Среди художников России ярким ограненным алмазом выделяется Рерих Николай Константинович. Его работы удивляют, восхищают, дарят понимание. Русская душа открыта всему миру, полна невероятных по силе чувств.

Биография

В семье нотариуса 27.09.1874 родился сын Николай. Жизнь мальчика полнилась впечатлениями, экспериментами: друзьями родителей были действительно выдающимися умами (Менделеев, Микешин, Костомаров). Ученые, художники, интеллектуальные личности рассказывали много интересного, соответственно, мальчику хотелось исследовать окружающий мир.

Николай тянулся к знаниям. Наибольший интерес проявляя к истории страны, живописи, археологическим изысканиям. Основной акцент парень делал на наследие культуры народов России, восточных стран. Период юности, ранней молодости Николая переполнен множеством крайне важных событий:

  1. 1982. Будучи гимназистом, юноша самостоятельно занимался исследованиями археологического направления. Став студентом, получил членство Общества археологов страны.
  2. 1893. Закончилось обучение гимназии. Сразу переходит в университет Петербурга, избрав юридическую стезю.
  3. 1895. Юноша проходит обучение, стажировку у А. И. Куинджи.
  4. В середине 90-х 19-го века будущий философ, художник активно общается со Стасовым, Дягилевым, Репиным, др.
  5. Еще до окончания учебы, прославился благодаря находке (1897). Николай обнаружил целый комплекс старинных захоронений Води, не покидая Петербургский регион, выполнил рисунок-эскиз «Ошад».
  6. Обучение в Петербургской Академии художеств завершилось, прошла защита диплома работой «Гонец» (1897), впоследствии приобретенной Третьяковым. Картину оценили критики, активно восторгался полотном писатель Лев Толстой.
  7. 1898. Успешно защитил дипломную работу «Правовое положение художников Древней Руси», закончил обучение.
  8. После выпуска получил предложение сотрудничества с Археологическим институтом Петербурга. Получил чин лектора отдельного курса.
  9. 1901. Принял активное участие в создании Комиссии по регистрации памятников старины Санкт-Петербургской губернии. Новое образование подчинялось Обществу защиты, сохранения в России памятников искусства и старины.

Ученый муж разрывается между искусством, наукой, пытается соединить воедино обе страсти. Произведения Рерих Николая Константиновича данного периода относятся к исторической живописи. Древняя Русь, восточный колорит, точные исторические изображения оживают на холстах.

Молодой археолог, искусствовед стал помощником директора главного музея России. В 24 года это считалось огромным достижением, немыслимым большинству. Одновременно мастера кисти пригласили помощником редактора журнала художественного направления, называющегося «Искусство и художественная промышленность». Стремительное развитие карьеры художника продолжилось. Прошло 3 года. Молодой человек получил назначение секретарем Императорского общества поощрения художеств.

Личные отношения развивалась фактически параллельно общественным: 1901-й порадовал семью Николая Рериха женитьбой. Выбрал археолог в спутницы Елену Шапошникову. 1902 подарил живописцу первенца, Юрочку. Младший ребенок, Святослав, родился в 1904-м.

За 8 лет (1894-1902) ученый-художник прожил некоторое время в 40 городах, погрузился сквозь прошлое, написал 90 этюдов. Внимательный, пытливый археолог обратил внимание на древнерусские работы иконописцев, строителей, подтолкнув большинство имеющих возможность помочь к вопросу сохранения архитектурных шедевров, уникальных иконописных образцов.

Примерно с 1904 года биография и творчество Николая Рериха изменили характер. Постоянные разъезды, работа над книгами, поддержка журналов, пост редактора художественного издания забирали свободное время. Дополнительные хлопоты принес пост директора Школы Императорского общества поощрения художеств (1906-1918). Рерих постоянно строит во дворе школы, создает декорации театру, рисует, пишет новеллы, читает философские трактаты.

В путешествиях художник обдумывал известные христианские философские теории, делал выводы, записывал на бумагу. Так увидела свет книга «Держава света» Николая Рериха, где автор связывал воедино реальное бытие, религиозные догмы, данные Библии, сказания старцев.

После Октябрьской революции художник ездил со своими работами по Европе, Америке, организовывая выставки, общаясь с множеством интересных людей. Ученый заводит близкое знакомство с Гербертом Уэллсом, Рабиндранатом Тагором, Джоном Голсуорси. Начинают формироваться некоторые основные параметры книги «Агни Йога» Рерих Николая Константиновича.

Николай не обошел вниманием новые увлечения высшего сословия, с 1900 года повально увлеченного спиритизмом. Согласно записям, дневникам, к 1921 году семейство постоянно проводило сеансы без использования специального стола (отзывались нужные души).

Фактически всю жизнь философ-художник провел в дороге. Индия, Китай, страны европейского, американского континентов заменили дом. Обидно, но свободное посещение родины известному археологу запретили. Каждый раз приходилось подавать запросы на разрешение. Дата смерти Рериха Николая Константиновича (15.12.1947) пришлась на дни, когда ответ из России был в пути, соответственно, художник не знал, что просьбу отклонили.

Пересекая грань существования, живописец подарил потомкам 7000 картин, примерно 30 книг (включающих две книги Николая Рериха со стихами, «Семь великих тайн космоса » Николая Рериха). Результаты раскопок пополнили музеи десятками тысяч найденных ученым образцов старинного искусства.

Творчество

Наибольшую известность Рерих приобрел как художник. Картины Николая Рериха с названиями, открывающими суть шедевра, завоевали мир.


«Путь в Шамбалу» – полотно, которое соединяет пейзаж духовными нотами. Резкие линии, четкие штрихи, солнечные лучи на вершинах гор раскрывают величие пути, одиночество дороги, холод оголенной души. Лишь крепкий духом преодолеет дорогу.


Картина «Заморские гости» открывает историческое прошлое. Древняя Русь, былинные богатыри становятся ближе, понятнее. Караван ладей посещает русскую землю с мирными целями, дружески настроенный. Видно, что оружие, броня воинам близки, первая опасность всколыхнет воинственный настрой.


«Мадонна Орифламма» соединила в себе черты фактически всех культур, представших непосредственно перед глазами художника в путешествиях. Ее можно считать одним из символов единения народов в христианстве. Матерь Божья – защита народа русского. Покровом узорным Богородица ограждает детей Божьих, удерживая врагов на расстоянии.

Картина «Матерь мира» показывает преклонение перед Богородицей, которой женщины несут дары, молитвы. Души умерших тянутся к ней, ища защиты, милости, прощения.


«Заратустра» – поклонение свету, солнцу. Запечатленный восход зачаровывает, не отпускает зрителя. Кажется, что новые лучи прорвутся в новый день, благословив стоящую на горе фигуру жреца.


Уже при взгляде на картину «Гималаи. Эверест», по коже пробегает холод. Кажется, зритель попадает в неприятную, холодную обстановку, смотрит на высотные снега. Крепость характера, выносливость, неустрашимость помогут путнику преодолеть вершину.


Очарование утренней Венеры в гималайском небе неоспоримо. Великолепный пейзаж с яркой, приблизившейся к Земле звездой на картине «Звезда утра» манит туманными далями.


«Святой Сергий Радонежский», хранитель русской земли бережет ее в прошлом, настоящем, будущем. Об этом говорит картина, где святой вышел вместе с ратью, возглавил ее.


«Канченджанга». Священная вершина Гималаев. Парящее совершенство над туманами туч привлекает чистотой, нежностью красок. Очистить душу, покаяться, взять обеты здесь легко.


«Град обреченный» открывает взгляд мастера кисти на состояние общества. Пороки, грязь, душевная леность заполнили души. Содом, Гоморра – города, подвергшиеся уничтожению. Такая судьба ждет отказавшихся от покаяния.

Николай Константинович Рерих – неординарная фигура. Юрист, ученый, художник доказал возможность сочетать несочетаемое, творить вдали от дома, жить надеждой на возвращение, оставаясь при этом самим собой.

Категория

Николай Константинович Рерих – выдающийся деятель русской и мировой культуры. Художник, философ, писатель, ученый, общественный деятель и путешественник. После себя он оставил огромное творческое наследие – свыше семи тысяч картин, около тридцати томов литературных произведений.

Детство и юность

Николай Рерих родился в Петербурге 9 октября 1874 года. Его отец Константин Федорович Рерих был влиятельным в городе юристом. Мать Мария Васильевна была домохозяйкой, воспитывала детей. У Николая были старшая сестра Лидия и два младших брата – Владимир и Борис.

В детстве мальчик увлекся историей, много читал. Скульптор Михаил Микешин, который был частым гостем в семье Рерихов, заметил, что у Николая есть талант к рисованию, и начал его обучать художественному ремеслу. Учился Рерих в гимназии Карла Мая. Его одноклассниками были Александр Бенуа, Дмитрий Философов.

По окончании поступил в Императорскую Академию художеств. И параллельно учился в университете на юриста. В академии работал в мастерской именитого художника . В это время близко общался с , Анатолием Лядовым и другими.


В студенческие годы ездил на археологические раскопки, а в 1895 году он стал членом Русского археологического общества. В этих поездках он записывал истории местного фольклора.

В 1897 году Николай Рерих окончил Академию художеств. Его дипломной работой была картина «Гонец», ее приобрел для своей галереи . Тогда же молодой художник получил должность помощника заведующего Императорским музеем, а параллельно работал в издании «Искусство и художественная промышленность».

Живопись

В 1900 году Николай Константинович Рерих решает поехать в Париж, там обучался в студиях художников Фернана Кормона и Пьера Пюви де Шаванна. По возвращении Рерих предпочитал писать исторические сюжеты. К раннему периоду его творчества относятся картины «Идолы», «Строят ладьи», «Сходятся старцы» и т.д. Художник работал в области монументальной и театрально-декоративной живописи.


Начиная с 1905 года Рерих трудился над оформлением балетных, оперных и драматических постановок. В этот период времени Николай Константинович ведет активную деятельность по возрождению художественной Руси и сохранению памятников старины.

В 1903 году он организует путешествие по древнерусским городам. В это время пишет серию этюдов с памятниками архитектуры России. Также художник создает эскизы для росписи церквей и часовен. В 1910 году участвовал в археологических раскопках, в которых ему удалось обнаружить остатки кремля Древнего Новгорода.


В 1913 году Рерих начал работу над двумя панно – «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани». Размеры полотен были впечатляющие. «Покорение Казани» создавалось для оформления Казанского вокзала в Москве. Но из-за войны строительство вокзала затянулось. Временно панно было передано в Академию художеств.

Но новый ее руководитель из своих личных соображений решил уничтожить музей Академии и все экспонаты, в нем находившиеся. В итоге полотно Рериха было разрезано на куски и роздано студентам. Вот так безвозвратно погибла работа великого художника.


Также Николай Константинович трудился и над оформлением книжно-журнальной графики, например, он участвовал в создании издания пьес Мориса Метерлинка. В 1918 году Рерих переехал в США. В Нью-Йорке он создал Институт объединенных искусств. В 1923 году в городе стал функционировать Музей Рериха – это был первый музей русского художника, открытый за пределами России.


Но, пожалуй, наибольший след на творчестве Рериха оставила его экспедиция в Гималаи. В 1923 году он вместе с семьей приехал в Индию. Он сразу же начал готовиться к важнейшему путешествию в его жизни – в экспедицию по труднодоступным местам Центральной Азии.

Эти территории интересовали его не только как художника. Он хотел изучить и решить проблемы, связанные с мировой миграцией древних народов. Маршрут был длинным и сложным. Он проходил через Сикким, Кашмир, Синцзян (Китай), Сибирь, Алтай, Тибет и даже нехоженые области Трансгималаев.


По количеству собранного материала данную экспедицию можно смело заносить в число крупнейших экспедиций ХХ века. Длилась она 39 месяцев – с 1925 по 1928 годы.

Пожалуй, самые популярные картины Рериха созданы именно под впечатлением от этого путешествия и великих гор. Художник создал серию картин «Учителя Востока», «Матерь Мира» – цикл, посвященный Великому Женскому Началу. В этот период он написал свыше 600 картин. В его творчестве на первый план вышли философские поиски.

Литература

Велико и литературное наследие Николая Константиновича Рериха. Он издал сборник стихов «Цветы Мории», несколько прозаических книг – «Твердыня Пламенная», «Алтай-Гималаи», «Шамбала» и др.

Но, пожалуй, главным литературным произведением Рериха является духовное учение «Агни-йога» или «Живая Этика». Оно создавалось при участии супруги Николая Константиновича – Елены Рерих. В первую очередь это философия космической реальности, закономерной эволюции Космоса. По учению смысл эволюции человечества – духовное просветление и совершенствование.


В 1929 году благодаря Рериху Николаю Константиновичу начался новый этап в истории всего человечества – был принят Пакт Рериха. Это был первый в истории документ, речь в котором шла о защите мирового культурного наследия. Договор об охране художественных и научных учреждений, а также исторических памятников был подписан 21 страной.

Личная жизнь

Знаменательным годом для Николая Рериха стал 1899. Он повстречал свою будущую жену – Елену Ивановну Шапошникову. Родом она была из семьи петербургской интеллигенции. С детства увлекалась рисованием и игрой на фортепиано, позднее стала изучать философию, религию и мифологию. Они сразу же прониклись друг другом, одинаково смотрели на мир. Поэтому вскоре их симпатия переросла в сильное чувство. В 1901 году молодые люди поженились.


Всю жизнь они дополняли друг друга в творческом и духовном плане. Елена Ивановна разделяла любые начинания мужа, была надежной спутницей и верным другом. В 1902 году на свет появился их первенец – сын Юрий. А в 1904 году родился сын Святослав.

В своих книгах Рерих Елену Ивановну называл не иначе, как «вдохновительницей» и «другиней». Новые картины он показывал в первую очередь ей, доверяя ее интуиции и вкусу. Во всех путешествиях и экспедициях Елена Ивановна сопровождала супруга. Благодаря ей Рерих познакомился с трудами мыслителей Индии.


Существует версия, что Елена Ивановна была больна психическим заболеванием. Об этом свидетельствовал их семейный доктор Яловенко. Он писал, что женщина страдает «эпилептической аурой». По его словам, такие больные часто слышат голоса и видят невидимые предметы. Доктор об этом сообщал и Николаю Константиновичу. Но он данную информацию воспринимал холодно. Рерих часто попадал под ее влияние и даже верил в ее экстрасенсорные способности.

Смерть

Еще в 1939 году Николаю Константиновичу поставили диагноз, свидетельствующий о болезни сердца. В последние годы художник хотел вернуться в Россию, но началась война, потом ему было отказано во въездной визе. Весной 1947 года все же пришло столь долгожданное разрешение. Семья Рерихов стала готовиться к отъезду.


13 декабря 1947 года, когда были упакованы вещи и свыше 400 картин, Николай Константинович дописывал картину «Приказ учителю». Неожиданно его сердце перестало биться. Похоронили великого художника по индийскому обычаю – тело сожги и развеяли по ветру с вершины горы. На месте кремации поставили памятник с надписью:

«Великому русскому другу Индии».

Произведения

  • 1897 – «Гонец (Восстал род на род)»
  • 1901 – «Заморские гости»
  • 1901 – «Идолы»
  • 1905 – «Сокровище ангелов»
  • 1912 – «Ангел Последний»
  • 1922 – «И мы трудимся»
  • 1931 – «Заратустра»
  • 1931 – «Огни победы»
  • 1932 – «Святой Сергий Радонежский»
  • 1933 – «Путь в Шамболу»
  • 1936 – «Корабль пустыни (одинокий путник)»
  • 1938 – «Эверест»

Библиография

  • 1931 – «Держава Света»
  • 1990 – «Зажигайте сердца»
  • 1991 – «Врата в будущее»
  • 1991 – «Нерушимое»
  • 1994 – «О Вечном...»
  • 2004 – «Агни Йога в 5 томах»
  • 2008 – «Знак Эры»
  • 2009 – «Алтай – Гималаи»
  • 2011 – «Цветы Мории»
  • 2012 – «Миф Атлантиды»
  • 2012 – «Шамбала»
  • 2012 – «Шамбала сияющая»

Картины Святослава Рериха можно увидеть в музеях Бельгии, Болгарии, США, Франции, Индии, России. Мастерство художника заслужило мировое признание. Сложность композиций, гармоничное звучание красок, выразительность линий - его творчество приравнивается к шедеврам искусства.

Великолепные картины, философские книги оставил после себя Рерих. Святослав Николаевич - педагог, организатор, общественный деятель - основную часть жизни провел в Индии. Почетные награды многих стран свидетельствуют о его великом вкладе в развитие культуры и дружбы народов.

Его многогранная деятельность охватывает архитектуру, театр, живопись, графику, книжную иллюстрацию, орнитологию, археологию. Известен факт, что эпидемию легочной чумы в Индии не смогла остановить официальная медицина. Святослав Николаевич самостоятельно составил рецепт вакцины. Прививки на ее основе спасли многие жизни.

Семья Рерихов

Еще при Петре I предок семьи Рерихов, швед по национальности, переселился в Россию. Его фамилия в переводе на русский язык означала «богатый славой». Эта семья славилась своими общественными деятелями, писателями, художниками, философами.

  • Николай Константинович (1874-1947) - академик Российской академии художеств. Благодаря ему появилось Общество защиты и сохранения памятников искусства и старины в России. В США им созданы культурно-просветительские сообщества и объединения. Его путешествия по Гималаям, Тибету, Алтаю, Монголии, позднее - по Маньчжурии и Китаю нашли свое отражение в путевых записках и потрясающих полотнах. Окончил свой земной путь в Индии, оставив после себя более 7000 картин.
  • Елена Ивановна (1879-1955) - его супруга, в юности блистала музыкальными талантами. Выступала с сольными концертами в качестве пианистки. Участвовала в экспедициях супруга, была вдохновительницей и соратницей его творческих планов. Является автором книг «Основы буддизма», «Криптограммы Востока», «Знамя преподобного Сергия Радонежского».
  • Юрий Николаевич (1902-1960) - их старший сын, обладал удивительными лингвистическими способностями. Десятки языков знал в совершенстве. Являлся директором Гималайского Института научных исследований «Урусвати», преподавал в Калимпонгском университете (Индия). В Москве возглавил сектор религии и философии Индии в Институте Востоковедения АН СССР.

Святослав Рерих.Краткаябиография

Святослав Николаевич (1904-1993) - младший сын Николая Константиновича и Елены Ивановны. Выросший среди талантливых людей, он и сам обладал многими способностями. С детства занимался живописью, изучением языков. Отец брал Святослава в археологические поездки, где тот изучал историю древнерусских городов.

После окончания (США) занимается иллюстрациями книг, графикой. С 1923 года возглавил Международный центр искусств «Корона Мунди» в Нью-Йорке, основанный его отцом.

Позднее, переехав к родителям в Индию, полностью посвящает свое время художественному творчеству. Создает пейзажи, портреты, проводит персональные выставки. Постепенно приобщаясь к религии и философии Индии, возглавляет Школу искусств в Бангалоре. Его супругой стала Девика Рани, индийская киноактриса.

Рерих Святослав Николаевич был инициатором создания в 1989 году Советского фонда Рерихов, куда передал архивы родителей и брата. Содействовал укреплению дружеских связей между Россией и Индией.Награжден высшим орденом этой восточной страны - «Падша-Бхушан».

Девика Рани

Девика Рани с самого юного возраста воспитывалась в семье своего родственника, лауреата Нобелевской премии, писателя Рабиндраната Тагора. Высокая культура ее окружения, увлечение искусством - все это послужило толчком к развитию прекрасных актерских качеств. Девика Рани закончила Королевскую академию драматических искусств и Королевскую академию музыки в Англии.

Получила в области архитектуры. Снималась в фильмах, режиссером которых был ее первый муж. Не только в Индии, но и в Европе киноленты имели огромный успех. Впоследствии Девика Рани сама стала декоратором и режиссером (этому искусству она обучалась в Германии).

Индийская верность семье, европейское образование, многочисленные таланты и красота не оставили Рериха равнодушным. Они познакомились во время работы над ее новым фильмом. Поначалу Святослав Рерих отказался выполнять заказ кинопродюсера Рани. Ей понравились картины художника. Она планировала в таком же стиле создать декорации к своему фильму. Девика отправилась на личную встречу с Рерихом, не подозревая, что вскоре он станет ее спутником жизни.

Рерих, биографиякоторого плотно переплетается с жизнью Девики Рани Рерих, с первого взгляда полюбил свою будущую жену. Он пишет многочисленные портреты супруги. Его родители высоко ценили духовные качества невестки, ее высокую культуру, образованность.

Картины Святослава Рериха

Многочисленные путешествия с раннего возраста, увлечение разными культурами и языками наложили свой отпечаток на творчество Святослава Николаевича. Он создавал великолепные полотна на восточные темы. Участвовал вместе с отцом в создании декораций к операм «Садко», «Снегурочка», «Князь Игорь».

Многогранность и яркий индивидуализм его картин ценился при жизни художника. Персональные выставки проходили с большим успехом. На них были представлены портреты известных людей того времени, гималайские пейзажи, жанровые зарисовки из индийской жизни.

Большое внимание уделял изучению красок Рерих. Картиныиндийской живописи написаны не маслом. Метод рисования картин темперой (на воде) увлек Рериха. Местные художники тщательно хранили свои секреты. Их краски оставались яркими и живыми спустя столетия.

Большое влияние на творчество Святослава оказал отец-Рерих. Картины,созданные Николаем Константиновичем, глубоко символичны. При этом они точны и документальны (в частности горные массивы Гималаев). Пейзажи Святослава - нежнее, мягче. Его тона приглушеннее, детали слегка размыты и затуманены.

Все картины Рериха с названияминевозможно найти в музеях в репродукциях или в электронном виде. Им написано чуть более 4000 картин, многие из которых находятся в частных коллекциях разных стран.

Пейзажи

Описание картин Рериха невозможно передать однозначно. Полотна художника состоят из цветовых контрастов, смягченных атмосферным потоком. Они словно пронизаны светом индийского солнца или затуманены синеющими тенями сумрака. В картине «Большой дождь» сила стихии захватывает зрителя, увлекает своей мощью тропический ливень.

«И мы приближаемся» - течение реки и каменные глыбы умиротворяют величием. Белые вершины гор напоминают Гималаи. Рерих наполнил картину четким ритмом реки, пульсацией жизни на контрасте с вечностью снежных вершин.

«Гирнар» - монументальная гора, сглаженная мягкостью облаков и светом закатного солнца. «Весна в Кулу» пронизана розовым светом цветущих деревьев. «Канченджанга» - это почти мистическое сплетение облаков, гор, света и всевозможных оттенков. «Дамодар Кунд» являет нам, как прозрачность воды отражает зелень деревьев, высокое небо, это идиллия жизни.

Портреты

Творчество Рериханеразрывно связано с портретами известных людей, политических деятелей, родственников художника. Портреты отца, матери, жены написаны с любовью и безграничным уважением. «Пандит Джавахарлал Неру» создает образ мудрого, благородного человека.

«Портрет ламы», «Портрет старого тибетца» - индийские портреты простых людей (кузнеца, сестренок, махараджи, девочки), написаны они реалистично, ярко, пронзительно.

Художник Рерихв своих картинах подчеркивает общечеловеческие идеалы - мудрость, стойкость, мужество, уверенность, доброту, заботу. Его портреты изящны, лаконичны, невыразимо прекрасны.

Стремление Рериха к портретной живописи проявилось рано. Ему не было и 20 лет, когда талант проявился и требовал все новые образчики для творчества. Горцы, тибетские ламы, дети - во всем видна яркость образов, народная мудрость или беззаботное веселье.

Женские портреты проникнуты любовью, восхищением внешней красотой в сочетании с богатством и силой духа. На тщательный реализм письма накладывается субъективное восприятие художника.

Бытовые зарисовки

Часто в своих полотнах возвращается к труду простых людейРерих. Святослав Николаевич бесхитростной простотой, насыщенными оттенками наполняет картины, они оживают на глазах зрителей.

«Мои соседи» - деревенская сценка. Под палящим солнцем отдыхают две женщины, рядом лениво развалилась собака. Ритмична картина своим сочетанием полуденного отдыха и проходящей вдали фигуры женщины с корзиной на голове.

«Дом гончара» представляет хижину продавца глиняных изделий. Груда горшков, пальмовые листья дома и две фигуры - простота композиции завораживает.

Картина «Наперегонки» показывает, как юная девушка и маленькая свинка бегут, едва касаясь земли. Так и слышится заливистый смех индианки, легко подхватившей край своего одеяния.

«Дочери моря» - картина, посвященная рыбачкам. Они сами выходят в море, ловят и обрабатывают рыбу. Бронзовые тела, энергия этих женщин насыщены внутренней силой и цельностью.

Религиозные картины

Жизнь Рерихасвязана с Индией, ее эпосом. Легенды о Кришне часто использовал в своих картинах Святослав Николаевич. Его «Священная флейта» - это юный Кришна, играющий на своей флейте. Синева неба, темная фигура юноши, одинокое облако и золото листвы - нежный звук флейты разносится по пустынной местности.

Перед нами «Иаков и Ангел». Христианская тематика картины переплетена с мистическим оттенком неба и сверкающими крыльями ангела. «Христос с учениками» - традиционное, почти иконописное изображение людей и невероятное, красочное небо. «Когда собираются йоги», спокойные фигуры ничем не нарушают покой синих гор, общего умиротворения местности.

Вечные идеалы красоты, духовности нашли свое отражение в триптихе «Распятое человечество», картинах «Вечная жизнь», «Вечный зов», «Подвиг».

Общественная деятельность

Рерих Святослав Николаевичинтересовался поиском красоты, высшей духовности человека. Он считал, что правильное воспитание способствует развитию гармоничной личности. Большое участие принимал он в работе детской школы в Бангалоре. Она была создана на основе философии индийского мыслителя Гхоша.

Еще Николай Рерих выступил инициатором создания Пакта Рериха, договора о защите от разрушений памятников искусства и архитектуры. Много сил пришлось приложить и Святославу Николаевичу, чтоб индийское правительство подписало документ. Индия присоединилась к Пакту в августе 1948 года.

За вклад в дружбу между Россией и Индией, укрепление культурных связей Рерих С. Н.получил звание лауреата Международной премии имени Дж. Неру и орден «Падма-Бхушан», правительственные награды разных стран.

В 70-80-е годы XX века Святослав Николаевич Рерих, биография которого полна благочестивых поступков, представил русскому народу картины своего отца, опубликовал его книги. Устраиваются рериховские чтения. Позднее, после встречи с Горбачевым М. С., при поддержке Совета министров СССР, Святослав Николаевич стал инициатором создания Советского фонда Рерихов и музея имени Н. К. Рериха. После распада СССР фонд был переименован в Международный Центр Рерихов.

Художественно-культурное наследие семьи включает в себя картины, личную переписку, книги, очерки, семейную библиотеку, реликвии, личные вещи. Все содержимое (масса груза составила 4 тонны) должно было перейти в Центр-музей,один из залов которого носит имя Святослава Николаевича. В музее читаются лекции, проводятся выставки, тематические вечера.

Философия С. Н. Рериха

Все члены семьи Рерихов придерживались одной философской линии. Этикой Жизни называлась их система взглядов. Это учение о мироздании, его зарождении и эволюции. Философское учение Живой Этики (Агни Йога) - 14-томный труд Рерих. древней мудрости Учителей Востока.

Раскрыть гармонию, высшее звучание в человеке или в предмете стало основной идеей Святослава Николаевича. Напитать космическими вибрациями, заставить откликнуться душу - только так возможно приобщение к новым идеям, понятиям.

Духовное воспитание через видение красоты природы нашло отражение и в его творчестве. Искусство способно тронуть душу человека. Формирование собственного характера - длительный процесс, который проходит через всю жизнь. Посредством созвучия искусства, природы, души возможно приобщение к космическому сознанию. Что постепенно приведет к усовершенствованию самого человека.

Красота и гармония помогут устранить безобразные мысли, низменные поступки, будут способствовать эволюции души. Художник способен пробудить в людях эмоциональный отклик. Он поможет взглянуть на мир по-другому. Красота должна проникнуть во все сферы человеческой жизни. Она не абстрактна, а вполне реальна. Очиститься от обыденности, увидеть красоту в каждом миге жизни - вот основная концепция Рериха. Если почувствовать ее вибрацию, то изменение ежедневных мыслей и поступков будет способствовать изменению души.

Философия в творчестве

Описанные в Этике Жизни темы гуманизма, справедливости, равенства, братства всех народов проходят красной нитью через творчество Святослава Рериха. Он свободно пишет на любую тему - религиозную, бытовую. В его картинах нашли отражение восточные учения и христианские законы, мифология и торжество веры.

Художник синтезирует современность и прошлые эпохи, разные культуры и народности. Для него не существует стран и границ. Его искусство объединяет всех, от простого пастуха до высшего политического деятеля.

В его картинах борьба добра и зла четко прорисовывается светом и тьмой. Его портреты конкретны и способны донести внутреннее состояние человека. Реализм синтезирован с поистине космическим сочетанием цвета.

В искусстве художника четко прослеживается индивидуальность Рериха, его внутреннее богатство. Человек в его картинах - преданный сын природы, неутомимый труженик на ее полях. Он увековечил в своих полотнах стабильность гор и подвижность воздуха, красоту восходов и лунных ночей. Внешние формы подчинены внутреннему видению художника.

Заключение

Художник Рерихстремился не только ухватить основы индийского искусства. Он полностью проникся самой сутью жизненной философии индийцев. На протяжении тысячелетий создавались основы человеческого бытия этой страны. Художественный язык Рериха - сплав русской и индийской культуры.

Репродукции Рериха можно приобрести в интернет-магазинах. Они готовятся от 3 до 5 дней. Подлинники его картин находятся в мастерской в Кулу и Бангалоре, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в частных коллекциях и многочисленных музеях Индии.

Необычность его полотен приковывает взгляд. Нестандартный подход в сочетании цветов, композиционных решений имеет богатый диапазон. Прекрасные, светлые картины Рериха проникнуты добротой, верой в светлое будущее человечества. Некоторые же полотна звучат предостережением - возвышение сердца важнее тела и рассудка. Он указывает, что сострадание и милосердие - путь выживания человечества в век войн, экологических катастроф, эпидемий.

Рериха интересовала идея самовоспитания человека, поиск прекрасного в его душе и окружении. К совершенству, гармонии стремился он и в своем творчестве. Космическое звучание его полотен, насыщенность художественного языка, потрясающая энергетика свидетельствуют о несомненном таланте этого педагога, общественного деятеля, организатора, художника, писателя.