Сибирские просторы всегда были привлекательны для различного рода вольных людей, желающих жить вдали от основной цивилизации и общественных институтов. Да и сама по себе Сибирь была открыта вольными казаками, уходившими в те бескрайние дали в поисках свободы и независимости. Староверы, бежавшие от чудовищного преследования, находили своё пристанище в глухих таёжных регионах Западной и Восточной Сибири. При этом чем глубже они заходили, тем сильнее считалась у них вера. Чем более суровые условия их ожидали в сибирской пустыни, тем выдержанней и крепче они верили в Бога, уповая лишь на Его милость.

Отшельники были во все времена, в любом обществе когда-либо имелись такие люди, для которых свобода, независимость и вольная жизнь - это не просто слова, но нечто совершенно иное, чем для простого обывателя. Свобода и воля для таких людей - это то, что даёт им силы, что заставляет действовать, преодолевать преграды и невзгоды, бороться и не сдаваться. Это нечто, что сидит в их нутре, заставляя жить, то, ради чего вообще хочется жить.

Так получилось, что для общества отшельники выглядят чудаками, а зачастую вообще безумцами. Скудный быт, порой аскетические условия и общая суровость региона превращают отшельников в каких-то чудаков. Плюс к тому, зачастую имеет место религиозный фанатизм. Вроде бы, что вам всем не живётся-то нормально? Почему вас так тянет в глушь? Что там такого, мёдом что-ли намазано? - Не понимает обыватель.

Сибирские отшельники - особый вид людей. Отшельники проживают и в других регионах, в более тёплых. Однако отшельники Сибири интересны как раз именно всей этой суровостью и выдержанностью, которыми они обладают в избытке по сравнению с нами, городскими пижонами.

Староверы Лыковы

Самыми известными и интересными сибирскими отшельниками являются Лыковы. Про них уже много имеется различного материала, статей, фото, видеофильмов. История переселения Лыковых в Саянскую тайгу начинается в 30-е годы прошлого века, тогда несколько семей старообрядцев бежали от надвигающейся угрозы Советской власти. Но самыми суровыми староверами была семья Карпа Осиповича Лыкова, ибо Лыковы ушли дальше всех: по течению реки Большой Абакан - к устью Ерината. Состав семьи Лыковых: Карп Осипович - отец, Акулина Карповна - мать, Савин - сын, Наталья - дочь, Дмитрий - сын, Агафья - дочь.

Карп Осипович и Агафья Лыковы

Савин и Дмитрий Лыковы


Агафья Лыкова в наши дни

Агафьина деятельность

Лыковы жили в атмосфере крайней изоляции, имея лишь немногочисленные контакты с другими людьми, быт их был крайне аскетичным и простым. В 1978 году геологи случайно наткнулись на их заимку на реке Еринат - и весть о семье староверов разлетелась по всему Союзу в виде сенсации. Живя в атмосфере изоляции, Лыковы не имели иммунитета ко многим заболеваниям, и после встречи с людьми, пришедшими из посетить, все, кроме Агафьи, заболели и вскоре скончались. В крови Агафьи обнаружены антитела к клещевому энцефалиту и Боррелиозу. Агафья Лыкова, последняя ныне живущая из рода Лыковых, до сих пор проживает на этом месте. В разные времена к ней подселялись люди, жили какое-то время, помогали ей, но на сегодняшний момент она проживает одна в глухой саянской тайге. Самая известная отшельница.

Отшельник Виктор

Когда-то сибирский отшельник Виктор работал на барже в Красноярском порту, а сейчас проживает в небольшой избе на берегу Енисея, примерно в 55 километрах к югу от Красноярска. Свою избу он построил сам, как и обустроил весь необходимый быт. Виктор занимается ловлей рыбы, которой полно в Енисее, сбором дикорастущих растений, грибов и ягод, коими богата сибирская тайга.

Читает Библию и наслаждается одиночеством на фоне бескрайних просторов тайги. В 47 лет он бросил свою прежнюю жизнь и решил переселиться в тайгу. С виду слегка заурядный, но добрый человек.

Саянские отшельники

В Республики Тыва, в далеком Восточном Саяне в районе озера Дерлик-Холь на охотничей базе под началом Архимадрита Константина обосновались отшельники старообрядцы. В диких и труднодоступных местах, куда просто так еще и не дойдёшь (доедешь), они проживают уже около 8 лет. С верой в Господа и молитвами. Когда отшельники только заселили этот край, проходящие мимо охотники поначалу только посмеивались, пугали их комарами да медведями, но после многих лет таёжной жизни бывалые охотники сами начали просить совета у этих людей.

Матушка Анастасия, Архимадрит Константин и матушка Илария

Заготовка дров

Архимадрит Константин, ранее проживающий в Самаре, ушел в тайгу с другими людьми еще 8 лет назад, однако сейчас их осталось только трое - остальные вернулись в цивилизацию. Занятие у них традиционно таёжное: заготовка кедрового ореха, сбор дикорастущих растений, ну и, конечно, рыбалка. Щука, хариус, таймень, ленок. Постные блины на огарках восковых свечей и скудный рацион питания сибирских отшельников. Туристы и охотники иногда помогают им припасами, которые отшельники употребляют очень экономно, живут впроголоть. Одно время в газетах про них шла нехорошая молва, монахов обвиняли в различных делах, но ничего не подтвердилось. Людей вывезли вертолетом на большую землю, а сейчас журналисты утихли и не лезут в их жизнь.

Антипины

С 1982 по 2002 год семья отшельников Антипиных прожили в глухой сибирской тайге. Глава семейства Виктор Антипин (Марцинкевич) с детства мечтал жить на природе в её первозданном виде. Виктор уговорил свою 15-летнюю падчерицу уйти с ним в тайгу за сотни километров от цивилизации. У них родилось шестеро детей. Однако история отшельников закончилась печально. Виктор умер в 2004 году в тайге один от голода либо от простуды после того, как его семья покинула его.

Виктор Марцинкевич, не желая носить прежнюю фамилию, сменил её на фамилию жены - Антипин. По его мнению, приставка "Анти" в ней обозначала его взгляды как "против", т.е. противника цивилизации. Они поселились за 200 км от ближайшего населенного пункта в Эвенкийской тайге, в 1983 году у них родился сын Северьян, который вскоре умер от простуды. Через год родился еще один сын - Ваня, который умер от клещевого энцефалита в возрасте 6 лет. Зимой 1986 года родилась дочь, которую они назвали Оленья из-за того, что в эту лютую зиму Виктору удалось добыть оленя, который прокормил их.

Далее Антипины перебрались на Бирюсу, Виктор устроился на работу, семье выделили участок леса, где они выращивали овощи. После этого у них родились Витя, Миша и Алеся. Питались они добытым зверем, рыбой, орехами, ягодами, грибами, выращенными овощами. Одежду шили сами, перешивали из старой. Все дети умели читать и писать. Сейчас дети живут своей жизнь, работают.

Алтайские отшельники Наумкины

Под влиянием эзотерических воззрений семья Наумкиных, ранее проживающая в городе Бийске, в начале 90-х годов продали 2 квартиры и перебрались жить в алтайскую тайгу из-за того, что у отца семейства Александра Наумкина начались проблемы со здоровьем. В 1993 году у них родился сын Оджан. Наумкины проживают в землянке, оборудованной для постоянной оседлой жизни.

Наумкины

Оджан возле огорода


Питание отшельников "по-отшельницки" скудное: грибы, ягоды, овощи из огорода - мясная пища бывает нечасто. Наумкины вполне доброжелательны, без явного религиозного фанатизма. Журналисты Оджана прозвали Маугли, потому что он родился и вырос в лесу, однако образование, которое ему дали родители, не подтверждает это прозвище. В 2013 году они переехали в Приморье, 12 ноября 2013 года Оджан впервые получил Свидетельство о рождении, а на следующий день - паспорт. Родители не держат его и не заставляют жить в лесу. Оджан же сам не против жизни в городе, так же, как и в лесу. Как и отец, Оджан занимается рисованием.

Отшельник Юрий

В Куйбышевском районе Новосибирской области с 91-го года проживает отшельник Юрий Глущенко. Единственные соседи Юрия - три кошки и пес Борзик. Без религиозного фанатизма, обычный мужчина советской закалки проживает в труднодоступном месте среди болот и топей Западной Сибири. 25 лет он живет без благ цивилизации, питается таёжными дарами, грибами, ягодами, как и все таежные отшельники.

В избе полный порядок и чистота, небольшой чёрно-белый телевизор и электричество непонятного происхождения. Мобильник есть, но здесь он не ловит. Юрий присматривает за лесом, держит его в порядке - ведь это его родной дом. Весьма аккуратный и работящий человек, решивший уйти от общества по каким-то причинам. Говорят, из-за несчастной любви, но мы-то с вами знаем, что не из-за неё, а потому, почему и остальные отшельники уходят - из-за стремления к вольной, уединенной жизни, без суеты и городской грязи.

Якутский отшельник

В далекой Якутии вот уже около 25 лет проживает отшельником один человек. Имени его, увы, не узнал пока. Сейчас ему около 75 лет. Приехал в Якутию он в 1976 году для работы в артели, далее был арест и побег из камеры, в итоге был пойман и отсидел 10 лет. Как освободился, так осел там же. Сам по себе не уголовник, а скорее просто слегка хулиганистого склада ума (сидел за анашу). Был влюблён в местную якутянку, потом пытался застрелиться от несчастной любви, но гладкоствольное ружье дало аж 2 осечки за раз.

Рассказывает о своей жизни, на фоне избы и якутских лошадей

Заготовка питьевой воды

Весьма разговорчив и эмоционален, с большой аутентичной бородой. Лечит желудок одуванчиком, но при этом в избе имеются пустые бутылки Столичной. Живёт с молодой женщиной-якуткой, при этом бутыли от Столичной могут принадлежать ей, а не ему, поскольку говорил, что водку не пьёт. Традиционно для якутского крестьянина разводит лошадей якутской породы, которые не боятся сильных морозов.

Отшельники плато Путорана

На далеком севере, там, куда добраться не так легко, даже по сибирским меркам, на знаменитом плато Путорана проживают два отшельника: Борис Чевучелов и Виктор Шереш. В разных местах, на своих заимках. Борис работает на гидропосту от местной ГЭС, а Виктор на гидрометеостанции на реке Курейка. Удивительные люди: имеют семьи, но предпочитают жить и обитать в этих суровых местах плато Путорана.

Вольный охотник Виктор Шереш

Борис Чевучелов


Гидропост Бориса

Климат плато Путорана суров. Зимы холодные и длинные, лето дождливое и короткое. Горная местность с её безжизненными камнями вулканического происхождения. Лесотундра богата ягодой и зверем. Реки изобилуют рыбой. Хариус, таймень, голец, где-то щука и окунь, стаи тугуна и другой сибирской рыбы. Надеяться можно только на свои силы - Заполярье слабости не прощает. Помимо своих основных дел они занимаются пушниной и время от времени помогают с заброской туристам, прибывшим на плато Путорана. Отшельники стали главными героями документального фильма А. Свешникова "Люди плато Путорана".

Пока одни покупают или хотя бы снимают квартиры попросторней, или перебираются в Москву, поближе к громокипящему центру жизни, другие плетут лапти и уходят в тайгу — жить в землянке и питаться голубикой. Сегодня о семи сибирских отшельниках, выбравших природу, а не цивилизацию.

Агафья Лыкова

Женщина, чье имя давно стало синонимом лесного отшельничества. Агафья — последний отпрыск староверческого семейства, в 30-е годы подавшегося прочь от советской власти в таежные дебри. Вместе с Лыковыми в турпоход рвануло еще несколько семейств, но только они проявили должное упорство и забрались в такую глушь, где ни советской, ни какой другой власти отродясь не было.

Там семейство благополучно жило, пока в 1978 году на них не наткнулись удивлённые геологи. Геологи принесли спички, тушенку, внимание всего СССР и целый набор смертельных вирусов, от которых не имеющие иммунитета Лыковы вымерли почти поголовно.

Пережила болезни лишь Агафья, ставшая сегодня «звездой» отшельнического движения. Из–за старушки ругаются губернаторы, о ней пишут научные исследования и выпускают целые словари используемых ей слов и терминов. При этом жить Агафья предпочитает в лесу, блюдя заветы предков и староверческие традиции.

Антипины

Еще одна семья, сбежавшая от советской власти в леса. Правда, на этот раз причиной ухода была не религия, а общая непереносимость городской жизни главой семьи Виктором Марцинкевичем. Для того, чтобы четче выразить свое отношение к цивилизации, Марцинкевич сменил фамилию на Антипин, слог «анти» в которой как бы намекал. Переименовавшись, Виктор подговорил свою 15-летнюю падчерицу Анну уйти в лес, где зажил с ней счастливой природной семьей. Было это в 1982.

Первый ребенок Антипиных — Северьян — еще в младенчестве умер от простуды, второй — Иван — в 6 лет скончался от энцефалита. После этого у Антипиных родилась еще одна дочка — Оленья, названная в честь оленя, которого Виктору удалось убить для её пропитания.

После рождения Оленьи семья смягчила режим, переселившись на Бирюсу, поближе к людям. Там Виктор нашел работу, а Анна родила еще троих: Витю, Мишу и Алесю. Питались Антипины подножным кормом и охотой, новую одежду шили из старой и вообще вели патриархальный образ жизни. В 2002 Анна поняла, что несколько устала от такой жизни и увезла детей в село Сереброво Тайшетского района. Виктор же остался в лесу, где через два года скончался от простуды.

Джастас Уолкер

Знаменитый «веселый молочник» не только заразительный хохотун, но еще и самый настоящий отшельник. Сегодня Джастас переехал из Красноярского края на Алтай, где климат помягче, и строит там ферму мечты. Отшельник даже пытается поставить в огороде собственные солнечные батареи — вот какой автономный парень. А еще Уолкер построил через местную речку пусть не хрустальный, но мост. И ездит теперь по нему в гордом одиночестве, так как остальным через этот поток переправляться без надобности.

Отшельник Виктор

Раньше Виктор, фамилия которого неизвестна, работал в Красноярском порту и грузил баржи. Со временем мужчина понял, что баржи грузить неинтересно, и ушел в лес — жить простой жизнью и читать Библию. Сейчас он обитает в 55-и километрах к югу от Красноярска в собственноручно построенном доме и в цивилизацию возвращаться не собирается.

Наумкины

Семья стала известна благодаря сыну Оржану, прозванному прессой алтайским «Маугли». Правда, звание это явно высосано из пальца, так как местный Маугли, в отличие от индийского прототипа, не танцует с волками и не кромсает обезьян железным зубом, а вполне спокойно общается с людьми и даже пользуется сотовым телефоном. В лес его родители, Елена и Александр, ушли в начале 90-х годов по эзотерическим соображениям.

В лесу они вели стандартный для отшельников образ жизни, мало ели, много работали, жили в землянке. Когда же их сыну предложили перебраться в город и тот согласился, противиться не стали.

Юрий Глущенко

Пожалуй, самый скучный отшельник из этого топа. Ни религиозного фанатизма, ни близкородственных связей, ни патологического отвращения к технологиям, ни даже этого вашего итальянского сыра. Просто физически и психически здоровый работящий мужик, который живет в тайге Новосибирской области, разводит огород, смотрит телевизор и плевать хотел на цивилизацию.

Якутский отшельник

Человек, имени которого не знает никто. 75-летний шебутной дед, за плечами которого судимость по делу о наркотиках, побег из тюрьмы и последовавшая 10-летняя отсидка. Живет в Якутии в избе с молодой якуткой, разводит лошадей, лечится одуванчиками. Несмотря на уединенную жизнь, умудрился уже будучи отшельником настолько неудачно влюбиться, что дважды стрелялся. Правда, стрелялся он так же неудачно, как крутил амуры, поэтому выжил. Больше о нём ничего не известно.

Одни называют их раскольниками и смутьянами, другие считают истинными подвижниками православной веры. 9 лет назад отец Костантин ушел в сибирскую тайгу, а вместе с ним еще около 30 человек. Большинство вернулось в цивилизацию, и лишь трое по-прежнему живут в отшельничестве.

Сухофрукты, орехи, хлеб и теплая одежда. Такую посылку Тулунский путешественник Николай Терещенко собирает ежегодно. Он единсвтенный, кто помогает трем монахам, живущим в полном уединении.

Они там бедолаги пообносились наверняка. Поэтому грузу у нас много наверняка.

Отшельники живут на берегу горного озера. Летом эти места непроходимы. Добраться можно только зимой, когда замерзают реки. Дорога не из простых. Снегоходы вязнут в снегу, проваливаются в наледь.

В этой речке утром рано утонули 2 бурана.

За 3 дня наша съемочная группа прошла 350 км. Совсем рядом озеро, где живут монахи. Надеюсь, они нас ждут.

Немножко предистории. Отец Константин занимал высокий церковный сан в Самаре. Однажды принял решение стать отшельником. Вместе с ним в Саяны ушли еще около 30 православных христиан. Жили впроголодь, много молились. Кто-то не выдержал таких условий и вернулся к цивилизации. Позже одна из послушниц - Елена Тельных - сообщила во все инстанции о том, что в тайге действует тоталитарная секта. А ее лидер подчинил всех с помощью гипноза. После этого оставшихся монахов насильно вывезли из тайги вертолетом. Однако ни одно из обвинений не подтвердилось. Отшельники вновь вернулись в тайгу.

Здесь ни электричества, ни газа. Продуктов нет. И поясочки надо поддтягивать крепко, - говорит отшельник отец Константин.

Сейчас отец Константин живет на озере Дэрлиг-Холь, это территория Тувы. Вместе с ним матушка Нина и Анастасия. Построить церковь пожилой священник уже не в силах. Поэтому поселились монахи в охотничьих избушках. Большую часть времени проводят в молитвах.

За полгода мы первые гости. Матушка Анастасия с удовольствием рассказывают о жизни в лесу. О том, как соболь ворует рыбу, как из леса приходит олень, а дикие птицы едят прямо из рук. Она ушла в монашество сразу после окончания духовной семинарии. И очень полюбила жизнь вдали от людей.

Здесь надо пожить, почувствовать. Соприкоснуться с природой в молитве, в тишине. И такой момент будет - можно что-то ухватить. Родится такой кадр, который не будет похож ни на одни другие, - говорит матушка Анастасия.

Жизнь в отшельничестве - это старинная христианская традиция. Подвижники молились о спасении Руси. Таких людей чтили. А у этих монахов нет даже колокола...

В поисках черных монахов Отражение неба. Фильм повествует о жизни Православных монахов-отшельников в отдаленном горном районе Тувы. В фильме показано то, что видено своими глазами и своим сердцем. Больше добавить нечего. Нынче общался с охотниками, что промышляют в районе реки Додот, они сказали, что сейчас монахи ушли в еще более глухой район верховьев Енисея. Ну, а Серого летом съели волки...

В 1978 году, во время геологического облета Саянской тайги, в предгорьях Алтая летчики заметили в диком и глухом лесу, возле горной реки Еринат, странный участок. Он напоминал обработанную землю с грядками. Неужели здесь, так далеко от цивилизации, живут люди? Позже исследовавшая эту часть Саян группа геологов обнаружила Лыковых.

В прессе первые сообщения об обнаружении семьи отшельников появились в 1980 году. Об этом рассказала газета «Социалистическая индустрия», позже - «Красноярский рабочий». А в 1982 году цикл статей, описывающих жизнь в тайге, появился в «Комсомольской правде». О существовании Семьи Лыковых узнал весь Советский Союз.

История семьи

40 лет святые отшельники, как окрестила их пресса, провели в строгом уединении. Поначалу Лыковы жили в одном из поселений староверов, которые были не редкостью в глухих местах у реки Абакан. В 20-х годах советская власть начала проникать и в отдаленные уголки Сибири, и глава семейства, Карл Осипович, принял решение уйти ещё дальше в лес. Семья Лыковых на тот момент состояла из 4-х человек. За мужем последовала жена Акулина и двое детей - 11-летний Савин и 4-летняя Наталия.

Нехитрый скарб был погружен на лодку, которую семейство тащило по притоку Абакана, Еринату, с помощью веревок, как бурлаки. Беглецы так стремились уйти подальше от враждебного мира, что не прекращали свой путь в течение 8-ми недель. Двое младших детей - Дмитрий и Агафья - родились уже в изоляции.

Первое время от людей они не скрывались, жили, не таясь. Но в 1945 году на заимку вышел патруль, преследовавший дезертиров. Это заставило семью уйти ещё дальше в лес.

Причины бегства

Что же заставило Лыковых бежать и жить, как отшельники, в тайге? В 17-м веке в результате церковной реформы в Русской православной церкви произошел раскол. жесткий и амбициозный человек, решил унифицировать церковные обряды и привести их в соответствие с византийскими. Однако Византии на тот момент давно не существовало, и взгляд патриарха был обращен на греков, как на прямых наследников древней культуры. Греческая церковь на тот момент претерпела многочисленные изменения под турецким влиянием.

В результате реформы были произведены существенные изменения в обрядах. Традиционные двуперстное знамение, сугубая аллилуйя и восьмиконечное распятие были признаны богопротивными, а отказавшиеся от новых обрядов люди были преданы анафеме. Началось повсеместное преследование староверов. В результате этих гонений многие бежали подальше от властей и организовывали собственные поселения, где можно было сохранить свои верования и обряды. Новая советская власть опять стала притеснять староверов, и многие ушли ещё дальше от людей.

Состав семьи

Семья Лыковых состояла из шести человек: Карп Осипович с женой Акулиной Карповной и их дети - Савин, Наталия, Дмитрий, Агафья. На сегодняшний день в живых осталась только младшая дочь.

Отшельники в лесу занимались земледелием, ловили рыбу и охотились. Мясо и рыбу солили, заготавливали на зиму. Семейство сохраняло свои обычаи, избегало контактов с окружающим миром. Акулина обучила детей грамоте, Карп Осипович вел календарь. Святые отшельники совершали домашние богослужения. Каждый член семьи имел свое место в маленькой общине, свой характер. Расскажем немного подробнее о каждом.

Карп Осипович

Прирожденный лидер. В миру он был бы председателем колхоза или начальником на заводе. Строгий, самобытный, уверенный. Быть первым, быть главой - сама его суть. Он возглавлял свою небольшую общину и твердой рукой направлял всех её членов.

В беспокойные 30-е годы он принял непростое решение - уйти от людей. Глухая тайга не пугала его. За мужиком безропотно последовали супруга и дети. Для них Карп Осипович был непререкаемым авторитетом во всем. Именно он говорил, как правильно нужно молится, что и когда есть, как работать и относиться друг к другу. Дети звали его «тятенька» и беспрекословно слушались.

Свое положение Карп Осипович поддерживал. Он носил высокую шапку из камуса, сыновья же имели головные уборы, похожие на монашеский клоблук из холстины. Некоторые виды работ отец семейства не выполнял, полностью полагая их на других членов семьи.

Даже в старости старик был бодр. Он активно общался с посетителями, не боялся нового. Без страха заходил в вертолет, исследовал радио и другие вещи, принесенные геологами. Его интересовало, что «люди измыслили». Увидев самолеты и движущиеся звезды (спутники), он не сомневался, что это изобретения большого мира. В феврале 1988 года Карп Осипович скончался.

Акулина Карповна

Лыковы в тайге прожили всю жизнь, и первой покинула этот мир мать семейства. По некоторым данным, женщина родилась в алтайском селе Беи. Будучи ещё ребенком, она научилась читать и писать. передала она и своим детям. Писали ученики на бересте, вместо чернил используя сок жимолости, а вместо ручки - заостренную палочку.

Какой была эта женщина, с детьми на руках уходившая в след за мужем от людей? Ей пришлось пережить множество испытаний, чтобы сохранить свою веру. Плечом к плечу с Карпом Осиповичем она тянула лодку со всем своим имуществом, чтобы жить, как отшельники Сибири. Она рубила лес, помогала строить дом, корчевать пни, рыть погреб, ловила рыбу и сажала картошку, следила за огородом, домом. Она мастерила одежду на всю семью, топила печь и готовила еду. На ней лежало воспитание четверых детей.

Умерла Акулина Карповна в 1961 году от истощения и переутомления. На смертном одре все мысли её были о судьбе детей.

Дмитрий

Младший из сыновей. Он не был фанатически религиозен, но молился, как все. Настоящей его любовью и домом была тайга. Тайны природы с детства увлекали его, он знал всех зверей, их повадки, тропы. Повзрослев, стал ловить зверей. До этого жизнь в тайге проходила без теплых шкур и питательного мяса.

Охотник был поразительно вынослив. Он мог весь день рыть ловчие ямы или преследовать марала, ходил по снегу босой, ночевал зимой в тайге. Характер добрым, миролюбивым. С родными он не конфликтовал, охотно брался за любую работу. Работал с деревом, берестой, плел из хвороста.

В лагере геологов Дмитрий был частым и желанным гостем. Особенно впечатляла его лесопилка - работа, над которой нужно было сидеть не один день, на станке делалась за минуты.

В октябре 1981 года семья Лыковых сообщила в лагере, что Дмитрий болен. По описанию присутствующий среди геологов медик поняла, что это воспаление легких, и предложила помощь. Однако отшельники отказались. Когда семья вернулась домой, то Дмитрий уже не дышал. Он умер в одиночестве на полу крошечной хибарки.

Савин

Старший сын был религиозен и строг. Он был жестким человеком, не терпевшим послаблений. Невысокого роста, с небольшой бородой, Савин был сдержан и даже надменен.

Он самостоятельно освоил выделку кож лосей и маралов и смог пошить для всей семьи легкие сапоги. До этого отшельники сибирской тайги носили берестяные калоши. Савин возгордился и стал пренебрегать мелкими работами, ссылаясь на болезнь. Это порождало напряженность в семье.

Но основной конфликт состоял в другом. Савин был религиозен до фанатизма, требовал от домочадцев тщательнейшего соблюдения обрядов, постов, праздников. Он поднимал семью молиться ночью, читал богослужебные книги и знал Библию наизусть.

По мере взросления Савин стал претендовать на лидерство в семье, начал поучать и поправлять постаревшего отца. Этого Карп Осипович допустить не мог и противостоял сыну. Старик понимал, что из-за строгости сына всем придется нелегко.

В поселке геологов старший сын строго следил за домочадцами. Он считал подобное приобщение к миру греховным, постоянно одергивал: «Нам это не можно!» Особенно пенял за интерес к новому он на своего младшего брата, Дмитрия.

После смерти Дмитрия Савин слег. Обострилась болезнь живота. Ему нужно было лечиться, пить травы и лежать, но он упрямо вышел с домочадцами копать картошку. Тогда выпал ранний снег. Сестра Наталия сидела возле больного, пыталась помочь, ухаживала. Когда Савин умер, женщина сказала, что тоже умрет от горя.

Наталия

Наталия и ее младшая сестра были очень похожи. Наталия была крёстной Агафьи. После смерти матери все женские обязанности свалились на старшую дочь, которая изо всех сил пыталась заменить братьям и сестрам умершую. Она научилась ткать и шить одежду. Её уделом стало кормить, обшивать, лечить семью, сохранять мир среди домочадцев. Но слушались её плохо, в серьез не воспринимали, что очень огорчало женщину.

На похоронах Савина Наталья свалилась без сил и покинула этот мир через 10 дней после смерти брата. Последние слова её были обращены к младшей сестре: «Жалко мне тебя. Одна остаешься…».

Агафья

Босая, чумазая, беспокойная, со странной растянутой речью, она сначала напоминает сумасшедшую. Но, привыкнув к манере общения, понимаешь, что женщина адекватна и не растеряла социальные навыки. Весь её мир состоял из небольшого участка тайги.

Женщина может полностью себя обслужить, умеет готовить, шить, работать топором. Она любит тайгу и свой небольшой огородик.

Вместе с Дмитрием Агафья ходила в лес, ловила маралов, разделывала туши и сушила мясо. Она знает повадки животных, съедобные и лекарственные травы.

Как самая младшая, с острой памятью, она помогала Савину в подсчете дней. Это дело было очень важным для верующих, так как благодаря точному календарю соблюдался пост, отмечались праздники. Когда однажды возникла путаница, все члены семьи были очень обеспокоены, восстановить исчисление времени было важнейшим делом. Острая память юной Агафьи помогла восстановить ход событий, и календарь поразил пришедших геологов своей точностью. Летоисчисление велось по старому обычаю, от Адама (от сотворения мира).

Быт

Жизнь отшельников в тайге проходила в избушке на берегу горного притока реки Еринат, в труднодоступном, диком месте.

На звериных тропах рыли ловчие ямы, а потом сушили мясо на зиму. Рыбу, выловленную в реке, ели сырой, пекли на костре и сушили. Заготавливали ягоды, грибы и орехи.

На огороде выращивали картошку, ячмень, пшеницу, репу, лук, горох. Ткали ткани из конопли, чтобы обеспечить себя одеждой.

Отшельники в тайге устроили хорошо продуманное хозяйство. Огород располагался на склоне горы под уклоном и был разделен на три участка. Культуры были посажены в соответствии со своими биологическими нуждами. Картошку не выращивали на одном месте больше трех лет, чтобы не ухудшался урожай. Для остальных растений было установлено чередование. Болезни посадкам не угрожали.

За подготовкой семян тщательно следили. Размножали их на специальном участке, сроки посева строго соблюдались. Перед посадкой клубни картофеля прогревались.

Успешность ведения хозяйства можно подтвердить тем, что который семья выращивала на протяжении 50 лет, не только не выродился, но и улучшился. В лыковском картофеле высокое содержание крахмала и сухого вещества.

Ничего не зная о химии и биологии, удобряя землю по традиции прошлого века, Лыковы добились успехов в огородничестве. Листья, шишки, травы использовались для удобрения яровых и конопли, а для овощей припасали золу. Трудолюбие и знания помогли выжить отшельникам.

Отшельники в тайге обходились без соли, для добывания огня использовали кремень и кресало.

Известность

В 1982 году о Лыковых были написаны несколько статей в газете «Комсомольская правда». Автор этих материалов, журналист часто посещал заимку и изложил свои наблюдения в книге «Таежный тупик».

С медицинской стороны за семьей наблюдал врач Назаров Игорь Павлович. Он предположил, что причиной смерти молодых Лыковых стало отсутствие иммунитета ко многим современным вирусам из-за отсутствия контактов с внешним миром. Это привело к пневмонии. Свои впечатления от посещения семьи он изложил в книге «Таёжные отшельники».

Агафья сегодня

Несмотря на запрет отца, Агафья предпринимает поездку к цивилизации, но все же возвращается в тайгу. В 1988 году младшая из семьи Лыковых остается одна. Собственными силами она строит себе новое жилище. В 1990 году она пытается примкнуть к но по прошествии некоторого времени снова возвращается к прежней жизни.

Сегодня женщина по-прежнему живет в 300 километрах от ближайшего жилья. Власти помогли ей обзавестись фермой. На заимке теперь живут козы, куры, пес и 9 кошек. Иногда её посещают геологи и привозят необходимые вещи. Есть у староверки и сосед - геолог Ерофей Седой, один из который обеспечил семье контакт с цивилизацией. Дальние родственники неоднократно предлагали женщине переехать к людям, но она отказалась.

Другие отшельники

Случай семьи Лыковых не уникален. Семья стала известной из-за широкого освещения в прессе благодаря посещению журналиста. Отшельники в тайге живут годами, существуют тайные монастыри, скрытни, где обитают люди, ушедшие от цивилизации по своему желанию. Много в Сибири и удаленных деревень, существующих абсолютно автономно.

Игорь Павлович НАЗАРОВ, 1938 года рождения, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии ФУВ КрасГМА, д.м.н., профессор, академик РАЕН и МАНЭБ, главный анестезиолог-реаниматолог Красноярского края, президент регионарной Ассоциации анестезиологов-реаниматологов, член Президиума и почетный член Всероссийской Федерации анестезиологов-реаниматологов, член Редакционных советов журналов «Вестник интенсивной терапии», «Сибирское медицинское обозрение», «Актуальные вопросы интенсивной терапии». Автор более 1160 печатных работ, 44 монографий, 22 патентов на изобретения по России, свыше 170 рационализаторских предложений. Под его руководством успешно выполнено 34 кандидатских и 4 докторских диссертации. Награжден нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», серебряной медалью Ивана Павлова Российской Академии естественных наук «За вклад в развитие медицины и здравоохранения», почетной медалью «Российский император Петр 1» Международной Академии Наук о Природе и Обществе «За заслуги в деле возрождения науки и экономики России». «Почетный профессор» Красноярской государственной медицинской академии. Стаж работы в анестезиологии-реаниматологии 46 лет, врач высшей категории. В течение многих лет посещал и лечил известную семью староверов Лыковых, обосновавшихся в глухой Саянской тайге. Посещал он и староверов северной тайги. Суровая и завораживающая красота природы Красноярского края так же отражена в путевых записках путешественника и врача.

Глава первая

Лыковы и мы

(путевые заметки врача)

В первый раз я посетил семью старообрядцев Лыковых, долгие годы проживших в глухой Саянской тайге в полной изоляции от людей, в октябре 1980 года. В чрезвычайно тяжелых условиях, почти с «голыми руками», они выстояли, выжили. Жизнь поставила жестокий, но очень интересный с многих точек зрения, эксперимент, который еще раз подтвердил огромные возможности и резервы человеческого организма и духа. В то время в семье Лыковых было пять человек. Прошло три года. Из публикаций В. М. Пескова в «Косомольской правде» весь мир узнал о необычной и во многом трагичной судьбе этой семьи. В их жизни за последние годы произошло много перемен. Самое печальное то, что трое из Лыковых (Дмитрий, Саввин и Наталья) быстро, один за другим, скончались. Что произошло? Отчего? Как сохранить жизнь остальных Лыковых? Эти и многие другие вопросы волновали тысячи людей. И вот мы вновь отправляемся к Лыковым, в глухой Саянский уголок - «таежный тупик», как не очень удачно назвал это место Василий Песков. Второе наше пребывание у Лыковых было более продолжительным, чем первое в 1980 году. Оно составило две недели - с 17 по 30 августа 1983 года. О некоторых впечатлениях, вынесенных из этой и последующих экспедиций, и рассказывается в заметках, сделанных мною в пути.

Трагедия в Саянах

13 августа 1983 года. Выехали на поезде из Красноярска до города Абакана. Состав экспедиции: писатель Лев Степанович Черепанов (наш руководитель), художник Эльвира Викторовна Мотакова, врач Николай Михайлович Гудыма и автор этих заметок. В поезде разговор все время возвращался к Лыковым, и нам с Львом Степановичем, уже побывавшим у них в 1980 году, приходится отвечать на многие вопросы наших товарищей. Николая Михайловича, как врача, в первую очередь интересовали медицинские проблемы. Вспоминаю, что в то время меня очень удивил факт не использования Лыковыми в рационе питания поваренной соли. А ведь известно, что хлористый натрий принимает активное участие в жизнеобеспечении, и его недостаток может привести к тяжелейшим сдвигам в организме, вплоть до нарушения психики, потери сознания, острой сердечно-сосудистой недостаточности и гибели человека. Медицинское обследование Лыковых в прошлый раз было затруднено нашим коротким пребыванием у них (два дня) и, конечно, тем, что их вера (старообрядничество) резко ограничивает контакт с «мирскими» людьми. Поэтому те методы исследования, которые обычно применяют врачи (пальпация, перкуссия, аускультация, не говоря уже об инструментальных методах и взятии анализов крови и мочи), были не применимы в данной обстановке. Пришлось ограничиться чисто внешним восприятием и выяснением анамнеза (история жизни и болезни). В то время семья Лыковых состояла из пяти человек: отец - Карп Осипович, 84 лет; сыновья - Саввин, 55 лет; Дмитрий, 44 года и дочери - Наталья, 50 лет и Агафья, 39 лет. Этот возраст был записан мною со слов самих Лыковых. По внешнему же виду все они выглядели на 10–15 лет моложе. Рост у всех ниже среднего: самый высокий - Карп Осипович (примерно 156–158 см), самая низкая - Агафья (148–149 см). Телосложение правильное, пропорциональное, каких либо врожденных и приобретенных уродств и дефектов не определялось. Отмечалась быстрая подвижность и повышенная эластичность движений всех Лыковых (как гимнастов или акробатов). Например, Карп Осипович в его солидном возрасте свободно доставал с земли упавший предмет, не сгибая ноги в коленях. Походка у всех свободная, раскованная, несколько (особенно у дочерей) семенящая: вероятно, так легче ходить по горам, среди которых они живут. Клинических признаков гипонатриемии (пониженного содержания натрия), которую можно было предположить, учитывая отсутствия в диете поваренной соли, не отмечалось. Передние зубы у всех Лыковых были сохранены, на них - отложение камней (чистить зубы у них привычки не было). Речь у Карпа Осиповича правильная, понятная, у остальных Лыковых речевая артикуляция несколько нарушена, что связано не с наличием каких-либо дефектов челюстно-лицевого и дыхательного аппаратов, а, вероятно, с отсутствием большой разговорной практики и длительным чтением молитв в определенном стиле и ритме. В психическом состоянии Лыковых отклонений не отмечалось. Они уравновешены, приветливы, доброжелательны, разговорчивы, любознательны, рассуждают логично. Непосредственны, как дети (за исключением Карпа Осиповича), смешливы (особенно Дмитрий и Агафья). Память у всех хорошая, особенно у Агафьи. Отмечается хорошая приспособленность Лыковых к суровым условиям сибирской тайги. При нас они ходили босиком при температуре -3–5 С, свободно чувствовали себя при этой температуре в легкой одежде из конопляной ткани, копали картошку голыми руками из-под снега.

Из рассказов выяснено, что Лыковы болели в основном от травм и «надсады», иногда бывали «нарывы» (вероятно, связанные с повреждением кожи и загрязнением) и «простуды», болели зубы. Лечатся Лыковы травами: живолозник (жимолость), черника - «от живота», брусничник - «от головы», крапива - «от надсады и ударов», подорожник и «желтоцвет» - «от нарывов».

Физическая тренированность и выносливость у Лыковых высокая. Об этом свидетельствует огромный объем работы, проделываемый ими, и отдельные наши наблюдения. Так, например, когда Карп Осипович сопровождал нас из нижней избы в верхнюю - дорога шла почти все время в крутую гору - он свободно разговаривал, тогда как участники нашей экспедиции обливались потом (при минусовой температуре воздуха) и из-за одышки не могли произнести ни слова.

Питались Лыковы дважды в сутки, принимая довольно много пищи за один раз. Пища их обычно состояла из картошки, вареной «в мундирах», похлебки из горстки пшеницы, репы и нечищеной картошки. Рыбу (хариус) употребляли нечасто, вареную и сушеную; мясо очень редко (когда в ловчую яму удавалось поймать марала или лося). Широко применяли кедровый орех в натуральном виде или кедровый сок - толченый кедровый орех с водой. Хлеб - смесь муки и толченой картошки. Чай не пили, воду употребляли не кипяченую. Табак и спиртные напитки у них не в ходу - под запретом. Бани не имеют, мыла не знают, лишь иногда споласкивают руки водой (больше чисто символически).