Человек в своем громадном большинстве глубоко несчастлив.

А. П. Чехов

Художественный мир Чехова бесконечно сложен, многогранен, лишен какой-либо однолинейности. Писателю открыто было все несовершенство жизни, понятен был глубокий трагизм человеческого существования. Поэтому закономерно, что в пьесу «Вишневый сад» входит тема «недотепства». Чехов изображает несчастных, страдающих людей. Круг «недотеп» достаточно широк, хотя слово «недотепа» употребляется в пьесе по отношению только к четырем персонажам: Яше, Дуняше, Пете Трофимову, Фирсу...

Лакей Яша мечтает лишь о блестящей парижской жизни и, разумеется, не осознает своего духовного убожества. Но в этой искаженности и огрубелости русского человека заключается одно из проявлений того самого «недотепства», которое так тонко почувствовал старик Фирс.

Судьба гувернантки Шарлотты Ивановны - это еще одна вариация на тему «недотепства». Безвыходным одиночеством и тоской проникнуто ее признание: «...Когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить... А откуда я и кто я - не знаю...»

Конторщик Епиходов имеет весьма красноречивое прозвище - «двадцать два несчастья». И действительно, любовь Епиходова отвергнута, претензии на образованность не имеют под собой основания. Чехов точно передает смутную неудовлетворенность конторщика жизнью: «Я развитой человек, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться «.

К «недотепам» относится и престарелый лакей Фирс. Перед нами верный раб, считающий отмену крепостного права несчастьем. В этом человеке так и не пробудилось достоинство, духовного раскрепощения не произошло. Мы видим, как трогательно 87-летний Фирс заботится о Гаеве. Тем страшнее и безысходнее финал пьесы...

Обратимся теперь к образам бывших хозяев вишневого сада. Раневская и Гаев - «недотепы» в полном смысле этого слова. Они давно утратили ощущение реальности и надеются на маловероятную помощь богатой ярославской тетушки, отвергая вполне осуществимый план спасения имения. Трагедия этих людей не в том, что они разорились, а в измельчании их чувств, в утрате последнего напоминания о детстве - вишневого сада.

Страдания Раневской и Гаева совершенно искренни, хотя и принимают несколько фарсовую форму. Жизнь Раневской не лишена драматизма: умирает муж, трагически гибнет семилетний сын Гриша, бросает любовник... Любовь Андреевна, по ее же собственному признанию, не может бороться со своими чувствами даже тогда, когда понимает, что обманута любимым. В излишней сконцентрированности героини на собственных переживаниях есть немала доля эгоизма, отстраненности от чужих страданий и лишений. О смерти старой няни Раневская говорит за чашкой кофе. В свою очередь, воспоминания об умершей Анастасии не мешают Гаеву достать заветную коробочку леденцов...

Глубоко несчастны в пьесе «Вишневый сад» и Аня, Варя, Петя Трофимов. Конечно, страдания молодых не так бросаются в глаза. 27-летний Петя - идеалист и мечтатель, но и он подвластен неумолимому ходу времени. «Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели!» - замечает Варя. Трофимов считает себя «выше любви», но именно любви ему не хватает. «Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа», - точно угадывает Раневская причину Петиной неустроенности в жизни.

К «недотепам» в пьесе «Вишневый сад» должен быть отнесен и Ермолай Лопахин. Петя Трофимов прав, когда говорит о его «нежной душе». В двойственности Лопахина заключается трагическая противоречивость его образа. В своих отношениях с Варей герой предельно скован, робок. Он, в сущности, столь же одинок и несчастен, как и окружающие.

Пьеса «Вишневый сад» кончается грустным словом «недотепа», которое произносит забытый всеми Фирс. За этим словом стоит многое... Чехов далек от пустого обличительства. Мечта о достойной человека жизни соседствует в произведении с состраданием к несчастным, страдающим людям, которые ищут «высшую правду» и все никак не могут найти...

Если домашнее задание на тему: » «НЕДОТЕПЫ» В ПЬЕСЕ Д., П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Тема «Вишневого сада» - тема гибели старых дворянских усадеб, переход их в руки буржуазии и судьба последней в связи с Пьеса «Вишневый сад» была написана А. П. Чеховым в 1903 году, на рубеже. эпох. В это время автор полон ощущения События разворачиваются в имении помещицы Любови Андреевны Раневской. На дворе май, весь в цвету вишневый сад, который придется продать владельцам, Чехов А. П.Сочинение по произведению на тему: Образ вишневого сада в сознании героев пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Вишневый сад Несмотря на то что пьеса «Вишневый сад» многими современниками Чехова, в частности Станиславским, была воспринята как произведение трагическое, сам автор
  • Рейтинг сочинений

      Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в

      Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Художественный мир Чехова бесконечно сложен, многогранен, лишен какой-либо однолинейности. Писателю открыто было все несовершенство жизни, понятен был глубокий трагизм человеческого существования. Поэтому закономерно, что в пьесу “Вишневый сад” входит тема “недотепства”. Чехов изображает несчастных, страдающих людей. Круг “недотеп” достаточно широк, хотя слово “недотепа” употребляется в пьесе по отношению только к четырем персонажам: Яше, Дуняше, Пете Трофимову, Фирсу...
Лакей Яша мечтает лишь о блестящей парижской жизни и, разумеется, не осознает своего духовного убожества. Но в этой искаженности и огрубелости русского человека заключается одно из проявлений того самого “недотепства”, которое так тонко почувствовал старик Фирс.
Судьба гувернантки Шарлотты Ивановны - это еще одна вариация на тему “недотепства”. Безвыходным одиночеством и тоской проникнуто ее признание: “….Когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить… А откуда я и кто я - не знаю...”
Конторщик Епиходов имеет весьма красноречивое прозвище - “двадцать два несчастья”. И действительно, любовь Епиходова отвергнута, претензии на образованность не имеют под собой.основания. Чехов точно передает смутную неудовлетворенность конторщика жизнью: “Я развитой человек, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться”.
К “недотепам” относится и престарелый лакей Фирс. Перед нами верный раб, считающий отмену крепостного права несчастьем. В этом человеке так и не пробудилось достоинство, духовного раскрепощения не произошло. Мы видим, как трогательно 87-летний Фирс заботится о Гаеве. Тем страшнее и безысходнее финал пьесы...
Обратимся теперь к образам бывших хозяев вишневого сада. Раневская и Гаев - “недотепы” в полном смысле этого слова. Они давно утратили ощущение реальности и надеются на маловероятную помощь богатой ярославской тетушки, отвергая вполне осуществимый план спасения имения. Трагедия этих людей не в том, что они разорились, а в измельчании их чувств, в утрате последнего напоминания о детстве - вишневого сада.
Страдания Раневской и Гаева совершенно искренни, хотя и принимают несколько фарсовую форму.- Жизнь Раневской не лишена драматизма: умирает муж, трагически гибнет семилетний сын Гриша, бросает любовник… Любовь Андреевна, по ее же собственному признанию, не может бороться со своими чувствами даже тогда, когда понимает, что обманута любимым. В излишней сконцентрированности героини на собственных переживаниях есть немалая доля эгоизма, отстраненности от чужих страданий и лишений. О смерти старой няни Раневская говорит за чашкой кофе. В свою очередь, воспоминания об умершей Анастасии не мешают Гаеву достать заветную коробочку леденцов...
Глубоко несчастны в пьесе “Вишневый сад” и Аня, Варя, Петя Трофимов. Конечно, страдания молодых не так бросаются в глаза. 27-летний Петя - идеалист и мечтатель, но и он подвластен неумолимому ходу времени. “Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели!” - замечает Варя. Трофимов считает себя “выше любви”, но именно любви ему не хватает. “Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа”, - точно угадывает Раневская причину Петиной неустроенности в жизни.
К “недотепам” в пьесе “Вишневый сад” должен быть отнесен и Ермолай Лопахин. Петя Трофимов прав, когда говорит о его “нежной душе”. В двойственности Лопахина заключается трагическая противоречивость его образа. В своих отношениях с Варей герой предельно скован, робок. Он, в сущности, столь же одинок и несчастен, как и окружающие.
Пьеса “Вишневый сад” кончается грустным словом “недотепа”, которое произносит забытый всеми Фирс. За этим словом стоит многое… Чехов далек от пустого обличительства. Мечта о достойной человека жизни соседствует в произведении с состраданием к несчастным, страдающим людям, которые ищут “высшую правду” и все никак не могут найти...

Кого из героев комедии А.П.Чехова "Вишневый сад" можно назвать "недотёпами" и почему?

Показать текст целиком

Недотёпами принято называть неуклюжих и неловких людей, несильно тяготеющих к образованию и самосовершенствованию.

В сложном художественном мире, созданном А. П. Чеховым в пьесе "Вишнёвый сад", недотёпой можно назвать практически каждого героя, несмотря на то, что это слово употребляется в тексте пьесы лишь по отношению к Яше, Пете Трофимову, Фирсу и Дуняше.

Эти действующие лица справедливо называются "недотёпами" самим автором.

Яша - лакей, мечтающий о прекрасной жизни в Париже и ненавидящий свою мать, упорно не осознаёт своего духовного убожества. Это безнравственный человек, которому свойственно хамское поведение и грубые высказывания. Старику Фирсу лакей говорит: "...Надоел ты, дед. (Зевает.) Хоть бы ты поскорее подох...". Лакея Яшу можно назвать "недотёпой" хотя бы за то, как глупо он высказывается по отношению к другим людям, не имея на это никакого морального права. Он говорит: "...Насмотрелся на невежество – будет с меня...", сам оставаясь неисправимым невежей.

Дуняша, пребывая в статусе простой крестьянки, старается выглядеть более вдохновенной, нежной и ранимой, что вызывает смех у читателя. ("...Я стала тревожная, все беспокоюсь Нежная стала, такая деликатная, благородная, всего боюсь…"). Притворство и желание превознести себя и даёт читателю право называть героиню "недотёпой".

Петя Трофимов, который любит рассуждать на философские темы, сравнивать Россию с вишнёвым садом, никак не может закончить учёбу и остаётся вечным студентом. Окружающие называют Петю "чудаком" и "уродом". Герой сам себя называет "облезлым барином", что, само по себе, звучит парадоксально. Барина, который гордится своей бедностью, не признаёт любви и стремится к неведанному "высшему счастью" действительно можно назвать "недотёпой".

Фирс, как самый добрый и искренний персонаж чеховской пьесы, полюбился читателям, но это не отменяет факта его "недотёпства". Он плохо слышит, постоянно бормочет что-то себе под нос, а главное, ему знакома только скучная и однообразная жизнь, ведь он долгие годы служил в имении Раневской. Его великодушие было направлено не на тех людей, кто этого заслуживает. В конце, когда герой заболевает и плохо себя чувствует, он остаётся верен барину и беспокоится, чтобы тот надел тёплое пальто.

Критерии

  • 3 из 3 К1 Соответствие сочинения теме и её раскрытие
  • 3 из 3 К2 Привлечение текста произведения для аргументации
  • 2 из 2 К3 Опора на теоретико-литературные понятия
  • 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность
  • 3 из 3 К5 Соблюдение речевых норм
  • ИТОГО: 14 из 14

Человек в своем громадном большинстве сильно несчастлив.

А. П. Чехов
Художественный мир Чехова бесконечно сложен, многогранен, лишен какой-либо однолинейности. Писателю открыто было все несовершенство жизни, понятен был основательный трагизмчеловеческого существования. Поэтому закономерно, что в пьесу "Вишневый сад" входит тема недотепства. Чехов изображает несчастных, страдающих людей. Круг недотеп довольно широк, хотя слово "недотепа" употребляется в пьесе по отношению только к четырем персонажам: Яше, Дуняше, Пете Трофимову, Фирсу...

Лакей Яша мечтает лишь о блестящей парижской жизни и, разумеется, не осознает своего духовного убожества. Но в этой искаженности и огрубелости русского человека содержится одно из проявлений того самого недотепства, которое так тонко почувствовал старик Фирс.

Судьба гувернантки Шарлотты Ивановны - это ещё одна вариация на тему недотепства. Безысходным одиночеством и тоской проникнуто ее признание: "... когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить... А откуда я и кто я - не знаю..."

Конторщик Епиходов имеет весьма красноречивое прозвище - "двадцать два несчастья". И на самом деле, любовь Епи-ходова отвергнута, претензии на образованность не имеют под собой основания. Чехов точно сообщает смутную неудовлетворенность конторщика жизнью: "Я развитой человек,... но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, существовать мне или застрелиться".

К недотепам относится и престарелый лакей Фирс. Перед нами верный раб, считающий отмену крепостного права несчастьем. В нем так и не пробудилось человеческое достоинство, духовного раскрепощения не случилось. Мы видим, как трогательно 87-летний Фирс заботится о Гаеве (даже одевает и раздевает его). Тем страшнее и безысходнее финал пьесы...

Обратимся теперь к образам бывших хозяев вишневого сада. Раневская и Гаев - недотепы в полном смысле этого слова. Потомки многих поколений крепостников, они полностью утратили ощущение реальности. Раневская и Гаев надеются на маловероятную помощь богатой ярославской тетушки и отвергают полностью реальный план спасения имения. Трагедия этих людей, как мне кажется, не в том, что они разорились, а в измельчании их чувств, в утрате последнего напоминания о детстве - вишневого сада. Ностальгическая обращенность к прошлому - это попытка восполнить недостаток подлинной духовности в настоящем.

Страдания Раневской и Гаева совершенно искренни, хотя и принимают порой несколько фарсовую форму (излишняя экспрессивность Любови Андреевны, речь Гаева перед шкафом). Жизнь Раневской не лишена драматизма: умирает муж, трагически гибнет семилетний сын Гриша, бросает любовник... Любовь Андреевна, по ее же своему признанию, "ниже любви", не может бороться со своими чувствами более того тогда, когда понимает, что обманута любимыми.

В излишней сосредоточенности героини на собственных переживаниях есть немалая доля эгоизма, отстраненности от чужих страданий и лишений (отношение к Ане и Варе). О смерти старой няни Раневская говорит за чашкой кофе. А прошлое об умершей Анастасии не мешает Гаеву достать заветную коробочку леденцов... Таким образом, в Раневской и Гаеве Чехов обнаруживает признаки "футлярной" замкнутости на самих себе. Их жизнь пуста, бессмысленна, суетна.

Глубоко несчастны в пьесе "Вишневый сад" и представители молодого поколения (Аня, Варя, Петя Трофимов). Конечно, страдания молодых не так бросаются в глаза. Речи "вечного студента" Пети Трофимова о высшей правде звучат жизнеутверждающе, хотя и несколько декларативно. 27-летний Петя - идеалист и мечтатель, но и он подвластен неумолимому ходу времени. "Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели!" - замечает Варя. Трофимов считает себя выше любви, но аккурат любви ему не хватает. "Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа",- точно угадывает Раневская причину Петиной неустроенности в жизни.

К недотепам в пьесе "Вишневый сад" должен быть отнесен и предприимчивый купец Ермолай Лопахин. Петя Трофимов прав, когда говорит о его нежной душе. В двойственности Лопахина (сочетание деловой хватки и нежной души содержится трагическая противоречивость образа. В своих отношениях с Варей герой предельно скован, робок. Он, в сущности, столь же одинок и несчастен, как и окружающие. В уста Лопахина Чехов вкладывает слова о "нескладной" жизни: "О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь!" И это говорит самый преуспевающий, самый "практичный" герой "Вишневого сада"!

Пьеса "Вишневый сад" кончается грустным словом "недотепа", которое произносит заброшенный всеми Фирс. За этим словом стоит многое... Чехов далек от пустого обличительства... Мечта о достойной человека жизни соседствует в произведении с состраданием к несчастным, мучающимся людям, которые ищут высшую правду и все никак не могут найти...

… Дышит в саду запустелом
ночная прохлада,
Мы старомодны, как запах
вишневого сада.
Нет ни гостей, ни хозяев,
покинутый дом.
Мы уже были, но мы еще
будем потом …
… Ну, полно, мне-то что быть в обиде!
Я посторонний, я ни при чем.
Рубите вишневый сад! Рубите!
Он исторически обречен. ,
Вздор — сантименты. Они тут лишни.
А ну, еще разик! Еще разок!
… И снова снятся мне вишни, вишни,
Красный — красный вишневый сок …
Ю. Левитанский.
«Единицей чеховской драмы, ее атомом, является не идея, как у Достоевского, не тип, как в «натуральной школе», не характер, как у Толстого, а просто — личность, цельный человек, про которого ничего определенного сказать нельзя: он абсурден, так как необъясним». Отсюда возможность говорить о чертах, нетрадиционных для русской литературы, чертах более живых, чем черты героев предшественников Чехова. Действительно, Мармеладов у Достоевского — неудачник, но его невезение запрограммировано, он не может быть другим, и судьба его другой быть не может. Достоевский поднялся до уровня Бога и оттуда решает судьбу героя в «соавторстве» с творцом. У Тургенева герои идут по четко очерченному курсу плоскости не дай Бог — правее или левее! Базаров, к примеру, легко предсказуем в своем поведении. У Льва Толстого от пространных объяснений логики действий героев теряется сама суть поступков, остается лишь цепь логически заключений от эпизода к эпизоду, от поступка к поступку. Все эго авторы создают человека заново, человека во многом условного, играющего определенную роль, задуманную автором, но не всегда вполне реальную. Лишь у Чехова появляется абсолютно живой человек — и появляется не где-нибудь, а на сцене, где сложнее всего угадать грань между фантазией и реальностью. И вот результат привычки читателя и зрителя и условности характеров героев, объясняющейся идейной программой автора. Перед героями чеховских пьес человек становится в тупик. Казалось бы, чего проще — доказать свои способности чуткого психолога и знатока людей, анализируя литературных героев. Понять живых людей гораздо сложнее. И вот наш психолог-любитель мечется в испуге: там, на сцене, такие же живые люди, каких он встречает каждый день, такие же непонятные ему, чужие, но имеющие такое же неоспоримое право на жизнь, как и он сам. «Недотепство» — живое человеческое качество, которое невозможно предусмотреть никакой программой. Оно — свидетельство наличия жизни, существования в человеке мозга и сердца, логики и эмоций. Все герои, произносящие, кривя губы: «Эх ты … недотепа!», вкладывают в это слово некоторый оттенок презрительного сожаления, но фраза эта является скорее похвалой, чем упреком, хоть они и не понимают этого. «Недотепство» — это право на взлет и падение, на любовь и равнодушие, на ошибки и прозрение, на жизнь, в конце концов. Пусть эта жизнь тяжела и неудачна, но это — жизнь! Я, говоря, что все герои «Вишневого сада — «недотепы», не вкладываю в эту фразу того оттенка, который слышится в тоне героев пьесы. Все они заурядны и в своей заурядности свободны. «Недотепство» является, когда человек теряет причинные связи с внешним миром, как раковая опухоль является, когда клетка теряет связь с соседними клетками. И в этом отсутствии связей — несчастье и отчаяние героя, он не связан вообще ни с чем и ни с кем, он свободен, но что делать с этой свободой, он не знает. Формулировка Набокова: «Чехов сбежал из темницы детерминизма, от категории причинности, от эффекта — и тем освободил драму». Чеховские герои мечутся по сцене в поисках роли — они жаждут избавиться от своей никчемности, от мучительной свободы быть никем, от необходимости просто жить, а не строить жизнь. Непонимание, что делать с окружающим миром, людьми и самим собой, ведет героя к состоянию между «внутри себя» и «снаружи себя». Герой не по гружен в свой собственный внутренний мир в экстазе самоанализа и не копается в других людях. Он живет своей оболочкой, прилежно управляемой его душой, разобраться в которой он уже отчаялся. Лопахин, умница, все понимающий, нежно любящий Раневскую, не может удержаться от торжества приобретения имения, мучает ее своим восторгом, понимая, но не осознавая ее боль. Он приказывает рубить вишневый сад еще до отъезда Любови Андреевны и на просьбы подождать реагирует: «Сейчас … сейчас … Экие, право». Что это — эгоизм? Но не он ли давал практические советы, как спасти имение? Не он ли признавался Раневской: » … я забыл все и люблю вас, как родную … больше, чем родную»? Да, это он. Его поступки абсурдны, переходы его настроения необъяснимы и потому абсурдны тоже. Можно, конечно, говорить, что он купец, что в нем проснулась купеческая жилка и т. д., но на самом деле он подчиняется лишь движениям души своей, которой он сам не понимает. Недаром же он, вроде счастливый человек, упивающийся восторгом победы, с тоской говорит: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как -нибудь наша неокладная, несчастливая жизнь!»
А Раневская? Раневская, сбежавшая из Парижа от мучительной
любви, от долгов, от прокуренных комнат и проданной дачи, тоже не
знает, что делать. Она цепляется за вишневый сад как за привычку,
за старую жизнь, за знакомое, близкое, родное. Ей кажется, что сад —
основа ее существования. А если бы сад не продали? Осталась бы она
в России? Нет, конечно! Все равно сорвалась бы с места и ринулась бы
в Париж к тому, предавшему ее, но любимому …
Петя Трофимов … «Вся Россия наш сад!» — не слишком ли? Для одинокого, живущего лишь идеями и мечтами человека ждать понимания и приюта во всей России? Смешно. Мечты о великанах будущего, о будущем саде, при виде которого «радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час … » Ах недотепа, недотепа! Как можно быть оптимистом в этом мире, да еще в полной изоляции?
Герои Чехова мучительно ищут связей с другими, друг с другом,
стремясь остановиться, оглядеться, отойти от постоянной жизни «перекати-поля»; но Чехов не позволяет им определить себя. Они не то что не понимают — они не слышат себя и друг друга. Их разговор похож на перемежающиеся фразы монологов разных людей, каждый из которых говорит о своем. Каждый пытается найти выход, но на самом деле не двигается с места. Петя и Аня еще надеются уйти от этого бессилия, но в конце концов и они остановятся, беспомощно оглядываясь по сторонам. Они отличаются от остальных героев «Вишневого сада» лишь возрастом, но так же не имеют связи с миром. Человек, по Чехову, еще живет в разумном бытийном мире, но делать там ему уже нечего. Другого же мира у него нет. Отсюда неустроенность, бесплодные поиски выхода, отсюда тот факт, что » … сама обстановка прославленного чеховского быта на самом деле полна вокзальной суеты». «Недотепство» является также причиной эфемерности конфликта в пьесе. Действие только притворяется действием, сценический эффект — эффектом, драматургический конфликт — конфликтом в самом деле, о каком конфликте между отдельными, не зависящими друг от друга людьми и явлениями можно говорить? Конфликт для персонажей был бы выходом, ибо он неизбежно привел бы к взаимодействию их между собой и — кто знает? — может быть, и к пониманию. Но разобщенность, свобода ото всего и всех сильнее любви к вишневому саду … Как похожи герои! Своим «недотепством», любовью своей, нежностью — как они похожи друг на друга! Но — центробежные силы сильнее центростремительных, и каждому из них, недотепе, живому человеку, суждено вечно топтаться на месте, не имея сил сделать шаг к ближнему или хотя бы пойти по пути поиска света …