Ольга Григорьева

Крым Анастасии Цветаевой

Для Анастасии Ивановны Цветаевой Крым - не просто географическое место, где она бывала в детстве, юности и старости. Это место знаковых событий, незабываемых впечатлений и потрясений, которые определяют характер человека и его творчества: любовь, смерть, разлука. Это голод и лишения гражданской войны, которые переносила она вместе с семьёй Герцыков-Жуковских. «...Герцыки нам помогали сколько могли, без них мы бы умерли», - напишет потом А. Цветаева в «Воспоминаниях».

В Крыму похоронены её младший сын Алёша и первый муж Борис Трухачёв. И последнее большое произведение писательницы «История одного путешествия» (Феодосия, Издательский дом «Коктебель»; М., Дом-музей М. Цветаевой, 2004) тоже связано с Крымом. А начала писать эту повесть Анастасия Ивановна осенью 1971 года в поезде Москва – Павлодар.

В нашем городе в те годы (начало семидесятых) жил её сын с семьёй. Многие павлодарцы помнят семью Трухачевых и Анастасию Ивановну, приезжающую сюда каждый год. Многие вспоминают её «странности», необычное для тихого провинциального города поведение. «Странности» эти были двух видов. Первые объяснялись тем, что Анастасия Ивановна не признавала никаких условностей и поступала так, как считала нужным (к примеру, в 70 лет каталась на павлодарском стадионе на коньках, и на это зрелище многие приходили посмотреть...). Вторые вполне объяснимы, если знать о потерях этого человека. Павлодарские одноклассницы Ольги и Риты Трухачёвых вспоминают, что бабушка не позволяла внучкам есть ягоды или фрукты, пока не обдаст их несколько раз кипятком и не доведет до кашеобразного состояния. Подружки, ясное дело, беззаботно ели в огороде малину прямо с куста, немытую. Но у бабушки Аси перед глазами стояли ягоды, которые съел годовалый Алеша, умерший от дизентерии...

На могиле Алёши в сентябре 1971 года побывала Анастасия Ивановна вместе с молодым поэтом, своим новым другом Валерием Исаянцем. Вместе с Валерием путешествовала тогда писательница по Крыму. Название ее повести «История одного путешествия» не стоит воспринимать буквально. Это не столько путешествие географическое, и даже не столько путешествие во времени (так как Анастасия Ивановна постоянно вспоминает события, происходящие в Крыму более полувека назад). Это скорее путешествие души, духа... «Ангела послала судьба, - пишет в повести А.И. Цветаева. – Этот подарок Жизни покрывает собой годы, десятилетия труда, разочарованной усталости...»

В июне 2007 года в Крыму (в городе Судаке) прошли пятые Международные Крымские Герцыковские чтения «Серебряный век в Крыму: взгляд из 21-го столетия». Их организаторы – московский Дом-музей Марины Цветаевой и Судакский городской совет, чтения проходили в рамках традиционной 14-ой Международной конференции «Крым-2007». Благодаря участию в чтениях я побывала в крымских городах, связанных с жизнью Марины и Анастасии Цветаевых: Коктебеле, Старом Крыму, Феодосии, Судаке.

Коктебель

О своем первом приезде в Коктебель летом 1911 года Анастасия Ивановна рассказывает в книге «Воспоминания» (часть 10 - «Юность. Москва. Крым. Москва», глава 6 и 7 – «В Коктебель», «Дом Волошина»). Автор описывает, как поразила её природа Крыма, как обитатели дома Максимилиана Волошина разыграли её в первый же день. Марина сказала, что у Макса гостит испанка Кончитта, поэтесса Мария Папер и известный поэт Игорь Северянин. На следующий день «Игорь Северянин» оказался женихом Марины Цветаевой Сергеем Эфроном, а еще две героини – его сёстрами...

И Марина, и Ася были счастливы в то лето. Марина встретила в Коктебеле Сергея Эфрона, к Анастасии приехал сюда из Москвы Борис Трухачёв...

Для каждого пишущего Коктебель – заветное слово, символ творчества, свободы, поэзии. Здесь, в Доме Волошина, в разные годы отдыхали и работали поэты Брюсов, Гумилёв, Мандельштам, Марина и Анастасия Цветаевы, Корней Чуковский, Алексей Толстой, Михаил Булгаков, Максим Горький, Михаил Пришвин, Константин Паустовский и многие, многие другие писатели, поэты, художники, музыканты. Ещё в 1933 году Андрей Белый назвал Дом Волошина одним из культурнейших центров не только России, но и Европы.

Марина Цветаева писала: «Коктебель для всех, кто в нём жил, - вторая родина, для многих – месторождение духа».

Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин – поэт и переводчик, блестящий критик, философ, культуролог, замечательный художник, один из заметных деятелей культуры Серебряного века. Дом в Коктебеле строился по его проекту. Изначально задуманное для приема многочисленных гостей здание оказалось очень оригинальным по архитектуре и внутренней планировке, гармонично вписалось в Коктебельский ландшафт. В 1924 году Волошин получил удостоверение, разрешающее создание в его доме бесплатного дома отдыха для писателей. В 1931 году он завещал первый этаж своего дома и находящийся вблизи дом своей матери Всероссийскому Союзу писателей. На базе этих зданий был создан первый в мире Дом творчества писателей. Из всего дачного посёлка Коктебель начала двадцатого века до наших дней волею судьбы сохранились только эти два дома. В 2001 году на базе Дома-музея Волошина был создан Коктебельский эколого-историко-культурный заповедник «Киммерия М.А. Волошина».

Мы ехали по живописной горной дороге из Судака в Коктебель, и без объяснения экскурсовода мне было понятно это название (благодаря скромным познаниям казахского языка): кок – голубой, тобе – гора, ели – земля. Земля голубых гор - так коренные жители, крымские татары, назвали эти благословенные места.

И вот после горного «серпантина» мы подъезжаем к Коктебелю. Конечно, он совсем не такой, каким остался на фотографиях и каким я его себе представляла. Дом Волошина, естественно, стоит вовсе не на пустынном пространстве, как в начале 20-го века – вокруг новые постройки, ларьки, бойкая торговля сувенирами, набережная благоустроена, асфальтирована... Всё это закономерные изменения. Но одна из невосполнимых потерь – это то, что прибрежную полосу в целях укрепления несколько лет назад засыпали щебенкой, и исчез тот волшебный коктебельский пляж, на который море выбрасывало полудрагоценные разноцветные камешки, где сёстры Цветаевы собирали агаты, сердолики, халцедоны. «У Марины – уж целая шкатулочка!» - вспоминала те камешки Анастасия Ивановна.

И всё же – встреча с Коктебелем была больше радостной, чем грустной. А главная радость заключалась в том, что после многолетних реставрационных работ 12 июня 2007 года открывался для посетителей Дом Волошина, и мы, участники Герцыковской конференции, Волошинских чтений, Международной конференции библиотекарей «Крым-2007» стали очевидцами этого знаменательного события. Открытие Дома поэта состоялось в рамках празднования 130-летия со дня его рождения (М.А. Волошин родился 28 мая 1877 года). Дом Волошина, ставший музеем, превратился сейчас в культурный центр, хранящий память не только о Волошине, но и о нескольких поколениях художников и поэтов, деятелей культуры и науки. Сегодня основу бесценной коллекции Дома-музея (более 55 тысяч экспонатов, среди которых немало истинных раритетов) составляют архив и те предметы, которые уже почти сто лет никогда не покидали этот дом и размещены там, где их расположил сам М.А. Волошин, что в мировой музейной практике – исключительный случай. Посчастливилось мне в числе первых посетителей увидеть и кабинет Волошина, хорошо знакомый по описаниям А.И. Цветаевой, и его огромную библиотеку, и картины, и голову царицы Таиах, потрогать перила, которых касались столько дорогих рук, постоять на самой высокой «палубе» этого удивительного дома, откуда хорошо виден природный феномен – профиль М. Волошина на горе Карадаг. Первым это заметил сам Волошин. Изваянный природой на склоне вулкана юрского периода, профиль поэта обрамляет Коктебельскую бухту справа. А слева, на самой вершине горы Кучук-Янышар, находится могила Максимилиана Волошина. Перед смертью, в 1932 году, он сам указал это место и просил не сажать вокруг его могилы цветов и деревьев, чтобы ничем не нарушать первозданной красоты здешних мест. Каждый, кто идет поклониться праху поэта, берёт с собой выброшенный на берег небольшой коктебельский камешек...

Феодосия

В Феодосии на доме № 13 по улице В. Коробкова висит памятная доска: « В этом доме в 1913-1914 г.г. жила писательница Анастасия Цветаева, бывали Марина Цветаева и Максимилиан Волошин». Скоро здесь будет открыт музей Цветаевых, сейчас идет работа над экспозицией. Сотрудники музея были благодарны мне за материалы о павлодарском периоде жизни Анастасии Ивановны, эти годы в её биографии были малоизвестны.

Время перед первой мировой войной, когда сёстры Цветаевы вместе с детьми жили в Феодосии, можно назвать началом поэтического триумфа Марины Цветаевой. Вдвоем с Асей они читали на поэтических вечерах Маринины стихи, читали в унисон, их голоса удивительно сливались и производили неповторимое впечатление на слушателей. М. Цветаева написала здесь многие стихи, ставшие теперь классикой: «Генералам 12-го года» (Феодосия, 26 декабря 1913 г.), «Над Феодосией угас Навеки этот день весенний...»

Но если Коктебель Цветаевых – это счастье, любовь, волшебство первых встреч, то Феодосия, Старый Крым и Судак для Анастасии Ивановны Цветаевой оставались в памяти тяжелыми лишениями гражданской войны.

1917 год стал для Анастасии Цветаевой годом потерь. В Москве умер второй муж – Маврикий Минц, умер годовалый ребёнок. Осенью в Феодосию приезжает Марина – поддержать сестру в ее горе.

Марина Ивановна пишет мужу из Феодосии 19 октября 1917 года: «...Здесь очень ветрено, у Аси ужасная квартира, сплошной сквозняк. ...Крупы здесь совсем нет, привезу что даст Ася. ... Муки тоже нет, вообще – не лучше, чем в Москве. Цены гораздо выше. Только очередей таких нет”.

Но скоро, очень скоро начнутся и очереди, и нехватка продуктов и воды... Крым времен гражданской войны, “первых лет красного террора”, описанный Иваном Шмелевым в “Солнце мертвых”, видела и Анастасия Цветаева. Некогда благодатный край голодал... Люди убивают друг друга за кусок хлеба... Мальчишки, как собачонки, грызут копыто лошади, которая пала еще зимой... 12-летняя девочка продает себя за один обед... Всемирно известный профессор, автор учебников, ходит в лохмотьях по базару и побирается...

Старый Крым, Судак

В поселке Старый Крым А.И. Цветаева жила в 1919 году в доме, который находится на нынешней улице Ленина, 86. А материалы о её пребывании в Крыму собраны в литературно-художественном музее. В зале дореволюционной истории представлен известный снимок сестёр Цветаевых 1911-го года. В разделе, посвященном творчеству поэта Григория Петникова, несколько фотографий Анастасии Ивановны с этим поэтом. Петников теперь мало известен широкому читателю, но то, что он сделал как переводчик, наверняка известно всем. Наверное, мало найдется взрослых людей, кто не читал бы в детстве сказки братьев Гримм. А перевёл их на русский язык Г. Петников. С ним Анастасия Ивановна общалась в каждый свой приезд в Крым. Здесь снимки, сделанные в Коктебеле в 60-е годы, в Старом Крыму (1969 год). Отдельно представлены в Старокрымском музее личные вещи, книги А.И. Цветаевой.

В Старом Крыму умер от тифа первый муж А.И. Цветаевой – Борис Трухачёв (могила его не сохранилась). Экскурсовод рассказала, что, когда он лежал в горячке, Анастасия Ивановна на коленях ползла до церкви, чтобы вымолить его выздоровление. Но священник, которого она звала к умирающему, отказался прийти, боясь заразиться, отказался и врач. Спасти Бориса не удалось...

Да нет, да нет, - в таком году

Сама любовь – не женщина!

Сама Венера, взяв топор,

Громит в щепы подвал.

В чумном да ледяном аду,

С Зимою перевенчанный,

Амур свои два крылышка

На валенки сменял, -

писала Марина Цветаева (“Поцеловала в голову...”).

Воспоминания о тех тяжелых годах разбросаны по разным произведениям Анастасии Ивановны. В повести “Старость и молодость”, описывая трудности с водой в Кокчетаве, А. Цветаева опять вспоминает Крым: “...Она иногда кажется мне тою серебряной водой – влагой, какой в 19-м году века являлась в Судаке в пору гражданской войны: колодцы близ моря – соленые, а за пресной водой было далеко идти по горной тропинке (да еще дадут ли взять?) – и, принесенная, цедилась на полустаканы и отливала целебностью и серебром”.

В той же повести – вновь и вновь – отзвуки страшного времени: Анастасия Ивановна с наступлением холодов отдала Рите матрац, под ним – две старые хозяйские телогрейки... “Мощусь на них... До сих пор касалась их с отвращением (все живет в памяти завшивленность шинелей и телогреек гражданской войны)”.

Там же: “...Где моя силушка, ворочавшая (не телом, всегда худая была) - энергией молодости и упорства - ...бревна для топки в годы разрухи...”

Эта девочка, выросшая в интеллигентной дворянской семье, с заботливыми няньками, строгими наставницами в пансионах, пишущая романы – ворочала бревна, таскала воду, добывала еду для семилетнего сына. Боролась, как могла, с “широковетвистой мелочью быта” (выражение М. Цветаевой). Как подходили ей тогда слова Марины, которые писала она в записных книжках: “Когда я, в отчаянии от нищенства дней, задушенная бытом и чужой глупостью...”

“Из всех, кого я знаю, кажется только мы с Асей приняли всерьез библейское слово о добывании хлеба насущного в поте лица своего...”

“У нас с Асей роман с черной работой”. (М. Цветаева, “Неизданное. Записные книжки. В 2-х т. Том 1”. 1913-1919 гг. - М., “Эллис лак”, 2000.)

А была я когда-то цветами увенчана

И слагали мне стансы - поэты.

Девятнадцатый год, ты забыл, что я женщина...

Я сама позабыла про это!

Марина Цветаева писала это в октябре 1919 про свою жизнь в голодной и холодной Москве. Получилось, что и о сестре тоже...

“...За последние полгода в Судаке они с сыном испытали голод, лежали в больнице Красного Креста (это здание в Судаке сохранилось – О.Г.). Их оттуда свели под руки...

В ответ на расклейку записок о преподавании языков, с первых же дней находит уроки: у начальников, у торговцев. Отношение – как к служанке. Впускают с черного входа, о деньгах приходится напоминать. Зато – счастье купить на свой труд – на базаре – вязочки дров и... печь на подсолнечном масле! оладьи! из серой муки! Быть сытыми!” - это о себе (в третьем лице) и Андрюше пишет А. Цветаева в романе “Amor”.

Аделаида Герцык в 1921 году в Судаке написала стихотворение «Подаяние»:

Метель метёт, темно и холодно,

Лицо закидывает стужей.

А дома дети мои голодны

И нечего им дать на ужин...

«Грань, за которой всё прощается», унижение и принятие подаяния ради спасения ребенка пережила тогда и Цветаева.

Эти невероятные тяготы и лишения не ожесточили Анастасию Ивановну, а скорее закалили характер и волю и, возможно, стали той жестокой репетицией, благодаря которой она перенесла потом 17 лет лагерей и ссылок. Потери не повергли её в уныние и отчаяние, а научили ценить каждый миг земной жизни, относиться к людям и всему живому с трепетом и любовью, ставить жизнь духа выше быта. Такие выводы делают для себя только очень сильные личности, какой и была Анастасия Ивановна.

Крымские встречи

Герцыковские чтения в Судаке подарили много замечательных встреч, удалось познакомиться и подружиться с людьми, которые давно занимаются изучением жизни и творчества Анастасии Ивановны Цветаевой. Это поэт, журналист Наталья Савельева (сейчас она работает в театре песни Елены Камбуровой) и кандидат физико-математических наук Юлия Пустарнакова. Они выступили на 5-х Герцыковских чтениях с очень интересным докладом-исследованием «Пять имен из окружения М.Волошина». И на предыдущих чтениях их сообщения несли в себе новую информацию, открывали малоизученные страницы в жизни Марины и Анастасии Цветаевых: «Сёстры Цветаевы в имении Бусалак (комментарии к роману А. Цветаевой «Амор»)»; «Сёстры Цветаевы и семья Айвазовских (некоторые подробности крымской биографии Марины и Анастасии Цветаевых)».

Н. Савельева и Ю. Пустарнакова познакомили меня с удивительным человеком, художницей Александрой Ивановной Богоявленской, ей осенью этого года исполнится 89 лет. Александра Ивановна общалась с А.И. Цветаевой, когда та приезжала в Судак и Коктебель (Анастасия Ивановна подписала тогда ей свою книгу «Воспоминания»). Этот светлый, творческий человек, художник и поэт, показалась мне очень похожей на саму А.И. Цветаеву, не только внешне, но прежде всего – богатой внутренней жизнью, добротой и вниманием к людям. Не раз в беседе она повторила слова: «Человек – высшее существо на Земле, выше только Бог». Вот так трепетно она относится ко всем приходящим в дом, хотя далеко не все заслуживают такого отношения (несколько лет назад кто-то прихватил подписанную А.И. Цветаевой книгу)...

Александра Ивановна, поэт и художник - живой представитель Серебряного века, судьба её удивительна и полна добрых дел, она заслуживает отдельного рассказа... А ещё Александра Ивановна пишет стихи. В 2006 году вышел сборник её стихотворений «Осень в Крыму» (стихи разных лет): «...Когда нет рядом никого, и трудно в жизни выстоять, я с болью в сердце подойду к Судакской милой пристани...» Александра Ивановна очень любила гулять по побережью, была деятельным, подвижным человеком, а несколько лет назад болезнь приковала её к постели. Но деятельной она остается и сейчас: читает, пишет, следит за новинками литературы, у неё частые гости – поэты, писатели, художники. Я очень рада, что познакомилась с ней, впечатление такое, что воочию окунулась в неповторимую атмосферу Серебряного века, будто поговорила с самой Анастасией Ивановной Цветаевой...

Павлодар – Судак – Коктебель – Феодосия – Старый Крым – Павлодар.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии

В этот день ровно 121 год назад родилась величайшая русская поэтесса - Марина Ивановна Цветаева.

Совсем недавно - в 2009 году в Феодосии открылся небольшой музей сестер Цветавевых. Мы хотим показать вам несколько фотографий оттуда и рассказать о самом счастливом периоде жизни Цветаевой.


* * *

Над Феодосией угас

Навеки этот день весенний,

И всюду удлиняет тени

Прелестный предвечерний час.

Захлебываясь от тоски,

Иду одна, без всякой мысли,

И опустились и повисли

Две тоненьких моих руки.

Иду вдоль генуэзских стен,

Встречая ветра поцелуи,

И плятья шелковые струи

Колеблются вокруг колен.

И скромен ободок кольца,

И трогательно мал и жалок

Букет из нескольких фиалок

Почти у самого лица.

Иду вдоль крепостных валов,

В тоске вечерней и весенней.

И вечер удлиняет тени,

И безнадежность ищет слов.

Эти стихи написаны в феврале 1914 года. Феодосию Марине открыл Макс Волошин. Его дом в Коктебеле каждое лето принимал множество самых разных гостей, но неизменно - творческих, необычных личностей. Приглашение провести лето в доме у Карадага стало отзывом на первую книгу Марины - "Вечерний альбюом" ("Почему альбом, а не тетрадь?" - спрашивал Макс в ответном стихотворении).



Именно в Феодосию Марина с Анастасией приехали в 1913 году - после смерти горячо любимого отца. Анастасия Цветаева писала в своих воспоминаниях:
"Смерть папы провела линию рубежа в нашей жизни.. Из всех городов прошлого сильнее всего позвал нас город, где мы были так счастливы два года тому назад... Мы не ошиблись, выбрав Феодосию..."


Сейчас дом-музей Цветаевых находится по адресу ул. В. Коробкова, 13 - именно тут Анастасия Цветаева с мужем Борисом Трухачевым и сыном Андреем снимали квартиру в 1913 году.
Музей пока небольшой, но очень трогательный, теплый и заботливый. А главное - он воспроизводит атмосферу тех феодосийских вечеров и хранит много оригинальных экспонатов - мебельный гарнитур, любимое кресло Цветаевой, зеркальце, ручка от калитки, ведущей во двор, книги и открытки...


Например, открытка из свадебного путешествия Цветаевой и Сергея Эфрона. Именно в Коктебеле они и познакомились. Сергей принес Марине редкую бусину, найденную на берегу Черного моря. У этой истории много легенд =)

С Крымом связана, наверное, самое счастливое время в жизни Цветаевой. Об этом пишут биографы и родная сестра - Анастасия. "Марина везде искала свой Крым" ... "Это лето было лучшим из всех моих взрослых лет..." . писала Марина Волошину... Крым был для нее - яркой стекланной бусиной, осколком счастья, счастливым камешком.

Редкая вещь - пианино конца XIX века немецкого происхождения. Кстати, работники музея охотно разрешают играть на нем. если среди экскурсантов есть желающие и умеющие!

Феодосийский период в был очень плодотворным в творческой жизни Цветаевой. Стихи, написаные в Феодосии и Коктебеле вошли в сборник "Юношеские стихи. 1913-1914", который будет опубликован только спустя 62 года, да и то - за рубежом. Но уже в это время Марина была большим поэтом - "Моим стихам, написанным так рано...", "Генералам 12 года" и многие, многие другие, ставшие программными произведения - всё это вдохновение и веяние Крыма, - самого счастливого и солнечного времени в непростой и трагической жизни Цветаевой.

Ксения

Крым вошёл в судьбу Марины Цветаевой с первой же встречи – и остался там до встречи последней, до самого печального конца её непростой жизни. В течение 12 лет Цветаева вновь и вновь возвращалась сюда, но всё же ей пришлось расстаться с Крымом навсегда…

Первая встреча

«Ялта-красавица! Как понятно стало это ходячее слово – как только мы очутились на Дарсановской горке! Вверх, вверх, меж стенок садов, изгибается дорога, мимо аптеки, женской гимназии, мимо дворца эмира Бухарского, пока не упирается в дачу Елпатьевского: белая, двухэтажная, с двухэтажной террасой в полдома шириной, свободна от тени и зелени, открытая ветру и взгляду на море, далеко внизу за домами, сизо-чёрной чертой», – так описывала Анастасия Цветаева в своих «Воспоминаниях» первую встречу – свою и сестры –
с Крымом, куда семья Цветаевых при­ехала в 1905 году. Марине тогда было 13 лет, Анастасии – 11. Их мать, Мария Александровна, болела туберкулёзом, поэтому семья решила некоторое время пожить в Ялте. Прибыв в Крым, несколько дней провели в Севастополе, а в Ялте поселились на даче врача и писателя Сергея Елпатьевского. В это время сёстры Цветаевы учились в ялтинской женской гимназии (сейчас гимназия им. Чехова) и успешно сдали экзамены: Марина за три класса, Анастасия за первый класс гимназии. В этот же приезд побывали они в Массандре. «Массандра? Может быть, это рай?» – вспоминала их детские впечатления Анастасия Цветаева.

Вновь в Ялте Марина Цветаева оказалась в апреле 1909-го – вместе со своими московскими гимназическими одноклассницами она на пасхальные каникулы отправилась в Крым: от Москвы на поезде до Севастополя, оттуда – пароходом в Ялту.

Ялтинская женская гимназия, в которой учились Мария и Анастасия Цветаевы

«Места моей души»

И в Севастополе, и на Южном берегу Марина Цветаева бывала и в последующие годы, но всё же главными географическими точками Крыма для неё стали не Ялта-красавица и не райская Массандра, а выжженный солнцем и наполненный ветром Коктебель и Феодосия. «Одно из лучших мест на земле», – так написала поэтесса о Коктебеле в 1931 году. А в конце 1930-х резюмировала: «Таруса… Коктебель да чешские деревни – вот места моей души».

На календаре было 5 мая 1911 года, и в этот день Марина Цветаева, как она сама писала, «впервые ступила на коктебельскую землю, перед самым Максиным домом, из которого уже огромными прыжками по белой внешней лестнице нёсся мне навстречу – совершенно новый, неузнаваемый Макс. Макс полынного веночка и цветной подпояски, Макс широченной улыбки гостеприимства, Макс – Коктебеля». (М. Цветаева, «Живое о живом».)

Тем же летом 1911-го Марина и Анастасия Цветаевы вместе с Волошиным ездили в Старый Крым и Феодосию. Феодосия покорила восточной экзотикой, толпами приезжих на набережной, иностранными кораблями в порту.

«Когда мы увидели феодосийские улицы, Итальянскую улицу с арками по бокам, за которыми лавочки с восточными товарами, бусами, сладостями, когда сверкнул атлас, рекой разливающийся по прилавку, и его пересёк солнечный луч, золотой воздушной чадрой протянулся под арку, – и когда из-под арки вышли два мусульманина, унося плохо завёрнутый шёлк, и брызнула нам в глаза синева
с плывущими розами, – бороды чернее ночи показались нам со страницы Шехерезады, ветер с моря полетел на нас из Стамбула! – и мы поняли – Марина и я, что Феодосия – волшебный город и что мы полюбили его навсегда», – писала Анастасия Цветаева в «Воспоминаниях».

Сердоликовая буса

«Чем я тебе отплачу? Это лето было лучшим из всех моих взрослых лет, и им я обязана тебе», – писала Максу Волошину Марина Цветаева, подразумевая коктебельское лето 1911 года. Именно тогда во многом благодаря Волошину она, 18-летняя, осознала себя настоящим, уже состоявшимся поэтом. А ещё тем летом на пустынном коктебельском берегу Марина Цветаева встретила свою первую любовь – Сергея Эфрона.

В своих воспоминаниях Ариадна Эфрон так описывает встречу родителей: «Она собирала камешки, он стал помогать ей – красивый грустный юноша с пора­зительными, огромными – в пол-лица глазами; заглянув в них и всё прочтя наперед, Марина загадала: если он найдёт и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных, – и вложил ей его в ладонь, розовый, изнутри освещённый камень, который она хранила всю жизнь». (Ариадна Эфрон, «Воспоминания».)

Сама же Цветаева писала: «1911 год. Я после кори стриженая. Лежу на берегу, рою, рядом роет Волошин Макс.

– Макс, я выйду замуж только за того, кто из всего побережья угадает, какой мой любимый камень.

– Марина! (вкрадчивый голос Макса) – влюблённые, как тебе, может быть, уже известно, глупеют. И когда тот, кого ты полюбишь, принесёт тебе (сладчайшим голосом) булыжник, ты совершенно искренне поверишь, что это твой любимый камень!

– Макс! Я от всего умнею! Даже от любви!

А с камешком – сбылось, ибо С. Я. Эфрон, за которого я, дождавшись его 18-летия, через полгода вышла замуж, чуть ли не в первый день знакомства отрыл и вручил мне – величайшая радость! – генуэзскую сердоликовую бусу, которая и по сей день со мной». (Марина Цветаева, «История одного посвящения».)

В письме Марины Сергею, написанном уже в 1921 году, об их встрече в Коктебеле читаем: «Вы сидели рядом с Лилей в белой рубашке. Я, взглянув, обмерла: “Ну можно ли быть таким прекрасным?” Серёженька, умру ли я завтра или до 70 лет проживу – всё равно – я знаю, как знала уже тогда, в первую минуту: навек…»

Когда Цветаева и Эфрон поженились, на внутренней стороне его обручального кольца было выгравировано имя «Марина». Ну а она, несмотря на сложности в их отношениях, возникшие позднее, всю жизнь, не снимая, носила ту самую сердоликовую бусу.


Дворец эмира Бухарского

«К чему эти унылые кофточки!»

«Насчёт Феодосии мы решили как-то сразу, не сговариваясь. Серёже хочется спокойствия и отсутствия соблазнов для экзаменов», – писала Марина
Цветаева в Москву в 1913 году, когда она с дочерью Ариадной поселилась в Феодосии, а позже к ним при­соединился и Сергей Эфрон. (В феодосийской мужской гимназии Эфрон, сдав почти двадцать экзаменов, получил аттестат, с которым поступил в 1914 году в Московский университет.) Десять месяцев 1913-1914 годов стали феодосийским временем Марины Цветаевой.

Она жила в доме на склоне горы Тепе-Оба, на бывшей Анненской улице (ныне это улица О. Ю. Шмидта). В это же время в Феодосии поселилась и её сестра Анастасия с маленьким сыном.

Осенью и зимой 1913 года Марина Цветаева читала свои стихи на литературных вечерах в обществе
приказчиков Феодосии, в Еврейском обществе пособия бедным, в Азово-Донском банке, на «великосветском балу», организованном Феодосийским обществом спасения на водах. Об одном из этих выступлений городская газета писала: «Снова выступали очаровательные сёстры Цветаевы. Ещё раз обвеяли нас солнечной лаской. Ещё раз согрели одинокие одичавшие души!» На выступления Марина неизменно надевала красивые платья,
кольца и массивные браслеты. «Господи, к чему эти унылые английские кофточки, когда так мало жить!.. Прекрасно – прекрасно одеваться вообще, а особенно - где-нибудь на необитаемом острове, – только для себя!» – восклицает она в одном из писем тех лет.

Сёстры Цветаевы и Максимилиан Волошин (он был их частым гостем) гуляли по Караимской слободке, бродили по Карантину у стен средневековой генуэзской крепости, поднимались к Музею древностей на вершине горы Митридат. «Караимская слободка – совершеннейшая Италия. Узкие крутые улочки, полуразрушенные дома из грубого пористого камня, арки. Мы дошли до Митридата – белого здания с колоннами в греческом стиле. У входа в помещающийся в нем Музей древностей –
два старинных огромных кудрявых итальянских льва», – писала Марина Цветаева.

«…искала везде и всюду»

А вот описание весенней Феодосии в дневнике Марины Цветаевой: «Как чудно в Феодосии! Сколько солнца и зелени! Сколько праздника! Золотой дождь акаций осыпается. Каждая улица – большая, тёплая, душистая волна. В низких пышных акациях что-то совсем сливающееся со стенами домов, крытых черепицей, – со всем духом Феодосии». Но празднику скоро пришёл конец… 9 августа 1917-го Цветаева писала из Москвы в Коктебель Волошину: «Серёже очень хочется в Феодосию, он говорит, что там есть тяжёлая артиллерия. Я в полном страхе за Серёжину судьбу. В Москве бе­зумно трудно жить. Как бы я хотела перебраться в Феодосию!»

5 ноября 1917 года Цветаева и Эфрон уезжают из Москвы в Крым. Но всего через 20 дней Марина возвращается за детьми в Москву (их должна была привезти в Коктебель сестра Эфрона, но она не смогла этого сделать). Больше в Крыму поэтесса никогда не бывала. По словам её дочери Ариадны Эфрон, Марина Цветаева «Крым искала везде и всюду – всю жизнь».

В последний день августа в поэтическом календаре скорбная дата: 75 лет со дня смерти одного из ярких и трагических литераторов Серебряного века Марины Цветаевой. Как и у каждого заметного поэта, жизнь Марины Ивановны слилась воедино с её творчеством, стала единой с ним по букве и духу. Так и шла Цветаева вместе со своей музой по поэтической стезе вдвоём – недолюбленные, недопонятые, особенные.

Смерть поэта покрыта мраком тайны. До сих пор не известно точное расположение её могилы на Петропавловском кладбище в Елабуге…

В 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, "между четырёх безвестных могил 1941 года", установила крест с надписью "В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева". В 1970 году на том месте было сооружено гранитное надгробие. Позднее, будучи уже в преклонном возрасте, Анастасия Цветаева стала утверждать, что надгробие находится на точном месте захоронения сестры.

Гибель Марины Цветаевой вызывает вопросы у исследователей её жизни и творчества. Известно, что, как и Есенин, она покончила жизнь самоубийством. Покончила ли? Сейчас приводится много доводов о том, что Цветаеву убили.

Своим мнением делится с нами профессор кафедры русской и зарубежной литературы факультета славянской филологии и журналистики КФУ, доктор филологических наук Ирина Остапенко:

– Для того чтобы убить человека, не обязательно физически надеть ему петлю на шею, – размышляет Ирина Владимировна.– Этой петлей стал для Марины Цветаевой тот сломанный мир, во времена которого ей выпало жить. А времена, как известно, "не выбирают, в них живут и умирают"... Смерть Марины Цветаевой, на мой взгляд, стала, вопреки ожиданиям, гимном свободному человеку. Она жива в своём слове, стучащемся в наши души.

Судьба поэтессы не была ровной. Творческий рассвет в годы Первой мировой войны. Замужество, рождение дочери, нищенская жизнь в эмиграции. И только поэтическая работа позволяла оставаться собой. В 1923-м в Берлине вышла книга "Ремесло", получившая высокую оценку критики. В 1924-м, во время пражского периода, были созданы "Поэма Горы", "Поэма Конца". Ещё через два года поэтесса закончила поэму "Крысолов", работала над поэмами "С моря", "Поэма Лестницы", "Поэма Воздуха".

Если поначалу русская эмиграция приняла Цветаеву как свою, то очень скоро её независимость, её бескомпромиссность, её одержимость поэзией обрекли её на полное одиночество. Она не принимала участия ни в каких поэтических или политических направлениях. "Некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться", "одна всю жизнь, без книг, без читателей, без друзей...", – сокрушалась поэтесса. Последний прижизненный сборник вышел в Париже в 1928. Назывался он – "После России".

В конце тридцатых годов Цветаева вместе с семьёй вернулась в Россию. Она объясняла свой выбор просто: "Моя неудача в эмиграции – в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху – там, туда, оттуда…". Но Россия была уже не та: мужа и дочь вскоре арестованы, а сестра Анастасия уже два года была в лагере, отнюдь не в пионерском. Марина Цветаева жила в Москве по-прежнему в одиночестве, перебиваясь переводами. Война забросила её с сыном в Елабугу. Там и застал её последний день лета 1941 года. Последний день её жизни.

Сегодня о Цветаевой написаны десятки книг. Но очень коротко и образно сказал про неё Юрий Нагибин: "Беда Цветаевой, если это беда, что она не создала себе позы, как Анна Ахматова. Та сознательно и неуклонно изображала великую поэтессу, Цветаева ею была".

Мы же продолжаем нашу беседу с Ириной Остапенко. Ирина Владимировна рассказывает о крымском периоде Цветаевой:

– Марина Цветаева была в Крыму не единожды. Это и детство, и юность, и первые годы зрелости, это большой и временной пласт пребывания на полуострове (с 1905 по 1917, периодически, иногда подолгу в Ялте, Севастополе, Гурзуфе, Феодосии, Коктебеле), и это опыт общения с легендарными личностями. Тот же Максимилиан Волошин, увидевший "в девчонке – Марину", её коктебельское литературное окружение. ... С Крымом связана как личная судьба поэта (с Сергеем Эфроном Марина Цветаева познакомилась в доме Волошина), так и вовлечённость её частной жизни в круговорот истории (революция
1917 года внесла непоправимые коррективы в личную судьбу). Покинув Крым в конце ноября 1917 года, Марина Ивановна уже больше никогда не приедет сюда, но, по словам дочери Ариадны, она "Крым…искала везде и всюду – всю жизнь".

По словам Ирины Остапенко, изучением крымского периода творчества Цветаевой занимаются в Крыму в первую очередь сотрудники музея-заповедника "Киммерия М. А. Волошина", куда входит и Музей сестер Цветаевых в Феодосии. Это Зоя Тихонова, заведующая музеем Марины и Анастасии Цветаевых, Марина Жарикова, зав. отделом научно-информационной и организационной работы музея-заповедника "Киммерия М. А. Волошина", научные сотрудники Марина Федоренко, Оксана Гришиненко и др. Кроме того, Музей-заповедник "Киммерия М. А. Волошина" совместно с университетом проводит Международные Крымские Волошинские и Герцыковские чтения, где обсуждаются доклады и по творчеству Марины Цветаевой.

– Тем не менее, как считает Остапенко, системных и целостных литературоведческих исследований крымского периода творчества Марины Цветаевой нет, хотя в целом и поэзия, и проза в разных ракурсах изучена, написано огромное количество диссертационных работ.

И всё же крымчане не забывают о выдающейся поэтессе. Накануне печальной даты её гибели в Феодосийском музее Марины и Анастасии Цветаевых прошёл V Международный поэтический фестиваль "Моя божественная лира – с твоей гитарою – сестра", на котором с программой "В диалоге о счастье!" выступили солисты групп "Утро Моне" (Москва) Константин Мирошник и солистка группы "Анастасия" (Крым) Анастасия Коробова.

Закончим размышления о поэтессе строками, написанными Цветаевой в Крыму. В них – надежда. Пусть она не покидает каждого из нас.

Сердце, пламени капризней,

В этих диких лепестках,

Я найду в своих стихах

Всё, чего не будет в жизни.

Жизнь подобна кораблю:

Чуть испанский замок – мимо!

Всё, что неосуществимо,

Я сама осуществлю.


      Цветаева Марина Ивановна (1892 – 1941), русская советская поэтесса. Неоднократно бывала в Крыму. Впервые, по свидетельству сестры поэтессы, А. И. Цветаевой, – в 1905 г. в Ялте вместе с матерью, страдавшей туберкулезом. Жили Цветаевы на даче Е. Я. Елпатьевского. Спустя шесть лет, летом 1911 г., Марина Цветаева живет в Гурзуфе, откуда переезжает в Коктебель, где гостит в доме поэта М. А. Волошина, с которым она познакомилась в 1910 г. в Москве после выхода своей первой книги «Вечерний альбом». В Коктебеле, где прошли самые счастливые годы ее жизни, Цветаева познакомилась с Сергеем Эфроном, который стал ее мужем.

Встреча с Пушкиным

Я поднимаюсь по белой дороге,
Пыльной, звенящей, крутой.
Не устают мои легкие ноги
Выситься над высотой.

Слева – крутая спина Аю-Дага,
Синяя бездна – окрест.
Я вспоминаю курчавого мага
Этих лирических мест…

В 1913 г. Цветаева вновь в Крыму, в Феодосии. В Крыму написаны стихотворения «Идешь на меня похожий…», «Моим стихам…» и другие. Для понимания того места, которое занимал Крым в жизни Цветаевой, большое значение имеют слова ее сестры: «Читающие теперь стихи зрелой Марины Цветаевой уносят с ее страниц трагический образ поэта и женщины, не нашедшей себе в жизни счастья. И никто, кроме меня, ее полублизнеца, не помнит тех лет ее жизни, которые это оспаривают. Но я помню и говорю: Марина была счастлива с ее удивительным мужем, с ее изумительной маленькой дочкой – в те предвоенные годы. Марина была счастлива». По словам Ариадны Эфрон, дочери поэтессы, «тот Крым она искала везде и всюду – всю жизнь…».