Гойя Франсиско

Полное имя – Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес (род. в 1746 г. – ум. в 1828 г.)

Выдающийся испанский живописец и гравер, большой мастер портрета, декоративных панно и монументальных росписей, искусный офортист. Придворный живописец (с 1789 г.) и первый придворный живописец испанских королей (с 1798 г.). Вице-директор (с 1785 г.) и директор (1795–1797 гг.) живописного отделения Академии Сан Фернандо.

Испания подарила миру немало блистательных живописцев. Но даже среди этой плеяды замечательных мастеров Гойя – явление особенное и неповторимое. Его искусство восхищает и озадачивает одновременно, бередит душу и призывает к раздумьям, рождает сопереживание и бесконечные споры. Они начались еще при жизни Гойи и продолжаются до сих пор. Искусствоведы ломают головы над «расшифровкой» его «Капричос», ищут достоверные документальные источники о его жизни и даже подвергают сомнению авторство 150 из 550 полотен, написанных художником. Одни относят его творчество к XVIII в., считая, что «Гойя принадлежит к семейству Вольтеров, Дидро и Даламбера». Другие называют «двуликим Янусом», который «стоит на границе двух столетий (XVIII и XIX), между двумя мирами», представляя, скорее, «декаданс» старого мира. В последнее время появилась еще одна точка зрения, согласно которой «Гойя – прежде всего и главным образом художник XIX столетия, один из инициаторов и гениев его художественной культуры». По мнению же большого знатока гойевского искусства, доктора искусствоведения В. Н. Прокофьева, правы и те и другие, ибо, отражая современную ему эпоху, художник создал произведения, с которыми и «в изобразительном искусстве XIX века ничто не может равняться».

Столь же противоречивым было и отношение к живописной манере испанского мастера. Еще в начале XX в. Александр Бенуа писал: «В красках Гойи все как-то слизано, смазано, иногда до приторности. Ясных контрастов, смелых ударов, глубокой светотени нет. Еще хуже обстоит дело с пластической стороной его картин». Вместе с тем он подчеркивал, что «Гойя тип темпераментного художника», в котором «поистине столько непосредственности и искренности, сколько не найти во всем предшествующем и последующем искусстве». А не менее знаменитый соотечественник живописца, философ и гуманист Ортега-и-Гасет утверждал, что Гойя «создал великие законы каллиграфии» и его «плоскостная живопись, изображавшая свет в качестве единственного исходного материала… выводит напрямую к импрессионизму». Очарование искусства Гойи он видел «в недостатке профессионализма», в том, что его «деформированный» болезнью гений благодаря своей неуклюжести «совершает головокружительные сальто в искусстве живописи».

Не менее головокружительными событиями была полна и жизнь художника, в которой действительные факты походили на легенду, а вымышленные, напротив, казались самыми достоверными. Иначе и быть не могло, ибо темперамент этого страстного испанца проявлялся во всем: в уличных драках и поединках, из-за которых на его теле трудно было найти место без шрамов, в бесчисленных любовных похождениях, в неистовстве арагонской хоты и зажигательной игре на гитаре, в бесстрашном искусстве корриды. Он прожил долгую и бурную жизнь, уже в первой ее половине изведав всю полноту почестей и славы, благополучия и счастья. Вторая же превратила его в несчастного одиночку, отгороженного от мира непроницаемой стеной глухоты, единственным спасением от которой оставалась только живопись.

Будущий художник родился 30 марта 1746 г. в арагонском местечке Фуэндетодос близ Сарагосы. Отец его, Хосе Гойя, в прошлом крестьянин, был позолотчиком алтарей, а мать, Грасиа Лусиентес, происходила из обедневшей дворянской семьи. Отцовское ремесло почти не приносило дохода, и в поисках заработка родители Франсиско в 1760 г. перебрались в Сарагосу. Здесь мальчик, которого они прочили в ремесленники, был отдан в школу монаха Хоакина. Напутствуя сына, донья Лусиентес говорила: «Не забывай, Франчо, что тот, кто родился луком, останется луком до конца жизни». Но материнские слова, к счастью, не оправдались. Рано обнаружившиеся художественные наклонности Франсиско круто изменили его судьбу. О том, как это произошло, существуют две полулегендарные версии. По одной из них, к обучению живописи 15 – летнего подростка подтолкнул какой-то монах, увидевший сделанный им углем на стене дома рисунок свиньи. По другой – Франсиско стал учиться у известного сарагосского живописца Лусано Мартинеса на средства покровительствовавшего молодому таланту графа де Фуэнтена. Так или иначе, но через несколько лет эти занятия были прерваны самым драматическим образом. Отличавшийся не только темпераментом, но и атлетической силой, юноша часто участвовал в драках между прихожанами различных церквей. Одна из них закончилась трагически: несколько человек было убито, а сам Франсиско ранен. Опасаясь преследования инквизиции, он был вынужден бежать из Сарагосы.

В 1766 г. двадцатилетний Гойя попадает в Мадрид. Здесь он знакомится с работами художников, занятых при дворе, в том числе Франсиско Байеу (Байе), сестра которого впоследствии станет его женой. Благодаря изучению картин современных и старых испанских мастеров молодой художник совершенствует свой вкус и технику. Дважды он даже участвует в конкурсах Академии Сан Фернандо, но терпит поражение. Между тем привычный образ жизни молодого повесы снова приводит к кровопролитию. Следствием его стало очередное бегство Гойи – на сей раз с куадрильей (труппой) тореадора Хосе Дельгадо, отправлявшейся в один из портовых городов. Оттуда он добрался до Рима.

Знакомство с произведениями великих итальянских мастеров обогатило художественный кругозор Гойи. В Италии он особенно ясно осознал свое призвание и необходимость совершенствования мастерства. Однако и здесь темпераментный испанец не избежал любовных похождений и авантюрных приключений. По словам А. Бенуа, «желая сохранить память о своей отваге, он, рискуя сломать себе шею, пролез к самому скату купола Св. Петра и там выгравировал свое имя. По-прежнему невоздержанный в своих страстях, он пробрался ночью в монастырь, чтобы похитить из него любимую девушку, и за эту неудавшуюся авантюру чуть не поплатился головой, если бы не заступничество испанского посланника, выхлопотавшего Гойе «разрешение бежать» из папских владений».

По пути на родину Гойя остановился в Парме. Здесь он принял участие в проводимом в 1771 г. конкурсе Пармской академии на тему «Ганнибал устремляет взгляд на Италию с высоты Альпийских гор». Написанная им за три дня картина получила вторую премию. Это первое дошедшее до нашего времени произведение художника (его более ранние работы на исторические темы не сохранились).

Вернувшись в Сарагосу, Гойя в течение трех лет работает над росписями сводов церкви Вирхен дель Пилар, создает цикл фресок для Картезианского монастыря в Аула Деи (1772–1774 гг.). В этих работах обнаруживалось сильное влияние нарядного, декоративного стиля Тьеполо. Собственная, индивидуальная манера художника начала проявляться лишь в произведениях, созданных им в Мадриде, куда он переехал в 1775 г., уже будучи женатым на Хосефе Байеу. Брак этот, хотя и продлившийся около сорока лет, не был особенно счастливым из-за непрекращавшихся любовных похождений Франсиско и тяжелого характера жены. Не способствовало их взаимопониманию и различие взглядов на искусство. Многочисленное потомство супругов (по разным версиям, у них было от двенадцати до 22 детей) в большинстве своем умерло в младенчестве. Из пяти оставшихся в живых только сын, Франсиско Хавьер Педро, стал, как и отец, художником. Однако в стремительном развитии карьеры молодого Гойи брак этот сыграл заметную роль. Родство с Франсиско и Рамоном Байеу, известными придворными художниками, позволило ему войти в высшие круги мадридского общества и получить выгодные заказы.

Первыми работами, в которых живописец в полную силу заявил о своем таланте, стали картины для королевской шпалерной мануфактуры. Заказы на них он получил при содействии Франсиско Байеу и Антона Рафаэля Менгса, известного немецкого художника, весьма почитаемого испанским двором. В течение 1776–1792 гг. Гойей было создано более 60 монументально-декоративных панно для тканых ковров, изображавших различные сцены из жизни испанского общества: народные гулянья, ярмарки, игры, бой быков, охотничьи сюжеты, жанровые и лирические композиции («Зонтик», «Прогулка в Андалусии», «Маха и ее поклонники», «Ярмарка в Мадриде», «Горшечный рынок», «Молодые бычки», «Прачки» и др.). Все они окрашены национальным своеобразием, пронизаны солнцем, привлекают живописной свободой и полнозвучными красками. В них проявилось свойственное Гойе в эти годы чувство «играющей жизни» – изменчивой, прихотливой и пока еще безоблачной.

В 1780 г. художник под руководством Ф. Байеу приступил к работе над второй серией фресок для сарагосской церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар. Но смелость их композиционного решения вызвала возмущение как со стороны шурина, так и со стороны церковного совета. Под их нажимом Гойя вынужден был переписать отдельные фрагменты своих произведений. Он очень страдал из-за этого, чувствуя себя униженным, низведенным до уровня наемного ремесленника. «Честь художника очень тонкого свойства, – писал Гойя по поводу конфликта в церковный совет. – Он должен изо всех сил стараться сохранить ее чистой, так как от репутации его зависит все его существование…»

Однако репутация живописца после этого случая не только не пострадала, а напротив, упрочилась. В том же 1780 г. после написания картины «Распятие» он был избран членом Академии Сан Фернандо, а в 1785 г. стал вице-директором ее живописного отделения. Картина «Проповедь Св. Бернардина», написанная Гойей для собора Сан Франциско, получила высокую оценку короля, и вскоре ему было пожаловано звание придворного живописца. С этого времени жизнь художника потекла в довольстве и почете. «Я устроил себе дей ствительно налаженную жизнь, – писал в 1786 г. Гойя своему другу Мартину Сапатеру. – Я никому не прислуживаюсь. Кто имеет до меня надобность, должен меня искать, и в случае, когда меня находит, я еще заставляю немного просить себя… И вот, чем я стараюсь сделать себя недоступным, тем более меня преследуют. Это привело к тому, что я так завален заказами, что не знаю, как всем угодить».

Теперь художник основное внимание уделяет портретной живописи и вскоре становится модным портретистом. Он выполняет многочисленные заказные портреты королевских особ и представителей аристократии. В некоторых из них еще царит дух чинной важности, характерной для парадной портретной живописи начала XVIII в. («Портрет графа Флоридабланка», 1783 г.). Однако в большинстве работ (особенно в женских портретах) художнику удалось создать более проникновенные образы, передать черты милой, но в то же время хрупкой и воспринимаемой слегка иронически кукольности (портреты герцога и герцогини Осуна, 1785 г.; короля Карла III в охотничьем костюме, 1786 г.; маркизы Понтехос, 1787 г.; маркизы Соланы, 1791–1792 гг., и др.). Но несмотря на внешнюю нарядность, в них уже нет того радостного, безмятежного восприятия мира, которое ощущалось в предыдущих работах художника, жизнерадостность проявляется только в произведениях станковой живописи («Майский праздник в долине Сан Исидоро», 1788 г.), но и они все больше начинают походить на театральные сценки.

В начале 1790-х гг. мировосприятие Гойи резко меняется, теряя былую оптимистическую окраску. Характеризуя творчество художника в этот период, А. Бенуа писал: «Потемки скептицизма окутывают его, и если еще и прорывается у него улыбка прежнего веселья или какая-то надежда на лучшее будущее, то эти моменты являются редчайшими и краткими проблесками». Несмотря на достигнутые успехи, Гойя все острее ощущает творческую неудовлетворенность. Он теряет прежний интерес к работе над гобеленами, и директор мануфактуры вынужден жаловаться королю на то, что Гойя «совершенно ничем не занят, ничего не пишет и ничего не хочет писать». Но это вовсе не так. Напротив, Гойя, как никогда, был полон творческих желаний и для их осуществления стремился уйти от всего лишнего и заказного. Он писал об этом Сапатеру: «Если бы обо мне забыли, я смог бы посвятить свое время тем произведениям, которые меня интересуют. Этого мне больше всего не хватает». Не имея достаточных возможностей для реализации своих планов, Гойя становится все более мрачным и раздражительным. Отдавая себе отчет в этом, он признавался все тому же Сапатеру: «Я порой так взволнован, что не могу сам себя переносить…»

Кризисные явления в творчестве живописца в 1792 г. усугубились тяжелой болезнью. Приступы сильной головной боли привели к частичной потере равновесия, зрения и слуха. Через год координация движений восстановились, отступила и слепота, а вот слух исчез навсегда. Отныне и до конца жизни Гойе было суждено жить в мире, лишенном звуков. Для человека, столь жадно любящего жизнь, как он, наслаждающегося музыкой и шумом праздников, это был жестокий удар, после которого художник еще больше замкнулся в себе. Вновь взяться за кисть он смог только в начале 1794 г. В картинах, написанных в это время, Гойя обращается к излюбленной теме народных развлечений («Деревенская коррида», «Сцена карнавала», «Комедианты») и лишь одна – «Двор сумасшедшего дома в Сарагосе» – рисует первый в его творчестве образ человеческой жестокости и безумия, который в дальнейшем найдет развитие в знаменитых сериях офортов.

В конце XVIII в. художник создает свои лучшие произведения портретной живописи. В них он достигает большой глубины постижения личности портре-тируемых. Особенно это характерно для изображения друзей и близких Гойе по духу выдающихся представителей эпохи Просвещения – доктора Пераля (ок. 1796–1797 гг.), поэта Мелендес Вальдеса (1797 г.), врача, члена Конвента и участника суда над Людовиком XVI Фернана Гиймарде, философа Гаспара Мельчороде де Ховельяноса, генерала Уррутиа (все 1798 г.). Наконец-то живописец получил возможность писать то, что его интересует. И с огромным вдохновением он создает в этих произведениях образы одухотворенных, талантливых, исполненных высокого достоинства и истинного аристократизма людей.

Особую известность получили и два портрета герцогини Альба (1795 и 1797 гг.). Интерес к ним вызван не только их живописными достоинствами и незаурядностью личности портретируемой, но и той ролью, которую эта умная, темпераментная и красивая женщина играла в жизни художника. Легендарная история любви Гойи к Каэтане Альба вот уже два столетия вдохновляет создателей романов и кинофильмов. Между тем его биографы подвергают сомнению возможность существования близких отношений между уже пожилым и больным художником и молодой, богатой аристократкой. А искусствоведы развенчивают укоренившийся миф о том, что именно герцогиня была изображена на его знаменитых полотнах «Маха одетая» и «Маха обнаженная», созданных в 1802 г. К тому времени Каэтана уже умерла, да и девушка, послужившая моделью живописцу, была явно про стого происхождения и более юная. Достоверно лишь то, что Гойя действительно был влюблен в герцогиню и пользовался ее расположением и поддержкой.

Звание придворного живописца (с 1789 г.), а с 1799 г. – «первого живописца короля» обязывало его к написанию официальных портретов. В них Гойя обнаруживает немалую долю сарказма по отношению к царствующим особам. Великолепие красок, блеск золота и украшений, роскошь нарядов в портретах короля Карла IV в охотничьем костюме, Марии Луизы Пармской (оба в 1799 г.) и особенно в знаменитом групповом портрете королевской семьи (1800 г.) обнажают и еще больше подчеркивают духовную бедность, ничтожество и заурядную вульгарность тех, кто правил тогда страной. О том, до какого состояния они довели ее, живописец рассказал в «Капричос» (1797–1799 гг.) – серии из 80 офортов, ставшей одной из самых замечательных его работ. В ней он создал причудливый мир, в котором реальное переплеталось с фантастическим: легко узнаваемые сценки с натуры и гротескные картинки, высмеивающие людские пороки; сатира на существующие порядки в обществе и царство чертовщины, фантасмагории, шабаша ведьм. Это произведение было оценено современниками по-разному: одни считали его шуткой (видимо, так думал и король, приобретший в 1803 г. издание «Капричос»), другие усматривали в нем сатиру на конкретных лиц, третьи расценивали как болезненные фантазии мизантропа. Огромный интерес к этой работе, так же как и споры по поводу ее трактовки, не ослабевают до сих пор. «Расшифровывая» таинственный смысл гойевских «фантазий», В. Н. Прокофьев, в частности, пишет: «Здесь старость царствует над юной жизнью и высасывает ее соки, ослиная глупость оседлала людей, ночь прошлого, кишащая всевозможной нежитью, застилает дневной свет, а «сон Разума рождает чудовищ». В целом он расценивает эту серию как «яростное произведение, заставляющее человечество проснуться и возмутиться своим нынешним положением».

Обличительный пафос в творчестве Гойи прозвучал и во многих произведениях, созданных уже в начале XIX в. Как всякий большой художник, он не мог не откликнуться на трагические события в мае 1808 г., когда было подавлено восстание испанского народа против нашествия наполеоновских войск. Так появились картины «Восстание 2 мая 1808 года на площади Пуэрта дель Соль» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе в 1809–1814 гг.). За ними последовала вторая графическая серия Гойи – «Бедствия войны» (1810–1820 гг.). Среди других его произведений наиболее значительны графические циклы «Тавромахия» (ок. 1815 г.), посвященная бою быков, и «Сны», или «Диспаратес» (1820–1823 гг.), в которых болезненная фантазия старого художника породила фантасмагорические, кошмарные образы.

Наиболее светлыми гойевскими произведениями первого десятилетия XIX в. являются портреты, особенно женские. Одним из самых замечательных среди них является «Портрет Исабель Кобос де Порсель» (ок. 1806 г.). Образ этой молодой красивой женщины в эффектном национальном наряде полон порывистой страстности, энергии и решимости. Это совсем не та салонная кокетливая куколка, которая раньше была героиней полотен Гойи. Еще более независимый, гордый, полный собственного достоинства облик запечатлен в портрете Франчески Сабаса и Гарсиа (1807 г.). Очарованный красотой и одухотворенностью этой 18-летней девушки, художник написал его очень быстро, в порыве вдохновения. Впоследствии один из современников отметил: «Это один из самых совершенных женских портретов Гойи. Это оригинальная работа, и она сохранится в памяти веков».

Но таких светлых, жизнерадостных работ в творчестве стареющего мастера становится все меньше. В этот период, больной и одинокий, он живет уединенно в загородном доме (так называемом «Доме глухого»). Здесь он создает ансамбль росписей, которые исследователи нередко именуют «черной живописью» («Сатурн, пожирающий детей», «Юдифь и Олоферн», «Асмодей», «Старики за похлебкой» и др.). Все они были связаны с трагическими событиями, происходившими в стране. Эта работа была прервана – художнику пришлось скрываться от гнева короля Фердинанда и инквизиции. В 1824 г., в возрасте 78 лет он был вынужден покинуть Испанию.

Последние годы жизни Гойя прожил во Франции, в центре испанской эмиграции – Бордо, где и скончался 16 апреля 1828 г. от паралича. До самой смерти он не расставался с кистью и гравировальной иглой, оставаясь, по меткому выражению Клода Руа, «человеком, видящим истину».

Из книги Знаменитые путешественники автора Скляренко Валентина Марковна

Франсиско Писарро (1468 г. – 1541 г.) Кастильцы! Здесь – Перу и богатство, там – Панама и нищета! Здесь – радость и счастье, там – голод и тюрьма! Выбирайте! Каждый храбрый кастилец знает, что ему делать! Я сам иду на юг! Обращение Франсиско Писарро к солдатам в бухте

автора Вяземский Юрий Павлович

Гойя (1746–1828) Вопрос 1.73Испанский живописец Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес несколько храмов расписал. Но современники художника с особенным любопытством разглядывали его фрески в храме Санта-Флорида.Почему?Вопрос 1.74Другим шедевром мировой живописи называют

Из книги От Леонардо да Винчи до Нильса Бора. Искусство и наука в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Гойя Ответ 1.73Гойя изобразил в виде ангелов всем известных в ту пору легкомысленных испанских красавиц.Ответ

Из книги 100 великих гениев автора Баландин Рудольф Константинович

ГОЙЯ (1746–1828) Его жизненный и творческий путь был необычайно контрастен. Выйдя из низших слоев испанского общества, он стал придворным живописцем, попал в круг высшей знати. Его ранние работы ничем не примечательны; в тридцатилетнем возрасте он пишет прелестные картоны

Из книги Великие Борджиа. Гении зла автора Тененбаум Борис

Часть пятая Франсиско

Из книги 100 великих полководцев Средневековья автора Шишов Алексей Васильевич

Франсиско Писарро Великий конкистадор Испании. Он завоевал империю инков. Был убит собственными солдатами Франсиско Писсаро. Картина неизвестного художника. XVI в.Незаконнорожденный сын испанского военного, родившийся около 1475 года, Франсиско Писарро еще в юности

Из книги Испания. История страны автора Лалагуна Хуан

Диктатура Франсиско Франко Баамонде Глава правительства и вооруженных сил: 1 октября 1936 г. - 20 ноября 1975 г.Председатели совета министров:Генералиссимус Франко: 30 января 1938 г. - 11 июня 1973 г. Адмирал Луис Карреро Бланко: 8 июня - 20 декабря 1973 г. Карлос Ариас Наварро: 3 января 1974

Из книги Географические открытия автора Згурская Мария Павловна

Франсиско Писарро После падения Теночтитлана активность испанских конкистадоров резко возросла, они были убеждены, что в Новом Свете за каждой горой находятся города, полные золота. Еще одному предводителю конкистадоров повезло почти так же, как Кортесу: Франсиско

Из книги Очерки по истории географических открытий. Т. 2. Великие географические открытия (конец XV - середина XVII в.) автора Магидович Иосиф Петрович

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

7.5.12. Франсиско Гойя и испанские короли: кто ценен для матери-истории? В советской экранизации романа Лиона Фейхтвангера «Гойя, или Тяжкий путь познания» (1971) роль испанского художника сыграл замечательный литовский актер Донатас Банионис. И сам роман был чрезвычайно

Из книги Модернизация: от Елизаветы Тюдор до Егора Гайдара автора Маргания Отар

Из книги Сообщение о делах в Юкатане автора де Ланда Диэго

БИОГРАФИЯ ФРАНСИСКО МОНТЕХО Как мексиканский народ имел знамения и пророчества о приходе испанцев, прекращении его владычества и религии, так и народ Юкатана имел их за несколько лет перед тем, как аделантадо Монтехо его завоевал. В горах Мани, что в провинции Тутуль Шиу,

автора Низовский Андрей Юрьевич

Звездный час Франсиско Писарро Писарро вернулся из Испании, облеченный высоким званием вице-короля Новой Кастилии (так была названа еще не завоеванная страна), с королевским патентом на завоевание Перу в руках и в сопровождении навербованных в Испании солдат. В

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Путешествие Франсиско Коронадо В марте 1539 г. на поиски Сиволы отправился монах Марко де Ниса. Вернувшись, он рассказал, что видел таинственный город своими глазами, но войти не решился, так как боялся найти там свою смерть. На следующий год вице-король Новой Испании

Из книги Похищение палача автора Харэль Исер

4. Франсиско Шмидт Гофштетер вернулся в Тель-Авив в середине марта 1958 года и дополнил свой отчет, посланный из Буэнос-Айреса. Он и мне повторил, что не стал бы полностью доверять Герману, но его жена и дочь заслуживают этого.Теперь надо было отделить информацию дочери

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес - великий испанский художник , представитель романтизма. Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. Стиль и характер полотен этого художника резко поменялся после Великой французской революции в начале 1790-х, к тому же состояние художника очень ухудшилось и в результате перенесённой болезни Франсиско потерял слух.

С этого момента в картинах художника всё больше царит мрак, который является не только фоном его полотен, но и поглощает сами фигуры. Он стал больше использовать некоторые приёмы Рембрандта и изображать некую безысходность, даже смертельный ужас. Чувство одиночества, внутреннее противостояние, враждебная внешняя среда - всё это перекочевало в работы живописца. Несмотря на это Гойя рисовал так отвлечённо и так профессионально, что его картины и были широко известны при его жизни и не менее знамениты в наше время.

Его знаменитая картина Семья короля Карла IV (1800 г) поразила критиков и ценителей живописи. Никогда и никто не осмеливался так изображать придворных особ. Мария-Луиза изображена на ней властной и даже где-то отталкивающей своей непривлекательностью, а сам художник стоит в тёмном углу, почти во мраке.

В 1797—98гг художник изображал безо всякого страха уродство политических основ своей родины. Чего стоит только картина “Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г. “ которая полна трагизма и несправедливости. Здесь присутствует личная боль Гойи за свою Испанию, протест против войны и кровопролития. В картине “Сатурн, пожирающий своих детей” Гойя изобразил беспощадное время, которое уничтожает людей бездумно и крайне жестоко - жуткий и горький гротескный образ.

Великий Испанский художник занимался живописью целых семьдесят лет. В последние годы своей жизни он провёл в Бордо, где и умер в 1828 году.

Антониа Зарате

Маха обнажённая

Махи на балконе

Портрет жены художника

Продавец посуды

Прошлое и настоящее

Разносчица воды

Сатурн, пожирающий своих детей

Знаменитый художник Франсиско де Гойя родился 30 марта 1746 года в Фуэндетодос в Испании. Он начал свои исследования искусства еще подростком и даже некоторое время провел в , для продвижения своих навыков. В 1770-х годах Гойя работал в испанском королевском дворе. В дополнение заказов портретов дворян, он создал произведения, которые критиковали социальные и политические проблемы своей эпохи.

Сын гульден, Гойя провел часть своей юности в Сарагосе. Там он начал заниматься живописью в возрасте около четырнадцати лет. Был студентом Хосе Мартинес Лузан. Он копировал произведения великих мастеров, находя вдохновение в творчестве таких художников, как Диего Родригес де Сильва Веласкес и у .

Позже Гойя переехал в , где он начал работать с братьями-Франциско и Рамон Bayeu у Subías в их студии. Он стремился продолжить свое художественное образование в 1770 или 1771, путешествуя по Италии. В Риме Гойя изучал классику там и работал. Он представил картину в конкурсе, проводимом Академией изящных искусств в городе Парме. В то время как судьям понравилась его работа, ему не удалось выиграть главный приз.

Через немецкого художника Антона Рафаэля Менгса, Гойя начал создавать работы для королевской семьи Испании. Сначала он нарисовал карикатуры гобеленов, которые послужили моделями на заводе в Мадриде. Эти работы показали сцены из повседневной жизни, такие как «Зонтик» (1777) и «Керамика Производитель» (1779).

В 1779 году Гойя получил назначение в качестве художника к королевскому двору. Он продолжал расти в статусе, получив допуск в Королевской Академии Сан-Фернандо в следующем году. Со временем Гойя создал себе репутацию портретиста. Работа "Герцог и герцогиня Осуна и их дети" (1787-1788) отлично это иллюстрирует. Он умело написал мельчайшие элементы их лица и одежду.

В 1792 году Гойя стал совершенно глухой, после страдал от неизвестной болезни. Его стиль несколько изменился. Продолжая развиваться профессионально, Гойя был назначен директором Королевской академии в 1795 году, но он никогда не забывал бедственного положения испанского народа, и отражал это в своих работах.

Гойя создал серию фотографий под названием «Капричос» в 1799 году. Даже в своей официальной работе, как полагают исследователи, бросил критический взгляд на своих подданных. Он написал портрет семьи короля Карла IV около 1800 года, которая остается одной из самых известных его работ.

Политическая обстановка в стране впоследствии стала настолько напряжена, что Гойя добровольно отправился в изгнание в 1824 году. Несмотря на свое плохое здоровье, он думал, что ему будет безопаснее за пределами Испании. Гойя переехал в Бордо, где он провел остаток своей жизни. Здесь он продолжал еще писать. Некоторые из его более поздних работ - это портреты друзей и жизнь в изгнании. Умер художник 16 апреля 1828 года в Бордо во Франции.

Творческое наследие Франсиско Гойя - произведения, картины - многообразно и многогранно. Он оставил после себя около 700 работ, выполненных в разных жанрах. Приближение к закату жизни и одиночество заставили создать Франсиско Гойя «черные картины». Взглянем на один из последних шедевров мастера.

«Сатурн, пожирающий своего сына»

Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. В полном безумии, со спутанными седыми волосами, вытаращив совершенно сумасшедшие глаза, Сатурн уже съел голову и ручку младенца.
Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. По другим мнениям, Сатурн - это французская кровавая революция или даже Наполеон. К «черным картинам» мы еще вернемся. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Картины с описанием будут представлены ниже.

Детство

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30.03.1746 г. в деревушке Фуэндетодос, под Сарагосой. Семья не была ни богатой, ни совсем нищей. Франчо был младшим из троих сыновей Хосе Гойя и Грасии Лусьентес. Его отец занимался позолотой алтарей. В Сарагосе дети получили только начальные азы образования. Франчо вскоре отдали учиться рисованию художнику Лусано-и-Мартинесу.

Юность в Арагонии

В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Он одновременно успевал разучивать серенады и темпераментные танцы - фандаго и арагонскую хоту, а также проявлять свой бурный темперамент в уличных драках с применением навахи. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. На автопортрете мы видим благообразного молодого человека, по которому не скажешь, что это драчун, забияка и соблазнитель.

В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. В это время он знакомится с Франсиско Байеу, который впоследствии окажет немалое влияние на жизнь художника. Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают.

Рим, Неаполь и Парма

Тогда живописец решает отправиться в Италию. Там он изучает работы мастеров и пишет картины. Франсиско Гойя заслужил в Парме 2-ю премию за полотно «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные земли».

Легенды рассказывают, что Франсиско влюбился в молодую монахиню и решил ее похитить. Эта эскапада раскрылась, и молодой авантюрист в 1771 году возвращается на родину.

Трудное становление

Сначала Гойя очень успешно работает в родной Сарагосе. Он расписывает фресками капеллу, затем ему предложено расписать молитвенный дом при дворце. Франсиско Байеу, о котором упоминалось выше, предлагает ему заказ на роспись монастыря недалеко от Сарагосы и знакомит художника со свой красавицей-сестрой, золотоволосой Хосефой.

Женитьба

Пылкий Гойя соблазняет девицу и вынужден идти под венец. Роды состоялись спустя 4 месяца после брака, но ребенок не выжил. Художник, проведя в браке 39 лет, напишет всего лишь один портрет жены.

Хосефа Байеу

Мы видим явно спокойную, выдержанную и немного печальную женщину, которая могла переносить все выходки своего непредсказуемого супруга. Впоследствии она родит еще пятерых детей, из которых выживет только один. Он, как и отец, станет художником, но такого дара и таланта ему не достанется.

Известность

Шурин начинает помогать карьере даровитого художника. При его помощи Гойя получает от графа Флоридабланка заказ на портрет. Затем Гойю представляют опальному брату короля Дону Луису.

Придворный художник

Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Все чаще получает заказы на картины Франсиско Гойя после того, как он поработал для герцога Осуны. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». Тем не менее, исполняя портрет безвольного Карла IV в кругу семьи с отсутствием всякого желания льстить высокому семейству, в центр картины Франсиско Гойя ставит королеву Марию-Луизу, так как именно она управляет Испанией с помощью своего фаворита.

Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. Эта картина - безусловный шедевр мастера, где все пространство полотна заливает мягкий свет. Мужчинам художник предложил одеться в яркие костюмы, а женщинам - в светлые тонкие полупрозрачные платья. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей.

Болезнь и напряженная работа

Непонятная болезнь вызвала глухоту и частичную потерю зрения у Франсиско Гойя. Известные картины он написал еще до болезни, будучи полным сил и радости. Это картоны для шпалер (их примерно 60) для принца Астурийского: «Танец на берегу Масанареса», «Маха и маски», «Драка в харчевне», «Зонтик», «Запуск змея». Самые замечательные свои творения художник создаст в зрелом возрасте.

Молодая пара

Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Сцена довольна статична.

Динамику ей придает композиция: в одну сторону направлено движение тонкого деревца, в другую - зонтика. Ее усиливают руки молодых людей: направление руки юной дамы с веером и локтя юноши, а также складки желтой юбки кокетливой особы. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Он оттеняет молодую ничем незамутненную радость, которой проникнуто это безоблачное счастье. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы! После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос».

Кто такие махи

Так назывались мужчины и женщины, которые вышли из простого народа, обедневшие жители провинций, выходцы из мадридских трущоб. Но женщины-махи нас интересуют в большей степени, так как Франсиско Хосе де Гойя картины напишет с представителями аристократии, одетыми в костюмы мах. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. Маха из простонародья - женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Под ее одеждой скрыт нож. Танцы и песни мах, как своеобразная национальная экзотика, притягивали представителей высших классов.

Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Это очень известные картины живописца.

Две махи

Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы.

После ее смерти в 1802 году они перешли к всесильному министру Мануэлю Годою, а сейчас экспонируются в Прадо. Родственники герцогини категорически отрицали, что именно 13 герцогиня Альба была натурщицей. Искусствоведы все больше начинают думать, что на портретах изображена любовница Мануэля Годоя, Пепито Туда. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя - самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой, и не подтвержденной. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет.

«Капричос», что переводится как "причуды"

После кровавой французской революции характер творчества художника меняется.

Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Штрихи его иглы острые, царапающие. Политику, социальные вопросы и религию - все затронул художник в своих произведениях: легкость вступления в брак, запугивание детей при воспитании, их избалованность родителями, распутство и разврат мужчин и женщин, шарлатаны от науки. Тем было освещено великое множество. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы.

Трудные годы

Когда в 1808 Карл IV, которого ненавидел народ страны, отрекся от власти и передал престол сыну Фердинанду VII, тот недолго, всего несколько недель, управлял страной. Его хитростью завлекли во Францию. Наполеон, пленив короля, вторгся в Испанию и с чрезвычайной жестокостью подавил народное сопротивление. Пять лет его брат Жозеф занимал королевский трон, а Гойя сохранял положение придворного художника. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Так он вызвал ненависть Жозефа. После того как французов разбили в 1813 году португальцы, испанцы и британцы под командованием герцога Веллингтона, Фердинанд VII вернулся на родину в 1814 году. Он считал, что живописец сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида.

Странное здание

Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Стены двух больших комнат живописец расписал маслом по гипсу сюжетами, как будто взятыми из ночных кошмаров. Это 14 картин. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. В них, блеклых и мрачных, все говорит жестко и прямо о тщетности человеческих надежд и смерти. Картины Гойя рисовал для себя. Об этом говорит тот факт, что писал их не на холстах, а на стенах, не предполагая, что они когда-нибудь будут выставляться. Художник работал быстро, используя широкие мазки, мастихин, губки. Одно произведение показывает, как несчастная собака почти полностью погребена под зыбучими песками. Ей никогда не выбраться. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Жить ей осталось недолго. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо.

Поздние беспокойные годы

После смерти жены в 1812 году судьба дарит художнику прощальную улыбку: он завязывает знакомство с Леокадией де Вейс. Она моложе его на 35 лет. Леокадия разводится с мужем. У них родилась дочь Росарита. Король Фердинанд VII прямо говорит художнику, что он достоин только повешения.

Дожидаться такой перспективы Гойя не стал и вместе с семьей уехал в Бордо, якобы для лечения.

Он напишет портрет Леокадии, полный восхищения. В истории живописи Гойя навсегда останется мрачным романтиком. В 1828 году великий испанец умер, в 82 года. Всего 17 дней назад отмечали его день рождения. Прах живописца вернется в Испанию лишь в 1919 году и будет захоронен в церкви Сан-Антонио-де-ла-Флорида в Мадриде, которую он сам расписывал.

Февраль 05, 2012

Испанский художник Гойя и в своей жизни, и в творчестве стремился следовать высоким гуманистическим принципам. Король называл его атеистом и считал, что он вполне заслужил петли.

Автопортрет в мастерской

ок. 1793-1795; 42х28 см
Академия Сан Фернандо, Мадрид

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес родился 39 марта 1746 года в небольшом городишке Фуэндетодос, близ Сарагосы. Его отец был типичным «батурро» - бедняком-простолюдином, имевшим крохотную мастерскую по золочению алтарей, а мать происходила из семьи обнищавшего идальго (таких дворян в те времена было чуть ли не пол-Испании). Счастливые родители не могли и предположить тогда, что пройдут годы, и их сын Франсиско - Франчо, как ласково его называла мать, - будет на равных общаться не только с представителями испанской знати, но и с самим королем.

Бурная юность Гойи в Арагонии

Первые годы жизни Франсиско проводит в деревне. В 1760 году его родители переезжают в Сарагосу - столицу Арагона. Здесь мальчик сначала постигает азы грамоты в школе при монастыре, а затем поступает на учебу в мастерскую Хосе Лусано Мартинеса - весьма посредственного художника, последователя условного академического искусства.

По словам одного из исследователей жизни и творчества Гойи , «юный Франсиско успевает не только легко усваивать уроки мастерства, но с еще большим тщанием приобщается к пению серенад, исполнению арагонской хоты и фанданго - искрометных народных танцев; а кроме этого, что естественно для молодых испанцев, вспыльчивых и гордых до крайности, Франсиско не раз хватается за наваху, столь необходимую во многих спорах».

Все это приводит к тому, что двадцатилетний Гойя, имевший огромный опыт участия в лихих уличных побоищах, в результате одного из них вынужден покинуть город. Молодой человек справедливо полагает, что лучше всего ему удастся скрыться в многолюдном Мадриде. Он без особого сожаления оставляет мастерскую Мартинеса, который не стал удерживать юношу, поскольку, сразу разглядев в темпераментном, непоседливом ученике яркую искру таланта, он и сам давно рекомендовал ему отправиться для продолжения обучения в Мадрид. Переехав в испанскую столицу, Гойя дважды - в конце 1763-го и, спустя три года, в 1766-м — предпринимал попытки поступить в мадридскую Художественную академию Сан Фернандо, однако оба раза удача отворачивалась от него...

Такое трудное начало

Начались годы странствий. В конце 1769 года Гойя отправляется в Италию — посещает Рим, Неаполь и Парму. Два года спустя он получает вторую премию Пармской академии художеств за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии» (как это часто бывает в истории, имя обладателя первой премии кануло в Лету). Этот успех помог начинающему живописцу поверить в себя и в определенной мере явился компенсацией того высокомерного молчания академического совета Сан Фернандо, которым встречались работы Гойя, регулярно высылаемые им в Мадрид на всевозможные конкурсы и выставки...

Прирожденный авантюрист и отчаянный драчун, Гойя, даже находясь вдали от родины, оставался верен себе: легенда приписывает ему дерзкий налет на женский монастырь в Риме, удачное похищение оттуда некой прекрасной итальянки и последовавшую за этим дуэль, из которой художник вышел победителем...

В 1771 году Гойя возвращается в Сарагосу, где начинает деятельность профессионального живописца, занимаясь церковными фресками. Его работы по оформлению дворца Собрадиэль и церкви Эль Пилар удостоились похвальных отзывов, что побудило амбициозного живописца снова попытать счастья в столице.

В 1773 году Гойя приезжает в Мадрид и через некоторое время начинает работать над панно, которые служат образцами для ковров Королевской шпалерной мануфактуры. Его друг, художник Франсиско Байеу знакомит тезку со своей сестрой, белокурой красавицей Хосефой. Горячий арагонец влюбляется без памяти и... соблазняет девушку. Однако жениться на ней не спешит и будет вынужден пойти на это, лишь когда станет известно о беременности Хосефы.

Следует также учесть то обстоятельство, что брат девушки является хозяином мастерской, в которой трудится художник. Свадьба состоялась 25 июля 1773 года. Родившийся вскоре после этого события ребенок прожил недолго. Всего же супруга художника родила пять (по некоторым сведениям — шесть) детей, из которых выжил лишь один — сын Франсиско Хавьер (род. в 1784), который впоследствии стал известным художником.

Гойя — придворный художник

22 января 1783 года, не без участия Байеу, Гойя получает важный заказ от высокопоставленного королевского вельможи графа Флоридабланка. Художник не может поверить в удачу: «Граф хочет, чтобы я исполнил его портрет. Я смогу немало заработать. Да и не только в деньгах будет моя выгода!» Предчувствие не обмануло Гойю: Флоридабланка вводит его в высшее общество и представляет младшему брату короля, Дон Луису.

Инфант приглашает Гойю в свою резиденцию в Аренас, где он живет с момента своей самовольной женитьбы, вызвавшей недовольство короля и ставшей причиной изгнания наследника престола со двора. Дон Луис поручает художнику исполнить портреты членов своей семьи. Гойя писал об этом времени одному из своих приятелей: «Я целый месяц находился рядом с Их Высочествами. Они — настоящие ангелы Я получил от них двадцать тысяч реалов, а моя жена — платье, расшитое золотом и серебром, стоимостью, наверное, около тридцати тысяч реалов. Честно говоря, я и не рассчитывал на такое вознаграждение и теперь, как ни странно, чувствую себя обязанным».

Знакомство с инфантом положило начало новому этапу карьеры Гойи : он становится признанным в кругах испанской аристократии портретистом. В 1786 году, после серии работ, выполненных по заказу герцога Осуны, творчеством Гойи заинтересовался сам король Карл III. В письме, датированном 7 июля того же года, художник сообщает: «Так случилось, что отныне я — придворный художник. Трудно привыкнуть к мысли, что мой годовой доход теперь будет составлять более 15 тысяч реалов в год». После смерти Карла III, его преемник, Карл IV, оставляет Гойю при должности официального королевского живописца, существенно увеличив ему жалованье.

Влюбленный Гойя

1795-1796; 82х58 см
Музей Прадо
Мадрид

Как только Гойя получает возможность регулярно общаться с придворными дамами, он словно забывает Хосефу. Кстати, в отличие от большинства жен и подруг художников, она практически не служила ему моделью — Гойя написал всего один ее портрет...

Осенью 1792 года Гойю поражает тяжелая болезнь, которая заканчивается полной глухотой, хотя все могло закончиться гораздо хуже: художник чувствовал постоянную слабость, сильные головные боли, частично потерял зрение и какое-то время даже был парализован. Исследователи полагают, что все это были осложнения запущенного еще в молодости сифилиса. Глухота, конечно, сильно осложняла жизнь художника, однако не настолько, чтобы он отказывал себе в простых человеческих радостях...

Среди придворных аристократок самой желанной для Гойи была 20-летняя герцогиня Альба. Один из современников художника так описывал герцогиню: «Нет в мире более прекрасной женщины. Когда она появляется на улице, то неизменно привлекает к себе всеобщее внимание и вызывает восхищение своей грацией и красотой. Даже дети прекращают свои шумные игры и долго смотрят ей вслед».

Гойе удалось познакомиться с герцогиней. А после того, как летом 1795 года она посетила его мастерскую, художник, который несколькими месяцами ранее был избран почетным директором Академии Сан Фернандо, потрясенно признался одному из друзей: «Теперь, наконец, я знаю, что значит жить!» Их бурный роман продолжался около семи лет. В 1796 году умер престарелый муж герцогини, и она уехала в свое поместье в Андалузию «оплакивать потерю». Очевидно, для того чтобы слезы безутешной вдовы не были слишком горькими, Гойя отправился с ней, и они несколько месяцев прожили вместе.

Однако по возвращении в Мадрид Альба покинула Гойю, предпочтя ему высокопоставленного военного. Художник был уязвлен и оскорблен, но разлука оказалась недолгой. В 1799 году Гойя достигает вершины своей карьеры — его возводят в сан первого придворного живописца короля Карла IV. Тогда же Альба возвращается к Гойе. Известные полотна «Маха одетая» и «Маха обнаженная», по одной из версий, были написаны именно с герцогини.

Герцогиня изображена совершенно обнаженной и на сотнях рисунков, сделанных художником. Возлюбленная позволила Гойе сохранить их, но на одном написала: «Хранить такое — просто безумие. Впрочем, каждому свое», — и как в воду глядела. Действительно, эта живопись вызвала крайнее раздражение Сант-Оффицио (святой инквизиции). Некоторые наиболее ревностные церковники объявляли Гойю чуть ли не дьяволом, раз он может не просто изобразить такое, но и вдохнуть пылкую жизнь в свои полотна, сделать этих обнаженных женщин таинственно притягательными. К счастью, у Гойи имелись влиятельные покровители при дворе, да и инквизиция на рубеже веков была уже не столь могущественной.

Беспокойная старость Гойи

ок. 1821-1823; 147х132 см
Прадо, Мадрид
По одной из версий, эта картина
представляет собой портрет Леокадии Вейс

С годами состояние здоровья художника ухудшается, а его живопись становится все мрачнее. На смену поражающим своей откровенностью сатирическим офортам из серии «Капричос» (1799) приходят серии, посвященные аутодафе и ужасам войны. Эти последние были созданы под впечатлением вторжения Наполеона в Испанию. Тогда же в официальных портретах, которые Гойя как «первый живописец короля» обязан был время от времени писать, обнаруживается, казалось бы, немыслимый в работах подобного назначения сарказм по отношению к сильным мира сего. В «Семье короля Карла IV великолепие красок, потоки золота, мерцание драгоценностей лишь оттеняют мещанскую заурядность и удручающую вульгарность тех, кто правил Испанией...»

В 1812 году умирает жена художника, Хосефа. Сын Хавьер женится и начинает жить отдельно. Гойя остается совсем один. В 1819 году он отходит от дел, уезжает из Мадрида и уединяется в своем загородном доме «Кинта дель Сордо», что означает «Дом Глухого». Стены своего жилища он расписывает изнутри мрачными фресками, так называемыми «Черными полотнами», представляющими, по сути, видения и галлюцинации одинокого, уставшего от жизни человека. И все же судьба улыбается Мастеру в последний раз: он знакомится с Леокадией Вейс. Вспыхивает бурный роман, в результате которого Леокадия разводится со своим мужем...

В 1824 году, опасаясь гонений со стороны нового правительства (король Испании Фердинанд, только что вошедший на престол, прямо заявил Гойе: «Вы достойны петли!»), художник испрашивает разрешения уехать «лечиться» во Францию. Так Гойя и Леокадия оказываются в Бордо. Два года престарелый мастер прожил во Франции. Но настал день, и Гойя затосковал. Вот что писал об этом один из его друзей: «Гойе засело в голову, что у него много дел в Мадриде. Если бы мы его не отпустили, то он сел бы на мула и пустился бы в путь один»... Неуютно почувствовал себя художник, оказавшись в Мадриде в пик послереволюционной реакции, и вскоре вынужден был покинуть родину и вернуться в Бордо...