Голсуорси (Galsworthy) Джон (14 августа 1967, Кингстон-Хилл, графство Суррей — 31 января 1933, Гроув-Лодж, Хэмпстед), английский писатель. Первый президент Пен-клуба (1921), международной ассоциации литераторов. Награжден орденом «За заслуги» (1929), Нобелевская премия (1932).

Родился в семье состоятельного юриста. Окончил привилегированную школу в Хэрроу, изучал юриспруденцию в Оксфордском университете, но вопреки воле семьи не стал заниматься адвокатской практикой. Решение воспротивиться семейным традициям отчасти было подсказано пережитой будущим писателем личной драмой, которая нашла отголоски во многих его произведениях: романом с женой его двоюродного брата Адой, после долгих злоключений и страданий оставившей своего мужа и вышедшей замуж за Голсуорси. По окончании университета (1867) он в течение двух лет путешествовал. В 1890 совершая морское путешествие, познакомился с Дж. Конрадом, с которым сохранил дружеские отношения на долгие годы.

Литературный дебют

Дебют Голсуорси, сборник рассказов «Четыре ветра» («From the Four Winds), состоялся в 1897, но впоследствии писатель, недовольный этой книгой, скупал и сжигал ее нераспроданные экземпляры. Настоящим началом своей литературной деятельности он считал книгу рассказов «Человек из Девона» («Man from Devon"", 1901), в котором впервые появляется один из представителей семейства Форсайтов, ставших основными героями зрелого творчества писателя. Его новеллистика отмечена глубоким психологизмом, лиричностью, нередко острой гротескностью, и представляет собой, как правило, этюды к масштабному полотну социальной жизни. Писатель создавал его, строго следуя традициям классического реализма, сыгравшим решающую роль в становлении его таланта.

Ранние произведения

Среди его ранних произведений выделяется роман-памфлет «Остров фарисеев» («The Island Pharisee», 1904, русский перевод — 1926), опубликованный под его настоящим именем (предыдущие четыре книги выходили под псевдонимом Джон Синджон — John Sinjohn). В романе поднималась одна из главенствующих тем всего его творчества: моральная черствость, которая приводит к деградации личности. Еще раньше, в 1900, был опубликован роман «Вилла Рубейн» («Villa Rubain», русский перевод — 1908), книга о жестокой судьбе художника, которого не понимает и не принимает буржуазное общество, — сюжет, также имеющий в творчестве Голсуорси многочисленные творческие версии. Признание пришло к писателю в 1906, когда была поставлена его драма «Серебряная шкатулка» ("The Silver Box», русский перевод — 1925).

Драматургия

Драматургия Голсуорси (свыше 30 пьес, собранных в издании «Collected Plays», 1930) в основном затрагивает социальную проблематику и нередко носит иллюстративный характер. Пьеса «Борьба» («Strife», 1909) непосредственно затрагивает классовые антагонизмы и проникнута сочувствием писателя к обездоленным и угнетенным. Постановка драмы «Справедливость» («Justice», 1910) вызвала бурную полемику, увенчанную парламентским актом, который способствовал улучшению содержания арестантов в тюрьмах. Его драмы, имевшие большой успех при первых постановках, были слишком тесно связаны со злобой дня и большей частью не пережили своего времени. Однако именно они принесли Голсуорси славу, упроченную его романами.

Литературное кредо

Собственное понимание писательского призвания Голсуорси изложил в ряде статей, среди которых особенно важны «Литература и жизнь» («Literature and Life», 1930) и «Создание характера в литературе» («Creation of Character in Literature», 1931). Задачей писателя он называет «стремление к правде». Отвергая веяния авангардистского и экспериментального искусства, Голсуорси назвал себя «безнадежно старомодным», так как по-прежнему дорожил уроками реалистической классики, прежде всего исключительно высоко ценимых им Тургенева и Толстого. В литературе его приоритетами оставались «стройность, отбор, форма и извлечение из жизни некой морали». В то же время ему были чужды влиятельные в его эпоху доктрины натурализма: творчество он понимал не как стремление к «научности» и достоверности, что сродни документу, но как способность создавать жизненно убедительные характеры и прослеживать всю сложную гамму отношений в обществе: частная судьба выявляется в соприкосновении с «огромным, бурлящим действом» действительности.

Форсайты

Эти принципы наиболее последовательно воплощены Голсуорси в «Саге о Форсайтах» («The Forsyte Saga», закончена в 1922, русский перевод — 1930, телесериал 1967), которая стала делом его жизни. Она включает романы «Собственник» («The Man of Property», 1906), «В петле» («In Chancery», 1920), «Сдается в наем» («То Let», 1921) и две интерлюдии, связывающие эти повествования. Второй цикл романов о Форсайтах носит общее заглавие «Современная комедия» («Modem Comedy») и также включает три романа: «Белая обезьяна» («The White Monkey», 1924). «Серебряная ложка» («The Silver Spoon», 1926), «Лебединая песня» («Swan Song», 1928) и две интерлюдии.

Основной конфликт этого эпического произведения определен в авторском предисловии. Изображая несколько десятилетий семейной хроники, Голсуорси постоянно возвращается к мотивам глубокого духовного разлада, когда на разных этических полюсах оказываются родные братья и дети восстают против отцов. Почва конфликта неизменна: забота о преумножении собственности и о ложно понятом общественном престиже порождает безликость бытия и уродует личность, бунтующую, но чаще всего в итоге смиряющуюся, когда она убеждается, что «удар молнии» — любовь, прикосновение к Красоте, ассоциирующейся с искусством, — не может переменить порядок вещей в мире. «Набеги Красоты и посягательства свободы на мир собственников» — главный сюжетный узел повествования. Действие развернуто на сломе эпох: конец викторианского века, Первая мировая война, пропитанные радикализмом 1920-е гг.

Потомки строителя-подрядчика, Форсайты уверенно завоевывают для себя место в английской социальной иерархии, становясь столпами общества. Но этот успех достигнут ценой невосполнимых потерь. Фарисейство, сухой практицизм, кастовая спесь, рассудочность, убивающая живое чувство, — эти родовые черты передаются из поколения в поколение, пока на смену им не приходит по-своему столь же опустошительное равнодушие к традициям и заветам, жажда сиюминутного наслаждения. Иллюзорность достигнутого общественного положения и растраченная впустую жизнь незаурядных от природы людей, «нетипичных форсайтов» — оба эти мотива прошли через весь многотомный форсайтовский цикл, придавая ему единство тона и настроения. В интерлюдиях лирическая тема звучит особенно настойчиво, окрашивая драматизмом все повествование.

Летопись семьи становится и хроникой эпохи, очерчивается единая тема — банкротство определенного мироощущения, этики, социальной психологии, которое свидетельствует о глубине и значительности исторического перелома. Подобное художественное решение выглядело глубоко старомодным и неубедительным в глазах враждовавших с Голсуорси представителей модернистского направления — Д. Г. Лоренса, В. Вулф. Однако оно достаточно органично для эстетики реализма 20 в.: эпос Голсуорси имеет несомненное сходство с произведениями Т. Манна («Будденброки», 1900), Р. Мартена Дю Гара («Семья Ти6о», 1940), с другими книгами, ориентированными преимущественно на развитие традиций Бальзака и Толстого, понятых как непревзойденные живописцы социальной жизни.

Джон Голсуорси родился 14 августа 1867 г. в г. Куме, графстве Суррей, в обеспеченной буржуазной семье. Отец его был юристом, директором Лондонской компании. Джон окончил Оксфордский университет. В 1890 г. он стал адвокатом, но профессиональная карьера его очень мало интересовала. Джон предпочитал быть свободным человеком, он очень любил читать и путешествовать.

В 1897 г. Голсуорси под псевдонимом Джон Синджон выпустил свою первую книгу. Это был сборник рассказов «Четыре ветра». В 1898 г. вышел первый роман писателя – «Джослин». Второй роман вышел в 1900 г. – «Вилла Рубейн». В 1901 г. вышел сборник рассказов, где уже было упоминание о семье Форсайт.

В 1904 г. вышел «Остров фарисеев», это произведение Голсуорси выпустил под своим настоящим именем. В 1905 г. Голсуорси женился. В 1906 г. был написан роман «Собственник». Это произведение принесло Голсуорси репутацию серьезного писателя. Роман стал первым томом цикла «Сага о Форсайтах», который затем разросся (1906-1921) до пяти романов и примыкающих к ним сборников рассказов. Второй цикл – о новом поколении семьи Форсайтов, озаглавленный «Современная комедия», был написан в 1924-1928 г. Ещё один цикл – трилогию, посвященную семье Чаруэлл («Конец главы») – писатель создал в 1931-1933 г. Голсуорси писал не только романы и рассказы, но и пьесы.

Он занимался благотворительностью, ратовал за социальные реформы, призывал к пересмотру законов о цензуре, разводе, минимальной зарплате, женском избирательном праве. Голсуорси был очень трудолюбивым писателем. Из под его пера вышло 20 романов, 27 пьес, три сборника стихотворений, 173 новеллы, пять сборников эссе, по меньшей мере 700 писем и множество очерков и заметок различного содержания.

Литературный Нобель. Джон Голсуорси

В 1929 г. Джон Голсуорси получил британский орден «За заслуги». В 1932 г. он был удостоен Нобелевской премии по литературе «за высокое искусство повествования, вершиной которого является "Сага о Форсайтах"». Представитель Шведской академии сказал: «Автор проследил историю своего времени на протяжении трех поколений, и то, что писатель с таким успехом овладел чрезвычайно сложным как по объему, так и по глубине материалом, делает ему честь. "Сага о Форсайтах" – заметное явление в английской литературе».

К моменту вручения Нобелевской премии Голсуорси был тяжело болен, у него была опухоль мозга. Перед смертью он распорядился отдать все свои средства ПЕН-клубу (Писатели, Эссеисты, Новеллисты).

Голсуорси был удостоен почетных степеней Тринити-колледжа, Дублинского университета, Кембриджского, Оксфордского и Принстонского университетов, университетов Манчестера и Шеффилда.

У Голсуорси была привычка, которую он соблюдал независимо от каких-либо внешних обстоятельств: обязательно писать каждое утро.

John Galsworthy ([ˈɡɔːlzwɜrði] ; 14 августа , Кингстон-апон-Темс , Суррей - 31 января , Лондон ) - английский прозаик и драматург, автор знаменитого цикла « Сага о Форсайтах », лауреат Нобелевской премии по литературе ( ). Джон Голсуорси родился 14 августа 1867 года в английском городе Кингстон-апон-Темс (графство Суррей, сейчас в составе Большого Лондона), в зажиточной семье. Учился на адвоката в привилегированной школе Харроу , затем в Оксфордском университете . Однако Голсуорси, судя по всему, не видел себя в этой профессии и вместо того, чтобы начать карьеру в юриспруденции, уехал путешествовать за границу, где формально он должен был смотреть за семейным бизнесом в сфере морских перевозок.

Во время своих путешествий он на рейсе из Австралии встретил Джозефа Конрада , который на тот момент был первым помощником капитана и с которым они стали близкими друзьями. Именно Голсуорси убедил Конрада публиковать свои рассказы о путешествиях, став своего рода инициатором литературной карьеры второго.

В 1905 году Голсуорси женился на Аде Пирсон (1864-1956), бывшей жене двоюродного брата. В течение десяти лет до этой женитьбы Голсуорси тайно встречался со своей будущей женой.

В ноябре 1932 года Голсуорси была присуждена Нобелевская премия по литературе. Он в это время страдал от сильных головных болей в результате неуклонно росшей опухоли мозга и английские писатели смогли поздравить коллегу только заочно .

Литературная карьера ]

Первой книгой, опубликованной Голсуорси в 1897 году, стал сборник коротких рассказов От четырёх ветров . За ним последовал «поэтичный в своем трагизме», по отзыву высоко оценившего его Джозефа Конрада , роман Джослин . Эти две и несколько последующих работ были им изданы под именем Джон Синджон. Его первая пьеса Серебряная коробочка вышла в 1906 году и имела успех, за которой в том же году последовал роман Собственник , первая книга из трилогии о Форсайтах. Хотя Голсуорси писал и пьесы, и романы, он в этот период всё-таки предпочитал работать над пьесами, основной темой которых, как и у многих других писателей того времени, были классовые и социальные взаимоотношения.

Однако сейчас Голсуорси лучше известен благодаря своим романам, особенно Саге о Форсайтах , трилогии об одноимённой семье. В этой трилогии, как и в других романах, подробно описана жизнь социальных классов, особенно высшего слоя среднего класса. Несмотря на симпатию к своим героям, Голсуорси показывает их замкнутость, снобизм, жадность и порою сомнительные моральные принципы. Он считается одним из первых писателей Эдвардианской эпохи , который поставил под сомнение идеалы общества, превозносимые в более ранней литературе

Годы жизни: с 14.08.1867 по 31.01.1933

Джон Голсуорси родился в английском городе Кингстон-Хилл (графство Суррей), в зажиточной семье. Дорогой частный колледж Харроу и Оксфордский университет сделали из молодого Голсуорси профессионального юриста – в этом он последовал традициям семьи.

В возрасте 28 лет под влиянием Ады Голсуорси, жены его двоюродного брата Артура, с которой у Голсуорси начался роман, молодой человек решает стать писателем и в 1897 г. под псевдонимом Джон Синджон выпускает свою первую книгу – сборник рассказов «Четыре ветра» («From the Four Winds»). Первый роман писателя «Джослин» («Jocelyn») появился годом позже, второй – «Вилла Рубейн» («Villa Rubein») – в 1900 г., а следующий сборник рассказов, вышедший еще через год, уже содержит упоминание о семье Форсайтов, которую ему предстояло увековечить в книгах более позднего времени.

После смерти отца (1904) Голсуорси обрел материальную независимость, Ада переехала к нему, а когда через год закончился ее бракоразводный процесс, молодые люди поженились. Возможность жить вместе, не скрываясь, после девяти лет общественного порицания, резких нападок со стороны родных и друзей вдохновила Голсуорси на роман «Собственник» («The Man of Property»), который был закончен в 1906 г. и в котором описан неудачный брак Ады на примере отношений Сомса и Ирен Форсайт. К Форсайтам Голсуорси не возвращался вплоть до конца первой мировой войны.

В 1917 году Голсуорси узнал, что ему хотят от имени короны пожаловать рыцарское звание и титул "сэр". Тогда он вежливо отказался. По его мнению, писатели подобных отличий принимать не должны.

В начале 1918 года писатель выпустил сборник из новелл, одной из которых было "Последнее лето Форсайта".(«The Indian Summer of a Forsyte») – Голсуорси вновь возвращается к семье Форсайтов. «В петле» («In Chancery»), второй том «Саги о Форсайтах», появился в 1920 г., а «Сдается внаем» («To Let»), последняя часть трилогии, – в 1921 г. Однотомник «Саги о Форсайтах», вышедший в 1922 г., имел колоссальный успех, благодаря которому Голсуорси стал ведущей фигурой в англо-американской литературе. Вторую трилогию о Форсайтах, озаглавленную «Современная комедия» («A Modern Comedy»), писатель закончил в 1928 г.; «Современная комедия» была издана посмертно в одном томе в 1929 г.

Романные циклы Голсуорси, посвящённые семейству Форсайтов, и его романы, из циклов выпадавшие, уже при жизни автора обрели огромную популярность. Как никто другой зная жизнь британского общества так называемого "верхнего слоя среднего класса" и профессионально разбираясь в головоломной структуре английского права, Голсуорси обречён был стать обстоятельным бытописателем английских семейных трагедий и комедий.

В 1932 году Голсуорси был тяжело болен (опухоль мозга) и на церемонии награждения Нобелевской премии не присутствовал; меньше чем через два месяца после вручения ему Нобелевской премии писатель скончался в Лондоне.

После смерти Голсуорси его слава пошла на убыль. Почти сразу же литераторы-соотечественники сочли возможным оплевать память покойного писателя. Даже спустя двадцать лет Энтони Бёрджесс высказался довольно саркастично: "Голсуорси боготворят в России, а у нас дома его читают только посредственности".

Библиография

- Собственник (1906)
- Последнее лето Форсайта (1918)
- В петле (1920)
- Пробуждение (1920)
- Сдаётся внаём (1921)

- (1924)
- Идиллии (1926)
- (1926)
- Встречи (1926)
- (1928)

- Девушка ждёт (1931)
- Пустыня в цвету (1932)
- На другой берег (1933)

Другие работы

-Беглая (1913)
-Братство (1909)
-Вилла Рубейн (1900)
-Джой (1909)
-Комментарий (1908)
-Маленький человек (1922)
- (1904)
-Патриций (1911)
-Побег (1926)
-Правосудие (1910)
-Путь святого (1919)
-Семейный человек (1922)
-Серебряная коробка (1906)
-Старший сын (1912)
- (1913)
-Усадьба (1907)
-Фриленды (1915)
- (1916)

Джон Голсуорси – английский прозаик и драматург, автор знаменитого цикла «Сага о Форсайтах», лауреат Нобелевской премии по литературе – родился 14 августа 1867 года в английском городе Кингстон-апон-Темс (графство Суррей, сейчас в составе Большого Лондона), в зажиточной семье.

Его отец был юристом и директором нескольких компаний, а мама была дочерью владельца заводов. Учился на адвоката в привилегированной школе Харроу, затем в Оксфордском университете. В университете стал известным спортсменом в игре в крикет и футбол. В этот период он увлекался также чтением Теккерея, Диккенса и Мелвилла, слушал Бетховена. Однако Голсуорси, судя по всему, не видел себя в этой профессии и вместо того, чтобы начать карьеру в юриспруденции, уехал путешествовать за границу, где формально он должен был смотреть за семейным бизнесом в сфере морских перевозок.

Во время своих путешествий он на рейсе из Австралии встретил Джозефа Конрада, который на тот момент был первым помощником капитана и с которым они стали близкими друзьями. Именно Голсуорси убедил Конрада публиковать свои рассказы о путешествиях, став своего рода инициатором литературной карьеры второго.

Когда умер отец Голсуорси в 1904 , он стал финансово независимым.

В 1905 Голсуорси женился на Аде Пирсон (1864-1956), бывшей жене двоюродного брата. В течение десяти лет до этой женитьбы Голсуорси тайно встречался со своей будущей женой. Ада стала прототипом для многих героинь произведений Голсуорси. Во время Первой мировой войны работал в военном госпитале во Франции. Провел несколько лет на ферме Винстон, где занимался строительством с 1908 , а с 1923 эта ферма стала его другим домом.

В 1921 совместно с Кэтрин Эми Доусон-Скотт основал ПЕН-клуб; стал его первым главой.

В 1929 за заслуги перед литературой стал членом ордена Заслуг.

В ноябре 1932 Голсуорси была присуждена Нобелевская премия по литературе. Он в это время страдал от сильных головных болей в результате неуклонно росшей опухоли мозга и английские писатели смогли поздравить коллегу только заочно.

Джон Голсуорси умер 31 января 1933 года в Лондоне. Последние семь лет своей жизни жил в Западном Сассексе. По воле автора его тело было кремировано, а пепел развеян с самолета.

Первой книгой, опубликованной Голсуорси в 1897 , стал сборник коротких рассказов «От четырёх ветров». За ним последовал роман «Джослин». Эти две и несколько последующих работ были им изданы под именем Джон Синджон. Его первая пьеса «Серебряная коробочка» вышла в 1906 и имела успех, за которой в том же году последовал роман «Собственник», первая книга из трилогии о Форсайтах. Хотя Голсуорси писал и пьесы, и романы, он в этот период всё-таки предпочитал работать над пьесами, основной темой которых, как и у многих других писателей того времени, были классовые и социальные взаимоотношения.

Главной темой творчества Голсуорси является мир собственников и собственности, которая превращает людей в своих рабов. Этот мир противопоставляется миру красоты и свободы.

Сейчас Голсуорси лучше известен благодаря своим романам, особенно «Саге о Форсайтах», трилогии об одноимённой семье. Написанная в период с 1906 по 1921 год это своего рода параллель романа «Будденброки» Томаса Манна. Голсуорси рассматривал роман, как социальный диспут. Он считал долгом писателя исследовать проблему общества, но не представлять решение. Сам автор признавался, что перед написанием Саги, он перечитал Киплинга, Золя, Тургенева, Толстого и Флобера.

Форсайты, как главные герои появляются еще в рассказе «Спасение Форсайта» и пьесе «Цивилизованный». Именно в них появляется черты Форсайтов, как собственников.

Голсуорси позиционировал себя, как реалист и противопоставлял правдивость изображения так называемому «чистому искусству», считая его лживым. Целью искусства, про что он говорил в своих статьях «Аллегория о писателе», «Туманные мысли об искусстве», а также «Искусство и война», он считал общественное назначение искусства и вдохновение жизнью.

В своем творчестве он выступал за многие реформы, включая реформу судебной системы, борьбу за права женщин, борьбу за права животных и противостояние цензуре.

Джон Голсуорси стал автором 20 романов, 27 пьес, 3 сборников поэзии, 173 рассказов, 5 эссе, 700 писем и многих других набросков на разные темы. Популярность его произведений упала после смерти автора, на его творчество было много нападок от Лоуренса и Вирджинии Вульф, но удачная адаптация «Саги о Форсайтах» в 1967 вернула интерес к его работам.

Произведения:
От четырёх ветров, сборник рассказов, 1897
Джоселин, 1898
Вилла Рубейн, роман, 1900
Остров фарисеев, роман, 1904
Сага о Форсайтах: Собственник, 1906 , Последнее лето Форсайта, 1918 ; В петле, 1920 ; Пробуждение, 1920 ; Сдаётся в наём, 1921
Справедливость, пьеса, 1910
Старший сын, пьеса, 1912
Полный месяц, пьеса, 1915
Гротески, 1917-1918
Путь святого, 1919
Современная комедия: Белая обезьяна, 1924 ; Идиллия, 1926 ; Серебряная ложка, 1926 ; Встречи, 1926 ; Лебединая песня, 1928
Конец главы: Девушка ждёт, 1931 ; Пустыня в цвету, 1932 ; На другой берег, 1933
Сборник поэзии Джона Голсуорси, 1934 .