«Женщины, знайте себя! И не всякая поза годится
- Позу сумейте найти телосложенью под стать.
Та, что лицом хороша, ложись, раскинувшись навзничь.
Та, что красива спиной, спину подставь напоказ.
Миланионовых плеч Атлантида касалась ногами
- Вы, чьи ноги стройны, можете брать с них пример.
Всадницей быть - невеличке к лицу, а рослой - нисколько:
Гектор не был конем для Андромахи своей
…»
Публий Овидий Назон

Здравствуйте уважаемые! Давайте сегодня поговорим о такой несколько провокационной теме. Рассказ мой будет о гетерах. Давайте определимся кто это вообще. В наше время это слово стало синонимом проститутки, или используя обороты 19 столетия падшей женщины. Однако это в корне не верно. Слово Проститутка и слово Гетера не могут и не должны использоваться как синонимы. Гетеры - это уникальное явление, характерное только для Древней Греции и очень ограниченно для древнего Рима. Даже само наименование их (от греческого слова Ethes — друг, товарищ) говорит об основном предназначении, зачастую далеком от постельных утех.

Так выглядела гетера, по мнению большинства наших современников


Там очень немало отличий, искусство гетер всегда отделяли от добровольной, принудительной или храмовой проституции. Скажу даже больше, некоторые из исследований данного вопроса в анналах древних текстов выделяют гетер в отдельных подкласс, помещая рядом с ними еще и авлетрид и свободных диктериад. Особо в тему различий я углубляться сегодня не буду, могу лишь посоветовать, у кого возникнет подобное желание книгу Эдмонда Дюпуи «Проституция в древности» (хотя книг и исследований на эту тему немало). Так что глубоко внедряться в тему не будем (простите за невольный и фривольный каламбур), но в 2-х словах сказать об особенностях гетер следует.

Благословенный Коринф. на заднем плане (предпологаемо) знаменитая школа гетер

Гетеры - это свободные женщины, которые специально учились в специализированных школах (одной из лучших была школа в Коринфе) музыке, искусству, риторике, танцам, умении одеваться, науке, а главное - самому главному умению - умению понравится. Хорошо образованные, окруженные роскошью и блестящими мужчинами эти женщины сами выбирали себе поклонников, выбирали то, как быть, с кем быть и когда быть. Да, чаще всего подобное связь имела возмездный характер, но это не было правилом - все зависело только от самой гетеры - ее понимания жизни, ситуации, а главное свободы. Гетеры служили также моделями для художников и скульпторов; они приветствовали поэтов в театре и ораторов в академиях. Они были украшением всякого праздника, всякой военной и гражданской церемонии. Как писал в своей книге упомянутый мною выше Э. Дюпуи гетеры «создавали вокруг себя атмосферу соревнования в искании красоты и добра, облагораживали вкусы и, зажигая в сердцах огонь любви, содействовали развитию науки, литературы и искусства; в этом была их сила и обаятельность. Очарованные ими, влюбленные поклонники старались сделаться достойными предмета своего поклонения ». Естественно, что не все так было радужно и прекрасно. Нередко гетеры были причиной «позорных кутежей, расточительности и целого рода других безумств. Под их же влиянием портились нравы, бледнели гражданские доблести, расслаблялись характеры, развращались души ». Однако некоторые из них стали настоящей легендой и украшением своего народа. Как я уже говорил гетеры это явление редкостное.

Отчасти, но только отчасти с ними схожи некоторые куртизанки «галантного века (такие как Нинон де Ланкло, например) и кое-кто из знаменитых японских гейш, называемых таю, но это и все. «Штучный товар», как говорится, женщины, которые просто своим нахождением рядом с великим героем, политиком или оратором могли или еще больше укрепить славу такого великого человека в веках или уничтожить его репутацию. О некоторых из таких великих гетер, а конкретно о 4-х из них, мы поговорим с Вами, мой дорогой читатель, ниже.

обложка книги "Таис Афинская"

Самой известной у нас гетерой является, безусловно, некая Таис из Афин. Известна она по талантливому и интересному роману Ивана Антоновича Ефремова «Таис Афинская». Пересказывать эту книгу не вижу смысла, те, кто читал, тот знает, тот, кто не прочел - никогда не поздно. Скажу лишь, что автор прочел кучу античных и не очень античных источников, начиная от Плутарха и Курция Руфа и заканчивая Данте Алигьери, но ее биографию он сочинил. В действительности же мало что известно о Таис, кроме того, что она следовала в обозе Александра Македонского и, по-видимому, была возлюбленной его и некоторых из его диадохов (полководцев). В историю она вошла, прежде всего «геростратовой славой». После того как Александр Великий взял в 330 году до н.э. Персеполис, она де уговорила его разрешить ей поджечь дворец Дария III, дабы слабые женщины из свиты македонского царя получили возможность отомстить персам за Грецию.


Особо смачно эту ситуацию описывает Диодор Сицилийский. Если ему верить, "в павший под натиском македонской армии Персеполь Таис въехала на колеснице. Обнажив своё прекрасное тело, прикрытое лишь драгоценными украшениями, ничуть не смущаясь множества солдат, приветствовавших её криками, она гордо проехала по двору, была мила и весела на царском пиру, а, дождавшись, когда все присутствующие изрядно выпили, вдруг схватила факел и стала призывать царя и его солдат сжечь дворец. Подвыпившие и разгорячённые мужчины без лишних слов исполнили её желание. Жемчужина персидской культуры, удивительный архитектурный комплекс - был сожжён до тла и разрушен….Этот её поступок можно было бы осуждать, не зная предыстории, но у Таис действительно были причины отомстить персидским «варварам»: совсем недавно её семья вынуждена была бежать от персидских войск, а вернувшись обратно в Афины, ужаснуться обугленным руинам, в которые превратился великолепный мраморный город. Эта обида глубоко запала в сердце афинянки и она не могла отказать себе в удовольствии отомстить ". Вот как то так…. Каприз и месть ветреной и аморальной женщины разрушили одно из самых прекрасных строений того мира.


сэр Энтони Хопкинс в роли Птолемея в кинокартине О. Стоун "Александр"

Впоследствии говорили о том, что она вышла замуж за Птолемея I Сотера, одного из самых удачливых диадохов Александра, ставшего царем Египта и основоположником династии (знаменитая Клеопатра была его пра-пра-правнучкой), и родила ему 3 детей. Детей она ему правда родила - сыновей Леонтиска и Лага и дочь Эйрену, но вот замужем она за Птолемеем не была. Была возлюбленной и свободной гетерой до конца жизни.


Картина Ханса Холлбейна младшего Лаиса Коринфская. Правда в средневековой одежде...такое вот видение

Следующая по счету у нас Лаис (или Лаиса) Коринфская. В древней истории известно несколько гетер под именем Лаиса и посему принято после их имени, для того, чтобы не путать, писать и прозвище по их месту проживания, так сказать. Хотя справедливости ради эта самая Лаиса родом вовсе не из Коринфа. Родилась она на Сицилии и вполне вероятно была вовсе не эллинкой. В одном из военных набегов она была захвачена в плен и продана в рабство в Афинах. Попала она к известному художнику Апеллессу, который был к ней добр, а через несколько лет отпустил. Лаис решила избрать для себя путь гетеры и для этого отправилась в город Коринф, в котором существовала самая известная школа обучения сей профессии. Она была одной из лучших по философии и музыке, а Коринф настолько покорил ее, что она решила в нем остаться навсегда.


Реконструкция Древнего Коринфа

Она быстро стала самой известной куртизанкой города, так как была красива, умна и очень высоко (в денежном выражении) себя ценила. Деньги она тратила в основном на богатейшие украшения, редкие одежды и притирания. Всегда было видно, когда она выезжала на богато украшенной колеснице на вечерний моцион. Подобное вложение денег оправдало себя - среди ее поклонников были далеко не самые последние и не самые бедные люди не только Коринфа, но и всей Греции. В своих пристрастиях Лаиса была очень капризна в своих предпочтениях, но особую страсть питала к философам. Перед ее чарами пал даже знаменитый оратор Демосфен. Высокомерная Лаиса потребовала с него плату. Не много ни мало, а 10 000 коринфских драхм. За одну(!) ночь. В драхме содержалось чуть меньше 3 грамм серебра. Сиречь куртизанка хотела 30 килограмм серебра.

аверс Коринфской драхмы

У небогатого Демосфена естественно таких денег не было. "Я не покупаю раскаяния такой дорогой ценой! " - ответил ей оратор и покинул ее. Демосфен сочинил против Лаисы знаменитую речь, которую до сих пор считают образцом ораторского искусства. В отместку Лаиса сама предложила свою любовь его сопернику в ораторских спорах, философу Ксенократу, одному из лучших учеников школы Платона. Пикантность была в том, что Ксенофонт был строгим аскетом, а еще в том, что свою любовь и свое искусство в постели Лаиса предложила бесплатно. Однако Ксенократ не поддался. Лаиса была разочарована, но вышла с честью из неудобной для нее ситуации. "Я взялась пробудить страсть в человеке, а не в статуе ", - сказала она, и сей афоризм остался в истории. Еще одним известным ее фиаско была попытка соблазнить знаменитого победителя 93-х Олимпийских игр в беге на стадий (192 метра) Евбата из Кирены. Олимпиец отказался от ласк гетеры.

Основоположник гедонизма Аристипп из Кирены

Но сии ситуации были скорее исключениями. В целом и общем чарам Лаисы было противостоять трудно. Самым известными ее любовниками были, безусловно, Аристипп из Керены и Диоген из Синопа. Да-да, те самые известные основатели школ гедонистов и киников (циников). Столь большой контраст был как раз во вкусе лукавой гетеры. История сохранила несколько диалогов знаменитых философов по поводу общей возлюбленной. Мне больше понравился следующий:
"Как-то во время философского диспута один из оппонентов Аристиппа не без ехидства заметил:
- Вот ты, Аристипп, осыпаешь Лаис бесчисленными дарами, а с Диогеном она ложится задаром.
- Да, - невозмутимо ответил философ, - я действительно делаю ей много подарков, что не запрещено делать и любому другому, если он того пожелает.
- Но, Аристипп, - вмешался Диоген, - ты ведь понимаешь, что натягиваешь самую обыкновенную шлюху? Или отбрось прекраснодушие и стань киником, как я, или откажись от таких отношений.
-Диоген, - спокойно спросил Аристипп, - ты не считаешь предосудительным жить в доме, где до тебя кто-то уже проживал?
- Нет, конечно, - ответил Диоген. - Какая мне разница, кто там проживал?
- А плыть на корабле, на котором плавали другие?
- Стану я об этом думать!
- Вот видишь. Так чем же плоха связь с женщиной, которую обнимали другие?"



собака (киник) Диоген.

И это при том, что Диоген пользовался ее прелестями абсолютно бесплатно, а вот Аристиппу она обходилась очень дорого. Говорят, он мог позволить себе ее общество только два месяца в год. Однако ему, любителю женщин и большому знатоку женского пола, общение именно с Лаисой приносило наибольшее удовлетворение.
Умерла Лаиса насильственной смертью и будучи молодой. Она покинула Коринф, чтобы последовать за своим очередным увлечением в Фессалию, но там ревнивые жены умертвили ее.. После ее смерти коринфяне воздвигли в ее честь памятник, изображающий львицу, разрывающую на части барашка. На ее могиле, на том месте, где она была убита, была построена гробница со следующей эпитафией: "Славная и непобедимая Греция была покорена божественной красотой Лаисы. Дитя любви, воспитанная Коринфской школой, она отдыхает на цветущих полях Фессалии ". Такая реакция горожан неудивительна. Она была просто по-царски щедра к города - жертвовала гигантские деньги нуждающимся, устанавливала памятники, сады, всячески прославляла Коринф, считая его самым прекрасным местом на Земле, а ее жителей - лучшими в Элладе.

Продолжение следует....

По афинским законам женщина была ограничена в политических правах и не могла сама выбирать себе мужа. До замужества она следовала слову родителей, после замужества подчинялась мужу. Браки по любви были редким явлением. Если развода желал супруг, это осуществлялось по первому его требованию, дети оставались у него. Если расторгнуть брак хотела женщина, государство всячески этому препятствовало.

Alcibiades with Hetaerae. Athena Parthenos.


Женщины в основном занимались домашним хозяйством и воспитанием детей, имели ограниченный духовный кругозор, не принимали участия в зрелищных мероприятиях и пиршествах, не вовлекались в общественную и интеллектуальную сферу. Добродетель их заключалась в послушании, верности, скромности и умении быть как можно менее заметными. Такие жены быстро наскучивали мужчинам, и те тянулись к гетерам — интересным, блестяще образованным собеседницам, съезжавшимся в Афины со всего мира, общение с которыми считалось роскошью и высоким удовольствием.

Греческое "ἑταίρα" переводится как подруга, спутница.
Нetaira - это предшественница куртизанки, женщина разносторонне образованная, тонко разбирающаяся в поэзии, музыке, литературе и искусстве, умеющая поддержать интересную беседу на любую тему.
Для гетер существовали специальные школы, где им преподавали не только искусство любви и флирта, но и риторику, литературу, живопись, музыку, обучали уходу за лицом и телом.
Искусство красоты требовало немалого умения, так как девушки не были приучены к этому с детства. Приличным дамам краситься не полагалось и считалось дурным тоном. Знатные матроны могли себе позволить лишь массаж, уход за волосами и притирания восточными благовониями. Гетерам же краситься не только полагалось, но и считалось обязательным. После бурных ночей это помогало маскировать следы усталости. Гетера Аспазия написала "Трактат о сохранении красоты" в двух частях, где привела множество рецептов масок для лица и волос, средств для омолаживания и всевозможные способы ухода за телом, в который тайно с большим интересом заглядывали благородные афинянки.
Макияж гетеры был долгим и сложным и не обходился без помощи служанки. Чтобы выбелить кожу на лицо толстым слоем накладывались свинцовые белила, как это делали японские гейши, щёки подрумянивали соком тутовника или алканны. Ресницы тогда еще не красили, а брови соединяли в сплошную линию, что считалось красивым, и густо подводили сурьмой. Губы и соски подкрашивали кармином, а все волосы на теле удаляли специальными смолами. Специально обученная рабыня завивала локоны и с помощью золотых игл и шпилек укладывала волосы в сложную причёску. Завершала туалет полупрозрачная туника, украшенная живыми цветами. Убранная таким образом гетера в любом возрасте выглядела прекрасной.

Гетера развлекала мужчин интеллектуально и вполне могла отказаться от близости с мужчиной, если он ей не нравился. Социальный статус гетер был очень высок, позволить себе такую роскошь могли не многие, а добиться ее благосклонности было непросто. Чтобы встретиться с гетерой, мужчина писал ей послание на специально установленной в Афинах городской доске - Керамик, и если та соглашалась на свидание, то посылала слугу указать внизу "визитки" время и место свидания.

В античную историю вошли такие имена подруг великих людей, как Белистиха — подруга египетского фараона Птолемея II, Археанасса - подруга Платона, Компаста и Таис - любовницы Александра Македонского, Аспазия - вторая жена афинского правителя Перикла, легендарная гетера Фрина, муза и вдохновительница многих великих.

Леэна из Афин.
Вошла в историю в связи с заговором Гармодия и Аристогитона об убийстве правителя-тирана Гиппия, в который Леэна была посвящена. Заговорщики были раскрыты и план провалился. Гармодий был сразу убит телохранителями Гиппия, Аристогитон сумел скрыться, но вскоре был схвачен, подвергнут пыткам и казнен. Леэна также предпочла смерть предательству и по легенде, перед пыткой откусила себе язык, чтобы не выдать заговорщиков. За это афиняне воздвигли на Акрополе в честь ее статую, изображающую львицу без языка, а еще позже в честь ее воздвигли храм. (Леэна переводится как Львица)

Лаис из Коринфа
Родилась на Сицилии. В возрасте семи лет попала в число пленников армии генерала Никия, была отвезена в Афины и продана в рабство художнику Апелессу. Подросшую девушку он первым посвятил в тайны любви, а через несколько лет, пресытившись, отпустил на свободу. Лаис отправилась в Коринф и окончила там специальную школу для гетер, где обучалась искусству любви, музыке, философии и риторике. Завершив обучение, по древнему обычаю, она пожертвовала доход от своей "первой ночи" коринфскому храму Венеры и осталась в этом городе навсегда.

Ганс Гольбейн Младший. Lais of Corinth. 1526. Базель. Художественный музей.

Лаис считала роскошную гетеру Фрину своей соперницей, все заработанные деньги вкладывала, чтобы также окружить себя роскошью и преуспела настолько, что народ толпами собирался смотреть на ее выезды в свет. Одетая в самые драгоценные ткани Востока, в шикарной колеснице, она блистала и поражала своей красотой и грацией. Слава о ней разлетелась по Греции, Персии и Египту, привлекая богатых поклонников, готовых платить за ее любовь баснословные суммы.
Потерявший от нее голову Демосфен не просто добивался ее любви, но и готов был жениться, а жениться на гетере считалось тогда позорным. Но вздорная и капризная Лаис не оценила жертву и потребовала за ночь 10 000 драхм, зная, что он не имел и десятой части этой суммы. Из мести Демосфен сочинил на Лаис свою знаменитую язвительную речь, которую по сей день считают эталоном ораторского искусства.
Тогда Лаис назло Демосфену предложила себя Ксенократу, ученику Платона, совершенно бесплатно, даже не предполагая как будет разочарована. Ксенократ отказался от нее. Возможно, он просто не интересовался женщинами, но это больно ударило по ее самолюбию. "Я взялась соблазнить человека, а не статую", - сказала Лаис, добавив кое-что нелестное о мужских достоинствах философа, но в веках эта фраза так и осталась в урезанном виде.

Лаис прославилась незаурядным умом, несравненной красотой, чрезмерным корыстолюбием и контрастами в любовном выборе, будучи одновременно любовницей изящного тонкого умом Аристиппа и грубого циника Диогена, которому отдавалась чуть ли не публично.
Плата за ее услуги была огромна. Она была так богата, что передавала часть денег на строительство храмов в своем родном городе. В Коринфе на ее деньги построены храмы Венеры и Афродиты.
Сохранилась биография Лаис, написанная Плутархом, где он описывает ее смерть. Якобы Лаис влюбилась в Гиппострат и оставила Коринф чтобы следовать за ним в Фессалию. Но фессальские женщины не захотели принять в городе распутницу. Они объединились, и заманив ее в храм Афродиты, забили там до смерти.
Коринфяне, в благодарность за царскую щедрость и дары их городу, воздвигли в честь Лаис памятник, изображавший львицу, разрывающую на части барашка. На том месте, где она была убита, была построена гробница с эпитафией: "Славная и непобедимая Греция покорена божественной красотой Лаис. Дитя любви, воспитанная Коринфской школой, она отдыхает на цветущих полях Фессалии". (340 до н.э.)


Lais_in_Hades. Print of Lais. 1902

Sappho.
Знаменитая античная поэтесса с острова Лесбос. Родилась 625-570 до н.э. (все биографические данные очень приблизительны). Ее отец Скамандроним занимался торговлей, был представителем знатного рода и "новым" аристократом. В шесть лет Сапфо осиротела, и родственники отдали ее в школу гетер, где она смогла развить врожденное природное чувство ритма, начав писать оды, гимны, элегии, стихотворные эссе, праздничные и застольные песни.

Фреска в Помпеях
После пришествия к власти тирана Мирсила (612-618 до н.э.) многие аристократы, в том числе род Сапфо, были вынуждены бежать из города. Сапфо находилась в изгнании на Сицилии и смогла вернуться на родину только после смерти Мирсила (595-579 до н.э.)
На Сицилии Сапфо вышла замуж за богатого андрийца Керкиласа, от которого родила дочь. Муж и ребенок Сапфо прожили недолго. В честь дочери Сапфо написала цикл стихов.


Густав Климт. Сапфо с дочерью. Венский исторический музей.

Сафо приписывают страстную любовь к юноше Фаону, отказавшему поэтессе во взаимности, отчего она якобы бросилась в море с Левкадской скалы. Выражение "броситься с Левкадской скалы" стало поговоркой, означающей "окончить жизнь самоубийством от отчаяния".

Женщины на острове Лесбос пользовались большей свободой, чем в остальных частях Греции, не имели почти никаких социальных ограничений, даже часть семейного имущества могла передаваться по женской линии. Как и мужчины, они могли объединяться в содружества - фиасы. Сапфо возглавляла культовый фиас в честь Афродиты, который называла "своим домом муз". Одной из целей фиаса была подготовка к замужеству знатных девушек, которых там обучали музыке, танцам и стихосложению.


Рафаэль. Sappho. 1510—1511. Ватикан.

О лесбийских отношениях Сапфо ходило немало вымыслов и неоднозначных мнений, толковавшихся превратно. Именно здесь, на острове Лесбос было заложено понятие лесбийской любви. Слово лесбиянка по происхождению также связано с Сапфо и ее фиасом.
Однополая любовь между женщинами считалась такой же нормой в социально-культурной традиции того времени, как и однополая любовь мужчин, никто не осуждал спартанских эфебов или Сократа за его отношения с учениками.
В узком кругу фиаса девушки писали друг другу стихи откровенного страстного содержания, отражающие древние культы женственности, свободы чувства и действия. Это было что-то вроде литературно-поэтического соревнования. Такая поэзия в узком женском кругу естественным образом приобретала откровенное содержание.

Яркая, эмоциональная, страстная и мелодичная манера письма Сапфо оказала влияние на творчество многих поэтов ее времени и будущих эпох. Ее поэзия пользовалась уважением и почитанием Алкея, Солона, Платона и Горация, Катулла. Ммитиленцы помещали на своих монетах ее изображения.
Солон, услышав на пиру одно из ее стихотворений, тотчас выучил его наизусть, добавив, что "не желал бы умереть, не зная его на память". Сократ называл ее своей "наставницей в вопросах любви" (уж кого он только не наставлялся)), Страбон говорил, что "напрасно искать во всем ходе истории женщину, которая могла бы выдержать хотя бы приблизительное сравнение с Сапфо в поэзии".
Платон назвал Сапфо десятой музой:
"Девять лишь муз называя, мы Сапфо наносим обиду. Разве мы в ней не должны музу десятую чтить?"

Alma Ser Lourens. Сапфо и Алкей.

Таис афинская
Таис вошла в историю как возлюбленная Александра Македонского, сопровождавшая его во всех военных походах. В отличие от Фрины, вечно закутанной в плотные одежды, Таис не прятала своё тело, а гордо выставляла напоказ, проезжая обнаженной по улицам покоренных персидских городов. Во многих исторических источниках можно найти сведения о том, что именно Таис была зачинщицей пожара в захваченном Александром царском дворце в Персеполе. Во время празднования победы над персами, Таис обратилась к Александру и всем пирующим с воззванием сжечь царский дворец.
Ее речь была очень пылкой, дерзкой и воинственной. Играя на тщеславии Александра, она сумела убедить его в том, что из всех великих дел, этот смелый поступок будет самым прекрасным - как месть Ксерксу, предавшему огню Афины, месть варварам. Она взывала к тому, что хочет получить хоть небольшую награду за все те лишения, которые испытала в скитаниях по Азии, и наградой ей будет разрешенение Александра позволить ей собственноручно, на глазах у всех первой поджечь дворец.
"И пусть люди говорят, что женщины, сопровождающие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота!". Ее слова потонули в гуле одобрения и рукоплесканий захмелевших воинов. Александр первым метнул свой горящий факел, а следом за ним Таис и все остальные.
Огромное строение из кедра сразу заполыхало и дворец вскоре был полностью уничтожен.

Александр Македонский с гетерами в захваченном Персеполисе.
Таис призывает царя предать дворец огню. Рисунок Г.Симони

Почти нет сведений о судьбе Таис после смерти Александра. Известно, что после возвращения в Египет Таис стала второй женой царя Птолемея I и родила ему двоих детей.

Campaspe.
Легендарная гетера, чьи многие изображения историки до сих пор не могут отделить от изображений Фрины. Плиний полагает, что не Фрина, а именно Кампаспа послужила Апеллесу моделью для Aphrodite Anadyomene. В 1960 году раскопали хорошо сохранившуюся фреску в Помпеях, где изображен похожий сюжет с Венерой и некоторые исследователи считают, что эта фреска может быть римской копией картины Апеллеса, попавшей в коллекцию кого-то из римских полководцев. Другие исследователи настаивают на том, что моделью служила именно Фрина, которая вошла в историю, хорошо при этом заработав на позировании.


John William Godward. Campaspe. 1896.

Кампаспа была любовницей и первой женщиной, которой по настоящему увлекся Александр Македонский. О Кампаспе оставил свидетельство Плиний Старший: "Александр, восхищаясь её выдающейся красотой, привлек Апеллеса нарисовать Кампаспу обнаженной. Она была самой любимой из всех его гетер. В процессе работы Апеллес страстно влюбился в свою модель.

Charles Meynier. 1822. Apelles, Alexander and Pancaspe.

Александр, решив, что великий Апеллес сможет как художник оценить красоту Кампаспы лучше него самого, преподнес Капмаспу ему в подарок. Так он доказал себе, что велик не только в отваге, но еще более велик в самообладании и щедрости." (Pliny the Elder).

Ланглуа. Александр уступает Компаспу Апеллесу. 1819.


Оттин. Кампаспа раздевается перед Апеллесом по приказу Александра. Фасад Лувра.


Жак-Луи Давид. Апеллес пишет Кампаспу в присутствии Александра. 1813. Рисунок на бумаге, акварель, чернила. Sotheby’s.


Jacques-Louis David. Alexander the Great Presenting Campaspe to Apelles.
Wood, (96 x 136 cm.) Musee des Beaux-Arts, France.


Giovanni Battista Tiepolo. Alexander the Great and Campaspe in the Studio of Apelles. 1740.


Apelles Painting Campaspe. 1720.

Gaetano Gandolfi.Alexander Presenting Campaspe to Aptlles. 1797.

Jodokus Winghe. Apelles paints Campaspe. 1686.
(210 x 175 cm.)Венский исторический музей.

В отличие от своих соседей, предшественников и последователей, не приветствовали друг друга в привычном понимании этого действа. Вместо знакомого «здравствуй» афиняне говорили «радуйся». В таком подходе к жизни, как считал Фридрих Ницше, в свое время увлекшийся изучением быта этой удивительной страны, и состоял феномен Древней Греции в которой появились гетеры.

Само существование ее граждан в эпоху «расцвета демократии» было подчинено единой цели – поиску наслаждения. Стоит ли удивляться, что именно в это время и в этом месте появились гетеры?

Хотя вплоть до XVII столетия этих женщин рассматривали исключительно как представительниц древнейшей профессии элитной категории, проститутками в полном смысле этого слова они не являлись. Гетеры стали источником удовольствия, музами, советницами величайших умов своего времени.

Кто такие гетеры

У них учились риторике, им внимали видные политические деятели. Даже жены покровителей выдающихся гетер-куртизанок с упоением слушали речи своих «соперниц». По мнению некоторых историков, эти пламенные выступления и заложили основу концепции равноправия полов. И это – в VII–VI веках до н. э. (эпоха расцвета культуры гетер).


Их услугами пользовалась вся знать, богема Древней Греции. Среди поклонников – Платон, Демосфен, Гиперид, персидский царь Ксеркс, Александр Македонский, Аристипп. Философы, ораторы, первые юристы, управители, городские главы владели своей гетерой, многие хранили верность предмету обожания всю жизнь.

Что неудивительно. По уровню интеллектуального развития эти женщины намного опережали свое время. Среди основных признаков, привычек, умений гетер были:

  • хорошее образование (философия, ораторство, арифметика, политология, история);
  • исключительное чувство стиля и вкуса (многие стали авторами первых книг о моде и косметике);
  • владение навыками ведения дискуссии;
  • умение играть на нескольких музыкальных инструментах;
  • искусство эротического свойства.

Чем занимались гетеры Древней Греции

Понятие «гетера», heteria в переводе с древнегреческого означает «спутница» или «подруга». Изначально (VIII–VII вв. до н. э.) такими женщинами становились рабыни, освобожденные хозяйкой. Впоследствии возникла целая школа «куртизанок» – уважаемые гетеры отбирали из рабынь самых красивых и умных девушек, обучали их своему искусству.


Как правило, гетерами становились женщины, которые отрицали справедливость тогдашних условий брака. Потому большинство из них оставались незамужними. Хотя по своему желанию они могли выйти замуж, как это сделали известнейшие представительницы «профессии»:


Аспазия – вдохновительница Сократа и единственная возлюбленная правителя Афин Перикла. Она прибыла в столицу из Мегары, потому не могла стать законной супругой жителя города, а ее дети, рожденные от афинянина, не имели права на гражданство. Доподлинно неизвестно, заключили ли Аспазия и Перикл брак по всем канонам того времени, но для общества было очевидным, что живут они как муж и жена (Перикл развелся с первой женой Телезиппой по требованию Аспазии). Для их совместного сына Перикла младшего отец сумел добиться права гражданства, что было исключительным случаем.

Другая греческая гетера Феодора стала женой византийского императора Юстиниана и впоследствии правила страной мудро и строго.


Возлюбленная Александра Македонского Таис Афинская не стала женой полководца, но после его смерти вышла замуж за египетского фараона Птолемея I Сотера.

За покровительство над знаменитыми гетерами (содержание) боролись самые богатые дома Афин. Что объясняется не только качеством интимных услуг, которые содержанки оказывали исключительно по своему желанию.

По сути, дом гетеры, оплаченный ее воздыхателем, становился центром политической игры. Здесь собирались участники заговоров, богема, устраивали советы международного значения. Гетеры организовывали площадки для встреч самого большого значения, принимали в них самое активное участие и выступали гарантом сохранения тайны того, что на них обсуждалось.

Верность гетеры, несвойственная привычному пониманию женской натуры всех времен, – еще один феномен представительниц этой прослойки. Величайшие полководцы, политики, короли и императоры, заговорщики и смутьяны были абсолютно уверены в отсутствии ушей у стен в домах своих гетер.

Последние же могли отдать жизнь во исполнение этого «правила конфиденциальности». Так, Лиайна, согласно сохранившейся информации, не была любовницей ни Гармодия, ни Аристогитона, но откусила себе язык, чтобы не выдать их планов суду.

Знаменитая Фрина, муза многих живописцев и скульпторов своего времени. Она позировала Праксителю во время создания скульптуры Афродиты Книдской. Она же после и предстала перед судом вместе со скульптором, обвиненная в богохульстве. Но, когда ее правозащитник Гиперид сдернул с Фрины одежды, суд вынужден был признать божественную красоту ее тела – достойную, чтобы быть воплощенной в статуе Афродиты.


«Гетера Фрина перед ареопагом», Картина Ж.-Л. Жерома, 1861, Кунстхалле, Гамбург

Гетеры не были исключительно куртизанками – жрицами физической любви в Древней Греции. Они учили своих покровителей, общались, дискутировали. Тот же Перикл не скрывал, что просит совета супруги по особо важным политическим делам.

Кроме того, эти женщины развлекали гостей, выступали первыми профессиональными организаторами массовых закрытых мероприятий. Они учили игре на инструменте рабынь, повышали образованность жен своих любовников. А ложе они делили только с тем, кому готовы были отдать свое сердце.

] У уважающего себя грека есть три женщины: жена - для продолжения рода, рабыня - для чувственных утех и гетера - для душевного комфорта.
Демосфен

Слово гетера происходит от греческого ἑταίρα - подруга, спутница. В современной нам культуре гетерами иногда называют проституток, но во время нашей игры деградация профессии еще не случилась. Да, к ногам гетер больше не бросают царства, как это было при Таис Афинской, но профессия все еще считается достаточно респектабельной. По смыслу это некий синтез функционалов аниматора, музейного работника и психотерапевта.

Как вы можете сделать свою игру, то есть жизнь своего персонажа, интереснее и лучше при помощи гетер.
Обратите внимание, что речь тут пойдет именно о профессиональных и, соответственно, оплачиваемых услугах гетер. Вы можете иметь с какими-то конкретными гетерами какие-то личные отношения независимо от этого.

Во-первых, любой свободный житель Помпей, мужчина или женщина, может посещать собрания в Доме Культуры. На собраниях гетеры выступают перед гостями, каждая в своем роде искусства, проводят беседы и разнообразные игры.

Есть три типа собраний в Доме культуры
1. Большие собрания. Многолюдные и веселые. Туда может придти любой свободный житель Помпей, мужчина или женщина. Отказать в участии в общем собрании могут тому, кто каким-то образом испортил свои отношения с гетерами, а по умолчанию рады всем.

2. Малые собрания. Туда попадают по личным приглашениям гетер или по рекомендации приглашенного. Немноголюдные и спокойные. Если вы хотите, чтоб ваш персонаж имел приглашение на малые собрания на начало игры - напишите мне об этом.

3. Женские собрания в Доме Культуры. Открыты для всех свободных женщин. На них, помимо разговоров о том, что мужчинам знать не следует, и развлечений, проводятся уроки пения и танцев.

За участие в любом из этих собраний гости подносят гетерам подарки - преимущественно в денежной форме. Размер подарка остается на усмотрение гостя, сообразно его статусу. Подарки ожидаются и от мужчин, и от женщин, но если к женщине в стесненных обстоятельствах гетеры отнесутся с пониманием, то для мужчины отказаться поднести подарок после собрания - позор.

Объявления о времени проведения разных собраний будут вывешиваться у Дома Культуры. Также мы будем отправлять рабынь с приглашениями. Не стесняйтесь заходить и уточнять.

Во-вторых, вы можете приглашать гетер на ваши мероприятия - симпозиумы, празднества, иные собрания. Пригласить (именно в профессиональном качестве) одну гетеру нельзя - только двоих или более. Участие в мероприятии гетер - показатель его высокого уровня. На самом деле, если вы не пригласили гетер на важное событие, ваши гости могут подумать, что ваши дела не очень-то хороши.
Размер подарка обсуждается сразу при заключении договоренности.

Вы можете оставить свое приглашение на специальной доске объявлений около Дом Культуры. Ваше предложение будет рассмотрено, но сам факт того, что вы оставили заявку, не означает, что договоренность заключена. Договоренность заключается только лично.

Любой свободный мужчина может претендовать на статус покровителя одной из гетер. Вести переговоры об этом надо с ней самой (а до игры можно обращаться ко мне). Статус покровителя гетеры дает не только возможность интересно и весьма разнообразно проводить с ней время, но и эксклюзивное место в ложе гетер на Арене. Приглашение на мероприятие покровителя одной из гетер будет рассмотрено Домом Культуры в первую очередь.

Также приглашения в эту ложу получают друзья и подруги гетер, щедрые и преданные.

Традиционно гетеры охотно принимают участие в любой деятельности, связанной с искусством или с философией. Могут актерствовать, позировать художнику или скульптору, помочь оратору составить речь, первыми выслушать - и раскритиковать - новый трактат философа.

Вы можете навещать гетер или приглашать к себе в гости и в частном порядке, не в их профессиональном качестве. Подарки дарить в таком случае не нужно, но и развлекать вас гетеры не будут.

Каждое утро к 11 часам мы ждем у себя всех греческих женщин для выработки общей политики на женском собрании. Это частные встречи, не имеющие статуса собрания, потому подарки приносить не нужно, кроме разве что сладостей к утреннему чаю.

Про гетер

Электра

Самая уважаемая - ну не говорить же "старейшая" - гетера Помпей. Достигла популярности за счет не столько неземной красоты, сколько за счет обаяния и острого, несколько циничного ума; благодаря им и остается в профессии на шестом десятке лет. К Электре приходят за советом разные люди в разного рода делах - от любовных до финансовых. Особо благоволит грекам и женщинам - говорят, никому из них не отказала в помощи. Дружна со многими этрусками. Но и римлян приняла в свое время, помогла многим из них стать частью местного общества. Вскоре после поселения римлян в Помпеях приняла покровительство Марка Сертория, что изрядно способствовало интеграции его и других римлян в социум.

Игрок Лота r_ray https://vk.com/r_ray Телеграм @Lota_Lota

Алкиона

Умудренная опытом женщина, хорошо выглядит для своих лет. Когда-то вышла замуж за своего покровителя и на время отошла от дел. После смерти мужа снова вернулась к работе. Легко сходится с людьми, приятный собеседник, хороший слушатель. Занимается математикой и философией. Рассказывает, что обучалась у одного пифагорейца искусству предсказания судьбы.

Любит танцевать, веселиться, обожает подарки. Симпатизирует поэтам, философам, риторам.

К римлянам и этрускам в целом отношение нейтральное. Для нее есть просто мужчины и женщины, которые достойны ее внимания и уважения.

Игрок Лиля

При всей современной моде на толерантность, современному человеку крайне трудно понять психологию и социальные отношения, царившие в древнем обществе. Особенно, если для них нет никаких сегодняшних аналогов. Для этого мало знать сумму фактов, необходимо проникнуться духом времени, изучить верования и обычаи народа, иногда даже понять его язык.

Долгие годы эталоном древней культуры была Эллада, Древняя Греция. Это действительно так. Этот народ обогатил человеческую цивилизацию совершенно новыми взглядами на окружающий мир и общество. Греки изобрели демократию, в истории навсегда осталось имя правителя Афин великого демократа Перикла, и всегда рядом с ним упоминается его жена, знаменитая гетера Аспазия.

А ведь это странно. Если присмотреться к истории Древней Греции, то обнаружится явный дефицит реальных женских имен (персонажей Илиады и Одиссеи принимать в расчет не будем). В нашей памяти сразу всплывают Аспазия, Таис, Сафо – подруги великих ораторов, полководцев и философов.

Хотя афинское общество было на тот момент самым демократичным в мире, но это была демократия для мужчин. Только они имели избирательные права, только они занимались гимнастикой и философией, только они владели имуществом. Афинские женщины воспитывались, как продолжательницы рода, и больше ничего. После замужества они жили на женской половине дома, в гинекее, не общаясь с другими мужчинами. Эта жизнь не добавляла им ни красоты, ни ума. Такое отношение к женщине у греков прекрасно уживалось с культом женской красоты и чувственной любви, олицетворением которой была богиня Афродита, персонально отвечавшая за эти стороны бытия. Греческая религия практиковала и ритуальную проституцию, и пьяные оргии под видом служений богу вина Дионису. Но греки первыми, пожалуй, поняли какое утонченное наслаждение доставляет общение с умной, тонкой, внимательной женщиной. И ввели в социальную структуру своего государства институт гетер.

Для этой цели специально отбирали девочек, способных к музыке и танцам. Их обучали в специальных школах при храме Афродиты пению, игре на музыкальных инструментах, литературе. Они занимались гимнастикой. И множеству женских секретов, помогающих понять мужчин и поднять их самооценку. Гетера вовсе не обязана была отдаваться за деньги, для снятия сексуального напряжения существовало множество других способов. Им платили за общение, тонкую и умную беседу, прекрасный танец и песню. Мужчины оттачивали свой ораторский дар, демонстрировали глубину и остроту ума. В гетер влюблялись без памяти и от любви кончали с собой. Не было ничего зазорного в том, чтобы жениться на гетере, но очень немногие решались на это. Соседство с яркой и талантливой женщиной обязывает ко многому, не каждому по силам такая ноша. Надо было быть Периклом, чтобы не побояться такого соседства. Современники с удивлением вспоминали, что, уходя из дома, он непременно целовал жену. Для его времени это было просто сенсацией. Кстати, когда неблагодарные афиняне изгнали его, Аспазия уехала с ним, хотя никто ее к этому не принуждал. Она осталась верна своему предназначению – поднять и поддержать дух мужчины в самые сложные моменты его жизни.