КУПЕР Джеймс Фенимор (1789-1851), американский писатель. Сочетал элементы просветительства и романтизма. Исторические и приключенческие романы о Войне за независимость в Сев. Америке, эпохе фронтира, морских путешествиях («Шпион», 1821; пенталогия о Кожаном Чулке, в т. ч. «Последний из могикан», 1826, «Зверобой», 1841; «Лоцман», 1823). Социально-политическая сатира (роман «Моникины», 1835) и публицистика (памфлетный трактат «Американский демократ», 1838).
* * *
КУПЕР (Cooper) Джеймс Фенимор (15 сентября 1789, Берлингтон, штат Нью-Джерси - 14 сентября 1851, Куперстаун, шт. Нью-Йорк), американский писатель.
Первые шаги в литературе
Автор 33 романов, Фенимор Купер стал первым американским писателем, которого безоговорочно и широко признала культурная среда Старого Света, включая Россию. Бальзак, читая его романы, по собственному признанию, рычал от удовольствия. Теккерей ставил Купера выше Вальтера Скотта, повторив в этом случае отзывы Лермонтова и Белинского, который вообще уподоблял его Сервантесу и даже Гомеру. Пушкин отмечал богатое поэтическое воображение Купера.
Профессиональной литературной деятельностью он занялся сравнительно поздно, уже в 30-летнем возрасте, и вообще как бы случайно. Если верить легендам, которыми неизбежно обрастает жизнь крупной личности, свой первый роман («Предосторожность», 1820) он написал на спор с женой. А до этого биография складывалась вполне рутинно. Сын разбогатевшего в годы борьбы за независимости землевладельца, сумевшего стать судьей, а затем и конгрессменом, Джеймс Фенимор Купер вырос на берегу озера Отсего, милях в ста к северо-западу от Нью-Йорка, где в ту пору проходил «фронтир» - понятие в Новом Свете не только географическое, но в большой степени социально-психологическое - между уже освоенными территориями и дикими, первозданными землями аборигенов. Таким образом, с малолетства он стал живым свидетелем драматического, а то и кровавого роста американской цивилизации, прорубавшейся все дальше на запад. Героев своих будущих книг - пионеров-скваттеров, индейцев, фермеров, становившихся в одночасье крупными плантаторами, он знал не понаслышке. В 1803 в 14-летнем возрасте Купер поступил в Йельский университет, откуда был, впрочем, исключен за какие-то дисциплинарные провинности. Затем последовала семилетняя служба на флоте - сначала торговом, затем военном. Купер и далее, уже сделав себе громкое писательское имя, не оставлял практической деятельности. В 1826-1833 годах он занимал пост американского консула в Лионе, правда, скорее номинально. Во всяком случае, в эти годы он объездил немалую часть Европы, надолго оседая, помимо Франции, в Англии, Германии, Италии, Нидерландах, Бельгии. Летом 1828 засобирался было в Россию, однако этому плану так и не суждено было осуществиться. Весь этот пестрый жизненный опыт, так или иначе, отразился в его творчестве, правда, с разной мерой художественной убедительности.
Натти Бампо
Своей всемирной славой Купер обязан не так называемой трилогии о земельной ренте («Чертов палец», 1845, «Землемер», 1845, «Краснокожие», 1846), где старые бароны, земельные аристократы, противопоставлены алчным дельцам, не скованным никакими моральными запретами, и не другой трилогии, навеянной легендами и действительностью европейского средневековья («Браво», 1831, «Гейденмауэр», 1832, «Палач», 1833), и не многочисленным морским романам («Красный корсар», 1828, «Морская волшебница», 1830, и др.), и тем более не сатирам, вроде «Мониконов» (1835), а также примыкающим к ним по проблематике двум публицистическим романам «Домой» (1838) и «Дома» (1838). Это вообще злободневная полемика на внутриамериканские темы, ответ писателя критикам, обвинившим его в недостатке патриотизма, что действительно должно было его болезненно задеть - ведь позади остался «Шпион» (1821) - явно патриотический роман из времен американской революции. «Моникинов» даже сравнивают с «Путешествиями Гулливера», но Куперу явно не хватает ни свифтовской фантазии, ни свифтовского остроумия, здесь слишком явно проступает тенденция, убивающая всякую художественность. Вообще, как ни странно, Купер более успешно противостоял своим недругам не как писатель, а просто как гражданин, который при случае и в судебные инстанции мог обратиться. Действительно, он выиграл не один процесс, защищая в суде свою честь и достоинство от неразборчивых газетных памфлетистов и даже земляков, которые постановили на собрании изъять его книги из библиотеки родного Куперстауна. Репутация Купера, классика национальной и мировой литературы, прочно держится на пенталогии о Натти Бампо - Кожаном Чулке (называют его, впрочем, по-разному - Зверобоем, Соколиным Глазом, Следопытом, Длинным Карабином). При всей скорописи автора, работа над этим произведением растянулась, хотя с большими перерывами, на семнадцать лет. На богатом историческом фоне в нем прослежена судьба человека, прокладывающего тропинки и магистрали американской цивилизации и в то же время трагически переживающего крупные моральные издержки этого пути. Как проницательно заметил в свое время Горький, герой Купера «бессознательно служил великому делу... распространения материальной культуры в стране диких людей и - оказался неспособным жить в условиях этой культуры...».
Пенталогия
Последовательность событий в этом первом на американской почве эпосе сбита. В открывающем его романе «Пионеры» (1823) действие происходит в 1793, и Натти Бампо предстает уже клонящимся к закату жизни охотником, не понимающим языка и нравов новых времен. В следующем романе цикла «Последний из могикан» (1826) действие переносится на сорок лет назад. За ним - «Прерия» (1827), хронологически прямо примыкающая к «Пионерам». На страницах этого романа герой умирает, но в творческом воображении автора продолжает жить, и спустя много лет он возвращается к годам его молодости. В романах «Следопыт» (1840) и «Зверобой» (1841) представлена чистая пастораль, беспримесная поэзия, которую автор обнаруживает в человеческих типах, и главным образом в самом облике девственной, еще почти не тронутой топором колониста природе. Как писал Белинский, «Купера нельзя превзойти, когда он приобщает вас к красотам американской природы».
В критическом очерке «Просвещение и словесность в Америке» (1828), облеченном в форму письма вымышленному аббату Джиромачи, Купер жаловался на то, что печатник в Америке появился раньше писателя, писатель же романтик обделен летописями и темными преданиями. Сам же он и компенсировал эту недостачу. Под его пером персонажи и нравы фронтира обретают невыразимое поэтическое очарование. Разумеется, Пушкин был прав, заметив в статье «Джон Теннер», что куперовские индейцы овеяны романтическим флером, лишающим их ярко выраженных индивидуальных свойств. Но романист, кажется, и не стремился к точности портрета, предпочитая правде факта поэтическую выдумку, о чем, кстати, иронически писал впоследствии Марк Твен в известном памфлете «Литературные грехи Фенимора Купера».
Тем не менее, обязательства перед исторической реальностью он ощущал, о чем сам говорил в предисловии к «Пионерам». Острый внутренний конфликт между высокой мечтой и реальностью, между природой, воплощающей высшую истину, и прогрессом - конфликт характерно-романтического свойства и составляет главный драматический интерес пенталогии.
С пронзительной остротой этот конфликт обнаруживает себя на страницах «Кожаного чулка», явно самой сильной вещи и в пенталогии, и во всем наследии Купера. Поставив в центр повествования один из эпизодов так называемой Семилетней войны (1757-1763) между англичанами и французами за владения в Канаде, автор ведет его стремительно, насыщает массой приключений отчасти детективного свойства, что и сделало роман любимым детским чтением для многих поколений. Но это не детская литература.
Чингачгук
Возможно, потому еще образы индейцев, в данном случае Чингачгука, одного из двух главных героев романа, получились у Купера лирически-размытыми, что важнее лиц для него были общие понятия - племя, род, история со своей мифологией, укладом жизни, языком. Именно этот мощный пласт человеческой культуры, в основе которого лежит родственная близость к природе, и уходит, о чем свидетельствует смерть сына Чингачгука Ункаса - последнего из могикан. Эта утрата катастрофична. Но не безысходна, что вообще не свойственно американскому романтизму. Купер переводит трагедию в мифологический план, а миф, собственно, не знает четкой границы между жизнью и смертью, недаром Кожаный Чулок, тоже не просто персона, но герой мифа - мифа ранней американской истории, торжественно и уверенно говорит, что юноша Ункас уходит лишь на время.
Боль писателя
Человек перед судом природы - вот внутренняя тема «Последнего из мокиган». Дотянуться до ее величия, пусть порой и недоброго, человеку не дано, но он постоянно вынужден решать эту нерешаемую задачу. Все остальное - схватки индейцев с бледнолицыми, битвы англичан с французами, красочные одежды, ритуальные танцы, засады, пещеры и т. п. - это только антураж.
Куперу было больно видеть, как корневая Америка, которую воплощает любимый его герой, уходит на глазах, подменяясь совсем другой Америкой, где бал правят спекулянты и проходимцы. Потому, наверное, и обронил как-то писатель с горечью: «Я разошелся со своей страной». Но со временем стало видно то, что не заметили современники-соотечественники, упрекавшие писателя в антипатриотических настроениях, расхождение - это форма нравственной самооценки, а тоска по ушедшему - тайная вера в продолжение, не имеющее конца.

Биография

Вскоре после рождения Фенимора отец его, довольно богатый землевладелец, переселился в штат Нью-Йорк и основал там посёлок Куперстаун (Cooperstown ), превратившийся в городок. Получив первоначальное образование в местной школе, Купер отправился в алабамский университет, но, не окончив курса, поступил в морскую службу ( -); был назначен состоять при постройке военного судна на озере Онтарио .

Этому обстоятельству мы обязаны великолепным описаниям Онтарио , встречающимся в его знаменитом романе «Следопыт, или Озеро-море» («The Pathfinder»). В г. женился на француженке Делане, происходившей из семьи, симпатизировавшей Англии в эпоху войны за независимость; её влиянием объясняются те сравнительно мягкие отзывы об англичанах и английском правительстве, которые встречаются в ранних романах Купера. Случай сделал его писателем. Читая однажды вслух жене какой-то роман , Купер заметил, что не трудно написать лучше. Жена поймала его на слове: чтобы не показаться хвастуном, он в несколько недель написал свой первый роман «Предосторожность» («Precaution»; ).

Романы

Марка СССР, 1989 г.

Предполагая, что ввиду уже начавшейся конкуренции между английскими и американскими авторами, английская критика отнесётся к его произведению неблагосклонно, Купер не подписал своего имени и перенёс действие своего романа в Англию. Последнее обстоятельство могло только повредить книге, обнаружившей плохое знакомство автора с английской жизнью и вызвавшей весьма неблагосклонные отзывы английской критики. Вторым романом Купера, уже из американской жизни, стал знаменитый «Шпион, или Повесть о нейтральной территории» («The Spy: A Tale of the Neutral Ground», ), имевший громадный успех не только в Америке, но и в Европе.

Затем Купер написал целую серию романов из американской жизни («Пионеры» , ; «Последний из могикан» , ; «Степи» , иначе «Прерия» , ; «Открыватель следов», иначе «Следопыт» , ; «Охотник за ланями» , иначе «Зверобой, или Первая тропа войны » , ), в которых изобразил борьбу пришельцев-европейцев с американскими индейцами. Героем этих романов является охотник Натти (Натанаэль) Бампо , выступающий под различными именами (Зверобой, Следопыт, Соколиный Глаз, Кожаный Чулок, Длинный Карабин), энергичный и симпатичный, вскоре сделавшийся любимцем европейской публики. Идеализированными являются у Купера не только этот представитель европейской цивилизации, но и некоторые из индейцев (Чингачгук , Ункас).

Успех этой серии романов был так велик, что даже английская критика должна была признать талант Купера и назвала его американским Вальтером Скоттом . В г. Купер отправился в Европу, где провёл семь лет. Плодом этого путешествия было несколько романов («Bravo», «The Headsman», «Mercedes of Castile»), действие которых происходит в Европе.

После Европы

По возвращении из Европы Купер написал политическую аллегорию «Моникины» (), пять томов путевых заметок ( -), нескольких романов из американской жизни («Сатанстоу»; и другие), памфлет «Американский демократ» (The Аmerican Demосrat, 1838). Кроме того, написал ещё «Историю американского флота» («History of the United States Navy», ). Обнаруженное в этом сочинении стремление к полнейшему беспристрастию не удовлетворило ни его соотечественников, ни англичан; полемика, им вызванная, отравила последние годы жизни Купера. Умер Фенимор Купер 14 сентября года от цирроза печени.

Памятник Куперу в Куперстауне

Купер в России

В начале 1840-х годов романы Купера были весьма популярны и в России . В особенности читался нарасхват печатавшийся в «Отечественных записках » «Открыватель следов» («Следопыт, или Озеро-море», «The Pathfinder», русский перевод ), о котором В. Г. Белинский выразился, что это - шекспировская драма в форме романа (Соч. т. XII, стр. 306).

Библиография

  • 1820 сочиняет для дочерей традиционный роман нравов «Предосторожность» (Precaution).
  • 1821 исторический роман «Шпион, или Повесть о нейтральной территории» (The Spy: A Tale of the Neutral Ground), основанный на местных преданиях. В романе опоэтизирована эпоха американской революции и её рядовые герои. «Шпион» получает международное признание. Купер переезжает с семьей в Нью-Йорк, где вскоре становится видной литературной фигурой и лидером писателей, ратовавших за национальное своеобразие американской литературы.
  • 1823:
    • выходит первый роман, в дальнейшем четвёртая часть пенталогии о Кожаном Чулке – «Пионеры, или Истоки Сусквеганны» (The Pioneers, or The sources of the Susquehanna).
    • короткие рассказы (Tales for Fifteen: or Imagination and Heart)
    • роман «Лоцман» (The Pilot: A Tale of the Sea), первый из многочисленных произведений Купера о приключениях на море.
  • 1825:
    • роман «Лайонель Линкольн, или Осада Бостона» (Lionel Lincoln, or The leaguer of Boston).
  • 1826 – вторая часть пенталогии о Натти Бампо, наиболее популярный роман Купера, название которого стало нарицательным, – «Последний из могикан» (The Last of the Mohicans).
  • 1827 – пятая часть пенталогии роман «Степи», иначе «Прерия» (Тhe Prairie).
  • 1828:
    • морской роман «Красный корсар» (The Red Rover).
    • Notions of the Americans: Picked up by a Travelling Bachelor
  • 1829 – роман «Долина Виш-тон-Виш» (The wept of Wish-ton-Wish), посвящённый индейской теме – сражениям американских колонистов XVIІв. с индейцами.
  • 1830:
    • фантастическая история одноименной бригантины «Морская волшебница» (The Water-Witch: or the Skimmer of the Seas).
    • Letter to General Lafayette politics
  • 1831 – первая часть трилогии из истории европейского феодализма «Браво, Или В Венеции» (The bravo) – роман из далёкого прошлого Венеции.
  • 1832:
    • вторая часть трилогии «Гейденмауэр, или Бенедиктинцы» (The Heidenmauer: or, The Benedictines, A Legend of the Rhine) – исторический роман из времён ранней Реформации в Германии.
    • короткие рассказы (No Steamboats)
  • 1833 – третья часть трилогии «Палач, или Аббатство виноградарей» (The headsman, or The Abbaye des vignerons) – легенда XVIII в. о потомственных палачах швейцарского кантона Берн.
  • 1834 (A Letter to His Countrymen)
  • 1835 – критика американской действительности в политической аллегории «Моникины» (The Monikins), написанной в традициях просветительского аллегоризма и сатиры Дж.Свифта.
  • 1836:
    • мемуары (The Eclipse)
    • Gleanings in Europe: Switzerland (Sketches of Switzerland)
    • Gleanings in Europe: The Rhine
    • A Residence in France: With an Excursion Up the Rhine, and a Second Visit to Switzerland
  • 1837:
    • Gleanings in Europe: France travel
    • Gleanings in Europe: England travel
  • 1838:
    • памфлет «Американский демократ» (The American Democrat: or Hints on the Social and Civic Relations of the United States of America).
    • Gleanings in Europe: Italy travel
    • The Chronicles of Cooperstown
    • Hommeward Bound: or The Chase: A Tale of the Sea
    • Home as Found: Sequel to Homeward Bound
  • 1839:
    • «История американского флота» (The History of the Navy of the United States of America), свидетельствующая о прекрасном владении материалом и влюбленности в мореходство.
    • Old Ironsides
  • 1840:
    • «Следопыт, или Озеро-море» или «Открыватель следов» (The Pathfinder, or The inland sea) – третья часть пенталогии о Натти Бампо
    • роман об открытии Америки Колумбом «Мерседес из Кастилии» (Mercedes of Castile: or, The Voyage to Cathay).
  • 1841 – «Зверобой, или Первая тропа войны» или «Охотник за ланями» (The Deerslayer: or The First Warpath) – первая часть пенталогии.
  • 1842:
    • роман «Два адмирала» (The two admirals), рассказывающий эпизод из истории британского флота, ведущего в 1745г. войну с Францией
    • роман о французском каперстве «Блуждающий огонёк» (Wing-and-Wing, or Le feu-follet).
  • 1843 – роман «Вайандотте, или Дом на Холме» (Wyandotté: or The Hutted Knoll. A Tale) о американской революции в глухих уголках Америки.
    • Richard Dale
    • биография (Ned Myers: or Life before the Mast)
    • (Autobiography of a Pocket-Handkerchief или Le Mouchoir: An Autobiographical Romance или The French Governess: or The Embroidered Handkerchief или Die franzosischer Erzieheren: oder das gestickte Taschentuch)
  • 1844:
    • роман «На суше и на море» (Afloat and Ashore: or The Adventures of Miles Wallingford. A Sea Tale)
    • и его продолжение «Майлс Уоллингфорд» (Miles Wallingford: Sequel to Afloat and Ashore), где образ главного героя носит автобиографические черты.
    • Proceedings of the Naval Court-Martial in the Case of Alexander Slidell Mackenzie, &c.
  • 1845 – две части «трилогии в защиту земельной ренты»: «Сатанстоу» (Satanstoe: or The Littlepage Manuscripts, a Tale of the Colony) и «Землемер» (The Chainbearer; or, The Littlepage Manuscripts).
  • 1846 – третья часть трилогии – роман «Краснокожие» (The Redskins; or, Indian and Injin: Being the Conclusion of the Littlepage Manuscripts). В этой трилогии Купер изображает три поколения землевладельцев (с середины XVIIІв. до борьбы против земельной ренты в -е гг.).
    • Lives of Distinguished American Naval Officers biography
  • 1847 – пессимизм позднего Купера выражен в утопии «Кратер» (The Crater; or, Vulcan"s Peak: A Tale of the Pacific), представляющей собой аллегорическую историю США.
  • 1848:
    • роман «Дубовая роща» или «Прогалины в дубровах, или Охотник за пчелами» (The Oak Openings: or the Bee-Hunter) – из истории англо-американской войны г.
    • Jack Tier: or the Florida Reefs
  • 1849 – последний морской роман Купера «Морские львы» (The Sea Lions: The Lost Sealers) о кораблекрушении, постигшем охотников за тюленями во льдах Антарктиды.
  • 1850
    • последняя книга Купера «Новые веяния» (The ways of the hour) – социальный роман об американском судопроизводстве.
    • пьеса (Upside Down: or Philosophy in Petticoats), satirization of socialism
  • 1851
    • короткий рассказ (The Lake Gun)
    • (New York: or The Towns of Manhattan) - незаконченная работа по истории г. Нью Йорка.


Марки СССР, 1989 г. Рисунки по сюжетам произведений Ф. Купера

Литература

  • Lowell, «American Literature» (т. I);
  • Richardson, «Amer. Literature» (т. II);
  • Griswold, «The Prose Writers of America»;
  • Knortz, «Geschichte der nordamerikanischen Literatur» (т. I);
  • Lounsbury, «Life of J. F. Cooper» (Бостон, 1883);
  • Warner, «American Men of Letters: J.-F. Cooper».

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Купер, Фенимор" в других словарях:

    Фенимор (James Fenimor Cooper, 1789 1851) североамериканский писатель. Из трех групп его произведений (1. Эпопея «Кожаного Чулка» и романы исторические и морские, 2. романы «Anti Rent Trilogy» и памфлеты против Америки, 3. три романа и памфлеты,… … Литературная энциклопедия

    КУПЕР (Cooper) Джеймс Фенимор (1789 1851), амер. романист. В России стал известен в рус. и франц. переводах с сер. 20 х гг. 19 в. Особую популярность получили цикл романов о Кожаном Чулке «Пионеры» (1823), «Последний из могикан» (1826) и др. и т … Лермонтовская энциклопедия

    Купер (Cooper) Джеймс Фенимор (15.9.1789, Бёрлингтон, штат Нью Джерси, ≈ 14.9.1851, Куперстаун), американский писатель. Учился в Иельском университете, в 1806≈11 служил на флоте. Мировую известность приобрёл циклом романов (пенталогия),… … Большая советская энциклопедия

    - (1789 1851) американский писатель. Сочетал элементы просветительства и романтизма. Исторические и приключенческие романы о Войне за независимость в Сев. Америке, эпохе фронтира, морских путешествиях (Шпион, 1821; пенталогия о Кожаном Чулке, в т … Большой Энциклопедический словарь

Представляете, как бывает! Писателями иногда на спор становятся. Может это и единичный случай в мировой литературе, но случилось вот как. Фенимор читал как-то со своей женой одну книгу и в сердцах сказал, что мог бы и лучше сочинить, нежели то, что они с женой читают. На что жена иронично подметила: "напиши...", - чем сподвигнула или вдохновила своего мужа на сочинительство. В итоге, Фенимору просто ничего не оставалось делать, как начать писать роман. Это стала первая его проба пера, а роман назывался "Предосторожность". Это ответ для викторины.

Тем же кто ещё не посмотрел эту телевикторину, скажу, что вопрос был на 3 миллиона, но игрокам не удалось угадать произведение Купера, они выбрали "последнего из магикан" и, увы, проиграли финальный вопрос. Замечу, что идея такого ответа принадлежала Бурковскому, воодушевленному от успеха в вопросе про нобелевского лауреата, Андрей переоценил своё везение и сбил с верного пути Виктора, которому более был симпатичен ответ "предосторожность".


  • Вопрос был взят с подсказкой.

Фенимор Купер - выдающийся американский писатель и публицист. В его активе огромное количество исторических приключенческих романов о жизни общества в период войны Америки за независимость и прогресс. В его литературном активе - такие известные романы, как: «Последний из Могикан», «Зверобой», «Пенталогия о кожаном чулке» и многое другое. Вся Америка зачитывалась им и была благодарна за такую искренность и любовь, с которой он описывал девственную природу Америки. Людям очень нравился его талант рассказчика. Особенно детям. Хотя, казалось бы, его романы насыщенны кровавыми сценами и сценами насилия. Местью, предательством и любовью. Темы не для детей. Однако их привлекало не это. Дети любят приключения, любят запоминающихся, сильных героев. И Фенимор Купер дал им это. Он создал персонажей, которые несли с собой свет в общество, которые говорили о свободе, душевности, любви и сострадании.

Фенимор Купер за свою жизнь написал 33 романа и по праву вписан в историю как первый американский писатель, чьи труды были признаны во всем Старом Свете, даже в России. Все великие писатели, такие как Бальзак, Теккерей, преклонялись перед талантом Купера. Хотя сам он начал свой литературный путь, когда ему уже было за 30 лет, и чисто случайно. Говорят, что свой первый роман "Предосторожность" он написал, потому что поспорил со своей супругой.

Он сын богатого землевладельца, который затем стал конгрессменом, с самого детства был свидетелем того, как жадно и жестоко пробивала себе путь Америка. Этот драматизм впился в сознание юного американца и стал для него путеводителем во взрослую жизнь. Это чувство, эти воспоминания не покидали его, и совсем скоро стало ясно, что их необходимо выплеснуть наружу.

В 14 лет Купер стал студентом Йельского университета. Однако проучиться ему суждено было недолго. Его выгнали за какую-то провинность и он, не теряя времени, поступил на службу во флот. Там он служил и набирался знаний целых 7 лет. В период с 1826 по 1833 года он объездил всю Европу. Жил в таких странах, как: Англия, Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды. Путь в Россию так и не открылся для писателя. Через 10 лет после турне, в свет начали друг за другом выходить романы Купера, которые и создали новую жизнь вокруг него. Трилогия о «Земельной ренте», которой он начал свой путь, рассказывала о дельцах и земельных аристократах, которые вели не чистый бизнес. Эта трилогия принесла автору всемирную славу и признание. Многие американские семьи, те, которых строила земельная система, были рады услышать в произведениях Купера свой, давно умолкший голос.

Дальше на свет появляются морские романы и сатиры. Появляются два публицистических романа «Домой» и «Дома». После выхода этих романов, критики надулись против него, и начали обвинять в антипатриотизме, что на самом деле было неправдой. Купер прекрасно понимал, что обвинения эти не имеют должных оснований. Он любил свою страну. Любил так, Что не желал мириться с тем коварством и несправедливостью, что существовали на территории страны. Некоторые романы Купера сравнивают с «Путешествием Гулливера» Джонатана Свифта. Однако Куперу не хватает той степени остроумия, которая была в Свифте.

Купер боролся за свои права, и порой на судах защищал свою честь и свое слово. В борьбе за свои идеалы он выиграл не один процесс. Сила его духа и правды не имела должных соперников, и, в конце концов, праздновала торжество правды над ложью. Репутация Купера в мировой литературы прочно зиждется на созданных им героях, которые несли с собой правду, национальные мотивы. Пенталогия о Натти Бампо была написана за долгие 17 лет, став затем величайшей классикой мировой литературы. Даже Горький писал о Купере, как об одном из величайших героев, которых когда-либо видела старая Америка.

Фенимор Купер и его наследие

Фенимор Купер - великий автор старой Америки. Его романы, «Пионеры» (1823), «Последний из Могикан» (1826), «Зверобой» (1941) и «Следопыт» (1940) являются по праву лучшими произведениями о диком западе. Племена американских индейцев в романах Фенимора Купера живут как дикие призраки, неуловимые, с могущественными традициями. События в первом романе текут непоследовательно. В «Пионерах» старый охотник Натти Бампо, доживает последние мгновения жизни. Он не понимает и не желает понять те нравы и законы, пришедшие на смену старым традициям уже отошедшего мира. В следующем романе «Последний из Могикан» действие разворачивается на 40 лет раньше. Идет война между англичанами и американцами. Индейцы примыкают к солдатам, дабы тоже влиться в войну за свободу своих земель.

В работе «Просвещение и словесность в Америке» (1828), Фенимор Купер в форме письма обратился к аббату Джиромаччи с жалобой, в которой говорил, что в историческом контексте первым появился печатник. Сам писатель же появился куда позже. Писатель - это свободный романтик, чья жизнь порою принадлежит исключительно его летописям и чувствам. Сам Купер был таким. Он был подвластен сильным, могущественным эмоциям. И даже Пушкин в своей статье «Джон Теннер» заметил, что созданные на страницах куперовских романов индейцы овеяны романтическим флером, лишающим их ярко выраженных индивидуальных свойств. Однако стоит отойти недалеко и сказать, что Купер никогда не стремился к изображению точных портретов. Он предпочитал выдумку поэта вместо правдивости факта.

Однако все же, каким бы поэтом в душе он не был, он чувствовал обязательство перед историей, ощущал, как неукоснительный факт, который нужно ценить и почитать. История это святая обязанность. В писателе чувствовался острый конфликт, изрыгающийся наружу на страницах его произведений. Этот конфликт между реальностью и мечтами, природой, в которой заключалась высшая истина и прогрессом, который потихоньку сводит природу на нет, убивает душу мира. Этот конфликт ярко выражен в сюжете «Кожаного чулка», где ведется повествование о Семилетней войне между Французами и Англичанами за право называться владыками Канады. В романе много путешествий и детективных тайн, есть интрига и любовь. Все это прекрасно отыграло свою роль и роман стал шедевром детской литературы, хотя на самом деле, это никак не детская литература. В этом романе, одним из главных героев выступает знаменитый индеец Чингачгук, чей образ у автора получился слегка размытым. Это говорит о том, что на первом месте для писателя были общие понятия - род, племя, история, уклад жизни, традиция и другое. И именно со смертью Ункаса, - сына Чингачгука, утрата чувствуется с еще большей силой. Словно обрывается нить времен, когда новое сменяет старое.

Купер очень болел любовью к природе. И отголоски этой болезни легли на страницы «Последнего из Могикан», где тема звучит коротко и передает всю суть. Природа судит человека. Человек никогда не поднимется над природой, пусть даже в его арсенале весь мировой прогресс. Природа будет всегда для него недосягаема. Перечитывая роман Фенимора Купера, ловишь себя на мысли, что автору было неимоверно больно осознавать то, что старая Америка вынуждена уйти, ведь того требует новый уклад. Общество меняется и страна вместе с ним. Однако эта новая Америка уже при рождении оказывается мертвой. Писатель в будущем писал, что он разорвал отношения со своей страной, разошелся, как расходятся пары, живущие в браке не одно десятилетие. И потому даже такой разрыв, не убивает былой любви, былой заинтересованности и сострадания. Для Купера Америка была все такой же таинственной и дикой, как много лет назад. И он её продолжал любить.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Купера Фенимора представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Джеймс Фенимор-Купер

Следопыт
Зверобой
Последний из могикан
Пионеры
Шпион
Лоцман
Морская волшебница
Прерия
Лайонейл Линкольн или осада Бостона
Семейство Литтлпейджей
Майлз Уоллингфорд
Прогалины в дубровах
Палач
Долина Виш-Тон-Виш
На море и на суше
Кратер
Вайандотте, или Дом на Холме
Два адмирала
Браво
Мерседес из Кастильи
Красный корсар
Морские львы
Моникины

Книги и статьи по годам
1820 — сочиняет для дочерей традиционный роман нравов «Предосторожность» (Precaution).
1821 — исторический роман «Шпион, или Повесть о нейтральной территории» (The Spy: A Tale of the Neutral Ground), основанный на местных преданиях. В романе опоэтизирована эпоха американской революции и её рядовые герои. «Шпион» получает международное признание. Купер переезжает с семьей в Нью-Йорк, где вскоре становится видной литературной фигурой и лидером писателей, ратовавших за национальное своеобразие американской литературы.
1823 — выходит первый роман, в дальнейшем четвёртая часть пенталогии о Кожаном Чулке - «Пионеры, или Истоки Сусквеганны» (The Pioneers, or The sources of the Susquehanna).
короткие рассказы (Tales for Fifteen: or Imagination and Heart)
роман «Лоцман» (The Pilot: A Tale of the Sea), первый из многочисленных произведений Купера о приключениях на море.
1825 — роман «Лайонель Линкольн, или Осада Бостона» (Lionel Lincoln, or The leaguer of Boston).
1826 - вторая часть пенталогии о Натти Бампо, наиболее популярный роман Купера, название которого стало нарицательным, - «Последний из могикан» (The Last of the Mohicans).
1827 - пятая часть пенталогии роман «Степи», иначе «Прерия» (The Prairie).
1828 — морской роман «Красный корсар» (The Red Rover).
Notions of the Americans: Picked up by a Travelling Bachelor
1829 - роман «Долина Виш-тон-Виш» (The wept of Wish-ton-Wish), посвящённый индейской теме - сражениям американских колонистов XVII в. с индейцами.
1830 — фантастическая история одноименной бригантины «Морская волшебница» (The Water-Witch: or the Skimmer of the Seas).
Letter to General Lafayette politics
1831 - первая часть трилогии из истории европейского феодализма «Браво, Или В Венеции» (The bravo) - роман из далёкого прошлого Венеции.
1832 — вторая часть трилогии «Гейденмауэр, или Бенедиктинцы» (The Heidenmauer: or, The Benedictines, A Legend of the Rhine) - исторический роман из времён ранней Реформации в Германии.
короткие рассказы (No Steamboats)
1833 - третья часть трилогии «Палач, или Аббатство виноградарей» (The headsman, or The Abbaye des vignerons) - легенда XVIII в. о потомственных палачах швейцарского кантона Берн.
1834 — (A Letter to His Countrymen)
1835 - критика американской действительности в политической аллегории «Моникины» (The Monikins), написанной в традициях просветительского аллегоризма и сатиры Дж. Свифта.
1836 — мемуары (The Eclipse)
Gleanings in Europe: Switzerland (Sketches of Switzerland)
Gleanings in Europe: The Rhine
A Residence in France: With an Excursion Up the Rhine, and a Second Visit to Switzerland
1837 — Gleanings in Europe: France travel
Gleanings in Europe: England travel
1838 — памфлет «Американский демократ» (The American Democrat: or Hints on the Social and Civic Relations of the United States of America).
Gleanings in Europe: Italy travel
The Chronicles of Cooperstown
Hommeward Bound: or The Chase: A Tale of the Sea
Home as Found: Sequel to Homeward Bound
1839 — «История американского флота» (The History of the Navy of the United States of America), свидетельствующая о прекрасном владении материалом и влюбленности в мореходство.
Old Ironsides
1840 — «Следопыт, или Озеро-море» или «Открыватель следов» (The Pathfinder, or The inland sea) - третья часть пенталогии о Натти Бампо
роман об открытии Америки Колумбом «Мерседес из Кастилии» (Mercedes of Castile: or, The Voyage to Cathay).
1841 - «Зверобой, или Первая тропа войны» или «Охотник за ланями» (The Deerslayer: or The First Warpath) - первая часть пенталогии.
1842 — роман «Два адмирала» (The two admirals), рассказывающий эпизод из истории британского флота, ведущего в 1745 г. войну с Францией
роман о французском каперстве «Блуждающий огонёк» (Wing-and-Wing, or Le feu-follet).
1843 - роман «Вайандотте, или Дом на Холме» (Wyandotte: or The Hutted Knoll. A Tale) о американской революции в глухих уголках Америки.
Richard Dale
биография (Ned Myers: or Life before the Mast)
(Autobiography of a Pocket-Handkerchief или Le Mouchoir: An Autobiographical Romance или The French Governess: or The Embroidered Handkerchief или Die franzosischer Erzieheren: oder das gestickte Taschentuch)
1844 — роман «На суше и на море» (Afloat and Ashore: or The Adventures of Miles Wallingford. A Sea Tale)
и его продолжение «Майлс Уоллингфорд» (Miles Wallingford: Sequel to Afloat and Ashore), где образ главного героя носит автобиографические черты.
Proceedings of the Naval Court-Martial in the Case of Alexander Slidell Mackenzie, &c.
1845 - две части «трилогии в защиту земельной ренты»: «Сатанстоу» (Satanstoe: or The Littlepage Manuscripts, a Tale of the Colony) и «Землемер» (The Chainbearer; or, The Littlepage Manuscripts).
1846 - третья часть трилогии - роман «Краснокожие» (The Redskins; or, Indian and Injin: Being the Conclusion of the Littlepage Manuscripts). В этой трилогии Купер изображает три поколения землевладельцев (с середины XVIII в. до борьбы против земельной ренты в 1840-е гг.).Lives of Distinguished American Naval Officers biography
1847 - пессимизм позднего Купера выражен в утопии «Кратер» (The Crater; or, Vulcan’s Peak: A Tale of the Pacific), представляющей собой аллегорическую историю США.
1848 — роман «Дубовая роща» или «Прогалины в дубровах, или Охотник за пчелами» (The Oak Openings: or the Bee-Hunter) - из истории англо-американской войны 1812 г.
Jack Tier: or the Florida Reefs
1849 - последний морской роман Купера «Морские львы» (The Sea Lions: The Lost Sealers) о кораблекрушении, постигшем охотников за тюленями во льдах Антарктиды.
1850 — последняя книга Купера «Новые веяния» (The ways of the hour) - социальный роман об американском судопроизводстве.
пьеса (Upside Down: or Philosophy in Petticoats), satirization of socialism
1851 — короткий рассказ (The Lake Gun)
(New York: or The Towns of Manhattan) - незаконченная работа по истории г. Нью Йорка.