По афинским законам женщина была ограничена в политических правах и не могла сама выбирать себе мужа. До замужества она следовала слову родителей, после замужества подчинялась мужу. Браки по любви были редким явлением. Если развода желал супруг, это осуществлялось по первому его требованию, дети оставались у него. Если расторгнуть брак хотела женщина, государство всячески этому препятствовало.

Alcibiades with Hetaerae. Athena Parthenos.


Женщины в основном занимались домашним хозяйством и воспитанием детей, имели ограниченный духовный кругозор, не принимали участия в зрелищных мероприятиях и пиршествах, не вовлекались в общественную и интеллектуальную сферу. Добродетель их заключалась в послушании, верности, скромности и умении быть как можно менее заметными. Такие жены быстро наскучивали мужчинам, и те тянулись к гетерам — интересным, блестяще образованным собеседницам, съезжавшимся в Афины со всего мира, общение с которыми считалось роскошью и высоким удовольствием.

Греческое "ἑταίρα" переводится как подруга, спутница.
Нetaira - это предшественница куртизанки, женщина разносторонне образованная, тонко разбирающаяся в поэзии, музыке, литературе и искусстве, умеющая поддержать интересную беседу на любую тему.
Для гетер существовали специальные школы, где им преподавали не только искусство любви и флирта, но и риторику, литературу, живопись, музыку, обучали уходу за лицом и телом.
Искусство красоты требовало немалого умения, так как девушки не были приучены к этому с детства. Приличным дамам краситься не полагалось и считалось дурным тоном. Знатные матроны могли себе позволить лишь массаж, уход за волосами и притирания восточными благовониями. Гетерам же краситься не только полагалось, но и считалось обязательным. После бурных ночей это помогало маскировать следы усталости. Гетера Аспазия написала "Трактат о сохранении красоты" в двух частях, где привела множество рецептов масок для лица и волос, средств для омолаживания и всевозможные способы ухода за телом, в который тайно с большим интересом заглядывали благородные афинянки.
Макияж гетеры был долгим и сложным и не обходился без помощи служанки. Чтобы выбелить кожу на лицо толстым слоем накладывались свинцовые белила, как это делали японские гейши, щёки подрумянивали соком тутовника или алканны. Ресницы тогда еще не красили, а брови соединяли в сплошную линию, что считалось красивым, и густо подводили сурьмой. Губы и соски подкрашивали кармином, а все волосы на теле удаляли специальными смолами. Специально обученная рабыня завивала локоны и с помощью золотых игл и шпилек укладывала волосы в сложную причёску. Завершала туалет полупрозрачная туника, украшенная живыми цветами. Убранная таким образом гетера в любом возрасте выглядела прекрасной.

Гетера развлекала мужчин интеллектуально и вполне могла отказаться от близости с мужчиной, если он ей не нравился. Социальный статус гетер был очень высок, позволить себе такую роскошь могли не многие, а добиться ее благосклонности было непросто. Чтобы встретиться с гетерой, мужчина писал ей послание на специально установленной в Афинах городской доске - Керамик, и если та соглашалась на свидание, то посылала слугу указать внизу "визитки" время и место свидания.

В античную историю вошли такие имена подруг великих людей, как Белистиха — подруга египетского фараона Птолемея II, Археанасса - подруга Платона, Компаста и Таис - любовницы Александра Македонского, Аспазия - вторая жена афинского правителя Перикла, легендарная гетера Фрина, муза и вдохновительница многих великих.

Леэна из Афин.
Вошла в историю в связи с заговором Гармодия и Аристогитона об убийстве правителя-тирана Гиппия, в который Леэна была посвящена. Заговорщики были раскрыты и план провалился. Гармодий был сразу убит телохранителями Гиппия, Аристогитон сумел скрыться, но вскоре был схвачен, подвергнут пыткам и казнен. Леэна также предпочла смерть предательству и по легенде, перед пыткой откусила себе язык, чтобы не выдать заговорщиков. За это афиняне воздвигли на Акрополе в честь ее статую, изображающую львицу без языка, а еще позже в честь ее воздвигли храм. (Леэна переводится как Львица)

Лаис из Коринфа
Родилась на Сицилии. В возрасте семи лет попала в число пленников армии генерала Никия, была отвезена в Афины и продана в рабство художнику Апелессу. Подросшую девушку он первым посвятил в тайны любви, а через несколько лет, пресытившись, отпустил на свободу. Лаис отправилась в Коринф и окончила там специальную школу для гетер, где обучалась искусству любви, музыке, философии и риторике. Завершив обучение, по древнему обычаю, она пожертвовала доход от своей "первой ночи" коринфскому храму Венеры и осталась в этом городе навсегда.

Ганс Гольбейн Младший. Lais of Corinth. 1526. Базель. Художественный музей.

Лаис считала роскошную гетеру Фрину своей соперницей, все заработанные деньги вкладывала, чтобы также окружить себя роскошью и преуспела настолько, что народ толпами собирался смотреть на ее выезды в свет. Одетая в самые драгоценные ткани Востока, в шикарной колеснице, она блистала и поражала своей красотой и грацией. Слава о ней разлетелась по Греции, Персии и Египту, привлекая богатых поклонников, готовых платить за ее любовь баснословные суммы.
Потерявший от нее голову Демосфен не просто добивался ее любви, но и готов был жениться, а жениться на гетере считалось тогда позорным. Но вздорная и капризная Лаис не оценила жертву и потребовала за ночь 10 000 драхм, зная, что он не имел и десятой части этой суммы. Из мести Демосфен сочинил на Лаис свою знаменитую язвительную речь, которую по сей день считают эталоном ораторского искусства.
Тогда Лаис назло Демосфену предложила себя Ксенократу, ученику Платона, совершенно бесплатно, даже не предполагая как будет разочарована. Ксенократ отказался от нее. Возможно, он просто не интересовался женщинами, но это больно ударило по ее самолюбию. "Я взялась соблазнить человека, а не статую", - сказала Лаис, добавив кое-что нелестное о мужских достоинствах философа, но в веках эта фраза так и осталась в урезанном виде.

Лаис прославилась незаурядным умом, несравненной красотой, чрезмерным корыстолюбием и контрастами в любовном выборе, будучи одновременно любовницей изящного тонкого умом Аристиппа и грубого циника Диогена, которому отдавалась чуть ли не публично.
Плата за ее услуги была огромна. Она была так богата, что передавала часть денег на строительство храмов в своем родном городе. В Коринфе на ее деньги построены храмы Венеры и Афродиты.
Сохранилась биография Лаис, написанная Плутархом, где он описывает ее смерть. Якобы Лаис влюбилась в Гиппострат и оставила Коринф чтобы следовать за ним в Фессалию. Но фессальские женщины не захотели принять в городе распутницу. Они объединились, и заманив ее в храм Афродиты, забили там до смерти.
Коринфяне, в благодарность за царскую щедрость и дары их городу, воздвигли в честь Лаис памятник, изображавший львицу, разрывающую на части барашка. На том месте, где она была убита, была построена гробница с эпитафией: "Славная и непобедимая Греция покорена божественной красотой Лаис. Дитя любви, воспитанная Коринфской школой, она отдыхает на цветущих полях Фессалии". (340 до н.э.)


Lais_in_Hades. Print of Lais. 1902

Sappho.
Знаменитая античная поэтесса с острова Лесбос. Родилась 625-570 до н.э. (все биографические данные очень приблизительны). Ее отец Скамандроним занимался торговлей, был представителем знатного рода и "новым" аристократом. В шесть лет Сапфо осиротела, и родственники отдали ее в школу гетер, где она смогла развить врожденное природное чувство ритма, начав писать оды, гимны, элегии, стихотворные эссе, праздничные и застольные песни.

Фреска в Помпеях
После пришествия к власти тирана Мирсила (612-618 до н.э.) многие аристократы, в том числе род Сапфо, были вынуждены бежать из города. Сапфо находилась в изгнании на Сицилии и смогла вернуться на родину только после смерти Мирсила (595-579 до н.э.)
На Сицилии Сапфо вышла замуж за богатого андрийца Керкиласа, от которого родила дочь. Муж и ребенок Сапфо прожили недолго. В честь дочери Сапфо написала цикл стихов.


Густав Климт. Сапфо с дочерью. Венский исторический музей.

Сафо приписывают страстную любовь к юноше Фаону, отказавшему поэтессе во взаимности, отчего она якобы бросилась в море с Левкадской скалы. Выражение "броситься с Левкадской скалы" стало поговоркой, означающей "окончить жизнь самоубийством от отчаяния".

Женщины на острове Лесбос пользовались большей свободой, чем в остальных частях Греции, не имели почти никаких социальных ограничений, даже часть семейного имущества могла передаваться по женской линии. Как и мужчины, они могли объединяться в содружества - фиасы. Сапфо возглавляла культовый фиас в честь Афродиты, который называла "своим домом муз". Одной из целей фиаса была подготовка к замужеству знатных девушек, которых там обучали музыке, танцам и стихосложению.


Рафаэль. Sappho. 1510—1511. Ватикан.

О лесбийских отношениях Сапфо ходило немало вымыслов и неоднозначных мнений, толковавшихся превратно. Именно здесь, на острове Лесбос было заложено понятие лесбийской любви. Слово лесбиянка по происхождению также связано с Сапфо и ее фиасом.
Однополая любовь между женщинами считалась такой же нормой в социально-культурной традиции того времени, как и однополая любовь мужчин, никто не осуждал спартанских эфебов или Сократа за его отношения с учениками.
В узком кругу фиаса девушки писали друг другу стихи откровенного страстного содержания, отражающие древние культы женственности, свободы чувства и действия. Это было что-то вроде литературно-поэтического соревнования. Такая поэзия в узком женском кругу естественным образом приобретала откровенное содержание.

Яркая, эмоциональная, страстная и мелодичная манера письма Сапфо оказала влияние на творчество многих поэтов ее времени и будущих эпох. Ее поэзия пользовалась уважением и почитанием Алкея, Солона, Платона и Горация, Катулла. Ммитиленцы помещали на своих монетах ее изображения.
Солон, услышав на пиру одно из ее стихотворений, тотчас выучил его наизусть, добавив, что "не желал бы умереть, не зная его на память". Сократ называл ее своей "наставницей в вопросах любви" (уж кого он только не наставлялся)), Страбон говорил, что "напрасно искать во всем ходе истории женщину, которая могла бы выдержать хотя бы приблизительное сравнение с Сапфо в поэзии".
Платон назвал Сапфо десятой музой:
"Девять лишь муз называя, мы Сапфо наносим обиду. Разве мы в ней не должны музу десятую чтить?"

Alma Ser Lourens. Сапфо и Алкей.

Таис афинская
Таис вошла в историю как возлюбленная Александра Македонского, сопровождавшая его во всех военных походах. В отличие от Фрины, вечно закутанной в плотные одежды, Таис не прятала своё тело, а гордо выставляла напоказ, проезжая обнаженной по улицам покоренных персидских городов. Во многих исторических источниках можно найти сведения о том, что именно Таис была зачинщицей пожара в захваченном Александром царском дворце в Персеполе. Во время празднования победы над персами, Таис обратилась к Александру и всем пирующим с воззванием сжечь царский дворец.
Ее речь была очень пылкой, дерзкой и воинственной. Играя на тщеславии Александра, она сумела убедить его в том, что из всех великих дел, этот смелый поступок будет самым прекрасным - как месть Ксерксу, предавшему огню Афины, месть варварам. Она взывала к тому, что хочет получить хоть небольшую награду за все те лишения, которые испытала в скитаниях по Азии, и наградой ей будет разрешенение Александра позволить ей собственноручно, на глазах у всех первой поджечь дворец.
"И пусть люди говорят, что женщины, сопровождающие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота!". Ее слова потонули в гуле одобрения и рукоплесканий захмелевших воинов. Александр первым метнул свой горящий факел, а следом за ним Таис и все остальные.
Огромное строение из кедра сразу заполыхало и дворец вскоре был полностью уничтожен.

Александр Македонский с гетерами в захваченном Персеполисе.
Таис призывает царя предать дворец огню. Рисунок Г.Симони

Почти нет сведений о судьбе Таис после смерти Александра. Известно, что после возвращения в Египет Таис стала второй женой царя Птолемея I и родила ему двоих детей.

Campaspe.
Легендарная гетера, чьи многие изображения историки до сих пор не могут отделить от изображений Фрины. Плиний полагает, что не Фрина, а именно Кампаспа послужила Апеллесу моделью для Aphrodite Anadyomene. В 1960 году раскопали хорошо сохранившуюся фреску в Помпеях, где изображен похожий сюжет с Венерой и некоторые исследователи считают, что эта фреска может быть римской копией картины Апеллеса, попавшей в коллекцию кого-то из римских полководцев. Другие исследователи настаивают на том, что моделью служила именно Фрина, которая вошла в историю, хорошо при этом заработав на позировании.


John William Godward. Campaspe. 1896.

Кампаспа была любовницей и первой женщиной, которой по настоящему увлекся Александр Македонский. О Кампаспе оставил свидетельство Плиний Старший: "Александр, восхищаясь её выдающейся красотой, привлек Апеллеса нарисовать Кампаспу обнаженной. Она была самой любимой из всех его гетер. В процессе работы Апеллес страстно влюбился в свою модель.

Charles Meynier. 1822. Apelles, Alexander and Pancaspe.

Александр, решив, что великий Апеллес сможет как художник оценить красоту Кампаспы лучше него самого, преподнес Капмаспу ему в подарок. Так он доказал себе, что велик не только в отваге, но еще более велик в самообладании и щедрости." (Pliny the Elder).

Ланглуа. Александр уступает Компаспу Апеллесу. 1819.


Оттин. Кампаспа раздевается перед Апеллесом по приказу Александра. Фасад Лувра.


Жак-Луи Давид. Апеллес пишет Кампаспу в присутствии Александра. 1813. Рисунок на бумаге, акварель, чернила. Sotheby’s.


Jacques-Louis David. Alexander the Great Presenting Campaspe to Apelles.
Wood, (96 x 136 cm.) Musee des Beaux-Arts, France.


Giovanni Battista Tiepolo. Alexander the Great and Campaspe in the Studio of Apelles. 1740.


Apelles Painting Campaspe. 1720.

Gaetano Gandolfi.Alexander Presenting Campaspe to Aptlles. 1797.

Jodokus Winghe. Apelles paints Campaspe. 1686.
(210 x 175 cm.)Венский исторический музей.

    Греч. hetaira, другиня, от hetaireuo, беседовать, быть в обществе с кей. У древних греков, наложница, в отличие от законной жены. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д.,… … Словарь иностранных слов русского языка

    Публичные женщины древней Греции. До Перикла Г. были лишь рабыни, но затем попадают в эту среду и свободные девушки, особенно чужеземки, которые известной степенью образования, тонкостью в обращении и умом собирали около себя лучших мужей того… …

    - (от греч. hetaira подруга, любовница), в Др. Греции образованные незамужние женщины, к рые вели свободный, независимый образ жизни. В Коринфе, Афинах и др. городах существовали школы Г., в к рых специально отобранные юные девочки учились музыке,… … Сексологическая энциклопедия

    - Έται̃ραι, amicae, y греков назывались блудницы, которые впервые в большом числе появились в Коринфе (в связи с культом Афродиты, см. Ίερόδουλοι, Иеродулы); со времен Солона, видевшего в них, между прочим, средство для охранения… … Реальный словарь классических древностей

    Гетеры - женщины различ. соц. рангов, ведущие свободный, независ. образ жизни. Известные Г. были, как правило, хорошо образованы, знали музыку, философию, лит ру и т.д., играли замет. роль в обществе. К знаменитейшим Г. причисл. Аспазию, подругу … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Гетеры - (греч. спутницы), женщины различных социальных рангов, ведущие свободный, независимый образ жизни. Известные Г. были, как правило, хорошо образованы, знали музыку, философию, литературу и т. д., играли заметную роль в обществе. К… … Словарь античности

    Не следует путать с Геттер … Википедия

    Краснофигурная пелика вазописца Полигнота. Юноша рассчитывается с гетерой. Ок. 430 г. до н. э … Википедия

    - «Голова Афродиты» Фрина (др. греч. Φρύνη, ок … Википедия

    Каковы бы ни были формы половых отношений в первобытном обществе (см. Гетеризм), быт Ж. на этой ступени человеческого развития мало отличался от быта мужчин. История сохранила нам предания об амазонках (см.), о борьбе мужчин и Ж., о войнах из за… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Камасутра. Эликсир любви , Чандвани А.. Древнеиндийское произведение санскритской письменности IV века, составленное ученым-богословом Ватсьяяной, представляет собой трактат об искусстве любви, где подробнейшим образом описан…
  • Александр Македонский и Таис. Верность прекрасной гетеры , Ольга Эрлер. Имя Александра Македонского до сих пор волнует человечество. О нем пишут книги и снимают фильмы. В романе Ольги Эрлер Александр предстает не только как великий царь, но и как человек,…

Изначально гетерами становились рабыни, которых хозяйки учили прислуживать мужчинам-господам и обучали разным наукам. Тем не менее, позднее профессию гетер стали выбирать для себя и свободные . Она была не только популярной, но и почетной. Демосфен даже говорил, что столь же необходима гетера для душевного комфорта, как необходима рабыня для плотских утех.

Нередко гетеры играли очень важную роль в общественной жизни города. Они были хорошо образованны, талантливы, красивы и умны, поэтому могли судить о политических событиях, а также давать ценные советы. Нередко куртизанки открывали в своих домах «вечера» и принимали каждую неделю гостей – поэтов, политиков, философов, скульпторов. Они могли влиять на судьбы людей, помогали заводить полезные связи и решать важные вопросы.

Гетеры могли выходить замуж, однако в большинстве случаев они предпочитали оставаться незамужними. Чаще всего у таких женщин были богатые покровители, которые содержали их и обеспечивали всем необходимым. Нередко любовников гетеры превращали в спутников жизни, и оставались с ними подобно супругам. Однако благосклонность таких женщин обходилась очень дорого. Поклонники назначали гетерам свидания, если были готовы заплатить установленную ими цену, однако девушки могли как согласиться, так и отказаться от встречи в зависимости от того, нравился ли им мужчина. Многие из представительниц этой профессии были очень разборчивы.

Что должны были уметь гетеры

Ошибкой было бы полагать, что гетеры продавали свои тела, подобно ночным бабочкам. Напротив, в то же время наравне с ними существовали и женщины для любовных утех. Гетеры же были хороши не только в плотских наслаждениях, но и в общении. Ум, хорошее образование, умение четко и правильно выражать свои мысли, были основой образа гетеры. Эти женщины не только соблазняли мужчин, но и утешали их в горе, давали советы, учили новому, повышали уровень их образования. Яркими примерами могут служить Клеонисса, написавшая несколько работ по , которые, увы, были утеряны вместе со многими ценными трудами времен античности, а также Пигарета, известная среди современников благодаря потрясающему таланту в области математики. Стоит упомянуть и умную гетеру Аспасию, покорившую своей образованностью и красотой военачальника Перикла.

Многие гетеры умели не только рассуждать на научные темы, но также красиво петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, позировать для художников и скульпторов.

При всей современной моде на толерантность, современному человеку крайне трудно понять психологию и социальные отношения, царившие в древнем обществе. Особенно, если для них нет никаких сегодняшних аналогов. Для этого мало знать сумму фактов, необходимо проникнуться духом времени, изучить верования и обычаи народа, иногда даже понять его язык.

Долгие годы эталоном древней культуры была Эллада, Древняя Греция. Это действительно так. Этот народ обогатил человеческую цивилизацию совершенно новыми взглядами на окружающий мир и общество. Греки изобрели демократию, в истории навсегда осталось имя правителя Афин великого демократа Перикла, и всегда рядом с ним упоминается его жена, знаменитая гетера Аспазия.

А ведь это странно. Если присмотреться к истории Древней Греции, то обнаружится явный дефицит реальных женских имен (персонажей Илиады и Одиссеи принимать в расчет не будем). В нашей памяти сразу всплывают Аспазия, Таис, Сафо – подруги великих ораторов, полководцев и философов.

Хотя афинское общество было на тот момент самым демократичным в мире, но это была демократия для мужчин. Только они имели избирательные права, только они занимались гимнастикой и философией, только они владели имуществом. Афинские женщины воспитывались, как продолжательницы рода, и больше ничего. После замужества они жили на женской половине дома, в гинекее, не общаясь с другими мужчинами. Эта жизнь не добавляла им ни красоты, ни ума. Такое отношение к женщине у греков прекрасно уживалось с культом женской красоты и чувственной любви, олицетворением которой была богиня Афродита, персонально отвечавшая за эти стороны бытия. Греческая религия практиковала и ритуальную проституцию, и пьяные оргии под видом служений богу вина Дионису. Но греки первыми, пожалуй, поняли какое утонченное наслаждение доставляет общение с умной, тонкой, внимательной женщиной. И ввели в социальную структуру своего государства институт гетер.

Для этой цели специально отбирали девочек, способных к музыке и танцам. Их обучали в специальных школах при храме Афродиты пению, игре на музыкальных инструментах, литературе. Они занимались гимнастикой. И множеству женских секретов, помогающих понять мужчин и поднять их самооценку. Гетера вовсе не обязана была отдаваться за деньги, для снятия сексуального напряжения существовало множество других способов. Им платили за общение, тонкую и умную беседу, прекрасный танец и песню. Мужчины оттачивали свой ораторский дар, демонстрировали глубину и остроту ума. В гетер влюблялись без памяти и от любви кончали с собой. Не было ничего зазорного в том, чтобы жениться на гетере, но очень немногие решались на это. Соседство с яркой и талантливой женщиной обязывает ко многому, не каждому по силам такая ноша. Надо было быть Периклом, чтобы не побояться такого соседства. Современники с удивлением вспоминали, что, уходя из дома, он непременно целовал жену. Для его времени это было просто сенсацией. Кстати, когда неблагодарные афиняне изгнали его, Аспазия уехала с ним, хотя никто ее к этому не принуждал. Она осталась верна своему предназначению – поднять и поддержать дух мужчины в самые сложные моменты его жизни.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова гетера

гетера в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

гетера

гетеры, ж. (греч. hetaira, букв. подруга).

    В древней Греции - незамужняя Женщина, ведшая свободный образ жизни, привлекавшая мужчин своими артистическими способностями и образованием (истор.).

    Женщина легкого поведения, кокотка (книжн., эвф.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

гетера

[тэ], -ы, ж. В Древней Греции: незамужняя женщина, обычно с артистическими -способностями, ведущая свободный образ жизни.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

гетера

    Незамужняя образованная женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни (в Древней Греции).

    перен. устар. Женщина легкого поведения.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

гетера

ГЕТЕРА (от греч. hetaira - подруга, любовница) в Др. Греции образованная незамужняя женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни. Позднее гетерами назывались также проститутки.

Гетера

(греч. hetaira ≈ подруга, любовница), в Древней Греции образованная незамужняя женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни. Некоторые Г. играли значительную роль в общественной жизни. В домах Г. собирались многие выдающиеся древнегреческие политические деятели, поэты, скульпторы и т. д. Термином «Г.» обозначались также и проститутки.

Википедия

Гетера

Гете́ра - в Древней Греции женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни, публичная женщина, куртизанка . Первоначально главным образом из рабынь, позже также свободные женщины. Известные гетеры были, как правило, хорошо образованы.

Первоначально термин относился к древнегреческому социальному явлению, позже в переносном смысле распространился на другие культуры. В Древней Греции термин применяли к образованной незамужней женщине, ведущей свободный и независимый образ жизни. Некоторые из них играли значительную роль в общественной жизни. В своих домах гетеры устраивали встречи многим выдающимся древнегреческим политическим деятелям, поэтам, скульпторам и т. д. Как правило, гетера находилась на содержании у богатого покровителя. За их благосклонность платили большие деньги. Сохранились каменные плиты, на которых мужчины высекали цену, предлагаемую той или иной. Но это не было проституцией в традиционном понимании, т. к. гетеры жили половой жизнью только с теми покровителями, которых любили, параллельно с ними существовали и проститутки. Древнегреческий оратор и политический деятель Демосфен говорил, что уважающий себя грек имеет трёх женщин: жену - для продолжения рода, рабыню - для чувственных утех и гетеру - для душевного комфорта.

Гетера могла выходить замуж. Так, знаменитая гетера Аспасия, известная умом, образованностью и красотой, стала женой известного военачальника М. Перикла. Гетеру, как правило, воспитывала хозяйка из своей рабыни, она обучала её и отпускала на волю или отдавала достойному покровителю.

Примеры употребления слова гетера в литературе.

Две другие части рельефа изображают двух женщин слева обнаженная гетера играет на авлосе, справа - женщина, одетая в пеплос, совершает обряд жертвоприношения.

Собрании, будто Алкивиад потому погубил все дело и потерял суда, что с унизительным легкомыслием распорядился своими полномочиями, передав командование людям, которые заняли при нем самые высокие посты благодаря лишь умению выпивать и матросскому бахвальству, передал для того, чтобы самому беспрепятственно наживаться, плавая, куда вздумается, пьянствовать да распутничать с абидосскими и ионийскими гетерами , - и все это когда стоянка вражеских судов совсем рядом!

Среди многочисленных злоупотреблений и беззаконий, которые тогда творились, больнее всего, как сообщают, уязвил афинян приказ безотлагательно раздобыть двести пятьдесят талантов, ибо, увидев, что деньги собраны - а взыскивались они с неумолимою строгостью, - Деметрий распорядился передать все Ламии и другим гетерам на мыло, румяна и притирания.

Именно французские гетеры были застрельщицами кровавого карнавала, на три дня погрузившего все Макондо в состояние безумия и предоставившего Аурелиано Второму случай познакомиться с Фернандой дель Карпио.

Правда, обещать гетере за короткую связь талант серебра, подобно Филопатру, македонец не мог.

Нечто подобное случилось и с граммофонами, которые были привезены веселыми французскими гетерами на смену устаревшим органчикам и нанесли серьезный ущерб доходам местного оркестра.

В силу обязательности супружеской жизни мужчины убегают к гетерам и сладострастницам, чтобы восстановить свою сексуальную восприимчивость.

Обеих гетер , одетых в яркие хитоны, Таис - в золотисто-желтый, а спартанка - в черный, как ночь, удивительно оттенявший золотую рыжину ее волос, заметили сразу.

Главная гетера небес Урваши назначена соблазнять мудрецов, когда они достигают слишком высокого совершенства в могуществе с богами.

Он создал две статуи Афродиты с одной и той же модели, гетеры Фрины, - одетую в пеплос и нагую.

Если вокруг тебя много истинно храбрых и сильных мужчин, ты можешь считать себя в полной безопасности, - смеясь, отвечала ей гетера , - они ведь эллины и, особенно, спартанцы.

Среди учеников Анаксагора были трагик Еврипид, блестяще образованная гетера Аспазия и Перикл, с именем которого связана классическая эра афинской демократии.

Такие гетеры , как Аспазия и Леена, отличались, должно быть, далеко не дюжинными умственными способностями, если могли приобрести такое огромное влияние на политическую и эстетическую жизнь своей родины.

В эпоху Александра такой женщиной могла быть только гетера высшего класса.

Знаете ли вы, - поддразнил Гефестион, - что такое гетера высшего круга в самом высоком городе искусств и поэзии во всей Ойкумене?