Консультация для воспитателей «Игровые приемы при автоматизации звуков»

-Учитель-логопед МДОУ №31 Матвеева Ю.Н.

Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Я часто задаю себе этот вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто механически проговаривать материал.

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи дошкольников. Цель игровых комплексов: с помощью игровой мотивации облегчить и процесс автоматизации звуков в речи детей.

Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику.

Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

Повысить познавательную активность и работоспособность детей;

Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

Увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Работа над автоматизацией звуков я веду поэтапно от простого к сложному: Сначала в слогах, словах, предложениях, в связной речи и в спонтанной речи.

Наиболее сложной в работе с детьми является автоматизация слога. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з – комарик звенит, р-р-р – собака рычит), то слог для дошкольника – весьма абстрактное понятие.

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя картинный материал. По моему мнению, использование игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.

А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

Чтобы научиться хорошо, правильно говорить звук нужно подружить со своим язычком, тогда он будет послушным, и будет чётко проговаривать все звуки. Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков я провожу сказки-игры о “Весёлом Язычке”. 5-ти и 7-ми летним детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения. Для этого я использую “Сказки о Весёлом Язычке” и наглядное пособие “Весёлый Язычок”.

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я использую:

“Волшебную палочку”, которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз.

Упражнения “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз:

РА-РА-РА-РА-РА, РО-РО-РО-РО-РО РУ-РУ-РУ-РУ-РУ, РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ

РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

Аналогично выполняется упражнение “Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

Игры “Гласные звуки пришли в гости к согласному”, когда “звуковые человечки” встают рядом и получается слог (дети самостоятельно проводят синтез слога из звуков), а затем подружившиеся звуки – слоги могут пройти по “Звуковой дорожке”, встретится с другим слогом.

При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:

“Рыбалка”, в аквариуме находятся рыбки, на которых прикреплены буквы и с помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем рыбку на заданный звук. Поймав “рыбки” – слова, дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы “Кто это? Что это?”, образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими “рыбками”.

“Веер”, на каждом пёрышке которого наклеены картинки с заданным звуком. Эта игра позволяет не только добиваться правильного произношения слов, но и развивает память – нужно запомнить и повторить слова в их разных сочетаниях.

Построй домик” из кирпичиков, на которых предметные картинки с заданным звуком и со звуками близкими ему по артикуляции, позволяет проводить одновременно с автоматизацией заданного звука его дифференциацию с другими звуками. Ведь нужно выбирать только кирпичики с нужным звуком и объяснить, почему другие кирпичики не пригодились.

“Собери цветочек” (выбирая лепестки со звуком Р),

“Солнышко” (подбирая лучики со звуком Ш),

“Собери бусы” (нанизывая бусинки со звуком Л),

“Собери грибы в корзинку” (со звуком Ж),

“Украсим ёлочку”,

“Веселый урожай” (выложить название овоща или фрукта на заданный звук),

«Живое слово» - где дети - это звуки, и найти пропавший звук намного легче.

“Волшебная карусель”. Вращающаяся стрелка останавливается напротив одного из символа звуков, ребёнку нужно придумать слова, начинающиеся на этот звук, слова в которых есть этот звук.

“Магазин”. В ходе игры дети “покупают” предметы (предметные картинка) на деньги-символы звуков.

“Ворота”. Дети руками перед грудью изображают закрытые ворота. Во “двор” можно “пропускать” только слова с заданным звуком. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они “пропустили во двор” и др.

Я заметила, что очень помогают в работе по автоматизации слога и слова игры с предметами, шариками, лентами, колокольчиком, с мячами или колечками су-джок…

Кнопочки. Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбку, цветок и т.д.). Сколько кнопочек – столько повторов.

Песочные часы. Ребенок проговаривает речевой материал, пока течет песок в часах (1 или 3 минуты).

Колокольчик. Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Логопед оценивает правильное произношение звоном колокольчика.

Шарик. Во время произнесения слова дети перекладывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик.

Волшебная веревочка. Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.

Лабиринт. По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.

Заборчик. Дети рисуют вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов, слов.

Дорожка. Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов.

Узоры. Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.

Су-джок. Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.

Пирамидка. Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.

Часики. Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько показывает стрелка на часиках.

Бусы. Ребенок перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.

Счеты. Ребенок произносит слово столько раз, сколько косточек отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением косточки.

Тихо-громко. Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой – тихо.

“Разноцветные прищепки” На стене прикреплены шнурки четырех цветов. Ребенок достает из мешочка прищепку, закрепляет ее на веревке соответствующего цвета и произносит звук. Количество вариантов работы с прищепками и цветными шнурками зависит от фантазии педагога.

Работая над автоматизацией звука в предложениях, я часто использую эффективную и полезную игру “Живое предложение”, когда дети сами становятся “словами” и, взявшись за руки, образуют “предложение”. Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть “дружными” . На этом этапе автоматизации “приходят” на занятия гости, чаще почтальон, попугай Кеша, которые становятся героями игр- путешествий, игр – драматизаций и т.д. Герои всё время ошибаются – в их предложениях слова не дружат, а детям всё приходится исправлять.

Это довольно неполный перечень игр и игровых приёмов, используемых мною на логопедических занятиях по автоматизации звуков. Их количество и разнообразие на каждом занятии зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей. А польза их использования несомненна!

Применять эти игровые приемы можно как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Многие из них используются на дальнейших этапах автоматизации, способствуют развитию фонематического восприятия и могут целенаправленно использоваться при дифференциации тех или иных звуков. Все упражнения легко изменяются, с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы.

Список литературы

  1. Епифанова О.В. Автоматизация звуков: учебно – игровые артикуляционные упражнения для занятий с дошкольниками – Волгоград: Учитель, 2011. – с.3 – 16
  2. Костылева Н.Ю. Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным // Логопед. – 2008. - № 2. – с.74 – 77
  3. Флерова Ж.М. Логопедия. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – с.8 – 11
  4. Шичанина О.В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков // Логопед. – 2005. - № 5. – с. 96 - 99

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах. А это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, тогда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект.

Фонематические и фонетико – фонематические нарушения речи иногда с трудом поддаются коррекции. Автоматизация поставленных звуков часто носит длительный характер. Для поддержания интереса и повышения эффективности коррекции необходимы разнообразие форм работы с детьми и большая вариативность материала.

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С.Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук.

Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука мною используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно от простого к сложному.

При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации звуков затягивается. Ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах, словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда.

Я часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приемы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Для малышей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро утомляются.

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях. Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику.

Это позволяет решить сразу несколько задач:

  • Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  • Повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
  • Увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок естественным образом обучается, решая коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. Этому способствует и положительный эмоциональный фон игры.

Я решила объединить процесс автоматизации звуков, зачастую длительный и однообразный, с игрой, и сама создать игры по автоматизации звуков по типу знакомых и любимых детьми: домино, лото. В играх использовала предметные картинки из детских книг, журналов. Основная цель этих игр – автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Параллельно в каждой игре решаются дополнительные задачи речевого развития: развитие фонематического слуха (фонематического анализа, фонематических представлений), совершенствование грамматического строя речи, закрепление словаря, развитие связной речи. И, кроме того, достигаются общеразвивающие цели: развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщений), воображения, фантазии, умения взаимодействовать.

При использовании этих игр я наблюдаю, что учебный процесс проходит в увлекательной форме и с каким удовольствием играют дети. При этом автоматизация оставленных звуков в игре осуществляется в более сложной речевой ситуации, чем при повторении определенных слов и фраз за логопедом или воспроизведении заученных стихотворений или рассказов.

Эти игры используются и воспитателями детского сада, и родителями при закреплении соответствующих навыков.

Первоначальная автоматизация изолированного звука проводится в различных звукоподражательных играх с широкой опорой на неречевые ассоциации (например, звук С – шум воды, звук Ш – «песенка» змеи, звук З – «песенка» комарика и пр.).

На этом этапе работы для привлечения интереса детей я практикую такие игры: «Игра на пианино», «Песенка саксофона», «Звуковые дорожки», «Звуковые песенки».

Автоматизация звука в слогах.

Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

При автоматизации звука в слоге целесообразно развивать навыки фонематического анализа и синтеза. Для этого предлагаю задания на определение места звука в слоге, последовательности и количества звуков в нем, составление слога из данных звуков, преобразование слога с изменением местоположения звуков (са – ас, со – ос).

На этом этапе работы я использую такие игры: «Разрезные картинки», «Пианино», «Проведи слог по дорожке», «Слоговая лесенка», «Пальчики здороваются», «Помоги белочке» и др.

Автоматизация звуков в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова.

Для автоматизации звуков использую приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов, так же использую задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук, придумывание слов с заданным звуком. На занятиях по автоматизации звуков в словах я не ограничиваюсь только тренировкой звуков в словах, а ввожу в занятие творческие упражнения и игры, от произнесения отдельных слов перехожу к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации.

При автоматизации звуков в словах детям очень нравятся игры «Рыбалка», «Собери цветок», «Напои куклу чаем», «Построй домик», «Собери бусы», «Украсим елочку», «Что под листочком».

Для развития фонематического восприятия звуков использую игру со Звукоедом, который «похищает» звук, а дети должны спасти звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно. Это очень трудно, но доставляет детям удовольствие побыть в роли спасателей и справиться со злодеем.

Автоматизация звуков в предложениях проводится на базе отработанных слов. Вначале предлагаю предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук). Работа осуществляется либо путем повторения предъявляемого речевого материала, либо посредством упражнений на составление им предложений с опорой на предметные и сюжетные картинки, вопросы, опорные слова и схемы предложений. Это создает также условия для развития навыков языкового анализа и синтеза, т.е. определения ребенком количества и последовательности слов в предложении, места указанного слова, составления фраз из слов, предъявленных как в ненарушенной, так и в нарушенной последовательности, как в правильной, так и в начальной грамматической форме.

Работая над автоматизацией звука в предложениях, я часто использую эффективную и полезную игру «Живое предложение», когда дети сами становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложения». Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными» (согласованными). Таким образом, не только закрепляется правильное произношение звука в предложениях, но и проводится работа по профилактике дисграфии.

На этом этапе автоматизации к нам на занятия «приходят» гости, которые становятся героями игр – путешествий, игр – драматизаций и т.д.

И вот, наконец, дети довольно неплохо произносят звук в словах и в предложениях, и наступает последний этап автоматизации – в связной и самостоятельной речи. На этом этапе работы использую различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин. Эти виды работ утомительны для детей и поэтому, для того чтобы вызвать интерес, я использую пересказы и рассказы с использованием фигурок на фланелеграфе, пересказы – драматизации, стихи – драматизации.

С целью коррекции дефектов речи у детей я широко использую в своей работе дидактические игры. Ведь известно, что в игре развитие ребенка идет гораздо быстрее, чем при использовании только традиционных приемов воспитания и обучения.

На своих занятиях я всегда соединяю логопедические задания и дидактические игры с движением, что снимает нагрузку, повышает работоспособность детей, улучшает качество усвоения знаний.

Дидактические игры – эффективное средство автоматизации звуков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных звуков. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь и умение выражать свои мысли.

Игры, представленные в опыте работы, дают детям возможность применять свои знания, умения и навыки в работе над формированием правильного звукопроизношения. Основанные на методе игровой вариативности, они дают детям ощущение радости выполнения инструкции с героями и формируют у них способность добиваться максимальной четкости в произношении слов с заданным звуком и умение оценивать их качество.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием наглядно - игровых методов и приемов позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе.

Наталия Зыбкина
Игровые приемы автоматизации звуков в логопедическом сопровождении дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 89 "Умка" комбинированного вида

Консультация для педагогов ДОУ

«Игровые приемы автоматизации звуков

в логопедическом сопровождении дошкольников »

подготовила учитель-логопед

Зыбкина Наталия Александровна

Коррекционная работа над звукопроизношением делится на этапы :

I. Подготовительный этап

Цель : подготовка к постановке и автоматизации звуков речи .

1. Развитие слухового восприятия и внимания.

2. Развитие дыхания (речевого и неречевого) и голоса.

3. Развитие артикуляционной моторики.

4. Развитие мелкой моторики.

II. Этап постановки звука

Цель : формирование артикуляции, обучение произношению звуков в изолированном звучании.

III. Этап автоматизации звука

Цель : закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале.

Задачи :

Введение звука в слоги .

Введение звука в слова и фразы .

Введение звука в связную речь .

Развитие фонематического анализа и синтеза.

IV. Этап дифференциации звуков речи

Цель : дифференцировать звуки речи друг от друга .

Главным этапом при коррекции звукопроизношения является этап автоматизации . Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук . Автоматизация звуков в дошкольном возрасте направлена на выработку способности произносить звук без сознательного его регулирования, т. к. процессы саморегуляции в этом возрасте детям недоступны. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.

При тяжелых речевых нарушениях, при различных формах дизартрии этап автоматизации затягивается , ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах , не говоря уже о фразах. Приходится многократно повторять один и тот же речевой материал, что естественно утомляет ребенка.

Как повысить интерес детей к занятиям? Этот вопрос задает себе каждый учитель-логопед . На индивидуальных занятиях, автоматизируя звук очень трудно удержать внимание ребенка без игровых приемов . Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям , нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения и конечно игры. Учитывая повышенную утомляемость, отвлекаемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятия менять виды деятельности и наглядность. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.

О значении игры в процессе обучения детей говорили многие выдающиеся психологи и педагоги : А. С Макаренко, Л. С. Выготский, Е. А. Аркин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Е. И. Тихеева.

К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой .

Использование логопедических игр и наглядных пособий позволяет решить сразу несколько задач :

Снизить утомляемость;

Повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка;

Побудить в ребенке стремление к правильному произношению звуков ;

Повысить работоспособность детей;

Активизировать психические процессы : концентрацию внимания, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление;

Вызвать позитивное отношение к процессу обучения;

Быстрее добиваться положительных результатов в исправлении недостатков звукопроизношения ;

Игровые наглядные пособия могут использоваться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях на определенном этапе постановки и автоматизации звуков .

Проанализировав существующие пособия по автоматизации правильного звукопроизношения , можно сделать вывод, что практически во всех пособиях преобладает текстовой материал, который доступен только взрослому, умеющему читать. А чтобы успешно работать с детьми младшего дошкольного возраста , логопеду нужно много картинного материала. Как отмечал К. Д. Ушинский, когда ребёнок видит картинку, ему сразу хочется заговорить. Поэтому речевые упражнения всегда сопровождают иллюстрации .

В арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Результативность этой работы можно достичь лишь в том случае, если она будет эмоционально приятной для ребёнка. Если он не просто шаблонно будет рассматривать и называть картинки, а будет играть.

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям , были подобраны и модифицированы игровые методы и приёмы .

Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят :

Сказки-игры о “Весёлом Язычке”;

Дидактическая игрушка «Каркуша» ;

Иллюстрированные артикуляционные упражнения в стихотворной форме. Детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения. Для этого я использую “Сказки о Весёлом Язычке” и

Наглядное пособие “Весёлый Язычок”. Для демонстрации правильной артикуляции звука подключаем свою руку и руку ребёнка для показа положения языка.

На этапе закрепления изолированного звука можно использовать такие пособия, как :

Картинки-схемы артикуляторных укладов закрепляемых звуков ;

Символы звуков ;

- игровые задания в виде звукоподражаний : «Шумелочки» , «Свистелочки» , «Звенелочки» , «Гуделочки» , «Рычалочки» , «Жужжалочки» );

- «Звуковые дорожки » ;

- «Волшебные ниточки» , «Клубочки» , «Разноцветные верёвочки» ;

Всевозможные рисунки – «Посади бабочку на цветок, произнося ж-ж-ж-ж-ж» , «Дай косточку щенку – р-р-р-р-р» , «Помоги комарику долететь до своего домика – з-з-з-з» , «Паровозик едет до вокзала – ч-ч-ч-ч» , «Почистим дорожку – щ-щ-щ-щ» , «Не разбуди Катю – ц-ц-ц-ц» , «Холодный ветерок, помоги снежинкам долететь до Снегурочки – с-с-с» , «Змейка – ш-ш-ш» , «Помоги пароходу добраться до пристани – л-л-л» , «Спортивный свисток, помоги Боре добраться до стадиона – рь-рь-рь» и т. д. Основной целью этих игр является : на одном выдохе длительно произнести заданный звук .

Использование данных игровых пособий позволяет не только отрабатывать изолированное произношение звуков , но и развивать речевое дыхание, зрительное восприятие, мелкую моторику. Когда звук уже правильно звучит у ребёнка изолированно, то нужно закрепить, автоматизировать произношение в слогах, в словах, предложениях и связной, самостоятельной речи.

Автоматизация звуков в слогах :

При автоматизации звука в слогах , когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком , для привлечения интереса детей я практикую использование :

- «Пианино» ;

- «Гусеничка» ;

- «Слоговые песенки » (песенки Змейки, Сороки, Курицы, Белочки, Мальвины, Тигра, Тигрёнка, Жука, Зайки Знайки, Дюймовочки);

- «Кнопочки» ;

- «Называй слоги пока сыплется песочек (капают капельки в водных часах) »;

- «Скажи громко-тихо» ;

На этом этапе целесообразно сочетать речевые упражнения с развитием общей и мелкой моторики и чувством ритма :

- «Переложи бусинки» , «Собери разноцветные бусы» , «Волшебные палочки» , «Построй заборчик» , «Цветные камешки» , «Су-Джок» и колечки», «Молоточек» , «Весёлые звоночки» ; игры с мячами различного размера и фактуры, массажными мячиками;

- «Распевание песенок» (слоги на любую детскую мелодию, «Хлопушки» , «Топотушки» , «Повтори, не ошибись» - ребёнок держит перед собой ладони тыльной стороной, логопед прикасается то одной, то двумя ладонями к его ладоням, произнося закрепляемый слог, «Цветочек» - сгибание и разгибание пальчиков по одному с одновременным произнесением слогов ;

На своих занятиях я всегда соединяю логопедические задания и дидактические игры с движением, что снимает нагрузку, повышает работоспособность детей, улучшает качество усвоения знаний. Кроме того, подвижные игры способствуют развитию двигательной сферы.

Автоматизация звуков в словах , словосочетаниях и предложениях :

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах , можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными :

- «Волшебная палочка» - дотронься палочкой до картинки и назови, «Фотограф» - с помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок, «Эхо» , «Чего не стало?» , «Вспомни и назови» , «В гостях у гномов» - я назову большой предмет, а ты маленький (ваза-вазочка, «Загадки» - я назову слово, а ты покажи и назови подходящую картинку, «Найди и назови» , «Доскажи словечко» , «Назови всё живое» , «Всё, что растёт» , «Цепочка слов» ;

- «Логопедическое домино » , «Лото» ;

- «Положи в кармашки» , «Я со звуком (Р, С) играю и картинки называю»;

- «Ходилки» ;

- «Сложи пирамидку» , «Собери бусы» , «Собери букет» ;

- «Рыбалка» ;

- «Весёлый поезд» , «Собери урожай» , «Сложи в корзинку» ;

- «Трафаретики» , «Назови какого цвета…» .

Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному режиму нужно проводить частую смену деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.

Автоматизация в связной и самостоятельной речи :

На этом этапе работы используются различные пересказы, составление рассказов по картине, заучивание стихов. Эти виды работы утомительны для детей и поэтому для того чтобы вызвать интерес я использую :

Пересказы и рассказы с использованием фигурок на фланелеграфе;

Пересказы-драматизации, стихи-драматизации;

Заучивание стихов при помощи мнемотаблиц.

Очень эффективно в период автоматизации звука , требующего от ребёнка многократного повторения слов и фраз, использовать элементы драматизации. Оживляя какой-либо персонаж, разыгрывая сценку с использованием настольного театра, дети автоматизируют звуки на различном речевом материале : от коротких потешек и чистоговорок, до пересказа сюжета известных сказок («Колобок» , «Теремок» , «Курочка Ряба» , «Репка» , «Заюшкина избушка» ). Использование на занятиях мелких кукол также вызывает положительные эмоции и ослабляет нервное напряжение у детей, побуждает их говорить правильно, а также способствует развитию мелкой моторики. Можно использовать фигурки из детских конструкторов, персонажи из «киндер-сюрпризов» . Уже один вид «весёлого человечка » вызывает интерес к занятию, побуждает к речевому общению.

Материал преподносится детям в виде сказок, стишков, загадок, что делает занятие интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок, увлекаясь игрой , не замечает, что его учат. А это значит, что процесс автоматизации будет протекать активнее, быстрее, преодоление сложностей проходит легче.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием наглядно-игровых методов и приемов вызывает интерес детей к логопедическим занятиям , тем самым позволяя ускорить процесс автоматизации звуков , а также в целом повышает уровень речевого развития дошкольников . Индивидуальный уровень достижений отчетливо показывает положительную динамику.

Список использованной литературы

1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. – М.: ООО «АСТ : Астрель» , 2008.

2. Епифанова О. В. Автоматизация и дифференциация звуков . – Волгоград : «Учитель» , 2011.

3. Лебедева И. Л. Трудный звук , ты наш друг! – М.: Издательский центр «Вентана-Граф» , 2010.

4. Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н. Большая книга логопедических игр . Играем со звуками , словами и фразами. – М.: ООО «АСТ : Астрель» , 2010.

С физиологической точки зрения этап автоматизации зву­ка представляет собой закрепление условно-рефлекторных ре-чедвигательных связей на различном речевом материале. По­ставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автома­тизировать звук - это значит ввести его в слоги, слова, пред­ложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизно-шения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука требует ак­тивного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильно­го артикуляционного уклада. Она осуществляется по прин­ципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Прежде всего включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом.

Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, что об­легчает их автоматизацию.

Автоматизация щелевых звуков начинается с прямых от­крытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. При закреплении смычных звуков и аффрикат пос­ледовательность иная: сначала автоматизация в обратных сло­гах, затем - в прямых открытых. Позже отрабатывается про­изношение звука в слогах со стечением согласных!

На ЭТОМ ""Этапе большое место занимает работа по имита­ции слогов с отрабатываемым звуком: сначала слогов без

стечений, затем - со стечением согласных. Например, при автоматизации звука с предлагается повторить слоги: са, сы, со, су, сэ, ас, ус, ыс, ос, эс, вые, сол, воет, оск и др.

Предлагаются упражнения на произношение слогов с пе­реносом ударения: саса, саса.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опо­рой на слоги (са - сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук- в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простой звукослоговой структуры, затем - в словах со стечением согласных.

На следующем этапе звук автоматизируется в словосоче­таниях, чистоговорках, в предложениях, связной речи. Вначале предлагаются предложения с умеренным включе­нием звука, в дальнейшем автоматизация проводится на ре­чевом материале, насыщенном данным звуком.

Во вспомогательной школе этап автоматизации звуков очень длительный, что обусловлено психофизиологически-ми особенностями умственно отсталых детей.

На этом этапе проводится работа и над сложными фор­мами звукового анализа и синтеза, по формированию уме­ния выделять звук из слова, определять его место по отно­шению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуко­вую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации. Автоматиза­ция звуков очень трудна для умственно отсталых детей, в том числе и потому, что они плохо представляют себе место звука в слове. А если ребенок нечетко представляет себе место звука в слове, то он не может своевременно подгото­вить артикуляторные органы к правильному произнесению звука (в условиях его коррекции), особенно когда звук нахо­дится в середине или конце слова.


В процессе автоматизации звуков проводится работа над просодической стороной речи: над ударением при автомати­зации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над инто­нацией при закреплении произношения звука в предложе­нии, связной речи.

Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогаще­ние словаря, его систематизация, формирование грамма-


тического строя речи (см. раздел "Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи"). Эта работа тесно связана с уроками русского языка.

Особенностью этапа автоматизации во вспомогательной школе является тщательное планирование уроков, распре­деление тем. В системе уроков по автоматизации звуков предусматривается постепенное усложнение заданий и рече­вого материала.

Например, на этапе автоматизации звука с в слогах и сло­вах предусматривается следующая тематика занятий (1 класс):

1. Автоматизация звука с в прямых открытых слогах: са,
сы, сэ, со, су.

2. Автоматизация звука с в обратных слогах: ас, ос, ыс,
ис, ус
и др.

3. Автоматизация звука с в закрытых слогах (звук в начале
слога): сол, сот, сак и др.

4. Автоматизация звука с в закрытых слогах (звук в конце
слога): лос, тос, кос и др.

5. Автоматизация звука с в слогах со стечением соглас­
ных: ста, ска, ист, ост, уск и др.

6. Автоматизация звука с в простых односложных словах
(звук в начале слова): сад, сыр, сок, сук, сух и др.

7. Автоматизация звука с в простых односложных словах
(звук в конце слова): лес, лис, вес, нос.

8. Автоматизация звука с в односложных словах со сте­
чением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.

9. Автоматизация звука с в простых двусложных словах
(звук в начале слова): сани, сыро, сухо и др.

10. Автоматизация звука с в простых двусложных словах
(звук в середине, конце слова): оса, косы, весы, овес и др.

11. Автоматизация звука с в двусложных словах со стечени­
ем согласных: сумка, свекла, стакан, стайка, каска и др.

12. Автоматизация звука с в трехсложных словах без сте­
чения согласных: сапоги, сухари, самолет и др.

13. Автоматизация звука с в трехсложных словах со стече­
нием согласных: скамейка, ступени, капуста и др.

Аналогичным образом проводится автоматизация звука с в четырехсложных словах.

Структура логопедического занятия на этапе постановки звуков

Тема: «Постановка звука …»

Цель: поставить звук …

Задачи: Образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов содержащих данный звук по теме (это может быть «игрушки», «транспорт», «мебель» и т.д.).

Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики; формирование правил ротового выдоха с учётом данной фонемы; развитие фонематического слуха и голоса; формирование условно-рефлекторных связей на данный артикуляционно-акустический образ.

Воспитательные: коррекция личности ребёнка в целом.

Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, игрушки; артикуляционный профиль, различные схемы.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная зарядка:

ü общие артикуляционные упражнения;

ü специальные артикуляционные упражнения;

3. Объявление темы занятия.

4. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием).

5. Анализ артикуляции по плану:

ü положение губ;

ü положение зубов;

ü положение языка (кончика, спинки, корня);

ü характер выдыхаемой струи.

6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание.

7. Развитие фонематического слуха:

ü опознавание звука в ряду изолированных звуков, отдалённых по артикуляционным и акустическим характеристикам;

ü в словах;

ü в предложениях;

ü в тексте.

8. Закрепление произнесения звука в слогах.

9. Домашнее задание.

10. Итог занятия:

ü повторение, какой звук отрабатывался на занятии;

ü анализ основных положений артикуляции изучаемого звука;

ü заключительное проговаривание (хоровое, индивидуальное).

11. Оценка работы ребёнка на занятии проводится с положительной психологической направленностью.

Тема: «Автоматизация звука [...]»

Цель: автоматизировать звук … в прямых слогах (обратных слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и т.д.)

Задачи:

Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука, его акустических особенностях. Закрепление словаря по теме: «Автоматизация звука...» .

Коррекционные: развитие и укрепление речевой моторики. Закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад. Закрепление правильного произношения фонемы [...] в изолированном виде, в слогах, в словах, предложениях, в тексте. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы. Обучение звуко-слоговому анализу.



Воспитательные: воспитывать усидчивость, внимание, память, трудолюбие, целеустремлённость.

Оборудование: зеркало, вата, слоговые дорожки, карточки с буквами, предметные картинки, счётные палочки, игрушки, сюжетные картинки, тетрадь для домашнего задания, карандаш.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).

3. Объявление темы занятия.

4. Произношение изолированного звука (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное).

5. Анализ артикуляции по плану.

6. Характеристика звука (гласный – согласный, глухой – звонкий, твердый – мягкий).

7. Связь звука с буквой.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись, чтение.

10. Закрепление звука в словах. Звуко-слоговой анализ слов с графической записью.

11. Закрепление звука в предложении. Графическая запись предложения.

12. Закрепление звука в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

15. Оценка работы детей на занятии.

В логопедической практике часто вызывает затруднение не только постановка звука, но и введение поставленного звука в речь (процесс автоматизации), особенно у детей, имеющих проявления дизартрии разной степени, ЗПР. Период автоматизации бывает трудным и долгим, т. к. на начальном этапе положение органов артикуляции ещё неустойчивое, и требуется время на поиск нужного артикуляционного уклада. Поэтому правильное изолированное произнесение звука бывает недостаточно для того, чтобы ребёнок мог употреблять поставленный звук в словах и фразах. Возникает необходимость продлить период автоматизации поставленного звука в слогах.

Предлагаемые приёмы логопедической работы по автоматизации звуков в слогах основаны на методе наглядного моделирования. Предлагаются задания на воспроизведение звука изолированно, в слогах, слоговых рядах с опорой на символы. Такие задания позволяют разнообразить занятия по автоматизации, повысить мотивацию к логопедическим занятиям и активность речи ребёнка во время занятий, способствуют развитию навыков самоконтроля за речью. Ребёнок может самостоятельно воспроизводить речевой материал после запоминания символов.

Сначала выбирается символ, обозначающий нужный для автоматизации звук, например, предмет или существо, издающий похожий звук: “тигр” – обозначает звук [р], “пароход” –звук [л], “змея” – звук [ш], “жук” –звук [ж] и др.

При произнесении поставленного звука изолированно символ рисуется столько раз, сколько требуется произнести данный звук (сколько раз получается у ребёнка воспроизвести этот звук правильно). Переходя к автоматизации поставленного звука в слогах, добавляем к имеющемуся символу согласного, который ребёнок уже запомнил, символы гласных звуков. Символы гласных звуков имеют сходство с их оральным образом и наглядно показывают, какой звук следует произносить после тренируемого: например, шар круглый – звук А, шар овальной формы – звук О, дудочка – звук У, кусок сыра – звук Ы. (Рисунок 1)

Через 1-2 занятия, в зависимости от возможностей ребёнка, предложить повторять слоговые ряды до 4 одинаковых слогов в каждом ряду по моделям. (Рисунок 2) Модели можно зарисовать в тетради ребёнка или заготовить карточку, которую можно использовать для работы с другими детьми.

Когда ребёнок хорошо запомнил модели слогов, можно переходить к другим заданиям. Предлагаемые упражнения:

1. Произнесение слоговых рядов, состоящих из трёх разных слогов (по моделям). (Рисунок 3)

Здесь уже можно обойтись и без называния слогов взрослым. Каждую модель слога можно выполнить на отдельной карточке и из этих карточек составлять разные слоговые ряды, комбинируя карточки со слогами. Слоговой ряд может составлять логопед, родитель дома или сам ребёнок. Возможность самому себе составлять задания повышает интерес ребёнка к упражнениям и его активность.

2. Произнесение слогов по парам, где первый слог один и тот же, а второй слог в паре меняется по очерёдности (очерёдность даётся в самом начале при воспроизведении слогов по моделям по одному слогу на Рисунке 1).

Первые варианты пар даются с опорой на модели, по которым получаются такие пары слогов: (на Рисунке 4 показаны модели)

Или так (Рисунок 5):

Сколько вариантов пар предложить на одном занятии, зависит от возможностей ребёнка. Ребёнку можно предложить самому выбрать, какой слог будет первым в парах. Эти пары также можно выкладывать из отдельных карточек с изображёнными моделями слогов. При этом карточек должно хватить на весь вариант. Первые варианты пар ребёнок воспроизводит по моделям, а когда поймёт закономерность, можно предложить называть пары слогов по представлению, сначала добавляя второй слог в третьем и четвёртом ряду третьего варианта (например, отрабатывая звук [л], это будут слоги лу-лу, лу-лы), а в четвёртом варианте можно предложить договорить второй слог в каждой паре: лы-…(ла), лы– …(ло), лы – ...(лу), лы – …(лы). Такие упражнения способствуют формированию навыков самоконтроля за правильным произношением.

К тому же модель слога позволяет ребёнку усвоить состав слога-слияния, ведь слияние трудно расчленить на составляющие его звуки, а данная модель наглядно это представляет. Заменяя символ согласного звука в моделях слогов при автоматизации следующего поставленного звука, ребёнок чувствует и наглядно представляет наличие гласного звука, что способствует профилактике пропуска гласных при письме. А сам символ гласного звука уточняет артикуляцию, способствует укреплению связи фонема-артикулема и тем самым дифференциации звуков и букв о-у, а-о, профилактике замен на письме соответствующих букв.

В зависимости от возможностей и желания ребёнка, при автоматизации следующих поставленных звуков, для разнообразия можно предложить поменять и символы гласных звуков, которые также будут напоминать оральный образ гласного звука: мяч, солнышко или ромашка – звук А, овал – звук О, маленький кружок (вишенка) – звук У, дыня или грибок с широкой шляпкой – звук Ы.

Сколько получается упражнений на автоматизацию звука в слогах! И не скучно, и можно закрепить произношение поставленного звука в слогах и тем самым подготовить к произнесению звука в словах.

  1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П.
  2. Обучаем читать и писать без ошибок. М., Аркти, 2007 г.
  3. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю.
  4. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.//Логопед для ДОУ. Сборник материалов. М., 2005 г.
  5. Новоторцева Н.В.
  6. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [з], [з"], [ц] (Логопедическая тетрадь). Ярославль, Академия развития. 1996 г.