Известная каждому россиянину яркая «золотая» роспись на деревянной посуде неизменно привлекает внимание. Сложно представить себе традиционную русскую культуру без таких ярких элементов национального декора. Изделия, украшенные замысловатыми узорами, популярны и за рубежом. Это визитная карточка нашего национального русского промысла.

История хохломской росписи, а также ее распространение и значение в современной жизни страны описаны в нашей статье.

Виды росписей

Народные промыслы не зря так называют, ведь они придуманы простыми людьми. Почти каждый уголок России славится своими особыми чертами и неповторимым стилем в творчестве умельцев.

История возникновения и развития хохломской росписи весьма интересна. Однако есть и другие виды. Представляем самые яркие, узнаваемые художественные промыслы, практикующиеся в России:

  • Гжель. Пожалуй, самый узнаваемый элемент декора в мире. Синие, воздушные, тонкие узоры на белом фоне пришли к нам из 14 века. Этот вид народного творчества уже сотни лет является неотъемлемым атрибутом русской культуры.
  • Жостовская. Это, пожалуй, самая красивая роспись на металлических предметах быта. Трудно себе представить русский купеческий дом без красочного подноса или самовара. Нашему взору предстают на черном фоне целые произведения искусства - яркие цветы и сказочные жар-птицы. Кажется, они готовы слететь с нарисованных веточек.
  • Хохломская роспись. Также весьма узнаваемый русский промысел. Яркие золотистые листочки, рябиновые гроздья, спелые красные ягодки клубники, рябины, крыжовника на деревянной утвари нравятся людям не только в России, но и далеко за ее пределами.
  • Городецкая роспись из городка Городец узнаваема благодаря своим позитивным фигуркам, изображающим простых русских людей. Игрушки и красочные человечки в нарядных сарафанах и рубахах всегда поднимают настроение. Это особый жанр русского прикладного искусства.
  • Федоскинская лаковая миниатюра - это веселое отражение русской жизни. Роспись на шкатулках и табакерках возвращает нас в мир кутежа, базаров и праздников. Тройки лошадей мчат красиво одетых мужчин и женщин прямо в центр народного гулянья.

Хохломская роспись

Ее два неотъемлемые элемента - дерево и «золото». Сегодня такая посуда - это, прежде всего, элементы декора. Удивительной красоты мебель, шкатулки, панно и картины тоже гармонично вписались в современные интерьеры наших квартир.

История хохломской росписи насчитывает не одну сотню лет. Однако и сейчас этот вид народного творчества не теряет своей актуальности. Как же появилось такое удивительное искусство в России?

Краткий экскурс в историю

Раньше крестьяне пользовались только деревянной посудой. Ложки, миски, кувшины и ковши были стандартной кухонной утварью в любой семье. Как же простая деревенская посуда вдруг стала произведением искусства? История возникновения хохломской росписи уходит своими корнями в далекий 17 век. Существовавшее в Поволжье одноименное село Хохлома стало ее родиной.

Поволжье - богатый лесами и живописными пейзажами край. Именно этот уникальный колорит стал предметом вдохновения. Бывшая Нижегородская губерния всегда славилась своими мастерами.

История хохломской росписи неразрывно связана с другими ремеслами Поволжья. Этот край славился своей резьбой по дереву и изготовлением различных деревянных предметов. Знаменит он и иконописцами. Есть предположение, что золотой цвет посуды позаимствован у этих мастеров из технологии золочения рам для икон. Тогда умельцы использовали серебряный порошок, которым покрывали отдельные детали на своих творениях. При взаимодействии с огнем серебро превращалось в «золото», то есть меняло свой цвет. Именно эту технологию стали использовать художники, расписывая деревянную посуду.

Техника нанесения хохломской росписи достаточно сложная. Серебряный порошок впоследствии заменили на более доступный материал - олово. Роспись делали раньше и выполняют сейчас вручную стойкими красками, которые выдерживают термическую обработку. Сначала наносятся контуры будущего узора. Затем заполняется краской фон, по которому тонкой кистью выводят стебли цветков, ставят яркие штрихи и точки. После нанесения рисунка красными, черными, коричневыми и зелеными красками изделие покрывают лаком и отправляют в печь. Лаком работу покрывают 5-6 раз, каждый слой тщательно просушивают.

Этапы развития

Как отмечено выше, в Поволжье было множество мастеров. Их секреты предавались из поколения в поколение, способствуя появлению новых профессионалов своего дела. История хохломской росписи, зародившись в 17 веке, начала активно развиваться. Этому способствовало большое количество мастеров и постоянное взаимодействие промыслов. Удачное расположение региона собирало на ярмарках огромное количество людей из разных городов. "Золотая" посуда с красными ягодами расходилась очень быстро, ее популярность росла во всех регионах страны.

История развития хохломской росписи не обошлась и без легенды. Она повествует, что в 17 веке бежал из столицы в Хохлому славный мастер Андрей Лоскут. Он писал иконы, но после введения канонов патриарха Никона решил оставить стольный город, так как ему не нравились новые порядки. В глуши Поволжья он занялся росписью посуды. Никон узнал об этом и послал солдат, чтобы те арестовали Андрея. Мастер заперся в избе и сжег себя, а перед смертью завещал беречь его искусство.

Сперва в Хохломе и близлежащих селениях делали посуду не такую красочную и яркую, какую мы видим сейчас. Дело в том, что серебряный порошок, который в процессе обработки становился «золотым», стоил очень дорого. Как правило, он наносился только в качестве окантовки изделий, так называемых, поясков. Объемность посуде придавали с помощью белил. В 19 веке научились делать золотистый фон из оловянного порошка. Этот материал стоил достаточно дешево. Поэтому его начали использовать для нанесения на все изделие. По нему рисовали всевозможные узоры. Белила применять перестали. В это время наметилось разделение труда. В одних селах заготавливали древесину, в других из нее вырезали предметы, а в третьих (в основном, в Хохломе) их раскрашивали, придавая конечный вид изделиям.

С массовым развитием промышленности посуда ручной работы была вытеснена заводскими товарами, которые стоили гораздо дешевле. Возродилась хохломская роспись в 20-е годы прошлого века. В это время были созданы школы, где обучали обработке дерева и нанесению рисунка. Мастера хохломской росписи не раз принимали участие в международных выставках. Благодаря их искусству у людей всего мира утвердилось мнение о том, что на Руси живут талантливые люди.

Современность

Золото на черном фоне, украшенное алыми ягодками и незамысловатыми ветками, так полюбилось русскому человеку, что сегодня популярно так же, как в прошлые времена. Некоторые мастера рисуют яркие узоры на красном фоне или на золотистом. Тематика сюжетов всегда посвящена природе. Это могут быть не только растения, но и птицы с ярким оперением. Часто в сюжетах используются гроздья спелых ягод или колосья, говорящие о богатстве родной земли. Делают нынче не только такую красивую посуду. На выставках мы можем видеть даже автомобили, расписанные хохломскими узорами.

Примеры работ

Историю хохломской росписи кратко можно рассмотреть в предметах быта, демонстрирующихся в музеях. Они дают ясное представление, как начинался этот народный промысел, как он развивался и менялся. Всегда поражает воображение богатый ассортимент посуды. Нашему взору предстают расписные чашки и кружки, тарелки разных диаметров и глубокие миски, солонки, бочонки и кувшины.

В настоящее время хохломская роспись стала элементом высокой моды. Это не только мужская и женская одежда, но и всевозможные элементы декора. Яркие хохломские узоры можно увидеть на чехлах для телефона, на женских украшениях и разных предметах интерьера.

Хохломские мотивы в текстиле также занимают не последнее место. Мастера используют современные технологии нанесения любимого рисунка практически на любые предметы. Желающие могут приобрести шторы, покрывала и постельное белье в "хохломском" стиле.

Хохломская роспись активно используется в мебельном производстве. Многие помнят детские столики и стульчики, украшенные знакомым рисунком. Сегодня шкафы, столы, комоды и стеллажи стали элементами "русского" интерьера.

Для детей

История возникновения хохломской росписи для детей весьма интересна. Незамысловатость и витиеватость элементов может быть очень познавательной для молодого поколения. Изучение основ народного мастерства с успехом осуществляется в кружках для детей. Малышам крайне интересно выводить яркие листочки и ягодки на черном фоне.

В росписи используется ряд элементов, которые развивают не только навыки рисования, но и фантазию маленьких художников. Орнаменты меняются. В итоге получаются красивые картинки. Дети не только рисуют узоры, но и непосредственно расписывают предметы, что значительно интереснее для развития творчества.

История хохломской росписи для детей содержит пояснения, как раньше люди представляли себе природу, как ее изображали. Малышей учат рисовать травку, капельки, кустики, ягодки, завитки, усики, кружочки. Из этих деталей они составляют узоры, расписывая бумажные ложки, тарелки, блюда.

Заключение

За триста лет своего существования хохломская роспись не только не потеряла своей актуальности, но и стала значительно разнообразнее. Замысловатые орнаменты и рисунки уникальны. Это наша история, наш отличительный знак. Красивая яркая посуда с хохломской росписью на современной кухне всегда уместна. Она создает ощущение уюта, наполняет атмосферу теплом и позитивом.

Открытое занятие 01.2012

ТЕМА: «Хохломская роспись. Зарисовка элементов композиции»

ЦЕЛЬ: 1. Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.

2. Формировать умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.

3. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Задание:

украшение различных форм росписью с использованием традиционных для данного промысла приемов письма, соблюдая стилевые особенности хохломской росписи.

Материалы: формы для раскрашивания, гуашь, акварель, большие и маленькие кисти,

баночка для воды, салфетка, простой карандаш.

Зрительный ряд: изделия с хохломской росписью, открытки, репродукции, альбомы,

таблицы с элементами росписи, плакат «Хохломская роспись», презентация «Хохломская роспись».

    Организационный момент. Проверка готовности к занятию. 3-5 мин.

    Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией хохломской росписи, презентации. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.

    Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.

    Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

Беседа:

    Из истории возникновения и развития Хохломской росписи .

Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

Хохломская роспись - это вид художественной обработка дерева. Возникло это искусство в конце XVII века в Заволжье (село Хохлома Горьковской области). От древних ремесел Хохлома унаследовала классические формы деревянных токарных изделий и четкие ритмы орнамента. Живописное мастерство древней Руси обогатило ее рисунками растительных мотивов и приемами свободного их исполнения кистью. Оригинальная техника «золотой окраски» изделия выделяет Хохлому из других промыслов. Технология «золочения» дерева сохраняется и в наши дни.

    Рассматривание образцов изделий (выставка работ).

    Презентация:

    Техника Хохломской росписи:

1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы". Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.

2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.

3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.

4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».

    Особенности Хохломской росписи:

Два приема письма:

верховое письмо, где узор рисуется красной или черной краской поверх золотого фона.

Второй прием – «под фон»: сначала рисуются контуры узора, затем покрывается цветом фон и после этого оставшийся не закрашенный узор расписывается краской.

Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.

Особенность «фоновой» росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.

Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.

    цветовая гамма: красный, черный, золотой цвет, иногда темно-зеленый и желтый

    основной элемент узора: «травка»

    элементы: листья, цветы, ягоды,

    композиция: узор строится из травки расположенной на извилистой линии, рисунок строится по типу розеты.

Самый любимый у хохломских художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки.

Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.

Травинка – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.

«Кудрина» - это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.

Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

Из таких элементов можно составить узор.

    Последовательность выполнения элементов хохломской росписи (на примере «тарелочка»).

    Практическая работа: работа над композициями.

    Викторина.

Где и когда возникла Хохломская роспись?

Какие приемы письма Хохломской росписи вы знаете?

Основной элемент Хохломской росписи?

Элементы Хохломской росписи?

Цветовая палитра Хохломской росписи?

Композиционное построение рисунка?

Орнамент, декор, украшение?

7. Выставка работ. Подведение итогов.

Список литературы:

    В.Вишневская Хохлома. Русские художественные промыслы. Издательство «Плакат», Москва 1981 г.

    В.Вишневская Искусство народных художественных промыслов. Комплект цветных открыток.

    С.К. Жигалова. Русская народная живопись. Издательство «Просвещение», Москва 1974 г.

    Е.Субочева. Хохлома. Народные промыслы. Издательство «Околица», Москва 1997г.

    Л. Яхнин. Веселое слово Хохлома. Издательство «Малыш», Москва 1987 г.

Золотая Хохлома.

(Литературный ряд)

Хохломская роспись,

В зелени травы.

Рощи, перелески,

Шелковые всплески,

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

(П. Синявский)

Эти липовые ложки,

Блюдца, ковшики, матрешки,

Расписала нам сама

Золотая Хохлома!

(Л. Куликова)

Стулья, доски и полати,

И кроватки и кровати,

Расписала нам сама

Золотая Хохлома!

(Л. Куликова)

Нет наряднее раскраски,

Будто к нам пришла из сказки,

Где цари и терема,

Золотая Хохлома!

(Л. Куликова)

«Мир волшебной хохломы»

Прорастая,

Как-то празднично жива

Непростая,

Чёрно-красная трава.

Листья рдеют,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея -

В мир волшебной Хохломы.

Хохломская роспись

Роспись деревянной посуды появилась на Руси давно — в XVI в. Выпускали ее в больших количествах, сотнями, тысячами штук, так как дерево быстро изнашивалось, а в быту посуда необходима. Продавалась она "у Макария", в Москве и в Устюге Великом.
Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII века. Изначально промыслом занимались в деревнях Семино, Новопокровское, Хрящи, Кулигино, к концу XIX в. список расширился до 150 окрестных деревень.
Впервые упоминание об селе Хохлома встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея» (Ухожея — место, расчищенное от леса под пашню).
Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще X—XIII веков. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями.
В стародавние времена в дремучих заволжских лесах близ торгового села Хохлома первые поселенцы, скрывавшиеся от преследования были «утеклецами», т. е. беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета. Среди них были и художники-иконописцы, и мастера рукописной миниатюры. На скудной земле прокормиться крестьянским трудом было нелегко, и беглые люди приноровились расписывать деревянную посуду, которую здесь исстари точили местные мастера. Неведомая ранее роспись сказочно преобразила скромную кухонную утварь. Но особенно красивы и неповторимы были различные поставцы, чаши и братины, выходившие из-под кисти одного знаменитого мастера. Казалось, что его роспись впитала в себя солнечные лучи — золотистые, которые бывают в полдень, и красные — киноварные на зорьке.
В народе поговаривали, что расписывал художник свою посуду не простой, а волшебной кистью, сплетённой из солнечных лучей. Яркая, праздничная посуда полюбилась не только жителям в округе, слава о ней разнеслась по всей Руси. Увидев хохломскую посуду, царь сразу же догадался, кто её расписывает, и послал в заволжские леса стражников. Предупреждённый живописец успел скрыться, но он обучил премудростям необыкновенного ремесла местных жителей и оставил им краски и волшебную кисть. Таково старое предание о зарождении яркого и самобытного искусства хохломской росписи, которую часто называют золотой, пламенной, или огненной. И это не случайно; искусство Хохломы не могло бы родиться без огня, без закалки изделий в русской печи.

Уже в XVIII веке промысел широко распространился среди крестьянского населения и стал известен далеко за пределами страны.

Нарядно расписанная деревянная посуда не уступала по красоте царской. Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно, так — как древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется, от горячей пищи трескается. Заметили, что промаслившиеся стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется.
Тогда-то, вероятно, и возникла мысль покрывать посуду олифой — вареным льняным маслом. Олифа покрывала поверхность предмета непроницаемой пленкой. Этот состав, применявшийся иконописцами для предохранения живописи от влаги, был известен русским мастерам с давних пор. Расписанная посуда с использованием золота была тоже не долговечна, и к тому же бедный крестьянин не мог позволить себе её покупать.
Вот и стали крестьяне думать, как сделать посуду такой, чтобы она была не хуже боярской, а пользоваться ею могли бы крестьяне. Народные мастера решили эту задачу благодаря иконописцам из старообрядческой среды, владевшим древним приёмом «вызолачивания» изделий. Не случайно основой росписи был золотой фон.
Известно, что в глубокой древности у славян, а затем и на Руси, серебро, а позже и золото применялось как символ света. Так было в произведениях народного искусства, в книжной миниатюре, иконописи. Искусствоведы предполагают, что именно от техники писания икон берёт своё начало диво дивное — «золотая хохлома». Но потом, ради удешевления, мастера вместо золота стали применять серебряный порошок.
В создании "хохломского золота" участвовало не одно поколение мастеров. Каждое из них вносило свою лепту в совершенствование этого неповторимого искусства.

В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок; все свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету неповторимо нарядный облик. На одних вещах стебли цветков вытягиваются вверх, на других — завиваются или бегут по кругу.
Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время складывается два типа письма: верховое и фоновое .

Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка»

Солонка с «верховой росписью»

Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.

Чаша с «фоновой » росписью

Но такая цветовая гамма появилась в хохломской росписи не сразу. Она претерпела огромные изменения, с годами стала более лаконичной и торжественной. Исчезли белильные разживки, создававшие впечатление объёмности формы, произошло ограничение красочной гаммы. Если раньше мастера употребляли белила, синюю, голубую, розовую, зелёную и коричневую краски, то постепенно основными цветами орнамента становятся красный, чёрный и золотой.
Такое ограничение было вызвано не только тем, что эти краски не выгорали в печи при закалке, но и тем, что художники предпочитали сочетание этих цветов, прежде всего в силу их особых декоративных качеств.

«Верховая роспись»

При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия.
Здесь можно выделить три типа орнамента: «травная» роспись, роспись «под листок » или «под ягодку» , роспись «пряник» или «рыжик» .

«Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи. С большой любовью выписывали этот рисунок кистью, то собирая его в густые кусты, то разбрасывая их по поверхности изделия.


Набор посуды с «верховой» травной росписью

Приёмы росписи растительного орнамента настолько разнообразны, что из-под кисти мастера выходят удивительные мотивы. Они свиваются в своеобразные элементы, сочетание которых создаёт множество комбинаций. Из отдельных травинок художники пишут излюбленный ими мотив петуха или курочки, который восседает на дереве и клюёт с него ягоды.

Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку» . Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы, ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы.

Роспись по «фону» под «листок» и «ягодку»

Основу росписи под листок составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее - вишня, клубника, крыжовник, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с «травкой» она многоцветнее. Например, если в «травной» росписи используют в основном чёрный и красный цвет, то в росписи «под листок» или «под ягодку» мастера пишут листочки зелёными, а так же в сочетании с коричневым и жёлтым.
Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется в таких композициях зелёной, красной, коричневой красками. К верховому письму относится ещё одна своеобразная разновидность росписи — «пряник» или «рыжик» . Это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, а в середине прямоугольника - «большой рыжик» - солнце.

Росписи пряниками более просты и условны, чем травные, когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце, с завитыми по кругу лучиками находится в постоянном движении.


Блюдо с «верховой» росписью с орнаментом «пряник»

В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: - роспись «под фон» и роспись «кудрину» . Роспись «под фон» , как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб.


Роспись по «фону»

Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки» - ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. «Золото» просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера.

Поставок. Роспись «под фон». 1930-е гг. ГИМ.

Роспись «под фон» значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше. Разновидностью «фоновой» росписи является «кудрина» . Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов.

Роспись по «фону» - «кудрина»

Роспись «кудрина» напоминает ковёр. Особенностью её является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия. Плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей. Фон в таком виде росписи также окрашивается в красный или чёрный цвет.

Технология изготовления и росписи хохломских изделий

Жизнь деревянной чашки, самого старинного по форме изделия, начиналась у токаря. При наличии в Заволжье большого количества малых речек, которые легко было запрудить, крестьяне нашли для себя более выгодным строить токарни водяные, наподобие мельниц. Выбрав подходящее место в лесу, у воды, ставили небольшую избу, венцов в пять-шесть, а речку запружали. Помещение освещалось маленькими волоковыми оконцами, а для обогрева помещения зимой ставили печку, которая отапливалась по-черному, без трубы.

Снаружи, около плотины, к стене дома прилаживали огромное водоналивное колесо. Вода, переливавшаяся через плотину, заполняла ковши, и колесо начинало вращаться, приводя в движение металлические валы — станки. Для экономии сил и средств такие токарни чаще строили две, а то и четыре семьи.
Помещение токарни внутри совсем небольшое — 4x4 метра. Кроме печи и двух токарных станков, на стенах устроены полки для готовых изделий. Печь устьем повернута к двери, чтобы скорее выходил наружу дым.
Перед началом работы токарь берет отрезок бревна размером 70—80 сантиметров и, заостряя один конец, загоняет бревно в патрон вала станка. Затем поворачивает рычаг, освобождая колесо, и оно начинает вращаться, приводя в движение станок. Все время меняя инструмент, мастер начинает обрабатывать вращающийся кряж. Вот в его руке «трубка» — округлый нож на длинной рукояти (она необходима для упора). Этим ножом он снимает с кряжа кору и все неровности древесины. Затем «гладильником» прямым ножом — зачищает всю цилиндрическую поверхность кряжа.
Дальше следует очень ответственная операция. Заготовку дерева нужно разметить на то число чашек, которое должно получиться. Токарь делает это на глазок, но по тому, как точны до сантиметра размеченные по величине части кряжа, виден большой опыт и отработанное до виртуозности мастерство. Легко, словно играючи, прикасается он к вращающемуся деревянному цилиндру. Падает, завиваясь в кудрю, тонкая стружка, и по всему помещению распространяется запах свежего дерева.
Обработав наружную поверхность (закруглив стенки и обозначив донце чашки), мастер ножами-крючками выбирает внутреннюю ее часть, заглаживает внешние стенки, и вот на наших глазах за считанные минуты из куска дерева появляется готовая чашка. Чашка такой безукоризненной формы, с такими ровными стенками, что хочется погладить ее, подержать в руке, полюбоваться первозданной красотой естественного дерева. Закончив обработку одною кряжа, токарь вставляет другой, и работа продолжается.
За день опытный мастер мог выточить до сотни чашек. А в Хохлому в эпоху расцвета точения посуды свозили до миллиона штук изделий ежегодно.

То же отработанное временем мастерство было у ковшечника и ложкаря. Вырезая ковш, мастер в куске дерева заранее видел будущий образ изделия, и под его искусным резцом естественные изгибы и сучки становились то птицей с лебединой шеей, то горделиво выгнутой головой коня, а то вдруг закручивались петлей, напоминая неведомое существо, готовое то ли уплыть, то ли взлететь.
Взяв определенной величины кусок дерева — баклушу, ложкарь разрубал ее на то количество кусков, сколько, по его мнению, могло получиться ложек. Еще несколько ударов — и перед нами почти готовая ложка. Затем предстоит ее окончательная отделка. Крючком-ножом (таким же, как у токаря, но коротким) выбирается внутренняя часть лопасти, поверхность обстругивается, заглаживается, и изделие готово.

На выделке ложек трудились всей семьей, и здесь наметилось твердое разделение труда: самые ответственные операции (пока обрубок не приобретал четкую форму ложки) входили в обязанность мужчин. Отделывали поверхность ложек женщины или дети, а окончательно подправляли их снова мужчины.
Готовые ложки поступали в Семенов, где их скупали и отдавали в окраску. Каждую неделю в город свозилось до полумиллиона штук.

Окраска изделий Хохломы и есть тот волшебный процесс, когда обычное белое дерево приобретает блеск и красоту позолоты.

Поскольку обработка изделий происходила с применением олифы и закалкой в печи, помещение наполнялось одурманивающим запахом горелого масла. Поэтому мастера если имели возможность, то производили окраску в отдельных помещениях — красильнях. У кого отдельного помещения не было — работали в жилой избе.
Красильня представляла собой бревенчатый сруб с большими печами, отапливалась она по-черному. Освещалось помещение небольшим оконцем. Печи были с низким устьем, так как над ним до потолка размещались специальные полки для сушки изделий. Такие же полки шли и вдоль стены — на них ставили готовые изделия.
В селениях, где окрашивали ложки, отдельных красилен было немного: на десять деревень приходилось всего двадцать пять красилен, причем распределялись они весьма неравномерно.
Процесс изготовления хохломской росписи изделий начинался с просушки. Белая посуда точилась из сырого дерева, поэтому суток двенадцать — пятнадцать выдерживалась при комнатной температуре. Затем производили вгонку — изделия грунтовали, обмазывали глиной).
Дело в том, что древесина очень пористый материал, и, чтобы закрыть все поры, создать водонепроницаемый слой, ее нужно было промазать. Хорошим материалом для этого оказалась обычная глина, которая и сейчас в большом количестве добывается на берегу Волги, у Городца. Прежде красильщики ее покупали из такого расчета: пуд глины — пуд муки.
Эту глину хохломичи называют вапом, отчего и сам процесс пропитки изделий глиной стал называться ваплением. Глину растворяли в теплой воде, разминали кусочки и размешивали, получая раствор определенной густоты, Затем свернутый лоскуток овечьей шкуры опускали в раствор и смазывали стенки изделия толстым опоем. После этого изделие на некоторое время оставляли — раствор должен был впитаться в древесину. Затем смазывали снова. Провапленное таким образом изделие с образовавшейся на нем глиняной коркой ставили на доски, где оно должно было высохнуть.
Высохшее изделие пропитывали льняным невареным маслом при помощи кусочков шерсти. Небольшое время его снова выдерживали, чтобы слой глины смешался с маслом, а затем шлифовали, протирая всю поверхность изделия лычным мочалом и окончательно — отрепьем льна (отходами при его обработке). Цель шлифовки — вогнать в поры дерева промасленную массу и удалить песчинки и всю лишнюю массу. После шлифовки изделие ставили для просушки на досках в истопленную печь и держали там четыре-пять часов.
Третья операция — шпаклевка, то есть замазка изделия смесью глины с олифой. Эта смесь должна заделать все неровности, сучки, трещины и другие дефекты древесины. Готовую замазку мастер кладет на нужное место и притирает пальцем, удаляя скребком лишнюю массу. Прошпаклеванное изделие снова ставится для просушки.
Следующий этап — обработка олифой для создания на изделии масляной пленки.
Приготовление олифы — особый и сложный процесс, который знали только старые мастера, храня друг от друга секрет ее состава. Олифой изделия промазывались три раза, каждый раз в промежутках снова и снова подсушивались и лишь после этого ставились в печь при температуре 80-90 градусов. Только теперь, на пятой операции, проолифенное изделие лудили - обмазывали оловянным порошком, чтобы оно стало сначала серебряным, а потом, под олифой, золотым.
В конце XIX века был изобретен алюминиевый порошок, которым стали пользоваться вместо олифы. Лужение холодным способом (от обычного горячего способа дерево могло загореться) — гениальная находка хохломичей. Долго держали в секрете этот способ, и лишь в наше время он стал широко известен. Заключается он в умении при разнообразных сложных манипуляциях с разными составными веществами превращать бруски олова в мелкий порошок, который и втирается особым тампоном — куколкой — в проолифенное изделие так, что оно становится светлым и блестящим, как серебро. Луженое изделие готово к расписыванию красками.
Если предыдущие операции были связаны с чисто техническими приемами, то на этом этапе требуется умение свободно писать кистью.
В прошлом хохломские мастера работали семьями, и с ранних лет ребенок приобщался к художественному мастерству. Поэтому так свободно владеет хохломич техникой росписи. Его рука то нажимает на кисть и проводит широкую сочную полосу, то ведет ее легко и свободно, и на предмете возникает тончайшая, еле видимая линия.
Расписанные луженые изделия ставили в печь для закалки. Олифа от печного жара желтела, и под ее пленкой серебро начинало светиться золотом.
Труд этот был очень тяжелым. Как уже отмечалось, только состоятельные крестьяне имели красильни, а те, кто победнее, производили окраску в том же помещении, где жили.
Вот что рассказывала Софья Ивановна Родичева, красильщица из Семенова, в свое время пятнадцать лет проработавшая на скупщика, купца Булганина: «В избе было копотно, дымно и грязно, угарно от краски. Иногда так сильно угорали, что лежали по трое суток, теряли зрение. Вообще у всех красильщиков к старости зрение становилось очень плохое».
Русские печи в домах красильщиков, так же как и в красильнях, были с низким устьем. Верх печи огораживали досками, поперек их укладывали брусья — колосники. На специальных досках на колосники и ставили подсушивать ложки.
В красильнях работать было легче, хотя тоже не просто. В печь окрашенную посуду ставили сразу, как только печь истопится и из нее выгребут жар, а для того чтобы разместить посуду в глубине топки, нужно было залезать внутрь. Для этого надевали на себя брюки, пиджак, сапоги, старались все делать быстрее, но когда вылезали — одежды уже дымились. На печь за один раз закладывали до пятидесяти тысяч ложек, а в печь — от пяти до восьми тысяч.

Современный технологический процесс хохломской росписи

1- Выточенную или вырезанную прошлифованную заготовку грунтуют (методом окунания). В качестве грунтовки применяется глина (вапа) или грунтовка (№ 138).

2- Про грунтованную заготовку протирают мягкой губкой и сушат при комнатной температуре 6-8 часов.

3- Заготовку покрывают 2-3 раза олифой или смесью олифы и лака в равных частях.

4- Промежуточная сушка при комнатной температуре в течении 5 часов.

5- Втирание алюминиевого порошка мягкой кожей или замшей до получения зеркальной поверхности.

6- Художественная роспись масляными красками, разведенными натуральной олифой.

7- Сушка 24 часа на стеллажах при температуре 20-25°С или 1.5-2 часа в электропечи при температуре 100°С.

8- Лакирование 3-5 раз лаком ПФ-283,с промежуточной сушкой и шлифовкой.

9- Сушка 2-3 часа при комнатной температуре и 15-20 минут в электропечи при температуре 200°С или 3-4 часа в электропечи при температуре 130-140°С до появления золотистого оттенка.

В настоящие время изделия с хохломской росписью производят несколько десятков предприятий, но подлинных хохломских центра два: это «Хохломской художник» в селе Семино и «Хохломская роспись» в г. Семенове. Семинская роспись более традиционна, ближе к своим истокам - крестьянской посуде. Семеновские мотивы более фантазийные и изысканы, предназначены для более взыскательных покупателей.

Одним из самых старинных промыслов художественно-прикладного искусства в России является хохломская роспись. Более трехсот лет умельцы изготавливают невероятно красивую посуду, которую уже можно назвать визитной карточкой русского народа. Процесс создания шедевра достаточно сложный, включает как создание заготовок и их обработку, так и дальнейшая роспись. Но освоить это мастерство сможет каждый, достаточно лишь узнать об характерных особенностях творческого процесса.

Одним из самых старинных промыслов художественно-прикладного искусства в России является хохломская роспись

Сложные орнаменты принято наносить на изделия с помощью трафарета, но для того, чтобы научиться этой разновидности росписи, необходимо освоить азы. Самые простые узоры наносятся кистью.

Новичкам лучше освоить сначала следующие из них:

  • травинка. Узор представляет собой выгнутую вбок линию. Кисть прижимается в центре, а с краев нажим сводится к минимуму. Отмечается плавное, но сильное утолщение;
  • завиток. Элемент более сложный. Кисть проводится с одинаковой степенью нажима, при этом линия должна быть скручена, как улитка;
  • капелька. Идеально подходит для тренировки нажима. Кисть при этом нужно ставить основанием ворсинок и проворачивать на 180 градусов, медленно убирая с поверхности т протягивая вперед;
  • кустик. Капельки рисуют в виде веера, а в их основании ставят н6ебольшую точечку;
  • листик. Рисование этого узора достаточно простое. Необходимо просто в зеркальном отражении вывести травинки, выгнув их наружу, а пустоту внутри заполнить краской аналогичного цвета.

Галерея: хохломская роспись (25 фото)


















Мастер-класс по хохломской росписи (видео)

Элементы хохломы для детей-дошкольников: поэтапные шаблоны

Даже маленький ребенок может своими руками создать узор под хохлому, освоив элементарные навыки . Чтобы создать узор, достаточно изготовить штамп из трубочки и бумаги, в который и будет обмакиваться краска. Более мелкие элементы уже рисуют кистью.

Даже маленький ребенок может своими руками создать узор под хохлому, освоив элементарные навыки

Рисуем с детьми:

  • брусничка. С помощью штампа рисуются красные кружочки, дополнять которые другими элементами нет необходимости;
  • смородина. Возле травинки собираются ягодные кружки, на которых кистью необходимо расставить золистые точки;
  • рябина. Штампом рисуются ягоды, а кисточкой добавляются достаточно узкие и вытянутые капельки, а также листики в основании получившейся грозди. Дополнительно нужно сделать вкрапления золотого цвета;
  • малина. Штампом рисуются шесть кругов, не соблюдая при этом определенного расстояния, но немного накладываясь один на один. Блики добавляются используя технику травинок. Дополнительно кистью ставятся точки;
  • чашелистик. Вместе собираются травинки, рисуется веточка и листочки.

Украшаем кухонную доску: роспись под хохлому по дереву

Хохломская роспись чаще используется при нанесении рисунка по дереву . Нередко умельцы прибегают к украшению классическими узорами кухонных досок. Такое изделие можно преподнести в качестве сувенира гостям, либо же украсить собственную кухню.

Что понадобится:

  • разделочная доска;
  • клей;
  • гуашь;
  • яичный белок;
  • бумага;
  • карандаш;
  • кисти для рисования;
  • малярная кисть.

Хохломская роспись чаще используется при нанесении рисунка по дереву

Ход работы:

  1. Доску промазать яичным белком и оставить высыхать.
  2. Взять бумагу и на ней карандашом нарисовать эскиз.
  3. На доску теперь нанести золотую краску и дать время ей высохнуть.
  4. Рисунок перевести на доску.
  5. Цветочные орнаменты и ягоды раскрасить в красный цвет.
  6. Прорисовать стебельки и прожилки тонкими полосками.
  7. Обвести тонко кисточкой все контуры.
  8. Раскрасить доску таким образом, чтобы рисунок получился на черном фоне.
  9. После высыхания краски продолжить раскраску.
  10. Добавить зеленую травку.

После полного высыхания доски нанести на всю ее плоскость лак.

Хохломская роспись на тарелке: пошаговое описание

Украсить тарелку орнаментом совершенно не сложно. Нарисованные элементы выглядят красочно, торжественно. Справится с этой задачей даже школьник.

Что понадобится:

  • акриловые краски;
  • карандаш;
  • кисточки;
  • палитра;
  • одноразовая тарелка;
  • баночка;
  • орнамент.

Украсить тарелку орнаментом совершенно не сложно

Ход работы:

  1. Выбрать узор, который будет наноситься на тарелку. Это может быть петух, птица или простые ягоды.
  2. Перенести орнамент на тарелку.
  3. Бон сделать красным.
  4. Аккуратно раскрасить все остальные элементы.
  5. Обязательно сделать ободок черного цвета как по внутренней стороне тарелки, так и по краю.
  6. Добавить по ободку капельки.
  7. Оставить тарелку до полного высыхания в подходящем месте.
  8. Нанести лак и дать изделию высохнуть.

Шкатулка под хохлому: мастер-класс

Само название этого изделия указывает на его благородство и изящество. Шкатулка получается сказочной, традиционно красочной, но весьма необычной.

Что понадобится:

  • краски;
  • фоновая краска (бронза или медь);
  • малярный скотч;
  • беличьи кисти;
  • кисточка для лака;
  • карандаш;
  • калька;
  • наждачная бумага;
  • шкатулка из дерева.

Шкатулка получается сказочной, традиционно красочной, но весьма необычной

Ход работы:

  1. Все неровности на шкатулке заштукатурить. Только после того, как поверхность станет гладкой, можно приступать к работе.
  2. Покрыть поверхность изделия фоновой краской и подождать, пока она высохнет.
  3. На бумаге нарисовать рисунок, который в дальнейшем будет нанесен на шкатулку.
  4. После того, как шкатулка высохнет, карандашом перенести на нее подготовленный эскиз. Для этого прикрепить бумагу к самой шкатулке с помощью скотча.
  5. Обвести контур рисунка черной краской, используя самую тонкую кисть.
  6. Закрасить и более крупные элементы черным цветом.
  7. Подождать, пока черная краска просохнет.
  8. После этого разукрасить все остальные элементы и дать краске еще время просохнуть.
  9. Дополнительно украсить изделие усиками, капельками.

Нанести на шкатулку лак (не менее двух слоев) и дать ему просохнуть.

Самые популярные орнаменты хохломской росписи

Перед тем, как приступить к столь оригинальному крашению кувшина или тарелки, необходимо узнать, какие из орнаментов чаще всего используются в процессе творчества.

В большинстве случаев мастера прибегают к нанесению следующих из них:

  • травяной узор. Трава в данном случае лишь отдаленно напоминает растущую на лугу осоку. Наносят ее на изделия лишь в черном либо красном цвете, но тем не менее воспринимается этот узор травяным;
  • рыжик. Это узор из отдельных травинок. Его используют в процессе обрамления различной кухонной утвари;
  • Кудрина. Для орнамента характерны всевозможные завитки, колечки, ненавязчиво огибающие ягоды и цветы. Применим при росписи округлых предметов, а также плоских, таких как стулья и столы;
  • Пряничный. Это геометрическая фигура, которая вписывается в ромб либо же квадрат. В центре орнамента рисуют солнца с закрученными лучами.

Хохлома: уроки росписи (видео)

Роспись по дереву – это настоящее искусство, овладеть которым при желании может каждый. Естественно, что с появлением современных материалов, необходимость в закалке таких изделий уже отпадает. Кроме того, все заготовки можно приобрести в специализированных магазинах. Творческий процесс при этом становится максимально простым, но не менее увлекательным.

Хохломская роспись как традиционный художественный промысел возникла в XVII веке в Нижегородской губернии и получила свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия.

На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи, вот две наиболее распространенные:

Первая версия

По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам.

Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «старообрядцев», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».

Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVII-XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев - живописную культуру, мастерство «тонкой кисти». И, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.

Вторая версия

Но есть документы, свидетельствующие о другом. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды еще в 1640-1650 годах, до появления старообрядчества.
В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семеновское» (будущий город Семенов - один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда - братины, ковши, блюда для праздничного стола - окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка.Способ окраски деревянной посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла.

Хохлома – декоративная роспись деревянной посуды. Этот вид художественного народного помысла зародился в XVII веке в деревнях близ торгового села Хохломы Нижегородской области. В XX веке центром промысла стали село Семино и город Семенов, где и по сей день находится фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись».



Отличительна черта росписи - это растительный орнамент, выполненный черной и красной красками на золотистом фоне. Для того, чтобы посуда получила золотой отблеск, на неё наносится оловянный порошок, котороый, после обжига в печи дает медово-золотистый оттенок.
Есть два вида хохломской росписи: «верховая», когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся рисунок, и «под фон», когда перед раскраской намечается контур орнамента, а только потом фон заполняется черной краской.

Хохломская роспись легко узнаваема по своим традиционным элементам: цветы, ягоды земляники и рябины, а иногда и птицы. Роспись выполняется тонкой кистью и наносится только вручную, поэтому орнамент никогда не повторяется. Ей украшается посуда, ложки, ковши и даже некоторые предметы домашней мебели.

Сейчас в городе Семенове работает художественное училилище, готовящее мастеров хохломской росписи.
















Хохлома: посуда, достойная царского стола за окошком осень, и самое время вспомнить о замечательном, очень осеннем народном промысле - хохломской росписи не правда ли, глядя на неё, можно согреться душой.. помню в детстве у нас в доме были такие ложки которая была чуть попроще - отдали мне, с ней борщ был намного вкуснее)))) остальные лежали для красоты Хохломская роспись - уникальное явление в мировой культуре. Этот стиль росписи деревянной посуды исконно русский, нигде в мире более неповторяющийся!


Хохломская роспись зародилась в Заволжье, а свое название получила по одному из сел Нижегородского округа - Хохломы. Во второй половине XVII века после церковных реформ очень много старообрядцев искало убежища в этих местах. Среди них были иконописцы, благодаря которым и появилась хохломская роспись.


При росписи икон использовалась такая технология: чтобы окрасить фон в золотой цвет, мастера использовали не золото, а более дешевый порошок серебра. После росписи икону покрывали льняным маслом и запекали в печи, в результате чего фон становился золотого цвета. Вот такая алхимия! Подобную технологию мастера стали испольовать в хохломской росписи, только вместо серебра брали порошок олова (а в настоящее время - алюминия) , но результат тот же - изделие становилась солнечно-золотым. Поистине, посуда, достойная царского стола, но доступная и простым людям!


Основные цвета, используемые в хохломской росписи: золотой, черный и красный. Иногда эти цвета дополняют зелёным, коричневым, оранжевым, желтым. Мотивы, используемые в росписи, в основном природные: это травы, цветы, ягоды, У верховой росписи есть несколько разновидностей, вот так называяемая «травная роспись» - самая простая из хохломской:




А это роспись «под листок», «под ягодку»:
Вот такая верховая роспись называется «Пряник» или «Рыжик» и символизирует солнце:
Фоновая же роспись выполняется так: мастер черным или красным цветом прорисовывает контуры композиции, а затем закрашивает фон и прорисовывает штрихами детали. Это очень трудоемкая работа! К фоновой росписи относится вид композиции, которая называется «кудрина» - причудливые узорчатые листочки, цветы и плоды:
Бывает ещё и зелёная хохлома. Делают такую роспись на предприятии «Хохломская Роспись» города Семенова, Нижегородской области.
Говорят, что когда-то на это предприятие приезжала Людмила Зыкина и попросила сделать для себя что-нибудь с её любимыми цветами - ландышами. В её просьбе ей не отказали, а потом и запустили этот вариант росписи в массовое производство. И ведь какой замечательный узор получился! Спасибо Людмиле Георгиевне Зыкиной, что вдохновила мастеров на создание нового стандарта хохломы. Очень приятно и радостно, что такой древний и уникальный народный промыслел не только процветает по сей день, но ещё и гармонично развивается.И, вот такой шедевр современной хохломы






В XIX веке хохломскую посуду можно было встретить не только в России, но и в Персии, Индии, Средней Азии, США и Австралии. А в наше время хохломская посуда получила еще большее распространение.
С середины 1960-х и по настоящее время предприятие «Хохломская роспись» является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью, а город Семенов по праву считается столицей золотой хохломы.
Отработанная веками оригинальная технология золочения деревянных изделий, пришедшая из иконописи, практически без изменений сохранилась до настоящего времени.
Сначала из высушенной липовой древесины вытачивают готовую для дальнейшей обработки токарную посуду: чаши и бочата, подставки и вазы, вырезают ложки и ковши.
Далее их сушат и покрывают специальным грунтом красно-коричневого цвета, отчего все они становятся похожими на глиняные. Затем пропитывают вареным льняным маслом (олифой) и натирают алюминиевым порошком. Они становятся матово-блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи. Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком и закаливают в печи при температуре 120–130 градусов. Образовавшаяся лаковая пленка придает серебристой поверхности золотой блеск. Таким образом дерево превращается в «золото».
Благодаря специальному покрытию лаком и высокотемпературной обработке изделия получаются практичны и безопасны в использовании. Из хохломской посуды можно пить и есть, причем она не теряет своего внешнего вида от холодных и горячих блюд, а также соленых и кислых продуктов.
Вся продукция предприятия ЗАО «Хохломская роспись» сертифицирована и защищена международно зарегистрированным товарным знаком «Семенов. Хохломская роспись».
Изделия с хохломской росписью - это визитная карточка не только Нижегородской области, но и всей страны в целом.
Семеновская матрешка, выпускаемая на предприятии «Хохломская роспись», для многих людей в мире олицетворяет символ России.
Хохломские изделия поставляются на внутренний российский рынок от Калининграда до Владивостока, а также во многие страны мира, где высокий интерес к ним не угасает на протяжении многих столетий.
В ассортименте предприятия насчитывается более 1800 наименований изделий утилитарного и декоративного назначения - это наборы для ухи, десерта, сервизы (около 100 видов, в некоторых до 180 предметов), резные ковши, братины, подсвечники , вазы, поставцы, бочата, штофы, панно, музыкальные шкатулки, ложки и расписная мебель.
Помимо основного ассортимента, на предприятии подготовили сувенир, выпущенный для Олимпиады-2014 в Сочи.
А также матрешку с символом зимней Олимпиады в Сочи.
В состав предприятия входят большие цеха: первый и второй художественный цех, столярный, сушильно-заготовительный, экспериментальный, прессовый, транспортный, тарный, а также склад материалов и цех комплектации готовых изделий
Работа на предприятии «Хохломская роспись» в Нижегородской области.