ЖАННА Д"АРК (Jeanne d"Arc) (ок. 1412–1431), святая, национальная героиня Франции, прозванная Орлеанской девой, родилась, возможно, 6 января 1412 в деревне Домреми на реке Мёзе, в северо-восточной Франции. Жанна была дочерью зажиточного крестьянина Жака д"Арк и его жены Изабеллы. Она была наделена острым умом и способностью убеждения, она обладала здравым смыслом, но книжного образования не получила. Жанна гордилась теми домашними навыками, которые получила от своей матери, выучившей ее прясть, шить и молиться. С самого детства она привыкла к схваткам и боям, поскольку действовавшие заодно английские и бургундские войска то и дело разоряли местность вокруг Домреми, оставшуюся верной королевскому дому Валуа. Бургундцы ответили на предательское убийство 10 сентября 1419 арманьяками их предводителя, герцога Бургундского Иоанна Бесстрашного (в причастности к этому преступлению подозревали дофина Карла), устройством в 1420 мирного договора в Труа, который был заключен между душевнобольным французским королем Карлом VI и королем Англии Генрихом V. Два года спустя оба короля умерли, и, в соответствии с договором, младенец Генрих VI, сын Генриха V, стал королем обеих государств. Умелый воин и политик герцог Бедфорд, дядя короля и регент, руководил продвижением английских и бургундских войск на Луару. В 1428 они дошли до Орлеана и начали его осаду. Дофина Карла, находившегося под влиянием арманьяков, признали в качестве короля на юге и юго-западе страны, однако он ничего не делал ни для утверждения своих королевских полномочий, ни для поддержки зарождавшегося национального движения против англичан.

Деревня Домреми и весь этот район Шампани оставались верны Карлу благодаря тому, что поблизости в Вокулёре размещался отряд королевских войск. С 13 лет Жанна слышала «голоса» и имела видения, в которых ей являлись ее любимые святые и множество ангелов, побуждавшие ее спасать Францию. Она говорила, что с началом осады Орлеана голоса сделались громче и повелели ей отправиться к Орлеану и снять осаду, а затем отвести дофина в Реймс, чтобы короноваться там в соответствии с традицией французских королей. В феврале 1429 Жанна явилась к Роберу де Бодрикуру, капитану королевского отряда в Вокулёре. Поверив наконец в священную миссию Жанны (то было уже третье ее посещение, первые два были в мае 1428 и в январе 1429), Бодрикур дал ей несколько людей в сопровождающие, и Жанна в мужской одежде, заимствованной у одного из них, Жана Нуйонпона (Жана из Меца), направилась в ставку Карла, в замок Шинон, находящийся примерно в 150 км к юго-западу от Орлеана. 6 марта состоялась первая встреча Жанны с королем, которого она узнала несмотря на то, что он намеренно замешался в большой толпе придворных. Сначала к ней отнеслись с подозрением, но затем Карл и многие из близких ему людей поверили, что она послана ему на помощь Богом. Вначале в Шиноне, а затем в Пуатье Жанне были устроены испытания и допросы. После этого она почти весь апрель прождала в Туре, пока наконец не были собраны достаточные по численности войска. Во главе этого отряда Жанна, облаченная теперь в белые доспехи, изготовленные специально для нее, отправилась к Орлеану. Она ничего не знала о стратегии и тактике, но обнаружила здравый смысл, атаковав осаждавших с севера, где они не имели укреплений. Французы яростно сражались, и англичане уступили, сочтя, что Жанна находится в сговоре с дьяволом. Осада с Орлеана была снята 8 мая 1429, после чего французы одержали еще ряд побед, а в конце июня, встречая слабое сопротивление, двинулись на север. В сопровождении Жанны и войска Карл вступил в Реймс 16 июля 1429. На следующий день Жанна стояла близ во время его помазания на королевство.

После этого Карл приложил мало усилий для того, чтобы помочь Деве в деле изгнания врагов из северной Франции. 8 сентября 1429, возглавляя неудачную атаку на Париж, Жанна была ранена, и тогда король повел свою армию обратно на Луару. Престиж Жанны начал падать, но ее желание продолжать сражаться за Францию не ослабевало. После того как основные силы французов отказались от попытки прийти на помощь Компьеню, Жанна с небольшим верным ей отрядом вошла в город. 23 мая 1430 бургундцы взяли ее в плен во время смелой вылазки за пределы городских стен. Карл VII не предложил выкупа, и бургундцы продали Жанну англичанам за 10 тыс. ливров. Переговоры об этом вел епископ Бове Пьер Кошон, изгнанный из своей епархии войсками Карла. Именно он встал весной 1431 во главе специального суда французского духовенства в Руане, который судил Жанну как ведьму и еретичку. Результат разбирательства был предрешен, мужественная и умелая защита Жанны ей не помогла. В мае, главным образом по причине отказа Жанны покориться церкви, поскольку она заявляла, что ответственна только перед Богом, она была признана виновной в ереси и отлучена. Подписав под давлением признание своей вины, Жанна возвратилась в церковь, но была осуждена на пожизненное заключение. В дальнейшем Жанна отказалась от своего признания, снова надела мужское платье и настаивала на том, что направляющие ее голоса исходят от Бога. Тогда церковный суд осудил ее как вторично впавшую в ересь и передал светским властям для совершения казни. 30 мая 1431 Жанна д"Арк была заживо сожжена на костре на площади Старого рынка в Руане.

Карлу VII удалось уговорить бургундцев пойти на заключение с ним сепаратного мира в Аррасе в 1435, а смерть герцога Бедфорда в следующем году лишила Англию мудрого правителя. Карл заключил с англичанами ряд перемирий, провел реорганизацию армии и государственных финансов, после чего возобновил войну. С падением Бордо в 1453 англичане лишились всех своих владений во Франции, за исключением Кале. Теперь Карл попытался очистить свою запятнанную репутацию, реабилитировав Жанну. Дело было вновь рассмотрено в церковном суде, состоявшемся в Руане в 1455, и приговор отменили. В 1909 Дева была признана блаженной, а 16 мая 1920 состоялась ее канонизация папой Бенедиктом XV.

Жанна д’Арк – дочь простого крестьянина, ставшая символом освобождения Франции от английского влияния во время Столетней войны и сожженная по обвинению в колдовстве.

Это время было непростым для Франции: вследствие интриг королевы Изабеллы Баварской было подписано унизительное мировое соглашение, по которому единственным законным правителем страны признавался Генрих V. Фактически Франция полностью потеряла самостоятельность, а дофин Карл VII не мог ничего предпринять в силу малого возраста, недостаточности средств в казне и отсутствия поддержки двора. По стране разнеслась легенда о том, что падшая женщина погубила страну, но святая дева ее освободит.

Миссия освободительницы

Биография Жанны д’Арк (Орлеанской девы) достаточно хорошо известна. Она родилась в деревне Дореми, что находится на границе между Шампанью и Лотарингией, 6 января 1412 года. Девочка была очень набожной, а в возрасте 12 лет ей привиделось первое послание от св. Михаила, открывшее Жанне д’Арк ее истинное предназначение – стать спасительницей Франции.

Жанна д’Арк слышала голоса святых, которые вдохновляли и убеждали ее, что она и есть дева-спасительница. 6 марта 1429 года будущая национальная героиня приехала в роскошный замок Шиннон, где находился дофин Карл вместе со своим двором, и уговорила его собрать войско для войны с англичанами.

Убедить Карла VII воевать оказалось весьма непростой задачей, тогда девушке пришлось признаться дофину, что она избрана свыше и слышит голоса святых. Под влиянием Жанны д’Арк дофин решился предпринять военный поход для освобождения Орлеана – города, перекрывавшего англичанам путь на юг страны.

Окружение дофина быстро разнесло слухи о Жанне, а назначение ее главнокомандующей укрепило боевой дух войска. Краткая биография Жанны, изложенная в церковной литературе, утверждает, что она была воплощением святости и праведности, чем вдохновляла соотечественников на борьбу.

Ранее предпринималось несколько попыток оттеснить англичан от Орлеана, ведь город занимал стратегически важное положение и находился недалеко от Парижа и Реймса, где традиционно проходила церемония коронования наследников французского трона.

Стоит отметить некоторые интересные факты из жизни великой Жанны, особенно ее дар предсказывать события. Так было со знаменитой «селедочной битвой», которую французы проиграли из-за медлительности союзников-шотландцев и нерешительности самих французов начать самостоятельную атаку на обозы англичан с провиантом. Согласно историческим хроникам, Жанна на приеме у дофина смогла в деталях предсказать данное событие, чем подкрепила свою репутацию святой провидицы.

29 апреля 1429 года Жанна с войском прибыла к осажденному городу, первые оборонительные бастионы которого либо лежали в руинах, либо были заняты англичанами. Жанна не сразу бросила войска в бой – сначала она предприняла несколько тщетных попыток решить дело мирными переговорами, но англичане осмеяли ее.

Битва за Орлеан была невероятно ожесточенной, Жанна сама не раз участвовала в сражениях. Последний штурм закончился решительной победой французов, а посрамленные англичане отступили, бросив в казармах большую часть награбленного добра.

Предательство и смерть

История великой Жанны, получившей прозвище «Орлеанская дева», не давала покоя не только англичанам, но и французам. Соотечественники опасались ее, ведь кто такая Жанна и каковы ее планы, никто не знал, а народная популярность придавала ей значительный вес в армии.

Жанна прославилась своей смелостью и решительностью, а ее белые доспехи стали символом победы Франции. Английская знать исходила ядом, ведь огромные финансовые потери от неудачной военной операции грозили разорением короне, а заодно и им:

  • Были потеряны огромные по площади плодородные земли юга Франции, уже давно находившиеся во владении Англии.
  • Военная контрибуция, на которую рассчитывала казна, была полностью потеряна для англичан.
  • Долги по займам поставили в весьма затруднительное положение представителей династии на долгое время.

Такое положение дел не могло продолжаться долго, Жанну начали потихоньку отстранять от участия в военных советах. Дофин жаждал, чтобы Жанна исполнила свое предназначение – присутствовала на его коронации в главной церкви Реймса и тем самым подтвердила законность его власти.

17 июля эта церемония состоялась: Жанна д’Арк лично держала знамя над дофином, после чего заявила, что Господь не оставит монарха своей милостью. Совокупность побед, одержанных французским войском над англичанами, вселила уверенность в военных советников дофина, что позволило им не прислушиваться к мнению Жанны.

В конце лета 1429 года началось наступление на осажденный Париж, однако плохо спланированная операция была обречена на провал, что, собственно, и случилось. Войска короля потерпели неудачу и поспешно отступили, несмотря на настояния Жанны не сдавать позиций. При этом советники короля стали втайне винить в поражении саму Орлеанскую деву и плести интриги, что позволило им полностью отстранить народную любимицу от командования.

Осенью и зимой того же года Жанна активно участвовала в мелких столкновениях с врагом в составе небольшого отряда. Весной следующего года Жанна попадает в плен к англичанам, жаждавшим отомстить ей за позорное поражение при Орлеане.

В жизни Жанны начинается последний, самый трагический этап, ведь судить ее по справедливости никто не собирался – англичане заочно приговорили ее к смерти за то, что сделала она для своей родины. Следует кратко упомянуть о том, что Жанну отдали под суд английской церкви, обвинив не только в ереси и ношении мужской одежды, но и в колдовстве.

Только подозрение о том, что на церемонии коронации присутствовала женщина, обвиненная в таком страшном преступлении, нанесло бы репутации Карла огромный ущерб. Обращались с Жанной весьма бесцеремонно, и доподлинно известно, что инквизиторы подвергали ее пыткам.

Жанна д’Арк защищалась с невероятной находчивостью, глупые обвинения в ереси ей удалось опровергнуть. Также Жанна отказалась от ношения мужской одежды и доспехов, дав соответствующий обет, а потому была приговорена к тюремному заключению до конца жизни. Но такое решение взбесило англичан, и позже деве снова предъявили обвинение в колдовстве, а 28 мая 1431 года приговорили к сожжению заживо на центральной площади Руана. 30 мая страшная казнь состоялась, собрав толпы зевак.

Канонизация и роль в истории

Страшная смерть Жанны д’Арк надолго осталась в народной памяти, о народной героине слагали сказания и предания, большинство из которых дошло до наших времен. В 1455 году прошел процесс по реабилитации Жанны, а в 1920 году церковь причислила ее к лику святых великомучеников. Двум ее братьям был дарован высочайшей милостью дворянский титул и земли, а также некоторые льготы по уплате налогов.

Жители Орлеана запомнили подвиг Жанны д’Арк, а 8 мая стали отмечать как день освобождения города от английских захватчиков. Большое празднество до сих пор открывается торжественным шествием по городу: возглавляет его девушка, доспехи которой сверкают серебром, и сидит она верхом на белом коне со знаменем. В 1435 году была поставлена пьеса «Мистерия Орлеанской осады», которая подробно рассказывала о роли девушки в победе над врагами, о ее душевной боли за погибших и раненых во время боев.

Бесспорно, эта девушка была храброй и отчаянной, она проявила чудеса самопожертвования, но, возможно, могла бы избежать смерти, если бы не одно «но». Д’Арк была женщиной, носившей мужскую одежду и сражавшейся наравне с сильным полом, что по тем временам было верхом ереси.

Положение женщины в Средние века было ужасающим, а прокатившаяся по Европе волна «охоты на ведьм» привела к сожжению сотен тысяч безвинных девушек и женщин. Мужской мир редко прощает женщине свободомыслие и стремление к свободе, и д’Арк пришлось заплатить высокую цену за свой подвиг. Автор: Наталья Иванова

581 год назад, 30 мая 1431 года, на площади Старого Рынка в Руане была сожжена Жанна д’Арк. А главным формальным поводом для возведения Жанны на костер послужило не её ересь, не сношение с дьяволом, не колдовство, не пренебрежение авторитетом Церкви.
Хотя Жанну д"Арк и признали виновной во всех вышеперечисленных преступлениях (кроме сношения с дьяволом - гинекологический осмотр показал, что Жанна девственница (хотя я сомневаюсь что дьявол не знает как можно заниматься любовью не повреждая девственной плевы)), но к смерти ее приговорили не за это.
К сожжению на костре ее приговорили за нарушение запрета, установленного в Библии, согласно которому «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок перед Господом, Богом твоим, всякий, делающий сие » (Втор., 22:5).

.
Постоянство, с каким Орлеанская Дева носила мужское платье, многие отмечали как любопытную деталь, а некоторые придавали ему едва ли не бо́льшее значение, нежели прочим ее деяниям. Точки зрения на причины, побудившие Жанну надеть мужской костюм, можно разделить на три группы:
- одни объясняют выбор Девы утилитарными соображениями: для мужского дела подобало мужское одеяние;
- другие выдвигают на первый план причины социально-психологические: изменение костюма в ту эпоху означало разрыв с заранее предписанной обществом ролью и сословными барьерами;
- третьи проводят параллели с историями о святых женщинах, изменивших одеяние, чтобы вступить в монастырь и следовать идеалу благочестивого поведения, доступному, тогда только мужчинам (истории св. Маргариты-Пелагия, св. Марины, св. Ефросинии и св. Хильдегунды из Шонау).

Наверное все эти причины могли иметь место (плюс психологическая тайна внутреннего мира Жанна д’Арк), но как бы там оно ни было, 13 февраля 1429 г. из Вокулера Жанна д"Арк отправилась в тот путь, который завершится 30 мая 1431 г. на площади Старого Рынка в Руане, в мужских шоссах, камзоле, плаще, сапогах и шпорах.
Этот мужской костюм девушка и не снимала вплоть до 24 мая 1431 г., когда отреклась от него по приговору церковного суда. Но буквально через три дня Жанна вновь облачилась в свою прежнюю мужскую одежду, в которой оставалась до тех пор, пока в рубашке кающейся грешницы, босая, не взошла на костер.


Только вот вопрос: если все это время Жанна находилась в тюрьме, то как она раздобыла там мужскую одежду? Ответ напрашивается сам собой - через несколько дней после вынесения церковным трибуналом вердикта «Виновна» у неё отобрали всю женскую одежду, заменив ее на мужскую. И когда Жанна её надела (а что делать, если другой не было?) под предлогом того, что Орлеанская Дева «впала в прежние заблуждения», трибунал и приговорил её к казни через сожжение.

Дощечка на столбе, к которому привязали девушку, гласила:
"Жанна, называющая себя Девой, вероотступница, ведьма, окаянная богохульница,
кровопийца, прислужница сатаны, раскольница и еретичка"

После этой казни современникам Жанны д’Арк стало известно что за ношение мужской одежды женщину можно казнить. Кто-то просто удивился, а кто-то укрепился во мнении что это только предлог для мести англичан, пообещавших сжечь девушку еще весной 1429 г.
Так или иначе, женщины! Натягивая мужские вещи, помните за что формально сожгли Жанну д’Арк. Ну или хотя бы возвращайте куртки, которые вам одолжили добежать до такси во время дождя…

Жанна д’Арк, Орлеанская Дева (Jeanne d"Arc, 6 января 1412 – 30 мая 1431) – наиболее известная историческая личность Франции. В Столетней войне выступала в качестве главнокомандующей, но попала в плен к бургундцам и, по приказу короля, была передана властям Англии. В результате религиозного обвинения, д’Арк была сожжена на костре, а позже – реабилитирована и даже канонизирована.

Детство

Жанна или Жанетта – так называла себя девочка – родилась в 1412 году в небольшой деревушке Домреми, находившейся на границе Лотарингии и Шампани. Доподлинно неизвестно, кем были её родители, поскольку одни источники утверждают об их беднейшем происхождении, в то время как другие – о вполне зажиточном статусе.

Так же ситуация обстоит и с датой рождения самой Жанетты: церковно-приходская книга содержит запись от 1412 года о рождении девочки, что и считалось долгое время точной датой её появления на свет. Однако 6 января 1904 года, когда Папа Римский Пий X причислял д’Арк к лику святых, он указал 1409/1408 года, тем самым опровергнув предыдущие сведения.

О раннем детстве Жанны практически ничего неизвестно. Сохранились лишь несколько записей в дневниках её родителей о том, что девочка родилась очень слабой и часто болела. В возрасте четырех лет она сильно простудилась и около месяца находилась между жизнью и смертью.

А поскольку на тот момент люди еще не могли готовить сильнодействующие препараты, родителям оставалось лишь молиться за успешное выздоровление ребенка. К счастью, спустя несколько месяцев д’Арк полностью восстановилась от болезни, но скрытной и молчаливой оставалась на протяжении всей своей жизни.

Юность

В тринадцатилетнем возрасте, по заявлениям самой Жанетты, она впервые увидела архангела Михаила. О своих видениях девушка могла рассказать лишь родителям, поскольку подруг она не имела. Но и родные не признавали того, что говорила д’Арк, списывая всё на фантазию Жанны и её стремление «обзавестись хотя бы вымышленными друзьями».

Но спустя несколько месяцев д’Арк вновь заявляет родителям о том, что видела архангела Михаила и двух других женщин (по версии ученых, это были святые Маргарита Антиохийская и Екатерина Александрийская). По словам девушки, явившиеся «гости» рассказали ей о её предназначении: снять осаду города Орлеана, навсегда изгнав захватчиков, и возвести на трон дофина.

Не получив должной поддержки со стороны родственников, Жанна д’Арк отправляется к капитану Роберту де Бондикуру, являвшемся на тот момент управляющим города Вокулёра. Там девушка рассказывает свою историю, но, к сожалению, видит абсолютно идентичную ситуацию: капитан лишь посмеивается над её нездоровой фантазией и отправляет назад, не желая даже выслушивать до конца. Жанетта, раздосадованная подобным отношением к своей персоне, отправляется в родной Домреми, но не сдаётся.

Спустя год ситуация повторяется: она вновь приходит к капитану, утверждая о возможности победы в сражении только в том случае, если он назначит её военачальницей. Решающим становится предсказание д’Арк об исходе так называемой «Селедочной битвы», которая должна пройти в недалеком будущем под стенами города Орлеана.

На этот раз де Бондикур прислушивается к словам девушки и решает разрешить ей участвовать в сражении. Жанетте выдают мужскую одежду (которую, к слову, она после этого начала предпочитать многочисленным платьям, заявляя, что такой образ не только помогает в бою, но и отбивает внимание к её персоне со стороны солдат) и снаряжают вместе с небольшим отрядом. Именно к нему впоследствии присоединяются двое лучших друзей д’Арк: рыцари Бертран де Пуланжи и Жан де Мец.

Участие в сражениях

Как только отряд был полностью снаряжен, Жанетта повела людей за собой. 11 дней они добирались до Шинона, где воинственная женщина планировала заручиться поддержкой дофина. Войдя в город, она заявила правителю о том, что «послана Небом для того, чтобы освободить Орлеан и принести мир и спокойствие», а также потребовала от него поддержки и обеспечение её армией. Но, несмотря на благородные стремления д’Арк, король Карл долго колебался, отдавать ли под её командование своих лучших войнов.

В течение нескольких недель он испытывал Жанну д’Арк: её допрашивали богословы, гонцы выискивали по приказу короля информацию о ней на родине, женщина проходила многочисленные испытания. Но не было найдено ни единого факта, который бы мог опорочить имя д’Арк, после чего действующая армия была всецело передана ей для командования.

С армией молодая военачальница идет к Блуа, где соединяется с другой частью войска. Новость о том, что теперь ими командует «посланница Бога» вызывает в солдатах небывалый моральный подъем. 29 апреля войска под командованием д’Арк проникают в Орлеан. После непродолжительных сражений, в которых действующая армия теряет всего двоих, 4 мая Жанетта освобождает крепость Сен-Лу.

Таким образом, невыполнимая для многочисленных военачальников миссия без особых усилий выполняется женщиной всего за 4 дня. За такие заслуги Жанна д’Арк получает титул «Орлеанской девы», а 8 мая назначается официальным праздником (кстати, он существует и по сей день).

Обвинение и инквизиционный процесс

Осенью того же года, сразу после коронации Карла, Жанна д’Арк, заручившись его поддержкой, начинает наступление на Париж, где на тот момент царят смута и хаос из-за стремления английских военачальников самостоятельно командовать оставшимися войсками. Однако, спустя месяц, король по неизвестным причинам отдаёт приказ на отступление и, вынужденная подчиниться Жанна, оставляет армию в Луаре.

Сразу после этого поступает сообщение о захвате бургундцами города Компьеню, на освобождение которого д’Арк бросается, даже не спросив согласия нового короля. В итоге, удача отворачивается от «Орлеанской девы» и она попадает в плен бургундцев, откуда её уже не может спасти ни король Карл, ни другие влиятельные персоны.

21 февраля 1431 года началось инквизиционное слушание Жанны д’Арк, которую бургундцы, не скрывая своего причастия к процессу, обвиняли в ереси и непослушании существующим церковным канонам. Жанетте приписывали и сношения с дьяволом, и пренебрежение церковными канонами, однако женщина отрицала любые негативные заявления в свой адрес.

Подобное мужественное поведение лишь затягивало решение церкви о сожжении д’Арк, ведь, в этом случае, она стала бы мученицей и, возможно, сподвигла бы народ к восстанию. Именно поэтому церковные служители идут на подлость: д’Арк подводят к «готовящемуся ради неё костру» и, взамен на жизнь, предлагают подписать бумагу с прошением перевести её в церковную тюрьму за тем, что она осознаёт содеянное и хочет искупить вину.

Необученная чтению женщина подписывает бумагу, которую затем заменяют на другую – в которой написано о полном признании Жанеттой всего того, в чем её обвиняли. Таким образом, д’Арк своей собственной рукой подписывает приговор о сожжении, который приводится в иполнение 30 мая 1431 года на площади города Руан.

Посмертное оправдание

В течение 20-ти последующих лет о Жанне д’Арк практически не вспоминали, и лишь к 1452 году король Карл VII, зная о подвигах мужественной девушки, решил выяснить всю правду о громком деле прошлого. Он велел собрать все документы и во всех деталях выяснить суть и ведение процесса над Жанеттой.

Для сбора всей необходимой информации поднимались рукописи церковных книг, опрашивались выжившие свидетели того времени и даже направлялись гонцы в Домреми – на родину «Орлеанской девы». К 1455 году было абсолютно ясно, что в ходе слушания дела д’Арк допускались чудовищные нарушения закона, и сама девушка действительно была невиновной.

Восстановление благородного имени Жанны д’Арк проходило сразу в трёх городах: Орлеане, Париже и Руане. Документы о её якобы причастности к дьяволу и незаконности действий были публично разорваны перед толпой на городской площади (кстати, в числе которых стояли друзья Жанны и её мать). 7 июля 1456 года дело было закрыто, а доброе имя девушки восстановлено. А в 1909 году Папа Римский Пий X объявил Жанну блаженной, после чего состоялась торжественная канонизация.

Шесть столетий назад девочка-подросток с мужественным сердцем вышла из небытия, чтобы повести французскую армию к победе во время Столетней войны. Многое из того, что мы знаем о Жанне д"Арк, которую сожгли на костре в 1431 году, основано на давних предрассудках и заблуждениях. Ниже вы найдете общепризнанные факты об Орлеанской деве, которые могут вас удивить.

1. Настоящее имя Жанны было Жанна Ромми, Жанна Тарк, или Жанна де Воутон, но она не прославилась ни под одним из них

Жанна не родилась в городке под названием Дарк, как того бы можно было ожидать исходя из ее фамилии. Она выросла в Домреми - деревне в северно-восточной части Франции. Ее отец был фермером, а мать - искренней католичкой. Во время суда над Жанной в 1431 году она называла себя не иначе как Жанна ла Пусель, и с самого начала показала, что не знает своей настоящей фамилии. Позже она объяснила, что ее отец носил имя Жак д"Арк, а именем матери было Изабель Ромми, и добавила, что в ее деревне дочери часто брали фамилии своих матерей. В Средние века во Франции фамилии не были фиксированными и не очень широко использовались. Слово «ромми» просто обозначало человека, который совершил паломничество в Рим или другое религиозно значимое место. По данным других источников, именем ее матери могло быть Изабель де Воутон.

2. В наше время некоторые ученые ставят Жанне д"Арк разные диагнозы, начиная от эпилепсии и заканчивая шизофренией

Примерно в возрасте 12-13 лет Жанна д"Арк, видимо, начала слышать голоса и испытывать видения, которые она истолковала как знаки от Бога. Во время суда, который над ней проводили, она утверждала, что ангелы сначала говорили ей ходить в церковь и вести праведную жизнь. Позже они стали предлагать ей защитить Францию от вторжения англичан и сделать Карла VII законным королем страны (в то время он был некоронованным наследником престола). Жанна утверждала, что ее видения часто сопровождались ярким светом, а голоса слышались более отчетливо, когда звонили колокола. Основываясь на этих деталях, некоторые эксперты полагают, что Жанна страдала от одного из многочисленных неврологических и психологических расстройств, которые вызывали галлюцинации и бред, а также мигрени, биполярное расстройство и поражения головного мозга. Согласно другой теории, она пострадала от бычьего туберкулеза, который может вызывать судороги и деменцию. Источником болезни могло стать сырое молоко.

3. Командуя французской армией, Жанна не участвовала в боевых действиях

Хотя Жанну д"Арк вспоминают как бесстрашного воина и считают героиней Столетней войны между Англией и Францией, она никогда не принимала участия в боях и не убивала противников. Вместо этого она сопровождала мужчин и была своего рода талисманом. Вместо оружия она носила знамя. Также она была ответственна за военную стратегию и вносила дипломатические предложения (хотя англичане отвергли все попытки решить исход войны с помощью дипломатии). Но даже несмотря на это, Жанна была ранена дважды. В первый раз во время знаменитой Орлеанской компании ей в плечо попала стрела. Во второй раз во время неудачной попытки освободить Париж ее ранили в бедро из арбалета.

4. У нее был взрывной характер

После утверждения контроля над французской армией эта девочка-подросток не стеснялась ругать уважаемых рыцарей, вести себя неприлично и менять военные планы. Она даже обвинила своих покровителей в мягкотелости по отношению к англичанам. По словам очевидцев, на слушании ее дела она даже однажды попыталась ударить солдата-шотландца, который съел похищенный кусок мяса (шотландцы объединились с французами во время Столетней войны). Она также якобы увезла любовниц и проституток, которые были в походе вместе с ее армией. А личные нападки англичан, которые обзывали ее грубыми именами и говорили, что ей нужно вернуться в деревню к своим коровам, заставляли ее кровь кипеть. Вспыльчивость Жанны очевидна и из записей ее судебных слушаний. Когда священник, говорящий на французском с региональным акцентом, спросил, на каком языке обращались к ней голоса, она ответила, что они говорили на французском гораздо лучше, чем он.

5. Вопреки распространенному мнению, Жанна не была сожжена на костре за колдовство, по крайней мере, не в техническом плане

В 1430 году Жанна д"Арк попала в руки врагов, и ее судили в церковном суде. Ей были выдвинуты 70 обвинений начиная от колдовства и заканчивая воровством лошади. Но в мае 1431 года все они были сведены к 12. Главные обвинения заключались в том, что она носила мужскую одежду и утверждала, что говорила с Богом. Ей предложили признать свою вину в обмен на пожизненное лишение свободы. И Жанна подписала этот документ. Предполагается, что неграмотная Жанна не знала, под чем конкретно она поставила свое имя (или, точнее, крестик). Несколько дней спустя, возможно, из-за угрозы насилия от ее охранников, она снова надела мужскую одежду. Разгневанному судье, который посетил ее тюрьму после этого, она сказала, что снова начала слышать голоса. Именно эти два действия и спровоцировали то, что Жанну отправили на костер.

6. С 1434 по 1440 появлялись самозванцы, которые называли себя Жанной и утверждали, что она избежала казни

Одна из нескольких женщин, которые хотели выдать себя за Жанну в следующие несколько лет после ее смерти, Клод де Армойсес напоминала известную еретичку и якобы участвовала в военных кампаниях, переодетая в мужскую одежду. Она вместе с двумя братьями Жанны - Жаном и Пьером - выстроила схему, согласно которой говорила всем, что Жанне удалось скрыться от врагов и выйти замуж за рыцаря, с тех пор она якобы живет в безопасности. Трио получало щедрые подарки. Они ездили из одного праздничного приема на другой. Свои уловки они признали только перед Карлом VII, который в 1429 году благодаря Жанне стал королем.

7. Благодаря Жанне д"Арк в 1909 году появилась стрижка «боб», которая и сейчас пользуется популярностью

Голоса, которые говорили Жанне надеть мужскую одежду и изгнать англичан из Франции, также сказали, что она должна обрезать свои длинные волосы. Она носила волосы в стиле pageboy, который был общим для рыцарей того времени, и только перед казнью охранники побрили ее на лысо. А в 1909 году уроженец Польши и парикмахер, известный как месье Антуан, начал делать своим клиентам стрижку, которая теперь известна как короткий боб. По его словам, источником вдохновения для него стала Жанна д"Арк. Огромную популярность этот образ приобрел в 1920 годах и стал востребованным среди кинозвезд.