Фра Филиппо Липпи (Filippo Lippi) (около 1406–1469)
Липпи (Lippi), итальянские живописцы эпохи Раннего Возрождения, мастера флорентийской школы. Фра Филиппо Липпи – учитель Сандро Боттичелли. Филиппо Липпи родился во Флоренции около 1406 года. Оставшись сиротой в восьмилетнем возрасте, он был отдан в монастырь, где позднее стал монахом, однако в глубине души Филиппо Липпи чувствовал себя созданным для мирской жизни.

В 1421 Липпи принял монашеский сан и жил в кармелитском монастыре во Флоренции до 1431. Фра Филиппо Липпи был монахом братства кармелитов с 1421 по 1456 год. Как художник Фра Филиппо Липпи сложился под влиянием Мазаччо и Фра Анджелико; помимо Флоренции работал в Падуе (1434–1437), Прато (1452–1464, с перерывами) и Сполето (с 1466).

Фра Филиппо Липпи исполнял алтарные композиции, отмеченные проникновенным лиризмом и просветленной задушевностью (“Коронование Богоматери”, 1441–1447, Уффици; “Поклонение младенцу”, конец 1450–х – начало 1460–х годов, Картинная галерея, Берлин-Далем), фресковые циклы, отличающиеся тонкостью линейного рисунка, мягкой светотеневой лепкой, гармонией светлого, сдержанного колорита, индивидуальной портретностью образов (росписи хора собора в Прато, 1452–1464). В 1442 году Филиппо Липпи был возведен в сан священника в Сан Кирико близ Флоренции.

К 1447 году Филиппо Липпи закончил композицию “Коронование Марии” (Флоренция, галерея Уффици) для капеллы каноника Мариньи во флорентийской церкви Сант Амброджо. С четкой иерархической дифференциацией представлены ряды ангелов, святых, церковных лиц и донаторов, наблюдающих за коронованием Мадонны. Множество объемных фигур в углубляющемся пространстве не производит впечатления ирреального зрелища.

Используя правила перспективы и тонкую светотеневую моделировку форм, художник основывает композицию на рациональных закономерностях. Взгляд зрителя втягивается в изображение с помощью таких приемов, как фигура ангела, помещенная на границе между картинным и реальным пространством, и направленный из картины прямо на зрителя взгляд епископа в зеленой мантии. Эта фигура священнослужителя является автопортретом Липпи.

В 1455 Филиппо Липпи был осужден за подлог и оставил свое место в Сан Кирико. Назначенный в 1456 капелланом в женский монастырь в Прато, он бежал с одной из монахинь – Лукрецией Бути, которая родила ему двоих детей: Филиппино в 1457 и Александру в 1465. Позже, после получения особого разрешения папы, Филиппо и Лукреция обвенчались. Несмотря на скандальное поведение, Филиппо пользовался покровительством семейства Медичи и получал от них заказы на протяжении всей своей творческой жизни.

Филиппино Липпи (около 1457–1504), сын Фра Филиппо Липпи. Помимо Флоренции работал также в Риме (1488–1489 или 1493). Станковым композициям (“Сцены из жизни Лукреции”, около 1475–1480, Галерея Питти, Флоренция; “Поклонение волхвов”, 1496, Уффици) и фрескам (росписи капеллы Строцци церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, 1487–1502) Филиппино Липпи присущи эмоциональная выразительность контурных линий, изысканность цветовой гаммы. Богатые, навеянные искусством античности архитектурно-декоративные мотивы придают им нарядность и оттенок поэтической сказочности. Филиппино был одаренной поэтической натурой, искусным мастером с богатым воображением. Его лучшие произведения отличаются безмятежным спокойствием и совершенной красотой образов. Умер художник во Флоренции в 1504 году.

Цитата сообщения Ела2012 Филиппино Липпи (Filippino Lippi), 1457-1504 гг.

Филиппино Липпи (Filippino Lippi), 1457-1504 гг.

Итальянский живописец эпохи Возрождения. Мастер флорентийской школы. Сын художника фра Филиппо Липпи, ученик Боттичелли.

ОТЕЦ Фра Филиппо Липпи, Fra Filippo Lippi (1406-1469)


Автопортрет Филиппо Липпи, деталь фрески в Сполетском соборе

Значение Липпи в истории искусства состоит в том, что он после Мазаччо ещё решительнее и сильнее направил возродившуюся итальянскую живопись на путь натурализма. Любовь к земным радостям, восхищение при виде красоты, страстность, чувственность и пылкость фантазии сильно сказываются в его произведениях, несмотря на то, что их темы относятся к области религиозных олицетворений. В его фигурах так много искренности, увлечения жизнью, гуманности и тонкого понимания красоты, что они производят неотразимое впечатление, хотя порой прямо противоречат требованиям церковной живописи. Его мадонны — очаровательные невинные девушки или нежно любящие молодые матери; его младенцы-Христы и ангелы — прелестные реальные дети, пышущие здоровьем и весельем. Достоинство его живописи возвышается сильным, блестящим, жизненным колоритом и веселым пейзажем или нарядными архитектурными мотивами, составляющими обстановку сцены.

Особенно стоит выделить картину «Мадонна с младенцем и двумя ангелами», написанную художником уже в зрелом возрасте. Фактически это семейный портрет: для образа Мадонны ему позировала его жена, для младенца и ангела, которого мы видим на переднем плане, — его дети. Обращает на себя внимание и то, что волосы Мадонны у самого пробора выщипаны — как предписывала флорентийская мода того времени.

Фра Филиппо Липпи «Мадонна с двумя ангелами»
Вторая треть 15 века
Дерево 92 x 63 см
Флоренция. Галерея Уффици


Фра Филиппо Липпи «Коронование Марии»
1441-1447
Дерево 200 x 287 см
Флоренция. Галерея Уффици



Фра Филиппо Липпи «Поклонение младенцу со св. Бернардом»
Около 1459
Дерево 127 x 116 см
Берлин. Картинная галерея


Фра Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем и сцены из жизни Святой Анны»
1452
Масло на панели, диаметр 135 см.
Палатинская галерея (Палаццо Питти), Флоренция

Относительно станковых картин Липпи надо заметить, что он первый стал придавать им круглую форму — писать картины, для которых итальянцы усвоили название quadri tondi (рус. тондо) и которые вскоре вошли в употребление не только в домашних молельнях, но и церквах, взамен распространенных перед тем триптихов. Флорентийские галереи содержат много таких произведений Липпи.


Фра Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем, св. Фредианус и св. Августин»
1437-38
Панель, 208 x 244 см.
Лувр. Париж



1460-65
Панель, 146 x 157 см.
Музей Чивико. Прато


Фра Филиппо Липпи «Благовещение с донаторами»
Около 1455
Дерево, темпера 153 x 143 см
Рим. Палаццо Венеция


Фра Филиппо Липпи «Поклонение ребенку со святыми»
ок. 1463
Темпера, дерево, 140 x 130 см.
Галерея Уффици. Флоренция


Фра Филиппо Липпи «Благовещение»
После 1443
Дерево 203 x 186 см
Мюнхен. Старая Пинакотека
Первоначально алтарный образ в монастырской церкви Суоре Мурате во Флоренции

Фра Филиппо Липпи «Мадонна на троне»
Вторая треть 15 века
Дерево, темпера 121,2 x 62,5 см
Нью-Йорк. Музей Метрополитен


Фра Филиппо Липпи «Св. Джон прощается с родителями»
1452-65
Фреска
Кафедральный собор Святого Стефана (Дуомо ди Прато)

СЫН Филиппино Липпи, Filippino Lippi (1457-1504)

Lippi Filippino Self Portrai

После смерти своего отца и первого учителя Филиппе Липпи, Филиппино,которому было тогда 12 лет, поступает в мастерскую Боттичелли, влиянием которого отмечены его первые работы, созданные в 1478-1482. Филиппино заимствовал у своего учителя удлиненные и утонченные фигуры, элегантные и патетичные.
Он является самой яркой индивидуальностью среди мастеров круга Боттичелли; его искусство отмечено чертами изящества и прирожденного артистизма

Филиппино Липпи «Мадонна»
Последняя четверть 15 века
Дерево, масло
Рим. Национальная галерея античного искусства


Филиппино Липпи «Поклонение младенцу Христу»
1480-е гг.
Медь, темпера, переведена с дерева. Круг, диам. 53 см.
Эрмитаж. Санкт-Петербург. Россия.

Эрмитажное тондо со сценой Поклонение младенцу Христу» — превосходное произведение Филиппино Липпи, характерный образец искусства медицейской школы.

Группу переднего плана составляют фигуры мадонны и ангелов. Вытянутые пропорции, изящные формы резко отличают их от полнокровных, земных» образов в искусстве предшествующего времени. Впечатление нереальности события усиливает изображение двух парящих над землей ангелов, написанных легкими мазками белил и золота, отчего они кажутся бесплотными. Наряду с этим, в картине есть характерная для кватроченто конкретность обстановки и предметов: каменная балюстрада, украшенная вазонами, тщательно выписанные трава и цветы, мельчайшие детали одежды.

С условностью композиции первого плана контрастирует пейзаж, переданный вполне реалистично. Одиноко стоящее темное дерево помогает объединить передний и задний планы, уводя взгляд зрителя вдаль и подчеркивая глубину пространства. Предметы постепенно утрачивают четкость контуров и определенность колорита, у самого горизонта они как бы подернуты легкой дымкой. Филиппино использовал здесь воздушную перспективу, которая впоследствии была освоена практически и обоснована теоретически Леонардо да Винчи.

Известно, что картину купил в Ареццо князь В. Трубецкой и подарил ее сенатору Д. Мордвинову, который завещал тондо А. Муравьеву. У последнего Поклонение младенцу Христу» приобрел граф П. Строганов. Из его петербургского собрания по завещанию владельца картина поступила в Эрмитаж в 1911 году.


Филиппино Липпи «Поклонение ребенку»
ок. 1483
Дерево, масло 96 x 71 см.
Галерея Уффици. Флоренция

Филиппино Липпи «Signoria Altarpiece (Pala degli Otto)»
1486
Темпера на дереве, 355 x 255 см.
Галерея Уффици. Флоренция


Филиппино Липпи «Дева с младенцем и ангелами»
Дерево
Палаццо делла Касса ди Риспармио. Флоренция


Филиппино Липпи «Брак святой Екатерины»
1501
Темпера, дерево
Базилика Святого Доминика. Болонья


Филиппино Липпи «Вид часовни Карафа»
1489-91
Fresco
Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва. Рим

К числу лучших произведений позднего флорентийского кватроченто относится его алтарь «Видение св. Бернарда» (Флоренция, Бадия, ок. 1480), полный сдержанности, серьезности и той нежной, просветленной чистоты образов и изобразительного строя, которая будет утрачена искусством Высокого Возрождения.


Филиппино Липпи «Явление Богородицы к св. Бернару»
1486
Дерево, масло, 210 x 195 см.
Церковь Бадиа, Флоренция


Филиппино Липпи «Кающийся св. Джером»
ок. 1485
Темпера, дерево, 47 x 34 см.
Музей Изобразительных искусств, Будапешт

Филиппино Липпи «Св. Джером»
1490s
Дерево, масло 136 x 71 см.
Галерея Уффици. Флоренция


Филиппино Липпи «Товия и ангел»
Около 1472-1482
Дерево 33 x 23 см
Вашингтон. Национальная картинная галерея


Филиппино Липпи «Портрет молодого человека»
ок. 1485
Масло и темпера на дереве, 52 x 37 см.
Национальная галерея искусств. Вашингтон

Около 1484-1485 он заканчивает фрески в капелле Бранкаччи ц. Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, прерванные за 50 лет до этого смертью Мазаччо. Здесь Филиппино "отрекся и от себя самого, и от Мазаччо" (по выражению Бранди), испугавшись, вероятно, впечатляющего величия росписей Мазаччо; он закончил их в формах более искусственных, лишенных той какую он продемонстрировал в своих первых произведениях.


Филиппино Липпи «Пытки евангелиста Иоанна»
1487-1502
Фреска
Церковь Санта Мария Новелла. Флоренции

Около 1483 он исполнил два тондо <Благовещение> (Сан-Джиминьяно, музей), которые отмечают эволюцию его стиля; линия становится более закрученной и нервозной, драпировки более цветистыми, а колорит более металлическим.


Филиппино Липпи «Мадонна с младенцем и святыми»
ок. 1488
Дерево, масло
Церковь Санто-Спирито. Флоренция

Около 1484 Филиппино Липпи завершил фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции; в 1486 написал Мадонну для городской коммуны Флоренции (Уффици). С 1487 по 1502 работал над украшением капеллы Строцци во флорентийской церкви Санта Мария Новелла, а в 1488-1493 украсил фресками капеллу Караффа в церкви Санта Мария сопра Минерва в Риме.

В 1496 Филиппино написал алтарный образ Поклонение волхвов для флорентийского монастыря Сан Донато а Скорпето (в настоящее время находится в галерее Уффици). Филиппино был одаренной поэтической натурой, искусным мастером с богатым воображением.


Филиппино Липпи «Поклонение волхвов»
1496
Дерево, масло 258 x 243 см.
Галерея Уффици. Флоренция


Филиппино Липпи «Аллегория музыки»
Последняя четверть 15 века
Дерево 61 x 51 см
Берлин. Картинная галерея

"Видение блаженного Августина" (1452-65)

Филиппо Липпи родился в 1406 году в бедном квартале города Флоренции на улице Ардильоне. Его отец, Томмазо ди Липпи, был мясником. Филиппо был первенцем в молодой, но очень бедной семье. К несчастью, мать умерла спустя несколько дней после родов, оставив сына на попечении отца. Но и тут все обернулось печалью. Через два года умирает Томмазо ди Липпи. Мальчик остается сиротой. Но, несмотря на всеобщую бедность, его на воспитание к себе берет сестра отца, тетка монна Лапаччи. Когда мальчику минуло восемь лет, она отдала его в находящийся на одной улице монастырь кармелитов дель Кармине, так как не могла больше прокормить его.

В 15 лет Филиппо не по своей воле принял монашеский обет, который ему удалось снять только несколько десятилетий спустя. С самого начала жизнь для в монастыре для мальчика стала невозможной. Монахи были недовольны им, так как маленький Филиппо проявлял нерадивость к различным наукам, которые преподавали для воспитанников. Больше всего он любил пачкать пергамент различными человеческими фигурками и карикатурами, а также проводил много времени в капелле Бранкаччи своего монастыря, которую начал расписывать Мазолино и не смог закончить внезапно скончавшийся Мазаччо. В конце концов, его наставник решил направить интересы Филиппо в нужное русло. Вместе с другими мальчиками он посещал различные церкви Флоренции, подражая знаменитым мастерам и копируя их фрески. На фоне остальных воспитанников Филиппо выгодно отличался своим талантом и новизной в манере писания картин, поэтому монахи решили поручить ему завершить росписи, которые оставил после себя Мазаччо. Успешно справившись с этим заданием, Филиппо постепенно начинает получать заказы для росписи других церквей. В связи с этим в 1431 году он покидает стены монастыря, дабы пуститься в свободное плавание. Вплоть до 1434 года о нем ничего неизвестно, хотя Вазари и пишет на этот счет несколько довольно любопытных сюжетов, якобы из его жизни. Правда, они представляют собой настолько фантастические истории, что принимать их за правду бессмысленно.

Самым необычным «эпизодом» из жизни Филиппо Липпи было, пожалуй, его приключение в Африке. По хронологии оно как раз приходится на то время, когда он покинул свой родной монастырь во Флоренции. Якобы вместе с друзьями Филиппо отправился путешествовать по морю, как внезапно их лодку захватили мавры и отправили пленников рабами в свою страну. Филиппо, естественно, посадили в темницу, где он от нечего делать вздумал рисовать на стенах углем. В том числе написал он и портрет предводителя мавров. Последний был так польщен своим изображением, что отпустил Филиппо обратно в Италию.

Спустя три года он отправляется в Падую. Посещение северных городов Италии молодыми художниками вошло в традицию того времени. Там Филиппо наверняка познакомился с работами нидерландских и французских художников, потому как после возвращения во Флоренцию его стиль терпит изменения. В 1438 году его берет под покровительство Козимо Медичи, который вплоть до самой смерти художника обеспечивал его деньгами и заказами. Именно с помощью мецената Филиппо назначают сначала капелланом в церковь Сан Джованно, а потом переводят в церковь Сан Кирико, что под Флоренцией. Эти годы считаются самыми плодотворными в жизни художника. Именно в это время он создает самые свои известные работы, целиком отображающие неповторимый и оригинальный стиль мастера. И все было бы хорошо, если бы в 1455 году Филиппо не осудили за подлог и махинации с деньгами. Его спасло высокое положение его покровителей. За него заступился не только Козимо Медичи, но и сам папа Евгений IV. В результате этого художник отделался легко: он был переведен в другой монастырь, да еще и повышен в должности. Отныне он капеллан в женском монастыре святой Маргариты в Прато. Здесь надо внести определенную ясность в характер художника. Дело в том, что Филиппо был очень влюбчивым человеком. Его натура была страстной и порывистой. Он был без ума от хорошеньких женщин и делал все возможное, чтобы они отвечали ему взаимностью. Из-за его характера ему приписывались всевозможные приключения и похождения, которые Вазари не преминул записать. Интересен такой анекдот. Для того, чтобы Филиппо все свое время посвящал живописи и заказам, его патрон, Козимо Медичи, однажды запер его в комнате. Художник не выдержал даже двух дней. Порезав простыни на длинные лоскуты, он связал их и с помощью такого приспособления спустился через окно на улицу. Козимо не смог его найти, поэтому о местопребывании художника остается только гадать. Тем не менее, спустя несколько дней Филиппо вернулся к работе и завершил заказ. С тех пор Козимо Медичи не только не запрещал ему предаваться удовольствиям, но и всячески потворствовал ему. Но среди этих «историй» есть и вполне правдоподобные. Так вот, будучи назначенным капелланом в женский монастырь, Филиппо не преминул воспользоваться случаем, так удачно предоставляемым ему судьбой. Он соблазнил одну из монахинь, Лукрецию Бути, и предложил ей вместе бежать с ним из монастыря. Напомню, что на тот момент художнику было около пятидесяти лет. Молодая девушка согласилась, но особо долго им пожить вместе не получилось. Спустя несколько недель Филиппо арестовали и только благодаря очередному вмешательству Козимо Медичи его отпустили. Он возвратился обратно в Прато, где по особому указу папы Филиппо снял монашеский обет и законно вступил в брак. От этого союза родились сын Филлипино, который пошел по стопам отца, став художником, и дочь Александра. Именно в это время к нему в ученики поступает еще молодой и неопытный Сандро Боттичелли, впоследствии усвоивший многое у своего учителя. Об этом напоминают и ранние работы Боттичелли, со своими изящными Мадоннами, так похожими на манеру Филиппо.

Скончался мастер в возрасте 63-х лет, во время работы в Сполето, над очередным циклом фресок. Тот же Вазари предполагал, что Филиппо был отравлен родственниками Лукреции. Тем не менее, когда Козимо захотел забрать останки художника, дабы захоронить их на родине, во Флоренции, жители Сполето воспротивились и упросили оставить его прах у себя в городе.

Самым умелым и даровитым художником из учеников Сандро Боттичелли был Филиппино Липпи, сын нашего художника. Он рано остался сиротой и Сандро практически стал его опекуном, попутно обучая всем прелестям художественного ремесла. Не удивительно, что стиль Филиппино, формировавшийся под влиянием столь замечательных художников, был близок к манере его учителя и отца. Но в отличие от них, произведения Филиппино отличают большее изящество фигур и театрализованный композиции. Его Мадонны предстают легкими, тонкими и грациозными барышнями из аристократических семей. Несомненно Филипинно стал первооткрывателем принципов стиля, который в последствии назовут маньеризмом.

Как художник, Филиппо Липпи сформировался самостоятельно. В то время были широко распространены мастерские под началом какого-нибудь именитого художника. Родители, узнав, что их ребенок проявляет интерес к рисованию, посылали его учиться в мастерскую такого рода. Самых даровитых мальчиков учитель брал под свое покровительство и оставлял в качестве подмастерья. Но так как Филиппо был из очень бедной семьи, платить за него было некому, и он совершенствовался самостоятельно. Нечего и говорить, что на него повлияли такие мастера как Мазаччо и Мазолино, фрески которых будущий художник видел с раннего детства. Посещение Падуи и знакомство с новым для него стилем северных мастеров предопределили развитие собственной оригинальной манеры Филиппо. Его работам характерна тщательная проработка деталей, насыщение картины множеством мелких и разнообразных элементов. Филиппо любил писать сцены Благовещения и сюжеты из жизни Мадонны, в лице которой (как считают многие исследователи) он изображал своих возлюбленных, а позже и жену. Женские образы выходили у художника очень нежными и лиричными. Мы не увидим у него Мадонну как мать человека, который должен своей смертью искупить грехи человеческие. Мадонны у Филиппо всегда юны и полны любви к своему непоседливому ребенку. Любовью к молодости и жизни можно объяснить и то, что в произведениях художника почти не встречаются люди преклонного возраста. Также он любил включать в композицию и фигурки детей, которые у него получались пухлыми и улыбающимися. Вообще, манеру изображения детей Филиппо почерпнул у Донателло. Кажется, будто скульптурные ангелочки обрели новую жизнь, но уже в живописном решении. Следует также отметить и некоторые нововведения, которые применил художник. Он одним из первых начинает писать картины к круглой раме. Позднее это превратится в так любимый итальянцами формат тондо. Несомненную популярность ему принес Сандро Боттичелли, который, в свою очередь, усвоил этот прием у своего учителя. Еще одним интересным фактом стало то, что, как отмечает Вазари, «был он также первым, показавшим гротески, сходные с древними, применяя их в фризах одноцветных или цветных с лучшим рисунком и большим изяществом, чем это делали до него». Также работы Филиппо Липпи характеризуется практически постоянным включением архитектурных объектов. И хоть они не всегда соответствовали правильным пропорциям, это помогло во многом разнообразить живопись. Также, согласно Вазари, за свою жизнь Филиппо выполнял заказы на скульптурное украшение гробниц, в том числе первой в этом списке была гробница его отца, деньги на которую ему дал Козимо Медичи. В связи с заказами церкви Филиппо всегда писал только на религиозные темы, но, несмотря на это, произведения получались со светским налетом. Поэтому в его картинах мы не найдем каких-либо тайных и скрытых символов. У него все предельно ясно и просто. Фрески или картины несут на себе всего лишь роль иллюстрации библейского сюжета, либо призваны просто украсить помещение. Тем самым можно смело поставить Филиппо Липпи первым в один ряд с последующими художниками новой волны, которые, помимо картин с религиозной тематикой, писали и на светские сюжеты.




Сегодня мы поговорим о Филиппо Липпи, о художнике с авантюрной судьбой. На одной из фресок, «Коронование Марии», он изобразил свой автопортрет: вот такой вот задумчивый, немножко лукавый монах присутствует при величании Богородицы. Филиппо ди Томмазо - его настоящее имя. Родился в 1406 году, то есть в самом начале XV века, в бедной семье, в Ардильоне, одном из самых бедных районов Флоренции. Его отец был мясником, и, казалось бы, ничто не предвещало, что в этой семье родится довольно незаурядный художник. Его мать, Антония ди сер Биндо Серниджи, скончалась в родах, через пару лет умер отец, то есть вот такая судьба, такое начало, вернее, судьбы, и он попадает в монастырь.

Его берет на воспитание кармелитский монастырь, находящийся, кстати, в этом же районе, и в 15 лет он принимает монашеские обеты. Понятно, что он принял их просто потому, что он оказался в этой среде. Как мы потом увидим, монах из него не сильно-то получился. Ну, собственно, поэтому иногда к его имени прибавляется «фра», то есть брат. Фра Филиппо - так часто упоминают его и современные ему источники, и сегодня исследователи. Монахи дали ему неплохое образование, однако Филиппо был невосприимчив к наукам. Еще гуманитарные он как-то воспринимал, а уж точные науки - он просто в них абсолютно плавал, тонул, даже можно сказать. Вместо учения он постоянно рисовал и, как пишет Вазари, «пачкал всякими уродцами свои и чужие книги». На уроках рисования мальчик обнаружил явный талант, и монахи это увидели, слава богу. Они как-то чувствительны были к искусству - видимо, вообще в это время все люди были чувствительны к искусству - и разрешили Филиппо не посещать уроки, а больше упражняться в рисунке.

И тогда он стал пропадать в капелле Бранкаччи. Как раз вот этому монастырю эта капелла и принадлежала. Мы ее с вами хорошо знаем, потому что ее расписал известный художник Мазаччо, тогда очень ценившийся. Мы видели и разбирали с вами прекрасные, замечательные, можно сказать, положившие основание искусству Кватроченто фрески, связанные с апостолом Петром и его историей.

Несмотря на то, что юный Филиппо Липпи не успел встретиться с Мазаччо, он всегда считал этого художника своим учителем, и потом так и будут говорить, когда он уже станет самостоятельным мастером, что в него вселился дух Мазаччо. Видимо, вот эти ранние впечатления оказали на него очень сильное влияние. Возможно, он копировал эти фрески. Интересно, что потом, по некоторым сведениям, и так в этом убеждены некоторые исследователи, эти фрески - они же были не закончены - закончил его сын, Филиппино Липпи, который тоже потом станет художником. В 1420-30-х годах Филиппо Липпи вполне успешно совмещает художественную деятельность с монашескими обязанностями и даже некоторое время становится правой рукой приора, настоятеля кармелитского монастыря в Сиене.

Художник вытесняет монаха

А в начале 1430-х годов как раз о нем уже говорят, как о сложившемся художнике. И одно из ранних его произведений, которое говорит о том, что у него действительно был талант и своя манера, - это «Благовещение», которое сейчас находится в Мюнхенской пинакотеке. Можно показать и другие, но посмотрим хотя бы это, потому что здесь мы видим типичную для художников Кватроченто сцену, которая помещена в архитектуру, а через арки мы видим пейзаж. Но интересно, что Филиппо Липпи, видимо, так был увлечен рисованием, что он очень подробно исполняет все элементы архитектуры, насыщает свою композицию множеством деталей. Мы даже видим на облачках не просто условную фигурку Бога-Отца, как было у Фра Анджелико или у других, а окруженного ангелами, сидящими на облаках, и множество подробностей. Здесь, помимо сцены Благовещения, еще девушка-служанка или просто свидетельница этого события. То есть он ужасно увлечен самим процессом рисования, и это видно в маленьких деталях. Если рассматривать его картины, его фрески, то там невероятно большое количество деталей. Иногда, особенно в таких многофигурных композициях, трудно различить главное от неглавного – ему интересно все.

Но интересно, что чем больше растет в нем художник, тем менее Филиппо Липпи осознает, что он монах. Конечно, на примере Фра Беато Анджелико мы видим, как хорошо совмещаются служение монаха и служение художника, тем более церковного художника. Не случайно Фра Анджелико сравнивают с Андреем Рублевым. Но здесь такого синтеза не получается, и чем больше растет художник, тем меньше в нем монашеского благочестия. Он скоро осознает, что поспешно принял обеты, и в 1433 году оставляет монастырь и выбирает жизнь вольного художника. Правда, рясу он не снимал. Видимо, она давала ему какие-то преимущества, потому что у него не было ни дома, ни пристанища, он жил там, где ему заказывали какие-то вещи, но все-таки ряса монаха давала ему возможность как-то получить и пропитание, и ночлег, и так далее.

Это рождает массу историй, которые пересказывает и Вазари, и многие другие авторы этого времени – о неблагочестивом монахе, который ищет приключений. Рассказывали, что его захватили в Анконе берберийские пираты и увезли в Африку и что якобы он провел в неволе несколько лет, но однажды он нарисовал на стене фигуру человека, даже, может быть, портрет своего хозяина, и он его отпустил за его такой великий талант. Но эта история никак не подтверждается документами, была она или не была. Может быть, сам Филиппо Липпи и сочинял про себя такие истории, для того чтобы, так сказать, поднять свой авторитет или привлечь внимание к собственной фигуре, мы не знаем. Во всяком случае художником он был востребованным и писал интересные вещи.

Заслуженная слава и дружба с Медичи

Вот одна из таких вещей, классическая для него, - «Коронование Марии», где он как раз и написал среди предстоящих себя, для церкви Сан Амброджио во Флоренции, а она сейчас и находится в галерее Уффици. Она на дереве, поэтому легко было переносить такие картины, которые сначала вешали или вставляли в стену, а потом они попадали в музеи. Интересно, что эту работу заказал каноник собора Франческо Мариньи, поэтому несколько иронично ее часто называют «Коронование Мариньи», поскольку он сам через некоторое время после заказа этой работы предстал перед Господом.

Филиппо Липпи вносит в композицию, достаточно традиционную для этого времени, вообще для Западной Европы, коронование Богородицы на небесах, он вносит свои коррективы. Обычно - это мы видим и у Фра Анджелико, и у Паоло Венециано, и Гирландайо, и еще раньше, потому что эти композиции встречаются и в предвозрожденческий период, - Троица коронует Богородицу: Христос, Бог-Отец, над ними Святой Дух и вот у Престола Божия Богородица. А здесь Марию коронует сам Бог-Отец, то есть это такая сцена, как бы приближающаяся больше, может быть, к такому светскому благословению. Такой вариант раньше не встречался. Это первый, не знаю, насколько последний, может быть, нужно более глубоко исследовать, но во всяком случае вот такой первый вариант подобной богословской вольности. И здесь видно, что он не разделяет главное и второстепенное, потому что когда наш взгляд как бы углубляется в эту картину, мы видим множество лиц, и их интересно разглядывать. Мы видим множество каких-то персонажей, и, собственно, главная сцена почти теряется.

Это произведение приносит Филиппо Липпи признание коллег, но главное, что через это признание он знакомится с Козимо Медичи, Козимо Медичи Старшим, которого потом называли «крестным отцом Ренессанса». Отныне именно Козимо становится покровителем художника, и у Липпи уже никогда не будет недостатка в средствах и в заказах. Одно время Филиппо Липпи даже считался любимым художником Козимо Медичи. Близость к дому Медичи давала, конечно, огромные возможности, прежде всего, для творчества, но и приносила большие соблазны.

А натура Филиппо Липпи, как мы уже поняли, - такой веселый, увлеченный, не стесняющийся в проявлениях жизни монах-расстрига, и очень часто он уходил в загул и заказы не выполнял. Однажды Козимо Медичи даже запер его в комнате и не выпускал, не давал ни есть, ни пить, покуда он не закончит заказанное ему произведение, но не такой Филиппо Липпи, чтобы смиряться перед трудностями. Он из простыней связал веревочную лестницу и благополучно выбрался через окно из комнаты. Но ему и такие проделки спускали, потому что талант его был очевиден, и Козимо Медичи его очень сильно ценил.

Похищение Лукреции

Видимо, заказы Медичи дали ему некоторый, так сказать, капитал, и он поселяется, покупает имение в Прато. Это второй по тем временам большой город в Тоскане, недалеко от Флоренции. В 1455 году он поселяется в этом городе. Сейчас тоже город со средневековыми и возрожденческими улицами, мостами, красивый, и тогда, наверное, был прекрасный. Но мало того, что он поселился и заимел свой дом, свое имение, он захотел иметь семью, и в 1456 году он похищает из женского монастыря в Прато молодую монахиню Лукрецию Бути и женится на ней. Это был огромный скандал.

Говорят (эту версию поддерживает и Вазари), что опять же, поскольку он ходил в монашеском хабите, в рясе, он устраивается в монастырь, даже, может быть, и Козимо Медичи сделал ему такую протекцию, вроде как священником или по крайней мере учителем, но рисует. И одна из монахинь ему позирует и влюбляется в него, и вот она как раз и становится его возлюбленной, а потом и его женой, 21-летняя монахиня Лукреция Бути. Ну, конечно, это скандал, конечно, семейство Лукреции, которое отправило ее в монастырь, - или она по своей воле ушла, не по своей, мы не знаем - бьет тревогу, возвращает Лукрецию обратно в монастырь, хотя к этому времени уже рождается их первенец, вот как раз маленький Филиппино. Филиппино - это уменьшительное от Филиппо, поэтому первенца своего они назвали как бы «маленький Филиппо». И скандал этот доходит до Святого Престола, потому что монахиня убегает из монастыря, похищает ее тоже монах, хотя и давно покинувший монастырь.

За влюбленных ходатайствует Козимо Медичи. Он уговаривает папу уладить дело миром и обойтись без наказаний. Понтифик своим указом освобождает Филиппо от монашеских обетов, наверное, Лукрецию тоже, поскольку она уже молодая мать, и, как гласит молва, даже папа прокомментировал свое решение таким образом: «Сутана сковывала способности Фра Филиппо, и я думаю, что, уйдя в мир [из монастыря], он станет только ближе к Богу». Насколько ближе к Богу он стал, мы не знаем, но талант его развивался, и это очевидно.

И во всех своих произведениях, а естественно, он много писал мадонн, моделью для его мадонн, для картин и фресок, стала его жена, горячо им любимая Лукреция. Вот, например, самое знаменитое, наверное, произведение Филиппо Липпи - это «Мадонна под вуалью», где в виде ангела изображен Филиппино, а поддерживает он маленького Иисуса, который написан с его второго сына, родившегося уже в браке, потому что брак был потом венчан, и вот оба сына здесь присутствуют.

Фрески в Соборе св. Стефана, Прато

В Прато он продолжает жить, расписывает кафедральный собор (дуомо), кстати, довольно интересное архитектурное сооружение. Церковь на этом месте существовала с V века, с X по XV она неоднократно перестраивалась, но ее основная структура относится к XII веку, то есть это такое классическое романское сооружение, с романской кампаниллой. В XIV веке церковь расширили из-за возросшего потока паломников, а святыней этого храма является пояс Богородицы. Мы помним, несколько лет назад у нас стояли к поясу Богородицы. Вот какой-то небольшой кусок, наверное, этого пояса, часть которого находится на Афоне, часть находится в городе Прато. Интересно, что главный фасад выполнен зодчим Джованни ди Амброджио и Никколо Пьеро Ламберти, такими известными местными архитекторами, а в люнетах майоликовые образы Андреа делла Роббиа, об этой семье скульпторов мы говорили.

Да, вот очень интересный фасад, можно посмотреть, действительно, необычный, с выносной внешней кафедрой, потому что в это время очень часто проповеди произносились прямо на площади. Мы еще будем говорить о Савонароле, так он, в основном, на площади проповедовал. И вот здесь такая интересная кафедра на углу этого собора – собор святого Стефано.

Здесь вот сохранились его фрески, тоже «Жизнь святого Стефано», история, известная нам по Деяниям, и другие сцены. Очень интересно вписанные в архитектуру фигуры, где архитектура дописывается: арки в виде обманок, то есть они живописные, но вы их воспринимаете как архитектурный элемент, и в них вписаны фигуры, как в ниши.

Здесь действительно Филиппо Липпи выступает - это ощущается очень остро - наследником Мазаччо. Некоторые композиции очень сильно перекликаются, и некоторые лики даже чуть-чуть похожи на лики Мазаччо.

Но его вот такое мягко-лирическое отношение, конечно, тоже чувствуется, потому что Мазаччо помонументальнее и пожестче. Но тем не менее Филиппо Липпи был прекрасным мастером не только станковых вещей, но и монументальных, это видно в этом соборе Прато.

Здесь в алтарной части очень интересная фреска – тоже «Коронование Богородицы». И здесь мы также видим его версию этой композиции, когда Богородицу коронует сам Бог-Отец. Нет Троицы, а только Бог-Отец. Вообще вот это очень интересно было бы проследить, как от запрета изображения Бога-Отца, который действовал как на Западе, так и на Востоке в Средние века, постепенно фигура Бога материализуется и даже оттесняет образ Христа, потому что повторяю, что раньше коронование, конечно, внутри Троицы происходило, даже больше Христос коронует, а Отец благословляет.

И здесь он снова изобразил себя. Мы можем еще раз посмотреть на автопортрет Филиппо Липпи, тоже в монашеском одеянии, хотя уже он к этому времени отец семейства с двумя детьми. Вот фрагмент фрески «Коронование Богородицы», где с такой вот уже постаревшей физиономией, можно сказать, он сам себя изобразил. Красавцем он не был, он был невысокого роста, но тем не менее это был такой очень креативный человек.

В Сполето он и умер. Ходили слухи, что художник был отравлен родственниками Лукреции, которые так и не могли смириться с позором, хотя позор был, в общем, прощен, искуплен и как бы преображен вот такими прекрасными детьми, которые в конце концов у них выросли. Филиппо похоронили в соборе Сполето, который, собственно, он и расписывал. Флорентийцы очень хотели забрать себе останки художника, но жители Сполето воспротивились и оставили гробницу у себя. Лоренцо Медичи поручил сыну художника, Филиппино, воздвигнуть памятник отцу, потому что он очень ценил Филиппо как художника, как живописца и даже покрывал все его приключения.

На могиле Филиппо Липпи сохранилась эпитафия, она есть у нас в переложении Александра Блока:

Здесь я покоюсь, Филипп, живописец навеки бессмертный,

Дивная прелесть моей кисти - у всех на устах.

Душу умел я вдохнуть искусными пальцами в краски,

Даже природа сама, на мои заглядевшись создания,

Принуждена меня звать мастером равным себе.

В мраморном этом гробу меня упокоил Лаврентий [то есть Лоренцо]

Медичи, прежде чем я в низменный прах обращусь.

Именно Лоренцо как наследник Козимо Медичи позаботился о его погребении.

Завершая Кватроченто

Филиппо Липпи интересен тем, что он действительно одна из таких заключительных фигур Кватроченто. По его живописи видно, как продвинулась живопись по пути натурализма с начала до конца этого века, что его Богородицы - они абсолютно земные женщины. Это такие молодые матери, полнокровные, очень любящие, очень нежные, но в них практически уже нет какого-то мистического оттенка. Его дети тоже такие – с перевязочками, милые младенцы, которых хочется потискать. Тоже, так сказать, божественное куда-то уходит на второй план. Но зато искусство, искусство изображения тонких тканей, красивых украшений, изящной искусной мебели, красивых интерьеров, тонких пейзажей - все это налицо. Вот художник стал маэстро, художник изображает мир прекрасным, человека изображает прекрасным, нежным и живым.

Интересно, что в Уффици есть одно замечательное произведение Филиппо Липпи. Он изобрел, ему по крайней мере приписывается изобретение круглой картины, тондо. До этого все-таки картина шла от иконы. Это всегда квадрат, вот некое окно, хотя в это время уже и круглые окна, конечно, появляются, но все равно мы привыкли: икона - окно в невидимый мир. Иконы, как правило, квадратные или прямоугольные. И картины до этого времени были квадратные или прямоугольные. Он изобретает тондо. Во-первых, круг - это символ вечности. Понятно, откуда он взялся. И это гармония. Круг - это одна из гармоничных форм. Но вот интересно, что потом просто возникает мода на круглые изображения, мы это будем видеть у того же Боттичелли.

Говоря о Филиппо Липпи, не могу не вспомнить, что одно из его произведений есть в Эрмитаже, неожиданная такая интересная картина. Это «Видение Блаженного Августина». Известна легенда, что когда Блаженный Августин, великий богослов и отец церкви, учитель церкви, писал свой труд «О Троице», ему было видение то ли ангела, то ли маленького Иисуса, который вычерпывает море ложечкой, и когда Августин спрашивает: «Дитя, что ты делаешь?», он говорит, что постигнуть тайну Святой Троицы так же невозможно, как невозможно вычерпать ложечкой море.

Интересно, что это первое обращение к этому сюжету. Августина писали, конечно, и будут писать еще, но вот этот эпизод он вводит, мне кажется, первый, и он его тоже так немножечко заземляет, потому что здесь маленький то ли Иисус, то ли ангел, маленькое дитя вычерпывает ложечкой не море, а ручеек. Вот этот кусочек пейзажа он явно подсмотрел где-то, так сказать, рядом со своим имением в Прато или в Сполето, где он работал.

Филиппо Липпи был, как известно, учителем Сандро Боттичелли, тоже великого итальянского художника, а в свою очередь его сын Филиппино был учеником Боттичелли, и вот так эти две замечательные фигуры связаны между собой. Да, и если говорить о его сыне, то можно просто показать (он тоже был неплохим художником) его графический автопортрет и его замечательную, на мой взгляд, картину «Товия и ангел» и сопровождающие его еще два ангела. Очень, мне кажется, нежный и замечательный художник, унаследовавший талант своего отца и кое-чему научившийся и у Боттичелли.

Фра Филиппо Липпи (итал.Fra Filippo Lippi , 1406— 1469) — флорентийский живописец, один из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения.

Оставшись в восемь лет сиротой, он был отдан в монастырь кармелитов, где в возрасте пятнадцати лет принял монашеский обет. Однако, характер его был мирской и деятельный, и вскоре он покинул монастырь. Липпи был не чужд всяческих удовольствий.

Автопортрет,фрагмент фрески.

Бросив в 1431 г. монастырскую жизнь, Липпи продолжал, однако, носить иноческую одежду. Старинные биографы рассказывают, будто он был захвачен в Анконе берберийскими пиратами, увезен ими в Африку и провёл там несколько лет в рабстве. И будто Липпи так поразил хозяина своим искусством, что тот отпустил его на волю. Однако это предание не подтверждается документами.

Напротив того, не подлежит сомнению другой эпизод в жизни Липпи — похищение им в 1456 г. из женского монастыря в Прато молодой монахини Лукреции Бути и женитьба на ней, вследствие которой ему пришлось испытать много неприятностей и тревог, пока папа, по ходатайству Козимо Медичи, не освободил супругов от монашеского обета и не признал их брак законным, заметив: «Наверное, фра Филиппо не создан для монашеской жизни. Лишившись сана, он станет только ближе к Богу».

Однако и после того, несмотря на свою громкую известность, Липпи не знал покоя и по причине своей беспорядочной жизни и расточительности был преследуем кредиторами.

«Мадонна с младенцем и двумя ангелами», одно из самых известных произведений флорентийского мастера была написана около 1465 года.

В прекрасном образе Мадонны мы узнаем возлюбленную художника Лукрецию Бути, именно это, видимо, принесло широкую известность картине.

Мадонна, изображенная в профиль, сложила руки в молитве перед младенцем Иисусом, поддерживаемым двумя ангелами. На заднем фоне открывается великолепный пейзаж, вдохновленный фламандской живописью. Прическа Мадонны, украшенная прозрачной вуалью и нитями жемчуга, полна утонченности и изысканности.

Нежность и трогательность композиции, а также изящество головного убора Мадонны в дальнейшем послужит моделью для многих художников, в их числе Сандро Боттичелли. Создатель великих шедевров «Рождение Венеры» и «Весна» был не только учеником Филиппо Липпи, но также учителем и другом его сына Филиппино

«Мадонна с младенцем». Около 1452 г. Фра Филиппо Липпи. Палаццо Питти, Флоренция.
Одним из первых он стал писать тондо (картину в круге), ставшую затем форматом, характерным для эпохи.
На картине художник изображает события жизни св. Анны, матери Девы Марии. Действие замкнуто в строгом великолепии дома в стиле Ренессанса. На заднем плане св. Анна поздравляет своего мужа Иоахима, ибо уже в пожилом возрасте она поняла, что беременна. На среднем плане мы видим окончание родов и маленькую Марию. Передний план картины посвящен Марии, ставшей матерью и тем самым оправдавшей смысл жизни св. Анны: ведь это ее дочь стала той прекрасной женщиной, что дала жизнь Иисусу.


Филиппо Липпи. Коронование Марии. 1441-1447гг.

Картина была заказана согласно последней воле каноника собора Сан-Лоренцо и прокуратора Сан-Амброджио, Франческо Мариньи (ум. 1441), пожертвовавшего деньги на создание нового алтарного образа для собора. По документам Липпи получал деньги на выполнение заказа Мариньи частями с 1439 по 1447 годы. Картина вызывала восхищение своей новизной как у художников, так и у простых зрителей.

Картина выполнена на одной большой панели, однако Липпи разделил её тремя арками, которые придают образу традиционную форму триптиха. Алтарный образ был снабжён золочёным деревянным декором, который не сохранился. Пределла к «Коронованию» — «Чудо Святого Амвросия» хранится в Берлинской картинной галерее.

Художник избрал самый распространённый в то время в Италии иконографический тип Коронования, когда Мария преклоняет колени перед Богом-Отцом, возлагающим на её голову венец. В основе композиции лежит треугольник, его вершина, корона Девы Марии, является точкой схода линий перспективы.


Липпи отказался от архаичного золотого фона, изобразив полосы — символ семи небес Четыре ангела держат в руках золотую ленту со словами молитвы. В нижней части картины представлен ряд коленопреклонённых святых, художник здесь, по примеру своих предшественников, объединил два сюжета — Коронование и Святое собеседование . Среди святых — Магдалина, Святой Евстафий с двумя детьми и женой — Теофистой, взгляд которой обращён прямо на зрителя.

Ангел, держащий картуш с надписью PERFECIT IS OPUS («он заказал работу»), указывает на донатора. Рядом с ним стоит Иоанн Креститель.


Лилии в руках ангелов — напоминание о Непорочном зачатии.

Сохранилось множество копий её самой и её деталей. По сообщению Вазари, алтарный образ очень понравился Козимо Медичи, который стал большим поклонником творчества Липпи и его покровителем. Картина находилась в церкви до 1810 года, когда она была похищена. С 1890 года — в галерее Уффици.

Слева, у ног святого Амвросия, Липпи изобразил себя в одежде кармелита.

Весёлый нрав был у художника.Липпи был не чужд всяческих удовольствий. Козимо Медичи, правителю Флоренции и большому почитателю таланта Липпи, нередко приходилось запирать художника в мастерской, чтобы тот не отвлекался от работы. Но, рассказывает Вазари, это не останавливало Веселого Брата, и однажды он, оказавшись заперт, спустился по простыням из окна и много дней предавался веселью, пока не был найден и водворен обратно.


«Поклонение волхвов». Около 1445 г. Фра Филиппо Липпи. Национальная картинная галерея, Вашингтон.

Значение Липпи в истории искусства состоит в том, что он после Мазаччо ещё решительнее и сильнее направил возродившуюся итальянскую живопись на путь натурализма. Любовь к земным радостям, восхищение при виде красоты, страстность, чувственность и пылкость фантазии сильно сказываются в его произведениях, несмотря на то, что их темы относятся к области религиозных олицетворений.


Мадонна с Младенцем в окружении ангелов, со святыми Фредиано и Августином. «

В его фигурах так много искренности, увлечения жизнью, гуманности и тонкого понимания красоты, что они производят неотразимое впечатление, хотя порой прямо противоречат требованиям церковной живописи. Его мадонны — очаровательные невинные девушки или нежно любящие молодые матери; его младенцы-Христы и ангелы — прелестные реальные дети, пышущие здоровьем и весельем. Достоинство его живописи возвышается сильным, блестящим, жизненным колоритом и веселым пейзажем или нарядными архитектурными мотивами, составляющими обстановку сцены.

Работал преимущественно во Флоренции, некоторое время работал с Никколо Пиццоло в Падуе в 1434—1438 годах над росписью капеллы палаццо дель Подеста, в Прато (1453-65) и наконец в Сполето, где и умер 9 октября 1469 г.

Был учителем Сандро Боттичелли. Имел сына-художника, которого тоже звали Филиппо.

Эпитафия на его могиле в переводе Блока.

Здесь я покоюсь, Филипп, живописец навеки бессмертный,
Дивная прелесть моей кисти - у всех на устах.
Душу умел я вдохнуть искусными пальцами в краски,
Набожных души умел - голосом бога смутить.
Даже природа сама, на мои заглядевшись созданья,
Принуждена меня звать мастером равным себе.

В мраморном этом гробу меня упокоил Лаврентий
Ме́дичи, прежде чем я в низменный прах обращусь.

Источники.