Самый потаенный и загадочный художник-авангардист России Павел Филонов родился в Москве 8 (21) января 1883 года в многодетной семье. Его родителями, по его собственному выражению, были «кучер и прачка». С ранних лет имел способности к рисованию, у него отмечалась природная острота зрения, желание точной передачи деталей, наблюдательность. Самый ранний сохранившийся рисунок Филонова – «Московский дворик» (1894) – был выполнен как «открытка на память», и по нему можно легко представить истинный облик «родового гнезда».

В 1894 году мать Павла умерла от чахотки, а заботы о братьях и сестрах легли на плечи старшей сестры Шуры, которая уже жил в Петербурге, будучи замужем за видным предпринимателем. Филонов сам освоил вышивание крестиком, при поддержке родственника окончил живописно-малярные мастерские, а также частные курсы Дмитриева-Кавказского. Благодаря обучению там и «исключительно благодаря знанию анатомии» Филонов был зачислен в Академию Художеств вольнослушателем и весной 1908 года начал заниматься там, это продолжалось до1910 г. Но после 2 лет занятий Филонов покинул Академию Художеств из-за принципиальных разногласий с профессорами.

Первый исследователь творчества Филонова В.Н. Аникиева указывала на явные его связи с Дюрером и Грюневальдом. Мог видеть оригиналы их картин во время путешествия в1912 г. по странам Западной Европы – Франции, Италии, Австрии и Германии.

Художник особенно заинтересовался современным ему примитивизмом во время пребывания в «Союзе Молодежи» в Петербурге в 1910-1914 гг., после знакомства с теориями Ларионова и Гончаровой.

В 1916 году Филонова призвали в армию, к тому времени он был уже сложившимся художником. Он стал ощущать свою творческую силу и искал возможности расширить свои знания и свое мастерство. Встретил революцию 1917 года как долгожданное событие. Некоторое время руководил отделом в Гинхуке.

МАИ – Мастера Аналитического Искусства – общество учеников П. Филонова («школа Филонова») существовало в Ленинграде в 1925-1932 гг. Членами общества в разное время были Т. Глебова, Е. Кибрик, С. Закликовская и др. В своих работах они стремились воплотить принцип «сделанности» Филонова. В этой мастерской-студии, по воспоминаниям современников, «каждый начинал себя чувствовать художником ХХХ века, когда искусство и наука сольются».

Свой метод художник называл «аналитическим». В нем построение формы начиналось как бы на атомарном уровне. Тогда как «актом действия» художника Филонов считал каждое прикосновение к холсту в виде точки. В основе филоновских живописных трудов – тщательная прорисовка и пропись «микрочастиц» из «первоначал». Так возникали «многомерные» и «неохватные» композиции, рождались реальные и воображаемые существа, настоящие миры видимых и невидимых явлений, их реакций, эманаций, бытия, генезиса, известных и тайных свойств («Декларация мирового расцвета», начало 1920-х гг.).

В 1931 году «Красная газета» назвала Филонова «помешанным врагом рабочего класса». После обвинения в «формализме» в 1936 году новый термин «филоновщина» стал символом непролетарского, упадочного искусства. После 1937 года жизнь Филонова стала ухудшаться: был выслан сын его жены, сама она тяжело заболела. Но даже ленинградская блокада не заставила его покинуть пост хранителя собственного искусства.

Голодавший в военные годы, Филонов умер в первые месяцы ленинградской блокады (в декабре 1941 года). Смерть его кажется символично. Она застала его во время дежурства на крыше дома, который он защищал от немецких налетов.

Некрологом художнику стал рисунок одного из учеников, изображающий мертвого учителя на фоне его метафизических и вполне реальных убийц – на фоне «Пира королей». Другим некрологом можно считать стихотворение поэта-футуриста А. Крученых, друга Филонова:

А рядом Ночью В глухом переулке Перепилен поперек, Четвертован Вулкан погибших сокровищ, Великий художник, Очевидец незримого, Смутьян холста Павел Филонов. Был он первым творцом в Ленинграде. Но худоба С голодухи, Погиб во время блокады, Не имея в запасе ни жира, ни денег. Картин в его мастерской Бурлила тыща. Но провели Кроваво-бурые Лихачи Дорогу крутую, И теперь там только Ветер посмертный Свищет

Картины художника Павла Филонова .

Русский советский художник, поэт, основатель так называемого «аналитического искусства» и его преподаватель.


Юность

Павел Филонов родился 8 января 1883 года в Москве в крестьянской семье. Его отец, Николай Иванов, до 1880 года оставался бесфамильным, фамилия «Филонов» закрепилась за ним по приезду в столицу. Он служил извозчиком и кучером, предположительно, проживал с семьёй в городском доме господ Головиных. Мать Павла, Любовь Николаевна, работала прачкой – больше о ней ничего не известно. За год до окончания сыном школы, она скончалась от чахотки.
Павел учился в городской Каретнорядной приходской школе, окончил учёбу с отличием. В 1897 году, выпустившись, переехал в Санкт-Петербург и поступил в живописно-малярные мастерские на средства Александра Андреевича Гуэ, богатого инженера, мужа его старшей сестры и владельца немецкой компании, занимавшейся строительством электростанции в столице. Гуэ спонсировал студента, поскольку одним из первых обнаружил в нём страсть к рисованию: юный Паня, как его называли родные, рисовал на каждом подворачивавшемся клочке бумаги.

В 1898 году Филонов стал посещать вечерние курсы Общества поощрения художеств, в 1903-м пошёл учиться в частную мастерскую академика Л.Е. Дмитриева-Кавказского. За этим последовало три неудачных попытки поступить в Петербургскую Академию художеств. Наконец, в 1908 его приняли вольнослушателем в школу при Академии, но пару лет спустя он добровольно её покинул (по другим данным – был исключён). В период с 1905 по 1907 художник много путешествовал по России, Кавказу, Европе, посетил Иерусалим.
В 1910 году Филонов принял участие в выставке «Союза молодёжи», основанного М. Матюшиным, Е. Гуро и В. Матвеем. Зимой того же года, по словам самого художника, он написал «первую картину» – «Головы». Филонов стал активным участником выставок Союза молодёжи и выставлялся вплоть до его развала в 1914 г.


Закон и канон

Художник начинает работать в смешанной технике; из-под его кисти выходят первые серьёзные полотна: «Пир королей», «Мужчина и женщина», «Восток и Запад». «Пир королей» считается программной и в некотором смысле пророческой работой. Велимир Хлебников, поэт-футурист, чьи произведения иллюстрировал Филонов, написал о ней следующие строки: «пир трупов, пир мести. Мертвецы величаво и важно ели овощи, озарённые подобно лучу месяца бешенством скорби». Картина была воспринята современниками как тревожное предчувствие, апокалиптическое предзнаменование. Написанная накануне Первой мировой войны, она довольно точно предсказывает грядущие трагические события и гибель старого мира. А вот, что говорил о ней другой художник, Олег Покровский, после встречи с Филоновым: «Перед моими глазами была картина, которую я так хотел видеть. Огромный холст занимал почти всю стену. Кроваво-красные тона цвета запекшийся крови и разложения. В темном и глубоком подземелье, вокруг стола-жертвенника, застыли деспоты - короли смерти. Короли, вершившие мрачный обряд тризны по самим себе. Власть самодовлеющая и беспомощная, потерявшая свой смысл и свою цель. Традиция владычества, тоже умирающая».

Раннее творчество Филонова вписывается в рамки модерна и вполне может быть отнесено к символизму. Оно аллегорично, иносказательно и развивает «вечные темы». В то же время уже на начальном этапе проявляется уникальный живописный метод художника, заключающийся в конструировании изображения из кристаллических ячеек. В 1912-м Филонов сформулировал основополагающие принципы аналитического искусства в небольшой статье «Канон и закон», которая так и не была опубликована. К ним относятся принцип «органического» (от частного – к общему) и так называемый антикубизм. Приставка «анти» означает, что в отличие от кубистов Филонов не желает отказываться от природы, но, напротив, стремится к её постижению, анализирует её формы в процессе развития. Это вовсе не предполагает слепого подражания этим формам – подражать следует её методам. «Я знаю, анализирую, вижу, интуирую, что в любом объекте не два предиката, форма да цвет, а целый мир видимых и невидимых явлений, их эманаций, реакций, включений, генезиса, бытия».

В «Законе и каноне» Филонов рассматривает два принципиально различных способа построения картины. «Выявляя конструкцию формы или картины, я могу поступить сообразно моему представлению об этой конструкции формы, т.е. предвзято, или подметив и выявив её закон органического её развития; следовательно, и выявление конструкции формы будет предвзятое: канон, - или органическое: закон». Таким образом, закон, в отличие от канона, предполагает построение и развитие от частного к непредсказуемому общему. Подобно тому, как растёт дерево, картина должна органически эволюционировать – в этом заключается неприятие художником кубизма с его геометризацией и механизацией.


Художник «Мирового расцвета»

В 1913 Филонов создал эскизы декораций к спектаклю Маяковского «Владимир Маяковский». Премьера прошла в декабре в петербургском театре «Луна-парк». Роли исполняли не профессиональные актёры, а студенты и любители; Поэта сыграл сам Маяковский. Декорации изготовлялись совместно с И. Школьником, рисовать помогали сёстры Филонова. Одна из них, Евгения, впоследствии упомянула этот любопытный эпизод в мемуарах: «Хорошо помню, как мы трудились над какой-то огромной «слезой», что ещё мы делали теперь уже и не помню».
Отзывы на постановку вообще и декорации в частности были разгромными. Вот что написал Н.Тихонов: …Стена была расписана художником ужасного левого направления и столь страшно, что прямо на вас бросалась с разинутой пастью отвратительная селедочно-крокодиловая голова реакции, глотающая целые народы, а над ней возвышался череп империализма, какие-то кровавые черви вылезали из его глазниц, там было еще что-то сиренево-вопиющее и густо-шерстистое, вроде волчьего оскала, там была и ослица, нарисованная так, что она падала на сидящего напротив; язык ее свисал до земли, она смотрела огромными человеческими, женскими глазами, из которых сыпались лиловые, как сливы, слезы».
После спектакля Филонов обратился к иллюстрации: следующие два года он рисовал для различных футуристических буклетов. В этот же период художник начинает разработку собственных искусствоведческих теорий («Идеология аналитического искусства» и «Принципы сделанности») и через своего друга Михаила Матюшина издаёт «трансрациональную» поэму «Пропевень о проросли мировой». Последнюю критики относят к высочайшим образчикам поэзии русского кубофутуризма. Слово «мировый» в заглавии следует понимать как «всемирный» или «всеобщий», «пропевень» произошло от глагола «петь» и означает допевание песни до конца. Неологизм «проросль» образован от слова «прорастать» и означает буквально «прорастание» или «расцвет».
В «Пропевене» практически отсутствует пунктуация, ко многим словам добавлены авторские глагольные частицы; в целом, язык поэмы необычен и малопонятен. Произведение создавалось с расчётом на чтение вслух.
«Сделанные картины»
В 1914 году Павел Филонов объединился с художниками Д.Н. Какабадзе, Э. Лассон-Спировой, Е. Псковитиновым и А. Кирилловой. Группа издала манифест под заголовком «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков «Сделанные картины» с пометкой «Изд. «Мировый расцвет» и репродукцией Филоновского «Пира королей» на обложке. Манифест стал первой и единственной печатной декларацией аналитического искусства. Целью художников была реабилитация живописи и противостояние методам Малевича и Татлина.
«Наша цель – работать картины и рисунки, сделанные со всей прелестью упорной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке – это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу. …Относительно живописи мы говорим, что боготворим её, введённую и въевшуюся в картину, и это мы первые открываем новую эру искусства – век сделанных картин и сделанных рисунков, и на нашу родину переносим центр тяжести искусства, на нашу родину, создавшую незабываемо дивные храмы, искусство кустарей и иконы».
Ремесленничество высоко ценилось Филоновым. Кроме того, он считал необходимым для художников знание анатомии, композиции и всего того, что обязан знать любой профессиональный живописец; под «сделанностью» подразумевается техническое мастерство, доведённое до совершенства, возведённое в абсолют. Не удивительно, что Филонов предпочитал называть себя «мастером», но не «художником». Полемизируя с авангардистами, он неустанно восхвалял реалистов Репина, Айвазовского, Верещагина, Сурикова, Савицкого, называя их картины подлинно «сделанными». В то же время бунтарство футуристов, кубистов, дадаистов отталкивало Филонова: идеи разрушения сложившихся живописных техник, традиций и устоев, примат импровизации были чужды ему и казались поверхностными.

Война и революция

В 1916 году Филонова мобилизовали и отправили на Румынский фронт в качестве рядового 2-го полка Балтийской морской дивизии. Во время Февральской революции, которая была им принята с энтузиазмом, художник принимал активное участие в революционной деятельности и даже получил пост председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в городе Измаил. «Я был на войне 1,5 года, и, к счастью, меня выбрали в комитет и этим спасли меня» - признавался Филонов.
В 1919 году Филонов принял участие в выставке, проводимой в Зимнем дворце, и продемонстрировал цикл «Ввод в мировой расцвет». Критики встретили художника чрезвычайно тепло. Виктор Шкловский отметил «громадный размах, пафос великого мастера». По окончании выставки Филонов подарил государству две своих картины: «Мать» 1916 г. И «Победитель города» 1914-1915 г.


Двадцатые годы

В 1922 году Филонов предпринял попытку реорганизовать живописный и скульптурный факультеты в петроградской Академии художеств и прочёл курс лекций по теории аналитического искусства, логическим завершением которого стала «Декларация „Мирового расцвета“». Художнику трижды предлагали место профессора в Академии, но он каждый раз отклонял предложение, так как считал преподавание в ней неправильным. После третьего отказа ректор Эссен заявил: «Теперь Филонов придёт в Академию только через мой труп».
В 1923 году Филонову как председателю Музея живописной культуры поручили написать Устав будущего Института исследования искусства. Созданный им Устав одобрили. Два года спустя художник возглавил собственную группу учеников ИЗО, получившую впоследствии название «Коллектив мастеров аналитического искусства МАИ» («Школа Филонова»). Взяв на себя роль преподавателя и идеолога, живописец стремился исполнить мессианское предназначение аналитического искусства. В разное время в состав коллектива входило до 70 художников.

В 1927 году филоновцы получили от Ленинградского Дома печати серьёзный заказ. Они выполнили 22 картины и одну раскрашенную скульптуру и оформили постановку «Ревизора» Гоголя (режиссёром был Игорь Терентьев). За всё время своего существования группа сделала четыре выставки работ. После выставки 1927 года, на которой присутствовало много знаменитостей (в частности, поэт Максимилиан Волошин), пресса зубоскалила и называла Филонова психически нездоровым. Один из наиболее ядовитых критиков написал следующие строчки: «Общественно-политический гротеск с уклоном в патологическую анатомию - вот наиболее точное определение того, что выставила в Доме печати школа Филонова».
В 1932-1933 гг. издательство «Академия» предложило Филонову проиллюстрировать новый перевод финского народного эпоса «Калевала». Художник, традиционно, отклонил предложение, но согласился выступить редактором, при условии, что работу выполнят его ученики. Заказ был выполнен, хотя весной 1932 года группа МАИ официально прекратила своё существование. Тем не менее, Филонов продолжил вести занятия до самой смерти в 1941 году. Помимо рисунка и живописи, преподавал языки (в своё время он самостоятельно освоил английский и французский, владел азами итальянского) и историю искусств.

Филонов и филоновцы

Филонов был известен как фанатичный трудоголик. Порой он работал, не переставая, в течение 18 часов. Некоторые идеи захватывали его настолько, что превращались в настоящую одержимость. Он был аскетом, мало и бедно питался, отказывался от заграничных выставок. Художник верил, что то, что «рождается», не должно быть продано и что физические нужды необходимо подчинить требованиям искусства. В то же время он утверждал, что с авторитетами – в том числе политическими – необходимо считаться. «Настанет день, – говорил он, – и Сталин войдёт в эту комнату».
Вокруг Филонова выросла стена непонимания. Он не получал официальной поддержки, отказывался от заказов. В то же время единомышленники призывали художника открыться миру: ему прочили колоссальный успех за рубежом, в Европе и США. Его картины – хотя бы одну – тщетно пытались приобрести сталинский портретист Исаак Бродский и американский живописец Баскервиль, Третьяковская галерея и частные коллекционеры. Однако художник последовательно отказывался от самых заманчивых предложений, поскольку считал, что, если его холсты раскидает по миру, внутренняя логика его творчества будет нарушена. Кроме того, он относился к картинам как к детям – «а детей не продают». До конца своих дней он глубоко сожалел о том, как в 1919 году по рекомендации Луначарского продал несколько полотен отделу ИЗО.

Филонов завещал все свои работы «подарить Советскому государству, сделать их выставку в городах Союза и в европейских центрах и сделать из них отдельный музей аналитического искусства». Среди своих современников он держался особняком; полемизировал с Малевичем, Татлиным, Лисицким, западными художниками. Оппонировал кубистам, утверждая при этом, что никогда не видел картин Пикассо. Им двигала мечта сделать Россию мировым центром современного искусства.
При Сталине фигура Филонова стала вовсе табуированной. Еще в 1930 году он был арестован как «германский шпион». Он получил ярлык классового врага, который останется на нём на всю жизнь и даже после смерти.

Один за другим родственники и ученики художника вызывались на допросы; в 1938 году оба пасынка получили по сроку без права переписки, а с супруги взяли подписку о невыезде, несмотря на то, что она была парализована. Завистники писали доносы и призывали «шлёпнуть» самого Филонова. НКВД вынудило его друга покончить жизнь самоубийством: несчастный повесился, оставив предсмертную записку с проклятием: «пусть захлебнутся моим трупом».


Гибель и память

Карьера Филонова была фактически завершена ещё в 1932-1933 гг. после участия в выставке «Художники РСФСР за 15 лет». После неё он ни разу не выставлялся, хотя против выставок не возражал. Он продолжил преподавательскую деятельность, и притом бесплатно, и стал получать небольшую пенсию как «научный работник 3-го разряда». Семейство стало жить впроголодь, экономя даже на чае.
3 декабря 1941 году Павел Филонов скончался от голода во время блокады Ленинграда. Его труп оставался лежать на столе в течение девяти дней – пока Союз художников не выделил девять досок для изготовления гроба. Над ним висела его самая знаменитая работа «Пир королей». Филонова похоронили на Серафимовском кладбище у Церкви Серафима Саровского.
Поэт-футурист Алексей Кручёных узнал о гибели художника только по окончании войны и написал стихотворение-некролог «Сон о Филонове» :

А рядом
Ночью
В глухом переулке
Перепилен поперек,
Четвертован
Вулкан погибших сокровищ,
Великий художник,
Очевидец незримого,
Смутьян холста
Павел Филонов.

Актриса Е.Н. Глебова, сестра художника, хранила его работы у себя дома вплоть до 1970-х годов, затем передала их Государственному Русскому музею, где они пролежали в запасниках ещё 30 лет. Таким образом, творчество Филонова было заново открыто лишь спустя несколько десятилетий после его гибели.
В 1966 году небольшим тиражом вышла посвящённая ему монография чешского искусствоведа Яна Кржиша. Год спустя состоялась ретроспективная выставка в Академгородке в Новосибирске, которая повлекла за собой признание художника советской творческой элитой. Однако широкая общественность узнает о Филонове много позже – после масштабной ретроспективы в Государственном Русском музее в 1988 году.
Поскольку Филонов ревностно оберегал своё наследие, многие его работы, оказавшиеся где-либо, кроме музеев, привлекали внимание похитителей и контрабандистов. В 1978 году картина «Переселенцы» была контрабандой отправлена в Австрию и в ноябре была продана на аукционе Sotheby’s под названием «Бегство в Египет». Картина «Натурщица» бесследно пропала, также не известно местонахождение портрета Карла Маркса и полотна «Две женщины и царь». Кроме того, по выставкам и аукционам по сей день «гуляют» многочисленные фальшивки и подозрительные неизвестные работы.
Мировое признание и место в пантеоне классиков-авангардистов XX века Филонов получил после выставки в музее центра Ж. Помпиду в Париже, которая продолжалась с конца 1989 по начало 1990 гг. С этой же выставкой связан огромный международный скандал, который, вероятно, привлёк дополнительное внимание публики. Показанные на ней рисунки были предоставлены самим Русским музеем – и они оказались поддельными. По инициативе музея было возбуждено расследование, к делу привлекли ФСБ России. Через несколько лет были обнаружены подлинники; они были переданы в ГРМ.
Значительная ретроспективная выставка под названием «Павел Филонов. Свидетель незримого» состоялась в 2006 году в Санкт-Петербурге. 7 июня того же года в Мраморном дворце Санкт-Петербурга состоялась торжественная церемония по случаю возвращения в ГРМ филоновского рисунка «Головы».

) - русский, советский художник (художник−исследователь, как он официально именовал себя сам), поэт, один из лидеров Русского авангарда ; основатель и теоретик аналитического искусства - уникального реформирующего направления живописи и графики первой половины XX века, оказавшего и оказывающего заметное влияние на творческие умонастроения многих художников и литераторов новейшего времени .

Биография

Павел Николаевич родился в Москве 27 декабря 1882 года по ст. стилю, то есть 8 января - по новому, но родители Филонова, как он сам пишет, - «мещане г. Рязани»; все многочисленные члены семьи значились в податных книгах и посемейных списках Рязанской мещанской управы до 1917 года.

Отец - Николай Иванов, крестьянин села Реневка Ефремовского уезда Тульской губернии , до августа 1880 года - «бесфамильный»; предположительно, за ним фамилия «Филонов» была закреплена при переезде семьи в Москву. П. Филонов указывает, что отец работал кучером, извозчиком. О матери, Любови Николаевне, он сообщает лишь то, что она брала белье в стирку. Так и не установлено где в Москве жили Филоновы - в городском ли доме господ Головиных или служили у них, имели ли свое дело…

После переезда в Петербург в 1897 году Филонов поступил в живописно-малярные мастерские и по окончании оных работал «по малярно-живописному делу». Параллельно, с 1898 года он посещал вечерние рисовальные классы Общества поощрения художеств , а с 1903 года - учился в частной мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского ( -).

Завершив занятия в частной мастерской, Филонов пытался трижды поступить в Петербургскую Академию художеств ; в 1908 г. был принят вольнослушателем в школу при Академии художеств, из которой он «добровольно вышел» в 1910 г.

К 1910 г относится участие Филонова в выставке «Союза молодёжи» , созданного по инициативе Волдемара Матвея, Е. Г. Гуро и М. В. Матюшина ; к зиме 1910 г - «первая картина» (по утверждению самого художника) - «Головы» (картон, масло, 28,5 × 47,5 см.).

Филонов участвует в выставках и мероприятиях «Союза…» до его распада в 1914 г. К этому периоду относятся «Пир королей», 1913 г. (холст, масло, 175 × 215 см.), «Крестьянская семья», 1914 г (х., м., 159 × 128 см.), «Мужчина и женщина», - гг. (бумага, смеш. техника, 31 × 23,3 см.), а также многочисленные работы на бумаге и картоне, которые он (уже) называет «формулами»: формула цветка, городового, пролетариата и т. п.

В 1912 г. Филонов пишет статью «Канон и закон», где уже ясно сформулированы принципы аналитического искусства : антикубизм, принцип «органического» - от частного к общему. Филонов не отрывается от природы , как кубисты, но стремится её постичь, анализируя элементы формы в их непрерывном развитии.

Художник совершает поездки по Италии , Франции и в 1913 г пишет декорации для постановки трагедии В.Маяковского «Владимир Маяковский» в театре петербургского Луна-парка.

Филонов и Хлебников

В начале 1910-х произошло сближение Павла Филонова и Велимира Хлебникова . Мимолётно, ёмким проблеском образ его и мироощущение художника - в рассказе В. Хлебникова «Ка» (22 февраля - 10 марта 1915) .

...Я встретил одного художника и спросил, пойдет ли он на войну? Он ответил: «Я тоже веду войну, только не за пространство, а за время. Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени. Мой долг одинаково тяжел, что и у войск за пространство». Он всегда писал людей с одним глазом. Я смотрел в его вишневые глаза и бледные скулы. Ка шел рядом. Лился дождь. Художник писал пир трупов, пир мести.


Мертвецы величаво и важно ели овощи, озаренные подобным лучу месяца бешенством скорби.

Филонов написал портрет поэта (1913; не сохранился) и иллюстрировал его «Изборник» (1914), а в 1915 году опубликовал свою поэму «Пропевень о проросли мировой» с собственными иллюстрациями.

В творчестве Павла Филонова и Велимира Хлебникова наблюдается явное духовное родство и взаимовлияние: как в изобразительных принципах Павла Филонова - и графических опытах Велимира Хлебникова, так и в поэтическом строе, метрике последнего - и особенностях звучания, построения литературного языка первого.

Соавторство, о котором сказано выше, было единственным, как и единственным - этот случай участия П. Филонова в литографских изданиях футуристов, но выбор художника (или предложение к иллюстрированию) стихов Велимира Хлебникова - неслучаен.

Встреча произошла не только благодаря конгениальности поэта и художника, но и по причине внутреннего родства. В предвоенные годы Хлебникова и Филонова связывали дружеские отношения. Они виделись нечасто, но их встречи были встречами равных и творчески близких людей. В 1913 году Филонов написал портрет Хлебникова, бесследно исчезнувший. «Помню, - вспоминал Кручёных , - Филонов писал портрет „Велимира Грозного“, сделав ему на высоком лбу сильно выдающуюся, набухшую, как бы напряжённую мыслью жилу». Поэт и художник одинаково внимательно всматривались в архаику поэтическую и пластическую, стремясь расчистить словесный и образный архетипы от позднейших усложняющих напластований, вернуть слову и изображению первозданную чистоту и свежесть. Но кроме родственности творческих принципов есть совпадения совсем удивительные. Они относятся к стихам Филонова и к рисункам Хлебникова. В 1915 году Матюшин издал книгу Филонова «Проповень о проросли мировой», иллюстрированную рисунками самого художника. Матюшин писал: «Филонов долго и упорно творчески работал как художник, одновременно искал и создал ценную фактуру слова и речи. Как бы коснувшись глубокой старины мира, ушедшей в подземный огонь, его слова возникли драгоценным сплавом, радостным, сверкающим кусками жизни, и ими зачата книга мирового расцвета...». Написанные сдвиговой ритмизованной прозой, поэмы Филонова по сложной многоплановой образности и свойственному им столкновению неологизмов с архаизмами родственны стихотворной практике Хлебникова. Поэт высоко ставил литературный дебют художника: «от Филонова как писателя я жду хороших вещей; и в этой книге есть строчки, которые относятся к лучшему, что написано о войне»

Первый манифест аналитического искусства «Сделанные картины»

В марте 1914 года П. Филонов, А. Кириллова , Д. Н. Какабадзе , Э. Лассон-Спирова (участница выставки «Союза молодёжи» ) и Е. Псковитинов выпустили манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков „Сделанные картины“» (пометка: «Изд. „Мировый расцвет“», на обложке репродукция - филоновский «Пир королей»). Эта первая печатная декларация аналитического искусства - единственное свидетельство существования общества, где провозглашается реабилитация живописи (в противовес концепции и методу К. Малевича , «живописному анекдоту» В. Татлина) - «сделанных картин и сделанных рисунков»:

Цель наша - работать картины и рисунки, сделанные со всей прелестью упорной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке - это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу. ...Относительно живописи мы говорим, что боготворим её, введённую и въевшуюся в картину, и это мы первые открываем новую эру искусства - век сделанных картин и сделанных рисунков, и на нашу родину переносим центр тяжести искусства, на нашу родину, создавшую незабываемо дивные храмы, искусство кустарей и иконы.

Каждое прикосновение к холсту, по Филонову, - «единица действия», атом - всегда действует формой и цветом одновременно. Впоследствии (в «Докладе» 1923 года, и в дальнейшем) П. Филонов развивает тезисы манифеста: «Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом». Филонову важны методы, которыми действует природа, а не её формы . Художник указывает на то, что для него нет принципиальной разницы между формой, которой творят - «крайне правый реалист и левый беспредметник, и все существующие разновидности всех течений и мастеров во всех и в любом способе и сорте применения материала и в искусстве, и в производстве - все поголовно работают одною и тою же и только одною лишь реалистическою формой, иной формы нет и не может быть…»

В 1915 г. Филонов пишет «Цветы мирового расцвета» (х., м., 154,5 × 117 см.), которая войдёт в цикл «Ввод в мировой расцвет»; осенью 1916 г он мобилизован на войну и направлен на Румынский фронт рядовым 2-го полка Балтийской морской дивизии. Павел Филонов принимает активное участие в революции и занимает должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле и т. п.

В 1918 г он вернулся в Петроград и принял участие в Первой свободной выставке произведений художников всех направлений - грандиозной выставке в Зимнем дворце . Виктор Шкловский приветствует художника, отмечая «громадный размах, пафос великого мастера». На выставке были представлены работы из цикла «Ввод в мировой расцвет». Две работы: «Мать», 1916 г. и «Победитель города», 1914-1915 гг. (обе - смешанные техники на картоне или бумаге) были подарены Филоновым государству. В 1922 г. он дарит также две работы Русскому музею (в том числе - «Формулу петроградского пролетариата», - гг. - х., м., 154 × 117 см.); заметим, что все основные работы Филонова, находятся в ГРМ , по завещанию самого художника и благодаря сохранившей эти работы сестре Филонова - Глебовой, Евдокии Николаевне ( -).

Сам Филонов не принимает заказов и преподаёт бесплатно; он получает изредка пенсию, как «научный работник 3-го разряда» (или же - «художник-исследователь», согласно Филонову).

Мастер голодает, экономит на чае и картошке, питаясь лепёшками, но не забывая о щепотке махорки… Он часто пишет масляными красками по бумаге или картону (многие шедевры, как «Формула империализма», 1925 г. , 69,2 × 38,2 см; «Нарвские ворота», 1929 г. , 88 × 62 см; «Животные», 1930 г. , 67,5 × 91 см; одна из последних работ Филонова - «Лики», 1940 г. , 64 × 56 см.).

К этому периоду относятся так же важные работы на холсте, как два варианта «Формулы весны», 1927-1929 гг. (второй монументальный холст - 250 × 285 см.), «Живая голова», 1923 г. , 85 × 78 см; динамичное - «Без названия», 1923 г, 79 Х 99 см и «Композиция», 1928-1929 гг., 71 × 83 см.

Филонов умер от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 года ; похоронен на Серафимовском кладбище , вблизи церкви на 16 участке вместе с сестрой Е. Н. Филоновой-Глебовой.

Адреса в Петрограде-Ленинграде

  • 1918-1919 - Старо-Петергофский проспект, 44;
  • 1919 - 03.12.1941 года - общежитие писателей имени В. И. Голубева - улица Литераторов, 19.

Выставки

В 1929 г. Русский музей собирался сделать персональную выставку П.Филонова. Работы художника провисели на стенах музея целый год; был дважды подготовлен каталог; шла важная полемика в прессе и дискуссии во время закрытых просмотров. Выставка, однако, не открылась, несмотря на поддержку Филонова И. И. Бродским , крупнейшим официальным портретистом (Бродский прославился своими портретами И.Сталина и К. Ворошилова).

Литературное творчество Филонова

  • Филонов П. Пропевень о проросли мировой

Иллюстрации

  • Изборник стихов с послесловием Ръчяря. 1907 - 1914 гг. / 11 рисунков П. Филонова, 1 рисунок К. Малевича. Подобень В. Хлебникова рисунок Над. Бурлюк. - СПб: ЕУЫ. 1914 (К типографскому изданию на 48 странице литографированное приложение на розовой бумаге 16 л. Текст стихов и рисунки П. Филонова «Перуну» из книги «Деревянные идолы». На обложке книги техника рисунков Филонова ошибочно определена как «кисть, перо и резец».

Избранные работы

    Головы , 1910. Масло на картоне. Русский музей. 28,5 × 47,5 см.

    Мужчина и женщина , 1912-1913. Акварель, тушь, перо, кисть на бумаге. Русский музей. 31 × 23,3 см.

    Пир королей , 1913. Масло на холсте. Русский музей. 175 × 215 см.

    Композиция. Корабли , 1913-1915. Масло на холсте. Государственная Третьяковская галерея. 117 × 154 см.

    Крестьянская семья , 1914. Масло на холсте. Русский музей. 159 × 128 см.

    Портрет Евдокии Глебовой (сестра художника) , 1915. Масло на холсте. Русский музей. 117 × 152,5 см.

    Формула современной педагогики , 1923. Тушь, перо, кисть на бумаге. Русский музей. 17,5 × 20 см.

    Лошади , 1924-1925. Акварель, тушь, перо на бумаге. Русский музей. 5,6 × 13,5 см.

    Две головы , 1925. Масло на бумаге. Русский музей. 70,5 × 44 см.

    Животные , 1930. Масло на бумаге. Русский музей. 67,5 × 91 см.

    "Ударники", 1935 Масло на холсте. Русский музей.72 х 82 см.

    Лица , 1940. Масло на бумаге. Русский музей. 64 × 56 см.

«Мастера Аналитического Искусства» (МАИ). Ученики Павла Филонова

Одна из крупных школ русского авангарда. Создана Филоновым в 1925 г. Официально признана в 1927 г. В разные годы в состав МАИ входило до 70 художников. Творческий метод МАИ основывался на теоретических установках Филонова, которые были развиты в манифесте «Сделанные картины» (Петербург, 1914 г.), в «Декларации Мирового Расцвета» («Жизнь искусства», 1923 г. Номер 20. Стр. 13) и в рукописи «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности». Официально МАИ существовала до весны 1932 г., но занятия в мастерской Павла Филонова продолжались вплоть до его смерти в 1941 г.

  • Авлас Владимир Дмитриевич (1904-1975) - член МАИ.
  • Борцова Елена Николаевна (1903-19??) - член МАИ с 1925 по 1932 г.
  • Вахрамеев Константин Васильевич (1889-1934) - член МАИ с 1925 г.
  • Глебова Татьяна Николаевна (1900-1985) - член МАИ с 1926 по 1931 г.
  • Гурвич Борис Исаакович (1905-1985) - член МАИ с 1924 по 1930 г.
  • Евграфов Николай Иванович (1904-1941(1942?)) - член МАИ с 1925 по 1932 г.
  • Закликовская Софья Людвиговна (1899-1975) - член МАИ с 1927 по 1932 г.
  • Зальцман Павел Яковлевич (1912-1985) - член МАИ с 1930 по 1932 г.
  • Иванова Людмила Александровна (1904-1978)
  • Иванова Нина Владимировна (19??-197?) - член МАИ по 1932 г.
  • Капитанова (Арапова) Юлия Григорьевна (1889-1976) - член МАИ с 1929 по 1932 г.
  • Кибрик Евгений Адольфович (1906-1978) - член МАИ с 1926 по 1930 г.
  • Кондратьев Павел Михайлович (1902-1985) - член МАИ с 1927 по 1932 г.
  • Курдов Валентин Иванович (1905-1989)
  • Лукстынь Ян Карлович (1887-193?) - член МАИ с 1925 по 1926 г.
  • Макаров Михаил Константинович (1904-196?) - член МАИ с 1927 г.
  • Мордвинова Алевтина Евгеньевна (1900-1980) - член МАИ с 1927 г.
  • Новиков Георгий Александрович (1898-1981) - член МАИ с 1927 по 1932 г.
  • Порет Алиса Ивановна (1902-1984) - член МАИ с 1925 г.
  • Сашин Андрей Тимофеевич (1896-1965) - член МАИ с 1927 по 1930 г.
  • Суворов Иннокентий Иванович (1898-1947) член МАИ 1925-1930 г.
  • Сулимо-Самуйлло Всеволод Ангелович (1903-1965) - член МАИ с 1926 по 1932 г.
  • Тагрина Любовь Николаевна (1884-1955) - член МАИ с 1929 г.
  • Тенисман(Тэннисман) Эдуард Альма (ок.1906- 1941/42) -член МАИ 1925-1930 г.
  • Хржановский Юрий Борисович (1905-1987) - член МАИ с 1927 по 1930 г.
  • Цыбасов Михаил Петрович (1904-1967) - член МАИ с 1926 г.

Источники

  • Филонов П. Н. Пропевень о Проросли Мировой. Пг., Журавль,1915
  • Филонов П. Н. Дневники., СПб, Азбука.2006.
  • Филонов. Художник. Исследователь. Учитель. в 2-х т М.,2006.
  • Мислер Н., Боулт Д-Э.Филонов. Аналитическое искусство. М. 1990.
  • Павел Филонов. Реальность и миф.(сост. Правоверова А. Л.), М., Аграф. 2008.
  • Križ J. Pavel Nikolaevič Filonov. Praha.1963.
  • Павел Николаевич Филонов.Под редакцией Джона Боулта, Николетты Мислер, Ирины Меньшовой. /Еxperiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 11. LA (USA), 2005.

Каталоги.

  • Павел Николаевич Филонов., Л.1930.
  • Павел Филонов. Каталог. Л., ГРМ,1988.
  • Филонов и его школа. Каталог выставки. Дюссельдорф, Кёльн, 1990.
  • Раппапорт А. Утопия и авангард: портрет у Малевича и Филонова // «Вопросы философии », 1991, № 11,
  • Genevieve Cloutier. Velimir Chlebnikov and Pavel Filonov"s "Formulae" and the Question of History in Russian Avant-Garde // Russian Literature, 65, 2009, № 4, 421-429.
  • Глебова Т. Н. Воспоминания о Павле Николаевиче Филонове / Публ. Е. Ф. Ковтуна // Панорама искусств. Вып. 11. М., 1988. С. 108-127.
  • Глебова Т. Н. Воспоминания и размышления. Соображения и возражения / Вступ. статья, подгот. текстов, коммент. Е. С. Спицыной // Еxperiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 11. LA (USA), 2005. С. 216-296.
  • Елена Спицына. Брат. О моей работе с сестрой Филонова. / Там же, С. 300-312.

Ссылки

Примечания

  1. Указание ряда источников на то, что Н. И. Филонов «в прошлом дворовый графа Головнина (или Головина)», не может расцениваться только как разночтение - графов Головниных «в природе не существовало», а у Головиных были имения в Ефремовском уезде; требуется уточнение…
  2. Павел Николаевич Филонов: Живопись. Графика. Из собрания Государственного Русского музея. Каталог выставки. - Ленинград: Аврора. 1988 ISBN 5-7300-0123-1
  3. Филонов: Художник. Исследователь. Учитель: В 2-х томах. Том I / Ответственный редактор Павел Ракитин. М.: Агей Томеш. 2006 ISBN 5-91002-007-2 (Т. 1) ISBN 5-91002-006-4
  4. Филонов Павел Николаевич - ФГУК «Государственная Третьяковская галерея»
  5. В. Хлебников прямо указывает - прототипом художника в «Ка» явился Павел Филонов. - Московские мастера. М., 1916

Павел Филонов – одна из центральных фигур русского авангардизма, художник, поэт и преподаватель. Родоначальник школы «Мастера аналитического искусства», написавший ряд теоретических работ, посвященных концептуальной живописи, оставил богатое наследие, включавшее такие полотна, как «Формула весны», «Лица», «Нарвские ворота» и другие шедевры, ставшие национальным достоянием после смерти автора.

Детство и юность

Павел Николаевич Филонов родился в Москве 8 января 1883 года. Родители-мещане были уроженцами Рязанской области. Отец Николай служил извозчиком, а мать Людмила стирала белье состоятельных людей. Несмотря на простое происхождение и непрестижные профессии предков, мальчик получил среднее образование в московской школе и окончил ее как один из лучших учеников класса.

В 1897 году семья переехала в Петербург, где Павел начал осваивать художественное ремесло в живописно-малярных мастерских, а через год поступил на курсы рисования, готовивших работников и преподавателей изобразительного искусства. Видимо, в этот период юноша решил, что хочет быть профессионалом, и стал готовиться к поступлению в академию, посещая частные уроки рисования.

Приобретенных навыков оказалось недостаточно для успешного поступления в высшее учебное заведение. Трижды провалив экзамены, Филонов добился места вольного слушателя и 2 года посещал курсы живописи и графики, перенимая опыт талантливых педагогов Петербургской художественной академии.


Классические этюды мало интересовали Филонова, он стремился к самовыражению и эпатажу, создавая первые работы в стиле, не подходящем для традиционного искусства. Преподаватели невзлюбили молодого выскочку, рисовавшего лица и фигуры натурщиков в манере, развращавшей прилежных студентов. В итоге Павла вынудили покинуть занятия, поставив крест на мечте о получении диплома.

Творчество

В годы учебы в академии Филонов познакомился с представителями школы русского авангарда, называвшими себя «Союз молодежи», и примкнул к этому объединению. Работы Павла органично вписались в концепцию экспериментального общества, и в 1910 году он презентовал на выставке первую картину «Головы». С этой работы началось регулярное участие начинающего живописца в показах, устраиваемых членами «Союза».


Он написал и предъявил публике картины «Крестьянская семья» и «Пир королей», которые произвели неприятное и угнетающее впечатление из-за асимметричных неестественно-вытянутых фигур и контрастной, режущей глаз цветовой палитры.

Почувствовав, что произведения требуют пояснений, в 1912 году Филонов написал эссе под названием «Канон и закон», где сформулировал творческие принципы собственного метода, названного «аналитическим искусством», ключами которого были единение с природой и изучение формы ее составляющих, изменчивых и постоянно растущих. Эта статья, созданная под влиянием поэта , ставшего другом Павла, положила начало ряду литературных произведений.


После распада «Союза молодежи» Филонов объединился с бывшими участниками кружка и выпустил творческий манифест под названием «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков „Сделанные картины“», который стал продолжением «Канона и закона». Каждый мазок кисти авторы назвали атомом или «единицей действия», состоящей из слияния формы и цвета, а основополагающим принципом рисования предлагали считать естественные действия матери-природы.

Сами полотна Павел предложил называть «формулами», имея в виду емкость содержания и многообразие визуальной информации. Следуя этим тезисам, Филонов написал серию картин «Ввод в мировой расцвет», которая стала яркой иллюстрацией манифеста. На 22 полотнах темные краски, наполняющие причудливые геометрические формы, соединялись в абстракции и создавали ощущение живых организмов, произраставших из глубин вселенной и отражавшихся на дрожащей поверхности водной глади.


Первая мировая война и последовавшая за ней Октябрьская революция на некоторое время оторвали Филонова от творческого процесса. Художник вернулся к публике в 1918 году, став гвоздем программы выставки, устроенной в Зимнем дворце среди представителей разных жанров, стилей и направлений.

Развивая придуманную концепцию «аналитического искусства», Павел активно орудовал красками и кистями. С 1918 по 1922 годы он создал десяток выдающихся работ, среди которых самыми заметными были «Формула петроградского пролетариата», «Победа над вечностью» и «Формула космоса». В это же время Филонов стал родоначальником школы «Мастера аналитического искусства» (МАИ) и пытался пропагандировать собственные теории в столичной художественной академии.


Популярность преподавателя-авангардиста была сомнительной, его идеи не нашли применения среди студентов и в итоге были отвергнуты руководством, придерживавшимся традиционных живописных концепций. Однако лекции, прочитанные на факультетах рисования и скульптуры, не остались неиспользованными и бесполезными. Основываясь на них, Павел Николаевич написал «Декларацию “мирового расцвета”», ставшую программным документом в теории искусств раннего советского периода.

На практике принципы Филонова нашли выражение в монументальной работе «Формула весны». Полотно размером 250 на 285 см было написано тонкой кистью, мазки которой с удивительной точностью и экспрессией передали процесс обновления картины мира. Ощущение пробуждения природы от зимнего сна создавалось благодаря сочетанию чистых цветов, точечно расположенных по всей огромной поверхности холста.


Став своеобразным апофеозом теории «аналитического искусства», это произведение продемонстрировало сложную структуру взаимодействия множества живых организмов и слияние человека с окружающим миром.

Противоположными настроениями отличалась картина «Животные», написанная в 1925-1926 годах. Бесформенные твари с искаженными мордами стали центральными фигурами унылого городского пейзажа, изображенного с резко негативным отношением художника, противника урбанизации природных пейзажей.


Такая концепция не подходила канонам нового советского общества, поэтому в начале 1930-х годов Филонов вместе с другими концептуальными художниками начал испытывать давление со стороны власти. Его персональные выставки неоднократно отменяли, а представленные картины изымали из существовавших экспозиций. Запрет на творческие объединения положил конец легальной деятельности школы МАИ и лишил ее основателя средств к существованию.

В итоге Павлу Николаевичу пришлось пойти на компромисс и частично отказаться от индивидуальной манеры рисования, чтобы написать несколько заказных работ, среди которых выделились «Портрет И. В. Сталина» и «Тракторный цех».


Эти произведения, купленные государством, принесли художнику доход, но повергли свободную творческую натуру в состояние тревоги и уныния, отразившееся в цикле картин под названием «Лица», созданном перед началом Великой Отечественной войны. Триптих продемонстрировал несогласие с режимом и готовность отстаивать собственные творческие идеалы. Он стал одной из последних работ художника-авангардиста Павла Николаевича Филонова.

Личная жизнь

Теоретик «аналитического искусства» был женат, но не имел собственных детей. В 1921 году он заключил брак с разведенной женщиной Екатериной Александровной Серебряковой, которая была на 20 лет старше художника и воспитывала двоих сыновей.


Подробности личной жизни Филонова и его жены потомки узнали из дневника, состоявшего из нескольких тетрадей с воспоминаниями. Павел Николаевич писал, что он и Рина жили в разных комнатах и вели раздельное хозяйство, но отношения складывались хорошо. Супруга поддерживала мастера и в последние годы буквально спасала его от голодной смерти.

Смерть

В 1941 году, когда немцы начали бомбежку Ленинграда, Филонов занимался спасением собственных картин, находившихся на верхнем этаже неотапливаемой мастерской. Долгие ночи живописец дежурил на чердаке, охраняя любимые работы.

В результате Павел Николаевич простудился и 3 декабря 1941 года скончался от болезни, вызванной переохлаждением. В официальном посмертном документе причиной смерти художника значилась пневмония.


На следующий день Ленинградский союз художников организовал собрание, посвященное памяти мастеров, погибших в отрезанном от мира городе, где среди прочих талантов упомянули имя Филонова.

Павла Николаевича похоронили на Серафимовском кладбище в Ленинграде, а его картины отдали на сохранение сестрам, а позже подарили Русскому музею Санкт-Петербурга. При передаче наследства художника хранителям галереи обнаружилось, что некоторые картины пропали.

Картины

  • 1912-1913 – «За столом»
  • 1912-1913 – «Мужчина и женщина»
  • 1912-1913 – «Пир королей»
  • 1914 – «Крестьянская семья»
  • 1915 – «Цветы мирового расцвета»
  • 1920-1921 – «Победа над вечностью»
  • 1925-1926 – «Животные»
  • 1928-1929 – «Формула весны»
  • 1934-1935 – «Ударники»
  • 1940 – «Лица»

Библиография

  • 1912 – «Канон и закон»
  • 1914 – «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков „Сделанные картины“»
  • 1915 – «Пропевень о проросли мировой»
  • 1922 – «Декларация „Мирового расцвета“»
  • 1923 – «Доклад»

Детство провёл в Москве, рано начал зарабатывать танцами в театрах Ф.А.Корша и М.В.Лентовского. После смерти матери жил с 1897 в Петербурге в доме старшей сестры А.Н.Филоновой и её мужа А.А.Гуэ, известного инженера, совладельца электротехнических предприятий и петербургских электростанций. Окончил художественно-малярные мастерские при ОПХ в Петербурге (1897–1901), одновременно посещал вечерние рисовальные классы ОПХ. В 1901–1903 в составе бригады под руководством художника Н.Н.Рубцова выполнял декоративные росписи по заказам канцелярии Императорского двора (имение принцев Ольденбургских Рамонь под Воронежем и другие). Работая в печатной рекламе, держал экзамены в АХ (1903, 1906), занимался в частной студии академика Л.Е.Дмитриева-Кавказского (1903–1908), участвовал в показах ученических летних этюдов. Путешествовал по Шексне и Волге (1905); дважды (1907, 1909?) паломником побывал в Иерусалиме, посетил христианские монастыри на Афоне, Синае, Новом Афоне на Кавказе. В поездках для заработка часто писал многочисленные натурные виды и портреты, иконы.

Был вольнослушателем в АХ (1908–1910), среди педагогов особенно выделял Я.Ф.Ционглинского. Через соученика по АХ художника В.И.Матвея познакомился с новыми направлениями в искусстве, был в числе первых и постоянных членов объединения «Союз молодёжи» (1910–1914). Осенью 1910 добровольно покинув АХ и, удалившись в пригород Петербурга, создал первые работы в духе мистического символизма («Герой и его судьба», «Головы»). Участвовал в выставках общества (1910, 1911, 1912, 1913–1914), диспутах и издании сборника «Союз молодёжи» (1912. № 2). Созданием композиции «Перерождение интеллигента» (1912?) символически засвидетельствовал окончание творческого усвоения языка аналитического кубизма и идей футуризма. В духе общих авангардных тенденций сделал попытку теоретически обосновать свою профессиональную позицию и критическое отношение к существующим в искусстве способам передачи предметов и явлений, сводимым, по мнению художника, к изображению лишь внешней формы предметов. (Текст «Канон и закон» – рукопись, авторизованная запись слов Филонова. Впервые опубликован: Филонов 2006). Предложенные им понятия «глаз видящий» и «глаз знающий» зафиксировали смещение интересов Филонова и всего нового искусства к области психологии творчества и научного познания, которые впоследствии (1920-х) стали частью его теории «аналитического ­искусства».

П.Н.Филонов. Крестьянская семья (Святое семейство). 1914. Холст, масло. 159х128. ГРМ


П.Н.Филонов. Лики. 1940. Бумага, масло. 64×56. ГРМ


П.Н.Филонов. Восток и Запад. 1912–1913. Бумага, масло, темпера, гуашь. 38,5×42. ГРМ


П.Н.Филонов. Пир королей. 1913. Холст, масло. 175×215. ГРМ


П.Н.Филонов. Композиция. Около 1930.Холст, масло. 71х83. ГРМ


П.Н.Филонов. Победа над вечностью. 1920–1921. Фанера, масло. 41х37,5. ГРМ


П.Н.Филонов. Зверь (Животные). 1925–1926. Картон, масло. 35,2×43. ГРМ


П.Н.Филонов. Человек в мире. 1925. Бумага, холст, масло. 107х71,5. ГРМ


П.Н.Филонов. Композиция (Яблоки). 1930.Бумага, холст, масло. 62х88,5. ГРМ

В 1912 отправился в шестимесячное путешествие по Италии и Франции, два месяца жил в Лионе, работая у витражиста Шульца и литографа Гудрона. Поездка вызвала увлечение западным Средневековьем и французской готикой, проявившееся в сюжетах («Мужчина и женщина». 1912–1913) и колорите ряда произведений («Пир королей». 1913). По возвращении стал экспонентом (членом?) «Внепартийного общества» (1913).

Осенью 1913 совместно с И.С.Школьником выполнил к футуристическому спектаклю «Владимир Маяковский» декорации (ко второму акту, утрачены) по трагедии В.В.Маяковского, состоявшемуся в театре Луна-парка (2 и 4 декабря 1913. Петербург). После конфликта в «Союзе молодёжи» (6 декабря 1913) подписал коллективное письмо в поддержку Л.И.Жевержеева. Во время фактического раскола «Союза молодёжи» в начале 1914 выступил с инициативой создания нового общества, обращался с предложением к М.В.Матюшину и К.С.Малевичу. В содружестве с художниками «Внепартийного общества» (Д.Н.Какабадзе, Е.Н.Псковитинов, А.М.Кириллова, Э.А.Лассон-Спирова) выпустил манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков “Сделанные картины”» ( Изд. «Мировый расцвет»). На обложке манифеста впервые появляются ключевые для мировоззрения художника в 1910-е – начале 1920-х словосочетания-символы «миро́вый расцвет», «сделанные картины». В тексте утверждается самоценная важность рисунка и необходимость коллективных усилий для прорыва к новым горизонтам в искусстве, образцом общинного творчества названы анонимы-мастера и зодчие древних каменных храмов. Параллельно с созданием общества Филонов проиллюстрировал стихи «Изборника» В.В.Хлебникова (1914), выпустил иллюстрированную книгу «Пропевень о проросли мировой» с футуристическими поэмами «Песнь о Ваньке-ключнике» и «Пропевень про красивую преставленицу» (1915). Иллюстрации Филонова и его собственная поэзия получили высокую оценку Хлебникова.

Начало Первой мировой войны оказало большое влияние на мировоззрение художника, стало катализатором его творческого потенциала. Филонов резко увеличил интенсивность работы, и к моменту ухода на фронт осенью 1916 успел создать самые большие и известные живописные портреты («Портрет Ф.Азибера с сыном», «Портрет А.Н.Гуэ», «Портрет певицы Е.Н.Глебовой». Все – ГРМ). Изображая членов своей семьи, он писал их лица по всем законам реалистического искусства, продемонстрировав и высочайшую академическую выучку, и умение учитывать вкусы портретируемых. Одновременно с реалистическими портретами появились и первые беспредметные произведения – «Композиция. Ввод в мировый расцвет» (1914–1915. ГТГ), «Две девочки» (1915. ГРМ). Подобная свобода в смене стиля и методов работы в среде художников-авангардистов была большой редкостью. Филонов знал законы ремесла и всегда отделял его от экспериментального творчества. В предвоенное время укрепился и подвижнический настрой Филонова. Он часто мог существовать «вне общих правил» – жил жизнью аскета, когда к нему пришёл успех; писал многодельные «сделанные картины», поражающие зрителей огромным внутренним напряжением, во время господства провокационного небрежного стиля кубофутуристов. Важной чертой личности художника стало харизматичное отношение к искусству, что определило многие его действия и в советское время: голодая, он всё же решительно отказывался от каких-либо материальных поблажек, и даже от назначенной ему «по старости», а не за «заслуги» пенсии. Не случайно, ещё до революции творчество Филонова дважды становилось предметом внимания его соратников по «Союзу молодёжи» и их специальных исследований. Так, в тезисах доклада (1913) Н.Д.Бурлюка была отмечена связь образов художника с произведениями Гойи, Босха, Эдгара По, обращёнными к подсознанию человека, а также с культурами народов Индии, Китая и Монголии. Современники подмечали в образах Филонова особую органичность, сращение элементов мира фантазии с конкретностью отдельных деталей мира реального. В работах (ярче всего в двух вариантах «Пира королей») колорит древних восточных и западных цивилизаций словно вплавлен в язык нового искусства. Н.Бурлюк в докладе рефлексирует и по поводу таких картин Филонова, как «Восток и Запад» «Запад и Восток» (1912–1913), программных в то время для общей платформы «Союза молодёжи». В статье Матюшина (1916) о художниках «новой меры» имя Филонова было названо одним из первых. Матюшин утверждает явное первенство Филонова после того, как увидел в мастерской художника совершенно новые работы, «сделанные» по принципу органического роста, «Цветы мирового расцвета» (1915. ГРМ), «Две девочки», тогда ещё нигде не выставлявшиеся.

На фронте Филонов получил опыт участия в революционной деятельности на посту избранного солдатами председателя военно-революционного комитета Отдельной Балтийской морской дивизии, однако после демобилизации в 1918 комиссаром от искусства не стал. Тем не менее личные знакомства с профессиональным революционером Н.Н.Глебовым-Путиловским и художником П.А.Мансуровым привели Филонова к увлечению утопическими революционными идеями. В 1918–1923 развивает многомерное символическое понятие-образ «мирового расцвета». Религиозные в своей основе мысли художника о торжестве вселенского расцвета, проникнутые в момент зарождения в 1913–1916 новыми для искусства идеями органического перехода жизни от одной формы к другой, в послереволюционный период постепенно трансформировались. Образ-символ, метафора будущей картины мира, стал наполняться пафосом социальных смыслов, революционной фразеологией. На 1-й государственной свободной выставке произведений искусства (1919) цикл «Ввод в мировый расцвет» из двадцати двух произведений «выглядел Араратом на выставке» – по мысли В.Б.Шкловского был самым важным и концептуальным авангардным проектом. Сложное символическое содержание цикла построено по ассоциативному принципу, с опорой на некоторые узнаваемые евангельские сюжеты. Но замысел художника заглублён, он лежит вне плоскости однозначных толкований. Одна из причин полисемантического значения цикла Филонова заключена в уникальности момента его возникновения. Единый ряд из разноформатных живописных и графических работ, созданных в разное время и до экспонирования в 1919 выставлявшихся ранее самостоятельно, оказался собранным под единым названием, возможно, только перед экспонированием. На выставке Государственным музейным фондом были закуплены сразу девять работ, и как целое цикл распался на отдельные произведения. (Весь состав см.: И.Пронина. В поисках символа «Мирового расцвета» // Символизм в авангарде. Сб. статей под ред. Г.Ф.Коваленко. М., 2003).

После успеха в 1919 начался короткий период светлых «революционных ожиданий» художника и самых авангардных, светлых по цвету, абстрактных произведений на философские темы – о революции в России, о космосе и человеке («Космос», «Земля в пространстве», «Человек в мире»). Жизненные обстоятельства немало способствовали позитивизму: в 1919 он обрёл первое своё жилье в Доме литераторов (ул. Литераторов, 19), где будет вести безвозмездные занятия с учениками до 1941; в 1922 он встретил Е.А.Серебрякову, ставшую его женой, а его младший пасынок, П.Э.Серебряков, стал одним из первых учеников и по духу – сыном.

Произведения Филонова в это время регулярно появлялись на выставках: «Община художников» (1921–1925); Выставка живописи и скульптуры в Саду Народного дома» (1922); Первая русская художественная выставка (1922. Галерея Ван Димен, Берлин; иллюстрации в журнале «Жар-птица». 1923. № 9); Выставка картин петроградских художников всех направлений (1923. Петроград).

С 1921 занимал активную позицию на различных диспутах по вопросам культурного строительства. В духе революционной прокламации изложил свои взгляды на перспективы развития искусства в «Декларации “Мирового расцвета”» (газета «Жизнь искусства». 1923. 22 мая). На проходившей в те дни музейной конференции «от группы левых художников» предложил преобразовать МХК в «Институт исследования культуры современного искусства» (резолюция от 9 июня 1923). Руководил (с 15 августа до конца 1923) отделом общей идеологии Гинхука, написал программу института («Идеология аналитического искусства». 1923), однако из-за усилившихся идейных разногласий покинул институт, и на это место был приглашён Н.Н.Пунин.

Отвергал неоднократные предложения о преподавании в АХ. Написал исследовательскую программу «Основа преподавания изобразительного искусства по принципу чистого анализа как высшая школа творчества. Система “Мировый расцвет”». (1923). Актуальные «педагогические» темы стали сюжетами и нескольких произведений. Используя прямолинейный язык лубка и плаката, художник изобразил методику «вдалбливания знаний» («Формула современной педагогики». 1923. ГРМ; «Две головы». 1925. ГРМ).

В авангардном движении Филонов занимался сближением разных типов познания мира. В художественное интуитивное знание он стремился привнести элементы научного познания. По сути, он развивал зародившееся еще в конце ХIХ века символическое понимание искусства, призванного изображать не только сам предмет, но и размышления художника о предмете. Филонов добавил к символизму саморефлексию художника. Его стала интересовать способность к фиксации изменений, происходящих в сознании художника, во время творческого созидания произведения. Он готов был уподобиться клиницисту-исследователю, который ведёт отчёт о своём состоянии во время болезни. Такие задачи были интересны, требовали определённой степени развития абстрагированного мышления и не были всем доступны. Способности Филонова по управлению своими чувствами и процессами жизнедеятельности были феноменальны: он мог заставить себя оглохнуть и потом восстановить слух, мог долго смотреть на солнце. Свои природные данные он развивал самоконтролем. Посткубистический интерес к биологическим закономерностям развития материи и интеллектуального осмысления динамики её развития, Филонов в главных постулатах концепции «аналитического искусства» соединил с новым философским пониманием феномена творчества не как краткого акта, вдохновения, а как интеллектуального и психофизиологического длительного процесса, развивающегося во времени, и во времени изменяющего смыслы.

Огромное значение в «аналитическом искусстве» отводилось понятию «сделанных картин». Создание произведений должно быть уподоблено органическому росту форм в природе – путём наращивания целого из некой начальной формы («точки» в системе «аналитического искусства») и дальнейшего изменения (соединения) форм, точек в конечном общем, цветовом, «выводе».

«Аналитическое искусство» Филонова, составившее символистскую линию в русском авангарде, было в оппозиции к конструктивизму и отчасти к экспрессионизму. В ряде работ («Живая голова».1923; «Первая симфония Шостаковича». 1935) Филонов больше приблизился к сюрреалистическим вариантам европейского модернизма. У него были последователи, подражатели, копиисты, но силы филоновской «сделанности» достигнуть трудно.

Идеи Филонова вызывали интерес у учащихся АХ, во время каникул Филонов занимался с группой студентов в стенах АХ (июнь–октябрь 1925). Осенью состоялась отчётная трёхдневная «Выставка работ “Школы Филонова”», занятия были перенесены в мастерскую Филонова на Карповку, и тогда фактически образовался основной состав учеников, периодически собиравшихся до 1941.

К 1926 под руководством Филонова возник «Коллектив мастеров аналитического искусства. Школа Филонова» (1927–1930, формально до 1932), о чём свидетельствует заказ на оформление зала Дома печати и спектакля по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» в постановке И.Г.Терентьева. На представлении в Доме печати мог состояться один из последних контактов Филонова с Маяковским, присутствовавшим на спектакле. По количеству участников и объёму выполненных работ проект МАИ для Дома печати – самый масштабный ансамбль русского авангарда. Филонов осуществлял руководство, часто помогал всем отстающим от графика, но формально не участвовал в проекте, и его имени нет среди участников выставки в Доме печати; в составе МАИ он не экспонировался и на других выставках (1928–1929, 1930). Во время конфликта между членами МАИ (май 1930) произошёл раскол, и Филонов вышел с группой единомышленников из состава коллектива.

Примерно с этого времени начался отсчёт самых ожесточённых публичных дискуссий о личности и творчестве художника, подробности которых стали известны благодаря сохранившейся части его дневника (1930–1939).

В 1927 произведения Филонова были включены в экспозицию новейших течений Русского музея, подготовленную Пуниным. Решение ГРМ провести персональную выставку Филонова не было осуществлено в полной мере: экспозиция из более двухсот произведений провисела в залах в период с осени 1929 до декабря 1930, но так и не была открыта для публики. Состоялось несколько общественных просмотров и обсуждений неоткрытой выставки. Хотя каталог и был выпущен, но в нём была заменена статья В.Н.Аникеевой, согласованная с Филоновым. Открывать выставку было официально запрещено, в художественной жизни СССР это стало первым случаем идеологического вмешательства.

Негативный эффект от всей истории был несколько сглажен руководством музея предоставлением на выставке «Художники РСФСР за 15 лет» (16 июня 1932 – февраль 1933) в Ленинграде отдельного зала для восьмидесяти произведений Филонова, и для тридцати произведений – в Москве.

Полученный заказ издательства «Academia» на оформление финского народного эпоса «Калевала» Филонов передал группе художников, сохранившей за собой название «Школа Филонова». В 1931–1933 он вёл общее руководство иллюстрированием книги и в память о коллективной работе написал картину «Ударники аналитического искусства» с абстрагированными портретами своих учеников (1933). За успехом книги последовало приглашение участвовать в выставках: «Выставка портрета» (март 1933. Ленинградский областной дом художника); «Выставка художников-туристов» (май–июнь 1933. Ленинградский дом учёных). Однако занятая Филоновым открытая критическая позиция на общих собраниях Горкома художников (1934–1935) способствовала его дальнейшей изоляции, и он был вынужден даже прервать визиты учеников к себе домой.

При полном безденежье в 1930–1938 художник получал редкие заказы по искусству. Оформив работу на имя своего пасынка П.Э.Серебрякова, Филонов вместе с ним выполнил карту звёздного неба под маятником Фуко для Музея антирелигиозной пропаганды (находился в Исаакиевском соборе), в реалистической манере писал портреты, в том числе вождей. Продолжал работать по методу «аналитического искусства» («Первая симфония Шостаковича»; «Лики». 1940). Когда в 1938 были репрессированы оба пасынка художника, сослан его друг большевик Н.Н.Глебов-Путиловский, парализована жена, основное время художника было отдано заботам о ней. Он продолжал работать и после большого перерыва, несколько произведений Филонова были показаны в экспозиции «Выставка живописи и скульптуры ленинградского Горкома художников» (16 марта – 16 апреля 1941. Дом искусств им. К.С.Станиславского).

Выражением высочайшего морального авторитета Филонова в художественных кругах довоенного Ленинграда может служить косвенное свидетельство его почитания. После его смерти в первые месяцы блокады Ленинграда, по ходатайству сестёр и при помощи учеников и Горкома художников, он был погребён в гробу в отдельной могиле на Серафимовском кладбище, слева от входа в храм Св. Серафима Саровского.