Мохандас Карамчанд Ганди, величайший из борцов за освобождение Индии, родился 2 октября 1869 в Порбандаре (в нынешнем штате Гуджарат), в состоятельной семье . Его отец был главой правительства небольшого княжества Раджкот, а мать – очень религиозной и благочестивой женщиной.

13-летним, в мае 1883, Мохандас женился на своей ровеснице, Кастурбай Маханджи. Позже имел от неё четырёх сыновей.

В 1915 Мохандас Карамчанд вернулся в Индию. Как религиозный гуру он основал уединённую обитель для учеников – ашрам Сабармати – на окраине города Ахмадабада. Ганди и на родине продолжил общественную деятельность. Он вступил в крупнейшую патриотическую партию – Индийский Национальный конгресс (ИНК) – и в 1918 получил большую известность, возглавив направленные против британских притеснений сатьяграхи в Чампаране (область Бихар) и Кхеде (Гуджарат) . Народ преисполнился уважения к подвижнику-патриоту и стал называть его Бапу («Отец») и Махатма («Великая душа»).

Протесты индийцев против сурового акта Роулетта привели к столкновениям с британцами и расстрелу туземной толпы в пенджабском городе Амритсар (апрель 1919, погибло около 400 человек). В ответ Ганди, ставший теперь уже самым авторитетным вождём ИНК, организовал общенациональную сатьяграху – «движение несотрудничества » с колонизаторами. Участники этого движения потребовали для Индии самоуправления – свараджа . Махатма распространял в народе и идею свадеши – экономической самостоятельности от Англии, выступая за бойкот привозимых из Европы товаров, за развитие внутри страны ручного прядения, ткачества и т. п. Махатма остановил сатьяграху после нарушения принципа ненасилия во время инцидента в Чаури-Чаура (февраль 1922), где толпа разъярённых индийцев сожгла 21 полицейского. В марте 1922 Ганди был арестован англичанами «за подстрекательство к мятежу» и осуждён на шесть лет тюрьмы.

В феврале 1924 его освободили по состоянию здоровья. Индийское движение утихло, но в конце 1920-х вновь стало расти. В декабре 1928 Ганди и ИНК потребовали от британского правительства предоставить Индии статус доминиона, дав «год на размышление». Англичане отвергли это требование, и весной 1930 Махатма открыл широкую агитацию за массовый неплатеж налогов. В марте – апреле 1930 Ганди лично возглавил 400-километровый Соляной поход своих сторонников из Ахмадабада в местечко Данди, на морской берег, где выпарил соль в знак нарушения колониальной монополии на неё.

Ганди во главе Соляного похода, 1930

Эта новая сатьяграха была остановлена весной 1931 в обмен на обещание англичан реформировать управление Индией. Но «конференция круглого стола», собранная в Лондоне по этому поводу, дала мало результатов. Британский Акт об управлении Индией 1935 года расширил права уже существовавших в стране провинциальных законодательных собраний и увеличил с 5 до 30 млн. число людей, имевших право избирать их депутатов, однако ИНК считал эту уступку недостаточной.

С середины 1930-х Ганди деятельно агитировал за смягчение кастовой системы и особенно – за лучшее обращение с неприкасаемыми .

Недовольство в Индии вновь резко возросло, когда англичане вовлекли страну во Вторую Мировую войну без её собственного согласия. Часть членов Индийского Национального конгресса во главе с Субхасом Чандрой Босом даже искала в войне союза против Англии с державами Оси и Японией. Ганди объявил любой альянс с фашистскими державами безнравственным, воздержался от новой массовой кампании протеста, но призвал до новых уступок англичан Индии вести индивидуальную сатьяграху и не поддерживать британских военных усилий. Английская «миссия Криппса» весной 1942 предложила вождям Конгресса статус доминиона после войны, но с правом любой области отказаться от этого него. «Правом отказа» могли воспользоваться прежде всего индийские мусульмане, которые уже тогда не желали жить в одном государстве со сторонниками индуизма. ИНК отверг предложение Криппса, усмотрев в нём стремление к расколу страны, и летом 1942 под влиянием Ганди издал резкую резолюцию «Покиньте Индию!»

Махатма Ганди и Джавахарлал Неру, 1942

Под её влиянием вновь началось массовое антибританское движение. Англичане подавили его, арестовав более 60 тысяч человек. В тюрьме оказались лидеры Конгресса и Ганди. Махатма был освобождён по здоровью лишь в мае 1944, а вожди ИНК – только к концу войны.

По окончании войны уже никто не сомневался, что дни английского владычества в Индии сочтены. Ганди твёрдо ратовал за сохранение единства страны после падения колониализма, но Мусульманская Лига и её вождь Джинна тяготели к созданию отдельного независимого исламского государства – Пакистана. Английская миссия Петик-Лоуренса весной 1946 предложила создать на месте британской Индии рыхлую федерацию из одной индусской и двух мусульманских частей. Отношения между индусами и магометанами тогда уже столько обострились, что ИНК, вопреки мнению Ганди, принял этот план. Но ещё до его осуществления начались жестокие религиозные схватки.

Весной 1947 новый английский вице-король Индии, Маунтбеттен, выработал новый план: раздела Индии на два доминиона, индусский и мусульманский, уже без всякой федерации. Этот проект и был воплощён в жизнь вслед за уходом англичан, 15 августа 1947. Махатма мучительно скорбел из-за провала двух главных идей его жизни: единства родины и ненасилия. Установление границ между доминионами сопровождалось усилением религиозной резни. В ходе неё более 10 млн. индусов и мусульман бежало из родных мест, около 1 млн. были убиты. В октябре 1947 началась уже формальная индо-пакистанская война .

Ганди агитировал в Дели за примирение с мусульманами. Это вызвало ярость у крайних индусских националистов. 30 января 1948 один из них, Натурам Годсе, убил 78-летнего Ганди во время публичной проповеди выстрелами из пистолета.

Знаменитый русский либерал-радикал и западник Александр Иванович Герцен долго изображался в нашей исторической литературе образцом свободолюбия, гражданской чистоты и мудрости. Однако рассмотрение подробностей его биографии вырисовывает совсем иной образ: презиравшего Россию богача-аристократа, которой обратился к политике из честолюбивых целей и, несмотря на многолетние усилия, не достиг ни в ней, ни в литературе ничего выдающегося, как откровенно дутый авторитет.

Александр Герцен (родился 25 марта 1812) был внебрачным сыном родовитого и богатого московского дворянина Ивана Алексеевича Яковлева, который, как и царская династия Романовых, вёл свой род от боярина Андрея Кобылы. Матерью Александра Герцена была 16-летняя немка из Штутгарта Генриетта Вильгельмина Луиза Гааг (Яковлев привёз её из-за границы, где прожил 10 лет). Так как брак родителей не был оформлен, Яковлев не мог дать сыну свою фамилию и придумал ему «искусственную» – Герцен («сын сердца», от немецкого Herz).

Отец Герцена отличался странностями характера и наклонностью к скептицизму, унаследованной от него и сыном. Саркастичный мизантроп, Иван Яковлев донимал своими выходками окружающих. Друзей у него почти не было, поэтому своё детство Александр Герцен провёл замкнуто. Нанимаемые ему отцом учителя не отличались высокой подготовленностью, но сильно влияли на мальчика в смысле «свободомыслия». Педагог-француз Бушо рассказывал мальчику о великой французской революции . Студент-медик И. Е. Протопопов, преподававший русскую литературу , приносил ему запретные политические стихи Пушкина («Оды на свободу», «Кинжал») и Рылеева («Думы»).

Томясь одиночеством, юный Саша Герцен прочёл немало книг из богатой библиотеки отца. Ранее знакомство с произведениями «просветителей » (Вольтера , Бомарше , Гете , Шиллера ) укрепило развило в нём «критический дух». Его поощряли один из двоюродных братьев, А. А. Яковлев, естествоиспытатель и материалист, а также сверстница и родственница, Таня Кучина, пылкая и сентиментальная внучка дяди Герцена, которая поддерживала детское самолюбие молодого фантазёра, пророча ему необыкновенную будущность.

Лет в 12-13 Александр близко сошёлся ещё с одним своим дальним родственником – Николаем Огарёвым , который был не менее его самого наклонен к мечтательности. Двое мальчишек часто и с одобрением рассуждали о декабристах – участниках недавнего (1825) аристократического заговора с целью «избавить крестьян от крепостного права» (отобрав у них при этом в пользу дворян почти всю землю) и «дать России свободу» (после минимум 10 лет «подготовительной» неограниченной диктатуры). Во время одного припадка восторженности Герцен и Огарёв дали на Воробьёвых горах клятву «пожертвовать жизнью в борьбе за благо родины». Этот наивный театральный акт двух неоперившихся малолеток по сей день всерьёз почитается «либералами» чуть ли не как «заря освобождения России».

В 1829 Александр Герцен поступил на физмат московского университета. В университете вокруг всегда тяготевшего к лидерству Герцена и Огарёва сложился кружок товарищей, состоявший в основном из подобных им знатных дворян. Они вместе восхищались конституционализмом, идеей республики, радикализмом французской революции, казнью Людовика XVI и вошедшим тогда в моду социалистическим учением Сен-Симона . В сенсимонизме золотую молодёжь особенно привлекала проповедь свободной любви и «искупления плоти». Кружок Герцена шумно приветствовал июльскую революцию 1830 во Франции , отдавшую власть от «клерикалов» в руки вороватой буржуазной олигархии («июльская монархия Луи Филиппа »).

В надежде на протекцию богатых отцов, Герцен и его друзья не стеснялись допускать «шумные студенческие выходки» с политическим подтекстом. Мало-помалу их кружком заинтересовалась полиция. В 1833 Герцен окончил университет, а в июле 1834 его арестовали по обвинению в пении революционных песен на одной разнузданной пирушке. Во время затянувшегося разбирательства Александр Иванович девять месяцев провёл в тюрьме. Следственная характеристика аттестовала его как «вольнодумца, весьма опасного для общества».

Портрет Александра Герцена в молодости. 1830-е

Герцена сначала сослали в Пермь, но, видимо, по влиятельному заступничеству вскоре перевели оттуда в гораздо более близкую Вятку. Там молодой бунтарь провёл два с лишним года на хорошей служебной должности, что выставлялось потом почти «мученичеством». В 1837 через Вятку проезжал наследник цесаревич (будущий император Александр II) со своим воспитателем, прославленным поэтом Жуковским . Герцен сумел понравиться цесаревичу устройством для него выставки местных произведений и личными пояснениями при её осмотре. По ходатайству Жуковского Герцена перевели из Вятки во Владимир (конец 1837).

Ещё из Вятки Герцен завязал переписку с Натальей Захарьиной, внебрачной дочерью одного из братьев его отца. Обмен письмами перешёл в любовь на расстоянии. Родные были против их брака, но Герцен, переехав во Владимир, тайком увёз Наталью из Москвы и обвенчался с ней (1838).

В Вятке Герцен без препятствий со стороны правительства начал свою литературную карьеру: отправил в известный журнал «Телескоп» статью о немецком прозаике Гофмане . В июле 1839 с Герцена был снят полицейский надзор, ему разрешили приезжать в Москву. В начале 1840 Александр Иванович получил новую хорошую должность: в канцелярии министра внутренних дел, расположенной в Петербурге. На службу он не слишком торопился, до отъезда в столицу два месяца прожил в родной Москве. Здесь Герцен встретился со многими старыми товарищами, которые входили уже в кружок, основанный умершим летом 1840 Николаем Станкевичем . Там поклонялись философии Гегеля и её ложно истолкованному тезису «всё действительное разумно». Эту мысль (клонившую и к полному оправданию существующей власти) одно время разделяли даже Бакунин с Белинским. Революционера Герцена шокировало такое «раболепство перед правительством». На этой почве произошло резкое столкновение между ним и Белинским . Плохо знакомый с гегельянством Герцен обратился к его изучению, трактуя эту систему не как оправдание существующей действительности, а как «алгебру революции». Это толкование вскоре воспринял кардинально поменявший взгляды Белинский.

Герцен вскоре уехал на службу в петербургское министерство. В конце 1840 власти вскрыли его письмо к отцу с резким отзывом о столичной полиции. Герцена отправили за это в новую «ссылку»: советником губернского правления в Новгород. Он прибыл туда в июле 1841, а в начале 1842 уже подал в отставку, ибо благодаря богатым отцовским средствам не нуждался в служебном заработке. Вначале ему предписали не выезжать из Новгорода, но летом 1842 разрешили вернуться в Москву.

В Новгороде Александр Иванович продолжал изучение философии и ещё больше «полевел», превратившись из деиста в материалиста . Особое впечатление на него произвела атеистическая книга Фейербаха «Сущность христианства». В Москве Герцен вместе с Белинским и Грановским стал во главе западников . Другие бывшие члены кружка Станкевича основали славянофильское течение , к которому Герцен и его друзья относились с крайней враждебностью. Герцен развернул довольно широкую литературную деятельность, плодами которой стали публицистические статьи «Дилетантизм в науке», «Дилетанты-романтики», «Цех учёных», «Буддизм в науке», «Письма об изучении природы». Герцен проповедовал в них свои идеи довольно осторожно, но они просматривались между строк и имели немало влияние на молодёжь. Вскоре Герцен перешёл и к беллетристике, написав: «Записки доктора Крупова», роман «Кто виноват?» (1846), поднявший вопрос о «свободе чувства и положении женщины в браке», и «Сороку-воровку» (1848, тема – печальная судьба крепостной актрисы). Взгляды Александра Ивановича на религиозные и моральные вопросы были настолько радикальны, что их отвергли даже многие западники. На этой почве Герцену пришлось порвать с целым рядом друзей.

Уже это склоняло его к отъезду за границу. Решение покинуть Россию ускорила смерть отца Герцена в марте 1846, после которой Александр Иванович унаследовал огромное состояние. В январе 1847 Герцен выехал с женой в Европу. Из Парижа он вскоре стал пересылать в либеральный журнал «Современник » корреспонденцию о французской жизни: «Письма из Авеню Мариньи».

В 1855 г. вышла первая книжка знаменитого альманаха Герцена «Полярная Звезда». Этот сравнительно небольшой журнал, которому русские либералы придавали огромное значение, выходил лишь раз в году до 1862 г. (в 1860 не издавался, после 1862 – пропуск до 1868, когда вышел – уже в Женеве – последний, восьмой , номер). Поначалу этот резко враждебный российскому правительству альманах был даже русскими западниками встречен гневно, но с началом реформ Александра II отношение к нему улучшилось.

В 1856 к Герцену в Лондон приехал его старый задушевный друг Огарёв, к тому времени почти совсем спившийся и промотавший большую часть некогда громадного состояния своей семьи. Романтические воспоминания о легендарной клятве на Воробьёвых горах не помешали Герцену отбить у Огарёва жену: в 1857 Александр Иванович начал жить с Натальей Огарёвой-Тучковой. Вскоре у них родилась дочь Елизавета (которая в 1875 г. 17-летней покончила с собой из-за неразделённой любви к 44-летнем французу).

Герцен и Огарев. 1861

Эти семейные перипетии не помешали Герцену и Огарёву начать с 1 июля 1857 г. совместное издание «Колокола» – оппозиционного русского журнала, выходившего сперва один, а потом два раза в месяц. Роль Огарёва в издании, впрочем, была минимальной. «Колокол» был наполнен призывами к «прекращению в России произвола», к освобождению крестьян, хотя последнее, по мысли Герцена, надо было потом продолжать шагами по направлению к социализму (т. е., он хотел всего лишь заменить «помещичье рабство» крестьян рабством у государственной бюрократии). В тогдашнюю эпоху идейных шатаний «Колокол» был довольно популярен у российской высокопоставленной «образованщины». Но значение этого журнала не нужно переоценивать: его тираж на пике популярности составлял лишь 2500-3000 экземпляров.

В конце 1861 в Лондон к Герцену прибыл и бежавший из Сибири проповедник социального насилия Бакунин . В 1863-1864 вспыхнуло восстание против царя в Польше , начавшись с предательского истребления спящих безоружных русских солдат в казармах. Одной из главных причин восстания было нежелание польской шляхты освобождать своих крестьян с землёй по русскому образцу 1861. Возбуждая национальную ненависть против России, польские и литовские магнаты упорно не желали жертвовать в пользу собственного народа сколько-нибудь весомой частью своих аристократических привилегий. Как и во время кровавого восстания 1830-1831 , мятежники выставили требование восстановить Польшу в границах 1772 (до трёх разделов) – то есть по Днепр на востоке , с прирезкой большей части украинских и белорусских областей.

Несмотря на такие цели бунта, несмотря на то, что поляков тут же стали деятельно поддерживать недавно воевавшие с Россией в Крыму французское и английское правительства, «Колокол» Герцена всецело стал за польское движение и призывал русских военнослужащих переходить на сторону поляков с оружием в руках. Бакунин собирался лично участвовать в военной высадке против России с берегов Скандинавии. Это вызвало в России сильное возмущение. Тираж журнала сразу упал в 5-6 раз, примерно до 500 экземпляров, – и больше уже никогда не превышал этой цифры.

Газета Герцена «Колокол»

Духовное влияние Герцена на Россию сразу растаяло, его довольно бесславная политическая роль была сыграна. В марте 1865 в результате настойчивых требований русского правительства к британскому редакции «Колокола» пришлось уехать из Лондона в Женеву, ставшую тогда новым центром русской эмиграции. Но с молодым поколением русских эмигрантов пожилой Герцен не сошёлся. В июле 1867 «Колокол» был окончательно прекращён. Через полгода Герцен попытался начать выпуск под тем же названием газеты на французском языке «для ознакомления Франции с русской жизнью», но и она через год прекратилась на 14-15 номере. Провалилась и потуга вернуть к жизни «Полярную звезду». Полностью изданная в 1868 книга воспоминаний Герцена, «Былое и думы», имеет определённую ценность как биографически-исторический источник, но крупными литературными достоинствами не отличается.

Осенью 1869 Александр Герцен поселился в Париже, всё ещё рассчитывая дождаться удобного момента для возобновления «Колокола», но в январе 1870 он скоропостижно умер от воспаления лёгких.

Герцен Александр Иванович родился 6 апреля н.с. 1812, российский революционер, писатель, философ. Внебрачный сын богатого помещика И. А. Яковлева. Окончил Московский университет (1833), где вместе с Н. П. Огаревым возглавлял революционный кружок.

В философских трудах «Дилетантизм в науке» (1843), «Письма об изучении природы» (1845-46) и др. утверждал союз философии с естественными науками. Остро критиковал крепостнический строй в романе «Кто виноват?» (1841-46), повестях «Доктор Крупов» (1847) и «Сорока-воровка» (1848).

С 1847 в эмиграции. После поражения европейских революций 1848-49 разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества.

В 1853 основал в Лондоне Вольную русскую типографию. В газете «Колокол» обличал российское самодержавие, вел революционную пропаганду, требовал освобождения крестьян с землей.

В 1861 встал на сторону революционной демократии, содействовал созданию «Земли и воли», выступал в поддержку Польского восстания 1863-64.

Умер в Париже, могила в Ницце.

Автобиографическое сочинение «Былое и думы» (1852-68) один из шедевров мемуарной литературы.

"В смутные времена общественных пересозданий, бурь, в которые государства надолго выходят из обыкновенных пазов своих, нарождается новое поколение людей, которых можно назвать хористами революции. Как для Николая шагистика была главным в военном деле, - так для них все эти банкеты, демонстрации, протестации, сборы, тосты, знамена - главное в революции."

"Один русский министр в 1850 г. с своей семьей сидел на пароходе в карете, чтоб не быть в соприкосновении с пассажирами из обыкновенных смертных. Можете ли вы себе представить что-нибудь смешнее, как сидеть в отложенной карете... да еще на море. Надменность наших сановников происходит вовсе не из аристократизма, - барство выводится; это чувство ливрейных, пудреных слуг в больших домах, чрезвычайно подлых в одну сторону, чрезвычайно дерзких - в другую. Аристократ - лицо, а наши - верные слуги престола - вовсе не имеют личности."

Герцен Александр Иванович (1812-70), российский революционер, писатель, философ. Внебрачный сын богатого помещика И. А. Яковлева. Окончил Московский университет (1833), где вместе с Н. П. Огаревым возглавлял революционный кружок. В 1834 арестован, 6 лет провел в ссылке. Печатался с 1836 под псевдонимом Искандер. С 1842 в Москве, глава левого крыла западников. В философских трудах «Дилетантизм в науке» (1843), «Письма об изучении природы» (1845-46) и др. утверждал союз философии с естественными науками. Остро критиковал крепостнический строй в романе «Кто виноват?» (1841-46), повестях «Доктор Крупов» (1847) и «Сорока-воровка» (1848). С 1847 в эмиграции. После поражения европейских революций 1848-49 разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества. В 1853 основал в Лондоне Вольную русскую типографию. В газете «Колокол» обличал российское самодержавие, вел революционную пропаганду, требовал освобождения крестьян с землей. В 1861 встал на сторону революционной демократии, содействовал созданию «Земли и воли», выступал в поддержку Польского восстания 1863-64. Умер в Париже, могила в Ницце. Автобиографическое сочинение «Былое и думы» (1852-68) — один из шедевров мемуарной литературы.

Портрет работы А. Збруева

Хроника человечества

Герцен А. И. (статья В. Я. Богучарского из «Нового энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», 1911 - 1916)

Александр Иванович Герцен

(псевдоним - Искандер)

Писатель, философ, публицист

Родился 25 марта (6 апреля) 1812г. в Москве в семье богатого помещика И. А. Яковлева; мать - немка Луиза Гааг. Брак родителей не был оформлен, и Герцен носил фамилию, придуманную отцом (от нем. Herz - сердце).

1823 - знакомство с Н.П.Огарёвым.

1829-1833 - учеба на физико-математическое отделении Московского университета. Произведения 30-х гг. ("О месте человека в природе", 1832, и др.), свидетельствуют о знакомстве Герцена как с вопросами естествознания, так и с идеями современных ему философских и социальных учений (Сен-Симона, Шеллинга, Кузена и др). В университете вокруг Герцена и его друга Н.П.Огарёва собирается кружок революционного направления, в который входят Н.И.Сазонов, А.Н.Савич, Н.М.Сатин и др.

1834 - Герцен арестован вместе с некоторыми другими участниками кружка.

1835 - выслан в Пермь, оттуда в Вятку, где служит в губернской канцелярии. Переписка с двоюродной сестрой Натальей Александровной Захарьиной, дружба с ссыльным архитектором А.Л.Витбергом, автором первого проекта храма Христа Спасителя в Москве, и литературные занятия поддерживают Герцена в ссылке.

1836 - Герцен начинает печататься под псевдонимом Искандер (первое оригинальное произведение, появившееся в печати - очерк "Гофман").

1837 - благодаря ходатайству В.А.Жуковского, посетившего Вятку вместе с наследником престола, Герцену разрешают переехать во Владимир, где он служит в канцелярии губернатора, редактирует "Прибавления к Владимирским губернским новостям".

1838 - Герцен женится на Н.А.Захарьиной.

1840 - возвращается в Москву, где знакомится в В.Г.Белинским, М.А.Бакуниным, Т.Н.Грановским; затем переезжает в Петербург, где по настоянию отца поступает на службу в канцелярию министерства внутренних дел.

1841 - за резкий отзыв в частном письме о полиции выслан в Новгород, где служит в губернском правлении. Идейные и философские искания Герцена в годы ссылки носят социально-религиозные формы, что находит выражение как в его переписке, так и в философско-беллетристических произведениях той поры ("Из римских сцен", 1838, "Вильям Пен", 1839, и др.).

С начала 40-х гг. Герцен выступает с научными и беллетристическими произведениями (цикл статей "Дилетантизм в науке" (1842-43), «Письма об изучении природы" (1844-45); повести "Доктор Крупов" (1847), "Сорока-воровка" (1848) и роман "Кто виноват?" (1841-46) - один из первых русских социально-психологических романов).

1847 - Герцен с семьей уезжает за границу. Поражение Революции 1848г. во Франции, очевидцем и участником которой становится Герцен, приводит его к пересмотру некоторых основных положений философской концепции 40-х гг. Он выступает с критикой разного рода социальных утопий и романтических иллюзий ("С того берега", 1847-1850, и др.). Разочаровавшись в революционных возможностях Запада, Герцен разрабатывает теорию “русского социализма”, становится одним из основоположников народничества. С наибольшей полнотой его идеи сформулированы в книге "О развитии революционных идей в России" (1850), освещавшей как русскую историю, так и историю развития русского освободительного движения.

1849 - Герцен переезжает в Женеву (Швейцария). Здесь участвует в издании газеты Прудона "Голос народа".

1850 - переезжает в Ниццу, где сближается с деятелями итальянского освободительного движения. В том же году на требование царского правительства вернуться в Россию отвечает отказом.

1851 - во время кораблекрушения гибнут мать и сын Герцена.

1852 - умирает жена Герцена.

1853 - переехав в Лондон (1852), Герцен основывает там Вольную русскую типографию. Первые два года, не получая материалов из России, печатает листовки- прокламации ("Юрьев день! Юрьев день!", "Поляки прощают нас!", "Крещеная собственность" и др.).

В начале 50-х гг. Герцен начинает работать над своим основным произведением - автобиографическим романом "Былое и думы" (1852-68, 1-е полное издание 1919-20).

1855 - Герцен издает альманах "Полярная звезда", который получает широкое распространение в России.

1856 - в Лондон переезжает Огарёв.

1857 - Герцен и Огарёв издают "Колокол" - первую русскую революционную газету. Широкое распространение "Колокола" в России способствовало объединению демократических и революционных сил, созданию в России революционной организации "Земля и Воля". Выступив в поддержку Польского восстания 1863-64 гг., Герцен теряет большинство читателей. Перенесение издания из Лондона в Женеву не поправляет дела, т.к. молодая эмиграция, сосредоточенная там, не находит общего языка с Герценом.

1867 - издание "Колокола" прекращено.

Последние годы Герцен живет в разных городах Европы (Женева, Канн, Ницца, Флоренция, Лозанна, Брюссель и др.).

9 (21) января 1870 - Александр Герцен умер в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез. Впоследствии прах Герцена был перевезён в Ниццу.

Основные произведения:

Художественные произведения:

«Доктор Крупов» (1847)

«Сорока-воровка» (1848)

«Долг прежде всего» (1854, Лондон)

«Поврежденный» (1854, Лондон)

«Доктор, умирающий и мертвые» (1869, опубл. 1870, Женева)

Цикл «Скуки ради» (1868—69)

Роман «Кто виноват?» (ч. 1-2, 1845-46, отд. изд. 1847)

Автобиографическая книга «Былое и думы» (ч. 1-8, 1855-68; отд. изд. 1861-66, Лондон-Женева; полн. 1919-20, Петроград)

Литературно-критические статьи, в т. ч.

«О романе из народной жизни в России» (1857)

«Западные книги» (1857)

«Very dangerous!!!» (1859)

Философские сочинения:

циклы статей «Дилетантизм в науке» (1842—43)

«Письма об изучении природы» (1845—46)

ст. «Опыт бесед с молодыми людьми» (1858)

«Разговор с детьми» (1859)

«Письма к противнику» (1864) и др.

Историческо-публицистические работы, в т.ч.:

кн. «О развитии революционных идей в России» (1850; опубл. на немецком и французском языках, 1851, на русском языке нелегально 1861, Москва)

Публицистика, в т.ч.:

фельетон «Москва и Петербург» (1842, распространялся в списках; опубл. 1857, Лондон, в России —1905)

циклы статей «Капризы и раздумья» (1843—47)

«Письма из Франции и Италии» (1847—52; в России частично опубл. 1847, отд. изд. 1855, Лондон)

«С того берега» (1847—50, в нем., франц. и итал. изданиях; отд. изд. на рус. яз. 1855, Лондон, в России нелегально 1861)

«К старому товарищу» (письма 1 — 4, 1869, опубл. 1870)

Статьи, в т. ч.:

«Россия» (1849)

«Русский народ и социализм» (на французском языке 1851, на русском языке 1858, Лондон)

«Крещеная собственность» (1853)

«Земля и воля» (1863)

«Н. Г. Чернышевский» (1864)

Дневники

Герцен А.И. Собрание сочинений: В 8т. - М., 1975.

Краткая литературная энциклопедия: В 8т. - М.: Советская энциклопедия, 1962. Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. - М.: БРЭ, 1989.

Русская история полна подвижников, готовых положить жизнь за свою идею.

Александр Иванович Герцен (1812-1870) был первым русским социалистом, проповедовавшим идеи равенства и братства. И хоть он не принимал прямого участия в революционной деятельности, но был среди тех, кто подготовил почву для её развития. Один из лидеров западников, позже он разочаровался в идеалах европейского пути развития России, перешёл в противоположный лагерь и стал основоположником другого знаменательного для нашей истории движения — народничества.

Биография Александра Герцена тесно связана с такими деятелями русской и мировой революции, как Огарёв, Белинский, Прудон, Гарибальди. На протяжении всей жизни он постоянно пытался найти наилучший способ справедливого устройства общества. Но именно горячая любовь к своему народу, самоотверженное служение выбранным идеалам — это то, чем завоевал уважение потомков Герцен Александр Иванович.

Краткая биография и обзор основных произведений позволит читателю поближе познакомиться с этим русским мыслителем. Ведь только в нашей памяти они смогут жить вечно и продолжать оказывать влияние на умы.

Герцен Александр Иванович: биография русского мыслителя

Был незаконнорождённым сыном богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева и дочери чиновника-производителя, 16-летней немки Генриетты Гааг. Из-за того, что официально брак зарегистрирован не был, фамилию сыну отец придумал. В переводе с немецкого она означает «дитя сердца».

Воспитывался будущий публицист и писатель в доме дяди на (сейчас в нём находится им. Горького).

С ранних лет его начали обуревать «вольнолюбивые мечты», что неудивительно — учитель словесности И. Е. Протопопов знакомил ученика со стихами Пушкина, Рылеева, Бушо. Идеи Великой французской революции постоянно витали в воздухе учебной комнаты Александра. Уже в то время Герцен подружился с Огарёвым, вместе они вынашивали планы по преобразованию мира. Необыкновенно сильное впечатление на друзей произвело после которого они загорелись революционной деятельностью и поклялись до конца жизни отстаивать идеалы свободы и братства.

Книги составляли ежедневный книжный рацион Александра — он много читал Вольтера, Бомарше, Коцебу. Не прошёл он мимо и раннего немецкого романтизма — произведения Гёте и Шиллера настроили его в восторженном духе.

Университетский кружок

В 1829 году Александр Герцен поступил в Московский университет на физико-математическое отделение. И там он не расстался со своим другом детства Огарёвым, с которым вскоре они организовали кружок единомышленников. В него также вошли известный в будущем писатель-историк В. Пассек и переводчик Н. Кетчер. На своих заседаниях участники кружка обсуждали идеи сенсимонизма, равноправия мужчин и женщин, уничтожения частной собственности — в общем, это были первые социалисты в России.

«Маловская история»

Обучение в университете протекало вяло и однообразно. Немногие преподаватели могли познакомить слушателей лекций с передовыми идеями немецкой философии. Герцен искал выхода своей энергии, участвуя в университетских шалостях. В 1831 году он оказался замешан в так называемой «маловской истории», в которой принимал участие и Лермонтов. Студенты изгнали из аудитории профессора уголовного права. Как вспоминал потом сам Александр Иванович, Малов М. Я. был глупым, грубым и необразованным профессором. Студенты его презирали и открыто смеялись над ним на лекциях. За свою выходку бунтовщики отделались сравнительно легко — провели несколько дней в карцере.

Первая ссылка

Деятельность дружеского кружка Герцена имела довольно невинный характер, однако Императорская канцелярия усмотрела в их убеждениях угрозу для царской власти. В 1834 году все члены этого объединения были арестованы и сосланы. Герцен оказался сначала в Перми, а потом его определили на службу в Вятку. Там он устроил выставку местных произведений, что дало повод Жуковскому ходатайствовать о его переводе во Владимир. Туда Герцен увёз и свою невесту из Москвы. Эти дни оказались самыми светлыми и счастливыми в бурной жизни писателя.

Раскол русской мысли на славянофилов и западников

В 1840 году Александр Герцен вернулся в Москву. Здесь судьба свела его с литературным кружком Белинского, проповедовавшего и активно насаждавшего идеи гегельянства. С типично русской восторженностью и непримиримостью члены этого кружка воспринимали идеи немецкого философа о разумности всей действительности несколько односторонне. Однако сам Герцен из философии Гегеля сделал совершенно обратные выводы. В результате кружок распался на славянофилов, предводителями которых стали Кириевский и Хомяков, и западников, которые объединились вокруг Герцена и Огарёва. Несмотря на крайне противоположные взгляды на дальнейший путь развития России, и тех и других объединял настоящий патриотизм, основанный не на слепой любви к русской государственности, а на искренней вере в силу и могущество народа. Как писал позже Герцен, они были похожи на чьи лица были повёрнуты в разные стороны, а сердце билось одно.

Крушение идеалов

Герцен Александр Иванович, биография которого и так была насыщена частыми переездами, вторую половину жизни вовсе провёл за пределами России. В 1846 году умер отец писателя, оставив Герцену большое наследство. Это дало Александру Ивановичу возможность несколько лет путешествовать по Европе. Поездка коренным образом изменила образ мыслей писателя. Его друзья-западники были шокированы, когда прочитали опубликованные в журнале «Отечественные записки» статьи Герцена под названием «Письма с Avenue Marigny», впоследствии ставшие известными как «Письма из Франции и Италии». Явный антибуржуазный настрой этих писем свидетельствовал о том, что писатель разочаровался в жизнеспособности революционных западных идей. Став свидетелем провала цепи революций, прокатившихся по Европе в 1848-1849 годах, так называемой «весны народов», он начинает разрабатывать теорию «русского социализма», давшую жизнь новому течению русской философской мысли — народничеству.

Новая философия

Во Франции Александр Герцен сблизился с Прудоном, вместе с которым стал издавать газету «Глас народа». После подавления радикальной оппозиции он переезжает в Швейцарию, а после в Ниццу, где знакомится с Гарибальди, знаменитым борцом за свободу и независимость итальянского народа. К этому периоду принадлежит публикация эссе «С того берега», в котором обозначились новые идеи, коими увлёкся Герцен Александр Иванович. Философия радикального переустройства общественного строя уже не удовлетворяла писателя, и Герцен окончательно распрощался со своими либеральными убеждениями. Его начинают посещать мысли об обречённости старой Европы и о большом потенциале славянского мира, долженствующего воплотить в жизнь социалистический идеал.

А. И. Герцен — российский публицист

После смерти жены Герцен перебирается в Лондон, где начинает издавать свою знаменитую газету «Колокол». Наибольшим влиянием газета пользовалась в период, предшествовавший отмене крепостного права. Потом её тираж начинает падать, особенно сильно сказалось на её популярности подавление польского восстания 1863 года. В итоге идеи Герцена не нашли поддержки ни у радикалов, ни у либералов: для первых они оказались чересчур умеренным, а для вторых слишком радикальными. В 1865 году российское правительство настойчиво потребовало от Её Величества Королевы Англии, чтобы редакция «Колокола» была выслана из страны. Александр Герцен и его сподвижники вынуждены были переехать в Швейцарию.

Умер Герцен от воспаления лёгких в 1870 году в Париже, куда приехал по семейным делам.

Литературное наследие

Библиография Герцена Александра Ивановича насчитывает огромное количество статей, написанных в России и эмиграции. Но наибольшую известность ему принесли книги, в частности итоговый труд всей его жизни «Былое и думы». Сам Александр Герцен, биография которого совершала порой немыслимые зигзаги, называл эту работу исповедью, которая вызвала разнообразные «мысли из дум». Это синтез публицистики, мемуаров, литературных портретов и исторической хроники. Над романом «Кто виноват?» писатель работал шесть лет. Проблемы равноправия женщин и мужчин, отношений в браке, воспитания он предлагает в этом произведении решать с помощью высоких идеалов гуманизма. Также его перу принадлежат остросоциальные повести «Сорока-воровка», «Доктор Крупов», «Трагедия за стаканом грога», «Скуки ради» и другие.

Нет, наверное, ни одного образованного человека, который хотя бы понаслышке не знал, кто такой Александр Герцен. Краткая биография писателя содержится в Большой советской энциклопедии, словаре Брокгауза и Эфрона, да мало ли в каких ещё источниках! Однако лучше всего знакомиться с писателем по его книгам — именно в них в полный рост встаёт его личность.

Александр Иванович Герцен - русский писатель, публицист, философ, революционер, родоначальник отечественной политэмиграции - был незаконнорожденным ребенком состоятельного московского помещика И. Яковлева. Появившемуся на свет 6 апреля (25 марта по ст. ст.) 1812 г. мальчику дали придуманную отцом фамилию Герцен. Рос он в отцовском доме и получил воспитание, типичное для дворянских семей того времени. Возможность читать французских просветителей и энциклопедистов из домашней библиотеки повлияла на формирование его мировоззрения. Еще подростком Александр познакомился с Николаем Огаревым, дружбу с которым пронес через годы. Восстание декабристов 1825 г. стало знаковым событием для биографии Герцена. Впечатления от него оказались настолько сильными, что Герцен и Огарев дали клятву всю жизнь служить свободе.

В 1829 г. Герцен становится студентом Московского университета (физико-математическое отделение). Он и его верный товарищ Огарев становятся активными участниками кружка вольнолюбивой, настроенной против действий правительства молодежи. В 1834 г. Герцен оказался среди арестованных его участников и был сослан в Пермь. Позднее его отправили в Вятку, где он служил в губернаторской канцелярии. Когда в город приезжал царский наследник, будущий Александр II, Герцен участвовал в местной выставке и давал пояснения высокопоставленной персоне. Благодаря этому его перевели во Владимир, где он служил советником правления и женился на московской невесте. Несмотря на пребывание в ссылке, Герцен вспоминал эти дни как самые счастливые в жизни.

В 1836 г. он начал печататься, выступать как публицист, взяв псевдоним Искандер. В начале 1840 г. Герцену разрешили возвратиться в Москву, а весной он сменил место жительства на Санкт-Петербург. Отец настоял, чтобы сын устроился в канцелярию министерства внутренних дел, но после того, как в письме к нему Герцен нелицеприятно отозвался о полиции, его в июле 1841 г. снова сослали, на этот раз в Новгород.

Через год, в 1842 г., Герцен вернулся в столицу. В то время главным направлением общественной мысли был идейный спор славянофилов и западников. Герцен не просто, активно включившись в него, разделяет позицию вторых - благодаря эрудиции, таланту мыслить, вести полемику он превращается в одну из ключевых фигур отечественной общественной жизни. В 1842-1843 гг. он публикует цикл статей «Дилетантизм в науке», в 1844-1845 гг. – «Письма об изучении природы», в которых призывает покончить с противостоянием философии и естественных наук. Видя в литературе зеркало общественной жизни и эффективный способ борьбы, писатель представляет публике антикрепостные беллетристические произведения – «Доктор Крупов» (1847), «Сорока-воровка» (1848). На протяжении 1841-1846 гг. Герцен пишет социально-психологический роман, один из первых своем роде в России – «Кто виноват?»

Состоявшийся в 1847 г. переезд в Европу (Францию) после смерти отца положил начало новому периоду в биографии Герцена. Ему довелось стать очевидцем поражения революций 1848-1849 гг., и под влиянием разочарования в революционном потенциале западных стран, мыслей об умирании старой Европы философ создает «теорию русского социализма», закладывает основы народничества. Литературным воплощением идей того времени стали книги «С того берега» (1847-1850), «О развитии революционных идей в России» (1850).

В 1850 г. Александр Иванович с семьей поселяется в Ницце, где тесно общается с представителями европейской эмиграции и итальянского национально-освободительного движения. В 1851 г. русское правительство присвоило Герцену статус вечного изгнанника, лишило всех прав за неповиновение требованию возвратиться на родину. Потеряв супругу, в 1852 г. Герцен уезжает жить в Лондон и через год основывает «Вольную русскую типографию», предназначенную для печатания запрещенной в России литературы. В 1855 г. Герцен становится издателем альманаха «Полярная звезда», а в 1857 г., после переезда в Лондон Н. Огарева, начинает выпускать первую русскую революционную газету «Колокол». С ее страниц на русское правительство обрушивалась беспощадная критика, звучали призывы к кардинальным реформам, например, освобождению крестьянства, гласности в суде, ликвидации цензуры и др. Это издание играло огромную роль в формировании российской общественной мысли, мировоззрения молодых революционеров. «Колокол» просуществовал 10 лет.

В 1868 г. Герцен заканчивает писать автобиографический роман «Былое и думы», начатый еще в 1852 г. Он считается не только вершиной его творчества как художника слова, но и одним из лучших образцов русской мемуаристики. В конце жизни Герцен пришел к выводу о том, что насилие и террор являются недопустимыми методами борьбы. Последние годы его жизни связаны с разными городами: Женевой, Лозанной, Брюсселем, Флоренцией. Скончался А.И. Герцен 21 января 1870 г. Париже от пневмонии. Его похоронили на кладбище Пер-Лашез, затем его прах был перезахоронен в Ницце.

Биография из Википедии

Алекса́ндр Ива́нович Ге́рцен (25 марта (6 апреля) 1812, Москва - 9 (21) января 1870, Париж) - русский публицист, писатель, философ, педагог, принадлежащий к числу наиболее видных критиков официальной идеологии и политики Российской империи в XIX веке, сторонник революционных преобразований.

Детство

Герцен родился в семье богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева (1767-1846), происходившего от Андрея Кобылы (как и Романовы). Мать - 16-летняя немка Генриетта-Вильгельмина-Луиза Гааг (нем. Henriette Wilhelmina Luisa Haag), дочь мелкого чиновника, делопроизводителя в казённой палате в Штутгарте. Брак родителей не был оформлен, и Герцен носил фамилию, придуманную отцом: Герцен - «сын сердца» (от нем. Herz).

Отец А. И. Герцена - Иван Алексеевич Яковлев

В юности Герцен получил обычное дворянское воспитание на дому, основанное на чтении произведений иностранной литературы, преимущественно конца XVIII века. Французские романы, комедии Бомарше, Коцебу, произведения Гёте, Шиллера с ранних лет настроили мальчика в восторженном, сентиментально-романтическом тоне. Систематических занятий не было, но гувернёры - французы и немцы - сообщили мальчику твёрдое знание иностранных языков. Благодаря знакомству с творчеством Шиллера, Герцен проникся свободолюбивыми стремлениями, развитию которых много содействовал учитель русской словесности И. E. Протопопов, приносивший Герцену тетрадки стихов Пушкина: «Оды на свободу», «Кинжал», «Думы» Рылеева и пр., а также Бушо, участник Великой Французской революции, уехавший из Франции, когда «развратные и плуты» взяли верх. К этому присоединилось влияние Тани Кучиной, молоденькой тётки-«корчевской кузины» Герцена (в замужестве Татьяна Пассек), которая поддерживала детское самолюбие молодого фантазёра, пророча ему необыкновенную будущность.

В декабре 1820 года И. А. Яковлев зачислил сына в ведомство «экспедиции кремлевского строения», указав его возраст 14 лет вместо 8; в 1823 году ему был присвоен чин коллежского регистратора.

Уже в детстве Герцен познакомился и подружился с Николаем Огарёвым. По его воспоминаниям, сильное впечатление на мальчиков (Герцену было 13, Огарёву 12 лет) произвело известие о восстании декабристов 14 декабря 1825 года. Под его впечатлением у них зарождаются первые, ещё смутные мечты о революционной деятельности; во время прогулки на Воробьёвых горах мальчики поклялись бороться за свободу.

Уже в 1829-1830 годах Герцен написал философскую статью о «Валленштейне» Ф. Шиллера. В этот юношеский период жизни Герцена его идеалом был Карл Моор - герой трагедии Ф. Шиллера «Разбойники» (1782).

Университет (1829−1833 гг.)

Осенью 1823 года Герцен поступил на отделение физических и математических наук Московского университета, и здесь это настроение ещё более усилилось. В университете Герцен принимал участие в так называемой «маловской истории» (протест студентов против нелюбимого преподавателя), но отделался сравнительно легко - недолгим заключением, вместе со многими товарищами, в карцере. Из преподавателей только М.Т. Каченовский своим скептицизмом и М.Г. Павлов, на лекциях сельского хозяйства знакомивший слушателей с немецкой философией, будили молодую мысль. Молодёжь была настроена, однако, довольно бурно; она приветствовала июльскую революцию (как это видно из стихотворений Лермонтова) и другие народные движения (возбуждению студентов способствовала появившаяся в Москве холера, в борьбе с которой деятельное участие приняла вся университетская молодёжь). К этому времени относится встреча Герцена с Вадимом Пассеком, превратившаяся потом в дружбу, установление дружеской связи с Кетчером и др. Кучка молодых друзей росла, шумела, бурлила; допускала по временам и небольшие кутежи, вполне невинного, впрочем, характера; усердно занималась чтением, увлекаясь по преимуществу вопросами общественными, занимаясь изучением русской истории, усвоением идей Сен-Симона (утопический социализм которого Герцен считал тогда наиболее выдающимся достижением современной ему западной философии) и других социалистов.

Ссылка

В 1834 году все члены кружка Герцена и он сам были арестованы. Герцен был сослан в Пермь, а оттуда в Вятку, где и был определён на службу в канцелярию губернатора.

За устройство выставки местных произведений и объяснения, данные при её осмотре наследнику престола (будущему Александру II), Герцен, по ходатайству Жуковского, был переведён на службу советником правления во Владимир, где женился, увёзши тайно из Москвы свою невесту, и где провёл самые счастливые и светлые дни своей жизни.

После ссылки

В начале 1840 года Герцену было разрешено возвратиться в Москву. В мае 1840 года он переехал в Петербург, где по настоянию отца стал служить в канцелярии министерства внутренних дел. Но в июле 1841 года за резкий отзыв в одном письме о деятельности полиции Герцен был выслан в Новгород, где служил в губернском правлении до июля 1842 года, после чего он поселился в Москве.

Здесь ему пришлось столкнуться со знаменитым кружком гегельянцев Станкевича и Белинского, защищавших тезис полной разумности всякой действительности.

Большая часть приятелей Станкевича сблизилась с Герценом и Огарёвым, образуя лагерь западников; другие примкнули к лагерю славянофилов, с Хомяковым и Киреевским во главе (1844).

Несмотря на взаимное ожесточение и споры, обе стороны в своих взглядах имели много общего и прежде всего, по признанию самого Герцена, общим было «чувство безграничной обхватывающей всё существование любви к русскому народу, к русскому складу ума». Противники, «как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно». «Со слезами на глазах», обнимаясь друг с другом, разошлись недавние друзья, а теперь принципиальные противники, в разные стороны.

Герцен часто ездил в Петербург на собрания кружка Белинского; а вскоре после смерти своего отца уехал навсегда за границу (1847).

В московском доме, где Герцен проживал с 1843 по 1847 год, с 1976 года работает Дом-музей А. И. Герцена.

В эмиграции

В Европу Герцен приехал, настроенный скорее радикально-республикански, чем социалистически, хотя начатая им публикация в «Отечественных записках» серии статей под заглавием «Письма с Avenue Marigny» (впоследствии в переработанном виде опубликованы в «Письмах из Франции и Италии») шокировала его друзей - либералов-западников - своим антибуржуазным пафосом. Февральская революция 1848 года показалась Герцену осуществлением всех надежд. Последовавшее затем Июньское восстание рабочих, его кровавое подавление и наступившая реакция потрясли Герцена, который решительно обратился к социализму. Он сблизился с Прудоном и другими выдающимися деятелями революции и европейского радикализма; вместе с Прудоном он издавал газету «Голос народа» («La Voix du Peuple») которую финансировал. К парижскому периоду относится начало увлечения его жены немецким поэтом Гервегом. В 1849 году, после разгрома радикальной оппозиции президентом Луи Наполеоном, Герцен был вынужден покинуть Францию и переехал в Швейцарию, а оттуда в Ниццу, принадлежавшую тогда Сардинскому королевству.

В этот период Герцен вращался среди кругов радикальной европейской эмиграции, собравшейся в Швейцарии после поражения революции в Европе, и, в частности, познакомился с Джузеппе Гарибальди. Известность ему доставила книга эссе «С того берега», в которой он производил расчёт со своими прошлыми либеральными убеждениями. Под влиянием крушения старых идеалов и наступившей по всей Европе реакции, у Герцена сформировалась специфическая система взглядов об обречённости, «умирании» старой Европы и о перспективах России и славянского мира, которые призваны осуществить социалистический идеал.

В июле 1849 года Николай I арестовал всё имущество Герцена и его матери. После этого арестованное имущество было заложено банкиру Ротшильду, и тот, ведя переговоры о предоставлении займа России, добился снятия императорского запрещения.

«Колокол» А. И. Герцена, 1857 год

После череды семейных трагедий, обрушившихся на Герцена в Ницце (измена жены с Гервегом, гибель матери и сына в кораблекрушении, смерть жены и новорождённого ребёнка) Герцен переехал в Лондон, где основал Вольную русскую типографию для печатания запрещённых изданий и с 1857 года издавал еженедельную газету «Колокол».

А. И. Герцен, ок. 1861 г.

Пик влияния «Колокола» приходится на годы, предшествующие освобождению крестьян; тогда газета регулярно читалась в Зимнем дворце. После крестьянской реформы её влияние начинает падать; поддержка польского восстания 1863 года резко подорвала тиражи. В то время для либеральной общественности Герцен был уже слишком революционным, для радикальной - чересчур умеренным. 15 марта 1865 года под настойчивым требованием правительства России к правительству Великобритании редакция «Колокола» во главе с Герценом покинула Лондон навсегда и переехала в Швейцарию, гражданином которой Герцен к тому времени стал. В апреле этого же 1865 года туда была переведёна и «Вольная русская типография». Вскоре начали переезжать в Швейцарию и люди из окружения Герцена, например в 1865 году туда переехал Николай Огарёв.

А. И. Герцен на смертном одре

9 (21) января 1870 года Александр Иванович Герцен умер от воспаления лёгких в Париже, куда незадолго перед тем прибыл по своим семейным делам. Похоронен он был в Ницце (прах был перенесён с парижского кладбища Пер-Лашез).

Литературная и публицистическая деятельность

Литературная деятельность Герцена началась ещё в 1830-х годах. В «Атенее» за 1831 год (II т.) его имя встречается под одним переводом с французского. Первая статья, подписанная псевдонимом Искандер , была напечатана в «Телескопе» за 1836 год («Гофман»). К тому же времени относится «Речь, сказанная при открытии вятской публичной библиотеки» и «Дневник» (1842). Во Владимире написаны: «Записки одного молодого человека» и «Ещё из записок молодого человека» («Отечественные записки», 1840-1841 гг.; в этом рассказе в лице Трензинского изображён Чаадаев). С 1842 по 1847 год помещает в «Отечественных записках» и «Современнике» статьи: «Дилетантизм в науке», «Дилетанты-романтики», «Цех учёных», «Буддизм в науке», «Письма об изучении природы». Здесь Герцен восставал против учёных педантов и формалистов, против их схоластической науки, отчуждённой от жизни, против их квиетизма. В статье «Об изучении природы» мы находим философский анализ различных методов знания. Тогда же Герценом написаны: «По поводу одной драмы», «По разным поводам», «Новые вариации на старые темы», «Несколько замечаний об историческом развитии чести», «Из записок доктора Крупова», «Кто виноват?», «Сорока-воровка», «Москва и Петербург», «Новгород и Владимир», «Станция Едрово», «Прерванные разговоры». Из всех этих произведений особенно выделяются повесть «Сорока-воровка», в которой изображёно ужасное положение «крепостной интеллигенции», и роман «Кто виноват?», посвящённый вопросу о свободе чувства, семейных отношениях, положении женщины в браке. Основная мысль романа заключается в том, что люди, основывающие своё благополучие исключительно на почве семейного счастья и чувства, чуждые интересов общественных и общечеловеческих, не могут обеспечить себе прочного счастья, и оно в их жизни всегда будет зависеть от случая.

Из произведений, написанных Герценом за границей, особенно важны: письма из «Avenue Marigny» (первые напечатаны в «Современнике», все четырнадцать под общим заглавием: «Письма из Франции и Италии», издание 1855 года), представляющие замечательную характеристику и анализ событий и настроений, волновавших Европу в 1847-1852 годах. Здесь мы встречаем вполне отрицательное отношение к западноевропейской буржуазии, её морали и общественным принципам и горячую веру автора в грядущее значение четвёртого сословия. Особенно сильное впечатление и в России, и в Европе произвело сочинение Герцена «С того берега» (первоначально по-немецки «Vom anderen Ufer», Гамбург, 1850; по-русски, Лондон, 1855; по-французски, Женева, 1870), в котором Герцен высказывает полное разочарование Западом и западной цивилизацией - результат того умственного переворота, которым и определилось мировоззрение Герцена в 1848-1851 годах. Следует ещё отметить письмо к Мишле: «Русский народ и социализм» - страстную и горячую защиту русского народа против тех нападок и предубеждений, которые высказывал в одной своей статье Мишле. «Былое и думы» - ряд воспоминаний, имеющих частью характер автобиографический, но дающих и целый ряд высокохудожественных картин, ослепительно-блестящих характеристик, и наблюдений Герцена из пережитого и виденного им в России и за границей.

Все другие сочинения и статьи Герцена, как например: «Старый мир и Россия», «Русский народ и социализм», «Концы и начала» и др. - представляют простое развитие идей и настроений, вполне определившихся в период 1847-1852 годов в сочинениях, указанных выше.

В целом, как отмечал Б. А. Кузьмин, «начав - и не случайно - с учёбы у Гейне, Герцен создал затем свой особый жанр беллетристики. Всё изложение очень эмоционально. Отношение автора к описанным событиям высказывается в его репликах, восклицаниях, отступлениях».

Философские взгляды Герцена в годы эмиграции

Влечение к свободе мысли, «вольнодумство», в лучшем значении этого слова, особенно сильно были развиты в Герцене. Он не принадлежал ни к одной, ни явной, ни тайной партии. Односторонность «людей дела» отталкивала его от многих революционных и радикальных деятелей Европы. Его ум быстро постиг несовершенства и недостатки тех форм западной жизни, к которым первоначально влекло Герцена из его непрекрасного далёка русской действительности 1840-х годов. С поразительной последовательностью Герцен отказался от увлечений Западом, когда он оказался в его глазах ниже составленного раньше идеала.

Как последовательный гегельянец, Герцен верил, что развитие человечества идёт ступенями, и каждая ступень воплощается в известном народе. Герцен, смеявшийся над тем, что гегелевский бог живёт в Берлине, в сущности перенёс этого бога в Москву, разделяя со славянофилами веру в грядущую смену германского периода славянским. Вместе с тем, как последователь Сен-Симона и Фурье, он соединял эту веру в славянский фазис прогресса с учением о предстоящей замене господства буржуазии торжеством рабочего класса, которое должно наступить, благодаря русской общине, только что перед тем открытой немцем Гакстгаузеном. Вместе со славянофилами Герцен разочаровывался в западной культуре. Запад сгнил, и в его обветшавшие формы не влить уже новой жизни. Вера в общину и русский народ спасала Герцена от безнадёжного взгляда на судьбу человечества. Впрочем, Герцен не отрицал возможности того, что и Россия пройдёт через стадию буржуазного развития. Защищая русское будущее, Герцен утверждал, что в русской жизни много безобразного, но зато нет закоснелой в своих формах пошлости. Русское племя - свежее девственное племя, у которого есть «чаянье будущего века», неизмеримый и непочатой запас жизненных сил и энергий; «мыслящий человек в России - самый независимый и самый непредубеждённый человек в свете». Герцен был убеждён, что славянский мир стремится к единству, и так как «централизация противна славянскому духу», то славянство объединится на принципах федераций. Относясь свободомысленно ко всем религиям, Герцен признавал, однако, за православием многие преимущества и достоинства по сравнению с католицизмом и протестантством.

Философско-историческая концепция Герцена акцентирует активную роль человека в истории. Вместе с тем она подразумевает, что разум не может осуществить свои идеалы, не считаясь с существующими фактами истории, что результаты её составляют «необходимую базу» операций разума.

Педагогические идеи

В наследии Герцена нет специальных теоретических работ о воспитании. Однако, в течение всей жизни Герцен интересовался педагогическими проблемами и был одним из первых русских мыслителей и общественных деятелей середины XIX века, затронувших в своих трудах проблемы воспитания. Его высказывания по вопросам воспитания и образования свидетельствуют о наличии продуманной педагогической концепции .

Педагогические взгляды Герцена определились философскими (атеизм и материализм), этическими (гуманизм) и политическими (революционный демократизм) убеждениями.

Критика системы образования при Николае I

Герцен назвал царствование Николая I тридцатилетним гонением на школы и университеты и показал, как николаевское министерство просвещения душило народное образование. Царское правительство, по словам Герцена, «подстерегало ребёнка при первом шаге в жизни и развращало кадета-дитя, гимназиста-отрока, студента-юношу. Беспощадно, систематически вытравляло оно в них человеческие зародыши, отучало их, как от порока, от всех людских чувств, кроме покорности. За нарушение дисциплины оно малолетних наказывало так, как не наказывают в других странах закоренелых преступников».

Он решительно выступал против внедрения религии в воспитание, против превращения школ и университетов в орудие укрепления крепостничества и самодержавия.

Народная педагогика

Герцен считал, что самое положительное влияние на детей оказывает простой народ, что именно народ является носителем лучших русских национальных качеств. У народа молодые поколения учатся уважению к труду, бескорыстной любви к родине, отвращению к праздности.

Воспитание

Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живёт интересами своего народа и стремится к преобразованию общества на разумных началах. Детям должны быть предоставлены условия для свободного развития. «Разумное признание своеволия есть высшее и нравственное признание человеческого достоинства». В повседневной воспитательной деятельности важную роль играет «талант терпеливой любви», расположение воспитателя к ребёнку, уважение к нему, знание его потребностей. Здоровая семейная обстановка и правильные отношения между детьми и воспитателями являются необходимым условием нравственного воспитания.

Образование

Герцен страстно добивался распространения просвещения и знаний среди народа, призывал учёных вывести науку из стен кабинетов, сделать её достижения всеобщим достоянием. Подчёркивая огромное воспитательное и образовательное значение естественных наук, Герцен был в то же время за систему всестороннего общего образования. Он хотел, чтобы учащиеся общеобразовательной школы наряду с естествознанием и математикой изучали литературу (в том числе и литературу античных народов), иностранные языки, историю. А. И. Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней шири понимания. Благодаря чтению, человек переживает века. Книги оказывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Герцен всемерно подчёркивал, что образование должно способствовать развитию у учащихся самостоятельного мышления. Воспитателям следует, опираясь на врождённые склонности детей к общению, развивать в них общественные стремления и наклонности. Этому служат общение со сверстниками, коллективные детские игры, общие занятия. Герцен боролся против подавления детской воли, но в то же время придавал большое значение дисциплине, считал установление дисциплины необходимым условием правильного воспитания. «Без дисциплины, - говорил он, - нет ни спокойной уверенности, ни повиновения, ни способа оградить здоровье и предупредить опасность».

Герцен написал два специальных произведения, в которых объяснял подрастающему поколению явления природы: «Опыт бесед с молодыми людьми» и «Разговоры с детьми». Эти произведения являются замечательными образцами талантливого, популярного изложения сложных мировоззренческих проблем. Автор просто и живо разъясняет детям с материалистических позиций происхождение Вселенной. Он убедительно доказывает важную роль науки в борьбе с неправильными взглядами, предрассудками и суеверием и опровергает идеалистическое измышление о том, что в человеке отдельно от его тела существует ещё и душа.

Семья

В 1838 году во Владимире Герцен женился на своей двоюродной сестре Наталье Александровне Захарьиной; до отъезда из России у них родилось 6 детей, из которых до взрослого возраста дожили двое:

  • Александр (1839-1906), известный физиолог, профессор Лозаннского университета.
  • Наталья (род. и ум. 1841), умерла через 2 дня после рождения.
  • Иван (род. и ум. 1842), умер через 5 дней после рождения.
  • Николай (1843-1851), был от рождения глухим, при помощи швейцарского педагога И. Шпильмана научился говорить и писать, погиб при кораблекрушении.
  • Наталья (Тата, 14.12.1844-1936), историограф семьи и хранитель архива Герцена.
  • Елизавета (1845-1846), умерла через 11 месяцев после рождения.

В эмиграции в Париже жена Герцена влюбилась в друга Герцена Георга Гервега. Она призналась Герцену, что «неудовлетворённость, что-то оставшееся незанятым, заброшенным, искало иной симпатии и нашло её в дружбе с Гервегом» и что она мечтает о «браке втроём», причём скорее духовном, нежели чисто плотском. В Ницце Герцен с женой и Гервег со своей женой Эммой, а также их дети жили в одном доме, образовав «коммуну», не предполагавшую интимных отношений вне пар. Тем не менее Наталья Герцен стала любовницей Гервега, что скрывала от мужа (хотя Гервег открылся жене). Затем Герцен, узнав правду, потребовал отъезда Гервегов из Ниццы, а Гервег шантажировал Герцена угрозой самоубийства. Гервеги всё же уехали. В международном революционном сообществе Герцена осуждали за то, что он подверг жену «моральному принуждению» и воспрепятствовал её соединению с любовником.

В 1850 году жена Герцена родила дочь Ольгу (1850-1953), в 1873 году вышедшую замуж за французского историка Габриэля Моно (1844-1912). По некоторым данным, Герцен сомневался в своём отцовстве, но никогда не заявлял об этом публично и признал ребёнка своим.

Летом 1851 супруги Герцены примирились, однако семью ждала новая трагедия. 16 ноября 1851 года около Гиерского архипелага в результате столкновения с другим кораблём затонул пароход «Город Грасс», на котором плыли в Ниццу мать Герцена Луиза Ивановна и его глухой от рождения сын Николай со своим воспитателем Иоганном Шпильманом; они погибли, и их тела не были найдены.

В 1852 году жена Герцена родила сына Владимира и через два дня умерла, сын тоже вскоре умер

С 1857 года Герцен стал сожительствовать с женой Николая Огарёва Натальей Алексеевной Огарёвой-Тучковой, она воспитывала его детей. У них родилась дочь Елизавета (1858-1875) и близнецы Елена и Алексей (1861-1864, умерли от дифтерита). Официально они считались детьми Огарёва.

В 1869 году Наталья Тучкова получила фамилию Герцена, которую носила вплоть до возвращения в Россию в 1876 году, после смерти Герцена.

Елизавета Огарёва-Герцен, 17-летняя дочь А. И. Герцена и Н. А. Тучковой-Огарёвой, покончила жизнь самоубийством из-за неразделённой любви к 44-летнему французу во Флоренции в декабре 1875 года. Самоубийство имело резонанс, о нём писал Достоевский в очерке «Два самоубийства».

Потомство детей Герцена - Александра и Натальи - очень многочисленно, потомки писателя живут в России, Швейцарии, Франции, США.

Память

Многим библиотекам в России присвоено имя А. И. Герцена. Также был распространён топоним улица Герцена в городах бывшего СССР. Кроме этого Правительством Кировской области была учреждена премия имени А. И. Герцена

Слева направо:
Усадьба И. А. Яковлева в Москве (сейчас Литературный институт), Мемориальная доска в Литературном институте, Мемориальная доска А. И. Герцену на доме 27 в Сивцевом Вражке (Дом-музей А. И. Герцена)

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 14-24 декабря 1839 года - дом Ф. Д. Серапина - Царскосельский проспект, 22;
  • 20 мая - июнь 1840 года - квартира А. А. Орловой в доме Опекунского Совета - Большая Мещанская улица, 3;
  • июнь 1840 - 30 июня 1841 года - дом Г. В. Лерхе - Большая Морская улица, 25 (Гороховая ул., 11), кв. 21 - памятник истории федерального значения;
  • 4-14 октября 1846 года - квартира Н. А. Некрасова и Панаевых в доме княгини Урусовой - набережная реки Фонтанки, 19.

Сочинения

  • «Кто виноват?» роман в двух частях (1846)
  • «Мимоездом» рассказ (1846)
  • «Доктор Крупов» повесть (1847)
  • «Сорока-воровка» повесть (1848)
  • «Повреждённый» повесть (1851)
  • «Трагедия за стаканом грога» (1864)
  • «Скуки ради» (1869)

Кинематограф

  • 1969 - «Старый дом», советский чёрно-белый художественный биографический фильм, посвящённый раннему периоду жизни писателя.
  • «Былое и думы»