Шумерский календарь (рис 4) помог создать еще одно важное изобретение - систему знаков Зодиака. Шумеры строго придерживались двенадцати зодиакальных созвездий, именно загадочный месопотамский народ является творцом первого Зодиака и календаря, а не древние греки, как многие думали. Кстати, сами эллины говорили, что получили знания во многих научных областях от египетских жрецов, а те, в свою очередь, от халдейских мудрецов.

Рис 4

Понятные образы, которые придумали шумеры для обозначения определенного положения звезд на небе, мы используем и в наше время. Древние астрономы заметили, что каждый год на небе появляются новые группы звезд, эти группы для удобства разделили на созвездия.

Сейчас дать однозначный ответ на то, как созвездия получили свои названия, никто дать не может. Одни ученые утверждают, что определенное положение светил напоминало некоторые образы из реального мира, например, созвездие овна, льва и т.д., другие же склоняются к тому, что во времена, когда создавался зодиакальный список, происходили события, которые и дали названия группам звезд, например, водолей - год, во время которого шли сильные дожди.

Вот список знаков Зодиака с кратким описанием, которые сохранились от шумеров: (рис 5)

  • - Овен. Это созвездие ознаменовывало наступление нового года, оно наблюдалось в небесах во время весеннего равноденствия. В этот период традиционно выбирался новый правитель. Молодой человек, претендовавший на власть, обязан был позвать прежнего царя на честный бой, юноша олицетворял новую жизнь, а царь - старые устоявшиеся силы. В любом случае этот обряд считался жертвоприношением, т.к. молодой претендент на трон мог погибнуть в бою или наоборот, победить, и стать полноправным правителем, но погибнуть позднее, от рук нового молодого человека, пожелавшего стать царем. Шумерские глиняные таблички рассказывают нам, что этот ритуал жертвоприношения начал «сливаться» с обычаем приносить в жертву молодого барашка в честь наступления нового года, таким образом, этот знак зодиаки получил название «овен», хотя в ранних записях это созвездие носило название «человек».
  • - Телец. Это созвездие ознаменовывало приход следующего, второго месяца. Это время начала «расцвета» природы, а значит, по верованиям шумеров, бог Нинурту, который изображался в виде тельца, вступал в брак со своей избранницей, этот брак заключался каждый год. Начинался сезон активных сельскохозяйственных работ, вспахивались молодые земли, для этого использовались быки. Эти сильные и выносливые животные постепенно становятся частью шумерского Зодиака.
  • - Близнецы. Считается, что такое название это созвездие получило от глубокого почитания шумерами двух братьев-богов - Сина и Нергала. Син был богом Луны, а Нергал богом подземного царства. До конца значение «близнецов» ученые понять не могут. Возможно, шумеры делали акцент на антиподность двух братьев, хоть они и были близкими родственниками, один правил в небесах, а другой глубоко под землей.
  • - Рак. Это созвездие появлялось во время летнего солнцестояния. Достигнув своей максимальной высоты, Солнце постепенно уходит вниз. Шумеры нашли сходство Солнца с раком, светило в этот период года как бы пятится назад. Древние шумеры верили, что бог прихода весны Думузи начинает свой путь в подземное царство. В это время люди проводили многочисленные ритуалы с просьбами к божеству не уходить.
  • - Лев. Этот знак означал период многочисленных спортивных соревнований между сильными молодыми людьми во славу легендарного царя Гильгамеша, его символом считался лев. Шумеры нашли также сходство округлой рыжеватой гривы этого животного с солнечным диском.
  • -Дева. Этот месяц считался приходом богини Инанны из подземного царства, куда она отправлялась на поиски своего возлюбленного Думузи. Инанна проходила ритуал очищения после долгого и неприятного путешествия, в честь этого обряда и было дано название созвездию.
  • - Весы. День и ночь становятся равны. Это время осеннего равноденствия. Шумеры считали, что солнечный бог взвешивает на чашах весов хорошие и плохие поступки людей.
  • - Водолей. Этот период максимального выпадения осадков в Междуречье (январь и февраль). Сами же шумеры изображали этот знак в виде могучего силача, который держит на своих широких плечах огромные сосуды, из которых обильно выливается вода.
  • - Рыбы. Это завершающий этап зодиакального цикла. Ученые считают, что «рыбы» означали неупорядоченность первородного океана и неизведанность нового грядущего цикла.

Как можно заметить, Зодиак шумеров сочетал в себе обряды, мифы и легенды, наблюдения за погодой, важные политические события. Вся эта «смесь» позволила создать сложную, и в то же время, элегантную и понятную зодиакальную систему.

Ассирия, Вавилонское царство внесли большой вклад в развитие Зодиака, можно сказать, что они и создали полноценную науку, известную как астрология, но все это стало возможным благодаря шумерским знаниям. Поэтому вклад шумеров в создание первых календаря и системы знаков Зодиака нельзя переоценить - он огромен.

Рис 5

шумеры вавилонский зодиак

Гороскоп Шумеров

Единственный надежный источник для реконструкции астрономических знаний шумеров - их культовый календарь. Шумерский культовый календарь, являвшийся основным и эталонным для жителей всего Южного Двуречья, происходит из священного города Ниппура, божеством которого, напомним, был регулятор мирового порядка и владыка природы Энлиль. Календарь этот лунно-солнечный, он основан на корректном согласовании смены лунных фаз с годовым путешествием солнца вблизи созвездий небесного экватора. Календарь хорошо различает периоды равноденствий и солнцестояний, состоит из 360 дней, 12 месяцев и 4 сезонов. С целью уравнения двух циклов каждые несколько лет специальным указом вставлялся дополнительный 13-й месяц.
Каждый месяц календаря начинался с новолуния и содержал 29 или 30 суток в нерегулярной последовательности. В свою очередь, сутки делились на 12 равных двойных часов, обозначавшихся шумерским словом для определения длин и расстояний (что-то вроде мили); двойные часы разделялись на 30 уш, или градусы времени. Один градус времени содержал в точности 4 современные минуты. Впрочем, в народе предпочитали пользоваться простым разделением суток на три так называемые «стражи» (1 стража = 8 часам). Летом ночные стражи были короче, чем зимой, а дневные длиннее.
С календарем из Ниппура, без сомнения, связана и образная система Зодиака (известного только из поздних вавилонских источников). Шумеры заметили, что каждый год в одном и том же месяце на горизонте восходит определенное созвездие, и связали восход этого созвездия с состоянием природы в данном месяце. Это состояние фиксировалось традиций в ритуально-мифологической форме. Так появился известный нам вавилонский Зодиак:

Овен — название, представляющее собой игру смыслов и клинописных знаков. У шумеров это созвездие называлось лу-хунга — «Наемный Работник» или «Доброволец». Созвездие восходило в период весеннего равноденствия и начала ниппурского года, когда избирался новый царь. Согласно традиции, избранник должен был быть добровольцем, который хочет вызвать на поединок силы старого мира и сразиться с ними. Это жертвующий собой юноша, который знает, что его решимость таит в себе двойную опасность: либо он будет убит на поединке, либо через какое-то время, уже будучи царем, погибнет от руки такого же претендента. С жертвой добровольца сравнивается обычай приносить в жертву Новому году ягнят-первинок. Когда клинописные обозначения созвездий начинают сокращать, название лу-хунга редуцируется до лу, причем сперва его пишут знаком Ш2 — «человек», а затем знаком 1ЛЗ, который представляет собой стилизованное изображение барана. Жертвенный царь и жертвенный ягненок сливаются в единый образ весенней новогодней жертвы.

Телец — название, напрямую связанное с ритуалом второго ниппурского месяца. Тельцом называли бога Нинурту, победившего всех соперников своего го-Рода и после победы совершившего обряд священного брака со своей невестой. В это же время совершается ассоциативный со священным браком обряд утаптывания и распахивания сырой после разлива земли, на поле выводились как стадные волы, так и волы, запряженные в плуги. Смысл событий месяца — война, любовь и пахота. Все эти грани объединяет образ свирепого и плодовитого быка (а также трудолюбивого вола).

Близнецы — название, связанное с почитанием братьев-близнецов Сина и Нергала, рожденных Энлилем и Нинлиль в подземном мире. После этого один из братьев, Син, стал богом Луны и ушел на небо; другой, Нергал, остался под землей управлять миром мертвых.

Рак - сложное по переплетению ассоциаций название. Восход этого созвездия совпадает с периодом летнего солнцестояния, после которого солнце начинает пятиться назад, в подземный мир, а также с ранним севом зерновых, также уходящих под землю. С событиями этого времени связаны ритуальные проводы весеннего бога Думузи в подземный мир и его последующее оплакивание. Думузи в данном случае является олицетворением и опускаемого в землю зерна, и снижающегося солнца.

Лев — название, связанное с состязаниями, которые проводились в честь царя-героя Гильгамеша юношами городских кварталов. Гильгамеш и Саргон, стремившиеся оставить по себе бессмертную память военными походами, часто сравнивались со львом. Лев олицетворял одновременно царя зверей и солнце (из-за гривы). Именно таким солнечным царем-победителем был Гильгамеш.

Дева — название, связанное с обрядом очищения богини Инанны, вернувшейся на землю из подземного мира (где она, скорее всего, безрезультатно искала Думузи).

Весы — символ осеннего равноденствия, уравнивающего ночь и день. В шумерской традиции это время суда, который бог Солнца устраивает живым и мертвым, а также время почитания судей загробного мира Ануннаков.

Причина именования восьмого зодиакального созвездия Скорпионом из клинописных источников неясна.

Девятое созвездие называлось Пабильсаг, по имени шумерского героя, отождествлявшегося с Нинуртой и Нергалом. На межевых камнях из Вавилона этот герой изображен с луком в руке, отсюда и пошло более позднее именование Стрелец.

Десятое созвездие называлось Рыбокозленок. Оно восходило в период зимнего солнцестояния и было связано с ритуалом выведения из подземного мира и кормления умерших отцов государства. Его символика связана с одним из образов бога Энки: рыба символизировала недоступные глубины премудрости, а козленок — пророчество о грядущей судьбе человечества.

Водолей — позднее название созвездия, которое в клинописных текстах именуется Великан. В самом деле, на многих шумеро-аккадских изображениях можно видеть высокорослое, длинноволосое и бородатое существо мужского пола, от плеч или раскинутых рук которого отделяются два водных потока. Символика созвездия связана с проливными дождями, максимум которых выпадает в Месопотамии именно в это время (январь—февраль).

Рыбы имели и другое имя — Хвосты. Как и название последнего ниппурского месяца, «жатва», название последнего зодиакального знака символизировало конец цикла, уход жизни в область водного хаоса.
Из Вавилона дошло несколько астрономических текстов, являющихся копиями более ранних шумерских. Из них можно узнать, что умели делать шумеры в этой области. Они могли определять восходящие и заходящие звезды, равноденствия и солнцестояния, планетные периоды, а также делать предзнаменования на основе затмений луны и появления комет. Но о каких-либо теоретических выводах или хотя бы о произвольных спекуляциях шумеров, связанных с астрономическими расчетами, мы ничего не знаем. Нет никакого сомнения в том, что астрология как система взглядов зародилась в Вавилоне и Ассирии, то есть уже после гибели шумерской цивилизации. Но, несомненно, и то, что в истоках астрологии находится шумерское мироощущение, основанное на соответствии между содержанием помесячного ритуала и именем восходящего в данном месяце созвездия, между событием социальной жизни и появлением на небе феномена вроде затмения или кометы. Для шумеров такое чувство жизни как подобия, жизни как соответствия было органичным, в этом, можно сказать, проявлялась имплицитная сторона их религии и идеологии. Но для наследников Шумера их ощущение жизни приобрело характер доктрины, рационального постулата. Вместе с совершенствованием вычислительного искусства астрономов детализировалась и предсказательная литература, причем астрологи к концу клинописной цивилизации Двуречья имели уже несколько основных пособий, своего рода учебников, по которым учились вплоть до эпохи Селевкидов и Парфянского царства.
ссылка на статью-------

Я уже предлагала Вашему вниманию, акварели интерьеров Зимнего дворца, авторства Луиджи Премацци. Сегодня, я начинаю серию постов, посвященных творчеству Эдуарда Петровича Гау.
Начну с интерьеров в которых проживал Николай 1, его супруга Александра Федоровна, и другие члены семьи.

"Interiors of the Winter Palace. The Large Study of Emperor Nicholas I".


"Interiors of the Winter Palace. The Bathroom of Empress Alexandra Fyodorovna".



"Interiors of the Winter Palace. The Bedchamber of Empress Alexandra Fyodorovna".


"Interiors of the Winter Palace. The Boudoir of Empress Alexandra Fyodorovna".



"Interiors of the Winter Palace. The Dressing Room of Empress Alexandra Fyodorovna".


"Interiors of the Winter Palace. The Winter Garden of Empress Alexandra Fyodorovna."


"Interiors of the Winter Palace. The White Drawing Room of Empress Alexandra Fyodorovna".



"Interiors of the Winter Palace. The Study of Empress Alexandra Fyodorovna".



"Interiors of the Winter Palace. The Large Drawing Room of Empress Alexandra Fyodorovna".

Интерьеры Зимнего дворца, в которых проживала дочь Николая 1 и Александры Федоровны, Мария Николаевна.

"Interiors of the Winter Palace. The First Reserved Apartment. The Yellow Salon of Grand Princess Maria Nikolayevna".


"Interiors of the Winter Palace. The First Reserved Apartment. The Small Study of Grand Princess Maria Nikolayevna".


"Interiors of the Winter Palace. The First Reserved Apartment. The Bedroom of Grand Princess Maria Nikolayevna".


"Interiors of the Winter Palace. The First Reserved Apartment. The Dressing Room of Grand Princess Maria Nikolayevna".


"Interiors of the Winter Palace. The First Reserved Apartment. The Large Study of Grand Princess Maria Nikolayevna".

Интерьеры Зимнего дворца, в которых проживал зять Николя 1, Максимилиан Лейхтенбергский.

"Interiors of the Winter Palace. The First Reserved Apartment Dressing Room of Duke M Leuchtenberg".


"Interiors of the Winter Palace. The First Reserved Apartment. The Study of Duke M Leuchtenberg".


"Interiors of the Winter Palace. The First Reserved Apartment. The Salon of Duke M Leuchtenberg".


"Interiors of the Winter Palace. The First Reserved Apartment. The Drawing Room of Duke M Leuchtenberg".

С 1845 года официальной резиденцией князей Лейхтенбергских в Санкт-Петербурге, стал Мариинский дворец, названный так в честь Марии Николаевны.

"Blue Drawing Room in the Mariinsky Palace".

Эдуард Петрович (Иванович) Гау (1807, Ревель-1887) - русский художник, акварелист. Эдуард Петрович Гау родился в 1807 году в Ревеле (ныне город Таллин) и «состоял в русском подданстве». Занимался рисованием с детства и в 1830-1832 годах на свои средства обучался живописи в Академии художеств Дрездена. В 1838 (или 1836) году Санкт-Петербургской Императорской Академией художеств ему было присвоено звание неклассного художника и вручена серебряная медаль. В 1854 (или в 1864) году Эдуарду Петровичу было присвоено звание академика перспективной акварельной живописи.
Наибольшую известность художнику принесли акварели интерьеров известных зданий Москвы, Санкт-Петербурга, Гатчины, написанных по заказу императорской семьи, хотя известно и несколько портретов в его исполнении. В Москве он рисовал интерьеры Большого Кремлёвского дворца, Николаевского дворца; в Санкт-Петербурге - Михайловского замка, Зимнего дворца и Эрмитажа, в Гатчине - интерьеры Большого Гатчинского дворца. В Гатчине Гау впервые появился в 1862 году для создания акварелей с видами кабинетов Николая I и Александра II и продолжил работу во дворце только в 1874 году. Гатчинские акварели представляют собой особую ценность, поскольку Большой Гатчинский дворец был полностью сожжён во время Великой Отечественной войны отступающими немецкими войсками, и эти картины служат ценным материалом при проведении реставрации интерьеров дворца. Художник работал с акварелью в технике отмывки. Его картины выполнены с большим мастерством - точное построение перспективы, прорисовка деталей очень тщательная.
Последние работы художника были сделаны в Большом Гатчинском дворце и отмечены 1880 годом.