Трактовка Lurkmore:
Гопники - низшее многоклеточное, пихота от уголовного мира, мелкий уличный уголовник, экземпляр одного из видов уличных животных наряду с кошками и собаками, основной деятельностью которого является отжимание у прохожих лаве и мобильников, мелкое воровство и мошенничество, ну и, конечно, любимое хобби - избиение лохов.

"гоп-стоп" - что на фене означает разбой или грабеж, т.е. открытое завладение материальными ценностями. Разбой - с оружием, грабеж - без.

Трактовка по Википедия:
Го́пники (также - гопы́, гопари́, собирательно - гопота́, гопоте́нь, гопьё) - жаргонное слово русского языка, уничижительное обозначение представителей городской прослойки молодёжи, близкой к криминальному миру либо с криминальными чертами поведения, часто происходящей из неблагополучных семей. Термин широко употребляется в России и странах бывшего СССР.

И так, как же вести себя при встрече с "гопниками"?

Кролики и удавы: Их оружие - наш страх.
Наш страх оттого, что мы не знаем правил, по которым действует "тот" мир. Но мы заведомо их уважаем. Потому что это правила сильных - понятия. Мы уважаем мир сильных, мир воров и авторитетов. Но прямой доступ туда закрыт, полный свод понятий не доступен простому смертному. Мы их заведомо принимаем, но не знаем их принципов и норм. Вот тут вот собака и зарыта. Принимаем правила игры, не зная их. Естественно, что мало-мальски "наблатыканый" урод, будучи даже тщедушным доходом, зная пару "примочек", обыграет вас в два счета. Потому что вы согласились играть по его правилам. А человек, добровольно согласившийся играть по правилам, которых он не знает, называется лох.

Кто такие гопники.
Слово, так надо понимать, происходит от известного "гоп-стоп" - что на фене означает разбой или грабеж, т.е. открытое завладение материальными ценностями. Разбой - с оружием, грабеж - без.

Гопники же не совсем преступники. Они следуют по тонкой грани - вначале "наезжают" на жертву "базаром", прощупывают ее, вызывают страх, замешательство. Причем делается это без прямой угрозы насилия - со стороны будет казаться, что гопник сама вежливость, а вы, наоборот, нервный, неуравновешенный, а то и вовсе агрессивный тип. В результате такого наезда жертва, как правило, сама отдает свое имущество - обычно небольшие деньги, мобильники, часы. Хотя для гопника это не главное - он может и ничего с вас не взять. Ему важно ощутить свое превосходство. Заставить вас его бояться.

Все часто находится на грани "шутки", разговора "по понятиям", так что затем при разборках всегда можно сказать - он мне сам отдал. Что нередко подтверждает и сама жертва:

Ну да, я им сам отдал...
- Почему?
- Да не знаю...
- Они тебе угрожали? Говорили, что будут бить, отберут?
- Нет, не угрожали. Ну там..., ну говорили кто такой по жизни...
- Тогда почему ты им отдал?
- Не знаю...

Если вы в милиции, то опер начинает нервничать, а то и вовсе звереть, и, в конце концов, старается от вас избавиться. Юридических оснований нет. Если разборка среди братвы, то вы получаете статус лоха. А получить с лоха - святое дело для гопника. Он пацан, вы лох. По понятиям он прав. Разговор окончен.

Что отвечать на вопросы типа: "Эй, иди сюда!"
Это прямое приглашение к войне - т.е. война уже идет. Психологическая. Главное не струсить и не спешить подходить, даже если вы явно уступаете в силе. Хоть и не стоит открыто демонстрировать свою крутость. Кто начинает, тот и должен обосновывать свои действия. Поэтому, если вас только прощупывают таким образом, то надо перевести "беседу" в другое русло.

Итак, по ситуации - останавливаетесь или поворачиваетесь, одним словом, выражаете некоторую заинтересованность. Не подходите.

Эй, сюда иди, я сказал!

Ответы типа "сам иди сюда" не годятся, как вы понимаете, если только вы не чемпион по боксу.
Стоите.

Подходят к вам. Страшно.

Ты что, не слышишь? (отморозился, припух...)

Не обращаете внимания, морозитесь, типа, дальше:

Могу чем-то помочь?

Мы не лохи
Если ваша "беседа" началась не с прямой провокации вроде описанной выше, то обычно гопник при встрече протянет вам руку - здоровается с вами типа по-пацанячи. Это обязывает вас быть в меру вежливым, ответить на первые вопросы. Чего он и добивается. Это один из главных трюков гопника - после такого жеста "доброй воли" он получает право "справедливо" возмутиться тем, что вы, например, не захотите с ним общаться. Плюс он сразу создает себе алиби - "Я к нему по-пацански подкатил, клешнями потрясли. Было ж так!?" - "Ну да…" - "И люди вон видели. А потом он начал понты мне строить…". 1:0 в пользу гопа.

Обламываем в самом начале. Это очень трудно выдержать - взгляд и протянутую тебе руку. Трафареты вежливости вбиты в нас глубоко. Рука сама тянется. Держимся. Смотрим в лицо. Улыбаемся.

Знаю, что это трудно, тем более если ваш оппонент явно вас сильнее или за его спиной толпа. Но вы ИМЕЕТЕ НА ЭТО ПРАВО. Правильный пацан не пожмет руку первому встречному, не узнав вначале, кто перед ним. В тюрьме вообще за руку не здороваются, например - а порядки тюрьмы для гопника это святое. И вы не обязаны жать первую попавшуюся лапу. "А может ты и не пацан вовсе - кто ж тебя знает" - намекаете вы. Но намекаете так, что у него нет права вас в чем-то обвинить. И к тому же у него закрадываются подозрения, что вы знаете правила игры.

Ваша главная задача оставаться в рамках ЕГО правил, обламывать гопника его же методами - не стоит взывать к общечеловеческой морали и цитировать Конституцию. В том и козырь гопника, что он навязывает вам свои правила и заставляет играть по ним на своем поле. Так что мы так и делаем - играем с серьезным видом в предложенную игру.

Наезд базаром
Если вас заведомо не пришли бить, то дальше следует часть вторая - "наезд базаром". В любом случае, если вы еще не лежите на асфальте, и с вами разговоры разговаривают, то значит все в порядке. Вас, в действительности, если и не боятся, то, по крайней мере, опасаются.

Вы кто такие, вы сами откуда?
-...дай-ка телефончик посмотреть.
-...есть деньги?
-...по какому случае выпиваем?
-...вы по жизни-то кто?

Мороз. (Может быть пропущен)
Итак. Улыбаетесь ОБЯЗАТЕЛЬНО и говорите:

Если это не сработало (скорее всего, что нет) и вопросы продолжаются, а интонации усиливаются, дальше надо переходить в наступление:

Лучшая оборона - нападение.
Универсальный ответ - работает всегда:

С какой целью интересуешься?

Важно понять и запомнить главное - чтобы на вас напасть нужен повод. Агрессия без повода - беспредел. От вас ждут повод. Пока вы его не дали, вы в безопасности.

Ни в коем случае не идти ни на малейшую уступку - не отвечать ничего. НИ НА ОДИН, пускай даже совершенно невинный, ВОПРОС. Как только вы ответили что-то, пускай даже самое нейтральное, но по сути вопроса, и захотите прервать разговор впоследствии, у агрессора появляется "моральное право" обвинить вас в неуважении к себе, т.е. получить это самое право перейти к жестким действиям. Вы ведь разговор "поддержали", а потом отказываетесь продолжать. Не красиво.

Прямой ответ на свой вопрос вы, конечно, не получите. Масса вариантов дальнейшего развития:

А что, западло с пацанами побазарить?
- Ты что, грубишь?
- Ты меня не уважаешь?
- Я не понял...

Никогда не оправдываться
Во всех случаях нужно "тупо" продолжать свою тему. Ни в коем случае, снова же (см. выше) не отвечать на вопросы - "я тебя уважаю, но...", "я не грублю, но...". Ваше "но" будет сразу расценено как слабость. Если дальше последует фраза "А что это ты оправдываешься? Чувствуешь за собой что-то?" или ей подобная, то вам на нее уже ответить будем нечем. Это 100% трюк - уже не имеет значения, что вы отвечаете или просто молчите, все будет повернуто как попытка либо оправдываться, либо грубить.

Я не оправдываюсь, - смотрите на себя со стороны, сами понимаете, что звучит это просто тупо. Но, тем не менее, говорите.
- Обоснуй.
- Почему я должен обосновывать?
- Потому что ты оправдываешься.
- Да не оправдываюсь я!
- А сейчас ты что делаешь?
- Я... ну... да ну тебя! Я не хочу с тобой разговаривать.
- О, да ты еще и грубиян...

Ломаем ситуацию.
- Что, западло с нормальными(!) пацанами побазарить? - это вероятный ответ на вашу контратаку.

Помним - никаких "нет", "не", и тем более "но".

Ты не ответил на мой вопрос.

Не лишним будет продолжать улыбаться.

А ты на мой.
- Собираешься по беспределу наехать?
- Ты меня в чем-то обвиняешь?
- Ответь на мой вопрос. Имею право поинтересоваться?

Обратите внимание - именно "поинтересоваться". "Спросить" имеет двойной смысл на фене - спрашивают с кого-то за что-то, что сразу же будет расценено как наезд - "Имею право спросить". - "Что? Спросить с меня? За что? Обоснуй". Все, снова же тупик, вы в торбе.

Для себя интересуюсь.

"Для себя интересуюсь" - дежурная фраза-ответ на вопрос "с какой целью интересуешься?". Все прекрасно. Как только вы услышали что-то подобное, враг дрогнул - вы заставили "правильного пацана" оправдываться. Теперь главное не перегибать палку.

Я тебя не знаю.

Ни в коем случае не продолжать эту фразу: "и не собираюсь с тобой разговаривать", "почему я должен тебе отвечать", "это не твое дело". Только тупо нейтральные фразы. Пока вы не дали формального повода для войны, вы в более выгодном положении.

Улыбаться перестаем, всем видом показываем, что разговор окончен.

Держать позиции
Цикл может повториться в разных вариациях. Вы просто держитесь за свою позицию, смысл которой - КТО НАЧАЛ РАЗГОВОР, ТОТ И ДОЛЖЕН ОБОСНОВЫВАТЬ ПРИЧИНУ.

По сути же, причина ОДНА, и вы о ней должны помнить - СПРОВОЦИРОВАТЬ ВАС И ПОЛУЧИТЬ МОРАЛЬНОЕ ПРАВО напасть, оскорбить, унизить, ударить, отобрать. Но, естественно, "правильный пацан" никогда ее не озвучит, потому что тогда он сам признает себя беспредельщиком. А это уже не по понятиям - правильные пацаны не чинят беспредел. Т.е. вы задаете вопрос, на который он не может ответить, но, по его же правилам, обязан. В шахматах это называется "вилка" - одной фигурой нападаем на две. Противнику остается выбор только в том, какую фигуру потерять.

Дело в том, что признать, что цель подката была наехать, как вы понимаете, нельзя. Гопник должен соблюдать законы воровской дипломатии и оставаться в пределах закона. Промолчать или уйти - по сути, означает молчаливо признать, что все именно так и было. А это - опуститься в глазах товарищей и своих собственных.

Это ваша чистая победа. Но никто не хочет быть побежденным, хоть такой разворот событий вполне вероятен. Признание поражения, конечно, может быть компенсировано оскорблениями или обещаниями "еще встретиться" - это последняя попытка вас спровоцировать. Просто молчим.

Не прогибаться
Ни в коем случае не выполнять мелкие просьбы - по любым понятиям вы можете требовать изложить вначале причину либо квалифицировать это как прямой наезд. О чем вы должны прямо сказать.

Подай мне стакан.
-...

Молчим, улыбаемся. Ждем обвинений…

Тебе в падлу, что ли?

И переходим в контратаку.

Проверка на лоховскую масть? (или: - Наехать на меня хочешь?)
- Я тебя как нормального пацана прошу.

Вы заработали балл, он оправдывается. И при всех называет вас "нормальным пацаном". Еще один балл.

А-а. Извини, не понял. На.

Ничья на чужом поле - это победа.
Если же побежденным быть не хочется, то гопу остается только одно -

1. либо начать вас бить, что переносит его в разряд правонарушителей с точки зрения закона или в разряд беспредельщиков с точки зрения понятий. Это ему не надо, потому что гоп всего лишь хочет возвыситься за счет вашего унижения.

2. либо "признаться" в том, что цель была иная - познакомиться, пообщаться, вместе провести время. То есть уйти от поражения. Что и требовалось. Ничья на чужом поле нас вполне устраивает.

"Вилка" - он уже выбирает только между тем, какой вариант поражения принять. Скорее всего он не дурак.

Не знаешь меня? Ну так давай познакомимся.

Можно пожать лапы.

Не увлекаться победой
Если вы ощущаете перелом, то вполне можете дать ему возможность реабилитироваться в своих глазах и глазах пацанов. Так и нужно сделать - иначе ощущение поражения, скорее всего, приведет к новой волне агрессии, которую базаром уже не остановить.

После знакомства, правда, могут снова последовать циклы тех же ответов и вопросов, а само знакомство было только уловкой - просто надо быть БДИТЕЛЬНЫМ и ни в коем случае не расслабляться. Сколько бы таких циклов не было, ваша задача одна - не предоставить повод. Повторюсь - это значит:

Не оправдываться.
Не отвечать на вопросы.
Не выполнять просьбы
Не срываться на "высокие" тона - оставаться вежливым и спокойным.
Продолжать требовать ответа на свой вопрос.
Задавать "неудобные" вопросы.

Улыбаемся
Заметьте - улыбаемся. Это важно. Это сбивает с толку, заставляет нервничать нападающего. Это заставляет его опасаться и действовать осторожно - "чего это он лыбу давит? Может знает чего? А сам под дурачка косит..."

Даже если...
Если же вы встретили полных отморозков, то тут разговаривать вам долго не придется. Но в действительности такие экземпляры крайне редки - это психическая патология. Практически у любого человека есть табу на необоснованную агрессию. Т.е. всегда нужен повод, пускай самый смешной или надуманный. Об этом же говорят и понятия.

Даже если вы пострадаете, то, во-первых, сохраните свое достоинство, уважение в лице друзей и самого себя. И даже врагов, что немало значит в перспективе. И, во вторых, и закон, и понятия оказываются на вашей стороне, и вы вполне можете потребовать сатисфакции, набравшись сил, например, в виде поддержки друзей. Вы уже не лох, а воин, всего лишь проигравший бой, но не всю войну.

Ошибки
Стратегические ошибки здесь возможны две:
- страх возьмет верх и вы сдадитесь, начав бормотать что-то нечленораздельное и с готовностью отдадите все, что у вас "попросят".
- вы почувствуете себя на коне и решите развить успех, превысив допустимую дозу наезда - скорее всего, будете в таком случае побиты.

Проверка пройдена
Если же вы ошибки не допустите, и ваш "оппонент" сам не свалит с поля боя, то вы вполне можете обрести новых друзей, а то лучших кентов.

А если уж перелом произошел, то может и не стоит отказываться от дальнейшего развития событий - вполне вероятно, что вам предложат вместе попить пивка, поразвлекаться.

Не зря ж этот человек подошел именно к вам. Ничего случайного в мире не происходит.

Так и бывает нередко - если пройдена проверка на "пацанячесть", вы становитесь не только равным, но и уважаемым равным. В толпах гопников обычно один-два "настоящих" пацана, остальные - прилипалы. Лидер это всегда знает и ему с ними, в общем, не интересно - это его же жалкие копии.

Потому вас вполне честно и искренне могут захотеть в друзья.

Выбор ваш. Если нет, то нет. Похлопали друг друга по плечу, а то и обнялись по-братски. Базар окончен, расход.

Правило последнее и самое главное
Даже если страшно, вспомните эти простые правила, и не отступайте от них. Потому что последнее и главное правило - не оборачиваться. Либо не начинать вообще, либо, начав, не сдаваться.

Помните русские сказки - не оборачиваться. Кто обернулся назад - проиграл.

Конечно, это только канва, всегда понадобится ваше творчество. Страх внесет свои коррективы, но, тем не менее, это возможно ПОМНИТЬ.

Виталий Лозовский.
Взгляд из тюрьмы.
www.tyurem.net

Жаргонное слово «гопник» вошло в обиход еще в начале прошлого века. За почти вековую историю оно потеряло свой резко криминальный оттенок. Если когда-то к гопникам относили молодых людей, связанных с миром преступности, то сегодня записать в гопники вполне могут за неудачное сочетание спортивного костюма и туфель.

Обитатели общежития

Еще в конце XIX века в помещениях гостиницы «Октябрьская» на Лиговском проспекте было организовано Государственное общество призора. Сюда отправляли сирот из бедных семей, малолетних преступников и всех несовершеннолетних, оказавшихся на самом дне. Однако всем помочь не успели, так как грянула революция. Впрочем, после 1917 года применение зданию нашли. Назначение его не сильно изменилось - там разместилось Государственное общежитие пролетариата (ГОП). Его жители стали сами себя называть гопниками. Жителей ГОПа с Лиговки сразу же выделили за специфический внешний вид и далеко не законопослушный образ жизни. Например, считалось, что гопника можно определить по красным носкам. А если на Лиговке произошло какое-то преступление, то виновного вполне можно было искать среди обитателей общежития.

На 1920-ые годы пришелся самый пик беспризорничества. В итоге общежитие пролетариата заселяли не рабочими и крестьянами, а несовершеннолетними, которые вели практически асоциальный образ жизни. Мелкое воровство, хулиганство, мошенничество были привычным делом в такой среде. Вскоре жители Петрограда стали употреблять выражение «Вы что, на Лиговке живете?» в отношении грубых невоспитанных людей.

Беспризорники. Фотография 1920-х годов. Фото: Архивное фото

Имперское наследие

Считается, что Городское общежитие пролетариата размещалось не только в гостинице «Октябрьская», но также в «Европейской» на Михайловской улице. Однако наибольшую известность получила первая, в том числе из-за своих криминальных жильцов - гопников. Между тем, изначально здание на Лиговском проспекте задумывалось вовсе не как место для маргинальных слоев общества.

Когда-то видом площади на пересечении Невского и Лиговского проспектов озаботился лично Николай I. Он издал указ, согласно которому эту часто города надлежало застраивать «приличными сооружениями». Так, в 1851 году появилась гостиница «Знаменская». Ее открытие привлекло внимание, так как этот отель оказался самым современным. При строительстве здания решили максимально использовать различные технические новинки. В итоге в номерах были установлены пневматические печи, вентиляторы и «разговорные трубы». Гостиница постоянно перестраивалась и дополнялась новшествами, а в ХХ веке именно здесь появился один из самых больших в городе ресторанов, рассчитанный на 500 мест.

В таком некогда роскошном месте и предстояло после национализации разместиться Государственному общежитию пролетариата.

До 1918 года площадь Восстания носила название «Знаменской», что было связано с бывшей здесь до конца 1930-х годов Знаменской церковью. Фото: Архивное фото

Криминальные элементы

Жители ГОПа своими бандитскими выходками досаждали правоохранительным органам не только в этой части города, но и далеко за ее пределами. Однако все-таки основным местом их обитания оставалась Лиговка, считавшаяся одним из самых опасных районов Петрограда.

Для того чтобы проявить криминальный талант, гопнику далеко ходить не надо было. Одним из любимых мест маргинальных личностей был расположенный напротив общежития Московский вокзал. Помимо совершения мелких карманных краж, малолетние преступники работали целой бандой, привлекая своих подруг. Например, девушка сама знакомилось с каким-нибудь гражданином, строила ему глазки, намекая на приятное времяпровождение. Вечерняя прогулка для мужчины заканчивалась в лиговских дворах, где его уже поджидали сообщники коварной соблазнительницы. Если все заканчивалось только грабежом, то можно было считать, что жертве повезло, так как нередко таких падких на доступных юных девиц даже убивали.

Одним из любимых мест преступников был расположенный напротив общежития Московский вокзал. Фото: Архивное фото

С гопниками связаны и достаточно громкие преступления. В начале XX века Ленинград потрясло дело «чубаровцев». Так называли гопников из Чубарова переулка (прим. - сегодня это Транспортный переулок). В 1926 году в саду Сан-Галли было совершено групповое изнасилование 20-летней девушки. В преступление принимали участие 30 человек, которые были убеждены, что ничего криминального они не совершили и даже отправили жертву домой. Свою невиновность злоумышленники доказывали в суде, подробно рассказывая о произошедшем. Вердикт для чубаровцев оказался неожиданным, семь человек были приговорены к смертной казни.

Обвиняемые по «чубаровскому делу» в суде. Фото: Commons.wikimedia.org

Справка:

Существует также другая версия происхождения слова «гопник». Так, российский писатель Александр Сидоров, известный своими исследованиями блатного жаргона, предполагает, что слово «гопник» (или «гопстопник») обозначает уличного грабителя. К такому выводу он пришел, ссылаясь на Владимира Даля, в словаре которого слово гоп «выражает прыжок, скачок или удар…, гопнуть, прыгнуть или ударить».

Темный прохладный вечер, двое не спеша прогуливаются по старому парку на окраине города. Атмосфера любви и гармонии переполняет их, как вдруг из-за угла доносится незамысловатая фраза «Эй, пацанчик, позвонить есть?» После чего навстречу им выходит толпа парней, одетых в старые спортивные костюмы с причудливыми кепками на голове. Исход этой встречи нетрудно предугадать - сегодня влюбленный кавалер, скорей всего, вернется домой без своего мобильника.

Гопники: кто они?

Итак, кто такие гопники? Фото этих ребят можно увидеть на страницах многих сайтов, но еще чаще их можно лицезреть в выпусках криминальных новостей. Что, конечно же, неудивительно.

По факту, гопник - это мелкий преступник, который ведет распутный образ жизни. Подобные ребята редко действуют в одиночку, как правило, они собираются в небольшие группки. Зачастую встретить их можно в тихих переулках и парках, так как здесь редко бывает людно. Увидев на горизонте одинокого путника, они сразу же начинают обрабатывать его. Для этого используют блатной жаргон, угрозы или же грубую силу.

Откуда взялся термин "гопник"?

Существует много версий касательно предыстории этого понятия. Какая верная - определить довольно тяжело, да и к тому же велика вероятность того, что доля правды есть в каждой из них.

Итак, три основные версии возникновения термина "гопник":

  1. Первая берет свое начало еще в дореволюционные времена. Тогда существовали так называемые государственные общества призрения (ГОП). Подобные организации следили за нищими, безработными и попрошайками, которые находились на территории их губернии. Всех, кто попал под надзор комитета призрения, в простонародье называли гопниками.
  2. Вторая теория относится к началу 80-х. В то время в СССР начинается глобальное переселение людей в мегаполисы, так как здесь возможностей заработать было куда больше, нежели в селе. Самых нищих селили в государственные общежития пролетариата, поэтому неудивительно, что в подобных заведениях зачастую обитали всякие неординарные личности. Чуть позже жителей этих общежитий стали называть гопниками, тем самым указывая на место их проживания.
  3. Еще одна версия базируется на воровском понятии «гоп - стоп», или кража. И поэтому ребят, которые промышляют себе на жизнь одним лишь разбоем и вымогательством, прозвали гопниками.

Расцвет криминала в начале 90-х

Распад Советского Союза привел к тому, что судебная система сильно ослабла. воспользовались этим моментом и подобрали под себя большую часть власти. По всей стране процветал беспредел, гопник это осознал и начал свою дикую охоту.

Гопники, словно хищники, рыскали по улочкам города в поисках новых жертв. Порой это был случайный прохожий, иногда же цель определялась заранее. Ведь в те времена услугами гопников довольно часто пользовались местные авторитеты, дабы не марать собственные руки. Например, довольно часто их использовали для разгрома магазинов конкурентов или для запугивания случайных свидетелей.

Но шли годы, становились все сильней и сильней. Поэтому воры в законе начали вести свои дела более обдуманно, не поднимая лишней пыли. И глупая междоусобная драка гопников им явно была не нужна. Поэтому они перестали пользоваться их услугами, уж тем более покрывать мелких пешек перед лицом закона.

Современные гопники: фото в кепке снова входит в моду

Сейчас культ гопников по-прежнему существует, пускай и не в таких масштабах, как раньше. Нынешние мелкие преступники, как и прежде, «обитают стаями» и так же ведут разбойный образ жизни. Правда, теперь их довольно просто разглядеть даже в самой людной толпе.

Современный русский гопник - это «четкий пацанчик», который живет «по понятиям». Вот только эти понятия сильно отличаются от тех, к которым привыкли нормальные люди. Гопник зачастую лишен даже элементарного сострадания, так как считает, что в его действиях нет ничего противоестественного. В его сознании все довольно просто: выживает сильнейший.

Еще одной проблемой является то, что образ гопника идеализирован Благодаря сериалам, например, той же «Бригаде», преступная жизнь начала привлекать многих ребят. Особенно если их жизнь была далека от совершенства.

Законы, по которым живут гопники

Пускай гопник - это и отброс общества, но даже в его в мире есть определенные законы. Прежде всего, он подчиняется зоновским порядкам, и преступать их гопник не имеет права. В противном случае он может потерять авторитет в глазах своих товарищей.

Именно поэтому гопники первым делом стараются запугать свою жертву морально. Для этого они используют разговорные уловки. «Ты кто такой?» или «Ты чего здесь ходишь?» Подобные вопросы - своего рода приветствие, и если человек отвечает неправильно, то гопник начинает активный словесный штурм. Все проходит по давно накатанной схеме, благодаря которой жертва превращается в лоха. А «по понятиям», с лоха и спрашивать не грех.

Кто становится гопником?

Зачастую подобный образ жизни ведут те, кто родился в Лишенные родительского тепла и ласки, они с ранних лет наблюдали за тем, как другие радуются жизни. Это ожесточило их сердце и разум, более того, они страстно хотят заполучить все то, чего были лишены, и неважно, каким способом.

Немаловажную роль играет и алкоголь. Гопники с ранних лет употребляют пиво, порой даже водку, ведь достать сейчас спиртное проще простого. А чего ожидать от человека, который начинает пить в 10-12 лет?

Завершающим фактором является плохая компания. Ведь если долго жить с волками, то и выть начинаешь по-волчьи.

На сегодняшний день никого не удивляют фразы вроде: «гопники», «гопари», «гопье». Реже употребляют понятия «гоп-компании», «гопотень», «гопстер». Различные названия скрывают одну и ту же семантику. Это человек определенного социального статуса, с определенной внешностью, поведенческими и речевыми привычками.

При этом для разных граждан значение слова «гопник» будет несколько разнится в зависимости от опыта опрашиваемого. Чтобы не теряться в заблуждениях и понять существуют ли гопари на самом деле, предлагаю рассмотреть данную статью.

Когда и почему появилось гопничество?

Точная дата появления гоп-группировки незафиксированная. Однако в 1980 году встречалось явление достаточно часто. Компании представляли собой людей с отсутствием моральных качеств, агрессивно настроенных к обществу.

Что характерно, проявлялась агрессия не ко всем гражданам, а лишь тем, что социальное положение или черты были противоположными ихним.

Под эту категорию попадали предприниматели, представители так называемых «белых воротничков», высоко образованная часть населения. Другими словами, целевой аудиторией гопника являются все, кто, по его мнению, имеет более высокий статус.

В 1990 году положение несколько переменилось. Название «гопники» заменили на «гопы». Понятие характеризовало людей с устойчивой жизненной философией , основанной на неспособности положительно себя зарекомендовать. Процент жителей, подходящий под данную характеристику на 1/3 больше предыдущего.

На сегодня в России гопничеством занимается около 25% молодежи. Под «гопничеством» понимается отсутствие отдаленные целей, смысла жизни и, как следствие, нахождение себя только в кругу подобных. В 85% случае гопник не видит себя без таких же, как он. Так как его идентичность сформирована слабо, она подкрепляется внешне.

Кто становится гопником?

В 1975-1980 г. большую часть представителей субкультуры составляли лица криминального контингента, ведь к тому времени, когда осужденные покидали зону, у них был сформирован набор соответствующих стандартов поведения.

Даже находясь в атмосфере городской жизни, они продолжали делать все то же, что делали в период заключения. Чтобы избежать повторного наказания, гопники ограничивались мелкими грабежами. В страхе, что об их нарушениях доложат, гопари запугивали жителей.

По этой причине за относительно короткий срок у граждан возникла боязнь перед образом гопника.

В наши дни основную аудиторию гоп-компаний составляет молодежь возрастом от 13 до 25 лет. Причиной существования данных группировок считается негативизм, вызванный чрезмерным давлением на личность, которая еще недостаточно развита.

Классический пример, когда родители проявляют чрезмерную озабоченность моральным воспитанием подростка. Если он не может соответствовать требуемым стандартам, то начинает их отвергать. Так, появляется группа людей, которая принимает молодого человека и способна высоко оценить его личность.

В таком случае, целью создания криминального образа является не избежание наказание путем запугивания, а сам процесс, предполагающий ощущение власти над кем-либо . Здесь для гопника будет важно правильно выбрать жертву. Это скорее будет человек, достигший того положения, которого сам гопник воображаемо достичь не способен.

Зачастую гоп-молодежь со временем поглощается собственным образом и действительно попадает за решетку , однако это только повышает их уровень статуса.

Кем себя определяют гопники?

Учитывая, что окружение воспринимает статус представителей субкультуры крайне негативно , для них чрезвычайно важен высокий авторитет. Себя они воспринимают как более крутых и подчеркивают это всевозможными способами, начиная от одежды и заканчивая побоями.

Противопоставляют себя гопники так называемым «лохам». Что интересно, зачастую гопник не может дать точного определения этому понятию. По сути, «лохами» являются все, кто не есть гопником.

Зеркальная ситуация с бытовым восприятием гопников гражданами, ведь в 1990-2000 г. Гопниками считались все, чья мораль несколько отличается от распространенных взглядов. Четкого определения субкультуры не было, несмотря на это к гопью приписывалось 38% граждан.

Что ставится в ценность?

Хотя и считается, что мораль у гопников развита слабо , у них также есть множество поведенческих критериев, позволяющих определить статус. Допустим, для гопника важно чтобы жертва имела высокое положение. Это может быть высокий достаток, престижная должность, уважение в обществе – то есть все положения, которые могут спровоцировать ощущение ущербности.

Если жертвой махинаций гопника становится человек с низким, по их мнению, положением, гопарь опускается до его уровня . Поэтому большинство представителей опасаются любых видов контакта с обладателями статуса гомосексуалиста.

Окраина города. Уличные фонари, конечно же, не горят, и вы держите в руках телефон, освещая им бетонную тропинку. Стемнело, опустело, похолодало — желание оказаться в теплой уютной квартире велико как никогда. Вдруг из недр детской площадки доносится залихватский свист. «Соловей-разбойник?» — думаете вы. Но присмотримся внимательно: кто же это зовет нас сиплым голосом и неприветливо требует подойти к нему?

Гопники, гопы, гопари. Собирательно — гопота, гопьё. Мы встречались во дворах, на остановках общественного транспорта, в подземных переходах. Со временем из названия самой распространенной субкультуры это стало именем нарицательным. Выругался матом в маршрутке — гопник. Не выбросил окурок в урну — гопник. Пьешь алкоголь на улице, громко смеешься на людях — гопник. Но мало кто задумывается над тем, какова история этой культуры, какие у нее есть правила и характерные особенности. Мы решили развеять дымку неизвестности своим историческим экскурсом и рассказать все.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

История гопников начинается не с лихих 90-х, как многие думают, а с конца XIX века. В дождливом и зябком Петрограде, на Лиговском проспекте создают Государственное общество призора. Сокращенно — ГОП. В него прибывают беспризорники и попавшиеся на мелком хулиганстве и краже дети. Чуть позже, после Октябрьской революции 1917 года, Общество призора переименовали в Государственное общежитие пролетариата. Функция не изменилась, только юных нарушителей закона стало в несколько раз больше. Жители города начали звать воспитанников общежития «гопниками», а в обиходе появилось выражение: «Количество гопников измеряется в лигах». А у невоспитанных людей спрашивали: «Вы что, на Лиговке живете?»

После Великой Отечественной войны, когда гопники еще не стали по-настоящему масштабным явлением, во дворах окраинных районов орудовала советская шпана. Их банды делились по районам и враждовали друг с другом, постоянно устраивая массовые потасовки. Милиция не вмешивалась, потому что шпана обходилась без серьезной уголовщины и не поддерживала связей с миром криминала.

Широкую известность термин «гопник» получил в конце 1980-х, в период перестройки. Это была единственная субкультура, которая не «забивала» за собой определенные музыкальные жанры и не противопоставляла себя массам. Но культурное воздействие в итоге взяло свое — гопники начали использовать «бандитскую феню», придерживались «тюремных понятий» и чувствовали сердцем блатную воровскую романтику — грязную, но честную и пацанскую. К лихим 90-м они стали полноценной частью культуры — с шансоном, позаимствованным у сидевших, спортивной одеждой, обусловленной дешевизной и огромным количеством подделок на районных рынках, а также аутентичными правилами и привычками.

ПРАВИЛА

Гопник гопнику рознь, не все придерживались установленных канонов. Всего несколько важных пунктов отличают гопника от обычного уличного хулигана и беспредельщика:

  • Правило #1: «Противники дерутся один на один». Нападение толпой — то, на что шли в исключительных случаях.
  • Правило #2: «Не звать на помощь старших и не жаловаться им». Так как это проявление слабости и трусости, которое порицалось и наказывалось.
  • Правило #3: «У драки должна быть причина». Бить без причины — беспредел, который наказывается старшими.
  • Правило #4: «Бить можно, калечить нельзя». Дрались до первой крови и никогда не били человека, который решил разнимать дерущихся.
  • Правило #5: «Нельзя хвастаться тем, чего не делал». У человека всегда могли потребовать доказательства его геройских подвигов. В случае обмана хвастуну гарантировано всеобщее презрение.
  • Правило #6: «Не трогать влюбленных». Даже если «чужак» с другого района провожает свою девушку по чужой территории. Но стоит девушке переступить порог дома, как начинается разборка.
  • Правило #7: «Нельзя бить или оскорблять девушек». Но это правило не распространялось на девушек «легкого поведения» или тех, кто курит сигареты.
  • Правило #8: «Друзей сдавать нельзя» — никогда, ни под каким предлогом.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

  • Спортивная одежда, прическа «ёжиком», четки, кепка с козырьком или черная спортивная шапка на затылке (наиболее вероятная версия, что гопники копируют привычку дембелей, которые перед гражданкой носили фуражки подобным образом; другая легенда гласит, что во времена Киевской Руси мужчины таким образом показывали, что готовы к драке).
  • Исковерканные «тюремные понятия» — по «тюремным понятиям» нельзя называть представителем нетрадиционной сексуальной ориентации человека, который к ней не принадлежит. Более того, к гомосексуалистам нельзя притрагиваться, чтобы не «зашквариться».
  • Развязная речь, девиантное поведение, «патриотизм» — гопники принципиально предпочитают автомобили отечественного производителя.
  • Сидение на корточках — и очень важно, чтобы пятки не отрывались от земли. Так заключенные в местах лишения свободы отдыхали во время прогулок во дворе, чтобы не сидеть на холодном бетоне.

Как вести себя с гопником, который хочет спровоцировать конфликт?

Как упоминалось в статье, чтобы не сойти за «беспредельщика», нельзя драться без причины. Потому конфликт нужно создать. Дальнейшее напоминает либо нехитрую шахматную партию, либо словесную дуэль. И каждый в состоянии ее выиграть, следуя простым советам :

  1. Не подходите если вас зовут: с чего вы должны выполнять его указания?
  2. Не здоровайтесь за руку: по «тюремным понятиям» вы не должны жать руку незнакомца. А если это не правильный пацан, а петух — и вы зашкваритесь?
  3. Не оправдывайтесь: ваше «но» будет расценено как слабость.
  4. Не переживайте: слабость только провоцирует их на агрессию.

Куда пропали гопники?

Возможно, вы задавали сами себе этот вопрос. Отвечая на него, процитируем сатирический журнал для гопников и четких пацанов:

«Точно так же, как могучий тираннозавр путем эволюции превратился в голубя, гопник на наших глазах деградировал в тощего чувака с дурацкой стрижкой, который всем представляется как бренд-менеджер, а на самом деле работает в киоске «Евросеть», где сумел прикарманить достаточно денег на покупку подержанного «Ниссана Альмера», который он любит больше всего на свете».

Культура гопников появилась на фоне послевоенного детства, бедности и народного единства, когда культивировался дух братства и взаимовыручки. Своеобразный кодекс чести, стиль одежды, предпочтения в музыке и образе жизни — все это формировалось на протяжении века, трансформировалось и мутировало, пока не исчезло под современными, чаще всего политизированными, течениями. А что будет дальше — покажет время.