В последнее время бездетных семей становится все больше и больше. Почему? На этот вопрос отвечает настоятель Троицкого собора города Яхрома Московской области иерей Максим Брусов.

— Батюшка, у вас есть дети?

— Трое. Пока. Два мальчика и девочка.

— Сейчас все больше и больше семей, где хотят, но не могут стать родителями. Что вы им посоветуете?

— Во-первых, не терять надежду. Во-вторых, не сидеть сложа руки, действовать.

— Как действовать?

— Понятно, что в первую очередь необходимо разобраться в медицинском аспекте проблемы, не забывая при этом и о духовной стороне. Причин бездетности супругов может быть много — и медицинского характера, и нравственного. Часто случается, что причина в «ошибке молодости» — аборте, который, как шлагбаум, перекрывает дорогу женщине к материнству.

В человеческом организме все ведь взаимосвязано: и телесное здоровье, и духовное. Если женщина, сделавшая аборт, до сих пор в этом не раскаялась, ее положение в жизни неустойчивое, опасное. По словам псалмопевца Давида, дети есть «наследие от Господа; награда от Него — плод чрева». И избавившись от ребенка, женщина преступает определенную черту.

— Значит, бездетность есть наказание за аборт?

— Господь никогда не наказывает, мы сами себя наказываем. Не Бог удаляется от человека, а мы удаляемся от Бога. Господь очень терпеливо, долго ждет от нас искреннего раскаяния в грехах. Те, кто смог понять это — мудры. А кто до сих пор не понял — недальновидны.

Я знаю одну женщину, которая много лет хотела забеременеть. Но был за ней грех. И она решает взять малыша из Дома ребенка. Пока документы оформляли, пока то да се, — привезли наконец-то ребенка, радуются, хлопочут. А через несколько месяцев она узнала, что беременна. Видите, как мудр Господь? И жизнь несчастного сироты устроил, и супругов за доброе дело отблагодарил.

Я думаю, что если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают, им нужно со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное устроение. А можно попробовать усыновить ребенка, конечно, только по обоюдному согласию обоих.

— Но не все могут решиться на такой ответственный шаг.

— Конечно, не все. И хорошо, что не все. Приемные дети требуют подвига, а к подвигу готовы только очень решительные люди.

Многих мужчин и женщин приводит к Богу эта беда — бесплодие. Опять, как не удивляться Божией мудрости? Ведь было бы все в их семьях хорошо, пришли бы они в храм? Зачем? А в такой беде часто вспоминают про Бога. Начинают впервые в жизни задумываться о своей жизни, приходят в храм.

Ко мне как-то подошла молодая еще прихожанка. Сын женился, а деток уже три года нет. Спрашивает, чем она может помочь сыну и невестке. Предложил ей 40 дней читать акафист Казанской Божией Матери. Она поначалу смутилась — женщина деловая, главный бухгалтер солидной фирмы. Но решилась. Как она потом рассказывала, разговоры с подругами сократила до минимума, телевизор не включала. Читала ровно 40 дней.

Что вы думаете? Вскоре пришла торжественная и счастливая — ждем двойню! Теперь им уже годика три — Николай и Сергей. Видите, эта женщина не хандрила, Бога не винила, стала трудиться… А главное, верила, что ее труд принесет добрый плод.

— Отец Максим, но ведь есть семьи, где не хотят заводить ребенка, а он рождается, а другие хотят, но Бог не дает. Почему?

— Не стоит оглядываться на других. Жить надо своей жизнью, потому как отвечать перед Богом надо будет за свои дела, а не за чужие. При этом стоит принять и понять всем сердцем слова святого Иоанна Златоуста: «кто научился благодарить Бога за свои болезни, тот недалек от святости».

Сказанное не означает, что врач или больной не должны прилагать сил для борьбы с недугом. Но когда человеческие средства исчерпаны, христианину стоит вспомнить, что сила Божия совершается в человеческой немощи и что в глубинах своих страданий он способен встретиться с Христом, взявшим на Себя наши немощи и болезни.

В любом случае надо относиться к ситуации с доверием. Не биться головой об стенку, а ждать. И трудиться.

— Отец Максим, я знаю, в Троицком соборе, где вы настоятель, есть удивительная икона…

— Вы имеете в виду образ святого Симеона Афонского? Вот, кстати, хороший пример, как надо трудиться. На святой горе Афон в монастыре Хиландар растет виноградная лоза, посаженная еще в XII веке самим святым Симеоном. Удивительно, но она до сих пор плодоносит и творит чудеса. В этот монастырь пишут со всего света, просят помощи при бесплодии. Монахи высылают просящим три сушеных виноградинки и маленькую веточку лозы плюс правило, как надо принимать эту святыню и молиться.

Одна супружеская пара, наши прихожане, получила с Афона письмо с этой святыней. Сделали все, как написано в «инструкции», и вымолили дочку. В благодарность святому Симеону заказали большую его икону, ту самую святыню — веточку лозы — вставили в икону. Теперь к нам помолиться у этой иконы приезжают отовсюду.

— А кому еще можно молиться о даровании детей?

— Конечно, праведным Иоакиму и Анне, родителям пресвятой Богородицы. Они ведь очень долго были бездетными, но уповали на Бога. Старец Паисий Святогорец называет этих святых самой бесстрастной супружеской парой. В его книге «Семейная жизнь» вот что написано: «Помысл говорит мне, что Христос пришел бы на землю и раньше, если бы раньше на земле появилась чистая, целомудренная супружеская пара, какими были святые Иоаким и Анна». Они не беспокоились, не нервничали, они ждали.

И родители святого Иоанна Крестителя, пророк Захария и Елизавета тоже до старости не имели детей. И тоже не роптали, верили. Им тоже нужно молиться. Так что помощников много. Главное, приучать себя жить полноценной духовной жизнью.

— Но ведь и среди верующих, кто и в храм ходит, и посты соблюдает, есть бездетные, они-то что не так делают?

— Я знаю человека, который сам сознательно отказался от создания семьи только потому, что очень любит детей. Парадокс? Как считать. Этот человек возглавляет один из прославленных детских приютов в Хабаровске. Зовут его Александр Геннадьевич Петрынин. В это сложно поверить, но у него больше 900 крестников. За каждого из них он молится, переживает.

Разве это не его дети? Разве он не будет отвечать за них перед Богом? Всю свою жизнь этот человек служит Господу через чужих детей. Таких людей, способных к настоящей, жертвенной любви, немного.

А представьте, женился бы он, заимел бы двух-трех ребятишек. А эти, брошенные, сироты при живых родителях — с ними, что было бы? А так они под присмотром. Александр Геннадьевич воспитывает их в вере, водит в храм, причащает.

Или взять, к примеру, монахов. Бог не дал им детей. Можно так сказать. Но Он поставил их на самое главное служение — на молитву. И они молятся, чтобы Бог вразумил наших детей, чтобы Бог дал детей тем, кто их не имеет. Афонские монахи рассылают по всему миру кусочки лозы, чтобы женщины познали радость материнства, а мужчины реализовали себя как отцы. Так что Бог не дает детей по очень многим причинам.

— Отец Максим, что бы вы посоветовали нашим читателям?

— Сталкиваясь с такой проблемой, как бесплодие, каждый православный христианин должен положиться на всеблагую волю Божию. И помнить, что смысл нашей жизни не ограничивается только этой земной жизнью. Земная жизнь наша есть лишь приготовление к жизни вечной. Не стоит забывать и то, что Богу было угодно страдание сделать средством спасения и очищения. Оно может быть действенным для каждого, кто переживает его со смирением.

Посоветовать могу еще и ждать — но деятельно. Почему бы, например, бездетным парам не помочь ближайшему детскому дому? Или многодетной семье? Или соседскому неприкаянному ребенку? Поле для подобного рода деятельности в России огромное.

Пусть даже мала будет ваша лепта, но ведь Господь в сердце зрит. И если узрит Он чистоту и бескорыстие вашей помощи, в долгу не останется. У Бога всего много. И еще: помните об одном, Господь не ошибается и не опаздывает никогда. А все, что Он делает, Он делает во благо и во спасение самого человека.


Почему Бог не дает детей?

В последнее время бездетных семей становится все больше и больше. Почему? На этот вопрос отвечает настоятель Троицкого собора города Яхрома Московской области иерей Максим Брусов.

– Батюшка, у вас есть дети?
–Трое. Пока. Два мальчика и девочка.
– Сейчас все больше и больше семей, где хотят, но не могут стать родителями. Что вы им посоветуете?
– Во-первых, не терять надежду. Во-вторых, не сидеть сложа руки, действовать.
– Как действовать?
– Понятно, что в первую очередь необходимо разобраться в медицинском аспекте проблемы, не забывая при этом и о духовной стороне. Причин бездетности супругов может быть много – и медицинского характера, и нравственного. Часто случается, что причина в «ошибке молодости» – аборте, который, как шлагбаум, перекрывает дорогу женщине к материнству.
В человеческом организме все ведь взаимосвязано: и телесное здоровье, и духовное. Если женщина, сделавшая аборт, до сих пор в этом не раскаялась, ее положение в жизни неустойчивое, опасное. По словам псалмопевца Давида, дети есть «наследие от Господа; награда от Него – плод чрева». И избавившись от ребенка, женщина преступает определенную черту.
– Значит, бездетность есть наказание за аборт?
– Господь никогда не наказывает, мы сами себя наказываем. Не Бог удаляется от человека, а мы удаляемся от Бога. Господь очень терпеливо, долго ждет от нас искреннего раскаяния в грехах. Те, кто смог понять это – мудры. А кто до сих пор не понял – недальновидны.
Я знаю одну женщину, которая много лет хотела забеременеть. Но был за ней грех. И она решает взять малыша из Дома ребенка. Пока документы оформляли, пока то да се, – привезли наконец-то ребенка, радуются, хлопочут. А через несколько месяцев она узнала, что беременна. Видите, как мудр Господь? И жизнь несчастного сироты устроил, и супругов за доброе дело отблагодарил.
Я думаю, что если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают, им нужно со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное устроение. А можно попробовать усыновить ребенка, конечно, только по обоюдному согласию обоих.
– Но не все могут решиться на такой ответственный шаг.
– Конечно, не все. И хорошо, что не все. Приемные дети требуют подвига, а к подвигу готовы только очень решительные люди.
Многих мужчин и женщин приводит к Богу эта беда – бесплодие. Опять, как не удивляться Божией мудрости? Ведь было бы все в их семьях хорошо, пришли бы они в храм? Зачем? А в такой беде часто вспоминают про Бога. Начинают впервые в жизни задумываться о своей жизни, приходят в храм.
Ко мне как-то подошла молодая еще прихожанка. Сын женился, а деток уже три года нет. Спрашивает, чем она может помочь сыну и невестке. Предложил ей 40 дней читать акафист Казанской Божией Матери. Она поначалу смутилась – женщина деловая, главный бухгалтер солидной фирмы. Но решилась. Как она потом рассказывала, разговоры с подругами сократила до минимума, телевизор не включала. Читала ровно 40 дней.
Что вы думаете? Вскоре пришла торжественная и счастливая – ждем двойню! Теперь им уже годика три – Николай и Сергей. Видите, эта женщина не хандрила, Бога не винила, стала трудиться… А главное, верила, что ее труд принесет добрый плод.
– Отец Максим, но ведь есть семьи, где не хотят заводить ребенка, а он рождается, а другие хотят, но Бог не дает. Почему?
– Не стоит оглядываться на других. Жить надо своей жизнью, потому как отвечать перед Богом надо будет за свои дела, а не за чужие. При этом стоит принять и понять всем сердцем слова святого Иоанна Златоуста: «кто научился благодарить Бога за свои болезни, тот недалек от святости».
Сказанное не означает, что врач или больной не должны прилагать сил для борьбы с недугом. Но когда человеческие средства исчерпаны, христианину стоит вспомнить, что сила Божия совершается в человеческой немощи и что в глубинах своих страданий он способен встретиться с Христом, взявшим на Себя наши немощи и болезни.
В любом случае надо относиться к ситуации с доверием. Не биться головой об стенку, а ждать. И трудиться.
– Отец Максим, я знаю, в Троицком соборе, где вы настоятель, есть удивительная икона…
– Вы имеете в виду образ святого Симеона Афонского? Вот, кстати, хороший пример, как надо трудиться. На святой горе Афон в монастыре Хиландар растет виноградная лоза, посаженная еще в XII веке самим святым Симеоном. Удивительно, но она до сих пор плодоносит и творит чудеса. В этот монастырь пишут со всего света, просят помощи при бесплодии. Монахи высылают просящим три сушеных виноградинки и маленькую веточку лозы плюс правило, как надо принимать эту святыню и молиться.
Одна супружеская пара, наши прихожане, получила с Афона письмо с этой святыней. Сделали все, как написано в «инструкции», и вымолили дочку. В благодарность святому Симеону заказали большую его икону, ту самую святыню –
веточку лозы – вставили в икону. Теперь к нам помолиться у этой иконы приезжают отовсюду.
– А кому еще можно молиться о даровании детей?
– Конечно, праведным Иоакиму и Анне, родителям пресвятой Богородицы. Они ведь очень долго были бездетными, но уповали на Бога. Старец Паисий Святогорец называет этих святых самой бесстрастной супружеской парой. В его книге «Семейная жизнь» вот что написано: «Помысл говорит мне, что Христос пришел бы на землю и раньше, если бы раньше на земле появилась чистая, целомудренная супружеская пара, какими были святые Иоаким и Анна». Они не беспокоились, не нервничали, они ждали.
И родители святого Иоанна Крестителя, пророк Захария и Елизавета тоже до старости не имели детей. И тоже не роптали, верили. Им тоже нужно молиться. Так что помощников много. Главное, приучать себя жить полноценной духовной жизнью.
– Но ведь и среди верующих, кто и в храм ходит, и посты соблюдает, есть бездетные, они-то что не так делают?
– Я знаю человека, который сам сознательно отказался от создания семьи только потому, что очень любит детей. Парадокс? Как считать. Этот человек возглавляет один из прославленных детских приютов в Хабаровске. Зовут его Александр Геннадьевич Петрынин. В это сложно поверить, но у него больше 900 крестников. За каждого из них он молится, переживает.
Разве это не его дети? Разве он не будет отвечать за них перед Богом? Всю свою жизнь этот человек служит Господу через чужих детей. Таких людей, способных к настоящей, жертвенной любви, немного.
А представьте, женился бы он, заимел бы двух-трех ребятишек. А эти, брошенные, сироты при живых родителях – с ними, что было бы? А так они под присмотром. Александр Геннадьевич воспитывает их в вере, водит в храм, причащает.
Или взять, к примеру, монахов. Бог не дал им детей. Можно так сказать. Но Он поставил их на самое главное служение – на молитву. И они молятся, чтобы Бог вразумил наших детей, чтобы Бог дал детей тем, кто их не имеет. Афонские монахи рассылают по всему миру кусочки лозы, чтобы женщины познали радость материнства, а мужчины реализовали себя как отцы. Так что Бог не дает детей по очень многим причинам.
– Отец Максим, что бы вы посоветовали нашим читателям?
– Сталкиваясь с такой проблемой, как бесплодие, каждый православный христианин должен положиться на всеблагую волю Божию. И помнить, что смысл нашей жизни не ограничивается только этой земной жизнью. Земная жизнь наша есть лишь приготовление к жизни вечной. Не стоит забывать и то, что Богу было угодно страдание сделать средством спасения и очищения. Оно может быть действенным для каждого, кто переживает его со смирением.
Посоветовать могу еще и ждать – но деятельно. Почему бы, например, бездетным парам не помочь ближайшему детскому дому? Или многодетной семье? Или соседскому неприкаянному ребенку? Поле для подобного рода деятельности в России огромное.
Пусть даже мала будет ваша лепта, но ведь Господь в сердце зрит. И если узрит Он чистоту и бескорыстие вашей помощи, в долгу не останется. У Бога всего много. И еще: помните об одном, Господь не ошибается и не опаздывает никогда. А все, что Он делает, Он делает во благо и во спасение самого человека.

Наталия СУХИНИНА

Многодетность и бездетность — дары Божьи

Что касается многодетности, малодетности или даже бездетности (бесплодия) — это во власти Божьей. Он дает каждому в соответствии с возможностями его (Мф. 9, 15), много или мало детей, или ни одного.

Деторождение — это тоже талант, т. е. дар Божий. Но Создатель дал не всем людям одинаковое число талантов. Одним дал пять, другим два, а кому-то один. Аврааму Бог дал одно чадо. Исааку — двоих. Иакову же — двенадцать. Лии, например, Он дал десять детей, а Рахили двоих. А кому-то ни одного. Сколько талантов — детей — даст Бог супругам, решает Он Сам. Но если родители решат не принимать своего ребенка или вовсе избегать детей, или увеличивать их число в отсутствии скромной и честной супружеской жизни, в таком случае Бог их не вознаградит, а накажет.

Иные супруги могут иметь одно дитя за другим. Но не проявляя усердия в воспитании их, в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 4) они не заслужат похвалы.

В последнее время бездетных семей становится все больше и больше. Почему? На этот вопрос отвечает настоятель Троицкого собора города Яхрома Московской области иерей Максим Брусов.

Батюшка, у вас есть дети?

Трое. Пока. Два мальчика и девочка.

Сейчас все больше и больше семей, где хотят, но не могут стать родителями. Что вы им посоветуете?

Во-первых, не терять надежду. Во-вторых, не сидеть сложа руки, действовать.

Как действовать?

Понятно, что в первую очередь необходимо разобраться в медицинском аспекте проблемы, не забывая при этом и о духовной стороне. Причин бездетности супругов может быть много - и медицинского характера, и нравственного. Часто случается, что причина в «ошибке молодости» - аборте, который, как шлагбаум, перекрывает дорогу женщине к материнству.

В человеческом организме все ведь взаимосвязано: и телесное здоровье, и духовное.

Если Господь Бог не благословляет Вас на рождение детей, искорените грехи, представленные в списке. Дайте себе возможность в них разобраться.

Христос не желает нам печали. И детей дает тем, кто заслужил, в меру выстрадал или отработал кармическую ошибку далеких предков. Пусть это будет язычеством, но мы говорим про греховность.

Вот Вам небольшой список для анализа, который поможет понять возможные причины Божьего несогласия с рождением детей.

1). Постарайтесь хотя бы частично восстановить генеалогическое древо- личное и мужа.

В том случае, если предки в большинстве своем не имели детей или же решались на многочисленные аборты, вымолите у Бога прощение- и он даст Вам детей.

2). Как часто Вы сквернословите? Казалось бы, мелочь, а “пузатая”.

Ругань и брань, а также ожесточенная зависть- это самые главные грехи, которые мешают деторождению.

К сожалению, очень многие семейные пары бездетны всю жизнь, или первый ребенок появляется спустя много лет. Но вот парадокс: многие женщины беременеют вне брака. Казалось бы, ирония судьбы? Нет. Здесь есть свои нюансы, о которых не знает человек, но знает Бог. А он дает людям только то, что им полезно.

Давайте обсудим тему, почему Бог ребенка не дает, приведем примеры бездетных пар, рассмотрим кратко проповеди святых отцов, священников.

О святых Иоакиме и Анне

В церковных стенах многие семейные пары спрашивают батюшку: «Нам Бог не дает детей. Почему?» На этот вопрос может ответить четко лишь прозорливый старец, святой человек. А что ответит обычный священник? Если батюшка является духовным наставником семейной пары, знает, что жена не делала аборт, муж не жил с другими женщинами до знакомства с супругой, оба вели и ведут благочестивый образ жизни, он, наверное, лишь в утешение рассказывает историю святых Иоакима и Анны. Часто приходится слышать от бездетных пар, что детей им не дает Бог.

«А где же находится Бог, который не дает детей?», -спрашиваю я снова и снова.

Бог -внутри! И поэтому Вы смело можете переформулировать свои слова, взяв при этом всю ответственность на себя.

Так, почему у вас нет детей?

Потому, что нам так нужно.

— Я не достойна.

— Я еще не готова, пока не время.

— Я не хочу.

И вот сейчас проблема из ряда не разрешимой (ну, как мы можем повлиять на волю Бога!), становится разрешимой. Со своими убеждениями и неосознаваемыми желаниями разобраться уже можно.

Все препятствия внутри. И все они разрешимы. Если Вы этого хотите. И сознательно и подсознательно.

Главная действующая сила Вселенной -это сила намерения. Она может ВСЕ!

Бездетность — крест и тайна

Слова апостола о том, что женщина «спасется через чадородие» (1 Тим. 2,15), для многих становятся непререкаемо — устоявшейся аксиомой. Зачастую на бездетные семьи у нас смотрят, если не как на неполноценные, то уж точно с сочувствием, состраданием и скрытой жалостью. Проблемам бездетных семей была посвящена наша беседа с настоятелем храма Почаевской иконы Божией Матери протоиереем Сергием Павловым.

— Отец Сергий, можно ли сказать, что бездетность — это крест?

— Все, что случается в нашей жизни, есть крест. Прежде всего крест — это то, что спасает человека. А человек, как мы знаем, спасается и какими-то трудами, и скорбями, и лишениями… То есть крест в данном случае может восприниматься кем-то как нечто негативное. Хотя это не так. Мы знаем, что есть Промысел Божий и что Господь ведет человека только Ему ведомыми путями.

Сегодня большой праздник девочки: Успение Пресвятой Богородицы, т.е. день, когда она умерла.

Вот небольшая история и советы всем хочушечкам (я так сказать объединила опыт всех, у кого беременность случилась чудесным образом), как получить исполнение своего самого горячего желания: появление здоровенького и счастливого ребеночка.

После того, как Иисус Христос вознесся на небо, Дева Мария очень много молилась, чтобы он поскорее забрал ее к себе. При этом продолжала помогать всем людям. И вот явился Архангел Гавриил и рассказала Ей, что через 3 дня она умрет.

Очень хотела Дева Мария перед смертью посмотреть на всех соратников Иисуса, горячо любимых апостолов. Но те были разбросаны по всему миру.Но совершенно чудесным образом их собрал ангел вестью, что Богородица скоро умрет.

С радостной улыбкой и горячей молитвой на губах умерла Богородица.

Майе Власовой девять лет, у нее синдром Аспергера – высокофункциональный аутизм. Но если видеть в этом не проблему, а новые горизонты, то жизнь семьи с особым ребенком будет не тягостной, а творческой.

Дерево – не только дуб, поэт – не только Пушкин

Мы все привыкли жить по продуманному сценарию, но если в семье ребенок с особенностями, то приходится думать, как говорят англичане, «вылезая из коробки», то есть дерево – не только дуб, поэт – не только Пушкин, бывают другие деревья и другие поэты. Есть, допустим, геометрия Евклида, а есть – Лобачевского, которая сложнее и с заковырками.

Жизнь с особенным ребенком – это особая кривая развития семьи, заранее ее определить и запрограммировать невозможно. Естественно, везде есть свои сложности, но со временем становится понятно, как со всем этим взаимодействовать, и потихоньку даже самые тяжелые препятствия превращаются в обычную рутину.

Почему Бог не дает детей тем, кто этого действительно заслуживает? Несмотря на развитие медицинских технологий и повышение качества жизни, этот вопрос все еще остается актуальным. Обычно люди считают, что если они близки к Господу, то могут рассчитывать на основные жизненные радости, такие как здоровье, счастливый брак, рождение детей, обилие воды и пищи, отсутствие проблем с жильем. Но когда в нашей жизни появляются серьезные неприятности, например онкологическое заболевание, потеря работы или бесплодие, то складывается впечатление, что нас незаслуженно обидели и обделили.

Да, это действительно нечестно и несправедливо. Невозможно найти никакого логического объяснения тому, что незрелым и глупым подросткам зачастую удается забеременеть без проблем, а у зрелых и состоятельных пар это не выходит. Нет никакой справедливости в том, что миллионы женщин во всем мире избавляются от потомства с помощью абортов, а многим из тех, кто действительно хочет завести детей, не удается.

Духовные причины бесплодия

Статья из православного женского журнала «Славянка»

Верующий — не тот, кто думает, что Богу все возможно, но кто верует, что получит от Бога все, что просит. Вера получает и то, на что не смеет надеяться, как показал пример благоразумного разбойника на кресте.

ЧТО ТАКОЕ БЕСПЛОДИЕ

Бесплодие — это неспособность женщины детородного возраста к зачатию, а мужчины — к оплодотворению. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, бесплодие в современном мире — проблема каждой пятой супружеской пары. В 40% случаев «виноватой» стороной оказывается женщина, еще в 45% — мужчина, остальные 15% приходятся на случаи «несовместимости» супругов.

Бесплодие не является самостоятельным заболеванием. Это, скорее, следствие тех или иных отклонений в развитии организма или перенесенных болезней: врожденное недоразвитие или пороки развития половых органов.

Почему умирают дети?

Почему умирают /смертельно болеют дети, новорожденные и т.д.? Зачем Господь дает им жизнь, а потом забирает их к себе? Почему Господь забирает к себе молодых мам и отцов у которых на Земле остаются дети? Почему Господь дает детей матерям которые выбрасывают их новорожденными на помойку или так или иначе избавляются от них. А тем родителям кто всем сердцем хочет, лечит тело детишек так и не дает?

Действительно, Бог и добр, и всемогущ. Все зло в мире творит вовсе не Он, а именно мы. Всемогущий Бог мог бы нас заставить ходить по струнке, но тогда это были бы не люди, а биороботы. Мы ведь не делаем из своих детей безмозглых исполнителей своей воли, а наоборот, стараемся их развить для самостоятельной жизни.

Хороший вопрос. Сама хотела его задать. Господь-то детей дает, а аборты делают люди. Детоубийства творят люди, женщины, врачи. Это люди допускают убийства, а не Бог. Бог дает ребенка, потому что знает, что уже женщине пора стать мамой. А она этого не осознает и идет на это преступление. Аборты придумали врачи. Не живут люди по заповедям Божьим. Да, это ужасно. Но, к сожалению, общество этого не осознает.

Это происходит, потому что Бог создал человека равным себе и наделил свободной волей. Он не может вмешиваться в то, что творит человек, а человек часто совсем не задумывается об этом.

Мне кажется, вы немного переоцениваете влияние сторонних сил на жизнь общества. Люди могут поступать плохо или хорошо, и то, что в мире есть люди, которые поступают отвратительно — это просто реальность.

Вступая в брак и венчаясь, молодые мечтают и надеются, что Господь благословит их семью детьми. Но проходят годы, пять, десять лет… а долгожданная беременность не наступает. Как быть в такой ситуации? Что предпринять? Понятно, что, прежде всего, молиться о детях, но надо ли еще что-то делать, надо ли обращаться за помощью к современной медицине? И все ли медицинские технологии, ставшие в последнее время очень популярными, например экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), приемлемы для православных? Отвечают пастыри Русской Церкви.

Главное для христианина - праведная жизнь

Нам не сказано, что в случае бездетного союза надо обязательно «что-то делать». Являясь естественным следствием плотской близости супругов, привносят в их жизнь заботы и радости, планы и разочарования, жертвенное служение и утешения взаимной любви. Однако главное дело нашей жизни - обретение вечного спасения - существенно не зависит от наличия или отсутствия детей, а значит, при всех человеческих расположениях к их рождению, главным чувством должно остаться доверие Промыслу Божию, в ведении которого остаются все наши земные, не зависящие от нас обстоятельства.

Многие святые люди рождались не сразу и от пожилых родителей. В этом случае они вымаливались у Бога и были буквально намоленными детьми; при этом рожденным от пожилых родителей не передавалась страстность молодости.

Технологии искусственного оплодотворения - грубое вторжение в таинство деторождения

Если Бог не дает семье детей, нужно надеяться, не отчаиваться, терпеливо ждать. Сегодня многие люди не слишком здоровы, и потому бывает, что и после нескольких лет брака нет детей. Надо молиться и поститься. Молиться праведным Иоакиму и Анне, Петру и Февронии. Совершать паломнические поездки - на или в иные места.

Долгое отсутствие детей у супругов - это испытание их чувств, проверка того, насколько они любят друг друга

Долгое отсутствие детей у супругов - это испытание их чувств, проверка того, насколько они любят друг друга, потому что, когда у человека всё легко, всё ему даром дается, он это не слишком и ценит. А когда людей связывает какая-то совместная беда, они становятся друг другу ближе, начинают друг друга особенно чутко любить, эту беду преодолев.

Что касается ЭКО, которое подается как лечение бесплодия. Искусственное оплодотворение - это грубое вторжение в таинство зачатия, в таинство деторождения. И мы знаем, что Архиерейский Собор 2000 года прибегать к этой технологии православным христианам запретил, хотя некоторые в этом запрещении лукаво усматривают возможность к каким-то вариантам искусственного зачатия прибегать. Но в решениях Собора четко сказано, что недопустимы с православной точки зрения все разновидности экстракорпорального оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и последующее разрушение эмбрионов. При искусственном оплодотворении всегда происходит разрушение эмбрионов - то есть их убийство.

Напомню вкратце, в чем суть этой технологии. У женщины стимулируется суперовуляция, для того чтобы получить сразу большое число яйцеклеток, иногда даже до 20; из них выбирают самые лучшие, оплодотворяют их семенем мужа и помещают в специальный инкубатор на несколько суток. Потом одни (всегда несколько) пересаживаются в матку, другие замораживаются, их может использовать впоследствии и та же супружеская пара, и другие. Такой вот конвейер по производству детей. И деньги тут крутятся немалые: одна попытка со всеми сопутствующими процедурами стоит в Москве минимум 150 тысяч рублей. А ко мне, например, приходили люди, которые делали по 10-15 попыток. И безрезультатно. Потому что ЭКО не дает 100-процентного результата! Это бизнес на человеческом горе, никакое не лечение бесплодия.

При искусственном оплодотворении всегда происходит разрушение эмбрионов - то есть их убийство

Теперь зададимся вопросом: а что происходит, если стали развиваться все пересаженные в матку эмбрионы? Ведь их внедряют сразу несколько, чтобы было больше вероятности их приживания, потому что приживаются не все… Что происходит, когда прижились несколько? «Лишние» эмбрионы редуцируют, то есть убирают хирургическим путем - делают аборты. Так что при ЭКО уничтожаются оплодотворенные эмбрионы, которые уже являются младенцами с душою. И оказывается, что человек, идущий на ЭКО, идет на аборты.

Есть такая лукавая уловка: в некоторых медицинских центрах предлагается «ЭКО для верующих». Предлагается не несколько эмбрионов подсадить, а потом некоторые из них убрать, а сделать щадящую суперовуляцию, получить малое число эмбрионов и их подсадить. Но сути дела это не меняет.

Человек, идущий на ЭКО, идет по сути на аборты

Технология ЭКО совершенно безбожная. Человек берет на себя функцию Господа Бога, вмешивается в то, что должно таинственным образом происходить в организме матери.

Еще вопрос: а почему оплодотворенные эмбрионы должны несколько суток развиваться в инкубаторе? А вот почему. Чтобы выяснить, нет ли каких патологий, главным образом генетических. И есть приказ, подписанный министром здравоохранения, согласно которому в случае опасности развития патологий эмбрион не пересаживать. Такой эмбрион убивают.

Я уже не говорю о том, что при ЭКО гораздо больше выкидышей, гораздо больше замерших беременностей. И гораздо больше рождается недоношенных детей.

К сожалению, статистических исследований о здоровье детей, рожденных с помощью ЭКО, очень мало. Почему? Потому что это бизнес, корпоративный сговор. Данные есть, но они не разглашаются. Но кое-что становится известным. Так, академик Алтухов, известнейший генетик, православный человек, свидетельствует: чуть не 20% ЭКО-детей имеют психические патологии.

Еще проблема: в природе, когда яйцеклетка поступает в матку матери, ее встречает миллион сперматозоидов, но прикрепляется только один - самый «сильный», если можно так выразиться. Но ЭКО можно сделать даже с очень слабым семенем мужа. И если семенной материал не очень хорошего качества, какие будут дети?

Так что православный путь такой: молиться, ждать. А если Господь не посылает ребенка, поступать так, как испокон веков делали на Руси и в других странах, - брать на воспитание ребенка-сироту или из детского дома.

Надо принять Промысл Божий

Есть тайны Божественной заботы о людях, они непостижимы. Когда Рахиль, жена патриарха Иакова, не имевшая потомства, упрекнула супруга: «Дай мне детей, а если не так, я умираю», Иаков ответил: «Разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?» (Быт. 30: 1-2).

Если детей Господь не подает, то прежде всего к Нему и надо обратиться. Часто дети подавались после усердных молитв, постов и милостынь. Господь испытывает родителей, готовы ли они принять дитя именно как Божий дар, а не как продукт новейших медицинских технологий.

Среди россиянок, не имеющих возможности зачать ребенка, 70% пострадали из-за аборта

Конечно, в поднятой теме много оттенков. Иногда - итог грехов молодости родителей. Одна из статистик гласит, что среди россиянок, не имеющих возможности зачать ребенка, 70% пострадали из-за аборта. На деторождении также пагубно сказываются некоторые виды контрацепции. В таких случаях человек сам лишил себя возможности рождать детей. Получается такой вот абсурд - сначала человек делает всё возможное, чтобы у него детей не было, а потом готов обратиться к чему угодно, например, суррогатному материнству, лишь бы заполучить ребенка. Таким людям необходимо, прежде всего, покаяние, снять с себя греховные причины бесплодия, а дальше уже как Господь подаст.

Бывает же иная ситуация: супруги старались жить по заповедям Божиим, однако по состоянию здоровья не могут зачать. В таких ситуациях нужно, конечно, лечиться, испробовать возможные естественные средства, но конечный результат вверять в руки Божии.

В общем, каждый случай индивидуален. Из небольшой пастырской практики могу сказать, что духовник зачастую видит, что такому-то конкретному человеку полезнее пребывать одному, нежели иметь ребенка, а вот другому лучше было бы иметь малышей и раствориться всецело в жертвенной заботе о них. Кому-то никак нельзя брать ребенка из детского дома, поскольку не хватает терпения и элементарной ласки и любви. А для кого-то принятый чужой ребенок становится настолько родным, что такую семью осеняет благословение Божие и в ней царит домашний уют. Я даже наблюдал ситуации, когда женщины, у которых не сложилась семья, брали из детского дома детей, причем не одного, а сразу двоих - брата и сестру, и вот эти женщины стали прекрасными мамами. Конечно, отсутствие отца сказывается, зато у этих деток есть мама, а это уже радость и счастье.

Расскажу историю одной своей знакомой. Зовут ее Евгения. Она вышла замуж в 25 лет, и на протяжении пяти лет детей у них не было. Обращалась к врачам, ездила в центр планирования семьи, который был буквально переполнен страдавшими бесплодием женщинами. Евгения увидела, что зачастую поиск диагноза и лечение влекут за собой огромную трату средств, а в результате ничего не получается, и тогда врачи предлагают ЭКО. Познакомившись с методикой ЭКО, она поняла, что не может прибегнуть к этому, внутри возник протест, хотя она еще не была воцерковленным человеком. Дело в том, что ЭКО - это грубые манипуляции над человеческой жизнью: заготавливаются эмбрионы, консервируются, а избыточные просто уничтожаются, то есть происходит тот же аборт. Евгения узнала, что бывают случаи, когда после длительного бесплодия кто-то получал исцеление чудесным образом в храме. Так она пришла к мысли, что детей подает только Бог. Через свое бесплодие Евгения пришла к вере, покрестился также муж. Сама она исповедовалась и причастилась. Читала покаянные каноны, молитвы о детях.

После святого источника ей приснился сон: она несет корзинку, в которой лежит ребенок

Как-то она узнала про Боровский монастырь, при котором есть купель, и многие говорили, что если там окунуться, то проходят болезни. Когда с мужем они совершили паломничество и удалось окунуться, то через две недели у нее уже был положительный тест на беременность. До этого пять лет не могла забеременеть! А после святого источника ей приснился сон: она несет корзинку, в которой лежит ребенок; она спрашивает: «Как тебя зовут?» - он ответил: «Даниил». А ей на обследованиях и на УЗИ говорили, что у нее будет девочка. Но родился мальчик, и его назвали Даниилом.

Когда Даниил уже ходил в детский сад, ей однажды стало плохо, открылось кровотечение. Оказалось, что она была беременна, но произошел выкидыш. Врачи говорили про осложнение и необходимость какой-то операции, говорили, что теперь точно никогда не родит, разве только через ЭКО. Евгения пошла к духовнику, тот, помолившись, сказал: «Я считаю, что делать операцию не надо, а благословляю тебя на дочь». Ровно через месяц она забеременела - врачи были в шоке. Действительно родилась дочь, и назвали ее Анастасией. Сама Евгения себе твердо уяснила, что дети - от Бога, значит, к Богу и надо обращаться прежде всего.

Вообще же всякое дело только тогда бывает подлинно добрым, когда согласуется с волей Божией. А воля Божия не определяется так быстро, как хотелось бы. Если супруги усердно обратятся к Господу в своих молитвах, будут согласовывать с духовником свои желания, воля Божия им все же откроется, и тогда будет понятно, что подходит именно им: ожидать чудесной благодатной помощи, проходить лечение или же взять в семью ребенка из детского дома.

Нельзя руководствоваться одними эмоциями, нужна осмотрительность и рассудительность

Конечно, отсутствие детей в семье - это повод более серьезно и трезвенно начать проводить свою христианскую жизнь и молиться сугубо о даровании чад. Здесь терпение нужно проявить немалое, и бывает, что Господь вознаграждает за это терпение и постоянство в доброделании, так что дети родятся в семье даже после трех, пяти и более лет «бесплодия». Это великая радость и великая милость! И родители, зачавшие и родившие ребенка в таких сложных обстоятельствах, воистину знают высокую цену и смысл отцовства и материнства. Лишь бы они только не «останавливались на достигнутом» и не превращали свое многоценное чадо в некоего идола, истуканчика, вокруг которого вращается весь мир. Вот этого быть не должно, и это даже можно назвать преступлением против Бога, потому что Господь дает дитя вовсе не для того, чтобы из него воспитали эгоиста, который привык думать, что он - пуп земли и нечто совершенно особенное по сравнению «со всеми остальными». Вот почему хорошо бы, чтобы в семье было много детей…

С рассуждением прибегнуть к медицинской помощи можно: врачей тоже сотворил Господь и профессия эта существует для нашей пользы

Но если детей нет и нет, даже несмотря на явные усилия в хранении благочестия и молитвы, тут всегда наступает момент, когда семья задается вопросом: а где «грань ожидания»? И в чем ? Жить ли дальше, всецело и смиренно положившись на Господа, или усыновлять детей, или надо прибегнуть к медицинской помощи? Думается, во-первых, всё должно делаться с рассуждением и духовно, то есть с молитвой и советом с семейным духовником, опять же потому, что и люди разные, и обстоятельства. Кому-то, может быть, нужно проявить сугубое смирение с терпением (вера их позволяет поступить именно так), для кого-то будет правильно и хорошо обратиться к врачам, пройти обследование и с рассуждением прибегнуть к их помощи, потому что врачей тоже сотворил Господь и профессия эта существует для нашей пользы, прибегать к помощи врачей не грешно. Но здесь именно нужно рассуждение, потому что мы знаем, что некоторые современные методы «репродуктирования» противны Божиим заповедям. Так что здесь надо быть внимательным, чтобы не переступить грань дозволенного.

А для некоторых семей в соответствии с их расположением и благоустроением, может быть, открывается путь усыновления тех несчастных деток, которые лишены отцовской и материнской тепла и заботы. И мы знаем семьи, где таких усыновленных детей не один, а несколько и они вместе с приемными родителями составляют настоящую большую семью. Это, конечно, дело Божие, благословенное, но и здесь нужна осмотрительность и рассудительность, чтобы не руководствоваться одними эмоциями, часто преходящими, помня, что решение об усыновлении - это большая ответственность, так что «отступление назад» потом будет сродни греху предательства. Да сохранит от этого Господь! Поэтому и здесь нужно советоваться с духовником, крепко молиться и трезво оценивать свои силы и возможности.

Делать все только с помощью и благословением Божиим

- «Облекитесь во всеоружие Божие» (Еф. 6: 11), - говорит нам апостол Павел. Надеяться и терпеливо ждать, молиться и поститься (но только взяв благословение священника). И, конечно, можно взять ребенка из детдома. «И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18: 5), - говорит нам Господь. А вот делать искусственное оплодотворение не стоит, ибо оно противоречит естеству. Господь нам дал другой, естественный способ зачатия и рождения детей, тот, который лучше всего подходит для нас.

Не надо ускорять события. Ведь все доброе, и, конечно, детей, подает нам Бог. И подает нам во благовремении

А еще не надо ускорять события, делая искусственное оплодотворение, потому что это вмешательство в Божественный Промысл. Ведь все доброе, и, конечно, детей, подает нам Бог. И подает нам все во благовремении. То есть тогда, когда нужно, тогда, когда лучше всего. Мы же по своей греховности и своеволию этого часто не хотим понять и принять. И поэтому в спешке пытаемся сделать то, что делает Господь. И у нас всегда получается несравнимо хуже, чем у Бога. Ведь Отец наш Небесный свят и непогрешим, а мы немощны, слепы и греховны.

Поэтому ничего не надо делать самому, но только с помощью и благословением Божиим, которые чаще всего и главным образом преподаются в Церкви, в том числе и через священнослужителей.

У пророка Авраама и Сарры тоже долго не было детей, и Бог им даровал сына - праведного пророка Исаака. Причем в таком возрасте, когда уже физиологически нельзя иметь детей. Также и у праведных богоотец Иоакима и Анны родилась Пресвятая Богородица - «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», как поет Ей Святая Церковь. И у праведных Захарии и Елисаветы родился Иоанн Креститель. «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11: 11), - говорит нам Господь. А все потому, что они всю жизнь жили по воле Божией, святую волю Божию всегда ставили выше своей человеческой воли и своих человеческих желаний.

И мы должны тоже стремиться поступать так же. И тогда и у нас будут рождаться будущие святые, и мы будем жить в святости и увидим многие чудеса от Господа. И увидим главное чудо - что Бог есть бесконечная, всесовершенная, милующая, распинающая Себя и спасающая нас Любовь. Ведущая нас в вечную и бесконечную радость в Царствии Небесном со всеми святыми, от века Богу угодившими. Аминь.

Если Господь не дает детей, конечно, необходимо обратиться к Нему с горячей молитвой. И Церковь знает множество примеров, когда в ответ на молитвы Бог давал благословение и происходило зачатие ребенка.

Если детей в браке нет и брак невенчанный, необходимо повенчаться. Во всех молитвах Таинства венчания испрашивается у Господа благочадие и благодать воспитания детей.

Не лишней будет, как показывает опыт, и паломническая поездка к кому-то из угодников Божиих. Но только чтобы не было так: «Вот к Матронушке съездим, помолимся, а когда ребенок родится, мы в храм дорогу и забудем». Тут тоже искушение есть. Если мы к Господу обращаемся, то молитва должна примерно так выглядеть: «Господи, подай чадо по милости Своей, а мы и свою жизнь Тебе посвятим, и ребенка будем в Православии воспитывать». И если таким образом мышление людей будет выстроено, Господь, конечно, Свою благодать даст.

Когда мы готовили один из материалов о многодетности, то в очередной раз вспомнили известную пословицу: “Если Бог ребенка дает, то и на ребенка дает”. И задумались: хоть и народная, а значит веками проверенная мудрость, но можем ли мы ее использовать в качестве аргумента в разговоре о многодетности? Может быть все совсем не так и в многодетных семьях прожиточный минимум соблюдается только жесточайшей экономией?

И тогда мы решили спросить пользователей интернета, посещающих православные семейные сообщества в жж – так ли это? Приводим их отзывы ниже.

Дорогие читатели, напишите нам в комментариях и о своем опыте!

Юрий: Когда мы в Штатах собирались сына рожать, на нас на моем факультете смотрели как на сумасшедших: аспирантская стипендия с садистской точностью сбалансирована для одного человека, уже с женой на иждивении на нее прожить сложно, а еще и с ребенком – вообще невозможно. И никакой возможности подработки – она со студенческим иммиграционным статусом строжайше запрещена и сам университет этот запрет тщательно контролирует. Не забывая также контролировать и покупку далеко не самой дешевой медицинской страховки на иждивенцев, которая покрывала только около 2/3 тоже весьма недешевой стоимости родов… И все эти расходы не считая “обычных” расходов на ребенка: кроватка-коляска, памперсы-пеленки, переезд в более теплую и более приличную квартиру. Для стороннего наблюдателя дело казалось безнадежным.

Однако как-то мы справились – брали кредиты, платили госпиталю за роды в рассрочку, ругались за каждый доллар со страховиками, покупали многое на руках и в секонд хенде, оформили государственные льготы по жилью и страховке (скрывая от университета, который для иностранцев подобные вещи не поощрял, хотя со стороны закона все было честно). Конечно, было тяжело, иногда казалось, что просто невыносимо. Однако справились и все увидели, что родить ребенка, учась в американской аспирантуре, вполне осуществимо. Это послужило началом локального факультетского “бейби бума”: через год после рождения Петьки детишки появились еще у 3-х аспирантских пар.

Елена, жена Юрия: К тому, что сказал Юра, можно добавить, что начинали мы свою американскую часть жизни с сырого однокомнатного подвала, в котором в стены были жуткие сквозняки, с потолка текли трубы медленной струйкой, в дождь пол, покрытый ковролином, превращался в болото, и грибы росли на стенах с такой скоростью, что мы не успевали их счищать.

Машину водить мы не умели, и денег на нее не было.

Вдобавок ко всему этому у меня был жутнейший токсикоз; такой, что в течение первых полутора месяцев я не могла выйти из дома.

Когда мы пошли в университетскую поликлинику, чтобы спросить совета, что делать, нам молча протянули телефонный справочник, без каких-либо комментариев.

Сейчас Петруничу почти 6. И живем мы в трехэтажном доме с палисадником. Петя говорит на двух языках и учит третий.

Слава Господу за все, через что мы прошли! Очень укрепило и благодаря этому пути мы встретили множество замечательных людей!

Вадим: У меня так и было. Правда, деньги по-настоящему появились немного раньше – примерно через полгода после женитьбы. Можно сказать деньги, работа, потом образование т.д. “с неба свалились”. До того – был безработным.

Кстати – я тогда был в общем-то неверующим и веру получил лет через десять.

Ульяна: А у нас было так: родился первый, у мужа на работе случился кризис и он перестал получать зарплату. Это продолжлаось 7 месяцев. Обзанимались денег.Потом потихоньку стало выпраляться, но мне пришлось выйти на работу. Потом чере 2,5 года родился второй. Опять у мужа на работе кризис. Опять я вышла на работу. А когда младшему был год с небольшим, муж заболел раком. Так что хорошо, что я работу не бросила. Сейчас вроде вылечился, но живем под дамокловым мечем.

Сейчас вроде и денег много, и все есть, а детей уже больше не будет. Третьего, если бы я тогда не рожала, как Бог дает детей, а решила бы подождать пока у нас будет квартира, дача, деньги и т.д., то у нас детей бы вообще уже не было.

Елизавета: У нас, как ни старнно, так и было. Правда, с оговорками – т.е. не то, чтобы мы стали жить намного лучше и легче, но пропорционально количеству членов семьи увеличился и доход. Т.е. все впритык, как и было, но на главное (еда, оплата всяких коммуслуг и садов-секций) хватает. Вот с одеждой (особенно на взрослых) уже посложнее, но это мелочи.

Первая дочка у нас родилась через 2 месяца после дефолта, у нас ничего не было для ребенка, но все появилось. Правда б/у, старенькое, но все, что необходимо. Когда вторая родилась, у папы на работе более менее все стабилизировалось. А когда третья – его уволили, и месяц мы были без работы. Зато потом, папа устроился на стабильную работу.

Короче, если конкретно сравнивать – сейчас мы живем лучше, чем тогда, когда у нас был один ребенок. Не уверена, что это связвно с рождением детей напрямую. Возможно, это связано с взрослением нас, что называется “встаем на ноги” :)) При этом содержать родителей однозначно не имеем возможности.

Елизавета: У нас было так, что перед рождением ребенка меня (студентку) и мужа (аспиранта) пригласили в командировку за необычно высокие деньги в университет в штатах (за мои предыдущие заслуги в том же университете в предыдущей командировке и какое-то невероятно доброе ко мне отношение). Поэтому нам удалось скопить какие-то деньги, чтобы совсем не бедствовать, правда, я работала химиком будучи беременной с 3 по 7 месяц, но там с этим попроще.

Нам отдали много поношенных детских вещей бесплатно.

Но все равно трудно сводить концы с концами – не получается без помощи родителей. Они нам материально ОЧЕНЬ помогают, потому что в Москве очень все дорого, а я не могу работать. Но – мужу тоже неожиданно повезло. Ему нашли полставки в лаборатории, где он аспирант. Однако, хоть это и звучит гордо, но у нас на продукты в месяц уходит больше его зарплаты.

Ольга: Во время моей беременности муж сменил работу.
вещи в большом количестве остались мне от племянника и подруг.
Квартирный вопрос пусть и временно, но решился.

Ксения: Ну, я бы не усматривала здесь автоматической зависимости. Скорее работает принцип “у страха глаза велики” или “глаза боятся, а руки делают”. Когда стоишь перед выбором или перед лицом нового важного факта, последствия оного кажутся катастрофическими. А потом жизнь идет, к факту привыкаешь, правильно сделанный выбор дает чувство уверенности, и как-то все оказывается не таким трудным и страшным, возникают новые конфигурации и варианты, которые помогают справиться и которые не просматривались заранее. Бывают, конечно, и очевидно чудесные истории, но думать, что так будет в каждом случае – наивно.

Мария: Я у родителей старшая из пятерых, поэтому есть что сказать. Сказать, что с рождением каждого следующего ситуация улучшалась не могу. Но всегда все были сыты и одеты/обуты. И не столько отец достаточно денег получал, сколько помогали люди одеждой, продуктами… Были очень тяжелые моменты, но как-то всегда все устраивалось, или мы что-то придумывали. Конечно, по сравнению с малодетными семьями мы имели куда меньше: одежда б/у, питание без разносолов, младший брат моря пока не видел, старшие увидели лишь благодаря родственникам и т. п. Но всегда была взаимная поддержка и любовь, которые помогали преодолеть все невзгоды и недостаток чего-либо.

Татьяна: Будет зайка – будет и лужайка. До моей беременности мы жили более-менее в достатке, но к моменту родов все совпало так неудачно, что первые года полтора буквально считали копейки. А потом вдруг как-то само собой все выправилось.

Валентина: Абсолютно подтвердилось с каждым из трех детей!
Особенно с третьей. Когда я забеременела было плохо со здоровьем – за четыре месяца до начала беременности перенесла микроинсульт. Меня спасло то, что через месяц после него я бросила пить таблетки и начала тренироваться, т.что к беременности подошла уже в неплохой форме.
Материальное же состояние семьи было просто катастрофическое. На еду не хватало и были чудовищные долги.

Я о третьем ребенке мечтала и была счастлива безоблачно. У меня была железобетонная уверенность, что Господь не оставит. Супруг все девять месяцев пытался понять, как мы будем выживать.

Родила я в сентябре. К маю основные долги были розданы, а денег стало хватать даже на тортики.

Причем искрометных чудес не происходило. Нам не дарили огромных денег, клад мы не нашли. Но зарплату мужу стали выдавать исправно и побольше. А потом и вовсе предложили другую работу с повышением, которая устраивала его по всем параметрам. По рекомендации моих (весьма немногочисленных во время беременности) частных учеников набежала еще такая толпа желающих, что с октября по май я работала без выходных, а последний ученик уходил в 21.30. Соответственно и зарабатывала я неплохо.

При том успевали и с детьми пообщаться (хотя меньше, чем хотелось бы)и на соревнования съездить.
Сейчас я тоже не могу согласиться, что ничего не успеваю, кроме работы и детей. Например тренироваться 3 – 4 раза в неделю и бегать марафоны (когда есть снег) я успеваю. Мне это нужно, чтобы быть “в тонусе”, иначе наступает депрессняк от усталости. Мне очень помогают старшие дети. Ну и на няню деньги появились.

Правда я все время переживаю, что не уделяю детям больше времени, все время что-то им не додаю. Но я стараюсь максимально, а дальше – как получится.
Для меня эта истина “Если Бог ребенка дает, то и на ребенка дает” очевидна. И трижды проверена. Причем Он дает не только материальную возможность, но и здоровье и силы родителям. Тоже проверено на себе.

Ольга: Не было такого. Но и проблем серьезных не было, как жили всегда – на жизнь хватало, на излишества нет – так и живем.

Юлия: С первым ребенком мы оба работали в госучреждениях: денег хватило только на самую простую коляску; пеленки-распашонки шила сама; кроватку сломанную нам отдали “за так” на детской ярмарке. Видимо, это подтолкнуло отца искать другую работу. К году ребенка уже купили подержаную машину.

Со вторым – папа уже имел нормальную работу. Машину поменяли на новую. Все необходимое смогли купить.
С третьим будем покупать дом в деревне…

Так что, действительно, материальные проблемы решаются. Не сами, конечно, но и без особых трудностей.

Что касается затрат на самих детей – они уменьшаются с каждым, т.к. знаешь, что действительно нужно, а что – нет (те же врачи,и обследования). Все вещественное остается от братьев-сестер.

Вера: Мы яркий пример резкого роста благосостояния с каждым ребенком.

Правда и начинали мы не с нуля, у нас сразу была своя однушка, но больше ничего. То есть муж работал в гос. учреждении, я через 7 месяцев после свадьбы ушла в декрет и жили мы на очень небольшие деньги, выплывали только благодаря помощи родителей. На ребенке все было б.у., коляска жуткая и т.п.

Со вторым ребенком у нас появилась машина, отремонтировали дом на даче, построили второй этаж (раньше был старый развалившийся покосившийся домишко с одной комнатой на 7 человек), сделали там канализацию, душ, туалет в доме, стиралку, вобщем все удобства.
С третьим ребенком мы (вот буквально сейчас) получили возможность купить трехкомнатную квартиру по себестоимости. Это, конечно, потребует усилий, но вполне реальных.

Трудов мы особых не прилагали, больше трудились наши родные.

А вобщем очевидно, что все это помощь Божия.
А вот со временем да, все очень сложно. Его нет совсем, и сил на детей тоже не хватает. Ощущение, что дети разрывают на части и воют за место под солнцем и за родительское внимание.

Елена: Когда я забеременела, работала в издании, где зарплата была совсем смешная. Муж там же работал. Из съемной комнаты выселяли, – в общем, все не очень весело было.

Ничего, устроилось все с Божьей помощью. Мужу зарплату повысили, квартиру нам сдали соседи свекрови за минимальные деньги. Пособие дали губернаторское – тысяч 20, кажется, по карте. Когда ребенку около года было – начали и мне подворачиваться возможности подработать. Потом постоянная работа появилась уже с пристойной зарплатой. Муж на другую работу перешел – тоже с повышением зарплаты. И так далее…

Про время – сложнее. Было совсем непонятно, кто с ребенком будет оставаться, если начну работать. Но – сначала нашли очень милую няню. Потом знакомая помогла садик найти хороший. И на работе – сперва на одной, потом на другой – начальство пошло навстречу и разрешило работать не с 10 до 18, а с 9 до 17. Между делом умудрилась в Университете восстановиться, почти доучилась уже.

Могу про свою подругу еще рассказать.

Она была такая… воинствующая атеистка всегда. А потом появился мужчина, который потихоньку привел ее к вере. Ничего не буду говорить про моральный облик этого православного мужчины, который исчез из поля зрения, как только узнал, что Татьяна беременна.

А она – ходила в храм, молилась, причащалась. И сохранила ребенка, несмотря на то, что врачи предрекали ей, что все равно она свою девочку не выносит – плохая наследственность у самой Татьяны; что ребенок родится больной – у папы облучение радиационное было, что-то там с составом крови сдучилось; что у нее не только жилья не было – а даже прописки питерской; что зарплата ниже прожиточного минимума…

Выносила, родила, нашлись добрые люди – помогли и с работой, и с жильем временным. Прописку – купила. Дочку Верой назвала. Чудесная девочка, вчера 4 годика исполнилось. Мама к Татьяне приехала из другого города – будут вместе жить, собираются свое жилье покупать.

Для статистики – еще одна моя подруга. Примерно та же история – ни прописки, ни гражданства, ни работы. Папа смылся в неизвестном направлении. Забеременела – появилась работа, сняла жилье, ремонт сделала. Родила – няню нашла, она вместе с Леной и ее Женькой – ровесником и лучшим другом моего сокровища – уже пятый год живет. Даже если трудности появлялись – все с Божьей помощью решалось. Выселили из одной съемной квартиры – нашла другую, еще лучше, потом появилась возможность купить в кредит. Пришлось уйти с работы – через неделю предложили новую, с зарплатой почти на порядок больше.

Слава Богу за все! :)

Кира: Мой муж сильно болел, когда я ждала второго (вторую!). Беспросвет кончился к рождению дочки, а то я была худая, как велосипед; родственники долго ничего не знали, не было надежды на их помощь, вот мы и скрывали, чтоб не терпеть упрёков и непонимания. Теперь мой муж – генеральный директор фирмы, а я стало быть – генеральша:) Квартиру, правда пока снимаем, но это нас не гнетёт ничуть, сколько вместе пережили – знаем, на Кого уповать…

Ксения: Не могу похвастаться благосостоянием. Как начинала жить по минимуму, так и сейчас впритык. Слава Богу муж вкалывает и, хоть с задержкой, ему платят. Когда моя мама была жива, я подрабатывала. Теперь дома практически безвылазно. Его родители не помогают, никак.
Можно ли жить лучше? Конечно! Было бы у всех членов семьи горячее желание. Но выше головы не прыгнешь.
Совершенно верно говорят, что когда хочешь жениться, посмотри внимательно на семью будущей своей половины и, желательно, сняв розовые очки.

Татьяна: Правда. Не то, чтобы совсем само, но как-то решалось. То неожиданно кто-то из добродетелей давал деньги, то муж находил новую, более денежную работу. Господь всегда помогает.

У моей подруги был такой случай, что муж должен был ей с детьми денег принести – дома, ну, совсем ни копеечки не было, а ему зарплату задерживали, и занять было не у кого. Так он на улице двадцать долларов нашел – и как-то продержались.

Виктория: Когда выходила замуж, очень боялась, что будем жить в нищете… Муж работал водителем и получал 550 долларов, плюс неизвестность в отношении разбитой служебной машины: Повесит за нее долг начальник, не повесит?

Батюшке так и говорила: “Боюсь выходить за него, что ребенку на фрукты не будет.”

А он отвечал: “А с чего ты вообще взяла, что Господь тебе ребенка пошлет?”

“Ну да”, – подумала я и успокоилась.

Через 2 недели после замужества поняла, что беременна.
Мужа увольняют с работы. Я спокойна, как никогда. Знакомые знакомого предлагают поработать в компьютерной помощи – у мужа хобби – компьютер. Так он стал ездить по заказам, а прямо перед родами пригласили его в одну фирму приходящим админом, положили оклад, оформили по трудовой, так что и кредит можно взять.
Если с деньгами напряженка, прошу у Бога помощи, сразу мужу какой-нибудь крупный заказ поступает.