
А поразкыдайте цю розчыну по хати, так скажу. Поразкыдала попаддя розчыну, дивка и каже:
"Як же мени не побыты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив - не разбив, баба била - не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Баран рогы збыв. Дивка посуду побыла. Попаддя розчыну по хати поразкыдала.
Приходе пип: "Що це ты наробыла?
"А одриж косу, так скажу. Пип узяв, так и одризав.
"Як же мени не розкыдаты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив - не разбив, баба била - не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Дуб гилля позбивав. Баран рогы збыв. Дивка посуду побыла. Матушка розчыну по хати порозкыдала. Пип косу одризав.

(Манжура И. И. Сказки, пословицы и т. п. записанные в Екатеринославской и Харьковской губ. Сборник Харьковского филологического общества. Т. 3, вып. 2 Харьков. 1890.)

Белорусский сюжет

Жили были дед, да баба. И была у них курочка ряба. И снесла курочка яечка. Дед бив, бив, бив - не разбив. Баба била, била, била - не разбила. Надо яйки складать в лукошко, а воны - на вокошко. Не завернули у трапицу, положили на полицу. Бегла мышка (а их страсть сколько было!) по полице, хвостиком крутанула (жест рукой), яечка задела. Яечка покатилось, покатилось - бах, тарарах! И разбилось. Баба плачит: "А-а-а, а-а-а, а-а!" (высоким голосом). Дед плачит: "У-ы-ы! У-ы-ы! У-ы-ы! (басит). А курочка бегаить: Куды-куды! Куды-куды! Не плачьте, дед с бабой! Я снесу вам яечко такое, такое: "Не простое яечко - золотоя! И снесла золотое яечко. Дед яго продав и купив печь, чтоб было где лечь. А к печи - трубу, а к трубе - избу, а в избу - лавцы. Завели ребят - все по лавкам сидят, кашу едят, хлеба рушають, да сказки слушають.

(Мельников М. Н. Рус. Дет. Фольклор. М., 1987).