Конспект урока рисования для детей 5-6 лет "Поздняя осень"

Автор: Фирсова Ольга Владимировна, воспитатель город Москва ГБОУ Гимназия 1569 "Созвездие" корпус 9 (детский сад №1267, город Москва.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию конспект занятия для старшей группы детского сада "Рисование с использованием нетрадиционной техники рисования – кляксография на тему "Поздняя осень". В этой работе ребята познакомятся с нетрадиционной техникой рисования кляксографией и научатся рисовать пейзаж гуашью без помощи кисти. Данная методическая работа может быть использована воспитателями детских садов (старший дошкольный возраст). Детям очень нравится использовать разные техники при выполнении творческих работ. Дети проявляют фантазию, у них развивается воображение, совершенствуются технические навыки.
Образовательная область: художественное творчество
Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация
Цель : познакомить детей с кляксографией, вызвать интерес к нетрадиционным техникам рисования, развивать творчество, воображение. Закрепить знания о признаках поздней осени, развивать дыхательную систему. Активизация речи. Обогащение словаря: клякса, кляксография.
Материалы : листы А4 на каждого ребёнка, простой карандаш на каждого ребёнка, баночки с водой, трубочки для напитков на каждого ребёнка, губки на каждого ребёнка, краски гуашь, тушь или жидко разведённая гуашь (для клякс), пластиковые ложечки или пипетки, ватные палочки, салфетки для рук.

Ход работы:

Дети, скажите мне, пожалуйста, какое время года у нас за окном?(Осень)
- Начало осени или её конец??(Конец)
- Почему вы так думаете? Какие признаки осени мы можем сейчас наблюдать? Что изменилось в природе? (ответы детей)
- Итак, мы можем сказать что за окном поздняя осень?
-Вы любите рисовать? Чем вам больше всего нравится рисовать?
- Сейчас я вас научу как можно нарисовать осень красками без помощи кисти.
- Для начала нарисуем фон (идет одновременно объяснение-руководство и показ): расположите лист так, как вам больше нравится, нарисуйте простым карандашом еле видную линию горизонта. Подумайте, какие цвета присутствуют в осеннем небе? Возьмите губку, намочите её и поочередно наносите краски губкой горизонтальными мазками выше линии горизонта. Теперь представьте, какие цвета могут присутствовать на земле, ниже горизонтальной линии. Также горизонтальными мазками наносим краски.
- Проверьте, не осталось ли пустых мест на ваших рисунках.
- Теперь внимательно посмотрите как я буду изображать дерево (показ, дети только смотрят). Зачерпываю ложечкой жидкую гуашь и капаю ниже горизонта, получилась клякса. Теперь беру трубочку и «выдуваю» из кляксы ствол и ветки дерева, направляю трубочку снизу-вверх и в стороны о ствола. Посмотрите, что получилось. Эта техника рисования называется «кляксография», т. е. рисование кляксами или из клякс.
-Теперь попробуйте сами. (помогать детям, подсказывать как лучше).
- Посмотрите какие разные деревья у вас получились!
- Поздней осенью бывает снег? А листья на деревьях?
- Правильно, может выпасть снег, на деревьях остаются редкие засохшие листочки.
- Давайте возьмем ватные палочки и нарисуем падающий снег или засохшие листья на ветках. Можно нарисовать и то и другое, а можно что-то одно.
Дети рисуют. Затем все рисунки собираются в одном месте(выставка).
- Посмотрите, все рисунки отличаются друг от друга. Кто запомнил как называется техника в которой мы рисовали??(кляксография) Из чего мы рисовали деревья? (клякса). Вам понравилось рисовать кляксами?? Вот какие замечательные рисунки получились у нас без помощи кисти!

Виктория Сахарова
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Поздняя осень»

Задачи :

вызвать у детей интерес к поздней осени , развивать способность эмоционально отвлекаться на настроение грусти, печали, переданное в стихах. Вызвать желание выразить это состояние с помощью цвета в пейзажном рисунке; учить работать с палитрой, составлять цветовую гамму, получать серые глухие, неяркие тона. Закрепить навыки изображения деревьев и кустов без листьев.

Развивающая среда :

серия картин " Осень ", альбомные листы, гуашь, палитра,кисти разных размеров, вода, салфетки.

Предварительная работа :

беседа о поздней осени , ее признаках,рассматривание картин, заучивание стихотворений, наблюдения на прогулках.

Ход занятия.

Ребята, послушайте стихотворение А. Плещеева и подумайте, о какой осенней поре говорит автор :

Скучная картина!

Тучи без конца.

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца.

Чахлая рябина

Мокнет под окном,

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Радостно ли вам от этой картины, нарисованной поэтом ?

Вот какая разная бывает осень ! То яркая, нарядная, то тихая, грустная, серенькая. Сегодня мы будем рисовать такую осень . какие краски вам для этого понадобятся- теплые, яркие или холодные, серые?

Посмотрите на картину с изображением поздней осени . какого цвета небо?- А деревья какие?

Сейчас я расскажу, как получитьэти неяркие краски. У вас на столах лежат палитры, на таких палитрах художники составляют краски. И вы будете это делать. Чтобы получить серую краску надо к белой добавить немного черной краски. Если вы будете рисовать тучи , то возьмите синюю краску и добавьте к ней немного черной и белой краски, размешайте их на палитре. Цвет травы поздней осенью тоже утратил яркость - он бурый. Возьмите зеленую краску и добавьте к ней немного желтой и коричневой - получится бурый цвет.

Итак, сначала нужно составить нужную краску на палитре, а потом рисовать ею на листе . Подумайте о своей картине и приступайте к работе.

После окончания рисования работы выставляются для просмотра.

Интеграция: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Цели:

Обучающие: учить детей видеть изменения в природе и передавать их в рисунках различными нетрадиционными способами, соблюдая колорит характерный для поздней осени. Обратить внимание на решение художниками колористических задач, при изображении земли, неба, ветреной и дождливой погоды. Продолжать учить изображать деревья разных пород и возраста, передавать в рисунке перспективу. Продолжать знакомить детей с произведениями живописи И.Левитана «Золотая осень»

Развивающие: развивать эстетические чувства, эмоции; умения самостоятельно создавать художественные образы. Развитие умения чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткости к поэтическому слову. Совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины.

Воспитывающие: воспитывать в детях умение видеть и понимать прекрасное, любовь к родному краю. Продолжать формировать умение контроля и самоконтроля.

Нетрадиционные техники: кляксография с трубочкой, тычкование, отпечатки листьев, черно-белый граттаж, обведение любого предмета простым карандашом дорисовывая превращая во что-то другое.

Материалы: бумага, тушь либо гуашь, пластиковая ложечка, трубочка. Свеча, широкая кисть, палочка с заточенным концом. Листья деревьев, кисти, гуашь. Жесткие кисти, салфетки. Репродукции картин с изображением осени. Музыкальное сопровождение аудиозапись П.И. Чайковский из альбома «Времена года».

Ход занятия

I. Оргмомент.

И в десять лет и в семь и пять
Все люди любят рисовать
И каждый смело нарисует
Все что его интересует
Все вызывает интерес
Далекий космос, ближний лес
Цветы, машины, сказки, пляски….
Все нарисуем, были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.

II. Беседа с детьми.

Какое сейчас время года? (осень)

– Назовите признаки осени (листья пожелтели, перелетные птицы улетели в теплые края, идут дожди, солнце светит меньше, звери готовятся к зиме).

– Почему осеннюю листву называют золотой?

– Листву каких деревьев действительно можно назватьзолотой? (березы, клена)

– А какую багряной? (осины, рябины)

– Листья какого кустарника и осенью зеленые? (сирени). А светло- коричневые? (липы, дуба, вяза).

– Как называется лес, где растут одни березы? (дубы, липы).

Дети: березовая роща, дубрава

– Какие пословицы и поговорки об осени вы знаете?

  • В осеннее ненастье погода на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.
  • В сентябре огонь и в поле, и в избе.
  • В сентябре одна ягода, и та – горькая рябина.
  • В сентябре синица просит осень в гости.
  • Весна красна цветами, а осень – снопами.
  • Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.
  • Октябрь плачет холодными слезами.

III. Физкультминутка.

IV. Знакомство с произведениями искусства.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
и лучезарны вечера.

(звучит аудиозапись П.И. Чайковского из альбома «Времена года)

Дети рассматривают пейзажи И. Левитана «Вечерний звон», «Золотая осень», вспоминают, какие осенние цветосочетания они видели. Воспитатель предлагает детям выбрать осенние краски (краски золотой осени: охра, желтый, багряный, бордовый, оранжевый) из множества имеющихся, рассмотреть букеты опавших листьев и показать те оттенки, цвета, которые понравились.

Педагог предлагает детям послушать стихотворение А.С. Пушкина и определить, какое это время года (стихотворение о ранней и поздней осени).

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

– Позднюю осень называют «серебряной» почему? (лужи затягивает льдом, летят на мерзлую землю серебряные звездочки – снежинки, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья).

Дается задание детям подумать и нарисовать пейзажи золотой и поздней осени с применением выбранных техник.

Педагог акцентирует внимание детей на выборе определенных техник рисования: техника тычкования больше подойдет для изображения золотой осени; кляксография с трубочкой отобразит характерный колорит середины осени, а граттаж удивит своей непохожестью на другие техники и откроет красоту поздней осени. По окончании работ дети рассматривают рисунки, дают им названия, поясняют, какой месяц и какая погода нарисованы, какими способами и материалами пользовались, как удалось изобразить наиболее выразительно дождливую, ветреную погоду, неприятное состояние поздней осени в красивом пейзаже, сравнивают их с изображениями золотой осени.

Все детские работы оцениваются. В фойе детского учреждения организовывается выставка юных художников.

Рисование осеннего пейзажа для дошкольников. Тема: «Осенние пейзажи»


Средина Ольга Станиславовна, воспитатель, МДОУ №1 «Медвежонок» г. Юрюзань Челябинская обл.
Мастер-класс для воспитателей.
Цель: Знакомство со сложной темой, показ нескольких вариантов рисунков.
Материалы:
1 вариант: акварель, гуашь, («сухая кисть»)
2 вариант: бумага, фломастеры
3 вариант: пастель, гуашь
4 вариант: восковые мелки, акварель, клей ПВА, цветная бумага (кусочки).
Описание:
Законы перспективы для дошкольников старших - подготовительных групп в доступной форме можно показать на примере рисования осенних пейзажей со вспаханным полем. (Этот материал можно использовать и для младших школьников).
Для начала мы рассматриваем фотографии и пособия по теме «Ближе - дальше», на которых изучаем один и тот же объект, снятый издалека и вблизи. Корова, машина, поезд, человек, дом, цветок, бабочка нарисованные художником или снятые фотографом в разных ракурсах на листах кажутся нам разного размера, а на самом деле их размер не меняется.
Для закрепления этого понятия, мы подключаем моторику и, проговаривая фразу «Ближе - больше, дальше – меньше», показываем руками приближение, удаление и изменение размера.
Следующий этап – знакомство с понятием «Линия горизонта». Рассматривая пейзажи, мы учимся находить линию, где встречаются небо и земля, определяем низкую, высокую и среднюю линию горизонта.
1 Низкая линия горизонта
Практическая работа начинается с проведения линии горизонта. Она проводится ниже середины листа. Затем мы опускаем вертикальную черту к краю листа и из этой же точки проводим прямые линии к нижним углам листа. Самый сложный этап пройден. Теперь нужно из этой же точки провести много прямых не пересекающихся линий, чтобы получилось вспаханное поле. Когда дети заканчивают этап «вспашки», слышится много восторженных возгласов: «Ух, ты! Как на самом деле получилось»!
Теперь мы вспоминаем понятие «Ближе - больше, дальше – меньше» и дорисовываем силуэты елей вблизи и вдали. Расположение и количество деревьев может быть иным, чем на рисунке педагога.
Дополнением могут стать дальние горы, солнце, облака, летящие птицы…









2 Высокая линия горизонта
Рисуем высокую линию горизонта (выше середины листа). Проводим необходимые построения. Сначала ведем вертикальную черту от середины линии горизонта до нижнего края листа. Из этой же точки проводим прямые линии к нижним углам листа. Дополняем рисунок поля «веером» линий. «Пашем» поле. Потом представляем, что мы стоим на одном краю поля, под высоким древом, а на другом краю поля растут такие же деревья, но они кажутся нам… (какими?) маленькими. Изображаем сначала стволы, а затем и ветви деревьев. При желании дополняем пейзаж на переднем плане кустарником, муравейником, пенечком. Рисуем солнце, облака, покинутые гнезда, улетающих птиц.










3 Средняя линия горизонта
Проводим две вертикальные линии, изображающие ствол старой березы. Рисуем их, сдвигая дерево влево в сторону от середины листа. Слева и справа от ствола дорисовываем среднюю линию горизонта. Прорисовываем кору у дерева.
Вспаханное поле будет видно нам слева и справа от березы. Рисуем веерные линии с каждой из сторон.
Ветви березы склоняются к земле. Дорисовываем тонкие веточки. Можно дополнить рисунок садящимся солнцем, дуплом, кустами, пенечками, муравейниками.






ВТОРОЙ ВАРИАНТ РАБОТЫ (В ЦВЕТЕ)
В этом случае рисунок, сделанный не фломастерами, а карандашами или восковыми мелками, разукрашивается акварелью или гуашью. Листья могут дорисовываться, или приклеиваться на ПВА


















ДЕТСКИЕ РАБОТЫ
  • Развивать представление о том, что через подбор красок можно передавать в рисунке определенную погоду и настроение, характерные для дождливой поздней осени.
  • Познакомить детей с новым способом выразительного изображения колорита поздней осени, используя рисование восковой свечой.
  • Формировать навыки влажного тонирования бумаги акварелью, а так же отпечатывание раскрашенных краской засушенных листьев.
  • Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение и творческую активность
  • Воспитывать интерес к пейзажной живописи и к самому процессу рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию нетрадиционной техникой

Тема: «Дождливая поздняя осень».

(Старшая группа)

Программное содержание:

  • Развивать представление о том, что через подбор красок можно передавать в рисунке определенную погоду и настроение, характерные для дождливой поздней осени.
  • Познакомить детей с новым способом выразительного изображения колорита поздней осени, используя рисование восковой свечой.
  • Формировать навыки влажного тонирования бумаги акварелью, а так же отпечатывание раскрашенных краской засушенных листьев.
  • Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение и творческую активность
  • Воспитывать интерес к пейзажной живописи и к самому процессу рисования.

Предварительная работа:

  • Чтение стихов русских поэтов А. Н. Плещеева, А. С. Пушкина и др.
  • Рассматривание репродукций «Нахмурилась» (осень) С. Жуковского, «туман. Осень», «Поздняя осень» И. И. Левитана и др.
  • Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года» «Осень»
  • Наблюдение за небом, деревьями, дождем на прогулке.
  • Сбор и сушка осенних листьев, оформление гербария.

Материал и оборудование:

  • Листы белой бумаги для рисования
  • Акварельные краски, гуашь
  • Простые карандаши
  • Широкая кисть для смачивания бумаги
  • Беличьи кисти №6, №2
  • Кусочки белой парафиновой свечи
  • Баночки с водой, подставки для кистей, клеенка, салфетки

Ход занятия

1часть. Формирование замысла

Воспитатель предлагает детям взглянуть за окно, обращает внимание, что закончилась золотая осень. Все чаще небо заволакивают тяжелые серые тучи, и идет холодный моросящий дождь. С деревьев опали все листья на мокрую темную землю. Наступила поздняя осень. Поэт М. П. Чехов так писал об этом времени:

Все дождь и дождь. Повсюду лужи,

На землю с крыши потоки льют.

Что день, то пасмурней и хуже,

И от осенней острой стужи

Не знаешь, где найти приют.

Все дождь и дождь… увяли розы,

Цветы озябли, не цветут,

И на деревьях только слезы…

Еще неделька – и морозы

К нам грозно с севера придут.

Воспитатель обращает внимание на репродукции картин поздней осени и предлагает определить гамму красок, которую использовали художники при рисовании поздней осени (серый, коричневый, черный все темные цвета и совсем мало желтого, красного и др. ) Предлагает детям стать художниками и нарисовать красками свою позднюю осень с ненастной дождливой погодой.

Воспитатель показывает, новый прием рисования дождя:

Прежде чем начнете рисовать, я обучу вас одному простому, но очень интересному и необычному приему, которого вы еще не знаете. Я покажу как можно изобразить на бумаге дождь. Возьмем простой карандаш и на белом листе бумаги наметим косые струи дождя. Помните загадку «Долговяз в земле увяз». Не забудем отметить карандашом линию земли и нарисуем, как струи дождя льются с неба на землю.

А теперь возьмем кусочек свечи - он у вас на столе - и проведем им, нажимая со средней силой, по карандашным линиям дождя.

Воспитатель задает вопрос:

Как же нам увидеть дождь на рисунке? Что нужно сделать? (раскрасить лист бумаги ).

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как можно получить размытые тона для создания фона картины (прием тонирования бумаги по сырому).

Воспитатель уточняет технику рисования по сырому:

Хочу напомнить вам прием тонирования по сырому. Лист бумаги слегка смачиваем водой широкими мазками широкой кисточкой. Потом по мокрому листу наносим краску нужного нам цвета и подходящую данному колориту рисунка, наносим так, чтобы границы краски соприкасались, доже слегка заходили друг на друга. Так одним цветом можно выделить землю, а другим небо, и граница между ними, получается размыта. Воспитатель задает вопрос:

Какую гамму красок вы будете использовать при рисовании хмурой, дождливой, пасмурной погоды? (серую, черную, фиолетовую, коричневую, темно-синюю …)

Воспитатель предлагает детям подумать:

Как можно изобразить с помощью отпечатывания сухими листьями голые деревья? (можно закрасить не весь засушенный лист, а нанести краску толстой кистью только вдоль его прожилок ).

Физминутка

2 часть. Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель предлагает детям приступить к работе поэтапно:

  1. Набросок дождя простым карандашом и прорисовка дождя восковой свечой.
  2. Тонирование бумаги по сырому, используя темную гамму красок.
  3. Отпечатывание сухими листьями деревьев.

(Вовремя, самостоятельной работы детей, включить запись музыки П. И. Чайковского «Времена года» «Осень»).

3часть Анализ детских работ.

  • Дети рассматривают работы.
  • Дают названия своим картинам.
  • Поясняют, какой месяц и какая погода нарисована.
  • Рассказывают, какими способами рисовали.
  • Какими материалами пользовались
  • Какое настроение вызывают рисунки детей.

Воспитатель предлагает послушать отрывок из стихотворения Н. Рубцова.

Мелкий, дремотный, без меры,

Словно из множества сит,

Дождик знобящий и серый

Все моросит, моросит..

Жнивы, деревья и стены

В мокрых сетях полутьмы

Словно бы ждут перемены

Чистой, веселой зимы!

Мне кажется, ребята, что это стихотворение очень хорошо отражает настроение, которое создают ваши картины. И вселяет в нас радость скорого прихода долгожданной зимы. Вы сегодня все отлично поработали. Спасибо вам за творчество.