Готхольд Эфраим Лессинг (нем. Gotthold Ephraim Lessing). Родился 22 января 1729 года в Каменце, Саксония - умер 15 февраля 1781 года в Брауншвейге. Немецкий поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель. Основоположник немецкой классической литературы.

Родился в семье лютеранского пастора; учился в Лейпциге. Радикальный сторонник разума и просвещения, находившийся в оппозиции к церковной догматике, он не смог найти себе места для службы в Берлине, Дрездене, Вене или Гамбурге с тем, чтобы иметь гарантированный заработок, и был вынужден занять место придворного библиотекаря в Вольфенбюттеле (Брауншвейг) в 1769 году. Его обязанностью было составление каталогов книг, что весьма его тяготило. Лессинг прожил в этом городе 12 лет.

Был масоном. В 1771 году прошёл посвящение в масонской ложе «Трёх Золотых Роз» в Гамбурге. Лессинг является автором фундаментального труда «Gespräche für Freimaurer», написанного в 1778-1780 годах. В этом сочинении он обрушивается с критикой на немецкие ложи, где гнездятся все пороки современности: фантастические измышления неотамплиеров и разглагольствования о бесклассовом обществе. Лессинг полагал, что главное, чем следует заниматься масонам, состоит в обеспечении свободного эзотерического поиска истины.

Ещё через 25 лет, в конце жизни в 1778 году, им была сочинена драма «Натан Мудрый», ставшая проповедью веротерпимости и человечности. Общество уже не сомневалось в правдоподобности сюжета и согласилось с тем, что и среди евреев есть достойные во всех отношениях люди, так как все знали, что прототипом для Натана служил Мозес Мендельсон.

Сохраняя верность принципам просветительского рационализма, Лессинг соединил их с более глубокими взглядами на природу, историю и искусство. История человечества, по его мнению, представляет собой процесс медленного развития человеческого сознания, преодоление неразумия и освобождение от всевозможных догм, в первую очередь религиозных. Лессинг видел назначение человека не в пустом умствовании, а в живой деятельности.

Свобода слова и мнения были необходимы ему для борьбы с существующими феодальными порядками. Он быстро освободился от иллюзий в отношении «короля-философа» Фридриха II и назвал Пруссию «самой рабской страной Европы». Центральное место в творческом наследии Лессинга занимают работы по эстетике и художественной критике. Он дал замечательный анализ возможностей построения образа в словесном и изобразительном искусстве. Выступая против норм классицизма, философ отстаивал идею демократизации героя, правдивость, естественность актёров на сцене. Лессинг обосновал идею действительности в поэзии в противовес описательности («Литература не только успокаивает красотой, но и будоражит сознание»).

Готхольд Эфраим Лессинг (Lessing) (1729-1781) - немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик Просвещения, основоположник немецкой классической литературы. В борьбе за демократическую национальную культуру как средство политического обновления Германии создал первую немецкую «мещанскую» драму «Мисс Сара Сампсон» (1755), просветительскую комедию «Минна фон Барнхельм» (1767). В трагедии «Эмилия Галотти» (1772) осудил социальный произвол, в драме «Натан Мудрый» (1779) выступил сторонником религиозной терпимости и гуманности. Отстаивал эстетические принципы просветительского реализма (книга «Лаокоон», 1766; «Гамбургская драматургия», 1767-69).

Кто из людей премудрым не мнит себя?

Лессинг Готхольд Эфраим

Готхольд Эфраим Лессинг родился в семье пастора 22 января 1729 года, Каменц, Саксония. Своё образование получил в Лейпцигском (1746 - 1748) и Виттенбергском (1748) университетах. Переехав в Берлин, отказался от духовной или университетской карьеры и от покровительства знати, вёл полуголодное существование независимого литератора. В 1760 - 1765 годах он был секретарем губернатора Силезии, прусского генерала Тауэнцина. Совершил неудавшуюся попытку основать театр в Гамбурге (1767 - 68).

Не все те свободны, кто смеются над своими цепями.

Лессинг Готхольд Эфраим

Основной пафос деятельности Лессинга - борьба с идеологией абсолютизма за создание демократической национальной культуры как средства политического объединения страны, уничтожения феодализма и сословности. Утверждая в ранних анакреонтических песнях право человека на радости жизни, драматург в баснях и эпиграммах зло высмеивал нравы знати и немецкого филистерства. В борьбе с классицизмом создал первую в Германии семейную «мещанскую» драму «Мисс Сара Сампсон» (1755) и комедию с национальными характерами «Минна фон Барнхельм» (1767), в которой просвещённая мораль торжествует над сословными и региональными предрассудками.

Недостаток юношей, что они считают себя счастливыми или несчастными более, чем в действительности.

Лессинг Готхольд Эфраим

В трагедии «Эмилия Галотти» (1772) Г. Э. Лессинг гневно осудил деспотизм и произвол феодальных князей. Просветительская проблематика определяла и его публицистическую деятельность (сотрудничество в газете «Фоссише цайтунг», 1751 - 1755; издание «Театральной библиотеки», 1754 - 1758, и др.). Против церковной реакции и религиозной нетерпимости, в защиту гуманности и общечеловеческого равенства направлена драматическая поэма «Натан Мудрый» (1779).

Важнейшая заслуга Лессинга - обоснование учения о динамике и полноте отражения жизни как первоосновах поэзии («Лаокоон», 1766), защита теоретических принципов реалистического театра и драмы. В борьбе с аристократическим придворным театром он отстаивал правдивость и простоту театральных и драматургических форм («Гамбургская драматургия», 1767 - 1769). В философии он явился одним из родоначальников материалистической традиции в Германии.

Непростительная гордость - не хотеть быть обязанным любимому человеку своим счастьем.

Лессинг Готхольд Эфраим

Русский писатель, публицист, литературный критик, один из идеологов революционного движения в России Николай Гаврилович Чернышевский посвятил Лессингу специальную монографию (1857). Высокую оценку деятельности драматурга и философа дали так же: Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Франц Меринг. В 1888 - 1943 годах в Берлине существовал «Лессинг-театр».

Сочинения: Sämtliche Schriften, 3 Aufl., Bd 1 - 23, Stuttg., 1886 - 1924 (Bd 22, Tl 2, 1919, содержит перечень литературы о Лессинге с 1749 по 1919); Gesammelte Werke, Bd 1 - 10, В., 1954 - 58; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1 - 10, СПБ. 1904; Драмы, М. - Л., 1937; Гамбургская драматургия, М. - Л., 1936; Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, М., 1957.

Разговаривая, редко выказывают качества, которыми обладают, скорее выдают те, которых недостает.

Лессинг Готхольд Эфраим

Готхольд Эфраим Лессинг скончался 15 февраля 1781 года, в Брауншвейге, окончив свои дни в скромной должности библиотекаря брауншвейгского герцога.

Готхольд Эфраим Лессинг - знаменитый немецкий писатель, поэт, драматург, теоретик искусства, литературный критик, одна из крупнейших фигур европейской литературы эпохи Просвещения. За ним закрепился статус основоположника немецкой классической литературы; Лессингу наряду с Шиллером и И.В. Гете принадлежит заслуга создания произведений такого уровня, что впоследствии их время назовут золотым веком национальной литературы.

22 января 1729 г. он появился на свет в семействе лютеранского пастора, проживавшем в г. Каменц (Саксония). После окончания школы на протяжении 1746-1748 гг. Готхольд Эфраим являлся студентом Лейпцигского университета (богословский факультет), проявляя больше интереса к театру и античной литературе, чем к учебным дисциплинам. Принимал активное участие в деятельности театральной труппы Каролины Нейбер – позднее именно ею будет поставлена комедия «Молодой ученый», драматический дебют Лессинга.

По окончании университета он в течение трех лет жил в Берлине, не стремясь сделать духовную или научную карьеру и занимаясь сочинением художественных произведений (к этому периоду в его творческом багаже уже было несколько комедий, сделавших его достаточно известным, а также од, басен, эпиграмм и др.), переводами, литературной критикой (сотрудничал с «Берлинской привилегированной газетой» в качестве рецензента).

В конце 1751 г. Готхольд Эфраим Лессинг продолжил образование в Виттенбергском университете, через год получив степень магистра, снова переехал в столицу. Литератор принципиально избегал любой официальной службы, в том числе весьма выгодной, видя в ней угрозу своей независимости, предпочитал жить на эпизодические гонорары. За эти годы работы заработал авторитет как мастер художественного слова и блестящий критик, отличающийся объективностью и проницательностью. В 1755 г. выходит его новое детище - прозаическая «Мисс Сара Сампсон» - первая в национальной литературе семейная «мещанская» драма, сделавшая его по-настоящему известным. Вместе с другими произведениями, в том числе критическими и научными, она вошла в шеститомник «Сочинений». Статус лидера национальной журналистики Лессинг получил благодаря публикациям в основанном им с товарищами литературном журнале «Письма о новейшей литературе» (1759-1765).

На протяжении 1760-1765 гг. Лессинг – секретарь прусского генерала Тауэнцина, губернатора Силезии, с 1767 г. - литературный консультант и критик Немецкого национального театра (Гамбург). Его отзывы знаменовали собой наступление нового периода развития театральной критики. На протяжении 1767-1768 Готхольд Эфраим предпринимал попытки основать в этом же городе свой театр, но затея не удалась. Для получения стабильного заработка Лессинг в 1770 г. устраивается работать в Вольфенбюттельскую герцогскую библиотеку придворным библиотекарем, и с этого события начинается новый период в его биографии, который оказался самым морально тяжелым для писателя. На протяжении девяти месяцев в 1775-1776 гг. он путешествовал с принцем Леопольдом Брауншвейгским по Италии, а все остальное время до 15 февраля 1781 г., даты своей смерти, провел в этом городе, работая на тяготившей его должности придворного библиотекаря.

Лессинг, будучи радикальным сторонником просвещения и человеческого разума, вел непримиримую борьбу с церковной ортодоксальной догматикой, идеологией абсолютизма, видел в демократической национальной культуре средство покончить с феодализмом, политической раздробленностью государства, засильем сословных и других предрассудков. Пафосом этой борьбы наполнены его произведения, среди которых наибольшую известность получили «Эмилия Галотти», «Натан Мудрый», «Минна фон Барнхельм» и др.

Биография из Википедии

Родился в семье лютеранского пастора; с 1746 года учился на богослова в Лейпциге в местном университете, хотя его более занимала античная литература и театр. Он был участником театральной труппы, основанной актрисой Фредерикой Каролиной Нойбер, с которой и поставила своё первое драматическое произведение – комедию «Молодой учёный» (1748). Это вызвало неудовольствие отца, затребовавшего сына домой и разрешившего вернуться в Лейпциг только при условии отказа от театра; однако, Готхольду было позволено перевестись на медицинский факультет.

Радикальный сторонник разума и просвещения, находившийся в оппозиции к церковной догматике, он не смог найти себе места для службы в Берлине, Дрездене, Вене или Гамбурге с тем, чтобы иметь гарантированный заработок, и был вынужден занять место придворного библиотекаря в Вольфенбюттеле (Брауншвейг) в 1769 году. Его обязанностью было составление каталогов книг, что весьма его тяготило. Лессинг прожил в этом городе 12 лет.

Был масоном. В 1771 году прошёл посвящение в масонской ложе «Трёх Золотых Роз» в Гамбурге. Лессинг является автором фундаментального труда «Gespräche für Freimaurer», написанного в 1778-1780 годах. В этом сочинении он обрушивается с критикой на немецкие ложи, где гнездятся все пороки современности: фантастические измышления неотамплиеров и разглагольствования о бесклассовом обществе. Лессинг полагал, что главное, чем следует заниматься масонам, состоит в обеспечении свободного эзотерического поиска истины.

Ещё через 25 лет, в конце жизни в 1778 году, им была сочинена драма «Натан Мудрый», ставшая проповедью веротерпимости и человечности. Общество уже не сомневалось в правдоподобности сюжета и согласилось с тем, что и среди евреев есть достойные во всех отношениях люди, так как все знали, что прототипом для Натана служил Мозес Мендельсон. Знакомство в 1754 году с Лессингом, начавшееся с общего увлечения шахматами, сыграло решающую роль в судьбе Мендельсона, которому Лессинг многие годы оказывал протекцию (их дружеское общение за шахматной доской изображено на картине «Визит Лессинга и Лафатера к Мозесу Мендельсону» Морица Даниэля Оппенгейма).

Философия

Сохраняя верность принципам просветительского рационализма, Лессинг соединил их с более глубокими взглядами на природу, историю и искусство. История человечества, по его мнению, представляет собой процесс медленного развития человеческого сознания, преодоление неразумия и освобождение от всевозможных догм, в первую очередь религиозных. Лессинг видел назначение человека не в пустом умствовании, а в живой деятельности. Свобода слова и мнения были необходимы ему для борьбы с существующими феодальными порядками. Он быстро освободился от иллюзий в отношении «короля-философа» Фридриха II и назвал Пруссию «самой рабской страной Европы».

Центральное место в творческом наследии Лессинга занимают работы по эстетике и художественной критике. Он дал замечательный анализ возможностей построения образа в словесном и изобразительном искусстве. Выступая против норм классицизма, философ отстаивал идею демократизации героя, правдивость, естественность актёров на сцене. Лессинг обосновал идею действительности в поэзии в противовес описательности («Литература не только успокаивает красотой, но и будоражит сознание»)

Сочинения

Одно из ярких произведений «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», в котором Лессинг сравнивает два вида искусства: живопись и поэзию - на примере скульптуры Лаокоона, описанной Садолето, и Лаокоона, показанного Вергилием. Под живописью Лессинг понимает изобразительное искусство вообще.

Также написал:

Пьесы

  • «Минна фон Барнхельм, или Солдатское счастье»
  • «Эмилия Галотти»
  • «Мисс Сара Сампсон»
  • «Натан Мудрый»
  • «Филот»

Другие труды

  • «Басни в прозе»
  • «Материалы к Фаусту»
  • «Гамбургская драматургия»
  • «Воспитание человеческого рода»

Библиография

На русском языке

  • Лессинг Г. Э. Гамбургская драматургия. М.-Л., 1936.
  • Готхольд Эфраим Лессинг. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии / Общая редакция, вступ. статья и примечания Г. М. Фридлендера; Художник З. М. Секач. - М.: Художественная литература, 1957. - 520 с. - (Памятники мировой эстетической и критической мысли). - 75 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Готхольд Лессинг. Воспитание человеческого рода // «Лики культуры»: альманах / Пер. М. Левиной. - М.: Юристъ, 1995.

Память

  • В честь героини пьесы Лессинга «Натан Мудрый» назван астероид (573) Реха, открытый в 1905 году.
  • К 200-летию со дня рождения Лессинга Фридрихом Вильгельмом Хёрнляйном была изготовлена памятная медаль.
  • Лессинг изображён на монетах 3 и 5 рейхсмарок Веймарской Республики 1929 года и на почтовых марках ГДР 1954 года, ФРГ 1961 года.

Лессинг Готхольд Эфраим (1729- 1781гг.)

Немецкий критик и драматург. В XVIII в. вместе с И.В. Гёте и Ф. Шиллером стал творцом золотого века немецкой литературы.

Родился 22 января 1729 г. в Каменце (Саксония) в семье лютеранского пастора. В 1746 г. поступил на богословский факультет Лейпцигского университета, но увлечение античной литературой и театром оставляло мало времени для богословских штудий. Активно участвовал в работе театральной труппы, основанной актрисой Каролиной Нейбер, которая впоследствии поставила первое его драматическое произведение -комедию «Молодой ученый».

Следующие три года Лессинг провел в Берлине, стараясь заработать на жизнь пером. Он преуспел как критик и литератор, некоторое время издавал ежеквартальный журнал по проблемам театра, писал критические статьи для «Фоссише цайтунг», переводил пьесы и создал ряд оригинальных драматических произведений.

В конце 1751 г. он поступил в Виттенбергский университет, где через год получил степень магистра. Затем вернулся в Берлин и следующие три года упорно трудился, утверждая за собой репутацию проницательного литературного критика и талантливого писателя. Беспристрастность и убедительность его критических суждений снискали ему уважение читателей. Опубликованные в шести томах «Сочинения» включали, помимо выходивших ранее анонимно эпиграмм и стихов, ряд научных, критических и драматических произведений, Лессинг включил в книгу новую драму в прозе - «Мисс Сара Сампсон». В1758 г. вместе с философом М. Мендельсоном и книготорговцем К.Ф. Николаи Лессинг основал литературный журнал «Письма о новейшей литературе», и хотя его сотрудничество в журнале продолжалось недолго; его критические оценки взбудоражили застойную литературную атмосферу того времени.

В 1760 г. Лессинг переехал в Бреславль (ныне Вроцлав, Польша) и стал секретарем военного губернатора Силезии генерала Тауэнцина. Здесь он в основном собрал материал для «Лаокоона», изучал Спинозу и историю раннего христианства, а также начал работу над лучшей своей комедией «Минна фон Барнхельм». В1767 г. Лессинг занял пост критика и литературного консультанта в Немецком национальном театре, только что созданном в Гамбурге. В1772 г. Лессинг опубликовал наиболее значительную из своих драм - «Эмилию Галотти».

Позднее он еще раз вернулся к сценическому творчеству, написав «драматическую поэму» «Натан Мудрый», самую популярную из всех его пьес. В 1780 г. Лессинг опубликовал эссе «Воспитание рода человеческого». После краха Национального театра и издательства, которое писатель основал в Гамбурге совместно с И.К. Воде, Лессинг занял пост библиотекаря в Вольфенбюттеле (Брауншвейг).

За исключением девяти месяцев (1775-1776 гг.), когда он сопровождал принца Леопольда Брауншвейгского в путешествии по Италии, остаток жизни Лессинг провел в Вольфенбюттеле, где и умер в 1781 г.

Изу-чал тео-ло-гию в Лейп-циг-ском университете (1746-1748 годы), ме-ди-ци-ну в университете Вит-тен-бер-га (1748; 1751-1752 годы). С 1748 года жил в Бер-ли-не, где в 1751-1755 годах со-труд-ни-чал в газете «Vos-sische Zeitung». В 1754-1758 годах из-да-вал журнал «Те-ат-раль-ная биб-лио-те-ка» («Theatra-lische Bib-liothek») в Лейп-ци-ге. В 1760-1765 годах слу-жил сек-ре-та-рём гу-бер-на-то-ра Си-ле-зии, прусского генерала фон Тау-эн-ци-на в городе Брес-лау (ны-не Вроц-лав). В 1767-1769 годах ве-ду-щий дра-ма-тург Национального те-ат-ра в Гам-бур-ге. С 1770 года Лессинг за-нимал долж-ность биб-лио-те-ка-ря бра-ун-швейг-ско-го гер-цо-га в городе Воль-фен-бют-тель.

Круп-ней-ший пред-ста-ви-тель немецкого Про-све-ще-ния. Де-бю-ти-ро-вал клас-си-ци-стической ко-ме-ди-ей в ду-хе И.К. Гот-ше-да «Мо-лодой учё-ный» («Der junge Gelehrte», поставлена в 1748 году, издана в 1754 году), за ко-то-рой по-сле-до-ва-ли слёз-ные ко-ме-дии «Ев-реи» («Die Juden», поставлена в 1749 году, издана в 1754 году) и «Воль-но-ду-мец» («Der Freigeist», поставлена в 1749 году, издана в 1755 году), сборник анак-ре-он-ти-че-ской по-эзии «Без-дел-ки» («Klei-ni-g-keiten», 1751). Ав-тор пер-вой немецкой ме-щан-ской дра-мы - «Мисс Са-ра Самп-сон» («Miß Sara Sampson», поставлена и издана в 1755 году). В 1758 году совместно с К.Ф. Ни-ко-лаи и фи-ло-со-фом М. Мен-дель-со-ном ос-но-вал литературный журнал «Пись-ма о но-вей-шей ли-те-ра-ту-ре» («Briefe, die neueste Literatur bet-ref-fend», 1759-1765 годы), в ко-то-ром раз-вер-нул по-ле-ми-ку про-тив французского клас-си-циз-ма и его немецкого по-сле-до-ва-те-ля Гот-ше-да.

В трак-та-те «Лао-ко-он, или О гра-ни-цах жи-во-пи-си и по-эзии» («Laokoon, oder Über die Grenzen der Malerei und Poesie», 1766) вы-сту-пил оп-по-нен-том по-пу-ляр-ной в то вре-мя тео-рии по-эзии как «го-во-ря-щей жи-во-пи-си», по-ка-зав прин-ци-пи-аль-ное раз-ли-чие по-эзии и изо-бра-зительных ис-кусств: по-эзия пред-став-ля-ет «дей-ст-вия» (со-бы-тия во вре-ме-ни), а изо-бра-зительные ис-кус-ст-ва - «те-ла с их ви-ди-мы-ми свой-ст-ва-ми» (пред-ме-ты в про-стран-ст-ве); вы-ра-зи-тель-ные воз-мож-но-сти по-эзии ши-ре - ей «дос-туп-ны та-кие кра-со-ты, ка-ких ни-ко-гда не дос-тиг-нуть жи-во-пи-си » (в от-ли-чие от по-след-ней, по-эзия мо-жет изо-бра-жать и «без-образ-ное» без ущер-ба для эс-те-тического чув-ст-ва - например, кри-ча-щий от бо-ли Лао-ко-он у Вер-ги-лия). В цик-ле те-ат-раль-ных ре-цен-зий «Гам-бург-ская дра-ма-тур-гия» («Hambur-gische Dramaturgie», Bd 1-2, 1767-1769 годы), по-ды-то-жив-шем опыт борь-бы Лессинга про-тив за-си-лья французских пьес в ре-пер-туа-ре гам-бург-ско-го Национального те-ат-ра, пред-ло-жил про-грам-му соз-да-ния немецкой национальной дра-ма-тур-гии. Лессинг кри-ти-ку-ет ба-роч-ную «тра-ге-дию му-че-ни-че-ст-ва» (Märtyrerdrama), от-да-ёт пред-поч-те-ние У. Шек-спи-ру пе-ред Воль-те-ром, рас-смат-ри-ва-ет тра-ге-дию как сред-ст-во нрав-ст-вен-но-го вос-пи-та-ния. Из ари-сто-те-лев-ско-го оп-ре-де-ле-ния ка-тар-си-са Лессинг эли-ми-ни-ро-вал по-ня-тие стра-ха и оп-ре-де-лил тра-ге-дию в про-све-ти-тель-ском ду-хе как «по-эти-че-ское про-из-ве-де-ние, воз-бу-ж-даю-щее со-стра-да-ние». Вза-мен клас-си-ци-стических «трёх единств» (смотри Трёх единств тео-рия) Лессинг вы-дви-нул прин-ци-пы ши-ро-ко по-ни-мае-мо-го един-ст-ва дей-ст-вия и прав-до-по-до-бия, тре-буя изо-бра-же-ния прав-ди-вых, «сме-шан-ных» ха-рак-те-ров, а не ус-лов-ных «ге-ро-ев» и «зло-де-ев».

Тео-ре-тические взгля-ды Лессинга на-шли во-пло-ще-ние в ко-ме-дии ха-рак-те-ров «Мин-на фон Барн-хельм, или Сол-дат-ское сча-стье» («Minna von Barnhelm, oder Das Soldatenglück», поставлена и издана в 1767 году), изо-бра-жаю-щей кон-фликт люб-ви и чес-ти на фо-не со-бы-тий Се-ми-лет-ней вой-ны 1756-1763 годов, а так-же в тра-ге-дии «Эми-лия Га-лот-ти» («Emilia Galot-ti», поставлена и издана в 1772 году), где ге-ро-ический сю-жет из Ти-та Ли-вия о рим-лян-ке Вир-ги-нии и ти-ра-не Ап-пии Клав-дии ис-тол-ко-ван как дра-ма бес-прав-но-го по-ло-же-ния лич-но-сти в ма-лень-ком феодальном го-су-дар-ст-ве. В дра-ма-тической по-эме «На-тан Муд-рый» («Nathan der Weise», 1779), сво-ём ду-хов-ном за-ве-ща-нии, Лессинг ре-ши-тель-но вы-сту-пил про-тив ре-лигиозной не-тер-пи-мо-сти. Прит-ча о трёх коль-цах (за-им-ст-во-ва-на из «Де-ка-ме-ро-на» Дж. Бок-кач-чо), рас-ска-зы-ва-е-мая от ли-ца ев-рея На-та-на (его про-то-ти-пом по-слу-жил Мен-дель-сон), вы-ра-жа-ет идею об-щей для все-го че-ло-ве-че-ст-ва ес-те-ст-вен-ной ре-ли-гии гу-ма-низ-ма, к ко-то-рой вос-хо-дят все ми-ро-вые ре-ли-гии. Лессинг за-ни-ма-ет при-ми-ри-тель-ную по-зи-цию ме-ж-ду ре-ли-ги-ей ра-зу-ма и ре-ли-ги-ей от-кро-ве-ния, рас-смат-ри-вая Биб-лию как ис-то-рический этап на пу-ти к об-ще-че-ло-ве-че-ско-му «еван-ге-лию ра-зу-ма». В фи-лософском от-но-ше-нии Лессинг бли-зок Спи-но-зе - его эти-ке «сво-бод-но-го че-ло-ве-ка» и идее «ес-те-ст-вен-ной ре-ли-гии».

Сре-ди других со-чи-не-ний: бас-ни в про-зе («Fa-beln», Bd 1-3, 1759; 2. Aufl., 1777), со-чи-не-ния по тео-ло-гии и фи-ло-со-фии мо-ра-ли [диа-лог «Эрнст и Фальк» («Ernst und Falk», Tl 1-2, 1778-1780 годы); трак-тат «Вос-пи-та-ние че-ло-ве-че-ско-го ро-да» («Er-ziehung des Men-schen-ge-s-chlechts», 1780, не окон-че-на)], пе-ре-во-ды про-из-ве-де-ний Воль-те-ра, Де-ту-ша, Д. Ди-д-ро. Твор-че-ст-во Лессинга, про-ни-зан-ное ду-хом про-све-ти-тель-ско-го сво-бо-до-мыс-лия, кри-ти-ки и по-ле-ми-ки, бы-ло вы-со-ко оце-не-но И.В. Гё-те, И.Г. Гер-де-ром, Ф. Шле-ге-лем; в Рос-сии осо-бый ин-те-рес к Лессингу про-явил Н.Г. Чер-ны-шев-ский.

Сочинения:

Sämtliche Schriften / Hrsg. K. La-chmann, F. Muncker. Stuttg.;

Lpz., 1886-1924. Bd 1-23. B., 1968. Bd 1-23;

Собрание сочинений. 2-е издание. СПб., 1904. Тома 1-10;

Гам-бург-ская дра-ма-тур-гия. М.; Л., 1936;

Лао-ко-он, или О гра-ни-цах жи-во-пи-си и по-эзии. М., 1957;

Werke / Hrsg. H. G. Göp-fert u. a. Münch., 1970-1979. Bd 1-8;

Дра-мы. Бас-ни в про-зе. М., 1972