Сказка о счастье
Жила-была одна маленькая девочка, и вот однажды ей все надоело, - и дом, и детский садик, и непонятливые дедушка-бабушка-мама-папа, и даже все ее игрушки и развлечения.
«Ничего интересного у меня тут нет, - подумала девочка, - пойду-ка я искать свое счастье где-нибудь в другом месте.»
И она вышла из дома незамеченной никем, потому что ее старенькая бабушка нечаянно задремала в кресле перед телевизором.
Где же мне искать свое счастье? – спросила девочка сама себя.
И она побежала прежде всего на детскую площадку, и увидела в песочнице разноцветный мячик – его, наверное, забыл кто-то из детей.
Мячик, ты не знаешь, может быть, мое счастье где-то здесь? – спросила его девочка.
Нет тут никакого счастья, - ответил ей Мячик. - Какое же тут счастье, если все убежали домой, а меня здесь оставили!
Ну и что? Ты же можешь теперь тут прыгать и играть, сколько захочешь! А это и есть счастье! – сказала девочка.
Нет. Счастье – это вернуться к себе домой, играть там вместе с детьми и радоваться всем вместе!
Девочка опять хотела возразить, но тут прибежал мальчик, забрал мячик и побежал домой.
Шла она, шла, и заглядывала в каждый уголок – не тут ли ее счастье, но нигде ничего такого не было видно.
Наконец она дошла до кондитерской и увидела в витрине большой-пребольшой торт и множество разных других очень вкусных вещей.
Вот оно, мое счастье! Наконец-то я его нашла! – воскликнула девочка.
Я – твое счастье? – удивился Большой Торт.
Конечно! Ты такой вкусный, ты такой расчудесный! Я люблю всякие пирожные и тортики. Но мама не дает мне много – один кусочек, и все! А не то, говорит она, у тебя заболит живот!
И она совершенно правильно говорит,- сказал Большой Торт. - Никто не может съесть много сладкого, а уж целый торт – тем более!
Но я все-таки не совсем верю в это, - сказала девочка. – Мне кажется, я могу съесть и целый торт, и еще кое-что! И я точно знаю, что это мне понравится!
В это время дверь открылась, и из кондитерской вышли мама с маленьким плачущим мальчиком.
Хочу еще! – кричал и плакал этот маленький мальчик.
А мама строго говорила ему:
Много сладкого есть нельзя!
Ну надо же, опять – много сладкого нельзя…- удивилась девочка.
Иди искать свое счастье в другом месте, - сказал ей Большой Торт. – Может, какую- то Маленькую Радость ты тут и найдешь, но Большое Счастье – нет!
И девочка послушалась этого совета и пошла дальше.
И так она шла-шла, пока не дошла до набережной, а там она присела на скамейку и стала отдыхать.
Со стороны моря прилетел легкий теплый ветерок и стал кружить вокруг девочки.
Я поняла! – тотчас воскликнула девочка. – Я могу найти свое счастье за морями-океанами, в дальних странах, на дальних островах! Путешествия, круизы, приключения и все такое! Правда, ветерок?
Ветерок чуть слышно рассмеялся.
А почему ты думаешь, что твое счастье ждет тебя где-то далеко?.. Твое счастье ждет тебя дома…
Как же удивилась девочка, услышав такое!
Дома?.. Где же именно?..
Ну хотя бы под подушкой, - ответил ей ветерок. – Беги скорее домой! Найди свое счастье и больше его не теряй!
И девочка побежала домой, что было сил.
Она тихонько зашла в дом, так же тихонько прокралась в свою комнату, подбежала к кровати и быстренько заглянула под подушку.
А под подушкой лежал ее старенький плюшевый медвежонок Миша.
Ой, как же я про тебя забыла! – воскликнула девочка. - Я же не уложила тебя спать!
И она легла в свою постельку рядом с медвежонком, а медвежонку сделала постельку на подушке. А чтобы Миша лучше спал, она стала петь ему колыбельную – ту, что обычно пела ей мама, когда девочка была совсем маленькая.
или в далеком царстве, в тридевятом государстве чудные люди. А чудны они были тем, что были их глазки как бусинки, ушки как ракушки, носик как тыковка, ротик как ягодка, да и ростом они были не велики. И называли они сами себя "каптики". А что же тут удивляться, ведь есть же греки, украинцы, русские, французы... Значит, каптики тоже есть. Вот и сказка начинается.
Как-то, под вечер, каптик по имени Вамц решил сходить посмотреть, как солнце сядет за гору, что за лесом. А надо сказать все каптики очень большие романтики в душе, каждое утро они встречают рассвет, каждый вечер провожают закат. Вот Вамц и решил поближе закат увидеть. Побрел он через дремучий лес, но видно силы не рассчитал, устал очень, а до конца леса так и не дошел. Стемнело уже, стало страшно Вамцу. Пригорюнился он, сел под кустик дикой малины и заплакал. А в то время мимо пролетала маленькая фея, да не удивляйтесь, в этой сказочной стране водились и феи. Замерла она над Вамцем, только крылышки мелькают. И так ей понравился носик тыковка и ротик ягодкой, что решила она исполнить два желания Вамца. Опустилась она перед ним и спросила:
Отчего же ты так горько плачешь?
Как же мне не плакать, - отвечает Вамц, - я шел посмотреть на закат, но так устал, что дальше идти не могу, и придется мне сегодня спать в лесу, а я так боюсь оставаться здесь один.
Тогда фея вытерла слезки Вамца и сказала:
Не плач я исполню два твоих желания.
Вамц взглянул на фею, и его маленькое сердечко забилось сильнее, он еще не знал, что это с ним и поэтому не обратил на это особого внимания.
Я бы очень хотел оказаться сейчас дома, - с надеждой в голосе проговорил Вамц.
Это совсем просто, - сказала фея.
И как только она ударила в ладошки, они тут же очутились в домике Вамца. Вамц просто запрыгал от счастья. Каптики надо сказать очень разумные люди, и поэтому Вамц не стал сразу загадывать второе желание, он попросил у феи отсрочку до следующего вечера. Фея одобрила решение Вамца, в конце концов, не каждый же день встречаешь фей. Вамц был очень воспитан, да и фея ему нравилась все больше, поэтому он предложил ей погостить у него до следующего вечера. На что фея с радостью согласилась. Вамц приготовил малиновый чай, налил молока в чашечки, положил туда клубнику, принес варенье из одуванчиков, испек пышечек и накрыл стол для феи. И вдруг Вамц понял, что до сих пор не узнал имя у этой чудесной феи, ему стало так стыдно. Смотря в пол от стыда, он исправил свою ошибку. Фея представилась, ее имя "Чинла" показалось Вамцу самым прекрасным на свете.
Вкусно поужинав, Вамц уложил фею спать в теплую постельку, на мягкую перину. Фея была в восторге. Перед сном Вамц подоткнул одеяло со всех сторон, и фея оказалась в уютном гнездышке. А сам Вамц всю ночь провел в размышлениях о втором желании, но у него ничего не получалось. Мысли его все время возвращались к Чинле. Он вспоминал, как ее встретил, как она ему улыбалась, как она кушала варенье и при этом вся перепачкалась. И когда пришло время встречать рассвет, у Вамца так и не было готово второе желание.
Как я уже говорила каптики большие романтики, и по этому не могут пропустить рассвет. Вамц разбудил Чинлу, и они вместе пошли встречать рассвет, домой они вернулись довольные и голодные. И тут же принялись готовить завтрак. Это был самый вкусный завтрак, он состоял из жареных грибов, булочек с сыром и маслом, салата из фруктов и облепихового варенья к чаю. Чинла спросила:
Вамц ты уже решил, что загадаешь вторым желанием?
Вамц виновато опустил глаза. Чинла все поняла и решила пойти погулять, что бы Вамц еще немного подумал. Вамц очень старался, но ничего не мог придумать...
Когда фея вернулась, единственно, что смог попросить Вамц:
Я хочу быть счастливым.
Тут уж пришлось загрустить фее. Чинла знала, что слово счастье значит для каждого человека свое. Она на долго задумалась, что же может осчастливить Вамца. И уже хотела расстроиться, но вдруг вспомнила слова ее мамы, ее мама тоже была каптиком, а вот отец был королем фей. Так вот, слова мамы звучали так: “Счастье человека может составить только другой человек, который будет любить его больше жизни”. Фея взглянула на Вамца, на его носик тыковкой, ушки ракушки, ротик ягодка и поняла, что любит его.
Я знаю, как осуществить твое желание.
Как, как? - воскликнул Вамц.
Я сама составлю твое счастье.
Об этом Вамц даже мечтать не мог. Он запрыгал от радости. И жили они долго и счастливо.
Речевая разминка
- Для начала давайте выполним пару упражнение для того, чтобы потом нам было легче читать. Смотрите на меня и повторяйте.(щеточка, жуем губы, прокалываем щеки)
- Прочитайте медленно, четко проговаривая каждый звук: Мама, папа и братишка,
Озорной котёнок Тишка-
Сегодня мы все дома вместе.
Котёнок выпачкался в тесте,
Братишка в кубики играет,
Наш папа что- то там читает,
Мамуля вяжет на диване,
А я звоню подружке Ане.
И пусть на улице ненастье,
Побыть с родными это- …. (счастье)
Назовите имена существительные. Прочитайте с вопросительной интонацией на этих словах. Прочитайте, начав шепотом и постепенно увеличивая громкость. А сейчас наоборот: начинаем громко, затем голос затихает. А кто быстро попробует прочитать?
Как вы понимаете слово счастье?
Сегодня мы с вами познакомимся с замечательным автором и его произведением. Прочитайте на экране название произведения, которое мы сегодня будем читать. «Сказочка о счастье»
О чём может быть произведение с таким названием?
Откройте учебник на с. 50 и скажите кто автор этого произведения? Что вы о ней знаете?
Слово о писателе
- Ирина Петровна Токмакова детский поэт и прозаик, переводчик детских стихов, родилась в Москве. Отец - Пётр Карпович Мануков, инженер-электротехник, мать - Лидия Александровна Дилигенская, детский врач, заведовала «Домом подкидышей».
С детства писала стихи, но считала, что литературных способностей у неё нет, поэтому выбрала профессию лингвиста, одновременно работала переводчиком
Первичное знакомство с произведением
Сейчас я вам прочитаю это произведение, вы внимательно слушайте и готовьтесь отвечать на вопросы. Внимательно следите по тексту. Обращайте внимание на мою интонацию.
Первичный анализ
О ком или о чём произведение? (о короле, который искал счастье)
Какое впечатление произвела на вас эта сказка? Какая это сказка: смешная, поучительная, забавная, интересная? Почему? Докажите, что эта сказка. Прочитайте на с. 53 вопрос № 7, давайте ответим на него.
Повторное чтение
Сейчас прочитайте эту сказку шепотом, соблюдая интонацию и с карандашом в руках отметить непонятные слова.
Словарная работа
1. Трудные для чтения. (Слова написаны на доске, разделенные на слоги. Читают про себя по слогам, читают вслух по слогам и вслух целиком с правильным ударением.)
2. Слова трудные для понимания. (Слова написаны на доске. Дети объясняют смысл слов, подбирают синонимы)
Вторичный анализ
Почему король не хотел помочь девочке, солдату и старушке? Как бы вы назвали поведение короля в начале истории? (эгоистическое) Как вы думаете, почему изменился король? Всегда ли в жизни происходят такие изменения? Случались ли с вами подобные истории? Меняли ли вы что- нибудь в себе после того, как вам указали на ваши недостатки? Каких качеств не хватала королю до встречи со старцем? (сострадания, милосердия, доброты, отзывчивости) Была ли цель жизни у короля до встречи со старцем? Изменилась ли она после встречи? Чуму учит нас эта сказка?
А сейчас давайте с вами немного отдохнем. «Моль»
Какие герои встречаются в этой сказке. (автор, король, солдат, старец, старуха, девочка)
Какие герои встречаются в этой сказке. (автор, король, солдат, старец, старуха, девочка в дранном платьице)
Сейчас давайте прочитаем по ролям.
1. Посмотрите и послушайте "Сказочку о счастье" внимательно, приготовьтесь отвечать на вопросы.
На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: "Нельзя так жить!" -
И с трона спрыгнул смело.
Да в миг порушить свой удел
Не в королевской власти?
И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…
А ну старуха пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
В путь пора,
Ещё немного – и ура!
Своё настигнуть счастье!
И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: "Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова.
Распилишь и уложишь…" -
Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!
Каким был король в начале истории?
Почему изменился король?
Всегда ли в жизни происходят такие замечательные изменения?
Чему нас учит эта сказка?
В кроссворде появляются слова: "помогать", "понимать".
2. А сейчас вы станете артистами японского театра "Кабуки". По аналогии с игрой "Камень, ножницы, бумага" - Самурай, дракон, принцесса. Перед каждым раундом командам дается одна минута на то, чтобы решить, какую фигуру будут показывать. Действует следующий принцип: Дракон похищает принцессу, принцесса очаровывает самурая, а самурая, а самурай зарубает дракона".
Чему учит эта игра? Что помогало вам в игре?
В кроссворде появляются слова: "уметь договариваться".
3. Этноигры. Под этой цифрой нас ждут загадки и пословицы разных народов. Мы их разгадаем и ответим на вопросы:
Как относиться к разным народам?
Каждая команда получает по две карточки с загадками:
1) Казахская - "50 шалунов мне легли на ладонь, отпущу одного – сразу вспыхнет огонь". (спички)
Татарская - "Старик – мужик, на улице стоять не велит, за нос домой тянет" (Мороз).
Русская - "Через речку лег, мне бежать помог". (Мост)
Удмуртская - "Придет черная корова и всех повалит" (Ночь)
Как вы думаете, для чего взрослые люди придумывают загадки для своих детей?
Загадки разных народов учат детей быть внимательными, наблюдательными, заставляют думать, размышлять.
2) А сейчас я посмотрю, как вы сумеете, объяснить пословицы удмуртского народа:
Вместе и естся вкуснее, и работа идет быстрее.
Человек, меняющий лошадей, без лошади останется.
У кузнеца – руки – золотые, у поэта – слова.
Доброму человеку все хороши, плохому – все плохи.
Мудр удмуртский народ? Как же относится к разным народам?
3) Объяснить пословицы разных народов:
Рус. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Яп. Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено.
Англ. Когда находишься в Риме, поступай как римлянин.
Абх. В чей обоз сел, песни и пой.
Итал. В стране, в которой бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь.
Рус. В какой народ приедешь, такую шапку и наденешь.
Что общего?
В кроссворде появляются слова: "уважать народы".
4. Апельсины дождались своей очереди. Подойдите ко мне 4 человека и выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.
Как вам это удалось? А сейчас отвернитесь. Ведущий разрезает один апельсин на части и спрашивает – Чей это апельсин? – Почему трудно определить?
Вывод: Внутри все апельсины одинаковые. Вот так же и люди. Снаружи - все разные, а внутри – одинаковые: ранимые; хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.
В кроссворде появляются слова: "внутри одинаковые".
5. А сейчас отдохнем и поиграем в игру "Техасские объятия".
Все встают в круг лицом внутрь очень плотно, кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу, вытягивают её к центру круга. И по команде все делают шаг внутрь.
Вам было весело играть?
Получится так весело у одного, двух человек?
В кроссворде появляются слова: "вместе веселее".
Рефлексия.
Вот и разгадан наш кроссворд, выполнены все задания. Поняли ли вы, что такое быть толерантность? В кроссворде стались свободные буквы. Какие еще слова можно туда добавить?
"Любовь", "добро" и т. п.
Молодцы. В конце нашей игры ответьте пожалуйста, на самые трудные вопросы.
Люди какой национальности мудрее – русские, удмурты, англичане или французы?
Кого надо уважать, слушаться – у кого громкий голос, крепкие кулаки или больше денег?
Хорошо или плохо, что все мы разные?
Как жить в мир, где столько разных людей?
Что такое толерантность? Нарисуйте, что вы представляете, когда слышите слово "толерантность". Обсуждение рисунков, высказывания детей.
Пришел самый приятный момент – награждение апельсинами всех участников игры. Не забывайте, пожалуйста, что внутри-то мы все одинаковые. Берегите, цените, уважайте людей, с которыми вас сводит жизнь.
Список литературы
1. http://www.tolerance.ru/p-teacher-game.shtml
2. Палаткина Г. В. Формирование этнотолерантности у младших школьников. / Палаткина Г. В. // Начальная школа. – 2003. - № 11. - С. 65-72.
3. Иванова Е. М. Формирование новой культуры отношений: воспитание толерантности у учащихся начальных классов. / Иванова Е. М. // Начальная школа. – 2006. - № 3. - С. 11-15.
4. Иванова Т. А. Все мы разные: классный час для средних классов. / Иванова Т. А. , Борисоглебская Е. В. // Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 92-96.
5. Бесонов А. Б. Толерантная личность: классный час для учащихся старших классов. / Бесонов А. Б. // Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 96-102.
6. Гревцева И. В. Классный час "Что такое толерантность?" // Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 81-88.
Вводит в учебном пособии «Этнопедагогика» Кукушин В.С. Этнокультурную толерантность мы определяем, как толерантность к ценностям и культурным особенностям других этнических, языковых и конфессиональных групп, определяющую готовность к межкультурным контактам . Современное образование характеризуется внедрением компетентностного подхода, в том числе и в подготовке учителей технологии. В...
Процессе ДОУ то такой его аспект как ознакомление с историей родного края не существует вовсе в большинстве документов. А встретить формулировку «духовное развитие дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края» вообще не представляется возможным, настолько специфичен предмет нашего исследования. К сожалению, изучение психолого-педагогической литературы и практики работы...