Описание

Памятник «Медный всадник» давно ассоциируется с городом Санкт-Петербургом, его считают одним из главных символов города не Неве.

Медный всадник. Кто изображен на памятнике?

Один из самых красивых и знаменитых конных памятников в мире посвящен Российскому императору Петру I.


В 1833 году великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным была написана знаменитая поэма «Медный всадник», которая и дала второе название памятнику Петру I на Сенатской площади.

История создания памятника Петру I в Санкт-Петербурге

История же создания этого грандиозного монумента относится к эпохе правления императрицы Екатерины II, которая считала себя преемницей и продолжательницей идей Петра Великого. Желая увековечить память о царе-реформаторе, Екатерина повелевает воздвигнуть монумент Петру I. Являясь поклонницей европейских идей просвещения, отцами которых она считала великих французских мыслителей Дидро и Вольтера, государыня поручает князю Александру Михайловичу Голицыну, обратится к ним за рекомендациями для выбора скульптора, который способен был бы воздвигнуть монумент Великому Петру. Метры рекомендовали скульптора Этьен-Мориса Фальконе, с которым 6 сентября 1766 года и был подписан контракт на создание конной статуи, за довольно небольшое вознаграждение – 200 000 ливров. Для работы над памятником, Этьен-Морис Фальконе, которому к тому времени уже было пятьдесят лет, прибыл с молодой семнадцатилетней помощницей - Мари-Анн Колло.



Этьен-Мориса Фальконе. Бюст работы Мари-Анн Колло.


Императрице Екатерине II, памятник представлялся конной статуей, где Петр I должен был изображен в виде римского императора с жезлом в руке - это был общепринятый европейский канон, своими корнями, уходивших во времена прославления властителей Древнего Рима. Фальконе видел статую иной – динамичной и монументальной, равной по своему внутреннему смыслу и пластическому решению гению человека, создавшего новую Россию.


Остались записки скульптора, где он писал: "Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побеждённых им трудностей".


Сегодня памятник «Медный всадник», который знают во всем мире, как символ Санкт-Петербурга – император с распростертой рукой на вздыбленном коне на пьедестале в виде скалы, для того времени был абсолютно новаторским и не имевших аналогов в мире. Немалых трудов стоило мастеру убедить в правильности и грандиозности своего гениального решения главную заказчицу памятника – императрицу Екатерину II.


Над моделью конной статуи Фальконе работал три года, где главной проблемой мастера была пластическая трактовка движения коня. В мастерской скульптора был сооружен специальный помост, с тем же углом наклона, который должен был быть у постамента «Медного всадника», на него взлетали наездники на лошадях ставя их на дыбы. Фальконе внимательно наблюдал за движениями коней и делал тщательные зарисовки. За это время Фальконе сделал множество рисунков и скульптурных моделей статуи и нашел именно то пластическое решение, которое и было взято за основу для памятника Петру I.


В феврале 1767 года в начале Невского проспекта, на месте Временного Зимнего дворца, возводят здание для отливки «Медного Всадника».


В 1780 году модель памятника была закончена и 19 мая скульптура была открыта на две недели для всеобщего обозрения. Мнения в Санкт-Петербурге разделились – одним конная статуя понравилась, другие критически отнеслись к будущему самому известному памятнику Петру I (Медному всаднику).



Интересен тот факт, что голову императора вылепила ученица Фальконе Мари-Анн Колло, ее вариант портретного изображения Петра I понравился Екатерине II и государыня назначила молодому скульптору пожизненную пенсию в 10 000 ливров.


Отдельную историю имеет постамент «Медного всадника». По замыслу автора памятника Петру I, постаментом должна была быть естественная скала, по форме напоминающуюая волну, символизируя выход России к морю под началом Петра Великого. Поиски каменного монолита начались сразу с началом работ над скульптурной моделью и в 1768 году гранитная скала была найдена в районе Лахты.

Известно, что о находке гранитного монолита сообщил крестьянин Семён Григорьевич Вишняков. По легенде, бытовавшей среди местного населения, когда-то в гранитную скалу ударила молния расколов ее, откуда и появилось название «Гром-камень».


Для изучения пригодности камня для постамента в Лахту был отправлен инженер граф де Ласкари, который и предложил использовать цельный гранитный массив для монумента, он же сделал расчет плана транспортировки. Идея была такова – проложить в лесу дорогу от места нахождения камня и переместить его к заливу, а там по воде доставить к месту установки.


26 сентября 1768 года начались работы по подготовке для перемещения скалы, для чего ее сначала полностью откопали и отделили ту отколотую часть, которая должна была послужить постаментом памятника Петру I (Медного всадника) в Санкт-Петербурге.


Весной 1769 года «Гром-камень» при помощи рычагов установили на деревянную платформу и в течении всего лета готовили и укрепляли дорогу; когда ударили морозы и грунт промерз, гранитный монолит начали перемещать в сторону залива. Для этих целей была придумано и изготовлено специальное инженерное устройство, которое представляло из себя платформу, опирающуюся на тридцать металлических шаров, передвигавшуюся по обитым медью деревянным желобчатым рельсам.



Вид Камня Грома, во время перевоза его в присутствии императрицы Екатерины II.


15 ноября 1769 года началось перемещение гранитного колосса. Во время передвижения скалы, ее обтесывали 48 мастеров, придавая форму, задуманную для пьедестала. Этими работами руководил каменных дел мастер Джованни Джеронимо Руска. Перемещение глыбы вызывало большой интерес и на это действие специально приезжали посмотреть из Санкт-Петербурга. 20 января 1770 года, в Лахту пожаловала сама императрица Екатерина II и лично наблюдала за движением скалы, которую при ней переместили на 25 метров. По ее указу, транспортная операция по перемещению «Гром-камня» была отмечена отчеканенной медалью с надписью "Дерзновению подобно. Января, 20. 1770". К 27 февраля гранитный монолит достиг берега Финского залива, откуда по воде должен был отправиться в Санкт-Петербург.


Со стороны берега через мелководье была сооружена специальная дамба, уходившая в залив на девятьсот метров. Для перемещения скалы по воде было изготовлено большое плоскодонное судно – прам, которое передвигалось при помощи силы триста гребцов. 23 сентября 1770 года, судно пришвартовалось на набережной у Сенатской площади. 11 октября пьедестал для «Медного всадника» был установлен на Сенатской площади.


Отливка самой статуи проходила с большими трудностями и неудачами. Из-за сложности работ многие мастера-литейщики отказывались от отливки статуи, а иные запрашивали слишком высокую цену за изготовление. В итоге Этьен-Морису Фальконе самому пришлось изучать литейное дело и в 1774 году приступить к отливке «Медного всадника». По технологии изготовления статуя изнутри должна быть полой. Вся сложность работ заключалась в том, что толщина стенок в передней части статуи должна была быть тоньше толщины стенок задней части. По расчетам более тяжелая задняя часть придавало статуе устойчивость, имевшей три точки опоры.


Изготовить статую удалось только со второй отливки в июле 1777 года, еще год велись работы по ее окончательной отделке. К этому времени отношения между императрицей Екатериной II и Фальконе испортились, венценосная заказчица была не довольна затягиванием сроков окончания работ над памятником. Для скорейшего завершения работ государыня назначила в помощь скульптору часовых дел мастера А. Сандоц, который занялся окончательной чеканкой поверхности памятника.


В 1778 году Этьен-Морис Фальконе, покидает Россию, так и не восстановив расположения государыни и не дождавшись торжественного открытия самого главного в своей жизни творения – памятника Петру I, который весь мир теперь знает как памятник «Медный всадник» в Санкт-Петербурге. Этот монумент был последним творением мастера, больше он не создал ни одной скульптуры.


Окончанием всех работ по памятнику руководил архитектор Ю.М. Фельтен – пьедесталу была придана окончательная форма, после установки скульптуры, под копытами коня появилось выполненное по проекту архитектора Ф.Г. Гордеев, скульптурное изваяние змеи.


Желая подчеркнуть свою приверженность петровским реформам, императрица Екатерины II повелела украсить постамент надписью: "Екатерина II Петру I".

Открытие памятник Петеру I

7 августа 1782 года, ровно в день столетия вступления Петра I на престол, было решено приурочить торжественное открытие памятника.



Открытие монумента императора Петра I.


На Сенатской площади скопилось множество горожан, присутствовали иностранные официальные лица и высокопоставленные приближенные ее величества – все ожидали прибытия императрицы Екатерины II для открытия монумента. Памятник был укрыт от взоров специальной полотняной оградой. Для военного парада были выстроены гвардейские полки под командованием князя А. М. Голицына. Государыня в парадном облачении прибыла в шлюпке по Неве, народ приветствовал ее овациями. Поднявшись на балкон здания Сената, императрица Екатерина II подала знак, пелена укрывающая монумент упала и перед восторженным людом возникла фигура Петра Великого, восседающего на вздыбленном коне, триумфально простирающего свою десницу и взглядом устремленным в даль. Гвардейские полки под барабанную дробь двинулись парадом по набережной Невы.



Императрица по случаю открытия памятника издала манефест о прощении и даровании жизни всем приговоренным к казни, были освобождены узники, томившиеся в заключении более 10 лет за казенные и частные долги.


Были выпущена серебряная медаль с изображением монумента. Три экземпляра медали были отлиты из золота. Екатерина II не забыла о создателе памятника, по ее указу золотую и серебренную медали вручил в Париже великому скульптору князь Д. А. Голицын.



Медный всадник был свидетелем не только торжеств и праздников, которые проходили у его подножья, но и трагическим событиям 14 (26) декабря 1825 года – восстания декабристов.


К празднованию 300-летия Санкт-Петербурга Памятник Петру I был отреставрирован.


В наше время, как и прежде это самый посещаемый памятник Санкт-Петербурга. Медный всадник на Сенатской площади, часто становится центром для проведения городских торжеств и праздников.

Информация

  • Архитектор

    Ю. М. Фельтен

  • Скульптор

    Э. М. Фальконе

Контакты

  • Адрес

    Санкт-Петербург, Сенатская площадь

Как добраться?

  • Метро

    Адмиралтейская

  • Как добраться

    От станций «Невский проспект», «Гостиный двор», "Адмиралтейская"
    Троллейбусы: 5, 22
    Автобусы: 3, 22, 27, 10
    до Исаакиевской площади, далее пешком к Неве, через Александровский сад.

"Медный всадник" — памятник первому российскому императору Петру I, стал одним из символов Санкт-Петербурга . Его торжественное открытие, приуроченное к 20-летию царствования императрицы Екатерины II, состоялось 18 августа (7 августа по старому стилю) 1782 года на Сенатской площади.

Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла .

Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьена-Мориса Фальконе, давно мечтавшего создать монументальное произведение. Эскиз из воска был сделан мастером еще в Париже, а после приезда его в Россию в 1766 году началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.

Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить царя как "созидателя, законодателя и благодетеля своей страны", который "простирает десницу над объезжаемой им страной". Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, но впоследствии, внес изменения в образ, стремясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы.

Отливка памятника состоялась в конце августа 1774 года. Но выполнить ее за один раз, как рассчитывал Фальконе, не удалось. Во время отливки в литейной форме образовались трещины, через которые стал вытекать жидкий металл. В мастерской начался пожар.

Самоотверженность и находчивость литейного мастера Емельяна Хайлова позволили погасить пламя, но вся верхняя часть отливки от колен всадника и груди лошади до их голов была непоправимо испорчена, и ее пришлось срубить. За время между первой и второй отливкой мастера заделали и зачеканили отверстия, оставшиеся в отлитой части монумента от труб (литников), по которым в форму подавался жидкий металл, и отшлифовали бронзу. Верхняя часть статуи была отлита летом 1777 года.

Затем началось соединение двух частей скульптуры и заделка шва между ними, чеканка, шлифовка и патинировка бронзы. Летом 1778 года отделка монумента была в основном завершена. В память об этом Фальконе выгравировал на одной из складок плаща Петра I надпись на латинском языке: "Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778". В августе того же года скульптор покинул Россию , не дождавшись открытия монумента.

Наблюдение за ходом работ по сооружению монумента после отъезда французского скульптора из России вел архитектор Юрий Фельтен .

Опорой памятнику служит попранная конем змея работы скульптора Федора Гордеева, символизирующая зависть, косность и злобу.

Подножие скульптуры — гигантская гранитная глыба, так называемый гром-камень, была найдена в 1768 году на берегу Финского залива, близ деревни Конная Лахта. Доставка колоссального монолита массой около 1,6 тысячи тонн к месту сооружения памятника была закончена в 1770 году. Сначала его везли по суше на платформе с желобчатыми полозьями, которые через 32 бронзовых шара опирались на переносные рельсы, уложенные на подготовленную поверхность, а затем на специально построенной барже. По рисунку архитектора Юрия Фельтена камню была придана форма скалы, в результате обработки его размеры значительно уменьшились. На постаменте на русском и латинском языках смонтирована надпись: "Петру Первому Екатерина Вторая". Установкой памятника руководил скульптор Гордеев .

Высота скульптуры Петра I составляет 5,35 метра, высота постамента — 5,1 метра, длина постамента — 8,5 метра.

В статуе Петра, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка царя, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли.

Монументальная статуя всадника, властной рукой сжимающего поводья вздыбленного в стремительном порыве коня, символизирует рост могущества России.

Место расположения памятника Петру I на Сенатской площади выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры Этьен Фальконе поступил по-своему, установив памятник ближе к Неве.

Сенатская площадь после открытия памятника получила название Петровская, в 1925-2008 годах называлась площадь Декабристов. В 2008 году ей вернули прежнее название — Сенатская.

Благодаря Александру Пушкину, использовавшему фантастический сюжет об ожившем памятнике во время потрясшего город наводнения в своей поэме, бронзовый монумент Петра .

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) монумент был укрыт мешками с песком, поверх которых был сооружен деревянный футляр.

"Медный всадник" неоднократно реставрировался. В частности, в 1909 году была спущена накопившаяся внутри памятника вода и заделаны трещины, в 1912 году в скульптуре были просверлены отверстия для стока воды, в 1935 году устранены все вновь образовавшиеся дефекты. Комплекс реставрационных работ был осуществлен в 1976 году.

Памятник Петру I составляет неотъемлемую часть ансамбля центра города.

В День города в Санкт-Петербурге официальные праздничные мероприятия традиционно на Сенатской площади.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Рейнгольд Глиэр - Вальс из балета "Медный всадник"

Памятник Петру I, бронзовый монумент всадника на вздыбленном коне, взлетевшем на вершину скалы, больше известный благодаря поэме Александра Сергеевича Пушкина как "Медный всадник" - неотъемлемая часть архитектурного ансамбля и один из самых ярких символов Санкт-Петербурга…

Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената.

Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив «Медный всадник» ближе к Неве.

По приказу Екатерины II Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын. Советовали обратиться именно к этому мастеру профессора Парижской академии живописи Дидро и Вольтер, вкусу которых Екатерина II доверяла.

Фальконе было уже пятьдесят лет. Он работал на фарфоровом заводе, но мечтал о большом и монументальном искусстве. Когда поступило приглашение о возведении в России памятника, Фальконе не раздумывая 6 сентября 1766 года подписал контракт. Его условия определяли: памятник Петру должен состоять из «главным образом конной статуи колоссального размера». Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше.

В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. Видение памятника Петру I автором скульптуры разительно отличалось от желания императрицы и большинства русской знати. Екатерина II ожидала увидеть Петра I с жезлом или скипетром в руке, восседающим на коне подобно римскому императору.

Статский советник Штелин видел фигуру Петра в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы. И.И. Бецкой, руководивший работами по сооружению памятника, представлял его фигурой во весь рост, с удерживаемым в руке полководческим жезлом.

Фальконе советовали направить правый глаз императора на Адмиралтейство, а левый — на здание Двенадцати коллегий. Посетивший в 1773 году Санкт-Петербург Дидро задумывал памятник в виде фонтана, украшенного аллегорическими фигурами.
Фальконе же задумал совсем иное. Он оказался упрям и настойчив.

Скульптор писал:

«Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом,— это эмблема побеждённых им трудностей».

Отстаивая право на своё мнение относительно облика памятника Фальконе писал И.И. Бецкому:

«Могли ли Вы себе представить, чтобы скульптор, избранный для создания столь значительного памятника, был бы лишён способности думать и чтобы движениями его рук управляла чужая голова, а не его собственная?»

Споры возникали и вокруг одежды Петра I. Скульптор писал Дидро:
«Вы знаете, что я не одену его по-римски, точно так же, как не одел бы Юлия Цезаря или Сципиона по-русски».

Над моделью памятника в натуральную величину Фальконе работал три года. Работа над «Медным всадником» велась на участке бывшего временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. В 1769 году прохожие могли здесь наблюдать, как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Так продолжалось по несколько часов в день.

У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз. Скульптор избрал для памятника русскую «орловскую» породу.

Ученица Фальконе Мари-Анн Колло вылепила голову «Медного всадника». Сам скульптор трижды брался за эту работу, но каждый раз Екатерина II советовала переделать модель. Мари сама предложила свой эскиз, который оказался принят императрицей. За свою работу девушка была принята в члены Российской Академии художеств, Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10000 ливров.

Змею под ногой коня изваял русский скульптор Ф.Г. Гордеев.

Подготовка гипсовой модели памятника в натуральную величину заняла целых двенадцать лет, она была готова к 1778 году.

Модель была открыта для всеобщего обозрения в мастерской на углу Кирпичного переулка и Большой Морской улицы. Мнения высказывались самые разные. Обер прокурор Синода проект решительно не принял. Дидро увиденным оказался доволен. Екатерина II же оказалась равнодушной к модели памятника — ей не понравилось самовольство Фальконе в выборе облика монумента.

Долгое время никто не хотел браться за отливку статуи. Иностранные мастера требовали слишком большую сумму, а местных умельцев пугал её размер и сложность работы. По расчётам скульптора для сохранения равновесия монумента передние стенки памятника должны были быть выполнены очень тонкими — не более сантиметра. От такой работы отказался даже специально приглашённый литейщик из Франции. Он называл Фальконе сумасшедшим и говорил, что в мире не существует подобного примера отливки, что она не удастся.

Наконец нашёлся литейщик — пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Вместе с ним Фальконе подбирал сплав, делал пробы. За три года скульптор в совершенстве овладел литьём. Начали отливать «Медного всадника» в 1774 году.

Технология была очень сложна. Толщина передних стенок обязательно должна была быть меньше толщины задних. При этом задняя часть становилась тяжелее, что придавало устойчивость статуе, опирающейся всего на три точки опоры.

Одной заливкой статуи дело не обошлось. Во время первой лопнула труба, по которой в форму поступала раскалённая бронза. Была испорчена верхняя часть скульптуры. Пришлось её срубить и ещё три года готовиться ко второй заливке. На этот раз работа удалась. В память о ней на одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».

Об этих событиях Санкт-Петербургские ведомости писали:

«24 августа 1775 года Фальконе вылил здесь статую Петра Великого на коне. Литьё удалось кроме местах в двух фута на два вверху. Сия сожалительная неудача произошла через случай, который предвидеть, а значит, и предотвратить возможности вовсе не было.

Вышеупомянутый случай казался столь страшен, что опасались, дабы всё здание не занялось пожаром, а, следовательно, всё бы дело не провалилось. Хайлов остался неподвижен и проводил расплавленный металл в форму, не теряя бодрости своей нимало при предоставляющейся ему опасности для жизни.

Такой смелостью Фальконе тронутый по окончании дела бросился к нему и от всего сердца целовал и дарил его от себя деньгами».

По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала в виде волны. Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю. Поиском камня-монолита Академия художеств занялась когда ещё не была даже готова модель памятника. Нужен был камень, высота которого составила бы 11,2 метра.

Гранитный монолит был найден в районе Лахты, в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга. Когда-то по местным преданиям в скалу попала молния, образовав в ней трещину. Среди местных жителей скалу называли «Гром-камень». Так и стали потом называть её, когда установили на берегу Невы под знаменитым памятником.

Расколотый валун - предполагаемый осколок Гром камня

Первоначальный вес монолита — около 2000 тонн. Екатерина II объявила награду в 7000 рублей тому, кто придумает самый эффективный способ доставить скалу на Сенатскую площадь. Из множества проектов был выбран способ, предложенным некто Карбури. Ходили слухи, что этот проект им был перекуплен у какого-то русского купца.

От места нахождения камня до берега залива прорубили просеку, укрепили грунт. Скалу освободили от лишних наслоений, она сразу полегчала на 600 тонн. Гром-камень рычагами водрузили на деревянную платформу, опиравшуюся на медные шары. Эти шары передвигались по деревянным желобчатым рельсам, обитым медью. Просека была извилистой. Работы по перевозке скалы продолжались и в мороз и в жару.

Работали сотни людей. На это действо приезжали смотреть многие петербуржцы. Некоторые из наблюдателей собирали осколки камня и заказывали себе из них набалдашники на трость или запонки. В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить медаль, на которой написано «Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770».

Поэт Василий Рубин в этом же году написал:

Нерукотворная здесь Росская гора,
Вняв гласу Божию из уст Екатерины,
Прешла во град Петров чрез Невския пучины
И пала под стопы Великого Петра.

К моменту установки памятника Петру I отношения скульптора и императорского двора окончательно испортились. Дошло до того, что Фальконе стали приписывать только техническое отношение к памятнику. Оскорблённый мастер так и не дождался открытия монумента, в сентябре 1778 года вместе с Мари-Анн Колло уехал в Париж.

Установкой «Медного всадника» на постамент руководил архитектор Ф.Г. Гордеев. Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года (по старому стилю). Скульптура была закрыта от глаз наблюдателей полотняной оградой с изображением горных пейзажей. С утра шёл дождь, но он не помешал собраться на Сенатской площади значительному количеству людей. К полудню облака рассеялись. На площадь вступила гвардия.

Военным парадом управлял князь А.М. Голицын. В четвёртом часу на шлюпке прибыла сама императрица Екатерина II. Она поднялась на балкон здания Сената в короне и порфире и дала знак к открытию памятника. Ограда упала, под барабанную дробь полки двинулись по невской набережной.

По повелению Екатерины II на постаменте начертано: «Екатерина II Петру I». Таким образом, императрица подчеркнула приверженность петровским реформам. Сразу после появления на Сенатской площади «Медного всадника» площадь была названа Петровской.

«Медным всадником» скульптуру в своей одноимённой поэме назвал А.С. Пушкин, хотя на самом деле он изготовлен из бронзы. Это выражение стало настолько популярным, что стало практически официальным. А сам памятник Петру I стал одним из символов Санкт-Петербурга.

Вес «Медного всадника» — 8 тонн, высота — более 5 метров.

Легенда о Медном всаднике

С самого дня установки он стал предметом для множества мифов и легенд. Противники самого Петра и его реформ предупреждали, что памятник изображает "всадника Апокалипсиса", несущего городу и всей России смерть и страдания. Сторонники Петра говорили, что монумент символизирует собой величие и славу Российской империи, и что Россия останется таковой, пока всадник не сойдет со своего пьедестала.

Кстати, о пьедестале Медного всадника тоже ходят легенды. По замыслу скульптора Фальконе, он должен был быть выполнен в форме волны. Подходящий камень был найден неподалеку от поселка Лахта: якобы на камень указал местный юродивый. Некоторые историки находят возможным, что это - именно тот камень, на который не раз взбирался Петр в ходе Северной войны, дабы лучше видеть расположение войск.

Слава о Медном всаднике разносилась далеко за пределами Петербурга. В одном из отдаленных поселений возникла своя версия возникновения памятника. Версия заключалась в том, что однажды Петр Первый развлекался тем, что перепрыгивал на своем коне с одного берега Невы на другой.

В первый раз он воскликнул: "Все Божье и мое!", и перепрыгнул через реку. Во второй раз повторил: "Все Божье и мое!", и снова прыжок оказался удачным. Однако в третий раз император перепутал слова, и сказал: "Все мое и Божье!" В этот момент его настигла Божья кара: он окаменел и навечно остался памятником самому себе.

Легенда о майоре Батурине

Во время Отечественной войны 1812 года в результате отступления русских войск возникла угроза захвата Санкт-Петербурга французскими войсками. Обеспокоенный такой перспективой, Александр I приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства.

В частности, статс-секретарю Молчанову было поручено вывезти в Вологодскую губернию памятник Петру I, и на это было отпущено несколько тысяч рублей. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I.

Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, — говорит ему Петр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкое скаканье». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте.

Есть предположение, что легенда о майоре Батурине легла в основу сюжета поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник». Есть также предположение, что легенда о майоре Батурине стала причиной того, что в годы Великой Отечественной войны памятник остался на месте и не был, подобно другим скульптурам, спрятан.

Во время блокады Ленинграда «Медный всадник» был укрыт мешками с землёй и песком, обшит брёвнами и досками.

Реставрации памятника проходили в 1909 и в 1976 годах. При последней из них проводили исследование скульптуры при помощи гамма-лучей. Для этого пространство вокруг памятника оградили мешками с песком и бетонными блоками. Управление кобальтовой пушкой осуществляли из находящегося рядом автобуса.

Благодаря этому исследованию оказалось, что каркас памятника может служить ещё долгие годы. Внутрь фигуры была заложена капсула с запиской о реставрации и о её участниках, газету от 3 сентября 1976 года.

Этьен-Морис Фальконе задумывал «Медный всадник» без ограды. Но она всё же была создана, до наших дней не сохранилась.

«Благодаря» вандалам, оставляющим на гром-камне и самой скульптуре свои автографы, вскоре может быть реализована идея восстановления ограды.

компиляция материала -

100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга Мясников старший Александр Леонидович

Памятник Петру I на Сенатской площади (Медный всадник)

Это один из основных и первых символов Петербурга. И самый узнаваемый символ города во всём мире.

Памятник Петру I на Сенатской площади с лёгкой руки Александра Сергеевича Пушкина получил наименование «Медный всадник».

Медный всадник. Современный вид

Памятник Петру был первым, установленным в России, памятником. Поэтому-то реальные факты вокруг этого монументального скульптурного произведения переплелись с легендами и мифами. И сейчас уже сложно сказать, что действительно было, а что придумано, но интерес к истории памятника не угасает, и до сих пор в архивах находятся всё новые и новые факты.

До XVIII века памятников, даже царям, в России не ставили. В предыдущие века лишь резьба по дереву в убранстве деревянных иконостасов и в декодировании наружных стен храмов была уделом ваятелей. Не зря аллегорические скульптурные изображения, появившиеся в Летнем саду Петра I, вызывали у многих людей раздражение. Суеверным людям они даже представлялись воплощением дьявола. Но Пётр I, создавая Северную столицу, не представлял себе город без монументальной скульптуры. Города Италии, Франции и Испании имели таковую в своей архитектуре, а Петербург по своему великолепию должен был превзойти их.

Но до восшествия на престол Екатерины II в городе памятников так и не появилось.

Задуманный Екатериной скульптурный монумент должен был стать актом большого политического значения. Прославляя своего великого предшественника, она хотела прославить и себя как просвещенную и благодетельную правительницу России.

Задавшись этой целью, императрица Екатерина II объявила конкурс на создание лучшего проекта не только в России, но и в Европе. Предложения были разные и интересные. Предлагали у подножия пышного постамента поместить четыре добродетели: Благоразумие, Трудолюбие, Правосудие и Победу. Аллегорические добродетели должны были попирать ногами пороки.

В других проектах пьедестал памятника украшали символические предметы и эмблемы: орудия земледелия и ремесел, инструменты для мореплавания, фортификации и артиллерии.

Этот парад добродетелей, эмблем и символов должен был дать исчерпывающую характеристику личности и деяний Петра. По канонам создания скульптурных групп того времени чем более значительной была личность героя, тем больше аллегорических изваяний должно было толпиться у подножия статуи.

Наконец, Екатерина II сделала выбор. Лучшим был признан проект француза Этьена-Мориса Фальконе.

Фальконе начал с того, что отклонил все предложения и советы. Описывая свой замысел, делился мыслями в письме своему другу Дидро: «Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла: он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной. Он поднимается наверх скалы, служащей ему пьедесталом, – это эмблема побежденных им трудностей. Итак, это отеческая рука, это скачка на крутой скале – вот сюжет, данный мне Петром Великим…»

Творение Этьена-Мориса Фальконе – памятник Петру I был открыт 18 августа 1782 года в шестом часу дня на Сенатской площади.

В день торжества вокруг памятника собрались гвардейские полки. По сигналу Екатерины II ограда упала, открыв «изумленным очам зрителей Петра на коне». После пушечного и ружейного салютов последовал парад войск.

Героиней того дня была Екатерина II. Всё было так, как она и задумывала. В своё время она мудро отказалась от собственного монумента, зато теперь у неё был общий памятник с Петром Великим. Надпись на постаменте «Петру I – Екатерина II» как бы уравнивала её с первым российским императором Петром I.

Едва умолкли звуки военных оркестров, как монумент стал символом Петербурга, привычно заняв своё место, будто и отсутствовал-то временно.

Свое нынешнее обиходное наименование – Медный всадник – памятник получил после появления одноимённой петербургской повести Пушкина.

Легенды вокруг памятника возникали с момента зарождения самого замысла монумента.

Первая из них гласила, что будто бы великий князь Павел Петрович указал матери-императрице место установки памятника Петру I. Мол, Павел рассказал матери историю о том, что как-то вечером он в сопровождении князя Куракина и двух слуг шёл по улицам Петербурга. Вдруг впереди показался незнакомец, завёрнутый в широкий плащ. Казалось, он поджидал Павла и его спутников, а когда те приблизились, пошёл рядом. Затем незнакомец остановился на площади у Сената. «Павел, прощай, ты снова увидишь меня здесь». И указал место будущему памятнику. Прощаясь, он приподнял шляпу и Павел с ужасом разглядел лицо Петра I. А позднее, проходя уже рядом с установленным памятником, он услышит: «Бедный, бедный Павел!»

На самом деле место для установки памятника искали долго, и выбрано оно было не сразу. Одни предлагали поставить памятник на площади перед Зимним дворцом, другие – перед главным фасадом Адмиралтейства.

Иные считали, что лучше всего поместить его между боковым фасадом Адмиралтейства и Зимним дворцом. Был и такой вариант: поставить монумент над водой на специальном выступе, чтобы Петр I возвышался над Невой и мог смотреть правым глазом на Адмиралтейство, а левым – на Васильевский остров.

Ответ Фальконе автору этого предложения полон сарказма: «Вы говорите, что он должен смотреть вправо и влево, вперед и назад. Я никак не могу представить, как может статуя сразу смотреть во все стороны, не двигая при этом ни головой, ни глазами…»

Вторая известная легенда говорит о том, что на «гром-камень», привезённый из Лахты для пьедестала, не раз во время Северной войны поднимался сам Петр.

История с выбором и доставкой камня и в самом деле удивительна. Ведь транспортировка этого монолита на Сенатскую площадь заняла целых полтора года – время, за которое можно было совершить кругосветное путешествие.

«Гром-камень» был поставлен на свое место в октябре 1770 года. Установленный на предназначенное ему место, он вызвал удивление и восторг. На него приходили смотреть как на чудо, не меньшее, чем сам памятник. Но вот точного подтверждения связи с Петром пока не найдено.

Самая известная легенда связана с событиями 1812 года. Когда Александр Павлович, несмотря на опасность наполеоновского вторжения, оставил памятник на месте.

Оставался на своем месте Медный всадник и в суровые годы Великой Отечественной войны. После снятия блокады памятник освободили от мешков с песком, которые прикрывали его во время обстрелов. И когда Медный всадник вновь вырос над площадью, на груди Петра I все увидели нарисованную мелом медаль «За оборону Ленинграда».

После октябрьского переворота советское правительство приступило к снятию памятников русским царям. Были демонтированы и многие памятники Петру I. Медный всадник тоже чуть не постигла та же учесть – на месте памятника Петру должен был стоять красный командир Щорс.

Первый и лучший монумент Петербурга был и остается одним из самых поэтических произведений скульптуры. Каждое поколение поэтов обращается к Медному всаднику и обогащает его новым смыслом, новыми чувствами и символами.

Символика Медного всадника читается легко: и скальная крутизна подъёма, и отечески простёртая рука, и предсмертные судороги змеи, и полёт коня, несущего всадника в беспредельность пространства.

Медный всадник стал не только неотъемлемой частью Петербурга. Он превратился в композиционный центр Северной столицы. Он не просто памятник Петру, он – образ-символ, воплотивший в себе исторические судьбы народа и страны. А потому он и воспринимается как общепетербургский монумент, символ и знак Санкт-Петербурга.

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Из книги История России. XIX век. 8 класс автора Ляшенко Леонид Михайлович

§ 7. ВОССТАНИЕ НА СЕНАТСКОЙ ПЛОЩАДИ. СУДЬБА И ЗНАЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ДЕКАБРИСТОВ СМЕРТЬ АЛЕКСАНДРА I. После долгих (их участники не во всем доверяли друг другу) переговоров декабристы выработали план совместного выступления. Оно должно было состояться летом 1826 г. на больших

Из книги Императорская Россия автора Анисимов Евгений Викторович

Междуцарствие и восстание на Сенатской площади Исходным толчком драматических событий в Петербурге послужило пришедшее в ноябре 1825 года известие о смерти в Таганроге Александра I. Император завещал престол не старшему из cвоих братьев, Константину, а среднему – Николаю.

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади Этот уникальный памятник стоит на одной из самых красивых и не менее уникальных площадей Санкт-Петербурга – Исаакиевской. Царственный всадник, устремившийся к золотому куполу глыбы Исаакия.Конный памятник императору Николаю I

Из книги Наследие Чингисхана автора Трубецкой Николай Сергеевич

1. Памятник на “площади Евразии” Князь Николай Сергеевич Трубецкой (1890–1938) по праву может быть назван “евразийцем номер 1”. Именно ему принадлежат основные мировоззренческие тезисы, с которых началось это удивительное творческое мировоззрение. Князь Трубецкой может

Из книги Масоны и заговор декабристов автора Башилов Борис

Х. Как «рыцари свободы» подготавливали бунт на Сенатской площади Император Николай вступил на престол с тревогой в душе.Только накануне им было получено из Таганрога донесение о существовании заговора в войсках. Военный генерал-губернатор граф Милорадович уверял,

автора Шишков Сергей Иванович

Исаакиевский собор - выдающийся памятник Петру Великому Наименование объекта. Здание Исаакиевского собора.Маршрут следования к объекту. По аллее Адмиралтейского сада подойти к южной границе сада.Остановка на маршруте. На площадке сада, расположенной напротив

Из книги Петербург экскурсионный. Рекомендации по проведению экскурсий автора Шишков Сергей Иванович

Медный всадник - произведение национального и мирового значения Наименование объекта. Конный монумент Петру I на Сенатской площади.Маршрут следования к объекту. По аллее Адмиралтейского сада подойти к монументу.Остановка на маршруте. На площадке перед

Из книги Два Петербурга. Мистический путеводитель автора Попов Александр

Медный всадник По-настоящему мистическую ауру этому памятнику Петру I создал Александр Пушкин, заставив его в своей поэме преследовать бедного Евгения по петербургским улицам. Но таинственная энергетика Медного всадника начала проявлять себя гораздо раньше. В 1812 году,

Из книги Национал-большевизм автора Устрялов Николай Васильевич

Медный всадник Фрагменты мыслей - к двухсотлетию смерти Петра Великого Петр Великий один - целая всемирная история. Пушкин Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? Пушкин IКогда в сознании воскресает облик Петра, перед глазами всегда, как живой,

Из книги Император, который знал свою судьбу. И Россия, которая не знала… автора Романов Борис Семёнович

Медный всадник 7 (18 н. с.) августа 1782 года состоялось торжественное открытие памятника Петру I на Сенатской площади, знаменитого «Медного всадника», - так называют его с 1833 года с легкой руки Александра Пушкина. Это самый знаменитый известный памятник города, его великий

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

Екатерина II, Петр I и «Медный всадник», 1782 год Этьен Фальконе, «Запись» о дне открытия памятника В царствование Екатерины уважение к Петру I, его деяниям и его памяти сделалось чем-то наподобие государственного культа. Сама императрица всячески подчеркивала свое

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

4.4.1. Почему Пестель и Трубецкой не были на Сенатской площади? В конце XX в. декабристов не «репрессировали» столь же масштабно, как большевиков. Площадь Декабристов в Санкт-Петербурге стала Сенатской. Однако остались улица и переулок Декабристов. Да и улица Пестеля

автора

Сады и скверы от Адмиралтейства и Сенатской площади - вдоль Невского проспекта до Александро-Невской лавры Прокладка главной магистрали Петербурга - Невского проспекта - началась в 1711 году. Кроме основной градостроительной задачи Невский проспект должен был

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Петровский сквер на Сенатской площади В начале XX века рядом с Александровским садом, в центре огромного пустынного пространства, известного как Сенатская площадь, возник сквер, названный Петровским. Сквер был разбит вокруг памятника Петру Первому, который был

Фото 19.07.2011:

Фото 15.05.2015:

Памятник российскому императору Петру Великому "Медный всадник" был открыт в в 1782 году. Расположен в центре . Автором памятника является скульптор Э.М. Фальконе.

О знаменитом памятнике Петру I — "Медном всаднике" (по материалам книги "Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)"):

7 августа 1782 г. под гром оркестра и пушечную пальбу, при огромном стечении народа состоялось торжественное открытие памятника Петру I на . Когда упали полотняные щиты окружавшей его ширмы, взорам открылся «бронзовый кумир», вознесшийся на коне на пьедестал-скалу. Голова императора, увенчанная венком из лавра, застыла в энергичном повороте. Сдвинутые брови придают облику реформатора некоторую суровость, пристальный взгляд как будто устремлен в будущее. Копыта царского скакуна попирают змею — побежденного неприятеля. С двух сторон на пьедестале — лаконичная надпись: «Петру Первому Екатерина Вторая лета 1782».

Идея возведения памятника принадлежала императрице Екатерине II. Создавался громадный монумент в течение 16 лет. Для его исполнения в 1766 г. в Россию приехал известный французский скульптор Этьен Фальконе. Ваятель задумал создать образ не столько самодержавного властителя, сколько преобразователя, способствовавшего своими деяниями процветанию великой страны.

Фальконе изобразил восседающего на коне Петра в просторной рубахе, ниспадающем с плеч плаще. Это позволило эффектно передать движение, мощную энергию и силу всадника, остановившего на скаку разгоряченного коня.

Трудно давалась одна из основных частей скульптуры — голова Петра. Фальконе отверг несколько собственных вариантов, и тогда голову скульптуры вылепила его ученица Мари Анн Колло, прибывшая в Россию вместе с ваятелем. Используя гипсовый слепок лица первого российского императора, Колло добилась не только портретного сходства, но и сумела выразить высокий разум, целеустремленность, волю Петра.

Фальконе глубоко проработал и скульптурное изображение царского скакуна.

Пьедестал памятника создавался по проекту архитектора Ю.М. Фельтена из гигантского монолита. В двенадцати верстах от у деревни Лахты нашли гранитный валун, называвшийся Гром-камень. По преданию, в него попала молния и он дал трещину. Современник писал: «Взирание на оной камень возбуждало удивление, а мысль перевезти его на другое место приводила в ужас». Действительно, передвинуть монолит размерами 12,8 м в длину, 8,2 м в ширину и 6,4 м в высоту казалось невозможным. Однако в сентябре 1768 г. начались работы по подготовке скалы к транспортировке. Способ ее предложил военный инженер Ласкари. Землекопы отрыли котлованы вокруг углубившегося на 5 м в грунт камня и обнажили его нижнюю часть. В лесу прорубили просеку, ведущую на берег Финского залива. Двенадцатью 30-метровыми рычагами Гром-камень подняли и установили на деревянную раму. Под раму с камнем подложили обитые медью деревянные желоба с бронзовыми шарами, на которых она и перемещалась. Тянули глыбу весом 1600 тонн с помощью канатов и двух вофотов, которые приводили в движение 32 человека. Во время движения на камне находились люди: два барабанщика дробным боем подавали сигналы работникам на воротах, 40 каменотесов продолжали обрабатывать скалу, несколько кузнецов исправляли и затачивали инструменты, пользуясь установленным здесь же небольшим горном. Расстояние от Лахты до Финского залива (8 верст) преодолели за 4 месяца. 27 марта 1770 г. камень доставили к пристани. Здесь его погрузили на специально построенную баржу и отбуксировали ее в . Камень выгрузили на берег Невы у и передвинули к месту, указанному Фальконе.

Решение небывалой по сложности задачи по доставке Гром-камня в столицу, смекалка, трудолюбие и изобретательность людей, осуществивших ее, вызвали восторг современников. В честь перевозки камня выбили памятную медаль с надписью «Дерзновению подобно».

После обработки монолита приступили к установке скульптуры. Совершенный и мастерски исполненный памятник Петру I является одним из высших достижений монументальной скульптуры XVIII в. Фальконе удалось создать его своеобразным, не повторяющим образцы античности и Возрождения. Воспетый А. Пушкиным «Медный всадник» сыграл чрезвычайно важную роль в формировании ансамбля Сенатской площади.