Существует миф о начале всех вещей от богини Эвринома и северного ветра, который богиня превратила в большого змея Офион, а сама стала голубкой и снесла яйцо, из него возникла Вселенная - солнце, луна, планеты, звезды и земля со всем, что на ней. Впоследствии Эвринома с Офион поселились на горе Олимп, но Эвринома разгневалась на змея, потому что он утверждал, что сам создал Вселенную, и сбросила его с горы в подземную тьму.

В других рассказах говорится о возникновении мира по "первоначальной" реки Океана или о том, как богиня Ночь снесла яйцо, а из него вышел бог мирового порядка Эрот, который позже стал богом любви. Наконец, в более поздних мифах уже не идет речь о яйце, а о первоначальной богиню Гею - мать Зевса, которая создала бога Урана - отца Неба, а потом родила все, что есть на свете.

Сначала был Хаос. Одни считали его какой-то божественным существом, но без определенной формы. Другие - и таких было большинство - утверждали, что это большая бездна, полная творческой силы, словно единственная беспорядочная масса, большая и темная, смесь земли, воды, огня и воздуха. С той наполненной бездны, таила в себе все зародыши будущего мира, вынырнули два мощных божества - первых царское супругов богов: Уран - Небо и Гея - Земля. От их брака родилось первое поколение богов, так называемых титанов - шесть братьев и шесть сестер. Старший среди них был Океан, бог могущественной реки, широким голубым кольцом опоясывала всю землю. младшими

братьями титанов были циклопы (одноглазые) и гекатонхейры (сторукие). Не надеясь от них ни благодарности, ни уважения к своей родительской власти, Уран сбросил их в бездонную пропасть Тартар , где находилась печальная дом Ночи , окружена непроницаемыми облаками.

Гея слышала стон титанов, доносившийся из недр земли, возненавидела преступного мужа и устроила заговор против его жестокой власти. Уговоров матери послушался самый молодой из титанов - Кронос, который еще был на свободе. Вооружившись железным серпом, он подстерег Урана, напал на него, позорно искалечил его и сбросил с небесного трона. Из крови бога появились три ужасные богини мести - Эринии, со змеями на голове вместо волос.

Вместе с богами родился мир. Над землей, твердой суше выделилась из хаоса, светило молодое солнце, а из облаков падали щедрые дожди. Поднялись первые леса, и землю покрыла большая пуща. На холмах блуждали животные. Постепенно все стало приобретать знакомого вида. Ручьи нашли свои гроты, а озера - удобные котловины; на фоне неба вырисовывались снежные гребни гор. Звезды мелькали в ночном пространстве, а когда они бледнели, наступал рассвет.

Миром правил Кронос со своей женой Реей. Большинство своих порабощенных братьев он оставил в безднах Тартара. Он всегда помнил проклятие отца, который предсказал, что у него сын займет власть. Поэтому каждого ребенка, которую рожала Рея, Кронос сразу глотал. Уже пятеро детей было в страшной титановой утробе. Но когда родился Зевс, будущий обладатель богов, Рея дала поносом камень, завернутый в пеленки. Он проглотил камень, думая, что глотает сына. А между тем Рея спрятала сына в пещере на о. Крит. Зевс рос под опекой горных нимф, кормили его молоком козы АМАЛТЕЯ. Когда коза сломала себе один рог, Зевс взял его в свои божественные руки и благословил, и с тех пор этот угол всегда наполняется всем, чего хотел его владелец. Так появился рог изобилия, называемый еще углом АМАЛТЕЯ. Зевс вырос и, не узнанный понос, пошел к нему служить виночерпием. То Зевс с помощью ма

ри домешала к вину таких лекарств, Кронос отрыгнул всех поглощенных богов - Зевса братьев и сестер.

Между молодыми богами - Зевсом, Посейдоном, Герой, Гестия, Деметра - и старшими титанами вспыхнула ужасная десятилетняя война. Наконец, младшие боги с помощью выпущенных из подземного мира гекатонхейров и киклопов (круглооких) победили титанов и поселились на Олимпе.

Когда Зевс вступил на небесный трон, на земле уже были люди. Существовали различные легенды о возникновении человеческого рода: якобы он вышел просто из лона земли, что леса и горы создали людей, как деревья и скалы, будто люди произошли от богов. Другие мифы утверждают, что людей вылепил из глины

Прометей. В мифе о Всемирном потопе из всех людей остается одна пара - Девкалион и Пирра. Детей у них не было, а чтобы родилось новое человечество вместо истребленного потопом, они по совету богов бросают через головы камни, становится людьми (древнегреческой " ЛААС " - камень, а " лаос " - люди, народ). Но охотнее восприняли легенду о четырех века человечества.

По этим преданиям, сначала был золотой век. Тогда царил Кронос. Текли молочные реки с деревьев сочился сладкий мед, а земля родила всего достаточно, а не движимая к тому трудом земледельца. Люди жили, как небожители, - без забот, без трудов, без печали. их тело никогда не старело, а жизнь проходила в бесконечных пирах и развлечениях. После падения Кроноса закончился золотой век, а тогдашние люди превратились в благотворительных духов.

Следующий возраст был серебряный. Люди развивались очень медленно. Период детства продолжался у них сто лет, а когда они доживали до зрелого возраста, их жизнь была коротка и полна лишений. Они были злые и напыщенные, не хотели уважать, как должно, богов и приносить им жертвы. Зевс всех их уничтожил, только в человеческой памяти они остались как благословенные души.

В бронзовом веке жило племя, любил войны. Люди имели силу гигантов, а сердца твердые, как камень. Все изготавливали из бронзы: и стены, и дома, и утварь и оружие. Это был героический период. В то время жили большой Геракл и храбрый Тесей, герои Фив и Трои. И, наконец, последний возраст - железный, при котором люди, несправедливые и жестокие, постоянно воюют между собой, продолжается до сих пор

Уже с бронзовым веком связанные собственно исторические события. Можно сказать, что в "Илиаде" говорится о подлинные исторические события и о людях, которые когда-то существовали, хотя все те события и люди украшенные фантазией гениального автора поэм. Участие богов в столкновениях ахейских и троянских вождей - вымышленная, но историческое существование таких людей, как Ахилл , Агамемнон, Одиссей , Приам , Гектор, - вполне возможно.

Интерес многих людей по всему миру к древнегреческой мифологии не снижается и спустя тысячелетия, наоборот, время от времени даже наблюдаются его всплески. Одни испытывают к ним интерес с научной точки зрения, другие просто получают удовольствие от погружения в уникальный мир героев и богов, но равнодушных к греческой мифологии людей фактически нет. Среди множества различных мифов можно выделить один, имеющий первостепенное значение, это миф о сотворении всего мира и история о том, как представляли себе это процесс древние греки.

Это древняя легенда о необъятном Хаосе, существовавшем всегда вне времени и пространства. Однажды на него подействовала неизвестная и мощная сила, под влиянием которой он начал деформироваться и видоизменяться, что в итоге привело к созданию Вселенной. Таким образом, Хаос стал прародителем мира, который окружает современных людей. Первым его созданием стало Время, ассоциирующееся с великим древнейшим богом Хроносом. Также вскоре после него из Хаоса возникли и новые создания: Гея – Землю и Тартар, являющийся олицетворением Непостижимой Бездны. Другим созданием Хаоса стал Эрос – неопределимая сила влечения, единственная сила, которой было подчинено само создание первозданной Вселенной, уже после, этим же именем нарекут и бога любви.

Известное выражение «Свет из тьмы» также происходит от тех далеких времен, когда Хаос породил Эреба и Никту, которые стали воплощением тьмы и непроглядной ночи, соответственно. Их союз имел весьма странный итог, который иначе как парадоксом не назовешь, поскольку его результатом стало появление Эфира и Гемеры, которые олицетворяли Вечный Свет и Сияющий День. Гея, после своего пробуждения, способствовала возникновения Урана и Неба, которому было предначертано стать постоянным жилищем и местом пребывания для собравшегося пантеона бессмертных культов.

Затем Гея создали и – Понта, он вместе с Ураном был ее мужем. Союз Геи и ее первого мужа Урана породил на свет могущественных титанов, циклопов и великанов со ста руками, чья сила была столько велика, что их начал бояться собственный отец. Опасаясь, что дети со временем поднимут бунт и отнимут у него власть, он отправил их в Непостижимую Бездну, но Гея подняла своих детей на восстание, в результате которого повелителем мира стал Кронос. Этот сын Урана и был прародителем всех известных олимпийских богов, которые описываются в различных древнегреческих мифах.

Однако описанная легенда является только одним из мифов Древней Греции о сотворении мира, существует и иной вариант создания Вселенной, который был известен с доэллинских времен. Согласно ему Эвринома, древнейшая богиня все сущего, восстала из Хаоса и обнаружила, что находится в пустом пространстве, где нет ничего и не на что опереться. Тогда она начала процесс творения, разделив небо и море, в волнах которого она танцевала, создавая ветер. Для того чтобы согреться среди порывов холодного северного ветра, обнаженная Эвринома танцевала все быстрее и откровеннее, что пробудило желание в гигантском змее Офионе. Он обвил богиню, а ребенка они зачали путем проникновения северного ветра.

После процесса оплодотворения Эвринома превратилась в голубку, снесшую Мировое Яйцо, которое высидел великий змей. Из этого Яйца появились планеты, земля, а также все живые существа и все окружавшее их в этом мире. Офион и Эвринома поселились на Олимпе, но вскоре между ними случилась ссора, и змей был изгнан богиней в подземное царство. Эвринома же продолжила процесс творения, создав планетные силы и их покровителей-титанов, а из зубов, которые она выбила Офиону, возникли первые люди.

«Оскопление Урана Кроносом» Джорджо Вазари и Жерарди Христофано, XVI столетие, Палаццо Веккьо, Италия

Согласно мнению одних ученых, ЭОН – это одно, по мнению других – другое. Верить никому нельзя, потому что история Земли представляет собой кипящий океан прозрений, постижений, измышлений, бездоказательных кривотолков и вполне доказательных, но пустых фактов. При всем при том, занимаясь вопросами Культуры, знать, каковы взаимоотношения Вечности и Времени, необходимо. Итак, кто ты Бог Эон? Обращаемся к древнегреческой мифологии и сразу выходим на миф, рассказывающий о первых Богах, конфликт между которыми определил ход Древнегреческой истории, а затем проник и в нынешние представления

Внешний образ Хаоса в современном представлении…

Ха́ос (др.-греч. «раскрываться, разверзаться»). Древнегреческий поэт VIII - VII веков до н.э. Гесиод в своей «Теогонии» («Родословной богов») утверждал: «Преж­де все­го во все­лен­ной Хаос заро­дил­ся». Мы знаем больше.

Античный Хаос есть разряжение и распыление материи, и поэтому он - вечная смерть для всего живого. Он же является и сгущением всякой материи, и поэтому он - принцип и источник всякого становления. Хаос - вечно творящее лоно для всех жизненных оформлений.

Величественный и трагический образ космического Первоединства. В нем расплавлено Бытие, из которого все появляется и в котором все погибает. Он - универсальный принцип сплошного и непрерывного, бесконечного и беспредельного становления.
Античный Хаос всемогущ и безлик, он все оформляет, но сам бесформен.
Он - мировое чудовище, сущность которого есть Пустота и Ничто, или - Бесконечность и Нуль одновременно.

Первым порождением Хаоса была Ге́я - древнегреческая Богиня Земли. По Гесиоду: «сле­дом родилась широ­ко­гру­дая Гея, все­об­щий при­ют без­опас­ный». Гея - Мать всего, что живёт и растёт на ней.

По Гесиоду: «Гея же преж­де все­го роди­ла себе рав­ное ширью звезд­ное Небо- Ура­на, чтоб точ­но покрыл ее всю­ду и чтобы проч­ным жили­щем слу­жил для богов все­б­ла­жен­ных». Уран был избран Геей супругом, и «первым стал править всем миром». Земля породила Небо, ставшее ее мужем (как можно?). Их союз дал детей, которые должны были превратить Хаос в Космос (значит, нужно!). Как бы то ни было…

В Хаосе определились ДВЕ ФОРМОТВОРЧЕСКИЕ СИЛЫ:

НЕБО, наделённое неиссякающей производительной силой,

и ЗЕМЛЯ с материнскими наклонностями изначальными.

Они были прекрасны с виду, потому что иными не могут быть Боги…

«Так­же Кик­ло­пов с душою над­мен­ною Гея роди­ла - сче­том тро­их, а по име­ни - Брон­та, Сте­ро­па и Арга. Были во всем осталь­ном на богов они про­чих похо­жи, но лишь един­ствен­ный глаз в сере­дине лица нахо­дил­ся: Вот пото­му-то они и зва­лись « Круг­ло­гла­ зы», «Кик­ло­пы», что на лице по еди­но­му круг­ло­му гла­зу име­ли. А для рабо­ты была у них сила, и мощь, и сно­ров­ка».

Были у супругов и другие, более ужасные видом чада, но о них речь позднее пойдет. Сейчас — о главном…

Дети, рождённые Геей-Землёю и Небом-Ураном были ужас­ны и ста­ли отцу сво­е­му нена­вист­ны с пер­во­го взгля­да. Едва лишь на свет кто из них появил­ся, каж­до­го в нед­рах Зем­ли незамед­ли­тель­но пря­тал роди­тель, не выпус­кая на свет, и зло­дей­ством сво­им насла­ждал­ся». То, что дети работали исправно, не имело для отца никакого значения…

Гея-Земля породила УЖАСНОЕ С ВИДУ ДОБРО.

А Уран-Небо, ПРЕКРАСНЫЙ С ВИДУ, оказался способным на ЗЛО. Т ак возникла НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА,
заключающаяся в том, что ДОБРО и ЗЛО
могли становиться и ПРЕКРАСНЫМИ, и УЖАСНЫМИ.

При этом в противовес - вечно творящему лону
для всех жизненных оформлений, возник ТАРТАР…

«Настоль­ко от нас далеко отсто­ит мно­го­су­мрач­ный Тар­тар: если бы, мед­ную взяв нако­валь­ню, мет­нуть ее с неба, в девять дней и ночей до зем­ли бы она доле­те­ла; если с зем­ли ее бро­сить, в девять же дней и ночей долетела б до Тартара тяжесть». «Мед­ной огра­дою Тар­тар кру­гом ого­ро­жен. В три ряда Ночь непро­гляд­ная шею ему окру­жа­ет, а свер­ху кор­ни зем­ли зале­га­ют из горь­ко-соле­но­го моря. Выхо­да отту­да пре­гра­дил Посейдон мед­ною две­рью; сте­на же все место вокруг обе­га­ет».

Джон Мартин. «Падшие ангелы в аду». 1841 г
Античных изображений Тартара нет..

Нет ничего страшнее быть низвергнутым в Тартар и потерять веру в «спасительные иллюзии». Даже частично лишившегося иллюзий тут же настигают Ужас Ночи беспощадный и Мрак Небытия, разъедающий плоть и душу. Ужас и Мрак — силы неотвратимые. Теория иллюзий предложена философом Евгением Головиным — я сразу же почувствовала ее многое объясняющий смысл, а потом и убедилась в этом.

В краткий миг, называемый «жизнью», людьми всегда руководят «жестокие иллюзии». Они уберегают их от соприкосновения с космической реальностью Ночи. Судя по мифам, древних греков они отдавались во власть , чтобы их память воссоздавала то, чего они никогда не видели, например — образ Тартара. Из-за «жестоких иллюзий» жизнь становится призрачной. Люди думают одно, на самом деле все происходит по-другому — как велит постановление Высоких сил. Древнегреческих мифов на эту тему не счесть.

«С пол­ной утро­бою тяж­ко сто­на­ла Зем­ля-вели­кан­ша. Последним родил­ся Крон хитроумный, меж детей наи­бо­ле ужас­ный, Отца мно­го­мощ­но­го он нена­ви­дел. Злое при­шло Гее на ум и ковар­но-искус­ное дело. Тот­час поро­ду создав­ши седо­го желе­за, огром­ный сде­ла­ла серп и пока­за­ла воз­люб­лен­ным детям. Воз­буж­дая в них сме­лость, ска­за­ла с печаль­ной душою: «Дети мои и отца нече­сти­во­го! Если хоти­те быть мне послуш­ны­ми, смо­жем отцу воз­дать за зло­дей­ство, ибо он пер­вый ужас­ные вещи замыс­лил». Стра­хом объ­ятые, дети мол­ча­ли. Вели­кий же Крон хит­ро­ум­ный, сме­ло­сти пол­ный, согласился».

Фрагмент картины Джорджо Вазари «Оскопление Урана Кроносом».

«Возве­се­ли­лась душой исполинская Гея. В место укром­ное сына запря­тав, дала ему в руки серп остро­зу­бый и вся­ким ковар­ствам его обу­чи­ла. Ночь за собою ведя, появил­ся Уран , воз­лег око­ло Геи, пылая любовным жела­ньем, и всю­ду рас­про­стра­нил­ся кру­гом. Неожи­дан­но левую руку сын про­тя­нул из заса­ды, а пра­вой, схва­тив­ши огром­ный серп остро­зу­бый, отсек у роди­те­ля мило­го быст­ро член дето­род­ный и бро­сил назад его силь­ным раз­ма­хом».


«Рождение Афродиты». Алтарь Афродиты, мрамор. Первая треть V века до н. э. Римский национальный музей.

«Член же отца дето­род­ный, отсе­чен­ный ост­рым желе­зом, по морю дол­гое вре­мя носил­ся, и белая пена взби­лась вокруг от нетлен­но­го чле­на. И девуш­ка в пене той заро­ди­лась. Сна­ча­ла под­плы­ла к Кифе­рам свя­щен­ным, После же это­го к Кипру при­ста­ла, омы­то­му морем. На берег вышла боги­ня пре­крас­ная. Сту­пит ногою - тра­вы под строй­ной ногой вырас­та­ют. Ее Афро­ди­той «Пено­рож­ден­ной», еще «Кифе­ре­ей» пре­крас­но­вен­чанной, Боги и люди зовут»…

Не пропустите, лишаясь Власти над Миром, ради которой Уран шел на ужасное злодеяние, он сделал людям дар — оставил им «спасительную иллюзию». И люди уловили ее смысл в шепоте пены морской — «ЛЮБОВЬ СПАСЕТ МИР» . Это — иллюзия: нет никакой любви — волна набежит на берег и растает, оставив после себя камни, будто омоченные слезами. «Нет, нет — ЛЮБОВЬ СПАСЕТ МИР, ОНА ВЕЧНА КАК КРАСОТА моих волн, ударяющих о берег», — уговаривает Море.


Барочная статуэтка, изображающая триумф Сатурна.

Носился по оскопленному Небу
с песочными часами и серпом в руках, чтобы видели все дети земли: именно он управляет временем их жизни. На самом деле и в римские времена, когда Кроноса стали именовать Сатурном, прикрывали эти торжественные разъезды некую тайну. Кронос- Сатурн — не хотел, чтобы Время текло, он надеялся править вечно. Ради этого он поедал собственных детей…

Иллюстрация барочного времени. восседает на камне в полной благости. Серп отброшен. Рядом стоит ваза с музыкальными инструментами. В правой руке Бог держит круг в виде змея, кусающего себя за хвост. Это — символ Вечности.

Земляне не заметили, что в их жизни появился застой, потому что бог Гипнос держал их сознание в узде «жестокой иллюзии». Согласно этой иллюзии, ничего и не должно меняться, ибо на земле царит « ВЕК ЗОЛОТОЙ« , лучше которого нет ничего и не может быть, так как… Люди живут, как боги, «со спокойной и ясной-душою, горя не зная, не зная трудов», по словам Гесиода.


Питер Пауль Рубенс. «Сатурн, пожирающий своих детей». 1636

Сатурн женился на своей сестре — титаниде Рее (кровнородственные браки были обычным делом и в римской мифологии). Всех рожденных Реей детей Крон пожирал. Мать Гея предупредила Крона, что и он в свою очередь будет лишен власти собственным сыном…

Художники многих веков представляли факт каннибализма на самом высоком уровне правящей миром греко-римской божественной иерархии во всей его натуралистической достоверности.

Франциско Гойя переходит границу достоверности, превращая злодеяние в образ Ужаса и Мрака. Их не должна допускать История людей, даже та, что прячется во временной дали в виде легенд и мифов. Если так, картина Гойи «Сатурн, пожирающий своих детей» (1820 — 1823) — жестокое разоблачение «жестокой иллюзии».

Хоть кто-то опомнился? Пожалуй, нет… Подобная «жестокая иллюзия»,

не правда ли, распоряжается общественным временем и в нынешнюю пору.


Санкт-Петербург. Летний сад. «Сатурн, пожирающий своих детей». Ск. Ф. Кабианка. Начало XVIII века

Помнится, я водила слушателей своих курсов по Летнему саду и рассказывала им, нет — не о Сатурне (на него я боялась смотреть), а о «сатурналиях» — празднествах в честь «Смерти с косой», превращающейся в символ жатвы..

В Древнем Риме этот праздник приходился на вторую половину декабря - время, когда заканчивались земледельческие работы и все стремились к отдыху и веселью. В неделю «сатурналий» общественные дела приостанавливались,школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать. Рабы получали в эти дни особые льготы: они освобождались от обычного труда, становились господами, а господа их слугами. По-видимому, гремя плошками о кастрюли, римский люд тоже не поднимал в Небо глаз.


Крон — олицетворение всепоглощающего Времени. Всё рождается и исчезает во времени, так и дети Крона рождаются и уничтожаются отцом. Родились и исчезли в утробе Крона представители нового поколения греческих богов: Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон. Зевса Рея родила на острове Крит, в пещере горы Дикте, но… Крон вместо очередного младенца получил завёрнутый в пелёнки камень. Так бесчинства Кроноса — Сатурна прекратились.


Что делать дальше — кто наведет порядок во Вселенной? Вот тут-то и появился Эон — друг Геракла. После победы в беге на Олимпийских играх, Эон с Гераклом пришли в Спарту. Друзья бродили по городу и оказались возле дворца царя Гиппокоонта. На Эона напала сторожевая собака, Эон бросил в нее камень и убил. Тогда сыновья царя забили героя палками до смерти. Геракл им отомстил: убил царя и его 12 сыновей. Какова сущность житейского мифа? Прежде всего, счет…

ОДИН УБИТ ДВЕНАДЦАТЬЮ.
ОДИН — ЧИСЛО ЦЕЛОСТНОСТИ, ТО ЕСТЬ ВЕЧНОСТИ,
ДВЕНАДЦАТЬ — ЧИСЛО ДЕЙСТВИЯ (ТРИ),
РАЗВЕРНУТОГО В ПРОСТРАНСТВЕ (ЧЕТЫРЕ).

После смерти в Земном — Событийном мире —
ГЕРОЙ проходит через преображение,
становясь в Небесном — Бытийном мире — БОГОМ,
миссия которого превратить Хаос в Космос.
Вполне евангельская история, только писана она
на абстрактном языке Прачисел.


Римская мозаика, III век н. э. Глиптотека, Мюнхен

Стоит в Зодиакальном круге небесном, замкнутом, бесконечном. Древний миф, Ниже Богиня Гея возлежит на земле в окружении своих детей — четырёх Времен года: Весны, Лета, Осени, Зимы (в сером одеянии) Значит, с согласия Матери всего и вся, Эон правит тремя круговертями: годичным движением Солнца (4 х 3 = 12), бесконечной сменой 12 знаков Зодиака и движением всех планет.

Зодиакальный круг состоит из 12 равных участков,
занятых соответствующими знаками Зодиака — созвездиями
овен, телец, близнец, рак, лев, дева, весы, скорпион, стрелец, козерог, водолей, рыбы.
Зодиакальный круг — непрерывный повтор одних и тех же установлений
для бытия Земли и всех ее порождений.

26 тысяч лет — 360 градусов (полный Зодиакальный круг).
2.16 тысячи лет — 30 градусов (прохождение через один Знак).
72 года — 1 градус (истечения одного луча энергии).

И эту упорядоченность установил он ОДИН — БОГ ВЕЧНОСТИ ЭОН,
подчинивший себе ВРЕМЯ во всей его текущей БЕСКОНЕЧНОСТИ
с помощью СОРАЗМЕРНОСТИ, что есть ведущее начало ГАРМОНИИ…


Лукас Йенский. «Уроборос» -«Змей, пожирающий свой хвост» из книги «Философский камень». 1625. Это — пример эмблемы Вечности и циклического развития Мира

В пору Древнего Рима от Эона осталось лишь понятие ВЕЧНОСТЬ да КРУГ — модель геометрическая этого непостижимого явления. Здесь Вечность действовала в виде «спасительной иллюзии», что не позволяет людям жизнь отдавать «на потребу времени», что заставляет их заботиться о Высоком и стремиться к воплощению Совершенного — Прекрасного…

признала своей Высшей целью служение Вечности — богине Этернитас. Одно из свидетельств тому — золотая монета Тита Флавия Веспасиана — наиболее деятельного и успешного принцепса в Римской истории I века, императора с 69 по 79 год. На лицевой стороне — профиль императора. На обратной — богини Этернитас.

И вдруг, уже в наше время, Эон возродился, став понятием,
что в геологии и палеонтологии определяет историю Земли.
Эон — «пребывание мира в одном и том же качественном состоянии —
в отличие от непрестанно текущего времени, измеряемого количественно».
Внутри Эона мировое бытие и человеческая жизнь одинаковы.
Со сменой Эонов, напротив, существенно меняются духовные основы космического бытия и человеческой жизни.
Вот вам и древнегреческая мифология!!! Более того…

На сессиях Международного геологического конгресса (МГК), проходивших в 1881-1900 годы, были приняты Геохронологическая шкала в виде спирали, иерархия и номенклатура большинства геохронологических подразделений. В последующем все подразделения постоянно уточнялись. История земли, насчитывающая 4,6 миллиардов лет, была сведена к четырем эонам: ФАНЕРОЗОЙ, ПРОТЕРОЗОЙ, АРХЕЙ КАТАРХЕЙ. Каждый эон разделен на эры, периоды и эпохи.

В мире насчитывается огромное количество религий и вероисповеданий. У каждой из них своя мораль, свои принципы, свои боги и своя история сотворения мира. Последние зачастую кардинально отличаются друг от друга. Это довольно интересно, ведь все мы живем в одном мире, но каждый человек верит в своего бога (или не верит в него вообще) и свой мир...

Вопрос о происхождении мира начал волновать людей еще на заре первых цивилизаций: в Древнем Египте, Греции, Китае и Междуречии... После того новые религии и соответственно новые теории сотворения мира зарождались довольно часто, но далеко не все из них получали широкое распространение. Мы же предлагаем ознакомиться с наиболее популярными взглядами.

Древний Египет

В древнеегипетской мифологии не существует одной единой версии сотворения мира, в разных регионах страны были сложены разные теории. Центральной точкой объединяющей все теории был верховный бог Солнца - Ра , он фигурировал в качестве основного созидателя бытия, отличались лишь взгляды на то, откуда произошел сам Ра и что было до него.

Ра - покровитель Солнца и верховный бог в пантеоне Древнего Египта

Если верить концепции родом из города Гермополиса, то все сущее произошло от четырех пар древних божеств олицетворяющих собой разные силы и стихии. Нун и его жена Наунет - водная стихия и первозданный всеобъемлющий океан, Ху и Хаухет - бесконечность пространства, Кук и Куакет - вечная тьма, Амон и богиня Амаунет олицетворяли воздушную стихию и невидимость; другими словами этот парный пантеон представлял собой все то, из чего состоял первозданный мир. Это трудно понять и осмыслить, но все они стали матерями и отцами того самого бога Ра, который привнес свет в мир и продолжил его творение.

По гелиопольской теории бог Ра возник из всеобъемлющего хаоса, т.е. из ниоткуда.

Бог Солнца стал отцом всех остальных богов, которые воплощали разные стихии и силы, например Шу олицетворял воздух, Нут - небо, Геба - землю...

Древняя Греция

Древнегреческая религия и мифология оказали огромное влияние на развитие культуры, искусства и религии всего мира, их взгляды на происхождение мира легли стали толчком для развития огромного количества мифологий по всему свету.

В начале времен существовал только хаос и ничего больше. Из хаоса появились шесть первых богов - прародителей всего. Как и в египетской мифологии, греческие боги также являлись олицетворением каких-либо сил и стихий, так первые боги являлись отображением таких стихий: Хронос - время, Гея - земля, Эрос - любовь, Тартар - бездна, Эрек - тьма, Нюкта - ночь. Дальше все, мягко говоря, становится сложным и запутанным, но если не вдаваться в излишние подробности, то дети первых богов, а затем и их потомки с каждым поколением наполняли мир новым существенным отображением. Например, дети Эреба и Нюкты привнесли в мир свет (бог Эфир) и день (богиня Гемера), а дети Геи стали воплощением неба (Уран) и моря (Понта) и т.д.

Интересно, что пантеон богов, причастных к сотворению мира куда-менее известен так называемых олимпийцев, которые не имели к созданию ни какого отношения, а только управляли миром и силами природы.

Широко известный Зевс и другие "Олимпийцы" согласно древнегреческой мифологии не имели никакого отношения к сотворению мира

Междуречье

Мифология Междуречья является наиболее древней из всех известных в мире. Возникла она в 4-ом тысячелетии до н.э. в государстве, которое в то время называлось Аккада , а позже получила развитие в Ассирии, Вавилонии, Шумерии и Эламе.

В начале времен были только два бога, которые олицетворяли пресные (бог Апсу ) и соленые воды (богиня Тиамат). Воды существовали независимо друг от друга и ни когда не пересекались. Но однажды соленые и пресные воды перемешались и на свет появились старшие боги - дети Апсу и Тиамат. Вслед за старшими богами появилось и множество младших богов. Но мир до сих пор еще состоял из одного лишь хаоса, богам было тесно и не уютно в нем, о чем они часто жаловались верховному Апсу. Жестокому Апсу это все надоело и он решил уничтожить всех своих детей и внуков, но в битве не смог одолеть своего сына Энки , коим он был повержен и разрублен на четыре части, которые превратились в сушу, моря, реки и огонь. За убийство мужа захотела отомстить Тиамат, но она также потерпела поражение от младшего бога Мардука , который для поединка создал ветер и бури. После победы Мардуку достался некий артефакт "Ме", определяющий движение и судьбу всего мира.

Бог Энки (первый слева) убив жестокого отца принес в мир четыре основные стихии: сушу, моря, реки и огонь. На фотографии оттиск аккадийской печати возрастом около 5500 тысяч лет

Древний Китай

Необычными и, как минимум, интересными выглядят взгляды древних китайцев на вопросы о происхождении мира. Место центральной фигуры в китайской мифологии занимал человек, а не бог или другая высшая сила, а главными действующими силами мира вместо стихий были мужское и женское начала.

Самая древняя и самая известная древнекитайская легенда гласит: изначально в мире не было ничего, невозможно было различить что-либо, сплошь господствовал хаос. Но однажды сами собой из хаоса сформировались две противоположные силы (начала) - Инь (Тьма) и Ян (Свет). Силы эти дали начало небу и земле. Сразу за ними появился и первый человек, звали его Паньгу . Человек этот был необычным, он был огромным и жил очень долго. А когда час Паньгу пробил, из тела его возникла природа и люди.

Его дыхание превратилось в ветер и облака, голос его стал громом, левый глаз - солнцем, правый - луной. Из тела Паньгу образовалась земля. Руки его, ноги и туловище превратились в четыре страны света и пять главных гор, а пот на его теле стал дождём. Кровь потекла по земле реками, мускулы легли земной почвой, волосы превратились в травы и деревья. Из зубов его и костей образовались простые камни и металлы, из мозга - жемчуг и драгоценные камни. А черви на его теле сделались людьми.

Известный во всем мире символ Инь и Ян своими корнями уходит в древнекитайскую мифологию и имеет непосредственное отношение ко взглядам азиатов на происхождение и сущность мира.

В шестом классе с первых уроков литературы мы начинаем знакомство с мифами Древней Греции о богах и героях давних времён. Но в мифах любой страны и народности своё толкование о происхождении мира и человечества. В одних говорится о плоской тарелке, которая заменяла земной шар, в других о трёх слонах, которые держали земную поверхность. Да и о происхождении первого человека много спорных вопросов. А как же на это смотрели древние греки? Как они объясняют происхождение мира и человечества на земле. ? Этим я и решила заняться в своём исследовании.

Из греческой мифологии я узнала, что вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь – Эрос. Безграничный Хаос породил вечный Мрак – Эреб и темную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила бесконечное голубое Небо – Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Уран – Небо - воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей – могучих, грозных титанов – было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий всю землю, и богиня Федита породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь – океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце – Гелиоса, Луну – Селену и румяную Зарю – розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли звезды, которые горят на темном ночном небе, и ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов–циклопов с одним глазом во лбу – и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов–сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничего не может устоять, она не знает предела.

Возненавидел Уран своих детей – великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Крон, хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных божеств: Таната – смерть, Эриду – раздор, Апату – обман, Керра – уничтожение, Гипноса – сон с роем мрачных тяжелых ведений, не знающую пощады Немесиду – отомщение за преступления, и множество других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.

Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обрекут его на ту же участь, на какую обрёк он своего отца Урана. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. Рея не хотела потерять и последнего ребёнка.

По совету своей матери Земли Рея завернула в младенческие пелены камень, и Крон проглотил этот камень вместо новорожденного Зевса, который был тайно воспитан в убежище на острове Крит.

Тем временем Зевс рос на Крите в скрытой от глаз глубокой пещере на склонах лесистой Иды. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса. Они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. А юноши куреты, охранявшие пещеру, скрывали плач Зевса ударами медных щитов и бряцаньем оружия.

Дай разделить певцу твой быстротечный век!

То Прометеев вопль или брань воздушных станов?

Где я! Вкруг туч пожар – мрак бездн – и крыльев снег

И мышцы гордые напрягших мощь титанов

Вяч. Иванов

Возмужав, Зевс стал сильнее отца, и не хитростью, как Крон, а силой поборол его и заставил отца изрыгнуть проглоченный камень, таким образом, освободил остальных детей.

Приближался конец эры титанов, которые заполнили к этому времени несколькими своими поколениями небесные и земные просторы. Начиналась эра богов, но им предстояло ещё победить своих могучих предшественников.

Успели уже у богов родиться и возмужать сыновья и дочери, когда пришло, наконец, время решающей схватки. Равны были ярость и сила идущих друг на друга богов и титанов, и не было видно конца их сражению, пока не стало Зевсу известно, что лишь освободив из заточения скрытых в недрах земли Сторуких, одержат боги победу. Присоединились к богам также киклопы и кое-кто из титанов.

Титаны потерпели поражение и были низвергнуты в Тартар. Завершилось время Крона. И хотя после этого были и другие восстания – например, чудовища Тифона, Зевс подавляет их все.

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окружённый сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов. Три прекрасные Орры охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом раскинулось голубое бездонное небо, и льётся с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето. Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец брата громовержца Зевса. Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооружённой грозным трезубцем. А глубоко под землёй царит неумолимый, мрачный брат Зевса Аид. Никогда не проникают туда лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нём. Там протекает священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги.

Много в природе дивных сил,

Но сильнее человека нет

Нашлось место в этом мире и человечеству. У греков существовал только один древний миф о возникновении человека: рассказ о том, как после всемирного потопа, насланного Зевсом, уцелели только Девкалион и его жена Пирра (дочь Прометея). Все люди произошли от них или же возникли из камней, которые супруги бросали за спину. Возможно, что в древнейшей версии мифа создателем людей выступал сам Прометей (как и в позднейших легендах), так как это объясняло бы тесную связь между его поступками и судьбой человечества. Вместе с тем некоторые греческие племена считали себя «автохтонами», возникшими из земли. В частности, фиванцы думали, что они произошли из зубов убитого финикийцем Кадмом дракона, которые он посеял в землю. О самом древнем представлении о происхождении человека говорит титул Зевса – «отец богов и людей».

Создали прежде всего поколение людей золотое

Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских

Первый род человеческий создали счастливым, это был золотой век. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни печали. Не знали и немощной старости, всегда были сильны и крепки их ноги и руки. Безболезненная и счастливая жизнь их была вечным пиром. Смерть, наступавшая после долгой жизни, похожа была на спокойный, тихий сон. Сами боги приходили к ним советоваться. Но золотой век на земле кончился, и никого не осталось из людей этого поколения. После смерти люди золотого века стали духами, покровителями людей новых поколений. Окутанные туманом, он носятся по всей земле, защищая правду и карая зло. Так наградил их Зевс после их смерти.

Второму человеческому поколению, названному серебряным, жилось намного хуже, чем первому. Но оно не ведало об этом, ибо не дали ему боги разума. Сто лет люди росли несмышлеными в домах своих матерей и тешили себя детскими забавами. Едва достигнув зрелости и набравшись кое-какого ума, они вскоре умирали, так и не успев насладиться полноценной жизнью. Не видя от этого поколения какой-либо пользы, Зевс упрятал его глубоко под землю.

Зевс создал третий род и третий век – век медный. Не похож он на серебряный. Из древка копья создал Зевс людей – страшных и могучих. Люди с малолетства были вооружены копьями с медными наконечниками, носили медные доспехи, обитали в домах с медной кровлей и непробиваемыми медными стенами. Возлюбили люди медного века гордость и войну и уничтожали друг друга. Быстро сошли они в мрачное царство ужасного Аида. Как ни были они сильны, всё же черная смерть похитила их, и покинули они ясный свет солнца.

Лишь только этот род сошёл в царство теней, тотчас же Зевс создал на земле четвёртый век и новый род людской, более благородный, более справедливый, равный богам род полубогов – героев. Многие герои полегли в сражениях под стенами Фив или Трои, перебив друг друга, или погибли при возвращении на Родину. Уцелевших Зевс переселил на острова, омываемые Океаном, и дал им блаженную жизнь людей Золотого века.

Последний, пятый век и род людской - железный. Он продолжается и теперь на земле. Ночью и днём, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. Боги посылают людям тяжкие заботы. Правда, к злу примешивают боги и добро, но всё даже зла больше, оно царит повсюду. Не чтят дети родителей, друг не верен другу, гость не находит гостеприимства, нет любви между братьями. Не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра. Друг у друга разрушают города. Всюду властвует насилие. Ценятся лишь гордость и сила.

Богини Совесть и Правосудие покинули людей. В своих белых одеждах взлетели они на высокий Олимп к бессмертным богам, а людям оставили только тяжкие беды, и нет у них защиты от зла. О бедах людей Железного века говорится и в будущем времени, которое наступит, если люди не остановятся в своих злодеяниях и не восстановится утрачиваемоё почитание родителей детьми, товарищество, братство:

Дети с отцами, с детьми – их отцы сговориться не смогут.

Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю - хозяин.

Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.

Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью

Стыд пропадёт. Человеку хорошему люди худые

Лживыми станут вредить показаньями, ложно кляняся

Скорбно с широкодорожной земли на Олимп многоглавый,

Крепко плащом белоснежным закутав прекрасное тело,

К вечным богам вознесутся тогда, отлетевши от смертных,

Совесть и стыд. Лишь одни жесточайшие тяжкие беды

Останутся людям

Так олимпийские боги вошли в современный мир и продолжают в нём жить, ни в чём не препятствуя людям и обогащая их красотой, доблестью, душевной широтой, любовью к жизни.

Вот и закончилось моё исследование. Я узнала много нового и интересного. Благодаря этой работе, я глубоко окунулась в тайны древнего мира. Мифы запечатлели историю возникновения мира, освоения человеком окружающей среды и познания им своего места в ней. Мифы отражают не только понимание человеком могущества этих сил, но и ложные представления о возможности каким-то образом оградить себя от них. С помощью мифа человек взмывал над бескрылой действительностью, добивался справедливости, побеждал сильнейших противников, проникал в самые отдалённые уголки земли и вселенной. Это обеспечило мифу любовь всех человеческих поколений.

Мне очень захотелось узнать больше о нём, о богах и героях Древней Греции. В следующей работе я постараюсь осветить Пантеон богов Древней Греции.