Градский Александр
94 подбора аккордов

Биография

Александр Градский родился 3 ноября 1949 года в городе Копейске Челябинской области.

Его отец работал инженером на заводе, мать была актрисой драматического театра. В свое время ее приглашали играть во МХАТ, но она вынуждена была уехать вместе с мужем на Урал, куда его распределили после окончания института.

В Москву Градские вернулись в 1957 году. Отец Александра работал на заводе (инженер-механик), мать руководила театральными кружками, а затем была литературным сотрудником в журнале "Театральная жизнь". Из-за чрезмерной занятости родителей Александр до школы жил у бабушки в Подмосковье, в деревне Расторгуево Бутовского района.

В Москве семья несколько лет, вплоть до ранней смерти матери (1963г.), живет в 8-метровом подвале на углу Фрунзенской набережной, в "компании" еще 9 семей. С 1958 г. по 1965 г. Градский, по настоянию родителей, учится в музыкальной школе по классу скрипки (педагог "ученик Е.Ф.Гнесиной" В.В.Соколов). О том, насколько хорош был этот преподаватель, говорит следующий факт: когда Соколов по каким-то сугубо бытовым соображениям был вынужден перебраться в менее престижную школу им. Дунаевского - за ним ушел почти весь его "гнесинский" класс. Мальчику очень нравились музыкальные занятия в школе, но необходимость многочасовых домашних упражнений угнетала.

В общеобразовательной школе отношения с предметами сложились как-то сразу. Все математические дисциплины, физика и химия Саше не нравились, зато история и литература сразу стали его стихией. Он читал запоем прозу и поэзию, а в тринадцать лет написал свое первое стихотворение. Рано (по тем временам) знакомится с западной музыкой (Э.Пресли, Б.Хейли, Э.Фитцджеральд, Л.Армстронг, Ф.Синатра), в советской эстраде отдает предпочтение песням в исполнении М.Бернеса, К.Шульженко, Л.Руслановой, увлекается классическим пением (Карузо, Шаляпин, Джильи, Каллас).

Сашин дядя (брат матери) работал в моисеевском ансамбле (ансамбль народного танца СССР), одном из немногих коллективов, которым разрешали зарубежные гастроли не только в странах социалистического лагеря, но и в крупнейших капиталистических державах. Таким образом, дядя оказался среди тех, кому посчастливилось участвовать в трехмесячных гастролях по Америке. Когда дядя возвращался из-за границы, он привозил не только заграничные вещи, но и пластинки с диковинной музыкой, которую в Советском Союзе имели возможность слушать только партаппаратчики и дипломатические работники. В дядиной коллекции было целых пять или шесть (по тем временам - редкость!) пластинок: Элвис Пресли 57-го года, Луи Армстронг, альбом саксофониста Стива Гетца, какие-то блюзы. Итак, благодаря великолепным дядиным пластинкам и роскошной "фирменной" стереосистеме, Саша уже в 10 - 12 лет получил возможность слушать самую современную, по мировым понятиям, музыку. А ведь он был начинающим музыкантом, мог оценить качество звука и голоса... Сам Александр считает, что именно тогда получил первый рок-н-ролльный импульс, упавший на благодатную почву, - он уже был увлечен творчеством отечественных исполнителей, таких, как Марк Бернес, Клавдия Шульженко и Лидия Русланова. И еще один интересный факт: в тринадцатилетнем возрасте юный Градский пошел в студию "звуковых писем" на улице Горького (ныне - Тверская) и записал песню "Тутти-Фрутти" Литл Ричарда. Однако в социалистических условиях счастливый случай Пресли не повторился, и гибкая грампластинка, по словам Александра, "до сих пор где-то валяется".

Все это впоследствии отразилось в сочинительстве и манере пения. Уже во время учебы в школе Градский пробует свои силы в школьных вечерах, поет, аккомпанируя себе на гитаре и фортепиано, играет в театральном кружке...

В конце 1963 года Градский появляется в интерклубе МГУ и поет вместе с группой польских студентов "ТАРАКАНЫ" на нескольких концертах (в репертуаре два блюза и один рок-н-ролл Э.Пресли). Первая песня, которую Александр Градский исполнил в составе “Тараканов”- твист А.Бабаджаняна “Лучший город земли”.

1964 г. - время переезда в более-менее приличную квартиру и... THE BEATLES ...

В это время было принято решение стать музыкантом, певцом, гитаристом, композитором, поэтом, короче - Александром Градским...

В 1965 г. А.Градский и Михаил Турков организуют группу под названием СЛАВЯНЕ. Позднее к ним присоединяются Виктор Дегтярев (бас-гитара) и Вячеслав Донцов (ударные). Еще через два месяца Вадим Маслов (электроорган). СЛАВЯНЕ третья, по времени создания, советская рок-группа (после БРАТЬЕВ и СОКОЛОВ), ставшая известной и популярной (просуществовала в этом составе не более года). Репертуар коллектива почти целиком состоит из песен "The Beatles" и "Rolling Stones". Александр Градский решил, что только русский язык должен быть основой будущей его музыки и песен отсюда создание им группы СКОМОРОХИ (1966 г.), ориентированной исключительно на песни и композиции собственного сочинения и на русском языке. В 1965 году происходит еще одно значительное событие: Градский пишет одну из известных своих ранних песен "Синий лес", ставшую впоследствии его визитной карточкой. Одновременно он продолжает работу с Дегтяревым и Донцовым в группе под названием СКИФЫ. Первоначально эта группа имеет в составе Сергея Сапожникова (бас-гитара), Юрия Малкова (ударные) и Сергея Дюжикова (гитара) плюс Градский. Ориентиры - инструментальная (биг-бит) музыка. Через пару месяцев Сапожникова и Малкова меняют на Дегтярева и Донцова, затем, вместо Градского, приходит Юрий Валов (впоследствии член американской группы САША И ЮРА). Интересно, что после ухода А.Г. из СКИФОВ его отношения с Донцовым и Дегтяревым не прекратились, наоборот, они организовали группу под названием ЛОС ПАНЧОС и, вплоть до 1968 года, играли на танцах в клубах и школах западные хиты.

Первые СКОМОРОХИ (кроме Александра Градского) это Владимир Полонский (ударные), который впоследствии долгое время играл в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, и Александр Буйнов (фортепьяно), он также попал в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, после чего сделал сольную карьеру. Уникальность этой группы состояла прежде всего в том, что они "ходили по путям, никому до них неведомым". Градский определял "чистоту" идеи, но в остальном все были равны. Исполнялись и песни А.Буйнова ("Аленушка" и "Трава-мурава"), и хиты бас-гитариста Юрия Шахназарова ("Мемуары" и "Бобер"), чуть позднее вошедшего в состав. Сразу после этого А.Буйнов был призван в армию и так и не вернулся в группу...

Вечная нехватка денег для приобретения аппаратуры толкает музыкантов группы на работу в филармониях. Градский принимает предложение тогда начинающего композитора и пианиста Давида Тухманова и выезжает на кратковременные гастроли по стране, играя на гитаре и старательно не показывая вокала, чтобы не "засветиться". Иногда (уже без Тухманова) к нему присоединяются Буйнов и Полонский, иногда они работают в поездке, а А.Г. "покоряет" Москву с ЛОС ПАНЧОС; в 1968 году Градский даже попадает на временную работу в знаменитый ВИА ЭЛЕКТРОН, где заменяет Валерия Приказчикова на соло-гитаре и опять же не поет....

За эти два-три года он проехал почти пол-Союза с самым разным репертуаром и с самыми разными музыкантами и солистами и практически никогда и нигде не пел... Лишь однажды, под рев обалдевшего зала, он спел сольный концерт вместо заболевшего филармонического солиста, назвавшись чужим именем...

Вот такая была идея заработать в поездках деньги на аппаратуру, затем приехать в Москву, подготовить репертуар и "выдать"русский рок-н-ролл...

1969 год " год поступления А.Градского в ГМПИ им. Гнесиных на факультет сольного пения к педагогу Л.В.Котельниковой. Впоследствии он совершенствует свое мастерство в классе Н.А. Вербовой. Педагог по камерному классу " Г.Б. Орентлихер; в оперном классе с ним работают такие мастера, как С.С.Сахаров, Н.Д.Шпиллер и М.Л. Мельтцер. Градский начинает параллельно сольную карьеру, выступая один, под гитару. К этому времени относятся "Баллада о птицеферме", "Скоморохи" и маленькая рок-опера "Муха-Цокотуха".

Начинается знаменательный период, когда Градский, по сути, становится одним из первых экспериментаторов в роке с текстами на русском языке (собственными и известных поэтов). Также он обращается к русскому фольклору.

В 1969г. СКОМОРОХИ играют по-прежнему втроем (А.Г. плюс Полонский и Шахназаров), в 1970 г. к ним присоединяется Александр Лерман, интеллектуал, лингвист и профессиональный музыкант, лидер группы ВЕТРЫ ПЕРЕМЕН (впоследствии, вместе с Ю.Валовым, работает в США в группе САША и ЮРА, одновременно преподает лингвистику в американском университете), а вместо В.Полонского, перешедшего в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, приходит умопомрачительный барабанщик Юрий Фокин (затем уехал в США, в настоящее время священник Русской православной церкви в приходе под Нью-Йорком). Это звездный групповой состав СКОМОРОХОВ. Они свободно поют на три, четыре голоса песни собственного сочинения. Москва покорена раз и навсегда. Равных, как говорится, нет. К сожалению, почти никаких записей того периода не сохранилось...

В конце 1971 года А.Лерман и Ю.Шахназаров (впоследствии основатель группы АРАКС театра Ленинского Комсомола, с именем которого связаны все последующие музыкальные успехи Ленкома, человек, работавший затем руководителем музгруппы А.Пугачевой) за 10 дней до начала всесоюзного фестиваля в г.Горьком покидают Градского и Фокина...

Фокин приводит к Градскому пианиста Игоря Саульского, сына известного композитора и джазмена, и в поезде Москва - Горький, Градский обучает Игоря игре на бас-гитаре и на Всесоюзном фестивале бит-групп “Серебряные струны” в Горьком, поделив первое место с Челябинским “Ариэлем”, “Скоморохи” завоевали 6 первых призов из 8. А три из них - “за гитару”, “за вокал” и “за композицию” - получил лично Градский. Все предыдущие семь лет вместились в двадцать минут фантастического шоу на сцене горьковского ДК. После фестиваля к группе, время от времени, присоединяются флейтист, пианист и вокалист Глеб Май, после сделавший авторскую композиторскую карьеру, и барабанщик из Еревана Армен Чалдранян...

Начинается период первых опытов звукозаписи. Один из членов жюри горьковского конкурса музыковед Аркадий Петров, работающий в то время на радиостанции "Юность", на свой страх и риск, организует студийные записи Градского и СКОМОРОХОВ на радио. Александр Градский первым среди советских рок-музыкантов создает цикл композиций на стихи Бернса и Шекспира - своего рода энциклопедию рок-стилей: от блюза до рок-н-ролла (через 10 лет записано на пластинку).

Тут становится окончательно ясно: СКОМОРОХИ это Александр Градский. О нем и о группе говорят "Голос Америки" и Московское радио, его первые песни звучат на весь Союз.

Начиная с 1972 г., группа становится индивидуальным (наряду с гитарой, вокалом и т.д.) инструментом Градского для утверждения его музыкальных и поэтических идей. Первые записи Градского в студии стали единственными и первыми в своем роде рок-композициями в СССР, записанными студийным многоканальным способом, в которых он выступил как мультиинструменталист, автор всей музыки, некоторых стихов, супервокалист, осуществивший впервые в СССР многократное наложение четырехголосия, а одна композиция ("Только ты верь мне"), впервые за Полом Маккартни, была записана им целиком (партии всех инструментов и голосов)... В том же 1972 г., по предложению Тухманова, он записывает две его песни для LP "Как прекрасен этот мир" ("Джоконда" и "Жил был я"), впервые в Союзе используется при этом 16-канальная аппаратура.

В том же году СКОМОРОХИ выезжают на гастроли в Куйбышев и Донецк. При этом в их составе, специально для поездки, появляются А.Буйнов, Ю.Шахназаров, Г.Май, барабанщик Борис Богрычев...

В конце 1972 года рядом с Градским впервые на сцене мы видим бас-гитариста Юрия Иванова, который, практически по сей день, входит, по мере надобности, в состав СКОМОРОХОВ.

В начале 1973 года Градский и Иванов (И.Саульский к тому времени занялся рядом других проектов, играя попеременно с разными музыкантами и группами, равно как и Ю.Фокин) выступают постоянно вместе, меняя барабанщиков и приглашая на разные концерты то Фокина, то Чалдраняна (в настоящее время Игорь Саульский живет в США, сделав фантастическую карьеру профессионального компьютерщика, менеджера и композитора).

Чехарда с составом, учитывая, что группа (по убеждению А.Г.) должна состоять не более чем из 4-х человек, приводит к поискам, а потом и к приглашению в группу новых участников, как оказалось, постоянных и навсегда истинных друзей Александра Градского, с которыми и были им записаны все основные песни, композиции, музыка к кинофильмам, спектаклям, вокальные сюиты и многое другое... Выдающийся барабанщик, суперджазмен и стилист Владимир Васильков и один из самых сильных саксофонистов и флейтистов Союза Сергей Зенько, вместе с Градским и Ивановым, составили тех СКОМОРОХОВ, которых мы можем услышать в записи и убедиться в мастерстве всей группы и каждого в отдельности.

В 1973 году выходит первый сольный миньон Александра Градского с композициями “Испания”, “Скоморохи”, “Синий лес”, “Подруга угольщика”. В том же году, на одной из студийных записей, опять-таки организованной Аркадием Петровым, в аппаратной появляется приглашенный Петровым режиссер будущей кинокартины "Романс о влюбленных" Андрон Михалков - Кончаловский. Он незамедлительно делает Градскому предложение об участии его в фильме, сначала в качестве певца, а затем автора песен, части стихов и всей музыки...

Небывалый по тем временам случай: 23 - летний композитор (не член Союза композиторов!) получает заказ на музыку к 2-х серийному музыкальному фильму одного из самых известных и талантливых режиссеров страны...

Картина вышла на экраны Союза в 1974 году, в том же году первый LP А.Градского с музыкой из "Романса", за который "Биллбоард" (международный музыкальный супержурнал) присуждает Градскому титул "Звезда года" за 1974 г. за "выдающийся вклад в мировую музыку" (цитата).

В том же году Градский получает диплом об окончании Института им. Гнесиных как "оперный и концертно-камерный певец" (цитата). В том же году становится лауреатом международного конкурса эстрадной песни Братиславская лира.

Карьера А.Г. разворачивается с головокружительной быстротой. Он получает возможность гастролировать по стране, при этом концерты его проходят в переполненных залах при огромном ажиотаже публики.

В огромных дворцах спорта он работает по три-четыре сольных двухчасовых концерта в день, потрясая аудиторию трехоктавным диапазоном голоса, совершенно необычным для того времени репертуаром, жестким, хард-роковым аккомпанементом (в тех случаях, когда с ним группа СКОМОРОХИ), необычайной актерской манерой и т.д. Вся эта работа организована через филармонии, и на творчестве Градского появляется "печать" официального искусства, т.е. рок-музыка может быть официально разрешена. Мало кто помнит, что А.Г. "пробил" эту непреодолимую стену первым, а за ним, в образовавшуюся "брешь", ринулись все остальные рокеры...

В 1974 году Градский заканчивает работу над циклом песен “Размышления шута”.

В 1975 году он работает (по следам "Романса...") над несколькими фильмами, не забывая о записях, участвуя даже в проектах других авторов (Г.Гладкова, В.Терлецкого, Э.Колмановского, М.Фрадкина, М.Минкова и др.). В это же время он поступает в Московскую консерваторию в класс композиции Т.Н. Хренникова и... записывает "Как молоды мы были" А.Пахмутовой и Н.Добронравова (результат вы знаете...). Кстати,эта песня в исполнении Градского единственная, которая была "раскручена" ТВ и Радио. Все остальные его работы по сей день "зажимаются", несмотря ни на какие изменения в политике и повседневной жизни...

В 1976 году Градский сочиняет и записывает первую часть сюиты "Русские песни", а в 1978 г., по совету А.Петрова вторую часть. "Русские песни" первая рок-пластинка в СССР (вышла в свет в 1980 г.) ставшая одной из самых значимых работ в рок-музыке того времени. Стиль альбома определен как "вокально-инструментальная сюита".

Начиная с этого времени, Градский "выдает" одну студийную работу за другой, вокальные сюиты: "Утопия АГ", "Сатиры", "Сама жизнь", "Звезда полей", "Ностальгия", "Флейта и Рояль" на стихи классиков, "Концерт-сюита", "Размышления шута" (сборник записей 1971...74 годов, в котором А.Г. доказывает возможность пения на русском языке в разных рок-стилях), "Монте-Кристо", "Экспедиция" на свои стихи, опера "Стадион" (либретто А.Г. и Маргариты Пушкиной), балет "Человек" (либретто А.Г.), предназначенные для LP, однако выход их в свет постоянно затягивается по "понятным соображениям"..."Рекорд" здесь принадлежит сюите "Размышления шута"; несмотря на выход сингла в 1978 г., вся работа была опубликована спустя 16(!) лет после записи.

А.Г. продолжает гастрольную деятельность, в его репертуаре активно появляются песни на его стихи, иногда сатирические, иногда просто опасные для существующего режима... Он пишет ряд статей в защиту жанра рок-музыки, активно полемизируя с ретроградами и... наживая себе кучу врагов.

Градский начинает преподавательскую деятельность, несколько лет работы в Училище Гнесиных он выпускает курс; следующие несколько лет, уже в Институте Гнесиных, - еще один курс выпущен. Завершился этот этап его работы двумя годами заведывания кафедрой вокала в качестве профессора РАТИ (ГИТИС). По его словам, дальнейшее преподавание возможно лишь при наличии исключительно собственного класса, скорее всего, придется создавать что-то вроде учебного заведения...

1980 год - год смерти Высоцкого становится переломным для А.Г. Он полностью переходит в разряд "протестантов", "замешивая " на роковой музыкальной основе трагическую сатиру и драматическую лирику ("Песня о друге", "Песня о телевидении", "Монолог батона за 28 копеек из муки высшего сорта", "Рассказ человека, который не смог поехать в отпуск на Канарские острова" и др.). Поначалу его не "трогают", затем, в 1983...84 г.г. кое-какие "неприятности" случаются, но всегда голос и талант "принимаются во внимание"... Градского "со скрипом" принимают в Союз композиторов лишь в 1987 году, а первая поездка за границу (в США) состоялась только в 1988 г. на конференцию, вместе с группой деятелей искусства, кино и политики. Он блестяще поет на закрытии конференции американцы устраивают ему 15-минутную овацию...

1987 год. Работа на радиостанции “Юность”. Александр ведет “Хит-парад Градского”. Именно там впервые прозвучали песни “Кино”, “Алисы”, ДДТ, “Облачного края”, Башлачева, “АВИА”, “Зоопарка”, “Секрета”. По определению композитора, его хит-парад был противостоянием “занудному официозу”.

В том же 1988 году уже 25-минутную овацию он слышит в свой адрес и, естественно, в адрес знаменитого дирижера Евг.Светланова и партнеров по сцене, участников спектакля Большого театра "Золотой Петушок", одной из самых сложных для исполнения опер Римского-Корсакова. Партию "Звездочета", труднейшую партию мирового оперного репертуара, А.Г. "щелкает" как орешек...

К этому времени, благодаря поддержке Валерия Сухорадо, директора "Мелодии", он выпускает в свет практически все свои работы в виде LP, пишет музыку к фильмам "Узник замка Иф" и "Искусство жить в Одессе", доведя таким образом количество кинокартин со своей музыкой и песнями до 38! Начиная с этого времени, он постепенно сокращает гастрольную деятельность, полностью переключившись на создание в Москве Театра современной музыки. При поддержке Правительства Москвы он получает здание в центре города, начинает его реконструкцию...

Московское театрально-концертное музыкальное объединение (МТКМО), под его руководством, осуществляет ряд сложнейших проектов, в том числе: организация двух "безумных" сольных концертов в Москве (25 января 1990 г. и 17 марта 1995 г.) с участием симфонических оркестров и оркестров русских народных инструментов, рок-групп и своих друзей по "цеху", выпуск в свет "Коллекции АГ", т.е. 13 компакт-дисков с полным собранием сочинений и записей Александра Градского, создание двух музыкальных фильмов "Антиперестроечный блюз" (1991г.) и "ЖивЬем в России" (1996 г.).

Первые поездки за рубеж дают результаты. Градский работает в совместных проектах и концертах с такими "китами" западной музыки, как Лайза Минелли, Шарль Азнавур, Джон Денвер, Крис Кристоферссон, Дайяна Уорвик, Сэмми Дэвис, ГРЭЙТФУЛ ДЕД, Синди Петерсон в США, Германии, Испании, Греции, Швеции. Наконец, в 1990 году, после одного из совместных с Джоном Денвером концертов в Японии, Градский получает контракт с VMI (VICTOR), ведущей японской фирмой, выпускает под ее маркой два компакт-диска (Metamorphoses и The Fruits From The Cemetery) и дает несколько концертов в Японии с самым разнообразным репертуаром, начиная с собственных песен на русском языке и кончая западными хитами и японскими классическими романсами... Три его балета ("Человек" ,"Распутин" и "Еврейская баллада") ставит Киевский театр балета (балетмейстер Г.Ковтун), а два последних - Театр балета на льду (худрук И.Бобрин). Все эти спектакли "возятся" по Европе и Америке с громадным успехом. Несмотря ни на что, он не останавливается на достигнутом и с упорством продолжает, в прямом и переносном смысле, "строительство" своего музыкального театра.

SHARES

  1. Александр родился 3 ноября 1949 года, в маленьком городке – Копейске, который находится в Челябинской области. Мать была – актрисой, а отец – инженером-механиком. Он был единственным ребенком в семье, потому, маленький Саша купался в любви своих родителей.
  2. В 1957 году семье приходится переехать из тихого городка, в шумную Москву. Там мальчик в возрасте девяти лет поступает в музыкальную школу. В музыкальной школе Саше было очень сложно, в школе от него требовали многого, потому каждый день изнуряли его различными занятиями.
  3. В возрасте четырнадцати лет, он написал свой первый стих. Его любимой группой была – «The Beatles». Став старше он понял, что он хочет связать свою жизнь с музыкой. Поэтому он ежедневно изнурял себя работой, он хотел саморазвиваться и тратил всё своё время на музыку, чтобы найти свой особый стиль.

Юность

  • когда ему исполнилось шестнадцать лет, он уже знал, что хочет быть певцом. И тогда он решает взять фамилию своей матери, и становится участником малоизвестной польской группы – «Тараканы». Песни данной группы часто звучали на многих мероприятиях;
  • в 1969 году окончив школу, он поступает в академию музыки им. Гнесиных. Через пять лет, он с отличием оканчивает университет, там он получил свой первый опыт в сольных выступлениях. В университете он проводил всё своё время совершенствованию и поиску самого себя;
  • он слушал многих известных исполнителей, черпал своё вдохновение Александр, играя на гитаре, он без проблем мог в течение каких-то секунд придумать какой-нибудь стих, а в течение нескольких минут мог придумать и неплохую песню. Музыка была у него в крови.

Музыкальные композиции

  • как только молодой и начинающий певец окончил университет академического пения в Российской академии им. Гнесиных. Его музыкальная карьера медленно, но стремительно набирала обороты;
  • он не боясь, что его могут осудить за весьма необычный стиль, смело экспериментировал с музыкой, делая из неё величайший шедевр. В юношеские годы, он создает свою группу, которую называет – «Скоморохи». Группа гастролировала по всей стране, а популярность самого Градского росла с небывалой скоростью;
  • а в 1971 году группа выступила на фестивале «Серебряные струны», там молодые люди смогли удивить зрителей своей необычной музыкой и стилем, неудивительно, что потом «Скоморохи» получили шесть престижных наград;
  • тогда же он сочиняет две легендарные песни: «Как прекрасен этот мир» и «Как молоды мы были». Эти песни сумели произвести фурор, а самого исполнителя сделали самым уважаемым и узнаваемым исполнителем.

Последующие годы

  1. Помимо написания музыкальных композиций и выступлений на концертах, Александр активно занимался написанием песен к фильмам. Так, он написал песню к фильму «Романс о влюбленных». Написанные песни стали настоящими прорывом в карьере композитора. Музыкальный журнал «Billboard»признал его «Звездой года» за саундтреки к фильму.
  2. В начале 80-х его популярность растёт, но сам Александр решает заняться преподаванием в ГИТИСе. А позже он осуществляет свою мечту, певец стал автором рок-оперы – «Стадион».
  3. В начале 90-х годов он уезжает за границу и начинает развиваться там. И это у него прекрасно получилось, он сумел завоевать популярность за границей. Он сотрудничал с всемирно известными исполнителями.

Участие в программе Голос

В 2012 году он становится наставником программы – «Голос». Около трех лет, он наставлял на правильный путь начинающих исполнителей, среди, которых были: Дина Гарипова, Сергей Волков и Александр Воробьев.

Когда ему приходилось сделать решающий выбор, он приглашал свою дочь Марию, которая помогала своему отцу в решении. Также, благодаря своему многолетнему опыту, он без проблем мог определить возраст молодых людей, которые исполняли песни.

Театральные постановки

Александр Градский – многосторонняя личность, помимо сочинения песен, он занимался и театральными постановками. В конце 60-х годов, он принял участие в рок-опере «Муха-Цокотуха». Но большая популярность к Александру пришла после того, как он стал автором легендарной рок-оперы – «Стадион».

В 1985 году у него появляется возможность написать музыку для первого русского рок-балета «Человек». После удачной премьеры рок-балета, он поработал над двумя другими постановками. В 2009 году, после долгой подготовки к рок-мюзиклу, Александр закончил написание мюзикла – «Мастер и Маргарита», но, к сожалению, она ни разу не была предоставлена зрителям театра. Есть лишь аудиозапись, которая хранится у самого Градского.

Роли в кино

Александр Градский написал музыку ко многим фильмам, которые сумели стать культовыми. Но помимо этого, он активно принимал участие в некоторых известных кинолентах в роли актера. Его дебютом в кино стал фильм – «Визит вежливости», и в 1979 году он сыграл в двух частях фильма – «Камертон». В 1991 году его приглашают сыграть в фильме – «Гений». В общей сложности, Александр Градский сыграл в более двадцати кинолентах.

Фильмография

  1. «Визит вежливости» — 1972.
  2. «Как прекрасен этот мир» — 1972.
  3. «Роман о влюбленных» — 1974.
  4. «Концерт для двух скрипок» — 1975.
  5. «Только ты верь мне» — 1979.
  6. «В песне жизнь моя» — 1979.
  7. «Давай начнем» — 1987.
  8. «Монте-Кристо» — 1989.
  9. «Гений» — 1991.
  10. «Несвоевременные песни» — 1994.
  11. «ЖИВЬЕМ в России» — 1996.
  12. «Бандитский Петербург» — 2000.
  13. «Хрестоматия» — 2003.
  14. «Мастер и Маргарита» — 2009.
  15. «Неформат» — 2011.
  16. «Романсы» — 2014.

Личная жизнь

В личной жизни Градского были и взлёты, и падения. У него за горами три брака. Первый брак состоялся, тогда, когда Градский был молод и женился на своей девушке Натальи Смирновой, однако, этот брак продлился недолго и спустя три месяца пара разбежалась.

  • в 1976 году Александр женился вновь и обрел счастье в лице известной российской актрисы Анастасии Вертинской, и все же и с ней Градский не обрел настоящего счастья, и пара подала на развод;
  • но настоящее свое счастье музыкант обрел чуть позже. Его женой стала обычная женщина, с которой он прожил в браке целых двадцать три года. В этом браке у них родилось двое детей, сын Даниил и дочь Мария. Но, к сожалению, в 2003 году браку пришел конец;
  • в 2004 году он вновь женился на модели Марине Коташенко, которая младше его на тридцать лет. В 2014 году у пары родился их первый общий сын Александр. С другими детьми Александра, Марина поддерживает хорошие отношения.

Как вы относитесь к Александру Градскому? Ждем ваши ответы!

Александр Градский – знаменитая личность, обладающая разносторонними талантами в области поэзии, музыки и вокала.

Родоначальник рока в России, народный артист РФ и обладатель ряда государственных премий, которые были присуждены за выдающиеся заслуги в области театрального, музыкального и эстрадного искусств.

Детство и юность

Александр Борисович Градский родился 3 ноября 1949 года в городе Копейске Челябинской области. Он был единственным совместным ребенком у своих родителей – инженера-механика Бориса Абрамовича Фрадкина и актрисы Тамары Павловны Градской. Детство будущего артиста прошло за Уралом, но в 1957 году его семья переехала в Москву, где он в 9 лет поступил в музыкальную школу.


Обучение в музыкальной школе юный Градский воспринимал через силу – его изнуряли и угнетали ежедневные занятия, но они не отбили страсть к музыке у юного Саши. Не отличался Александр Борисович достижениями и в общеобразовательной школе. В большей степени в детстве он интересовался гуманитарными науками и литературой, что позволило Градскому уже в 14 лет написать первое стихотворение. В том же возрасте будущий деятель искусств увлекся западной музыкой – его фаворитами были музыканты группы .

В 16 лет Александр Борисович уже твердо определился, что станет певцом и музыкантом. Тогда он взял фамилию матери, под которой и прошли первые выступления артиста в составе польской студенческой группы «Тараканы». Первая песня Александра Градского «Лучший город земли» тогда прозвучала на многих концертах регионального масштаба.


В 1969 году Александр поступил учиться на факультет академического пения в Российскую академию музыки им. Гнесиных. В 1974 году он окончил вуз, в период учебы в котором получил первый опыт сольных выступлений. Позднее Градский посещал Московскую консерваторию, где учился у советского композитора .

Музыка

После окончания ГМПИ музыкальная карьера Александра Градского стремительно начала набирать обороты. Он стал одним из первых музыкантов в стране, которые смело экспериментировали в роке с русскоязычными текстами. Еще в студенческие годы создал группу «Скоморохи», репертуар которой состоял из песен Градского.

Со «Скоморохами» Александр Градский гастролировал по стране, собирая полные залы поклонников. Его популярность в тот период просто зашкаливала – музыкант ежедневно давал по несколько сольных концертов длительностью по 2 часа. В 1971 году группа также приняла участие в престижном Всесоюзном фестивале «Серебряные струны», на котором за 20 минут выступления произвела фурор и получила 6 призов из 8.


В тот же период Александр Градский создает легендарные песни «Как прекрасен этот мир» и «Как молоды мы были», которую музыкант не исполнял ни на одном из своих концертов до 1990 года, несмотря на ожидания зрителей.

Сольные песни Александра Градского стали не единственным его направлением в творчестве – музыкант параллельно работал над созданием музыкального сопровождения к ряду фильмов. «Романс о влюбленных», написанный и исполненный лично Александром Борисовичем в одноименном фильме , стал прорывом в творческой биографии Градского.

Александр Градский - "Романс о влюбленных"

За эту композицию в 1974 году он признан «Звездой года» по версии музыкального журнала Billboard, эксперты которого оценили творческую деятельность Александра Борисовича как «выдающийся вклад в мировую музыку».

По словам музыканта, на тот момент он зарабатывал больше, чем другие известные люди, которых можно было увидеть по телевизору. Свои отношения с другими звездами музыки он в шутку называл «нейтралитетом».

Александр Борисович написал музыкальное сопровождение к почти полусотне художественных фильмов, а также к нескольким десяткам мультфильмов и документальных картин. Также участвовал в некоторых картинах и как актер.


В 1972 году Александр Градский сыграл в «Визите вежливости», в 1979-м исполнил камео в 2-серийной картине «Камертон», а в 1991-м – в фильме «Гений». Еще в 20 картинах музыкант исполнил вокальные партии. Также появился в 5 документальных фильмах и 2 видеоклипах.

Александр Градский проявил себя и в фундаментальном формате сценических постановок. В 1967-1969 годах он участвовал в работе над рок-оперой «Муха-Цокотуха».

Гораздо большую известно обрело его следующее творение, тоже рок-опера – «Стадион» (1973-1985). В основу сюжета этой постановки легли реальные события: военный переворот в Чили в 1973 году. Генерал , пришедший к власти, начал массовые репрессии, которые привели к тысячам смертей. Одной из жертв этого режима был певец Виктор Хара, чья судьба и легла в основу рок-оперы.

Александр Градский - рок-опера "Стадион"

В произведении не названы ни имя героя, ни место действия, но вся канва повествования неоднозначно указывает на чилийские события. Роль Певца исполнил сам Градский. Главных героев представили популярные советские артисты – , и .

В конце 70-х годов Александр Градский выпустил несколько пластинок и занялся преподавательской деятельностью в родном институте им. Гнесиных и в ГИТИСе, где возглавлял кафедру вокала.

С 1985 года Александр Борисович работает над музыкой к первому русскому рок-балету «Человек», поставленному по роману .

Балет Александра Градского "Распутин"

После музыкант работает еще над двумя балетами: «Распутин» и «Еврейская баллада». Как исполнитель Градский выступает в 1988 году в Большом театре с партией Звездочета в постановке оперы «Золотой петушок» под руководством дирижера Евгения Светланова.

В начале 90-х годов, когда у Градского появилась возможность выступать за границей, он решил сократить свою гастрольную деятельность, увлекшись развитием Театра современной музыки. Тем не менее, даже по «сокращенной» концертной программе ему удалось завоевать популярность за рубежом – он участвовал в совместных музыкальных проектах с Джоном Денвером, Дайяной Уорвик, Крисом Кристоферссоном и другими всемирно известными артистами.

Александр Градский - "Как молоды мы были"

За музыкальную деятельность Александр Градский в 1997 году удостоился звания Заслуженного деятеля искусств России, а в 2000-м получил высшее почетное звание Народного артиста России. С этой наградой рок-музыканта поздравил лично президент РФ .

Александр Градский продолжает вести активную музыкальную деятельность до сегодняшнего дня. Под его авторством были выпущены 15 дисков. Среди последних работ нельзя не отметить оперу «Мастер и Маргарита» с уникальным составом участников, над которой Александр Борисович трудился более 13 лет.


Работу над рок-мюзиклом «Мастер и Маргарита» композитор начал еще в 90-е годы. Либретто, написанное Павлом Грушко, несколько лет лежало без дела, еще 7 лет Градский работал над мюзиклом, и к 2009 году постановка была готова – но ни разу так и не была показана со сцены.

«Мастер и Маргарита» существует только в виде записи, где роли исполняют звездные друзья Александра Борисовича, а он сам исполнил 4 партии центральных героев. Другие партии достались таким музыкантам, как Иосиф Кобзон, и другим.

Александр Градский - опера "Мастер и Маргарита"

Как утверждал впоследствии Александр Борисович, у него получается заканчивать произведения в срок только при наличии заказчика, а свои произведения автор готов переделывать годами.

С 2012-го по 2015-й Александр Градский участвовал в шоу « » в роли наставника. Он стал представителем золотого состава жюри, куда также вошли , и . На шоу маэстро работал совместно с дочерью – приглашал Машу в качестве советника, когда предстояло сделать решающий выбор.


Александр Градский на шоу "Голос"

Легенда советской и российской рок-музыки несколько сезонов подряд выводил своих подопечных к победе на главном вокальном проекте страны. Среди них – , и . По некоторым сведениям, именно Александр Борисович считался самым высокооплачиваемым судьей проекта. Репортеры озвучивали цифру $ 7 тыс. в день, тогда как у других наставников сумма была в два раза меньше. Так ли это на самом деле, музыканты не комментировали.

Даниил Градский - "Tears In Heaven"

Кроме того, Александр Борисович запомнился участникам и зрителям еще и тем, что по голосовым данным исполнителей определял их возраст. Ошибся музыкант всего дважды: не узнал сына Даниила в 3-м сезоне «Голоса» и не понял, кто за ширмой, когда песню исполнял Дима Билан в 4-м сезоне.

В 2013 году публицист и тележурналист Евгений Додолев выпустил книгу «Александр Градский. The Голос». По словам автора, он собирал материал для издания 20 лет, туда вошли интервью маэстро и высказывания его близких и родных.

Александр Градский - "Маятник качнётся"

Александр Борисович стал основателем музыкального театра «Градский-Холл». Артистами театрального коллектива становятся лучшие участники команды наставника из проекта «Голос», среди которых , Буша Гоман и другие. Вместе с отцом работает и его старший сын Даниил. Молодой человек занимается пиаром, продвижением официального сайта театра.

Личная жизнь

Личная жизнь Александра Градского довольна яркая. Основатель российского рока был трижды женат. Первый брак состоялся в ранней молодости музыканта. Его избранницей стала Наталья Смирнова, с которой в официальных отношениях мужчина прожил всего 3 месяца.


Сам Градский называет этот брак «молодежным поступком».

В 1976 году Александр Борисович женился во второй раз. Его супругой стала актриса , но и с ней рок-музыканту не удалось найти семейного счастья.


С третьей женой Ольгой Градский прожил в официальном браке 23 года. В этом союзе у музыканта родились двое детей – в 1981 году на свет появился сын Даниил, а в 1986-м супруга подарила мужу дочь Марию. В 2003 году и этот брак перестал существовать.


С 2004 года Александр Градский живет в гражданском браке с украинской моделью , которая моложе музыканта на 30 лет. Он всегда отличался юмором и высокой самооценкой, поэтому с девушкой познакомился прямо на улице, пригласив «прикоснуться к истории». Коташенко не узнала звезду советского и российского рока, но перезвонила через две недели. Уже на первом свидании стало ясно – Александр Борисович обаял молодую особу. С Градским Марина почувствовала себя спокойно и легко.


Молодая жена Градского подарила ему в 2014 году ребенка, которого назвали Александром. Рождение сына Александра Александровича прошло в Нью-Йорке в одной из престижных клиник. С другими детьми жена Градского поддерживает ровные отношения. Дочь Градского Мария, которая сейчас живет в Майами, даже сопровождала Марину при поездке в Америку, где проходили роды малыша. Интересно, что Александр Градский-младший появился на свет в день рождения своего деда, Бориса Фрадкина, 1 сентября.


Саша растет под пристальным вниманием мамы – девушка отказывается от предложений кинорежиссеров ради семьи, несмотря на то, что в середине 2000-х окончила актерский факультет ВГИКа. Мальчику приобрели настоящую гитару, но пока детского размера, и Александр Александрович уже освоил песенный репертуар из любимых мультфильмов и детских передач. В будущем родители планируют отдать юного музыканта в соответствующую студию.

Летом 2016-го Интернет облетели фото Градского с женой на пляже. Злые языки называли пару «красавица и чудовище», и даже сам музыкант признавал, что ему повезло, что Марина выбрала его, а не нашла себе пару помоложе.


Сама Коташенко ни разу не становилась поводом для сплетен и не давала повода сомневаться в ее отношении к мужу. Сейчас Александр Градский живет с семьей в Подмосковье в поселке Новоглаголево, где построил дом площадью 400 кв. м, пишет классическую музыку и преподает вокал. Несмотря на свою популярность и активную жизненную позицию, музыкант считает себя маргиналом и аполитичным человеком.

Градский недолюбливает представителей прессы. За надоедливость он прозвал репортеров «журналюгами». Слово прижилось в лексиконе музыканта и ушло «в народ». У композитора действует персональный сайт , где он знакомит поклонников с новинками своего творчества, но в «Инстаграме» аккаунта у музыканта нет.

Александр Градский сейчас

В сентябре 2017 года после перерыва Александр Градский вернулся в проект «Голос» и вновь привел своего подопечного к победе. Обладателем первого места 6-го сезона телеконкурса стал .


Многие поклонники шоу ожидали увидеть маэстро и в следующем сезоне. Но спустя год имя Александра Борисовича не появилось ни в одном из судейских списков трех запускаемых проектов, в том числе «Голосе 60+» и «Голосе. Дети». Сам музыкант новость не прокомментировал.

В ноябре 2018 года стало известно, что Марина Коташенко . Сын Иван стал вторым ребенком девушки и четвертым для Градского. Музыкант и его супруга не комментируют информацию.

Дискография

  • 1972 – «Как прекрасен этот мир»
  • 1974 – «Роман о влюбленных»
  • 1979 – «Только ты верь мне»
  • 1987 – «Давай начнем»
  • 1989 – «Монте-Кристо»
  • 1994 – «Несвоевременные песни»
  • 1996 – «ЖИВЬЕМ в России»
  • 2003 – «Хрестоматия»
  • 2009 – «Мастер и Маргарита»
  • 2011 – «Неформат»
  • 2014 – «Романсы»

Градский Александр Борисович – известный российский певец, композитор и поэт, а также музыкант. Является одним из родоначальников рока в России. С 1999 года стал Народным артистом Российской Федерации.

Детство и юность

Родился Александр Фрадкин (фамилия при рождении) в Челябинской области в 1949 году, в интеллигентной семье. Отец мальчика, Фрадкин Борис Абрамович (годы жизни – 1926-2013), работал инженером-механиком. Мать, Градская Тамара Павловна (годы жизни – 1928-1963), была актрисой и режиссёром, которая являлась выпускницей ГИТИСа.

Именно мать привила сыну любовь к музыке. Она занималась коллекционированием разных пластинок. Две оперы – «Сибирский цирюльник» и «Кармен» в исполнении Фирсовой и Козловского Саша знал наизусть.

Ранние детские годы Саши прошли за Уралом. С четырёх лет мальчик начал читать. В 1957 году семья переехала в Москву. Через год, в возрасте девяти лет мальчик начал посещать музыкальную школу по классу скрипки. Несмотря на большую любовь к музыке, занятия в музыкальном учебном заведении Саше не нравились.

В общеобразовательной школе Саша не отличался особенными достижениями. Любил гуманитарные предметы, особенно уроки литературы. Уже в 14 лет начал писать стихотворения. После смерти матери в 1963 году взял её фамилию. В эти годы юноша жил с бабушкой Марией Ивановной в Московской области. Увлекался западной музыкой. Был поклонником музыкального квартета «The Beatles», а также творчества Элвиса Пресли.

В 16 лет юноша уже точно знал, что свою жизнь посвятит музыке и будет певцом. Начинает выступать в составе польской (студенческой) группы «Тараканы». Его первая песня «Лучший город земли» звучала на многих региональных концертах.

С 1969 по 1974 год молодой человек учился в Академии музыки имени Гнесиных на факультете академического пения. В период обучения в музыкальном вузе получил опыт сольных выступлений. Позже обучался в Московской консерватории у педагога и композитора Хренникова Тихона Николаевича по специальности композиция (1976-1977).

Профессиональная деятельность

В студенческие годы создал группу «Скоморохи», которая исполняла только песни Александра. Гастролировал с ансамблем по всей стране и давал ежедневно по несколько сольных выступлений. На концертах всегда были аншлаги, популярность Александра зашкаливала.

В 1971 году «Скоморохи» приняли участие в фестивале «Серебряные струны», где триумфально завоевали шесть музыкальных призов из восьми. Карьера молодого человека стремительно взлетела вверх. Он стал одним из первых экспериментаторов на российской эстраде, исполняющий музыку и песни в стиле рок.

Прорывом в творческой биографии Александра стало написание музыкального сопровождения к фильмам. Особенно выделялся «Романс о влюблённых» для одноимённой картины режиссёра . За эту песню 25-летний Александр был признан «Звездой года» по версии журнала «Billboard» за выдающийся вклад в мировую музыку. Заработки исполнителя в то время были на много больше других известных и популярных певцов на телевидении.

Интересные заметки:

Александром было написано огромное количество музыкальных сопровождений к мультфильмам и полнометражным кинокартинам. В 1973 году выпустил свою первую грампластинку «Синий лес». Также Александр принимал участие в художественных фильмах как актёр, среди них: «Визит вежливости», «Камертон», «Гений» и другие.

Участвовал в работе над рок-оперой «Муха-Цокотуха» (1967-1969). Известной стала его рок-опера «Стадион» (1973-1985), в основу сюжета легла судьба певца Виктора Хаара, которого в опере изображал Александр. В музыкальном произведении также участвовали такие звёздные артисты, как И. Кобзон, М. Боярский, А. Пугачёва и А. Макаревич. С 1979 по 2009 год работал над рок-оперой «Мастер и Маргарита». С 1987 года – член союза композиторов.

В тридцать лет Александр выпустил несколько пластинок и начал заниматься преподавательской деятельностью в ГИТИСе (на вокальной кафедре) и в родном институте Гнесиных. С 1985 года работает над музыкой к рок-балетам «Распутин», «Человек», «Еврейская баллада».

В 90-х начал гастролировать за рубежом с сокращённой программой. Выступал в таких странах: США, Испания, Швеция, Германия, Греция, Япония и других. Сотрудничал со всемирно известными артистами, такими как Лайза Минелли, Крис Кристоферссон, Джон Денвер, Дайяна Уорвик, Шарль Азнавур и другие. Александром было выпущено более 18 авторских альбомов, среди них:

  • «Только ты верь мне» (1979);
  • «Монте-Кристо» (1989);
  • «Мастер и Маргарита» (2009);
  • «Романсы» (2014).

Александр является обладателем большого количества государственных премий, наград за внесённый вклад в развитие музыкального и театрального искусства. Сегодня музыкант продолжает вести активную творческую деятельность. С 2012 по 2015 год был наставником вокального проекта «Голос». В 2014 году основал музыкальный театр «Градский-Холл», участниками команды которого стали лучшие исполнители конкурса «Голос».

После перерыва в 2017 году, Александр снова вернулся в проект «Голос» в качестве наставника и привёл своего подопечного Селима Алахярова к триумфальной победе на шоу (6 сезона). Сегодня Александр является одним из авторитетнейших профессионалов в музыкальной сфере России.

Личная жизнь

Александр всегда пользовался успехом у женщин. Был женат три раза, подробнее про личную жизнь Градского можно . Первой супругой ещё юного композитора стала студентка Смирнова Наталья Михайловна. Официальный брак с девушкой у Александра продлился три месяца в 1973 году.

Второй женой была актриса Вертинская Анастасия. Познакомились на вечеринке. Молодые люди поженились в 1976 году, расстались в 1980. Третьей супругой была Фартышева Ольга Семёновна (1960 года рождения), с которой Александр прожил в официальных отношениях с 1980 по 2003 год. На время знакомства Ольге было 18 лет. Она была студенткой МГУ и училась на экономическом факультете, жила в общежитии.

В семье родилось двое детей: сын Даниил (1981 года рождения) и дочь Мария (1986 года рождения). Инициатором развода в 2003 году была Ольга, дети остались с Александром. Музыкант поддерживает дружеские отношения с женой.

С 2004 года музыкант находится в гражданском браке с моделью и актрисой Коташенко Мариной Владимировной. Год рождения гражданской супруги Александра – 1980. В середине 2000-ых девушка окончила ВГИК, где училась на актёрском факультете. По специальности Марина не работает, всё время посвящает семье. Познакомились они на улице. Самоуверенный композитор сам подошёл к Марине знакомиться. Тогда девушка с творчеством певца и композитора была совсем не знакома. Марина окончила до знакомства с музыкантом юридический факультет Киевского университета.

В 2014 году 1 сентября Марина родила музыканту сына, которого назвали Александром. Мальчик был рождён в одной из престижных Нью-Йоркских клиник. В ноябре 2018 года супруга родила Александру второго сына – Ивана.

Супруги счастливы в браке и на сегодняшний день проживают в селе Новоглаголеве в Подмосковье, где у них дом площадью 400 кв. м. Сын Даниил на сегодняшний день является музыкантом и бизнесменом. Дочь Мария окончила МГУ и проживает в Майами, по профессии арт-директор и телеведущая.

  • Александр имеет лирический тенор, тенор-альтино. Владеет игрой на таких музыкальных инструментах: фортепиано, гитара, ударные, скрипка, челеста. Всю жизнь работает в основном в таких музыкальных жанрах: рок-опера, блюз-рок, рок-н-ролл, и прогрессивный рок.
  • По телевизору ему нравится смотреть спортивные каналы.
  • Любит футбол, с пяти лет болеет за московский клуб «Спартак».
  • Дядя Александра (брат матери) – Борис Павлович (1930-2002) был солистом ансамбля танца Моисеева.
  • В 2013 году вышла первая биографическая книга о музыканте под названием «Александр Градский. The Голос»
  • Артист считает себя маргиналом и аполитичной личностью. Он недолюбливает журналистов. Любит быть хозяином положения во всём.
  • Музыкант умеет отлично готовить. Он очень любит готовить и есть котлеты. На его вкуснейшие котлеты съезжаются все друзья.
  • Александр имеет свой официальный сайт, на котором можно узнать всю актуальную информацию о творческой деятельности музыканта на сегодняшний день. В Инстаграмме аккаунта у него нет.