Эта книга поможет вам познакомиться с абстрактным искусством и развить художественное ви́дение. Под обложкой - интересные факты из биографии великого живописца, 20 раскрасок по мотивам его картин и короткое описание каждого шедевра.
Хотите раскрыть свой творческий потенциал и научиться чувствовать цвет? Берите кисти, краски, карандаши и начинайте рисовать прямо в книге! Кстати, это отличный способ расслабиться и снять напряжение после тяжелого рабочего дня.
Великий новатор
Три основных цвета и их разнообразные оттенки, треугольники, квадраты, круги, прямые и изогнутые линии соединяются и расходятся на полотнах Василия Кандинского по особым законам.
Композиция VIII, 1923
Вызвать эмоции, поговорить по душам - вот главная задача художника. Он первым понял, что важно не воспроизвести увиденное, а выразить суть, показать незримое. За 50 лет Кандинский создал жанр живописи, в котором главное - эмоции и чувства. Для их раскрытия он использовал формы, линии и цвета, создав новый мир - мир абстракции.
Озарение
В 1908 году Кандинский сделал открытие, о котором рассказал в тексте «Ступени», опубликованном в 1912 году: «Сумерки надвигались. Я возвращался домой с этюда, еще углубленный в свою работу и в мечты о том, как следовало бы работать, как вдруг увидел перед собой неописуемо прекрасную, пропитанную внутренним горением картину.
Импровизация 3, 1909
Сначала я поразился, но сейчас же скорым шагом приблизился к этой загадочной картине, совершенно непонятной по внешнему содержанию и состоявшей исключительно из красочных пятен. И ключ к загадке был найден: это была моя собственная картина, прислоненная к стене и стоявшая на боку.
Попытка на другой день при дневном свете вызвать то же впечатление удалась только наполовину: хотя картина стояла так же на боку, но я сейчас же различал на ней предметы, не хватало также и тонкой лессировки сумерек. В общем, мне стало в этот день бесспорно ясно, что предметность вредна моим картинам».
О духовном в искусстве
В 1909 году Кандинский принялся за первый большой теоретический текст «О духовном в искусстве», опубликованный в конце 1911 года. В нем художник представил свое видение искусства, миссия которого - духовного порядка. Там же он высказал теорию об эмоциональном воздействии цветов на человека и об их внутреннем звучании.
Небесно-голубое (Синее небо), 1940
По его мнению, форму определяет только «внутренняя необходимость», а абстракция позволяет избежать стилизации, которая используется «для красоты» или бессмысленного эксперимента. «Прекрасно то, что возникает из внутренней душевной необходимости. Прекрасно то, что прекрасно внутренне», - писал он в своем манифесте.
Именно в этот период картины Кандинского освободились от предметности и превратились в чистые конструкции форм и цветов, а черные линии стали самостоятельными графическими элементами. «Картина с кругом» (1911) и «Картина с черной аркой» (1912) - его первые абстрактные работы.
Картина с черной аркой (1912, холст, масло, 189 × 198 см)
Некоторые искусствоведы именно эту картину 1912 года считают первым абстрактным произведением в истории живописи. На этом полотне мы видим три больших блока цветов: синий, красный и фиолетовый, - которые сталкиваются, как три континента. «Синяя» форма появляется в нижнем левом углу, пересекает пространство, окрашиваясь местами в светло-желтый и красно-оранжевый.
Для Кандинского синий - «небесный» цвет, а желтый - «типично земной»; он «беспокоит человека, колет, будоражит его и обнаруживает характер заключающегося в цвете насилия». Теплота желтого, сталкиваясь с холодом синего, создает живой, но «болезненный» контраст.
Картина с черной аркой, 1912
Белый - как «великое безмолвие». В нижней правой части много разных оттенков, среди которых доминирует алый: «Упорный, навязчивый, сильный тон… подобен равномерно пылающей страсти; это уверенная в себе сила, которую нелегко заглушить». Над ними третий блок - фиолетовый: цвет, который, согласно Кандинскому, «возникает в результате вытеснения красного синим».
Раскраска по мотивам картины
Центральная часть композиции - большая черная изогнутая линия, которая пересекает пространство и задает ритм. Черная арка сближает три цветных блока, которые сражаются в контрасте цветов, символизируя конфликт между «духом» и «материей». В этой картине Кандинскому удалось передать духовное беспокойство с помощью чистых абстрактных форм.
Несколько кругов (1926, холст, масло, 140 × 140 см)
В 1922 году Кандинский переехал в немецкий городок Веймар преподавать в школе Баухаус. Начался новый период его творчества, который он сам назвал «лирическим геометризмом». Это синтез лирической абстракции, где главное - выразить эмоции, и абстракции геометрической, сосредоточенной скорее на сочетании форм.
Несколько кругов, 1926
Все большее значение в уроках и работах Кандинского приобретают геометрические элементы - особенно круг, полукруг, угол, прямые и изогнутые линии. С 1925 по 1928 год художник особое внимание уделял кругу - и картина «Несколько кругов», созданная в 1926 году, полностью посвящена этой форме.
Раскраска по мотивам картины
Кандинский писал своему другу и биографу Уиллу Грохману в 1930 году: «Если в последние годы я особенно предпочитаю круг, то повод тому (или причина) - не его „геометрическая“ форма или характеристики, но мое ощущение внутренней силы круга в его бесчисленных вариациях. Сегодня я люблю круг, как раньше любил, например, коня, а может быть, и больше, так как нахожу в круге больше внутренних возможностей, отчего он и занял место коня. Как я уже сказал, в моей работе все это не имеет значения. Я не выбираю форму осознанно - она сама выбирает себя».
Фуга (1914, холст, масло, 129,5 × 129,5 см)
Однажды во время просмотра оперы Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре Кандинский испытал невероятно глубокие переживания от «абсолютного произведения искусства». Слушая музыку, он видел ее перед глазами. «Бешеные, почти безумные линии рисовались передо мной», - писал он позже, пытаясь передать свое впечатление.
Фуга, 1914
Вибрации его души вошли в резонанс с музыкой. Из этого он сделал вывод, что если музыка может говорить с душой посредством звуков, то живопись способна сделать то же самое с помощью цветов и форм. С этого момента реальность на картинах Кандинского почти полностью исчезает. Он не воссоздавал окружающий мир, но вдохновлялся ощущениями - визуальными и акустическими - и показывал свое внутреннее восприятие.
Раскраска по мотивам картины
Позже он писал: «Художник, не видящий цели даже в художественном подражании явлениям природы, является творцом, который хочет и должен выразить свой внутренний мир. Он с завистью видит, как естественно и легко это достигается музыкой, которая в наши дни является наименее материальным из всех искусств. Понятно, что он обращается к ней и пытается найти те же средства в собственном искусстве». Название «Фуга» Кандинский придумал, когда картина была закончена: он был уверен в ее «полифоническом звучании».
Еще в книге
С помощью альбома «Василий Кандинский» вы сможете воссоздать такие картины:
- Импровизация III
- Впечатление V (Парк)
- Цветной эскиз. Квадраты с концентрическими кругами
- Композиция VIII
- Желтая картина
- Пестрая жизнь
- Без названия («Абстрактная акварель»)
- На белом II
- Несколько кругов
- Картина с черной аркой
- Желтый, красный, синий
- Фуга
- Эскиз к Импровизации VIII
- Небесно-голубое
- Композиция IV (Битва)
- Композиция IX
- Сопровождающий контраст
- Картина с лучником
- Красное пятно II
- В сером
Книга понравится всем, кто увлекается рисованием и искусством, а также поклонникам абстрактной живописи и творчества Василия Кандинского.
Иллюстрации из книги
На обложке поста: «Цветной эскиз. Квадраты с концентрическими кругами», 1913
March 6th, 2016Помните, я вам рассказывал, что , а теперь вот такая информация меня удивила.
В журнале General Music Journal в 1815 году было опубликовано письмо, в котором Моцарт описывает свой творческий процесс как мгновенный: никакой борьбы или творческого кризиса. Просто приходит муза — и все готово! А на самом деле письмо — фальсификация.
Так же как и многие другие мифы о творчестве, мистический метод, описанный в письме, лишь подчеркивает ошибочность нашего представления о творчестве, будто это некая магическая способность, доступная одним и недоступная другим людям. Говорят, что мы создали для себя совершенно неправильный образ творчества.
Вот несколько мифов, в которые многие из нас все еще верят:
1. Творческие способности — это то, с чем вы рождаетесь
Как часто вы слышали, что творческие способности — это «то, с чем вы рождаетесь?» Они у вас либо есть, либо их нет. Но есть ли в этом утверждении хотя бы доля правды? Большая часть современных учебников по психологии признаёт, что есть некоторые когнитивные аспекты, связанные с творчеством, которые могут передаваться по наследству, но мало кто зайдет так далеко, чтобы предположить, что есть своего рода творческая каста, в которой вы можете родиться. Тем не менее миф сохраняется. Отчасти это происходит из-за известных творческих семей, например династии Во, которая подарила миру трех великих писателей 20-го века (Артура, Алека и Ивелин). В настоящее время мы пришли к тому, что ждем, что дети творческих и знаменитых людей унаследуют таланты своих родителей. Но исследования показывают, что творческие способности есть у всех, просто их нужно поддерживать и развивать.
Джек Керуак считал, что «гениями рождаются, а талантами становятся», а номинант на Нобелевскую премию писатель Эдвард де Боно сказал: «Творческое мышление — это умение, а не только вопрос личного таланта. Не просто сидеть на берегу реки, слушать музыку барокко и надеяться, что придет вдохновение». «Я мыслю правым полушарием мозга! Я творческий человек!» — говорите вы. Но это противоречит мнению современных нейробиологов, которые сейчас полностью отрицают существование одного участка мозга, отвечающего за творчество. Они утверждают, что творческое мышление активизирует все участки нашего мозга и состоит из множества взаимодействующих когнитивных процессов (как сознательных, так и бессознательных), а также наших эмоций.
Процесс творчества — это соединение всех участков мозга, а не «результат работы некого волшебного отдела головного мозга, который встречается не у всех людей».
Творческие способности не то что бы просыпаются мгновенно, они приходят понемногу. Мнение о том, что с ними рождаются, сводит на нет всю тяжелую работу, усилия и время, необходимые для создания чего-либо ценного.
Боитесь трудной работы? Джеймс Дайсон, как известно, за пять лет создал 5000 прототипов своего вакуума, прежде чем завершить работу над ним. А Уолт Дисней был уволен с работы в Kansas City Star, потому что редактор посчитал, что «ему не хватало воображения и хороших идей».
2. Вы не можете контролировать тот момент, когда приходит вдохновение
Один из самых больших мифов о творческом процессе — это то, что вы не можете вызвать вдохновение в нужный момент. Муза приходит тогда, когда она готова, и повлиять на нее вы никак не можете.
Некоторые лучшие мои идеи приходят, когда я нахожусь в душе, в окружении темной плитки и белого фарфора, вдали от всего, что может повлиять на мои мысли. Но исследования показывают, что эти моменты внезапного вдохновения и прозрения на самом деле являются лишь кульминацией предыдущей напряженной работы нашего мозга.
Гарвардский исследователь и психолог Шелли Х. Карсон говорит, что эти моменты являются результатом «инкубационного периода», когда наш ум отвлекается от текущих проблем и свободно создает взаимосвязи, которых мы обычно не проводим. Явление называется дивергентным мышлением, и оно является одной из составляющих творческого процесса.
Так что в моменте «Эврика!» нет ничего такого особенного. Это просто кульминация тяжелой работы и предыдущих мыслей, а не пассивного ожидания прихода вдохновения.
Есть известная история о венгерском преподавателе психологии, который обратился к 275 творческим людям с просьбой дать ему интервью для книги, которую он писал. Треть из них ответила «нет» из-за нехватки времени (еще одна треть ничего не ответила, что также может означать, что у них не было времени).
Художник-мультипликатор компании Looney Toons (Веселые мелодии) Чак Джонс утверждал, что нужно сделать 100 000 плохих рисунков, прежде чем получится хороший. А легендарный фотореалист Чак Клоуз известен своей фразой «Вдохновение для дилетантов, остальные просто работают».
Снова и снова известные люди творческих профессий утверждают, что работа — это и есть ключ к творческому успеху. В самом деле, в исследовании, проведенном cтэнфордским психологом Кэролом Двеком (Carol Dweck), 143 творческих работника согласились, что качество № 1, лежащее в основе творческого успеха, это стойкость и упорство. Кевин Эштон (Kevin Ashton) писал в своей книге «How to Fly a Horse» («Как заставить лошадь летать»): «Время — это сырье для творения. Отбросьте волшебство и мифы о создании, и останется только работа: работа приобретения опыта через исследование и практику, по поиску решения проблем, работа методом проб и ошибок, работа размышления и совершенствования».
Marek Raczkowski.
3. Вы не можете научиться быть творческой личностью
Фраза «Никто не сможет научить вас быть творческим человеком» — всего лишь очередной миф и любимое оправдание при отчислении из школ искусств по всему миру. Все это добавляет творчеству что-то мистическое, что делает его неким неземным качеством, недоступным обычным людям.
Но творчеству учат во всем мире. Существует даже Международный центр изучения творчества при Государственном колледже Буффало в Нью-Йорке, основанный владельцем сети BBDO Алексом Осборном, которому принадлежит идея «мозгового штурма»). Исследования творческого процесса у опытных мастеров и у новичков показывают возможность тренировки ваших «творческих мышц».
Недавнее исследование показало, что мозг опытных писателей (как минимум с десятилетним опытом) работает более эмоционально, грамотно и в конечном счете более творчески по сравнению с новичками.
В исследовании приняли участие две группы: опытные и новички. Подключенные к считывающему мозговые импульсы устройству, они читали начало истории, думали, как она могла бы продолжиться, и затем две минуты записывали продолжение. В лобной доле головного мозга, где наш мозг занимается мотивацией, планированием, и вниманием (среди прочего), мозг экспертов показал большую активность. Они не только смогли понять язык, но и больше сосредоточиться на эмоциональном подтексте и более абстрактных идеях — стандартной составляющей творчества. Как сказал Алекс Фрезера из Британского психологического общества, «Идеи начинают бурлить в них еще на пути от понятия до выражения мысли».
4. Творчество рождается в изоляции (миф об одиноком создателе)
У меня есть мысленный образ моего мифического создания — моего творческого «тотемного животного». Тотемный зверь сидит за небольшим деревянным столом, единственная лампа освещает ручку и блокнот, в левой руке он держит высокий стакан виски. Неудивительно, что он один. Мысленный образ одинокого творца, трудящегося ночи напролет, уже становятся архетипическим. У нас есть тенденция переписывать историю и приписывать создание исключительно одному человеку, хотя на самом деле это была тяжелая работа и совместные усилия творческой команды.
В компании Pixar, когда художники создают новых персонажей, они все сидят за столом, рисуют свои идеи и выкладывают их в центр стола. Все весело обсуждают работы друг друга, эффективно используя творческий потенциал и воображение других людей для создания собственных идей.
Дэвид Бёркус, автор книги «Мифы о креативности: Правда о том, как инновационные компании и люди генерируют великие идеи», выступает за «творческую группу поддержки», приводя в пример известный кружок литераторов «Инклингс», в который входили такие британские писатели как Дж. Р. Р. Толкиен, К. С. Льюис, Чарльз Уильямс и другие. Они встречались в неофициальной обстановке в пабах или дома друг у друга, чтобы обсудить новые веяния, показать рукописи и вообще просто черпать силы друг от друга. На одной из таких встреч К. С. Льюис даже поспорил с Толкиеном, что рукопись, которую тот прочел на очередной встрече, была достаточно сильной для публикации (небольшая вещь под названием «Властелин колец». Вы, наверно, слышали о ней.
А вот что бывает
5. Творческие способности даются тем, у кого есть время и возможности
В Средневековье творчество было возможно только для тех, у кого было божественное вдохновение (все остальные боролись с драконами, совершали набеги на деревни или пахали землю, пытаясь выжить). Однако в эпоху Возрождения люди наконец задумались о способности к созданию красивых шедевров. Но они должны были быть великими людьми — думаю, как Леонардо, Микеланджело и Боттичелли. В 19-20 вв. творчество стало тем, что отделило родившихся с богатством и статусом от тех, кто первыми «самостоятельно добились успеха». На протяжении всей истории творчество и созидание были линией на песке, разделявшей классы и типы. Но какая рождается мысль, опираясь на эти примеры?
Творчество предназначено для тех, у кого есть время и средства для того, чтобы им заниматься. Однако современное исследование показало, что креативное мышление вероятнее всего формируется при наличии ограничений. Исследование Отделения социальной психологии Амстердамского университета показало, что, когда люди сталкиваются с ограничениями, это вынуждает их отстраниться, посмотреть на общую картину и провести связи между вещами, которых они обычно не сделали бы, — это и есть способность, названная «глобальной обработкой», которая является отличительной чертой творческих личностей. Даже такие люди, как архитектор Фрэнк Гери и изобретатель Макс Шеперд назвали ограничения фактором номер один, влияющим на развитие креативного мышления.
Не убедил? Вот еще один пример. В книге «Зеленые яйца и ветчина» доктора Сьюсс, которая была продана тиражом более 200 млн экземпляров, используется всего 50 разных слов, что было частью пари, заключенного автором с основателем издательства Рэндом Хаусом и Беннеттом Серфом. Легко спрятать вашу работу подальше, потому что вы думаете, что недостаточно хороши. Еще проще отложить создание, потому что «вы нетворческий человек», или «вы просто не чувствуете вдохновения». Но правда заключается в том, что, как и все в жизни, творчество — это то, что должно развиваться и укрепляться посредством практики. Энди Уорхол выразился точнее всех, когда спросил: «Почему люди думают, что художники особенные? Это просто другая работа».
Являетесь ли вы писателем, скульптором, дизайнером или играете на банджо, двигаясь вперед, оставайтесь открытыми, просите о помощи и не будьте одержимы инструментом, оказавшимся в вашем распоряжении. В конечном счете это сделает вас лучшим создателем.
Всем известен факт, что такие техники, как медитация, раскрывают наш творческий потенциал. Однако есть менее очевидные, но не менее действенные способы помочь себе мыслить более креативно.
Витание в облаках. Валяние дурака. Бесцельное любопытство. Горе от потери близких. Всё это вызывает у нас преимущественно негативные ассоциации. Но на деле удивительным и позитивным образом воздействует на наше творческое начало.
В книге Скотта Барри Кауфмана и Кэролин Грегуар «Созданные, чтобы творить: раскрытие тайн творческого разума» (Wired to Create: Unraveling the Mysteries of the Creative Mind) представлен обширный и описанный доступным языком обзор последних исследований особенностей творческого мышления. В ней можно найти множество примеров из жизни знаменитостей и реальных исторических лиц. И вот что обнаружили авторы книги.
1. К 72% людей озарение приходит в душе
Это действительно работает! Когда мы стоим под потоком горячей воды в обнажённом виде, нам в голову часто приходят действительно гениальные мысли. Возможно, душевая кабина изолирует нас от окружающих и создаёт медитативный эффект, что делает её своеобразным инкубатором новых идей.
Этот способ повышения креативности активно пропагандирует . И он далеко не один такой. По результатам исследования, проведённого в 2014 году, 72% респондентов со всего мира подтвердили, что в душе на них снисходит что-то вроде озарения. Вероятно, это связано со следующим открытием Кауфмана и Грегуар.
2. Интроверты знают толк в креативности
Работая в группах, мы можем быть очень продуктивны. Однако, как показывают исследования, наш мозг выдаёт самые лучшие идеи, когда мы находимся в . Именно в такие моменты мы способны к конструктивной рефлексии - состоянию сознания, крайне важному для креативности и генерации идей.
Когда все раздражители из внешнего мира «отключены», наш мозг лучше выстраивает определённые связи, вспоминает нужные детали и обрабатывает информацию.
The Beatles @Depositphotos.com3. Вы становитесь более креативным, когда пробуете что-то новое
Открытость новому повышает ваш творческий потенциал. Например, The Beatles сделали кардинальный прорыв в музыке, экспериментируя с различными звуковыми эффектами и такими новыми и необычными инструментами, как ситар и меллотрон.
Писатели-битники, например Джек Керуак, не боялись пренебрегать литературными канонами и смогли сформировать целое новое направление.
Оказывается, эта связь имеет научное обоснование. Жажда новизны связана с работой нейромедиатора дофамина, который, кроме всего прочего, также связан с мотивацией и обучением новым навыкам. Он же способствует психологической гибкости, склонности принимать и усваивать новое.
Многие упомянутые в книге исследования предполагают, что стремление к изучению этого мира во всех его проявлениях, вероятно, и является основным личностным фактором, определяющим творческие свершения.
4. Иногда стоит довериться интуиции
Тем, кто интересуется медициной и психоделической культурой, хорошо известна история о том, как химик Альберт Хофманн открыл ЛСД и затем отправился в знаменитый первый в истории кислотный трип. Но мало кто знает о другом факте: впервые он синтезировал ЛСД-25 (одну из нескольких химических комбинаций, которые он создал впоследствии) ещё за пять лет до этого, но не выявил для себя ничего интересного.
По прошествии пяти лет Хофманн снова вернулся к экспериментам. Почему? Как он рассказывал, его одолело «предчувствие».
Этот тип интуиции представляет собой подсознательные сигналы, которым доверял ещё Стив Джобс (кстати, он также был фанатом ЛСД). Джобс считал, что эти сигналы действуют мощнее, чем интеллект.
Интуиция привела к созданию вещества, которое оказало огромное влияние на музыку и популярную культуру. ЛСД заинтересовало даже ЦРУ, которое провело ряд серьёзных исследований его воздействия на сознание.
Порой нам трудно даже представить, насколько велика сила подсознания.
Интуиция и внезапные озарения, связанные с ним, до сих пор мало изучены, но вызывают огромный интерес среди нейробиологов и психологов. По результатам исследования, опубликованного в журнале American Psychologist в 1992 году, процессы, которые происходят в подсознании, действительно могут действовать гораздо быстрее и иметь гораздо более сложную структуру, чем сознательное мышление.
5. Психологические травмы дают удивительные плоды
Фрида Кало, Джон Леннон, Пол Маккартни, Трумен Капоте, Робин Уильямс, Джерри Гарсия… Многих известнейших творческих личностей объединяет один факт: они пережили тяжёлую утрату, горе (смерть родителей или любимого человека) или получили серьёзную психологическую травму, что оказало огромное влияние на их деятельность.
Психологи называют данное явление посттравматическим ростом. Наше мышление часто адаптируется к сложным для нас событиям таким образом, что находит новые нетривиальные решения проблем. Это является своеобразной частью процесса «перестройки» жизни, когда для того, чтобы выжить, приходится отказываться от прежних привычек. Так открываются новые перспективы, меняются приоритеты и взгляд на происходящее.
Многие учёные посвятили свои работы изучению посттравматического роста. Например, исследование, опубликованное в 2014 году в Journal of Traumatic StressP. A. Linley, S. Joseph. Positive Change Following Trauma and Adversity . , показало, что 70% людей, которым удалось успешно пережить какие-то травмирующие события, испытали на себе позитивные психологические изменения.
6. Нашему мозгу нравится, когда мы мечтаем
Разумеется, во время важного совещания не стоит мысленно застревать на своём воображаемом островке счастья. Однако мечты удивительным образом влияют на наши творческие способности.
Когда на рабочем месте вы воображаете себе батут в виде замка, внутри которого резвятся щенки корги, или оживляете в памяти лучшие моменты вашего прошлого отпуска, возможно, вы не ощущаете прилива . Однако занимаясь этими, казалось бы, бессмысленными вещами, вы запускаете в мозге интересные процессы.
Психологи изучают позитивно-конструктивное мечтание (positive-constructive daydreaming) уже несколько десятилетий. Как говорят учёные, подобное витание в облаках создаёт своеобразный инкубационный период для наших мыслей и творческих идей. Оно также положительно сказывается на нашей способности к долгосрочному планированию и повышает уверенность в себе.
Galileo Galilei showing the Doge of Venice how to use the telescope @Wikimedia Commons
7. Одни из лучших идей поначалу подвергаются всеобщему осмеянию
Существует множество примеров открытий или идей, которые изначально были отвергнуты, а потом признаны и приняты. Все знают печальные истории Галилео Галилея и Джордано Бруно. Венгерский врач Игнац Земмельвайс выдвинул радикальное для XIX века предположение о том, что инфекции распространяются с помощью бактерий. После этого его выгнали с работы и отправили в психиатрическую лечебницу.
Сопротивление чему-то новому, нешаблонному и противоречащему традициям является частью человеческой натуры.
В 2009 году в журнале Scientometrics была опубликована работа, в которой были представлены примеры идей нобелевских лауреатов, изначально подвергшиеся критике со стороны научного сообщества. Это исследование продемонстрировало системный характер проявления скептицизма по отношению к теориям, бросающим вызов текущим научным представлениям.
Психологи из Корнелльского университета подтвердили, что мы склонны относиться предвзято к нетривиальным идеям, применение которых кажется нам непрактичным. Эта тенденция, по-видимому, имеет глубокие корни.
Ещё в 50-х годах XX века учёные выявили, что люди чаще всего соглашаются с мнением, одобряемым большинством. Согласно этому исследованию, механическое запоминание и следование чётким инструкциям, чему нас и учат в школе, также уничтожают нашу способность мыслить нешаблонно. По мнению Кауфмана и Грегуар, учителя поощряют как раз тех учеников, которые меньше склонны к творчеству.
Выходит, креативность развить можно, и это не всегда трудно. Следуйте своей интуиции. Мечтайте. Выделяйте себе немного времени, которое вы сможете провести наедине с собой, если вы чувствуете, что это вам необходимо. Постарайтесь извлечь положительный опыт даже из неприятных событий. И не бойтесь быть осмеянными. Кто знает, вдруг ваша идея перевернёт этот мир.
До середины 1950-х гг. наука уделяла мало внимания творчеству. Затем один исследователь проверил более 121 тысячи названий статей, зафиксированных в «Рефератах работ по психологии», за последние 23 года.
Он обнаружил, что всего 186 статей - меньше 0,2% от общего количества статей - имели какое-либо отношение к творчеству. С тех пор интерес к творчеству значительно возрос, и по этому предмету было опубликовано множество книг3. Ученые изучили жизнь успешных творческих личностей, исследовали творческий процесс и протестировали творческие способности при всех мыслимых условиях и для каждой возрастной группы.
Усилия исследователей помогли нам углубить понимание творчества и избавиться от заблуждений, которые в течение долгого времени оказывались вне критики. Безусловно, некоторые из этих заблуждений коснулись и вас, и поэтому у вас развились некоторые ложные представления о том, что такое творчество и как оно «работает». Заменить эти ложные представления фактами - это первый важный шаг в развитии своего творческого потенциала. Факты, о которых пойдет речь ниже, являются самыми важными. Некоторые мы кратко упомянули в Уроке 1. Все они заслуживают того, чтобы к ним возвращаться и обдумывать время от времени.
«Делание своего дела» не обязательно является признаком творчества
«Для многих людей, - отмечает Джордж Ф. Келлер, - быть творческим человеком, по-видимому, подразумевает не более как высвобождение порывов или снятие напряжения... Однако безудержное дрыганье бедрами вряд ли является творческим танцем, как и кричащие цвета на холсте - творческой живописью». Да, творчество включает в себя готовность порвать с устоявшимися моделями и попробовать новые направленім, но оно не означает быть другим ради того, чтобы быть другим, или потакать своим слабостям. В равной степени ошибочно как игнорировать накопленное знание прошлого, так и быть ограниченным им. Как предупреждал Альфред Уайтхед1: «Глупцы действуют, опираясь на воображение без знания; педанты действуют, опираясь на знание без воображения». Быть творческим человеком означает сочетать знание и воображение.
(Альфред Норт Уайтхед (1861-1947) - британский математик и философ.]
Творчество не требует особого интеллектуального таланта или высокого IQ
Повсеместно в течение столетий принималась идея о том, что чрезвычайно творческие люди обладают какими-то особыми интеллектуальными способностями, отсутствующими у основной массы населения. Когда был изобретен IQ-тест, эта идея получила новую жизнь; считалось, что всякий, кто не добирался до результата «порога гениальности» (135 и выше), почти не имел никаких надежд на интеллектуальные достижения.
Однако когда исследователи начали изучать жизнь творческих людей и сравнивать результаты IQ-тестов с результатами тестов творческих способностей, они сделали два открытия. Они обнаружили, что творчество зависит не от наличия конкретных талантов, а от использования талантов, которые имеют практически все люди, но большинство людей так никогда и не научились использовать. Кроме того, они обнаружили, что IQ-тест не разрабатывался с целью измерять творческие способности, поэтому высокий результат не является признаком творческих способностей, а низкий результат - признаком их отсутствия. В действительности они обнаружили, что подавляющее большинство успешных творческих личностей имели результат значительно ниже «порога гениальности».
Употребление наркотиков мешает творчеству
Хотя многие люди, очевидно, станут отрицать этот факт, он уже давно подтвержден теми, кто изучает творчество. Если алкоголь и наркотики такое благо для оригинальной мысли, задает вопрос один исследователь, почему же тогда распивочная за углом не произвела больше успешных творческих личностей? Никто пока так и не сумел удовлетворительно ответить на этот вопрос. И вряд ли ответит. Причина, по которой наркотики вредят творчеству, объясняет Брюстер Гиселин, в том, что «их действие снижает рассудительность, а поступки, которые они провоцируют, скорее галлюцинаторные, чем просветляющие». Он утверждает, что нужны не искусственная стимуляция мышления, а усиленный контроль и управление.
Употребление наркотиков и алкоголя в качестве стимуляторов представляет собой иногда часть более обширного заблуждения, которое можно назвать мистикой богемы. Это заблуждение состоит в идее, согласно которой рассеянный образ жизни снимает интеллектуальные ограничения и раскрывает мышление для новых идей. Элиот Доул Хатчинсон предлагает оценку, с которой согласятся большинство исследователей: «Узкие улочки, убогие комнатушки, недисциплинированная жизнь и артистическая шумиха местного масштаба - все это может иметь место в псевдоартистической жизни, но оно не имеет ничего общего с подлинным созиданием. Как не имеет с ней ничего общего и необходимая творческая свобода, которая с ними часто связывается... Богемный уклад проматывает свою свободу, возвращается после часов рассеянности менее работоспособным. Творческая дисциплина извлекает пользу из своего досуга, возвращается отдохнувшей, воодушевленной, энергичной».
Творчество - это выражение психического здоровья
Один распространенный образ творческого человека пропагандируется в ряде малобюджетных фильмов ужасов. Этот образ рисует сумасшедшего ученого с безумным взглядом, нервно снующего по лаборатории, коварно потирающего руки и бормочущего бессмыслицу. Многие люди действительно верят в этот образ: они полагают, что творческий человек и душевнобольной человек - это почти синонимы. Они заблуждаются.
В следующем абзаце Харолд X. Андерсон обобщает доминирующий в психологии взгляд на относительное умственное здоровье творческих людей. (Этот взгляд разделяли такие уважаемые ученые, как Эрих Фромм, Ролло Мэй, Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Дж. П. Гилфорд и Эрнест Хилгард.)
Между этими авторами существует консенсус в том, что творчество является выражением умственно и психологически здоровой личности, что творчество связано с полноценностью, гармоничностью, честностью, цельностью, личной вовлеченностью, энтузиазмом, высокой мотивацией и активностью.
Также существует согласие в том, что невроз либо сопутствует понижению качества творческих способностей личности, либо вызывает его. Относительно невротиков и людей с другими формами психических заболеваний [которые в то же время являются людьми творческими] высказываются следующие предположения: что эти люди являются творческими вопреки своему заболеванию; что их результаты ниже тех, которых бы они достигли без данного заболевания; что они деградируют; или что они являются псевдотворческими людьми, т.е. что у них могут быть блестящие оригинальные идеи, которые вследствие невроза они не могут сообщить.
5 сентября – знаменательная дата для истинных поклонников рока, ведь в этот день 70 лет назад родился – великий притворщик, музыкальный гений и культовый фронтмен группы Queen.
Значимость фигуры Меркьюри на мировой сцене трудно переоценить: чего стоит написанная им рок-баллада Bohemian Rhapsody, попавшая в книгу рекордов Гиннеса как «Лучшая песня тысячелетия». Фирменные сценические образы и эксцентричная манера поведения Фредди Меркьюри на сцене известны даже людям, далеким от рок-музыки. Каким был в жизни кумир миллионов, знают лишь самые близкие ему люди. Впрочем, биографам музыканта удалось собрать несколько любопытных фактов о солисте Queen.
Бисексуальные предпочтения Меркьюри и скандальные моменты его личной жизни вызывали неоднозначные реакции в обществе, но это сыграло на руку паблисити певца. Партнеров Меркьюри обсуждали не меньше, чем его хиты – он слыл известным гедонистом и никогда не скрывал свои похождения. «У меня любовников больше, чем у Элизабет Тейлор . Причем обоих полов!» – говорил музыкант.
На заре 70-х у Меркьюри были семилетние отношения с девушкой по имени Мэри Остин. Пара распалась после того, как Фредди признался возлюбленной в бисексуальности. До конца жизни Остин и Меркьюри оставались близкими друзьями, и она исполняла обязанности его администратора. Фредди стал крестным отцом ее сына, ей же он посвятил одну из красивейших баллад Love Of My Life. Именно Мэри, а не своему последнему любовнику Джиму Хаттону, музыкант завещал всю недвижимость и авторские средства от проданных пластинок.
Еще одна короткая связь с женщиной – отношения Меркьюри с австрийской актрисой Барбарой Валентин. Позже в интервью певец признался, что увлекся ею сильнее, чем любым из любовников-мужчин за последние несколько лет. «Рядом с ней я вновь почувствовал себя самим собой», – вспоминал Меркьюри о романе.
Многомесячные гастроли тоже превращались для Фредди в поиски любовных приключений. После концерта участники группы шли в бар, а Меркьюри – в «голубые» районы. В этом смысле певец очень любил Нью-Йорк и Мюнхен.
Фредди Меркьюри не желал стареть. Однажды, будучи в расцвете сил, на вопрос журналистки, каким Фредди представляет себя через 20 лет, музыкант ответил: «Вы с ума сошли? Я буду мертв, дорогуша!» Слова оказались пророческими.
Будучи парсом по происхождению, Меркьюри, как и его семья, исповедовал зороастризм. Он следовал этой религии даже после смены имени (с рождения легенду рок-музыки знали как Фаруха Булсару). В последний путь певца также провожал зороастрийский священник.
До прихода Фредди группа Queen называлась Smile – она была переименована по его инициативе в 70-м году, когда Меркьюри занял место вокалиста.
Коллектив группы Queen
Микрофон без стойки – фирменный сценический атрибут певца – появился случайно. На одном из концертов Фредди очень активно двигался с микрофоном и расшатал крепления его стойки. Прямо во время выступления Меркьюри отвинтил мешавшую ему нижнюю часть и продолжил петь с микрофоном в руках. Впоследствии подобный трюк стал визитной карточкой исполнителя.
Музыкант был заядлым кошатником. В его доме одновременно могло обитать до 10 пушистых питомцев. Дебютный сольный альбом Mr. Bad Guy Фредди посвятил кошкам, а своей любимице по кличке Далила - даже отдельную композицию Delilah. Впоследствии музыкант Queen Брайан Мэй придумал гитарный рифф, имитирующий мяуканье.